Новейшая разработка баллистической ракеты мбр сармат. Ракетный комплекс "Сармат"

ДАННЫЕ НА 2018 г. (стандартное пополнение)
Комплекс РС-28 / ОКР "Сармат" / 15П228, ракета 15А28 - SS-X-30 SARMAT

Перспективная тяжелая межконтинентальная баллистическая ракета. Разработка МБР задана не позже июня 2009 г. (согласно интервью командующего РСВН Н.Соловцова, 10.06.2009 г. ) и планируется создать ракету к концу 2016 г. (источник - командующий РВСН А.Швайченко, 16.12.2009 г. ). Цель создания новой тяжелой ракеты - замена в составе РВСН МБР . Разработка МБР ведется ГРЦ им.Макеева (г. Миасс, головной разработчик) при участии НПО Машиностроения (г.Реутов, ), а так же возможно при участии КБ "Южное" (г.Днепропетровск, Украина, наша гипотеза ). Главный конструктор темы "Сармат" - М.Г.Агафонов (2016 г., первый заместитель генерального конструктора ГРЦ им.Макеева, ист. - Конструктор. №4 / 2016 г. ). По состоянию на октябрь 2016 г. главный конструктор ОКР "Сармат" - Ю.А.Каверин (). Возможно, ранние проработки варианта МБР велись ГРЦ им.Макеева до 2005 г. (). Государственный контракт на выполнение ОКР "Сармат" подписан между ГРЦ им.Макеева и Министерством обороны России в июне 2011 г. (). Согласно сообщению РИА "Новости" от 08 мая 2012 г. создание МБР ведется НПО Машиностроения и будет завершено не ранее 2022 г.

Проектирование . Согласно отрывочным сведениям в конце 2010 - начале 2011 г.г. планировалось рассмотреть эскизный (?) проект комплекса и принять решание о дальнейшей разработке МБР. Техническое задание на разработку МБР утверждено в 2011 г. (ист. - Есин В., 2012 г., лента.ру ). Разработка технического задания на ОКР "Сармат" по перспективному ракетному комплексу с жидкостной МБР велась при участии ЦНИИ №4 Министерства обороны России (). В 2011 г. ОАО "Авангард" приступило к разработке директивной технологии и технико-экономическому обоснованию изготовления корпуса ТПК ракеты () - эти работы планируется завершить в 2012 г. Разработка материалов для эскизного проекта бортовой аппаратуры по ОКР "Сармат" в части макетирования узлов измерителей угловой скорости на основе волнового твердотельного гироскопа и изготовление шести макетных образцов ВТГ планировалось НПЦ автоматики и приборостроения на январь-апрель 2012 г. (). Согласно сообщению 22 сентября 2012 г. "завершился большой (научно-технический) совет по новой тяжелой ракете". На совете были представлены все разработчики, до 2-3 уровня. 19 октября 2012 г. ИА "Интерфакс" сообщило , что "в начале октября министерство обороны в целом одобрило эскизный проект новой тяжелой МБР, но с учетом целого ряда замечаний и пожеланий, которые разработчики должны иметь в виду в ходе дальнейшего проектирования, которое уже началось". 31 мая 2014 г. заместитель министра обороны Юрий Борисов заявил, что работы по созданию тяжелой МБР идут по плану и что новая ракета "может летать через Северный и через Южный полюс" ().

Комплекс с МБР "Сармат" вероятно имеет индекс 15П228 (). Наименование "SS-X-30" - условное. Источник индекса 15А28 - например .


Гипотетическое изображение раннего варианта проекта МБР разработки ГРЦ им.Макеева,
который мог лечь в основу ОКР "Сармат", опубликовано в 2005 г. ().


Разработка двигателей для ракеты ведется НПО "Энергомаш" (). На конкурентных началах для производства жидкостной двигательной установки 1-й ступени ракеты Министерство обороны России выбрало предприятие ПАО "Протон-ПМ" ("Пермские Моторы", г.Пермь). В январе 2013 г. выдано техническое задание на освоение перспективной двигательной установки "изделия 99" и начаты работы по подготовке серийного производства. По планам 2013 г. до конца 2014 г. должно быть проведено первое огневое испытание двигательной установки. В 2014 г. выполнена отгрузка заказчику четырех макетов "изделия 99" (источник 1 ). В 2014-2015 г.г. работы по освоению серийного производства продолжались, но, по состоянию на март 2016 г., отмечалось, что освоение производства ЖРД "изделие 99" для МБР отстает от намеченных сроков в связи с новизной продукции (источник 2 ).

К 2007 г. НПО машиностроения и ГРЦ им В.Макеева завершена совместная НИР "Аргументация" в которой предложено создание МБР наземного базирования с сочетанием технологий создания отечественных жидкостных МБР и БРПЛ.
Масса забрасываемая - 4350 кг
Дальность действия - 10000 км
Результаты НИР показали, что создание такого рода ракеты возможно в течение 7-8 лет. Предполагалось так же использование ЖРД от ракеты , двигателя ступени разведения боевых блоков БРПЛ . Снижение стоимости разработки предполагалось за счет широкой унификации узлов ракеты с другими серийными ракетами. Предположительная стоимость разработки - 8.5 млрд. руб.

Пусковая установка - стартовое сооружение 15П728 - вероятно, предполагается использование ШПУ аналогичных ШПУ ракет Р-36М / . Например, согласно источнику, ШПУ комплекса 15П718 на площадке 106/109 полигона Байконур по состоянию на 2009 г. планируется техническое перевооружение, заказчик - НПО машиностроения (ист. - Площадки 106 и 109... ).

Испытания ракеты на площадке "Юбилейная" полигона Плесецк проводятся с использованием опытной шахтной пусковой установки.


Хранение, транспортировка и пуск ракеты предполагаются из ТПК разработки и производства ОАО "Авангард". В 2011 году ОАО «Авангард» приступило к разработке директивной технологии и технико-экономическому обоснованию изготовления корпуса ТПК «Сармат» ().


ТПК ракеты РС-28 "Сармат" на полигоне Плесецк перед бросковым пуском, который состоялся вероятно 27.12.2017 г. (видео впервые показано 01.03.2018 г., http://mil.ru).


Пластиковая мембрана ТПК ракеты РС-28 "Сармат" в шахтной пусковой установке. Плесецк, вероятно, 27.12.2017 г. (видео впервые показано 01.03.2018 г., http://mil.ru).


Разработчиком стартового сооружения 15П728 комплекса 15П228 ГРЦ им.Макеева является КБ специального машиностроения (КБСМ), которым 27.01.2014 г. заключено дополнительное соглашение №4 к контракту №1-212060 от 24.09.2012 г. с ОАО «ГРЦ Макеева» (заказчик) на выполнение опытно-конструкторской работы по созданию в соответствии с ТЗ комплекса П228, сооружения П728, комплекта СТО ТК, комплекта машин для обслуживания систем БСК. Срок выполнения обязательств: 01.02.2014 - 30.09.2018. Ориентировочная цена: 1,282 млрд. руб.().

Разработка оборудования для ракетного комплекса ведется так же ОАО "ЦКБ ТМ" по договору №3906 от 01.03.2013 г. ().



Перегрузка ТПК ракеты РС-28 "Сармат" с ЖД-платформы на транспортную машину на полигоне Плесецк перед бросковым пуском, который состоялся вероятно 27.12.2017 г. (видео впервые показано 01.03.2018 г., http://mil.ru).


Перевозка ТПК с ракетой РС-28 "Сармат" на транспортной машине к месту испытаний. Полигон Плесецк, вероятно 27.12.2017 г. Следом за транспортной машиной идет транспортно-загрузочный агрегат (видео впервые показано 01.03.2018 г., http://mil.ru).


Транспортно-загрузочный агрегат ракеты 15Т526 разработан КБ "Мотор" ЦЭНКИ совместно с КАМАЗ и с использованием шасси "Платформа-А". Агрегат впервые показан в августе 2017 г. ()..

Транспортно-загрузочный агрегат 15Т526 ().

Установка ТПК с ракетой РС-28 "Сармат" в шахтную пусковую установку с помощью транспортно-загрузочного агрегата 15Т526. Плесецк, вероятно, 27.12.2017 г. (видео впервые показано 01.03.2018 г., http://mil.ru).


Система управления и наведение - система управления инерциальная. Как минимум узлы измерителей угловой скорости на основе волнового твердотельного гороскопа (ВТГ) разрабатываются НПЦ автоматики и приборостроения им. акад. Н.А.Пилюгина. Разработка материалов для эскизного проекта бортовой аппаратуры по ОКР "Сармат" в части макетирования узлов измерителей угловой скорости на основе волнового твердотельного гироскопа и изготовление шести макетных образцов ВТГ планировалось НЦП автоматики и приборостроения на январь-апрель 2012 г. ().

В качестве соисиполнителя по ОКР "Сармат" в 2011 г. привлекался производитель измерительных приборов ОАО "НИИ "Гермес" (г.Златоуст, ).

Для обеспечения телеметрических измерений по теме «Сармат» отделом 121 ГРЦ им.Макеева разработана модернизированная бортовая телеметрическая система «Барракуда-М». Система является продуктом глубокой модернизации системы телеметрических измерений (СТИ) «Барракуда», имеет расширенный состав в соответствии с рядом новых специфических задач измерений. В составе МБРТС «Барракуда-М» имеются 18 приборов различного назначения, в том числе радиопередающие устройства собственной разработки. Для программирования и конфигурирования устройств данной системы под конкретную программу измерений
в отделе 121 разработана специальная программа «Паутина». Помимо прочих уникальных возможностей, которыми обладает МБРТС «Барракуда-М», здесь реализована
возможность структурно-алгоритмического преобразования телеметрической информации (САП ТМИ) с целью повышения помехоустойчивости передачи информации. Важным направлением в отделе является развитие производственной базы для комплектации макетов и изделий темы «Сармат». Требуется ежегодно изготавливать
сотни приборов МБРТС «Барракуда-М». Для выполнения этой задачи в отделе 121 при содействии лаборатории 124 разработана технологическая документации по изготовлению всей номенклатуры приборов. Закуплено современное оборудование, позволившее создать технологические основы для производства нового поколения конкурентоспособной наукоемкой продукции. Организованы и аттестованы шесть производственных участков: входного контроля и упаковки, механический, электромонтажный, электропроверок и макетирования, сборки и проверки герметичности корпусов приборов, изготовления и нанесения клеев и лаков на микроэлектронные сборки (ист. - Фомин В. ).

Конструкция ракеты - составная многоступенчатая продольная схема (по мотивам первого официального изображения МБР, октябрь 2016 г.):
- ПАД с поддоном
- 1 ступень
- 2 ступень
- приборный отсек и ступень разведения боевых блоков
- головная часть

Считается, что ЖРД обоих ступеней "утоплены" в бак с горючим, топливные баки - несущие с совмещенными разделительными днищами.

Разделение ступеней производится посредством пирошпангоутов ().

До появления изображения МБР "Сармат" от разработчика существовало предположение, что блок разведения боевых блоков и компоновка головной части ракеты будут выполнены по классической для ГРЦ им.Макеева схеме - боевыми блоками назад по полету. После появления изображения ракеты стало ясно, что на обтекатели находятся двигатели увода обтекателя, который при схеме компоновки "блоками назад" уводить в сторону смысла нет.


В 2013 г. ОАО "Авангард" (г.Сафроново) в рамках ОКР «Сармат» будет начата СЧ ОКР по разработке материала для изготовления эластичной оболочки мембраны переходника. Ориентировочная стоимость СЧ ОКР - 8,0 млн. руб. ().

Двигатели :
- 1 ступень (вариант) - согласно Годовому отчету «НПО Энергомаш имени академика В.П.Глушко» за 2012 г. НПО занимается адаптацией двигателя 15Д285 для использования на первой ступени МБР, создаваемой по ОКР "Сармат". Так как двигательная установка 15Д285 (РД-274) включает в свой состав четыре ЖРД 15Д286 (РД-273), то есть предположеие, что в новой двигательной установке с учетом массового класса ракеты будут использованы два ЖРД 15Д286 с общей тягой у Земли 234,4 тонны. Так же есть вероятность того, что данная двигательная установка будет использоваться на второй ступени ракеты.

Описание ЖРД 15Д285 из статьи по МБР :
В состав ДУ 15Д285 (РД-274) блока первой ступени 15С171 ракеты входят четыре автономных однокамерных ЖРД 15Д286 (РД-273), имеющие турбонасосную систему подачи топлива, выполненные по замкнутой схеме с дожиганием окислительного газогенераторного газа и шарнирно закрепленные на раме хвостового отсека первой ступени. Отклонение двигателей по командам системы управления обеспечивает управление полётом ракеты. Разработчик двигателя - КБЭМ (Главный конструктор В.П.Радовский). Предложение модернизировать двигатели для Р-36М2, обеспечив форсирование тяги и повышенную стойкость к ПФЯВ, поступило в КБ "Энергомаш" в 1980 году. Техническое предложение по разработке двигателя РД-263Ф вышло в декабре 1980 года. В марте 1982 года выпущен эскизный проект на разработку модернизированного двигателя первой ступени РД-274 (4 двигательных блока РД-273). Предполагалось повысить давление газов в камере сгорания до 230 атм, повысить частоту вращения ТНА до 22500 об/мин. В результате доработок тяга одного двигателя возросла до 144 тс, удельный импульс тяги у поверхности Земли увеличился до 296 кгс·с/кг. Доводочные испытания были завершены в мае 1985 года. Серийное производство двигателей было развернуто на ПО "Южмаш".


- 1-я ступень (вариант) - двигательная установка ПДУ-99 () / "изделие 99" включающая в свой состав ЖРД РД-276 (вероятно, два). Серийное производство ЖРД осваивается ПАО "Протон-ПМ" ("Пермские Моторы", г.Пермь) в 2013-2016 г.г. (источники 3 и 4). По состоянию на март 2015 г. проектирование ЖРД завершено. Ведется сборка первого прототипа изделия. Планируются испытания и в августе 2015 г. предполагается отгрузка первый комплекта ЖРД производителю ракеты (источник 5). 9 июня 2015 г. на огневом стенде прошло первое отладочное огневое испытание прототипа ЖРД "изделие 99" (источник 6).
Тяга ЖРД РД-276 у земли - 170 тонн


- 2-я ступень - ЖРД разработки КБХА - вероятно, для новой МБР будут модернизированы ранее разработанные ЖРД КБХА (источник - Годовой отчет КБХА за 2011 г. ).

Ступень разведения боевых блоков - вероятно, ЖРД разработки КБХМ им.Исаева.

Энергосредства пуска. В интересах создания ракеты 15А28 (ОКР "Сармат") в 2015 г. ведутся работы по разработке энергосредств пуска 15Д423 - вероятно, твердотопливных генераторов или двигателей (). 21 ноября 2014 г. Красноярский машиностроительный завод разместил заявку на изготовление и поставку опытных образцов изделия 15Д423 и его макетов на сумму 550,8 млн рублей. Заявка размещена для поставки изделий единственным поставщиком - ФЦДТ "Союз", г.Дзержинский (). В 2015 г. нанесение покрытия на детялах "Корпус" 15Д423 выполняет Пермский завод "Машиностроитель", г.Пермь ().

ТТХ ракеты :
Длина:
- ракеты с поддоном ПАД - ок.32 м
Диаметр корпуса - 3 м

Масса:
- не менее 100.000 кг
- 120-160 тонн (до 01.03.2018 г. был такой ошибочный прогноз)
- 200 тонн (01.03.2018 г.)
Масса забрасываемая:
- 4300 кг ()
- до 5000 кг (ист. - Есин В., лента.ру )
- до 10000 кг (зам.министра обороны Ю.Борисов)

Дальность действия:
- порядка 10000-11000 км
- более 11000 км (01.03.2018 г.)
КВО - 150-200 м (оценочное)

Типы БЧ :
- не менее 8-10 РГЧ ИН с совершенным комплексом средств преодоления ПРО;

Несколько маневрирующих боевых блоков (заявление заместителя министра обороны Юрия Борисова 31.05.2014 г., ).

Вероятно использование в качестве носителя от 1-3 до 5-6 боевых блоков типа объект (наш прогноз + ).

Вспомогательное оборудование :
Разработка железнодорожного транспортно-перегрузочного оборудования ведется ОАО "Центральное Конструкторское Бюро Транспортного Машиностроения" (ЦКБ ТМ, г.Тверь) по договору №№3906 от 01.03.2013 г. В рамках договора в 2014 г. планировалось изготовление макета 820М, короба для транспортировки ракетных блоков изделия 15А28 и других работ ( , ).

Статус : Россия
- 2010 г. - проект в разработке, состояние неизвестно.

2012 г. 03 сентября - в СМИ появилось заявление командующего РВСН генерал-полковника Сергея Каракаева о том, что новая тяжелая МБР 100-тонного класса будет создана к 2018 г.

2014 г. 25 декабря - заявлено, что размещение ракетных комплексов "Сармат" планируется в Ужуре (Красноярский край) и в Домбаровском (Оренбургская область) вместо ракет .


Первый бросковый пуск МБР РС-28 "Сармат". Полигон Плесецк, вероятно, 27.12.2017 г. Четвертый снимок - монтаж кадров видео, который позволяет оценить размеры ракеты "в полный рост" - с поддоном ПАД. На последнем снимке видно, что включились маршевые двигатели ракеты (видео впервые показано 01.03.2018 г., http://mil.ru http://www.arms-expo.ru , 2011 г.
Фомин В. Десять лет в телеметрии. // Конструктор. №4 / 2016 г.
Dancomm. Сайт

К середине двадцатого столетия человечество попало в «ядерную западню». В отличие от всех других видов вооружений, простое количественное и даже качественное превосходство единиц ОМП любой из сторон не гарантировало победу. Сам факт массированного применения одной из стран ядерных боеголовок мог привести к гибели практически всего человечества. С семидесятых годов стратегический паритет служит гарантией мира, но оружие массового поражения остается инструментом оказания политического давления.

Первый удар или гарантированный ответ?

Само наличие и количество зарядов в современный период играет уже второстепенную роль. Актуальная задача теперь состоит либо в возможности атаковать безнаказанно, либо обеспечить гарантированное возмездие агрессору. Если разворачивание американской глобальной системы ПРО призвано осуществлять наступательную доктрину, то создание оружия ответного удара – приоритетное направление развития российских стратегических сил. В настоящее время основой РВСН являются носители «Воевода» (они же «Сатана»), перехватить которые никакие противоракетные системы не в состоянии. Производились эти МБР в советском еще тогда городе Днепропетровске, после распада СССР ставшем украинским.


Комплексы при всех их достоинствах стареют, как и любая техника. До недавнего времени военные аналитики предполагали, что срок их службы продлится до 2022 года, но политические реалии, связанные с вполне конкретными вопросами технического обслуживания, диктуют уменьшение оставшегося до их списания времени. Тем актуальнее становится задача принятия на вооружение нового стратегического носителя «Сармат». Ракета должна в 2018 году сменить стоящие на боевом дежурстве в шахтах «Воеводы».

Соотношение сил

В настоящий момент ядерные вооружения всех стран распределяются следующим образом: примерно по 45% всех спецбоеприпасов приходится на США и Российскую Федерацию. Количество зарядов известно и согласно договору СНВ-3 составляет примерно по 1550 штук морского и наземного базирования плюс 700 на авиационных средствах.

По числу носителей картина несколько иная. У американцев их больше (794 против 528 российских). Это не говорит о каких-то преимуществах вероятного противника, а свидетельствует о том, что у США больше моноблочных систем.

Итак, 90% всех атомных (водородных, нейтронных) зарядов находятся на вооружении российской и американской армий. Остальные 10% принадлежат Британии, КНР, Франции и другим странам «ядерного клуба». Оценивать, какое государство чью сторону примет в случае глобального конфликта, трудно. Возможно, что многие из них (не входящие в НАТО) предпочтут нейтралитет.

Новая «Сатана»?

Баллистическая ракета «Сармат» к исходу второго десятилетия XXI века заменит «Воеводу» - «Сатану», выполняющую задачу гаранта возмездия. В советские времена число РС-20В превышало три сотни, сейчас их 52. На каждой из них установлены десять боевых частей, итого 520 боеголовок (по 750 килотонн тротилового эквивалента) – это практически третья часть всего наземного и морского стратегического оборонного потенциала. Вес «Воеводы» - более двухсот тонн. Ядерный потенциал России обновляется, в 2015 году РВСН получат полсотни новых комплексов других типов, но им предстоит выполнять иные задачи. Это в основном мобильные установки, дежурящие в оперативных районах.

«Сатана» страшна двумя своими важными возможностями: способностью проходить рубежи ПРО и огромной разрушительной силой. Каждый такой носитель в состоянии превратить в радиоактивную пустыню целый промышленный район или мегаполис с окрестностями. Тяжелая ракета «Сармат» должна заменить самый мощный в мире носитель примерно в момент достижения им почтенного для МБР тридцатилетнего возраста.

Главное отличие новой ракеты

Проектные, опытно-конструкторские работы и строительство нового оружия поручены государственному ракетному центру имени Макеева, находящемуся в городе Миассе (Челябинская область). Конструкторы не стали ограничиваться модернизацией уже хорошо зарекомендовавший себя «Сатаны» и сразу избрали для себя тернистый путь первопроходцев. Задача состояла в том, чтобы создать более компактный и легкий образец. Именно так задумывался «Сармат» - ракета, характеристики которой должны были превосходить параметры всех ранее стоявших на вооружении наших РВСН. Главный параметр любого баллистического снаряда – энерговооруженность, то есть отношение массы к силе, приводящей его в движение. Именно в этой области и намечался прорыв. 210-тонная «Сатана» - тяжелая ракета. «Сармат» весит вдвое меньше.

Жидкое топливо

Большая часть массы ракеты приходится на горючее, находящееся в ступенях. Все стратегические носители условно делят на три основных категории:

  • легкие, массой до 50 тонн;
  • средние, весящие от 51 до 100 тонн;
  • тяжелые, до 200 тонн весом, больших пока нет.

Эта градация обусловила и дальность полета: чем больше топлива, тем продолжительнее радиус действия. К примеру, американские «Минитмены» имеют массу 35 тонн и относятся к классу легких. Малый вес – большое преимущество, такие ракеты требуют менее объемных шахт, их легче транспортировать и прятать. Но практически все они твердотопливные. И это дает массу преимуществ: срок хранения значительно увеличивается, не используются высокотоксичные компоненты, обслуживание дешевле. Но беда в том, что энергонасыщенность твердого топлива ниже, чем жидкого. Так вот, «Сармат» - ракета с жидким топливом. Больше о силовой установке пока неизвестно ничего, кроме того, что ее энерговооруженность не имеет в мире равных.

Испытания

Строительство нового технического образца всегда связано с риском, но он оправдан высоким эффектом в случае успеха.

Работа над проектом началась в 2009 году. После двухлетних изысканий КБ приступило к испытаниям.

Ранней осенью 2011 года окрестности космодрома Капустин Яр содрогнулись от мощного взрыва. «Сармат», ракета, на которую возлагались большие надежды, рухнула на землю через несколько минут после старта. Последовавшие пуски также оказались неудачными.

Лишь через год запуск увенчался успехом. Были уточнены базовые параметры баллистики. Испытания показали, что жидкостная ракета «Сармат» может преодолеть более 11 тыс. км, при этом нести боевое отделение массой 4350 кг. В мае 2014 года замминистра обороны Ю. Борисов объявил о том, что все работы по созданию нового стратегического комплекса идут планово, без отставания от графика. По его словам, новая ракета «Сармат» не имеет ограничения в направлении боевого применения, сможет поражать цели по траекториям, проходящим через оба полюса планеты. А это очень важно, так как защитные системы НАТО не рассчитаны на такую универсальность.

Боевая часть

Уникальными энергомассовыми показателями не исчерпываются достоинства, которыми обладает «Сармат». Ракета-носитель - это, конечно, очень важный элемент конструкции, но не менее значим боевой блок, содержащий десять частей индивидуального наведения. А он, по всей видимости, тоже уникален. Дело в том, что каждая из боеголовок сочетает качества двух разнотипных видов оружия: она ведет себя и как крылатая, и как гиперзвуковая ракета. У каждого из этих видов до сих пор был четко очерченный круг задач. До сих пор крылатые ракеты с настильной траекторией очень быстро не летали.

Крылатые гиперзвуковые блоки

Свойства боеголовок выглядят противоречиво. Дело в том, что обычная крылатая ракета подкрадывается к цели на относительно небольшой скорости. Используя рельеф местности, прячась за его неровности, она вынуждена быть тихоходной, чтобы электронный "мозг" успевал оценивать препятствия и вырабатывать решения по их облету. К примеру, американская КР "Томагавк" движется со скоростью обычного пассажирского лайнера (менее 900 км/ч).

Кроме того, у крылатой ракеты, как и у другого летательного аппарата, есть масса, а значит, и инертность, и управляющие воздействия воздушных рулей должны быть упредительными. Так действуют и блоки МБР «Сармат». Ракета, характеристики которой приближены к гиперзвуковым, после отделения поддерживает настильную траекторию, что делает невозможным ее перехват.

Непредсказуемость

Все достоинства уникальной системы индивидуального управления боевых блоков разделяемой головной части окажутся бесполезными, если противник сможет уничтожить МБР до момента ее выхода на боевой курс. Межконтинентальная баллистическая ракета «Сармат» летит быстро, но ее траектория может в любой момент сойти с обычной предсказуемой дуги - параболы. Дополнительные маневровые двигатели меняют высоту, направление, скорость, а затем бортовая ЦЭВМ определяет новые параметры полета для выхода на цель. Подобная непредсказуемость характерна и для других типов современных российских носителей ядерных зарядов, она стала их «визитной карточкой», ассиметричным ответом на попытки западных «друзей» обеспечить собственную неуязвимость и, как следствие, право первого удара.

Неуязвимость на земле

Наиболее желательной ситуацией для агрессора, задумавшего нанести безнаказанный массированный ядерный удар, представляется та, при которой противник лишается возможности ответить уже в начальной фазе войны. Это означает, что пусковые установки, подводные лодки, авиационные и наземные носители должны быть нейтрализованы (уничтожены) первым же залпом. Однако желание такое имеет весьма малую вероятность осуществления уже много лет. Шахты, в которых предполагается разместить «Сарматы», имеют многоуровневую степень защиты как активной (в виде противоракетных систем и ПВО), так и пассивной (высокий уровень безопасности фортификационных сооружений). Для гарантированного поражения подземной пусковой установки требуется с высокой точностью нанести не менее семи ядерных ударов по оперативному району развертывания, прикрытому эффективными средствами ПРО. К тому же места дислокации держатся в секрете. Государственную тайну сост
авляет и сама ракета «Сармат», фото которой практически не публикуются, за исключением не очень ясных съемок, сделанных во время пробных пусков. Публикуется лишь информация, предназначенная для СМИ и военных аналитиков.

Таинственный «Сармат»

Завеса таинственности покрывает все, что связано с созданием этого комплекса. Это как раз тот случай, когда не каждый налогоплательщик сможет в ближайшее время узнать, на что идут отчисляемые им средства. Только скупые сообщения новостных каналов об удачных пусках и чистое небо над головой служат доказательством того, что государственные деньги расходуются не напрасно.

На самом деле, о «Сармате» в настоящее время известно очень мало. Именно этому классу носителей ядерного оружия предстоит, по всей видимости, при взаимодействии с системами мобильного, морского и авиационного базирования выполнять роль главного щита страны. Опубликованы лишь некоторые разрозненные сведения о том, что представляет собой ракета «Сармат». ТТХ также приводятся приблизительные: радиус действия превышает 11 тыс. км, но при этом возможно поражение целей через Южный полюс.

К середине двадцатого столетия человечество попало в «ядерную западню». В отличие от всех других видов вооружений, простое количественное и даже качественное превосходство единиц ОМП любой из сторон не гарантировало победу. Сам факт массированного применения одной из стран ядерных боеголовок мог привести к гибели практически всего человечества. С семидесятых годов стратегический паритет служит гарантией мира, но остается инструментом оказания политического давления.

Первый удар или гарантированный ответ?

Само наличие и количество зарядов в современный период играет уже второстепенную роль. Актуальная задача теперь состоит либо в возможности атаковать безнаказанно, либо обеспечить гарантированное возмездие агрессору. Если разворачивание американской глобальной системы ПРО призвано осуществлять наступательную доктрину, то создание оружия ответного удара - приоритетное направление развития российских стратегических сил. В настоящее время основой РВСН являются носители «Воевода» (они же «Сатана»), перехватить которые никакие противоракетные системы не в состоянии. Производились эти МБР в советском еще тогда городе Днепропетровске, после распада СССР ставшем украинским.

Комплексы при всех их достоинствах стареют, как и любая техника. До недавнего времени предполагали, что срок их службы продлится до 2022 года, но политические реалии, связанные с вполне конкретными вопросами технического обслуживания, диктуют уменьшение оставшегося до их списания времени. Тем актуальнее становится задача принятия на вооружение нового стратегического носителя «Сармат». Ракета должна в 2018 году сменить стоящие на боевом дежурстве в шахтах «Воеводы».

Соотношение сил

В настоящий момент ядерные вооружения всех стран распределяются следующим образом: примерно по 45% всех спецбоеприпасов приходится на США и Российскую Федерацию. Количество зарядов известно и согласно договору СНВ-3 составляет примерно по 1550 штук морского и наземного базирования плюс 700 на авиационных средствах.

По числу носителей картина несколько иная. У американцев их больше (794 против 528 российских). Это не говорит о каких-то преимуществах вероятного противника, а свидетельствует о том, что у США больше моноблочных систем.

Итак, 90% всех атомных (водородных, нейтронных) зарядов находятся на вооружении российской и американской армий. Остальные 10% принадлежат Британии, КНР, Франции и другим странам «ядерного клуба». Оценивать, какое государство чью сторону примет в случае глобального конфликта, трудно. Возможно, что многие из них (не входящие в НАТО) предпочтут нейтралитет.

Новая «Сатана»?

Баллистическая ракета «Сармат» к исходу второго десятилетия XXI века заменит «Воеводу» - «Сатану», выполняющую задачу гаранта возмездия. В советские времена число РС-20В превышало три сотни, сейчас их 52. На каждой из них установлены десять боевых частей, итого 520 боеголовок (по 750 килотонн тротилового эквивалента) - это практически третья часть всего наземного и морского стратегического оборонного потенциала. Вес «Воеводы» - более двухсот тонн. обновляется, в 2015 году РВСН получат полсотни новых комплексов других типов, но им предстоит выполнять иные задачи. Это в основном мобильные установки, дежурящие в оперативных районах.

«Сатана» страшна двумя своими важными возможностями: способностью проходить рубежи ПРО и огромной разрушительной силой. Каждый такой носитель в состоянии превратить в радиоактивную пустыню целый промышленный район или мегаполис с окрестностями. Тяжелая ракета «Сармат» должна заменить самый мощный в мире носитель примерно в момент достижения им почтенного для МБР тридцатилетнего возраста.

Главное отличие новой ракеты

Проектные, опытно-конструкторские работы и строительство нового оружия поручены государственному ракетному центру имени Макеева, находящемуся в городе Миассе (Челябинская область). Конструкторы не стали ограничиваться модернизацией уже хорошо зарекомендовавший себя «Сатаны» и сразу избрали для себя тернистый путь первопроходцев. Задача состояла в том, чтобы создать более компактный и легкий образец. Именно так задумывался «Сармат» - ракета, характеристики которой должны были превосходить параметры всех ранее стоявших на вооружении наших РВСН. Главный параметр любого баллистического снаряда - энерговооруженность, то есть отношение массы к силе, приводящей его в движение. Именно в этой области и намечался прорыв. 210-тонная «Сатана» - тяжелая ракета. «Сармат» весит вдвое меньше.

Жидкое топливо

Большая часть массы ракеты приходится на горючее, находящееся в ступенях. Все стратегические носители условно делят на три основных категории:

  • легкие, массой до 50 тонн;
  • средние, весящие от 51 до 100 тонн;
  • тяжелые, до 200 тонн весом, больших пока нет.

Эта градация обусловила и дальность полета: чем больше топлива, тем продолжительнее радиус действия. К примеру, американские «Минитмены» имеют массу 35 тонн и относятся к классу легких. Малый вес - большое преимущество, такие ракеты требуют менее объемных шахт, их легче транспортировать и прятать. Но практически все они твердотопливные. И это дает массу преимуществ: срок хранения значительно увеличивается, не используются высокотоксичные компоненты, обслуживание дешевле. Но беда в том, что энергонасыщенность твердого топлива ниже, чем жидкого. Так вот, «Сармат» - ракета с жидким топливом. Больше о силовой установке пока неизвестно ничего, кроме того, что ее энерговооруженность не имеет в мире равных.

Испытания

Строительство нового технического образца всегда связано с риском, но он оправдан высоким эффектом в случае успеха.

Работа над проектом началась в 2009 году. После двухлетних изысканий КБ приступило к испытаниям.

Ранней осенью 2011 года окрестности космодрома Капустин Яр содрогнулись от мощного взрыва. «Сармат», ракета, на которую возлагались большие надежды, рухнула на землю через несколько минут после старта. Последовавшие пуски также оказались неудачными.

Лишь через год запуск увенчался успехом. Были уточнены базовые параметры баллистики. Испытания показали, что жидкостная ракета «Сармат» может преодолеть более 11 тыс. км, при этом нести боевое отделение массой 4350 кг. В мае 2014 года замминистра обороны Ю. Борисов объявил о том, что все работы по созданию нового стратегического комплекса идут планово, без отставания от графика. По его словам, новая ракета «Сармат» не имеет ограничения в направлении боевого применения, сможет поражать цели по траекториям, проходящим через оба полюса планеты. А это очень важно, так как защитные системы НАТО не рассчитаны на такую универсальность.

Боевая часть

Уникальными энергомассовыми показателями не исчерпываются достоинства, которыми обладает «Сармат». Ракета-носитель - это, конечно, очень важный элемент конструкции, но не менее значим боевой блок, содержащий десять частей индивидуального наведения. А он, по всей видимости, тоже уникален. Дело в том, что каждая из боеголовок сочетает качества двух разнотипных видов оружия: она ведет себя и как крылатая, и как гиперзвуковая ракета. У каждого из этих видов до сих пор был четко очерченный круг задач. До сих пор крылатые ракеты с настильной траекторией очень быстро не летали.

Крылатые гиперзвуковые блоки

Свойства боеголовок выглядят противоречиво. Дело в том, что обычная крылатая ракета подкрадывается к цели на относительно небольшой скорости. Используя рельеф местности, прячась за его неровности, она вынуждена быть тихоходной, чтобы электронный "мозг" успевал оценивать препятствия и вырабатывать решения по их облету. К примеру, американская КР "Томагавк" движется со скоростью обычного пассажирского лайнера (менее 900 км/ч).

Кроме того, у крылатой ракеты, как и у другого летательного аппарата, есть масса, а значит, и инертность, и управляющие воздействия воздушных рулей должны быть упредительными. Так действуют и блоки МБР «Сармат». Ракета, характеристики которой приближены к гиперзвуковым, после отделения поддерживает настильную траекторию, что делает невозможным ее перехват.

Непредсказуемость

Все достоинства уникальной системы индивидуального управления боевых блоков разделяемой головной части окажутся бесполезными, если противник сможет уничтожить МБР до момента ее выхода на боевой курс. Межконтинентальная баллистическая ракета «Сармат» летит быстро, но ее траектория может в любой момент сойти с обычной предсказуемой дуги - параболы. Дополнительные маневровые двигатели меняют высоту, направление, скорость, а затем бортовая ЦЭВМ определяет новые параметры полета для выхода на цель. Подобная непредсказуемость характерна и для других типов современных российских носителей ядерных зарядов, она стала их «визитной карточкой», ассиметричным ответом на попытки западных «друзей» обеспечить собственную неуязвимость и, как следствие, право первого удара.

Неуязвимость на земле

Наиболее желательной ситуацией для агрессора, задумавшего нанести безнаказанный массированный ядерный удар, представляется та, при которой противник лишается возможности ответить уже в начальной фазе войны. Это означает, что пусковые установки, подводные лодки, авиационные и наземные носители должны быть нейтрализованы (уничтожены) первым же залпом. Однако желание такое имеет весьма малую вероятность осуществления уже много лет. Шахты, в которых предполагается разместить «Сарматы», имеют многоуровневую степень защиты как активной (в виде противоракетных систем и ПВО), так и пассивной (высокий уровень безопасности фортификационных сооружений). Для гарантированного поражения подземной пусковой установки требуется с высокой точностью нанести не менее семи ядерных ударов по оперативному району развертывания, прикрытому эффективными средствами ПРО. К тому же места дислокации держатся в секрете. Государственную тайну составляет и сама ракета «Сармат», фото которой практически не публикуются, за исключением не очень ясных съемок, сделанных во время пробных пусков. Публикуется лишь информация, предназначенная для СМИ и военных аналитиков.

Таинственный «Сармат»

Завеса таинственности покрывает все, что связано с созданием этого комплекса. Это как раз тот случай, когда не каждый налогоплательщик сможет в ближайшее время узнать, на что идут отчисляемые им средства. Только скупые сообщения новостных каналов об удачных пусках и чистое небо над головой служат доказательством того, что государственные деньги расходуются не напрасно.

На самом деле, о «Сармате» в настоящее время известно очень мало. Именно этому классу носителей предстоит, по всей видимости, при взаимодействии с системами мобильного, морского и авиационного базирования выполнять роль главного щита страны. Опубликованы лишь некоторые разрозненные сведения о том, что представляет собой ракета «Сармат». ТТХ также приводятся приблизительные: радиус действия превышает 11 тыс. км, но при этом возможно поражение целей через Южный полюс.

МОСКВА, 31 окт — РИА Новости, Андрей Коц. Эта тяжелая ракета — вершина отечественной конструкторской мысли и будущее ядерного щита государства. Стартовая масса — 110 тонн, дальность полета — более 11 тысяч километров, боевая нагрузка — от 10 до 15 боеголовок индивидуального наведения мощностью до 750 килотонн каждая. Западные эксперты и СМИ уже назвали ее "Сатана-2". Замминистра обороны России Юрий Борисов сообщил, что бросковые испытания . Стратегический ударный комплекс шахтного базирования сдаст свой первый экзамен на "профпригодность". Но не последний. Ожидается, что "Сармат" примут на вооружение к 2020 году. За оставшееся время ракета должна пройти все этапы испытаний. Какие именно — в материале РИА Новости.

Проверка стартом

Полигонным испытаниям любой баллистической ракеты предшествует длительный этап опытно-конструкторских работ. ОКР по проекту "Сармат", к примеру, начались еще в 2011 году. На этой стадии тысячи специалистов различных конструкторских бюро ведут самый настоящий мозговой штурм. Чтобы ракета полетела как надо, нужно просчитать абсолютно все: спроектировать, изготовить, довести до ума и испытать каждый из множества узлов и агрегатов. К ним относятся двигатели, топливная система, устройство разделения ступеней, система управления, боевая часть, непосредственно корпус изделия, система пуска и еще многое-многое другое. Для современных и перспективных ракет отдельно разрабатываются комплексы прорыва систем противоракетной обороны, средства радиоэлектронной борьбы, постановщики ложных целей и прочая высокотехнологичная начинка.

По данным ряда СМИ, огневые испытания жидкостных двигателей первой ступени "Сармата" успешно завершились в 2016 году. На этом этапе имитируется их эксплуатация в настоящих, "боевых" условиях: проверяется штатная работа камер сгорания, турбонасосных агрегатов, газогенераторов и прочих компонентов. Грубо говоря, двигатель закрепляют на специальном стенде, оборудованном лотком для отвода пламени и газов, подводят к нему топливо и окислитель, после чего запускают. Если все узлы работают штатно, испытания признают успешными. Следующий этап — бросковый.

© Министерство обороны РФ

© Министерство обороны РФ

"Бросковые испытания — это эксперимент, в ходе которого отрабатывается старт ракеты, ее безаварийный выход из шахты и начальный этап работы двигателя, — рассказал РИА Новости генерал-майор в отставке Владимир Дворкин, бывший начальник 4-го ЦНИИ Минобороны — структуры, решающей широкий круг проблем научного обеспечения строительства РВСН и развития стратегического ракетного вооружения. — Из шахтной пусковой установки выбрасывается макет с реальным двигателем первой ступени и грузовым "заменителем" всей остальной части ракеты. Макет эквивалентен готовому изделию по габаритам и массе. Запас топлива там небольшой — чтобы хватило на несколько секунд полета".

Современные баллистические ракеты стартуют по минометной схеме: из шахты их выбрасывает пороховой аккумулятор давления — своеобразный вышибной заряд. Такая технология в СССР и России уже давно хорошо обкатана. Аналогичным образом стартует, например, "идейный предшественник" "Сармата" — тяжелая двухступенчатая МБР Р-36М "Воевода", которую на Западе прозвали "Сатаной".

Экзамен на зрелость

Следующая стадия, которую проходит каждая межконтинентальная баллистическая ракета перед принятием на вооружение, — летно-конструкторские испытания. К этому времени отдельные компоненты изделия уже готовы или практически готовы. А это значит, что пора испытать ракету в сборе. Во-первых, чтобы окончательно убедиться, что все части оружия идеально подогнаны друг к другу и не нужно вносить изменения в проект. Во-вторых, чтобы удостовериться, что реальная дальность полета боевых блоков и точность попадания соответствуют прописанным в техзадании. Вместо боевой части, естественно, установлена аналогичная по весу болванка. К моменту проведения летно-конструкторских испытаний на заводе-изготовителе уже должна быть готова опытная партия снаряженных МБР.

"На этом этапе осуществляется пуск полностью оснащенной ракеты по траектории на заданную дальность, — рассказал РИА Новости Владимир Дворкин. — Как правило, "стреляют" по полигону Кура на Камчатке. Летно-конструкторские работы могут совмещаться с государственными, в ходе которых и принимается решение о постановке изделия на вооружение. Как показывает практика, для этого нужно успешно запустить около 15-20 ракет. Но надо понимать, что во время испытаний могут произойти аварийные ситуации. В этом случае необходимы дополнительные пуски, чтобы убедиться, что все неисправности и замечания устранены".

Этап летно-конструкторских испытаний довольно долго не могла пройти твердотопливная МБР Р-30 "Булава", разработанная для вооружения атомных стратегических подводных лодок проекта 955 "Борей". Всего было произведено 27 ракетных пусков. Из них два были признаны частично успешными, семь — неудачными. По некоторым данным, причиной неудачных стартов были отказы систем управления двигателей. В 2009 году вице-премьер Сергей Иванов заявлял, что эти проблемы связаны с недостаточной доводкой ракеты "на земле". В свою очередь, главный конструктор подводных лодок проекта 941 "Акула" Сергей Королев объяснял недоработки отсутствием требуемых для этого наземных стендов.

© Министерство обороны РФ "Булава" в действии: как прошел пуск баллистической ракеты с подводного крейсера


© Министерство обороны РФ

Тут стоит отметить, что твердотопливная МБР Р-39, которой вооружали "Акулы", из первых 17 пусков провалила больше половины. Со временем ее довели до ума, впрочем, как и "Булаву". Ракетная техника — слишком сложная и капризная, чтобы все получалось с первого раза. В конце концов, каждое оружие первое время страдает от "детских болезней". Но у "Сармата" есть все шансы быстро "повзрослеть" — у ОПК накоплен богатый опыт производства и эксплуатации тяжелых ракет шахтного базирования. Тем не менее в ближайшие два-три года создателям перспективной МБР придется как следует попотеть и работать без ошибок — всего одна мизерная неудача в этом деле способна сдвинуть дату "выпускного вечера" вправо на несколько лет. Что для России с учетом мировой геополитической обстановки сегодня было бы крайне нежелательно.

В перспективе именно "Сарматы" наравне с "Ярсами" и "Тополями" должны стать основой ударной мощи РВСН. Новая ракета должна полностью заменить в войсках сильного, но уже устаревающего "Воеводу". Как сообщал РИА Новости источник в ОПК, "Сарматами" планируется вооружить семь ракетных полков.

Понимая, что многие образцы военной техники в российской армии морально устарели, правительством России была утверждена амбициозная программа перевооружения, старт которой положен в 2011 году. Государственный проект предусматривает закупку новой и модернизацию уже вооружения. Одним из ее ключевых пунктов стала постановка на боевое дежурство в ракетные войска стратегического назначения (РВСН) новейших и перспективных видов межконтинентальных баллистических ракет (МБР). Планируется принять и несколько типов оборудования. В их число входит и новейшая ракета «Сармат», характеристики которой пока остаются в секрете.

Принятие на вооружения и возможности баллистической ракеты «Сармат»

Внимание к состоянию РВСН всегда было пристальным. Это связано с тем, что состояние ракетных войск является Российской Федерации. И, соответственно, на вооружении должны находиться лучшие образцы техники.

Разумеется, процесс обновления РВСН России проводился всегда, но именно после утверждения программы перевооружения, он приобретает более масштабный характер. В первую очередь, благодаря созданию и постановки на вооружения новых и современных МБР, которые способны преодолеть любую систему противоракетной обороны (ПРО) вероятного противника. Одной из таких баллистических ракет является «Сармат», предназначенная для замены тяжелых шахтных МБР «Воевода», «Сатана» и «Стилет».

Проектирование МБР «Сармат» началось еще в конце прошлого десятилетия. Работы по созданию этого технического средства ведутся в ГРЦ Макеева. Как и свои предшественники, она имеет характеристику жидкотопливной ракеты. Так как материалы хранятся в строгой секретности, то особенности оружия остаются неизвестными. Ожидается, что летные испытания баллистическая межконтинентальная ракета «Сармат» начнет в первой половине 2017 году. Она после принятия на вооружение поступит в части РВСН.

Несмотря на то, что точные характеристики тяжелой, шахтной МБР «Сармат» засекречены, примерные сведения о ней все же имеются. Так, стартовая масса МБР должна составлять примерно 100 тонн, в то время как забрасываемый ею вес – около 5 тонн. Новая ракета по оценкам экспертов будет иметь дальность более 11000 км, что позволит ей гарантированно уничтожить любой объект на территории США.

Эти показатели примерные, но вряд ли они сильно отличаются от реальных. Такого мнения придерживаются не только российские, но и зарубежные эксперты. Как ожидается, по боевым возможностям ракетный комплекс «Сармат» не будет не только уступать, но и значительно превзойдет знаменитую «Сатану», которая на протяжении нескольких десятилетий наводила ужас на страны НАТО. Такая эффективность во многом связана с новейшей системой наведения боевых блоков и способностью преодолеть любые, в том числе и перспективные, системы ПРО.

Новая баллистическая ракета «Сармат» будет иметь две ступени, двигатели которых утоплены в баках с горючим. Каждый из имеющихся на ракете боевых блоков получит возможность наводиться на цель индивидуально. Они, скорее всего, будут запускаться с противоположной стороны от цели.

Установленные на МБР «Сармат» боевые блоки, вероятно, будут идентичны тем, которыми оснащены баллистические ракеты «Булава», «Ярс», «Тополь» и способны эффективно преодолевать не только те системы ПРО, которые имеются на вооружении в настоящей момент, но и те, которые могут поступить в ближайшее будущие, в том числе и космические, несмотря на то, что они запрещены многими международными договорами.

Двигатели и защищенность ракетного комплекса «Сармат»

Точно не известно, какими двигателями будет оснащен ракетный комплекс «Сармат». По этому поводу у экспертов имеется два мнения. Согласно первого, на этой МБР будут установлены такие же жидкотопливные двигатели, что и на БРПЛ «Синева», а ступень разведения блоков будет взята от баллистической ракеты «Барк», которая так и не поступила на вооружение РВСН. Но многие специалисты убеждены, что новая ракета может оснащаться теми же двигателями что и «Воевода». Некоторые эксперты считают, что подобное маловероятно. Ведь эти двигатели изготовляются на Украине, с которой, в настоящей момент, у России очень непростые взаимоотношения.

Ракеты «Сармат» будут устанавливаться в шахты, которые использовались для запуска МБР «Сатана» и «Воевода». Предварительно все они пройдут модернизацию. В частности, будет улучшена защита шахт от поражения их как ядерным, так и обычным оружием. Будут установлены современные пассивные компоненты ПРО, благодаря чему

Благодаря повышенной защищенности шахт МБР «Сармат», пуск ракет будет возможен даже при близком ядерном взрыве, и они смогут гарантированно поразить нужные цели, находящиеся за тысячи километров.

Кроме того, тяжелая ракета «Сармат», если предполагаемые характеристики верны, будет универсальной. Она сможет применяться не только для поражения целей, но и для вывода на космическую орбиту спутников. Подобная универсальность позволит после снятия их с вооружения использовать устройства в мирных целях.

После того как баллистическая ракета «Сармат», характеристики которой уникальны, будет принята на вооружение, ударные возможности РВСН России на удаленных расстояниях значительно увеличатся.



Loading...Loading...