Тюркский совет. Тюркский союз - это прямая угроза территориальной целостности России и Украины: мнения блогеров

, Турция (Секретариат)
Баку , Азербайджан (Парламентская ассамблея)
Астана , Казахстан (Академия Тюркского совета)

Тип организации:

Международная организация

Официальный язык: Руководители Генеральный секретарь Основание Официальная дата создания

Члены

Страна Население Площадь км² ВВП ВВП на душу населения
Азербайджан Азербайджан 9 111 тыс. чел. 86,6 тыс. км² $ 94,318 млрд. $ 10,400 тыс.
Казахстан Казахстан 17 439 тыс. чел. 2 724,9 тыс. км² $ 264,894 млрд. $ 23,211 тыс.
Киргизия Киргизия 5 482 тыс. чел. 199,9 тыс. км² $ 12,101 млрд. $ 2,253 тыс.
Турция Турция 72 561 тыс. чел. 783,5 тыс. км² $ 960,500 млрд. $ 19 610 тыс.
Всего: 109 833 тыс. чел. 4297,1 тыс. км² $ 1413,05 млрд. $ 12,873 тыс.

Тюркоязычные государства, не являющиеся членами Тюркского совета

История

На саммите в совета в Бодруме, который проводился в 2014 году участвовали представители Азербайджана, Турции, Казахстана, Киргизии, а так же Туркменистана. Тогда было объявлено о вступлении Туркменистана в совет.

Учреждения

  • Секретариат в Стамбуле
  • Совет президентов
  • Совет министров иностранных дел
  • Комитет старших должностных лиц
  • Совет старейшин (аксакалов) тюркоязычных государств
  • Парламентская ассамблея (TURKPA) в Баку
  • Тюркская академия в Астане
  • Международная организация тюркской культуры (ТЮРКСОЙ) в Анкаре

Ссылки

Идея евразийства предложенная великим тюркологом Львов Гумилевым, Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным была перенесена на политическую плоскость.
Идея создания Евразийского Экономического Союза есть вызов попыткам создания однополярного мира. После развала Советского Союза много говорилось об отказе от двуполярного мира и противостояний двух политических полюсов. Но, многополярность находится в самой сути мироздания и отказ от него лишает человечество от многообразия, право выбора, развития-так- как именно многополярность и конкуренция дает толчок развитию человечества. Соответственно, следует заметить, что, поэтому, однополярный мир с западным диктующим и доминирующим сознанием просуществовал не долго.
Не сложно понять-если есть западные ценности и требования, также есть азиатские требования и ценности, проявляющиеся во всех сферах общества, государства, культуры народов. Запад не уважает и не ценит иные ценности кроме своей. Это можно увидеть на примере Турции. ЕС отказывает Турции, в то время как страны бывшего коммунистического пространства с легкостью оказались в этой организации. Заметим, что Турция имеет огромную культуру государственности, принесет человеческий и экономическую прибыль ЕС. Если такое отношение к стране, которая буквально граничит с Европой, то не трудно представить отношение к тем, кто находится на более далекой географии. Кроме того, в основе подобной ”любезности” спешного приема некоторых стран в ЕС лежит попытка сузить сферу влияния России.

Мы не намерены оспаривать ничего европейского и противопоставлять ему азиатскую культуру, так как придерживаемся такого мнения, что современный человек для гармоничного вовлечения в мировое пространство должен воспринимать себя частью мировой культуры, брать все положительное имеющееся как на Востоке, также на Западе.
Итак, была предложена идея вовлечения в Евразийское экономическое, культурное, социальное пространство. Европейский Союз опирается на жесткие законы, отталкивающие все инородное, требуя стать частью большой субстанции, при этом отказаться от всего, что не соответствует европейским стандартам.
Евразийская интеграция же предлагает гибкость законов, отношений, предлагая объединиться во что-то большое не требует измениться и отказаться от своей малой культуры и эго. Евразийская интеграция опирается и учитывает этнокультурные, этнопсихологичекие элементы этой географии, требующей взаимного уважения, принятия, гибкости. Хочу отметить, что Евразия энергетически и психологически больше несет в себе силы Азии, нежели Европы.
Ведь, страны Прибалтики после развала Советского Союза сразу оказались в Европейском ареале не случайно. Эти народы по своему образу мышления и этнического сознания в составе СССР были чужеродными, так как оказались в энергетическом пространстве Азии, что их не могло не угнетать. И поэтому прибалтийцы так гармонично как для Европы, также и для себя влились в Европу. И следует уважать их выбор.
Вхождение в какое-то объединение подразумевает усиление собственной мощи, возможности получения поддержки со стороны государств-соучастников. Если даже иногда эта поддержка может заключаться только в моральной поддержке.
Современный мир глобализации, требует создания транснациональных структур. Отказ от них приводит к изоляции.
ЕврАзЭс также действует параллельно еще с одной организацией – Союзом Тюркоязычных государств (СТГ). Хочу обратить внимание, что настоящее противоборство идет между ЕврАзЭс и ТСГ, а не ЕврАзЭс и ЕС. Но соперничество между ЕврАзЭс и ТСГ идет мягко, без грубых нарушений межгосударственных отношений, без давления, без демонстрации соперничества. Обратное же можно наблюдать в поведении ЕС в отношении культуры соперничества.
Здесь все закономерно. Турция и Россия, идущие во главе этих двух союзов являются частью Евразии, им известна ментальность народов этого пространства.
Особо нужно заметить, что большую часть географии Евразии занимают именно тюркоязычные народы и государства.
СТГ имеет свой парламент, гимн, флаг, культурную структуру Тюрксой, с конца прошлого года начали действовать диаспорные структуры. Нельзя не отметить прошедший в прошлом году в Казани вокальный конкурс тюркоязычных народов Тюрквижн. Турция как двигатель тюркоязычного пространства замечательно знает этническую психологию, ментальные черты Азии, поэтому она дала превосходную возможность самоутвердиться тюркским народам, опираясь на свою самобытность. Это и есть основная и торпедирующая сила Тюрквижин, что можно расценить как часть политики Союза Тюркоязычных государств.
На Тюрквижн тюркские народы населяющие России могли выступить рядом с представителями тюркских государств, они чувствовали себя частью великого, но при этом от них не требовалось исполнять песни на английском языке, под музыку наигранную под европейскую, как этого требуется в конкурсе Евровидение. Как и говорилось выше Европа требует отказа от самоидентификации, этнической культуры. В этом плане Тюрквижин превосходный и сильный инструмент для продвижения политики Союза Тюркских государств, который не только уважает этничную самобытность, а строит свою политику именно на тюркской этничности.
Думается Россия, неоднократно приглашая Турцию в ЕврАзЭс, намеревалась одновременно укрепить доверие к ЕврАзЭс тюркских государств, укрепить доверие тюркских народов России к своему государству и ослабить роль Союза Тюркоязычных государств, в частности Турции. Нужно заметить, что участие Турции в ЕврАзЭс могло содействовать подключению Азербайджана в эту структуру. Но, как говорилось выше — идет гибкая, тонкая конкуренция между Турцией и Россией. Россия учитывает тюркский элемент в своей политике. Уделяется особое внимание к этой теме. Для подтверждения этих строк напомним две конференции прошедшие в России в конце прошлого года.
23-29 ноября в Москве прошла Международная научная конференция
«ЭТНОГЕНЕЗ, ИСТОРИЯ, ЯЗЫК И КУЛЬТУРА КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКОГО НАРОДА».
И еще международная научно-практическая конференция «Терские тюрки как культурный мост между Чеченской Республикой и тюркским миром» состоявшаяся 16-17 декабря в Грозном.
В текущем году планируется проведение в Москве общетюркского форума. Москва изучает тюркский элемент, его требования, пожелания, настроение, дабы тюркские народы России не оказались под влиянием Турции.
Итак, вернемся к Тюрквижн, который, также как Евровидение несет в себе политическую подоплеку. И вот в Казани во время Тюрквижн произошел еще одно требующее внимание, можно сказать историческое событие. На конкурсе выступала рок-группа из Ирана — этнические азербайджанские тюрки. Они выступали под иранским флагом, но пели на родном языке. Это без преувеличения можно назвать сенсацией. согласно собственным наблюдениях могу сказать, что национализм среди Иранских азербайджанцев высок и отторгать их от тюркского мира невозможно. Этот фактор учитывается и в самом Иране. Здесь следует отметить, что Тегеран устами разного ранга чиновников косвенно говорил о возможности участия Ирана в ЕврАзЭс. Ирану, ведущему многолетнее противостояние с Западом — ЕврАзЭс ключ к выходу из изоляции. К тому же опять же тот самый тюркский фактор в Иране, Тегерану нужно опередить ситуацию, взяв в свои руки руль, дабы не позволить азербайджанцам, проживающим с стране попасть в тюркскую сферу влияния.
Что касается Азербайджана, мы тоже входим в географию Евразии и тюркского мира. Азербайджанская ментальность позволяет стране двигаться вперед и развиваться умением варьировать между конкурирующими иногда даже воюющими сторонами.
Азербайджанская ментальность открыта всем культурам и религиям и толерантна. Азербайджан умеет рассчитывать свои силы, чувствует когда нужно наступать, а когда отступать. Это исходит из исторической памяти и этнического сознания. В то время когда другие народы не рассчитывая свои возможности на определенном этапе истории, не имели стратегию и находили только один путь — вести войну, что рано или поздно приводило их упадку, Азербайджан же отступая, развивался и открывался к другим культурам. В результате мы видим современный Азербайджан с высокоразвитой и многогранной культурой, экономикой. В 1993 г. Азербайджан подписав соглашение о прекращении огня с Арменией поступил именно так.
Но это не означает, что азербайджанцы не умеют воевать. Персы говорят, что азербайджанские тюрки — это спящий лев. Или Азербайджанцы — это каменный котел. Долго не нагревается и долго не остывает. Азербайджанская национальная ментальность государствообразующая. А при строительстве государства нужно быть гибким, уметь балансировать между великими державами. Благодаря ментальности государствообразования в разных этапах истории азербайджанцы брали на себя ответственность за строительство государства.
Азербайджан, остановив войну, смог выйти из разрухи, хаоса. Сейчас очень много дискуссий вокруг что, что Россия мол вынудит Азербайджан войти в ЕврАзЭс. Но как видите Москва не оказывает на Баку давления. Потому, что Азербайджан ведет сбалансированную политику, умеет в нужное время быть в нужном месте и нужным партнером. Именно это позволяет стране не идти на провокации и не превращаться в инструмент в руках конкурирующих сторон.
Почему то видят только два пути — или вступить в ЕС или в ЕврАзЭс? Но всегда есть альтернатива и третий путь. И несомненно Азербайджан найдет этот путь.

Гюльнара Инандж, руководитель филиала центра Льва Гумилева в Азербайджане, директор центра “Этноглобус”, редактор русского раздела американо-турецкого ресурса Тюркишнюс.
(Выступление на Евразийском Форуме в Казани, ноябрь 2014)

Тюркский союз

Поистине сенсационной инициативой отметился на прошедшем в Стамбуле турецко-казахстанском бизнес-форуме Нурсултан Назарбаев. Оказывается, создаваемого Москвой, Астаной и Минском Таможенного союза президенту Казахстана недостаточно. Нурсултану Абишевичу нужен еще (а, может быть, взамен?) Тюркский союз, который бы объединил 200 миллионов тюрок на территории, простирающейся «между Алтаем и Средиземным морем».
Сразу отметим, что обозначенная Назарбаевым территория Тюркского союза включает огромныепространства Российской Федерации. И, судя по его словам, еще не факт, какой из этих союзов – Таможенный или Тюркский – ему милее.
«Как сказал Ататюрк: «Придет время, когда все тюрки объединятся», – цитирует Назарбаева агентство «Казахинформ». – Поэтому я хочу поприветствовать всех тюркоязычных братьев. Между Алтаем и Средиземным морем живут свыше 200 миллионов братьев. Если мы все объединимся, то мы будем очень эффективной силой в мире».
И многое, кстати, ранее уже сделано для такого объединения. В частности, появилась культурная организация ТЮРКСОЙ, по инициативе президента Казахстана сформирован Совет глав тюркоязычных государств, в Баку заработала Парламентская ассамблея тюркских государств, в Астане работает Тюркская академия... Это фундамент, который закладывается сегодня во многом благодаря инициативам Нурсултана Назарбаева во имя будущего единого дома тюркских народов, сообщает казахское агентство. Ну а прошедший в Стамбуле форум увенчался подписанием целого ряда турецко-казахстанских контрактов. Словом, база под пантюркизм подведена.
И носит она во многом антироссийский характер, в чем невольно признался даже сам Нурсултан Абишевич – политик, во многом инициировавший создание Таможенного союза с Россией и Белоруссией. «Мы живем на родине всего тюркского народа, – вещал в Стамбуле президент Казахстана. – После того как в 1861 году был убит последний казахский хан, мы были колонией Российского царства, затем – Советского Союза. За 150 лет казахи едва не лишились своих национальных традиций, обычаев, языка, религии. С помощью Всевышнего мы в 1991 году провозгласили свою независимость. Ваши предки, уходя с исторической родины, из Тюркского каганата, забрали с собой название тюркского народа. До сих пор турки называют лучших джигитов «казах». Вот мы и есть эти казахи».
В Стамбуле Назарбаев также напомнил, что когда в 16.00 16 декабря 1991 года парламент Казахстана провозгласил независимость, через час ему позвонил тогдашний турецкий лидер Тургут Озал и поздравил казахский народ. «Турецкое государство самым первым порадовалось за нашу независимость, признало нашу независимость. Наш народ никогда этого не забудет», – такими словами отдал дань Турции Нурсултан Назарбаев. Особо рельефно, конечно, они воспринимались на фоне только что прозвучавшего обвинения в адрес России/СССР в «колонизации» казахской земли...
Что же означал сей стамбульский спич Нурсултана Абишевича? Что теперь интеграция в рамках Таможенного союза, для Казахстана по крайней мере, отступает на второй план по сравнению с проектом пантюркистского объединения (который, повторим, предполагается реализовать во многом за счет России)? Или же все-таки откровения Назарбаева – не более чем широко распространенная на Востоке практика реверансов в сторону гостеприимной стороны? Или же Тюркский союз – новое слово в столь известной казахской «многовекторности»?.. Если анализировать только текст, произнесенный Назарбаевым, остается только гадать.
Впрочем, недавний визит Назарбаева вроде бы не дал повода поставить под сомнение приверженность возглавляемого им Казахстана к интеграции с Россией. Там Нурсултан Абишевич пел совсем другие «песни»: предложил обновить базовый Договор о сотрудничестве с Россией, чтобы «адаптировать его к требованиям сегодняшнего дня и дальше продвигать к созданию единого экономического пространства между Россией, Казахстаном и Белоруссией». Однако, по словам казахстанского лидера, этот вопрос нужно решать основательно и не торопясь, чтобы «это было настоящее интеграционное объединение, самое лучшее на постсоветском пространстве».
И при Назарбаеве Казахстан, стоит отметить, самым активным образом интегрируется в экономический союз с Россией и Белоруссией. По оценкам, в объеме казахстанского экспорта и импорта Россия сейчас занимает порядка 80%! И вот, на фоне всего этого, – такой стамбульский спич Назарбаева... Он, конечно, не может перечеркнуть стремительно набирающую обороты интеграцию казахской экономики в единое экономическое пространство с Россией и Белоруссией, но по крайней мере вынуждает усомниться в искренности интеграционных намерений нынешнего казахстанского руководства.

Иван ГЛАДИЛИН
(РИА Новости)

Газета “Звезда Поволжья” № 45, 13 декабря 2012 года, Казань
Другие материалы газеты на сайте

После распада СССР и установления межгосударственных связей между Турцией и тюркоязычными государствами, новым форматом взаимоотношений стали саммиты глав тюркоязычных государств. Приоритетными вопросами, обсуждаемыми на саммитах, были: проблемы создания общего геоэкономического пространства, для двустороннего и многостороннего сотрудничества.

Позиция России к тюркскому сближению была однозначна: Москва открыто выражала свое недовольство участием на этих саммитах тюркских республик-членов СНГ. Слова Ататюрка, на деле хотел реализовать покойный президент Турции – Тургут Озал. Тургут Озал хотел видеть Союз тюркоязычных стран на взаимовыгодной основе для всех сторон, как это в данное время происходит в Европейском союзе. Не раз он посещал страны Средней Азии и Азербайджана, чтобы добиться понимания со стороны глав этих государств. После его смерти в отношениях тюркоязычных стран наступил застойный период. В это время Китай и Россия притягивала новые независимые страны Средней Азии в свою орбиту, создавая разные структуры: СНГ, ШОС, ОДКБ, ЕВРАЗЭС, Таможенный союз.

И таким образом по разную сторону баррикад оказались новые тюркские страны: Турция, активный член НАТО, Туркменистан взял нейтральный статус, оставаясь неактивным членом СНГ, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан являются членами ОДКБ и ШОС. Странно то, что членом ОДКБ также является Армения, которая в данный момент в состоянии конфликта с Азербайджаном, из-за Нагорного Карабаха и семьи оккупированных районов. Представим, что будет, если война между Арменией и Азербайджаном, из-за Карабаха, все-таки начнется (а это вполне возможно, если не решить проблему Карабаха и прилегающих к нему оккупированных районов мирным путем). Неужели наши среднеазиатские политики отправят казахов, узбеков и кыргызов воевать на стороне Армении против братского Азербайджана? А ведь они будут обязаны сделать это, по соглашению ОДКБ. Союз ОДКБ в первую очередь выгоден России и Армении, союз ШОС выгоден в первую очередь Китаю, чтобы использовать тюркские страны в своих интересах. Реальную угрозу нам представляет не НАТО, которому нет никакого дела до нас, а соседние нам ядерные державы. В истории, тюркские народы никогда не конфликтовали с остальным исламским миром, поэтому я не вижу угрозы и с Юга. Я не вижу логики в военном союзе России, Китая и стран Средней Азии и против какого врага были созданы ШОС и ОДКБ. Предположим, что в будущем случится конфликт Китая с Казахстаном, сможет ли в этом случае ОДКБ или ШОС защитить нашу страну? Ответ очевиден: нет, ведь не для того создавались эти военные союзы. Тюркским странам в таком случае лучше быть нейтральными или создавать свой военный блок, наподобие НАТО. В данное время Казахстан и Азербайджан активно внедряют в свои Вооруженные Силы стандарты НАТО.

С развитием национальных экономик, с укреплением собственных политических позиций, страны стали переоценивать свое место в системе региональной и глобальной политики, в том числе и взгляды на существующие взаимоотношения в рамках тюркского сотрудничества.2009 год стал прорывным в отношении братских тюркоязычных стран. Так, еще в прошлом году, Казахстан выступил с инициативой создания Союза государств Центральной Азии, четыре из которых являются тюркскими странами. И хотя инициатива Астаны была поддержана только Бишкеком, заметное усиление Казахстана говорит о том, что тюркское единство уже сегодня является многополюсным образованием. На очередном саммите тюркоязычных стран 2009 года в Нахичевани, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил создать свой Совет сотрудничества. У новой межрегиональной организации уже есть название – Тюркский совет. Его целью станет укрепление связей в экономике, культурно-гуманитарной сфере и развитие экологической безопасности. Еще несколько дней назад в Баку прошло первое пленарное заседание Парламентской Ассамблеи тюркоязычных стран (ТюркПА). Был принят Устав Ассамблеи, включающий 26 статей, сформирован секретариат и определен бюджет организации. Напомним, ТюркПА создана в 2008 году, в Стамбуле, при участии спикеров парламентов четырех стран – Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана и Турции. Таким образом, с полным основанием можно говорить, что осень 2009 года стала этапной для развития тюркской интеграции. Обращает на себя внимание тот факт, что тема сотрудничества в гуманитарной области выделялась особо. Именно культурное сотрудничество составляет сегодня основу тюркской интеграции, именно понимание того, что все эти народы имеют общую историю, язык и традиции, и их сохранение и приумножение возможно только общими усилиями, делает идею общетюркского взаимодействия такой живучей.

Заявление президента Турции об отказе Турции в членстве ЕС, налаживание контактов и открытие границ с Армении, активное сотрудничество в 2009 году с Ираном, России и Сирией, говорит о том, что Турция хочет наладить дружеские отношения с соседними странами больше, чем с Европой. Когда-то наши предки были в едином союзе. Тюркский мир, это не только независимые Турция, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Азербайджан, Кыргызстан, никем непризнанная кроме Турции- KKTC (Турецкий Кипр), но и автономные республики и земли в России, Китае, Украине, Молдове, Ираке, Иране, Афганистане. Нам надо работать для того, чтобы в мире не ущемлялись права тюрков, где бы они не жили. Это и будет достижением и благой работой этого Союза. Напоследок хочу напомнить всем нам, знаменитую фразу на весь тюркский мир: «Родина это не Турция и не Туркестан, родина-это великий и единый ТУРАН (земли от Балкан до Корейского полуострова)».

Для Казахстана и его руководства работа на укрепление тюркского мира входит в один из основных приоритетов внешней политики. Чему наглядным свидетельством явился недавний визит в нашу республику президента Узбекистана Шавката Мирзиеева, прошедший на высоком уровне.

И вот теперь 2-3 апреля должен состоятся официальный визит главы нашего государства в Азербайджан.

Как сообщает издание eurasia.expert, в ходе визита казахстанского лидера разговор зайдет о дальнейшем укреплении тюркского братства между Азербайджаном и Казахстаном, государствами, во многом близкими друг другу в силу культурных и экономических связей.

Издание информирует:

В начале апреля президент Казахстана Нурсултан Назарбаев планирует посетить Азербайджан, с которым крупнейшую экономику Средней Азии больше всего объединяют два фактора: транзитные поставки нефти и культурные связи, во многом основанные на общих тюркских корнях двух государств.

Тюркское братство

Посетить Баку Н. Назарбаев намерен 2-3 апреля. Изначально его визит в Азербайджан и Армению планировался в октябре прошлого года, но был отложен из-за болезни. В этом году президент Казахстана планирует посетить только Азербайджан. В качестве официального повода для визита заявлено 25-летие установления дипломатических отношений между двумя странами. О содержании предстоящих переговоров известно немного. Анонсировано подписание четырех соглашений, но их содержание пока не раскрывается. Однако, из предыдущих контактов Астаны и Баку, а также геополитического положения, экономических связей и объективных интересов двух государств можно предположить, какие же темы будут подняты в ходе предстоящих переговоров Н. Назарбаева и Ильхама Алиева.

Казахстан и Азербайджан связывают дружественные отношения, основанные на общих тюркских этнокультурных корнях, а также схожих политических и экономических позициях. Дипломатические отношения между ними были установлены 27 августа 1992 г. Казахстанское посольство в Баку открылось в декабре 1994 г., а азербайджанское в Казахстане – в марте 2004 г.

Две страны объединяет и участие в деятельности пантюркистских организаций, таких как Тюркский совет, Парламентская ассамблея тюркоязычных стран (ТюркПА), а также Международная организация тюркской культуры (Тюрксой).

Из других тюркоязычных государств мира в состав всех трех организаций входят лишь Турция и Кыргызстан, а Узбекистан и Туркменистан принимают участие только в деятельности Тюрксой.

В мае 2005 г. Астана и Баку заключили договор о стратегическом партнерстве и союзнических отношениях, обязавшись «не допускать использования своей территории, системы коммуникаций и другой инфраструктуры третьими государствами в целях подготовки или осуществления вооруженной агрессии или иной враждебной деятельности», а также оказывать друг другу «всестороннюю поддержку и взаимную помощь в вопросах предотвращения угрозы их независимости, суверенитету, территориальной целостности». Соглашением предусматриваются и совместные усилия по урегулированию региональных конфликтов «на основе общепризнанных норм международного права и прежде всего соблюдения и обеспечения суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ государств».

Торговля, трубопроводы и нефть

Несмотря на высокий уровень политических отношений, объем торговли между двумя странами гораздо меньше, чем можно было бы ожидать, учитывая наличие у них общей морской границы на Каспии и портовой инфраструктуры.

По итогам прошлого года доля Азербайджана во внешней торговле Казахстана составила всего 0,2%. Причем по сравнению с предыдущим годом товарооборот увеличился на 8,3% (до $136,8 млн). В то же время, казахстанский экспорт ($106,5 млн) в три с лишним раза превышает импорт азербайджанской продукции ($30,4 млн).

Казахстан поставляет Азербайджану нефтегазовые ресурсы, химическое сырье, зерно, ячмень, табачную продукцию, прокат углеродистой стали, электрооборудование. Из Азербайджана в Казахстан импортируются нефтепродукты из битуминозных материалов, полимеры этилена, комплектующие для машин и механизмов, сборные строительные конструкции.

Один из главных объектов общих экономических интересов – транспортировка казахстанской нефти через Каспий и по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан, связывающий Азербайджан с Турцией.

Договор по содействию и поддержке транспортировки нефти из Казахстана через Каспийское море и территорию Азербайджана на международные рынки посредством системы «Баку-Тбилиси-Джейхан» был подписан Н. Назарбаевым и И. Алиевым еще 16 июня 2008 г. Казахстанская каспийская система транспортировки (ККСТ) должна включать нефтесливные терминалы на казахстанском побережье Каспия, танкеры, а также азербайджанские нефтеналивные терминалы и трубопроводы, соединяющиеся с системой «Баку-Тбилиси-Джейхан». На начальном этапе ККСТ должна обеспечивать доставку 23 млн тонн нефти в год, а в дальнейшем – 56 млн тонн.

Проект создания ККСТ долгое время лежал «под сукном», т.к. лишней нефти для транспортировки через Азербайджан попросту не было, а ее доставка по Каспийскому трубопроводному консорциуму через территорию России, не требовавшая строительства и использования танкерного флота, обходилась гораздо дешевле.

В октябре 2014 г., когда возникла опасность введения Западом против России полномасштабных санкций, Астана начала прорабатывать альтернативные маршруты транспортировки нефти через Иран и Китай. В это же время был приостановлен и проект ККСТ, что было связано с задержкой реализации второй очереди освоения гигантского Кашаганского нефтяного месторождения . 7 декабря прошлого года Кашаган был официально введен в эксплуатацию, что и могло стать одной из причин возобновления проекта доставки нефти через Каспий и Азербайджан.

Карабах, тюркский мир и Каспий

Среди возможных тем переговоров Н. Назарбаева и И.Алиева аналитики называют длящийся вот уже более четверти века карабахский конфликт . Но перспективы миротворчества Астаны в этом направлении не слишком обнадеживают. Для России Армения, на территории которой расположена военная база в Гюмри, является важным военным союзником и форпостом влияния на Южном Кавказе. Поэтому интересы Москвы и Астаны, несмотря на их общее с Ереваном членство в ЕАЭС и ОДКБ, в известной мере различаются. В связи с этим на какое-то продвижение в деле разрешения карабахского конфликта по итогам визита Н. Назарбаева в Баку надеяться не приходится.

Не исключено, что в ходе визита будет актуализирована и пантюркистская тематика. Для обеих стран она является важным элементом внешней и внутренней политики, позволяющим подчеркнуть этнокультурное родство с Турцией и тюркоязычными государствами Средней Азии.

Для Казахстана пантюркистская риторика является еще и средством утверждения собственного национального суверенитета. Причем и Казахстан, и Азербайджан в деятельности тюркских организаций занимают активную позицию, регулярно организовывая на своей территории различные «пантюркистские» мероприятия.

Возможно, на переговорах будут затронуты и проблемы правового статуса Каспия, определение которого позволило бы проложить по дну моря газо- и нефтепроводы и доставлять углеводороды на Запад, минуя Россию, а также железнодорожных и автомобильных перевозок через Азербайджан и Грузию. Все эти вопросы поднимаются уже более 20 лет, но перспективы их разрешения не просматриваются как по экономическим (нерентабельность), так и политическим мотивам, связанным с интересами Москвы и Тегерана . Поэтому заявления по ним, в случае принятия, будут носить в большей мере декларативный характер.

Александр Шустов, кандидат исторических наук. Eurasia.exper



Loading...Loading...