Бойцовский клуб читать онлайн полностью. Кому стоит прочитать «Бойцовский клуб»

Год: 2016
Издательство: АСТ
Возрастное ограничение: 18+
Объем:154 стр.
Жанры: Контркультура, Современная зарубежная литература, Зарубежная литература

Выход в свет «Бойцовского клуба» наделал шума в литературных кругах. Этим произведением по-настоящему зачитывались люди со всего мира. Книга по-настоящему бунтарская и противоречивая, проповедующая анархизм в крайних его формах. В центре романа — главный герой, страдающий бессонницей, вследствие потери интереса к жизни. Он не принимает общество потребления, занятое лишь накоплением материальных благ, а также недоволен тем, как понимается мужественность в американской культуре. Главный герой протестует против офисного планктона, который безлик и одинаков в своей массе. Эти люди не умеют дать отпор начальству, врагам и т.п, а просто безропотно прогибаются под этот алчный мир. И в качестве бунта на такое бесхребетное, молчаливое общество главный герой создает свою собственную систему, под названием Бойцовский Клуб, клуб для настоящих мужчин, где участников учат саморазрушению, а не самосовершенствованию, где мужчин учат давать отпор обидчикам, где участники устраивают между собой жёсткие, кровавые бои без правил.

Но так ли эта идея хороша, как кажется, на первый взгляд? Главный герой говорит, что нужно бороться с прилизанным, беловоротничковым обществом. Но, по его мнению, настоящий мужчина — это брутальный альфа-самец, решающий все свои проблемы кулаками и кровью. А иные — просто инфантильные особи, подчиняющиеся матриархату и женскому феминизму. Но инфантилизм — это как раз-таки незрелость в развитии, неспособность принимать продуманных решений, это эмоции, бьющие через край. Жестокие драки, насилие и кровь — это не признак мужественности, а наоборот, особенность развития людей, которые застыли в пурбентантном периоде. Это особи, мечтающие ощущать себя крутыми, и именно из-за неуверенности в себе, страхов и комплексов, пытаются протестовать не против мира, а против себя, жалкого неудачника. Это люди, как главный герой, не умеющие любить. Слово любовь у них ассоциируется с глаголом «обладать», а не «заботиться».

Ведь на самом деле, когда личность самодостаточна, будет ли она кому-то что-то доказывать? Если человек считает, что мир вокруг неправильно построен, будет ли он его разрушать крайними методами? Ответ однозначен. Он будет его улучшать, в частности, начав, прежде всего, с самого себя. Он попытается как раз-таки самосовершенствоваться, а не саморазрушаться. Ведь какие формы приобретает протест главного героя? Избить человека до полусмерти, совершить какие-то вообще немыслимые вещи, как, например, добавить в суп клиентам собственную мочу… И это протест?! Это заявление о том, что мы лучше вас, людей общества потребления? Интересно, чем? Ведь вы выбрасываете в этот мир только злость, ненависть и неконтролируемую агрессию. А ещё где-то в глубине души прячется и зависть, ведь как ещё можно объяснить те мерзкие пакости, которые творят члены бойцовского клуба тайно? С этой точки зрения, история главного героя просто вредна для простого обывателя. Но главная мораль в том, что наш персонаж и сам в конце концов это понимает. Но зачастую понимание происходит уж слишком поздно, болезнь прогрессирует… Можно ли очистить мир от скверны насилием? Цель никогда не должна оправдывать средства для её достижения. Ни при каких обстоятельствах. А что может произойти в обратном случае, нам показал Чак Паланик в конце своего известного, шокирующего романа…

На нашем литературном сайте сайт вы можете скачать книгу Чак Паланик «Бойцовский клуб» бесплатно в подходящих для разных устройств форматах — epub, fb2, txt, rtf. Вы любите читать книги и всегда следите за выходом новинок? У нас большой выбор книг самых разных жанров: классика, современная фантастика, литература по психологии и детские издания. К тому же мы предлагаем интересные и познавательные статьи для начинающих писателей и всех тех, кто хочет научиться красиво писать. Каждый наш посетитель сможет найти для себя что-то полезное и увлекательное.

Так вот «Бойцовский клуб» ее упрощенный вариант. Если у Билли, который, кстати, существовал на самом деле, было ни много ни мало 24 воплощения, а у Джо всего два.

Тайлер Дерден активный, развязный парень, который сопровождает Джо все повествование. Он полная противоположность главного героя ­– часто идет на риск, не любит работать на дядю, умеет получить уважение и деньги из ниоткуда. Тайлер помогает Джо раскрыть свой потенциал, перестать зажиматься и научиться быть настоящим мужчиной.

Поговаривают, что «Бойцовский клуб» не лучшая книга Паланика, а скорее основная. В ней передана его главная идея, а именно замкнутость и ограниченность человека, его привязанность к обществу, к устоям, к вещам. Все это не дает человеку открыться, быть самими собой, а если мы и позволяем себе эдакую вольность, то резко осуждаем сами себя и стремимся обратно к стадности. Саму книгу Чак Паланик написал в пику издательствам, которые отвергли две его рукописи. «БК» получился гораздо жестче и этим привлек внимание издателей.

Кому стоит прочитать «Бойцовский клуб»?

По мнению ученых академии РАН эта книга должна быть прочитана каждым. Думаю, академики погорячились, «БК» подойдет далеко не каждому читателю, хотя бы из-за писательского стиля Паланика. Порой читаешь, и находит тошнота, одно мыловарение из человеческого жира чего стоит! Точно подмечено в «Бойцовском клубе» то, что даже на такие отвязные действия, как массовая драка, люди идут не в одиночку, а под предводительством вожака. Ради места в клубе они готовы просто на все. Закономерно, что женщинам нет места в клубе, единственное исключение — Марла Сингер, подружка Тайлера. Ее присутствие жутко раздражает Джо, который не понимает, что особенного в ней нашел Тайлер.

Довольно странноватые главные герои книги:

  • Марла – посещает анонимные собрания по всевозможным человеческим недугам, сама ни чем не болеет.
  • Тайлер – мыловар и легенда БК, увлекается взрывами.
  • Джо – клерк 30-ти лет, мечтающий погибнуть в авиакатастрофе, настоящее имя персонажа не указано, в тексте он именуется как Рассказчик.

Если вас заинтересовали нестандартные герои, то вам стоит прочитайте эту книгу. Я же остановлюсь на оценке 4 из 5, так как нервозный и апатичный голос этой книги не по мне. Контркультура жанр не для всех.

Экранизация «Бойцовского клуба»

В 1999 был представлен фильм Дэвида Финчера, главные роли исполнили Эдвард Нортон, Брэд Питт, Хелена Бонем Картер. Фильм получился зрелищным, в некоторых сценах актеры реально пьяны, в других отсутствуют на 80% (постельная сцена Марлы и Тайлера на 80% состоит из компьютерной графики). Если не решитесь прочесть книгу, тогда посмотрите фильм.

ждет ваших комментариев!

«Бойцовский клуб » (англ. Fight Club ) - роман американского автора Чака Паланика , выпущенный в 1996 году в США издательством «W. W. Norton & Company» и в 2002 году в России издетельством «АСТ ». В центре сюжета находится герой, страдающий бессонницей , которая вызвана неприятием общества потребления . Также причиной его недуга является недовольство тем, как понимается мужественность в американской культуре . Следуя совету своего доктора, он начинает посещать группы поддержки для больных различными заболеваниями, вследствие чего бессонница отступает. Но через некоторое время такой способ перестаёт действовать. В попытке побороть это герой встречает таинственного человека по имени Тайлер Дёрден и создаёт подпольный бойцовский клуб как радикальную форму психотерапии .

«Бойцовский клуб» был переиздан в 1999 и 2004 годах. Последний выпуск включал в себя предисловие автора про успех самого романа и его экранизации. Автор объяснил успех так: «Книжные магазины были заполнены такими книгами как „Клуб радости и удачи“, „Божественные тайны сестричек Я-Я“ и „Лоскутное одеяло“. Все эти романы представили социальную модель для женщин. Но не было романов, которые представили бы новую социальную модель для мужчин». Позже он пояснил: «В действительности то, что я написал, было просто немного обновлённым романом „Великий Гэтсби “. Это был „апостольский“ роман - где выживающий апостол рассказывает историю своего героя. Есть два мужчины и женщина. И один мужчина, герой, погибает от пули».

Культурное влияние

Оригинальный выпуск «Бойцовского клуба» в твёрдом переплёте был хорошо принят критикой. В итоге книгой заинтересовались кинематографисты. В 1999 году сценаристы Джим Улс, Огаст Олсен и сопродюсеры Конор Стрэйт и Аарон Керри присоединились к режиссёру Дэвиду Финчеру , чтобы снять одноимённый фильм. Картина провалилась в кинопрокате , но приобрела культовый статус после выпуска на DVD, в результате чего оригинальный выпуск романа в твёрдом переплёте является теперь коллекционным экземпляром .

В различных интервью на вопрос фанатов о том, где находится реальный бойцовский клуб, Паланик настаивает, что в реальности подобной организации не существует. Однако, он слышал о реальных бойцовских клубах, которые существовали до выхода романа. В предисловии романа автор говорит о том вреде, что привносит в общество произведение «Бойцовский клуб». Так, в книге «Фантастичнее Вымысла », Паланик пишет, как один молодой человек рассказал писателю, что ему понравилось, когда в романе официанты портят пищу посетителей. «Маргарет Тэтчер отведала мою сперму» - сказал он Паланику. Кроме того, проект «Разгором» отчасти основан на организации Cacophony Society, членом которой был писатель ещё до начала писательской карьеры; некоторые события, которые происходили с Палаником, когда он входил в организацию, также нашли отражение в романе .

Культурное влияние «Бойцовского клуба» выражается также в том, что организации американских подростков и компьютерщиков создали собственные бойцовские клубы . Такие описанные в романе злые шутки как порча еды в ресторане повторили поклонники Паланика в реальной жизни, о чём писатель написал в своём эссе «Обезьяньи привычки», которое позже вошло в сборник «Фантастичнее вымысла» . Другие поклонники наоборот были вдохновлены на прообщественную деятельность; они рассказали Паланику, что после прочтения романа решили вернуться в колледж . В 2004 году «Бойцовский клуб» был поставлен на театральной сцене в виде мюзикла усилиями Паланика, Финчера и Трента Резнора . Драматическая версия была написана Диланом Йетсом, а поставлена в городах Сиэтл и Шарлотт (Северная Каролина) .

Мотивы

В двух местах в романе Рассказчик заявляет, что хочет «подтереться Моной Лизой »; Механик, который присоединяется к бойцовскому клубу, также однажды советует ему это сделать . Этот мотив показывает стремление героя к хаосу, что позже явно выражается в его желании «разрушить что-то красивое». Кроме того, он говорит однажды, что «ничего не статично, даже Мона Лиза разваливается» . Литератор из университета в Калгари Пол Кеннетт утверждает, что желание хаоса является результатом эдипова комплекса - Рассказчик, Тайлер и Механик испытывают ненависть к своим отцам . Это наиболее ярко выражено в сцене, в которой появляется Механик:

Механик говорит: "Если ты американец мужского пола и христианского вероисповедания , то твой отец - это модель твоего Бога. А если ты при этом не знаешь своего отца, если он умер, бросил тебя или его никогда нет дома, что ты можешь знать о Боге?"
...
По мнению Тайлера, если Бог обращает на тебя внимание, потому что ты ведёшь себя плохо, то это всё же лучше, чем если ему вообще на тебя наплевать. Возможно, потому что Божья ненависть всё же лучше Божьего безразличия.
Если у тебя есть выбор – стать врагом Бога или стать ничтожеством, – что выберешь ты?
По мнению Тайлера Дёрдена мы – нежеланные дети Божьи. Для нас в истории не оставлено места.
Если мы не привлечём к себе внимания Бога, то у нас нет надежды ни на вечное проклятие, ни на искупление грехов.
Что хуже: ад или ничто?
Мы можем обрести спасение, только если нас поймают и накажут.
"Сожги Лувр , - повторяет механик, - и подотрись Моной Лизой. Так, по крайней мере, Бог будет знать твоё имя".

Кеннетт также утверждает, что Тайлер хочет использовать этот хаос так, чтобы «нежеланные дети Божьи» имели какое-то историческое значение, пусть даже это закончится «вечным проклятием или искуплением грехов» . Это в фигуральном смысле вернёт их отцов, поскольку оценка будущими поколениями заменит оценку их отцами.

Профессор Джесси Кавадло, из Маривильского университета в Сент-Луисе , в выпуске литературного журнала «Stirrings Still» утверждал, что неприятие Рассказчиком тенденции ослабления мужчин - это лишь способ выделиться, и проблема, с которой он борется, является его собственной . Он также утверждает, что Паланик использует экзистенциализм в романе, чтобы скрыть подтексты феминизма и романтики, дабы передать эту концепцию в романе, который главным образом нацелен на мужскую аудиторию . Паланик намного проще характеризует тему романа, заявляя, что «все мои книги об одиноком человеке, который ищет, к кому бы прибиться» .

Пол Кеннетт утверждает, что драки Рассказчика с Тайлером, являющиеся борьбой с самим собой и происходящие в отеле прямо перед боссом - это способы самоутвердиться в качестве своего собственного босса. Кеннетт утверждает, что эти драки олицетворяют трудности, которые испытывает пролетариат в руках вышестоящей капиталистической власти, и, утверждаясь в способности к созданию такой же власти, герой, таким образом, становится своим собственным владельцем. Позже, когда бойцовский клуб уже сформирован, все участники одеваются и выглядят одинаково, им позволяется символически драться друг с другом и получить такую же власть .

Кеннетт говорит, что Тайлер тоскует по патриархальной власти, захватившей его мысли, и создаёт проект «Разгром» для достижения этой власти . При помощи статуса лидера этого проекта, Тайлер использует свою власть, чтобы стать «Богом/Отцом» для «обезьянок-астронавтов», которыми являются другие члены проекта «Разгром» (хотя к концу романа он больше говорит, нежели делает из-за угрозы «обезьянок-астронавтов» кастрировать Рассказчика, когда тот встаёт против Тайлера). Согласно Кеннетту, это противоречит выдвигаемой Тайлером идее о том, что мужчины, которые хотят стать свободными от отцовского управления, смогут реализовать это, когда сами станут отцами . Эта новая структура заканчивается тем, что Рассказчик устраняет Тайлера, позволяя себе самому определять свою свободу.

«Бумажная улица», на которой располагается дом Тайлера Дёрдена, является игрой слов , так как термин «бумажная улица» (paper street) означает улицу, изображённую на карте, но фактически не существующую. Йоханнес Хелл утверждает, что использование Палаником сомнамбулизма Рассказчика - простая попытка выделить опасные, но всё же смелые возможности жизни. Хелл настаивает на важности лунатизма и значительных утрат Рассказчика, поскольку они имеют устойчивое влияние на переживания читателей . С обратной точки зрения, это, в некотором роде, утешение для всех, кто страдает в некой степени лунатизмом, так как это им показывает, что всё может быть намного хуже .

Критика

Томас Гайган с интернет-портала «Booklist Online » видит «Бойцовский клуб» в качестве целого мира, изощрённого мира, не имеющего ничего общего с привычным нам миром. Здесь, по словам критика, молодые люди могут найти тепло и поддержку только в группах поддержки для неизлечимо больных, после чего они собираются в подвале, где дерутся с незнакомцами пока могут. Это мир, где никого не заботит, жив он или уже умер. Гайган сравнивает эффект, производимый первым романом Паланика с тем, как каждое поколение пугает и шокирует своих родителей. Автор утверждает, что «Бойцовский клуб» - это мрачная и тревожащая книга, которая настраивается на новое поколение и, вероятно, способна ужаснуть родителей подростков. В целом, критик считает роман очень сильным для первого опыта в карьере писателя .

В объёмном обзоре романа критиком Грегом Бёркманом из издания «The Seattle Times » утверждается, что «Бойцовский клуб» является удивительным дебютом, разрушающим заблуждения 1980-х годов о непринуждённости и комфорте корпоративного образа жизни. В целом, роман характеризуется как «мрачная, тревожная и нервирующая сатира на беловоротничковое общество». Бёркмана удивляет та смертельная серьёзность, с которой роман настаивает на возможности анархического национального кошмара. Критик считает, что Паланик видит угрозу, находящуюся в самом сердце корпоративной Америки .

Награды

Роман получил следующие награды:

Издания

Первое американское издание романа в твёрдом переплёте было выпущено нью-йоркским издательством «W. W. Norton & Company » в августе 1996 года. В 2005 году была переиздана в мягком переплёте с такой же обложкой. Впервые же в мягком переплёте книга была издана в 1997 году издательством «Owl Books », дважды переиздавалась в 1999 году (с обложкой из фильма) и в 2004 году (с новым введением автора). Кроме того, в 1999 году издательством «Tandem Books » было выпущено издание для школ и библиотек. Также роман дважды вышел в виде аудиокниг в 1999 и 2008 годах.

См. также

Примечания

Комментарии

Источники

  1. Чак Паланик. Бойцовский клуб. - Москва: АСТ, 2006. - 256 с. - ISBN 978-5-17-016682-4
  2. Чак Паланик. Has he ever been in a fight? (англ.) . About the Work . chuckpalahniuk.net. Архивировано из первоисточника 15 октября 2012. Проверено 26 сентября 2012.
  3. Sarah Tomlinson. Is it fistfighting, or just multi-tasking? (англ.) . Salon (14 октября 1999). Архивировано
  4. Линсон, Арт. What Just Happened?: Bitter Hollywood Tales from the Front Line. - Нью-Йорк : Grove Press, 2008. - С. 125-127.
  5. Craig Offman. Movie makes “Fight Club” book a contender (англ.) . Salon (4 сентября 1999). Архивировано из первоисточника 18 октября 2012. Проверено 26 сентября 2012.
  6. Чак Паланик. Фантастичнее вымысла = Stranger than Fiction: True Stories. - Москва : АСТ , 2007. - 288 с. - (Альтернатива). - 24 тыс, экз. - ISBN 978-5-17-046099-1
  7. Fight club draws techies for bloody underground beatdowns (англ.) . USA Today (29 мая 2006). Архивировано из первоисточника 18 октября 2012. Проверено 26 сентября 2012.
  8. Jade Chang. This week, Fight Club – The Musical (англ.) . BBC (2 июля 2004). Архивировано из первоисточника 18 октября 2012. Проверено 26 сентября 2012.
  9. Theatre: Fight Club . CreativeLoafing.com (30 июня 2009). Архивировано из первоисточника 18 октября 2012. Проверено 26 сентября 2012.
  10. Paul Kennett. // . - Осень\Зима 2005. - Т. 2. - № 2. - С. 50-51.
  11. Paul Kennett. Fight Club and the Dangers of Oedipal Obsession // Stirrings Still, The International Journal of Existential Literature . - Осень\Зима 2005. - Т. 2. - № 2. - С. 51-52.
  12. Jesse Kavadlo. [http://www.stirrings-still.org/ss22.pdf Stirrings Still, The International Journal of Existential Literature . - Осень\Зима 2005. - Т. 2. - № 2. - С. 5.
  13. Jesse Kavadlo. [http://www.stirrings-still.org/ss22.pdf The Fiction of Self-destruction: Chuck Palahniuk, Closet Moralist] // Stirrings Still, The International Journal of Existential Literature . - Осень\Зима 2005. - Т. 2. - № 2. - С. 7.
  14. Чак Паланик. Факт и вымысел. Введение // Фантастичнее вымысла = Stranger than Fiction: True Stories. - Москва : АСТ , 2007. - С. 3. - 265 с. - (Альтернатива). - 24 тыс, экз. - ISBN 978-5-17-046099-1
  15. Paul Kennett. Fight Club and the Dangers of Oedipal Obsession // Stirrings Still, The International Journal of Existential Literature . - Осень\Зима 2005. - Т. 2. - № 2. - С. 53-54.
  16. Paul Kennett. Fight Club and the Dangers of Oedipal Obsession // Stirrings Still, The International Journal of Existential Literature . - Осень\Зима 2005. - Т. 2. - № 2. - С. 55.
  17. Paul Kennett. Fight Club and the Dangers of Oedipal Obsession // Stirrings Still, The International Journal of Existential Literature . - Осень\Зима 2005. - Т. 2. - № 2. - С. 56.
  18. Йоханнес Хелл. "Fight Club" - A Model of a Social Revolution . - GRIN Verlag, 2007. - С. 3. - 52 с.
  19. Bob Michaels. Amazon.com Review (англ.) . Amazon.com . Архивировано
  20. Thomas Gaughan. Fight Club (англ.) . booklistonline.com (Июль 1996). Архивировано из первоисточника 15 октября 2012. Проверено 28 сентября 2012.
  21. Fight Club (англ.) . Kirkus Reviews (1 июня 1996). Проверено 28 сентября 2012.
  22. Barnes & Noble Discover Great New Writers (англ.) . Barnes & Nobleaccessdate =2012-09-28. Архивировано из первоисточника 15 октября 2012.
  23. Fight Club (англ.) . Publishers Weekly (Август 1996). Архивировано из первоисточника 18 октября 2012. Проверено 28 сентября 2012.
  24. Greg Burkman.

Сказать, что эта книга носит культовый статус - не сказать ничего. Я бы лично смело отнес «Бойцовский клуб» к разряду тех книг, которые в разные десятилетия стали знаковыми для различных бунтарских поколений, вполне наряду «Над пропастью во ржи» Сэлинджера. Сама структура романа напомнила «Алису в стране чудес», в том варианте, в котором ее смог бы написать Зигмунд Фрейд. Только нашу Алису зовут Джек, и путешествовать ему придется в глубинные дыры собственного подсознания.

Однако став иконой для одного поколения (тех кому сейчас под 30 и чуть больше), книга Паланика является для остальных добропорядочных граждан чем-то вроде предупредительного сигнала: «Не влезай. Убьет». Внутри любого симпатяги Джека с комплексом маленького человека, который на работе никогда не поднимает глаз, постоянно ходит в белой рубашке с галстуком и с угодливой улыбкой на лице, живет настоящий Дьявол. Суть заключается в том, что работая на этих суперпрестижных работах, чиновник небольшого ранга (в Америке их называют «яппи») вынужден постоянно втаптывать собственное человеческое достоинство, вместе с индивидуальностью в зловонную грязь, постепенно переставая ощущать себя не только личностью. но и человеком вообще. Компенсирующим фактором являются деньги, и в ответ на такую «самокастрацию собственного эго», начинается безумная мания потребления- им кажется, что все эти груды гламурных, но по сути бесполезных вещей, смогут им вернуть простые человеческие эмоции. А когда и это не помогает, начинается хроническая бессоница, и в один прекрасный вечер за столиком напротив, ты встречаешь своего собственного Тайлера Дардена! Роман об обратной стороне реальности, в свое время не на шутку испугал консервативную Америку. сама мысль о том, что вон тот официант с безжизненными глазами, может по пути с кухни до твоего стола нагадить в твой суп, а этот милый менеджер страховой компании с приклеенной улыбкой, не моргнув глазом, заложит бомбу под твое водительское сидение, шокировало тех самых людей, которые как у Честертона никогда не поднимали глаза на тех, кто их обслуживает, считая их чем-то вроде разговаривающей мебели. Но кроме манифеста яппи, роман Паланика предлагает и каждому из нас спуститься в собственную кроличью нору. Предполагается, что именно там у каждого сидит свой Тайлер.

Оценка: 10

Читая эту книгу, я серьезно боялась, что на всю жизнь останусь с перекошенным лицом. Слишком уж часто оно кривилось во время чтения. А прочитав многие отзывы, я вообще испугалась. Когда кто-то пишет, что эта книга стала для него открытием и теперь это стиль жизни... Что стиль жизни? Испражняться в пищу, варить сало из других людей или всех презирать, заставляя работать лишь на себя? Что за человек главный герой? У него же ничего нет - одни комплексы. Ни любви, ни дружбы. Человек, который ходит смотреть на то, как умирают другие, серьезно болен. Если только чужая смерть помогает чувствовать себя живым, это страшно. Однако за два года ему и это перестало помогать. Только близость собственной смерти напоминала о том, что он еще жив. А потом еще и власть. Серая тварь, которая сама ничего не достигла в жизни, стала балдеть от того, что может управлять чужой жизнью. Помните, случай с парнем, который под угрозой смерти сказал, что хочет учиться на ветеринара? Как же это его грело... А убитые? Те из кого варили сало? Эта падаль больше всего хотела жить и медленно разлагаясь, она всех старалась использовать для того, чтобы пожить еще немного, чтобы ощущать силу. Разве это не тошно? Чему тут подражать?

Книга чем-то схожа с «Долгой прогулкой» Кинга. По идее тот же принцип, когда бойцовский клуб приравнивается к долгой прогулке. Даже правила чем-то напоминают. В «Долгой прогулке» есть целый перечень советов, например, экономить энергию, а в «БК» указания - «Никому не рассказываться о БК, драться голым до пояса и так далее. Но если у Кинга человек побеждает, становится чище и прекраснее под микроскопом смерти, то у Паланика выползает вся гадость, жалкость и человеческая ничтожность.

Мелкая, страстно желающая жить тварь с пистолетом во рту на крыше небоскреба. Психически больной, желающий очистить мир мылом и порохом. Да его даже пожалеть сложно!

Сама книга тоже не вызвала никакого положительного отклика. Наверное, потому что вся книга, все произведение - это главный герой. Можно оценить смелость Паланика, не боящегося писать такие нелицеприятные вещи, может быть, даже развенчивающие американские уклады, но не более.

Оценка: 6

Я не удивляюсь, что эта штука стала культовой. Но для меня она не имеет никакой ценности. Это - не мой культ.

Я прочитала всё; прочитала - и в душе не осталось ничего. Рваный ритм повествования, - да, он производит нужное впечатление, но он не сложен, не хорош, не талантлив; это только прием.

Содержание - нет, это не благородное безумие, и отнюдь не великое откровение. Немного психических девиаций, немного извращенных фантазий, много скуки сытого буржуа. Разрушение, кровь, боль, - нет лучше лекарства от рутины и скуки. Не важно, какова цель... собственно, разрушение, кровь и боль вполне могут быть самоцелью. Нужен адреналин - его почти нет! нужен тестостерон - его так не хватает! Зрелищ - даже кровавых или порнографических - уже недостаточно, это эрзац. Кровь должна течь по своей коже, и это должна быть своя кровь. Впрочем, неплоха и чужая, почему нет?

Вот это и есть квинтэссенция понятия: беситься с жиру. (Ну, тут с жиром еще дополнительные ассоциации).

Вообще, это как с сексом: не хватает привычного, подать сюда еще «золотой дождь» и всякую -филию. Глядишь, и зашевелится то, что уже позорно обвисло...

Нет, я соврала, что эта книга для меня не имеет ценности. Это сильная обличительная вещь. Эпатажная - конечно, но и серьезно обличительная тоже.

Оценка: 8

Его имя - Роберт Полсон.

Его имя - Роберт Полсон.

Его имя - Роберт Полсон.

Революция... Ход истории... Общество потребителей... Разлагающаяся органическая материя...

Знаете, мне есть что сказать об этом произведении. А посему, пожалуй, начну.

В аннотации говорится, что эта книга «взорвала мир» (то есть якобы в обоих смыслах). Сказано, что это голос поколения Икс. Конечно же, произведение веховое, знаковое, и в настоящее время не остаётся незамеченным - это все должны понимать и принять. Спорить глупо. Но давайте поговорим об идее в целом... На что она имеет право претендовать?

Итак, речь о протесте. Протесте против отождествления личности с мебелью и сервизом, а также против бессмысленного прожигания своей жизни перед телевизором - это с одной стороны. С другой - протест против своего нулевого значения в истории, а также против этой мировой исторической машины, которая мчится не туда. Эм... У меня вопрос: А что нового? Что здесь есть такого, чего я раньше не встречал у добротных, мудрых и уважаемых фантастов вроде Брэдбери, Шекли или Саймака? А, извиняюсь, кажется, нашёл... Главный отличием «Бойцовского клуба» является его пафос и радикализм.

Книга, которая ориентирована, как и Коэльо, на неопытного читателя. На читателя такого, который жил-жил, и вдруг от кого-то услышал, что существует в нашем мире книга (он даже сам не поверил... книга! то есть бумажная бредятина для заучек и старых пердунов), книга, которая изменит его мировоззрение и сознание! Книга, которая подскажет ему выход из бесконечной рутины шведской мебели и серых лиц коллег. Эта книга откроет ему глаза!

Да вот только инфантильна она до ужаса...

Конечно же, я видел фильм. Смотрел я его лет в 18. Ну просто идеальный возраст для таких тезисов и идей, не правда ли?) Он запал мне в душу своей резкостью, хлёсткостью. Но теперь, увы, прочитан ряд научных фантастов, которые сказали о грехах развития и цивилизации лет за 40-50 ранее. И хронологический момент здесь вообще не самый главный. Главный момент - побудительный. Вспоминаем дядюшку Рэя и его «451 по Фаренгейту» - что мы видим? Тревогу, пропитанную меланхолией и всё же Верой в человечество. Люди-библиотеки у Брэдбери тоже оставят след в истории, они донесут до масс то, что сумели сохранить, расскажут им о прошлом, протянут тонкую нить истории через время, создадут разумное общество заново... НО НЕ РАЗРУШАТ ПРОШЛОЕ, ПОНИМАЕТЕ? Строит один мальчик красивый замок из песка. Что сделают в таком случае два других мальчика - плохой и хороший? Плохой разрушит замок первого мальчика из зависти и из-за того, что замок не его. А хороший - построит свой замок. Лучше, красивее, роднее, и будет им дорожить. Вот и главное отличие. А всё потому, что направляет мотивацию не созидание, а зависть и эгоизм. Подумать только... Средний работник среднего звена средней фирмы вдруг ощутил, что он не оставит след в истории... И он готов цепляться, рушить всё, что попадётся, лишь бы ощутить свою славу и легендарность, прикрываясь утопической, опять же инфантильной и радикальной, философией. Не мерзко? Думаю, хватит об этом.

Пару слов о сюжете произведения.

К сожалению, сюжет в конце книги отходит от переворота и изменения истории в сторону раздвоения личности. Вроде бы как должна переключиться интрига, чтобы неопытный читатель снова «загорелся» интересом к чтению из-за такого поворота, но для меня это скорее отход от основной линии. Эти погони исключительно для большего количества ярких мазков краски. Да, я понимаю задумку, что Тайлер Дёрден - это идея (для меня, это так), и что на определённом этапе эту идею уже не остановить, она как бы материализовалась сама по себе. За это, конечно же, плюс. Но когда главного героя схватили и говорят ему, что он предупреждал, что будет так говорить, что и это скажет, и это... - ребят, ну это уже несерьёзно. Портится посыл.

Пару слов о форме.

Не посмотрел бы я фильм, мне было бы ещё тяжелее читать. Хаотичность сменяемых абзацев, хаотичность хронологии глав, пафосность повторов определённых высказываний и предложений. Всё это должно завлечь читателя (явный расчёт), но мне это не по душе. Ни вхождения в шкуру главного героя, хоть и повествование от первого лица, ни стройной концепции, захватывающей в свой мир.

За что же тогда оценка: (читай «плюсы»)

Принятие того, что книга смогла вырваться в известные и, видимо, кого-то покорить;

Добрая память моего неопытного и радикального детства;

Интересная задумка о том, что в определённый момент Идея материализуется и начинает жить самостоятельно, независимо от автора;

Две интересных мысли в третьей главе: 1) одноразовость абсолютно всего в самолёте; 2) красивый образ с гигантской рукой на пляже и хорошая мысль о минутном совершенстве.

И теперь, к окончанию отзыва, это тройное «Его имя - Роберт Полсон» выглядит скорее как пафос, нежели как нечто выдающееся и цепляющее, на что автор так уж сильно хотел нацелить читателя.

Оценка: 5

Первое впечатление от этой книги, первое ассоциативное слово - панк. Тот самый, последователи которого жили на помойках, питались отбросами и таким образом бунтовали против благостной сытости окружающего их мира. (Во что это в конечном итоге выродилось - другой вопрос). В этом смысле роман Паланика - квинтэссенция панка.

Хочу отметить, что имени главного героя мы так и не узнаем. Корнелиус, Джо, Джек, какие-то другие «дурацкие вымышленные имена»(с)Марла - они не являются настоящими. Сдается мне, что это ход из разряда «это может случиться с каждым и с тобой тоже», работающий на большую СОпричастность читателя, на большую остроту восприятия, достигаемую путем отождествления с героем. И где-то читала (кажется, это и у Кинга в «Противостоянии» упоминалось), что в англоязычной традиции имя Джо или Джек - практически нарицательны и общеприменимы для любого существа мужеского полу (как в русскоязычной - Иван), имя Джейн - аналогично для женского.То есть функцию имени как различения, указания на конкретного человека, эти имена выполняют не всегда.

Итак, что мы имеем, портрет, так сказать, героя в интерьере...:)

В самом начале романа мы видим этого самого героя, уже «дошедшего до точки сборки», но не понимаем, что происходит и как все дошли до жизни такой. Ситуация драматична, в ней присутствуют двое прямо-таки необъяснимо тесно связанных друг с другом людей и один пистолет, соединяющий их в буквальном смысле. Задав, таким образом, необходимый накал страстей, автор теперь может позволить себе спокойно, обстоятельно и подробно провести заинтргованного читателя через все перипетии сюжета, нагрузив попутно основными положениями своего взгляда на мир.

А то, что эта книга выражает взгляд Паланика на окружающую действительность, известно уже доподлинно.

И вот, отмотав ленту назад, мы начинаем внимать исповеди героя, менеджера среднего звена, вполне себе успешного члена общества тотального потребления, занимающегося решением человеческих судеб ради покупки новой мебели в любимую квартиру-игрушечку. Этот человек одинок, немного инфантилен, немного разочарован и очень утомлен. Утомлен не только ритмом жизни, не только ее тщетой, вполне осознанной и очень остро ощущаемой, но и не менее острым ощущением внутренней пустоты этой самой вполне успешной внешне и достойной всяческих похвал жизни примерного члена общества. И все бы ничего, но нет этому добропорядочному гражданину покоя. В прямом смысле этого слова. Пустота дает о себе знать, помимо внешних атрибутов благополучия герой хочет ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО общения, сочувствия, внимания и понимания. Группы страдающих людей - единственные, кто в состоянии ему это дать.

***Домысел***

Близость смерти, по Паланику, делает ПОТРЕБИТЕЛЕЙ людьми, вновь или впервые.

Нигилистка, симулянтка и циник Марла сводит этот магический эффект к нулю, давая толчок к высвобождению скрытых устремлений и страстей главного героя.

Не хочу останавливаться на построении империи Тайлера, отмечу только невероятную притягательность его идей для мужчин общества потребления. Именно для мужчин - женщин в бойцовских клубах нет. В клубы этих людей приводил протест против старательно культивируемой и насаждаемой пропаганды накопительства и стяжательства. Об этом также неоднократно и открыто говорится. Поразительно, но ИМХО, спорно то, насколько быстро члены клубов становились «обезьянками-астронавтами», слепо идущими за все более странными лидерами.

Лирическое отступление:

Возможно мне это представляется настолько странным в силу гендерной принадлежности. Одно дело - иметь теоретическое представление о психологии мужского пола, совсем другое - быть ее носителем. Честно скажу, неспортивно драться голыми руками, ломая носы и выбивая ногами зубы, никогда не хотелось. Даже читать и смотреть об этом неприятно, особенно если учесть, что автор откровенно смакует подобные моменты.

Видимо, по мнению Паланика, современные мужчины, придавленные сферой обслуживания, в глубине души прямо-таки мечтают стать анархистами-самцами.

Об авторском литературном стиле. Книга буквально пропитана вызовом. Он подборе слов, в манере построения фраз, в использовании малоприятных фактов и фактиков, в оценочных суждениях, вкладываемых автором в уста героев или выдаваемых на-гора в описаниях. В общем, панк. Ближе к середине появляются бредовые нотки, видимо, по мере того, как идет дальнейшее расшатывание психики главного героя; добавляется сюрреалистичность. Несколько раз вспоминался Ф.К. Дик.

Итог. Мастерская работа, но донельзя неприятная книга. Не люблю и не разделяю анархически-панковской тематики.

Оценка: 8

Не хотелось бы кидать свои дрова в спор: прав Паланик или не прав. Потому что главный смысл Бойцовского Клуба - спровоцировать, и, кажется, сам автор это прекрасно понимает. На первый взгляд, БК - это инструкция к действию: да! - саморазрушению, да! - разрушению цивилизации, да! - разрушению связей между себе подобными. Призыв упростить уравнение до элементарного. Сбросить шелуху с себя, чтобы осталось... в общем, чтобы остался самец, охотящийся на оленей в развалинах Рокфеллер-Центра. Вот почему у «БК» много фанов среди сильного пола и в разы меньше среди читательниц. Потому что роман про самодостаточных самцов. Настолько самодостаточных, что одного хватило бы на двоих.

Если вчитаться, видно, насколько панк-литература Паланика самоиронична: чего стоит эпизод, когда берут за яйца самого Тайлера / Джека. или разговор с Марлой «был ли у нас секс?». Финчер сделал из этих кусочков маленькие кульминации, а в романе они прочитываются как чистой воды стеб.

БК - роман-уловка. Объясните себе, чем настоящие мужчины Тайлера Дердена отличаются от настоящих мужчин, например, Ромена Гари - и вы сможете спокойно спать, оставив себе БК в качестве пособия по химии.

Литературные достоинства? можем ли мы судить о языке и владении словом автора «Апрельских тезисов»?

Оценка: 8

«Первое правило бойцовского клуба: никому не рассказывать о бойцовском клубе.»

Увы, ознакомиться с романом мне удалось по принципу «смотрим фильм - читаем книгу». «Увы» потому, что книга воспринималась через призму фильма. Каждая строчка текста рождала в памяти сцены кино, отдельное восприятие же было затруднено настолько, что осталось для меня недостижимым.

Фильм воспринимается гораздо легче. Впрочем, это черта всего киноискусства. Книга представляет собой сплошной поток сознания, в котором у читателя всего два выбора: утонуть и закрыть книгу не дочитав, либо прочитать, закрыть книгу и вынести вердикт, стоило ли оно того.

«Ты просыпаешься...»

Роман - настоящий гимн жестокости и цинизму. Внутри произведения намешано столько всего, что дух захватывает от тех крайностей, в которые бросается автор: дзен-буддизм («Только потеряв все, – говорит Тайлер, – мы приобретаем свободу.») и саморазрушение, физическая боль и душевное наслаждение, безумие шизофреника и безупречная логика террориста сферы услуг.

«У нас здесь нечто вроде любовного треугольника. Я люблю Тайлера. Тайлер любит Марлу. Марла любит меня. А я Марлу не люблю, да и Тайлер меня больше не любит. Когда я говорю «любить», я имею в виду «любить» не в смысле «заботиться», а в смысле «обладать».»

Кто же этот рассказчик? Его имя так и не называется, хотя некоторые называют его Джеком. Любить он определенно не может. Эдакий средний обыватель, озабоченный лишь внешним и утративший все внутреннее. Хотя и не до конца.

«Мы были на волосок от жизни.»

Хотите узнать что такое дикость и естественность - спросите Тайлера Дердена. Он всегда видел жизнь только там, на острие ножа, на тонком льду, между молотом и наковальней. Такие воспринимают социум как овец, а себя как волков. Свои взгляды Тайлер никому не навязывает: люди сами идут за ним. И хорошо, что он всего один, сотня Тайлеров Дерденов уничтожила бы Америку за 3 месяца активной деятельности проекта «Разгром». Но до конца ли мы понимаем Тайлера Дердена?

В фильме раскрылись в полной мере таланты Дэвида Финчера, Эдварда Нортона и Брэда Питта. Книга дала толчок карьере Чака Паланика. Оба воплощения произведения стали культовыми. Финал?

Вот уже более 10 лет «Бойцовский клуб» будоражит умы людей своими дерзкими идеями, рецептами смерти и страданий, а также смыслом, который наверняка есть, вот только увидеть его среди всего внешнего не так-то просто.

Оценка: 8

Дочитала вчера «Бойцовский клуб» Паланика. Мерзкая вещь. Культовость этой книги объяснима, но от идей, методов, пропаганды насилия и рецептов изготовления взрывчатки изрядно воротит. Раздвоение личности вообще-то довольно избитый прием: одна половина - добропорядочный гражданин, «славный парень», потерявший себя, а вторая - злобный убийца. И первая половина не знает, что творит вторая. Все подобные книжки - с отвратительными подробностями типа изготовления мыла из жира, подобранного на больничной помойке (продукты избавления от целлюлита) и собранного с невинно убиенных сограждан, - я сравниваю с «Заводным апельсином» Бёрджесса. Такое для людей с воображением вообще читать опасно: отлично представляется, что все супы в ресторанах приправлены мочой и т.п.

Тему маленького человека со сдвигом в мозгах Паланик поднял далеко не первый. В чем тут затея - в том, что повествование переносится в современную нам жизнь? Мы такого по ТВ что ли не смотрим? Сначала такое вот пишут-публикуют, а потом американцы стонут и плачут, что у них раз в месяц какой-нибудь подросток или переросток в черном пальто расстреливает своих же одноклассников или коллег, или стариков в доме престарелых. Ну больное это - одно из другого: произошло - описали, прочитали - съехали крышей - пошли убивать. Возможно, я и преувеличиваю, но суть не меняется: не очень понятно, для чего это вообще написано. Ибо литературой, художественной, полноценной, имхо, не является. Авторский язык - бедный, ничем не примечательный. По сути, привлекать тут может исключительно содержание, но никак не форма. А содержание, которое, как некоторые утверждают, ценно в том числе своей «натуралистичностью», меня как раз отталкивает.

Оценка: 6

Для меня основным критерием в любом хорошем произведение,кроме прекрасного языка повествования является еще и Идея! В «БК» я ее не увидел или не смог увидеть.

Роман-откровение, роман-революция? Может быть. Но не для меня.

Оценка: 5

Безусловная сила этого романа и черта, позволяющая занести его в когорту «новой классики»: он одновременно находится в контексте своего времени и вне его, злободневен и абстрактен, не меняя интонации говорит о сиюминутных проблемах и о вечных этических дилеммах. Вопросы о смысле человеческого существования чередуются с “глубокомысленными” наблюдениями ГГ за ежедневными бытовыми нелепостями из жизни зажиточного американского горожанина конца XX – начала XXI века. Благополучное размеренное житье-бытье почему-то выглядит сумасшедшей гонкой, где все поставлено ва-банк. Реализация первобытных инстинктов Эроса и Танатоса в духе «нажраться-подраться-потрахаться» внезапно приводит к духовному просветлению и осознанию собственного места под солнцем. Но это больше шутки с прибаутками, а главное - проблемы, которые приходится решать героям, на первый взгляд кажущиеся стопроцентными порождениями нашего странного сегодня, по сути своей мало отличаются от проблем, встающих перед человеком всегда и везде. Как стать сильнее и решительней? Как понравится женщине, от которой ты без ума? Как не захлебнуться в рутине, в серой однообразности похожих друг на друга дней? Как добиться успеха в обществе, не потеряв при этом себя? Рецепта у Чака нет, есть лишь история человека, которого занесло на этом пути куда-то совсем не туда. История, от которой, во всяком случае, можно оттолкнуться, чтобы не повторять чужих ошибок.

Основным препятствием на пути изучения этой истории может стать Паланиковский стиль, отличающийся авангардностью формы и, местами, неприятной физиологичностью содержания. Вывернутые задом наперед фразы и целые главы, крайне запутанная подача простой, в сущности, истории (может ударить по тем, кто не смотрел экранизацию), своеобразная экспрессия. Ну и на десерт фирменная манера автора находить и выносить на всеобщее обозрение самые идиотские и неаппетитные подробности жизни. Не придумывать, не приукрашивать – просто откапывать из глубин больничной помойки и затем любовно смаковать такую каку, о существовании которой многие и не подозревали. Все ради одной главной цели: троллинг унылого обывателя и разрыв шаблона последнему до полной фрустрации и выпадения в осадок. Благородная цель? Не знаю. Если для вас да, то вы наверняка и так уже давно чакопаланиковский фанат. Если нет, то попробуйте продраться сквозь эту крикливую стилистику – книга того стоит!

Снова доктор Джекил и мистер Хайд. Но уже не противники, а союзники. Только в конце позитивная(?) сторона начинает осознавать, какую злую шутку выкинула жизнь. А попытка вернуться «к себе» безуспешна, потому что Тайлер Дёрден, будучи порождением подсознания рассказчика пропитал собою всё вокруг. И вроде бы уже осознанный и отодвинутый в сторону, продолжает влиять на главного героя посредством ребят из «бойцовских клубов», которые вовлекают рассказчика в бесконечный круг «возвращения к самоуничтожению».

Конечно роман до жути эпатирующий. Берущий за душу, выворачивающий мир наизнанку, бьющий по мозгам со страшной силой. Иногда у меня в процессе чтения возникало вполне реальное ощущение, что я на одной из бетонных площадок одного из клубов, и отнюдь не побеждаю...

Можно было бы прочесть «Бойцовский клуб», как «историю одного сумасшествия», но бред героя настолько структурирован, настолько коррелирует с реальностью, что «бредом» это назвать трудно. Скорее это «новая философия» изнаночной стороны личности, а заодно и всего общества, где за фасадом благополучия таится неизмеримый потенциал само- и все- уничтожения.

P.S. Произведший в своё время фурор «Полёт над гнездом кукушки» (достойнейшая вещь) по сравнению с «Бойцовским клубом» уже выглядит, как сказка о Золушке.

P.P.S. Страшно. - Не ожидает ли и меня встреча со своим Тайлером?!

P.P.P.S. А ведь так и не решил, сколько выставить. Пропадай мои пять очков в развитии...

Literature Чак Паланик Бойцовский Клуб

Культовый роман Чака Паланика «Бойцовский клуб», впервые издающийся на русском языке, уже получил громкую известность в России благодаря не менее культовому одноименному фильму Дэвида Финчера и сценарию Джима Улса, опубликованному в журнале «Киносценарии». И вот наконец читатель может познакомиться с романом, положившим начало созданию аналогичных «бойцовских клубов» по всему миру, в том числе и у нас, в России. Так что же такое «Бойцовский клуб»? Но – тсс! Первое правило бойцовского клуба гласит: «Никогда не говори о бойцовском клубе». Лучше читай! Тем более что роман Ч.Паланика еще глубже высвечивает философские проблемы, поставленные в экранизации Д.Финчера, проблемы «поколения Х», «столкнувшегося с переизбытком рациональной информации при полном пересыхании ручейка эмоциональной жизни».

Ru en Илья Кормильцев Kachalkin Петрович Fedor Kachalkin http://www.best-lib.ru/ [email protected] FB Tools 2008-02-01 http://www.best-lib.ru/ Library "Best-lib" 51317-2008-03-04 1.1 Паланик. Бойцовский клуб ООО «Изд-во АСТ» М.: 2003 5-17-011847-3

Чак ПАЛАНИК

БОЙЦОВСКИЙ КЛУБ

Посвящается Кэрол Мидлер, которой пришлось больше всех страдать от моего ужасного характера.

То этот Тайлер устраивает меня на работу официантом, то пихает мне ствол в рот и заявляет, что для того, чтобы обрести жизнь вечную, надо сначала умереть. Сказать по правде, долгое время мы с Тайлером были лучшими друзьями. Кого я ни встречу, все меня спрашивают, не знаком ли я с Тайлером Дерденом.

Ствол пистолета утыкается мне в гланды. А Тайлер говорит:

– Мы умрем не на самом деле.

Я ощупываю языком отверстия в глушителе пистолета. Эти отверстия мы просверлили сами. Шум выстрела производят, во-первых, пороховые газы, а во-вторых – пуля, когда пересекает звуковой барьер. Поэтому, чтобы сделать глушитель, нужно просверлить отверстия в стволе пистолета – много-много отверстий. Через них выходят газы, а скорость пули становится меньше скорости звука.

Если отверстия просверлить неправильно, пистолет взорвется прямо у тебя в руке.

– Смерти на самом деле не существует, – говорит Тайлер. – Мы войдем в легенду. Мы останемся навсегда молодыми.

Я отодвигаю ствол языком, так чтобы он упирался в щеку, и говорю:

– Тайлер, что ты городишь! Мы же не вампиры!

Здание, в котором мы находимся, исчезнет с лица земли через десять минут. Возьмите одну часть 98%-ной дымящей азотной кислоты, и смешайте с тремя частями концентрированной серной кислоты. Делать это надо на ледяной бане. Затем добавляйте глицерин по капле из глазной пипетки. Вы получили нитроглицерин.

Я знаю это, потому что это знает Тайлер.

Смешайте нитроглицерин с опилками, и вы получите отличный пластит. Некоторые предпочитают смешивать нитроглицерин с ватой и английской солью. Это тоже дает неплохой результат. А некоторые мешают нитру с парафином. Но при этом получается ненадежная взрывчатка.

Мы с Тайлером находимся на вершине небоскреба «Паркер-Моррис». Ствол пистолета засунут мне в рот. Издалека доносится звук бьющегося стекла. Загляни за край крыши. День пасмурный, даже на этой высоте солнца не видно. Это самое высокое здание в мире, так что на вершине его холодно даже летом. Кругом царит космическое безмолвие. Такое ощущение, что ты – дрессированная обезьянка-астронавт. Чему тебя научили, то и делаешь.

Потяни за рычажок.

Нажми на кнопочку.

Сам не ведаешь, что творишь, и вот – ты уже покойник.

Взгляните вниз, туда, за край крыши.

Даже с высоты сто девяносто первого этажа видно, что улица внизу покрыта густой колышущейся толпой. Люди стоят, смотрят вверх. А звук бьющегося стекла доносится с того этажа, который под нами. Там разбивается окно и из него вылетает шкаф с документами, похожий на большой черный холодильник. Из других окон вылетают маленькие тумбочки на шесть ящиков, которые, по мере приближения к земле, все больше и больше напоминают черные капли дождя. Капли становятся все меньше и меньше. Они исчезают в колышущемся людском море.



Loading...Loading...