Финансирование терроризма: легальные и нелегальные источники (22780). Финансирование террористической деятельности

Финансирование терроризма… В чем заключается проблема? Насколько она серьезна? По мнению аналитиков, для финансирования террористической операции требуется небольшой объем средств, по сравнению с объемом международных финансовых потоков и потоков нелегального капитала.

При финансировании терроризма происходит слияние легальных и нелегальных средств. Террористы могут получать средства путем осуществления преступной деятельности, как это было в Испании(Мадрид). «Аль-Каида», к примеру, использует традиционные каналы для перемещения денежных средств («хавала ») в сочетании с современными технологиями.

Какими нелегальными источниками обладают террористические ячейки? Их несколько. А именно:

    наркотики;

    алмазы, незаконно добываемые в зонах конфликтов;

    торговля «живым товаром», похищение людей;

    мошенничество с использованием кредитных карт и мобильных телефонов;

    производство поддельных товаров и фальшивых денег;

    вымогательство;

    нефтяные промыслы в Нигерии;

    коммерческие авиалинии на Ближнем Востоке

Легальные источники финансирования объемлют следующие отрасли:

    благотворительная деятельность;

    поступления из Комитета поддержки Афганистана;

    пчеловодческие предприятия;

    импортно-экспортные операции;

    махинации с ценообразованием на импортируемую и экспортируемую продукцию;

    использование магазинов электронных товаров в качестве легального прикрытия отделений системы «хавала »;

    предоставление услуг за наличный расчет;

    доходы от такси, ресторанов;

    фермы по разведению страусов и суда для ловли креветок в Кении;

    лесозаготовки в Турции;

    банки, строительные фирмы, туристические агентства, игорные дома и т.д.

Какими технологиями «спонсоры» терроризма пользуются для осуществления международных денежных переводов? В этом контексте речь может идти о переводах денежных средств по расчетным системам Аль-Таква/Аль-Баракат, по Интернету, через «банки-пустышки» из оффшорных зон, через сети электронных переводов малых предприятий, посредством системы «кибер-денег» и микропроцессорных карт, через корреспондентские счета и другие, более традиционные методы.

Этот типовой перечень схем и каналов подпитки террористических организаций предполагает, что сообщество антитеррора найдет адекватные меры противодействия Мировому злу. Что в первую очередь следует совершить?

Активизировать международное сотрудничество, провести согласование законодательства стран, создать и координировать деятельность служб финансовой разведки. Практиковать банковские расследования (например, банк «Риггс»), проводить аудит других финансовых систем.

Наряду с соображениями общего порядка, о которых сказано выше, практика борьбы с финансированием терроризма показала, что найдены достаточно эффективные меры подавления «экономики» террора. В этом ряду: замораживание подозрительных банковских счетов; давление посредством Международной организации по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (ФАТФ) в целях принятия национальных законов о борьбе с отмыванием денег; занесение в черные списки оффшорных зон, обеспечивающих возможности для отмывания денег и уклонения от уплаты налогов; отказ в установлении корреспондентских отношений с подозрительными банками; принятие антитеррористических законов, аналогичных закону «О Патриотизме» США (2001 г.). Наконец, не лишены смысла и такие акции, как ужесточение контроля за системой «хавала », повышение требований к банкам по мониторингу благонадежности клиентов, создание специальных оперативных структур, проведение расследований в крупнейших финансовых центрах.

Казалось бы, при таком подходе материальные и финансовые ресурсы терроризма резко пошли на убыль, а вместе с ними и боевая активность ячеек. Но у достаточно разумных контрмер существуют объективные и субъективные препятствия. Речь идет о различиях в законодательстве, коррупции должностных лиц в третьих странах, позволяющей расти объему денежных переводов, и использование альтернативных расчетных систем для перемещения средств экстремистов.

Практически каждый день в той или иной стране звучат взрывы и проливается невинная кровь. Мировой терроризм стал основной проблемой начала XXI века. Попытки бороться с ним не дают особых результатов. Терроризм представляет собой хорошо организованную структуру. Кто же является главными спонсорами терактов? Кто и зачем финансирует террористов?


Ядерный кошмар для США

США назвали основных спонсоров терроризма

Финансовая разведка США сегодня обнародовала свои новые контрольные списки государств, подозреваемых в причастности к финансированию терроризма и "отмыванию денег". По ее оценкам, в Иране и КНДР сложилась настолько серьезная ситуация, что требует немедленного принятия защитных "контрмер". По отношению к 13 странам — Вьетнаму, Индонезии, Йемену, Кении, Пакистану, Нигерии, Мьянме, Сан-Томе и Принсипи, Эквадору, Турции, Танзании, Сирии и Эфиопии — американцы советуют практиковать "усиленные меры предосторожности".

Еще две дюжины стран, в том числе Киргизия и Таджикистан, были названы государствами, "имеющими стратегические недостатки", однако выражающими готовность бороться с ними. Между США, Ираном и КНДР вообще сложились достаточно сложные отношения. Эти страны фактически находятся на пороге войны, не единожды с той или иной стороны звучали грозные призывы. Именно поэтому США и включили их в список самых опасных стран, которые помогают террористам.

Нефтегазовые эмираты Персидского залива — основной спонсор террористов?

Вообще американцы любят менять свое мнение, называя врагами тех, кто им невыгоден и отбеливая настоящих дьяволов. Так, годом ранее основным спонсором террористов они называли Саудовскую Аравию. "Саудовцы активно работают по всем направлениям международного терроризма: они планируют теракты и занимаются финансированием деятельности преступных группировок.

В случае отказа покончить с этим видом деятельности целесообразно заморозить все финансовые активы королевства и ударить по саудовским нефтяным месторождениям…" Это цитата из доклада, представленного 10 июля 2012 года Пентагону ведущей аналитической компанией США "Рэнд корпорейшн". Над США занесен меч исламского террора.

Было бы неправильным считать, что побороть терроризм можно уничтожением его боевых отрядов, поскольку они только являются передовым эшелоном огромнейшей экстремистской структуры, которая хочет изменить существующий миропорядок при помощи насилия. Во второй, основной эшелон входят Пакистан, Ирак, Иран, Сирия, Судан, Йемен, Ливан и ряд других стран.

Именно на территории этих государств находятся штаб-квартиры, тренировочные центры и арсеналы террористов. Власти этих стран предоставляют террористам возможность распоряжаться государственной инфраструктурой для связи и командования. Также они поставляют бандитам вооружение, документы, разведданные и информационное обеспечение.

На их территории расположены финансовые институты, через которые террористы получают деньги для реализации самых кровавых и изощренных акций. Но базовые страны джихада обычно являются экономически слабыми сообществами. При довольно ограниченных ресурсах они выкладывают большие средства на содержание собственных вооруженных сил.

Но значительная их часть достается непосредственно террористам. Кто же эти средства поставляет? Их дают государства третьего эшелона, которые состоят в основном из нефтяных эмиратов Персидского залива. Это, как правило, абсолютные монархии, главными источниками доходов которых служит добыча и реализация нефти и газа.

Население этих стран практически поголовно исповедуют ислам ваххабитской направленности — наиболее реакционной конфессии мусульманства, которая нацелена на достижение мирового господства ислама. Наконец, эти государства расположены на побережье Персидского залива, это позволяет им консолидировать собственные усилия и оперативно реагировать на все изменения. В третий эшелон джихада сегодня входят 5 стран: Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Оман и Бахрейн.

Как Саудовская Аравия финансирует терроризм

Саудовская Аравия — это огромная страна, территория которой больше в 4 раза территории Франции. В стране живет чуть больше 20 миллионов человек. Основная религия — ислам ваххабитского толка, каноны которого полностью определяют повседневную жизнь страны. Саудовская Аравия — неформальная глава исламского мира, поскольку на ее территории находятся Мекка и Кааба.

Находящийся при власти клан проводит последовательную политику утверждения вероучения ваххабизма, причем не только в своей стране. Сущность этого вероучения изложена в манифесте Тайхид: "С неверными истинные мусульмане обязаны воевать везде и непрерывно, языком, руками и деньгами".Саудовская Аравия хорошо усвоила последний посыл и финансирует терроризм.

Так, военный бюджет Саудовской Аравии составляет 18,7 миллиардов долларов. — одно из первых мест во всем мире. Следует отметить, что в армии Саудовской Аравии служит всего 200 тысяч солдат и офицеров. Для сравнения, Китай тратит на свои военные нужды 17 миллиардов долларов, тогда как вооруженные силы этой страны превышают 2,4 миллиона человек.

Куда же на самом деле деваются эти миллиарды? Сегодня вполне очевидно, что они тратятся на финансирование стран и организаций, находящихся на передовой борьбы с цивилизованным миром. По данным спецслужб США, Израиля и России, именно из военного бюджета Саудовской Аравии шли деньги на финансирование пакистанской ракетно-ядерной программы, создание "Талибана", а также его деятельность в Афганистане.

Более пяти лет этими деньгами оплачивается деятельность чеченских боевых отрядов. Более того, граждане Саудовской Аравии активнее других арабов принимают участие в самых кровавых и циничных злодеяниях во всех регионах нашей планеты. Тысячи их сосредоточились в "спящих" террористических ячейках исламских диаспор Европы и Америки. И ими движет не только религиозный фанатизм. Саудовских нефтедолларов еще никто не отменял.

США также финансируют террористов

Все прекрасно знают, что повстанческие отряды в Сирии финансируются Западом. Таким образом, США хотят взять под контроль страну, которая имеет огромнейшие запасы нефти и газа. Поэтому американцам, прежде чем обвинять другие страны в поддержке терроризма, нужно навести порядок в своей стране. Ведь именно США создали Аль-Каиду в противовес советским войскам в Афганистане, именно Штаты вырастили Бен Ладена и т. д. Но вернемся в нашу страну.

Американские неоконсерваторы открыто поддерживают террористов Кавказа. Терроризм в Кавказском регионе России — это циничные организации, созданные американской разведкой для манипуляции и разрушения Российской Федерации. Сложная сеть террористических организаций, работающая под знамёнами "независимости" и "сепаратизма" для Кавказского региона, вот уже более двух десятилетий пытается дестабилизировать ситуацию в России.

На деньги Госдепа США и МИД Финляндии создан и функционирует "Кавказ-Центр" — пропагандистский рупор Доку Умарова. Любая террористическая атака характеризуется как героический поступок. Спонсором организации также является "Американский комитет за мир на Кавказе". Согласно отчету Института политических исследований, данный комитет был основан в 1999 г. Freedom House — неоконсервативной организацией, которая сотрудничает с правительством США.

Этот фонд получает средства из Нацфонда в поддержку демократии. "Американский комитет за мир на Кавказе" финансирует деятельность террористов, пытаясь разрушить изнутри Россию. Именно они выдали статус "политического беженца" бывшему министру иностранных дел Ичкерии Ильясу Ахмадову в США. Именно этот комитет предоставили ему финансирование из денег американских налогоплательщиков. Поэтому США, обвиняя все и вся в поддержке терроризма, сами во многом являются основоположниками и главными спонсорами этого явления. Плохо только, что от этих политических игр страдают невинные люди.

Средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений;..."

Источник:

Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 20.07.2012) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Финансирование терроризма" в других словарях:

    Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма - (ЕАГ) региональная группа по типу ФАТФ, государствами участниками которой являются Беларусь, Индия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Статус наблюдателя в ЕАГ предоставлен 12 государствам и 17… … Википедия

    Информационный Центр Изучения Терроризма - Местоположение Рамат ха Шарон, Израиль Руководитель Реувен Эрлих Образование 2001 Официальный сайт … Википедия

    Информационный центр изучения терроризма - Неправительственная организация Информационный Центр Изучения Терроризма им. Меира Амита מרכז המידע למודיעין ולטרור על שם אלוף מאיר עמית (иврит) Дата основания … Википедия

    Информационный центр изучения терроризма им. Меира Амита - Неправительственная организация Информационный центр разведывательной и антитеррористической информации им. генерала Меира Амита מרכז המידע למודיעין ולטרור על שם אלוף מאיר עמית (иврит) Дата основан … Википедия

    Группа «Эгмонт» - Группа «Эгмонт» неформальное объединение подразделений финансовой разведки (ПФР) мира. Содержание 1 … Википедия

    Специальные рекомендации ФАТФ - по борьбе с финансированием терроризма – девять рекомендаций, которые были разработаны в дополнение к 40 действующим после террористической атаки в США 11 сентября 2001 года. Задача специальных рекомендаций – создание основы для системы выявления … Банковская энциклопедия

    Содействие террористической деятельности - деяние, являющееся преступным согласно статье 205.1 Уголовного кодекса РФ. Под содействием понимается склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение преступлений террористического характера (террористический акт, захват заложника,… … Википедия

    Апрель 2010 года - ← Март 2010 года Май 2010 года → 1 апреля Капитанами регентами Сан Марино на предстоящие полгода избраны христианский демократ Марко Конти и лидер Союза умеренных Глауко Сансовини. В Индии началась перепись населения. Попытка переворота в… … Википедия

    Уголовное право - Особенности, характерные для уголовного права Российской Федерации, рассматриваются в статье Уголовное право России Уголовное право это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний,… … Википедия

    Силантьев, Роман Анатольевич - Роман Силантьев Дата рождения: 15 сентября 1977(1977 09 15) (35 лет) Место рождения: Москва, Россия Страна … Википедия

Книги

  • Предотвращение отмывания денег и финансирования терроризма. Практическое руководство для банковских специалистов , Пьер-Лоран Шатен, Джон Макдауэл, Седрик Муссе, Пол Аллан Шотт, Эмиль ван дер Дус де Вильбуа. Отмывание денег и финансирование терроризма основные проблемы, с которыми приходится бороться множеству государств мира. Основную роль в этой борьбе играет эффективный надзор за финансовыми… Купить за 1123 грн (только Украина)
  • Предотвращение отмывания денег и финансирования терроризма: практическое руководство для банковских специалистов , Пол Аллан Шотт. Отмывание денег и финансирование терроризма – основные проблемы, с которыми приходится бороться множеству государств мира. Основную роль в этой борьбе играет эффективный надзор за финансовыми…

Не вызывает сомнений тот факт, что террористические организации не могли бы действовать без достаточного финансирования на всех этапах подготовки и реализации их акций. Например, по имеющимся данным на осуществление теракта 11 сентября 2001 г. было потрачено около 300 тыс. долл.

По мнению экономистов, финансирование террористической организации имеет несколько этапов.

На первой стадии операции наличные средства перечисляются на счета подставных лиц-носредников в международных банках.

Вторая стадия представляет собой распределение наличных сумм посредством скупки банковских платежных документов и ценных бумаг.

Третья стадия известна как «заметание следов»: принимаются меры к тому, чтобы никто не узнал, откуда были получены деньги, открываются счета в банках, расположенных далеко от места действий террористов, осуществляется легальный перевод денег с новых счетов подставных фирм в страну непосредственного их нахождения .

Большую роль традиционно играют так называемые государства - спонсоры терроризма. Государственный департамент США в начале 2000-х гг. составил «черный список», согласно которому в поддержке террористических организаций участвуют Иран, Ирак, Сирия, Ливия, Судан, Корейская Народно-Демократическая Республика и Куба.

Пример

По сообщениям прессы, только в 1992 г. Иран выделил на поддержку радикальных исламистских движений 186 млн долл., суданские фундаменталисты получили 50 млн долл., ливанская «Хезболла» - 48 млн долл., а «Исламский фронт спасения» в Алжире - 20 млн долл.

Мнение специалиста

Д. Робинсон пишет: «По мере того как в результате глобализации корпорации подменяли собой национальные государства, обслуживая рынки, которые эволюционировали, подобно амебам, становясь все более крупными, более мощными и более “разумными”, наряду с глобализацией экономики происходила глобализация преступного мира. От территориального контроля освобождались не только глобализованные биржи, но и терроризм и организованная преступность. Движущей силой и того, и другого, и третьего являются деньги, и хотя они были политической силой всегда, никогда ранее людям с преступными замыслами не было так легко управлять их энергией. В неразберихе глобальных потоков товаров, услуг, людей, идей и “мегабайтных баксов”, отражающихся лишь на мониторах компьютеров и нс зависящих ни от центральных банков, ни от географии, транснациональная организованная преступность и террористические банды типа “АльКаиды” обрели возможность действовать далеко за пределами мест своего базирования. В глобализованном мире XXI столетия на планете постоянно циркулирует грязных 600-700 млрд долл. Их львиная доля - наркоденьги, но поскольку преступность и терроризм - близнецы, все труднее становится провести границу между наркоденьгами и деньгами террористов. Временами эго оказывается одним и тем же. И чаще всего звеном, связывающим их воедино, является оружие - пистолеты для убийств, автоматы для мятежей, оружие массового уничтожения для проталкивания политических идей» .

На рубеже 2000-х гг. происходит своего рода «приватизация» террора - вытеснение государств спонсорами из числа благотворительных (неправительственных) организаций и частных лиц. Одновременно происходит диверсификация источников финансирования, когда помощь террористам поступает небольшими порциями из многих источников, в результате чего разрушать финансирование терроризма стало гораздо сложнее .

К сказанному нужно добавить, что такие страны, как Саудовская Аравия, продолжают осуществлять огромные вливания в поддержку исламистской экстремистской и террористической деятельности по всему миру. Так, гражданская война между сирийцами, лояльными президенту Б. Асаду, и его противниками, носящая во многом террористический характер, не обошлась без значительной поддержки Саудовской Аравии. В сентябре 2011 г. солдатами армии Сирии были задержаны несколько боевиков, один из которых, Самир Абдуль Джавад Нашивати, заявил о том, что боевики в его отряде получали саудовские деньги через их командира, Белаля Алкана. По словам пленника, каждый из боевиков в день зарабатывал по 25 долл., не считая дополнительных 400 долл., которые выплачивались за участие в военных операциях. Сообщения о финансировании Эр-Риядом оппозиционной «Сирийской свободной армии» появлялись, например, в Daily Telegraph.

Обобщив взгляды А. Игнатенко, Ю. Латова и И. Хохлова на финансирование терроризма, можно раскрыть его основные

модели: от сбора средств для подпольных групп до организации экономики фактически независимых территориальных образований террористическо-криминального толка (рис. 6.3).

Рис. 6.3.

Первая модель террористического финансирования - создание «серой зоны». Термином «серые зоны» обозначают регионы на территории признанных международным сообществом государств, которые либо вообще не контролируются легальным правительством, либо контролируются им лишь частично. К таким «серым» регионам можно отнести Курдистан в Турции, север Шри-Ланки, восток Конго, юг и запад Колумбии и др.

Пример из истории

Чеченская Республика Ичкерия в 1992-1999 гг. была «свободной криминальной зоной», выпавшей из-под контроля Правительства России и специализировавшейся на криминальных промыслах, создающих угрозу национальной экономической безопасности. Хотя чеченские сепаратисты 1990-х гг. декларировали стремление создать нормальное независимое государство, его финансирование имело ярко выраженные черты террористической деятельности. Ни одна страна современного мира, кроме России 1990-х гг., не допускала длительного существования на своей территории откровенно криминально-деструктивного государственного образования.

Вторая модель - контроль партизанской территории . В Колумбии с 1980-х гг. активно действуют две основные повстанческо-террористические организации леворадикального толка: «Революционные вооруженные силы Колумбии» (FARC/PBCK) и «Национальная армия освобождения» (ELN/HAO), временами контролируя около 40% территории страны (в основном труднодоступные сельские районы). Ныне ряды этих организаций насчитывают около 25 тыс. бойцов, что примерно соответствует численности профессионального контингента колумбийской армии. Доходы повстанцев Колумбии оценивают в 600 млн долл, в год, из которых около 360 млн долл, приходится на «Революционные вооруженные силы Колумбии». С начала 1980-х гг. партизаны систематически собирают «дань» с наиболее процветающих сфер экономики Колумбии. Сейчас едва ли не все крупные экономические субъекты (чье имущество превышает сумму в 1 млн долл.) этой страны выплачивают повстанцам-рэкетирам нелегальные налоги за безопасность своей деятельности. Отказ платить может закончиться похищением бизнесмена или членов его семьи.

Третья модель - финансирование террористических организаций с сильными внешними связями. Примером может служить «Аль-Каида». Из 20-50 млн долл, ежегодного притока финансовых ресурсов данной организации не менее 50-65% приходится на доходы от откровенно криминальных видов деятельности (контрабанда наркотиков и алмазов, киднепинг и др.), которыми занимаются и чисто мафиозные организации .

Однако в последние годы все большая часть финансовых ресурсов поступает к «Аль-Каиде» из легальных источников (пожертвования исламских благотворительных организаций). Накопление средств (фандрайзинг) в исламских благотворительных фондах происходит за счет занята, традиционного налога на верующих, предназначенного для поддержки нуждающихся. Государственные органы исламских государств собирают закят и переводят эти средства на счета благотворительных фондов. Значительные суммы поступают также от жертвователей садаки (традиционного собирания верующими милостыни, которую собирают повсюду, где есть общины мусульман и мечети).

После 11 сентября 2001 г. американские власти стали разбираться в том числе и с исламскими благотворительными фондами, которые собирали деньги в США. Был наложен арест на четыре офиса благотворительной организации «Святая земля», которая, по словам президента США, финансировала группировку ХАМАС в Палестине, а также подрыв исламскими террористами из Йемена американского эсминца «Коул» в 2000 г. (рис. 6.4). Были произведены обыски и аресты в представительствах исламского благотворительного фонда «Глобальный фонд спасения» (фактически филиал крупнейшей саудовской благотворительной организации «двойного действия» «Ан-Наджда»).

Рис. 6.4.

Исламские благотворительные фонды также активно занимались финансированием террористической и подрывной деятельности в России. Со второй половины 1990-х гг. деньги к боевикам и террористам, действовавшим на Северном Кавказе, поступали от кувейтских организаций «Общество социальных реформ» и «Ассоциация воскрешения исламского наследия», катарского благотворительного общества «Катар», саудовской «Международной исламской организации спасения» и многих других.

Рассмотрим некоторые особенности финансирования исламистских организаций более детально. Фундаментом снабжения деньгами является исламская банковская система , деятельность которой носит глобальный характер и управляется исламским законодательством (шариатом), вследствие чего не очень хорошо понимается как западными финансовыми кругами, так и правоохранительными и разведывательными службами западных государств.

Исламский банк или финансовое подразделение западного банка, ведущее свою деятельность в соответствии с шариатом, находится под наблюдением «шариатского комитета», более известного под названием «Исламский комитет по контролю за законодательством и соблюдением норм исламского права», который действует одновременно и в качестве аудиторского подразделения, и религиозного органа. В задачи «шариатского комитета» входят проверка деятельности банка или подразделения на предмет соответствия нормам шариата и определение того, какие финансовые инструменты, используемые банком, соответствуют исламской деловой практике, а какие - нет.

Поскольку в исламе запрещен ссудный процент, клиент обязан, в соответствии с нормами шариата, открыть в банке «счет муда- раба» для перечисления на него определенного процента от каждой инвестиционной операции на благотворительные нужды. В зависимости от типа банковского обслуживания человеку необходимо отрыть один из двух типов благотворительного счета: «свободный счет мудараба», в рамках которого клиент сам сможет определять, какие благотворительные программы он желает финансировать, или «ограниченный счет мудараба», средствами на котором распоряжается «шариатский комитет».

Вдобавок к «счетам мудараба» исламская банковская практика также предполагает использование того, что называют «структурами по управлению активами» или «мушарака» (совместные предприятия) и «мурабаха» (компании, которые банк покупает и продает с целью извлечения прибыли). Во всех этих случаях, за исключением «свободного счета мудараба», клиент не обладает информацией об операциях или стратегиях финансовой организации, которая распоряжается его деньгами. Он также не имеет никакого влияния на то, в пользу каких получателей перераспределяется закят.

После того, как деньги поступили на счета благотворительной организации, дальнейший контроль над ними полностью утрачивается, и никакой возможности установить их дальнейшее использование не существует. Многие исламские банки были вовлечены посредством шариатских структур в финансирование различных террористических групп, например, ныо-йоркское подразделение Арабского банка {Arab Bank"s New York branch) делало это путем перевода существенных денежных средств на счета, принадлежащие благотворительным организациям, связанным с террористическими группами.

Другим способом финансирования террористических организаций является хавала (или хавалла) - система денежных переводов, изобретенная китайцами, которые назвали ее фэй-чиэнь (букв, «летающие деньги»). Своим появлением эта система обязана политическим неурядицам и глубокому недоверию к банкам. Она почти всегда основывается на семейных или племенных связях, а инструментом ее поддержания традиционно является насилие.

Мнение специалиста

Д. Робинсон о системе хавала пишет: «В простейшей ее форме вместо денег используются фишки. Например, деньги кладут в ювелирный магазин в Карачи, а взамен получают клочок бумаги, содержащий секретный код, или что-нибудь столь же безобидное, например, десятидолларовую банкноту, на которой проставлена специальная печать. Когда записка или банкнота предъявляются меняле, ее податель получает деньги. Гигантский треугольник хавала, образованный Дубаем, Пакистаном и Индией, тесно связан с террористическим миром. Естественно, система хавалодаров имеет внутренние, как правило, родственные, связи. Объемы трансакций, по понятным причинам, неизвестны, но, по приблизительным оценкам, это около 1 млрд долл, в день. Эта система очень удобна для террористов» .

Четвертая модель - финансирование террористических организаций со слабыми внешними связями. Лишившись финансирования извне, террористы переключаются на эксплуатацию местной теневой экономической деятельности, максимально сближаясь с чисто мафиозными организациями.

Именно по этому пути шла временная ИРА в 1990-2000-х гг. в последний период своей деятельности . К 1990-м гг., почти потеряв внешние источники доходов (и от Ливии, и от ирландской диаспоры в США), ирландские террористы сосредоточились на поиске финансовых источников в самой Северной Ирландии. Этому способствовало то, что и ранее боевики ИРА активно использовали чисто криминальные источники доходов (рэкет, кража автомобилей, грабежи, киднепинг и др.), рассматривая их, правда, как подсобные. Теперь эта террористическая организация создала диверсифицированную криминальную экономику. Незаконными промыслами, от которых ИРА получала доход, были контрабанда топлива и сигарет, торговля фальсифицированными товарами (прежде всего, видеопиратство), кражи ценных грузов. Членам ИРА приписывают крупнейшее в истории Великобритании ограбление банка в Белфасте в декабре 2004 г. на сумму в 50 млн долл.

Следует признать, что в современном мире терроризм все менее нуждается в финансовой помощи извне и все более переходит на самоснабжение. Речь идет о втягивании террористических организаций в бурно растущие международные криминальные промыслы и трансграничную преступность: наркобизнес, контрабанда полезных ископаемых и т.д.

Выявив основные особенности терроризма в экономической сфере общества, необходимо определить возможные пути противодействия данном}" явлению. Большая работа в этом направлении проделана Управлением по контролю наркотиков и предупреждению преступности (UN ODC), которое разработало целую систему мероприятий по противодействию терроризму, в том числе в экономической и социальной сфере (рис. 6.5).

Ассоциация жертв терактов 11 сентября 2001 г. и их родственников направила в суд иск на 116 трлн долл, против государственных органов Саудовской Аравии и отдельных государственных деятелей королевства, а также ряда исламских благотворительных фондов, обвинив их в финансировании терроризма. Иск был отклонен, но тем не менее прецедент создан.

Контроль над потоками незаконных денежных средств в финансовых системах, их изъятие и конфискация являются мощным средством нанесения ответного удара по терроризму и подрыва экономической мощи стран, спонсирующих террористов.


Рис. 6.5.

В настоящее время наиболее эффективный финансово-экономический подход к борьбе с терроризмом разработан в США. В сентябре 2001 г. президент США Дж. Буш в указе «О финансировании террористов» призывал все государства к объединению в пресечении на своей территории действий по подготовке и финансированию терактов, «лишить террористов финансовых источников, столкнуть их лбами, выкурить из укрытий и посадить на скамью подсудимых» .

В октябре 2001 г. принят Акт об объединении и укреплении Америки путем предоставления надлежащих средств, необходимых для перехвата информации и воспрепятствования терроризму (Patriot Act), предоставляющий широкие права власти в следственной и правоохранительной сфере касательно поиска и ликвидации террористов и отмывания денег. Закон от 2001 г. «О борьбе с международным отмыванием денег и финансировании антитер- рористической деятельности» включает в себя такие меры, как расширенный доступ к информации иностранных банков; возможность наложения ареста на активы, хранящиеся иностранными персонами (в 2001 г. были идентифицированы 27 таких организаций и лиц).

В 2002 г. в США было создано Министерство безопасности, в которое включено более 20 ведомств, в том числе и финансово- экономические. Численность его структуры составляет около 170 тыс. сотрудников . В состав министерства вошел Центр отслеживания активов международных террористических организаций (FTАТС), основная задача которого - воссоздание точной картины финансовой структуры терроризма, что позволит выявить все элементы, составляющие систему его финансирования, и их связи между собой. Центр использует накопленный опыт и рекомендации международной организации «Специальная финансовая комиссия» (FATF), программа которой «Сорок рекомендаций» включает в себя следующие мероприятия:

  • - объявить отмывание «грязных» денег уголовным преступлением;
  • - осуществить операции но выявлению и конфискации таких денег;
  • - реализовать эффективную систему установления личности клиентов и внедрить процедуры ведения учета финансовыми учреждениями;
  • - внедрить в практику извещение компетентных органов о фактах сомнительных сделок;
  • - оказывать взаимную помощь в расследовании случаев отмывания «грязных» денег, изъятии и конфискации легализованных незаконных доходов.

В России надзор в данной области осуществляет Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).

Главным событием в рассматриваемой сфере стала Конвенция о борьбе с финансированием терроризма, одобренная 9 декабря 1999 г. Генеральной Ассамблеей ООН и вступившая в силу в апреле 2002 г. Позже она была дополнена принятым в 2000 г. в Оттаве Международным соглашением «О воспрещении доступа террористических организаций к источникам финансирования» и принятой в 2001 г. в Нью-Йорке резолюцией 1373 Совета Безопасности ООН о запрещении финансирования и любых форм контактов с террористическими организациями.

В России был принят Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», согласно которому операция с денежными средствами подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 тыс. руб., сделка с недвижимым имуществом - на сумму 3 млн руб. Создается перечень организаций и лиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму, юридических лиц, прямо или косвенно находящихся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лиц. Сотрудникам финансовых организаций предписано уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым иностранными публичными должностными лицами.

Одним из финансовых средств смягчения последствий террористических атак является страхование граждан. В России для этих целей еще в 2004 г. создан антитеррористический пул из 20 страховых компаний, среди которых Ингосстрах, Военно-страховая компания и др. Если ежегодный взнос составляет 100 долл, в год, то в случае смерти или инвалидности I группы страховая премия составит 10 тыс. долл, II группы - около 7 гыс. долл., III группы - до 5 тыс. долл., а легкой травмы - от 1,3 тыс. до 1,5 тыс. долл.

Таким образом, противодействие терроризму в экономической сфере заключается в преодолении разрыва в социально-экономическом развитии между богатыми и бедными странами, создании финансовой разведки для контроля над денежными потоками, замораживании счетов террористов и их последующей конфискации. Необходимо также особое внимание со стороны правительства к конкретным причинам социально-экономического недовольства части населения, поддерживающей террористов: применение финансово-экономической политики, которая сокращает склонность к участию в политическом насилии. Кроме того, финансовые аспекты борьбы с терроризмом непосредственно связаны с защитой прав и интересов жертв терактов.

См.: Suarez A. R. Parasites and Predators: Guerrillas and the InsurrectionEconomy of Columbia //Journal of International Affairs. 2000. Vol. 53. № 2.

  • См.: Болдуин Ф. II. Верховенство закона, терроризм и меры противодействиясо стороны США. URL: http://www.satcor.ru/anthology/2003/02/an_contents.html
  • Терроризм -- политика, основанная на систематическом применении террора. Синонимами слова «террор» (лат. terror -- страх, ужас) являются слова «насилие», «запугивание», «устрашение»

    Финансирование терроризма - это деятельность, направленная на предоставление или сбор средств (в т.ч. денежных) с целью их последующего использования для подготовки и совершения террористического акта террористом либо террористической организацией.

    Подобные, но более выверенные и детализированные с точки зрения права, определения понятия "финансирование терроризма" можно найти в нескольких источниках, например в Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 года. Содержится таковое и в документе, именуемом "Типовое законодательство об отмывании денег и финансировании терроризма", который был подготовлен 1 декабря 2005 года Управлением ООН по наркотикам и преступности (United Nations Office on Drugs and Crime- UNODC) совместно с Международным валютным фондом (International Monetary Fund -IMF).

    Упомянутые определения имеют скорее правовую природу и важны, прежде всего, для юридической квалификации финансирования терроризма как преступления. При этом финансирование терроризма преимущественно понимается в узком смысле, лишь в контексте подготовки и совершения террористического акта. Учитывая, что создание террористической организации, т.е. организации, специально созданной для осуществления террористических актов, в определённом смысле является подготовкой к ним, законодательство многих стран под финансированием терроризма понимает в том числе и финансирование террористических организаций.

    Тем не менее, даже беглый анализ террористической деятельности, осуществляемой террористическими организациями, показывает, что она, как правило, имеет несколько компонентов, таких как идеологическая подготовка, "боевая" подготовка, непосредственно террористический акт, освещение теракта в СМИ и даже материальная помощь семьям лиц, которые осуществили теракт. Каждый из этих компонентов нуждается в финансировании, а вот методы, способы, каналы и источники могут существенно разниться между собой. Например, для идеологической подготовки в духе религиозной ненависти используются средства определённой религиозной организации. После этого, лица, готовые пожертвовать собой в силу сформированных религиозных убеждений, направляются для дальнейшей "боевой" подготовки, которая финансируется формально другими лицами и иными способами.

    Для донесения до общественности своих целей, усиления эффекта террористической деятельности, нередко используются политические или общественные организации, имеющие собственные источники финансирования. Эти организации не имеют видимых связей с террористами, но действуют с ними согласовано в публичной сфере и СМИ. Истории известны подобные примеры. Так, в 1988 году в Великобритании были введены ограничения на предоставление радио- и телеэфира представителям Ирландской Республиканской Армии и деятелям партии "Шинн Фейн", которая, как считалось, действовала в координации с ИРА. Европейская комиссия по правам человека в 1994 г. большинством голосов отклонила поданную журналистами жалобу на эти ограничения.

    Таким образом, для эффективной борьбы с терроризмом необходимо широкое понимание термина "финансирование терроризма". Такой подход поможет расширить комплекс мер противодействия финансированию террористической деятельности и будет способствовать повышению эффективности борьбы с терроризмом в целом.

    Финансирование терроризма имеет схожие черты с отмыванием денег. Это касается преимущественно методов и способов использования элементов финансовой системы. Однако, финансирование терроризма имеет ряд существенных особенностей, отличающих его от отмывания денег.

    Прежде всего, следует отметить, что источниками при отмывании денег всегда являются преступления. Целью же процесса отмывания является желание воспользоваться преступными доходами, предварительно придав им вид полученных легально.

    Что касается источников финансирования терроризма, то ими также могут быть преступления. Например, считается, что организация Революционные вооружённые силы Колумбии -- Армия народа (исп. Fuerzas Armadas Revolucionarias de Colombia - Ejйrcito del Pueblo), отнесенная США и Европейским Союзом к числу террористических, имеет значительные источники самофинансирования в виде доходов от выращивания коки и похищения людей. Афганское движение "Талибан" также финансировалось за счет доходов от выращивания опиумного мака.

    Немецкая террористическая организация Фракция Красной Армии (RAF -- нем. Rote Armee Fraktion), активно действовавшая на территории ФРГ в 1960-1970 гг., самофинансировалась за счет ограблений банков. Известно, что члены этой организации только за один день, 29 сентября 1970 года, ограбили три западноберлинских банка на общую сумму 217499 марок.

    Однако, кроме доходов от преступлений, террористическая деятельность может финансироваться и за счет легальных источников, таких как доходы от бизнеса, личные сбережения, пожертвования на благотворительные цели, а иногда и средства государств, поддерживающих терроризм.

    Пожертвования на благотворительные цели являются основой финансирования для террористических организаций исламского толка. Это обусловлено религиозными причинами. Ислам поощряет благотворительность, а одним из его пяти столпов является закят - обязательное ежегодное пожертвование на благотворительные и религиозные цели. Также существует нерегулярный и добровольный вид пожертвований, именуемый садака. Пожертвования могут направляться на помощь бедным, неимущим и людям, оказавшимся в чужой стране без средств к существованию (т.н. "путники"); укрепление веры, поддержку лиц, ведущих джихад или осуществляющих любые усилия для распространения ислама, в т.ч. на строительство мечетей, выпуск религиозной литературы и другой печатной продукции, религиозное обучение и т.п.

    Сбором пожертвований занимаются различного рода благотворительные организации и фонды, которые и оперируют собранными средствами в дальнейшем. Часть из этих средств используется для финансирования террористической деятельности.

    В отличие от отмывания денег, финансирование терроризма осуществляется не с целью воспользоваться преступными доходами, а для достижения политических и идеологических результатов от террористической деятельности.

    Финансирование терроризма намного чаще, чем отмывание денег, осуществляется с использованием неформальных (альтернативных) систем перевода денег, таких, например, как "хавала" или курьеров, оперирующих "наличными".

    Кроме того, при отмывании денег средства сначала выбывают из формального владения лица-инициатора этого процесса, а затем возвращаются к нему же в "отмытом" виде. При финансировании терроризма, кроме случаев самофинансирования, деньги выбывают из собственности одних лиц, а попадают в собственность других для осуществления террористической деятельности.



    Loading...Loading...