История отвертки и борьба за крестовую отвертку. Отвертка — пожалуй, самый востребованный ручной инструмент

Нравится вам интересоваться историей обыденных и простых вещей? А ведь они прошли путь от изобретения, до усовершенствования до сегодняшнего вида. И иногда это очень занимательные истории.

Вот например отвертка – один из самых популярных инструментов, которые имеются абсолютно в любом доме и квартире. Сегодня абсолютно каждый хозяин или даже хозяйка имеет под рукой как минимум два-три типа данного инструмента. В специализированных магазинах можно найти огромное количество отверток, отличающихся друг от друга размером, формой, цветом, предназначением и т.д.

Но каким был первоначальный вариант данного инструмента, и за какое время он смог пройти такой путь развития?

Самая популярная версия утверждает, что отвертка – довольно молодой рабочий инструмент, появившийся около 400 лет назад, т.е. в 17 веке. Но, как это принято, на каждую версию имеется в истории антиверсия. Таким образом, некоторые исследователи утверждают, что первые отвертки появились еще раньше, а именно в 15 веке. Основой таких выводов послужили рисунки, на которых изображено средневековое стрелковое оружие с четко выраженными крепежными и регулировочными винтами.

Принято считать, что отвертка была создана францисканским монахом Бертольдом Шварцем. Именно он, находясь в заточении по обвинению в магии, по чистой случайности изобрел порох. Кроме того, появление отвертки стало прямым следствием стремительного развития техники и оружейного дела. Данный инструмент, исходя из утверждений историков, изначально применялся именно в огнестрельном оружии.

В течение 400 лет отвертка служила человечеству в таком виде, в каком изначально была создана. И только с момента разработки двигателей внутреннего сгорания и, следовательно, производства автомобилей, отвертку оценили по заслугам. С этого периода данный инструмент стал активно использоваться в масштабном конвейерном производстве с параллельным повышением технических требований. Отвертка теперь должна была быть особо прочной, надежной, не требующих больших усилий при использовании, а также не причиняющей ущерб деталям. Но самая простая отвертка того времени абсолютно не соответствовала ни одной вышеперечисленных характеристик, ведь при работе она постоянно выходила из шлица, царапая детали, срывала резьбу, перекручивая элементы. Повреждения наносились не только изделиям, а также самим рабочим. Их руки непросто были поцарапаны, но и нередко протыкались насквозь. Именно последний тип травмы стал причиной скорейшего усовершенствования отвертки. Петер Робертсон – рядовой канадский торговый агент, проткнув себе руки отверткой, предложил квадратную форму шлица. В дальнейшем это нововведение было запатентовано как ТМ «Robertson Drive» (1907 г.).

Квадратный шлиц несомненно отличался большим количеством положительных свойств: дешевое изготовление, прочное центрирование отвертки в шляпке с квадратной прорезью, минимальный угол работы.

Винт Робертсона был одобрен и принят заводами Форда, поскольку его использование значительно сильно сократило время работы, столь ценное при конвейерной сборке. Спустя некоторое время Форд по достоинству оценил изобретение Робертсона и захотел купить патент «Robertson Drive», но получил отказ. Петер Робертсон изъявил желание иметь постоянную прибыль от продажи абсолютно каждой партии автомобилей Форда. Но его изъявление не было одобрено, в следствие чего алчность самого же изобретателя перекрыла ход квадратного шлица в сферу промышленности. Таким образом, «Robertson Drive» не получил мирового признания.

Отвертки Philips

Спустя около 30 лет с того момента, как Петер Робертсон запатентовал квадратный шлиц, Джон Томпсон разработал крестообразную отвертку, а также соответствующий ей винт. О данном новшестве быстро узнал весь мир, но вот только внедрение на производство происходило довольно затруднительно.

К этому времени винты с прорезью уже вызывали множество нареканий, но были вне конкуренции из-за своей дешевизны. Недостатки «классических» винтов особенно ярко проявлялись при массовой сборке, в частности, в автомобильной промышленности. Во-первых, жало не центрировалось, из-за этого механические шуруповерты часто соскальзывали, оставляя царапины на лакированных кузовных деталях. Во-вторых, при закручивании винты и шурупы часто «перетягивали», сворачивая головку или повреждая крепежные детали.

Однако попытка продать изобретение производителям метизов не увенчалась успехом. В 1934 году Томпсон познакомился с инженером Генри Филлипсом и изложил ему суть своего изобретения.

Именно он купил у незадачливого изобретателя права на крестообразную отвертку, а спустя год создал существующую до сих пор компанию Phillips Screw Company. Ошеломительного успеха Филлипс достиг благодаря активной работе по модернизации инструмента, а также его внедрению в массовое производство. Итогом деятельности стало мировое признание крестовых винтов и отверток, которые не срывали резьбу и обеспечивали плотную фиксацию. Отличительной особенностью усовершенствованного инструмента стало автоматическое выталкивание жала отвертки при полной затяжке винта.

Несмотря на большое количество достоинств нового изобретения, поиск клиентов был трудным и долгим. Но все изменилось после того, как Юджин Кларк (президент известной американской компании по производству метизов American Screw Company) лично испробовал крестовые отвертки и винты. Новинка сразу была оценена Кларком, после чего он приступил к полному перевооружению своей компании, выделив на это 500 тыс. долларов.

1937 год ознаменовался сотрудничеством с известной автомобильной корпорацией General Motors. Эта компания первая стала применять крестообразные изделия в автомобилях Cadillac. После этого Phillips Screw Company получила признание от ведущих американских производителей автомобилей, которые не раздумывая приступили к перевооружению производства.

Вторая мировая война сыграла большую роль в распространении крестообразных отверток и винтов по всему миру. Так, Россия узнала о данных изделиях в 1944 году. В это время американские бомбардировщики В-29 совершали аварийную посадку в СССР, и на основе русско-японского пакта о ненападении были принудительно оставлены на территории Советского Союза. В производстве советского Ту-4 было впервые опробовано заморское новшество.

Таким образом, изначально непризнанное изделие Томпсона приобрело всемирную известность благодаря предприимчивому Генри Филлипсу. До сих пор крестовые отвертки и винты пользуются огромной популярностью, хоть сейчас уже существуют другие варианты инструментов.

Вот например еще Как появились SMS-сообщения , а вот История типовой канистры и Кто делает более половины всех застежек-молний на планете? . А вот раньше Кетчуп был из рыбы. Вспомните

Тупая стамеска для нарезного гвоздя

Отвертка занимает в инструментальной иерархии особое место. Этим простейшим и универсальным инструментом пользуются миллиарды людей по всему миру - от высококвалифицированных рабочих до домохозяек.

А отверточная сборка всего и вся - от книжных полок до автомобилей - уже давно никого не удивляет.

Между тем, по официальной версии, изобрели отвертку сравнительно недавно - в XVII веке. Но, скорее всего, это произошло по крайней мере на столетие раньше, когда начался бурный расцвет точной механики. Как и во все времена, локомотивом прогресса стала гонка вооружений, в частности, эволюция стрелкового оружия: к XV веку на смену уменьшенным копиям обычных пушек пришли аркебуза и мушкет, а в XVI веке появились колесцовый и ударный кремневые замки.

В пистолетах той эпохи уже встречаются крепежные и регулировочные винты со шлицевой прорезью. Вполне современный саморез изображен на одном из рисунков в книге Георгия Агриколы «О металлах» (De Re Metallica), увидевшей свет в 1556 году. Трудно представить, что средневековые мастера пропиливали шлиц на винтах ради красоты и лишь их потомки догадались вставить в него отвертку.

«Орудие в виде тупой стамески», как определяет отвертку Даль, просуществовало в почти неизменном виде до начала XX века, когда канадский коммивояжер Петер Робертсон предложил новый профиль ее рабочей части. Толчком к изобретению послужила травма: во время очередной демонстрации пружинной шлицевой отвертки ее лезвие выскочило из прорези на винте и вонзилось Робертсону в руку.

В 1907 году он запатентовал винт с центральным пазом, сразу же заинтересовавший промышленников. Отметим, что и раньше, начиная с 1860 года, поступало немало предложений по усовершенствованию головки винта, но все они оказались слишком сложны для массового производства.

Робертсоновкий винт был сравнительно дешев в изготовлении и обладал многими преимуществами. Отвертка отлично центрировалась в квадратном углублении шляпки (разброс в размерах паза не превышал тысячной части дюйма), работать можно было почти на ощупь, под небольшим углом и, главное, передавать значительные усилия.

Новинка пришлась как нельзя кстати на заводах Форда: в модели «Т» было более 700 таких винтов (в том числе в деревянных кузовах канадской фирмы «Фишер боди»), прижились они и на «Форде А». Завод Робертсона в Милтоне (Онтарио) работал на полную мощность, а вот наладить полноценное производство в США мешали разногласия с местными финансовыми магнатами.

В 1936 году другой предприимчивый коммивояжер, американец Генри Филипс из Портленда в штате Орегон запатентовал свой вариант винта и развернул производство.

Винт Филипса приглянулся технологам «Дженерал моторс», и в том же году его начали использовать на сборке «кадиллаков». Ряд недостатков по сравнению с «канадским квадратом» (меньшее передаваемое усилие, склонность к проскакиванию отвертки) не помешал «американскому кресту» во время Второй мировой войны стать де-факто национальным стандартом. Вскоре добрался он и до России, но весьма своеобразным путем.

В конце 40-х эти винты скопировали с американских дальних бомбардировщиков В-29, захваченных в Маньчжурии и Восточной Сибири. Так родился советский Ту-4 с заморским крепежом.

Комбинированные прорези под разные отвертки появились еще в середине прошлого века (например, для британских кораблей выпускались робертсоновские винты со шлицевой прорезью). А сменные насадки (биты) для отверток насчитывают более сотни лет - среди них разной ширины лезвия, шила, буравчики.

Тогда же были известны и полуавтоматические отвертки, вращающиеся от нажима на ручку. Сегодня рабочие части отверток становятся все сложнее - не всегда для того, чтобы лучше выполнять работу, а часто для защиты от откручивания «неквалифицированным персоналом».

Тем не менее точку в эволюции «простейшего инструмента» ставить еще рано.

Отвертка - это особый инструмент, использование которого стало для нас обыденно, но при этом, он играет в нашей жизни большую роль. По всей планете ею пользуются совершенно разные категории людей: от мастера предприятия авиакосмической отрасли до рядового обывателя. Применяется отвертка при сборке различных механизмов и предметов, будь то детский конструктор или высокотехнологичный прибор.

Считается, что отвертка была изобретена в XVII веке, однако неофициальная версия ее происхождения называет дату как минимум на сто лет ранее, во времена распространения точных механизмов.

Как уже неоднократно доказано историей, наибольшие толчки в техническом развитии дают человечеству войны. Эта аксиома справедлива и по отношению к отвертке. Именно на период развития огнестрельного оружия и артиллерии приходится дата изобретения и распространения отвертки. Развитие ручного стрелкового оружия привело к изобретению большого количества деталей и вспомогательных механизмов, используемых в нем. Так, для крепления и регулировки элементов ударно-спусковых механизмов старинных пистолетов, мушкетов и аркебуз использовались винты с прорезью для удобства их кручения.

До наших дней дошли не только образцы метизов, из анализа которых можно сделать вывод об использовании в те времена отверток, но и бумажные свидетельства. Так, в книге «О металлах» (автор Г. Агрикола), вышедшей в 1556 году, изображен шуруп-саморез, внешне мало чем отличающийся от его современных братьев и, конечно, понятно, что пропил на его шляпке сделан не для красоты, а для использования отвертки.

Знаменитый словарь Даля толкует понятие отвертки как: «Орудие в виде тупой стамески». Это определение использовалось до начала ХХ века, пока не был придуман новый винт с центральным пазом и отвертка к нему. К этому привел несчастный случай, произошедший с канадским негоциантом Петером Робертсоном, когда во время демонстрации новой отвертки, последняя соскочила и травмировала ему руку. С целью обезопасить пользователей и сделать более удобным процесс закручивания/выкручивания Робертсон и изобрел новую отвертку и винты.

В 1907 году Робертсон получил патент на свое изобретение, которое вызвало здоровый интерес у собственников и работников промышленных предприятий, ведь уже на протяжении почти полувека поступали предложения модернизировать головки винтов, но в массовое производство они не поступали, в связи с большой стоимостью.

Изобретение же Робертсона имело множество преимуществ. Во-первых, производство новых винтов было недорогим. Во-вторых, с ними было очень удобно работать, так как отвертка хорошо сидела в центральном пазу, и винты можно было закручивать с небольшим усилием, под углами и практически на ощупь.

В истории отвертки отмечено еще одно известное имя. За несколько лет до Второй Мировой Войны уже американский коммивояжер Генри Филлипс начал выпуск запатентованного им винта. Это был хорошо известный нам сейчас винт под крестообразную отвертку.

Все выгоды от использования крепежных изделий Филлипса были оценены работниками концерна «Дженерал Моторс», которые очень быстро нашли им применение и всего лишь за год внедрили в процесс сборки автомобилей марки «Кадиллак».

В Советский Союз винты Филлипса и отвертки к ним попали с трофейными бомбардировщиками В-29, которые были захвачены во время разгрома Квантунской армии Японии. Отечественные инженеры тоже по достоинству оценили винты Филлипса, и уже спустя 2 года они были применены при сборке бомбардировщика Ту-4.

Существует множество вариантов прорезей в головках винтов и шурупов, однако наибольшее распространение получили шлицевые прорези и крестообразные Филлипсы. Для них выпускаются и соответствующие виды отверток, различающиеся размерами, формой и дополнительными механизмами, облегчающими их использование.

История отвертки развивается и в наше время. Так, сейчас существуют полуавтоматические отвертки, а электрошуруповерты с различными насадками позволяют вообще без затрат мускульной силы закрутить/выкрутить винт или шуруп. В тоже время, происходит усложнение устройства отверток, делается это в большинстве случаев, чтобы обезопасить соединение от «дурака». Но все же равноценная замена обычной отвертке пока не найдена.

Отвертка по праву входит в число самых распространенных видов ручного инструмента

Если и есть вид ручного инструмента, который по востребованности и популярности может соперничать с гаечными ключами, то это — отвертка. И на чьей стороне окажется победа — сказать достаточно трудно.

Отвертки неизменно требуются для выполнения большинства ремонтных и сборочных работ. Причем неважно, будь то простая сборка стула или же кропотливый ремонт какого-либо узла современного автомобиля. Отвертки одинаково часто используются и домашними мастерами, и профессионалами, занятыми в сфере обслуживания техники и сложных механизмов.

Кому принадлежит идея изобретения отвертки

А знали ли вы, что отвертка была изобретена в XV веке ученым, изобретателем, механиком, художником (и это лишь малый список профессий, в которых себя реализовал этот гениальный человек) Леонардо Да Винчи?


Спасибо, Леонардо, за отвертку и другие гениальные изобретения!

Собственно, Да Винчи придумал и винт с прорезью в шляпке, для которого и была создана отвертка. В том виде, в каком ее изобрел Да Винчи, отвертка неизменно просуществовала несколько веков.


Прорезь шляпки винта под отвертку Робетсона

Ситуации изменилась когда в начале XX века канадец Петер Робертсон разработал новый профиль ее рабочей части. Квадратный.


Жало отвертки Робертсона

Парадоксально, но идея изобретения появился у канадца вследствие травмы, которую он получил во время демонстрации шлицевой отвертки. Робертсон был так увлечен процессом, что лезвие отвертки соскочило с прорези шляпки и поранило ему руку.

Развитие отверток — появление новых рабочих профилей


Крестовая отвертка (PH) от Licota

В дальнейшем появилось немало других видов рабочего профиля, которые широко применяются в современном мире. Так, например, крестовые отвертки Phillips (PH) стали востребованными благодаря Генри Филлипсу, который запатентовал их и открыл производство в 1936 году. Изобретение на самом деле принадлежит Джону Томпсону, появилось оно в 1933 году. Но именно Филлипс купил у Томпсона разработку и сумел убедить производственный мир в его актуальности.

К настоящему моменту времени рабочих профилей отверток насчитывается великое множество. К числу самых распространенных относят шлицевые SL, шестигранные HEX, крестовые PH и PZ, звездообразные Torx, торцевые и многие другие.

Современные отвертки


Современные отвертки могут быть выполнены даже из сверхпрочного хром-молибденового сплава

Что приятно, все мы с вами в какой-то степени продолжатели дела Да Винчи и ежедневно пользуемся его изобретением. А помогают нам в этом такие производители инструмента как Licota, их отвертки зарекомендовали себя надежным и эффективным инструментом для решения любых задач.


Шестигранные торцевые отвертки из набора Licota ACK-E38314

Где купить отвертки профессионального класса — такого вопроса у знакомых с нами читателей, вероятно, возникать не должно. Представленный в ГаражТулс ассортимент профессиональных отверток подойдет под любые нужды. Различные размеры, типы, профили — все, что может понадобиться для удобной работы с любым крепежом.

Убедитесь в этом лично — найдите в каталоге и купите отвертку необходимого типа отдельной позицией или подберите комплект из

Отвертка занимает в инструментальной иерархии особое место. Этим простейшим и универсальным инструментом пользуются миллиарды людей по всему миру - от высококвалифицированных рабочих до домохозяек.

А отверточная сборка всего и вся - от книжных полок до автомобилей - уже давно никого не удивляет.

Первые упоминания о винтах относятся к XVI веку; можно предположить, что и отвертки появились примерно в то же время. Первоначально форма головки винта представляла собой прямоугольник или квадрат. Не надо забывать, что все изготавливалось методом ручной ковки. Однако, такая форма ограничивала возможность сильного затягивания винта, особенно в труднодоступных местах.

Затем был изобретен шестигранник, что привело к появлению ключа с шестью установками в диапазоне 360°. Появились торцевые ключи, обеспечившие доступ к головке винта по вертикали и возможность удобной его затяжки с приложением любой необходимой силы.

И, однажды, у какого-то человека мелькнула мысль: «А почему, собственно, обязательно ключ? Почему нельзя в головке прорезать паз и работать с винтом с помощью стержня с плоским концом?» – так появился шлиц, а вслед за ним и отвертка!

Почему инструмент назвали отверткой, а не «вверткой» или «заверткой» (ведь винт сначала заворачивают) осталось загадкой.

По официальной версии, изобрели отвертку сравнительно недавно - в XVII веке. Но, скорее всего, это произошло по крайней мере на столетие раньше, когда начался бурный расцвет точной механики. Как и во все времена, локомотивом прогресса стала гонка вооружений, в частности, эволюция стрелкового оружия: к XV веку на смену уменьшенным копиям обычных пушек пришли аркебуза и мушкет, а в XVI веке появились колесцовый и ударный кремневые замки.

В пистолетах той эпохи уже встречаются крепежные и регулировочные винты со шлицевой прорезью. Вполне современный саморез изображен на одном из рисунков в книге Георгия Агриколы «О металлах» (De Re Metallica), увидевшей свет в 1556 году. Трудно представить, что средневековые мастера пропиливали шлиц на винтах ради красоты и лишь их потомки догадались вставить в него отвертку.

«Орудие в виде тупой стамески», как определяет отвертку Даль, просуществовало в почти неизменном виде до начала XX века, когда канадский коммивояжер Петер Робертсон предложил новый профиль ее рабочей части. Толчком к изобретению послужила травма: во время очередной демонстрации пружинной шлицевой отвертки ее лезвие выскочило из прорези на винте и вонзилось Робертсону в руку.

В 1907 году он запатентовал винт с центральным пазом, сразу же заинтересовавший промышленников. Отметим, что и раньше, начиная с 1860 года, поступало немало предложений по усовершенствованию головки винта, но все они оказались слишком сложны для массового производства.

Робертсоновкий винт (Robertson screw) был сравнительно дешев в изготовлении и обладал многими преимуществами. Отвертка отлично центрировалась в квадратном углублении шляпки (разброс в размерах паза не превышал тысячной части дюйма), работать можно было почти на ощупь, под небольшим углом и, главное, передавать значительные усилия.

Новинка пришлась как нельзя кстати на заводах Форда: в модели «Т» было более 700 таких винтов (в том числе в деревянных кузовах канадской фирмы «Фишер боди»), прижились они и на «Форде А». Завод Робертсона в Милтоне (Онтарио) работал на полную мощность, а вот наладить полноценное производство в США мешали разногласия с местными финансовыми магнатами.

7 июля 1936 года американский продавец стального крепежа Генри Филлипс из Портленда (не брат и не сват, и не родственник знаменитого основателя электротехнической фирмы Philips Жерара Филипса) в штате Орегон получил на руки патенты на крестовую отвертку и соответствующий винт. Примерно два года понадобилось Генри для того, чтобы довести до ума изобретение Джона Томпсона (первым «крест» предложил именно Джон) и разработать технологию выпуска в массовом порядке как отверток, так и винтов, существенно отличающихся от остальных.

Крестообразные (или крестовые) отвертки имеют название «Phillips» (сокращенно PH)

Изначально, форма крестообразного шлица была довольно сложной, ибо помимо собственно «креста» имела цилиндрическое углубление по его центру (примерно, диаметром 2 мм и глубиной около 3 мм) – форма отвертки соответствовала ему. Однако практика показала, что эта направляющая на отвертке технико-экономически не оправдана, и от направляющей отказались, оставив просто «крест».

Винт Филипса (Phillips) приглянулся технологам «Дженерал моторс», и в том же году его начали использовать на сборке «кадиллаков». Ряд недостатков по сравнению с «канадским квадратом» (меньшее передаваемое усилие, склонность к проскакиванию отвертки) не помешал «американскому кресту» во время Второй мировой войны стать де-факто национальным стандартом. Вскоре добрался он и до России, но весьма своеобразным путем.

В конце 40-х эти винты скопировали с американских дальних бомбардировщиков В-29, захваченных в Маньчжурии и Восточной Сибири. Так родился советский Ту-4 с заморским крепежом.

Комбинированные прорези под разные отвертки появились еще в середине прошлого века (например, для британских кораблей выпускались робертсоновские винты со шлицевой прорезью). А сменные насадки (биты) для отверток насчитывают более сотни лет - среди них разной ширины лезвия, шила, буравчики.

Совсем скоро после того, как крестовая отвертка взошла на пьедестал мировой славы и стала править бал, у нее появилась молодая, но очень настырная конкурентка – отвертка позидрайв.

Уходящие в глубину кромки боковых поверхностей жала позидрайв не утончаются, а идут параллельно друг другу. Отличительным признаком шурупов позидрайв от шурупов Phillips являются исходящие из внутренних углов головки винта позидрайв тонкие лучеобразные линии. Отвертки типа позидрайв обладают такими же кромками между основными выступами креста и имеют обозначение PZ. Шуруп позидрайв является самоцентрирующимся, не выталкивает отвертку, вероятность сорвать шлиц сведена к минимуму, а крутящий момент значительно возрос. Однако новая претендентка на звание королевы отверток обладает и некоторыми недостатками, что значительно усложняет ей одолеть свою соперницу: она занимает много места в шляпке винта, а также имеет значительное внешнее сходство с Phillips, что увеличивает риск срыва шлица в случае ошибочного использования креста вместо позидрайв. Из-за большой глубины шлица позидрайв применяется только там, где винты вынуждены иметь большие головки: в мебельном производстве и строительстве. Это позволило отвертке позидрайв оставить попытки сместить крестовую отвертку и основать свое собственное царство, куда сопернице вход заказан. Ведь именно в мебельной и строительной отраслях необходим большой крутящий момент, принципиально недоступный для Phillips.

Со временем владельцы крупных промышленных компаний стали прибегать к маленьким хитростям, чтобы увеличить свои доходы и избавиться от растущей конкуренции. Многие стремились к тому, чтобы изобрети свой собственный шлиц и запатентовать его. Подобный коммерческий ход позволил компаниям использовать при крепеже своих изделий уникальные шлицы, не имеющие аналогов. Ремонт изготовленных такими компаниями устройств стал невозможен без обращения к изготовителю. К тому же это дало возможность получать дополнительные доходы за счет продажи лицензии на использование патента. Пожалуй, что именно стремлению к наживе мы обязаны тому, что на сегодняшний день имеем такое многообразие разношлицевых отверток.

Отвертка с рабочей частью в виде шестиконечной звезды была запатентована в США под именем Torx.

Отвертки с внутренней спрофилированной шестиконечной звездочкой - отвертки «TORX» (название запатентовано фирмой «CAMCAR TEXTRON USA»). Широко используется при сборке сотовых телефонов

Со временем она получила признание в России и применяется, по преимуществу, в приборостроении как замена Phillips. Существует несколько видов таких отверток, разница между которыми заключается лишь в небольших нюансах, поэтому можно считать их сестричками-одногодками. Итак, отвертки Torx с отверстием в центре рабочей части называются Torx Tamper Resistant.

Отвертки Torx с отверстием в центре рабочей части - Torx Tamper Resistant. Они предназначены для винтов с цилиндрической направляющей в центре «звездочки».

Они предназначены для винтов с цилиндрической направляющей в центре «звездочки». Лучи рабочей части отвертки, запатентованной под именем Torx Plus, немного короче и не столь остры.

Профиль Torx Plus также запатентован. Отличие от Torx в том, что лучи «звездочки» немного короче и не такие острые.

Рабочая часть отверток Torx Plus Tamper Resistant представляет собой пятиконечную звезду с отверстием в центре.

Отвертки с внешним шестигранником на конце запатентованы под именем Hex Driver.

Кстати, существует инструмент, позволяющий отворачивать (заворачивать) винты с внутренним шестигранником под углом до 25°. Эти отвертки называются «Ballpoint», то есть шариковые.Такие отвертки используются в труднодоступных местах, так как могут работать под наклоном к оси винта.

Отвертки Hex Tamper Resistant имеют отверстие в центре шестигранника для направляющей.

Отвертки с рабочей частью в виде двузубой вилки носят название Spanner. Они часто используются для крепежа в лифтах и других местах, где необходим эстетичный внешний вид и вандалозащита.

Трилистник, носящий название Tri-Wing, был создан специально для защиты от самостоятельной разборки.

Отвертка Tri-Wing

У этой отвертки есть аналог – отвертка с четырьмя лопастями, именующаяся Torq Set. Она сочетает в себе небольшие габариты и мощную затяжку, которые особенно ценны в аэрокосмической промышленности и прочих критичных отраслях.

Отвертка Torq Set

Особого упоминания заслуживают отвертки, использование которых строго ограничено одной узкой отраслью или даже заводом-изготовителем. К таким можно причислить похожую своей рабочей частью на песочные часы отвертку Clutch, используемую в грузовиках Chevrolet и GMC.

Отвертка, носящая название Linehead и имеющая рабочую область в виде цветка с шестью короткими лепестками-лучиками, была спроектирована специально для игровых приставок Nintendo и Gameboy.

Отвертка Linehead

Отвертки с треугольником на конце, Triangle recess, иногда используются при сборке вычислительной техники, игрушек и некоторых моделей автомобилей.

Очень редким инструментом является отвертка с профилем Tri-groove. Своей рабочей частью она отдаленно напоминает цветок с тремя широкими овальными лепестками. Такие шлицы можно увидеть в некоторых моделях американских магнитол и других продуктах американской техники.

А двенадцатилучевая Spline используется лишь в некоторых моделях Volkswagen.

Таким образом, многообразие шлицов, которым располагает на сегодняшний день человечество, можно сравнить разве что со снегопадом, в котором каждая снежинка имеет свой собственный узор, отличный от всех остальных. Или с цветущим садом, в котором каждый цветок может похвастаться уникальным строением. Многие отвертки напоминают своей рабочей частью ювелирные украшения – имеют свою неповторимую нестандартную форму. Это позволяет не только обеспечить прочный крепеж изделий и удобство в работе, но также соблюсти эстетику изделия, позволить стать банальному винту маленьким шедевром.

Тогда же были известны и полуавтоматические отвертки, вращающиеся от нажима на ручку. Сегодня рабочие части отверток становятся все сложнее - не всегда для того, чтобы лучше выполнять работу, а часто для защиты от откручивания «неквалифицированным персоналом».

Тем не менее точку в эволюции «простейшего инструмента» ставить еще рано.



Loading...Loading...