Детям о воде. Познавательно-практическое занятие в старшей группе «Что мы знаем о воде

Наталья Коровина
Конспект НОД «Что мы знаем о воде» для детей среднего дошкольного возраста

Конспект НОД «Что мы знаем о воде"

Участники: дети среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет, воспитатели

Место проведения: группа

Цель: Поддерживать у детей интерес к экспериментированию. Развивать познавательную активность, речь дошкольников посредством экспериментирования.

Образовательные:

Продолжать знакомить детей со свойствами воды;

Дать представление о роли воды в жизни человека, растений и животных;

Закрепить умение делать выводы по итогам экспериментирования;

Активизировать словарь детей; существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

Закреплять правила безопасного поведения во время экспериментов.

Развивающие:

Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования, способность делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

Желание работать в коллективе;

Бережное отношение к воде.

Методы и приемы: игровой, словесно-логический, практический (опыты, рассказ, пояснения, поощрение, физминутка, самостоятельная деятельность детей, отгадывание загадок.

Оборудование: прозрачные пластиковые стаканчики, чайные ложки, ёмкости разной формы, пипетка, воронка, салфетки, коктейльные трубочки, вода, сахар, соль, картинка «Круговорот воды», аудиозапись «Шум воды ручейка», проектор, экран, слайд-шоу: «Вода бывает разной…».

Предварительная работа: Анализ и обобщение литературы, разработка перспективного планирования, подборка опытов с описанием проведения. Разучивание с детьми пословиц, поговорок и стихотворений о воде; чтение рассказов, сказок познавательного характера; рассматривание иллюстраций по теме; беседы на тему: «Где можно встретить воду?», «Кто живёт в воде?», «Кому нужна вода»; наблюдения в природе в разное время года; дидактические и развивающие игры; игры с водой, наблюдение на прогулке за лужами (отражение предметов, опыты с водой (течет, разливается, не имеет формы).

Дети к нам сегодня пришло много гостей, давайте поздороваемся с гостями. (Здороваются)

Сегодня я принесла баночку с необыкновенным веществом. Что в ней, какое вещество, узнаете, отгадав загадку:

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли -

Жить нельзя нам без. (Воды)

На экране появляются слайды с изображением моря, реки, озера и ручья. Звучит запись журчания ручейка.

Что вы видите на экране? (ответы).

Как всё это можно назвать одним словом? (Вода)

Правильно, вода. Все реки, моря, озёра состоят из воды.

А вот и наша планета. Этот снимок сделан из космоса. Земля – голубая планета.

Почему её так называют? (Потому что на ней много воды).

Ребята, как вы думаете, кому нужна вода? (Ответы детей.) Правильно, вода нужна и людям, и растениям, и животным, и птицам.

Речевая игра «Закончи предложение»: «Вода нужна людям (животным, птицам, растениям) для того, чтобы…».(Ответы детей)

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

Без нее вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Вода состоит из множества маленьких капель. Посмотрите на экран, это капля воды.

А теперь мои ребятки

Отгадайте-ка загадки.

На весёлую загадку

Вы увидите отгадку.

Если плачу – не беда,

Вместо слёз течёт вода.

Я такой плакучий

Из-за серой тучи. (дождь)

Пушистая вата плывет куда-то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (туча, облака)

Пусть мала я, ну так что ж!

Ты меня перешагнешь.

Но, как дождика дождусь,

На весь двор я разольюсь! (лужа)

Бегу я как по лесенке по камешкам звеня,

Издалека по песенке узнаете меня! (ручей)

Направо вода и налево вода,

Плывут здесь суда и туда и сюда

Но если захочешь напиться, дружок,

Соленым окажется каждый глоток. (море)

Состоит он из морей.

Ну, давай, ответь скорей.

Это – не воды стакан,

А, огромный (океан)

Необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

Запомните пословицу: закрывай по крепче кран, чтоб не вытек океан.

Воспитатель: Давайте вместе повторим её.

Посмотрите на рисунок: когда солнце нагревается поверхность водоёма превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, и образуются облака и тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом в виде дождя, зимой в виде снега. Капельки воды в природе ходят и движутся по кругу.

Я буду мама Тучка, а вы капельки. Делайте всё, что я скажу.

Капелькам пора отправляться в путь.

Полетели капельки на землю, попрыгаем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли весёлыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнца и вернулись к маме Тучке. Молодцы капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались.

Итак, мы узнали, что вода может быть разной: морем, рекой, и т. д.

И некоторые её свойства мы сейчас с вами проверим. (Педагог приглашает детей пройти к столикам для эксперимента).

Опыт 1 "Вода - это жидкость".

Вода - это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой.

предлагаю попробовать перелить воду из одного стакана в другой.

Опыт 2 "Вода не имеет запаха".

А теперь, я предлагаю тебе понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Вывод: вода ничем не пахнет, у неё нет запаха.

Опыт 3 "Вода прозрачна. ".

Ребята, а как ты считаешь, какого цвета вода? (Ответ ребёнка). Сейчас мы это проверим

Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы ребёнка). Опустить в стакан с молоком мелкую игрушку видна она или нет. Затем в стакан с водой.

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная

А я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом?

Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зелёнку). Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответ).

Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

А теперь, я предлагаю тебе, попробовать воду на вкус (ребёнку предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.

Давайте проведём с тобой небольшой опыт. Положи в стаканчик с водой вещество, которое находится у тебя на столе (взрослый демонстрирует). Размешай, а теперь попробуй воду. Какая она стала на вкус? (Ответ). Как ты думаешь, что вы добавили в воду? (Ответ).

Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.

А сейчас мы с вами проведём эксперимент. Перед вами 2 стакана с водой. Вода в них одинаковая?

Дети: Нет чистая и грязная.

Воспитатель: А вы хотели бы выпить эту воду? Почему? А эту? Почему? Давайте вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём воронку, вложим в неё марлю и начнём пропускать грязную воду через эту воронку. Посмотрим, что у нас получится?

Эксперимент мы проведём,

Воду чистую найдём.

Воспитатель: Что ребята получилось?

Дети: Вода стала чистой.

Воспитатель: А что стало с нашей марлей?

Дети: Она стала грязной.

Воспитатель: Да, без чистой воды мы не сможем прожить. Нам нужна только чистая вода.

«Можно ли склеить бумагу водой?»

Берем два листа бумаги, двигаем их один в одну другой в другую сторону. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвигать листы - не двигаются.

Вывод: Вода обладает склеивающим действием

Воздух легче воды - пузырьки

Вода способна удерживать на поверхности предметы.

Вы мне недавно задали вопрос: как растения пьют воду?

Опыт 10 «Как растения пьют воду».

Дети, как вы думаете, как растения пьют воду? (С помощью корней).

Помещаем в сосуд с водой «ствол» вырезанного из промокательной бумаги дерева и наблюдаем, как вода поднимается к «веточкам».

Вывод: так и в природе растения получают воду из почвы, поэтому их необходимо поливать.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? Что нового вы узнали о воде? Понравилось ли вам заниматься в лаборатории? Что показалось самым интересным? (Ответы детей.)

Воспитатель благодарит детей за участие в опытно-экспериментальной деятельности и вручает им значки «Юный исследователь».

Лиханова Лариса Петровна,

воспитатель дошкольного отделения

МАОУ гимназия №83 г. Тюмени

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся,

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить.

Н. Рыжова

Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление детей с окружающей средой. У дошкольников формируются способности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе, а в частности – к воде - стали залогом выживания на нашей планете. Мы не случайно взяли за основу работы проект «Вода». Ведь именно в дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования бережного отношения, заботы, любви к природе, а в контексте нашей темы – и воде. Ознакомление детей с водой строится в ходе наблюдения, в процессе беседы об увиденном, во время чтения художественных произведений. Работа производится не только на занятиях, но и на прогулках, экскурсиях, при демонстрации документальных фильмов, во время трудовых действий в уголке природы. Обращаем внимание на ежедневные изменения погоды. Используем картины, серии картин, иллюстрации, художественную литературу, видеозаписи о воде.

Цель: Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления и экспериментальной деятельности с водой (свойства, агрегатные состояния, явления природы – иней, снег, лед, гололед, наст и т.д.)

Задачи:

ü Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов.
ü Развивать умение наблюдать анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки явлений природы.
ü Уточнять представления детей о взаимосвязи признаков и закономерностей в окружающем мире.
ü Развивать творческую активность, художественный вкус у детей.
ü Развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.
ü Познакомить с составом воды (кислород).

Форма обучения: Нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей. Новизна проекта заключается в использовании компьютерных тихнологей.

Формы работы по реализации проекта:

ü Наблюдения и экологическая экскурсия на пруд «Лесной».

ü Просмотр документальных фильмов BBC.

ü Познавательная деятельность: музыкально-творческая, изобразительная, художественная литература.

ü Игры: подвижные, дидактические.

ü Работа в лаборатории (опыты и эксперименты).

ü Создание альбома «Кто живет в воде».

СЕНТЯБРЬ

Тема: «Роль воды в появлении жизни на Земле».

Задачи: Дать детям представление о том, что планета Земля- это огромный мир. Большая часть земли покрыта водой, (океанами и морями).

Вода - источник жизни. Воспитывать бережное отношение к природе.

Беседа: Просмотр документального фильма ВВС «Планета земля», «Перстная вода», «Великая тайна воды».

Рассматривания с детьми воды на глобусе, географической карте.

Опыты: Экспериментальная деятельность на прогулки «Ручеёк,река, озеро, море».

«Океаны и моря».

Художественное творчество: Лепка «Морское царство».

Игры: « Море волнуется раз».

ОКТЯБРЬ

Тема: « Где мы встречаем воду и какая она».

Задачи: Дать представление о некоторых видах природных водоёмов, рек, морей, озер. Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту. Понятие, что в водоемах вода бывает разной тем­пературы, в зависимости от температуры воды в водоёмах жи­вут разные растения и животные.

Беседа: Просмотр документального фильма ВВС «Великие озера». «Какие водоёмы на нашей планете ты знаешь?», «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?», «Какие свойства воды ты знаешь?».

Опыты: «Фонтан»

Чтение художественной литературы: «Сказки и были о морях и океанах», «Живая вода» (сказки народов Сибири).

Художественное творчество: «Морское дно» (пластилинография).

Игры: «Круги на воде»

Музыка: Слушанье:шум прибоя, шуршание ручья, шум дождя. Диск «Добро пожаловать в экологию», библиотека программы «Детство».

НОЯБРЬ

Тема: « Свойства и формы воды».

Задачи: Ознакомить детей со свойствами: не имеет запаха и цвета, почему течет. Учить детей последовательно излагать свой мысли, правильно строить свою речь, обогатить словарный запас.

Совершенствовать представления о жидком, твёрдом, газообразном состоянии воды.

Беседа: Вода прозрачная и не имеет собственной формы. В состав воды входит кислород.

Опыты: «У воды нет вкуса и запаха», «Прозрачная вода», «Пар тоже вода», «Вода без формы», «Вода бывает холодной, теплой, горячей», «Как убедиться что вода прозрачная».

Чтение художественной литературы: Приключение в капле воды. С.Ю. Афонькин р.н. сказка «Снегурочка. Заучивание стихотворения Н. В. Нуркеновой «Туман».

Художественное творчество: «Кувшин с водой».

Игры: «Тонет, не тонет».

ДЕКАБРЬ

Тема: « Свойства воды - вода растворитель».

Задачи: Выявить вещества, которые растворяются в воде. Познакомить со способами очистки воды - фильтрованием.Развивать наблюдательность, умение сравнивать.

Беседа: Познакомить с процессом растворения краски, сахара в воде. Фильтрования воды с разными веществами.

Опыты: «Очищение воды», «Растворяется, не растворяется», «Где вода быстрее замерзает?», «Получим талую воду».

Чтение художественной литературы: Загадки и стихи.

Художественное творчество: Х.К. Андерсен «Снежная королева».

Игры: « Сравнение льда и снега: что быстрее тает».

ЯНВАРЬ

Тема: « Круговорот воды в природе»

Задачи: Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для жизни человека, развивать социальные навыки у детей, умение работать в группе, договариваться, доказывать правильность своего мнения.

Беседа: Просмотр документального фильма «Путешествие капельки».

Опыты: «Снег - это вода», «Лёд легче воды», «Сосулька-лед».

Чтение художественной литературы: Рассказ Н. Носова «Горка».

Художественное творчество: коллективная работа – аппликация «Снежинки». Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой (изморозь, иней, сосульки, капель, ручейки и т.д.). Заучивание стихотворения Ф.Тютчева.

Игры: «Ходят капельки по кругу», «Зима, холод, снег», «Круговорот, как я его понимаю».

ФЕВРАЛЬ

Тема: «Жизнь в воде».

Задачи: Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде. Разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.

Беседа: Чтение энциклопедии «Обитатели моря», «Жизнь в соленой воде».

Опыты: «Живая вода».

Чтение художественной литературы: А.С.Пушкин «Золотая рыбка», Х.Андерсен «Русалочка». Лиман Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».

Художественное творчество: «Рыбы – обитатели водоёмов», «Кто живет в реке» с элементами театрализации.

Игры: «Караси и щука», «Разложи картинки»

МАРТ

Тема: «Вода в жизни животных».

Задачи: Показать значение воды в жизни живой природы. Используя модели закрепить знания детей о воде, как средство обитания некоторых животных.

Беседа: «Жизнь воды и жизнь в воде».

Опыты: «Выращивание коралловых рифов, создание подводного царства». Серия обучающих проектов «Исследуй это».

Чтение художественной лите ратуры: Н.Н.Авдеева, Г.Б.Степанова «Кто живет воде», Ю.Школьник «Подводный мир».

Художественное творчество: «Берегите природу», «На пруду».

Музыка: Поем А. Верицева «Синяя вода».

Игры: «Мы - водные животные».

АПРЕЛЬ

Тема: «Вода в жизни человека».

Задачи: Расширить знания, что вода необходима для поддерживания жизни и обеспечения человека. Рассказать об использовании воды, о том, что воду нужно беречь. Дать представление как «путешествует» вода, прежде чем попадет к нам в дом. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду.

Беседа: «Вода у нас дома», «Сколько человеку нужно воды», «Кому нужна вода». «Зачем человеку нужна вода?», «А еще кому нужна вода?», «Что было бы, если бы с земли ушла вода?».

Опыты: «Соединяющиеся сосуды», «Вода нужна всем», «Растения пьют воду», «У

растения внутри есть вода».

Чтение художественной литературы: К.И.Чуковский «Мойдодыр», Д. Я. Фащук «Лекарство от болезней моря». Чтение произведений Н.А. Рыжовой «История одного пруда», «Как люди речку обидели».

Художественное творчество: Конкурс рисунков по произведению К.И.Чуковский «Мойдодыр».

Игры: «Кто больше назовет съедобной жидкости»

МАЙ

Тема: «Берегите воду»

Задачи: Помочь детям понять: как загрязнение водоёмов влияет на жизнь птиц, рыб и других обитателей. Прививать бережное отношение к воде.

Беседа: Просмотр мультфильма «Берегите воду» (кинокомпания «Триван») и его обсуждение.

Опыты: «Мыльные пузыри».

Чтение художественной литературы: В.Крупин «Живая вода».

Художественное творчество: Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря, предметных картинок с сюжетами использования воды. Составление памятки «Правила поведения на воде». Коллективная работа «Озера, реки и моря».

Составление кроссвордов, ребусов.

Музыка: Разучивание песни «Капитошка».

Игры: «Чей кораблик доплывет быстрее?», «Четвертый лишний».

ЛИТЕРАТУРА

Тугумева Г.Г., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего старшего дошкольного возраста. Санкт – Петербург Детство – Пресс. 2011г.

О.А.Скоропулова Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода» Москва 2008г.

С.Н.Николаева Методика экологического воспитания в детском саду М., «Просвещение»,2001г.

«Дошкольное воспитание» 1998г., №9, с. 11 «Сколько воды нужно человеку?» А.Королева.

«Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Под ред. Л.Н.Прохоровой. М., «АРКТИ», 2005г.

О.В. Дыбина Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников М.,ТЦ «Сфера»,2005г.

Н.А.Рыжова Волшебница- вода. М., Линка- Пресс, 1997г

Интернет ресурсы

«Свидетельство о публикации» Серия А № 0000901

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Вортоньян Надежда Гавриловна
Педагог дополнительного образования МБОУ дополнительного образования детей центра творческого развития и гуманитарного образования «Радуга» г.Тайшета

Задачи: 1. Расширить знания детей об особенностях и значении воды в природе и жизни человека;
2. Развивать интерес к представителям подводного мира, желание больше узнать об их жизни, повадках, приспособлении к условиям жизни;
мышление, воображение и творческие способности обучающихся;
4. Воспитывать бережное отношение к природе.
5. Содействовать воспитанию чувства доброты, сопереживания, сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

Подготовительная работа: чтение сказок «По щучьему велению», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Премудрый пескарь», «Случай с Евсейкой» и др.

Ведущий. Здравствуйте, ребята, приглашаю вас на игру, где вы сможете, проявив внимание и смекалку, показать свои знания и умения, узнать что-то новое, о чём-то задуматься. Речь сегодня пойдёт о воде. Мы с вами поделимся на две команды. Выберите себе капитана. Придумайте название команды.

Чтение стихотворения учащимися.
Спросил на днях малыш сосед
У струйки, льющейся из крана:
- Откуда ты?
Вода в ответ:
- Издалека, их океана!
Потом малыш гулял в лесу.
Росою искрилась поляна.
- Откуда ты? – спросил росу.
- Поверь, и я из океана!
- Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана донёсся шёпот:
- Знай, малыш, и я пришла из океана!
На поле лёг туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
- Откуда ты? Ты кто такой?
- И я, дружок, из океана!
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке, и в слезинке,
Ив дождинке, и в росинке –
Нам откликнется всегда океанская вода!
Ведущий. Взгляните на глобус. Больше всего на нём голубого цвета.
- А что на глобусе изображают голубым цветом? (Воду).
- Какое значение в жизни человека играет вода? Для чего она нам нужна?
Ведущий.
Вода – одно из самых важных для человека веществ. Наш организм, кровь, мозг, ткани тела больше чем наполовину состоят из воды. А в некоторых растениях её ещё больше.
На высоких горах, в Арктике, Антарктиде вода находиться в виде снега и льда. Это твёрдое состояние воды. Лёд можно видеть у нас на реках и озёрах, когда они замерзают зимой. Много воды в атмосфере: это облака, туман, пар, дождь, снег.

Первый тур. «Где спряталась вода».
1. Чист и ясен, как алмаз, дорог не бываю.
Я от матери рождён, сам её рождаю. (Лёд).
2. Стоят старички, на них белы колпачки, не шиты, не мыты, не вязаны (Пни в снегу).
3. Заря-зарница, красная девица,
По полю гуляла, ключи потеряла,
Месяц увидал, солнце подняло. (Роса).
4. Выросло, сповыросло, из бороды повылезло,
Солнышко встало, ничего не стало. (Туман).
5. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идёт, глаз нет, а плачет (Туча)
6. Что растёт корнем кверху? (Сосулька).

На поверхности суши находятся реки и моря, и это далеко не вся вода, имеющаяся на земле. В глубине грунта существуют подземные реки и озёра. И вы не удивляйтесь тому, что и твёрдый лёд, и лёгкий, как газ, пар тоже вода. Таково её свойство: она бывает жидкой, твёрдой и газообразной. Об этих свойствах воды человек знает уже давно, и у нашего народа существует много интересных загадок по этому поводу. Второй тур у нас «Загадочный». Давайте попробуем их разгадать.

Второй тур. «Загадочный».
1. Течёт, течёт – не вытечет. Бежит, бежит – не выбежит (Река).
2. Белая скатерть всё поле покрыла (Снег).
3. Кругом вода, а с питьём - беда (Море).
4. Крупно, дробно зачастил, всю землю напоил (Дождь).
5. Не драгоценный камень, а светится (Лёд).
6. Ног нет - а идёт, глаз нет - а плачет (Туча).
7. Во дворе горой, а в избе водой (Снег).
8. Чего в гору не выкатить, в решете не унести и в руках не удержать (Вода).
9. Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зелёная (Озеро).
10. Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя (Болото).
11. Алёна-царевна по городу ходила, ключи обронила. Месяц видел, солнце взяло (Роса).
12. Зимой скрываюсь, весной появляюсь, летом веселюсь, осенью спать ложусь (Река).
13. Белый Тихон с неба спихан, где пробегает – ковром устилает (Снег).
14. Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали, а пошли искать их днём, ищем, ищем – не найдём (Роса).
15. Белые барашки на синем лугу… А кто их пасёт, понять на могу. (Облака).
16. Не конь, а бежит. Не лес, а шумит (Река).

Ведущий. При недостатке воды жизнедеятельность организма нарушается.
- Что произойдёт с растениями, если их не поливать? (При отсутствии воды они увядают и могут погибнуть).
- Что произойдёт с животными, людьми, если их лишить воды? (Они погибнут).
Например, упитанная собака может прожить без пищи до 100 дней, а без воды – менее 10 суток.
Потеря воды опаснее для организма, чем голодание: без пищи человек может прожить больше месяца, без воды – всего лишь несколько дней, так как в воде растворяются важные для жизнедеятельности организма вещества.
Прежде чем объявить третий тур игры, я расскажу вам анекдот, который близок к теме нашей игры. Турист возле озера спрашивает местного жителя: «Скажите, пожалуйста, если я поймаю здесь рыбу, не будет ли это нарушением закона?». «Нет, это будет чудом!».
- Почему местный житель так ответил туристу? (В этом озере нет рыбы).
- Почему из наших водоёмов исчезает рыба? (Люди отравляют воду в водоёмах: сливают отравленную воду с фабрик, комбинатов; моют машины на берегах рек. Все масла попадают в воду, обитатели из-за этого погибают. Очень много мусора в воде. Люди ловят рыбу весной, когда на неё ловля запрещена).

Третий тур «Приплыла к нему рыбка…»
1. Назовите сказки, героями которых являются рыбы. («По щучьему велению», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Премудрый пескарь», «Случай с Евсейкой» и др.)
2. Чем питаются рыбы? (Червями, моллюсками, ракообразными).
3. Зачем рыбам зимой необходимы проруби? (Им нужен кислород).
4. Самое крупное животное, обитающее в воде? (Синий кит).
5. Назовите самую хищную рыбу в реке. (Щука).
6. Назовите самую хищную рыбу в океане (Акула).
7. Как называется крупная водоплавающая птица с длинным клювом и мешком под ним? (Пеликан).
8. Какая самая маленькая морская птица способна «ходит» по воде? (Буревестник).

Ведущий. Некоторые птицы тоже не могут обходиться без воды. Сейчас мы о них и узнаем.
Четвёртый тур «Птица – добрый знак».
1. Кого называют водяным воробьём? (Оляпку).
2. Почему гусь выходит сухим из воды? (Потому что его перья смазаны жиром).
3. Жизнь каких птиц связана с водой? (Уток, гусей, лебедей, цапель, гагар, чомги, пингвинов и др.).
4. На озёрах, прудах водятся утки. Когда они улетают на юг и почему? (В конце осени – начале зимы. Когда появляется лёд и заканчивается корм).
5. Как называется маленькая уточка, занесённая в Красную книгу? (Мраморный чирок).
6. Какая птица может издавать громкие звуки, напоминающие рёв осла? (Альбатрос).

Ведущий. В воде живут не только рыбы, но и животные. Следующий тур –

Пятый «Жизнь под водой».
1. Как ещё называют ондатру? (Водяная крыса).
2. Где живёт водяная крыса? (В реках, ручьях, канавах, торфяных болотах, озёрах).
3. У какого зверя вход в норку через воду мокрый, а сама нора сухая? (У ондатры).
4. Назовите ценных пушных зверей, которые прекрасно плавают и ныряют (Европейская норка, ондатра, бобр).
5. Чем питается европейская норка? (Раками, лягушками, рыбами, моллюсками).
6. Как можно проникнуть в хатку бобра? (Только поднырнув под водой).

Ведущий. Послушайте ещё один отрывок «У острова Буяна» (по мотивам «Сказка о царе Салтане…» А.С. Пушкина.
Князь Гвидон сидел у моря.
Море вдруг всколыхалося вокруг,
Расплескалось в шумном беге
И оставило на бреге
Черномора - богатыря,
Нефтью жирною горя.
Стража в мире нет надежней,
И храбрее, и прилежней.
Дядька Черномор (тяжело дыша, Гвидону)
Славный город твой храню
И дозором обхожу.
Но нынче много средь морей
Развелося кораблей –
Кругом мусор на просторе,
Превратили в свалку море!
Гибнут рыбы, крабы, птицы…
Завтра всё может случиться:
Голод, мало кислороду,
Поскорей спасайте воду!
Ведущий.
Мы с вами затронули самый важный вопрос о чистоте наших водоёмов. Чистой воды на земле становится всё меньше и меньше. Недостаток её уже сейчас ощущается во многих странах. Однако это не потому, что запасы воды истощаются. Над водой нависла угроза загрязнения.
Заводы и фабрики, электростанции потребляют большое количество воды и одновременно загрязняют её различными продуктами отходов. Со сточными водами предприятий в реки и озёра попадают различные ядовитые вещества. Сами люди часто выбрасывают в реки разный мусор и хлам, не задумываясь о последствиях. В воде гибнет жизнь жизнь. Рыба, раки, растения – всё живое погибает в такой воде. Загнивающие воды отравляют воздух, становятся источниками тяжёлых заболеваний.
Часто люди оставляют включёнными краны с водопроводной водой, и их них вытекает большое количество чистой воды. Воду надо беречь!
Беречь воду – значить беречь жизнь, здоровье и красоту окружающей природы.
Многое делается для защиты воды в нашей стране, но проблема охраны её по-прежнему остра. Поэтому я предлагаю следующий, заключительный тур.
Шестой тур. «Спаси и сохрани!».
Вот вам листочки. Первая команда запишет свои правила о том, что нужно для сохранения чистой воды, а вторая команда напишет, чего нельзя делать для сохранения чистой воды.

Ведущий. Вот и закончилась наша игра. Подведение итогов игры.

Цели: Организовать познавательную деятельность воспитанников по усвоению ими знаний о значении воды для всего живого на Земле, развитию умений отражать полученные впечатления в продуктивной деятельности.
Создавать условия для формирования у воспитанников осознанно-правильного отношения к природе.
Способствовать развитию познавательного интереса; умения анализировать, делать выводы.
Задачи:
Организовать деятельность воспитанников по уточнению и расширению знаний о воде и видах водоемов.
Организовать деятельность воспитанников по усвоению знаний, что чистая вода – бесценный дар природы.
Организовать деятельность воспитанников по расширению знаний об основных источниках загрязнения воды и его последствиях.
Организовать деятельность воспитанников по реализации самостоятельной конструктивной творческой деятельности
Оборудование:
Рисунки детей, выполненных совместно с родителями на тему «Жить нельзя нам без воды!», глобус, ноутбук, экран, проектор, карточки для игры «Что будет, если исчезнет вода?», магнитная доска, плоскостные изображения земного шара, корзиночка для рисунков, голубые длинные ленточки и короткие и длинные тесемки.

Ход занятия

ВОСПИТАТЕЛЬ загадывает детям загадку.

В море я всегда солена,
А в реке я пресна.
Лишь в пустыне раскаленной
Мне совсем не место (вода).

Вода — одно из самых удивительных веществ на планете и ваши рисунки, которые вы нарисовали вместе с родителями, подтверждают, какая польза от воды людям. Беседа с детьми по рисункам, выполненным вместе с родителями на тему «Без воды нам жить нельзя».
ВОСПИТАТЕЛЬ. Вода нужна, чтобы сделать множество простых, обычных дел. Она ничем незаменима. Как вы думаете можно прожить без воды? Без воды человек не может долго жить.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Вы хотели бы еще что-то узнать про воду?
Тогда мы с вами отправляемся в город Знаний (показывает детям глобус).
ВОСПИТАТЕЛЬ. Знаете ли вы, что это? (ответы детей).
ВОСПИТАТЕЛЬ. Это глобус — модель планеты Земля. Что на глобусе обозначено голубым цветом? (ответы детей).
ВОСПИТАТЕЛЬ. А какие еще вы цвета видите? Что обозначено этими цветами? (суша).
Какого цвета на глобусе больше? (крутит глобус)
Как вы думаете, что это значит? (ответы детей).
Воды на нашей планете гораздо больше, чем суши.
Чтобы дети это представили, воспитатель предлагает каждому ребенку взять «модель земного шара» и вырезать ножницами части суши. Дети выполняют задание, потом сравнивают сушу и воду по величине, чего больше.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Где в природе есть вода?
ДЕТИ. В морях, океанах, реках, озерах.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Чем они отличаются и что у них общего? (ответы детей).
ВОСПИТАТЕЛЬ. Можно ли пить воду из моря и океана? Морская вода содержит много различных солей, которые вырабатываются водорослями. Полезно принимать ванны из морской воды, полоскать ей горло. Она укрепляет организм, но не пригодна для питья.
Какую воду можно пить? (ответы детей). Чистая, пресная нужна нам для питья, приготовления пищи, купания. Откуда берется пресная вода?
Речная вода называется пресной. Речную воду очищают в специальном месте, которое называется водоочистительным сооружением, после очистки она попадает в наши квартиры через водопроводные краны.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Где больше воды – в океанах или в реках и озерах?
Какой из этого можно сделать вывод? (Воду нужно беречь, потому что пресной воды на Земле мало).

Физкультминутка.

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре-
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – это кроль.
По реке мы дружно плыли,
Вышли на берег крутой
И помашем ей рукой!

Игра: «Что будет если исчезнет вода?»

(На магнитной доске карточки с изображением воды, растений, птиц, зверей, рыб, человека. Воспитатель убирает карточку с изображением воды, и дети должны рассказать, что будет с остальными животными, с человеком, с растениями, рыбами).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Вода имеет большое значение для жизни. Она нужна всем живым существам — животным, растениям и людям.
Кажется, что воды на земле много, но чистой воды становится все меньше и меньше. Как вы думаете, из-за чего это происходит?
Ответы детей.
ВОСПИТАТЕЛЬ . Люди нарушают правила поведения на природе. Водоемы загрязняются не только от мусора, но и фабрики, заводы загрязняют реки отходами своего производства. От этого гибнут водные обитатели. Морские побережья усеяны мусором, люди сбрасывают в моря и океаны огромное количество ядовитых веществ, аварии танкеров оставляют на поверхности воды липкие нефтяные пятна, все это губит воду. На планете есть страны, где чистой воды уже не хватает, поэтому 22 марта люди на всей планете отмечают всемирный день воды. Его девиз: «Вода – это жизнь». Мы должны беречь воду, чтобы ее хватило на всех.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Какие меры нужно принимать, чтобы вода не ушла от нас и была чистой?
ДЕТИ.
Не бросать мусор.
К воде надо относиться бережно, не оставлять открытые краны.
Содержать реки, озера, моря, пруды в чистоте и порядке, не засорять природные водоемы.
Устанавливать водоочистители.
ВОСПИТАТЕЛЬ.
На земле много разных рек – они большие и маленькие, и все куда-то бегут, большая река образуется из множества маленьких речек и ручьев. И очень важно сохранить воду малых и больших рек от загрязнения.
Воспитатель приглашает детей к столу, на котором лежит изображение суши.
Дети, посмотрите на нашем кусочке земли чего-то не хватает, как вы думаете чего?
ДЕТИ. Воды.
Давайте из ленточек и тесемочек сделаем большую, полноводную реку. Для подсказки можно рассмотреть фрагмент карты на слайде.
С помощью ленточек и тонких тесемок дети под руководством воспитателя моделируют изображение впадения ручейков в реки, а рек в моря.
Коллективная работа. Моделирование. «Как рождается река»?
ВОСПИТАТЕЛЬ. Какая большая, широкая и чистая река у вас получилась. А чтобы вы хотели сказать другим людям?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ (Вода нужна человеку, растениям, животным, птицам. Земля наша и все живое на ней без воды погибнут. Воду и в реках, и в морях нужно беречь и охранять, чтобы не случилось беды).

ВОСПИТАТЕЛЬ.

Вода – это чудо природы,
И нам без воды
Не прожить.
Вода – достояние народа!
Водой мы должны дорожить!



Loading...Loading...