Противотанковые заграждения. Ежи, надолбы, эскарпы и т.д

В оборонительном бою одной из важнейших задач войск является уничтожение наступающего противника огнем. Понятно, что нанести потери противнику можно только хорошо организованным метким огнем, почему войска и строят себе окопы, дающие большие удобства для ведения огня.
Но этого еще недостаточно. Улучшая условия своей боевой работы, войска одновременно стремятся так приспособить (изменить) местность, чтобы затруднить действия противника, задержать его под своим огнем и заставить нести большие потери. Для этого войска пользуются различными заграждениями и разрушениями.
Заграждения и разрушения применяются не только при обороне, но и при отступлении, чтобы задержать наступающего противника и нанести ему потери, а иногда и при наступлении, чтобы оградить свои фланги от обхода.
В современном бою необходимо задерживать продвижение не только пехоты, но и автобронетанковых войск, т. е. прежде всего танков. Поэтому современные заграждения делятся на противопехотные и противотанковые.
Заграждения всегда нужно строить так, чтобы они задерживали танки и пехоту противника, под действительным огнем противотанковых орудий и пулеметов.
При устройстве различных заграждений и разрушений войскам очень часто приходится пользоваться взрывчатыми веществами, чтобы усилить действие заграждений или произвести необходимые разрушения; поэтому прежде всего необходимо познакомиться с этими веществами.

Противотанковые заграждения (препятствия)

Современные танки обладают очень большой проходимостью, и нападения их можно ожидать почти на всякой местности. Естественными препятствиями для танков являются лишь густые старые бездорожные леса, глубокие (более 1 метра) топкие болота, глубокие овраги и обрывы со склонами круче 45°, рубленый лес, если между пнями танк не пройдет, а высота пней более 0,5 метра. Глубокие (более 1,5 метров) и широкие (более 3 метров) реки и озера также являются естественным препятствием для всех танков, кроме плавающих (амфибий).
Понятно, что войска, располагаясь на местности, прежде всего стараются использовать все имеющиеся естественные препятствия, чтобы защитить свою позицию (или место отдыха) от внезапного нападения танков. Очевидно, что этих препятствий всегда будет мало: они если и прикроют войска, то лишь в некоторых отдельных направлениях. Большая же часть участков местности всегда будет доступна для танков. На таких участках и организуют огневую (артиллерийские орудия) и инженерную противотанковую оборону, основным правилом устройства которой является умелое сочетание огня с заграждениями.
Искусственные противотанковые заграждения могут быть очень многих видов. Из них выбирают те, которые можно легче и быстрее сделать на данной местности, лучше замаскировать и надежнее прикрыть огнем своей артиллерии.

Устраивая заграждения, часто можно использовать местные препятствия. При соответствующем усилении эти препятствия становятся не проходимыми для танков или замедляют их движение, что облегчает нашей артиллерии борьбу с танками. Например, если а редком лесу срубить часть деревьев, оставив высокие пни и повалив деревья так, чтобы между ними не было проходов, то получится завал, преодолеть который танкам будет очень трудно. Можно также натянуть на опушке рощи на высоте около 1 метра прочный стальной канат.
Неглубокую речку и даже ручей можно превратить в заграждение, устроив плотину, благодаря которой вода поднимется и затопит берега. На глубоких реках, чтобы сделать их не проходимыми также и для плавающих танков, устраивают завалы, подводные надолбы (сваи), эскарпирование берегов и т. д.
Недостаточно крутой склон оврага или горки можно сделать более крутым, срезав землю лопатами или специальными инженерными машинами, - получится так называемый эскарп, или контрэскарп.
Зимой противотанковое препятствие можно сделать из снежных валов высотой 1,5-2 метра и толщиной 3,5-5 метров.
Наконец, одним из лучших препятствий против танков служат специальные противотанковые мины, запас которых войска всегда возят с собой. Противотанковые мины представляют собой заряд сильного взрывчатого вещества, заключенный в металлическую оболочку. Взрыв мины происходит только под тяжестью танка. Некоторые виды заграждений танки могут преодолевать благодаря большой скорости движения, как бы перелетая через них с разбегу. Чтобы быстроходные танки не могли преодолевать заграждений, нужно перед заграждениями устраивать дополнительные земляные валы, глубоко вспаханные полосы и т. п. Тогда танк пойдет на основное препятствие с меньшей скоростью и ему труднее будет его преодолеть.
Противотанковые мины расставляются на дорогах и наиболее открытых участках так, чтобы между ними не мог пройти танк. Взрыв мины перебивает у танка гусеницу и останавливает его.
На дорогах, особенно на трудно обходимых участках их (мост через глубокий овраг или реку, горное ущелье, гать на болоте, глубокая выемка колеи, высокая насыпь, узкая просека в густом лесу), широко применяют также различные виды разрушений и специальные заграждения. Прежде всего обычно разрушают мосты, так как обход их или восстановление - дело нелегкое и может значительно задержать войска вообще, а танки и прочие тяжелые войсковые грузы в особенности. Чаще всего мосты взрывают. Деревянные мосты можно иногда сжечь или подрубить (подпилить) их устои. Мосты на плавучих опорах (на плотах или на лодках) можно разобрать или затопить. На дорогах устраивают воронки, растаскивают гати, делают завалы (в лесу) или перекапывают дорогу глубоким и широким рвом.
Одним из главных условий устроения противотанкового заграждения является его трудное обнаружение. Так например снежный вал направлен своей пологой стороной к противнику с расчётом на то, что водитель танка не увидит препятствие и заедет на него спутав вал с естественной возвышенностью. В результате в конце снежного вала танк просто «клюнет» носом в землю, превратившись тем самым в лёгкую цель для противотанковой артиллерии и даже для пехотинцев с ручными противотанковыми гранатами. Туже цель преследует и контрэскарп.

Преодоление заграждений

Войскам приходится не только строить заграждения, но и преодолевать их. Чтобы успешно преодолевать заграждения я не нести излишних потерь, прежде всего необходима тщательная разведка их. Разведка эта должна определять точные границы заграждения, характер его устройства, как оно обороняется, какие материалы необходимы для восстановительных работ и, что особенно важно, какие участки заграждения легче преодолевать, есть ли удобные подступы к ним и нельзя ли обойти заграждение. Разведка заграждений производится фотографированием их с самолетов и непосредственным осмотром и изучением их на месте.
Для непосредственной разведки заграждений посылаются специальные партии разведчиков, в число которых включаются саперы и химики. Все обнаруженные заграждения и проходы в них разведчики обозначают условными знаками, немедленно донося о результатах разведки выславшему их командиру. Если. есть возможность, то разведчики сразу же устраняют некоторые из заграждений или делают в них проходы (убирают или подрывают обнаруженные мины и фугасы, устраивают проходы в завалах).
При преодолении заграждений с боем танки, мото-мехчасти и пехота небольшими группами стараются проникнуть через обнаруженные разведчиками проходы или обходят заграждения и атакуют противника, чтобы облегчить дальнейшую работу по расширению проходов и преодолению заграждений.
Устройство проходов или устранение заграждений производятся войсками различными способами в зависимости от вида заграждения я обстановки.
Проволочные сети разрушаются и растаскиваются танками или разрушаются артиллерией, а иногда, при благоприятных условиях, подрываются саперами с помощью удлиненных зарядов. Когда противник слабо охраняет свои заграждения, ночью, в дождь или снег разрушать проволочные сети может и пехота с помощью ножниц для резки проволоки.
Для устройства прохода в наэлектризованном препятствии надо либо полностью разрушить отдельный участок его так, чтобы оставшиеся проволоки нигде не были соединены друг с другом, либо отвести ток в землю. Разрушить проволочные заграждения могут танки, двигаясь не только поперек, но и вдоль препятствий. Окончательную расчистку прохода выполняют саперы в специальных костюмах из медной сетки. Боец в таком костюме может свободно касаться наэлектризованной проволоки, так как ток по сетке уйдет в землю, а не пойдет по телу. Для того чтобы отвести ток в землю, те же бойцы в костюмах набрасывают или присоединяют к заграждению толстую проволоку, другой конец которой надежно заземляют (закапывают поглубже оставшийся моток проволоки). Когда ток отведен в землю, препятствие устраняют обычным порядком, т. е. его растаскивают танками, разрушают артиллерией или подрывают.
Противотанковые мины и фугасы выкапывают или подрывают. Самовзрывные фугасы и ловушки обезвреживаются саперами после тщательного ознакомления с техникой их устройства.
Завалы растаскивают с помощью танков или деревья распиливают и по частям откатывают в стороны. Если есть возможность безопасно подвезти тракторы, то завалы растаскивают с их помощью. Небольшие завалы с успехом можно взрывать сильными удлиненными зарядами.
Участки, зараженные ОВ (УЗ), преодолеваются с помощью войсковых средств ПХО или силами химиков.
Преодоление заграждений при атаке оборонительной полосы противника, и особенно внутри ее, требует дружной работы всех родов войск.

Виды противотанковых заграждений

1. ПРОТИВОТАНКОВЫЙ ЁЖ

Противотанковый ёж - простейшее противотанковое заграждение, представляющее собой объёмные шестиконечные звёзды. Ежи менее эффективны, чем минные и прочие заграждения, зато их можно в больших количествах изготавливать из подручных материалов без применения высоких технологий.
Ёж делают из трёх кусков стального проката (обычно двутавра - рельс, уголок и т. д. менее прочны) таким образом, чтобы концы балок образовывали октаэдр. Соединяют балки заклёпками на косынках (конструкция должна выдерживать вес танка - до 60 тонн). На ежах промышленного производства оставляют отверстия для колючей проволоки, одну из балок делают съёмной. Чтобы осложнить работу вражеским сапёрам, ежи можно соединять цепями или тросами, минировать территорию вокруг и т. д.
Ежи устанавливаются на твёрдом грунте (лучше всего подходит асфальтовое покрытие улиц). Бетон не годится - по бетону ёж будет скользить. На слабых грунтах ежи мало действительны, так как танк вдавливает их в землю и легко проходит по ним. Если танкист попытается оттолкнуть ёж, тот перекатывается под днище, и танк оказывается поднятым. Гусеницы теряют сцепление с землёй, танк начинает буксовать и зачастую оказывается неспособен съехать с ежа. Обороняющимся силам остаётся только уничтожать остановившиеся танки и не давать танкистам растащить ежи буксирными тросами. А если противник повёл танки другим путём - противотанковая оборона тем более выполнила свою задачу.
Ежи имеют размер около 1 м в высоту - больше дорожного просвета танка, но ниже его лобового листа. Нецелесообразно делать ежи бо́льших размеров - ёж, который окажется выше лобового листа, танк легко сдвинет. Ежи превышающие эти размеры должны быть укреплены в грунте (вбитые в грунт сваи) или связаны между собой 6мм проволокой по крайней мере в три нитки.

2. ПРОТИВОТАНКОВЫЙ РОВ

Рвы могут быть различных профилей - в виде правильной и неправильной трапеции или равностороннего и не равностороннего треугольника.
Недостатком рвов в виде неравностороннего треугольника и неправильной трапеции является то, что пехота противника может, накапливаясь в них, использовать их как прикрытие и танки могут войти в него. Но объем работ значительно меньше, чем при постройке рвов равносторонних и трапецеидальных.
Рвы в виде равностороннего треугольника можно устраивать в сухих песках.
Все эти препятствия требуют хорошего фланкирования, так как ни фронтальным, ни косоприцельным огнем они не простреливаются.
Рвы применяются в равнинной местности, с низким уровнем грунтовых вод, где невозможно построить другие, менее трудоемкие препятствия.

3. ПРОТИВОТАНКОВЫЙ ЭСКАРП И КОНТРЭСКАРП

Эскарпы и контрэскарпы строят на местности холмистой, с крутыми скатами или по берегам рек. Контрэскарпы в виде рва можно возводить и на слабо пересеченной местности, если она постепенно повышается в нашу сторону. Эскарпы и контрэскарпы менее трудоемки, чем рвы, и поэтому при рекогносцировке необходимо всемерно использовать все естественные скаты местности.
Эскарпы имеют тот недостаток, что противник при известных условиях может использовать их как защиту от нашего огня при накоплении. Контрэскарпы этого недостатка не имеют, так как подходы к ним открыты и простреливаются всеми видами огня. Кроме того, контрэскарп не виден противнику, что является немаловажным преимуществом, хотя с помощью различных приспособлений его легче преодолеть. Практика показала, что при большой скорости танк, преодолевая контрэскарп, настолько зарывается при падении в землю, что становится совершенно беспомощным и требует нескольких часов отрывки специальной командой. Контрэскарп ввиду возможности наблюдения и обстрела всех подходов к нему является лучшим препятствием, чем эскарп.

4. «ТРАНШЕИ» и «МОГИЛКИ»

На местности с высоким уровнем грунтовых вод можно возводить систему «траншей» или «могилок». Вследствие различного направления «могилок» танк, если он пойдет через них, сядет брюхом на «целики» между «могилками». Объем отрывки «могилок» хотя и большой, но работа легче, поскольку глубина небольшая. Недостаток этой системы тот, что пехота противника может использовать «могилки» в качестве укрытия, поэтому нужно отрывать их так, чтобы на дне на 25-50 см стояла вода, переплетать проволокой и усиливать противотанковыми и противопехотными минами. Система «могилок» может обстреливаться как фланговым, так и фронтальным огнем.

5. ПРОТИВОТАНКОВЫЕ НАДОЛБЫ

Препятствия из дерева или железа - надолбы. Деревянные надолбы имеют тот недостаток, что, будучи пробитые пулями или снарядами, они легко ломаются под тяжестью движущегося танка; поэтому их следует применять в комбинации со рвами, хотя бы уменьшенных профилей.
Металлические ежи и надолбы в полевых рубежах могут применяться для закрытия отдельных, небольших по фронту направлений, в основном на дорогах и предмостных укреплениях.


6. ПРОТИВОТАНКОВЫЙ ЗЕМЛЯНОЙ И СНЕЖНЫЙ ВАЛЫ

В некоторых случаях на местности с высоким уровнем грунтовых вод можно применять рвы с высокими насыпями и земляные валы.
Рвы с высокими насыпями можно применять при условии что засыпка не будет закрывать фронтального обстрела, т. е. если местность в нашу сторону несколько повышается и дает возможность вести фронтальный огонь.
Валы применяются для перекрытия узких долин, хорошо простреливаемых фланговым и косоприцельным огнем с окружающих высот. Земля для вала берется из широкого рва, отрываемого сантиметров на 25 ниже уровня грунтовых вод, рядом с валом.
Снежные валы применяются зимой при невозможности быстро соорудить земляной вал либо другие противотанковые препятствия сопряжённые с земляными работами.

7. ПОЛЕ ВОРОНОК КАК ПРОТИВОТАНКОВОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ

При недостатке рабочей силы, коротких сроках строительства и при наличии достаточного количества ВВ можно создавать поле воронок. При величине заряда аммонала в 20-30 кг. и глубине заложения в 2, 5 м. воронка получится диаметром 6-7 м. и достаточно глубокой (в зависимости от грунта). Такое поле воронок хотя и не является непреодолимым препятствием, но задерживает продвижение танков настолько, что их легко расстрелять артиллерией и из противотанковых ружей.

Литература / полезные материалы:

  • Брошюра - Бригинженера ШПЕРК В. Ф. «ФЛАНКИРОВАНИЕ ПРОТИВОТАНКОВЫХ ПРЕПЯТСТВИЙ» (ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР. МОСКВА -1942 г.)
  • Военно-инженерное дело ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО НАРКОМАТА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР Москва - 1931 г.

Приведу несколько фотографий, можно сказать эксклюзивных, на тему противотанковых рвов и обороны Ростова-на-Дону в июле 1942 года, а к фотографиям добавлю выдержку из книги Вилли Кубека "Передовой отряд смерти. Фронтовой дневник разведчика Вермахта 1942–1945"

"22 июля 1942 г.
Постовой будит моего водителя и водителя заднего хода еще в 3 часа утра. Оба готовят бронемашину к поездке.
Я поднимаюсь в 5 утра, приношу кофе, наскоро вытираю пыль с вооружения, потом мы завтракаем.
Ждем приказа следовать дальше. Тем временем раздают почту, и я сажусь черкнуть несколько строчек домой. В конце концов, уже в 9.45 снимаемся с места. Сегодня тоже пыльно, но не так, как вчера.
Сотни единиц техники нашей 13-й дивизии следуют вплотную друг к другу, временами по дороге в одном и том же направлении следует до 3 колонн техники. Несколько сотен метров тащимся, потом стоим, потом снова трогаемся и, чуть проехав, опять стоим. Над нами гудят наши бомбардировщики.
Вокруг ни единого села, только поросшие высокой травой поля, усеянные невысокими холмиками.
Проехав всего ничего, останавливаемся. Причем надолго. Неописуемое зрелище: впереди видим длинный противотанковый ров, где сосредоточился противник. Перед ним в балке затаились несколько наших бронемашин в полной боевой готовности.
Наши машины трогаются с места и направляются к позициям врага. Часть техники следует прямо через противотанковый ров, остальные - вдоль позиций противника. Наша артиллерия и танки ведут по неприятелю ураганный огонь, русские не отвечают.

Немецкий танк преодолевает противотанковый ров под Ростовом, июль 1942 года. Кадр из газеты "Munchner Illustrierte"

На стрелках часов 12.00. Следующие впереди нас колонны переваливают через противотанковый ров. Внезапно единственное орудие русских выпускает по нам с десяток снарядов. Останавливаемся и выжидаем.
Все колонны впереди нас, в том числе и дивизия СС «Викинг», трогаются с места и следуют дальше. Наконец, доходит очередь и до нас. Но едва мы одолели 5 километров, как двигатель нашей бронемашины снова перегрелся - не хочет тянуть, и точка! Сворачиваем налево и останавливаемся. Хайн снимает топливный насос. Мимо нас движутся 3 колонны и еще войска на гужевом транспорте.


С понурым видом навстречу тянутся колонны русских пленных, как правило, группами в два десятка человек, на них никто не обращает внимания.


Советские солдаты сдаются в плен солдатам дивизии СС "Викинг", июль 1942 года, окрестности Ростова-на-Дону. Альтштадт, фотограф 5-ого взвода военных корреспондентов СС

К 18 часам мы снова трогаемся с места, теперь приходится все время обгонять другие колонны.
Проехав 1 километр, добираемся до противотанкового рва и переезжаем его.
Вся дорога на этом участке в воронках от авиабомб и снарядов. К 20 часам нагоняем наше противотанковое подразделение, а потом и обгоняем его.


Солдаты штурмового отряда отдыхают после боя на дне противотанкового рва, июль 1942 года, окрестности Ростова-на-Дону. Гримм, фотограф роты пропаганды (Propagandakompanie)

В конце концов мы оказываемся со своей ротой, расположившейся на окраине села прямо в поле. Тут же ужинаем, кормят рыбой, выдают и сливочное масло. Спим на земле прямо у нашей бронемашины."

Противотанковый ров

Противотанковый ров с заросшими берегами и заполненный водой, как природный памятник прошлой войны тянулся с юго-западной части местности и обходя наш военный городок продолжался дальше на северо-восток, огибая подковой районный провинциальный городок. Рядом с ним и на прилегающих опушках леса остались тоже со времен войны заросшие травой и кустарниками капониры артиллерийских позиций и полуразрушенные ДОТы.
Когда-то здесь шли ожесточённейшие бои. Данный район входил в систему оборонительных сооружений Ржевского фронта. При производстве земляных работ по отрывке траншей под фундаменты зданий и наружные коммуникации строители постоянно натыкались на брошенные боеприпасы, гильзы и осколки снарядов и бомб. Следы былых сражений.
После того как пробуренная до глубины 95 метров скважина под основным зданием комплекса вместо нужного дебита 30 м3 пресной воды показала всего 5м3 соленой воды, гидрогеологи не на шутку встревожились, так как из – за них срывались работы по запуску системы кондиционирования технологической вентиляции и пусконаладочные работы инженерно-технического оборудования этого военного комплекса.
Рисковать соответственно больше они не захотели и определили с гарантией на основе гидрогеологических карт места будущих новых скважин в трех километрах от объекта. При этом совершенно не затруднили себя заботой, что водовод от скважины должен пересекать оставшийся после войны противотанковый ров, заполненный водой и труднопроходимое болото, заросшее кустарником шириной около километра. Это все стало нашей военных строителей заботой и проблемой.
Пробурив скважины, мы действительно убедились, что воды здесь тройной запас нужного качества.
Заложив подземные насосные станции, мы приступили к монтажу электролиний и прокладке подземного водопровода от объекта до насосных станций. Для прокладки водопровода через болото пригласили наиболее опытных экскаваторщиков. Но имеющиеся колесные и гусеничные экскаваторы по этому болоту пройти не могли. Болотных экскаваторов в нашем управлении не было.
Решили на открытых водных пространствах делать бревенчатые гати – настилы, а местные «Кулибины» установили на болты на траки гусениц экскаватора куски металлического швеллера длиной до одного метра., тем самым, расширив гусеницы, чтобы увеличить площадь опоры. Неудобство заключалось в том, что эти швеллеры наматывали на себя растительность и хворост, а иногда попадая на твердые пни или камни загибались. Но это были наши издержки, с которыми, как могли боролись
Однажды утром подходит подполковник Кустов С.М. начальник ПТО УНР механизации и пригласил меня на трассу водопровода.
- Болото, Петрович, с горем пополам прошли, теперь надо пересечь противотанковый ров.
- Отлично Сергей Михайлович, глядишь, и вправду уложимся в установленный срок. А какие у тебя проблемы по пересечению противотанкового рва. В войну его рыли руками полуголодные тысячи женщин, стариков и даже детей, а у нас мощная техника.
- Петрович, поехали и все посмотрим на месте. Ров же шириной около пяти метров и глубиной тоже наверное метра четыре будет. Нужно принять решение. Он же до краев наполнен водой. Это теперь, как искусственная река.
В назначенное время, рано утром мы выехали на место пересечения водопровода с противотанковым рвом. Погода была прекрасная. Экскаватор Э-652 -«Драгляйн» уже вплотную подошел ко рву. По берегам рва, как воробьи на проводах, сидели местные жители и дети с удочками и ловили белых и золотистых карасиков величиной с ладонь. Ров, недалеко от места пересечения с водопроводом был перекрыт искусственной земляной плотиной, которая одновременно являлась и переездом для конного и колесного транспорта с одного берега на другой с небольшой трубой для водосброса паводковых и дождевых вод.
- Ну теперь видишь на месте всю картину. Сказал Сергей Михайлович.
- Да. И что ты, Сергей Михайлович, предлагаешь? – спросил я.
- А, что Петрович тут предлагать. Подгоним экскаватор разберем эту колхозную плотину, спустим воду из рва и бульдозером сделаем спуски, как для прохода танков. Экскаватор пророет траншею, уложим с опрессовкой трубы и зароем траншею.
- Сергей Михайлович! Ты варвар! Мы должны вести работы с учетом экологических особенностей местности.
- Не понимаю тебя. Мне что, сюда вызывать отряд для подводных работ? Где ты найдешь денежки для их оплаты?. У них расценки не соскучишься.
- Сергей! Но мы же не можем себе позволить спустить этот искусственный водоем длиной около двух километров, которым теперь пользуются жители близлежащих деревень. Да, когда-то это был военный противотанковый ров, а теперь он превратился в искусственный водоем на радость окружающим людям и кроме того, если хочешь, стал священным памятником войны. О войне люди уже забывают. Ну и пусть этот ров им служит во все века для жизни и памяти.
- Петрович! Мы с тобой инженеры. Водопровод проложить надо. Воду из рва спускать нельзя. Подводников у нас нет. Ты, кроме философии скажи: «Как будем переходить водопроводом этот заполненный водой ров»!
- Сергей Михайлович! Я из чисто человеческих гуманных побуждений предлагаю воду из всего рва не спускать. Подгоняй свой Драгляйн с навесным ковшом и пересыпай ров новой плотиной недалеко от места перехода. И насыпай, накую же плотину, как старая колхозная, чтобы по ней могли проезжать повозки и колесная техника. А затем перегони экскаватор ниже к старой плотине и разбери ее. Спустим этот тридцатиметровый участок рва между плотинами. Ущерб, нанесенный нами экологии будет нулевой. Весной и дождями ров снова пополниться на радость местной детворе.
- Жалостливый, ты Петрович мужик. Но, пожалуй здесь ты прав. Так и сделаем.
- Когда будешь переходить противотанковый ров?
- Сейчас сделаем разбивку, подвезем материалы и сбросную трубу на новую плотину и приступим. Сегодня вечером думаю ров перейдем.
- Ты держи меня в курсе дела.
После обеда Сергей Михайлович прислал мне с попутной машиной записку, сотовых телефонов тогда не было, в которой проинформировал меня, что переходить ров будут во вторую смену, и чтобы и подослал щебня и рабочих для укладки сбросной трубы, и если можно, что-нибудь ребятам перекусить вечером из столовой отряда
В конце рабочего дня, я не выдержал и на машине с материалами и рабочими выехал сам на место работы. То, что я застал, походило на перекрытие реки, солдатский бивуак и ловлю рыбы невиданным раньше способом при помощи экскаватора. Бульдозер и экскаватор с рычанием заканчивали новую плотину. Старая плотина уже была наполовину разрушена и вода с шумом вытекала в этот проем.
Но перед провалом заблаговременно бала установлена преграда из панцирных солдатских кроватей и плетеная сетка, в которую набивались блестящие караси и два военных строителя их собирали в ведра. В стороне на лугу под кустом рябины горел костер и по запаху я понял, что варилась первая уха. Рядом с костром находился повар сержант и довольный до ушей Сергей Михайлович.
Он очень обрадовался моему приезду: -Я знал, что ты не выдержишь и приедешь.
- Точно не выдержал.
- А ужин ребятам привез?
- Конечно, Сергей Михайлович.
- Ну, мы кое-чего сами припасли для такого торжественного момента, как преодоление противотанкового рва.

Первым тостом здесь же возле костра при свете вечернего заката мы вспомнили тех, кто воздвигал этот ров и защищал здесь до последнего дыхания нашу свободу и страну в суровые годы войны.
Второй тост мы подняли, глядя на уже, появившиеся на небе звезды за наших людей и сегодняшние дела по укреплению и защите Отечества.

Много в последнее время говорят о ВОВ, пышно празднуют День Победы, но многие героические деяния советских людей остаются позабытыми.

Одним из вычеркнутых подвигов ростовчан является противотанковый ров. Вокруг Ростова во время ВОВ была обустроена целая система земляных укреплений для отражения в первую очередь танковых атак немецких войск. Масштабы проделанной работы огромны. Уже к осени 1941 года оборонительная полоса вокруг Ростова достигла почти 100 км в длину. Особенно наглядно это заметно, если посмотреть на схему противотанковых рвов, которые опоясывали город в несколько линий. Основная начиналась на берегу Мертвого Донца, в районе поселка Каратаево. Далее ров шел на север вдоль левого берега Сухочалтырьской балки до армянского хутора Красный Крым, где поворачивал на восток к поселку Темерницкому. От него он продолжался к балке Щепкина по территории современного лесхоза, вдоль правого берега которой выходил к месту слиянии ее с балкой Большой Камышевахой. По левому берегу этой балки ров доходил до поселка Рассвет и шел еще дальше через населенный пункт Мускатный к поселку Александровка на реке Аксайке. По стандартам Красной Армии противотанковый ров мог быть в профиле треугольным или трапециевидным. Ростовский был сделан в виде правильной трапеции, метров 5-7 в ширину и метра 2 в глубину. Сейчас он, конечно, выглядит по-другому, чем в годы войны. Борта рва заплыли, дно в некоторых местах заросло кустарником, но все равно пространственно-планировочная система, да и сам профиль и сейчас представлены в достаточно фотогеничном состоянии.

Другая оборонительная линия была выполнена ближе к тогдашним границам города. Если посмотреть на спутниковый снимок северо-восточной части современного Ростова, несколько южнее Ростовского моря, в районе здешних садовых товариществ, можно увидеть некоторую зигзагообразность селитебной планировки. На самом деле это не изыски архитекторов, а сохранившиеся на местности очертания еще одного участка противотанкового рва, вырытого горожанами для защиты Ростова от фашистских войск. От самого рва здесь мало что осталось. Он почти полностью нивелирован. И только ориентация дач и лесополос выдает, что ров когда-то существовал. После войны по его дну провели водопровод, который ныне тоже разрушен или реконструирован. Бетонные глыбы и осколки труб часто попадаются на обочине построенной недавно асфальтированной дороги. Эта дорога или улица Золотистая повторяет зигзаги рва, что так хорошо видно из космоса.

Есть небольшой фрагмент противотанкового рва в районе Лесхоза севернее 2 поселка Орджоникидзе и на территории садовых товариществ восточнее комплекса зданий ЮФУ (РГПУ) на переулке Днепровском (поселок им. Чкалова). В этих местах ров почти везде снивелирован, и только в Лесхозе, в районе недавно запроектированных улиц Панорамной и Усадебной, где идет активная постройка недешевых коттеджей, остались еще на «целине» кое-какие очертания этого оборонительного укрепления.

Выше перечисленные укрепления существовали на ближних подступах к Ростову. Еще один противотанковый ров был обустроен вдоль правого берега реки Тузлов от станицы Грушевской почти до Петровки. Его остатки хорошо просматриваются везде. Примерное современное состояние его можно увидеть, например, в районе хутора Каменный Брод.

Ближе к Ростову хорошо сохранившиеся участки рва тоже есть. Не весь он нивелирован в ходе послевоенной хозяйственной деятельности, в основном, методом запахивания. Наиболее плохо сохранилась западная часть рва , лишь возле элеватора, около ост. пл. 1330, есть небольшой отрезок с узнаваемым профилем противотанкового укрепления.

Еще более удачно ров смотрится в его восточной части, северо-западнее поселка Опытный. Здесь на южном берегу небольшой балки, принадлежащей к водотоку Большого Лога, есть короткий отрезок рва в прекрасной сохранности. Его и сейчас можно использовать как наглядный пример для обучения военных инженеров строительству подобных противотанковых преград. Особенно впечатляет он, когда на бортах рва цветет соломоцветный ковыль-тырса. Другая часть рва уходит в лесополосу и почти незаметна среди древесной растительности.

Но самым впечатляющим отрезком рва является, конечно, его северный участок, примерно от хутора Красный Крым и до поселка Рассвет. Здесь есть места, где можно даже без дофантазирования представить, как выглядело это укрепление в деталях и в целом представить общую картину системы противотанковой обороны Ростова во время войны.

Немного западнее садового товарищества «Урожай» есть два кургана , которые могли бы служить дополнительными пунктами обороны в комплексе с противотанковым рвом. Сейчас рядом с курганами ров запахан, но на северной окраине с\т «Урожай» он уже очень хорошо просматривается на местности. С небольшими разрывами отсюда его можно проследить в восточном направлении почти до поселка Рассвет.

Отмечая огромные масштабы проделанной работы, для властей было бы умным делом установить в каком-нибудь месте сохранившегося участка рва памятный знак, посвященный героическому вкладу мирного населения Ростова в оборону своего города от фашистов.

Невзрывные заграждения

Противотанковый ров

Противотанковые рвы, пожалуй, самое известное среди москвичей и ленинградцев уходящего сейчас из жизни поколения, противотанковое заграждение начального периода Великой Отечественной войны (1941-45гг.). В конце лета - начале осени 41-го года десятки тысяч горожан копали эти рвы. Миллионы кубометров грунта было вынуто, миллионы человеко-часов было затрачено на эти в общем-то бесполезные сооружения.

Дело в том, что трудоемкость отрывки 100 метров противотанкового рва составляет около 20-25 машино-часов экскаватора. Если перевести на ручной труд, то на 100 метров рва требуется 125 человеко-дней квалифицированных землекопов. Если устраивать ров взрывным способом, то на 100 метров рва требуется 40-50 человеко-часов и 2-3 машино-часа экскаватора плюс 1200-1600 кг. тротила.

И в то же время на устройство перехода через ров требуется от 3 минут (танковый мостоукладчик), до 5 человеко-часов труда землекопов. Взрывным способом переход устраивается за 30-40 минут.

История войны достаточно убедительно показала, что устройство многокилометровых ПТ рвов при огромных трудозатратах не обеспечивает сколько-нибудь серьезную задержку танков противника. Сам ПТ ров и его отрывку невозможно скрыть от противника, а следовательно, в своих боевых планах он будет учитывать наличие рва и предпримет соответствующие меры.

И все же совсем скидывать со счетов этот вид противотанкового препятствия не стоит. Он может сыграть некоторую роль в благоприятных условиях. Например, с помощью рва длиной 100-200 метров можно закрыть промежуток между болотом и рекой. Под противотанковый ров можно дооборудовать овраг, ручей или речку с крутыми берегами, канал.

Однако, чтобы ров выполнил свою роль, требуется выполнение определенных условий.

Глубина рва должна составлять не менее 2 метров, ширина не менее 5 метров. Стенка, обращенная в сторону противника должна иметь уклон 45-60 градусов, а противоположная 60-65 радусов. Более крутые стенки делать нецелесообразно, т.к. земля с крутых откосов будет осыпаться, облегчая противнику работы по преодолению рва. Высота брустверов должна быть не выше 0.5 метра и края брустверов обращеные в поле должны быть пологими шириной около 7 метров. Такие брстверы в некоторой степени маскируют ров при наблюдении местности с уровня приборов наблюдения механика-водителя. Края брустверов, обращенные ко рву должны быть крутыми, причем напольный бруствер должено отстоять от края рва не менее чем, на 1.5 метра, но не более 2 метров. Эти полтора-два метра как бы уширяют ров. Дело в том, что при попытке перепрыгнуть ров, отрыв гусениц танка от земли будет происходить не от края рва, а с расстояния 1.5-2 метра до края рва. Берма противополжного брствера делается шириной около 40-50 см. Это диктуется тем, чтобы грунт с бруствера не осыпался бы в ров.

Ширина рва по низу выбрана, исходя из того, что танк, попавший в такой ров, не может развернуться вдоль рва, подняться по откосу назад. Глубина в 2 метра в сочетании с шириной 2 метра исключает танку возможность пользоваться своим оружием.

Естественно, что ПТ ров должен быть прикрыт огнем противотанковых средств и огнем пулеметов или снайперов. Минирование ПТ минами допустимо только в противоположном бруствере, причем мины должны быть неизвлекаемые, иначе противник может использовать их для взрывных работ при устройстве перехода через ров. Исходный бруствер может минироваться ПП минами для затруднения работ саперов противника.

А в общем-то, в условиях современной войны ПТ ров нельзя считать серьезным ПТ препятствием. В танковом полку Российской Армии для преодоления подобных преград имеется три мостоукладчика типа МТУ, МТУ-20, МТ-55, МТУ-72, плюс четыре пролета механизированного моста ТММ. Итого семь мостов. Кроме того, в каждом танковом батальоне три танка имеют навесные танковые бульдозеры (всего 9 бульдозеров БТУ). Плюс в саперной роте имеется путепрокладчик БАТ-М или БАТ-2. С такими средствами ров для полка не помеха.

От автора. Просматривая кинохронику работ москивчей и ленинградцев на противотанковых рвах, невозможно отделаться от мысли, что эти рвы скорее спасали многих начальников от тяжелого сталинского гнева, нежели обороняющиеся войска от немецких танков. В отчаянных стараниях хоть как-то остановить немцев на подступах к Москве Сталин, вполне возможно, приказал бросить на подготовку оборонительных рубежей все, что возможно, всех более или менее свободных людей. А что могли делать тысячи неквалифицированных конторских работниц, студенток, домохозяек? Могли только копать.
А нужны были десятки и сотни военных инженеров специалистов в области фортификации, способных разметить на местности оборонительные сооружения; тысячи сержантов инж.войск, знающих размеры фортсооружений и приемы их возведения, тысячи бетонщиков, плотников, арматурщиков.
Однако как было до 41-го, как будет и потом, о нужности инженерных специалистов спохватились только тогда, когда сделать ничего уже было нельзя.
Нужны были тысячи тонн фортификационного бетона, стали, сотни тысяч кубометров леса, миллионы мин, сотни тонн взрывчатки. Но этого ничего не было, как не было уже и времени на организацию серьезных оборонительных работ.
Однако, вряд-ли кто решился бы сказать Сталину в то время о бессмысленности посылки десятков тысяч горожан "на окопы". Вот и ковыряли стылую осеннюю землю, набивали себе кровавые мозоли, простывали, гибли под пулеметными очередями немецких самолетов безответные бабы, да читали издевательские листовки министерства пропаганды Гебельса, сбрасываемые вместе с бомбами с самолетов: "Русские дамочки, не ройте ваши ямочки, приедут наши таночки, зароют ваши ямочки".

Сегодня положение еще страшнее. Армия теряет не только саперов, но и танкистов, летчиков, моряков, артиллеристов. Что, снова будем учиться под огнем и оплачивать учебу кровью?

Источники и литература

1. Б.В.Варенышев и др. Учебник. Военно-инженерная подготовка. Военное издательство МО СССР. Москва. 1982г.
2.Е.С.Колибернов и др. Справочник офицера инженерных войск. Военное издательство МО СССР. Москва. 1989г.
3.Е.С.Колибернов, В.И.Корнев, А.А.Сосков. Инженерное обеспечение боя. Военное издательство МО СССР. Москва. 1984г.
4.А.М Андрусенко, Р.Г.Дуков, Ю.Р.Фомин. Мотострелковый (танковый) взвод в бою. Военное издательство МО СССР. Москва. 1989г.
5.Наставление по военно-инженерному делу для Советской Армии.Военное издательство МО СССР. Москва. 1984г.
6.Наставление по военно-инженерному делу для Советской Армии.Военное издательство МО СССР. Москва. 1989г.
7.Г.Гудериан. Танки вперед!. Военное издательство МО СССР. Москва. 1962г.
8.Г.Гудериан. Внимание -танки!. Военное издательство МО СССР. Москва. 1967г.
9.O.Rule.Der Kampf mit den Panzrer auf Der ostlichen Front. Berlin. 1944
10. Журнал "Die Wehrmacht" №№ 11, 12-42, 4,6,9-43



Loading...Loading...