Сообщение подводный мир. Подводный мир

Подводный мир — мир ярких рыбок и ни на что не похожих водорослей, хищных акул и дружелюбных дельфинов — занимает детское внимание не меньше, чем динозавры из далекого прошлого или космические приключения.

Чтобы познакомить малышей с разными жителями моря, есть много интересных книг. Веселые стихи Тамары Назарчук "Про рыбку" , можно читать с самого раннего возраста.

Книжки-игрушки с наклейками и картонными вставками, такие как "В море" Эмили Бомон или "Кто живет в воде" Балентье , помогут детям постарше легко запомнить разные виды морских жителей. А вот "Океан" издательства "Махаон" предлагает не просто посмотреть, но и услышать множество интересного: песню кита, щебет дельфинов и крики альбатросов.

Книга Святослава Сахарнова "Кто в море живет" расскажет о пингвинах и крабах, осьминогах и черепахах в форме коротеньких забавных сказок. Герои словно оживают на реалистичных иллюстрациях Николая Устинова. Маленькие читатели смогут попутешествовать по всему миру, от теплых морей до холодного Северного Ледовитого океана.

Для младших школьников есть книга Мари-Рене Пимон "Тайны моря". Красочно иллюстрированная, содержащая много интересных опытов и естественно-научных сведений, она дает уже более полные знания о морском мире — для ребят, интересующихся окружающим миром. В ней можно прочитать о приливах и отливах, о том, как появляется жемчуг, и о многом другом.

А для полезной и веселой игры подарите ребенку книжку "Пере-рыбы" издательства "ОлмаМедиаГрупп". Перекидывая листочки, можно составить множество фантастических рыбок с не менее фантастическими названиями — а также выучить реальных представителей морской фауны.

Пишут ли о жителях моря детские писатели? Есть ли сказки — кроме классической "О рыбаке и рыбке" — которые можно было бы почитать на ночь и поразглядывать иллюстрации?

Конечно! Причем порой — с весьма неожиданными героями. "Эмиль. Добрый осьминог" Томи Унгерера — это чудесная детская книга об осьминоге, который стал настоящим героем, поскольку очень любил помогать другим. Конечно, это лишь сказка, и осьминоги не могут играть на музыкальных инструментах, но она учит самому главному — доброте, важности бескорыстной помощи, тому, что все благие дела непременно вознаграждаются. Обаятельные рисунки автора делают рассказ особенно живым и забавным.

Сказка Джулии Дональдсон про рыбку-выдумщицу Тюльку с чудесными рисунками Акселя Шеффлера — веселая и поучительная история в стихах. Как бы ни было увлекательно выдумывать всякие происшествия, всегда надо знать меру, учит она. А заодно знакомит с самыми разными видами рыб — и с камбалой, и с палтусом, и с морскими звездами! Еще одна история от этого же творческого дуэта, "Улитка и кит", рассказывает о том, что даже кто-то маленький может сделать большое дело. Стихи Дональдсон в переводе Бородицкой читаются легко: и простая история о том, как маленькая улитка совершает путешествие на хвосте огромного кита и помогает ему в трудную минуту, увлекает и детей, и взрослых.

"Морской конек" Карла Эрика — познавательная сказка о необычной рыбке. О будущих морских коньках, как можно узнать из нее, заботятся не мамы, а папы! Главный герой, конек-папа, несет икру в сумке на брюшке, общается с другими рыбами-папами, делится опытом... В море у него есть не только друзья, но и враги — опасные хищники, от которых он, конечно, скрывается. Оригинальные иллюстрации автора — раскрашенные коллажи из бумаги — кажутся необычными и воздушными и в чем-то сами по себе напоминают яркие детские рисунки.

Еще одна познавательная книга, только на этот раз — с реалистичными иллюстрациями художницы Яны Хоревой — "Приключения маленькой трески" Улафа Кушерона . В ней мы следим за треской по имени Тронд с самого его рождения: как малыш растет, меняется, встречается с другими рыбами и узнает о подводном мире много нового. Серьезный материал подан просто, понятно и увлекательно — в виде путешествия. Это настоящий маленький роман воспитания, полный подробностей развития и жизни самых разных представителей подводного мира: Тронд болтает и с угрем, и со скатом, и с карасями...

Самые лучшие рассказы русских писателей о морских жителях собраны в книге "Рыбьи страсти" . В. Бианки, В. Катаев, С. Сахарнов, Д. Александров — их сказки веселые и поучительные, а иллюстрации яркие и добрые.

Друг ли рыба человеку? Об этом тоже есть сказка — "Рыбка для Миши" Геральдины Эльшнер. В ней поднимаются важные вопросы — об ответственности, о любви к окружающему миру. Эта история о мальчике, который спас рыбку и поселил ее у себя, стал о ней заботиться, трогательная и по-настоящему философская.

Комментировать статью "Детские книги: подводный мир для малышей"

Сказка про золотую рыбку - совсем НЕ ПРО рыбку или ограниченность её возможностей, а как раз про целостность личности! И наличие мозгов!!! Успешный человек - тот, кто ставит себе...

Обсуждение

Устали быть вторым сортом в семье

29.12.2018 09:37:54, Екатерица

Кичиться количеством дипломов в наше время могут толтко очень недалёкие или закомплексованные личности, а то, что автор ставит это в заслугу дамочкам, и его заносит в этот странный кружок.

27.12.2018 23:42:10, Марта123

Малыш сейчас смотрит мультик Сказку о рыбаке и рыбке. Содержание все знают - жена загоняла мужа до полного абсурда, в последний раз рыбка просто молча пропала.

Обсуждение

Сказка абсолютно христианская - с долгим подставлением щеки (старик даже побои терпел). Рыбка взгромоздила бабку на вершину её безмерной гордыни и потом обвалила в момент. Кстати, интересно, что росла социально только бабка, а муж оставался простолюдином (чем постоянно её дискредитировал). И бабка была счастлива ровно до тех пор, пока старик не задавал унылый вопрос из серии "презент пофиг континиус": "Ну, теперь-то твоя душенька довольна?" Вопрос явно был провокационным и служил моторчиком к дальнейшему движению вверх. А когда бабка с глузду сиганула "моментально в море" - т.е. в смерть! - рыбка пресекла самоубийство на корню, ибо не кошерно, не по-христиански.
(Напомню, Пушкин написал "Русалку", под которой и Гоголь подписался бы своей "Майской ночью, или утопленницей": женщина получает сверхвласть через суицид)
Кроме рисованного м/ф, есть дивный кукольный мульт 2000-х гг. Табаков озвучивал. Чудо со скоморохами.

23.08.2018 17:39:02, Аланна

Рыбка все надеялась, что дед своё желание реализует, а не бабкины, тогда бы они были счастливы)

23.08.2018 10:55:16, Горький шоколад с тел

Со сказкой про Ёженьку впервые столкнулась, когда первоклассникам ее подсунули на Про рыбака и золотую рыбку. Шедевральная вещь, неплохо бы теткам ее иногда перечитывать.

Обсуждение

"Золушка" навсгда

У меня до сих пор есть книжка молдавского писателя Спиридона Вангели "Чубо из села Туртурика". Не то,чтобы она на меня какое-то сильное впечатление произвела, но нравилась очень. Почему-то к принцессам я равнодушна была. Дочь болотного царя запомнилась чем-то загадочным, но сейчас даже сюжет не помню. Лет 10 назад смотрела чешский фильм "Букет". Там 7 новелл. Очень красиво и местами очень страшно.

Мы перечитывали * Сказку о рыбаке и рыбке *. и над словами: мы, о, и -поставлены цифры 1,2,3. то есть надо выбрать мы, о, и мы, и и,о Кто силен, подскажите, пож.

Обсуждение

У меня старшая по соловейчик училась. Как вспомню ужас. Я вам рекомендую поменять коллективно учебник на что-то классическое. А то так и будете до конца 4 класса не понимать о чем спрашивают.

Если приведенное вами предложение и есть то, где нужно определить, - скорее всего, первый вариант (мы, о, и). На втором месте по вероятности - третий (и,о). Но я бы выбрала все-таки первый.

Ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь? Русские народные сказки: "Гуси-лебеди" Д. Мамин-Сибиряк. " Сказка про храброго Зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост".

Обсуждение

Олег Григорьев.

Я нёс домой
Кулёк конфет.
А тут навстречу мне
Сосед.
Снял берет:
- О! Привет!
Что несёшь?
- Кулёк конфет.
- Как - конфет?
- Так - конфет.
- А компот?
- Компота нет.
- Нет компота
И не надо…
А они из шоколада?
- Да, они из шоколада.
- Хорошо,
Я очень рад.
Обожаю шоколад.
Дай конфету.
- На конфету.
- А вон ту, а ту, а эту…
Красота! Вкуснота!
А вот эта, а вон та…
Больше нет?
- Больше нет.
- Ну, привет.
- Ну, привет.
- Ну, привет.

Л. Миронова
- Где же яблоко, Андрюша?
- Яблоко? Давно я скушал.
- Ты не мыл его, похоже.
- Я с него очистил кожу!
- Молодец ты стал какой!
- Я давно уже такой.
- А куда очистки дел?
- Ах... очистки... тоже съел.

С.В. Михалков Котята.
Родились у нас котята -
Их по счету ровно пять.
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Hаконец мы их назвали:
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.

РАЗ - котенок самый белый,
ДВА - котенок самый смелый,
ТРИ - котенок самый умный,
А ЧЕТЫРЕ - самый шумный.

ПЯТЬ - похож на ТРИ и ДВА -
Тот же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.

Хороши у нас котята -
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!
Заходите к нам, ребята,
Посмотреть и посчитать

Петь, здорово! Б.Заходер
- Здравствуй, Вова!
- Как уроки?
- Не готовы...
Понимаешь, вредный кот
Заниматься не дает!
Только было сел за стол,
Слышу: «Мяу...» - «Что пришел?
Уходи! - кричу коту. -
Мне и так... невмоготу!
Видишь, занят я наукой,
Так что брысь и не мяукай!»
Он тогда залез на стул,
Притворился, что уснул.
Ну и ловко сделал вид -
Ведь совсем как будто спит! -
Но меня же не обманешь...
«А, ты спишь? Сейчас ты встанешь!
Ты умен, и я умен!»
Раз его за хвост!
- А он?
- Он мне руки исцарапал,
Скатерть со стола стянул,
Все чернила пролил на пол,
Все тетрадки мне заляпал
И в окошко улизнул!
Я кота простить готов,
Я жалею их, котов.
Но зачем же говорят,
Будто сам я виноват?
Я сказал открыто маме:
«Это просто клевета!
Вы попробовали б сами
Удержать за хвост кота!»

Федул, что губы надул?
-Кафтан прожег.
-Можно зашить.
-Да иглы нет.
-А велика дыра?
-Один ворот остался.

Я медведя поймал!
-Так веди сюда!
-Hе идет.
-Так сам иди!
-Да он меня не пускает!

Куда, Фома, едешь?
Куда погоняешь?
-Еду сено косить,
-а на что тебе сено?
-Коровок кормить.
-а что тебе коровы?
-Молоко доить.
-А зачем молоко?
-Ребяток кормить.

Здравствуй, киска, как дела
Что же ты от нас ушла?
- Не могу я с вами жить,
Хвостик негде положить
Ходите, зеваете
На хвостик наступаете. Мяу!

В.Орлов
Кража.
- Кра! - кричит ворона.
Кража! Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Грош украл он из кармана!
Карандаш! Картонку! Пробку!
И красивую коробку!
-Стой, ворона, помолчи!
Помолчи ты, не кричи!
Жить не можешь без обмана!
У тебя ведь нет кармана!
-Как?- подпрыгнула ворона
и моргнула удивленно-
Что ж вы раньше не сказали?
Кар-р-раул! Кар-р-рман укр-рали!

Кто первый.

Кто кого обидел первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Кто кого ударил первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Вы же раньше так дружили?
- Я дружил.
- И я дружил.
- Что же вы не поделили?
- Я забыл.
- И я забыл.

Федя! Сбегай к тете Оле,
Принеси немного соли.
- Соли?
- Соли.
- Я сейчас.
- Ох, и долог Федин час.
- Ну, явился, наконец!
Где ты бегал, сорванец?
- Встретил Мишку и Сережку.
- А потом?
- Искали кошку.
- А потом?
- Потом нашли.
- А потом?
- На пруд пошли.
- А потом?
- Ловили щуку!
Еле вытащили злюку!
- Щуку?
- Щуку.
- Но позволь, а где же соль?
- Какая соль?

С.Я. Маршак

Волк и лиса.

Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую лису.

Лисавета, здравствуй!
- Как дела, зубастый?

Ничего идут дела.
Голова еще цела.

Где ты был?
- На рынке.
- Что купил?
- Свининки.

Сколько взяли?
- Шерсти клок,

Ободрали
Правый бок,
Хвост отгрызли в драке!
- Кто отгрыз?
- Собаки!

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детский эколого биологический центр» г. Черемхово

И.о.директора МУДО ДЭБЦ Зам по УМР МО протокол №______

Матвеева В.В. _______Толстикова С.Н. «____»_______2015г

Методическая разработка

Открытое занятие

«Подводный мир»

Составитель:

Данилова Светлана Викторовна,

педагог дополнительного образования,

первой квалификационной категории

Черемхово, 2013

Аннотация

В методической разработке представлен сценарий открытого занятия для детей младшего и среднего школьного возраста. Данный материал может пригодиться педагогам для проведения, как открытых мероприятий, так и для планового занятия.

В процессе проведения занятия дети познакомятся с водными обитателями и с условиями жизни в воде.

Во второй части занятия учащимся предлагается для закрепления игровая программа, в которой каждый может продемонстрировать знания, полученные во время занятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....4

Методический материал…………………………………………………...6

Основная часть……………………………………………………………..7

2.1Организационный момент……………………………………………..7

2.2 Беседа: Подводный мир……………………………………………….7

2.3 Конкурсно – игровая программа: Подводное царство…………....13

Выводы……………………………………………………………………..17

Перспективы………………………………………………………………..18

Литература…………………………………………………………………19

Приложение 1…………………………………………………………..…..20

Приложение 2……………………………………………………………....21

Введение

На современной Земле четко выделяются четыре среды жизни - водная, наземно-воздушная, почва и живые организмы. Вода стала первой средой жизни. Именно в ней возникла жизнь, которая затем распространилась и на наземно-воздушную среду. Водная среда – это реки, ручьи (водотоки), океаны, моря, водохранилища, пруды, озера, болота (водоемы).

Ученые, как люди наблюдательные и любознательные, давно подметили особенность в расселении водных животных по разным глубинам. Они выяснили, что животные, живущие рядом, хотя они и не родственники, имеют сходные черты и в строении тела, и в образе жизни. Чтобы понять, как это получилось, нужно представить водоем в виде двухэтажного дома, где обитают водные жители. Дно будет первым этажом, толща донного грунта - подвалом, водная масса - вторым этажом, а поверхностная пленка - крышей (водное зеркало) и чердаком (подзеркалье).

Каждый этаж этого дома имеет свои особые условия для жизни, свои характерные свойства. Так, на первом этаже мало света и кислорода, зато вокруг вода, под ногами есть надежная опора, нет ветра, нет и сильных перепадов температуры. На крыше много света и воздуха с кислородом для дыхания, но в то же время ночью холодно, днем жарко, ветер сдувает, а вода только под ногами. На втором этаже кислорода и света больше, чем на первом, но несравненно меньше, чем на крыше, и нет даже такой опоры, как пленка натяжения воды.

Чтобы жить и выживать на том или ином этаже, его жителям приходилось приспосабливаться к имеющимся там условиям. И в итоге длительного процесса адаптации (т. е. приспособления) к тому или иному местообитанию у очень далеких по происхождению организмов выработались сходные черты в строении, жизненных циклах и поведении. Ученые на основании этих сходных черт объединили животных в группы и дали каждой свое название. Давайте разберем, что характерно для некоторых организмов.

Цель: Расширить и обогатить кругозор детей о водных жителя, об их обзоре жизни.

Задачи:

Образовательная :Сформировать представления о подводном мире и его обитателях. Научиться узнавать водных обитателей

Развивающая: Развивать познавательный интерес, речь, память, мышление.

Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к природе, учить проявлять дружелюбие, чувство ответственности при коллективных работах чувства.

Методический материал

Для проведения этого занятия, необходимо создать определённую обстановку – обстановку таинственности. Ведь вода скрывает в себебольшие тайны.

Оборудование:

    Компьютер, экран, проектор.

    Презентация «Подводный мир».

    Фонограммы песен.

    Карточки пазлы.

    Карточки с заданиями.

    Выставка аппликаций.

    Карта полушарий.

РЕКВИЗИТ

1. Сундук, перевязанный разноцветными лентами.

2. Спички.

3. Дары моря (призы для победителей)

Основная часть

2.1 Организационный момент

Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы с вами узнаем много интересного и познавательного. Для начала давайте посмотрим, как вы к этому готовы. Перед вами на столах лежат карточки разных цветов. Подумайте,пожалуйста, с каким настроением вы сегодня пришли на занятие? А теперь выберите карточку, которая соответствует вашему настроению (красная карточка – хорошее настроение, синяя – грустное, желтая - нормальное). Дети выбирают карточки и показывают педагогу.

Преподаватель: Мы свами все разные, поэтому и настроение у всех разное. Давайте постараемся, у кого хорошее настроение сохранить его таким, а у кого грустное настроение- попробуем его поднять.

Беседа:

2.2Подводный мир

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране

Как сосулька замерзает,

В лес туманчик заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Без неё нам не умыться,

Не наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить,

Без неё нам не прожить!!!

Итак тема нашего сегодняшнего занятия называется – Подводный мир.

На занятии мы узнаем, что такое подводный мир, каковы его обитатели и как им живется в водном царстве.

Давайте сейчас мы с вами закроем глазки. Что мы видим? Темноту, вот и раньше ничего не было, кроме тьмы, и так было до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это наша Земля! Открывайте глазки. Давай те мы с вами посмотрим на карту, кто мне скажет, что изображено на карте синим цветом? (Ответы детей).

Правильно, все, что мы видим - это вода:

Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.

Но странный вопрос возникает тогда?

Планета должна называться вода!

Но оказывается подводой, тоже есть земля и эта земля является подводным дном.

Но и вода оказывается бывает разной…Бывают огромные океаны, большие моря, реки и маленькие ручейки, но что же скрывает под собой вода? А вода скрывает в себе своих жителей. Самые многочисленные – это рыбы .

А знаете ли, что рыбы появились во времена динозавров?

И в те далёкие времена у рыб был твёрдый панцирь. Но с тех пор мир сильно изменился, а вместе с ним изменились и рыбы. Сейчас тело многих рыб покрыто чешуёй.

А знаете ли вы, для чего рыбам нужна чешуя?

Тело у рыб мягкое, для его защиты требуются твердые чешуйки! На самом деле чешуя – это часть рыбьей кожи. Чешуйки свободно скользят друг по другу, поэтому рыба может двигаться.

А знаете ли вы, что у рыб есть уши?

А знаете ли вы, для чего рыбам нужен хвостик?

А хвост у них служит в качестве руля. Для того, чтобы набрать скорость и плыть в нужном направлении рыбе помогает хвост, а за место рук и ног у рыб есть плавники.

Спят ли рыбы?

Да, рыбы тоже спят. Вы когда -нибудь видели, как золотая рыбка спокойно лежит на дне аквариума? Она спит, хотя глаза у неё открыты. У рыб нет век, поэтому они никогда не закрывают глаза. Золотые рыбки спят ночью. Но некоторые рыбы спят днём, а охотятся ночью.

Но, однако, хотя у рыб много общего все рыбы очень отличаются друг от друга. На их повадки и привычки влияет место, в котором они обитают. Итак, давайте разберёмся, где же живут рыбы. Для этого я предлагаю выйти ко мне двоим ребятам и попробовать воду из двух стаканов и сказать, похожа ли эта вода между собой (детям предлагается два стакана с водой: в одном она пресная в другом солёная). Ответы детей.

Также, как вода отличается в стаканах, так же она и отличается в водных бассейнах.

Итакпервый наш водоем, в котором мы будем рассматривать его жителей....это будет водоём с пресной водой ….а его название мы сейчас угадаем!

Течет, течет – не вытечет, Бежит, бежит – не выбежит. (Река)

Давайте познакомимся с обитателями рек

1. Опасней всех она в реке, Хитра, прожорлива, сильна, Притом - такая злюка! Конечно, это…

Щука – У щуки вытянутая тело и длинная голова с широким ртом. Во рту у щуки очень острые зубы. Ведь щука – хищник. Щука охотится в водорослях. По своему цвету, щука тёмно – зеленая, поэтому водоросли хорошо её прячут. Щука питается рыбками, но щука выбирает больных и раненых рыб. Поэтому её называют санитаром реки. Щуки не любят плавать, поэтому живут в спокойных водоёмах, где вода малоподвижна. Щуки долгожители иногда живут до 100 лет.

2. В омуте речном живет, У него огромный рот, Вы слыхали о таком? Ну конечно, это

Сом – это крупная пресноводная рыба. Взрослые рыбы весят до 100 кг. И достигают в длину до 3м. У сома вытянутое тело, большой рот с острыми зубами, два длинных усика на верхней челюсти и два на нижней. С помощью усов эти рыбы разыскивают себе пищу. Коснувшись чего - то усами рыба сразу определяет съедобное это или нет. Сом это та рыба, у которой нет чешуи, его тело покрыто слизью. Сом любит тёплую тихую воду. Днём они спят, а с наступлением сумерек оживляются. Едят сомы лягушек, икру, погибших рыб. Живёт сом до 40 лет. Зимой сом опускается на дно и ложится в спячку.

3 .Он весёлый, молодой

С чешуёю золотой.

Карась – эту рыбу рыбаки зовут «горбатой». Спина у неё с горбом, тело карася плотно сжато по бокам, спинка коричневая, а бока жёлтые. Караси любят жить в тихих, неглубоких заводях, там, где много травы и водорослей. Карась рыба неприхотливая, поэтому может жить и в мутной непроточной воде. Если лето засушливое, то караси зарываются в ил и ждут дождей. Чем же питаются эти рыбки? Они объедают листочки и стебли водорослей, могут и перекусить мелкой живностью (жуками и личинками). Зимой караси зарываются в тину и засыпают до весны.

Вот такие обитатели у нас живут в реках.

Теперь отправимся в солёный водоём.

Здесь куда не кинешь взор

Водный, голубой простор

В нем волна встает стеной,

Белый гребень над волной

А порою тишь да гладь,

Все смогли его узнать? (Море)

А кто же у нас живет в море?..

4. Вновь играя и шаля Перед носом корабля. Над водой мелькают спины, - Мчатся шустрые…

Дельфин - Стройные, с длинным клювом; окраска спины и всех плавников темная, почти черная, брюхо белое, принадлежат к семейству зубатых китов. Длина тела дельфинов зависит от рода (от 1 до 10 м), вес 200-300 кг. Это млекопитающие, которые дышат легкими, но могут долго находиться в воде. Через разные промежутки времени они всплывают на поверхность моря, чтобы набрать воздуха. Дельфины питаются рыбой и кальмарами, такую подвижную добычу дельфины удерживают крепкими челюстями с большим количеством острых зубов. Спят дельфины под водой, обычно ночью, а днем лишь после кормежки. Своих детёнышей вскармливают молоком.

5 .Над водой взметнулась глыба

Это очень злая рыба.

Показала свой плавник

И опять исчезла вмиг.

Акула –это крупный морской хищник. У акулы мощное длинное тело (от 5 до 12м). Спина тёмная, а брюхо белое. Огромная, страшная пасть, большие острые зубы. Зубы у акулы постоянно обновляются, если акула ломает зуб, на его месте вырастает новый. Плавают акулы, волнообразно изгибая тело. Эти рыбы не могут прожить, не двигаясь, без движения они задыхаются. Спят акулы урывками, плавая медленно шевеля хвостом. Акулы питаются рыбой, планктонами и другими обитателями морей. Большинство акул миролюбивы и не нападают на людей, но есть и людоеды это большая белая акула.

6 .Вроде рыба, вроде нет –
Шлет фонтаном всем привет.
На волнах весь день лежит
Чудо-юдо рыба-….
(кит).

Кит - Синий кит это самое большое существо, которое живёт на земле. Его вес, в редких случаях, достигает 200 тонн, а длина 33 метра. На сегодняшний день занесен в Международную Красную Книгу и Красную Книгу России. У голубого кита вытянутое, стройное синевато-серое, сбоку плоское, тело с серыми пятнами разного размера и формы. Плавают голубые киты по 2 или 3 особи, а иногда в одиночестве. К берегам старается не подплывать. За день голубой кит съедает около 1 тонны криля (это морской рачок) которым в основном и питается. Кит заглатывает криль, вместе с тысячами литров воды, а потом фильтрует его, выталкивая всю эту массу языком через китовый ус. Кстати язык голубого кита весит больше слона, а толщина больше 3 метров.

Вот какие разные обитатели живут у нас в морях, и они очень отличаются от обитателей рек. Теперь мы с вами немножко отдохнем.

Физкультминутка!

Мы сейчас встанем из за парт и будем повторять движение вместе со мной!

Утром стрекоза проснулась,

Улыбнулась, потянулась,

Раз водой она умылась

Два – изящно покружилась

Три- нагнулась и присела

На четыре – улетела

Практическая часть:

2.3 Конкурсно - игровая программа «Подводное царство»

А теперь мы с вами перейдем ко второй части нашего занятия- поиграем в игру, которая называется «Подводная одиссея».

А так как подводный мир- это подводное царство, то какое же царство без царя?....а сейчас встречаем повелителя морей – царя морского, со своею свитой. Звучит музыка, входит морской царь с русалками, которые несут сундук, перевязанный разноцветными лентами...

Морской царь . Я приветствую вас, земные жители, в своем подводном царстве. И оглашаю такой указ: «Та команда, которая лучше других покажет свои знания о жизни подводного мира, получит в награду мой дар, который находится в этом сундуке». А получить его не просто: сундук опоясан различными лентами, каждая из которых принадлежит определенной команде.

Объясняет соответствие лент.

А еще на ленте есть узелки, их ровно столько, сколько заданий. Та команда, которая первой развяжет все узелки на ленте, станет обладателем этого дара. А следить за этим действием буду я со своей русалкой. За каждую победу в конкурсе мы с русалкой будем развязывать узелок на ленте.

Игру начать повелеваю!

Царь и русалки занимают место на «троне».

Разминка

Русалка: Для того, чтобы отправится в путешествие нам нужно создать команду. Для этого я приготовила небольшой аквариум, в котором находятся рыбки: рыбки морские и речные. Вы сейчас по очереди будете выуживать рыбок, те ребята у кого будут речные рыбки, вставайте справа, а у кого морские слева (учащиеся разбирают карточки и делятся на команды)

Вот у нас с вами и получилось две команды,я предлагаю придумать им название и выбрать капитана.

1 Подготовка корабля к морскому путешествию

Ведущая: Ну, вот команды набраны, но у нас нет ещё корабля.

В конкурсе принимает участие вся команда.

Ваша задача: подготовить судно к отплытию, а судно это вы должны выложить из спичек. Кто быстрее и интереснее сделает это, тот и победитель. Не забудьте дать название своему кораблю.

2 Веселый художник

Морской царь: От команд выбирают по 1 человеку, выполняют задание с закрытыми глазами. Возьмите мел, нарисуйте глаз рыбки. Сделайте поворот кругом, нарисуйте плавник. Присядьте, нарисуйте чешуйки. 2 шага назад и 2 шага вперед, нарисуйте тело. Сделайте хлопок, нарисуйте хвост.

Откройте глаза и посмотрите, какие веселые рыбки получились.

3 Поломанные слова

Русалка: Быстро собрать слово из букв и сказать, в каком водоёме живут эти рыбки.

(раська,алаку, тик,кащу,мос,дефинль).

4 Вкусный обед

Морской царь: Чем питаются рыбки?

На доске написаны слова в два столбика, первый столбик,слова обозначающие то, что едят рыбы, второй столбик название рыб. Вам нужно соединить стрелками рыбу и её обед.

5 Конкурс поварята (для капитанов)

Ведущий: Ваша задачаперенести половником воду, не проливая из тарелки в банку. Нужно быстро заполнить банку.

6 Пазлы

Русалка : На столах перед вами лежат пазлы. Вам нужно из них собрать рыбку, чья команда быстрее соберёт та и победитель.

7 Старая добрая сказка

Морской царь :Командам нужно вспомнить все сказки, в которых встречаются рыбки.

8 Подводное царство

Ведущая: Перед вами стоит не лёгкая задача, вам нужно сделать аппликацию подводного царства, а какое оно будет,выберут ваши капитаны. Капитаны выходят к ведущему и жребием выбирают листок, на котором написано название подводного царства. (На столах участников лежат макеты рыб, цветная бумага, ножницы и клей)

9 Загадки

Русалка: За каждую правильно отгаданную загадку команде предоставляется право развязать узелок на ленточке.

- Назовите самое большое животное в мире. (Кит)

- Назовите самое умное морское животное. (Дельфин)

- Кого называют грозой морей? (Акулу)

- Что такое уха?

Какую рыбу называют речным волком? (Щуку)

- Послушайте загадку: «У родителей и деток вся одежда из монеток». О каких монетках идет речь в загадке? (О рыбьей чешуе.)

- Послушайте еще одну загадку: «На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно». О какой рыбе идет речь? (Сом)

Морской царь (подводя общие итоги игры). По развязанным узелкам на ленте обладателем моего дара становится команда (название). Второе место заняла команда (название).

Ведущий. Мы поздравляем команду-победительницу, а других благодарим за участие. Спасибо за внимание!

«Встрече нашей конец, кто участвовал - молодец!».

Выводы

Занятие познавательного характера, построено на принципах интеграции, игрового познания. На занятии было использовано чередование различных видов деятельности в сочетании с динамической паузой, рациональная двигательная деятельность, релаксация, технология видео воздействия. Дети с удовольствием принимают правила игры и активно принимают участие в ней, погружаясь в атмосферу сказки.

В начале занятия для эмоционального настроя детей вводим детей в воображаемую ситуацию. Нацеливаем на то, что узнаем много интересного, встретим разных обитателей подводного дна. Занятие строим в два этапа: объяснение темы и игра путешествие. Всё занятие построено по единому сюжету. На протяжении всего занятия прослеживается работа по развитию внимания, памяти, развитию речи. На протяжении занятия происходит смена деятельности.

На занятии была создана атмосфера доброжелательности и взаимопонимания.

Цель занятия была достигнута.

Перспективы

Данный сценарий занятия,возможно, усовершенствовать для дальнейшего изучения водных просторов, а так же для повторов изученных материалов. Либо использовать для разработки сценария праздника Нептуна.

Список литература

1.Девидсон С.Д. Моря и океаны: учебное пособие [текст] // Девидсон С.Д.- М.: РОСМЭН, 2013.-135с.

2. Кондратьева Н.Н., Шиленок Т.А., Маркова Т.А., Мы – программы экологического образования детей [текст] // Кондратьева Н.Н., Шиленок Т.А., Маркова Т.А. – СПб.: Детство-пресс, 2001 .- 189с.

3. Рыжова Н.А. Экологическое образование.[Текст]// Рыжова Н.А.– М.: Карапуз, 2001.- 113с.

4.Рысакова И.В. Моя первая энциклопедия «Живая природа» [текст]// Рысакова И.В.- М.: РОСМЭН, 2010.- 235с.

5. Сахарнов С.Ю, Морские сказки [текст]// Сахарнов С.Ю.– Л.: Художник РСФСР, 1999.-89с.

6. Чаромский И.Н., Киты и дельфины[текст]// Чаромский И.Н.- М.:РОСМЭН, 2013.- 159с.

Приложение 1

Сигнальные карточки

Карточки с изображением рыб

Пазлы

Приложение 2

Карта мира

Сундучок с лентами

Морской царь и русалка

Маленький морской окунь отправился на прогулку. Он поиграл немного с друзьями и решил уплыть подальше от дома, ведь здесь все было знакомым и успело наскучить.

Окунек плыл и изучал подводный мир, заодно здороваясь с морскими обитателями, проплывающими мимо него. Вот мимо плывут веселые морские черепашки и кивают окуньку. Окунь знал, что с черепахами он будет дружить очень долго, потому, что живут черепашки много лет, так же, как и морские окуни. Даже дольше, чем человек, могут прожить.

А вот его знакомая – тетя Скумбрия. Она опять отправилась в путешествие. Скумбрия живет только в теплой воде, поэтому зимовать всегда уплывает к другим берегам. Их море зимой слишком прохладное для нее. Тетя Скумбрия махнула окуньку плавником и пустила пару приветственных пузырьков в его сторону – Буль-буль!

Буль-буль! – ответил ей маленький окунь и поплыл дальше.

Окунек заметил на дне морского ерша. Верхний плавник его состоял из колючек. Ерш никуда не плыл, а притаился на дне и ждал свой завтрак. Маленький окунь знал, что яд, который был в колючках ерша, тот применял только когда защищался…да и у самого окунька плавники были покрыты иглами, в которых был яд, поэтому малыш его не боялся.

И тут окунек увидел своего лучшего друга! Правда, друг его не был рыбой… он был моллюском – осьминогом!

Привет! – пробулькал осьминог.

Привет, друг сердечный! – булькнул в ответ окунек.

Он всегда так называл своего приятеля. И это было неспроста! Ведь у осьминога было целых три сердца! А еще, его кровь была голубого цвета!

Неожиданно друзья заметили вокруг себя какое-то подозрительное оживление. Все морские обитатели бросились врассыпную.

Акула! – догадался умный друг окунька – осьминог. И тут они увидели громаду, с гигантскими челюстями, надвигающуюся на них.

Осьминог и окунь кинулись от акулы, но та была сильнее и быстрее их. Челюсти были совсем рядом с друзьями, еще секунда — и они окажутся в брюхе у чудовища!

И тут осьминожек выпустил чернильное пятно в воду – прямо акуле в глаз! Хищница подумала на пятно, что это и есть добыча, и сомкнула на нем челюсти! Этого времени друзьям хватило, чтобы спрятаться.

Акула несколько раз проплыла мимо камня, за которым притаились приятели, но не заметила их и уплыла ни с чем!

Урраа!! – забулькал радостно окунек, — Опасность – позади!!

Но тут он заметил, что у его друга не хватает одного щупальца! Когда он пускал чернильное пятно, чтобы отвлечь акулу, она все-таки успела схватить его!

Окунь подплыл к товарищу – Что же теперь делать? Как же ты без щупальца?

Это ерунда! – пробулькал осьминог. — Оно у меня снова отрастет!

Вот здорово! – обрадовался окунек. — А у нас, у окуней, так не бывает…если уж чего-то лишился, то – навсегда! Может быть, поплывем по домам? А то меня мама уже заждалась, наверное! Почти ночь,акула тоже уже спит, наверняка!

Акулы никогда не спят – ответил осьминожек. — Особенность у них такая. Но, похоже, уплыла она, вокруг тихо.

Друзья еще немного поболтали и поплыли каждый к себе домой.

Осьминожек спокойно лег спать.

А вот окунек еще долго не мог уснуть и все вспоминал грозную акулу и думал, что с ним было бы, если бы не помощь друга! — Все-таки, дружба — великое дело! –подумал он, и, наконец, заснул.

В масштабах истории люди открыли для себя подводный мир сравнительно недавно. Его краски, диковинные кораллы и водоросли, разнообразные обитатели, некоторые устрашающие и грозные… Ядовитые медузы, пещеры и гроты, а еще остатки затонувших людских кораблей… Кто в детстве не мечтал нырнуть поглубже, прокатиться на подводном батискафе или опуститься с подводным аппаратом? Чтобы нырнуть поглубже, исследовать этот загадочный мир самому.

Вот, например, рыба-еж. Мне всегда жалко, когда я вижу ее в сувенирных лавочках и магазинах – надутую в виде шарика. Сама по себе она чудо природы – покрыта колючей броней, может увеличить свои размеры в три раза при виде врага, и для этого закачать воды в свой складчатый желудок, увеличив его почти в сто раз. В обычном состоянии рыбка-еж очень незаметное, неброское существо.

А есть такой многощетинковый червь, как тихоокеанский палоло. Он размножаться умеет вопреки тому, что его съедают хищники. Если червяка в море съедят, то в воду попадут его половые клетки, они соединятся, и среди кораллов зародится новая жизнь.

А морские коньки, что смешно покачиваются в теплых прибрежных водах морей, такие забавные! Соединяясь узами брака, коньки танцуют свой грациозный танец. Раньше их считали детенышами огнедышащего дракона. Малыши-детеныши морского конька и правда напоминают микроскопических дракончиков-игрушек. Интересно, что икринки у этой рыбки вынашивает в своем брюшке самец, а не самка, как привычно.

Морские коньки охотятся на креветок, а сами маскируются, прячась от хищников. Они меняют окраску: желтую, красную, нежно-бирюзовую, светло-зеленую, болотную. В целом конек подстраивается под цвет окружающей среды. Даже пупырчатая кожа коньков и наросты на ней напоминают водоросли и кораллы.

Таков он, подводный мир – красочный, опасный, динамичный и полный тайн.

Начнем с лобстеров, они действительно чувствуют боль, когда их кидают в кипяток. Однако, погрузив их перед приготовлением в соленую воду, вы можете дать им анестезию.

2. Морская звезда – единственное животное, способное вывернуть свой желудок наизнанку. Когда она приближается к своей добыче (обычно это представители моллюсков), звезда высовывает желудок через рот и накрывает им ракушку жертвы. Затем медленно переваривает мясистые части моллюска вне своего тела.

3. Новорожденный усоногий рак балянус (barnacle) похож на дафнию (водяную блоху). Его еще называют морским желудем или морским тюльпаном. На следующем этапе развития он имеет три глаза и двенадцать ног. На третьей стадии развития он имеет двадцать четыре ноги и не имеет глаз. Балянусы прикрепляются к твердому объекту и остаются там на всю жизнь.

4. Когда моллюски морские ушки питаются красными водорослями, их раковина становится красной.
Морское ушко длиной 10 см может так крепко держаться за камень, что два сильных человека не смогут его оторвать.

5. Морские черви спариваются следующим образом: в брачный период самки и самцы собираются в рой. Внезапно самки набрасываются на самцов и откусывают им хвосты. В хвостах содержится сперма. При заглатывании она движется по пищеварительному тракту и оплодотворяет яйца самки.

6. Улитки спариваются только один раз в жизни. Спаривание может длиться до двенадцати часов.

7. При спаривании пиявка, выполняющая функцию самца (пиявки – гермафродиты, и могут выполнять роль любого пола), цепляется за тело самки и размещает мешочек со спермой у нее на коже. Этот мешочек выделяет сильный, разрушающий ткани фермент, который проедает дыру в ее теле и оплодотворяет яйца, находящиеся внутри нее.

8. Пиявки относят к классу животных. Они считаются долгожителями, т.к. могут прожить более 20 лет. Пиявки могут обходиться без пищи очень долгое время – до двух (!) лет. После каждого приема пищи они растут прямо на глазах.
Пиявки большие чистюли и обитают только в самых чистейших водоемах планеты, особенно их очень много в экологически чистых местах. К сожалению, в связи с загрязнением атмосферы пиявок с каждым кодом становится все меньше и меньше. В следствие этого, пиявку занесли в Красную книгу и теперь она охраняется законом.
Те пиявки, которые выращены в неволе, намного хуже лечат различные болезни в отличие от своих собратьев пиявок, обитающих на воле. Поэтому эффективнее использовать для лечения специальных диких пиявок.

9. Дыхание медузы сильно отличается от дыхания человека или даже рыбы. У медузы нет легких и жабр, как, впрочем и любого другого органа дыхания. Стенки ее студенистого тела и щупальцев настолько тонки, что молекулы кислорода свободно проникают через желеобразную "кожу" прямиком во внутренние органы. Таким образом, медуза дышит всей поверхностью своего тела.

10. Фермеры стран Карибского бассейна используют яд определенного вида медуз как отраву для крыс.

11. Красивая, но смертоносная австралийская морская оса (Chironex fleckeri) - самая ядовитая медуза в мире. С 1880 г. вблизи побережья Квинсленда от ее яда сердечно-паралитического действия погибло 66 человек, при отсутствии медицинской помощи жертвы погибали в течение 1-5 мин. Одним из эффективных средств защиты являются женские колготки. Теперь во время катания на серфингах спасатели в Квинсленде носят колготки огромных размеров

12. У берегов Японии обитают крабы хэйкэгани, узор на панцире которых напоминает лицо разгневанного самурая. Согласно утверждению популяризатора науки Карла Сагана, этот вид обязан своим появлением неумышленному искусственному отбору. Многие поколения японских рыбаков, ловя подобных крабов, отпускали их обратно в море, так как считали их перерождениями погибших в бою самураев. Этим рыбаки повышали шансы хэйкэгани на воспроизводство и увеличение своего числа среди других крабов.

13. У самцов манящих крабов одна клешня существенно больше другой. Своё название эти крабы получили за то, что как бы призывают самок к себе, двигая этой клешнёй. Самцы одного из видов манящего краба Uca mjobergi пошли дальше - если они теряют большую клешню в бою с другим самцом, то отращивают её ещё большего размера, хотя и существенно слабее. Тем не менее, для самок её вид становится значительнее, а другие самцы опасаются вступать в бой с обладателем такой клешни.

14. Новый вид больших кальмаров был открыт учеными в Индийском океане в 2009 году. Представители данного вида достигают в длину 70 см. Они принадлежат к семейству Chiroteuthid – глубоководным кальмарам с длинным узким телом.

15. Глубоководные оболочники - одни из самых странных доисторических животных. Их находят, когда разрушается лед в Антарктике. Эти метровые червяки считаются первыми формами жизни, заселившими дно антарктического океана.

16. Barreleye Fish - рыба может вращать глазами во всех направлениях, а так как голова рыбы прозрачна, то она может еще и попробовать разглядеть свой мозг, если таковой имеется. (чёрные точки над ртом- это не глаза. Глаза- это зелёные полусферы в голове.)

17. Рыба-игла охотится совершенно уникальным способом: она приближается к жертве, часто прячась за другими рыбами, и молниеносно засасывает ее в свой длинный "клюв". По своим характеристикам рыба-игла очень схожа с морским коньком.

18. Веками ученые, начиная с греческого философа Аристотеля, пытались понять, как размножается угорь. Сегодня известно, что самка откладывает икру в Саргассовом море, между Бермудскими и Карибскими островами. Маленькие личинки отправляются в путешествие за много тысяч километров, чтобы вернуться в реки, откуда родом их родители.

19. Электрические органы есть не только у скатов. Тело африканского речного сома малаптеруруса обернуто, как шубой, студенистым слоем, в котором образуется электрический ток. На долю электрических органов приходится около четверти веса всего сома. Напряжение разрядов его достигает 360 В, оно опасно даже для человека и, конечно, гибельно для рыб.

20. Разновидность морской звезды, называемая Lunckia columbiae может полностью воспроизвести свое тело из частицы длиной в 1 сантиметр.



Loading...Loading...