Методическая разработка на тему: Методическая разработка открытого урока «Гитара в различных видах ансамбля ДШИ. Разработка открытого урока по специальности классическая гитара на тему "работа над основными видами фактур гитарной музыки на начальном этапе

05.12.2014г. Предмет – «Классическая гитара», учитель – Гунько М.Ю.

Открытый урок по специальности «Классическая гитара»

Тема: «Принципы работы над основными видами фактур гитарной музыки на начальном этапе обучения».

Цель: формирование у учащегося технических навыков, основанных на принципе контактного способа игры с подготовкой.

Задача: продемонстрировать методы работы над простейшими видами музыкальной фактуры, опираясь на основные принципы современной школы игры на классической гитаре.

Ход урока

Добрый день, уважаемые коллеги. Сейчас мы предоставим вашему вниманию открытый урок по специальности «Классическая гитара».

Сегодня мы возьмем три простейших вида музыкальной фактуры, и продемонстрируем методы работы с ними. Определим, на какие моменты стоит обращать особое внимание, какие задачи нужно ставить перед учеником и методы их решения. Три вида музыкальной фактуры, с которыми мы будем работать: одноголосные мелодии, элементарное двухголосие (бас и мелодия), простейшие виды арпеджио.

В своей работе я опираюсь на основные принципы новой школы игры на классической гитаре. Она была сформирована примерно в начале 80 – х годов двадцатого века. Именно тогда появились гитаристы – исполнители, педагоги и композиторы, которые направили развитие гитарной музыки по другому пути. Появление новой школы игры на классической гитаре дало серьезный толчок в развитии гитарной музыки, прежде всего в развитии техники. Исполнители – гитаристы стали более техничными, более виртуозными, арсенал технических приемов существенно обогатился, что дало возможность композиторам, пишущим музыку для классической гитары, сочинять произведения более насыщенные по фактуре, более виртуозные, искать новые формы. Историю развития школы игры на классической гитаре можно разделить на два периода: 1) с конца 19 – го века до начала 80 – х годов 20 - го века; 2) начало 80 – х годов 20 – го века и по наши дни.

Сравнивая исполнителей этих двух периодов, можно привести интересный пример: музыкальные произведения, которые исполнители старой школы играли на концертах, и они считались верхом исполнительского мастерства, сегодня с легкостью играют студенты первых – вторых курсов музыкальных колледжей и училищ, т.е. представители современной школы игры на классической гитаре.

В чем основные отличия этих двух школ? Все основные нововведения коснулись в основном техники правой руки. Техника левой руки так же претерпела некоторые изменения, но незначительные. А вот для правой были придуманы серьезные усовершенствования. Постановка правой руки была изменена. Каким образом? Для наглядности продемонстрирую несколько фотографий:

На данной фотографии Франциско Таррега – основатель школы игры на классической гитаре, яркий представитель старого направления. Здесь хорошо видна характерная постановка старой школы: изгиб в запястье, довольно высокое положение запястья над декой, пальцы по отношению к линии струн стоят перпендикулярно. При ногтевом способе звукоизвлечения, палец попадает на струну сначала подушечкой, а затем ногтем, после чего появляется звук. Данная постановка давала исполнителю очень громкий, яркий звук, иногда даже немного резкий.

Это Андреас Сеговия – гитарист, который в 20 – м веке закрепил за гитарой статус серьезного академического инструмента и вывел её на большую академическую сцену. Он так же является ярким представителем старой школы игры на классической гитаре. На этой фотографии мы так же видим характерные моменты в постановке правой руки: изгиб в запястье, высокое положение запястья по отношению к деке, линия пальцев перпендикулярна линии струн.

Теперь рассмотрим, какие изменения в постановку правой руки привнесло появление новой школы игры на классической гитаре:

Это Антон Баранов – один из лучших классических гитаристов России. В прошлом году он стал победителем конкурса Гитарной Ассоциации Америки (GFA ), в мире классической гитары этот конкурс считается самым престижным.

Какие изменения в постановке правой руки мы видим? Изгиб в запястье был устранён, положение кисти по отношению к деке стало несколько ниже. При такой постановке ногтевой способ звукоизвлечения происходит следующим образом: палец попадает на струну одновременно и подушечкой и ногтем. Это даёт исполнителю более плотный, насыщенный обертонами и низкими частотами звук. У гитаристов даже существует такое понятие – низкочастотный тон. Это тот звук, к которому нужно стремиться. Звук должен быть округлым, т.е. у него как бы есть «ядро» и оно «окружено» обертонами.

На этой фотографии американский гитарист, композитор Эндрю Йорк, яркий представитель современной школы игры на классической гитаре. Здесь мы так же видим характерные моменты современной постановки правой руки: запястье является естественным продолжением предплечья, невысокое положение запястья по отношению к деке, пальцы по отношению к линии струн стоят несколько под углом.

Изменение постановки правой руки повлияло на культуру звука гитаристов. Понятие о том, каким должен быть гитарный звук изменилось.

К вопросу о том – почему гитаристы стали более техничными. Здесь есть два основных момента. Первый объединяет в себе несколько тем, основные из которых: функциональное напряжение кисти, бессознательное и сознательное напряжение, теория релаксации, система рычагов кисти и др. Второй момент, это как раз то, что является темой нашего урока, появился контактный способ игры, или игра с подготовкой. Над этим мы и будем сейчас работать.

Для начала мы поработаем с одноголосной фактурой, т.к. это то, с чего обычно ученики начинают занятия. Уже на этом этапе учащегося важно познакомить с основными принципами игры с подготовкой. Главное здесь это то, чтобы палец защипывал струну не «с воздуха», палец нужно подготовить (отсюда название), т.е. играть «со струны».

С первых же уроков мы с учениками работаем по методике А. Виницкого. Она рассчитана на донотный период обучения. Основные принципы методики А. Виницкого чётко сформулированы в его сборнике «Учитель и ученик. 95 дуэтов», из названия которого легко понять, что материал сборника рассчитан на игру дуэтом. Основные задачи методики – развитие природных способностей учащегося, формирование слуховой - двигательной координации. На этюдах, которые есть в сборнике А. Виницкого очень удобно отрабатывать принцип игры с подготовкой. Сейчас мы сыграем несколько этюдов из этого сборника.

Учитель и ученик играют «Этюды» А. Виницкого.

Затем мы подключаем к работе левую руку, и играем несколько «Мелодий» из сборника А. Виницкого. Желательно, чтобы эти пьесы ученик играл на слух.

Учитель и ученик играют «Мелодии» А. Виницкого.

Так же важным моментом в работе над одноголосной фактурой является игра гамм. Мы с учениками играем их двумя способами. На примере гаммы До мажор мы покажем как мы это делаем. Для начала мы играем под метроном.

Ученик играет гамму До мажор в темпе 40 ударов в минуту.

Затем можно увеличить темп.

Ученик играет гамму До мажор в темпе 55 ударов в минуту.

Увеличиваем темп.

Ученик играет гамму До мажор в темпе 70 ударов в минуту.

Попробуем сыграть гамму в быстром темпе.

Ученик играет гамму До мажор в темпе 100 ударов в минуту.

Второй способ: мы играем гамму До мажор по методике А. Виницкого, дуэтом. Здесь задействована вторая октава гаммы До мажор и используется аппликатура А. Сеговии.

Учитель и ученик играют гамму До мажор по методике А. Виницкого.

Теперь мы переходим к работе над элементарным двухголосием (бас и мелодия). Для начала мы играем подготовительное упражнение только правой рукой, под метроном. Здесь так же важно следить за тем, чтобы ученик использовал способ игры с подготовкой, т.е. он должен играть не «с воздуха», а «со струны».

Ученик играет упражнение на открытых струнах правой рукой в различных темпах.

После того, как мы подготовили руку можно приступить к работе над произведениями элементарной двухголосной фактуры. Мы поиграем пьесу российского гитариста и композитора О. Киселёва «Добрая песенка из мультфильма».

Ученик играет пьесу О. Киселёва «Добрая песенка из мультфильма».

Теперь мы приступаем к работе над арпеджио. Здесь мы так же для начала сыграем подготовительное упражнение на открытых струнах, под метроном.

Ученик играет упражнение на арпеджио правой рукой в различных темпах.

Приступаем к работе над произведением. Мы сыграем часть пьесы итальянского гитариста и композитора Д. Синьориле «Закат».

Ученик играет пьесу Д.Синьориле «Закат».

Также полезно играть пьесы, в которых комбинируются разные виды фактуры. Для этого хорошо подходит пьеса Ф. Карулли «Вальс».

Ученик играет пьесу Ф.Карулли «Вальс».

В завершении урока ученик исполнит пьесу Фабиана Паера «Найти и потерять».

Ученик играет пьесу Ф. Паера «Найти и потерять».

Домашнее задание: Даниил, в пьесе Ф. Паера постарайся немного отделить мелодию от общей фактуры, она должна быть несколько «на поверхности». А также продолжай играть упражнения, которые развивают способ игры с подготовкой.

На этом урок завершен.

Самоанализ: Я, Гунько Максим Юрьевич, учитель музыки по классу гитары, 2 - ой категории, 05.12.2014 г. провёл открытый урок по специальности «Классическая гитара» на тему «Принципы работы над основными видами фактур гитарной музыки на начальном этапе обучения». Целью моего урока являлось развитие у учащегося способа игры с подготовкой, для этого мы использовали простейшие виды музыкальной фактуры, которые встречаются ученику на начальном этапе обучения.

В своей работе я опираюсь на современную школу игры на классической гитаре. Её основные принципы и правила очень хорошо систематизированы и тщательно разобраны в работе американского гитариста Чарльза Дункана «Искусство игры на классической гитаре». В этой книге особое внимание уделяется работе над принципами функционального напряжения кисти и игре с подготовкой. В дальнейшем мы с моими учениками продолжим работу по этой книге.

Главной задачей на моём уроке было продемонстрировать методы работы над простейшими видами музыкальной фактуры, опираясь на основные принципы современной школы игры на классической гитаре.

План-конспект открытого урока

Преподаватель Портнягин Сергей Алексеевич

МБУДО г. Иркутска ЦДТ

Объединение « Гитара»

Тема урока: «Работа над посадкой и постановкой рук в классе гитары»

План урока

2. Разминка

3. Основная часть

4. Закрепление

Цели урока:

обучающие : познакомить учащегося с правильной посадкой и постановкой рук.

воспитательные : воспитание эстетического вкуса, упорства в достижении цели, трудолюбия.

развивающие : развитие воображения, образного мышления, практических навыков и умений на инструменте.

задачи урока: поработать над посадкой и постановкой рук учащегося.

Ход урока

В фундаменте исполнительского мастерства правильная посадка гитариста является краеугольным камнем. Точно также правильная постановка рук является основой в техническом развитии учащихся.

Рассмотрим основные принципы правильной посадки:

1) Выбор стула подходящий высоты.

2) Высота подставки для ноги.

3) Ровное положение инструмента по отношению к полу.

4) Положение правой руки на обечайке.

5) Обязательное положение кисти с чуть выгнутым либо выровненным запястьем.

6) Положение корпуса с прямой спиной чуть наклоненное вперёд до соприкосновения с инструментом

7) Расслабленное положение тела с хорошей опорой на левую ногу и с опорой правой руки на инструмент.

Основные принципы постановки рук:

1) Главное в постановке левой руки является ровное положение большого пальца находящегося на середине грифа

2) положение остальных четырех пальцев перпендикулярно струнам, согнутым подобно фортепианным молоточкам

3) пальцы левой руки должны привыкнуть к расширенному позиционному положению.

Показ преподавателем пример правильной посадки и постановки рук. А также исправление ошибок имеющихся у данного учащегося.

Заключительный этап: демонстрация учащимся усвоенного им на уроке.

Цель – освоение учащимися по классу гитары практических навыков аккомпанирования
на гитаре в семейной и общественной жизни.

Задачи урока: познакомить учащихся с табулатурой и таблицей аккордов, обучить их на практике игре аккордов и подбору аккомпанемента для песни.

Методы обучения: словестный, объяснительно-демонстрационный, дидактический, игровой с элементами проблемности, творчества и сотворчества.

Оборудование, вспомогательный материал и нотно-методическая литература:

  • для каждого учащегосястул, подножная подставка, пульт для нот и гитара;
  • фортепиано;
  • дидактический материал для каждого учащегося (нотоносец, таблица гитарных аккордов, карточка с рисунком буквенных обозначений нот, ноты р.н.п. «Во поле береза стояла»);
  • Козлов В. «Маленькая страна» переложения для гитары. Изд. «Композитор». Санкт- Петербург.
  • Калин В. «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре». Классика. Аккорды. Аккомпанемент. ЗАО «Бердская типография», г. Новосибирск, 2011г.

План урока:

1. Рассказ преподавателя о понятии табулатура, о таблице аккордов и системах их прочтения.
2. Знакомство и игра учащихся аккордов в тональности ля – минор (T, S, D) различными ритмическими оформлениями и различными приемами игры.
3. Подбор и игра учащимися аккомпанемента на практике.
4. Пение и коллективная игра аккомпанемента.

Время урока: 40 минут.

Количество учащихся: 6-8 человек.

ХОД УРОКА

1. Рассказ преподавателя о понятии табулатура, системе ее прочтения.
Рассказ преподавателя Действия учащихся
Сегодня вы познакомитесь с табулатурой, научитесь ее прочтению, а так же, играя аккорды, обучитесь самостоятельно аккомпанировать под собственное пение.
Табулатура – это форма музыкальной нотации, в которой используются буквы, цифры и специальные символы.
Исторически наиболее ранний вид табулатуры (известный с конца XIV века) была органная табулатура.
Учащиеся слушают и делают записи в «Музыкальный словарь» новых понятий и терминов.
Я расскажу вам о «гитарной табулатуре» или лютневой, которая имеет свои корни с 1500 года. Рассмотрим рисунок (Рисунок 1). Что можно «прочитать» на данном изображении? Удобна ли такая запись? Учащиеся отвечают на вопросы и выдвигают свои предположения.
С течением времени данная запись перерабатывалась многократно, музыканты искали оптимально удобные записи. На сегодняшний день существует три основных вида записи музыки:
– ноты;
– буквенное обозначение;
– табулатура.
Учащиеся, используя карточку (Рисунок 2), повторяют буквенное обозначение нот и играют в игру «Проверь меня» (Приложение 1 ).
Давайте повторим, какими буквами обозначаются ноты, как обозначается минор и мажор (Рисунок 2) и поиграем в игру «Проверь меня».
Вы неплохо справились с заданием. А теперь вернемся к гитарной табулатуре и научимся ее читать. Итак, для прочтения необходимо знать следующее:
– читать необходимо слева на право;
– шесть линеек – это шесть гитарных струн и они обозначены буквенно согласно строю гитары;
– вертикальная черта – это тактовая черта;
– арабские цифры – номера ладов, которые необходимо прижать пальцами левой руки;
– короткие звуки изображены рядом друг с другом, а пробелы между ними указывают на более длительный звук.
Я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай мелодию» (Рисунок 3 . Рисунок 4) и попрактиковаться в прочтении мелодий, записанных табулатурой. Учащиеся распределяются по парам и играют в игру «Угадай мелодию» (Приложение 2 ).
Теперь возьмем «песенник». Что вы видите?
Над нотной записью основной мелодии написаны буквенные обозначения аккордов. Далее и над словами следующих куплетов, над их ударными слогами то же написаны буквенные обозначения аккордов. Как их играть? В каком ритме? Каким приемом? Давайте попробуем проаккомпанировать песенку «Чунга-Чанга» (Козлов В. «Маленькая страна»):
– построим первый минорный аккорд от ноты ля, затем от ре и т.д.
– выстроим звуки аккорда на гитаре или «возьмем аккорд»;
– играем.
Учащиеся выдвигают свои предположения, демонстрируя на инструменты предложенные варианты.
Что вы можете сказать о происходящем процессе аккомпанирования? Поделитесь своими впечатлениями и сделайте вывод. Учащиеся делятся впечатлениями и делают следующий вывод: процесс построения аккорда по буквенному обозначению и исполнение его на инструменте – это процесс сложный и долгий.
Вы абсолютно правы – такой процесс довольно длительный, поэтому гитарные аккорды записываются графически – схематично, в наиболее удобном для их исполнения формате.
2. Знакомство и игра учащихся аккордов в тональности ля-минор(T, S, D) различными ритмическими оформлениями и различными приемами игры
Рассмотрим таблицу гитарных аккордов и научимся их читать (см. В. Калинин «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре») :
1) читать необходимо сверху вниз;
2) шесть линеек изображают струны гитары с 1-ой по 6-ую;
3) закрашенные кружочки указывают место прижима струны, а не закрашенные кружочки – это открытые струны;
4) номер лада указан римской цифрой, и счет ладов начинается с I-го лада (либо указан необходимый лад так же римской цифрой);
5) прием «барре» изображается соединяющей линией от 1-ой до 6-ой струны.
6) каждый аккорд обозначен буквенно.
Учащиеся слушают и делают записи в «Музыкальный словарь».
Давайте поупражняемся в игре аккордов и возьмем тональность ля – минор. Назовите, пожалуйста, T, S, D.
Я попрошу вас взять гитары и левой рукой поставить первый аккорд Am (тонику). Запоминайте расположение пальцев. Далее поставьте аккорд Dm (субдоминанту), E7 (доминанту) и тонику. Повторите эту последовательность ещё 2-3 раза.
Учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задание на инструменте.
Теперь проиграем эти аккорды различными приемами. Я буду демонстрировать вам прием игры на аккорде Am, а вы повторяйте за мной. Итак, первый прием «арпеджиато», второй – «расгеадо» Учащиеся осваивают различные приемы игры аккордов.
Опробуйте эти приемы игры на аккордах Dm (где 6-ая струна «не используется») и E7.
Вам понравилось? Есть ли какие то сложности? Какой, по вашему мнению, прием наиболее удобен для аккомпанирования?
Учащиеся отвечают на вопросы, делятся впечатлениями и приступают к выполнению задания.
Давайте, используя аккорды данной тональности, попробуем поиграть их различными ритмическими оформлениями. На рисунке № 5 приведены несколько примеров.
А теперь разбейтесь на пары и предложите мне свои варианты. Каждая пара учащихся придумывает свой вариант игры и демонстрирует его.
3. Подбор и игра учащимися аккомпанемента на практике на примере подбора аккомпанемента к р.н.п. «Во поле береза стояла»
Вы снова прекрасно справились с заданием, которое поможет подобрать аккомпанемент к песне. Я предлагаю вам русскую народную песню «Во поле береза стояла».
Вначале давайте проиграем ее мелодию и просольфеджируем (Рисунок 6).
А теперь одна пара гитаристов играет мелодию, исполняя роль «музыкантов», а остальные, исполняя роль «вокалистов», поют эту песню со словами.
Меняемся ролями и повторяем задание, исполняя первый куплет и один припев.
Молодцы! Вы отлично запомнили мелодическую основу этой песни и теперь готовы подобрать к ней аккомпанемент.
Учащиеся разбиваются на пары и выполняют задание.
Итак, начнем. Я буду исполнять мелодию песни на фортепиано, а каждый из вас попробует подобрать аккомпанемент из аккордов освоенных вами в тональности ля – минор, в диапазоне одного такта. Остальные будут фиксировать запись аккордов буквенными обозначениями. За основу возьмем метрический пульс восьмушками, а прием игры – «расгеадо», поочередно вверх и вниз. Каждый из учащихся подбирает необходимый аккорд в диапазоне одного такта. Остальные записывают правильно подобранную последовательность аккордов над нотами песни.
4. Пение и коллективная игра аккомпанемента
Прекрасно! Вы подобрали аккорды и к куплету, и к припеву. А теперь предлагаю вам спеть и сыграть эту песню со мною вместе. Учащиеся, используя сделанные записи, исполняют песню вместе с преподавателем все вместе под самоаккомпанемент.


Loading...Loading...