Конспект занятия познавательной деятельности «Лиственные и хвойные деревья. Конспект интегрированного занятия на тему «Деревья» в старшей группе

Конспект непосредственно – образовательной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста

(«Познание», «Коммуникация», «Социализация»)

ТЕМА: «Деревья»

С использованием ИКТ, здоровьесберегающих технологий

Программное содержание:

Цель : Знакомить с особенностями внешнего вида и названиями деревьев леса. Упражнять в различении деревьев по внешним признакам.

Задачи:

Образовательные: Учить сравнивать деревья по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, в форме листа).

Развивающие:

Развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать связную речь у детей.

Воспитательные: Воспитывать интерес к изучению удивительного мира растений. Учить беречь природу. Способствовать формированию коммуникативных навыков.

Методы: Практический, игровой, наглядный, словесный, слуховой.

Приемы: Рассказ- беседа, игры,

Предварительная работа:

Ежедневные наблюдения на прогулке, изобразительная деятельность по теме «Деревья». Составление загадок о деревьях.

Чтение стихов и рассказов о деревьях. Рассматривание иллюстраций о лесе.

Материал: Стихи, пословицы, поговорки о деревьях, ветки деревьев с листьями, картинки с грибами.

Оформление: Иллюстрации и картинки с деревьями.

Аппаратное обеспечение : магнитофон.

Реализация Федеральных государственных требований: интеграция полученных умений и навыков образовательные области

«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», « Здоровье», использование игровой ситуации на протяжении всего занятия.

Внедрение развивающих технологий в работе с детьми.

Образовательные ресурсы: Программа «От рождения до школы»

Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

Интернет ресурсы:

Ход занятия:

Организационный момент:

Дети входят в группу, где звучит пение птиц

Воспитатель: Ребята куда это мы попали?

Дети: В лес.

В: В лесу много деревьев.

Отгадайте загадку: «Нам в дождь и зной поможет друг

Зелёный и хороший.

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек» (Дерево)

Игра с мячом «Назови дерево»

Чем похожи деревья между собой?

Дети: У них есть корень, ствол, ветки, листья.

Где ещё растут деревья? (В парке, в саду, вдоль дорог.)

Основная часть:

Загадывание загадки: «Русская красавица,

Стоит на поляне,

В зелёной кофточке

В белом сарафане» (Берёза)

«Стоит красавица на поляне

В белом сарафане, в желтом одеянии.

Летом цветёт, зимой греет.

Настанет весна - истечёт слеза» (Берёза)

Просмотр презентации « Русская береза»

«Что такое берёза?»

«Цвет осени»

« Поздняя осень»

«Зимняя берёза»

«Весенняя берёза»

«Плакучая Берёза»

«Берёза лекарь»

«Что же даёт человеку берёза?»

Физкультминутка «Березки». Дети изображают деревья в разное время года, следуя словами воспитателя:

Лето. Берёзки разговаривают друг с другом, шелестя листочками, помахивая веточками.

Осень. Опадают листья на берёзах. Все чаще дует сильный,

порывистый ветер, который раскачивает деревья из стороны в сторону.

Зима. Веточки на берёзах дрожат от холода. Снег прибегает их к земле.

Весна. Снег тает. Ветки поднимаются вверх. Набухшие почки лопаются, и появляются нежные листочки.

Игра: «Чьи детки с ветки?»

Дети называют листья к картинке-дереву.

Лист березы - к берёзе

Лист кленовый - к клёну

Лист дубовый - к дубу

Лист осиновый - к осине

Лист ивовый – к иве

Лист тополиный – к тополю

А кто подруга берёзы? (осина)

Послушайте загадку. «Если дунет ветерок,

Задрожит её листок,

Ветерок совсем не сильный,

Но дрожит листок осины»

В. Как вы думайте, чем отличаются берёза от осины?

Дети. У них разный цвет ствола. У берёзки ствол белый с чёрными черточками, а у осины серо- зелёный. В. Как можно сказать, одним словом о белом стволе берёзы? Белоствольная берёза.

Берёза – единственное в мире дерево с белой корой.

В. Ребята, для чего берёзе черные черточки?

Оказывается, берёза дышит через них и называются они чечевички.

Чем ещё отличаются эти деревья?

Обратите внимание листья одинаковые?

Разные. Лист осины круглый, с волнистыми краями, а у берёзы листья с зубчиками.

В. Давайте рассмотрим ветки, потрогаем их и сравним.

У осины ветки прочные, крепкие, а у берёзы, гибкие, нежные. Люди говорят, что коса, есть у берёзы.

Как вы думайте, почему так говорят?

Когда дует ветерок, ветки у березы как косы заплетаются.

Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.

Посмотрите, как много растет берёзок – подружек. Рассматривание иллюстрации. Такой лес называется берёзовой рощей или березняком. Лес, в котором растут только осины – осинник.

Лес, где растут – берёзы, осины и другие деревья, имеющие листву, называются лиственными.

Упражнение на дыхание «Деревья и ветер»

Дети делятся на две группы: первая команда – ветер, вторая -деревья.

Команды встают друг против друга.

Воспитатель напоминает правило: дышим правильно.

Ветер дует тихо, качаются веточки – пальчики, ветер набирает силу – качаются большие веточки – руки, подул сильный ветер - качаются стволы деревьев.

Стараемся дышать правильно.


Программное содержание:

  • Учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, в форме листа, расположению хвоинок на ветке).
  • Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (осину к осиннику, ель - к ельнику и т.д.).
  • Развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать связную речь у детей.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Способствовать формированию коммуникативных навыков. Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.

Предшествующая работа:

  • наблюдения за елью, сосной в уголке леса на территории ДОУ;
  • чтение литературы природоведческого характера; разучивание стихов о природе;
  • рассматривание иллюстраций о лесе;

Словарная работа:
березовая роща, березняк, осинник, ельник, сосняк, сосновый бор; хвойный лес, лиственный лес; белоствольная; хвоинки, хвоя.

Материалы к занятию:

  • ветки березы и осины, ели и сосны в вазах с водой;
  • иллюстрации с изображением березовой рощи, осинника, ельника, сосняка в разное время года;
  • хвоя сосны и ели в тарелочках;
  • шишки сосны и ели в контейнерах;
  • иллюстрация с изображением сосновой ветки с шишками;
  • мяч для игры;
  • раздаточные карточки с изображением одиночных деревьев: березы, осины, ели, сосны.

Ход занятия:

Сегодня у нас будет необыкновенно интересное занятие. А знаете почему? Потому что я получила письмо-приглашение в лес.

А вы сможете объяснить, что означает слово лес?

«Лес – это место, где растет много разнообразных деревьев (каких?), живут различные дикие животные, растут грибы и ягоды. В лесу мало солнечного света т.к. в нем растет много деревьев».

А вы знаете какие-нибудь пословицы о лесе?

«Лес-богатство и краса, береги свои леса»

«Враг природы тот, кто леса не бережет»

«Много леса не губи, мало леса береги, нет леса - посади»

А кто хозяин леса?

Молодцы, но прежде чем отправиться в лес, что мы должны вспомнить?

Правильно, правило поведения в лесу.

1. Не будем ломать ветки деревьев, не будем на ней царапать слова.

2. Не будем рвать цветы, а будем ими любоваться.

3. Не будем срывать незнакомые ягоды и грибы, и не будем вырывать их с корнем.

4. Нельзя шуметь, нельзя обижать животных.

Хотите послушать сказку про деревья?

“Жили – были деревья – подружки:

Елка – Зеленушка.

Береза – Веселушка.

Рябина – Краснощечка.

Сосна – Стройнушка.

Они жили дружно,но однажды они заболели хвастовством. Давайте послушаем их хвастливые речи:

Елка – Зеленушка : “Лучше меня, ели, вы не найдете, я всю зиму зеленая. Вот где настоящая красота. И иголки свои я постепенно меняю через 5-7 лет. Но не все сразу, а по очереди, поэтому я всегда зеленая. На Новый год вокруг меня хороводы водят. И бумагу из меня делают, и искусственный шелк, и дома из меня строят и музыкальные инструменты. Вот как: я намного лучше и нужнее вас всех.

Сосна – Стройнушка : “Что бы вы там не говорили, а я самое красивое дерево. Ствол у меня ровный и иголки длиннее чем у елки. А строят из меня и дома и бани. И еще я иду на строительство корабельных мачт. Я самое главное дерево.

Рябина – Краснощечка : “Хвастайтесь, хвастайтесь, а я вам вот что скажу: стройней и изящнее меня вы нигде не найдете. И еще когда осенью я облачаюсь в желтый наряд, гроздья моих ягод видны издалека, а в них уйма витаминов. Скольких птиц я спасаю зимой от голода! Да и люди не прочь полакомиться ими. Так – вот!

Береза – Веселушка : “А о ком стихи и песни сочиняют? Такие, например: “Белая береза под моим окном…” Как звучит! И ствол у меня белый, не то что у вас. А почками моими можно от простуды вылечить, настоем суставы натирать чтобы не болели. Дрова мои дают много тепла. А еще из меня делают мебель, лыжи, деготь. Так что я королева!”

Там полным полно чудес.

В нем живут дары природы

Для людей и лесного народа

Ну что не боитесь отправиться в лес. Но вот беда, в наш лес можно попасть только в заколдованном виде. Придумала. Давайте мы с вами скажем волшебные слова:

Раз, два, три наклонись

Раз, два, три повернись

Раз, два, три покружись

И в лесу ты окажись.

По пути, чтобы нам было веселей мы споем песенку про друзей.

(В это время в группу влетает самолетик – письмо. Воспитатель читает.)

“Я старичок-лесовичок. Вы попали в мои владения. И чтобы опять попасть домой и вам придется выполнить мои задания. Все они спрятаны в сундучке. Отгадайте и дорога домой вам открыта”.

Ну что ребята давайте думать, домой ведь хочется.

(Сундучок накрыт скатертью на журнальном столике, в нет три конверта с цифрами 1,2,3.)

Как вы думаете, какой конверт нам открыть первым? (с цифрой 1). В этом конверте задание, в котором надо показать и ответить, что нужно для роста и жизни наших деревьев.

Задание 1

1) Солнце – источник света. Дерево не может жить без света. Оно, как художник, окрашивает листики в зеленый цвет. В них находиться особая «пища» для дерева (зернышки хлорофилла, которые делают лист зеленым). Одни деревья предпочитают светлые места (сосна, лиственница), другие могут расти и в тени (ель, липа). Когда осенью световой день становиться короче, деревья получают сигнал – нужно готовиться к зиме.

2) Солнце источник тепла. Одни из них выдерживают холод, другие способны жить только в тепле. Если зимой бывают очень сильные морозы, растение может погибнуть, замерзнуть. От количества тепла зависит и начала появления листьев.

3) Деревья пьют воду, как и люди. Одним деревьям нужно много влаги, другие обходятся небольшим количеством воды. Воду дерево получает с дождем, кроме дождей бывают и другие виды осадков: снег, роса, иней, град. Снег – укрывает корни, словно теплая шуба, спасает от вымерзания. Весной, когда снег тает, дерево поит талая вода.

4) Деревья, как и люди должны дышать. Растениям как и нам нужен чистый воздух. От грязного они погибают. В том же время сами деревья очищают воздух.

5) Ветер – переносить пыльцу растений (ели, сосны), а также распространяет семена (ели, березы, сосны, клена, ясеня, тополя, липы).

6) Птицы – в жизни разных деревьев играют разную роль. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве.

7) Пчелы, шмели, бабочки и другие насекомые пьют сок - нектар из цветков и опыляют их.

8) Дождевые черви рыхлят почву, делают ее пригодной для развития растений.

Интересно, а слышал ли нас старичок-лесовичок? (звучит музыка)

Ну, вот он подал нам знак. Пора вскрывать другой конверт. А который по счету? (второй)

Задание 2

Вам нужно ответить на такой вопрос: чем отличается береза от осины?

У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у осины серо-зеленый.

Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы?

БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза.

Береза - единственное в мире дерево с белой корой.

Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Варианты детских ответов).

Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ.

Чем еще отличаются эти деревья?

Обратите внимание на листья. Они одинаковые?

Разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками.

Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните.

У осины ветви прочные, крепкие. А у березы ветви тонкие, гибкие, нежные.

Люди говорят, что коса есть у березы. Как вы думаете, почему так говорят?

Когда дует ветерок, ветки у березы, как косы, заплетаются.

Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.

Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок – подружек. Такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ.
Повторите, пожалуйста.

Лес, в котором растут только осины, называется – ОСИННИК.

Повторите это новое слово.

Лес, где растут березы, осины и другие деревья, имеющие листву, называется ЛИСТВЕННЫМ.

Как вы думаете, почему лиственный лес так называется?

На ветвях этих деревьев растут листочки.

Ой, слышите музыку, это означает, что мы дали правильный ответ на второе задание.

ФИЗМИНУТКА:

«Наступило утро,

Солнышко проснулось,

И березки к солнцу потянулись. (руки вверх, встать на носочки)

Поздоровались друг с другом,

Наклонившись в стороны. (наклоны в стороны)

С солнцем поздоровались,

Радуясь дню новому. (руки вверх, помахать ими).

Ну, что у нас остался один конверт. С какой цифрой? (три). Который по счету? (третий). Интересно, что спрятано в этом конверте?

Вам надо будет правильно ответить на задание: какие деревья растут в хвойном лесу?

Какие деревья растут в хвойном лесу?

Сосны, ели.

Кто знает загадку про ель и сосну?

Зимой и летом одним цветом.

Ее всегда в лесу найдешь –

Пойдем гулять и встретим

Стоит колючая как еж,

Зимою в платье летнем. (ель)

У меня длинней иголки

Чем у елки

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке

Ветви только на макушке. (сосна)

Почему эти деревья стоят зеленые?

Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву.

Посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется ЕЛЬНИК.

Что вы можете рассказать о ёлочке?

Верхние ветви у елей молодые, короткие, а внизу старые, длинные. Кора темная, шершавая.

Какой ствол у сосны?

Светлый, золотистый. Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола голая. Сосны вырастают обычно выше елей.

Лес, где растут одни сосны, называется СОСНОВЫЙ БОР или СОСНЯК.

Устали бродить по лесу? Давайте присядем на полянке и рассмотрим ветви сосны и ели и их шишки.

Чем они похожи?

Ветка сосны зеленая и ветка ели зеленая. У сосны иголки и у ели иголки.

«Даже елки мы вначале

От сосны не отличали:

Раз растут иголочки,

Значит, это елочки.

А когда на ветку ели

Мы поближе поглядели,

Оказалось, что она

Не такая как сосна».

Так чем же отличается сосновая ветка от еловой?

Иголочками.

По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется ХВОЙНЫМ.

Скажите, почему хвойный лес так называется?

Какие хвоинки у сосны?

Длинные, мягкие, светлые.

Короткие, колючие, темные.

Кто из вас заметил, чем еще не похожи хвоинки?

Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной.

Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая.

Посмотрите на подсказку (показываю картинку, на которой изображена ветка ели с шишкой).

Какие шишки у ели?

Еловая шишка удлиненная. У нее более мягкие чешуйки.

Что вы расскажете про сосновые шишки?

Сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками.

Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки.

Засиделись мы с вами на полянке, давайте поиграем в игру «Каждому дереву свой листочек».
- На карточках - хвойные и лиственные деревья. Возьмите с волшебного дерева листок и найдите каждому листочку свое дерево. (В процессе игры спрашиваю, почему дети поместили тот или иной листок именно сюда).

Входит старичок-лесовичок

Молодцы, ребята, вы знаете много полезного и интересного. Но, мой лес хранит еще много загадок. Я с нетерпением буду ждать вас в гости. На прощание примите мой сюрприз. А найдёте его в сундучке.

Ну, вот мы и дали ответы на все вопросы. Попробуем вернуться домой. Давайте вспомнить наши волшебные слова и нашу песню.

Раз, два, три наклонись

Раз, два, три повернись

Раз, два, три покружись

И в саду ты окажись.

Ребята, а как же наша сказка о деревьях – подружек. “Налетел ветерок на лес, смахнул с листочков и хвоинок все хвастовство. Посмотрели березки, рябинки, сосенки, елочки по сторонам, им стало стыдно за свое поведение, и они опять стали жить дружно.

Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы.

«Мне по нраву только тот,

Мир лесной кто бережет,

Тот, кто веток не сломает,

Тот, кто птичку не спугнет,

Мухомор сшибать не станет,

И костер не разведет,

Кто всегда, всегда в лесу

Уважает тишину».

УВАЖАЙТЕ ТИШИНУ, БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ – ВЕДЬ МЫ - ЧАСТИЧКА ЕЕ! (все вместе)

Литература:

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада.- М., 1991 г. – 42 с.
  2. Бондаренко Т.М. « Экологические занятия с детьми 5-6 лет» - Воронеж: ТУ «Учитель», 2002 г.- 52 с.
  3. Рыжова Н.А. Экологический проект «Дерево»- «Обруч». – 1997 г. - №2 – 32-35 с.
  4. Рыжова Н.А. «Здравствуй, дерево!» - «Дошкольное воспитание». – 2002 г. - №10 с 15-20
  5. Рыжова Н.А. Экологический проект «Здравствуй, дерево!»- М.: Карапуз, 2005. – 43-36 с.

Конспект занятия на тему "Деревья и Кустарники"

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество» (рисование), «Социализация»
Цель: учить различать деревья и кустарники.
Задачи:
1.Учить детей разделять предложенные объекты на группы, опираясь на схему.
2.Учить выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников (корень, лист) и различия (у дерева один ствол, а у кустарника много).
3. Развивать речь детей, обогащать активный словарь (название деревьев, кустарников, частей объекта).
4.Воспитывать интерес к миру растений.
Материалы и оборудование: схемы «Дерево», « Кустарник», предметные картинки деревьев и кустарников. На каждого ребенка: лист бумаги формата А5, карандаш.
Предварительная работа: знакомство с понятиями «дерево», «кустарник» , наблюдения в природе, рассматривание предметных картинок с изображением деревьев и кустарников

1.Организационный момент.
В: - Дети посмотрите кто пришёл сегодня к нам в детский сад?
Да это же Незнайка. Только посмотрите, какой он грустный.
-Что случилось Незнайка?

(Подносит игрушку к уху, делая вид, что Незнайка что-то шепчет).
Воспитатель: - Оказывается, Незнайка не знает, что такое дерево и что такое кустарник и все в цветочном городе смеются над ним. Давайте, поможем Незнайке разобраться, какое же растение называют деревом, а какое кустарником.
(Дети соглашаются помочь Незнайке.)
2.Чтение схем.
Воспитатель: - Вот посмотрите, перед вами 2 схемы.
Как вы думаете, какому растению
подходит первая схема?
(Дети: Это схема подходит дереву.)
Воспитатель: - А как вы догадались?
(Дети: Потому, что у дерева есть корни, один ствол и листья.)
Воспитатель: - Правильно!
А какому растению подходит вторая схема?
(Дети: Это схема подходит кустарнику.)
Воспитатель: - Почему?
(Дети: Потому, что у кустарника есть корни, много стволов и листья.)
Воспитатель: - По этим схемам сразу можно догадаться, что у дерева и кустарника есть общего, а чем они отличаются.
Матвей, как ты думаешь,
чем похожи деревья и кустарники?

(Матвей: У деревьев и кустарников есть корни и листья.)
Воспитатель: - Лера, как ты думаешь, чем отличаются деревья и кустарники?
(Лера: У дерева один ствол, а у кустарника много.)
Воспитатель: - Вот Незнайка, теперь ты знаешь, что такое дерево и что такое кустарник. Ребята, Мы немного устали давайте немного отдохнём и Незнайка хочет с вами поиграть.
3.Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок всё тише, тише
Деревцо всё выше, выше.
Воспитатель: - А теперь, Незнайка, мы расскажем тебе, какие в природе бывают деревья и кустарники.
4.Отгадывание загадок.
(Деление предложенных объектов на группы,
опираясь на схемы.)
Воспитатель: - Ребята, послушайте мои загадки, а отгадки (картинки) мы

Предпросмотр страницы №1

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество» (рисование), «Социализация»

Цель: учить различать деревья и кустарники.

1.Учить детей разделять предложенные объекты на группы, опираясь на схему.

2.Учить выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников (корень, лист) и различия (у дерева один ствол, а у кустарника много).

3. Развивать речь детей, обогащать активный словарь (название деревьев, кустарников, частей объекта).

4.Воспитывать интерес к миру растений.

Материалы и оборудование: схемы «Дерево», « Кустарник», предметные картинки деревьев и кустарников. На каждого ребенка: лист бумаги формата А5, карандаш.

Предварительная работа: знакомство с понятиями «дерево», «кустарник» , наблюдения в природе, рассматривание предметных картинок с изображением деревьев и кустарников

1.Организационный момент.

В: - Дети посмотрите кто пришёл сегодня к нам в детский сад?

Да это же Незнайка. Только посмотрите, какой он грустный.

Что случилось Незнайка?

(Подносит игрушку к уху, делая вид, что Незнайка что-то шепчет).

Воспитатель: - Оказывается, Незнайка не знает, что такое дерево и что такое кустарник и все в цветочном городе смеются над ним. Давайте, поможем Незнайке разобраться, какое же растение называют деревом, а какое кустарником.

(Дети соглашаются помочь Незнайке.)

2.Чтение схем.

Воспитатель: - Вот посмотрите, перед вами 2 схемы.

Как вы думаете, какому растению

подходит первая схема?

(Дети: Это схема подходит дереву.)

Воспитатель: - А как вы догадались?

(Дети: Потому, что у дерева есть корни, один ствол и листья.)

Воспитатель: - Правильно!

А какому растению подходит вторая схема?

(Дети: Это схема подходит кустарнику.)

Воспитатель: - Почему?

(Дети: Потому, что у кустарника есть корни, много стволов и листья.)

Воспитатель: - По этим схемам сразу можно догадаться, что у дерева и кустарника есть общего, а чем они отличаются.

Матвей, как ты думаешь,

чем похожи деревья и кустарники?

(Матвей: У деревьев и кустарников есть корни и листья.)

Воспитатель: - Лера, как ты думаешь, чем отличаются деревья и кустарники?

(Лера: У дерева один ствол, а у кустарника много.)

Воспитатель: - Вот Незнайка, теперь ты знаешь, что такое дерево и что такое кустарник. Ребята, Мы немного устали давайте немного отдохнём и Незнайка хочет с вами поиграть.

3.Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок всё тише, тише

Деревцо всё выше, выше.

Воспитатель: - А теперь, Незнайка, мы расскажем тебе, какие в природе бывают деревья и кустарники.

Подгрупповое логопедическое занятие по развитию связной речи

На тему: Деревья. Лес.

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о лесе и деревьях.

Образовательные :познакомить с названиями деревьев: береза, дуб, клен, рябина; обогащение словаря по теме: «Лес. Деревья»; образование прилагательных от существительных.

Коррекционные : развитие общей и мелкой моторики, слухового восприятия, выработка устойчивой воздушной струи.

Воспитательные : воспитание бережного отношения к родной природе.

Оборудование : предметные картинки по теме: «Деревья. Лес», сенсорная дорожка, программный комплекс «Игры для Тигры», песочный стол.

Ход занятия

I.Организационный момент.

1.Коммуникативная игра «Поздоровайся, дружок!».

Дети входят в сенсорную комнату и встают в круг .

Бегали, ходили,

Озорными были,

А как встали в кружок,

Поздоровайся, дружок!

Дети садятся на пуфики.

2.Беседа.

Здравствуйте ребята, к нам пришло письмо. Пишет его Лесовичок. Давайте прочитаем что в нем написано. «Дорогие ребята, здравствуйте! Я Лесовичок- хранитель леса. Охраняю я лес от людей, которые не ценят и не берегут лес. Оставляют мусор, жгут костры, вырубают и ломают деревья и кустарники. Я очень надеюсь, что вы этого делать не будете. Ведь без леса, без деревьев нам не прожить. Помните это! Прошу вас, относится к лесу бережно!»

II.Основная часть

3. Введение в тему.

Правильно ребята, лес и деревья – друзья всего живого на земле. Скажите, а что же такое лес? Лес- это место где растет много деревьев. Деревья на нашей планете бывают самых разных видов. Лес, ребята, - это богатство нашей Родины- России. Лес, такой красивый и нарядный во все времена года, дарит всем окружающим свежий и чистый воздух, богатый кислородом, который так необходим людям и животным. Лес является домом для зверей и птиц. Плоды разных деревьев кормят животных и птиц.

Сегодня мы с вами поговорим о лесе. И тема нашего занятия «Лес».

4.Отгадай загадки.

Ребята, мы знаем, что в лесу растет много деревьев. А вот какие деревья растут в лесу, мы узнаем, когда отгадаем загадки.

Русская красавица стоит на поляне,

В зеленой кофточке, в белом сарафане.(береза )

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок-

Ничего, что плод мой мелок. (дуб)

Сучки рогатые, плоды крылатые,

А лист- ладошкой, с длинной ножкой. (клен)

Весною зеленела, летом загорела,

Осенью надела красные кораллы. (рябина)

Давайте попробуем найти картинку с деревом, которое вы назвали, у меня на столе и прикрепим ее на доску.

(дети называют деревья, находят картинку дерева, которое называет и прикрепляют на доску)

5.Опиши дерево.

Посмотрите сколько деревьев в нашем лесу.

Береза- гладкий белый тонкий ствол с черными пятнами, тонкие ветки, опущенные вниз, треугольные листья.

Дуб- толстый ствол и ветки, листья овальные, есть желуди.

Клен- ствол темно-серый, листочки похожи на растопыренную ладошку.

Рябина- ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. У рябины есть красные ягоды.

6. Сенсорная дорожка.

Ребята, вам нравится гулять в лесу? (ответы детей)

А теперь давайте представим, что мы прогуляемся с вами по лесным дорожкам.(Дети ходят по сенсорной дорожке под музыку и проговаривают стихотворение)

Друг за другом мы идем

И ничуть не устаем.

Поднимаем ножки

На лесной дорожке.

Левой раз, правой раз,

Посмотрите вы на нас.

Всем в лесу на удивленье

Разные растут деревья:

Распустила ветви-косы

Белоствольная береза.

Дуб раскинул свои ветви,

И не страшен ему ветер.

Шелестят листвой деревья,

Словно разговор ведут,

Руки-ветви распустили,

Птичек в гости пригласили.

7. Слуховая гимнастика.

Давайте закроем глаза и послушаем звуки леса.

Дети закрывают глаза и слушают звуки леса.

Ребята, какие звуки вы слышали в лесу? (пение птиц, шум листьев, дуновение ветра)

8. Дыхательная гимнастика (игры для Тигры)

Давайте по очередиподуем на одуванчик.

Дети дуют на одуванчик.

9. Артикуляционная гимнастика

10.Игра «С какой ветки детки».

Давайте поиграем в игру. Найдите, с какого дерева упаллисточек, и назовите его.

Лист с березы (какой?)… березовый

Лист с дуба (какой?) …дубовый

Лист с рябины (какой?)…рябиновый

Лист с клена (какой?)…кленовый

(на доске висят картинки деревьев, дети поднимают с пола листок и находят, с какого дерева он упал)

Молодцы ребята, хорошо справились с заданием.

11.Пальчиковая гимнастика «В лесу»

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы пошли в лесок гулять.

Этот пальчик - по дорожке. сжимают и разжимают кулаки

Этот пальчик - по тропинке,

Этот пальчик - за грибами.

Этот пальчик - за малинкой.

Этот пальчик птиц увидел.

Птицы с шумом улетели, встряхивают кистями

С ним играть не захотели. сжимают и разжимают кулаки

12. Рисование на песке.

Давайте нарисуем на песке листочки, которые вы нашли, но сначала вспомним правила рисования на песке.

Дети вспоминают правила и рисуют на песке листочки.

13. Правила поведения в лесу . А вы знаете как нужно вести себя в лесу?

1.Не разоряйте птичьигнезда.

2.Нешумите в лесу.

3.Не разжигайте костры в лесу.

4.Не оставляйте мусор в лесу.

Запомнили как нужно себя вести в лесу.

III. Итоги занятия

Давайте с вами вспомним, какие деревья мы с вами встретили, гуляя по лесу. Повторяйте за мной движения. (дети изображают деревья)

Могучий дуб – руки к плечам, пальцы сжать в кулаки.

Стройная береза – руки подняты вверх, кисти рук слегка наклонены в стороны.

Клен – кисти рук скрещены вверху над головой, наклонены вперед

Молодцы, ребята, замечательно изобразили деревья.

Сегодня мы побывали в лесу. Вспомнили, какие деревья растут в лесу. Вспомнили правила поведения в лесу. Я уверена, Лесовичок может быть спокоен, вы будем к лесу относиться бережно. А чтобы вы не забыли правила поведения в лесу, вот вам дом. задание. Вам надо раскрасть рисунок.

Задачи:

— развивать восприятие, внимание, память и мышление, звуко-буквенный анализ и синтез, творческое воображение, фразовую речь при ответах на вопросы и умение свободно и легко излагать свои мысли;

— расширять и активизировать словарь по теме «Деревья»;

— учить делить слова на слоги, устанавливать семантическую связь между непроизводными и производными словами одного словообразовательного гнезда;

— воспитывать нравственные качества (доброжелательность, толерантность, умение понимать и помогать друг другу, бережное отношение к природе);

— формировать навыки конструктивного взаимодействия друг с другом;

— создавать позитивный эмоциональный климат в группе.

Оборудование : картинки с изображением деревьев и плодов; «чудесный» мешочек с контурами листьев; фланелеграф; картинки с изображением хвойных, лиственных и плодовых деревьев; дерево, вырезанное из ватмана, или большая ветка; разноцветные ленточки; карточки с буквами; «билеты» для путешествия; корзинка с орехами.

Психолог. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие.

Логопед. Ребята, я хочу познакомить вас с мальчиком Васей и его друзьями.

Послушайте стихотворение:

Однажды приснился Василию сон,

Как будто куда-то отправился он.

С подругой Маринкой, с собакой Батоном

Они очутились в лесу незнакомом.

Вот пальма, осина и яблоня тут...

Они почему-то здесь вместе растут.

Средь рощи оливковой высится липа,

Под липой — береза лианой обвита.

Батон зарычал и залаял тревожно —

Скажите, ну как же такое возможно?

Все страны смешались тут с материками,

С цветами — плоды и стволы — с черенками.

Ну как различить, где тайга, где саванна?

Наверное, это дела урагана!

Психолог . Ребята! Васе приснился интересный, необычный и красочный сон.

Логопед. Вася удивился: почему ему приснился этот сон? Что он означает?

Психолог. Он посмотрел в календарь и увидел, что 21 сентября отмечается праздник — Международный день мира. На планете Земля живут разные народы, у которых свои обычаи и традиции. Мы с вами отправимся в путешествие по всему миру. Вы любите путешествовать?

Дети. Да.

Логопед . А еще в разных странах живут различные животные, растут необычные растения и деревья.

Психолог. Но самое главное — жить дружно и беречь природу. А еще важно знать и любить то, что нас окружает, друг друга, помогать всем. Поэтому каждый год в сентябре мы и отмечаем Международный день мира. Но нам пора в путешествие. Готовы?

Дети . Да.

Психолог. Сегодня вы узнаете, какие деревья растут на нашей планете.

Психолог. Ребята, чтобы отправиться в путешествие, нам нужны билеты. Вы их получите, если выполните задание.

Игра «Какой лист»

Психолог. У меня в волшебном мешочке лежат листья деревьев и кустарников. Вам нужно определить, какой это лист.

Психолог достает из мешочка листья, а дети говорят, от какого они дерева или кустарника.

Логопед. Молодцы! У всех есть билеты, и мы отправляемся в путешествие по всему миру. Вы уже знаете многие деревья. Помните, что все они имеют плоды. Давайте выполним упражнение. Я буду называть и показывать дерево, а вы — находить и называть его плод. И вместе мы вспомним, где оно растет.

Игра «Плоды»

Логопед показывает картинку с изображением дерева, а дети называют его плоды и выбирают картинки с их изображением.

Словарный материал : актинидия (киви), черемуха (ягода), дуб (желудь), каштан (коробочка), клен (крылатка), олива (оливка), гранат (гранат), апельсиновое дерево (апельсин), манго (манго), береза (сережка), лимонное дерево (лимон), акация (боб), миндаль (орех), секвойя (шишка), яблоня (яблоко), ель (шишка).

Психолог. Ребята, деревья растут в лесах и садах. Леса бывают разными. Давайте вспомним, какими. Если в лесу растут только ели, сосны, лиственницы, какой это лес?

Дети. Хвойный лес.

Психолог. Почему он так называется?

Дети отвечают.

Если растут березы, осины, рябины, липы, как мы называем такой лес?

Дети . Лиственный лес.

Психолог. Почему он так называется?

Дети отвечают.

Как называется сад, где растут яблони (груши, вишни, сливы)?

Дети отвечают.

Упражнение «Посади дерево»

Психолог. Вам нужно выполнить следующее задание: «посадить» свое дерево. Для этого надо взять карточку, на которой нарисовано дерево, назвать его и прикрепить к той картине, где может расти ваше дерево. Важно объяснить, почему вы «сажаете» свое дерево именно на этой картине.

Эстафета «Собери слово»

Логопед. Ребята, вы молодцы! Справились со сложным заданием. Путешествие у нас долгое, и, чтобы не устать, предлагаю поиграть. Давайте разделимся на три команды. Каждая будет собирать свое слово.

Словарный материал : липа, киви, кедр.

Упражнение «Соберем семью»

Логопед. Ребята, в мире мы можем встретить различные хвойные и лиственные леса. Везде растут деревья. Сейчас мы будем «собирать семью» (подбирать родственные слова) к слову «дерево». Если слово, которое я назову, подходит, хлопайте в ладоши. Каждое решение обсудим.

Дети выполняют задание.

Словарный материа л: деревце, реветь, деревянный, одеревенеть, деревяшка, драка, древесина, драть, краснодеревщик, одеревеневший, дрель.

Психолог. Молодцы, ребята! Нужно выполнить следующее задание.

Упражнение «Дерево Мира»

Психолог. Мы отмечаем праздник — Международный день мира. Вы уже знаете, что в мире растет много деревьев. Давайте мы «посадим» свое дерево — Дерево Мира. У меня много ленточек разного цвета. Выберите ту, которая вам нравится, и привяжите к веточкам нашего дерева.

Дети выполняют задание.

Логопед. Какое красивое дерево у нас получилось. Оно вызывает чувства радости и гордости. Давайте вспомним еще раз, какие деревья мы с вами встречали в нашем путешествии.

Упражнение «Деревья»

Сосна, сосна, Дети отхлопывают слоги.

Проснись ото сна. Потягиваются,

Березка, березка, Отхлопывают слоги.

Утри свои слезки. Смахивают «слезы» со щек.

Дуб, дубочек, Отхлопывают слоги.

Дай листочек. Наклоняются вперед, вытягивают руки вперед, затем разводят их в стороны.

Елочка, елка, Отхлопывают слоги.

Распуши иголки. Стоя на одной ноге, соединяют руки над головой, растопыривают пальцы.

Психолог. Ребята, нам пора возвращаться в группу. Но деревья за ваши знания и доброе отношение решили вам сделать подарок. У нас есть волшебная корзинка, а в ней — различные орехи. Это вам.



Loading...Loading...