Средневековые доспехи в западной европе. Средневековые доспехи: какими они были на самом деле (8 фото)

Кольчуги:

1. Кольчуга. (Германия, XV в.) Длина 73 см, рукава до локтя, диаметр кольца 11 мм проволока 1.6 мм, вес 4.47 кг.

2. Кольчуга. Длина 71 см, рукава до локтя, проволока 0.9 мм (кольца плоские), диаметр кольца 4 мм, вес 8.8 кг.

3. Кольчуга с длинными рукавами. (первая половина XV века, Германия). Длина 68 см, Длина рукава (от подмышки) 60 см, проволока 1 мм (кольца полукруглые), диаметр кольца 11 мм, вес 9.015 кг.

4. Кольчуга с длинными рукавами. (конец XV в.) Длина 71 см, проволока 1 - 1.2 мм (кольца плоские), диаметр кольца 11 - 9.9 мм, вес 7.485 кг.

5. Кольчужные рукава. (XV - XVI вв.) Общая длина 90 см, длина собственно рукава 64 см, кольца диаметром 5.4 мм двух типов: клепаные (проволока 0.9 мм) и штампованные (0.4 мм), вес 1,94 кг.

6. Кольчужные рукава. (XVI в.) Общая длина 60 см, длина собственно рукава 53, кольца диаметром 7 мм, вес 1,57 кг.

7. Кольчужная шапочка (Германия(?) XV в.) Вес 0.59 кг.

Шлемы:

1. Топхельм 1376-1448 гг. Толщина передней пластины 3-3,4 мм, затылочной 2,3-2,7 мм., макушка 1,7-22 мм, вес шлема 6,46 кг.

2. Топхельм ок. 1300 г. Вес 2,45 кг.

3. Топхельм найденный в башне г. Больцано (Bolzano) – Италия ок. 1300г. Высота фронтальной части 29 см; высота тыльной части 21.5 см; по окружности 31х22 см; вес 2.5 кг.

4. Топхельм. Высота (сохранившейся части) 28 см, вес 2,48кг.

5. Топхельм ок. 1300 года. Вес 2,34 кг.

6. Топхельм конец XIV в. Вес 5,15 кг.

7. Топхельм конец XIVвека. Вес 4,5 кг.

8. Топхельм ок. 1350 г. Вес 2,94 кг.

9. Топхельм. Вес 2,625 кг.

10. Топхельм Толщина 3 мм, вес 2,6 кг.

11. Топхельм 1352 г. Высота шлема 35,56 см, вес- 3,6кг.

12. Топхельм ок. 1350 г. Вес 3,75 кг.

13. Барбют, Италия, около 1440 г (коллекция Уоллеса, Лондон, 39) – 2,66 кг.

14. Бацинет хундсгугель. Вес с авентайлом 7.1 кг.

15. Бацинет 14в. Вес 3.37 кг

16. . Бацинет (типа хунсгугель), Эрмитаж: затылок 2.8мм лоб - 3 мм.

17. Барбют, Италия, около 1440 г (коллекция Уоллеса, Лондон, 39) – 2,66 кг.

18. Салад Германия 1480-90гг, Весит около 3.8 кг.

19. Салад Германия Иннсбрук(?), ок. 1490. Высота 26 см. Длина 37 см. Вес 2,65 кг.

20. Салад барона де Кассона. Вес 2.3 кг

21. Салад, Эрмитаж: толщина в макушке 2.1мм, толщина с боку 1.8 мм, бивор 1.5 мм.

22. Салад, Инсбрук, около 1485 г. (Чербург, 62) – 3,33 кг.

23. Венецианский салад, рыцарский зал в Эрмитаже: толщина в макушке 1.9 мм, толщина с боку 1.7 мм.

24. Салад на немецкой пехотной готике рыцарский зал в Эрмитаже: толщина в макушке 1.7 мм, толщина с боку 1.4 мм.

25. Салад (на итальянской готике), музеь Артилерии: толщина в макушке 1.6 мм, толщина с боку 1.4 мм.

26. Германский салад, арсенал Эрмитажа: толщина в макушке 2.2 мм, толщина с боку 1.9 мм.

27. Армэ, Эрмитаж: толщина в макушке 1.9 мм, толщина с боку 1.7мм.

28. Армэ, Эрмитаж: толщина в макушке 2.3 мм, толщина с боку 2 мм.

29. Армэ 1530 - 40 гг, Эрмитаж: толщина в макушке - 2.2 мм, толщина с боку - 2 мм.

30. Армэ, Эрмитаж толщина в макушке 2.3 мм, толщина с боку 1.9мм.

31. Армэ, Эрмитаж толщина в макушке - 1.4 мм, толщина с боку 1.3мм.

32. Армэ миланский, Миссалья вторая половина 15 в., Эрмитаж (сильно побит коррозией, насквозь) толщина в макушке 1.3 мм, толщина с боку 1.2 мм.

33. Армэ в максимилиановском стиле 1530-е годы, аугсбурской работы, частная коллекция: макушка 2мм, нолобная часть 1,7мм, забрало 1,7мм, вес 2.2кг.

34. Армэ, Италия, около 1450 г (коллекция Уоллеса, Лондон, 85) – 3,6 кг.

35. Закрытый шлем, Германия, около 1530 г. (коллекция Уоллеса, Лондон, 245) – 3,13 кг.

36. Морион, Нюрнберг, около,1580 г. (коллекция Уоллеса, Лондон, 778) – 1,79 кг.

Доспехи и их элементы.

1. Гарнитур Томаса Сэквила (Thomas Sackville), лорда Бакхурста Мастер Джэкоб Хальдер, Гринвич, 1590-1600 гг.
Негравированые части (темные на снимке) были выкрашены в пурпурный цвет (сохранился рисунок в "каталоге" оружейника)
Вес: шлем (без буфа) 2.8 кг; буф 1.42 кг; ожерелье 1.7 кг; передняя пластина кирасы 5.38 кг; задняя пластина 4.03 кг; юбка и налядвяники 2.3 кг; наплечник левый 3.7 кг; наплечник правый 3.5 кг; перчатки - 0.705 кг каждая; набедренники с наколенниками 1.2 кг каждый; левый понож и ботинок 1,5 кг; правый понож и ботинок 1.6.
Общий вес 32 кг.
Из турнирных частей к этому доспеху есть только плакат (placate – усиление нагрудника кирассы) весом в 4 кг.

2. Максимилиановский доспех (1540) Общий вес 29 кг.

3. Полные позденеготические доспехи. Южная Германия, 1475-1485 гг.
Вес доспеха всадника 27 кг, плюс 7 кг кольчуги.
Вес конских доспехов (включая бронированое седло 9 кг) 30 кг плюс 3 кг кольчуги. Общий вес 67 кг.

4. Турнирный полудоспех "штехцойг", Ауксбург, ок. 1590 г.
Толшина шлема (спереди у прорези) 13 мм, вес шлема - 8 кг; толшина нагрудника 3 - 7 мм.
Общий вес - 40.9 кг.

5. Турнирный доспех работы мастера Антона Пефенхаузера. Общий вес - 31.06 кг.

6. Боевой доспех работы мастера Антона Пефенхаузера. Общий вес 25.58 кг.

7. Композитный доспех (Германия, Австрия, италия) 1490-1510гг. Вес 24.6 кг.

8. Доспех городской стражи: толщина бригантины 0.5-0.8 мм, шлема 1.2-1.5 мм.

9. Боевые доспехи, Италия, около 1550-1560 гг. (коллекция Уоллеса, Лондон, 737) 20,8 кг.

10. Боевые доспехи, Италия, около 1590 г. (коллекция Уоллеса, Лондон, 434-439) 32,6 кг.

11. Нагрудник для турнирного доспеха 1510-1520 гг. Высота 37.5 cm. Вес 7.8 кг.


12. Пехотный нагрудничек с юбкой Милан 1480г. 35см в ширину, 52.5см в высоту, 17.5см в глубину. Весит 2.835 кг.

13. Налокотник с Родоса 1490-1500гг.Ширина около 12 см в, длина около 14см и глубина 10 см. Вес 170 г

Источники:
www.tgorod.ru

www.holger.sitecity.ru

К.Блэр "Рыцарские доспехи европы" Москва 2006

Кольчуга – это вид доспеха, представляющий собой небольшие металлические кольца, соединенные вместе в виде сети.

Само по себе слово «кольчуга» обозначает материал (полотно из кольчужных колец), а не изделия из нее. Например, рубаха из кольчуги навается хауберк при длине до колен, хаубергон при длине до середины бедра, и берни при блине до пояса. Кольчужные гетры называются , кольчужный капюшон койфом, а кольчужные рукавицы - митонами. Кольчужный воротник, подвешиваемый на шлем, называется . Кольчужный воротник, обматываемый вокруг шеи, называется пиксан. Кольчуга часто использовалась в декоративных целях и в ювелирных изделиях.

История

Самые ранние находки кольчуг относятся к 4 веку до н.э., найдены они были в кельтских захоронениях в Румынии. Считается, что Римская Республика впервые столкнулась с кольчугами во время боев с галлами в Цизальпинской Галлии (сейчас Северная Италия). Римская армия адаптировала технологию для своих войск в виде , которая использовалась как основная форма доспеха в Имперский период.

Использование кольчуги прослеживается на протяжении Темных Веков, Средневековья и эпохи Возрождения, и достигает своего апогея (в терминах покрытия тела) в Европе в течение 13 века, когда кольчуга покрывала все тело.

В 14 веке широко использовались для укрепления кольчужных. Обычно кольчуга укреплялась пластинами в большинстве частей. Однако, кольчуги все еще широко использовались многими солдатами наравне с бригандами и стеганками. Эти три вида доспехов составляли подавляющее большинство всех видов доспехов, использовавшихся в то время, и кольчуга была самой дорогой из них. Часто кольчуга была дороже латного доспеха. Кольчужная рубаха, вплетенная между двумя слоями ткани, называлась джазерант, и могла носиться как защитная одежда.

Сохранившаяся до наших дней кольчуга представлена в различных музейных коллекциях.

Японцы использовали кольчугу (кусари) в ограниченных видах доспехов в начале периода Намбокучи (1336-1392 годы). Использовались два основых способа плетения: квадрат по схеме 4-в-1 (гусари) и шестиугольник 6-в-1 (хана гусари). Кусари обычно была сделана из колец, намного меньших, чем используемые в европейских кольчугах, и использовалась кусари в намного меньших масштабах – вместо изготовления полного кольчужного покрытия, использовались небольшие ее элементы для соединения пластин доспеха и для прикрытия уязвимых мест, таких как подмышки. Кольца не были ни сварены, ни заклепаны, хотя некоторые участки были сплетены из колец, имеющих два и более скруток, наподобие современным цепочкам на брелках. Кольца были покрыты лаком для предотвращения коррозии, и всегда пришиты к ткани либо коже. Кусари иногда скрывалась между слоями ткани или кожи.

Эффективность кольчуги

Кольчужный доспех обеспечивает эффективную защиту против рубящих ударов и против проникающих ударов колющего оружия; Королевская Оружейная Палата в Лидсе (Великобритания) заключила, что «…практически невозможно пробить кольчугу любым обычным оружием». В целом, стойкость кольчуги к оружию определяется четырьмя факторами: типом соединения (сведенная, клепаная или сварная), используемыми материалами (железо, бронза или сталь), плотность плетения (более плотное плетение требует более тонкого оружия для проникновения за кольчугу), и толщина колец (обычно 1-3 мм). Кольчуга, если воин мог себе ее позволить, давала значительное преимущество воину при использовании соответствующих техник ведения боя. Однако, сильный удар мечом перпендикулярно поверхности кольчуги мог разрубить ее кольца; если кольчуга не была клепаной, точный удар копья или тонкого меча мог проникнуть через нее; удар поллакса или алебарды также мог проникнуть через кольчугу. Специальные стрелы, известные как шило, были специально предназначены для проникания через легкую кольчугу сквозь отверстия в ее кольцах. Сохранившиеся свидетельства говорят о том, что во время боя основным стремлением было обойти защищенные доспехами участки, вместо того, чтобы пытаться их пробить – это показывает изучение скелетов, найденных в Визби, Швеция, - большинство скелетов имели раны на менее защищенных ногах.

Гибкость кольчуги означает, что дробящий удар мог часто нанести рану воину в ней, нанося серьезные ушибы и переломы, и кольчуга была плохой защитой для головы. Одетые в кольчугу воины обычно носили отдельно шлемы поверх их кольчужных койфов для защиты головы. Более того, дробящее оружие, такое как палицы и боевые молоты, могли нанести травму через кольчугу без ее разрушения, поэтому обычно под кольчугу надевался мягкий доспех, такой как стеганка. Кольчуга тем не менее имела высокую важность для снижения риска пореза и инфекции, что было весьма опасным в то время для жизни солдата.

Изготовление кольчуги

Несколько способов соединения колец кольчуги были известны с древних времен, из них наиболее распространенным было плетение 4-в-1 (когда каждое кольцо соединено с четырьмя другими). В Европе плетение 4-в-1 имело полное доминирование. Кольчуга также имела распространение в Восточной Азии, в основном в Японии, где использовались еще несколько способов плетения.

Исторически, в Европе, в до-Римский период, кольца кольчуг склепывались для уменьшения вероятности расхождения колец при колющем ударе или при поражении стрелой. Вплоть до 14 века европейская кольчуга делалась из последовательно соединенных клепаных и сварных колец. Позднее кольчуги делались только из клепаных колец. Кольца делались из кованого железа. Некоторые поздние кольчужные элементы были сделаны из кованой стали с заметным содержанием углерода, что позволяло произвести закалку. Проволока для клепаных колец изготавливалась двумя способами. Один из способов заключался в том, что железо ковалось в пластины, которые затем разрезались. Эти тонкие полосы затем протягивались через волочильную доску до достижения требуемого диаметра. На нескольких манускриптах того времени изображено водное колесо, используемое для этой операции. Другой метод заключался просто в выковывании железных прутьев и последующем их вытягивании в проволоку. Концы колец соединялись с помощью пробойника. Кузнечная сварка также применялась для соединения колец, но единственный известный экземпляр такой кольчуги в Европе датирован 7 веком – кольчужная накидка Коппергейта. Вне Европы такой способ был более распространен, например хорошо известное «тета» плетение из Индии.

Историческая реконструкция

Многие клубы исторической реконструкции, особенно фокусирующиеся на античности и средневековье, широко используют кольчуги в качестве доспехов и в качестве элемента костюма. Кольчуги особенно популярны у клубов, использующих стальное оружие. Воин в хауберке и шоссах может бежать, вставать с земли, прыгать, кувыркаться, и даже плавать в полной экипировке, в зависимости от уровня физической подготовки. Современная реконструкция хауберка из колец с внутренним диаметром 10 мм весит около 10 кг, и содержит от 15000 до 45000 колец. Кольчуга может носиться под повседневной одеждой, и некоторые реконструкторы носят хауберк под их обычной одеждой, чтобы привыкнуть к нему.

Один из двух основных недостатков кольчуги это то, что вес ее распределен неравномерно; основная нагрузка ложится на плечи. Вес может быть более равномерно распределен с помощью пояса, носимого поверх кольчуги, который обеспечивает еще одну точку опоры.

Кольчуга в фильмах

В некоторых фильмах вместо кольчуги используется вязаная ткань, окрашенная металлической краской, в целях снижения бюджета фильма (как пример – Монти Патон и Святой Грааль, снятый с очень маленьким бюджетом). Фильмы, более внимательные к точности костюмов, часто используют АБС-пластик (ударопрочная техническая смола) для изготовления колец кольчуги, для снижения стоимости и веса. Сотни таких кольчуг были сделаны для трилогии «Властелин Колец», в дополнение к обычным металлическим кольчугам. Металлические кольчуги редко используются в фильмах из-за их веса, за исключением сцен крупным планом, в которых кольчуги из АБС-пластика выглядят уже неправдоподобно.

Ученым стало интересно, сколько энергии тратит человек, облаченный в западноевропейские рыцарские доспехи. Современные любители реконструкции исторических баталий облачаются в более легкие латы, чем воины, которые носили их в XV столетии. Сплошные сочлененные доспехи производили только в Европе, так сказать, на собственные нужды, потому что сражались в таком облачении тоже только в Европе. В Азии оно изредка встречалось только у турецких сипахов.

На одном из фестивалей "Перекресток времен", посвященный Дню крещения Руси, который проходил в формате рыцарского турнира в импровизированных поединках и массовых сражениях участвовали мужчины, облаченные в рыцарские костюмы различных эпох. Весят современные доспехи от 10 до 30 килограммов. Когда столбик термометра превышает 30-градусную отметку сражаться при такой экипировке совсем непросто. Средневековым воинам приходилось и того хуже - в XV столетии вес рыцарских доспехов колебался от 30 до 50 килограммов.

Исследователи из Университета Лидса установили, что двигаться в доспехах вдвое тяжелее, чем без них. Как сообщает веб-журнал, освещающий вопросы биологии, Proceedings of the Royal Society B, участвующие в эксперименте добровольцы надевали рыцарские доспехи и становились на беговую дорожку. К ним прикрепляли датчики, чтобы фиксировать выдыхаемый воздух, частоту пульса, кровяное давление и другие физиологические параметры в то время, когда испытуемые шли пешим шагом или бежали.


Эксперимент показал, что ходьба в доспехах расходует в 2,1-2,3 раза больше энергии, чем без них. Во время бега этот показатель увеличивался в 1,9 раза. Исследователи также установили, что расход энергии при ношении доспехов выше, чем при передвижении с равным по массе грузом на руках. Это связано с преодолением сопротивления доспехов при движении конечностей.

Ответить на простой вопрос, сколько в среднем весили рыцарские доспехи, не так просто. Вся проблема заключается в эволюции, которую претерпевало это воинское облачение. Непосредственными предшественниками западноевропейских рыцарей были тяжеловооруженные конники - катафракты (в переводе: "забронированные" или "одетые в железо"). В поздней Античности и раннем Средневековье они входили в состав иранских, позднеримских и византийских войск. Соответственно, прообразом для рыцарских доспехов служило защитное облачение катафрактов.


С первой половины XII века широкое распространение получает кольчуга, сплетенная из стальных колец (иногда в два-три слоя). Кольчуга просуществовала до середины XIV века.


В следующем столетии появились латы, защищавшие наиболее уязвимые места. Кроме того, кольчуга уже не могла защитить от появившейся в военном деле новинки - огнестрельного оружия.

Английские доспехи 14 века







Отдельные детали рыцарских доспехов соединялись между собой на заклепках, а части скреплялись ремешками и пряжками. Общее количество деталей западноевропейского рыцарского облачения порой достигало двухсот, а их общий вес мог составлять 55 килограммов.

Русские ратники, большей частью сражавшиеся со степными кочевниками, облачались в более легкую броню, которая весила примерно столько же, сколько средняя нагрузка современного десантника, то есть около 20-35 килограммов.


Доспехи XV века надежно защищали от поражения стрелами из лука, выдерживали удары арбалетных болтов и аркебузных пуль, выпущенных с расстояния 25-30 метров. Их не могли пробить ни дротики, ни копья, ни даже мечи, за исключением более тяжелых двуручных мечей.

Английские доспехи 15 века


Во второй половине XV века искусство ковки рыцарских доспехов достигает своего наивысшего развития, не только с технологической точки зрения, но и с художественной. Рыцарские доспехи для знати оформлялись очень богато: они покрывались чернью (специальным сплавом серебра, свинца и серы), на них наносилась таушировка (инкрустация металлом по металлу) или делалась всечка (заполнение специально сделанных в доспехах "канавок" цветным металлом - золотом, серебром, алюминием). Использовались также глубокая чеканка и воронение, то есть получение на поверхности стали окислов железа.


Причем последнее применялось не только в декоративных целях, но и в прагматических, так как способствовало уменьшению коррозии металла. Также употреблялся такой способ декоративного оформления доспехов, как наводка золотом, или золочение. Чтобы покрыть воинское облачение слоем этого драгметалла, золото предварительно растворяли в ртути и перемешивали графитовым стержнем до полного растворения. Полученную амальгаму выливали в воду и остужали, после чего наносили на подготовленное изделие. Наиболее красивым считалось "обмундирование" итальянских рыцарей.

Максимилиановский доспех

В XVI столетии появляется новый "фасон" рыцарских доспехов, которые в отличие от готических стали называться максимилиановскими, в честь императора Священной Римской империи Максимилиана I Габсбурга (1459-1519), прозванного "последним рыцарем". Впрочем, в немецком языке для их названия существует другой эквивалент - Riefelharnisch, а по-английски их тоже не всегда называют Maximilian armour, а fluted armor.

Доспех представлял собой сложное механическое сооружение, состоявшее из более чем двухсот отдельных частей, изготовленных индивидуально для конкретного лица. Для его ношения требовалась хорошая физическая подготовка, поскольку его вес без вооружения составлял не менее трех пудов (пятидесяти килограммов).


Основная часть максимилиановского доспеха - бармица, пластина с вырезом для шеи, она предназначалась для защиты ключицы и плеч. К ней крепились остальные части доспеха. Грудь и спину рыцаря защищали латы, состоявшие из двух половин. Спереди для большей надежности на латы надевался набрюшник. Его изготавливали из набора металлических пластин, соединенных шарнирами. Верхнюю часть лат усиливали оплечья, к которым прикрепляли наручи. Они состояли из двух частей, соединенных шарнирным налокотником, который позволял рыцарю сгибать руку. А ременный или пружинный механизм, соединяющий латы и оплечья, обеспечивал свободное движение рук.


Но и это еще не все. К верхней части бармицы прикреплялась специальная горловая пластина и затыльник, защищавший шею от рубящего удара сзади.

На горловую пластину опиралась нижняя часть шлема, защищавшая подбородок и нижнюю часть лица. Верхняя ого часть изнутри обивалась мягкой кожей и свободно лежала на голове рыцаря. Только при опущенном забрале части шлема соединялись в единую жесткую конструкцию.


Ноги рыцаря защищали стальные набедренники, к которым прикреплялись шарнирные наколенники. Голени прикрывались специальными поножами, состоявшими из передней и задней половины.

Не только внутренность шлема, но и поверхность доспехов обтягивалась кожей, а в местах возможных ударов под кожу вставлялись войлочные или шерстяные пластины. Снаружи максимилиановский доспех украшали разнообразными узорами и гравировкой.

Чтобы металлический доспех не натирал тело, рыцарь надевал под него гамбизон - тонкое стеганое одеяние, состоявшее из короткой куртки и штанов. После появления облегченных турнирных доспехов гамбизон перестали применять, заменив его кожаным камзолом и лосинами.

Облаченный в максимилиановский доспех рыцарь практически не мог передвигаться без посторонней помощи. В боевой обстановке его постоянно сопровождал оруженосец. Он подавал необходимое оружие и помогал рыцарю сойти с коня.


Для доспехов были разработаны особые рецепты стали. Благодаря специальной закалке они защищали практически от всех видов метательного и режущего оружия. Изготовление доспехов было делом долгим и трудным, поскольку все детали выгибались вручную методом холодной ковки.

Любопытно, но жесткие металлические доспехи получили распространение только в Европе. В странах Востока максимилиановский доспех заменяла длинная металлическая кольчуга, к которой со стороны спины и груди крепились металлические пластины - зерцала.

Использование кольчуги объяснялось тем, что основным родом войск на Востоке была кавалерия, успешность действий которой обеспечивали скорость и маневренность. Но трудно даже даже вообразить, как можно было бы произвести кавалерийскую атаку, если бы в ней участвовали лошади, до предела нагруженные металлом.

турецкие доспехи


русские доспехи

В среднем вес рыцарского доспеха достигал 22,7-29,5 килограмма; шлема - от 2,3 до 5,5 килограмма; кольчуги под доспехом - около семи килограммов; щита - 4,5 килограмма. Общий вес рыцарских лат мог приближаться к 36,5-46,5 килограмма. Выбитые из седла витязи, уже не могли самостоятельно сесть на коня. Для пешего боя пользовались специальным доспехом со стальной юбкой вместо поножей и сапог.

http://funik.ru/post/86053-ger...

В данной статье в самых общих чертах рассматривается процесс развития доспехов в Западной Европе в средневековье (VII - конец XV вв.) и в самом начале раннего Нового времени (начало XVI в.). Материал снабжен большим количеством иллюстраций для лучшего понимания темы.

Середина VII - IX вв. Викинг в вендельском шлеме. Использовались в основном в Северной Европе норманнами, германцами и др., хотя нередко встречались и в других частях Европы. Очень часто имеет полумаску, закрывающую верхнюю часть лица. Позднее эволюционировал в норманнский шлем. Доспех: короткая кольчуга без кольчужного капюшона, надетая поверх рубахи. Щит круглый, плоский, средних размеров, с большим умбоном - металлической выпуклой накладкой-полусферой в центре, типичный для Северной Европы этого периода. На щитах используется гьюж - ремень для ношения щита во время похода на шее или на плече. Естественно, рогатых шлемов в то время не существовало.

X - начало XIII вв. Рыцарь в норманнском шлеме с рондашем. Открытый норманнский шлем конической или яйцевидной формы. Как правило,
спереди крепится наносник - металлическая назальная пластина. Был широко распространен по всей Европе, как в западной, так и в восточной части. Доспехи: длинная кольчуга до колен, с рукавами полной или неполной (до локтей) длины, с койфом - кольчужным капюшоном, отдельным или представляющим единое целое с кольчугой. В последнем случае кольчуга называлась «хоуберк». Спереди и сзади у кольчуги разрезы на подоле для более удобного передвижения (да и сидеть в седле удобнее). С конца IX - начала X вв. под кольчугой рыцари начинают носить гамбезон - длинную поддоспешную одежду, набитую шерстью или паклей до такого состояния, чтобы амортизировать удары по кольчуге. К тому же в гамбезонах отлично застревали стрелы. Часто использовался и как отдельный доспех более бедными по сравнению с рыцарями пехотинцами, особенно лучниками.

Гобелен из Байё. Создан в 1070-е гг. Хорошо видно, что лучники у нормандцев (слева) вообще не имеют доспехов

Часто для защиты ног надевали шоссы - кольчужные чулки. С X в. появляется рондаш - большой западноевропейский щит рыцарей раннего Средневековья, а нередко и пехотинцев - например, англосаксонских хускерлов. Мог иметь разную форму, чаще круглую или овальную, выгнутую и с умбоном. У рыцарей рондаш почти всегда имеет заостренную форму нижней части - ею рыцари прикрывали левую ногу. Производился в различных вариантах в Европе в X-XIII вв.

Атака рыцарей в норманнских шлемах. Именно так выглядели крестоносцы, захватившие в 1099 г. Иерусалим

XII - начало XIII вв. Рыцарь в цельнокованом норманнском шлеме в сюрко. Наносник уже не крепится, а выковывается вместе со шлемом. Поверх кольчуги стали носить сюрко - длинный и просторный плащ-накидку разных фасонов: с рукавами различной длины и без, одноцветный или с узором. Мода пошла с первого Крестового похода, когда рыцари увидели подобные плащи у арабов. Как и кольчуга, имел спереди и сзади разрезы на подоле. Функции плаща: защита от перегрева кольчуги на солнце, предохранение ее от дождя и грязи. Богатые рыцари в целях улучшения защиты могли носить двойную кольчугу, а в дополнение к наноснику приделывать полумаску, закрывавшую верхнюю часть лица.

Лучник с длинным луком. XI-XIV вв.

Конец XII - XIII вв. Рыцарь в закрытом потхелме. Ранние потхелмы были без защиты лица, могли иметь наносник. Постепенно защита усиливалась, пока шлем не стал полностью закрывать лицо. Поздний потхелм - первый в Европе шлем с забралом (визором), полностью закрывающим лицо. К середине XIII в. эволюционировал в топфхелм - горшковый или большой шлем. Доспехи существенно не меняются: все та же длинная кольчуга с капюшоном. Появляются муфферы - кольчужные рукавицы, приплетенные к хоуберку. Но широкого распространения они не получили, у рыцарей были популярны кожаные перчатки. Сюрко несколько увеличивается в объеме, в самом большом варианте становясь гербовой накидкой - одеждой, надевавшейся поверх доспехов, без рукавов, на которой изображался герб владельца.

Король Англии Эдвард I Длинноногий (1239-1307 гг.) в открытом потхелме и гербовой накидке

Первая половина XIII в. Рыцарь в топфхелме с тарже. Топфхелм - рыцарский шлем, появившийся в конце XII - начале XIII в. Использовался исключительно рыцарями. По форме может быть цилиндрическим, бочкообразным или в форме усеченного конуса, полностью защищает голову. Топфхелм надевался поверх кольчужного капюшона, под который, в свою очередь, надевался подшлемник из войлока, для смягчения ударов по голове. Доспехи: длинная кольчуга, иногда двойная, с капюшоном. В XIII в. появляется, как массовое явление, кольчужно-бригантинный доспех, обеспечивающий более сильную защиту, чем просто кольчуга. Бригантина - доспех из металлических пластин, наклёпанных на суконной или стеганной льняной основе. Ранние кольчужно-бригантинные доспехи представляли собой одеваемые поверх кольчуги нагрудники или жилетки. Щиты у рыцарей, в связи с улучшением к середине XIII в. защитных качеств доспехов и появлением полностью закрытых шлемов, существенно уменьшаются в размерах, превращаясь в тарже. Тарже - разновидность щита в форме клина, без умбона, фактически обрезанная сверху версия каплевидного рондаша. Теперь рыцари больше не прячут лица за щитами.

Бригантина

Вторая половина XIII - начало XIV вв. Рыцарь в топфхелме в сюрко с айлеттами. Специфической особенностью топфхелмов является очень плохой обзор, поэтому использовались они, как правило, только в копейной сшибке. Для рукопашной схватки топфхелм подходит плохо из-за отвратительной обзорности. Поэтому рыцари, если дело доходило до рукопашной, сбрасывали его. А чтобы дорогой шлем не потерялся во время боя, его сзади крепили к шее специальной цепочкой или ремнем. После чего рыцарь оставался в кольчужном капюшоне с войлочным подшлемником под ним, что было слабой защитой против мощных ударов тяжелого средневекового меча. Поэтому очень скоро рыцари стали носить под топфхелмом сферический шлем - цервельер или хирнхаубе, представляющий собой небольшой полусферический шлем, плотно облегающий голову, похожий на каску. Цервельер никаких элементов защиты лица не имеет, лишь очень редкие цервельеры имеют наносники. В этом случае, чтобы топфхелм плотнее сидел на голове и не смещался в стороны, под него поверх цервельера надевался войлочный валик.

Цервельер. XIV в.

Больше топфхелм к голове ничем не крепился и опирался на плечи. Естественно, бедные рыцари обходились без цервельера. Айлетты - наплечные прямоугольные щитки, похожие на погоны, покрытые геральдическими символами. Использовались в Западной Европе в XIII - начале XIV вв. в качестве примитивных наплечников. Есть гипотеза, что от айлеттов произошли погоны.

С конца XIII - начала XIV вв. большое распространение получили турнирные нашлемные украшения - различные геральдические фигуры (клейноды), которые делались из кожи или дерева и крепились к шлему. У германцев большое распространение получили различного вида рога. В конечном итоге топфхелмы полностью вышли из употребления на войне, оставшись чисто турнирными шлемами для копейной сшибки.

Первая половина XIV - начало XV вв. Рыцарь в бацинете с авентайлом. В первой половине XIV в. на смену топфхелму приходит бацинет - сфероконический шлем с заострённым верхом, к которому приплетается авентайл - кольчужная накидка, обрамляющая шлем по нижнему краю и закрывающая шею, плечи, затылок и боковые стороны головы. Бацинет носили не только рыцари, но и пехотинцы. Существует огромное количество разновидностей бацинетов, как по форме шлема, так и по типу крепления забрала самых различных видов, с наносником и без. Самыми простыми, а значит, и распространенными забралами для бацинетов, были относительно плоские клапвизоры - фактически маска для лица. В это же время появляется разновидность бацинетов с забралом хундсгугель - самый уродливый шлем в европейской истории, тем не менее весьма распространенный. Очевидно, защищенность в то время была важнее внешнего вида.

Бацинет с забралом хундсгугель. Конец XIV в.

Позднее, с начала XV в., бацинеты стали снабжаться латной защитой шеи вместо кольчужного авентайла. Доспехи в это время также развиваются по пути усиления защиты: по-прежнему используются кольчуги с бригантинным усилением, но уже с более крупными пластинами, лучше держащими удар. Стали появляться отдельные элементы латных доспехов: сначала пластроны или плакарты, прикрывавшие живот, и нагрудники, а затем и латные кирасы. Хотя из-за своей дороговизны латные кирасы в начале XV в. были доступны немногим рыцарям. Также в массовом количестве появляются: наручи - часть доспехов, защищающих руки от локтя до кисти, а также развитые налокотники, наголенники и наколенники. Во второй половине XIV в. на смену гамбезону приходит акетон - стеганая поддоспешная куртка с рукавами, похожая на гамбезон, только не такая толстая и длинная. Изготовлялась из нескольких слоёв ткани, простёгивалась вертикальными или ромбическими швами. Дополнительно уже ничем не набивалась. Рукава изготовлялись отдельно и пришнуровывались к плечам акетона. С развитием пластинчатых доспехов, не требовавших столь толстых поддоспешников, как кольчуга, в первой половине XV в. акетон постепенно вытеснил у рыцарей гамбезон, хотя среди пехоты он оставался популярным вплоть до конца XV в., в первую очередь из-за своей дешевизны. Кроме этого, рыцари побогаче могли использовать дублет или пурпуэн - по сути тот же акетон, но с усиленной защитой из кольчужных вставок.

Этот период, конец XIV - начало XV вв., характеризуется огромным разнообразием комбинаций доспехов: кольчужные, кольчужно-бригантинные, составные из кольчужной или бригантинной основы с латными нагрудниками, наспинниками или кирасами, и даже шинно-бригантинные доспехи, не говоря уже о всевозможных наручах, налокотниках, наколенниках и наголенниках, а также закрытых и открытых шлемах с самыми разнообразными забралами. Щиты небольших размеров (тарже) рыцарями еще используются.

Разграбление города. Франция. Миниатюра начала XV в.

К середине XIV в., следуя за распространившейся по всей Западной Европе новой моде к укорачиванию верхней одежды, сюрко тоже сильно укорачивается и превращается в жупон или табар, выполнявший ту же функцию. Бацинет постепенно развился в гранд-бацинет - закрытый шлем, округлый, с защитой шеи и забралом полусферической формы с многочисленными отверстиями. Вышел из употребления в конце XV в.

Первая половина и конец XV в. Рыцарь в саладе. Все дальнейшее развитие доспехов идет по пути усиления защиты. Именно XV в. можно назвать веком латных доспехов, когда они становятся несколько доступнее и, как следствие, в массовом порядке появляются у рыцарей и в меньшей степени у пехоты.

Арбалетчик с павезой. Середина-вторая половина XV в.

По мере развития кузнечного дела конструкция латных доспехов всё более совершенствовалась, и сами латы изменялись согласно доспешной моде, но латные западноевропейские доспехи всегда обладали наилучшими защитными качествами. К середине XV в. руки и ноги большинства рыцарей уже полностью защищались латными доспехами, туловище - кирасой с латной юбкой, крепящейся к нижней кромке кирасы. Также в массовом порядке взамен кожаных появляются латные перчатки. На смену авентайлу приходит горже - латная защита шеи и верха груди. Могла комбинироваться как со шлемом, так и с кирасой.

Во второй половине XV в. появляется арме - новый тип рыцарского шлема XV-XVI вв., с двойным забралом и защитой для шеи. В конструкции шлема сферический купол имеет жёсткую заднюю часть и подвижную защиту лица и шеи спереди и с боков, поверх которой опускается закреплённое на куполе забрало. Благодаря такой конструкции арме дает отличную защиту как в копейной сшибке, так и в рукопашном бою. Арме - высшая ступень эволюции шлемов в Европе.

Армэ. Середина XVI в.

Но был он весьма дорог и поэтому доступен только богатым рыцарям. Большинство же рыцарей со второй половины XV в. носило всевозможные салады - тип шлема, вытянутый и закрывающий шею сзади. Широко использовались салады, наряду с шапелями - самыми простыми шлемами, и в пехоте.

Пехотинец в шапели и кирасе. Первая половина XV в.

Для рыцарей специально ковались глубокие салады с полной защитой лица (поля спереди и с боков ковались вертикальными и стали фактически частью купола) и шеи, для чего шлем дополнялся бувигером - защитой для ключиц, шеи и нижней части лица.

Рыцарь в шапели и бувигере. Середина - вторая половина XV в.

В XV в. происходит постепенный отказ от щитов как таковых (из-за массового появления латных доспехов). Щиты в XV в. превратились в баклеры - маленькие круглые кулачные щиты, обязательно стальные и с умбоном. Появились как замена рыцарским тарже для пешего боя, где использовались для парирования ударов и нанесения ударов умбоном или кромкой по лицу противника.

Баклер. Диаметр 39,5 см. Начало XVI в.

Конец XV - XVI вв. Рыцарь в полном латном доспехе. XVI в. историки относят уже не к средним векам, а к раннему Новому времени. Поэтому полный латный доспех - явление в большей степени Нового времени, а не средневековья, хотя и появился он еще в первой половине XV в. в Милане, знаменитом в качестве центра производства лучших доспехов в Европе. К тому же полный латный доспех всегда стоил очень дорого, и поэтому был доступен только наиболее обеспеченной части рыцарства. Полный латный доспех, закрывающий всё тело стальными пластинами, а голову закрытым шлемом, - кульминация развития европейских доспехов. Появляются полдроны - латные наплечники, обеспечивающие защиту плеча, верхней части руки, лопатки стальными пластинами за счёт своего довольно большого размера. Также для усиления защиты к латной юбке стали крепить тассеты - набедренные щитки.

В этот же период появляется бард - латные конские доспехи. Состояли из следующих элементов: шанфрьен - защита морды, критнет - защита шеи, пейтраль - защита груди, круппер - защита крупа и фланшард - защита боков.

Полные доспехи для рыцаря и лошади. Нюрнберг. Вес (общий) доспеха всадника - 26,39 кг. Вес (общий) доспеха лошади - 28,47 кг. 1532-1536 гг.

В конце XV - начале XVI вв. происходят два взаимно противоположных процесса: если кавалерии все более усиливаются, то пехота, наоборот, все больше оголяется. В этот период появляются знаменитые ландскнехты - германские наемники, служившие в период правления Максимилиана I (1486-1519 гг.) и его внука Карла V (1519-1556 гг.), оставившие себе из всей защиты в лучшем случае только кирасу с тассетами.

Ландскнехт. Конец XV - первая половина XVI вв.

Ландскнехты. Гравюра начала XVI в.

СКОЛЬКО ВЕСИЛ РЫЦАРЬ?
Историки и исследователи средних веков И.Фляде и Г.Ленц пишут, что слово “рыцарь” произошло от немецкого “риттер”, а оно в свою очередь, от слова “райтер”, т.е. “всадник”. Этот всадник в полном снаряжении весил… 170 кг!
В XI-XVI веках латные турнирные доспехи, - а турнирные были более массивными, чем боевые, - весили около 40 кг. Боевые, миланской работы, состоявшие из 6 частей - около 30 кг. Все прочее вооружение, вместе с копьем - максимум 20 кг. Что можно сказать о конской броне? Сохранившиеся в музеях мира экземпляры польской и немецкой брони, включавшие в себя нагрудник, накрупник, пластины, защищавшие глаза и шею, весят около 20 кг.

Так что, если сложить все приведенные выше цифры, получится 65-70 кг. Плюс вес массивного седла - 15 кг. Если предположить, что рыцарь весил 80-90 кг, то в итоге имеем 160-170 кг. Именно такой вес несла на себе рыцарская лошадь.

Кони, на которых рыцари вели сражения или выступали на турнирах, своим видом напоминали сегодняшних тяжеловозов, и были совсем не похожи на кавалерийских лошадей более поздних времен.

Рыцарских лошадей разводили в специальных конюшнях, которыми заведовали маршалы. Это был придворный чин, который лишь с XVII века стал воинским званием. Хорошая сильная лошадь стоила целой деревни со 100 крестьянами, а боевые рыцарские доспехи с вооружением стоили столько же, сколько 2-3 лошади, а то и больше. В Будапеште в рыцарском зале Королевского музея выставлены образцы рыцарского оружия. Например, чешская боевая секира XIV века имеет в длину всего 114 см, но поднять и удержать ее над головой может далеко не каждый мужчина. Двуручный меч немецкого рыцаря XV века, т.н. “распятие Христово”, весит 16,6 кг и имеет длину 170 см. В поход рыцарь отправлялся не один. За ним следовали оруженосец (он и вез двуручный меч, привязанный к коню), два лучника, пеший копейщик и два слуги. Этот отряд назывался “копьем”. Крупный рыцарский замок мог выставить до 10 и более таких “копий”.

КАКОЙ СИЛОЙ ОБЛАДАЛ РЫЦАРЬ?

Судя по летописям и хроникам тех времен - очень немалой. Например, Чезаре Борджиа (сын Папы Римского Александра II) мог ударом меча отрубить голову быку, а ударом кулака опрокинуть лошадь. Польский рыцарь Завиша Парный, герой Грюнвальдской битвы 1410 года, мог выжать рукой сок из ветви дуба, метнуть копье на расстояние 70 метров, перепрыгнуть через лошадь, будучи в легких доспехах. Немецкий рыцарь Конрад фон Своген, согласно хронике XVI века, обороняя свой замок, в течение двух часов без перерыва разил нападавших громадным двуручным мечом, уложив при этом 19 человек. Правитель Цимисхий в полном вооружении, опираясь на копье, мог перепрыгнуть через четырех лошадей, поставленных бок-о-бок, а также поднимал лошадь на плечи и пробегал с ней до 50 метров.

В Лувре находится копье известного французского рыцаря XIV века Мориса де Жийома, которым он, согласно преданию, в боях с англичанами уничтожил за 10 лет 176 человек. Копье весит 19 кг и имеет в диаметре 7 сантиметров. Русский князь Боброк мог татарской саблей разрубить пополам лошадь. Искусный средневековый английский лучник мог из боевого лука (170 см длины) ярдовой стрелой (91 см) с 300 метров пробить рыцарские доспехи. Сарацинский предводитель и талантливый военачальник Салах-Ад-Дин (Саладдин) бился двумя дамасскими саблями одновременно, и однажды в бою с крестоносцами изрубил 9 рыцарей в доспехах, рассекая их от ключицы до бедра.

Вот такие были раньше славные рыцари!

КАК РЫЦАРИ СРАЖАЛИСЬ?

Всегда - верхом. Пешими рыцари бились только на поединках “на утоптанной земле” или на ристалищах: один на один либо группа на группу. У крестоносцев излюбленным построением перед боем был клин, или “свинья”, как его называли славянские воины. Острие клина составляли от 5 до 35 рыцарей, каждый следующий ряд увеличивался на 5-10 человек. В каждом клине было от 200 до 350 всадников. В крупных сражениях крестоносцы образовывали 9 клиньев, которые составляли три боевые линии. Вот как описывал рыцарей XIV века Генрих Сенкевич: “Ну, и храбрецы немцы! Пригнется рыцарь к луке седла, наставит копье и перед битвой один ринется на целое войско, как ястреб на стадо. Какие рыцари лучше всех? Из луков и самострелов лучше всех стреляют англичане и шотландцы, они панцирь с человеком внутри навылет пробивают, а в голубя попадут за сто шагов. Чехи и сербы страх как секирами рубятся. Что до двуручного меча, так тут немец никому не уступит. Швейцарец железным чеканом легко расколет шлем; но нет лучше рыцаря, чем из французской земли. Этот бьется и конный и пеший, на копьях, на мечах или на секирах”.



Loading...Loading...