Машины на универсальной платформе. Комплекс активной защиты «Афганит»

— единственный в мире танк третьего послевоенного поколения. Это полностью российская разработка.

Работы по созданию нового танка "Армата" были открыты в 2010 году. Унифицированная тяжелая платформа шифра "Армата", на основе которой был создан танк, разрабатывалась Уралвагонзаводом с 2009 по 2010 год.

Танк Т-14 "Армата" оснащен 125-миллиметровой гладкоствольной пушкой 2А82 (с возможностью установки 152-мм 2А83) с дистанционным (необитаемая башня) полностью цифровым управлением. Впереди за мощной лобовой броней находится со всех сторон защищенная изолированная бронекапсула с экипажем, сидящим в ряд. Управление пушкой ведется из изолированной бронекапсулы. Впервые в мире экипаж помещен в бронированную капсулу, отделенную от боекомплекта, что дает возможность танкистам остаться в живых даже при прямом попадании в башню и возгорании боекомплекта. Танк сможет выдержать лобовое попадание большинства современных и перспективных типов противотанковых снарядов и ракет.

Танк содержит до 40 снарядов различного назначения в автомате заряжания, а также имеет пулеметы и прицелы, превосходящие существующие образцы, имеющие возможность вести огонь в движении.

Силовая установка представляет собой единый 1200-сильный дизельный турбопоршневой двигатель А-85-3А для передне- и задне-расположенных моторно-трансмиссионных отделений (МТО). Моторесурс не менее 2000 часов, масса до 5 тонн. Имеется возможность модернизации.

Разработкой двигателя занимался челябинский ГСКБ "Трансдизель". Дизельный четырехтактный, Х — образный, 12 —цилиндровый с газотурбинным турбинным наддувом и промежуточным охлаждением воздуха, жидкостного охлаждения двигатель 12Н360 прошел весь ряд испытаний, от ресурсных до ходовых в 2011 году.

Танк "Армата" новейшим комплексом активной защиты "Афганит", который может как физически уничтожать цели, так и выводить их из строя. Радиооптический радар "Афганита" состоит из четырех активных фазированных антенных решеток, которые предупреждают о приближающихся снарядах. Система радиоэлектронного подавления сбивает траекторию ракет — с помощью блокирования лазеров и радаров и с помощью дымовой завесы. Кроме того, на "Армате" установлена динамическая защита "Малахит" с модульным комплексом "Реликт", которая, как предполагается, может легко устранять ракеты тандемного типа.

Оригинальный силуэт в сочетании с использованием специального покрытия значительно снижает заметность машины в тепловом и радиолокационном спектрах наблюдения.

Тактико-технические :

Боевая масса — до 55 т

Экипаж — 3 человека

Клиренс — 500 мм

Калибр и марка пушки — 125-мм 2А82-1М

Мощность двигателя — 1500 л. с.

Скорость по шоссе — до 75 км/ч

Дальность обнаружения цели — свыше 5000 м

Дальность поражения цели — 7000-8000 м

Запас хода — свыше 500 км

Стойкость брони — свыше 900 мм

Впервые Танк Т-14 на платформе "Армата" был продемонстрирован на Параде Победы 9 мая 2015 года.

Как мы дошли до «Арматы» такой?

Чтобы понять, как «Армате» удалось испугать или восхитить все страны мира, нужно углубиться в историю отечественного танкостроения и в особенности в историю создания брони наших танков.

«Армата» легче многих своих западных аналогов, а это значит, что традиционная броня была принесена в жертву другим средствам защиты. О вечной борьбе средств танковой защиты и ракет, чьё назначение эту защиту преодолевать, – в материале Лайфа.

В 1956 году, в ходе Суэцкого кризиса – вторжения англо-французских войск в зону Суэцкого канала , вызванного желанием Египта национализировать этот важнейший и доходнейший объект – и одновременно протекающей одной из арабо-израильских войн, произошло сразу два события. Стремясь остановить эту войну, тогдашний председатель Совета министров СССР Н.А. Булганин направил 5 ноября письмо английскому премьер-министру А. Идену, в котором говорилось:

«В каком положении оказалась бы сама Англия, если бы на неё напали более сильные государства, располагающие всеми видами современного истребительного оружия? А ведь такие страны могли бы в настоящее время и не посылать к берегам Англии военно-морского или военно-воздушного флотов, а использовать другие средства, например ракетную технику. Если бы ракетное оружие было применено против Англии или Франции , Вы, наверное, назвали бы это варварским действием. Однако, чем же отличается бесчеловечное нападение, совершённое Вооружёнными силами Англии и Франции, на почти безоружный Египет?»

Зарубежные авторы периода холодной войны интерпретировали эти слова как угрозу применения ракетно-ядерного оружия. Но СССР в те времена не располагал баллистическими ракетами дальнего радиуса действия, и не в привычках поколения политиков, прошедших большую войну, было бросаться пустыми угрозами.

Да и нужды в этом не было: против действий Англии, Франции и Израиля выступили и США , и ООН. Нет, слова Булганина содержали намёк на новый вид оружия, который – с неприятной неожиданностью для египтян – уже использовал в своих действиях англо-французский десант.

Оружие это было ракетным, успешно развивалось и интенсивно применялось во всех войнах двадцатого и нынешнего веков – в отличие от баллистических ракет дальнего действия, которые служат в основном для войны нервов и обеспечения дипломатов работой.

Дебютировали в Суэцкой войне французские противотанковые управляемые ракеты. Наверное, многие читали роман Фредерика Форсайта «День Шакала», остросюжетное переплетение вымысла и реальности. Там, среди реальных участников событий, фигурирует военный инженер подполковник Жан-Мари Бастьен-Тири.

Он 22 августа 1962 года участвовал в покушении на президента Франции де Голля (как и местная Софья Перовская, подавал знак, только махал не платочком, а газеткой…) и был расстрелян 11 марта 1963 года.

Перед этим его лишили звания Кавалера ордена Почётного легиона, которое он получил за создание противотанковой управляемой ракеты Nord SS.10 (Sol-Sol по-французски – «земля – земля»), весьма успешно применённой французским десантом по египетским танкам M4A3 Sherman .

Правда, надо сказать, что создана SS.10 была на основе попавших к французам германских экспериментальных ракет Rotkäppchen , «Красных шапочек». Ту доктор Макс Крамер разрабатывал с 1943 года, надеясь остановить наваливающуюся с востока волну русских танков.

Главной идеей было дать пехоте мощное противотанковое средство, сочетающее мощность артиллерийского кумулятивного снаряда с лёгкостью пусковой установки противотанковых гранатомётов, обеспечив ещё и приличную дальность, сочетаемую с высокой точностью. Для этого кумулятивную БЧ установили на пороховой ракете, управляемой по проводам. Эту-то разработку и довёл до ума в пятидесятые Бастьен-Тири.

Получилось весьма удачно – девятнадцатикилограммовая ракета, стоившая меньше 200 долларов, выпускаемая из пусковой установки ценой меньше тысячи долларов (точнее посчитать трудно: франк тогда прыгал к доллару почище кенгуру), могла поразить танк M4A3 Sherman за пятьдесят тысяч долларов. Очень выгодный размен получался! И к тому же ПТУР могли оказываться в тех местах, в которые раньше классические противотанковые орудия, с длинным стволом и мощным лафетом, было не доставить.

Что может новейший танк Т-14 «Армата»

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

Танки Т-14 "Армата" / Фото: www.soyuzmash.ru

После закрытия проектов Т-95 и "Бурлак" начало складывается ощущение, что перспективный танк на постсоветском пространстве так и не будет создан. Но в 2015 году на параде Победы широкой публике были представлены изделия на базе платформы «Армата» - танк нового поколения Т-14 и тяжелый БМП Т-15 с передним размещением МТО. С появлением первых кадров «Арматы» появилось множество домыслов по поводу этого танка. Кто-то придавал ему приукрашенные качества, кто-то называл фанерным и выдумывал несуществующие недостатки. Материал про особенности компоновки, защиту, подвижность и огневую мощь нового российского танка «Армата». Приводятся фото и описания рабочих мест экипажа и их оборудования. Приводится мнения о преимуществах и недостатках нового танка. Дается историческая справка по разработкам перспективных танков на территории бывшего СССР начиная с 70-х годов.


Т-13 "Армата" / Фото: btvt.info


История вопроса

Разработка танка нового (третьего послевоенного) поколения началась в СССР немногим позже создания нового основного танка Т-64А в 70-е. В работах под названием «Тема 101» участвовали Ленинградские, Челябинские и, в дальнейшем, Харьковские конструкторы.

Были реализованы ряд проектов, как с традиционной, так и новой компоновкой, большая часть которых так и осталась на чертежах или в виде макетов.

Танки с традиционными решениями, такие как «Объект 255 » и «Объект 480 » не давали существенного преимущества перед модернизированными вариантами Т-64А, Т-72 и танка с ГТД. Танки с новой компоновкой (Объект 450) требовали длительного поиска, как компоновочных решений, так и создания принципиально новых компонентов.

В конце 70-х и на протяжении 80-х годов харьковское КБ было выбрано головным по теме создания перспективного танка 90-х. Данные события рассмотрены с точки зрения одного из разработчиков танка, ответственного за его электронную составляющую -Последний рывок советских танкостроителей (дневник участника разработки танка «Боксер») . Варианты рассматриваемых в 80-е компоновок рассмотрены в материале - Танки "Бунтарь", "Боксер", "Молот" (объект 490, объект 490А, объект 477) .

Разработка перспективного танка так и не была завершена до распада СССР.

Оставшиеся в России КБ принялись за создание перспективного танка на основе существовавшего задела. Из наиболее совершенных можно упомянуть Ленинградский Объект 299 (ОАО "Спецмаш") , который обладал весьма смелой компоновкой. Которая, на ряду с объективными причинами характерными для 90-х помешала его реализации.

Омский Объект 640 «Черный орел» также был проектом с весьма неоднозначными преимуществами, поэтому и был выбран для демонстрации (ВТТВ 1997) и даже продвигался за рубеж.

Нижний Тагил (УКБТМ) имел проект эволюционного развития Т-72 который не давал существенныхпричин для замены в производстве Т-72, так как заложенные в нем решения могли быть реализованы и в ходе модернизации.

С улучшением экономической ситуации работы активизировались. Здесь, как и в 70е реализовывались два проекта, один из них с высоким техническим риском, другой с традиционными и менее рискованными решениями. Первый - Нижнетагильский Объект 195 "Т-95" (ОАО "УКБТМ") и второй Омский проект Разработка унифицированного боевого отделения, тема «Бурлак» (ОАО "КБТМ") .

В 2009 году было объявлено о закрытии этих проектов.

Начало складывается ощущение, что перспективный танк на постсоветском пространстветак и не будет создан.

Но в 2015 году на параде Победы широкой публике были представлены изделия на базе платформы «Армата» - танк нового поколения Т-14 и тяжелый БМП Т-15 с передним размещением МТО.

С появлением первых кадров «Арматы» появилось множество домыслов по поводу этого танка. Кто-то придавал ему приукрашенные качества, кто-то называл фанерным и выдумывал несуществующие недостатки.

Компоновка

Схема с сосредоточением экипажа в передней части корпуса, требует максимальной автоматизации управления оружием, установленным в боевом отделении, создавая ряд трудностей технического порядка. Такая схема представляет интерес вследствие больших возможностей усиления защиты экипажа, в том числе от средств массового поражения, а также улучшением условий взаимодействия личного состава.

При размещение 3 членов экипажа плечом к плечу, как это сделано, экипаж размещается в достаточно комфортных условиях. Но при этом нет возможности реализовать достаточную защиту бортовой части отделения экипажа. Даже при снижении ширины выделяемого для каждого члена экипажа места с 70 до 60 см возможности обеспечить защиту при обстреле в бортовые участки минимальны. При этом железнодорожные габариты не позволяют увеличить ширину корпуса.

Такая схема не однократно рассматривалась, начиная с 70-х годов в разных странах, но применения в танкостроении за исключением экспериментальных макетов, таких как американский FTTB не нашла.

Капсула экипажа. Место водителя находится слева по ходу танка / Фото: btvt.info

Дисплейный комплекс механика-водителя (ДКМВ) установленный на танке предназначен для замены стрелочных контрольно-измерительных приборов и обеспечения решения задач управления, контроля функционирования, оперативного технического диагностирования систем и агрегатов шасси и выдачи рекомендаций по эксплуатации объекта.

Переключение передач осуществляется кнопками на штурвале. Наиболее важная информация о параметрах движения выводится непосредственно на выносное табло на штурвале управления. На монитор выводится изображениес тепловизионного прибора переднего обзора размещенного на верхней детали носового узла корпуса.

Видеосмотровое устройство иблок кнопок управления / Фото: btvt.info

Вид на место водителя с места наводчика, размещенного по центру капсулы экипажа / Фото: btvt.info

Мониторы ПМФ-5.0 с ЖК-панелями высокого разрешения из серии многофункциональных панелей «5». Слева на фото пульт наводчика / Фото: btvt.info

Изделия ПМФ-5.0 (5.1) имеют расширенный набор интерфейсов, в том числе сенсорную панель с функцией мультитач и пр.

Разработка конструкторского бюро приборостроения (УКБП) которое входит в «Концерн Радиоэлектронные технологии».

Информационно управляющая система выводит надисплее информацию о состоянии систем вооружения, защищенности, подвижности и пр.

Информационные сообщения выводится на экран ниже, красным показаны критические сообщения, желтым важные, белым штатные.

Вид на места командира и наводчика. Панели командира (3) правая часть / Фото: btvt.info

На них выводится видеоинформация от внешних источников, синтезированная видеоинформация устройств (ТВ камеры, прицельные комплексы), обмен информацией, выдача навигационной картографической информации, а также ввод и передачу информации для управления основными системами танка. Пульты управления установлены под панели, наводчик и командир обладают аналогичными устройствами.

Фото: btvt.info

Устройства производятся в РФ и унифицированы для всей линейки перспективных наземных машин («Армата», «Курганец», «Бумеранг»). Производство и сборка устройств все еще происходит вручную, но надежность их растет.

Именно на этих устройствах основано управление танком.

Фото: btvt.info

Место командира. Визуальный обзор местности осуществляется через три смотровых прибора. Основную информацию предполагается получать через расположенные по периметру танку ТВ камеры и многоканальный панарамический прицел-прибор наблюдения.

Такое решение можно назвать весьма смелым, особенно для наземной техники, где условия намного более жесткие, чем в авиации. Справа пульт управления АВСКУ-Е (аппаратура внутренней связи, коммутации и управления). Под пультом - оптический датчик системы противопожарного оборудования (ОД1-1С). Установка оптических датчиков и быстродействующих баллонов в боевом отделении обеспечивает обнаружение пожара и выброс огнетушащего состава за время не более 150 мс. Такие датчики установлены по всему периметру капсулы.

Вид на заднюю часть капсулы экипажа. Видны системы вентиляции и кондиционирования воздуха / Фото: btvt.info

Фото: btvt.info

Несмотря на множество цифровых новинок некоторые традиции в постсоветском танкостроении незыблемы, например не очень аккуратные сварочные швы.

Удобные сидения – большой шаг вперед в сравнении с танками прошлого поколения.

Защита

Компоновка «Арматы» аналогична отработанной на «Объект 195». Повышение защищенности экипажа достигается переносом рабочих мест экипажа, находившихся в башне, в высокозащищенный носовой модуль корпуса, масса защиты которого может быть увеличена на величину уменьшения массы защиты башни, вследствие уменьшения ее габаритов и внутреннего объема, предназначавшегося для рабочих мест экипажа.

Повышение защищенности и выживаемости экипажа в модуле достигается уменьшением суммарной площади внутренних поверхностей модуля управления (по сравнению с обитаемым отделением танков классической компоновки).

Модуль вооружения отделен от модуля управления поперечной перегородкой, что уменьшает вероятность поражения экипажа в модуле.

Пожаровзрывобезопасность модуля и выживаемость экипажа достигаются полным отделением рабочих мест экипажа от загерметизированного объема топлива и от боекомплекта.

Схематическое изображение общей компоновки танка Т-14 «Армата» (аналогичная Т-95) / Изображение btvt.info

Указанное авторами патента преимущество, наряду с вышеперечисленными, обладает и еще одним недостатком – недостаточной защитой башни. К этому вопросу придут, как пришли и разработчики перспективного танка советских времен – «Молот», «Нота».

Комплекс защиты танка включает комбинированную и динамическую защиту, установленную в обеспечивающую защиту передней части корпуса с капсулой экипажа.

Также динамическая защита устанавливается на бортах корпуса (до моторно-трансмиссионного отделения). Спереди гусеничные ветви перекрыты ДЗ, что особенно важно при размещении экипажа в корпусе. В передней части борта корпуса блоки ДЗ выполнены откидными для простоты обслуживания ходовой части. В целом решения по установке ДЗ напоминают ее установку на танке «Нота» (ХКБМ).

Сверхудинамической защитой прикрыта башня, также ДЗ устанавливается для защиты капсулы, включая люки. Часть борта корпуса в области МТО прикрыта решетчатыми экранами.

Фото: btvt.info

ДЗ прикрывает как верхнюю так и нижнюю деталь носового узла корпуса. Внешне ДЗ аналогично устанавливаемому на Т-95. рабочая поверхность метаемой плиты значительно увеличена.

Технические требования к перспективному танку заданные еще во времена СССР требовали обеспечения защиты сверху от кумулятивныхбоеприпасов с бронепробивной способностью 250- 300 мм. Несмотря на небольшой габарит крыши и люков, что прекрасно видно на фотографиях, можно предположить, что это требование выполнено.

Важнейшей особенностью танка является применения комплекса средств для защиты от высокоточного оружия. Включают они комплекс активной защиты, обеспечивающий прикрытие в диапазоне 120° по направлению башни танка и комплекс постановки многоспектральных завес и комплекс индикаторов лазерного и УФ излучения установленный по периметру башни.

Чтобы выстреливать ложные ИК и РЛ цели быстро и точно в направлении средства нападения откуда бы оно не подлетало, без поворота башни, требуется использование быстро поворачиваемых гранатометов.

Таким образом, от атакующих в горизонтальной проекции боеприпасов защиту обеспечивает КАЗ и комплекс постановки помех (в двух поворотных установках на башне). А от атакующих сверху – комплекс постановки помех (в двух фиксированных установках направленных верх).

Также устанавливается система противоминной электромагнитной защиты.

Комплекс защиты танка от ВТО / Изображение btvt.info

По периметру башни размещены индикаторы лазерного облучения и ультрафиолетового излучения (система обнаружения пуска ракеты). Под передними индикаторами облучения и пуска ракет размещены РЛС с ФАР обнаружении и целеуказания КАЗ. На крыше башни система пуска многоспектральных помех в поворотных ив фиксированных установках.

Индикаторы облучения и пуска на фото и в ходе демонстрации на параде прикрываются заслонками. Рядом с блоком индикаторов ТВ камеры переднего и бокового обзора / Фото: btvt.info .

Под блоком РЛС установлены пусковые установки КАЗ. КАЗ «Афганит» является развитием системы «Дрозд». Эта разработка ЦКИБ СОО берет свое начало еще в 80-х. Отличием от «Дрозда» является возможность коррекции отстреливаемого контрбоеприпаса по азимуту (~0,5 м) и по вертикали (±4°). Комплекс обладает возможностью поражения противотанковых ракет атакующих цель на пролете, но от атакующих сверху не защищает

Фото: btvt.info

Для снижения заметности танка на башне устанавливается легкий кожух с геометрическими характеристиками оптимальными для снижения заметности в РЛ диапазоне длин волн.

Вид сбоку на Т-14 армата, в центральной трети корпуса установлены блоки ДЗ оптимизированные для защиты от кумулятивных БЧ при угле попадания близком к нормали / Фото: btvt.info

Часть борта корпуса в области МТО прикрыта решетчатыми экранами / Фото: btvt.info

Видны крепления бочек для топлива. На параде в Москве «Арматы» были без них. Видимо считают, что не модно.

Огневая мощь

На танке установлена 125ммпушка повышенного могущества 2А82-1М. Судя по патентам пушка, может использовать как штатные выстрелы, так и вновь разрабатываемые с увеличенным пороховым зарядом. Боекомплект 40 выстрелов (из них 32 в автомате заряжания, 8 - возимый). Идеология АЗ сохранена от «Объекта 195», но малый боекомплект 152 мм увеличен до приемлемого значения.

7,62мм пулемет ПКТМ в дистанционно управляемой установке на совмещенной с панарамическим прицелом-прибором наблюдения платформе. Боекомплект 2000 патронов в непрерывной ленте.

Отсутствие спаренного с пушкой пулемета решение странное и несомненно неправильное. Это приведет к повышенному расходу боекомплекта наводчиком на не соответствующие снарядам 125 мм цели, к отвлечению командира от наблюдения за полем боя при применении единственного пулемета. Какое-то оправдание этому может быть в виде увеличенного на 10 выстрелов по сравнению с Т-72 автоматизированному боекомплекту. Автоматическая пушка калибра 30 мм как было на «Молоте» и Т-95, тоже отсутствует.


Схема АЗ необитаемой башни / Изображение btvt.info

Снаряды и заряды располагаются вертикально. Конвейер поднят над днищем корпуса для исключения заклинивания при прогибе днища (подрыв на мине).

Идея установки такой пушки возникла давно, еще в конце 70-х (Д-91Т) и продолжалась в дальнейшем, включая «Объект 187». По своему потенциалу она на 30% превосходит штатную.

Известно, что выстрелы повышенного могущества 3ВБМ22 с БПС 3БМ59 «Свинец-1» и 3ВБМ23 с БПС 3БМ60 «Свинец-2» с L=740 мм обладают повышенной по сравнению с штатным (3БМ44 «Манго» - 440 мм) бронепробиваемостью на 100- 150 мм. Усовершенствованные БПС разработанные для «Арматы» вероятно, достигнут уровня более 800 мм (450/60 °). Обеспечивается возможность использования как штатных боеприпасов, так и вновь разработанных боеприпасов повышенного могущества.

Правда достигнут ли вопрос открытый, все эти темы ведутся уже больше двух десятилетий. Так те же «Свинец-1» и «Свинец-2» в формально в составе боекомплекта модернизированных Т-72БА, Т-80УА, Т-80УЕ1 еще с 2004 года.

Для борьбы с пехотой разработан выстрел 3ВОФ128 «Тельник»-1 (Завершение выполнения ОКР - 2014 г.) В снаряде реализован траекторный разрыв на подлете к цели (в упрежденной точке) с поражением цели осевым потоком ГПЭ; траекторный разрыв над целью с поражением цели круговым полем осколков корпуса; ударный наземный разрыв с установкой на мгновенное (осколочное) действие; ударный наземный разрыв с установкой на осколочно-фугасное действие (малое замедление); ударный наземный разрыв с установкой на проникающе-фугасное действие (большое замедление).

Стабилизатор вооружения 2Э58 - электромеханическийс электрическим приводом вертикального и горизонтального наведения. Обладает пониженным энергопотреблением, повышенной точностью и меньшей пожароопасностью.

Приемо-передатчик УУИ-2 устанавливается у основания ствола. Обеспечивает автоматическое измерение изгиба ствола в процессе стрельбы. / Фото: btvt.info

Мощность двигателя 1200 лошадиных сил. По заявлениям разработчиков существуют возможности форсирования до 1500- 1800 л.с. в перспективе.

Общая емкость топливной системы танка 2015 литров с двумя подключенными бочками. Из них во внутренних и наружных топливных баках танка 1615 литров, топливо частично размещено внутри корпуса (816 литров), остальная часть в топливных баках на надгусеничных полках в кормовой части корпуса.

Трансмиссия механическая с планетарной центральной коробкой передач с автоматическим переключением. Встроенный реверс может обеспечивать равное количество передач переднего и заднего хода, что является важным при унификации шасси с задним и передним расположением МТО. Привод вентиляторов охлаждения двухступенчатый управляемый.

Демпфирующая характеристика гидроамортизатора является скоростной, то есть представляет собой зависимость усилия сопротивления от скорости на рычаге. Кинематическое соединение гидроамортизатора с подвеской выполнено с возможностью обеспечения передаточного отношения вертикальной скорости опорного катка гусеничного движителя гусеничной машины к скорости перемещения рычага гидроамортизатора 0,15…3,5 с увеличением в конце хода опорного катка.

Достигается повышение прогрессивности характеристики подвески системы подрессоривания и плавности хода гусеничных машин массой до 55 т.


/ Изображение btvt.info

Оценка проекта

Позитивная сторона проекта в том, что он все же был осуществлен, в большей степени, чем любой из существовавших проектов перспективного танка на постсоветском пространстве после создания танка Т-64.

Позитивным для отрасли в РФ является освоение новых технологий (сенсорные панели), новая элементная база в системах управления танком (ИУС, СУО и пр.), освоение которых может стать серьезным толчком в развитии электронной промышленности.

Уделено достаточное внимание комплексной защите танка – КОЭП, КАЗ, ДЗ и пр.

Эргономика соответствует современным требованиям.

Негативные особенности танка вытекают из выбора его компоновки, это невозможность обеспечения достаточного габарита бортовой брони капсулы из за размещения экипажа плечом к плечу, уязвимость башни от огня современных автоматических пушек, отсутствие визуального канала прицелов командира и наводчика, невозможность обеспечения кругового обзора с места командира. Выхлоп на оба борта повышает ИК заметность танка.

Из устранимых недостатков можно отметить отсутствие спаренного с пушкой пулемета. И прицела-дублера наводчика.

И главное, что можно еще добавить, танк проходит испытания, выпущено их на данный момент небольшое количество. Большинство систем, устанавливаемые в «Армате» еще достаточно не освоены, несомненно потребуется большое время чтобы вылечить «детские болезни». Так что быть или не быть «Армате» покажет время.

МОСКВА, издание "Танковая мощь. Сталь и огонь"
12

Танк Т-14 "Армата" / Фото: naked-science.ru

Сразу несколько иностранных экспертов сделали вывод, что на текущий момент российский танк Т-14 «Армата» является лучшим в своем классе. К такому заключению специалисты пришли, сравнив российскую машину с бесспорным лидером последних лет, немецким Leopard 2. Виртуальную дуэль германский танк проиграл - в первую очередь из-за отсутствия снарядов, способных пробить уральскую броню.


У Leopard 2 очень хорошая пушка - намного лучше, чем у американского M 1 Abrams (там стоит тоже немецкая, но старого образца). Сама машина продумана и сбалансирована с германской скрупулезностью. Но власти ФРГ приняли решение отказаться от бронебойных снарядов с сердечником из обедненного урана - это и свело все достоинства Leopard 2 к нулю. Без возможности поразить противника самый распрекрасный танк в бою не больше, чем подвижная мишень.

Принятые взамен на вооружение боеприпасы с вольфрамовым сердечником не способны пробить броню современных российских танков, считают в Бундесвере. Тем более, что защита «Арматы» одной броней не ограничивается. Оборона танка организована в несколько эшелонов. Использованные в конструкции материалы и краска делают танк малозаметным для радаров противника. Система оптико-электронного подавления слепит лазерные дальномеры - заметив луч, автоматика скрывает «Армату» за дымовой завесой.

Радар с фазированной антенной решеткой контролирует пространство вокруг машины, специальная программа бортового компьютера анализирует угрозы, выделяет самые опасные и реагирует на них. Управляемые противотанковые ракеты уводят в стороны средства радиоэлектронной борьбы. Расположенные по периметру башни мортирки на безопасном расстоянии уничтожают снаряды и гранатометные выстрелы. Весь комплекс обороны работает автоматически, не отвлекая экипаж от выполнения боевой задачи.



Тех, кому удастся прорваться через заслон высоких технологий, встречает специально разработанная для «Арматы» композитная броня. Панцирь из бронекерамики, синтетических материалов и стали легче и прочнее металлического.

"Броня «Арматы» неуязвима для всех современных и перспективных танковых боеприпасов, которые на сегодня имеют калибр 120 миллиметров, для противотанковых управляемых ракет и ручных гранатометов калибра 100-150 миллиметров", - заявили в НИИ стали.

Главным отличием Т-14 от остальных танков стала необитаемая башня и бронекапсула, в которую заключен экипаж. В последней у трех танкистов: механика-водителя, оператора и командира, - оборудованы комфортабельные рабочие места. Они сидят рядом друг с другом, у каждого есть многофункциональные мониторы для наблюдения за обстановкой.

Т-14 "Армата", танк / Инфографика: представлена компанией InfoStep

Управление движением танка осуществляется при помощи штурвала, регулируемого по наклону и вылету - как руль в иномарке. Набор индикаторов с информацией о состоянии систем машины тоже похож на приборную панель автомобиля. У наводчика-оператора - джойстик и сенсорные экраны. Звук выстрела танковой пушки в капсуле, конечно, слышен, но гораздо тише, чем при классической компоновке. К тому же в бронекапсулу не проникает пороховой дым. «Очень мягкая и удобная машина», - говорят заводские испытатели.

Двигатель и трансмиссия «Арматы» собраны в единый блок - это существенно облегчает ремонт и замену агрегата в полевых условиях. Кстати, на Leopard 2 применено такое же решение. Мощность двигатели Т-14 не раскрывается, но известно, что она больше, чем у всех других российских танков.

Фото: www.rg.ru

Представители «Уралвагонзавода» недавно пообещали поднять ее еще на 300 лошадиных сил. Коробка передач автоматическая, 8-диапазонная и реверсивная - она позволяет двигаться вперед и назад с одинаковой скоростью. Максимальная скорость танка также официально не объявлена, но судя по маневрам на Параде Победы, может достигать 100 километров в час. При выходе с Красной площади танкистам крайних машин, чтобы удержать строй в повороте, приходилось разгоняться до предела.

Наконец, орудие - то, для чего танк и создан. Гладкоствольная 125-миллиметровая пушка может стрелять управляемыми ракетами, поражает цели на дистанции семь километров и способна вести огонь в движении. На стволе закреплен датчик изгиба от нагрева для учета в баллистических вычислениях.

Модульная конструкция машины и интерфейс систему управления оружием позволяют установить на Т-14 и 152-миллиметровое оружие (этим сейчас занимаются на УВЗ). С такой мощной пушкой и специально разработанными для нее боеприпасами «Армата» не просто превзойдет танки противника, а станет их убийцей.

Танкостроение с конца 30-х годов всегда интересовало руководство Советского Союза. Постоянно проводились новые испытания, на вооружение принимались новые типы танков. Путаница порой была несусветная. После Великой Отечественной войны стало понятно, что «зоопарк» в танковый войсках должен быть окончательно упразднен.

К нашему времени конструкторы пошли еще дальше: нужен не просто основной боевой танк (ОБТ), но целая модульная платформа, на которой можно будет создавать совершенно новые типы вооружения, отличающиеся широчайшей взаимозаменяемостью и унификацией деталей. Важный шаг по пути столь смелого решения - комплекс «Армата», о создании которого отечественный ВПК говорит уже с незапамятных времен. Впрочем, в последние годы в этом долгострое все же наметился прорыв (вроде бы).

Когда все началось

В 2010 году из Министерства обороны пришло известие, что работы по проекту «Объект 195» полностью прекращены. В министерстве посчитали, что танк Т-95, который разрабатывался под этим обозначением, практически полностью повторяет ОБТ Т-90, а потому войскам не слишком нужен. Зато перед конструкторами была поставлена другая задача: создать совершенно новый танк, построенный на иных принципах.

В техническом задании говорилось, что комплекс «Армата» должен был быть полностью готов к серийному производству не позднее, чем в 2015 году.

Что это вообще такое?

В прессе нередко можно встретить ошибочное обозначение - «Армада». Но правильное имя - именно «Армата». Так называется тяжелая гусеничная платформа четвертого поколения, разработка которой продолжается с 2009 года (по некоторым сведениям, она была начата куда раньше). Предполагается, что характеристики «Арматы» значительно превышают аналогичные даже для Т-90 всех последних модификаций.

На ее базе наши военные рассчитывают создать как новый ОБТ, так и принципиально новую тяжелую БМП (вспоминаем израильский «Ахзарит»), тяжелый БТР, а также разнообразные БРДМ, платформы для самоходных орудий и т.д. По сути, комплекс «Армата» представляет собой универсальное гусеничное шасси для боевых машин, масса которых находится в пределах 30 или 65 тонн. Напоминаем, что у Америки есть аналог подобной разработки, платформа GCV.

Предполагается, что новые танки Т-14, созданные на базе этого шасси, должны быть запущены в производство не позднее 2015 года. Теоретически, вооруженные силы Российской Федерации должны будут получить около 2,5 тысяч Т-14 «Армата».

Что будет в армии до «Арматы»

Случилось так, что и танки Т-90 нашему Министерству обороны оказались фактически не нужны. В общем-то, в этом есть вина и Уралвагонзавода, представители которого выставляли явно завышенные цены за свои машины. Так, представители армии не слишком понимают, почему стоимость отечественного танка лишь немногим дешевле немецкого «Леопарда», который намного тяжелее российского ОБТ.

Тем временем, войска фактически остаются без нормальных Количество Т-90 различных модификаций в нашей армии не превышает 500 штук, чего явно не хватит в случае отражения более-менее серьезной военной угрозы. В военном министерстве намерены выправлять ситуацию, постоянно проводя «глубокую модернизацию» старого Т-72.

Сразу заметим, что все характеристики «Арматы» строго засекречены, да и существование многих компонентов системы и по сей день вызывает глубокие сомнения отечественных и зарубежных экспертов. Впрочем, отрывочные сведения из открытых источников и предположения аналитиков позволяют составить достаточно общее впечатление о новой машине.

Предполагаемая компоновка

Еще раз подчеркнем, что главная цель, с которой вообще создается комплекс «Армата» - получение предельно унифицированных машин. Причем стандартизация должна касаться не только используемого вооружения, но также подвески и прочих технологических элементов конструкции. Даже у американцев ничего подобного в войсках нет (стоит надеяться, что у нас это действительно появится).

Вроде бы точно известно, что в планах существуют два основных варианта компоновки: с задним и передним расположением моторно-трансмиссионного отделения. Подвеска наверняка будет собрана на шести катках, амортизаторы - лопастного типа, механизм поворота - дифференциальный, передача гидрообъемная. Коробка передач - полностью автоматическая, на 12 ступеней. Скорее всего, будет иметься возможность переключения ступеней в ручном режиме.

Check-Engine в танковом варианте

Особенностью танка «Армата» (фото предполагаемого варианта есть в статье) станет использование полностью компьютеризированной системы управления и диагностики. Проще говоря, даже в случае серьезной поломки такой бортовой компьютер должен сообщить, что и где сломалось, чем серьезно облегчит жизнь механику танка.

Повышение живучести машины на поле боя

Кроме того, новая машина «Армата» (фото вы найдете в этом материале) будет обладать резко повышенной живучестью за счет расположения снарядов в особой капсуле, отдельно от обитаемого отсека танка. Теоретически, в случае попадания вражеского снаряда или противотанковой кумулятивной гранаты, детонация боекомплекта не должна привести к гибели экипажа.

Изначально эта идея оказалась заложена еще в «Объект 195», он же Т-95/Т-99. «Армата», предположительно, также будет обладать возможностью размещения экипажа в полностью изолированной капсуле из особенно прочных сплавов. Конструкторы заложили в конструкцию этой машины полностью дистанционное управление, при котором танкистам не приходилось бы вообще показываться за пределами машины. В этом плане платформа «Армата» совершенно уникальна. Как бы избито и банально это ни звучало, но аналогов за рубежом действительно нет.

Возможные типы боеприпасов

В боекомплект будут входить стандартные осколочно-фугасные, подкалиберные и Предполагается, что будет иметься возможность ведения огня управляемыми ракетами класса «земля-земля» и «земля-воздух» с автоматическим наведением.

Собственно, новый танк «Армата», фото которого мы прикладываем к статье, танком и не является. По факту - это полноценная многофункциональная ударная машина, которая может вести бой против вражеской пехоты, танков, артиллерии и даже вертолетов противника. Чисто теоретически, возможна также борьба и со штурмовиками.

Средства обнаружения

Согласно некоторым сведениям, на борту будет стоять практически то же самое радиолокационное оборудование, что и на новейшем истребителе ПАК Т-50. В частности, новый танк «Армата» (фото это подтверждает) получит радары, работающие в КА-диапазоне (26,5-40 ГГц), созданные с использованием Это уникальная разработка, в производстве которой используется особая керамика.

Особенности фазированной антенны

Сама решетка состоит из огромного количества сот, каждая из которых является самостоятельным микроволновым передатчиком. Выход из строя одного элемента не приводит к сильному падению мощности всей системы. Кроме того, такая антенна обладает высочайшей мобильностью, будучи способной быстро менять направление сканирования. При решении задач оборонительного и наступательного характера такой радар будет попросту идеальным решением.

Еще приятнее, что у него есть сразу два варианта применения: в качестве комплекса обнаружения и управления огнем, а также для системы активной защиты танка Т-14 «Армата». способна быстро обнаруживать и локализовать сразу несколько целей задолго до их подлета к танку. Система управления огнем будет способна автоматически наводиться на них и уничтожать в полностью автономном режиме.

Сообщается, что новый радиолокационный комплекс сможет одновременно «вести» вплоть до 40 активных целей. Показатель, который попросту недоступен для боевых машин зарубежных производителей! Кроме того (как и бывший флагман Т-99), «Армата» будет способна выявлять на дистанции в 100 км цели, диаметр которых не превышает 0,3 м. Разумеется, с последующим их полным уничтожением.

Характеристики брони

Не обошлось и без совершенно новой брони. К счастью, наша оборонная промышленность всегда обладала великолепными способностями в этой области, так что разработка новой брони была осуществлена в кратчайшие сроки.

Скорее всего, платформа «Армата» будет использовать броневую сталь марки 44С-св-Ш, обладающую особыми прочностными характеристиками. Этот материал был создан в ОАО «НИИ стали». Его ключевой особенностью является предельно низкий вес. Это не только позволит облегчить вес машины, начать создавать сравнительно легкие и защищенный БМП на этой же платформе, но и значительно увеличить объем внутреннего пространства (больший боезапас, комфорт работы экипажа).

Силовая установка

В качестве таковой будет использован 1200-сильный двигатель А-85-3А (дизельный, разумеется), который даст не менее 2000 часов эксплуатации, в течение которых может быть использован танк «Армата». Россия наконец-то овладела технологиями выпуска нормальных дизелей, так что обращаться за помощью к немецким конструкторам больше не придется. Максимальная мощность - 1500 л/с. Предполагается, что до конца обкатки будет стоять аппаратное ограничение в 1200 лошадиных сил, что позволит значительно увеличить

Производиться силовая установка будет на Челябинском Тракторном Заводе. На чем основана уверенность в ее использовании? Дело в том, что все испытания этого двигателя были полностью закончены еще в 2011 году, но и по сей день он нигде не используется.

Логично предположить, что именно этот двигатель и получит танк «Армата». Россия, если это и в самом деле произойдет, выйдет в число лидеров не только по производству тяжелой бронетехники, но и в области создания нормальных дизельных двигателей для нее. Это позволит поднять престиж нашей промышленности на международной арене, получить больше заказов от перспективных покупателей.

Орудие

Так как в свое время разработчики четко обозначили отказ от пушки калибром 152 мм на Т-95/99, можно смело утверждать, что и новый танк «Армата» получит орудие калибра 122-125 мм. Это вполне логично, так как новые типы боеприпасов позволят резко увеличить могущество пушки, не увеличивая габаритов до неприличных размеров.

В качестве «кандидата» на установку в башню новой машины может рассматриваться 125-мм орудие 2А82, которое было разработано и испытано еще в начале 2000-х годов. Всего через шесть лет из трех действующих образцов уже успели отстрелять более двух тысяч выстрелов, так что претензий к надежности нового образца у разработчиков точно нет. Кроме того, за счет использования новых материалов и технологий производства, удалось уменьшить показатель рассеивания снарядов сразу на 15%. Скорее всего, общая длина пушки будет равняться семи метрам.

Мы уже говорили, что новый танк «Армата» имеет на вооружении множество новых цифровых комплексов, которые ответственны и за точность стрельбы. В частности, новая СУО постоянно синхронизирует получаемые данные с баллистическим вычислителем, что должно резко повышать точность внезапной стрельбы. На сегодняшний день известно, что уже запланирована дальнейшая модернизация как самой пушки, так и существующих боеприпасов к ней.

Новый боеприпас

Имеются сведения, что русский танк «Армата» будет стрелять снарядами, которые были разработаны и приняты на вооружение в прошлом году. Уже полным ходом идет их серийное производство, партии снарядов прямым ходом идут в государственные арсеналы, где происходит формирование нормативного запаса. Скорее всего, к тому времени, когда т. «Армата» будет принят на вооружение, в арсеналах будет полно снарядов как для ведения реальной боевой стрельбы, так и для обучения новых экипажей.

Пулеметное вооружение

На вооружении имеется спаренный 7,62-мм пулемет ПКТМ, который соединен с пушкой. Запас готовых к использованию патронов - тысяча штук. Еще столько же хранится в ящиках ЗИП, которые закреплены на корме машины. Дополнительно вооружен 12,7-мм пулеметом «Корд». Для него готовый к использованию боезапас составляет ровно 300 патронов. Еще столько же находится в том же ящике ЗИП.

Активная защита

Изюминкой нового танка является КАЗ «Афганит». Эта система активной защиты позволяет бороться с противотанковыми ракетами и гранатами, причем даже на крайне малых дистанциях (не более 15-20 метров от машины). Система была разработана в Коломенском КБМ. Известно, что она может перехватывать снаряды, летящие со скоростью 1700 м/с. Кроме того, наверняка будет использоваться специальное ударное ядро, запатентованное в нашей стране. Наведение его на цель - автоматическое, не требует подтверждения оператора.

Динамическая защита

Конструкция блоков динамической защиты аналогична той, которая впервые была разработана в ОАО «НИИ стали». Блоки (корпуса) установлены на бортах танков, но будут заряжаться действующим веществом только в преддверии боевых действий (или при опасности таковых). Кормовая зона «Арматы» будет защищена стандартными решетчатыми экранами.



Loading...Loading...