Конспект "экскурсия в осенний парк". Экскурсия с младшими школьниками в осенний парк

Урок — экскурсия направлен на углубление и расширение представлений о сезонных изменениях в природе.коррекцию зрительного восприятия через наблюдение за природой, а также воспитание умения вести себя на улице, внимательно слушать инструкции учителя; воспитывает бережное отношение к животным.

Цели:

  1. Углубить и расширить представления о сезонных изменениях в природе.
  2. Коррекция зрительного восприятия через наблюдение за природой.
  3. Воспитывать умение вести себя на улице, внимательно слушать инструкции учителя; воспитывать бережное отношение к животным.

Ход занятия:

Оргмомент:

Здравствуйте, ребята! Подровнялись. Тихонько садитесь. Начинаем урок.

Предварительная беседа в классе:

Мы продолжаем изучать сезонные изменения в природе. Скажите мне, какие времена года вы знаете? (Зима, весна, лето, осень).

Какое время года сейчас? (Осень).

Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь).

А что происходит с деревьями, травой, цветами? (Деревья сбрасывают листву, трава и цветы увядают)

Как ведут себя осенью животные, птицы, насекомые? (Делают запасы пищи, утепляют жилища и т.д.)

Молодцы! И что бы нам поближе познакомиться с осенней природой, мы с вами проведем наш урок в парке. Итак, мы отправляемся на экскурсию.

На улице вы должны будете соблюдать некоторые правила поведения:

  • Не отходить далеко от группы;
  • Не сорить;
  • Внимательно слушать учителя;
  • При переходе через дорогу остановиться, посмотреть сначала налево, потом на право, и убедившись, что дорога свободна, переходить.

Экскурсия:

Итак, ребята, вот мы и пришли в парк. Что мы видим вокруг? (Деревья, клумбы, газоны и т.д.).

А может кто – нибудь знает названия деревьев, которые здесь растут?

Ребята! Скажите, что изменилось в парке по сравнению с летом?

(Листья на деревьях пожелтели и осыпались, трава завяла, цветы тоже и т.д.)

А как вы думаете, зачем осенью деревья сбрасывают свои листья? (Так они готовятся к зиме)

А почему именно так? Деревья берут вещества, необходимые для жизни из земли. Осенью их становится меньше. И чтобы не тратить лишние вещества на свои «наряды», деревья их сбрасывают. Но не все деревья такие. Хвойные деревья стоят зелеными круглый год, потому что вместо листьев у них иголочки – хвоя. В ней за лето накапливается достаточно питательных веществ для того, чтобы дерево оставалось зеленым и зимой.

А теперь прислушайтесь хорошо. Что вы слышите? (Шум дороги, шаги прохожих и т.д.)

А слышите ли вы птиц? (Нет)

А почему? (Они улетели в теплые края)

А почему осенью птицы улетают? (Становится холодно. Мало корма)

А каких перелетных птиц вы знаете? (Ласточки, грачи и т.д.)

Правильно. А какие птицы зимуют у нас? (Снегири, синицы, голуби и т.д.)

Хорошо. Как мы с вами уже сказали, в холодное время в лесу становится меньше корма, поэтому птиц нужно подкармливать.

А теперь еще раз оглянитесь вокруг, прислушайтесь, глубоко вдохните.

Каким стал воздух с приходом осени? (Более холодным).

Нравится вам осенняя природа?

А какое время года вам нравится больше?

Что вы чувствуете? Может кто – то вспомнил какую – нибудь песню или стихотворение?

Наблюдение:

А сейчас, ребята, пронаблюдайте за небом. Посмотрите внимательно, какое оно? (Голубое, чистое, безоблачное)
Ребята, а солнце светит так же ярко и греет, как и летом? (Нет. Светит не так ярко и не греет.)

Практическая работа:

А теперь в своих тетрадях зарисуйте что – нибудь из того, что вы видите, что вам больше всего понравилось.

А сейчас выполните еще одно задание. Каждый из вас должен собрать листья, веточки, травинки. Но не берите все подряд, выбирайте более красивые.

Теперь, ребята, все подходим ко мне. Вам понравилось наше сегодняшнее занятие?

Итак, листочки, которые мы собрали, не выбрасывайте, берите их с собой. Возвращаемся в класс.

Игра:

А сейчас давайте немножко поиграем. Разделитесь на две команды. Теперь каждая команда по очереди будет называть признаки осени. Кто больше назовет, тот и победил.

Обобщающая беседа в классе:

Давайте вспомним по порядку, что нового вы сегодня узнали об осени.

Что происходит с природой осенью? (Воздух становится холоднее, птицы улетают в теплые края, деревья сбрасывают листву)

А почему они это делают? (Потому что становится мало веществ, необходимых для жизни.)

А все деревья так делают? (Нет. Хвойные деревья остаются зелеными круглый год)

А почему? (Потому что вместо листьев у них хвоя, в которой находится необходимое количество питательных веществ).

Домашнее задание:

Дома вы должны будете составить осенний букет из листьев, которые вы собрали сегодня. Завтра мы устроим конкурс на самый лучший осенний букет.

Демина Олеся Васильевна,
логопед, олигофренопедагог,
МБОУ ООШ №1,
г. Слюдянки Иркутской области

Тема: «В гости к Осени» (экскурсия в осенний парк)

Задачи экскурсии:

ü закрепить знания детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе посредством мудрости русского народа, выразившейся в поговорках;

ü развивать способность чувствовать красоту окружающего мира, развивать нравственное и экологическое мышление;

ü воспитывать потребность в добром поступке;

ü укреплять физическое и психологическое здоровье учеников

Предварительная подготовка:

ü проведение беседы, где сообщается цель экскурсии и план ее проведения;

ü разбивка детей на 4 группы;

ü определение задания для каждой группы с целью активизации наблюдательного процесса у детей;

ü разучивание поговорок, примет, пословиц и стихов об осени

Время проведения экскурсии: наиболее благоприятное время – сентябрь, когда листья деревьев и кустарников приобретают характерную окраску, и начинается листопад. Погода предпочтительна солнечная, одежда детей утепленная, обувь удобная.

План экскурсии:

1. Общее знакомство с местностью. Внешний вид парка в период золотой осени.

2. Самостоятельные групповые наблюдения признаков наступления осени в живой и неживой природе.

3. Разнообразие осенних красок

4. Физкультурная минутка: игры «Перелетные птицы», «Осенние листочки»

5. Сбор листьев, веток, плодов лиственных деревьев и кустарников, шишек хвойных деревьев.

6. Подведение итогов наблюдений.

Начало экскурсии : экскурсия начинается около центрального входа в парк.

Ход экскурсии

1. Общее знакомство с местностью. Внешний вид парка в период золотой осени

/6 мин/

- Доскажите словечко: Если лист сухой летит,

На земле ковром лежит.

Среди тучек неба просинь.

Знаем точно, это… (осень)

Подумайте, кто нас сейчас будет встречать? (Деревья, кустарники, травянистые растения, и среди них самые поздние цветы, которые провожают лето)

Сегодня мы полюбуемся красками золотой осени, самого яркого, хотя и короткого периода – листопада. Давайте поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты… Улыбнитесь им, почувствуйте, как они улыбаются вам в ответ.

(Дети встают в круг, держась за руки, улыбаются деревьям, голубому небу, солнцу, друг другу)

Послушайте тишину парка. Как вам кажется, парк вам рад? Как вы себя чувствуете, какое у вас настроение?

Раз вам хорошо, значит, и парк вам рад. Приходите сюда всегда, как к другу в гости, берегите его. А сейчас предлагаю порадовать парк стихами об осени.

(Заранее подготовленные дети читают стихи об осени)

Лес осенью

Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

Зашумела у опушек

Ярко-желтая листва.

Птиц не слышно. Треснет мелкий

Обломившийся сучок,

И, хвостом махая, белка

Легкий делает прыжок.

Стала ель в лесу заметней,

Бережет густую тень.

Подосиновик последний

Сдвинул шапку набекрень.

А. Твардовский

Астра

Осень над парком тенистым… Ложится

Золото кленов на воды пруда.

Кружатся листья… Умолкли птицы…

В похолодевшее небо глядится

Астра, лучистая астра-звезда.

Астру с прямыми ее лепестками

С древних времен называли «звездой»,

Так бы ее вы назвали и сами.

В ней лепестки разбежались лучами

От сердцевинки ее золотой.

Вс. Рождественский

Осень

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах –

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят… летят… летят…

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Все летит! Должно быть, это

Улетает наше лето.

Е. Трутнева

Осень

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро осень проснется

И заплачет спросонья.

К. Бальмонт

- А теперь подарите друг другу улыбки, поблагодарите товарищей, давших остальным минуты наслаждения поэзией. В чем волшебная сила улыбки?

Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то волшебная улыбка будет всегда к вам возвращаться. Ведь окружающий мир – большое волшебное зеркало. И заметнее всего это в парке или лесу. Будьте внимательны сегодня на экскурсии, и вы обязательно это поймете.

2. Самостоятельные групповые наблюдения признаков наступления осени в живой и неживой природе / 7 мин/

- Самостоятельно понаблюдайте за осенними изменениями в природе. По результатам наблюдений составьте небольшой рассказ. Можете зарисовать некоторые фрагменты.

1 и 2 группы ведет наблюдение за неживой природой; 3 и 4 группы – наблюдает за живой природой

3. Беседа о разнообразии осенних красок /7 мин/

Давайте полюбуемся осенними красками парка. Попробуйте сосчитать, сколько цветов и оттенков вы видите на листьях деревьев и кустарников? Обратите внимание, что листья разных деревьев отличаются по цвету. На березе и липе листья – желтые, на клене, рябине и осине – красные. А зелеными часто остаются листья на кустах сирени до самых заморозков. Вот мы с вами идем по мягкому цветному ковру. Приглядитесь, листьев каких деревьев больше всего среди опавших? Оказывается, раньше всех теряют листья липа, береза и вяз, позже – сирень, вишня , осина.

Ребята подготовили сообщения о некоторых деревьях. Давайте присядем на скамейки и послушаем их.

ü Береза. Березовая аллея светлая и радостная в любое время года, но особенно она красива осенью в сочетании белых стволов, золотой листвы и голубого неба. Листопад березы – самый продолжительный, длится почти два месяца. Многие художники и поэты воспевают осеннюю красоту русской березки.

ü Клен – светолюбивое широколиственное дерево. Листья клена по форме напоминают ладошки. Они очень красивы по окраске: желтые, оранжевые, красные. К осени созревают плоды – крылатки.

ü Осина. Внешний вид осины своеобразен и привлекателен. Осенью нарядны кроны осин: листья перед опаданием раскрашиваются в разные цвета – и розовый, и красный, и чернильный. У осины очень подвижные листья. Они «дрожат» даже от слабого ветерка.

ü Липа дает много тени. Она хорошо растет и в городских условиях. Осенью листья липы ложатся на землю пышным золотым ковром, который похож на легкую перину. Липа – лекарственное растение. Липовый чай, отвар, мед поддерживают здоровье людей.

ü Рябина – скромное, ветвистое деревце, почти всюду растущее в наших лесах и парках. Осенью рябина похожа на девицу, которая на плечи разноцветную шаль накинула. И сережки красные повесила. Действительно, рябина – значит рябая, пестрая.

- Деревья вырабатывают такое вещество, как фитонциды. Эти вещества губительно действуют на болезнетворные микробы. Предлагаю подышать чистым воздухом, поиграть и набраться сил и здоровья.

4. Физкультурная минутка: подвижные игры «Перелетные птицы», «Осенние листочки» /5 мин/

ü «Осенние листочки

Слова

Движения

Мы – листочки, мы – листочки,

Мы – осенние листочки.

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул – полетели.

Мы летали, мы летали –

Все листочки так устали!

Перестал дуть ветерок –

Все уселися в кружок.

Ветер снова вдруг подул

И листочки с веток сдул,

Все листочки полетели

И на землю тихо сели.

Стоят кружком,

Держа в руках листочки.

Разбегаются в разные стороны.

Бегают, помахивая листочками.

Садятся на корточки, поднимая листочки над головой.

Разбегаются, помахивая листочками.

Подкидывают листочки вверх.

ü «Перелетные птицы»

Учитель называет птиц. Если назвал перелетную птицу, то дети бегают, взмахивают руками. Если названа неперелетная (оседлая) птица, то дети приседают и замирают.

Ворона, ласточка, воробей, журавль, скворец, щегол, снегирь, сорока, грач, стриж, жаворонок, галка.

Какая птица вызвала у вас затруднение? Почему?

5. Сбор листьев, веток, плодов лиственных деревьев и кустарников, шишек хвойных деревьев /7 мин/

Учащиеся собирают природный материал, осенние букеты. Еще раз любуются разнообразием осенних красок, ощущают себя частью окружающей природы.

6. Подведение итогов наблюдений /3 мин/

Настало время подвести итоги наших наблюдений. Заслушаем информацию об осенних изменениях в неживой природе (Ответы учащихся 1,2 групп)

Об изменениях в живой природе нам расскажут ребята 3 и 4 групп (Ответы учащихся).

Какие приметы сложил народ, издавна наблюдая за природой во все времена года? Назовите осенние приметы (Ответы детей)

ü Чем суше и теплее сентябрь, тем лучше осень, тем позднее наступит зпма.

ü Гром в сентябре предвещает теплую осень и снежную зиму.

ü Осенний звездопад предвещает засушливый год.

ü Гром в октябре к неснежной зиме.

Вот и подошла к концу наша экскурсия. Сколько образов вы сегодня увидели, характеров, настроений, красок! Вы прекрасные фантазеры и настоящие любители природы! Если вам понравилась экскурсия – предлагаю дома рассказать о ней взрослым. Попробовать вместе со взрослыми выполнить любую творческую работу, чтобы передать свои чувства, впечатления. Это может быть поделка, аппликация , рисунок, сочинение.

Первую экскурсию в природу необходимо провести в сентябре, выбрав солнечный день. Учащиеся еще живут воспоминаниями о прекрасной летней поре и помогут проведению беседы на высоком эмоциональном уровне. В зависимости от того, где планирует провести экскурсию учитель: степной участок, сквер, водоем , пойменный или барачный лес, в ответах учащихся будут называться различные природные объекты. В данном случае - конспект экскурсии, проведенной в Комсомольском парке, расположенном возле школы.

Урок -экскурсия.

Тема. В гости к осени.

Цели: познакомить с осенними изменениями в природе; расширять знания учащихся о растительном и животном мире; воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты: учащиеся осознают необходимость бережного отношения к природе;

Научаться наблюдать изменения в живой и неживой природе и устанавливать взаимосвязь между ними.

Предварительная подготовка к экскурсии: нужно выбрать место проведения экскурсии – участок парка; побывать учителю на этом месте, отметить места остановок, объекты изучения; дети заранее готовят стихи об осени, рассказы о животных и растениях; экскурсия должна проводится в тёплый и солнечный день.

Ход урока – экскурсии.

1.Организационный момент. В классе учитель делит детей на группы. Каждая группа в парке получит своё задание на цветных карточках в форме листьев.

II. Актуализация знаний

Учитель читает стихотворение:

Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «отчего» на зеленом листке,
«Куда» полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень...
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.

III. Формулирование темы и целей урока

– Ребята сформулируйте тему урока по прочитанному стихотворению.
– Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Изучим изменения в природе осенью) (слайд 5)

Учитель.Прежде чем мы отправимся на экскурсию, давайте повторим правила поведения в парке.

1.Не ломать деревья и кустарники, не рвать травянистые растения.

2.Не обрывать паутину и не убивать пауков.

3.Не распугивать птичьи стаи.

4. Не ловить и не уносить животных домой.

5.Не шуметь, не пугать птиц и животных!

–Учитель. Это очень хорошо, но давайте вспомним и закрепим тему прошлого урока.

IV. Работа по теме урока. Экскурсия в парке.

1.Повторение и закрепление изученного материала

– Ребята, какое сейчас время года? (Осень.)
– Обратите внимание на небо. Какое оно? (Ответы детей.)
– Как греет солнце? (Ответы детей.)
– Расскажите о погоде сегодня. (Ясно, облачно, пасмурно; Осадки, без осадков; Ветрено, безветренная погода; температура воздуха.)
– Когда вы выходили сегодня из дома, смотрели ли вы, какую температуру показывал ваш термометр?(слайд 6)
– А теперь подумайте и ответьте на такой вопрос: в программе «Новости» сообщили, что в Якутии температура – 50°, а в Арктике – 57°. Где теплее?

2.«Открытие» новых знаний.

Самостоятельная работа в группах по инструкционным картам.

1 группа. Внимательно посмотреть вокруг и перечислить деревья и кустарники у которых пожелтели и покраснели листья.

2 группа. Собрать коллекцию опавших листьев с деревьев и кустарников .

3 группа. Соберите семена и плоды различных растений .

5. Осенние изменения в неживой природе

– Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. (Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода в водоемах и т. д.) Далее учитель предлагает вспомнить погоду летом и сразу же, путем сравнения, определить осенние изменения.

Делаются выводы:

а) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.
б) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.
в) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно (слайд 7).

Делается вывод: Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза,затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все этоосенние явления в неживой природе (слайд 8).

6. Как меняется осенью жизнь растений

– А теперь рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений. Летом деревья и кустарники были зеленые, некоторые цвели, а затем появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад – с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать.
– Давайте вспомним нашу экскурсию, как мы остановились на минуту и прислушались к звукам в лесу. Слышали шорох – это осенние листья срываются с веток и, кружась, опадают на землю. Опишите свои ощущения, чувства.
И. Бунин, наблюдая осенний лес, был поражен его красотой. Обратите внимание, какие краски он увидел в лесу:

Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной.

– С чем сравнивал лес И. Бунин? Почему?
– А теперь подумаем, как начинается листопад. На всех ли деревьях одновременно он начинается?
– Какие деревья раньше облетают, какие самые последние, какие деревья не сбрасывают листву? (слайд 10)
Обратите внимание детей на то, что с понижением температуры воздуха, изменение окраски листьев идет все интенсивнее. Быстрее идет и листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков.
– Как вы думаете, почему же в природе происходит листопад?
Сбрасывая листья, растения спасаются от физиологической засухи, т. к. листья испаряют большое количество влаги. Но с наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлажденную воду корни растений не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега.
– Кто догадается, почему хвойные деревья не сбрасывают листву, а остаются зелеными круглый год?
Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять из охлажденной почвы мало воды. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться так, как он удерживался на широких пластинах лиственных деревьев. Значит, снег не может скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, что бы сучья ломались под его тяжестью. Здесь играет роль также и расположение хвоинок на ветках, и положение веток на дереве. Например, хвоинки ели очень гладкие. Располагаясь по обеим сторонам веток, они образуют ровную скользкую поверхность. Сами ветки расположены по отношению к основному стволу дерева наклонно вниз. Поэтому даже небольшие массы скопившегося снега легко соскальзывают.

3. Игра «Отгадай растение»

Учитель показывает осенние листья, ученики отгадывают, с какого дерева или кустарника этот лист. Для такой игры можно использовать и плоды, семена растений – гроздья рябины, семена – «вертолетики» клена, шишки хвойных деревьев.

4. Осенние изменения в жизни животных

– Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было летом? (Стрекозы, мошки, комары, мухи, пауки, и т. д.)
– А сейчас посмотрите, больше или меньше их стало с приходом осени? Где они прячутся?
– У насекомых температура тела непостоянная. Она изменяется в соответствии с изменением температуры в окружающей среде. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, другие зимуют в стадии личинки или куколки. С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом.
– Чем еще питаются птицы? (Семенами, плодами, зеленым побегами растений; журавли, цапли – лягушками; хищные птицы мышами, другими мелкими животными.)

Вывод: Птицы питаются разнообразным кормом. Для многих из них основным кормом служат насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно обилия плодов и семян. Поэтому птицы улетают в теплые края – туда, где есть корм.
Кто сможет рассказать о перелетных птицах?
Учитель рассказывает о перелетных птицах (слайд 13).
– Все ли птицы улетают осенью в теплые страны? Какие остаются и как они себя ведут?

Дети могут рассказать, что по-прежнему они видят синиц, воробьев, ворон. Эти птицы перебираются ближе к жилью человека, т. к. здесь легче отыскать корм. Корме того, на зиму к нам прилетают снегири, свиристели. Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами и семенами растений, отыскивают спрятавшихся насекомых (слайд 14).
Необходимо заострить внимание на вопросе охраны природы. Учитель рассказывает детям, что перелетные птицы преодолевают большие расстояния, летят иногда без отдыха целый день или ночь и очень устают. Много птиц гибнет во время перелета, попадая в бурю или ураган. Поэтому не надо пугать птиц, разгонять стаю, опустившуюся на поле для поиска пищи или отдыхающую на деревьях.
Для птиц, остающихся на зиму, уже сейчас надо собирать корм, делать и развешивать кормушки.

Контрольная карта №1

Контрольная карта №2

Контрольная карта №3

    Солнце ниже поднимается над горизонтом по сравнению с летом. Световой день становится короче.

    Становится меньше солнечных дней; преобладает пасмурная погода, чаще идут моросящие прохладные дожди. По утрам – туманы, иногда бывают и первые заморозки с инеем на траве. Чаще дуют ветры средней силы.

    Вода в водоемах стала холодной. Почва также становится холодной

    Листья меняют окраску. Начинается листопад. На некоторых деревьях и кустарниках сохранились плоды.

    Цветущих трав не наблюдается. Травы начинают увядать.

    Все меньше становится насекомых (одни забираются поглубже в почву, другие – под кору).

5.Физкультминутка.Подвижная игра.

6. Продолжение работы по теме экскурсии. Игра «Отгадай животное»

Учитель рассказывает о жизни зверей осенью, о том, как они готовятся к зиме. Кто из учеников быстрее отгадает, о каком звере идет речь? Осенью у нас забот немало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчел и ос – сладкий медок. Накопим жирку, и спать можно ложиться в берлогу. Жир – это запас пищи на всю зиму.(Медведь)

А мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. А на самом деле, не хитрее многих других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутье, то никакая хитрость не спасет от волков и охотничьих собак. Свою главную добычу – мышей-полевок – находим мы без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнемся с косым или набреду на зайчонка. (Лиса)

Я очень интересный зверь. Только я умею строить на речках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделываю: отделяю ветки, перегрызаю на несколько частей ствол, а потом все это сплавляю по воде к хатке и складываю в большие кучи. Так я запасаю себе на зиму «продукты». Замерзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и молодые ветки деревьев. (Бобер)

Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому меня увидеть не просто. Тело мое покрыто серебристо-серой жесткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши – черная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать жир – готовиться к зиме. Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. Очень много уничтожаю личинок майских жуков. К холодам жира накоплю столько, что можно, и спать ложиться на всю зиму!(Барсук)

Звери от врагов кто в дуплах спасаются, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным-полно. И все-таки я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня «косые», вижу ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее – веточками деревьев, корой с их стеблей. (Заяц)

Заполнение таблицы.

7. Возвращение в класс.

VI. Рефлексия.

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет. (Бабочка)

Осенью в щель заберётся,

Что удалось вам?

В чём испытывали затруднения?

– Ребята, давайте проверим, что получилось у нас в таблицах

– О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?
– Какие происходят изменения в живой природе с приходом осени?

6. Итог урока – экскурсии.

Выполнили мы поставленные задачи?

Достигли вы цели урока?

Чтобы вы ещё хотели понаблюдать по теме, но вам не удалось?

Что нового вы узнали?

VII. Домашнее задание

Рабочая тетрадь № 1, стр. 13.

Рисунок осеннего дерева.

Программное содержание: обобщить и систематизировать знания детей об осени; показать, что природа прекрасна во все времена года, и в ней ничего не происходит случайно, объясняя, почему важно, чтобы вокруг было много зеленых насаждений; формировать навыки посадки деревьев; учить ориентироваться по плану экологической тропы.

Планируемые результаты: развитие качеств «любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения».

Предварительная работа: наблюдения, заучивание стихов, песен, чтение рассказов, рассматривание картин, беседы.

Ход занятия

Занятие начинается с появления почтальона.

Воспитатель. Ребята, вы слышали, кто-то стучится в дверь.

Входит почтальон: Здравствуйте, ребята!

Я - почтальон веселый,

Я целый день спешу -

Открытки, телеграммы,

Посылки разношу.

Вам письмо!

Получите и распишитесь.

Воспитатель благодарит и прощается с почтальоном.

Воспитатель . Ребята, давайте посмотрим, кто нам прислал письмо: «Здравствуйте, ребята! Это я - Дядюшка Ау, я хочу пригласить вас погулять вместе со мной. Чтобы найти меня, вы должны посмотреть на план экологической тропы и найти, где я вас жду. Жду вас в парке. Дядюшка Ау».

Ребята, давайте посмотрим, где ждет нас дядюшка Ау. (дети ищут). Молодцы, нашли! Идем искать? (дети входят в парк). Ребята, посмотрите, а вот и дядюшка Ау нас встречает. Здравствуйте, Дядюшка Ау!

Дядюшка Ау . Здравствуйте, ребята! Вы были в парке летом? (ответы детей). А как вы думаете, какое сейчас время года? (ответы детей). Правильно, осень. Я хочу прогуляться с вами в осеннем парке. Вы согласны? А как вы думаете, чем отличается парк от леса? Хотите посмотреть и узнать что-то новое? Тогда идем в парк.

Воспитатель . Посмотрите, как все изменилось в парке. Ребята, что вы заметили? (Листья изменили окраску, растения завяли, трава пожухла). Правильно, здесь побывала осень и устроила листопад. Укрыла землю ковром, принесла с собой холод.

Дядюшка Ау . Ребята, вы знаете, почему листья желтеют и опадают? (сбрасывая листья, деревья готовятся к зиме.)

Воспитатель. Давайте вспомним, что нужно растению, дереву, чтобы оно хорошо росло и зеленело? (свет, тепло, вода). А сейчас хватает света и тепла? (ответы детей). Вот поэтому деревья и сбрасывают свои листочки и готовятся к зиме, ведь зимой они расти не будут.

Дядюшка Ау . Ребята, как вы думаете, опавшие листья нужны растениям? (ответы детей).

Воспитатель. Опавшие листья, как теплая перина, будут защищать корни от морозов, траву. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзает, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. А весной опавшие листья (опад), перегнив под дождем, удобрят почву и дадут деревьям питание, а также полезные вещества для роста.

Дядюшка Ау . Ребята, а давайте с вами выкопаем ямку и соберем с дорожки опад, а потом засыплем ее. А зачем мы это делаем, как вы думаете? (ответы детей).

Воспитатель. Разноцветный парк,

Разноцветный сад.

Листопад начался!

Начался листопад!

Под ногами у ребят

Листья весело шуршат!

Ребята, давайте мы с вами пойдем по парковой тропинке и послушаем, как шуршат листья (дети ходят). Интересно? Красиво? Что мы слышим? (листья шуршат, шелестят). Давайте вместе скажем: шуршат, шелестят.

Дядюшка Ау . Ребята, как называются деревья, которые здесь растут. Назовите? (тополь, клен, вяз).

Воспитатель . Как вы узнали их? (по листьям). Найдите листик тополя (вяза, клена). (Дети находят и приносят).

Дядюшка Ау . Ребята, а я тоже нашел листочки, а с каких они деревьев не знаю. Помогите мне? (клен, ясень). Ребята, а вы мне покажете эти деревья?

Воспитатель . Дядюшка Ау, мы тебе покажем и расскажем все, что знаем. Пойдемте, посмотрим на дерево ясень. Ребята, посмотрите внимательно, какие части есть у этого дерева? (корень, ствол, крона, состоящая из веток). А что располагается на ветках? (листья). Давайте рассмотрим их. Из чего состоят листья? (из черенка и листиков к нему прикрепленных). А как вы узнали, что это листочки ясеня, а не другого дерева? (ответы детей).

Дядюшка Ау . Ребята, сколько же всего у ясеня листочков? Я не умею считать, помогите мне (дети считают). Молодцы, и я вместе с вами научился считать.

Воспитатель . Ребята, приложите ладонь к нижней части листа и посмотрите, какие листочки по размеру? (маленькие). Какие они по форме? (овальные). Ребята, а вы заметили еще что-нибудь на этом дереве, кроме листьев? (ответы детей). Правильно. посмотрите, какие метелочки висят, как украшения.

Дядюшка Ау . А что это такое? (это семена).

Воспитатель . Они поспевают осенью. Посмотрите сколько семян на метелочке? (дети рассматривают). Ребята, а у Дядюшки Ау еще остался листик. С какого он дерева? (клена). Покажите его Дядюшке Ау, пожалуйста. (дети показывают). Ребята, а как вы узнали, что это клен? (по листьям). Что есть у этого дерева? (ответы детей). Какие по цвету листья? (темно-зеленые и желтые). Приложите лист к ладони, какой он? (крупный, похож на пальцы с заостренными верхушками, пронизанный многочисленными жилками разной толщины). Ребята, давайте сравним листочки ясеня и клена. Чем они отличаются? (ответы детей).

Дядюшка Ау . Ребята, а как вы думаете, есть еще отличия между этими деревьями?

Дети. Они отличаются плодами, у ясеня много мелких плодов с одним крылышком, и они на одной розеточке (метелочке), а у клена - плод крупнее, плоский с двумя крылышками.

Воспитатель . Ребята, прислонитесь к стволу дерева, что вы ощущаете? (тепло). Понюхайте кору дерева, чем она пахнет? (деревом, лесом).

Дядюшка Ау . Ребята, а как вы думаете, есть ли у клена полезные свойства?

Воспитатель. Листья клена очень полезны, используют их в лечебных целях. настой или отвар листьев снимает воспаление. снижает температуру, заживляет раны.

Дядюшка Ау. Ребята, я хочу поиграть с вами в интересную игру. Называется она «Такой листок лети ко мне». Возьмите каждый по листочку, слушайте внимательно и смотрите, у кого будет листочек клена, летите ко мне (ясеня, тополя, вяза).

Дети разбегаются и говорят слова:

Мы листочки, мы листочки.

Мы осенние листочки,

Мы на веточках сидели.

Ветер дунул - полетели.

Мы летали, мы летали.

А потом летать устали!

Перестал дуть ветерок -

Мы присели все в кружок.

Дети бегают, помахивая листочками. Дети останавливаются, и Дядюшка Ау говорит слова: «У кого такой же листок - летите ко мне!»

Воспитатель . Молодцы, все справились. ребята, воздух бывает чистым и свежим только там, где растет много зеленых друзей. Как вы думаете, что мы с вами можем сделать, чтобы воздух был чистым и свежим? (ответы детей).

Дядюшка Ау . Я знаю, что нужно делать! Нужно посадить саженец и за ним ухаживать.

Воспитатель . Ребята, а кто из вас видел, как сажают саженцы? (ответы детей). С чего начинают? (ответы детей). Ребята, у нас здесь лежат предметы. Что вы видите? (лопата, кастрюля, ведро, машина, веревка, чашка, лейка). Выберите то, что необходимо для посадки деревьев. (дети выбирают). А почему вы не взяли машину? (игрушка)). Кастрюлю с чашкой? (посуда). Зачем веревочка вам нужна? (ответы детей). Сегодня мы с вами посадим саженец. Вот он. Посмотрите, что есть у этого саженца? (корни, ствол, ветки, крона). Молодцы! Что сначала мы будем делать? (ответы детей). Верно, ребята, выкопаем для него ямку и посадим. Что будем делать дальше? (ответы детей). Мальчики помогут придержать саженец аккуратно за ствол, чтобы не сломать его и не повредить корни. Девочки будут присыпать маленькой лопаткой корни, а затем польют саженец из небольшой лейки и ведерка.

Воспитатель. Какие вы у меня молодцы! Давайте все вместе споем песню, которую недавно разучили на музыкальном занятии:

Посадили деревце

У себя во дворе.

Пусть растет зеленое,

Лист резной, лист резной.

Поливаем деревце

Часто мы, часто мы,

Чтоб оно со временем

Дало тень, дало тень.

Дедушка Ау . Ребята, где мы с вами сегодня побывали? Что нового узнали? (ответы детей). Понравилась вам прогулка? Хочу с вами попрощаться, мне пора домой. Я к вам еще приду. До свидания.

Воспитатель. До свидания, Дедушка Ау. Ребята, сегодня мы с вами нарисуем все вместе картину «Наш парк осенью».

Алина Бельских
Конспект экскурсии в осенний парк в старшей группе

Тема: «Экскурсия в осенний парк»

Цель: Обогатить и систематизировать знания детей об осени, полюбоваться красотой осенней природы.

Программное содержание: Уточнять и закреплять представления детей об осени, выделяя характерные ее особенности. Развивать эмоционально - эстетические чувства, уметь видеть, понимать и чувствовать красоту природы осеннего парка. Развивать наблюдательность, двигательную активность, речь детей. Увлекать детей красотой осенней природы, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.

Предварительная работа: беседа об осени, ее признаках, разучивание стихов, рассматривание картин И. Левитан «Осень золотая», И. И. Бродский «Опавшие листья», чтение рассказов.

Ход экскурсии:

1. Вводная беседа.

воспитатель читает стихотворение Ю. Капустина «Осень»

В золотой карете,

Что с конем игривым,

Проскакала осень

По лесам и нивам.

Добрая волшебница

Все переиначила,

Ярко - желтым цветом

Землю разукрасила.

С неба сонный месяц

Чуду удивляется,

Все кругом искрится,

Все переливается.

Вопросы воспитателя:

О каком времени года говорится в стихотворении?

Скажите, а какое сейчас время года?

Назовите по порядку осенние месяцы.

С чего начинается осень в природе?

Ребята, мы уже с вами знакомы с приметами ранней осени. А сейчас наступила самая необыкновенная и загадочная пора осени - золотая и сегодня мы отправимся в парк, чтобы полюбоваться осенним пейзажем, посмотреть, как изменился парк, и действительно ли он стал золотым. Также поиграть, отдохнуть и просто побыть всем вместе.

Давайте вспомним с вами правила поведения в парке. (не сорить, не шуметь, не уходить далеко от взрослых и слушаться их).

2. Коллективное наблюдение.

Какая сегодня погода?

Что вы наблюдаете в небе?

Посмотрите вокруг. Скажите, какой парк осенью? (золотой, нарядный, красивый, неподвижный, таинственный).

А что же это у вас под ногами? (Ковер из осенних листьев, которые шуршат под ногами.) Послушаем это шуршание.

Ребята, а что вы еще заметили? (растения завяли, трава пожухла, листья поменяли цвет). А кто знает, почему листья желтеют и опадают? (сбрасывая листья, деревья готовятся к зиме).

В парке растут не только деревья, но и кустарники. Чем кустарники отличаются от деревьев. (Ответы детей.)

Ребенок читает стихотворение об осени.

«Какими стали деревья в парке?»

Рассматривание деревьев и кустарников вблизи и издалека, на солнце и в тени (на солнце краски становятся ярче, наряднее, а желтые клены и березы «светятся» даже в тени).

3. Самостоятельно наблюдение.

Любование детьми красотой деревьев.

Ребята, закройте глаза и послушайте осенние звуки и запахи. Какие звуки услышали? (Шуршание листвы, шум ветра, чириканье воробьев и т. д.)

Какие запахи почувствовали? (Прелой листвы, пряной травы, грибов, дыма)

Попробуйте выбрать самое красивое дерево для вас, и придя в садик вы можете его нарисовать.

4. Сбор природного материала.

Ребята, давайте соберем листочки, веточки, плоды лиственных деревьев и кустарников, шишки хвойных деревьев, чтобы сделать красивые поделки.

Учащиеся собирают природный материал, осенние букеты. Еще раз любуются разнообразием осенних красок, ощущают себя частью окружающей природы.

5. Экологические игры и игры с природным материалом.

1. Игра «Скажи красивые слова об осени»

Цель: уметь подбирать прилагательные к заданному слову.

2. Игра «Три листа»

Цель: развивать зрительно-пространственные представления, учить образовывать относительные прилагательные, согласовывать существительные с предлогом.

Ход игры. Воспитатель раскладывает перед детьми три различных листа. Ребенок должен их назвать и сказать, как они лежат.

Например: Дубовый лист - между кленовым и березовым. Или: Кленовый лист – справа от рябинового и слева от дубового и т. д.

3. Игра «Поймай листок»

Цель: развивать умение подпрыгивать на месте как можно выше.

6. Заключительная часть.

Ребята, как вам кажется, парк вам рад? Как вы себя чувствуете, какое у вас настроение?

Раз вам хорошо, значит, и парк вам рад. Приходите сюда всегда, как к другу в гости, берегите его.

Вот и подошла к концу наша экскурсия и нам пора отправляться в детский сад. Но мы обязательно еще посетим наш парк.

После экскурсии в осенний парк, воспитатель и дети изготавливают коллаж из осенних листьев и делают выставку рисунков по результатам наблюдений.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Осенний подарок для мамы» Цель: формировать превичные представления дошкольников о профессиях родного края. Образовательные задачи: - закрепить знания лексического.

Конспект НОД в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в старшей группе «Осенний парк» Цель: совершенствовать умение у детей создавать образ осеннего дерева, используя технику процарапывания. Задачи: - воспитывать любовь и.

Цель: Развивать у детей чувства патриотизма любви к Родине, родному городу. Задачи: Образовательные: - знакомить детей с памятными местами.

Конспект экскурсии в почтовое отделение связи в старшей группе Программное содержание: знакомить детей с почтовым отделением связи, трудом работников почты. Расширять знания о профессиях работников социальной.

Конспект экскурсии в старшей группе «Весна-красна» Конспект экскурсии в старшей группе «Весна-красна». Цель: закрепить знания детей о весне, научить определять деревья по описанию, перечислять.

Конспект экскурсии в весенний парк (старшая группа) Цель: формировать умение у детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе. Задачи: 1. расширять.

Конспект занятия в старшей группе «Осенний урожай» Конспект занятий в старшей группе ТЕМА: «Осенний урожай» Цели: *Закреплять представление о выращивании овощей и фруктов и труде людей.

Экскурсии и целевые прогулки в старшей группе ОСЕНЬ СЕНТЯБРЬ 1 ТЕМА "От сентября к лету поворота нету"- ЭКСКУРСИЯ ЦЕЛЬ: Формировать умение устанавливать причинно-следственную связь.

Участники: подготовительные к школе группы. Цель: знакомство с природой ближайшего окружения, формирование экологической культуры у детей.

Педагогическая ситуация для старшей группы



Loading...Loading...