Табаков еврейская фамилия. «Я обижался на него всегда»

Народный артист СССР (1987), лауреат Государственной премии СССР (1967, за театральную работу), лауреат Государственной премии РФ в области просветительской деятельности (1998, за пропаганду и развитие идей К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко).

Родился 17.08.1935, Саратов

Кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» II и III степени (1967, 1995), «Трудового Красного Знамени» (1982), «Дружбы народов» (1985), «Знак Почета» (1967)
Лауреат театральной премии «Чайка» (1997, за спектакль «Анекдоты», номинация - «лучший комедийный актер»)
Лауреат Премии мэра Москвы (1997, за роль в спектакле «Последние»)
Лауреат премии «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучшая мужская роль» (1999, спектакль «Комната смеха»)
Лауреат национальной театральной премии «Золотая маска»
Лауреат премии газеты «Московский Комсомолец» по итогам 2002-2003 гг.
Лауреат премии читателей газеты «Аргументы и факты» «Национальная гордость России»

Олег Павлович Табаков родился 17 августа 1935 года в Саратове в интеллигентной семье врачей. Детство прошло в коммунальной квартире, и именно здесь Олег Табаков узнал, что такое трудовой рубль, заработанный его матерью. Здесь он видел, с одной стороны, трудолюбие, честность, доброту, с другой - ханжество, лицемерие, приспособленчество. Но "Все воспоминания тех лет очень светлые, - рассказывает сам Олег Табаков - солнце, пространство, воля. Счастье. Вокруг - только любящие люди: мама, баба Оля, баба Аня, мамин брат дядя Толя и его жена Шура…" Маленький Олег Табаков много читал, очень увлекался театром.

Олег Табаков учился в мужской средней школе города Саратова, посещал театральный кружок "Молодая гвардия" при Саратовском дворце пионеров и школьников под руководством Натальи Иосифовны Сухостав, которую он называет своей крестной матерью в актерской профессии. Занятия в кружке оказали решающее влияние на выбор профессии Олега Табакова.

Приехав поступать в Москву, Олег Табаков подал заявления в ГИТИС и в Школу-студию МХАТ имени Владимира Немировича-Данченко... И был принят сразу в два института по итогам вступительных экзаменов! Олег Табаков выбрал Школу-студию МХАТ, которая представлялась ему "вершиной театральной педагогики".

Театр "Современник"

По окончанию Школы-студии Олег Табаков получил распределение в Московский драматический театр имени К. С. Станиславского, однако судьба привела его в только что созданный О. Ефремовым новый театр - Студию молодых актеров, из которой впоследствии родился театр "Современник". Тогда у молодого актера Олега Табакова возникло убеждение в необходимости "постоянно приобретать и коллекционировать свои профессиональные умения".

С уходом Олега Ефремова во МХАТ, директором "Современника" почти на семь лет становится Олег Табаков.

Театр-студия Олега Табакова

Успешно овладев своей профессией, Олег Табаков ощущает потребность передавать свое умение другим, продлеваться в учениках. Возникает идея создания собственной студии. Руководство ГИТИСа предложило Олегу Табакову набрать новый курс. Так появилась студия.

В Москве вышел приказ о создании трех новых театров, среди них был и Театр-студия под руководством Олега Табакова. Сбылась заветная мечта. Вскоре в народе театр Олега Табакова ласково окрестили "Табакеркой". По словам Олега Табакова, " для меня мой театр - большая семья, где много детей и где всё по справедливости… Театр — дело живое, где все создается шаг за шагом".

Работа за рубежом

Пражский театр "Чиногерны клуб" приглашает Олега Табакова на роль Хлестакова в спектакле "Ревизор" Николая Гоголя. Потом было сыграно актером почти 30 спектаклей, которые имели огромный успех у зрителей Праги.

Начиная с постановки "Ревизора" Н.В. Гоголя в театре Великобритании, Олег Табаков много работает за рубежом режиссером-постановщиком и преподавателем. Более 40 спектаклей русской, советской и зарубежной классики поставлены Олегом Табаковым в театрах Венгрии, Финляндии, Германии, Дании, Австрии, США. На базе Гарвардского университета Олегом Табаковым была создана Летняя школа имени К.Станиславского, которую он сам же и возглавил.
И при всем при этом, Олег Табаков остается актером со своим идеалом театра и со своими принципами существования в профессии.

Кино. Первые роли

В кино Олег Табаков дебютировал, будучи студентом третьего курса. И с этого времени творческая жизнь Олега Табакова неразрывно связана с кинематографом. Первая роль Саши Комелева в картине Михаила Швейцара "Саша вступает в жизнь" познакомила Олега Табакова с новым для него видом профессионального ремесла, познакомила с артистами многих театров, познакомила с новой драматургией - кино.

Ранних героев Олега Табакова называли " розовскими мальчиками". И это неслучайно. Школьник Олег Савин, Сыгранный Олегом Табаковым в картине "Шумный день" по пьесе Виктора Розова "В поисках радости", является воплощением лучших черт поколения хрущевского времени, входившего во взрослый мир. Чистота помыслов, прямота суждений, умение до конца отстаивать свою нравственную позицию,— это относится не только к Олегу Савину, но и к Виктору Булыгину в фильме "Люди на мосту", и к Саше Егорову в "Испытательном сроке", и к Сереже в "Чистом небе". Потом — к Пете Ростову в "Войне и мире", к Коле Бабушкину в фильме "Молодо-зелено". Это лучшие роли Олега Табакова в начале пути в кино.

Особняком в ряду положительных молодых ребят стоит роль особиста лейтенанта Крутикова из фильма "Живые и мертвые", показавшая неограниченные творческие возможности актера.

Телевидение

Вся деятельность Олега Табакова в кино тесно связана с жизнью в театре "Современник". Удивительный артистизм, внутреннее мировоззрение и главное - личная тема помогли Олегу Табакову сыграть не одну выдающуюся роль на сцене театра и в кино.

В период, когда в театре "Современник" у Олега Табакова не было новых ролей, за исключением Татарина в спектакле "На дне" в постановке Галины Волчик, актер с лихвой восполняет этот пробел на телевидении. Здесь, начиная с 1957 года, Олегом Табаковым создано много ярких, талантливых, новаторских работ. Большая часть - гордость отечественного ТВ. Олег Табаков один из первых актеров, принимавших участие в телеспектаклях, транслировавшихся в прямом эфире. Первыми телевизионными опытами Олега Табакова были работы в спектаклях: "Рисунок карандашом" в постановке Г.Холоповой и "Продолжение легенды" в постановке Б.Горбатова. На телевидении он записывает два моноспектакля - "Конек-Горбунок" и "Василий Теркин", исполняет с блеском главные роли в телеспектаклях "Студент", "Шагреневая кожа", "Иван Федорович Шпонька и его тетушка", "Любовь Яровая", "Эзоп" и "Печники". Олег Табаков принимает активное участие в создании телеверсии спектакля "Современника" "Двенадцатая ночь" режиссер П. Джеймса, где им была сыгранна звездная роль Мальволио.

Кино. Популярность

В жизни нашего общества происходила переоценка многих ценностей, когда на экране стали появляться герои Олега Табакова. Характеры героев актера не были похожи друг на друга, чаще всего не совпадали между собой, но всегда всех их объединяет один и тот же гражданский пафос, и этот пафос исходит от самого Олега Табакова. Так были созданы образы Олега в "Шумном дне", Егорова в "Испытательном сроке".

Параллельно на экран выходит фильм "Люди на мосту" режиссера Зархи. Герой Олега Табаков Виктор - человек, который не отступится от правды, не покривит душой, человек, который до конца верен своей нелегкой, мучительной любви. К сожалению, в фильме не происходит "чуда" создания, как в "Шумном дне". Особенно чуткий к правде, искренности, безыскусственности, талант Олега Табакова не может победить литературности и некоторой придуманности этого сценария.

Герои Олега Табакова всегда совпадают с "форматом" зрителей Олега Табакова. Мелкие злодейства, глупости, радости и горести, душевные переживания и телесные недуги — совпадают с опытом среднего человека. Внутри "своего формата", очертив границы собственных возможностей, Олег Табаков, наверное, может сыграть все: мальчиков, мужчин, женщин, стариков, уродов, красавцев, чудовищ, любовников, неудачников, бродяг, людей любой профессии и любого жизненного опыта. Сыграть с предложенными режиссером обстоятельствами, точно угадывая стилистику автора. Сыграть, не опускаясь ниже заданной планки, а в счастливый час и взмывая до высот чуда.

В послужном списке Олега Табакова такие фильмы, любимые зрителями, как: "Дело пестрых", "Накануне", "Строится мост", "Война и мир", "Выстрел", "Гори, гори, моя звезда", "Король-Олень", "Случай с Полыниным", "Сердце России", "Достояние республики", "Семнадцать мгновений весны", "Неоконченная пьеса для механического пианино", "Двенадцать стульев", "Несколько дней из жизни Обломова" - главный приз за лучшее исполнение мужской роли на международном кинофестивале в Оксфорде, "Москва слезам не верит", "Ах, водевиль, водевиль", "Президент и его внучка". Список картин можно перечислять долго, долго, долго…

Нельзя не отметить работы Олега Табакова по озвучению мультфильмов. Невозможно забыть домовитого кота Матроскина из Простоквашино, который говорит голосом Олега Табакова.

Олег Табаков живет и работает в Москве. Жена - Зудина Марина Вячеславовна, ведущая актриса театра-студии под руководством Олега Табакова. Первая жена — Людмила Ивановна Крылова. Дети: от Людмилы Крыловой: Антон - 1960 год рождения и Александра - 1966 г., от Марины Зудиной - сын Павел - 1995 г.. Внуки: Никита, Полина, Анна.

Браку, который был заключен в 1995 году Олегом Табаковым с Мариной Зудиной, предшествовали 12 лет довольно серьезных взаимоотношений. Так что же случилось? Почему из окружающих, бесчисленных девушек Олег Табаков остановил свой выбор именно на Марине, именно ради нее разрушил свою благополучную семью, оставил жену, с которой прожил без малого 33 года? Ответ прост, "как ни банально это звучит, пришла (с улыбкой) любоф-ф-ф…"

Олег Табаков - публичный человек, давно привыкший к повышенному вниманию прессы и общества, привыкший к дотошному,
бесцеремонному разглядыванию, привыкший достаточно откровенно отвечать на любые "жизненные и бытовые вопросы". Все перипетии любовные, семейные, карьерные честно и открыто освещены Олегом Табаковым в его автобиографической книге "Моя настоящая жизнь"

Олег Табаков - автономно существующий в профессии актер. Встречаясь с выдающимися режиссерами своего времени, Олег Табаков никогда не был актером "такого-то режиссера". Никогда не был актером, в которого бы "влюблялись" режиссеры, и сам никогда не "влюблялся" в режиссеров. Никогда не принимал позицию ученика, никогда не принимал позицию глины, из которой кто-то будет кого-то лепить. Актер Табаков предпочитал строить актера Табакова исключительно сам.

Олег Табаков - профессионал, готовый работать со всеми, но никогда не отдающий себя целиком никому. В своей книге он проговорится: «пребывание на сцене — моя настоящая жизнь. Все остальное — либо подготовка к ней, либо отдых!»

И все же самый главный образ, созданный Олегом Табаковым - это образ Олега Табакова. Образ человека-победителя, счастливчика. Человека, которому далась и карьера и фортуна. Человека, которому хватает сил и воли изо дня в день, из года в год строить крепость под названием "Олег Табаков".

Фильмография:

1957 Тугой узел
1958 Дело "пестрых"
1959 Накануне
1959 Люди на мосту
1960 Шумный день
1960 Испытательный срок
1961 Чистое небо
1962 Молодо-зелено
1963 Живые и мертвые
1965 Дорога к морю
1966 Выстрел
1966 Строится мост
1967 Война и мир
1969 Гори, гори, моя звезда
1969 Король-олень
1970 Тайна железной двери
1970 Пес, сметана и труба
1970 Сердце России
1970 Штрихи к портрету
1970 Обыкновенная история
1971 Ехали в трамвае Ильф и Петров
1971 Случай с Полыниным
1972 Достояние республики
1973 Семнадцать мгновений весны
1973 Дача
1973 Открытая книга
1974 Домби и сын - читает текст
1974 Лев Гурыч Синичкин
1975 Каштанка
1975 Меняю собаку на паровоз
1976 Иван Федорович Шпонька и его тетушка
1976 Волны Черного моря
1976 Сказ про то, как царь Петр арапа женил
1976 Марк Твен против
1977 Неоконченная пьеса для механического пианино
1977 Транссибирский экспресс
1977 Двенадцать стульев
1977 Любовь Яровая
1977 Розыгрыш
1977 Бирюк
1978 Хористка
1978 Красавец-мужчина
1978 Д"Артаньян и три мушкетера
1978 Двенадцатая ночь -телеспектакль - актер, режиссер


1978 Накануне премьеры
1978 Из записок Лопахина
1979 Москва слезам не верит
1979 Ах, водевиль, водевиль...
1979 Несколько дней из жизни И.И.Обломова
1980 Незваный друг
1981 Вакансия
1981 Все наоборот
1981 Эзоп - телеспектакль
1982 Полеты во сне и наяву
1982 Печники
1982 Прозрачное солнце осени
1983 Где-то в губернском саду
1983 Мэри Поппинс, до свидания!
1983 Поцелуй
1983 Оглянись!..
1983 Али-баба и сорок разбойников
1984 Петля
1984 Чужая жена и муж под кроватью
1984 Время и семья Конвей
1984 Если можешь, прости...
1984 Аплодисменты, аплодисменты...
1985 Город невест
1985 После дождичка, в четверг...
1985 Корабль пришельцев
1986 Путь к себе
1987 Очи черные
1987 Человек с бульвара Капуцинов
1987 Путешествие мсье Перришона
1988 Шаг
1988 Дорогое удовольствие
1988 Раз, два - горе не беда!
1989 Искусство жить в Одессе
1989 Оно
1989 Любовь с привилегиями
1989 Сердце не камень
1990 Царская охота
1990 Шапка
1990 Крыша - режиссер
1991 Тени
1991 Ближний круг
1992 Сталин
1993 Хочу в Америку
1995 Московские каникулы
1995 Ширли-мырли
1996 Двадцать минут с ангелом
1997 Три истории
1997 Сирота казанская
1999 Что сказал покойник
1999 Кадриль (Танец с обменом партнерами)
2000 Президент и его внучка
2001 Мнения сторон
2002 Леди на день
2005 Есенин - сериал
2005 Статский советник

Олег Павлович Табаков родился в Саратове в семействе врачей 17 августа 1935 года. Детские годы будущей знаменитости проходили в коммунальной квартире. С малых лет Табаков увлекался чтением и театром. Обучался Олег Павлович в мужской Саратовской средней школе. Кроме того, мальчик посещал театральную студию и кружок «Молодая гвардия» при Дворце пионеров. В то время деятельность «Молодой гвардии» курировала Наталья Иосифовна Сухостав, которую артист и по сей день называет своей «крестной матерью» в актерской профессии. Занятия с Натальей Иосифовной оказали огромное влияние на выбор деятельности Олега Табакова.

Закончив обучение в школе, Олег Павлович отправился в Москву, где подал заявление сразу в два высших учебных заведения: ГИТИС и Школу-студию МХАТ. В результате молодому человеку удалось вступить в оба института. Олег Табаков решил остановить свой выбор на МХАТе, который всегда для него был олицетворением «вершины театральной педагогики».

С 1953 года обучался на курсе Василия Осиповича Топоркова. Являясь студентом третьего курса, сыграл дебютную роль в кино, приняв участие в съемках картины «Саша вступает в жизнь». Постановщиком киноленты выступил Михаил Швейцер.

В 1957 году О.Н. Ефремовым была создана Студия молодых актеров, которая впоследствии преобразовалась в театр «Современник». К слову, Табаков оказался самым юным из шести основателей театра. Дебютной работой Олега Павловича на театральной сцене стала роль студента Михаила в постановке «Вечно живые».

Артист проработал в театре «Современник» с 1957 года по 1983 год.

В 1968 году артиста пригласили в Прагу в театр «Чиногерны клуб», где ему удалось сыграть свою любимую роль – Хлестакова в постановке «Ревизор».

С 1965 года являлся членом КПСС. В 1970 году О.Н. Ефремов получил пост художественного руководителя МХАТ, после чего Табакову досталась должность директора «Современника». На этом посту артист пробыл 6 лет.

В 1973 году Олег Табаков начал обучать юные таланты актерскому мастерству. Олег Павлович собрал группу единомышленников-волонтеров и устроил беспрецедентную акцию: был объявлен набор в драмкружок. Артист прослушал более трех тысяч человек и из них отобрал всего 49 претендентов-старшеклассников. «Драмкружок» был размещен во Дворце пионеров имени Крупской, и в нем дети учились по вузовской программе. Юным студентам преподавали историю русского театра, историю мирового искусства, пластику и сценическое движение.

Через три года Олег Павлович на базе ГИТИСа решил набрать курс из двадцати шести человек, основой которого оказались те, кого он выбрал для собственного «драмкружка».

В 1877 году Олег Табаков получил звание Народного артиста РСФСР.

С 1980 года в течение двух лет в Хельсинкской театральной академии читал лекции. Впоследствии с финскими студентами поставил дипломную постановку «Две стрелы».

В 1982 году Табаковым был набран новый актерский курс, который спустя несколько лет оказался базой труппы нового театра.

Через год стал актером МХАТа, где воплотил один из образов в пьесе П. Шеффера «Амадей». Артисту досталась партия Сальери.

В 1986 году первый заместитель министра культуры решил подписать приказ о создании нескольких столичных театров-студий. Среди их числа оказался и театр-студия Олега Павловича.

Также с 1986 года и на протяжении шестнадцати лет занимал должность ректора Школы-студии МXАТ.

В 1988 году получил звание народного артиста СССР.

В 1992 году Олегом Павловичем была основана Летняя школа имени К.С. Станиславского в США (Бостон).

С 2001 года занимал должность художественного руководителя МХАТ имени А.П. Чехова, которую совмещал с постом художественного руководителя Московского Театра О.П. Табакова.

Был награжден множеством премий и призов. Среди них были: Премия Президента РФ в области литературы и искусства, Орден Трудового Красного Знамени, Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени и многие другие награды. За свою творческую жизнь снялся в более 120 кинофильмах, среди которых наиболее известны роли в картинах «Мэри Поппинс, до свидания!», «Ширли-мырли», «Сирота казанская», «Кадриль», «Диверсант. Конец войны», «Что сказал покойник» и многие другие.

Первой женой артиста стала Людмила Крылова, являющаяся заслуженной артисткой РСФСР. В 1960 году в семье родился сын Антон, который впоследствии стал ресторатором и артистом. В 1966 году родилась дочь Александра, также связавшая свою жизнь с актерством.

Второй супругой знаменитости стала артистка Марина Зудина, которая в 1995 году родила ему сына Павла, а в 2006 году дочь Машу.

Олег Табаков - публичная личность, привыкшая к повышенному вниманию общественности и прессы. На ряд вопросов о своей карьере, семье и многом другом Табаков ответил в книге-автобиографии под названием «Моя настоящая жизнь».

После, мягко говоря, нелицеприятных высказываний знаменитого артиста и режиссёра в адрес украинской культуры , некоторые горячие головы записали обладателя голоса кота Матроскина в антисемиты

Лилиана БЛУШТЕЙН, собственный корреспондент журнала "ИсраГео" во Франции

Иллюстрация: Олег Табаков в роли Вальтера Шелленберга в фильме "Семнадцать мгновений весны"

Вот чего нет — того нет, в юдофобии Олег Павлович никогда замечен не был. Во всяком случае, публично. А за свой выпад в адрес украинцев извинился, напомнив, что и сам на четверть представитель этого славянского народа, и уведомив, что его слова вырваны из контекста. Он покаянно заявил:

"А если Украина в сердце, то, вырывая её оттуда, ты вырываешь и сердце! Я Украину матку-неньку ридну – люблю! Мать надо любить, остальное – от лукавого".

Аудизапись, правда, весьма красноречива. Но оставим разборки между его русской, польской, мордовской и украинской составляющими. Нам, как евреям, гораздо важнее узнать отношение столь популярного и резкого в заявлениях человека к еврейскому вопросу. Это стало интересно и его коллеге Нахиму Шифрину, который привел у себя в статусе в сетях Facebook, Twitter и ВКонтакте цитату из книги Олега Табакова "Моя настоящая жизнь":

"Много страшных историй рассказывал брат мамы, дядя Толя, удивительный человек, настоящий русский интеллигент. В детстве, в революционные годы, дядя Толя жил на Украине. Одесская губерния попадала в черту оседлости, и еврейский вопрос был там актуален всегда. А уж после революции Петлюра, Махно, «ангелы», «архангелы» и прочие банды стреляли евреев без разбору. Для них «жид» был синонимом коммуниста. Власть менялась чуть ли не ежедневно. Дед, Андрей Францевич, прятал у себя еврейских детей и стариков. Дяде Толе тогда было двенадцать лет, и он хорошо помнил, как седой как лунь еврейский старик с пейсами, спасаясь от бандитов, с ходу сиганул через забор высотой в полтора метра. Моя обостренная детская фантазия дорисовала картину, сделав ее физически реальной: будто я сам увидел прыгающего от страха через забор сгорбленного старика. Быть может, с тех пор и живет во мне мой принципиальный анти-антисемитизм".

Итак, насчёт юдофобии вроде бы всё ясно. Что же касается моральных качеств Табакова, его некрасивого поведения в отношении Владимира Этуша в истории с Домом актёра, доносов на Иннокентия Смоктуновского (о которых вспоминал сын артиста Филипп) и прочего — эта тема меня сегодня не особо волнует. Как артиста я Табакова продолжаю любить. А вот как человека… Промолчу. Уж лучше буду любить в нём кота Матроскина.

Первый инфаркт он перенёс в 1965 году. Подняла Табакова на ноги Галина Волчек, ждавшая его выздоровления, чтобы продолжить ставить с ним «Обыкновенную историю». Ему тогда было 29 лет. Позже он смешно пародировал друзей, которые приходили к нему в больницу прощаться: все думали, что умирает. Табаков вообще на все смотрел как на представление – лицедей от макушки до кончиков пальцев. «Русский актёр – самая бесстыдная профессия», – говорил он весьма справедливо.

Табаков гордился коктейлем своего происхождения – русская, украинская, польская, мордовская кровь. По второму браку матери с Гуго Гольдштерном он породнился ещё и с евреями. Ещё крепче с ними его связал антисемитизм. Лёлик, как называли Табакова в детстве, помнил истории своего дяди Толика о погромах и резне, которые гуляли на Украине, где жили их родственники в начале прошлого века. Его дед прятал у себя еврейских стариков и детей.

Лёлик родился и вырос в Саратове в семье медиков Павла Табакова и Марии Березовской. После революции квартиру у родителей забрали и поделили на коммуналки – им осталось лишь несколько комнат. Остальное пространство было заселено самыми разными людьми – например, практикующим психотерапевтом «дядей Володей Кацем». Кац спасал саратовскую номенклатурную элиту от алкоголизма, вёл приёмы на дому. Когда Лёлику удавалось, он пробирался к нему в комнату, прятался под кроватью и подслушивал, как дядя Володя заклинает: «Вы перестанете пить от первого стакана, от первой рюмки водки…»

Табаков говорил, что настоящей войны не видел. Один лишь раз огромное красно-чёрное зарево полыхало над Саратовом, когда горел разбомбленный нефтезавод «Крекинг». Отец ушёл на фронт, мать очень долго болела, и всё время хотелось есть. Как только мать стала чувствовать себя лучше, родственник дядя Толя устроил её в госпиталь в Эльтоне – небольшом посёлке в Сталинградской области. Туда и переехали на два года. От Эльтона, писал Табаков, только отогнали немцев, в госпиталь доставляли раненых из-под Сталинграда и Курска.

Мать иногда приносила с работы оставшуюся еду, но кашей с мясом Лёлик все равно долго называл блюдо из подгоревшей пшенки – его собственное изобретение. Лёлик пел в палатах для раненых, и за выступления он получал компот или рисовую кашу с фруктами: «Это была еда избранных, то есть тяжелых больных». В Эльтоне был кинотеатр и героическое кино. Фрицы на экране выглядели совершеннейшими идиотами, и Лёлик никак не мог понять, почему, раз они настолько тупые, его отец воюет с ними уже два года.

После войны семья вернулась в Саратов. И мать записала Лёлика в шахматный кружок при Дворце пионеров. Вскоре туда по случайности зашла Наталья Сухостав, набирающая новичков в свой детский театр. Она попросила желающих играть на сцене пройти тест – громко, на весь зал произнести «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Лучше всех с задачей справился Лёлик – он был зачислен в труппу и скоро появился на сцене. В школу-студию МХАТ Табаков тоже поступил легко, хотя и написал во вступительном сочинении что-то противоречивое про выстрел «Авроры». Его за это лишили стипендии в первом семестре. Но дальнейшая учеба прошла весело и без напряжения.

С 1956 года Табаков уже на театральной сцене и в кино. Роли не всегда главные, но всегда яркие, запоминающиеся, блестящие. Играл женщин и мужчин с одной и той же лёгкостью. Переиграл людей во власти всех сортов и калибров – от председателя сельского райсовета до руководителя германской разведки Вальтера фон Шелленберга. После премьеры «Семнадцати мгновений весны» в киноклубе на Лубянке Юрий Андропов уединился с Табаковым, чтобы сказать ему: «Олег Павлович, это безнравственно – так играть гитлеровского генерала!» Племянница фон Шелленберга позже прислала Табакову открытку с благодарностью за доброту, с которой он подошёл к работе над ролью.

Табакова называли хулиганом – он подстраивал коллегам всякие мелкие неприятности ради смеха, имел по этому поводу скандалы за кулисами. Константин Райкин как-то сказал: «Олег Павлович слишком панибратствовал с Мельпоменой. Он, безусловно, выдающийся артист, но был бы ещё более выдающимся, если бы не дёргал её за хвост, за грудь, не шлёпал по заднице, по плечу. Никому это не позволено!» Табаков точно знал, что каждый сам определяет дозволенное – и да, он не был театралом, который падает ниц пред Мельпоменой. Он был из плоти и крови. Возможно, даже слишком для творческого человека ориентирован на жизнь телесную, чувственную.

О еде, например, мог говорить часами. Легко просил добавки понравившегося блюда, ел как истинный эпикуреец, не стесняясь внешних проявлений. Райкин рассказывал, что однажды в гостях у американского культурного атташе на Кутузовском проспекте в Москве уже известный советский актёр театра и кино Олег Табаков вылизал тарелку. Возможно, чтобы показать американцу, насколько вкусно ему было. Посмотрев в сильно округлившиеся глаза атташе в финале действа, Табаков сказал: «Прости, старик, у меня было голодное детство». И парой следующих движений языком довёл тарелку до совершенного блеска. Тот, забыв поменять выражение на лице, так в оторопи и застыл.

Удача улыбалась Табакову не всегда, кстати, а иногда он ею и вовсе пренебрегал. В 1967 году чешский режиссёр Карл Райш готовился снимать фильм «Айседора» с Ванессой Редгрейв в главной роли – Табакову была дана роль Есенина. Контракт на руках, с режиссёром полное взаимопонимание, европейская слава на горизонте – он не поехал. Отказался от работы, славы и баснословного по тем временам гонорара в сорок тысяч фунтов. Не смог оставить «Современник», «свой театр». Но и с «Современником», который он возглавил в 1970 году, через шесть лет пришлось почти расстаться.

С 1973-го он начал преподавать, через три года набрал свой курс. В конце 70-х начальник РСУ Бауманского района Юрий Гольцман помог студии Табакова получить в пользование подвал на улице Чаплыгина – бывший угольный склад, загаженный алкоголиками и бомжами. Вместе со студийцами они вынесли всю грязь и смрад подвала, отмыли его, отремонтировали и начали репетировать. Мытьё сортира собственными руками с тех пор стало неизменным пунктом образовательной программы Табакова – пример подал он сам.

В начале 80-х в их репертуаре было уже шесть спектаклей. О них писали ведущие театральные критики СССР, министр культуры Демичев приглашал на их спектакли своих коллег из социалистических стран. Вскоре ЦК комсомола послал студию на гастроли в Венгрию, и их спектакль имел там успех. В общем, театр был готов к запуску, но в конце концов Министерство культуры отказалось выдавать разрешение на открытие, мотивируя это «политической незрелостью» Табакова и его «непредсказуемым поведением». Драматург Виктор Розов, один из подписантов прошения о создании театра, вернулся с заседания в министерстве с такими словами: «Вы знаете, Олег, а ведь никто про вас хорошего слова не сказал. Понимаете, какая вещь?»

Табаков понимал. Театр остался на полулегальном положении, существовал, как и прежде, на деньги Табакова – ему, как и прежде, помогали власти района. Тем временем «Современник» отказался принять студийцев в труппу, объясняя решение, опять же, непредсказуемостью Олега Павловича. Студийцы печально разошлись по разным театрам. Впрочем, Табаков бы не был Табаковым, если бы в итоге всё не закончилось успехом – спустя ещё семь лет «Табакерка» стала театром.

В предисловии к его воспоминаниям – книжке «Моя настоящая жизнь» – Анатолий Смелянский называет его человеком, «страдавшим комплексом полноценности». И это очень точно. В начале рассказа Табакова о его жизни есть вот какая подробность: «Я появился на свет желанным ребенком. Хотя много позже мама призналась, что тогда она училась на пятом курсе медицинского факультета, и в ее планы не входило заниматься деторождением. Меня старались, как бы это сказать… В общем, извести. Но не тут-то было. Так что живучесть, бойкость и развитый инстинкт самосохранения считаю своими врожденными качествами».

Три театра за одну жизнь, больше 200 ролей на сцене и в кино, не считая озвучки и радиоспектаклей. Он сам поставил порядка 40 спектаклей в семи странах, создал актёрские школы в России и Америке, организовывал фестивали, проводил творческие вечера, терпел бесконечные комиссии и заседания. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», кавалер французского Почетного легиона, обладатель 25 театральных и кинопремий. В 2012 году он стал доверенным лицом кандидата в президенты Владимира Путина – оппозиционная общественность шикала: стелется, дескать. Кому «стелется», кому «дослужился». Сам Табаков по этому поводу эмоций не высказывал, принял как должное. Когда интервьюеры выстраивали перед ним ряд его заслуг, удач и несомненных достижений, он лишь бровью поводил: ну да, дескать, было. Константин Богомолов, узнав о его смерти, написал: «Табаков – это глагол». Бесконечно жаль, что этот глагол принял форму законченного действия. Но сам Табаков говорил: «Я знаю, откуда пришёл, и я знаю, что жизнь после меня не остановится».

Олег Павлович Табаков. Родился 17 августа 1935 года в Саратове. Советский и российский актёр театра и кино, режиссёр театра и кино, педагог. Народный артист СССР (1988). Лауреат Государственных премий СССР (1967) и РФ (1997). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Олег Табаков: биография

Табаков Олег Павлович родился в Саратове в семье медиков. Первые годы жизни будущий актёр провел в коммунальной квартире. Детские воспоминания Олега Табакова очень светлые. Его окружало множество любящих людей: мама, отец, две бабушки, дядя с тётей, сводные брат и сестра.

Однако эта счастливая, безмятежная жизнь закончилась в июне 1941-го. В первые дни войны отец ушёл добровольцем на фронт. В конце 1942 года мама Олега Табакова заболела брюшным тифом и даже после выздоровления долго не могла встать на ноги.

Весной 1943 года Мария Андреевна, взяв с собой детей, отправилась в городок Эльтон, расположенный на севере Прикаспия. Здесь, вступив в действующую армию, она проработала в госпитале врачом-терапевтом два года. В Эльтоне Олег пошёл в школу. Но потом семья вернулась в Саратов, где Табаков продолжил обучение в мужской средней школе.


Восьмиклассником Олег Табаков попал в знаменитый на весь Саратов детский театр «Молодая гвардия» под руководством Натальи Иосифовны Сухостав, которую он называет своей крёстной матерью в актёрской профессии. Занятия в детском театре сыграли решающую роль в выборе будущей профессии.

Поступать в театральный институт Олег Табаков решил в столице. Он подал заявления в Школу-студию МХАТ им. Немировича-Данченко и в ГИТИС. Его приняли сразу в оба института, но Табаков отдал предпочтение МХАТу, который считал «вершиной театральной педагогики».


Руководителем курса, на котором учился Олег Табаков, был один из крупнейших театральных педагогов своего времени, народный артист СССР, заведующий кафедрой актёрского мастерства Школы-студии Василий Топорков. Одновременно с Табаковым в Школе-студии МХАТ учились будущие мастера сцены Валентин Гафт, Галина Волчек, Леонид Броневой, Евгений Евстигнеев, Олег Басилашвили, Татьяна Доронина, Михаил Казаков и другие.

Театр

После Школы-студии молодой актёр был распределен в Московский драматический театр имени Станиславского. Но судьба привела Табакова в новый, созданный Олегом Ефремовым, театр, который позже получил название «Современник».

После ухода Ефремова во МХАТ «Современник» почти на семь лет возглавил Олег Табаков. В декабре 1986 года вышел приказ о создании в Москве трёх новых театров. Среди них был и Театр-студия под руководством Олега Табакова. Так сбылась его заветная мечта о собственном театре, который вскоре окрестили «Табакеркой».


Начало пути «Табакерки» не было безоблачным. Некоторые критики не восприняли всерьёз появление новой студии. Зато в зрительном зале театра на улице Чаплыгина всегда был аншлаг. Первой работой Театра-студии под руководством Олега Табакова стал спектакль «Кресло» поставленный Табаковым по повести Юрия Полякова 1 марта 1987 года.

За период правления театром Табакова здесь происходит коренное обновление репертуара и актёрского состава. В труппу принимается целый ряд молодых и талантливых актёров: Марина Неёлова, Константин Райкин, Юрий Богатырёв и другие. Обновился и репертуар. Олег Табаков привлекал в театр для новых работ известных режиссёров и писателей, приносивших свежие идеи и новый импульс для творческого развития.


Театральная биография Олега Табакова очень богата и разнообразна. Табаков много работал за рубежом в качестве преподавателя и режиссёра-постановщика. Российский мэтр поставил более четырёх десятков спектаклей советской, русской и зарубежной классики в театрах Чехии, Финляндии, Германии, Дании, США и Австрии. А на базе Гарвардского университета актёр открыл Летнюю школу имени Станиславского, которую сам и возглавил. С 1986 по 2000 год он – ректор Школы-студии МХАТ, руководитель совместной аспирантской программы Школы-студии и Университета Карнеги Меллон (США).

С 2000-го Олег Табаков – руководитель Московского Художественного театра имени Чехова.


Помимо кино и работы в театре Олег Табаков появлялся и на телевидении. Именно Табаков стал одним из первых актеров, который участвовал в телевизионных спектаклях, которые транслировались в прямом эфире. На его счету два моноспектакля – «Конек-Горбунок» и «Василий Теркин».

Самыми известными постановками на телевидении с участием Табакова стали «Эзоп», «Шагреневая кожа», «Печники». Также актер и режиссер приложил руку к созданию телевизионный версии спектакля «Современника» под названием «Двенадцатая ночь».

Фильмы

Уже на третьем курсе МХАТа театральная биография Олега Табакова начинает переплетаться с кинематографом. Дебютной была роль Саши Комелева в фильме «Саша вступает в жизнь» Михаила Швейцера. Она помогла актёру познакомиться с «кухней» кино.

Первых героев Табакова называли «розовскими мальчиками». Школьник по имени Олег Савин, которого сыграл Табаков в ленте «Шумный день» по пьесе «В поисках радости» Виктора Розова – это воплощение лучших черт в людях хрущёвского времени. Прямота суждений, чистота помыслов, умение отстаивать свою позицию – это всё относится и к Олегу Савину, и к Виктору Булыгину из фильма «Люди на мосту», и к Саше Егорову из «Испытательного срока», и к Серёже из «Чистого неба». Сюда же можно отнести и Николая Ростова из «Войны и мира», и Колю Бабушкина из фильма «Молодо-зелено». Эти картины, безусловно, лучшие роли актёра в начале кинопути.


Экранные роли Олега Табакова начали появляться в период, когда в обществе происходила переоценка системы ценностей. Героев Табакова в молодости объединял гражданский пафос и прямота суждений. Это можно увидеть, к примеру, в «Шумном дне» или «Испытательном сроке».

На счету Табакова участие более чем в 120 фильмах. Не во всех он играл главную роль, но все его роли — заметные и харизматичные. На съемочной площадке судьба сводила Табакова с большим количеством признанных и даже великих актеров. В легендарном сериале о Штирлице «Семнадцать мгновений весны» с Табаковым снимались Вячеслав Тихонов и Леонид Броневой. В «12 стульях» партнерами «голубого воришки» Табакова стали Андрей Миронов и Анатолий Папанов.


В оскароносном фильме Сергея Бондарчука «Война и мир» (1968) Табаков сыграл Николая Ростова. В картине «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (1979) Олег Павлович гениально воплотил в жизнь образ Ильи Ильича. В том же году Табаков засветился в еще одном легендарном советском фильме «Москва слезам не верит». В «Д’Артаньяне» он очень точно преподнес зрителю глуповатого короля Людовика. Еще один яркий персонаж был воплощен актером в «Человеке с бульвара Капуцинов», где Табаков буквально слился с образом жадного до денег владельца салуна Гарри Маккью. Его партнерами по фильму стали Андрей Миронов, Николай Караченцов, Лев Дуров, Леонид Ярмольник.


С его участием вышло на экраны большое количество детских фильмов и киносказок. В «Мэри Поппинс, до свидания» (1983) Табаков перевоплотился в мисс Эндрю, в фильме «После дождичка в четверг» актер сыграл самого Кащея Бессмертного. После озвучки кота Матроскина в уже ставшем культовым для многих поколений мультфильме «Простоквашино» Табаков просто не мог не озвучить и голливудского кота Гарфилда в одноименном мультфильме.

Личная жизнь

В начале 1990-х личная жизнь Олега Табакова на долгое время стала топ-темой таблоидов. После 35 лет совместной жизни с первой женой — актрисой Людмилой Крыловой — Табаков ушёл из семьи к актрисе Марине Зудиной. Разница в возрасте между Табаковым и Зудиной, которая годилась актеру в дочери, составляет 30 лет. Дети Табакова, Антон и Александра, поддержали маму и в знак протеста даже ушли из профессии. Со временем наладились отношения с отцом только у Антона Табакова.


Олег Табаков и Марина Зудина расписались в 1995 году после 10-летнего романа. Свой уход из семьи Табаков так и комментирует: «как ни банально это звучит, пришла любофф». Все факты из своей личной жизни и карьеры и, конечно, свою историю любви Табаков описал в автобиографической книге «Моя настоящая жизнь».


Роман с Мариной Зудиной был не первым в жизни актера, когда он заинтересовался молодой актрисой. Поговаривают о страстном романе 34-летнего на тот момент Табакова и 16-летней Еленой Прокловой, который завязался на съемках фильма «Гори, гори, моя звезда». Проклова не скрывает, что Табаков был ее первой настоящей любовью, а разные сплетни вокруг их отношений и несовершеннолетие актрисы только помешали их дальнейшим отношениям.


Молодая жена в 1995 году подарила Олегу Павловичу сына Павла, а в 2006 году — дочь Марию.

Павел Табаков успел вырасти и продолжить дело папы. Окончил школу-студию Олега Табакова (говорят, поступил туда безо всякой протекции) и играет в спектаклях МХТ им. Чехова. На его счету участие в таких известных картинах, как «Звезда», «Дуэлянт», «Орлеан».

У актера есть три внука: Никита, Аня и Полина.

Олег Табаков сейчас

Осенью 2016 года произошло долгожданное событие. На Сухаревской площади состоялось открытие новой сцены театра Олега Табакова. Новоселье «Табакерки» посетил мэр столицы Сергей Собянин. Он, в частности, поведал, сколь скрупулезен и въедлив был художественный руководитель театра, который не разрешил упростить проект. Зато театр получился суперсовременным, с продуманным до мелочей оборудованием.


Режиссер добился возможности компьютеризовать всю технику и декорации. Помимо большой сцены был оборудован зал на 400 мест и дополнительный, малый зал. Премьерным в новом здании театра стал спектакль «Матросская тишина» по произведению А.Галича.

В 2017 году «Табакерка» празднует 30-летний юбилей. В первый день весны на новой сцене на Сухоревской состоится фестиваль под названием «Бенефис тридцатилетних», который соберет всех тех, кто стоял у истоков театра – Олега Табакова, Марину Зудину, Андрея Смолякова, Сергея Беляева и других. В рамках фестиваля состоятся постановки спектаклей «Чайка», «Лицедей», «Год, когда я не родился», «В ожидании варваров».


Кроме того, телеканал «Культура» запланировал к показу телеверсии лучших спектаклей «Табакерки» разных лет – «Комната смеха», «На дне», «Последние», «Страсти по Бумбарашу», «Сублимация любви», «Рассказ о семи повешенных». Запланированы творческие вечера артистов театра, как опытных, так и начинающих.

Олега Табакова поместили в реанимацию с подозрением на воспаление легких

Олег Табаков экстренно госпитализирован в Первую Градскую больницу Москвы.

Известного актера и режиссера Олега Табакова доставили в реанимацию Первой Градской больницы в российской столице. Врачи предполагают, что у Табакова тяжелое воспаление легких. Другие детали пока не розглашаются. В связи с заболеванием Олега Табакова пришлось отменить спектакль «Год, когда я не родился» в МХТ имени А.П. Чехова, в котором Табаков должен был исполнить одну из главных ролей.

СМИ сообщили о крайне тяжёлом состоянии Олега Табакова

Состояние здоровья художественного руководителя МХАТ имени Чехова Олега Табакова резко ухудшилось, сообщает РЕН ТВ.

По данным телеканала, актер находится на искусственной вентиляции легких в реанимации. Медики оценивают состояние Табакова как крайне тяжелое. Рядом с легендарным актером находятся члены семьи.

Как сообщал раньше сайт «Сегодня» актер и режиссер 82-летний Олег Табаков помещен в реанимацию Первой градской больницы №1 им. Пирогова.

«Олег Павлович поступил в Первую градскую больницу в крайне тяжелом состоянии в понедельник. Он находится в шестом отделении реанимации», – сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе медучреждения. В этом отделении занимаются, в числе прочего, пациентами с пневмонией.

Старший сын Антон заявил изданию РБК, что у Олега Табакова после обследования диагностировали воспаление легких.

«Олегу Павловичу сегодня лучше, его состояние стабилизировалось. Но о переводе его из реанимации в обычную палату говорить пока рано», – говорили в кулуарах медучреждения.



Loading...Loading...