Стихи о зиме Пушкина А. С

Ольга Гришунина

Задачи :

«С» : вызвать у детей эмоциональный отклик на музыкальные, поэтические и художественные образы; воспитывать у детей эмоциональное отношение к поэзии, классической музыке, танцу, искусству слова.

«П» : закрепить и обобщить знания о зиме и ее признаках через эмоциональное восприятие поэзии; на примере произведений о зиме показать детям взаимосвязь музыки и поэзии; развивать воображение, фантазию; формировать интерес к окружающему миру; продолжать знакомить с поэзией.

«Р» : расширять словарный запас детей, пополнить его новыми терминами, оборотами, эпитетами; воспитывать у детей эмоциональное отношение к искусству слова; формировать желание читать стихи русских поэтов; развивать силу голоса, выразительность речи.

«Х» : обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии стихов; учить детей различать оттенки настроений, смену характера музыки и передавать настроение, характер музыки в пении, в движении, танце.

«Ф» : развивать двигательную активность во всех видах деятельности; развивать мелкую моторику.

Ход мероприятия:

Звучит пьеса П. Чайковского “Декабрь” (фрагмент) . Дети с педагогом входят в зал и садятся на стульчики, стоящие полукругом.

Ведущая :

В небе снежинка кружится тихо,

Ветер по полю проносится лихо.

Лес притаился, сгущаются краски,

Шепчутся в нем небылицы и сказки.

Наступает время сказок и чудес.

Ты пусти нас в эту сказку, зимний лес.

На зкране картинка зимы.

Под песню Е. Крылатова «Три белых коня» Зима «въезжает на тройке»

Зима :

Здравствуйте, гости дорогие !

На поляне у опушки

Я живу в лесной избушке

Зимушкой зовут меня

Всех вас рада видеть я!

Вы попали в гости

В сказочный лес

К Зимушке морозной

В царство чудес!

Я вам покажу зимние чудеса, это картинки с зимними превращениями.

(На экран проецируются фотографии с изображением зимнего пейзажа.)

1 – слайд : зима одела все деревья в белые, пушистые шубы. На каждой веточке лежит кружевное украшение.

2 слайд : белые ковры расстилает зима по всем полям и дорогам. Засыпала она овраги и канавы. Искрящейся белой скатертью покралась вся земля.

3 слайд : многие поэты называют зиму чародейкой. Дети, а как можно ещё назвать зиму, посмотрев этот слайд. (Волшебница , рукодельница, мастерица)

4. слайд : волшебница – зима завалила , замела все дороги, все пути, не проехать, не пройти.

Мы увидели замечательный фильм о зиме – мастерице.

Ведущий : Зима , а мы тебя тоже хотим порадовать. Дети знают песню о красавице зиме.

Песня Э. Ханок «У леса на опушке»

Зима :

Спасибо, дорогие друзья, мне очень приятно,

а сейчас, друзья мои, я приглашаю вас познакомиться со снежным сугробом.

Дети идут и находят «сугроб» (снежки лежат кучкой)

Зима : Вот и сугроб. Что же такое сугроб? Ответы детей

Если вы сейчас его разгребёте, то что – то найдете.

Звучит музыка. “Вальс снежных хлопьев” композитора П. И. Чайковского.

Дети раскатывают блестящие шары, находят ларец.

Игра «Чья команда соберёт больше снежных комочков»

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница- зима ,

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз, и рады мы

Проказам матушки-зимы.

Зима : Дети, вы прослушали стихотворение А. С. Пушкина С каким чувством написано это стихотворение? Что значит выражение «клоками повисла на суках дубов?»

Что значит выражение «Легла волнистыми холмами среди полей, вокруг холмов?»

(Дети укрывают простынями пол, навешивают вату на зимние деревья)

Многие русские поэты любили русскую зиму и писали о ней замечательные слова.

1. Ребёнок :

Никитин «Зима »

Здравствуй, гостья- зима !

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас,-

Где угодно гуляй,

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать

Пусть мороз твой трещит

Наша русская кровь на морозе горит.

П. Вяземский

Здравствуй в белом сарафане из серебряной парчи

На тебе горят алмазы, словно яркие лучи.

Здравствуй, белая молодка, раскрасавица душа!

Белоснежная лебёдка, здравствуй. Зимушка Зима !

Снег летает и сверкает

В золотом сиянье дня.

Словно пухом устилает

Все долины и поля.

Все в природе замирает :

И поля, и темный лес.

Снег летает и сверкает,

Тихо падая с небес.

3 Ребёнок : Илья

Идет Зима с морозами ,

С морозами, с метелями,

Сугробы под березами,

Белым-бело под елями.

На вязах за околицей

Узор из белых бус.

«Поет зима – аукает » Сергей Есенин

Поет зима - аукает ,

Мохнатый лес баюкае

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою»

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит -

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -

Не мертвец и не живой -

Сном волшебным очарован ,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой :

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой -

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

«Белый снег пушистый»

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес, что шапкой

Принакрылся чудной,

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

А. Прокофьев

Как на горке на горе, на широком дворе,

Кто на санках, кто на лыжах, кто повыше, кто пониже,

Кто с разбегу, кто по льду, а кто прямо по снегу.

С горки – ух,на горка – ух! Бух! Захватывает дух!

«Зимнее утро» (А. Пушкин)

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный -

Пора, красавица, проснись :

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела -

А нынче. погляди в окно :

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит

Снегопад, снегопад.

Шёл он день и ночь подряд.

Шёл он полем, шёл он лесом,

Заглянул и под навесы,

Пухом лёг он на дома,

И мы поняли : Зима

Зима : Какие вы молодцы, дети! Так красиво обо мне рассказали. Мне очень приятно.

Я предлагаю немного отдохнуть и поиграть в русскую народную игру игру «Как на тоненький ледок»

Зима : Загляну в ларец и посмотрю, что же там ещё лежит. Ой, ребята, здесь снежинка с пиктограммой. Что же предлагает она нам сделать?

(Взрослый и ребёнок читают стихи)

Я очень часто по вечерам брожу по улицам, заглядываю в окно к людям и виж,у как мамы и дети читают стихи. Заметила, как мама Маша и Артём учат стихи Сурикова

Суриков «Детство»

Мама : Вот моя деревня, вот мой дом родной.

Вот качусья в санках по горе крутой.

Вот свернули санки и я на бок - хлоп!

Кубарем качуся под гору в сугроб.

Артём :

А друзья – мальчишки, стоя предо мной,

Весело хохочут над моей бедой.

Всё лицо и руки залепил мне снег,

Мне в сугробе горе,а ребятам смех.

Ребята, я заглянула в другого окно и увидела, как мама Катя и Матвей учили стихи С. Есенина.

«Берёза» С. Есенин

Матвей : Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром,

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой

Мама : И стоит берёза в сонной тишине, и горят снежинки в золотом огне.

А зоря лениво, обходя кругом, обсыпает ветви новым серебром.

Зима : Заглянула я в окно и к семье Алины, увидела, как мама Наташа и Алина учили стихи А. Пушкина

«Зимний вечер»

А. С. Пушкин

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

Зима :Замечательно, дети!

Я достаю ещё один снежинку. Что же там? Тоже пиктограмма. Что же там изображено? (Отгадать загадки)

Зима :

Что за звездочки резные Что за нелепый человек

Пробрался в двадцать первый век?, Морковкой нос, в руке метла

Боится солнца и тепла. (Снеговик)

На пальто и на платке.

Все сквозные, вырезные

А возьмешь вода в руке. (снежинка)

Танец «Снежинки и Снеговики»

Зима : Сколько снежинок с неба падают. Получаются настоящее снежное покрывало.

Зима : Дети, стихи помогают людям веселиться, грустить, любоваться красотой и играть.

Пальчиковая гимнастика :

Я зиму, и снег, и снежинки люблю.

Стою и снежинки в ладошку ловлю.

Но где же снежинки?

В ладошках вода!

Куда же исчезли снежинки? Куда?

Растаяли хрупкие льдинки – лучи,

Как видно ладошки мои горячи. Пальчиковая гимнастика :

(касаться пальчиком до ладони)

(тоже движение, но другой рукой)

(переворачивать ладони)

(встряхнуть)

(сжимать и разжимать ладони)

(сжимать в кулачки и хлопать)

(потирать руки)

Ведущая : Мы поиграли со стихотворением «Снежинка» ,предлагаю порадовать нашу гостью и сделать снежинку из зубочисток.

Игра «Собери снежинку»

Звучит музыка А. Вивальди “Зима ” из цикла “Времена года”

Ведущая :

Молодцы, все справились с заданием. Покажите всем свои снежинки. Какие они? (узорные, резные, ажурные, сквозные, красивые, холодные, нежные, маленькие и т. п.)

На что они похожи? (цветы, звездочки, паутинка, кружева и т. п.)

Зима : (заглядывая в ларец) Дети в нашем ларце остались ещё снежинки. Эта снежинка с пиктограммой что просит нас сделать?

(Сочинить стихи) Присядьте поудобнее, соберитесь. Превращаю вас в поэтов. (дети добавляют схожие по смыслу слова)

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю. (снег)

С неба все скользят пушинки -

Серебристые. (снежинки)

На поселки, на лужок

Все снижается

Вот веселье для ребят

Все сильнее. (снегопад)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в. (снежки)

Словно в белый пуховик,

Нарядился. (снеговик)

Рядом снежная фигурка -

Это девочка. (снегурка)

На снегу-то посмотри?-

С красной грудкой. (снегири)

Словно в сказке как во сне,

Землю всю украсил. (снег)

Зима : Молодцы, дети. Ребята, отдыхаете зимой? (Ответы)

Я предлагаю послушать стихотворение «На лыжах» написал его поэт А. Введенский.

«На лыжах» А. Введенский

Вся земля в снегу,

Я на лыжах бегу,

Ты бежишь за мной.

Хорошо в лесу зимой :

Небо ярко-синее,

Ели, сосны в инее,

Снег сверкает под ногами.

Эй, ребята, кто за нами?

Кто его написал? Как оно называется? А какое оно? (грустное или веселое) Я прочту его еще раз, слушайте внимательно.

(Учат стихотворение дети и родители в движении)

Зима :

Давайте, ребята, тоже пойдем на прогулку и покатаемся на лыжах, коньках, санках.

Ведущий : Дети, где мы побывали с вами?

Что вам понравилось сегодня на этой встрече?

Любовь Панкратова
Стихи «Волшебница зима»

Развеселая зима

Забелили все дома.

Разукрасила деревья,

Застелила всем ковры.

На кусты надела бусы

Из хрустальной мишуры.

Реки в чешую сковала,

Навела везде мосты.

И на веточках рябины

Заалели снегири.

Кистью по лесу махнула,

В косы ели заплела,

Шубу новую надела,

Легкой поступью прошла.

Заплясали с ней метели,

Вьюги тропы замели,

Дети взяли лыжи, санки,

Снегоходы и коньки!

Весело зимой в упряжке

Санки по снегу таскать.

На бегу снежками драться,

Зиму Русскую встречать! Л. Панкратова

Подарок маме

Для любимой мамочки

Ничего не жалко.

Соберу из пуговиц

Для нее подарки!

Стрекозу и бабочку,

Домик и лягушку.

Поцелую мамочку

И шепну на ушко :

Пусть тебя порадует

Мой такой подарок.

Я старалась, делала

Чтобы был он ярок! Л. Панкратова

Мой город.

Люблю свой город я Ессентуки,

Где минеральных вод бегут ручьи.

Куда съезжается со всей страны народ,

Чтоб вылечить болезни в сердце Кавминвод! Л. Панкратова

Публикации по теме:

Живя в России, мы имеем чудесную возможность наблюдать времена года во всей их красе (у нас есть солнечное, жаркое лето, прекрасная цветущая.

Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество. Цель:Уточнять и закреплять знания детей о характерных.

Кто раскрасил белой краской Все дороги и дома, Словно мы попали в сказку? Это к нам пришла зима! (Н. Агошкина) Зима это самое волшебное.

Зима действительно волшебное время года, только зимой можно создавать разнообразные фигуры из снега. Мы постарались сделать снежные фигуры,.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественное творчество. Задачи:.

Музыкальная гостиная «Волшебница Зима» Музыкально-литературная гостиная «ВОЛШЕБНИЦА ЗИМА» Цель: расширение сетевого взаимодействия в рамках тематического мероприятия «Волшебница.

Творческий проект для детей подготовительной группы «Волшебница Зима» Творческий проект «Волшебница Зима» 1. По доминирующему методу: творческий; 2. По характеру содержания: ребенок и природа, ребенка и культура;.

Конспект занятия «Волшебница зима» Цель: Закреплять представления детей о признаках зимы. Учить устанавливать причинные связи. Учить выделять и называть месяца зиы. Развивать.

Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.

А. С. Пушкин «Зимнее утро»

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

А. С. Пушкин «Отрывки из поэмы «Евгений Онегин»» Зимы ждала, ждала природа. ,
Зима!.. Крестьянин, торжествуя

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно...

А. С. Пушкин «Зимняя дорога»

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска...

Ни огня, ни черной хаты...
Глушь и снег... Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.

Скучно, грустно... Завтра, Нина,
Завтра, к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.

Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.

Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.

А. С. Пушкин «Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю»

Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю
Слугу, несущего мне утром чашку чаю,
Вопросами: тепло ль? утихла ли метель?
Пороша есть иль нет? и можно ли постель
Покинуть для седла, иль лучше до обеда
Возиться с старыми журналами соседа?
Пороша. Мы встаем, и тотчас на коня,
И рысью по полю при первом свете дня;
Арапники в руках, собаки вслед за нами;
Глядим на бледный снег прилежными глазами;
Кружимся, рыскаем и поздней уж порой,
Двух зайцев протравив, являемся домой.
Куда как весело! Вот вечер: вьюга воет;
Свеча темно горит; стесняясь, сердце ноет;
По капле, медленно глотаю скуки яд.
Читать хочу; глаза над буквами скользят,
А мысли далеко... Я книгу закрываю;
Беру перо, сижу; насильно вырываю
У музы дремлющей несвязные слова.
Ко звуку звук нейдет... Теряю все права
Над рифмой, над моей прислужницею странной:
Стих вяло тянется, холодный и туманный.
Усталый, с лирою я прекращаю спор,
Иду в гостиную; там слышу разговор
О близких выборах, о сахарном заводе;
Хозяйка хмурится в подобие погоде,
Стальными спицами проворно шевеля,
Иль про червонного гадает короля.
Тоска! Так день за днем идет в уединенье!
Но если под вечер в печальное селенье,
Когда за шашками сижу я в уголке,
Приедет издали в кибитке иль возке
Нежданная семья: старушка, две девицы
(Две белокурые, две стройные сестрицы), -
Как оживляется глухая сторона!
Как жизнь, о боже мой, становится полна!
Сначала косвенно-внимательные взоры,
Потом слов несколько, потом и разговоры,
А там и дружный смех, и песни вечерком,
И вальсы резвые, и шепот за столом,
И взоры томные, и ветреные речи,
На узкой лестнице замедленные встречи;
И дева в сумерки выходит на крыльцо:
Открыты шея, грудь, и вьюга ей в лицо!
Но бури севера не вредны русской розе.
Как жарко поцелуй пылает на морозе!
Как дева русская свежа в пыли снегов!

«Волшебница-зима» Александр Пушкин

Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.

Анализ стихотворения Пушкина «Волшебница-зима»

Отрывок на пейзажную тему, размещенный в середине седьмой главы «Евгения Онегина», рассматривается как отдельное произведение и в этом качестве часто появляется в школьной программе. Фрагмент датируется 1827-29 гг., общим периодом работы над главой.

Тема преображающей силы зимних морозов впервые возникает в пушкинском романе в пятой главе. Повествователь, ранее жаловавшийся на скуку «однообразной наготы» деревенского пейзажа, вместе с любимой героиней восхищается январским утром. Татьяну, наблюдающую за переменами из окна, завораживает яркая картина: двор побелел, деревья покрылись серебром, сугробы подобны горам, мягко устланным «блистательным ковром».

В анализируемом тексте мотив чудесного превращения развивается, воплощаясь в олицетворенном образе зимы, могущественной и властной волшебницы. Таинственное явление чародейки подготовлено верной свитой: воют холодные ветры, сгущаются тучи. Создать подходящий фон, подобный театральным декорациям, поручено персонифицированному образу севера.

Зима-колдунья не знает преград, способных помешать ее торжественному шествию. Решительный характер природной метаморфозы отражен глагольной оппозицией «идет» - «пришла».

Для изображения деятельного характера образа зимы автор привлекает комплекс однородных сказуемых, выраженных глаголами. В него входят пять примеров, сконцентрированных в рамках семи поэтических строк. Предметом иносказания является неизменный атрибут наступившего сезона - снеговые сугробы. Они не называются прямо, а уподобляются клокам, пелене, коврам. Последняя из метафор применялась Пушкиным в отрывке, рассмотренном выше. Поэтическим образам соответствуют живописные эпитеты, указывающие на обилие, легкость и мягкость снежного покрова.

Пейзажная зарисовка завершается глагольной метафорой «блеснул»: в морозную погоду снег сияет, наполняя белоснежную картину искрящимся светом.

В финальной части оценка загадочных действий волшебницы дополняется новыми оттенками смысла. Теперь они уподобляются шалостям, веселым проказам, которые вызывают всеобщий восторг. Чтобы подчеркнуть единодушную реакцию людей, поэт обращается к лирическому «мы». Иллюстрациями радостных зимних забав служат миниатюрные сцены, представленные в разных частях романа: катание на коньках, обновление санного пути, игра ребенка с дворнягой.

Идет волшебница зима

Цель :

  • углублять знания детей об особенностях природы в разные периоды зимы;
  • формировать эстетическое восприятие художественных текстов, картин природы;
  • обогащать словарный запас детей образными выражениями, сравнениями;
  • развивать творческое воображение;
  • воспитывать чуткость, восприимчивость к красоте природы, выраженной в произведениях искусства.

Предварительная работа :

  • чтение и заучивание загадок, поговорок, стихов на тему «Зима» (произведения И. Сурикова, А. Пушкина);
  • наблюдения за явлениями природы в зимний период на участке детского сада;
  • разучивание песен, прослушивание музыки о зиме;
  • рассматривание иллюстраций, репродукций картин И. Грабаря, А. Куинджи, А. Саврасова, И. Шишкина.

Материалы и оборудование: репродукции картин С.А. Куприянова «Волшебница-зима» и Г. Кондратенко «Зимний вечер»; аудиозапись музыки П.И. Чайковского «Январь» из цикла «Времена года»; фишки.

Ход

Дети сидят за столами.

Ребята, отгадайте загадку:

Как по небу с севера

Плыла лебедь белая,

Плыла лебедь сытая,

Вниз кидала, сыпала

На поля, озерушки

Белый пух да перышки.

/Зима/

С кем сравнивается зима? Почему?

Многие поэты в своих стихах создавали образ зимы. А.С, Пушкин описывает ее так:

Вот ветер, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима,

Пришла, рассыпалась, клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рукою

Сравнила пушной пеленою.

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки-зимы!

Понравилось вам стихотворение?

Какими словами поэт называет зиму? (Волшебница, матушка)

Как поэт говорит про зиму, как она пришла? (Рассыпалась)

Как вы понимаете слова «Клоками повисла на суках дубов»?

А какой бывает снег зимой? (Белый, пушистый, мохнатый, искристый, серебристый…)

«Брега с недвижною рекою сравняла пухлой пеленою…» Почему река «недвижная»? Что за пелена не реке?

Что значит «блеснул мороз»? (Когда морозный день, снег вокруг блестит, переливается)

Почему «рады мы проказам матушки-зимы»? (Можно играть в снежки, кататься на санках, лыжах, коньках, лепить снеговика)

Как ласково поэт называет зиму? (Матушка)

Какими словами можно описать зиму? (Волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, сверкающая)

(За правильный ответ дети получают фишки)

Кто из вас любит зиму? Почему?

Что-то холодом повеяло… Да это же промчалась Зимушка-Зима! Хотите полететь за ней вслед?

А для этого нужно надеть шапки-невидимки и сказать волшебные слова:

Тары-бары, растабары,

Елки-палки, каламбей,

Шуры-муры, шары-вары,

Самба-мамба, милки-вэй!

Дети выходят на коврик и изображают, как они надевают шапки-невидимки, закрывают глаза, говорят волшебные слова и отправляются за волшебницей-Зимой в ее снежное царство – зимний лес.

Физкультминутка

Мы пришли в зимний лес.

Ходьба на месте.

Сколько здесь вокруг чудес!

Разводят руками.

Справа березка в шубке стоит.

Руку отводят в указанную сторону и смотрят.

Слева елка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся,

Отводят руку и прослеживают взглядом.

На землю красиво ложатся.

Движение «фонарики» и смотрят вверх.

Вот и зайка проскакал.

Кружась, приседают.

От лисы он убежал.

Прыжки.

Это серый волк рыщет.

Имитируют «волчью» походку.

Он себе добычу ищет!

Не найдет тогда он нас!

Приседают, прячась.

Лишь медведь в берлоге спит.

Имитируют сон.

Так всю зиму он проспит.

Пролетают снегири,

Имитируют полет птиц.

Как красивы они!

В лесу красота и покой,

Разводят руки в стороны.

А нам пора уже домой!

Садятся на свои места.

А теперь снимаем шапки-невидимки и возвращаемся домой в детский сад.

Звучит тема «Январь» из альбома П.И, Чайковского «Времена года».

Какая изумительная музыка!

О каком времени года эта музыка? Думаю, что слушая эту музыку, каждый из вас представил какую-то зимнюю картинку. Скажите, где вы оказались в своих фантазиях?

Ребята, посмотрите на репродукции картин известных художников. Как вы думаете, они любили зиму?

А почему вы так решили?

Какая из этих картин наиболее соответствует пушкинскому описанию зимы?

Давайте сравним эти картины. Какими художники изобразили снег, лес, небо?

Какое название вы дали бы этим картинам?

Итог: сегодня мы узнали, с какой любовью поэты, художники, композиторы изображают зиму в своих произведениях. И вы тоже любите зиму и много знаете о ней – столько хороших слов сказали о зиме, снеге. Молодцы!



Loading...Loading...