Сфера применения функции стилевые черты публицистического стиля. Языковые признаки публицистического стиля речи

Тема урока: Особенности публицистического стиля речи.

Цель урока: обобщить и углубить знания по теме «Публицистический стиль речи»; закрепить навыки правописания

Задачи урока:

  • повторить сведения об изученных ранее стилях речи;
  • повторить основные признаки публицистического стиля;
  • узнавать высказывания публицистического стиля при восприятии устной (по радио, телевидению) и письменной (чтение газет) речи;
  • совершенствовать навыки анализа текста публицистического стиля.

Оборудование:

  • компьютерный класс;
  • редактор Microsoft Word;
  • высказывание В. Солоухина «Если угодно, язык – это океан. Можно черпать и наливать в сосуды различной формы. Одна и та же вода принимает форму бутылки, куба, древнегреческой амфоры, хрустального шара и грязной лужи». (Приложение , 1 слайд).

ХОД УРОКА

I .Организационный момент, мотивация

Настрой ребят на то, что сегодня урок необычный – работа в компьютерном классе. Одной из приоритетных целей сегодняшнего образования является использование компьютерных технологий в школе. Сегодня на уроке компьютер станет вашим помощником и консультантом. Будьте внимательными, сосредоточенными, собранными. Надеюсь, что у нас с вами все получится.

II. Объявление темы урока. Целеполагание

– Тема нашего сегодняшнего урока – «Особенности публицистического стиля речи». Исходя из темы урока, определите, пожалуйста, цель нашего урока. (Какие это особенности, в чем они проявляются, в каких жанрах, какова сфера применения этого стиля, языковые средства, характерные для этого стиля). (Слайд 2.)

III. Актуализация знаний

1. Лингвистическая разминка по цепочке

– Прочтите слова и поставьте правильно в них ударения.

Предложить, договор, красивее, начал, начала, позвонит, облегчить, партер, мельком, квартал, афера, бытие, приговор, гербовый, наркомания, новорожденный, партер, прирост, таможня, уведомить, ходатайство, черпать, эксперт, оптовый.(3 слайд)

2. Словарный диктант с взаимопроверкой

– Объясните значения выделенных слов. (4 слайд)

Активизировать, благодарить, великодушный, нюанс , скептицизм , призадуматься, достоинство, колледж, волнующий, достоинство, правосудие, прославлять, беспокойный, справедливый, уничтожать, целеустремленный, чествовать, чувства, экстремизм, водрузить, коммюнике , публицистика.

Собственность, цивилизация, бескорыстный, криминогенный, коррумпированный, одномандатный, предвыборная кампания, альянс, депутатский, журналистское расследование, милосердие, безвозмездный, благоденствие, девальвация , консолидация , консенсус , публицистика, общественно-политическая лексика, фельетон. (5 слайд)

  • Подберите однокоренные слова к слову к слову (Публицист, публицистический)
  • Составьте словосочетание со словом публицистика (Публицистический стиль)
  • Вспомните, какие стили речи вы знаете? (6 слайд)

4) Как вы думаете, к какому стилю речи можно отнести данную группу слов?

IV. Применений знаний, умений и навыков в новой ситуации. Анализ текстов по группам.

Слово учителя. В прошлые годы мы с вами обращались к текстам публицистического стиля. Умение строить устные высказывания, дискутировать, отстаивать свою точку зрения – это тоже проявления публицистического стиля. Может быть, именно собственное мнение, собственная позиция – характернейшие приметы этого стиля. Иногда мы, подобно господину Журдену(«Мещанин во дворянстве» Мольера), который удивился, что, оказывается всю жизнь говорил прозой, не подозреваем, что используем публицистический стиль.
Вы замечали, что часто в спорах нам не хватает аргументов, убедительности, умения слушать и слышать собеседника – тогда спор может перерасти в ругань, а то и в драку. В таком споре истина никогда не родится.
Если же мы подойдем к этому вопросу сознательно, то мы сможем добиться большего в отношениях с людьми: сможем убедить их, воздействовать на них, добиться от них понимания и поддержки.
Здесь, однако, кроется некая опасность. Человек, хорошо владеющий словом, приемами риторики, способный зажечь своей речью людей, может обратить свой талант к добру.
Если же человек обладает подобными способностями, но лишен нравственного стержня, он может принести огромный вред. Наиболее яркий пример такого вреда – выступления лидеров гитлеровской Германии перед своим народом, игра на национальных чувствах народа. Какой трагедией все это кончилось и для всего мира, и для самой Германии, общеизвестно.
Примеров положительного воздействия публицистики можно найти немало в отечественной истории, начиная со «Слова о полку Игореве».

– Вспомните другие примеры публицистического пафоса русской литературы. («Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева, стихотворения А.С.Пушкина «К Чаадаеву», «Послание в Сибирь», М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта», Лирика Н.А.Некрасов, статьи П.Я.Чаадаева, В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева, Н.Г.Чернышевского.)

– Как, по-вашему, когда роль публицистических произведений усиливается? (В наиболее острые для страны, переломные моменты истории- Великая Отечественная война, перестройка.)

– Владение публицистическим стилем речи необходимо не только журналистам, юристам , людям, занимающимся общественной деятельностью, но и каждому, кто не хочет слепо следовать чьим-либо указаниям и призывам, кто имеет собственное мнение и хочет научиться формировать его в условиях современного информационного бума.

– Обратимся к таблице. Она поможет вам при выполнении работ (слайды 7, 8)

Публицистический стиль речи

VI. Не подменять анализ текста характеристикой стиля (9 слайд)

Непримерный образец стилистического анализа текста

Текст относится к научному стилю речи. Этот стиль используется в высказываниях (текстах), обращенных ко многим лицам, ко всем, интересующимся той или иной научной проблемой. Этим стилем пользуются (к стилю прибегают) в научной литературе, на научных конференциях, совещаниях, т.е. в официальной обстановке. Задача речи (цель высказывания) – сообщить научную информацию (сведения теоретического характера), объяснить причины свойств и явлений.
В научном описании нет авторской оценки описываемого предмета, язык точен.
Употреблены термины ботаники: слова употреблены в прямом значении. Первое предложение представляет собой логическое определение. Чтобы создать точное представление о предмете речи в тексте используются цифры, географические названия.

VII. Задания для групп

Группа 1. Определить, является ли текст публицистическим, убедительно доказать свою правоту.

Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни… И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека. Степень его психологической уравновешенности.
Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая и изучая.
Русскому языку можно учиться всю жизнь, да так до конца и не выучиться. Это стихия, и она, как любая стихия, необъятна.
Но хоть и трудно – это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения(как я уже сказал), но и нашей личности, души, ума.

Д.С.Лихачев

Группа 2. Проанализировать текст, найти признаки публицистического стиля (cлайд 10).

Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении и т.п. Всему этому учит нас грамматика. Но никакая грамматика не в силах заранее определить, какие именно слова должен выбрать человек, и в каком порядке и соподчинении он должен расположить их для того, чтобы речь его была красочной, веской, убедительной, точной. Это в каждом отдельном случае он должен решать сам, и только сам.
Следовательно, основная моя цель сводилась к тому, чтобы научиться пользоваться языком как можно лучше, полней, разнообразней; чтобы уметь из огромного количества слов и выражений выбирать именно то, что нужно при тех или иных обстоятельствах; чтобы понимать и, я бы даже сказал, чувствовать языковой материал во всех его оттенках, во всем разнообразии его форм и сочетаний.
И день за днем, год за годом я, по мере своих сил, стремился и стремлюсь к достижению намеченной цели.

М.Исаковский

Группа 3. О чем говорится в тексте? Какие общественные явления вызывают тревогу у автора текста?

Землю, опоганенную, разоренную, разрытую, сожженную, заваленную чужими и собственными отходами современной цивилизации, еще недавно чистую, благодатную землю нашу сегодня омывает Великая Вода, очищает Новый Потоп. Пусть через триста лет, как после татаро-монгольского ига, но возродится и будет простираться бескрайне и величественно прекрасная земля наша от океана до океана. Будет!
Но народ, ее населявший? Что станет с ним?
Народ, Род жив, пока хранит бережно язык свой, данный ему. Изначала. Слово. Лишь оно сохраняет историю Рода, Культуру, Обычаи. Сохраняет нацию
Только Слово.
Напомню: Словом воскрешали умерших, заговаривали болезни, останавливали кровь. Словом поднимали на подвиг. «Он слово знает!» – говорили про удачливого.
«В начале было Слово, – сообщает Евангелие от Иоанна. – В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков»
Сколько же раз в последние годы произносилась, цитировалась эта евангельская мудрость! Цитировалась бездумно, безответственно.
Увы! Язык русский, русское Слово умирает, исчезает. В «Толковом словаре живого великорусского языка», составленном В.И.Далем, содержится 200 тысяч слов. У Ожегова – 57 тысяч. Где они? Посчитайте, сколько русских слов употребляете вы, ваши знакомые? В лучшем случае – пятьсот, но, скорее всего, меньше.

М.Ганина

VIII. Разминка – упражнения для глаз

IX. Выступления групп

Памятка для групп(слайды №10, 11)

X. Подведение итогов

Обратите внимание на высказывание В.Солоухина. «Нельзя к цветку в виде дополнения подвесить шуруп. Нельзя к нитке жемчуга на женской шее присоединить в виде подвесок канцелярские скрепки. Нельзя к слову дворец присоединить слово бракосочетаний. Объяснить, почему это нельзя делать, тоже нельзя. Дело сводится к языковому слуху, ко вкусу, к чувству языка, а в конечном счете, к уровню культуры».

XI. Домашнее задание

По выбору:

  • Напишите статью в газету о юбилее школы.
  • Используя ресурсы Интернет, сопоставьте тексты газетных статей сегодняшнего времени со старой лексикой газет (разница хотя бы в 10 лет).
  • (Для юридического класса) Подготовьте публицистическую статью в раздел криминальной хроники. Например.

Криминальная хроника. В деревне NN проживала гражданка Коза со своими семерыми несовершеннолетними детьми. Неподалеку от дома многодетной матери проживал нигде не работающий, ранее неоднократно судимый гражданин Волк. Тщательно спланировав свое преступление в отсутствие гражданки Козы, Волк нанес визит ее несовершеннолетним детям. Нарушив пределы частной собственности обманным путем, преступник похитил шестерых детей и ценные вещи. Прийдя домой, мать узнала о случившемся от седьмого ребенка, который впоследствии дал показания работникам уголовного розыска.
Совместными усилиями внутренних органов и общественности опасный рецидивист был схвачен, изолирован от общества. Дети и имущество были возвращены гражданке Козе.

  • Выполните упр. 385 (ч.2)

Речи - функциональная разновидность языка литературы, широко применяемая в самых разных сферах жизни общества. Это журналы, газеты, радио, телевидение, документальное кино, политическая литература, публичные политические выступления, деятельность различных партий и всевозможных общественных объединений.

Терминология

Учебники часто трактуют публицистический стиль речи как газетно-публицистический, просто газетный или общественно-политический. Название чаще всего определяет узкую сферу функционирования данного стиля.

Газетный - происходит из истории становления речевых особенностей политического общения, поскольку именно периодические издания, прежде всего газеты, оформили основные черты публицистического стиля речи. И сегодня можно наблюдать его вполне сложившееся функционирование и в печатных, и в электронных вариантах средств массовой информации.

Другая разновидность - общественно-политический стиль - показывает на связи его с общественной политической жизнью и, помимо политики - спортом, культурой, экологией, деятельностью правозащитных организаций и так далее.

Если иметь в виду понятие литературы, а не лингвистики, то есть содержательные характеристики произведений, то можно все эти ответвления связывать воедино, поскольку публицистический стиль речи имеет все те же особенности.

Что такое публицистика

Этот род журналистики и литературы рассматривает самые актуальные экономические, политические, правовые, а также философские и литературные проблемы, волнующие современную жизнь. Публицистический стиль речи способен повлиять на мнение любых существующих произвести перемены или изменения в их работе в угоду классовым интересам, нравственным или социальным идеалам.

Публицистика исследует всю современную жизнь во всех её проявлениях - в большом и малом, в частном и общественном, отражая своё видение в документах, искусстве, прессе. В литературе и журналистике нет средства, лучше развивающего русский язык. Публицистический стиль речи первым свидетельствует об изменениях в стилистике, демонстрирует создание неологизмов и внедряет новые формулы фразеологизмов.

Актуальные проблемы в текущей общественной жизни - главная тематика, которой и служит публицистика, являясь механизмом влияния на идеологическую, политическую стороны деятельности социальных институтов, средством агитации, пропаганды, общественного воспитания. Главная роль в передаче социальной информации принадлежит публицистике.

Жанры публицистического стиля речи

Словесная и письменная речь, формы изобразительной графики (карикатура, плакат), фотографии и кинематографии (телевидение, документальное кино), драматургии, театра, а также словесно-музыкальных композиций, художественная и научно-популярная литература - всё это сферы, где царствует публицистика.

Публицистическая направленность свойственна любым жанрам, но тут главное - не путать понятия: род литературы - это публицистика, а стиль - это определённая функция языка. Тематика здесь может быть необыкновенно широкой, главное, чтобы проблематика не уходила из центра внимания общества. В зависимости от темы, признаки публицистического стиля речи могут включать в себя специальную лексику, требующую не только пояснений, но и объёмных комментариев.

Множество тем никогда не уходит из общественных обсуждений, и потому словарь языка уже сформировал определённый круг словесных единиц и целых фразеологизмов, присущих только данному стилю. Здесь и политика, информационные мероприятия из сферы деятельности парламента, правительства, материалы о выборах, партийных событиях и так далее.

Стилистический словарь

Регулярно встречаются такие готовые языковые шаблоны (газетизмы): коалиция, фракция, лидер, кандидат, демократия, законопроект, оппозиция, консерватизм, федерализм, радикалы, парламентские слушания, предвыборная кампания, второй тур, оживлённая дискуссия, рейтинг, избирательный штаб, нижняя палата, депутатский запрос, доверие избирателей, общественное согласие, парламентское расследование.

Экономисты не могут обойтись своих текстах без таких слов, как инвестиции, бюджет, аукцион, инфляция, аудит, арбитраж, лицензирование, сырьё, банкротство, акционерное общество, монополия, рынок труда, курс акций, таможенные пошлины и многих других.

Материалы на темы здравоохранения, образования, социальной защиты, журналист не может построить без таких оборотов, как: государственная поддержка, вариативность образования, зарплата учителей, обмен студентами, дистанционное образование, научное сотрудничество, разгрузка школьной программы, медицинское страхование, льготы на лекарства, прожиточный минимум, потребительская корзина, детские пособия, уровень жизни и так далее.

Информирование населения на тему состояния общественного порядка требует собственной терминологии и имеет свои устоявшиеся словосочетания: охрана прав граждан, борьба с преступностью, место происшествия, судебное разбирательство, прокурорская проверка, подписка о невыезде и другие.

Межстилевые связи

Для создания реальной картины событий и передачи читателю или зрителю всех впечатлений журналиста используется художественно-публицистический стиль речи. Одни и те же словосочетания звучат иначе в полицейском протоколе, научной монографии или телевизионном репортаже. Многие слова из данных примеров употребляются и в научном, и в официально-деловом стилях.

Происшествия, стихийные бедствия, аварии освещаются с применением таких слов и готовых клише: тайфун, ураган, наводнение, землетрясение, теракт, захват заложников, столкновение автомобилей, спасательная операция, экологическая катастрофа.

У военных корреспондентов свой словарь: взрывчатка, боевик, минирование, фугас, столкновение, снайпер, бомбардировка, обстрел, тяжёлое ранение, боевой вылет, мирное население, жертвы, разрушения и так далее.

Международная тематика легко отличима от любой другой по использованию таких слов и сочетаний: переговоры, мирное урегулирование, официальный визит, мировое сообщество, многосторонние консультации, напряжённая обстановка, европейская интеграция, стратегическое партнёрство, миротворческие силы, глобальные проблемы, территориальная целостность и тому подобное.

Неограниченность тематики публицистического стиля определяет и разнообразие лексики, поэтому публицистика и является в этом смысле богатейшей из разновидностей литературы.

Определение стиля речи

Научно-публицистический стиль речи ограничивает значение слов понятием - чётко очерченным, стабильным, подчёркнуто безэмоциональным. Разговорная речь подвижна, расплывчата. Художественность обнажает внутреннее значение слова, его образность.

Публицистика же помимо эмоциональной составляющей придаёт слову оценочный характер, формирует отношение к рассматриваемому событию, поскольку этот род литературы занимается сугубо общественно-политическими вопросами современности.

Сам предмет обсуждения - политика, жизнь общества, экономика - всегда касается интересов практически каждого человека. Значит, публицистический стиль речи не может быть безразличным и индифферентным. Примеры публикаций о ценах, инфляции, об этнических конфликтах - им не присущи обтекаемые формулировки и вялые выражения.

Задачи публициста

Социальные и политические явления, их процессы и тенденции требуют постоянной оценки. Публицистика всегда активно вмешивается в жизнь и формирует общественное мнение. Здесь важно не просто пассивно регистрировать события, но участвовать в них, отстаивать свои идеи открыто и страстно, давать оценку фактам. Газетная речь для достижения экспрессии пользуется целым рядом специфических средств и способов.

Форма экспрессии может быть различной - от подчёркнутой интеллектуальности изложения до прямой агитационности. Также действенен способ сдержанного, спокойного и доказательного изложения сути явления или процесса. Выбор средства зависит от стилистического мастерства журналиста, от того, насколько одарил его богатством русский язык. Публицистический стиль речи обладает двойственными признаками в связи с различными функциями издания, - информационной и чисто воздействующей, - которые весьма неравномерно распределяются по жанрам.

Распределение по жанрам

Относительно устойчивые по тематике, композиции и стилистике типы произведений делятся приблизительно на три группы.

  • Информационные жанры: отчёт, интервью, репортаж, заметка.
  • Аналитические жанры: обозрение, обзор, рецензия, корреспонденция, статья, беседа.
  • Художественно-публицистические жанры: памфлет, фельетон, очерк, эссе.

Начнём с конца. Художественно-публицистический стиль речи характеризуется наибольшей экспрессией. Информационный жанр сух. Аналитический жанр - тоже, но только поверхностному взгляду.

Аналитический обзор

Текст публицистического стиля речи бывает противоречив и неоднозначен. Одна из главных его функций - "промывка мозгов" читателя с помощью СМИ. Автор использует крайнюю доступность изложения и, безусловно, субъективную оценку ситуации, которая, впрочем, безусловно, украшает публицистический стиль речи. Примеры аналитического жанра:

  • Дано: село Эксперименталовка. Местный житель испытал определённый химический препарат на своей курице, в итоге чего она снесла золотое яйцо.
  • Первый вариант: Открытие века! В страшном захолустье, при почти полном отсутствии самой элементарной цивилизации житель села Эксперименталовки придумал препарат, с помощью которого можно заставить кур нестись золотыми яйцами! Наши кулибины могут всё, даже самые величайшие алхимики всех времён и народов не сумели изобрести способ лучше! Экспериментатор от комментариев пока отказывается, поскольку от радости открытия внезапно запил. Однако можно с уверенностью сказать, что именно на таких героях держится земля наша! Впереди стабилизация экономики, более того - лидерство в добыче золота и производстве изделий из него!
  • Второй вариант: Апокалипсис! Мир потрясён открытием запойного живодёра из Эксперименталовки! Корыстные цели привели этого маньяка к бесчеловечной жестокости по отношению к бедным, беззащитным созданиям! Житель захолустного села напичкал своих куриц неизвестным химическим раствором, пытаясь заполучить философский камень. Золото куры снесли, но этим не кончились куриные мучения. Аморальный экспериментатор ничем не помог жертвам своих опытов, уйдя в запой. Такое открытие чревато многими событиями, которых избежать уже не удастся. Судя по характеру поступков новоиспечённого "учёного", он попытается захватить мир.

Прочие аналитические жанры

Статья, рецензия и другие аналитические жанры отличаются не только образностью и эмоциональностью, но и логикой, и оценочностью. Не чужда им и экспрессия призыва. Языковые средства должны соответствовать поставленной жанром задаче: общественно-политическая лексика, синтаксические конструкции разнообразных видов, публицистический стиль речи.

Характеристика эта подходит и к научному рассуждению: ставится глубокая общественная проблема, проводится её анализ и оцениваются пути решения, выводы обобщаются. Материал строится последовательно, по строгой логической схеме, используется особая общенаучная терминология. Итак, публицистический стиль речи.

Примеры текстов

Информационный жанр:

  • В селе Эксперименталовка Недоопытного района Испытательной области произошло чрезвычайное происшествие. Курица местного жителя снесла золотое яйцо. Возможно, курица была не одна, данные проверяются. Есть информация, что на курах был испробован неизвестного состава химический раствор. Комментариев от сельского экспериментатора пока не поступало.

Художественно-публицистический жанр:

  • Если вы переутомились, вкушая сухой научный стиль, запивая двуличностью публицистического, когда хочется насытиться пищей лёгкой и насыщенной и утолить жажду коктейлем из ярких образов и эмоциональных оттенков, вам просто необходим художественно-публицистический стиль речи.

Первые три текста вытекли из одного не слишком жизненного случая. Тем не менее публицистический стиль речи примеры текстов, приведенные выше, помогут опознать, несмотря на разнообразие жанров.

Речи нашел широкое применение в разных сферах человеческой жизни. В частности, его используют в журналах, на телевидении, в газетах, на радио, в партийной деятельности, в публичных выступлениях. Среди сфер его применения следует отметить и документальное кино, и политическую литературу, рассчитанную на массового читателя.

Публицистический стиль - это функциональный вид литературного языка. Данное понятие имеет тесную связь с понятием «публицистика», которое, в свою очередь, ввиду особенностей содержания произведений, относящихся к ней, считается понятием больше литературным, нежели лингвистическим.

Особенность этого стиля заключается в широте лексического охвата литературного языка. Публицист способен применять технические и научные термины, при этом он может выйти за рамки языка литературного и начать использовать простую (в некоторых случаях и жаргонные элементы), чего, однако желательно избегать.

Следует отметить, что публицистический стиль речи относится далеко не ко всем текстам, которые размещены в СМИ. Так, например, представленные в газетах указы, законы, постановления являются публикациями официально-деловыми. Представленные научными работниками статьи по темам являются научными публикациями. Часто по радио можно услышать чтение романов, рассказов, повестей. Данные произведения являются художественными.

Публицистический стиль речи может касаться любой темы, которая проникла в центр внимания общественности. Разумеется, данное обстоятельство заставляет присоединять к речи специальные лексические элементы, требующие пояснений, а в некоторых случаях, и достаточно развернутых комментариев.

Вместе с этим, определенные темы находятся во внимании общественности постоянно. Таким образом, относящаяся к ним лексика приобретает окраску публицистического стиля, и состав словаря пополняется сформированным кругом характерных для него лексических единиц. Среди тем, освещаемых постоянно, следует выделить политику, информацию о выборах, деятельности парламента и правительства, заявлениях государственных деятелей и прочие. Немаловажное значение имеет и экономическая тематика.

Выраженные морфологические черты публицистического стиля выражаются в особых способах употребления грамматических форм.

Так, например, часто в значении множественного числа применяется единственное число: «Выносливость и понятливость в русском человеке присутствовала всегда…»

Характерно также применение существительных во множественном числе, не имеющих его. Например: власти, риски, бюджеты, стратегии, мафии, поиски, свободы и прочие.

В целях привлечения внимания в публицистике используются повелительные Например: «Давайте подумаем…», «Посмотрите…», «Обратите внимание…» и прочие.

Для того чтобы подчеркнуть значимость того или другого события, применяется настоящая форма глагола. Например: «Завтра открывается ярмарка».

Характерным для стиля является и использование таких как: на базе, в интересах, по причине, в свете, на пути, с учетом, в ходе и прочих.

Весьма типичным является и инверсионный порядок слов. Это позволяет во многих случаях в предложении поставить тему на первое место.

Для усиления эмоционального воздействия, подкрепления выражаемой мысли часто задаются вопросы риторические. Например: «Чем же эти люди хуже других?»

Жанры публицистического стиля речи обычно разделяют на три группы: беседа, обзор, рецензия и прочие), информационную (репортаж, заметка, отчет, интервью) и художественно-публицистическую (очерк, эссе, фельетон).

Существует достаточно много определений понятия «стиль». Если сопоставить эти определения, то можно выделить общие положения: стиль - это: 1) разновидность литературного языка, 2) которая функционирует (действует) в определенной сфере общественной деятельности, 3) для чего использует определенные для данного стиля особенности построения текста и языковые средства выражения содержания. Иными словами, стили - это основные наиболее крупные речевые разновидности.

На формирование и функционирование стилей влияют разные факторы. Так как стиль существует в речи, то на его формирование оказывают воздействие факторы (условия), которые связаны с жизнью самого общества. Эти факторы называют внеязыковыми или экстралингвистическими. Выделяют следующие факторы:

· Сфера общественной деятельности: наука, право, политика, искусство, бытовая сфера;

· Форма речи: письменная или устная;

· Вид речи: монолог, диалог, полилог;

· Способ коммуникации: общественный или личный (все функциональные стили, кроме разговорного, относятся к общественной коммуникации);

· Жанр речи: в частности для публицистического стиля - заметка, статья, репортаж и т.д.;

· Функции общения.

В каждом стиле реализуются все функции языка (общение, сообщение, воздействие и т.д.), но ведущей является одна. Например, для научного стиля это сообщение, для публицистического - воздействие. На основании перечисленных факторов традиционно выделяют следующие стили русского языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный и художественный.

Рассмотрим подробнее публицистический стиль.

Публицистический стиль свойственен политической сфере деятельности общества, функционирует в письменной и устной формах, проявляется как в монологе, так и в диалоге и полилоге (дискуссии), является общественным способом коммуникации.

Цель публицистических текстов - информировать граждан о событиях в стране и в мире, а также формировать общественное мнение. Особенностью публицистического стиля является сочетание стандарта (устойчивых языковых форм выражения) и экспрессии (языковых средств, которые оказывают воздействие на эмоции читателя).

Публицистический стиль представлен разнообразными жанрами, которые имеют разные задачи в процессе общения и функционируют в разных условиях. Так, к публицистическим жанрам относятся газетные политические информации, передовые статьи, заметки, фельетоны, памфлеты, лирико-публицистические статьи, а также лозунги, призывы, обращения к гражданам страны, рецензии на фильмы и спектакли, сатирические заметки, очерки, обзоры, то есть все жанры массовой коммуникации (язык газет, журналов, теле- и радиопередач), а также устная форма речи - публичные выступления на общественно-политические темы. В связи с многообразием жанров характеристика публицистического стиля вызывает немало трудностей.

Следует иметь в виду, что публицистический стиль, как и все другие стили, - явление историческое и подвергается изменениям, но в нем сильнее, чем в других стилях, заметны изменения, которые обусловлены социально-политическими процессами в обществе. Так, даже неспециалисту видны перемены в газетном современном стиле в сравнении, например, с языком газет начала века: исчезли открытая призывность, лозунговость, директивность газет, современные газеты стремятся хотя бы к внешней аргументированности изложения, полемичности публикаций. Однако характерные стилевые черты публицистики сохранились.

Для публицистического стиля прежде всего характерно стремление к воздействию на читателя, слушателя. Итак, важнейшая черта публицистического стиля - его воздействующая функция, которую можно обозначить лингвистическим термином "экспрессивная функция". Эта функция публицистического стиля присуща всем его жанрам в любых социально-политических условиях.

Характерной чертой данного стиля является также информативность изложения, связанная с популяризаторской функцией. Стремление сообщить нечто новое для читателя и слушателя обеспечивает успех публицистических жанров. Своеобразие функционирования публицистического жанра, например, в газетах, условия подготовки материала, разный уровень квалификации многочисленных корреспондентов способствует тому, что возникают стандартные языковые средства в текстах газет. Стандартность языковых средств порождается и повторяемостью, и тем, что поиски экспрессивных средств ограничены временем, а потому используются готовые формулы экспрессии.

Таким образом, типичные черты публицистического стиля: стремление к воздействию на читателя - воздействующая функция; информативность; экспрессивность, обусловленная воздействующей функцией; наличие стандарта в выражении. Воздействующая функция публицистического стиля обусловливает экспрессивность этого стиля. Экспрессивность проявляется прежде всего в оценке событий, явлений. Оценочность выражается употреблением прилагательных, существительных, наречий со значением положительной или отрицательной оценки типа: замечательный, интереснейший, важный, достаточный, грандиозный, небывалый и т.п.. Оценочность выражается и использованием высокой книжной лексики: дерзание, Отчизна, Отечество, миссия, вдохновение, ратный подвиг и т.п.. С другой стороны, оценка выражается разговорной и даже просторечной лексикой, например: шумиха, оголтелые, отщепенцы и т.п.

Острая, меткая, образная оценка выражается с помощью метафор, олицетворения, например: новости, спешат, забушевала весна, клевета и лицемерие ходят рядом.

В публицистическом стиле активно используются иноязычные слова и элементы слов, в частности приставки а-, анти-, про-, нео-. ультра- (антиконституционный, ультраправые и др.). Именно благодаря средствам массовой информации в последнее время значительно пополнился активный словарь иноязычных слов, входящих в состав русского языка - приватизация, электорат, деноминация и другие. Оценка может выражаться и при помощи словообразовательных средств, например, суффиксы превосходной степени прилагательных, суффиксы оценки у существительных: высочайший, интереснейший, важнейший, групповщина, дедовщина, штурмовщина.

Синтаксис газетно-публицистического стиля речи тоже имеет свои особенности, связанные с активным употреблением эмоционально- и экспрессивно- окрашенных конструкций: восклицательных и вопросительных предложений, предложений с обращением, риторических вопросов, повторов, расчлененных конструкций и др. Стремление к экспрессии обусловливает использование конструкций с разговорной окраской: частиц, междометий, инверсий, бессоюзных предложений, пропуск того или иного члена предложения и др. Часто оценка выражается уже в заголовках, поэтому к названию статей предъявляются требования выразительности, броскости. Экспрессивность выражается, таким образом, самыми разными языковыми средствами, в том числе и структурой предложения.

Информативность публицистического стиля достигается:

а) документально-фактологической манерой изложения с помощью употребления специальных терминов, специальной лексики, профессиональных слов;

б) обобщенностью изложения, его аналитичностью;

в) "нейтральностью" изложения, чему способствует неэкспрессивная лексика; употребляются сложные синтаксические конструкции, особенно с подчинительной связью.

Характерной особенностью публицистического стиля является наличие особых газетных стандартов, особой газетной фразеологии, возникают газетные клише, например: внести огромный вклад, работать с огоньком, свято чтить, приумножать боевые традиции, общечеловеческие ценности и т.п..

Публицистический стиль использует языковые средства разных стилей, однако основные стилевые черты публицистического стиля выделяются очень четко, и публицистический стиль представляет собой особое явление, сочетая такие черты, как экспрессивность и стандарт, информативность и популяризаторство.



Loading...Loading...