Иван Соколов-МикитовНа теплой земле (сборник). Как хорошо зимой…

Однородные члены предложения


Упражнения по теме «Однородные члены предложения»

Упражнение 1.

Прочитайте, соблюдая интонацию однородности. Определите, какими членами предложения являются однородные члены в каждом предложении и как они между собой связаны. Начертите схемы 3, 7, 8-го предложений.

1) Внизу мерно и широко шумел прибой (Казаков). 2) То солнце спрячется, то светит слишком ярко (Крылов). 3) В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно (Казаков). 4) Поворчал он, да не посмел ослушаться (Короленко). 5) Голос слепого нищего был слаб и дрожал... (Горький).6) Она молода, изящна, любит жизнь... (Чехов). 7) Они медленно прошли мимо бревенчатых глухих стен, изгородей и бань, вышли к обрыву над озером и сели на лавку под березой (Казаков). 8) Из Москвы поехал я на Калугу, Белев и Орел и сделал таким образом 200 верст лишних, зато увидел Ермолова (Пушкин).

Упражнение 2.

Спишите текст. Подчеркните однородные члены предложения в соответствии с тем, каким членом предложения они являются.

СКВОРЕЦ

Земля обсохла, душистые берёзовые почки распустились. Вспахиваются поля, вскапываются и рыхлятся огороды. Сколько выползает на свет божий разных червячков, гусениц, слизней, жучков и личинок! Скворец никогда весной не ищет своей пищи ни в воздухе на лету, ни на дереве. Его корм всюду: на земле и в земле. Знаете, сколько истребляет он в течение лета всяких вредных для сада и огорода насекомых, если считать на вес? В триста раз больше собственного веса!

Интересно глядеть, когда он, идя между грядок или вдоль дорожки, охотится за своей добычей. Походка его быстра и чуть-чуть неуклюжа.

(К. Паустовский.)

Упражнение 3.

Составьте по приведенным ниже схемам предложения с однородными членами и запишите их в следующем порядке:

1. [О, О, О].

2. [О, О и О].

3. [О, но О].

4. [О или О].

5. [Не только О, но и О].

6. [То О, то О].

7. [И О, и О, и О].

Упражнение 4.

Распространите предложения однородными членами.

Образец: Писатели сильны своей связью с народом. - Великие русские писатели были сильны своей связью с родным народом, сродной страной.

1) Они боролись за справедливость.

2) Пушкин создал русский литературный язык.

3) Поэт положил начало красивому стиху и точной прозе.

Упражнение 5.

Запишите предложения под диктовку, составьте их схемы (комментированное письмо). Выпишите ряды однородных членов.

1) Сосны, берёзы, лиственницы мелькают по сторонам. (В. Песков) 2) Люди ближних сёл несли на базар овощи, хлеб, птицу, фрукты, мёд. (А. Фадеев) 3) Были это весёлые, сильные и смелые люди. (М. Горький) 4) Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын, как русский, - сильно, пламенно и нежно! (М. Лермонтов) 5) Перед домом разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождём, звёздами, угасали и снова вспыхнули. (А. Пушкин)

Упражнение 6.

Выпишите из записанных на доске предложений ряды однородных членов предложения, составляя их схемы.

Образец. Был на севере я и на юге, плыл на тихой и шумной волне, но везде, как о верной подруге, о московской скучал стороне. (К. Букин.)

1) По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвел алым и влажным огнем. (К. Паустовский.) 2) Лена смотрела в окно на только что освободившуюся ото льда холодную гладь залива, на рыбачьи артели с сетями на гальке, на весенние караваны гусей и уток. (А. Фадеев.) 3) В мартовскую ночь зима еще украдкой возвращает морозную тишину, колкий воздух, холодный блеск луны, хрустальную звонкость наста и тонкого ледка лужиц. (Д. Зуев.) 4) Прохор фыркал, отдувался, гоготал, сплавал на ту сторону, нарвал фиалок и царских кудрей, расцветил букет огнями желтых лилий и поплыл обратно. (В. Шишков.) 5) Море лов..т стрелы молний и в своей пучине гас..т. (М. Горький.) 6) Петр Иванович быстро и совсем неслыщно встал с земли, сунул руку в мешок и вытащил оттуда свернутую сетку. (Г. Скребицкий.) 7) По горам, в лесу огни, точно звезды, плавали, опускаясь и поднимаясь по скатам холмов. (И. Гончаров.)

Упражнение 7.

Запишите предложения, подчеркните однородные члены предложения, составьте схемы, прокомментируйте, при помощи каких союзов соединены однородные члены предложения.

1) Осинник зябкий, да речушка узкая, да синий бор, да жёлтые поля, ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жёсткая земля! (А. Сурков) 2) У Сибири есть много особенностей как в природе, так и в людских правая. (И. Гончаров) 3) Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена, или дремлешь под жужжанье своего веретена . (А. Пушкин) 4) Либо дождик, либо снег, либо будет, либо нет. (Пословица) 5) Лес не школа, да всех учит. (Пословица) 6) Приют наш мал, зато спокоен. (М. Лермонтов)

7) И снова солнечный, холодный и приятный

И день, и блеск садов.

И легкой зелени серебряные пятна

В прозрачности прудов. (В. Комаровский)

8) Был соловей влюблен в весну и зори,

И свил гнездо в смородинном кусте,

И до утра в невыплаканном горе

Он пел любовь, послушную мечте. (К. Фофанов)

Тест по теме «Однородные члены предложения»

1. Какое утверждение является неверным?

Однородные члены предложения …

1) соединяются между собой сочинительными союзами

2) отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову

3) могут быть распространенными

4) всегда выражаются одной частью речи .

Дни стояли пасмурные, дождливые, однако теплые.

1) однородные подлежащие

2) однородные сказуемые

3) однородные определения

4) однородные обстоятельства

3. Какую синтаксическую функцию выполняют однородные члены в предложении?

Грин населил свои книги племенем смелых, простодушных, как дети, гордых, самоотверженных и добрых людей.

1) однородные подлежащие

2) однородные дополнения

3) однородные определения

4) однородные обстоятельства

4. Какую синтаксическую функцию выполняют однородные члены в предложении?

Туманы в Лондоне бывают если не каждый день, то через день непременно.

1) однородные сказуемые

2) однородные дополнения

3) однородные определения

4) однородные обстоятельства

5. Найдите в предложениях однородные члены и определите их синтаксическую функцию.

1) Мы обследовали наше новое жилье и нашли здесь много нужных вещей.

2) А Василия Блаженного, Московский Кремль, песни, стихи Пушкина, романсы Толстого любить можно.

3) Розово и зыбко явь отражается в снах.

4) Длинноногая тень от белого, в рыжих пятнах, коротконогого Мурзика.

5) Рядом со Стрелецким стояли Тася и Волошин.

А. Подлежащее. Б. Сказуемое. В. Определение. Г. Дополнение. Д. Обстоятельство.

6. Определите, как связаны между собой однородные члены.

1) Эта птица вообще любит озера, реки, болота.

2) Были здесь узкие и острые гоночные суда и широкие мореходные боты.

А. Союзная связь. Б. Бессоюзная связь.

7. Установите тип союзов, соединяющих однородные члены.

1) И учителями там были бабки, да дедки, да деревенские.

2) Крики то усиливались, то затихали.

3) Где-то далеко заворчал гром, но сошел на нет.

А. Соединительные союзы. Б. Противительные союзы. В. Разделительные союзы.

8. В каком варианте ответа указаны предложения с несколькими рядами однородных членов?

А. По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвел алым огнем.

Б. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит.

В. Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике.

Г. В лесу и на лугу пахло мокрой травой и свежим сеном.

1) А, В 2) Б, В 3) А, Б 4) А, Г

9. Среди предложений 1-5 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.

(1) На востоке разгорается заря, и вода кажется розовой. (2) Как бы в парной легкой дымке под пение бесчисленных птиц поднимается над землёю солнце. (3) Точно живое дыхание земли, легкий золотистый туман стелется над полями, над недвижной лентой реки. (4) Все выше поднимается солнце. (5) Прохладная прозрачная роса на лугах сияет алмазной россыпью. (И. Соколов-Микитов)

10. Среди предложений 1-3 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.

(1) А как хороши зимою покрытые льдом и снегом лесные озерки, застывшие малые реки, в которых продолжается невидимая глазу жизнь! (2) Хороши зимою осиновые деревья с тончайшим кружевом своих голых ветвей на фоне темного елового леса. (3) Кое-где краснеют в лесу на рябине зазимовавшие ягоды, висят яркие гроздья калины. (И. Соколов-Микитов)

Народ помогите с тестом по русскому очень прошу1. Среди предложений 1-4 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения. (1) За стволами старых лип огромный пылающий шар поднимался над проснувшейся землёю. (2) Казалось, он раздувался, сиял радостным светом, играл, улыбался. (3) Детская душа моя ликовала. (4) На всю жизнь запомнилось мне лицо матери, освещённое лучами восходящего солнца. 2. Среди предложений 1-3 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения. (1) А как хороши зимою покрытые льдом и снегом лесные озерки, застывшие малые реки, в которых продолжается невидимая глазу жизнь! (2) Хороши зимою осиновые деревья с тончайшим кружевом своих голых ветвей на фоне темного елового леса. (3) Кое-где краснеют в лесу на рябине зазимовавшие ягоды, висят яркие гроздья калины. (Соколов-Микитов И.) 3. Среди предложений 1-5 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения. (1) На востоке разгорается заря, и вода кажется розовой. (2) Как бы в парной легкой дымке под пение бесчисленных птиц поднимается над землёю солнце. (3) Точно живое дыхание земли, легкий золотистый туман стелется над полями, над недвижной лентой реки. (4) Все выше поднимается солнце. (5) Прохладная прозрачная роса на лугах сияет алмазной россыпью. 4. Среди предложений 1-7 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения. (1) Лопаются почки на деревьях, вылезает из земли молодая травка. (2) Зеленеет лес с головы до пяток. (3) Сотнями, тысячами прилетают птички с юга. (4) Песни их льются раскатами в лесной чаще. (5) Все ожило, все проснулось, все вылезло наружу; кипучая деятельность идет в лесу. (6) Кто отъедается после зимней голодовки, иной поет целый день от радости. (7) Другие хлопочут уже над гнездами для своей будущей семьи. 5. Среди предложений 1-7 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения. (1) Изменяется цвет самого неба, золотисто-голубым шатром покрывающего бескрайнее море. (2) Пена на гребнях волн кажется золотою. (3) Золотыми кажутся летящие за кормою чайки. (4) Алым золотом отсвечивают мачты, блестит крашеный борт корабля. (5) Стоишь, бывало, на вахте на носу парохода, несказанной радостью наполняется сердце. (6) Рождается новый день! (7) Сколько встреч и приключений сулит он молодому счастливому моряку? (Соколов-Микитов И.) 6. Среди предложений 1-6 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения. (1) По-весеннему пахнет воздух. (2) Отбрасывая на снег лиловые тени, недвижно стоят в лесу деревья. (3) Прозрачно и чисто небо с высокими легкими облаками. (4) Под тёмными елями ноздреватый снег обсыпан опавшей хвоей. (5) Чуткое ухо ловит первые знакомые звуки весны. (6) Вот почти над самой головой послышалась звонкая барабанная трель. 7. Среди предложений 1-5 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений. (1) Хороши, чисты русские снежные зимы. (2) Глубокие сверкают на солнце сугробы. (3) Скрылись подо льдом большие и малые реки. (4) В морозное тихое утро над крышами деревенских домов столбами поднимается в небо дым. (5) Под снежной шубой, набирая силу, отдыхает земля. 8. Среди предложений 1-7 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений. (1) Жители больших городов редко любуются восходом солнца. (2) Высокие каменные громады городских домов закрывают горизонт. (3) Даже сельские жители просыпают короткий час восхода солнца, начало дня. (4) Но в живом мире природы все пробуждается. (5) На опушках леса, над озаренной водою громко поют соловьи. (6) Взвиваются с полей в небо, исчезая в лучах рассвета, легкие жаворонки. (7) Радостно кукуют кукушки, свистят дрозды. 9. Среди предложений 1-8 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений. (1) Не всегда на острове нам благоприятствовала погода. (2) Случались затяжные яростные шторма. (3) Море, ласковое и спокойное в тихую погоду, становилось во время шторма грозным, страшным в своей неукротимой силе. (4) С вершины острова было видно, как до самого горизонта поднимаются огромные водяные холмы. (5) Громадные волны яростно, без устали накатывались на береговые скалы. (6) С оглушительным пушечным гулом ударялись они об их каменную грудь. (7) Брызги долетали почти до вершины острова. (8) Всё море у скал было сплошь покрыто белой пеной. 10. Среди предложений 1-8 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений. (1) Три часа продолжается подъём. (2) За это время перестал дождь, и лучи солнца растопили голубые проталины. (3) Мы уже высоко. (4) Ближе синеет просторное небо. (5) Подступ к перевалу свободен от леса. (6) Некрутой каменистый склон заплетён полярной березкой, стлаником, ольхой. (7) Выше кустарники редеют, мельчают и совсем исчезают. (8) На седловину выбегают только низкорослые стланики, и там же, в камнях, можно увидеть густо сплетённые рододендроны.

1. Среди предложений 1-3 найдите предложения с обособленными членами. Напишите номер этого предложения.

(1) На Старице по берегам - песчаные дюны, заросшие чернобыльником и чередой.(2) На дюнах растет трава, ее зовут живучкой. (3) Это плотные серо-зеленые шарики, похожие на туго закрывшуюся розу. (Паустовский К.)

2. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным согласованным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.

(1) Знакомство всегда происходит по раз навсегда установленному обычаю. (2) Сначала мы закуриваем, потом идёт вежливый и хитрый разговор, направленный к тому, чтобы выведать, кто мы такие, после него - несколько неопределённых слов о погоде. (3) И только после этого беседа может свободно переходить на любую тему. (Паустовский К.)

3. Среди предложений 1-4 найдите предложение с необособленным согласованным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.

(1) В сентябре пошли дожди. (2) Они шуршали в траве. (3)Воздух от них потеплел, а прибрежные заросли запахли дико и остро, как мокрая звериная шкура. (4) По ночам дожди неторопливо шумели в лесах по глухим, неведомо куда ведущим дорогам, по тесовой крыше сторожки, и казалось, что им так и на роду написано моросить всю осень над этой лесной страной. (Паустовский К.)

4. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным нераспространённым обстоятельством.

(1) Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. (2) Но если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать. (3) В этом, очевидно, и заключается тайна так называемого подтекста. (Паустовский К.)

5. Среди предложений 1-3 найдите предложение с необособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

(1) О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». (2) Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слезы. (3) А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне! (Паустовский К.)

6. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленными дополнениями. Напишите номер этого предложения.

(1) Всё это - только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде. (2) Но и этого довольно, чтобы возмутиться словами одного писателя, сказавшего мне с кислой гримасой: (3) «Я предпочитаю живые улицы и дома вашей утомительной и мёртвой природе. (4) Кроме неприятностей и неудобств, дождь, конечно, ничего не приносит». (Паустовский К.)

7. Среди предложений 1-4 найдите предложение с распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.

(1) Рядом с зарницей стоит в одном поэтическом ряду слово «заря» - одно из прекраснейших слов русского языка. (2) Это слово никогда не говорят громко. (3) Нельзя даже представить себе, чтобы его можно было прокричать. (4) Потому что оно сродни той устоявшейся тишине ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева. (Паустовский К.)
помогите

1.Среди предложений 1 – 4 найдите предложение с двумя обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

(1) Дальние горы, обвеянные синеватою мглою, реяли и, казалось, расплавлялись в истоме. (2) Легкий ветер шевелил густые травы, пестревшие разноцветными ирисами, кашкой и какими-то еще бесчисленными желтыми и белыми головками. (3) Нашим лошадям стоило повернуть головы, чтобы схватить, даже не нагибаясь, пук сочной травы с межника, - и они бежали дальше, помахивая зажатыми в губах роскошными букетами. (4) Кое-где открывались вдруг небольшие озерки, точно клочки синего неба, упавшие на землю и оправленные в изумрудную зелень... (Короленко В.)
2.Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
(1) Солнце уже коснулось воды, и сияющая полоса, проложенная им на море, начала розоветь. (2) Огромный земной шар, переполненный горем и ненавистью, поворачивался, и вместе с ним откатывалось от лучей солнца Чёрное море. (3) Маленький, крошечный катер, настойчиво гудя моторами, карабкался по выпуклости Земли, упрямо догоняя солнце, заваливающееся за горизонт. (Соболев Л.)
3.Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
(1) На просеке, возле высокой муравьиной кучи, стоял нанайский мальчик Филька и манил ее к себе рукой. (2) Она подошла, дружелюбно глядя на него. (3) Возле Фильки на широком пне увидела она котелок, полный брусники. (4) А сам Филька узким охотничьим ножом, сделанным из якутской стали, очищал от коры свежий березовый прут. (Фраерман Р.)

1)Замените словосочитание СЛУШАЛИ ВНИМАТЕЛЬНО предложения 19,построенно на основе примыкания синонимичным словосочитание со связью управление.

Структурная карта урока

«Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами, знаки препинания в них».

1. Упражнения по теме «Однородные члены предложения».

1. Составьте по приведенным ниже схемам предложения с однородными членами и запишите их в следующем порядке:

а) с однородными членами, выражающими соединительные (перечислительные) значения;
б) с однородными членами, выражающими разделительные (взаимоисключение, чередование) значения;
в) с однородными членами, выражающими противительные (противопоставление, сопоставление) значения. 1. [О, О, О]. 2. [О, О и О].3. [О, но О].4. [О или О].5. [Не только О, но и О].6. [То О, то О].7. [И О, и О, и О].

2. Определите, какими членами предложения являются однородные члены в каждом предложении и как они между собой связаны. Начертите схемы 3, 7, 8-го предложений.

1) Внизу мерно и широко шумел прибой. 2) То солнце спрячется, то светит слишком ярко. 3) В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно. 4) Поворчал он, да не посмел ослушаться. 5) Голос слепого нищего был слаб и дрожал... 6) Она молода, изящна, любит жизнь... 7) Они медленно прошли мимо бревенчатых глухих стен, изгородей и бань, вышли к обрыву над озером и сели на лавку под березой. 8) Из Москвы поехал я на Калугу, Белев и Орел и сделал таким образом 200 верст лишних, зато увидел Ермолова.

2. Тест по теме «Однородные члены предложения».

1. Какое утверждение является неверным? Однородные члены предложения… 1) соединяются между собой сочинительными союзами 2) отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову 3) могут быть распространенными 4) всегда выражаются одной частью речи.

2. Какую синтаксическую функцию выполняют однородные члены в предложении? Дни стояли пасмурные, дождливые, однако теплые. 1)подлежащие 2) сказуемые 3) определения 4) обстоятельства

3. Какую синтаксическую функцию выполняют однородные члены в предложении? Грин населил свои книги племенем смелых, простодушных, как дети, гордых, самоотверженных и добрых людей.

1) подлежащие 2) дополнения 3) определения 4) обстоятельства

4. Какую синтаксическую функцию выполняют однородные члены в предложении? Туманы в Лондоне бывают если не каждый день, то через день непременно. 1) однородные сказуемые 2) однородные дополнения 3) однородные определения 4) однородные обстоятельства

5. Найдите в предложениях однородные члены и определите их синтаксическую функцию.

1) Мы обследовали наше новое жилье и нашли здесь много нужных вещей. 2) А Василия Блаженного, Московский Кремль, песни, стихи Пушкина, романсы Толстого любить можно. 3) Розово и зыбко явь отражается в снах. 4) Длинноногая тень от белого, в рыжих пятнах, коротконогого Мурзика. 5) Рядом со Стрелецким стояли Тася и Волошин. А. Подлежащее. Б. Сказуемое. В. Определение. Г. Дополнение. Д. Обстоятельство. Ответ:1)Б 2)Г 3)Д 4)В 5)А

6. Определите, как связаны между собой однородные члены. 1) Эта птица вообще любит озера, реки, болота. 2) Были здесь узкие и острые гоночные суда и широкие мореходные боты.

А. Союзная связь. Б. Бессоюзная связь. Ответ:1)Б 2)А

7. Установите тип союзов, соединяющих однородные члены. 1) И учителями там были бабки, да дедки, да деревенские.2) Крики то усиливались, то затихали. 3) Где-то далеко заворчал гром, но сошел на нет. А. Соединительные союзы. Б. Противительные союзы. В. Разделительные союзы. Ответ: 1)А 2)В 3)Б

8. В каком варианте ответа указаны предложения с несколькими рядами однородных членов?

А. По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвел алым огнем. Б. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. В. Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике. Г. В лесу и на лугу пахло мокрой травой и свежим сеном.

1)А,В 2)Б,В 3)А,Б 4)А,Г

9. Среди предложений 1-5 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения. (1) На востоке разгорается заря, и вода кажется розовой. (2) Как бы в парной легкой дымке под пение бесчисленных птиц поднимается над землёю солнце. (3) Точно живое дыхание земли, легкий золотистый туман стелется над полями, над недвижной лентой реки. (4) Все выше поднимается солнце. (5) Прохладная прозрачная роса на лугах сияет алмазной россыпью.

10. Среди предложений 1-3 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения. (1) А как хороши зимою покрытые льдом и снегом лесные озерки, застывшие малые реки, в которых продолжается невидимая глазу жизнь! (2) Хороши зимою осиновые деревья с тончайшим кружевом своих голых ветвей на фоне темного елового леса. (3) Кое-где краснеют в лесу на рябине зазимовавшие ягоды, висят яркие гроздья калины.

3. Упражнения по теме «Однородные и неоднородные определения».

1. Найдите в предложениях однородные и неоднородные определения. Перепишите, подчеркивая их, и вставьте, где нужно, запятые.

1) Солнце низвергало на землю золотые сияющие потоки света. 2) Вдали виднелась небольшая березовая роща. 3) На огромном расстоянии разлегся город и тихо пламенел и сверкал синими белыми желтыми огнями. 4) Она взглянула на него и улыбнулась но не веселой и радостной а испуганной жалостной улыбкой. 5) Около родника зеленеет короткая бархатная травка. 6) Молодая осина дрожала над головой лимонными нежными листьями. 7) Снежные сугробы подернулись тонкой ледяной коркой.

2. Выпишите сначала предложения с однородными, а затем – с неоднородными определениями.

1) Нивы печальные, снегом покрытые. 2) Её желание – видеть жизнь свободной, разумной, красивой. 3) У девушки была длинная чёрная коса. 4) Река уходила в золотые, синие от осени леса. 5) На ней было платье цвета золотистой луковой шелухи. 6) Вот передо мной широкая прямая дорога вдаль.
4. Тест по теме «Однородные и неоднородные определения».

1. Данный признак не является характерным для однородных определений: 1) характеризуют предмет с одной стороны 2) произносятся с перечислительной интонацией 3) можно поставить союз и, если определения соединены бессоюзной связью4) характеризуют предмет с разных сторон.

2. Укажите однородные определения (знаки препинания не расставлены):

1) белые голубые шары 2) старый дубовый пол 3) новая шелковая блузка 4) большой чёрный камень.

3. Укажите неоднородные определения (знаки препинания не расставлены): 1) Мрачный угрюмый взгляд 2) Глиняные деревянные игрушки 3) Старый господский дом 4) Красные синие флаги.

4. Укажите пример с пунктуационной ошибкой: 1) Вечерний лёгкий свет алеет на полях. 2) Прошлогодняя дорожная колея заросла ромашкой. 3) Ранним майским утром на прибрежных лугах гаснут огоньки маячков. 4) В прохладный июльский день я сидел на берегу и любовался рекой.

5. В каком предложении нужно поставить запятую? 1) Мимо станции промчался длинный товарный поезд. 2) Этот маленький карманный фонарик удобен для туриста. 3) Возле поликлиники росли старые стройные берёзы. 4) На свежем снегу нетрудно было заметить заячьи беличьи следы.

6. Какое слово надо подобрать к словосочетанию фарфоровая посуда, чтобы определения стали однородными? 1) старая 2) разбитая 3) фаянсовая 4) белая.

7. В каком предложении есть неоднородные определения (знаки препинания не расставлены)?

1) Мы выезжаем на великолепную сияющую под солнцем поляну. 2) Из деревни доносились торжествующие крики выпущенных на волю петухов. 3) В дальнем углу комнаты стояло пузатое ореховое бюро. 4) Пышно цвели холодной высокомерной красотой георгины.

8. В каком предложении есть неоднородные определения (знаки препинания не расставлены)?

1) Она действительно походила на молодую стройную гибкую березу. 2) Вдруг конское тревожное ржание раздалось во тьме. 3) Это был прекрасный хотя и несколько печальный город. 4) Радостное праздничное лучезарное настроение охватило меня.

9. В этом предложении между однородными определениями надо поставить запятую. 1) И вот, озаряя ухабы, взлетел раскалённый светящийся солнечный шар. 2) Давно-давно закат, чуть млея, чуть горя, померк над сонными весенними полями. 3) Меж круглых рыхлых облаков невинно небо голубеет. 4) У окошка, выходящего на восток, ветка тополя уже выбросила бледно-жёлтые клейкие листочки.

10. В этом предложении определения неоднородные, запятыми не разделяются.

1) Погода была холодная ветреная, так что сугробы намело выше окон. 2) Ласточки летали в розовеющем вечернем воздухе. 3) Тянет гарью сухой от костра распалённого жаркого. 4) Не было ни одной тучки, вследствие чего небесный свод казался голубой хрустальной чашей.

11. Однородными определениями осложнено предложение: 1) Настали темные, тяжелые дни. 2) Щеки румяны, и полны, и смуглы. 3) Желтые дубовые заросли стояли в росе. 4) На рейде стоял французский линейный корабль.

12. Неоднородные определения есть в предложении: 1) Рука была морщинистая, бледная, худая. 2) Был серенький, промозглый, ветреный день. 3) Вдали просека перерезалась высокой железнодорожной насыпью. 4) В сонном, застывшем воздухе стоял монотонный шум.

13. Укажите, где надо поставить запятые в предложении Тут были (1) яркая гвоздика (2) и красные (3) оранжевые (4) и желтые лилии. (В. Арсеньев) 1) 3 2) 1,2 3) 2,34) 2,3,4

3. Задание на дом: 1) повторить материал по теме «Односоставные предложения», подготовиться к зачёту 2) Выполнить задание Т1 В6

Почему мы так не любим зиму, ведь зимой так хорошо. Ну да, немного прохладно, но зато не душно и жарко как летом, нет той грязи, что весной, и не так пасмурно, как осенью. В зиме есть своя загадка, своя удивительная красота. Научитесь любить это время года, как и другие. Не получается? Тогда расскажем о плюсах зимы, и почему стоит её любить.

Сколько стихов написано про зиму, сколько рассказов, сказок. Вспомните, к примеру, строки А. С Пушкина из стихотворения «Зимнее утро»:

«…Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит…»

Не зря же поэты пишут про красоту зимы, очарование этого времени года. Давайте и мы рассмотрим плюсы зимы.

  • Зима — самое короткое время года. Вы не замечали, что обычно зима, более быстрее проходит, чем весна или осень. Конечно, рекорд этот принадлежит всё же лету, уж больно быстро оно проходит, но зима догоняет её рекорд. Особенно с 28-ю или 29-ю днями февраля.
  • Зима — весёлое время года. Зимой можно тепло одеться, взять санки, и выйти куда-то вспомнить детство. А игра в снежки, лепка снежной бабы и прочие, зимние развлечения сделают зиму весёлой и не такой уж и мрачной.
  • Зима — время праздников. Посчитайте сами: новый год, рождество, старый новый год и прочие праздники делают зиму очень волшебным и праздничным временем года. Подарки, оливье, мандарины и друзья…Как хорошо зимой.
  • Зима – культурное время года. Вы не замечали, что как раз зимой мы больше посещаем культурных мероприятий: концерты, выставки, спектакли. И дело не только потому, что холодно гулять по улицам, и надо где то укрыться, но ещё и потому что зимой чаще проводят подобного рода мероприятия.
  • Зима- время уюта. За окном лёгкий снежок, ветер холодный дует, а вы укутались в тёплое одеяло, попиваете чаёк и смотрите интересный фильм рядышком с любимым человеком. Вам тепло, уютно и хорошо. И хочется, чтобы это время продлилось дольше.
  • Зима – красивое время года. Разве Вы не замечаете, как красиво зимой?! Белые, покрытые снегом дороги, укутанные в дымку дома, кое-где проблёскивает лёд. Разве зимой не красиво? А узоры на окнах, а ледяные глыбы-сосульки, а снежные горы сугробов? Зима действительно имеет своё очарование.
  • Зима — время творчества. Зимой, когда ревут метели. В нас просыпаются творческие способности. Пусть за окном снег, а мы сидим и рисуем, пишем книги, сочиняем стихи. Зима заставляет подумать, переоценить приоритеты, мы начинаем заниматься творчеством именно зимой.
  • Зима – оптимистичное время года. Когда мы более оптимистичны ? Летом, когда всё хорошо, или зимой, когда мы выкапываем свой автомобиль из под снега, и говорим себе что это не навсегда. Действительно зимой мы становимся оптимистами, относимся ко всему легче. Возможно виной и трудности, связанные с самым холодным временем года, а может и что-то другое.
  • Зима — время общения. Почему то зимой мы всё больше стремимся общаться с людьми. Возможно, это связанно с тем, что зимой мы чаще чувствуем одиночество, и что бы избавиться от него мы становимся более общительны, более ближе к другим людям. Пусть даже иногда и по телефону или в интернете, но мы по-любому общаемся с людьми. В любом случае, зима – время общения.
  • Зима – время заботиться о здоровье. Именно зимой мы чаще заботимся о своём здоровье. Причина этому понятна – зимой люди чаще заболевают, но в это время года почему-то мы все строим подобного рода планы: «потеплеет – займусь спортом» или «потеплеет – займусь своим здоровьем». Ну, разве нет такой тенденции?! К тому же зимой люди нередко занимаются закаливанием, тренировкой иммунитета и другими полезными для здоровья процедурами.

Как Вы видите, зимой не так уж и плохо. Если подумать, то это время года не отличается от других времён. Да, зимой есть минусы, но и летом тоже они есть. Поэтому не стоит сразу уверять самого себя, что вы не любите зиму, посмотрите на её плюсы, и Вы увидите, как хорошо зимой.



Loading...Loading...