Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения». Тренинг для персонала «профилактика эмоционального выгорания

Социально-психологический тренинг: «Я и стресс».

(9-11 классы)

Цель: поиск способов выхода из стрессовой ситуации и развитие умения видеть в ней не только негативные стороны, но и положительные.

Задачи:

Развить умение видеть положительное и отрицательное в стрессах

Освоить индивидуальные способы снятия нервно – мышечного напряжения

Развить чувство оптимизма.

Ритуал приветствия : здороваемся с разным настроением: грустно, печально, спокойно, весело.

1. Упражнение «Передача хлопков».

Психолог: Ребята, в качестве разминки сегодня мы будем передавать хлопки. Весь секрет в том, что сначала вы должны встретиться взглядом, а потом только хлопнуть в ладоши. Работаем по кругу. А теперь немного поменяем принцип работы. Первый участник встречается взглядом со вторым, хлопают одновременно в ладоши, подходят к третьему, дарят ему свои аплодисменты, самому последнему достаются аплодисменты всей группы.

Рефлексия упражнения : вам было приятно получать аплодисменты?

Высказывание участников.

Психолог: Мы часто сами говорим и слышим слово «Стресс». Назовите мне, пожалуйста, что вы понимаете под этим словом.

Высказывания участников.

Ø Плохие оценки

Ø Выгнали с урока

Ø Поругался с мамой, папой, подругой, другом

Ø Скандалы в семье, развод родителей

Ø Переход в другой класс, школу

Ø Переезд в другую страну, город

Ø Вымогают деньги

Ø Влюбленность без взаимности

Ø Отключили утром горячую воду

Ø Сильно ударился и не могу ходить

Ø Сел на жевательную резинку

Ø Упал при всем классе

Психолог: Для продолжения нашей работы мы разобьемся на 3 группы по принципу «Фруктового салата – яблоки, груши, мандарины» и определимся кто такие пессимисты, оптимисты, реалисты.

Выступление групп.

Пессимист – человек пессимистического склада.

Оптимист - человек оптимистического склада.

Реалист – человек, учитывающий в своей деятельности условия реальной действительности, практичный.

Пессимизм – мрачное (исполненное печали, грусти, беспросветности) мироощущение, при котором человек не верит в свое будущее, во всем видит унылое и плохое.

Оптимизм – бодрое и жизнерадостное мироощущение, при котором человек везде видит светлые стороны, верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует добро и положительное начало.

Реальность - подлинные условия реальности

Психолог: Ганс Селье, учёный, который ввел само понятие стресс, говорил о том, что стресс – это не только плохо, в нем есть и позитивные стороны. Следующий этап нашей работы – вы должны написать на плакате: «Восприятие стресса пессимистом». «Восприятие стресса оптимистом» «Восприятие стресса реалистом». Время работы 10 – 15 минут.

Выступление групп.

«Восприятие стресса пессимистом».

«Восприятие стресса оптимистом»

«Восприятие стресса реалистом».

У человека:

Ухудшается здоровье

Человек расстраивается,

Начинает больше конфликтовать,

Может начаться депрессия

Обижается

Его ничего не радует

Человек начинает «двигаться»,

Активизируются внутренние силы организма

Быстрее начинает думать и соображать

Набирается жизненного опыта

Учится принимать решения

Закаливается морально и физически

Воспитывается сила воли

Человек может настроить себя, что все в этом мире переменчиво, от стресса никуда не денешься.

Люди набираются опыта именно в стрессовой ситуации.

Упражнение "Я самый”

Цель: снятие внутренних зажимов, поиск внутренних ресурсов.

Группа встает в круг и каждый по очереди произносит: "Я самый…”, а группа повторяет «Он самый…». Например: «Я самый красивый, умный, креативный и т.д.», а все повторяют «Он самый красивый, умный, креативный и т.д.»,»

Рефлексия упражнения : вам было приятно слышать комплименты? У каждого человека улучшается настроение, когда его хвалят. Высказывание участников.

Психолог: Многие люди испытывают значительное физическое и эмоциональное напряжение, пытаясь изменить события или управлять теми из них, которые находятся вне их контроля. Не всегда возможно контролировать ситуацию, вызывающую стресс. Поэтому необходимо сохранять эмоциональный контроль не над ситуацией, а над своей реакцией на нее. Умение регулировать свое психоэмоциональное состояние является способом обрести контроль над собственными эмоциональными и физиологическими реакциями вместо того, чтобы позволять другим людям влиять на этот процесс. Сейчас мы с вами выполним упражнение «Чайки», которое хорошо помогает снять нервно – мышечное напряжение.

3. Упражнение «Чайки».

Цель: избавление от негативных эмоций, снятие нервно – мышечного напряжения.

Психолог: Это упражнение поможет вам снять напряжение и избавиться от негативных эмоций, переживаний, чувств. Сейчас я объясню технику выполнения данного упражнения. Сядьте удобно, руки свободно вдоль тела на коленях. Считаем от 1 до 10 меняя громкость: от шепота до громкого крика. После цифры 10 на максимально громкой динамике кричим «А» 3 раза, изображая крик чаек. Поднимаем уголки губ как можно выше и кричим пронзительным голосом».

Рефлексия упражнения : какие эмоции были у вас, когда вы выполняли это упражнение? Высказывание участников.

Психолог: я показала вам одно упражнение, которое действует как скорая, антистрессовая помощь. А сейчас мы с вами продолжим работать в группах и вы в течении 5 минут должны будете предложить свои способы выхода из стресса.

Выступление участников, что делают сами дети, чтобы справиться со стрессом: слушают музыку, общаются, гуляют с друзьями, занимаются спортом ит.д.

Психолог: Мы познаем мир через 5 органов чувств. Перед вами лежат мандарины. Вы их видите? Работают глаза. Какой красивый оранжевый цвет. Возьмите в руки, чувствуете шероховатость – пошли тактильные ощущения, вдохните запах – запах цитрусовых очень благотворно влияет на нервную систему человека, теперь мысленно почистите и с удовольствием съешьте, это вы сделаете после тренинга. Попробуйте услышать, как падают мандарины с дерева. Сейчас мы будем жонглировать мандаринами. Сначала поработаем двумя руками - подбросьте один, поймайте его, теперь - правой – левой рукой, ловим двумя. Прекрасно, сейчас у вас работали два полушария. (Жонглирование проводится под музыку «Оранжевое солнце»)

Рефлексия : перед вами лежат анкеты обратной связи, заполните их. Высказывание участников.

Ритуал прощания: сейчас мы хором произнесем слова «Как классно я прожил сегодняшний день!» - спокойно, радостно, с ликованием.

Двухдневный тренинг был разработан и проведен в конце учебного года. Цель мероприятия:снятие эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия, сформировать хороший психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы. Повышение тонуса группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов на снятие эмоционального напряжения в группе

Цель тренинга : снятие эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия, сформировать хороший психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы. Повышение тонуса группы.

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ (1 день)

Этапы работы:

I. этап – разогрев:

1. Упражнение-приветствие «Рукопожатие»

Все участники встают в круг, берутся за руки. Глаза закрыты. Ведущий сжимает руку соседа справа и по цепочки передаётся рукопожатие.

2. Упражнение «Танец отдельных частей тела»

Цели : Разогрев участников; осознание и снятие мышечных зажимов.

Материалы : Музыкальная запись с четким ритмическим рисунком.

Процедура : Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен

  • танец кистей рук
  • танец рук
  • танец головы
  • танец плеч
  • танец живота
  • танец ног

Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

3. Упражнение «Пальма. Крокодил. Слон»
Цель. Введение в атмосферу тренинга.
Упражнение проводится в кругу, участники стоят. Ведущий предлагает участникам группы изобразить «Пальму», «Крокодила», «Слона».

“ слон” – (человек в центре изображает хобот, люди справа и слева – уши)

“ пальма” – (человек в центре поднимает руки вверх, растопырив пальцы, человек справа поднимает руки вверх и наклоняется вправо, человек слева делает то же влево)

«крокодил» - (человек в центре вытянутыми вперед руками изображает пасть, человек справа и слева выстраиваются за центровым и берутся за пояс)

Упражнение выполняется тройками. Ведущий указывает на участника и называет кого он должны изобразить. Два участника стоящие от него слева и справа помогают ему выполнить заданную «скульптуру». Ведущий постепенно увеличивает темп выполнения задания.

II. Основная часть.

4. Упражнение «Звери»

Все встают в круг. Инструкция для участников: Сейчас я каждому из Вас скажу на ушко, каким зверем он будет (например, кошкой, белым бычком). После этого все «звери» должны крепко взяться за руки (согнутые в локтях). Я буду громко называть какого-то зверя. Задача названного зверя – присесть, а всех остальных – не дать ему это сделать. Шутка в том. что ведущий всего нескольким участникам присваивает разные названия, а остальных называет одинаково (например, бурундук). Все играющие стараются изо всех сил удержать названного «зверя». Это упражнение дает сильную эмоциональную разрядку, вызывает положительный заряд эмоций, смех.

5. Упражнение «Кто быстрее?»

Цель : сплочение коллектива.

Ход упражнения : Группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры:

  • квадрат;
  • треугольник;
  • ромб;
  • букву;
  • птичий косяк.

: координация совместных действий, распределение ролей в группе.

Обсуждение : Трудно было выполнять задание? Что помогло при его выполнении?

6. Упражнение «Молекулы»

Все участники атомы. Они двигаются по типу «броуновского движения», иногда объединяясь в молекулы. Темп, направление, количество атомов в молекулах и места соединения задает ведущий. Например: «Молекулы, по три – локтями!» - все должны разбиться на группки по три человека и прижаться друг к другу локтями.

7. Упражнение «Ведущий и ведомые»

Цели : Экспериментирование участников с различными движениями и межличностными позициями ведущего и ведомого; осознание участниками своих танцевально-экспрессивных стереотипов.

Материалы : Музыкальные записи разных стилей, стимулирующих танцевальную экспрессию.

Процедура : Группа выстраивается в колонну. Звучит музыка, и участники начинают двигаться, при-чем первый участник становится ведущим, а остальные – ведомыми. В качестве ведущего участник спонтанно и свободно самовыражается, максимально используя свой танцевально-экспрессивный репертуар, остальные члены группы следуют за ним, стараясь повторять его движения. Через 30 сек. первый участник переходит в конец колонны и становится ведомым. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый из участников не побывает в роли ведущего.

Вопросы для обсуждения:

  • что чувствовали участники, будучи ведущими / ведомыми?
  • что они чувствовали, примерив на себя его экспрессию? Какой Я, когда танцую, как он?
  • когда участникам было более комфортно – когда повторяли движения других или когда сами были ведущими?

8. Упражнение «Джунгли»

Материалы : листочки с названиями животных раздаются. (Приложенние)
На листочках написаны названия животных обезьяна, крокодил, верблюд, волк, лось. Названия животных на листочках должны повторяться в таком количестве, чтобы на их основе можно было разделить группу на нужное число микрогрупп по 3–4 человека. Не обсуждая с другими содержание карточки, по команде все начинают двигаться, изображая свое животное, мимикой жестикуляцией, звуком. Разговор запрещён. Задача, стоящая перед участниками, собраться в группы всем обезьянам, крокодилам, верблюдам, волкам, лосям.

9. Упражнение «Тесная компания»

Цель : сплочение коллектива, танцетерапия

Все участники вытягивают карточки с названием обуви. Участники, имеющие карточки с одинаковым названием обуви, объединяются в пары. Итак, пары созданы задача - исполнить танец названный мной. Комнатные тапочки – лезгинка, галоши – танго, детские сандалики – твист, лапти – канн – канн, валенки - летка – енька.

III. Этап – Релаксация.

Цели : Восстановление дыхания; снятие напряжения и эмоционального возбуждения; закрепление, полученных в ходе тренинга, результатов.

10. Упражнение «Воздушный шар»

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздуха. Представьте, что вы воздушный шарик, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягая все мышцы. Затем представьте, что в шарике появилась маленькая дырочка. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела, кисти рук, мышцы плеч, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног. Упражнение выполняется до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

11. Упражнение “Дождь”

Участники делятся на микрогруппы по 4 человека. Одному человеку завязываются глаза. Другие участники микрогруппы под музыку лёгкими прикосновениями имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются. Затем учасники мигрогруппы меняются местами.

12. Упражнение «Массажист»

Все в кругу поварачиваются спиной друг другу, каждый своему соседу убирает зажимы спины, массируя спину.

13. Упражнение-завершение . Все участники тренинга встают в круг. И по кругу каждый своему соседу любыми способами говорит спасибо. (Мимикой, пожатием руки, словами, песней….)

ЧАЕПИТИЕ

ВТОРАЯ ЧАСТЬ

1. Упражнение «Невербальное общение»

Цель : настроить участников на активное выполнение заданий, тренировка навыков образного выразительного сообщения, развитие способностей к групповому творчеству.

Инструкции : Все участники становятся по кругу (спиной в круг). «Пусть кто-нибудь из вас задумает любой предмет, который мы будем невербально передавать по кругу. Предмет должен быть таким, который в реальности можно передавать друг другу».Тренер ждет, пока возникнет идея предмета, просит участника, задумавшего предмет, не называть его вслух и дает ему время подготовиться к передаче (1 – 2 минуты).

Ход упражнения : «Итак, сейчас первый участник передаст свой предмет соседу слева. При этом он, а затем и все мы будем пользоваться только невербальными средствами, а тот, кому предмет передается, должен понять, какой предмет он получил. Получивший предмет, в свою очередь, передает его своему соседу слева и т.д. Таким образом, предмет будет двигаться по внешнему кругу против часовой стрелки и в итоге должен вернуться к Евгению, если все будут внимательны и не допустят каких-либо преобразований предмета. К этому моменту все участники будут стоять лицом в круг, так как каждый, передав предмет, может повернуться лицом в круг. Давайте начнем».

После того как предмет возвратится к отправителю, тренер, двигаясь от последнего, но теперь уже по часовой стрелке (в обратном направлении), спрашивает всех по очереди, что каждый получал, а что передавал.

Вопросы для обсуждения:

  1. Легко ли было выполнять упражнение?
  2. Возникали ли трудности при выполнении задания?
  3. Что мешало и что способствовало эффективному достижению цели?

2. Упражнение-активатор «Печатная машинка»

Попытка воспроизвести процесс печатания на машинке отрывка из хорошо известной песни или стихотворения. Каждый по очереди произносит по одной букве слова. В конце слова все встают, на знак препинания - топают ногой, в конце строки - хлопают в ладоши. Кто ошибется - выходит из игры.

3. Игра «Кричалка»

Теперь одна из команд получает слово «да», а вторая - слово - «нет». По команде ведущего каждая команда должна говорить свое слово. Сначала команды начинают с шепота, но постепенно говорят все громче и громче, в итоге все должны кричать изо всех сил. По команде ведущего (колокольчик или хлопанье в ладоши) все затихают. Упражнение повторяется несколько раз.

Обсуждение: Как выглядят люди, которые гневно что-то кричат? С чем этот образ у Вас ассоциируется?

4. Упражнение «Нож и масло»

Выбирается один участник-нож. Остальные игроки собираются в кучу-масло. Нож должен разрезать масло.

5. Упражнение «Построимся»

Цель : обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам.

Ход упражнения : «Теперь мы посмотрим, насколько Ваши общие черты проявляются у каждого из вас в отдельности!». Задача участников – построиться в одну линию по росту. При этом нельзя разговаривать. Затем задание усложняется – им нужно построиться по дате и месяцу рождения, по длине волос, по цветам радуги в их одежде.

Психологический смысл упражнения : Участники лучше узнают друг друга, обучаются эффективному взаимодействию в команде.

Обсуждение : Трудно ли Вам было выполнять это упражнение? Почему? Какую роль Вы избрали для себя? Какая стратегия выполнения была наиболее эффективна?

6. Упражнение «Путаница»

Все встают плотно в круг, закрывают глаза. Поднимают руки вверх. Правой рукой нужно на ощупь найти пару. Другая рука остаётся свободной. Затем ведущий свободные соединяет руки таким образом, чтоб получилась путаница. Участникам надо «распутаться» и образовать общий круг, не разрывая спонтанно образованные «связи»

7. Игра – разминка «Австралийский дождь» (5 мин.)

Цель : обеспечить психологическую разгрузку участников.

Ход упражнения

Участники встают в круг. Инструкция: Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

  • В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
  • Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).
  • Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).
  • Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
  • А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
  • Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
  • Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).
  • Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).
  • Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
  • Солнце! (Руки вверх).

8. Упражнение «Картина па спине».

Игроки делятся на пары. Партнеры самостоятельно решают, кто из них будет А, кто - Б. В первом раунде Б становится за А и пальцем «рисует» на его спине отдельные буквы. Игрок А должен угадывать их. При этом глаза А закрыты. Желательно, чтобы игроки были в тонкой одежде. Если А отгадывает буквы, игрок Б может писать простые слова и даже фразы. На выполнение задания отводится 5 минут. В следующем раунде игроки меняются ролями. Рефлексия:

  • Насколько каждый был доволен «художником»?
  • Удалось ли настроиться на совместную работу?
  • Какая роль была более выполнима и доставила больше удовольствия?

9. Упражнение «Говорящие руки»

Цель : эмоционально-психологическое сближение участников.

Время : 5-7 минут.

Ход упражнения : Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.

Варианты инструкций образующимся парам:

  1. Поздороваться с помощью рук.
  2. Побороться руками.
  3. Помириться руками.
  4. Выразить поддержку с помощью рук.
  5. Пожалеть руками.
  6. Выразить радость.
  7. Пожелать удачи.
  8. Попрощаться руками.

Психологический смысл упражнения : происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.

Обсуждение : Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?

10. Упражнение «Подарок»

Цель : положительное завершение тренинга, рефлексия.

Описание упражнения : Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»

Психологический смысл упражнения : Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

Обсуждение : «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?

Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

2 день. Тренинг по арт-терапии «Коллаж будущего»

1. Упражнение-приветствие «Снежный ком»

На стульях по кругу каждый участник представляется Имя + прилагательное на первую букву имени (Активная Анастасия), следующий говорит своё и повторяет ИМЯ + прилагательное соседа. Участник который начинал завершает упражнение.

2. Упражнение «Сказка о бабочке сновидений»

Цель : актуализация эмоционального и когнитивного компонента переживания сновидений, изучение «ночных страхов», поиск внутреннего ресурса.

Материалы и оборудование : лист бумаги формата А4, фломастеры; материалы для изготовления коллажа: газеты, журналы, открытки, краски, карандаши, фломастеры, клей ПВА, ножницы, силуэтное изображение бабочки, музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.

Время : 40 мин.

Процедура:

1. Психолог демонстрирует разнообразие материалов для изготовления коллажа. Для выполнения следующего задания нам необходимо нарисовать бабочку. (Нижеследующий текст предназначен для взрослого: символическое значение бабочки можно объяснить для дальнейшей работы).

Бабочка во многих культурах – символ души, бессмертия, возрождения и воскресения, так как это крылатое небесное существо появляется на свет из обыкновенной гусеницы. У кельтов она олицетворяет душу и огонь, у китайцев – бессмертие, досуг в изобилии и радость. Сон также считался подобием кратковременной смерти, когда душа каждую ночь оставляет свою телесную оболочку и отправляется в своеобразное путешествие. Бабочки помогают душе «вернуться» в свое тело. А на крыльях они несут воспоминания о путешествии души".

2. Можно попросить участников закрыть глаза. Под медитативную музыку психолог рассказывает сказку.

В одной волшебной стране на огромном цветочном лугу живут бабочки снов. Днем они чаще всего спят, уютно устроившись в бутонах цветов. Но с наступлением ночи бабочки просыпаются и разлетаются по всему миру. Каждая бабочка спешит навестить своего человека – ребенка или взрослого.

У бабочки снов удивительные крылья. Одно крыло бабочки светлое. Оно пахнет цветами, летним дождем и сладостями. Это крылышко покрыто разноцветными пылинками добрых и веселых снов, и если бабочка взмахнет над человеком этим крылышком, то ему всю ночь снятся добрые и приятные сны.

Но у бабочки есть и другое, темное крылышко. Оно пахнет болотом и покрыто черной пылью страшных и печальных снов. Если бабочка взмахнет над человеком темным крылом, то ночью ему приснится неприятный или печальный сон.

Каждому человеку бабочка снов дарит и добрые, и страшные сны.

Постарайтесь вспомнить свои самые приятные сны (пауза), а теперь – самые страшные сны.Открывайте глаза.

Изготовление коллажа.

Возьмите лист с нарисованным силуэтом бабочки. С помощью цветных карандашей, красок, любых других средств (вырезки из газет, журналов) на одном крыле постарайтесь отразить содержание своего страшного сна, а на другом крыле – содержание приятных снов. В цвете выразите свое эмоциональное отношение к своим снам. Нарисуйте лицо бабочки.

Вопросы для обсуждения:

  1. Ваши чувства и переживания в процессе выполнения упражнения?
  2. Ощущали ли вы сопричастность группе, защищенность?
  3. Понравилось упражнение было ли ощущение комфорта?

3. Упражнение «Коллаж будущего»

Коллажирование, как и любая визуальная техника, дает возможность раскрыть потенциальные возможности человека, предполагает большую степень свободы, является безболезненным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Кроме того, при изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат. Коллажирование позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания. Значительно расширить возможности техники коллажирования может ее интеграция с другими арт-технологиями. Примером может служить включение в коллаж рисунков, личных фотографий участников, авторами которых они являются, либо на которых они запечатлены, а также использование коллажа в перфомансе и инсталляции.

Цель упражнения : развить способность группы приходить к общему мнению, идти на компромисс, уметь договариваться.

Материалы : ватман, простые карандаши, глянцевые журналы, клей, соответствующая работе музыка и фантазия участников.

Ход упражнения

Всем участникам раздаются листы формата А4 и они изображают свою будущую жизнь и профессиональную деятельность, такой как они хотели бы видеть, чтоб она сложилась. Необходимо указать дороги, ведущие к вершинам, на которые хотят взайти участники.

Вопросы для обсуждения:

  1. Легко ли было начать работу?
  2. Были ли трудности при выборе формы, цвета, расположение элементов на листе?

4. Упражнение «Скульптура»

Цель : стимуляция самовыражения через образы и символы, эмоциональная рефлексия. Подведение итогов тренинга.

Время : 3-5 минут (если группа большая, то дольше).

Материалы : Не требуются.

Инструкция : «Друзья, мы долго работали вместе, и наши занятия подходят к концу. Я предлагаю сейчас подвести некоторые итоги. Каждый из вас может выразить особым образом свои чувства по поводу того, чего он достиг во время нашей совместной работы, что он понял и что он может с этим сделать. Кто-то из нас сейчас должен выйти вперед и изобразить из себя живую скульптуру, олицетворяющую эти чувства. Встаньте так, чтобы вы могли достаточно долго удерживать принятое вами положение. Когда первый участник сделает это, его сосед также выходит вперед и тоже выражает своей позой то, чего он достиг, и что он по этому поводу думает. Если хотите, вы можете при этом сказать что-нибудь, но только кратко. В конце разминки мы создадим одну колоссальную скульптуру, выражающую все, чего мы достигли, что добыли, что наработали».

Спасибо за плодотворную работу!


Педагог-психолог: Сатыбалдина Раушан Алимжановна

КГКП «Костанайский политехнический колледж»

Направление: социальное направление

Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья участников.

Задачи:

  • познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции;
  • создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;
  • совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.

Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по кабинету, принятие удобного положения тела во время релаксации.

Ход проведения тренинга:

Звучит веселая музыка. Участники тренинга заходят в кабинет.

Вступление.

Дорогие участники, мы рады вас приветствовать!

Приветствие (все по кругу, обращаясь друг к другу):

Для начала давайте:

Скажем «Здравствуйте» руками! (взяли соседа за руки)
Скажем «Здравствуйте» глазами! (посмотрели друг на друга)
Скажем «Здравствуйте» устами – (хором говорим друг другу)
Стало радостней нам с вами!

Как приятно видеть Вас в хорошем настроении! Американский психолог Дон Пауэлл советует «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться».

Лечебная сила смеха известна всем, но наша жизнь состоит не только из светлых полос, бывают и такие моменты, когда смех сменяет стресс и эмоциональное напряжение.

Наверное, каждый из вас попадал в стрессовые ситуации. Итак, наш сегодняшний тренинг направлен на развитие навыков стрессоустойчивости, на снятие эмоционального напряжения.

Упражнение « Назови ассоциации »

Хотелось бы у вас узнать, а какие ассоциации у вас возникают со словом «стресс»?

Передавая мяч, друг другу по кругу, участники называют ассоциации со словом «стресс».

(Стресс – это реакция нашего организма на внешнее физическое и эмоциональное раздражение. Люди по-разному переносят стресс)

Упражнение «Невербальное общение»

Цель : эмоционально-психологическое сближение участников.

Время : 5-7 минут.

Ход упражнения : Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Психолог дает команды, которые участники выполняют, молча в образовавшейся паре. После этого по команде психолога внешний круг двигается вправо на шаг.

Варианты инструкций образующимся парам:

  1. Поздороваться с помощью рук.
  2. Побороться руками.
  3. Помириться руками.
  4. Выразить поддержку с помощью рук.
  5. Пожалеть руками.
  6. Выразить радость.
  7. Пожелать удачи.
  8. Попрощаться руками.

Психологический смысл упражнения : происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.

Обсуждение : Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?

Упражнение «Тесная компания»

Цель : сплочение участников, танцевальная терапия

Все участники вытягивают цветные карточки, на которых изображена обувь. Участники, имеющие одинаковые карточки, объединяются в команды. Когда пары созданы, их задача – придумать девиз своей команды, а затем исполнить танец, который указан на оборотной стороне карточки.

Комнатные тапочки – лезгинка, галоши – цыганочка, детские сандалики – кара жорга, лапти – ламбада, валенки – современный танец.

Упражнение «Сказка о городе»

Мы отдохнули, у нас прекрасное настроение. Мы хотим, чтобы наше душевное спокойствие сохранялось как можно дольше.

Мы сочиним «Сказку о городе», в котором нет конфликтов, где все люди счастливы и любимы. А сказка начинается так: «В одном прекрасном городе собрались все …»

Каждый участник по очереди, передавая мягкую игрушку, называет одно предложение для сочинения сказки.

Нам всем захотелось жить в таком городе. Когда мы счастливы, мы ощущаем себя здоровыми и полноценными!

Заключительная часть.

Сейчас, уважаемые участники, я предлагаю вашему вниманию «Формулу на сегодня» американского психолога Д. Карнеги.

Но есть одно условие. Вам нужно принять удобное положение, закрыть глаза и молча, про себя проговаривать те слова, которые я буду произносить. Звучит спокойная музыка. Психолог медленно и спокойно зачитывает формулу.

«Формула на сегодня» Д. Карнеги.

  1. Именно сегодня!

Я постараюсь приспособиться к той жизни, которая меня окружает.

  1. Именно сегодня!

Я позабочусь о своём организме.

  1. Именно сегодня!

Я постараюсь уделить внимание развитию своего ума.

  1. Именно сегодня!

Я ко всему буду доброжелательно настроен.

  1. Именно сегодня! Я намечу программу своих дел.
  2. Именно сегодня! Я буду любить и верить, что те, кого я люблю, любят меня. Итак, ваш лучший день сегодня!

«Корзина Советов»

Люди могут научиться справляться со стрессом и эмоциональным напряжением и вести более здоровую и счастливую жизнь. Вот некоторые советы, которые помогут вам преодолеть стресс.

Помошники раздают советы о преодолении стресса всем участникам тренинга.

Как преодолеть стресс

  1. Регулярно высыпайтесь
  2. Попробуйте говорить и ходить медленнее
  3. Больше гуляйте на свежем воздухе
  4. Составляйте список дел на сегодня
  5. Ставьте перед собой только реальные цели
  6. Выделяйте в день хотя бы один час для себя

7.Улыбайтесь и говорите себе комплименты, смотрясь в зеркало

  1. Расскажите о своих неприятностях близкому человеку
  2. Постарайтесь сосчитать про себя до десяти, когда чувствуете напряжение
  3. Приготовьте чашку тёплого чая из трав, примите тёплую ванну или душ
  4. Избегайте лишних обещаний, оцените свои возможности
  5. Знайте подъёмы и спады своего настроения
  6. Живите сегодняшним днём, не требуйте слишком многого для себя
  7. Вспомните свои ощущения, когда всё было хорошо

15.Не старайтесь угодить всем – это нереально

  1. Помните, что Вы не одиноки

17.Будьте оптимистом! Это поможет находить в жизни куда больше радости, чем уныния.

  1. Не торопитесь принимать какие-либо решения. Сначала успокойтесь.
  2. Примите свою неудачу! У каждого человека есть свои достоинства и недостатки.
  3. Хорошим лекарством от стресса может стать любимая работа.

В любом случае помните: стресс - это нормально, это часть нашего повседневного опыта. То, что переживаете вы - пережили уже очень многие люди. А значит, нужно всегда помнить: «У меня все будет здорово! Я все могу!»

Исполнение песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

Обратная связь.

С помощью клубка ниток делается паутина

1– Самым полезным для меня было…

– Мне понравилось…

2 – пожелание.

Пожелание:

Люблю по жизни позитивных, я людей.
У них свое, особое сияние.
И сколько б, не было в их жизни темных дней,
Лишь только свет имеет там влияние.
Они умеют излучать добро,
Теплом своим часть Мира согревают.
Увы, не каждому из нас это дано,
Но под теплом их, наши души тают.
Я так хочу, что б каждому из нас,
Досталась счастья малая крупица,
Чтоб вместо горьких и холодных фраз,
Улыбки поселились к нам на лица.
В сложной жизненной ситуации предпочитайте активно действовать, нежели переживать. Позитивно и доброжелательно относитесь ко всему окружающему: к людям, к природе, к миру.

Благодарю всех за работу !

Упражнение «Рассмотри предмет»

Описание

Участникам предлагается выбрать из предложенных ведущим или найти какой-либо небольшой предмет , который их заинтересует своим внешним видом, и взять его в руки. «Сядьте удобно, расслабьтесь и просто внимательно посмотрите на тот предмет, который находится у вас в руках. Сконцентрируйтесь на нем. Сейчас для вас существует только этот предмет, все остальное отошло на задний план...

Чем вас заинтересовал этот предмет?.. Разглядите, каковы его цвет, форма?. . Каков он на ощупь?.. Осмотрите его со всех сторон, во всех деталях... Сконцентрируйтесь на минуту-другую на этом предмете, заметьте такие его особенности, которые не видны на первый взгляд...»

Смысл упражнения

«Вот видите, как много интересного можно обнаружить даже в самой простой вещи, если на нее внимательно посмотреть! Мы куда-то бежим, тревожимся, суетимся и просто отвыкли глядеть на то, что нас окружает. Хотите расслабиться, почувствовать себя спокойно и уверенно - остановите на минуту свою суету, откройте пошире глаза и просто внимательно разглядите то, что находится вокруг. И вы наверняка увидите много интересного и необычного...»

Обсуждение

Каждый участник демонстрирует свой предмет и рассказывает, что интересного ему удалось заметить при его детальном рассмотрении.

Упражнение «Воздушный шарик»

Описание

Участники принимают удобную позу, закрывают глаза, дышат глубоко и ровно. «Сейчас мы будем учиться расслабляться с помощью дыхания. Представьте себе, что в животе у вас воздушный шарик. Вы вдыхаете медленно, глубоко-глубоко, и чувствуете, как он надувается... Вот он стал большим и легким. Когда вы почувствуете, что не можете больше его надуть, задержите дыхание, не спеша со­считайте про себя до пяти, после чего медленно и спокойно выдыхайте. Шарик сдувается... А потом-«адувается вновь... Сделайте так пять-шесть раз, потом медленно откройте глаза и спокойно посидите одну-две минуты».

Смысл упражнения

Эффективная техника снятия напряжения, включающая как дыхательное упражнение, так и элемент медитации. Когда чувствуешь, что сильно испугался или теряешь контроль над собой из-за раздражения, достаточно подышать подобным образом две-три минуты, и станет гораздо легче.

Обсуждение

Упражнение «Семь свечей»

Описание

«Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно... Вы дышите глубоко и ровно... Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей... Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух.

Пламя начинает дрожать, свеча гаснет... Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь...» Упражнение лучше всего выполнять под спокойную негромкую музыку, в полузатемненном помещении.

Смысл упражнения

Простая и эффективная техника релаксации, сочетающая концентрацию на воображаемом объекте и дыхательное упражнение.

Обсуждение

Как менялось состояние участников по мере выполнения этого упражнения? Где в реальных жизненных ситуациях может быть полезно владение такой техникой?

Упражнение «Абажур»

Описание

Участников просят удобно сесть, расслабиться и закрыть глаза. Им дается следующая инструкция: «Представьте, что у вас внутри, на уровне груди, горит яркая лампа, покрытая абажуром. Когда свет идет вниз, вам тепло, спокойно и комфортно. Но иногда, когда мы начинаем нервничать, абажур поворачивается лампой вверх... Резкий свет бьет в глаза, слепит нас, становится жарко и некомфортно.

Вообразите себе такую ситуацию. Но в наших силах ее исправить. Представьте себе, как абажур медленно и плавно поворачивается вниз, принимает нормальное положение. Слепящий свет исчезает, вам вновь становится тепло, уютно и комфортно...»

Смысл упражнения

Такую технику можно использовать для экспресс-регуляции своего эмоционального состояния, быстрого снятия стрессов.

Обсуждение

Насколько детально удалось представить себе описываемую ситуацию? Как менялось состояние участников по мере того , как они мысленно поворачивали абажур? Где и как в реальной жизни можно использовать такой прием саморегуляции?

Тренинг на снятие эмоционального напряжения в группе

Эмоциональное напряжение - психофизиологическое состояние организма, характеризующееся адекватной выраженностью эмоциональных реакций. Такое состояние позволяет наилучшим образом выполнить поставленные цели и задачи. Эмоциональное напряжение ресурсно на определенном интервале времени. Длительное нахождение в эмоциональном напряжении вызывает стресс и состояние хронической усталости.

Стратегии уменьшения эмоционального напряжения.

1. Стратегия разбивки и уменьшения. Сконцентрируйте своё внимание на мелких деталях какого-либо важного для вас дела или ситуации, отстранитесь от значимости результата.

«Съесть всего слона сразу - невозможно, по частям и постепенно - можно». Концентрация на частностях и мелких деталях делает всю ситуацию не такой значимой, чтобы её очень эмоционально переживать. При этом, конечно, полезно помнить о главной и общей цели, чтобы не запутаться в деталях. Стратегия разбивки и уменьшения позволяет переключить внимание, что способствует снижению уровня эмоционального напряжения.

2. Сравнение ситуации или какой-либо деятельности с чем-то большим, главным. Уменьшение значимости.

«Всё ерунда, по сравнению с мировой революцией». Так говорили революционеры и стойко переносили тяготы и лишения революционной борьбы. В бизнесе можно рассуждать так. Проект, из-за которого вы переживаете, намного меньше по сравнению с проектами всей компании. Это уже делали другие, у них получалось, значит, получится и у вас.

3. Установление определённости. Часто беспокойство возникает, когда недостаточно информации для принятия решения.

Получите необходимую информацию, найдите нужные ресурсы для устранения неопределённости. «Знание - сила» и спокойствие, если есть понимание ситуации, прогнозирование результата, возможные варианты действий.

4. Моделирование множества приемлемых результатов.

Просчитайте все возможные результаты деятельности или разрешения ситуации. Найдите в них положительные моменты. Какие-то варианты будут устраивать больше, какие-то меньше, но в любом случае, лучше быть готовым к разным вариантам, при этом знать, как с максимально эффективно использовать каждый полученный результат.

5. Отложение на время (если возможно) принятия решения, разрешение ситуации. Возможность отсрочки снимает эмоциональное напряжение, позволяет отвлечься, переключить внимание, убирает нервозность, вызванную необходимость действовать быстро.

Так люди устроены, что переживать сложно, когда нужно интенсивно работать физически. Эмоциональное напряжение спадает при интенсивном плавании , посещении бани, беге. Любая двигательная активность уравновешивает эмоции, делает их более стабильными. Например, в деревне, где тяжёлая физическая работа начинается в 4 часа утра и заканчивается с заходом солнца, люди более эмоционально устойчивые, чем горожане. Переживать некогда - работать надо.

7. Письменная фиксация ситуации и причин эмоционального переживания.

Бывает сложно отразить на бумаге своё состояние, однако, это эффективный способ снижения эмоционального переживания. То, что есть в голове в виде образов, звуков, ощущений - не оформлено вербально, этому нет точного названия. Описав на бумаге своё состояние, вы сформулируете чётко, что есть в данный момент. Осознание и формулировка проблемной ситуации снижает уровень её эмоционального переживания.

8. Юмор и работа с негативными эмоциями.

Особо стоит отметить юмор, как средство работы с негативными эмоциями.

Всё, что становится смешным, перестаёт быть опасным. Ревность, измена, любовь, бизнес - сколько трагедий написано об этом. И столько же комедий примиряют людей с реальностью, когда мы смеёмся над ревностью, изменой, любовью, бизнесом, чаще, других людей. Юмор заразителен, а весёлое общение сближает и помогает идти по жизни легко, смеясь, празднуя каждый свой день, создавая себе положительные эмоции.

Полезно знать анекдоты, афоризмы, подходящие к актуальным для вас случаям из жизни. И не просто знать, а привязывать их к жизненным ситуациям, где они будут, как говориться, в тему. Можно просто создать свой сборник позитивных анекдотов и афоризмов, которые вам нравятся, они будут, своего рода, метафорами на конкретные ситуации. Посмеяться над чем-либо , это значит обесценить, понизить значимость трудных переживаний. Даже простое удерживание улыбки в течение 5 минут, позволяет улучшить настроение. Есть фраза «попробуй быть вежливым, потом привыкнешь», по аналогии, «попробуй улыбаться, потом привыкнешь к хорошему настроению».

9. Доведение переживания до абсурда, например, преувеличение или преуменьшение, смягчение.

Эмоции имеют свою динамику, поэтому полезно поэкспериментировать и преувеличить переживание или преуменьшить, наблюдая, как измениться эмоциональное состояние. Например, если вы беспокоитесь о предстоящих переговорах, представьте, что это самая большая мировая проблема, намного серьёзнее, чем голод в Африке, войны, смерть. Ведь если переговоры пройдут не так, как надо, то солнце перестанет вставать на востоке, реки потекут вспять, начнутся землетрясения, жизнь остановится. В другую сторону можно преуменьшать. Переговоры это ничтожная часть вашей большой жизни, сколько лет прожили вне зависимости от результата каких-то переговоров, так и будет дальше, это просто один миг в бесконечном общении людей, разве он может быть важен, и т.п.

Цель тренинга : снятие эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия, сформировать хороший психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы. Повышение тонуса группы.

1. Упражнение «Знакомство» (7-10 мин.)

Цель : абстрагирование от реальных - социальных ролей.

Материалы : бейджики, ручки.

Ход упражнения.

Участники создают роль (желательно абстрагированную от привычной жизни). Придумывают имена, в соответствии с которыми к ним будут обращаться на протяжении всего тренинга. Затем, по очереди, каждый участник группы знакомится с остальными , в соответствии с приятной ролью.

Вопросы для обсуждения:

    Легко ли вам было выполнять это упражнение?

    Ваши впечатления по проведенному упражнению?

    Не запутывались ли вы в ходе выполнения задания?

2. Упражнение «Невербальное общение» (5-10мин.)

Цель : настроить участников на активное выполнение заданий, тренировка навыков образного выразительного сообщения, развитие способностей к групповому творчеству.

Материалы : нет

Инструкции : Все участники становятся по кругу (спиной в круг). «Пусть кто-нибудь из вас задумает любой предмет, который мы будем невербально передавать по кругу. Предмет должен быть таким, который в реальности можно передавать друг другу».Тренер ждет, пока возникнет идея предмета, просит участника, задумавшего предмет, не называть его вслух и дает ему время подготовиться к передаче (1 - 2 минуты).

Ход упражнения : «Итак, сейчас первый участник передаст свой предмет соседу слева. При этом он, а затем и все мы будем пользоваться только невербальными средствами, а тот, кому предмет передается, должен понять, какой предмет он получил. Получивший предмет, в свою очередь, передает его своему соседу слева и т.д. Таким образом, предмет будет двигаться по внешнему кругу против часовой стрелки и в итоге должен вернуться к Евгению, если все будут внимательны и не допустят каких-либо преобразований предмета. К этому моменту все участники будут стоять лицом в круг, так как каждый, передав предмет, может повернуться лицом в круг. Давайте начнем».

После того как предмет возвратится к отправителю, тренер, двигаясь от последнего, но теперь уже по часовой стрелке (в обратном направлении), спрашивает всех по очереди, что каждый получал, а что передавал.

Для усложнения упражнения и повышения активности, а также для того, чтобы получить больше материала для обсуждения, можно предложить одновременно начать передачу своих предметов трем участникам группы, стоящим примерно на равном расстоянии друг от друга в разных местах круга. При обсуждении внимание участников может быть обращено на те моменты, которые способствуют или препятствуют взаимопониманию. Речь, в частности, может пойти о том, что в общении каждый из участников несет ответственность за результат. Тот, кто передает информацию, должен постараться сделать это четко, ясно, понятно для другого , т.е. передающий информацию затрачивает определенные усилия для обдумывания того, как используемые им жесты, движения могут быть восприняты, поняты, интерпретированы тем человеком, которому они предназначены. С другой стороны, получающий информацию должен, прежде всего, подумать над тем, какой смысл мог вложить в тот или иной жест его партнер и не спешить с интерпретацией.

Вопросы для обсуждения:

    Возникали ли трудности при выполнении задания?

    Что мешало и что способствовало эффективному достижению цели?

3. Основная часть (35-50мин.)

Пластилинотерапия - это мягкий и глубокий метод работы со своей личностью. Этот тренинг для тех, кому надоели негативные эмоции, и кто хочет вернуть себе спокойствие и умиротворение. Техника может с успехом применяться для профилактики и преодоления «синдрома профессионального выгорания», который хорошо знаком специалистам социальных профессий.

Цель : научиться новому способу снятия напряжения, стресса, усталости; «выплеснуть» негативную энергию безопасным способом и преобразовать ее в позитивную; гармонизировать эмоциональное состояние; глубже понять себя; почувствовать прилив творческих сил.

Материалы : пластилин, ватман, простые карандаши, соответствующая работе музыка и фантазия участников.

Инструкции:

    Вылепите своё эмоциональное состояние.

    «Поговорите» с ним, высказав ему всё, что хотите.

    Трансформируйте его (можно очень грубо) в то, что захотите.

    Заготовьте много шариков разных размеров из любого пластичного материала.

    Закрыв глаза, вылепите из этих шариков что угодно.

    Сделайте групповую композицию на заданную тему за короткий установленный срок времени.

Ход упражнения : Группа садится во круг стола, им предлагаются ватман, пластилин и простые карандаши. Даются инструкции, после чего участники приступают к выполнению задания.

Вопросы для обсуждения:

    Легко ли было выполнять упражнение?

    С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?

    Возникали ли разногласия в ходе работы?

4. Релаксация (5-10 мин.)

Цель : продемонстрировать и обучить способу нормализации эмоциональной сферы, снятию негативных эмоций, активизации позитивных переживаний.

Ход упражнения : участники садятся поудобнее, выключается свет, включается музыкальное сопровождение и зачитывается определённый текст.

Опорный текст для выполнения упражнения:

    Мои глаза закрываются.

    Я успокаиваюсь.

    Я расслабляюсь.

    Я чувствую себя спокойно и легко.

    Мое тело расслабляется.

    С каждым выдохом мое тело все больше расслабляется

    Я спокоен.

    Я расслаблен.

    Мне спокойно, легко и приятно.

    С каждым выдохом мне все спокойней, легче и приятней

    Я отдыхаю, мне хорошо.

    Мое лицо расслабляется.

    Мой лоб расслабляется.

    Лоб полностью расслаблен.

    Мой нос расслабляется.

    Нос полностью расслаблен.

    Мои щеки расслабляются.

    Щеки полностью расслаблены.

    Мое лицо полностью расслабленно.

    Моя голова полностью расслабленна.

    Расслабляется правая рука.

    Расслабляется правая кисть.

    Расслабляется правое предплечье.

    Расслабляется правое плечо.

    Правая рука полностью расслабленна.

    Расслабляется левая рука.

    Расслабляется левая кисть.

    Расслабляется левое предплечье.

    Расслабляется левое плечо.

    Левая рука полностью расслабленна.

    Обе руки полностью расслаблены.

    Приятное тепло наполняет мои руки.

    Мои руки налиты приятной тяжестью.

    Я полностью спокоен и расслаблен. Расслабляется моя правая нога.

    Расслабляется правая стопа.

    Расслабляется правая голень, колено.

    Расслабляется правое бедро.

    Правая нога полностью расслаблена

    Расслабляется левая стопа.

    Расслабляется левая голень , колено.

    Расслабляется левое бедро.

    Левая нога полностью расслабленна.

    Приятное тепло наполняет мои ноги.

    Мои ноги налиты приятной тяжестью.

    Я полностью спокоен и расслаблен. Расслабляются мышцы таза.

    Расслабляются мышцы спины.

    Расслабляются мышцы живота.

    Мое тело полностью расслабленно.

    Мое тело налито приятным теплом и тяжестью.

    Я спокойный человек.

    Я сильный человек.

    Я отдохнул.

    Чувствую как наливаюсь легкостью.

    Я чувствую прилив сил.

    Я наливаюсь свежестью и бодростью.

    Я полон энергии!

    Мне хочется встать и действовать!

    Глаза - открываются.

    Я - встаю!

Упражнения для снятия излишнего напряжения

Упражнение 1.

Стоя и сидя проверить сверху вниз, от головы до пят, напряжение мышц, добиваясь спокойного нейтрального состояния всего тела.

Прежде всего, проверяется мимика. У некоторых людей непроизвольно двигаются брови, щурятся глаза, кривится рот и т. д. Все это можно устранить с помощью подсказки со стороны или с помощью зеркала. Очень часто от нервозности напрягается шея, и приподнимаются плечи. Надо освободить их.

Затем свободно опустить или сложить руки, которые от напряжения имеют свойство "укорачиваться".

Потом мысленно проверить спинной хребет, убирая как излишнюю его вялость, приводящую к сутулости, так и излишнюю жесткость, когда говорят, что человек "проглотил аршин".

Нередко напряжение возникает в ногах, коленях и ступнях. Оно уродует походку, делает ее резкой и "деревянной". И наоборот. Опора на пальцы ног придает походке пластичность и законченность.

Упражнение 2.

Задание: вначале нужно расслабить мышцы своего тела от пальцев ног до головы, а затем постепенно восстановить необходимое напряжение.

При этом участникам необходимо объяснить, что полное расслабление мышц возможно только при выполнении упражнения в положении лежа. Сидя на стуле, можно полностью расслабить только мышцы рук, ног, шеи, лица. В спине остается необходимая доля напряжения, которая не дает сидящему упасть со стула. Поднимая руку или ногу сидящего, руководитель занятия должен почувствовать тяжесть "безвольных" мышц. Если неожиданно опустить руку или ногу, они должны свободно упасть.

Иногда люди принимают расслабленность мышц за их свободу. Расслабленность является таким же препятствием для нормального самочувствия, как излишнее напряжение, так как лишает людей способности действовать. Свобода мышц - та доза (степень) мускульного напряжения, которая необходима для действия. Если Вы, зажигая спичку о коробок, затратите меньше силы, чем нужно, спичка не зажжется; если приложите больше силы - она сломается. Движение будет свободным, если на зажатие спички будет затрачено ровно столько сил, сколько необходимо.

Упражнение на освобождение мышц нужно продолжать до тех пор, пока вы не научитесь по собственному желанию моментально напрягать и освобождать любую мышцу. Эта способность механически находить и убирать излишнее напряжение возможно только при значительной самостоятельной работе. Ежедневно, систематически, во все моменты своего существования необходимо вырабатывать эту привычку. Только в том случае мышечный контролер будет Вам помогать, если Вы внедрите его в свою физическую природу, сделаете его своей второй натурой.

Упражнение 3.

Поработайте над навыками мышечного внимания - умением быстро и точно направлять мышечный контроль к любой группе мышц.

Согните и изо всех сил напрягите указательный палец правой руки. Проверьте, как располагается мышечная энергия, куда идет напряжение? В соседние пальцы, а еще? В кисть руки. А дальше идите. В локоть, в плечо, в шею. И левая рука почему-то напрягается. Проверьте!

Постарайтесь убрать излишнее напряжение. Держите палец напряженным, но освободите шею. Освободите плечо, потом локоть. Нужно, чтобы рука двигалась свободно. А палец напряжен, как и раньше! Снимите излишнее напряжение с большого пальца. Теперь с безымянного. А указательный палец напряжен по-прежнему! Снимите напряжение.

Напрягите левую ногу - как если бы Вы вдалбливали каблуком гвоздь в пол. Проверьте, как распределена мышечная энергия в теле. Почему напряглась и правая нога? А в спине нет излишнего напряжения?

Встаньте. Наклонитесь. Напрягите спину, как если бы Вам положили на спину ящик с большим грузом. Проверьте напряжение в теле. Колени не слишком напряжены? А глаза, почему вылезают из орбит?

Упражнение 4.

Потренируем механизм мышечного контроля. Сядьте. Проверьте, нет ли излишнего напряжения. Тело легкое, свободное. Вы готовы встать, готовы к любому действию.

Теперь вытяните и напрягите всю левую руку, от плеча до кончиков пальцев. Можете двинуть рукой? Значит она недостаточно напряжена. Напрягите ее предельно. Теперь уберите как можно больше напряжения с плеча, но постарайтесь оставить то же напряжение от локтя до кончиков пальцев. Есть?

Уберите напряжение в локтевой части, оставьте напряженной только кисть руки. Проверьте - плечо и локоть должны свободно двигаться. Теперь сделайте самое трудное - снимите излишки напряжения с кисти, сосредоточьте его только в последних суставах пальцев. Попробуйте оставить напряжение только в кончиках пальцев, в самих подушечках. Снимите все напряжение, кроме того, которое держит Вашу руку вытянутой. Есть? Снимите все напряжение и опустите руку.

Упражнение 5.

Попробуйте ходить с напряженной правой ногой, оставляя все остальное свободным. Затем, по собственному или внешнему сигналу, на ходу нога освобождается, а вместо нее напрягается и затем освобождается, например, рука или шея. В этом упражнении важно научиться на ходу напрягать и освобождать мышцы. Поэтому такие упражнения выполняют до тех пор, пока хорошо не овладеют им.

Упражнение 6.

Примите какую-нибудь излюбленную позу и, не меняя ее, определите, где у вас излишнее напряжение. Уберите его, оставляя столько напряжения , сколько нужно для данной позы.

Упражнение «Открытость»

Цель: создание состояния внутренней открытости для общения.

Чтобы исключить в себе эмоции, блокирующие диалог, и создать внутреннее состояние открытости, предлагаем такое упражнение. Перед вами - собеседник (ученик, коллега по работе, член семьи). Постарайтесь придать своему лицу доброжелательность, улыбнитесь, кивните собеседнику в знак того, что вы его внимательно слушаете. Распахните свою душу перед человеком, с которым взаимодействуете, постарайтесь психологически ближе подойти к нему. Получилось! Ну, а теперь вступайте в диалог.

Упражнение «Руки»

Цель: снятие усталости, установление психического равновесия.

Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что усталость «струится» от головы к плечам, затем по предплечьям, достигает локтей, далее кистей рук и «вытекает» через кончики пальцев. Вы физически ощущаете тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так 1,5-2 мин., а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости. Легко, пружинисто встаньте, пройдитесь по комнате.

Упражнение «Голова»

Цель: снятие напряжения, головных болей, тяжести в затылочной области головы.

Станьте прямо, расправив плечи и слегка откинув голову назад. Постарайтесь понять, в какой части головы ощущаете тяжесть. Представьте себя, что на вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите этот головной убор рукой, выразительно, эмоционально бросьте его на пол. Потрясите головой, поправьте рукой волосы на голове, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.

Список литературы:

    Сакович Н.А. Методичка по арт-терапии. -СПб, 2005 - 42 с.

    Копытин А.И. (ред.) Арт-терапия. Хрестоматия.- СПб, 2002.- 320 с.

Стресс - сложный психологический процесс, сопровождающийся расстройством нервной системы и потерей энергии. Нервное напряжение может появиться у каждого человека, независимо от образа жизни. Этот процесс связан с психологическими особенностями организма. Поводы для волнения и беспокойства у каждого человека свои: экология, работа, внутреннее беспокойство, усталость, тревога. Все это негативно сказывается на стрессоустойчивости и здоровье, потому что стрессовые состояния обладают накопительным эффектом.

Каждый человек по-разному переносит и реагирует на стрессовые ситуации. Бороться со стрессом начинают как можно раньше, не дожидаясь серьезных последствий. Существует классификация стрессов. Для продуктивного лечения сначала распознают вид стресса и симптомы, а потом подбирают подходящие техники для его устранения.

А Эмоциональный. Эмоциональный стресс (психологический) появляется после затраты энергии на фоне эмоций. Представляет собой последствия семейных проблем, личных переживаний, болезни близких людей и родственников.

Б Физиологический. Физиологический стресс возникает внезапно. Это своеобразная реакция организма на внешние климатические или физиологические раздражители: чувство голода, сильную жару, мороз. Внезапные происшествия способны вызвать у человека кратковременное стрессовое состояние или шок. К таким происшествиям относятся стихийные бедствия, нестабильная экономическая ситуация, чрезвычайные происшествия. Оставленное без внимания шоковое состояние, способно перерасти в затяжную депрессию, избавиться от которой намного труднее.

В Информационный. Информационный стресс - распространенный вид перенапряжения, возникающий после сильного информационного воздействия, нерационального использования времени и сил на рабочем месте. Такому состоянию чаще подвержены студенты, топ-менеджеры, адвокаты и другие люди, работа которых связана с большим количеством информации и отрицательных эмоций. Без должного внимания информационное перенапряжение переходит в затяжной стресс.

Г Эустресс. Это самый приятный вид стресса. Эустресс возникает на фоне радости или яркого впечатления, появившегося от приятного события. Он благотворно влияет на организм, вызывает прилив энергии, физических сил, умственных способностей. С помощью эустресса легко преодолеваются жизненные неприятности, резкие погодные условия. Он помогает прийти в себя, пережить неприятные ситуации.

Д Дистресс. Дистресс имеет затяжную форму, поэтому снимать его нужно своевременно, устраняя факторы, провоцирующие это состояние. Распространенными причинами дистресса считаются чувство страха и внутреннее тревожное состояние, вызывающие расстройство нервной системы, потерю энергии.

Симптомы стресса

Организм человека обладает мощным энергетическим потенциалом. В случае чрезвычайных происшествий, повлекших дисфункцию эмоционального состояния, организм перерабатывает накопленный потенциал в поступки, несвойственные человеку в обычном состоянии. Форма и вид стресса никак не влияют на симптомы, состоящие из универсального набора реакций (чувство тревоги, волнение, беспомощность, эмоциональное и физическое истощение).

В период нестабильного состояния, организм вырабатывает гормоны, учащающие сердцебиение, повышающие давление, аппетит. Такая реакция называется стрессовой и имеет ряд особенностей, заложенных на генном уровне: резкое повышение физических сил и понижение чувствительности.

Симптомы стресса:

  • потеря контроля над собой, употребление алкоголя;
  • несвойственное человеку поведение;
  • потеря объективной оценки проблемы;
  • нежелание слушать адекватную критику окружающих;
  • обида на безобидные высказывания;
  • отсутствие чувства сопереживания другим людям;
  • нежелание следовать правилам этикета;
  • частая смена настроения;
  • состояние бессилия;
  • отсутствие или повышение аппетита;
  • агрессия.

Избавиться от навязшего состояния и успокоиться, поможет растрачивание накопившейся негативной энергии. Потратить ее можно на освоение новых знаний, работу, духовное развитие. Вовремя неснятый стресс пагубно воздействует на организм человека. Появляются проблемы со сном, головные боли, депрессия. Нервное напряжение вызывает внешние изменения на теле и лице человека. Появляется сутулость, боли в спине, нарушение пищеварения.

Симптомы стресса настигают независимо от возраста, количества детей и материального положения. Роль стресса в жизни человека неоспорима. Это важный процесс, необходимый для приспосабливания к новым условиям жизни. При отсутствии внимания к нему, он оказывает разрушающее действие на организм и нервную систему. Особенно касается длительного эмоционального напряжения, которое медленно, но верно лишает моральных и физических сил.

Как быстро снять стресс

Случаются ситуации, когда нужно знать, как помочь себе при стрессе быстро и независимо от окружающей обстановки. Избавиться от чувства тревоги, пережить шок, прийти в себя поможет ряд методик, разработанных психологами и врачами специально для таких случаев.

  • Упражнения для снятия стресса.

Дыхательные упражнения помогут быстрее успокоиться, укрепить нервную систему, запустить необходимые процессы на теле. Для нормализации внутреннего состояния достаточно сделать 10 медленных глубоких вдохов через нос и выдохов через рот. Упражнение насыщает кислородом клетки головного мозга, повышает стрессоустойчивость и активирует восстановление организма.

  • Гимнастика на снятие напряжения.

Сильный стресс или нервное напряжение зажимает мышцы на теле и лице, поэтому чтобы избавиться от него, необходимо сначала расслабиться и разогреть мышцы. Перед проведением гимнастики, нужно определить на каком месте появилась скованность. Снимать напряжение на теле можно простыми гимнастическими упражнениями: вращение головой, плечами, растирание рук и пальцев. Убрать последствия стресса на лице легко - с помощью вдоха через рот или улыбки.

  • Не сдерживать эмоции и чувства.

Это легкий метод, его недостаток заключается в месте проведения, оно должно быть уединенным, подальше от посторонних глаз. Снятие эмоционального напряжения заключается в выплескивании негативных эмоций. Поплачьте, побейте подушку. Такая разрядка полезна для организма и принесет только пользу.

  • Съешьте банан или попейте зеленый чай.

Зеленый чай поможет успокоиться и укрепить нервную систему. Бананы, благодаря составу, повысят энергетические запасы и улучшат настроение.

  • Покричите.

Крик считается нормальной реакцией человека на стрессовую ситуацию. Чаще всего он неконтролируемый. Крик помогает улучшить самочувствие за счет выпуска отрицательной энергии. Такой метод популярен у маленьких детей. Они кричат на подсознательном уровне, что помогает им успокоиться и пережить причиненную боль. По мере взросления и воспитания, этот навык у детей пропадает. Само собой, кричать нужно в уединенном и малолюдном месте (например, в подушку). Иначе рискуете сойти за неадекватного человека.

Перечисленные способы помогут любому человеку вовремя успокоиться и привести мысли в порядок. Действие методик ограничивается только на кратковременных шоковых ситуациях. Они не подходят для решения накопившихся проблем, переросших в затяжную депрессию.

Как снять стресс мужчине

Мужчины с детства подвержены мнению о необходимости сдерживания своих эмоций и переживаний. А все потому, что выражение чувств мужчинами считается проявлением слабости. Но это неправильно! Снятие эмоционального напряжения необходимо мужчинам иногда даже больше, чем женщинам. Последствия стресса склонны переходить в сексуальное или психологическое расстройство.

Симптомы стресса у мужчин отличаются от женских. Они проявляются в аритмии, повышении потоотделения, заболевании сердца и желудка, нежелании что-либо делать, беспричинной агрессии и в отсутствии влечения к противоположному полу. Сильный пол менее подготовлен к стрессовым ситуациям и поэтому пытается привести себя в порядок самостоятельно. Часто с помощью малоэффективных способов:

  • употребление алкоголя;
  • отсутствие внимания к проблеме;
  • попытки убежать от накопившихся проблем.

Снять напряжение можно без использования алкоголя и других малоэффективных методов. Существуют разные способы борьбы со стрессом у мужчин:

  • Воспользоваться эспандером. Он поможет не только снять эмоциональное напряжение, но и натренировать разные группы мышц.
  • Контрастный душ - хорошая профилактика стресса, снимает усталость и укрепляет тело.
  • Посмотреть на неприятную ситуацию по-другому: возможно, все не так плохо, как может показаться на первый взгляд. Стоит попробовать научиться находить положительные моменты даже в самых сложных ситуациях.
  • Заняться спортом. Боевые виды спорта избавят от эмоционального перенапряжения. Командные игры с веселой командой помогут от хандры, стресса, придадут энергии и сил. Даже бег по утрам поднимет настроение на целый день и повыситстрессоустойчивость.
  • Секс является хорошим «лекарством» от депрессии и стресса.
  • Сделать выходной. Одним из лучших вариантов для снятия нервного напряжения и укрепления ресурсов, считает отдых: провести день дома, в кругу близких людей или в полном одиночестве; заняться любимым делом, хобби; покататься на велосипеде; поиграть в компьютерные игры; посмотреть фильмы.

Жизнь каждого человека полна обязанностей и забот, поэтому не стоит браться за невыполнимые цели. Лучше оставить часть времени на занятия по душе и отдых.

Как снять стресс женщине

Частыми причинами женского стресса становятся: ссора с любимым человеком, проблемы на рабочем месте, бытовые проблемы, конфликты в семье. Считается, что именно дома женщина испытывает больше стрессовых ситуаций, чем на рабочем месте. Существует множество способов подавить стресс. Нужно только найти подходящие способы на снятие эмоционального напряжения и при необходимости ими пользоваться.

Как снять стресс и напряжение женщине:

А Займите удобную позу, закройте глаза. Представьте себе песчаную пустыню, яркое испепеляющее солнце. Караван верблюдов медленно передвигается по пустыне. Они увешаны товаром и корзинами, шагают ровно по песчаной глади, неторопливо раскачиваясь из стороны в сторону. Движения верблюдов плавные и ленивые. Они медленно двигают челюстью. Наблюдая за караваном, вы успокаиваетесь, дыхание становится ровным, тепло и умиротворение наполняет тело.
Б Чтобы повысить стрессоустойчивость, успокоиться, избавиться от тревоги или убрать волнение в общении с незнакомцами, используйте тренинговый метод сравнения. Расслабьтесь, примите удобную позу. Подумайте о своей проблеме и ответьте на вопрос: такая ли она серьезная на самом деле? Сравните проблему с мировыми катастрофами, проблемами других людей, тем самым минимизировав ее.
В Эффективным методом в борьбе со стрессом считается техника визуализации. Отличительными чертами этой техники является способность расслабиться, повысить энергетические ресурсы, стрессоустойчивость, укрепить организм. Для этого представьте яркий луч света, исходящий из области головы. С каждой секундой луч растет и опускается ниже, освещая грудь, руки, живот, ноги приятным теплым светом. Ощутите все в малейших деталях, чувствуя тепло и благотворное влияние света. Свет своим сиянием заряжает энергией, помогает избавиться от тревоги, успокоиться и задействовать скрытые внутренние ресурсы.

Стресс у ребенка

Игры для снятия стресса предназначены для детей. Они представляют собой специально разработанные психологами техники снятия стресса, помогающие укрепить нервную систему детей после сильного потрясения или убрать внутреннее напряжение.

Игры для детей могут быть разными и зависят от поставленных задач.

  • Для снятия напряжения на лице подходят игры«кривлялки». Корчим вместе с ребенком рожицы, делаем маски руками: улыбку, удивление, просим детей надуть или втянуть щеки.

Все перечисленные упражнения для снятия стресса, отвечают на два главных вопроса: «Что делать при стрессе и как снять стресс?», «Как снять нервное напряжение и укрепить нервную систему без вреда для здоровья?»

Роль стресса в жизни человека неоспорима. Полностью оградиться от него невозможно. Поэтому остается выбрать для себя подходящий метод и пользоваться им.

Главное помнить, что лекарства и вредные привычки (употребление алкоголя, сигареты), не помогут избавиться от тревоги, пережить сильный стресс и внутреннее напряжение надолго. Они только усугубят последствия, подавляя симптомы и вызывая привыкание.

Если у вас нет причин для беспокойства, и вы получаете удовольствие от жизни, не забывайте - профилактика лучший ваш друг! Проще предотвратить, чем лечить. Заботьтесь о своем эмоциональном здоровье, обращайте внимание на эмоциональное состояние своих детей, играйте с ними в веселые игры и устраивайте полезные тренинги. Никто не поможет вам лучше, чем вы сами!



Loading...Loading...