Сценарий экологической викторины с ответами на тему «По лесным тропинкам» для детей средней группы.
Ботякова Татьяна Александровна, воспитатель МБДОУ Красноборский д/с «Колосок» с. Красный Бор, Нижегородская обл.Описание материала: материал будет полезен педагогам дошкольных образовательных учреждений, студентам и родителям с целью организации развлечения на экологическую тематику. Данное мероприятие рекомендуется проводить с детьми средней группы на открытом воздухе. Игра-викторина поможет интересно организовать досуг дошкольников.
Цель: Закрепление и уточнение знаний детей о природе.
Задачи:
Образовательные:
расширять представления о лесе и его обитателях, формировать элементы экологического сознания.
Развивающие:
развивать познавательную активность, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные:
воспитывать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней.
Предварительная работа: экскурсия в лес, просмотр иллюстраций с изображением различных видов деревьев, конкурс рисунков о природе, анкетирование родителей, проектная деятельность на тему «Природа наш общий дом», презентация проекта на родительском собрании, чтение стихотворений русских писателей о природе.
Оборудование: две пирамидки, две картинки с изображением насекомых, магнитофон, запись песни «В траве сидел кузнечик».
Участники: ведущий, дети.
Ход развлечения:
Ведущий: Умники и умницы! Приглашаю всех знатоков природы на занимательную викторину, посвященную природе.(Дети делятся на две команды. С помощью заданий выбирают капитанов).
Итак, сейчас будут соревноваться две команды: «Солнышко» и «Родничок» . Оценивать ваши ответы будет компетентное жюри. За каждый правильно выполненное задание жюри надевает колечко на стержень. Чья пирамидка выше, та команда и победила.
Загадка.
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)
1. У каких деревьев осенью красные листья? (Рябина, клен)
2.Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
3.Какое дерево дает сладкий сок? (Береза)
4. Какое дерево зимой и летом одним цветом? (Ель, сосна)
5.Какое дерево умеет плакать? (Ива)
6.Что же это за девица? Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год. (Ель, сосна)
7. Какое дерево символ России? (Береза)
Ведущий: Лес – это родной дом растений, птиц, животных. Животные прислали нам свои объявления. Сейчас я их зачитаю, а вы попробуйте отгадать, кто написал объявление.1.Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу с собой. (Улитка)
2.Друзья! Кому нужны иглы, обращайтесь ко мне. (Еж)
3.Помогите меня разбудить весной. Приходите с медом. (Медведь)
4.Что – то очень скучно стало выть на луну одному. Кто составит мне компанию? (Волк)
5.Тому, кто найдет мой хвост! Оставьте себе на память. Я успешно ращу новый. (Ящерица)
6.Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обведу вокруг пальца. Учитывая все это, прошу называть меня по имени отчеству. Патрикеевной больше не называть. (Лиса)
7.Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах, раз в год обращайтесь ко мне. (Лось)
Пчела – … жужжит
Лягушка – … квакает
Кукушка – … кукует
Лось – … трубит
Ворона – … каркает
Змея – … шипит
Еж – … фыркает
Дятел – … барабанит
Волк – … воет
Ведущий: Вот какой радостной мелодией встретил на лесной народ!Медведь – могучий великан,
Был в детстве … медвежонком,
А этот хищный волк –
Маленьким … волчонком.
А хитрющая лиса-
Рыженьким … лисенком,
Длинноухий быстрый заяц
В детстве был… зайчонком.
Ведущий: Ребята, у кого шесть ног?
Дети: У насекомых.
Д/упражнение: «Собери картинку»
Двое детей собирают из разрезных картинок изображение насекомого. Побеждает тот, кто быстрее соберёт картинку.
Музыкальная пауза.
Танец с исполнением песни «В траве сидел кузнечик».
Ведущий: В лесу живут «братья наши меньшие» - птицы. Какую пользу приносят птицы лесу?Дети: Уничтожают насекомых, хищные птицы ловят грызунов.
1 Ребенок:
Ждет птиц трудная работа,
Целый день у них забота –
Накормить своих птенцов,
Желторотых молодцов.
2 Ребенок:
Ну, а им и горя мало,
Потому, что кормит мама.
В теплом гнездышке лежат,
Потихонечку пищат.
3 Ребенок:
Им родители приносят
Много разных вредных мошек.
Столько, что не перечесть.
Вот за это птицам – честь!
Ведущий:
А вы, ребята, знаете птиц, живущих в наших лесах? Сейчас проверим.1.Он соло пел среди ветвей,
Певца назвали… (соловей)
2.У дупла листок пришпилен
А живет здесь дядя … (филин)
3. Прячьтесь, куры! В небе ясном
Черной тенью кружит … (ястреб)
4.Кто на елке на суку,
Счет ведет: ку – ку, ку – ку? (кукушка)
5.Плотник с острым долотом
Строит дом с одним окном. (дятел)
6. Верещунья, белобока,
А зовут ее … (сорока).
Игра малой подвижности: «Летает – не летает».
Воспитатель произносит слова. Если он называет летающий предмет, игроки "летают" (поднимают руки). Если назван нелетающий предмет, то игроки не поднимают руки.Ведущий:
Вот сколько замечательного и удивительного мы увидели в лесу. Лес – это богатство для нашей страны. И мы должны его беречь.
Ведущий:
Лес не только для нашей забавы,
Он – богатство нашей страны,
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой!
А уж, сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать – не сочтешь!
Свято помни, что лес – наша радость,
Вместе с лесом и сам ты растёшь.
Ребенок:
Будем лес любить, оберегать.
Будем взрослым в этом помогать.
Беречь поля, леса и реки,
Чтоб сохранилось все на веки!
Жюри подводит итоги. Награждают команды.
Цель:
— обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины, опираясь на знания, полученные в ходе работы над проектом.
Задачи:
Закрепить знания детей об обитателях планеты Земля.
— продолжать формировать навыки культуры поведения в природе. Расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными.
— развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.
— воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам по игре.
— воспитывать любовь к природе, формировать заботливое отношение к ней.
Материал: картинки с изображением деревьев, картинки для игры «Четвёртый лишний», пазлы, мяч, картинки по правилам поведения в природе, звукозапись голосов птиц, картинки с изображением птиц.
Ход викторины:
Наша с вами Земля – прекрасная планета, полная чудес и загадок. Нас окружает великолепная природа. На Земле живут люди, животные, птицы, рыбы, растения, всем им должно быть хорошо, а люди должны заботиться о живой природе. Но, к сожалению люди, не всегда замечают красоту окружающую их, не заботятся о природе и, что еще хуже, наносят ей непоправимый вред!
Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат пению,
Паучок – терпению,
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте,
Учит солнце доброте.
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Ведь ее лесной народ
Учит крепкой дружбе.
Сегодня мы проведём викторину «Мы- друзья природы».
Ребята, я надеюсь, что вы покажите свои знания о природе и постараетесь доказать, что являетесь настоящими друзьями природы. А для того, чтобы правильно ответить на все вопросы, постарайтесь быть внимательными.
Вы уже разделились на две команды, придумали названия и выбрали капитанов.
Капитаны, представьте свои команды.(Представление команд).
У каждой команды есть группа поддержки.
Для каждой команды будут даваться задания. За быстрое и правильное выполнение задания команды получат фишки. Если команда не может ответить, то группа поддержки может помочь, если группа поддержки тоже не отвечает, то право ответа переходит к другой команде. В случае правильного ответа команда соперника получает две фишки. Та команда, у которой окажется большее количество фишек и выигрывает. А судить команды будет жюри.
Итак, начнем нашу викторину.
Для начала- разминка . Я буду каждой команде по очереди задавать вопросы, а задача команд- быстро и правильно отвечать на них.
— Какое растение может вас обжечь? (Крапива).
— Вы натёрли ногу в пути, какое растение может облегчить боль? (Подорожник).
— Время года, когда просыпается природа? (Весна).
— В какое время года бывает гололёд? (Зимой).
— Кто является санитаром леса из птиц? (Дятел).
— Кто является санитаром леса из животных? (Волк).
— Домашний родственник зайца? (Кролик).
— Дикий родственник свиньи. (Кабан).
— Готовят ли запасы еды зайцы? (Нет).
— Готовят ли запасы еды белки? (Да).
— Зимняя квартира медведя? (Берлога).
— Где живет белка? (Дупло). .
— Самое длинношеее животное. (Жираф)
— Кто носит детеныша в сумке? (Кенгуру)
— Птица, которая не умеет летать и не боится морозов? (Пингвин)
— Длинноухий трусишка. (Заяц)
— Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)
— Какая змея имеет капюшон? (Кобра)
— Какая птица не строит гнездо? (Кукушка)
— Самое большое животное, живущее на суше. (Слон)
— Самое большое животное, живущее в океане. (Кит)
— Какое животное строит плотины на реках? (Бобр)
— Кто на себе свой дом носит? (Черепаха, улитка)
— У какой птицы самый красивый хвост? (У павлина)
— Полосатый родственник кошки. (Тигр)
— Какое животное называют кораблем пустыни? (Верблюда)
А сейчас следующее задание. «Угадай дерево».
Вы должны на слух, по описанию узнать о каком дереве идёт речь назвать его и показать на картинке. Слушайте внимательно.
— Это дерево весёлое, нарядное в любое время года. Весной оно зацветает белыми душистыми цветами, летом шелестит резными листьями, а осенью обсыпают его ветки яркие гроздья ягод. Любят его в зимнее время посещать разные птицы: снегири, свиристели. (Рябина).
— Это дерево называют красавицей русского леса. Сколько песен о ней сложено, сколько стихов написано. Стройная, с белой корой, с тонкими поникшими ветвями и говорливой листвой, ещё у неё имеются серёжки с семенами. (Берёза).
— Каждый, кто проходит весной, мимо этого дерева, восклицает: «Как хорошо пахнет!» Оно усыпано пушистыми кистями белых, душистых цветов. Сильный его аромат не только приятен, но и полезен, воздух очищает от микробов. (Черёмуха).
— Это дерево легко узнать по стволу почти чёрного цвета. В начале лета зацветает оно душистыми жёлтыми цветками. Из них заваривают лечебный чай. Охотно посещают богатые сладким нектаром цветки разные насекомые. А пчёлы делают из ароматного сока вкусный целебный мёд. (Липа).
А теперь следующее задание. В каждом из этих конвертов лежит по четыре картинки, но одна из них лишняя. Надо найти лишнюю и объяснить, почему она таковой является.
Все вы знаете, что должны пройти определённые этапы, что бы семечко стало деревом, а яйцо превратилось в курицу. Вам необходимо вспомнить, что за чем происходит и правильно собрать пазл.
Вспомнили- молодцы. И сейчас игра с мячом «Кто, кем был? »
(Вспоминают детенышей животных) .
Слон – слоненком, лиса – лисенком, волк – волчонком, медведь- медвежонком, белка – бельчонком, еж- ежонком, собака – щенком, тигр – тигренком, мышь- мышонком, корова – жеребенком и т. д…
Много птиц живёт в лесу, но не всегда их можно увидеть, чаще всего мы слышим их пение. Отгадайте, какая птица поёт и покажите её на картинке.
Чтобы не навредить лесным жителям, нужно соблюдать правила поведения в лесу. Выберите карточку и расскажите правило.
Дети из группы поддержки читают стихотворение «Лесные правила».
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки-
Убегут с лесной опушки.
Ветки тоже не ломай.
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Тематическая викторина в средней группе «Лесные жители».
Задачи:
1. Обобщать и активизировать знания детей о диких животных наших лесов и их детенышах.
2. Упражнять детей в образовании существительных, определений и притяжательных прилагательных, умении классифицировать разные виды животных.
3. Развивать у дошкольников связную речь, логическое мышление, зрительное внимание и восприятие, фонематический слух.
4. Развивать общую и мелкую моторику у детей.
5. Развивать интерес к жизни животных, любознательность у детей.
6. Воспитывать у дошкольников уважения к партнерам и соперникам по викторине.
Материалы и оборудование:
Карточки с загадками для каждой команды; предметные картинки: дикие животные и их детеныши; карточки для игр «Кто с кем?», «Чей, чья, чьи?»; разрезные картинки; схемы: хищники (косточка) – травоядные (трава) ; эмблемы: зайчата, бельчата; фишки - угощение: грибочки, морковки; мяч; «подарок» от лесных жителей.
Предварительная работа:
Беседы о жизни диких животных, чтение рассказов и стихов, рассматривание картин, иллюстраций, книг и энциклопедий, подвижные, дидактические игры, пальчиковые игры.
Ход викторины
Воспитатель:
Сегодня мы с вами поиграем в увлекательную игру – викторина.
В нашей викторине участвуют две команды: команда «Бельчата» и команда «Зайчата».
Викторина – игра очень интересная!
Мы будем думать, размышлять, отвечать на вопросы, играть, соревноваться.
И за каждый правильный ответ – получать «угощение»: «Бельчата» - грибок, Зайчата! – морковку.
Воспитатель: «Начинаем нашу викторину! »
1. «Отгадайте загадки»
Команда «Бельчата»:
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?
Кто зимой холодной
Ходит, бродит
Злой, голодный?
Косолапые ноги,
Зиму спит в берлоге.
Догадайся и ответь:
Кто же это? …
(Медведь)
Команда «Зайчата»:
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной,
И стоит среди травы –
Уши больше головы?
Недотрога, весь в иголках,
Я живу в норе под елкой.
Хоть открыты мои двери,
Но ко мне не ходят звери.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
Кто же это?.
2. Вопросы:
Команда «Бельчата»
Воспитатель:
«О ком эти загадки? »
О диких животных.
(за правильный ответ – «угощение» - грибок)
Команда «Зайчата»
Воспитатель:
«Почему их называют дикими животными? »
Они живут в лесу.
(за правильный ответ – «угощение» - морковка)
3. Вопросы «Как лесные жители готовились к зиме? »
Команда «Бельчата»:
Воспитатель:
«Скажите, бельчата, как вы готовились к зиме? »
Делали запасы на зиму: грибы, орехи, ягоды, шишки.
Утепляли свой домик – дупло.
Сменили рыжую шубку на серую, более пушистую и теплую.
(за правильный ответ – «угощение» - грибок)
Команда «Зайчата»:
Воспитатель:
«Скажите, зайчата, как вы готовились к зиме? »
Сменили серую, летнюю шубку на белую, более пушистую и светлую, чтобы стать незаметными на белом снегу.
(за правильный ответ – «угощение» - морковка)
4. Игра «Хищники и травоядные»
Воспитатель:
«Скажите, ребята, без чего не могут прожить животные? »
Дети: без пищи, воды.
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель предлагает детям покормить диких животных.
(Хищникам предложить – косточку, травоядным – травку) .
Дети группируют картинки - объясняют свой выбор.
(за правильные ответы команды получают – «угощение»)
Воспитатель:
«А сейчас предлагаю вам с пальчиками поиграть! »
5. Пальчиковая игра «Есть у каждого свой дом»
У лисы в лесу глухом
Есть нора – надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Дети загибают пальцы на обеих руках:
по одному на каждую строчку, начиная с мизинца.
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
Дети разгибают пальцы на обеих руках:
по одному на каждую строчку, начиная с большого пальца.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нем.
(В. Пальчинскайте)
Дом – ладошки направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются, начиная с мизинца, затем плотно соединяются.
6. «Собери картинку»
Команда «Бельчата»
Дети собирают разрезные картинки: белка, еж.
(за правильный ответ – «угощение» - грибок)
Команда «Зайчата»
Дети собирают разрезные картинки: заяц, лиса.
(за правильный ответ – «угощение» - морковка)
7. «Назови ласково»
Воспитатель предлагает детям назвать ласково тех животных, картинки которых они собирали.
Команда «Бельчата»: белка - белочка, еж - ежик.
(за правильный ответ – «угощение» - грибок)
Команда «Зайчата»: заяц - зайчик, заинька; лиса – лисичка, лисонька.
(за правильный ответ – «угощение» - морковка)
8. Физкультминутка «Звериная зарядка»
Раз – присядка. Присесть.
Два – прыжок. Подпрыгнуть.
Это заячья зарядка. “Ушки на макушке” – зайчики.
А лисята как проснутся, Потереть кулачком глаза.
Любят долго потянуться, Потянуться.
Обязательно зевнуть, Повороты туловища.
Рыжим хвостиком вильнуть. Движения бедрами вправо-влево.
А волчата спинку выгнуть Наклон вперед.
И легонечко подпрыгнуть. Прыжок вверх.
Ну, а Мишка косолапый, Согнуть руки в локтях.
Широко расставив лапы, Ноги на ширине плеч.
То двумя, то всеми вместе Переступание с ноги на ногу.
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало – Руки развести в стороны.
Начинает все сначала.
9. Игра «Кто с кем? »
Команда «Бельчата»
Картинки: волчица с волчатами, медведица с медвежатами.
(за правильный ответ – «угощение» - грибок)
Команда «Зайчата»
Картинки: зайчиха с зайчатами, ежиха с ежатами.
(за правильный ответ – «угощение» - морковка)
10. Игра «Чья, чей, чьи? » (морда, хвост, уши)
Команда «Бельчата»
Картинки: заячья морда, заячий хвост, заячьи уши; волчья морда, волчий хвост, волчьи уши,
(за правильный ответ – «угощение» - грибок)
Команда «Зайчата»
Картинки: медвежья морда, медвежий хвост, медвежьи уши; беличья морда, беличий хвост, беличьи уши.
(за правильный ответ – «угощение» - морковка)
11. Игра «Кто лишний? »
Команда «Бельчата»
Олень, собака, лошадь, кролик.
Волк, белка, кошка, лиса.
(за правильный ответ – «угощение» - грибок)
Команда «Зайчата»
Лиса, медведь, заяц, дятел.
Бельчонок, лисенок, медведица, волчонок.
(за правильный ответ – «угощение» - морковка)
12. «Доскажи словечко»
Команда «Бельчата»
Заяц пушистый, а еж …
Белка живет в дупле, а медведь …
Лиса тявкает, а волк …
(за правильный ответ – «угощение» - грибок)
Команда «Зайчата»
Лось сильный, а заяц …
Олень травоядный, а рысь …
У зайца – зайчата, а у волка …
(за правильный ответ – «угощение» - морковка)
13. «Расскажи о животном» (с мячом)
Дети составляют предложение о животном и передают мяч друг другу по кругу.
Команда «Бельчата» - рассказывают о белке.
(за правильный ответ – «угощение» - грибок)
Команда «Зайчата» - рассказывают о зайце.
(за правильный ответ – «угощение» - морковка)
Итог
Воспитатель:
Итак, наша викторина закончена.
Все дети активно участвовали в викторине, интересно отвечали на вопросы, играли дружно, помогали друг другу.
Давайте подсчитаем, сколько «угощений» получила каждая команда. Поздравляем победителей!
А сейчас вас ждет сюрприз – подарок от лесных жителей.
Ц ель: формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Систематизировать знания по экологии
2. Формирование целостного представления о живой и неживой природе.
3. Обучение дошкольников способам познания окружающего мира.
4. Развивать связную речь и активный словарь.
5. Закрепить умение работать в команде.
6. Становление начального опыта защиты природной среды.
Предварительная работа: разучивание стихов о природе и песни «Край родной», знакомство с Красной книгой, чтение произведений Пришвина М.М., рассматривание иллюстраций о природе.
Материал: эмблемы команд, карточки с загадками, разрезные картинки, листья разных деревьев для подвижной игры, сосновые шишки, лукошки, повязки на глаза, для опыта: фильтры, закрашенная вода, колбы, баллы — листочки, награды.
Ход занятия
Ведущий представляет две команды «Огоньки» и «Капельки».
Ведущий: Есть мир чудесный — он вокруг
И стоит только захотеть
Как оживет природа вдруг
И всем захочется лететь, как птица
Шуметь березкою кудрявою в лесу
И я вас приглашаю окунуться
В природу, в дикий мир и красоту.
Первый конкурс «Разминка»
Ведущий объявляет первый конкурс «Разминка». Дети отрывают по лепестку у ромашки и отгадывают загадки, написанные на обратной стороне лепестка (Приложение №1) , за каждый правильный ответ команде присуждается один листочек (балл).
Второй конкурс «Угадай — кто?»
Используя мимику и пластику, ребята показывают друг другу обитателей животного мира, участники команд должны угадать — кто это.
Третий конкурс «Сказочники»
Детям предлагается разрезные картинки по произведениям М.М. Пришвина (Приложение №2) , которую они должны собрать и по ее сюжету придумать экологическую сказку, этот конкурс оценивается зрителями, по их реакции присуждается балл лучшей команде.
Динамическая пауза: подвижная игра «Такой листок лети ко мне».
Четвертый конкурс «Чистая вода»
Ребятам предлагается набор разных предметов, из которых они должны выбрать все необходимое для очистки воды, кто первый справится с этой задачей и очистит воду — получает листочек (балл).
Пятый конкурс «Что не так»
Ведущий читает сказку «Как Петя отдыхал в лесу» (Приложение №3) . Конкурсанты должны найти ошибки в поведении героя сказки, за каждый правильный ответ присуждается балл.
Литературная пауза: дети читают стихи о природе (Приложение № 4).
Шестой конкурс «Лесные запасы»
По полу раскидываются сосновые шишки, конкурсантам завязываются глаза и раздаются лукошки, чья команда больше соберет шишек — выиграла.
Заключение. Жюри подсчитывает баллы и награждает победителей. Дети исполняют песню «Край родной» Слова Д. Пришелец, музыка Д. Кобалевского.
Приложения.
Приложение № 1. Загадки.
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Ответ: Вода
Неизвестно, где живет.
Налетит – деревья гнет.
Засвистит – по речке дрожь.
Озорник, а не уймешь.
Ответ: Ветер
Все обходят это место:
Здесь земля как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги.
Ответ: Болото
Два братца
В воду глядятся,
В век не сойдутся.
Ответ: Берега
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
Ответ: Воздух
На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые.
Ответ: Снег
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет —
Заплачет она и умрет.
Ответ: Сосулька
Зимой — звезда,
Весной — вода.
Ответ: Снежинка
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.
Ответ: Лед
Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
Ответ: Облака
Приложение № 2. Разрезные картинки. (по М.Пришвину)
Приложение № 3. Сказка «Как Петя в лесу гулял»
Было это поздней ночью зимой, когда солнце уже встало. Пели птицы и распускались цветы. Петя пошел гулять в лес. Чтобы не проголодаться на прогулке, он взял с собой корзинку с едой. Шагая по лесной тропинке он съел шоколадку, конфету, а фантики бросил под ноги. Потом подумал, что надо бы развести костер. Наломал веток и понес с собой. Когда он пришел на берег реки, искупался и стал готовить обед на костре. В котелок налил воду и туда побросал все, что было у него в рюкзаке: орехи, картошку, леденцы и фрукты. «Да» — подумал Петя — «Эта еда не для людей, пусть рыбы едят.» и вылил все в речку, туда же полетела и бутылка из под воды. Побродив по лесу, Петя засобирался домой, посмотрел на костер, в котором еще горели дрова и решил, что он потухнет сам. По дороге домой Петя нарвал много разных цветов не зная, что некоторые из них редкие и занесены в Красную книгу. вечером он подумал «Как хорошо отдыхать в лесу!». А вы, ребята, с ним согласны?
Приложение № 4. Стихи.
Что такое лес?
Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы…
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый
И родник с живой
Ключевой водой.
Что такое луг?
Что такое луг?
Ковёр травы вокруг.
Цветов нарядных венчики,
Звонкие кузнечики.
Мотыльки игривые,
Жуки неторопливые.
С мёдом сладким пчёлки,
Песня перепёлки.
Мяты аромат,
Лета нежный взгляд
И до белых мух
С дудочкой пастух.
Что такое поле?
Что такое поле?
Для коней раздолье,
Пашни полоса,
Метёлочки овса.
В поле колосится
Спелая пшеница
И шумит там рожь,
Колючая, как ёж.
В поле ветер свищет,
Мышка зёрна ищет,
Ящерка снуёт,
Солнышко встаёт.
Знает только птица,
Где его граница,
Ну а ты пойдёшь —
Края не найдёшь.
Что такое река?
Что такое река?
На воде облака.
Над водою — ивы.
Весенние разливы.
Окуни, ерши.
Кувшинки, камыши.
Пена на песке,
Лодка вдалеке.
В гнёздышке утёнок,
В домике бобрёнок.
Под корягой рак,
На берегу рыбак.
Что такое сад?
Что такое сад?
Розовый наряд.
Яблони цветущие,
Скворечники поющие.
Синие капели,
Мячики-качели.
Заросли шиповника,
Ягоды крыжовника.
Груши золотистые,
Персики пушистые.
Шорох листопада,
Осенняя прохлада.
Снегирей семейка,
Любимая скамейка.
Что такое огород?
Что такое огород?
Овощей хоровод.
Дыни сладкие,
Помидоры гладкие.
С клубникой грядки,
Грабли и лопатки.
Лейка с дождём.
Улитка под листом.
А под землёй крот
Устроил ход.
Ещё для порядка
Сторож Ванятка —
Пугало сердитое,
Соломою набитое.
Что такое море!
Что такое море?
Чайки на просторе.
Скалы-великаны,
Холодные туманы.
Волны трёхэтажные,
Моряки отважные.
Акулы зубастые,
Киты головастые.
Камней подводных глыбы,
Диковинные рыбы.
Кораллы, осьминоги,
Медузы и миноги,
А на дне темно,
Как в кино…
Что такое горы?
Что такое горы?
С ветром разговоры.
Грозные лавины.
Тропы каменистые,
Антилопы быстрые,
Пропасти бездонные
И пещеры тёмные.
Колючие кустарники,
Змеи и лишайники,
Козы-скалолазы,
А под землёй алмазы.
Реки, как хрусталь,
В синей дымке даль,
Где парит орёл —
Страж высоких гор.
Еремина Ирина Васильевна,
воспитатели
МБ ДОУ «Детский сад №221» комбинированного вида
город Новокузнецк, Кемеровская область, Россия
Экологическая викторина для детей средней группы
«Земля-наш общий дом!»
Цель: обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.
Задачи:
- Продолжать уточнять и обобщать знания детей о животном мире нашего края.
- Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.
- Воспитывать любовь к природе.
Ход мероприятия:
Здравствуйте наши гости!!!
Ребята, у нас сегодня не простое занятие, а занятие в виде викторины.
А кто знает, что такое – викторина?
Викторина – это игра.
А какая тема у нашей сегодняшней викторины, вы узнаете, послушав внимательно стихотворение:
Стихотворение Л. Дейнеко
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой,
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги ни вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной Земли
Зовется этот дом.
Так какая же тема нашей викторины??
Дети: Природа родной Земли.
Вед: И так … начинается наша викторина!
Для этого нам надо разделиться на две команды.
На 1-ый, 2-ой рассчитайся.
1-ые – это будет команда «Ромашки», а 2-ые номера – это команда «Колокольчики». Вам надо выбрать капитанов команды. Они будут следить за порядком в вашей группе.
Уважаемые участники – прослушайте наши простые правила викторины:
- Вопрос или задание надо выслушивать до конца.
- Не подсказывать отвечающему.
- Кто знает ответ – поднять руку.
- Если дети из одной команды не знают ответа, то на этот же вопрос отвечают дети другой команды.
- Каждый правильный ответ будет оцениваться цветком их команды.
После проведения викторины мы подсчитаем количество цветков и определим победителя.
Сначала - «Разминка». Нужно - правильно ответить на вопросы:
- Белобокая птица? – Сорока.
- Какое растение может нас обжечь? – Крапива.
- Новогоднее дерево? - Елка.
- Время года, когда просыпается природа? – Весна.
- Как называется жилище медведя? – Берлога.
- Красногрудая птица? – Снегирь.
1-й Конкурс «Летает - не летает»
Я предлагаю провести небольшую паузу и поиграть в игру «Летает-не летает»: я буду называть птиц и зверей, а вы должны поднимать руки вверх – если это птица или сесть на корточки – если это звери. Задание понятно? Тогда начнем - волк, заяц, воробей, кабан, сорока, грач, еж, дятел, лось, лиса, синичка.
Молодцы.
2-ой конкурс «Узнай звуки природы» : гроза, дождь, шум моря и т.д.
3-й конкурс «Подбери листик»
Из множества листьев различных деревьев дети выбирают подходящий листик к определенному дереву.
4-й конкурс «Да и нет»
Но дорогие участники викторины, мало просто любить природу нашей Земли, нужно правильно о ней заботиться. То есть выполнять определенные правила! Вот я сейчас и посмотрю, известны ли вам эти правила.
Я по очереди буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
5-й конкурс «Собери мусор»
Хорошо. Теперь и наши гости тоже знают эти правила поведения.
Но пока мы с вами отгадывали загадки, кто –то намусорил у нас в лесу. Ой-ой-ой, что же делать. Нам нужно собрать фантики, у кого больше, тот и победит в этом конкурсе.
Раз-два-три – фантики собери!
И последнее испытание.
Мой друг Старичок-Лесовичок, который живет в лесу и следит за порядком там, прислал для вас волшебную шкатулку с загадками. Но загадки не простые…будьте внимательны
В конверте находятся загадки о животных, надо найти ошибку и исправить её:
В чаще голову задрав
Воет с голоду…жираф
(волк)
Кто в малине знает толк
Косолапый, бурый…волк
(медведь)
Дочерей и сыновей,
Учит хрюкать…муравей
(свинья)
Кто любит по ветвям носиться,
Конечно рыжая…лисица
(белка)
Быстрее всех от страха,
Несется…черепаха
(заяц)
В теплой лужице своей,
Громко квакал…муравей
(лягушонок)
С пальмы – вниз,
На пальму снова,
Ловко прыгает…корова
(обезьяна).
Ох, какие вы молодцы! И все то вы знаете.
Сюрпризный момент:
Гриб с конфетами под деревом от Старичка-Лесовичка.
Спасибо всем за игру!
До новых встреч!