Лесное природное сообщество: особенности, значение для человека, флора и фауна. Природное сообщество лес: значение и описание Тема урока: Что такое природное сообщество? Что такое экология

На этом уроке вы познакомитесь с лиственными и хвойными лесами, узнаете об основных обитателях леса.

Лес можно сравнить с большим многоэтажным домом. Растения растут в несколько ярусов, только считают эти ярусы сверху вниз. Самые высокие деревья образуют верхний ярус, немного ниже - низкорослые деревья, еще ниже ярус кустарников и ярус трав, самый нижний ярус занимают мхи и лишайники.

Давайте рассмотрим ярусы лиственного леса. В таком лесу первый ярус занимают кроны самых светолюбивых деревьев. Это дуб, липа, береза, клен, осина, сосна, ель (рис. 2-4).

Низкорослые деревья - рябина, черемуха, ива - растут под пологом высоких. Они приспособились жить в тени, это второй ярус (рис. 5, 6).

Рис. 5. Черемуха ()

Третий ярус - ярус кустарников: малина, калина, крушина, орешник, шиповник, жимолость (рис. 7-11).

Рис. 10. Шиповник ()

Рис. 11. Жимолость ()

Эти растения никогда не смогут подняться до первого яруса, они всегда будут оставаться внизу, под лесом. Поэтому кустарниковый ярус называют подлеском. Четвертый ярус - ярус кустарничков - черника, брусника - и трав, таких как ландыш, кислица (рис. 12-14). Лесные травы более теневыносливые, чем, например, луговые.

Рис. 13. Брусника ()

В пятом ярусе растут растения, которым для роста и развития не нужно много света, - это мох и лишайник (рис. 15, 16).

Рис. 16. Лишайник на камне ()

Мхи хорошо впитывают и удерживают влагу, создавая тем самым условия роста для остальных растений. Лишайник - единый организм, который состоит из гриба и водоросли. Лишайники растут не только на земле, но и на камнях и коре деревьев.

Растения цветут в разное время. Ранней весной, когда на деревьях еще нет листьев и они не мешают лучам солнца проникать до самой земли, цветут первые травянистые растения: перелески, ветреницы.

Корни растений также располагаются ярусами. Глубже всех расположены корни самых высоких деревьев, немного выше - корни кустарников, а еще ближе к поверхности почвы - корни травянистых растений.

Как люди в большом доме, так и животные проживают на разных этажах в лесу. Место квартиры каждого зависит от того, кто чем питается и где находит себе укрытие. Верхний ярус лесного дома занимают насекомые, которые питаются листьями и почками деревьев. Так в кроне дуба живут майские жуки, жук-олень, желудевый долгоносик, дубовая листовертка, дубовая орехотворка (рис. 17-19).

Рис. 17. Жук-олень ()

Рис. 18. Желудевый долгоносик ()

Рис. 19. Дубовая листовертка ()

Птицы, которые питаются насекомыми, тоже обитают здесь, это зяблики, щеглы, пищухи и дятлы (рис. 20-22).

Они вьют себе здесь гнезда и укрываются от хищников. С верхних ярусов леса высматривают себе добычу хищники: ястреб, сокол, красный коршун, филин, сова (рис. 23-25).

Рис. 25. Красный коршун ()

В кронах второго яруса и на кустарниках кормятся дрозды, славки, синицы, снегири (рис. 26, 27).

Вместе с ними соседствуют мелкие зверьки: белки, бурундуки (рис. 28).

Рис. 28. Бурундук ()

Они находят здесь себе пищу и убежище от врагов. Листьями деревьев, кустарников, травами питаются более крупные животные: косуля, лось, кабан, заяц (рис. 29, 30).

В зарослях кустарника и среди молодых деревьев им легче укрываться от врагов, кому от лисицы, кому от волка. В траве живут грызуны, они едят зеленые растения и их семена. Рядом с ними соседствуют ежи, их основная пища - насекомые и дождевые черви. Густая трава и подземные норы служат им защитой от врагов. В лесной подстилке можно увидеть червей, улиток, клещей, насекомых, ими питаются пауки, хищные жуки - жужелицы. На насекомых охотятся змеи и ящерицы, которые сами становятся добычей для хищных животных. В почве живут черви, кроты, землеройки.

Лес называют природным сообществом. Все обитатели леса: растения, грибы, животные, микробы - живут совместно в одних и тех же природных условиях. Растения и животные связаны цепями питания. Пищевые связи, безусловно, главные в обществе растений и животных. Но кроме них между организмами существуют и другие, не менее важные связи для их жизни. Растения дают животным возможность укрываться от жары, от врагов. Птицы используют листья и стебли растений при строительстве своих гнезд. Животные помогают при распространении семян и плодов растений. Некоторые роют норы и подземные ходы, что способствует проникновению воды и воздуха к корням растений. Грибы и бактерии перерабатывают остатки растений и животных в минеральные соли, которые поглощают растения.

Кроме того, нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников и трав и помогают им добывать из почвы воду, с растворенными в ней солями.

Все обитатели леса не могут существовать независимо друг от друга, они живут в сообществах и помогают друг другу, поэтому лес называют природным сообществом.

Какое звено в лесных цепочках самое главное? Это растения, с листьями, плодами, шишками, от них зависит жизнь всех обитателей леса. Попробуем составить несколько лесных цепочек. Гусеница поедает растения - синичка поедает гусениц - за синицей охотится сокол. Мышка питается колосками растений - ласка поймала мышку - ласку может сова ночью схватить. В коре дерева проедает свой ход личинка жука-усача, она питается древесиной - дятел стал долбить кору дерева и схватил личинку - за дятлом охотится хищник, например ястреб. Вот и получается, что все лесные жители зависят друг от друга.

Сегодня на уроке вы получили знания о многообразии растительного и животного мира леса, узнали о том, что лес - это природное сообщество.

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. - М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. - М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. - М.: Просвещение.
  1. Hvoinie.ru ().
  2. Youtube.com ().
  3. Zoodrug.ru ().

Домашнее задание

  1. Что такое лес?
  2. Каких животных можно встретить в лесу?
  3. Почему говорят, что лес - это природное сообщество?

Природное сообщество - это совокупность организмов различной функциональной принадлежности на определенной территории с одинаковыми физико-географическими условиями. Далее в статье будут предоставлены факты, которые помогут ответить на вопрос о том, почему лес - природное сообщество.

В сообщество входят кустарниковые, древесные, травянистые растения, различные виды животных и птиц. Природное сообщество лес является одним из основных типов. Это составная и одна из самых важных частей биосферы. Лес является элементом географического ландшафта.

Под лесом понимается продукт природы и ее основная часть. Это природная система, которую можно рассматривать на разных уровнях, в зависимости от масштабов изучения.

Лес как часть биосферы

Понятие леса как составной и одной из главных частей биосферы является наиболее широким и всеобъемлющим. Леса можно увидеть на всех континентах, кроме самого южного - Антарктиды. Они занимают около 30% суши и покрывают более 4 000 млн гектаров. Более половины всех лесов - это субтропические и тропические.

Формирование их началось с девона, в течение длительного времени они подвергались различным воздействиям, в результате обрели современный вид.

Виды лесов

  1. Естественные леса. Природное сообщество лес данного типа занимает основную площадь. Они бываю девственными - куда еще не ступала нога человека. Стихийно-естественные леса - создаются природой, внешним воздействием стихий и человеком. Естественные леса - частично регулируются человеком. Там могут проводиться различные мероприятия, например, вырубка подлеска, частичный вылов животных.
  2. Искусственные леса. Создаются человеком. Высаживаются определенные виды растений, которые необходимы в хозяйстве или для увеличения численности какого-либо вида. Такие леса особенно распространены на засушливых территориях, в некоторых странах Западной Европы.

Лес - это глобальный аккумулятор живого вещества, он влияет на уровень углеродного и кислородного баланса. Так, самые лесистые регионы мира вырабатывают более 50% кислорода, который, в свою очередь, поступает в атмосферу.

Природное сообщество лес имеет своеобразный тип обмена веществ и энергии между всеми его отдельными компонентами. В результате этого обмена преобразуются и накапливаются органические вещества. Получается так называемая биомасса.

Средняя ежегодная продуктивность дождевых тропических лесов - 28 тонн органических веществ на 1 гектар. У смешанных лесов этот показатель значительно ниже - 10 тонн на 1 гектар. Из-за достаточно большой продолжительности жизни древесных растений биомасса лесов намного превышает биомассу других природных сообществ.

Природно-зональное разделение лесов

В разрезе природной зональности и провинциально-регионального разделения лес дает возможность подойти к нему как к географическому явлению. Лесная растительность целиком зависит от климата, прежде всего от солнечной радиации.

Примером разделения лесов являются выделяемые в отдельные биомы хвойные леса, которые занимают большие территории холодной зоны, а также смешанные, лиственные, вечнозеленые экваториальные.

Внутри провинций и зон лес делится на подзоны и подпровинции. Самая мелкая часть - это массивы, которые состоят из одной породы деревьев.

Лес как лесной массив

Еще одно понятие леса звучит так: это отдельная территория с древесной, травянистой и кустарниковой растительностью. Ее также называют лесным массивом.

Насаждение, или лесной фитоценоз, - совокупность различных растительных компонентов, произрастающих в условиях определенной среды.

Лес - это группа растений, т. е. отдельно стоящие деревья не являются лесом. Основной признак насаждения - целостный земельный участок, который он занимает, и древесный полог, который характеризуется сомкнутостью и полнотой древостоя.

Сомкнутость полога изменяется в зависимости от древесной породы, возраста, развития древостоя, климатических условий.

Кроме растений, природное сообщество лес объединяет животных и птиц. В лесу не только растения приспосабливаются друг к другу, но и растения к животным, а животные к растениям.

Лес как биогеоценоз

Под лесным биогеоценозом понимают участок леса, который является достаточно однородным на определенном промежутке по структуре, составу, свойствам входящих в него компонентов. Т. е. однородным по произрастающим в нем растениям, населяющим его животным, микроорганизмам. Также по микроклиматическим, гидрологическим, почвенным условиям.

Похожие между собой участки лесных биогеоценозов можно объединить в какой-либо тип леса. Каждый тип, в зависимости от условий, характеризуется породным составом деревьев и кустарников.

Существуют коренной тип, который не нарушен человеком и стихией, например, осинники, выросшие на месте ельников в местах пожарищ или вырубок.

Взаимодействие лесов с окружающей средой

Все многочисленные факторы среды определяют условия жизни леса. Выделяют следующие группы:

  1. Климатические факторы. Это влияние света, тепла, осадков, движения воздуха и другие.
  2. Эдафические факторы. Состав почвы, ее физические и химические свойства, экспозиция склона, особенности рельефа и другие.
  3. Биотические факторы. Животные, микроорганизмы и растения.
  4. Антропогенные факторы. Все действия человека направленные на изменение условий: вырубка лесов, осушение, выкорчевывание и другие.

В природе происходит комплексное влияние экологических факторов, проявляющихся в различных сочетаниях. Например, в северных таежных и степных районах выпадает одно и то же количество осадков. Но в первом случае преобладает низкая температура, высокая влажность почвы и воздуха. Во втором случае - обратное сочетание.

Изменение одного фактора всегда влечет изменение другого. Например, изменение экспозиции, высоты местности, крутизны склона вызовет изменение климата, следовательно, почвы, растительности.

Природное сообщество тропического леса

Тропический лес - это тип биотома, который распространен в экваториальных широтах, а также в субэкваториальных и тропических. Главные условия, повлиявшие на формирование данной растительности - это избыток влаги и повышенная солнечная радиация.

Виды тропического леса

Выделяют две формации:

1. Дождевой лес. Его еще называют гилея, природное сообщество влажные тропические леса. Это самая богатая видами растительная формация на планете. Флора леса считается центром эволюции. Преобладают древесные виды - около 70% высших растений. Видовое разнообразие исключительно велико - от 50 до 100 на 1 гектар. В древостое дождевых тропических лесов преобладают представители семейств диптерокарповых, миртовых, бобовых, пальм. Большое количество древовидных папоротников.

В данном биоме существует разделение по интенсивности роста:

А. Быстро растущие виды, но недолго живущие (бальзовое дерево).

Б. Относительно быстро растущие и достаточно долго живущие (энтандрофрагмы, кайи).

В. Медленно растущие и долгоживущие теневые виды (габонское красное дерево, окумея).

2. Сезонный тропический лес. Эти леса растут на территории с большим количеством осадков, но существуют засушливые периоды. В зависимости от длительности засушливого периода, количества осадков, выделяются следующие формации:

А. Вечнозеленые. Эвкалиптовые леса в Австралии.

Б. Полувечнозеленые. Обычно в верхнем ярусе растут листопадные деревья, в нижнем - вечнозеленые виды.

В. Светлые разреженные леса с достаточно бедным видовым составом.

Природное сообщество тропического леса бывает муссонным и саванновым.

При уменьшении осадков на территории произрастания появляются разреженные древостои со злаками или колючие ксерофильные леса.

Фауна тропических лесов

Богатую фауну имеет природное сообщество лес. Описание ее заключается в представлении видов, живущих в верхнем ярусе (в кроне деревьев). Это различные человекообразные обезьяны, мартышки, шерстокрылы и другие.

В сезонных лесах обитают крупные животные - жирафы, слоны, буйволы. Видовой состав мелких беспозвоночных чрезвычайно многообразен.

Ярусность

Ярусность - это вертикальное расчленение фитоценоза на четкие слои или ярусы. Данное явление - это результат отбора видов, которые способны произрастать совместно, они используют разные горизонты среды.

Ярусность может наблюдаться в различных фитоценозах, но наиболее четко она видна в лесных. Выделяют:

  1. Древостой - может иметь 2 или 3 яруса.
  2. Подлесок.
  3. Травяной покров.
  4. Мохово-лишайниковый покров.

Стоит отметить, что в тропических лесах, где достаточно плотный покров и большая вертикальная сомкнутость, может быть сложным выделение ярусов.

Значение тропических лесов

Тесно взаимосвязаны человек и природные сообщества. Значение лесов для человечества огромно: лес создает кислород и уничтожает углекислый газ, он является ресурсной базой.

Первичные тропические леса почти на 50% своего ареала заменены вторичными лесами или травянистыми растениями, которые могут опустыниваться.

Главные причины выведения тропических лесов:

1. Подсечно-огневое земледелие, выжигание лесов под поля для хозяйственной деятельности.

2. Лесоразработка. Экспорт ценных пород древесины.

В настоящее время ежегодно уничтожается более 16 млн гектаров тропического леса.

Необходимо наблюдение и принятие мер для защиты такого биома, как природное сообщество леса. Сообщение по защите окружающей среды, законы, которые готовят различные "зеленые" организации, нацелены на сокращение вырубки тропических лесов и частичное их восстановление. Человечеству необходимо остановить вырубку и начать восстановление видового разнообразия.

Природные сообщества леса, луга, водоема непрерывно подвергаются воздействию человеческой деятельности.

Природа каждой страны по-своему уникальна, и может в разной степени отличаться даже по регионам. Беларусь – не исключение. Характер глобальных геологических и климатических процессов обусловил виды ландшафтов Беларуси и ареалы обитания животных и растений.

Растительностью покрыто около 93% всей территории страны. При этом более 1/3 всего зеленого покрова приходится на долю лесов. В стране произрастают 28 видов деревьев, самые распространенные из которых: береза, сосна, ель, дуб и около 70 пород кустарников.

Животный мир представлен 76 видами млекопитающих (лось, олень, дикий кабан, волк, бобр, заяц и др.), встречается более 300 видов птиц.

Последний ледник (15-10 тыс. лет до н.э.) сделал из Севера Беларуси озерный край, а на Юге расположилась большая болотистая низменность, известная как Белорусское Полесье, которое называют «Легкими Европы».

Есть в Беларуси районы, в которых сохранился уникальный ландшафт. Там можно встретить много редких видов животных и растений. Для их охраны и постепенного восстановления популяций были созданы Национальные парки, Государственные заповедники и заказники. Самым популярным является Национальный парк «Беловежская пуща»; в нем до наших дней сохранились древние дубы возрастом более 500 лет, столетние ясени, сосны, ели. В «пуще» обитает множество видов животных и птиц, и среди них - самая большая в Европе популяция зубров. Зубр является одним из национальных символов Беларуси.

Другие охраняемы государством заповедные территории - Национальные парки: «Браславские озера», «Нарочанский», «Припятский» и Березинский биосферный заповедник. Их деятельность поддерживается ЮНЕСКО.

Сильный удар по природе страны нанесла авария на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года. Это была самая серьезная техногенная катастрофа в мире. Около 60% радиоактивных осадков попало на территорию Беларуси. У туристов и путешественников может возникнуть обоснованное беспокойство по поводу радиации. Однако, исследовательскими данными доказано, что почти на всей территории страны нет угрозы здоровью людей. В тех же районах, которые считаются наиболее загрязненными действует строгий контроль, население из них эвакуировано. Посещение таких мест без наличия специального разрешения запрещается.

План конспект урока по экологии в 3 классе. Пред мет Человек и мир

Тема урока: Что такое природное сообщество? Что такое экология?

Цели урока:

— формировать представление о природном сообществе, понятии “экология”, систематизировать и обобщить знания о взаимосвязях в природе;

— развивать умения устанавливать природные взаимосвязи, прогнозировать последствия нарушения человеком равновесия в природе;

— создать условия для формирования убеждения в том, что в природе все взаимосвязано, что нарушения человеком природного равновесия может привести к гибели всего живого, в том числе и человека, что каждый человек в ответе за сохранение природных связей.

Оборудование: рисунки растений леса, карточки для моделирования связей в лесу, карточки с заданиями, таблица “Охраняемые территории”, выставка книг о национальных парках и заповеднике Республики Беларусь.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Учащиеся выбирают самостоятельно для выполнения любое задание из любого уровня.

1-й уровень 2-й уровень 3-й уровень
1. Назови букву с правильным ответом.Болото – это:А) участок земли, где растения растут в условиях излишнего увлажнения;Б) участок земли, где главными являются деревья. 1. Ответь на вопрос.К каким условим жизни приспособлены растения болота? 1. Ответь на вопрос.Что испытывают растения болота в условиях избыточного увлажнения?
2. Подчеркни среди перечисленных растений растения болота: клюква, черника, голубика, багульник, сосна, торфяной мох. 2. Раздели перечисленные растения на группы: клюква, голубика, черника, земляника, багульник, рогоз, ландыш, росянка, сосна. 2. Раздели перечисленные растения на возможные группы: клюква, голобика, черника, земляника, багульник, рогоз, ландыш, росянка, сосна, береза, лещина.
3. Узнай по описанию растение: Круглые небольшие красноватые листочки, покрытые волосками с крупными пузырьками на концах, которые выделяют капельки клейкого сока. 3. Подчеркни, какие из названных признаков принадлежат клюкве.Листья мелкие, крупные, кожистые, мягкие, сверху блестящие темно-зеленые, снизу серебристые с восковым налетом; стебли короткие, длинные ните­видные; розоватые, темно-красные ягоды, кислые, сладкие. 3. Узнай растение по описанию, исправь ошибки в описании. Крупные, овальные, голубовато-синие ягоды с сизым налетом, внутри черные ; листья круп­ные , овальные, сверху темно-зеленые, снизу сизоватые, покрытые голубоватым восковым налетом.
4. Закончи предложение. На болоте можно встретить таких птиц, как сова, … 4. Закончи предложение.У многих болотных птиц длинные … 4. Закончи предложения.А) Приспособлением у птиц к жизни на болоте являются: …Б) Большинство болотных растений имеют мелкие листья, что является приспособлением к меньшему …
5. Вставь пропущенное.Растение – комар – … – аист 5. Как связаны между собой эти живые организмы: растение, уж, лягушка, аист, комар. 5. Как связаны между собой эти живые организмы: журавль, лягушка, комары, растения, мошки, цапля.

Задания первого уровня оцениваются в 1 – 2 балла, 2 –го уровня в 3 – 4 балла; третьего – в 5 – 6 баллов. Для оценки результатов можно пользоваться следующей таблицей:

Количество баллов Отметка Количество баллов Отметка
1 1 11 — 14 6
2 – 3 2 15 — 18 7
4 – 6 3 19 — 20 8
7 — 8 4 21 — 25 9
9 — 10 5 26 – 30 10

Количество заданий можно уменьшить, вместо одного из представленных в таблице, ученики предлагают составленные ими вопросы или задания по теме.

3. Изучение нового материала

Ответы на вопросы учебника.

Игра «Ищи связи»

На доске или на карточках написаны пары слов, между которыми ученики ищут связи:

Водоем – рыба; лес – деревья, дерево – дятел, шишка – дятел, белка – куница, дуб – мышь, лес – гриб, луг – бабочки; болото – лягушка; дуб – сойка; озеро – беззубка, цветок — бабочка.

— Сделайте вывод, какие виды связей здесь отражены (объяснять связи в каждой паре объектов не нужно).

На основании игры актуализируются знания о том, что между растениями и животными существуют «квартирные» и пищевые связи.

Формулировка темы урока

— Какие природные дома названы в этой игре?

На доске выставляются карточки со словами: лес, луг, болото, водоем .

— Эти природные дома называются природными сообществами.

На доске над уже выставленными карточками появляется карточка Природные сообщества .

— Как вы понимаете слово «сообщество»?

— Рассмотрите рисунки в учебнике, отражающие пищевые связи на лугу, в водоеме (работа в парах) и установите, как связаны между собой изображенные организмы.

Вывод: растения и животные связаны между собой пищевыми связями.

— В лесу также все растения и животные живут сообща. Давайте это докажем. Смоделируем уже знакомые нам лесные «этажи».

На доске рисунки лесных растений, расположенные в три ряда (если нет рисунков, записываются названия растений). Ученики опознают растения в верхнем ряду (первый ярус) и проверяют, все ли растения на месте; если есть ошибки, исправляют. Аналогично проверяются два следующих ряда.

— Могли бы растения жить в лесу, не располагаясь в разных ярусах?

— Сделайте вывод, почему одни растения растут в верхнем ярусе, другие во втором и третьем?

— Таким образом, ярусность – это приспособление растений к совместному проживанию.

Дидактическая игра «Паутинка» (работа в парах)

На карточках (а также на доске) ученикам предлагается следующая схема:

— С помощью карандаша прочертите связи, существующие между указанными объектами.

Обсуждение полученных результатов на основе схемы, изображенной на доске (схема строится с помощью заготовленных карточек, на доске мелом прочерчиваются связи).

— Что вам напоминает получившийся рисунок?

— Какой вывод позволяет сделать получившаяся паутинка?

— Рассмотрите в учебнике рисунок пищевой сети в дубраве и ответьте на вопрос учебника.

Вывод: в природном сообществе цепи питания переплетаются между собой и образуют единую пищевую сеть.

— И снова возвращаемся к схеме на доске и рассуждаем над вопросом: Что будет, если в лесу исчезнут все насекомоядные птицы?

По мере ответов учащихся, учитель убирает со схемы карточки с названиями растений и животных.

На доске появляется схема.

— Прокомментируйте схему с помощью текста учебника:

В процессе комментария схема дополняется обобщающими материалами:

— Что будет, если растения не будут получать питательные вещества, достаточно воды, света и тепла?

— Что будет, если исчезнут растения?

— Что будет, если исчезнут растительноядные животные?

— Что будет, если исчезнут микроорганизмы, жуки-могильщики?

— Почему нужно знать существующие в природе связи и почему нельзя их нарушать?

— Вывод свой сравните с текстом учебника.

Чтение текста учебника

— В чем значение науки экологии для человека?

— Итак, экология отвечает нам вопрос, почему и как нужно охранять природу, существующие в ней связи.

— На основе таблицы выясните, чем заповедники отличаются от заказников и национальных парков:

Охраняемые территории

Работа по заданиям под рубрикой «Порассуждай» (работа в парах).

4. Закрепление изученного

— Прочитайте вывод учебника.

Задание для желающих: подготовить сообщение об одном из национальных парков или заповеднике Республики Беларусь.

Смотрите также уроки:

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь . И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!


Лес - это не только деревья…Лес – это особое пространство, покрытое
растениями и рослыми деревьями. Это
живой организм, со своими животными и
обитателями. Это целая система, в которой
все элементы взаимосвязаны. Деревья,
животные, растения, грибы – все
существует по закону дружбы. Когда
хорошо дереву – хорошо и животным,
когда хорошо животным – хорошо и
растениям, а когда хорошо растениям –
хорошо и деревьям. Поэтому лес – это
целая система, очень сложная и
уязвимая, которую нам нельзя нарушать

Беларусь – удивительная лесная страна!
* 40 % нашей территории покрыто лесами!
* В лесах живут 457 видов позвоночных животных и более 20 тысяч
беспозвоночных. 28 пород деревьев, 300 пород птиц!
* В нашей стране встречаются такие редкие виды животных как зубр,
бурый медведь, рысь, выдра, беркут, орлан-белохвост, глухарь,
вертлявая камышовка, серый журавль и др.
У нас есть особенная книга – она называется Красной. Ее сделали для
того, чтобы вносить туда очень редкие виды растений и животных,
чтобы люди знали, кому угрожает опасность гибели и исчезновения,
кого нужно охранять и спасать. Все растения и животные, которые
указаны в этой книге – редкие, охраняются государством и в местах их
обитания созданы государственные заповедники и заказники

Береза -Свежий берёзовый сок считается очень
ценным лечебным напитком. В народном
фольклоре красота берёза всегда воспевалась,
этому дереву были посвящены песни и стихи, в
честь её были названы реки, озёра и даже
города.
Сосна -Именно в сосновых борах располагаются
многие санатории и дома отдыха, т.к. фитонциды,
которые выделяет сосна, очень губительны для
многих вредных микробов, а сосновая хвоя
выделяет наиболее легкие ионы кислорода,
благотворно воздействующие на человека

Самые распространенные деревья Беларуси:

Ель - вечнозеленое дерево. Ель всегда зеленая
потому, что хвоинки у дерева сменяются
постепенно, незаметно для поверхностного
наблюдения. Таким образом, ель и выглядит как
вечнозелёное дерево. Так же нашла своё
применение в производстве еловая смола, а
хвоя при изготовлении витаминной муки для
скота и птицы. Еловый лес полезен при
некоторых заболеваниях, т.к. воздух в нём
насыщен летучими веществами, убивающими
вредные бактерии.
Дуб - Это рекордсмен по
продолжительности жизни,
величине своей кроны и прочности
древесины, которая в некоторых
случаях может заменять даже
металл.

А вы знаете зачем нужен лес?

Важные значения леса:

Лес - место жизни и источник пропитания для людей и животных!

В Беларуси есть много людей, которые живут в селах,
деревнях, небольших городках. Благодаря им мы имеем
свежее мясо или молоко, картошку или яблоки, а еще
черничное варенье и хлеб. Это люди, живут и работают близко
к лесам. И для них лес – кормилец! Дрова, сруб, травы, ягоды,
грибы, гумус – все это равноценно золоту!
Грибы и ягоды, а также лекарственные растения – все это
называется «недревесными продуктами леса». Во многих
лесных посёлках именно это является заметным
источником заработка и без леса эти люди просто не
смогут выжить.
Сам лес как древесина – выполняет важнейшую роль для всей
нашей страны! Лесная промышленность (заготовка и
переработка древесины) является важной частью экономики,
от которой зависит благосостояние десятков тысяч людей

Лес – источник и запас чистой воды!

Наиболее известная защитная роль леса состоит в
том, что он предохраняет берега рек от эрозии
(размыва водой), закрепляет склоны, препятствует
возникновению оврагов. Корни деревьев и других
лесных растений связывают почву, препятствуют
образованию глубоких ложбин; толстая лесная
подстилка, мхи, лишайники также защищают
поверхностный слой почвы; лежащие на
поверхности почвы отмершие стволы и ветки
делают пути стока воды более извилистыми, а ее
течение замедленным.
Большая доля талой воды успевает
впитаться в почву, задержаться в ней, стать
хранилищем пресной воды, а потом, в
засушливое время – отдать ее растениям,
животным, деревьям и людям в том числе.

Лес – регулятор состояния климата!

Леса своим существованием оказывают
огромное влияние на состояние атмосферы.
Лес может существенно влиять на количество
осадков – дождя и снега. Доказано, что лес,
способствуя движению воздушных масс,
создает условия для выпадения большего
количества дождя и снега, чем на
территориях без такого леса. Еще лес
способен накапливать и испарять больше
воды, чем например поле или луг, поэтому
воздух в лесу и его окрестностях в
засушливую погоду оказывается более
влажным, чем на открытых безлесных
пространствах. Лес помогает бороться с
засухой!

Лес «поедает» углекислый газ и дарит нам кислород!

Деревья спасают нас от удушливых городских
газов, которые производят наши машины,
фабрики, заводы и вся промышленность.
«Поедая» эти выбросы – деревья отдают нам
кислород! Неправда ли, это замечательное
свойство деревьев!
Каждое дерево перерабатывает 1000 кг
углекислого газа в течение своей жизни!
Одно дерево вырабатывает 120 килограмм
кислорода за год! Это количество кислорода
обеспечит жизнь небольшой семьи (из 3-х
человек) в течение одного года.
Чтобы спасти одно дерево от вырубки,
необходимо собрать для вторичной переработки
около 80 кг бумаги.

Вода, Солнце и Углекислый газ – это
«пища» для дерева! А дыхание самого
дерева – это кислород!

Сегодня, когда мы живем в
городах, многие забыли о том,
что наше прошлое начиналось в
лесах и наши предки жили в селах
и деревнях, рядом с лесом,
который их кормил, а в войну –
прятал от захватчиков! По этому,
так же, как мы любим и уважаем
их – мы должны любить и
уважать лес, который когда-то
дал им жизнь, а сегодня
возможность жить нам.
Будем беречь лес, чтобы он
всегда мог радовать нас своей
красотой, свежим воздухом и
вкусными дарами!

А что мы можем
сделать уже сегодня,
чтобы сохранить наш
лес?

«OXRA»
ИНИЦИАТИВА
СОХРАНЕНИЯ ЛЕСА

vk.com/unite4les

Loading...Loading...