Прекрасное в природе эссе. Красота природы

Мы живем на планете Земля. Она совершенно неповторима, ведь это единственная планета из известных нам планет, на которой есть жизнь. Природа Земли - это уникальное взаимодействие живой и неживой природы.

Я люблю свою планету, люблю дышать свежим воздухом, смотреть на чистое голубое небо. Недаром говорят, что бесконечно можно смотреть на три вещи: как течет вода, горит огонь, и сияет звездное небо. В природе удивительным образом сочетаются вечность и мимолетность. Ее красота циклична. А что есть круг, как не бесконечность? И в то же время в природе наблюдается множество прекрасных мгновений, которые при всем желании невозможно остановить, чтобы сполна насладиться ими.

Все в природе взаимосвязано: без растений не выживут травоядные, без травоядных не смогут существовать хищники. Каждое живое существо несет свою функцию. Меня завораживает порхание бабочек. Пение птиц всегда умиротворяет и приносит гармонию. А забавные котята смешат и развлекают меня.

Растения на нашей планете существуют уже не одну тысячу лет. Некоторые из них приспособились к суровым условиям севера, другие могут выжить в пустыне, а третьи прекрасно чувствуют себя во влажном климате. Передать всю красоту цветов невозможно. Их лепестки имеют всевозможные цвета и форму. Красные розы, белые ромашки, черные тюльпаны - любые из этих цветов могут создать удивительно красивый букет. Лиственные и хвойные леса насыщают кислородом нашу планету. Они, как легкие, очищают и освежают воздух вокруг себя. В лесу всегда удивительно красиво и невероятно интересно гулять. А на равнинах, покрытых душистой зеленью, всегда хочется пройтись по утренней росе и вдохнуть свежий аромат луговых трав.

На нашей планете столько удивительных мест! Я бы хотела посетить все страны и побывать на всех континентах, чтобы по достоинству оценить всю прелесть природы. Увидеть горы, полюбоваться их заснеженными вершинами, испить воды из горных рек и вдохнуть всей грудью разреженный воздух. Я бы хотела посетить пустыню, посмотреть, как ветер гоняет песчинки на палящем солнце, а причудливые животные и растения спасаются от нестерпимой жары. А на Северном полюсе мне было бы интересно ощутить дыхание Арктики, посмотреть на ослепительно белый снег и потрогать его рукой. В Сибири я тоже хотела бы побывать: увидеть многочисленные быстрые реки, непроходимые леса, познакомиться с флорой и фауной этих мест.

Я уверена, что, где бы мне ни пришлось побывать, я обязательно найду для себя что-то интересное, захватывающее и незабываемое, ведь красота природы безгранична. А нам же в свою очередь необходимо сохранять и защищать ее от всех негативных факторов, которые сам человек и создает.

«Полумраком окутан,
чай цветет на отрогах гор -
наступает лунная ночь…» (Мидзухара Сюоси)

«Осенний денек.
Макушки больших кипарисов
склонились набок…» (Акутагава Рюносукэ)

Япония является одной из самых красивых и удивительных стран на нашей планете.

Во всем мире известно трудолюбие и упорство японцев, их дисциплинированность и бережное отношение к природе.

Любование природой в Японии — важный духовный ритуал , которому уделяется особое внимание на протяжении всей жизни и которому учат детей с самых малых лет.

Мировоззренческая культура Страны восходящего солнца на протяжении веков складывалась под влиянием двух религий – синтоизма, а позднее — буддизма. В обеих религиях взаимодействию человека с природой уделялось особое внимание. Почитание природы воспринимается японцами как нравственный закон.

В синтоизме («синто» означает путь богов) основополагающим принципом является одушевление природы. Японцы веками верят, что духи («син» или «ками») населяют все окружающие нас предметы. Согласно этой красивой религии, любой камень или облако, птица или животное содержат в себе душу.

Многовековые духовные традиции научили японцев искренне верить, что природа подобна некоему храму, а пребывание в этом храме требует особой концентрации ума и чистоты духа.

Поэтому совершенно не удивительно, что японцы умеют различать 240 оттенков цветов и использовать 24 слова для обозначения сезонов. Все природные явления здесь описываются с особой поэтичностью, например только для обозначения дождя японцы употребляют 120 фраз (накрапывающий дождь, моросящий дождь, дождь стучащий по крыше, дождь шуршащий как камыш, звонкий дождь и т.п.).

Трепетное и бережное отношение к природе японцы прививают своим детям с раннего возраста, а в школах там есть уроки любования природой (помимо биологии и природоведения).

Учителя устраивают регулярные экскурсии на природу и стараются не только рассказывать о бережном отношении к природе и необходимости глубокого знания ее законов, но и воспитывают в детях природовосхищение.

Пребывание на природе не только воспитывает эстетические чувства, но и снимает стрессы у школьников, живущих в больших городах и изучающих природу в основном по книгам и обучающим фильмам.

Эстетические чувства — это эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни и в искусстве. Учёные , что «Вырождение природы вызывает равнозначное вырождение человека. Оно калечит его физически и духовно, угрожает не только его счастью, но и его личности, его равновесию и разуму».

Еще с древних времен все красивое, что окружало японца, становилось предметом любования — зимняя слива, аллеи розовой сакуры весною, шелковые ирисы и нежные лотосы в прозрачных водоемах летом, молодые листочки и разнообразные душистые травы, облака цветущей глицинии и загадочная луна, хризантемы, сверкающий снег, алые листья клена.

И все эти исторические традиции поклонения красоте живой природы бережно передаются следующим поколениям. Прежде всего детей учат очень внимательно наблюдать. Потом ценить, глубоко понимать и любить, и защищать.

От развития эстетического восприятия живой природы дети переходят к постижению красоты в живописи, гармонии в классической музыке, более глубокому пониманию литературы и других видов искусства. Просто так в маленьком человеке это не рождается — этому надо учить. С любовью, долго и терпеливо. Чтобы потом потребность в красоте стала ежедневной необходимостью на протяжении всей жизни. И это невозможно передать пустыми лозунгами — только личным примером и достойным поведением взрослых.

Существует множество видов любования природой, к примеру, цукими - любование полнолунием осенью, юкими - любование первым снегом зимой, ханами — любование цветами, сакураманкай - любование цветением вишни (сакуры) ранней весной,

Традиционно объектом осеннего любования (момидзигари ) является клён : японцы внимательно отмечают постепенную смену цвета кленовых листьев и неожиданные сочетания красной, желтой и зеленой листвы в лесах и парках.

У японцев вообще особый подход к воспитанию детей, которому удивляются приезжие из других стран. Их поражает взаимопонимание между разными поколениями, которое воспитывается с древности .

Матери японки обычно до трех лет воспитывают детей сами, затем отправляют их в детский сад. Детей сразу учат особое внимание уделять чувствам, причем не только своим или окружающих людей, но и животных, и даже неодушевленных предметов, особенно любых растений.

Даже если ребенок во время игры с друзьями ломает игрушку, ему тут же сообщают (родители или воспитатели), что он причинил ей боль.

В Японии дети получают много внимания от родителей — ежедневных разговоров на самые разные темы, совместных прогулок в интересные места и на природу. Ах, какие потрясающие в Японии парки!

Японские правила воспитания предписывают родителям не применять телесных наказаний, не повышать голос и не читать занудных нотаций (по возможности).

Но при этом взрослые твердо требуют от своих чад вести себя вежливо, никому не мешать своим поведением и быть внимательным к чувствам окружающих людей.

Так как же взрослые заставляют детей вести себя правильно и перестать баловаться?

Чаще всего недовольство родители выражают недовольной интонацией и взглядами. И дети очень не любят вызывать недовольство старших и стараются исправиться.

Эта древняя японская система воспитания кажется похожей на сказку. Нет у нас такого опыта.

Но в Японии эти традиции работают многие века и воспитывают законопослушных, воспитанных и приятных в общении граждан.

Интересно, что японская школьная система образования считается одной из лучших в мире.

До 4 класса (10 лет) японские дети не сдают экзаменов и основной упор делается не на академические знания, а на воспитание — детей учат уважению к другим людям и животным, великодушию, способности к сочувствию, поиску истины, самоконтролю и бережному отношению к природе.

Интересно, что у японцев все наоборот: когда все заканчивают учебный год — японцы его начинают вместе с началом цветения сакуры, 1 апреля. Это сказочное зрелище помогает им настроиться на возвышенный и серьезный лад (как им это весною и летом удается — мне не понятно!) .

Академический год состоит из трех триместров: с 1 апреля по 20 июля, с 1 сентября по 26 декабря и с 7 января по 25 марта. Таким образом, японские школьники отдыхают 6 недель на летних каникулах и по 2 недели зимой и весной.

В японских школах никогда не было уборщиц — все классные комнаты, коридоры и даже туалеты ученики убирают сообща. Это их с детства приучает работать в команде и не мусорить — все равно самим отмывать.

В начальной и средней школе для ребят готовят специальные ланчи, меню которых разрабатывают не только повара, но и медицинские работники (диетологи), чтобы еда была максимально здоровой и полезной. Все одноклассники обедают вместе с учителем в кабинете. В подобной неформальной обстановке они больше общаются и выстраивают доброжелательные отношения.

Уже в начальных классах дети начинают посещать частные и внеклассные подготовительные занятия, чтобы попасть в хорошую среднюю, а потом и старшую школу.

Занятия в таких местах проходят по вечерам, и в Японии очень типичное явление, когда в 21:00 общественный транспорт заполняют дети, которые спешат домой после дополнительных уроков.

Японские дети занимаются даже по воскресеньям и на каникулах, учитывая, что в среднем школьный день длится от 6 до 8 часов. Неудивительно, что по статистике в Японии почти нет второгодников.

Помимо обычных уроков школьников учат искусству японской каллиграфии и поэзии. Это дань уважения японской культуре с ее вековыми традициями.

В японской каллиграфии (шодо) иероглифы рисуются бамбуковой кисточкой, которую обмакивают в чернила. Иероглифы рисуют плавными мазками на рисовой бумаге и искусство изображения красивых иероглифов ценится не меньше живописи.

Помимо этого детей учат писать хайку (или хокку) — традиционные японские стихи в форме трехстишья, в оригинале состоящие из 17 слогов в одном столбце иероглифов. Они отражают один из принципов восточной эстетики — единение простого и изящного. В хокку в лаконичной форме передается духовная связь человека и природы.

Поэты, слагающие хокку (хайдзины), вкладывают в эти три строки глубокий смысл через ощущения и переживания.

«Родные края
далеки, далеки.
Почки на деревьях…» (Танэда Сантока)

Вы не поверите, но процент посещаемости в японских школах — 99,999%. Целая нация не прогуливает учебу!!! При этом японские школьники почти не опаздывают на занятия и в 91% случаев слушаются учителей. Завидуем!!! 🙂

После окончания старших классов школьники пишут один итоговый тест, который решает всю их судьбу — поступят они в вуз или нет.

Выпускник может выбрать только одно учреждение, и то, каким оно будет, определит размер будущей зарплаты и уровень жизни в целом. При этом конкуренция очень велика: 76% выпускников продолжают обучение после школы.

Именно поэтому в Японии популярно такое выражение, как экзаменационный ад.

Зато университетские годы считаются сравнительно легкими и беззаботными в жизни каждого японца. Некоторая передышка перед напряженной работой, к которой японцев с детства научили подходить не только с ответственностью, но и с большой любовью — как к делу своей жизни.





Красота природы настолько необыкновенна, что порой кажется, что в мире нет ничего прекраснее. Во все времена ею восхищались поэты, художники и композиторы, воспевали ее в своих великих произведениях. Природа удивительна не только в любое время года, но и в любое время суток. Достаточно вспомнить утро, когда просыпается день, восходит солнце, и рассеивается мягкая дымка, которая окутывала город ночью. А как прекрасен закат! Солнце величаво скрывается за небосклон, а его лучи, все еще не желающие прощаться с днем, окрашивают небо в яркий оранжевый цвет.

Природу надо уметь понимать, улавливать ее настроение. Природа очень своенравна: иногда она сердится, порой бывает взволнованна, а иногда – счастлива, как дитя.

Человек – это неотъемлемая часть природы, которая является его домом. Поэтому он не может не замечать ее красоты, не может не восхищаться ими, видеть их разнообразие и неповторимость. Неслучайно человек посвятил природе свои лучшие творения – картины, стихи, песни.

К огромному сожалению, не все считают себя детьми природы и не все считают своим долгом служить ей. Многие уничтожают ее ради собственной наживы, ради личного комфорта. При этом они не задумываются о том, что своими действиями они наносят непоправимый вред не только самой природе, но и лишают чего-то очень важного своих детей, внуков и многие последующие поколения.

В современном техногенном мире окружающая среда и без того находится в опасности, поэтому наша задача – научиться жить с ней в мире и гармонии, чтобы сохранить ее для наших потомков.

Обновлено: 2012-06-05

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Алимирзаева Зухра, ученица 7 класса.

У каждого человека есть излюбленный вид отдыха. Один идёт в театр, другой на стадион, третий в концерт, четвёртый к друзьям. Но при всяких развлечениях мы все любим, побывать на природе. Природа - друг человека! она не только лечит нас, но и учит мудрому отношению к жизни.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Красота природы.

У каждого человека есть излюбленный вид отдыха. Один идёт в театр, другой на стадион, третий в концерт, четвёртый к друзьям. Но при всяких развлечениях мы все любим, побывать на природе. Природа - друг человека! она не только лечит нас, но и учит мудрому отношению к жизни. Она, как мать ласкова с нами.
Иногда красота природы просто завораживает, кажется, что нет ничего в мире прекраснее. Красота мира не с чем не может сравниться. Многие художники и поэты пытаются воспеть в своих произведениях красоту природы. Как она прекрасна. В каждую пору года природа прекрасно по-своему будь-то лето, осень, зима, или весна. Но это касается не только поры года, но и времени суток. Особенно красива природа на рассвете и на закате дня. Именно в эти минуты ощущаешь какое-то волшебство, словно природы раскрывает перед тобою всю свою душу.
Нужно уметь улавливать настроение природы. Иногда она бывает взволнована, иногда сердита. Человек является частью природы, и он не может ею не восхищаться, ее разнообразием и неповторимостью. Сколько картин, сколько стихов, песен написано в честь природы. Но, к сожалению, многие не ценят природу.

Каждый год осенью и весной мы с классом часто ходим в лес или в окрестности села, где обычно собираются на маёвки школьники, молодёжь и взрослые. Это сближает нас, поэтому наш класс очень дружный. И все наши походы интересные. И на этот раз в начале осени, когда наша учительница объявила нам, если завтра будет солнечная погода пойдём в нашу поляну!.Мы все ликовали от радости. Асият Набиевна наша классная руководительница и Пари Насрудиновна учитель истории, они ознакомили нас с инструкцией о правилах поведении на экскурсии. На следующий день, мы все собрались около школы и 10 часов 00 мин. по плану пешком не торопясь шли на трассу Ростов – Баку, по пути распевали песни, играли разные подвижные игры, фотографировались. Я всегда люблю идти впереди всех, поэтому ещё издали, первая увидела эту замечательную поляну.Здесь мы и остановимся! - сказала наша учительница.Место было удобное рядом вода, хворост, чтобы разжечь костёр для шашлыков. К нашему удивлению, поляна была похожа на мусорную свалку. Мне до такой степени обидно было за природу, как же человек жестоко обходится с природой, Неужели у людей нет хоть капельку совести. У нас испортилась настроение, пришли отдыхать, а здесь сидеть места нет. И тут мы решили сделать доброе дело,приступили за уборку поляны от мусора. По просьбе наших учителей приехала машина, полную машину отправили на мусорную свалку.

Человек любить гулять по лесу, собирать в нём лесные ягоды. И он, этот человек, наверное, считает, что все окружающее его - и прохладный лес, и изумрудная трава, - это всё то, что всегда было и будет. Что случится от брошенной консервной банки, и чёрных целлофановых пакетов? Его такие «мелочи» не касаются. Здесь же в лесу у нас зародилась идея создать волонтёрскую группу по - защите окружающей среды. На следующий день на уроке биологии мы говорили с учителем, Зарема Алиевна очень обрадовалась. Мы сначала записывали добровольцев. Был создан план работы, собирались на заседание в неделю один раз. Принимали разные решения и обращения. Возглавить группу было предложено ученику 11 класса Гаджиеву Магомеду.

Много раз я видела, как по улицам моего села бегают бездомные, кем – то брошенных котят. Зачем отказываться и выбрасывать на улицу этих маленьких домашних питомцев? Отдайте их в хорошие руки! Сердце сжимается от боли, когда крошечный беззащитный комочек жалобно мяукает, трется об ноги, с таким доверием смотрит в глаза, будто хочет сказать: « Возьми меня, я хороший». И замечательно, что у нас в селе есть много хороших людей, которые подбирают и не позволяют погибнуть от голода и холода маленьким котятам. На заседании волонтёрского кружка было принято решение подбирать и определить бездомных котят к тем, кто их будут приютить.

У нас в школе под нашим окном ещё недавно росла красавица акация, но весной её всю обломали. Жалко и грустно, что люди часто не ценят того, что их окружает.Наша акация засохла её пришлось, спилить.Сейчас от корня появились маленькие, тоненькие ветки – ростки. И я надеюсь, что деревце оживёт и будет вновь нас радовать своим приятным запахом и цветением.У нас появилось такое решение каждому классу поручить посадить по три деревцо, и разделить себе место под палисадник, чтобы посадить розы. Уже есть результаты, некоторые классы ещё зимой выполнили своё задание.

…Недавно на классном часу нам учительница прочитала нам сказку Антуана де Сент – Экзюпери « Маленький принц «. Главный герой книги бережно ухаживал за своей планетой: каждый день он прочищал вулканы, выпаливал ростки баобов, корни которых, разрастаясь, могли разрушить маленькую планету. В благодарность за нежную заботу вырос замечательный цветок.

Да, это только сказка Но я верю, что мы научимся беречь природу и смотреть на мир с любовью.

На одном заседании нашего кружка было принято обращение к сельчанам «Всем миром обустроить все улицы села». Идею поддержали. Как положено, заранее всех оповестили о времени сбора. На благое дело откликнулись многие жители села, но самыми активными оказались школьники. Вооружившись граблями, лопатами, топорами и пилами дружно принялись за дело. Спиливали и рубили старые засохшие деревья, грузили и отвозили мусор. Работа спорилась …Всё , что задумали, сделали. Результатом совместного труда остались довольны. Порядок и чистота радовали глаз. Стало приятнее проходить по чистым улицам родного села. В каждый дом заходили школьники, предупреждали сельчан не бросать мусор где попало .
Нами же было написано письмо в сельскую администрацию, выделить трактор для вывоза мусора.

Самая большая проблема в нашем селе проблема - чистой воды. И здесь нашей группе пришлось, потрудится. Когда приостановили поступление воды в канал. Все старшеклассники нашей школы пошли очистить канал от мусора. Уходя мы повесили вывеску с такими словами «Не мойте машины! мы воду эту пьём», не загрязняйте канал!

Что же нам сделать, как беречь природу?, как сделать чистим село?, - этот в опрос остаётся главным для нас.

С раннего детства нужно приучать малышей бережно относится ко всему живому: не рвать полевых цветов, не ломать веток, не бросать на асфальт мусор, не жечь где попало костры.

– В первую очередь, за чистоту в селе должна отвечать администрация села. Они должны привлекать всех сельчан, чтобы они убирали возле своих домов.Говорят, что чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят. Чтобы сделать село лучше и чище, необходимо любить его всей душой.

Старшее поколение своим примером должно учить молодёжь уважительному отношению к окружающему миру. Ведь дома мы не позволяем себя бросать отходы под ноги!

Большую роль играет культура людей. Улицы не были бы такими грязными, если б не было людей, которые их засоряют.Часто надо проводить собрание и выступить перед гражданами с лекцией (чистота – залог здоровья)

Наказать штрафом владельцев предприятий, сливающих промышленных отходы в канал или почву.

Когда мы спросили у своих бабушек и дедушек, как они жили в былые времена. Они рассказали нам, что тогда чувствовали себя во много раз лучше, поскольку воздух был прозрачным, реки - чистыми, а все продукты - только натуральными.

Если мы не будем беречь окружающую нас природу, то общая экология будет становится все хуже. Задумайтесь об этом.

Природа вдохновляла человека на создание художественных произведений во все времена. Стихи о природе родного края писали поэты древности и современные авторы. Даже в изгнании или в эмиграции знаменитые поэты вспоминали природу своей Родины и создавали произведения о ней.

Мы собрали для вас самые лучшие стихи о природе. Этот список пригодится тем, кому в школе или в детском саду задали выучить красивые стихи. Если вы собираетесь в далекое путешествие, стихи о русской природе напомнят вам о родных местах. Кроме того, стихи о природе позволяют нам совершить небольшое путешествие в нашем воображении. Жители больших городов часто забывают о красоте русской деревни, о природе в лесах или в самых дальних, но прекрасных уголках нашей большой страны.

В нашей подборке:

  • Стихи о русской природе
  • Стихи Пушкина о природе
  • Стихи о природе русских поэтов
  • Стихи о природе для детей

Интересны не только русские стихи о природе, но и произведения иностранных авторов. Может быть, мы никогда не поедем в Италию, но сможем прогуляться по улочкам Неаполя благодаря стихам. Удивительно, но факт: многие поэты, которые писали о природе дальних стран, никогда не покидали родного города. Но сила нашего воображения такова, что мы можем представить незнакомые места, читая о них в стихах и прозе.

Мы отдельно выделили стихи А.С. Пушкина о природе, потому что они наиболее близки русскому человеку, отзываются в его сердце и звучат мощно и современно, несмотря на то, что были написаны много лет назад. Многое меняется, но есть вечные и прекрасные вещи — природа нашей плодородной и живописной земли всегда остается достойной того, чтобы ее воспевали в стихах.

Стихи о русской природе

Евгений Баратынский

Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.

Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!

Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!

Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.

Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн весне.

Что с нею, что с моей душой?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка! с ним журчит,
Летает в небе с ней!

Зачем так радует ее
И солнце и весна!
Ликует ли, как дочь стихий,
На пире их она?

Что нужды! Счастлив, кто на нем
Забвенье мысли пьет,
Кого далёко от нее
Он, дивный, унесет!

Сергей Есенин

Метель

Прядите, дни, свою былую пряжу,
Живой души не перестроить ввек.
Нет!
Никогда с собой я не полажу,
Себе, любимому,
Чужой я человек.

Облезлый клен
Своей верхушкой черной
Гнусавит хрипло
В небо о былом.
Какой он клен?
Он просто столб позорный -
На нем бы вешать
Иль отдать на слом.

И первого
Меня повесить нужно,
Скрестив мне руки за спиной,
За то, что песней
Хриплой и недужной
Мешал я спать
Стране родной.

Я не люблю
Распевы петуха
И говорю,
Что если был бы в силе,
То всем бы петухам
Я выдрал потроха,
Чтобы они
Ночьми не голосили.

Но я забыл,
Что сам я петухом
Орал вовсю
Перед рассветом края,
Отцовские заветы попирая,
Волнуясь сердцем
И стихом.

Визжит метель,
Как будто бы кабан,
Которого зарезать собрались.
Холодный,
Ледяной туман,
Не разберешь,
Где даль,
Где близь…

Луну, наверное,
Собаки съели -
Ее давно
На небе не видать.
Выдергивая нитку из кудели,
С веретеном
Ведет беседу мать.

Оглохший кот
Внимает той беседе,
С лежанки свесив
Важную главу.
Недаром говорят
Пугливые соседи,
Что он похож
На черную сову.

Глаза смежаются,
И как я их прищурю,
То вижу въявь
Из сказочной поры:
Кот лапой мне
Показывает дулю,
А мать - как ведьма
С киевской горы.

Не знаю, болен я
Или не болен,
Но только мысли
Бродят невпопад.
В ушах могильный
Стук лопат
С рыданьем дальних
Колоколен.

Себя усопшего
В гробу я вижу.
Под аллилуйные
Стенания дьячка
Я веки мертвому себе
Спускаю ниже,
Кладя на них
Два медных пятачка.

На эти деньги,
С мертвых глаз,
Могильщику теплее станет,-
Меня зарыв,
Он тот же час
Себя сивухой остаканит.

И скажет громко:
“Вот чудак!
Он в жизни
Буйствовал немало…
Но одолеть не мог никак
Пяти страниц
Из „Капитала“”.

Декабрь 1924

Закружилась листва золотая

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.

И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.

Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать…
Где ты, где, моя тихая радость -
Все любя, ничего не желать?

***
Поет зима, аукает…

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

***
Зима

Вот уж осень улетела
И примчалася зима.
Как на крыльях, прилетела
Невидимо вдруг она.

Вот морозы затрещали
И сковали все пруды.
И мальчишки закричали
Ей “спасибо” за труды.

Вот появилися узоры
На стеклах дивной красоты.
Все устремили свои взоры,
Глядя на это. С высоты

Снег падает, мелькает, вьется,
Ложится белой пеленой.
Вот солнце в облаках мигает,
И иней на снегу сверкает.

***
Весенний вечер

Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зеленой весны.
Солнце садится за горы лесистые,
Рог золотой выплывает луны.

Запад подернулся лентою розовой,
Пахарь вернулся в избушку с полей,
И за дорогою в чаще березовой
Песню любви затянул соловей.

Слушает ласково песни глубокие
С запада розовой лентой заря.
С нежностью смотрит на звезды далекие
И улыбается небу земля.

***
Восход солнца

Загорелась зорька красная
В небе темно-голубом,
Полоса явилась ясная
В своем блеске золотом.

Лучи солнышка высоко
Отразили в небе свет.
И рассыпались далеко
От них новые в ответ.

Лучи ярко-золотые
Осветили землю вдруг.
Небеса уж голубые
Расстилаются вокруг.

***
Черемуха

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

Стихи Пушкина о природе

Осень

I
Октябрь уж наступил - уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

II
Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь - весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен,
Люблю ее снега; в присутствии луны
Как легкий бег саней с подругой быстр и волен,
Когда под соболем, согрета и свежа,
Она вам руку жмет, пылая и дрожа!

III
Как весело, обув железом острым ноги,
Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!
А зимних праздников блестящие тревоги?..
Но надо знать и честь; полгода снег да снег,
Ведь это наконец и жителю берлоги,
Медведю, надоест. Нельзя же целый век
Кататься нам в санях с Армидами младыми
Иль киснуть у печей за стеклами двойными.

IV
Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;
Лишь как бы напоить, да освежить себя -
Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,
И, проводив ее блинами и вином,
Поминки ей творим мороженым и льдом.

V
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

VI
Как это объяснить? Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева;
Играет на лице еще багровый цвет.
Она жива еще сегодня, завтра нет.

VII
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

VIII
И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русской холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят - я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн - таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм).

IX
Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,
Махая гривою, он всадника несет,
И звонко под его блистающим копытом
Звенит промерзлый дол и трескается лед.
Но гаснет краткий день, и в камельке забытом
Огонь опять горит - то яркий свет лиет,
То тлеет медленно - а я пред ним читаю
Иль думы долгие в душе моей питаю.

X
И забываю мир - и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем -
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.

XI
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекут.
Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
Но чу! - матросы вдруг кидаются, ползут
Вверх, вниз - и паруса надулись, ветра полны;
Громада двинулась и рассекает волны.

XII
Плывет. Куда ж нам плыть?
. . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . .

Зимнее утро

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Туча

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.

Волшебный край

…Волшебный край! очей отрада!
Всё живо там: холмы, леса,
Янтарь и яхонт винограда,
Долин приютная краса,
И струй и тополей прохлада…
Всё чувство путника манит,
Когда, в час утра безмятежный,
В горах, дорогою прибрежной
Привычный конь его бежит,
И зеленеющая влага
Пред ним и блещет и шумит
Вокруг утесов Аю-дага…

Вы избалованы природой

Вы избалованы природой;
Она пристрастна к вам была,
И наша вечная хвала
Вам кажется докучной одой.
Вы сами знаете давно,
Что вас любить немудрено,
Что нежным взором вы Армида,
Что легким ставом вы Сильфида,
Что ваши алые уста,
Как гармоническая роза…
И наши рифмы, наша проза
Пред вами шум и суета.
Но красоты воспоминанье
Нам сердце трогает тайком -
И строк небрежных начертанье
Вношу смиренно в ваш альбом.
Авось на память поневоле
Придет вам тот, кто вас певал
В те дни, как Пресненское поле
Еще забор не заграждал.

Земля и море

Когда по синеве морей
Зефир скользит и тихо веет
В ветрила гордых кораблей
И челны на волнах лелеет;
Забот и дум слагая груз,
Тогда ленюсь я веселее -
И забываю песни муз:
Мне моря сладкий шум милее.
Когда же волны по брегам
Ревут, кипят и пеной плещут,
И гром гремит по небесам,
И молнии во мраке блещут, -
Я удаляюсь от морей
В гостеприимные дубровы;
Земля мне кажется верней,
И жалок мне рыбак суровый:
Живет на утлом он челне,
Игралище слепой пучины.
А я в надежной тишине
Внимаю шум ручья долины.

Какая ночь! Мороз трескучий,
На небе ни единой тучи;
Как шитый полог, синий свод
Пестреет частыми звездами.
В домах все темно. У ворот
Затворы с тяжкими замками.
Везде покоится народ;
Утих и шум, и крик торговый;
Лишь только лает страж дворовый
Да цепью звонкою гремит.

И вся Москва покойно спит,
Забыв волнение боязни.
А площадь в сумраке ночном
Стоит, полна вчерашней казни.
Мучений свежий след кругом:
Где труп, разрубленный с размаха,
Где столп, где вилы; там котлы,
Остывшей полные смолы;
Здесь опрокинутая плаха;
Торчат железные зубцы,
С костями груды пепла тлеют,
На кольях, скорчась, мертвецы
Оцепенелые чернеют…
Недавно кровь со всех сторон
Струею тощей снег багрила,
И подымался томный стон,
Но смерть коснулась к ним как сон,
Свою добычу захватила.
Кто там? Чей конь во весь опор
По грозной площади несется?
Чей свист, чей громкий разговор
Во мраке ночи раздается?
Кто сей? - Кромешник удалой.
Спешит, летит он на свиданье,
В его груди кипит желанье.
Он говорит: «Мой конь лихой,
Мой верный конь! лети стрелой!
Скорей, скорей!..» Но конь ретивый
Вдруг размахнул плетеной гривой
И стал. Во мгле между столпов
На перекладине дубовой
Качался труп. Ездок суровый
Под ним промчаться был готов,
Но борзый конь под плетью бьется,
Храпит, и фыркает, и рвется
Назад. «Куда? мой конь лихой!
Чего боишься? Что с тобой?
Не мы ли здесь вчера скакали,
Не мы ли яростно топтали,
Усердной местию горя,
Лихих изменников царя?
Не их ли кровию омыты
Твои булатные копыты!
Теперь ужель их не узнал?
Мой борзый конь, мой конь удалый,
Несись, лети!..» И конь усталый
В столбы проскакал.

Блеща средь полей широких,
Вон он льется!.. Здравствуй, Дон!
От сынов твоих далеких
Я привез тебе поклон.

Как прославленного брата,
Реки знают тихий Дон;
От Аракса и Евфрата
Я привез тебе поклон.

Отдохнув от злой погони,
Чуя родину свою,
Пьют уже донские кони
Арпачайскую струю.

Приготовь же, Дон заветный,
Для наездников лихих
Сок кипучий, искрометный
Виноградников твоих.

Меж горных стен несется Терек,
Волнами точит дикий берег,
Клокочет вкруг огромных скал,
То здесь, то там дорогу роет,
Как зверь живой, ревет и воет -
И вдруг утих и смирен стал.

Все ниже, ниже опускаясь,
Уж он бежит едва живой.
Так, после бури истощаясь,
Поток струится дождевой.
И вот обнажилось
Его кремнистое русло.

Еще дуют холодные ветры
И наносят утренни морозы,
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки;
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетела первая пчелка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать,
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ли луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой у березы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветет черемуха душиста.

Стихи о природе русских поэтов

Федор Тютчев

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
_________________

Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?..
_________________

Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой!..

Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё - простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь -
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..»

Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита -
А в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа!

Войдем и сядем над корнями
Дерев, поимых родником, -
Там, где, обвеянный их мглами,
Он шепчет в сумраке немом.

Над нами бредят их вершины,
В полдневный зной погружены -
И лишь порою крик орлиный
До нас доходит с вышины…

Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь
И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно!..

Как под незримою пятой,
Лесные гнутся исполины;
Тревожно ропщут их вершины,
Как совещаясь меж собой, -
И сквозь внезапную тревогу
Немолчно слышен птичий свист,
И кой-где первый желтый лист,
Крутясь, слетает на дорогу…

Сквозь лазурный сумрак ночи
Альпы снежные глядят -
Помертвелые их очи
Льдистым ужасом разят -
Властью некой обаянны,
До восшествия Зари
Дремлют, грозны и туманны,
Словно падшие цари!..

Но Восток лишь заалеет,
Чарам гибельным конец -
Первый в небе просветлеет
Брата старшего венец.
И с главы большого брата
На меньших бежит струя,
И блестит в венцах из злата
Вся воскресшая Семья!..

Афанасий Фет

Заря прощается с землею,
Ложится пар на дне долин,
Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.

Как незаметно потухают
Лучи и гаснут под конец!
С какою негой в них купают
Деревья пышный свой венец!

И все таинственней, безмерней
Их тень растет, растет, как сон;
Как тонко по заре вечерней
Их легкий очерк вознесен!

Как будто, чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне, -
И землю чувствуют родную,
И в небо просятся оне.

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном,-
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зелёным огнём.

Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.

Учись у них - у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

Что за вечер! А ручей
Так и рвется.
Как зарей-то соловей
Раздается!

Месяц светом с высоты
Обдал нивы,
А в овраге блеск воды,
Тень да ивы.

Знать, давно в плотине течь:
Доски гнилы, -
А нельзя здесь не прилечь
На перилы.

Так-то всё весной живет!
В роще, в поле
Всё трепещет и поет
Поневоле.

Мы замолкнем, что в кустах
Хоры эти, -
Придут с песнью на устах
Наши дети;

А не дети, так пройдут
С песнью внуки:
К ним с весною низойдут
Те же звуки.

Уснуло озеро; безмолвен лес;
Русалка белая небрежно выплывает;
Как лебедь молодой, луна среди небес
Скользит и свой двойник на влаге созерцает.

Уснули рыбаки у сонных огоньков;
Ветрило бледное не шевельнет ни складкой;
Порой тяжелый карп плеснет у тростников,
Пустив широкий круг бежать по влаге гладкой.

Как тихо… Каждый звук и шорох слышу я;
Но звуки тишины ночной не прерывают, -
Пускай живая трель ярка у соловья,
Пусть травы на воде русалки колыхают…

Как первый золотистый луч
Меж белых гор и сизых туч
Скользит уступами вершин
На темя башен и руин,
Когда в долинах, полных мглой,
Туман недвижим голубой, -
Пусть твой восторг во мглу сердец
Такой кидает свет, певец!

И как у розы молодой,
Рожденной раннею зарей,
Когда еще палящих крыл
Полудня ветер не раскрыл
И влажный вздох туман ночной
Меж небом делит и землей,
Росинка катится с листа, -
Пусть будет песнь твоя чиста.

Алексей Константинович Толстой

Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет;
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поет;

Утром небо ясно и прозрачно.
Ночью звезды светят так светло;
Отчего ж в душе твоей так мрачно
И зачем на сердце тяжело?

Грустно жить тебе, о друг, я знаю,
И понятна мне твоя печаль:
Отлетела б ты к родному краю
И земной весны тебе не жаль…

Клонит к лени полдень жгучий,
Замер в листьях каждый звук,
В розе пышной и пахучей,
Нежась, спит блестящий жук;
А из камней вытекая,
Однозвучен и гремуч,
Говорит, не умолкая,
И поет нагорный ключ.
Смотри, все ближе с двух сторон
Нас обнимает лес дремучий;
Глубоким мраком полон он,
Как будто набежали тучи,
Иль меж деревьев вековых
Нас ночь безвременно застигла,
Лишь солнце сыплет через них
Местами огненные иглы.
Зубчатый клен, и гладкий бук,
И твердый граб, и дуб корнистый
Вторят подков железный звук
Средь гама птичьего и свиста;
И ходит трепетная смесь
Полутеней в прохладе мглистой,
И чует грудь, как воздух весь
Пропитан сыростью душистой.
Вон там украдкой слабый луч
Скользит по липе, мхом одетой,
И дятла стук, и близко где-то
Журчит в траве незримый ключ…
Привал. Дымяся, огонек
Трещит под таганом дорожным,
Пасутся кони, и далек
Весь мир с его волненьем ложным.
Здесь долго б я с тобою мог
Мечтать о счастии возможном!
Но, очи грустно опустив
И наклонясь над крутизною,
Ты молча смотришь на залив,
Окружена зеленой мглою…
Скажи, о чем твоя печаль?
Не той ли думой ты томима,
Что счастье, как морская даль,
Бежит от нас неуловимо?
Нет, не догнать его уж нам,
Но в жизни есть еще отрады;
Не для тебя ли по скалам
Бегут и брызжут водопады?
Не для тебя ль в ночной тени
Вчера цветы благоухали?
Из синих волн не для тебя ли
Восходят солнечные дни?
А этот вечер? О, взгляни,
Какое мирное сиянье!
Не слышно в листьях трепетанья,
Недвижно море; корабли,
Как точки белые вдали,
Едва скользят, в пространстве тая;
Какая тишина святая
Царит кругом! Нисходит к нам
Как бы предчувствие чего-то;
В ущельях ночь; в тумане там
Дымится сизое болото,
И все обрывы по краям
Горят вечерней позолотой…



Loading...Loading...