Индийские самолеты. Военно-воздушные силы индии

Image caption Последняя катастрофа индийского МиГ-21 произошла во время захода на посадку - самого сложного маневра

На рассмотрении в Высоком суде Дели находится иск пилота ВВС страны с требованием признать самый распространенный в мире истребитель МиГ-21 объектом, нарушающим право человека на жизнь.

Причем речь идет не о жизни тех, против кого можно применять этот самолет - иск в суд подал пилот ВВС Индии, командир авиакрыла Санджит Сингх Кайла, который утверждает, что самолет не только нарушает его право на жизнь, но также не обеспечивает право на безопасные условия труда, которое гарантирует конституция страны.

Исковое заявление в суд он подал 17 июля, спустя 48 часов после катастрофы МиГ-21 неподалеку от авиабазы "Нал" в Раджистане, в которой погиб молодой индийский летчик.

Суд принял заявление и отложил заседание до 10 октября, чтобы изучить список катастроф с участием этих самолетов.

Открытые данные, которые попали в прессу, говорят, что из более чем 900 МиГ-21, которые были получены ВВС Индии, разбились более 400 самолетов. При этом погибло более 130 пилотов.

За последние три года в ВВС Индии произошло 29 аварий. 12 из них - с участием МиГ-21. В Индии этот самолет, бывший в течение десятилетий основой истребительного парка, прозвали "летающим гробом".

Правда, точно такое же прозвище получил среди своих пилотов и противник МиГа по индо-пакистанской войне - американский истребитель F-104.

"Балалайка"

Сверхзвуковой реактивный истребитель второго поколения МиГ-21 был создан в ОКБ Микояна и Гуревича в середине 1950-х годов.

Новый МиГ по всем показателям оказался на порядок более сложной и технологичной машиной, чем его предшественник МиГ-19. В советских ВВС его за характерную форму треугольных крыльев тут же прозвали "балалайкой".

Это число учитывает истребители, выпущенные в Индии, Чехословакии и Советском Союзе, но не учитывает китайские копии - истребители J7 (то есть, по сути, их было произведено еще больше).

Индия решила приобрести МиГ-21 в 1961 году. Поставки начались в 1963-м, и через несколько лет МиГ вместе с другим тяжелым истребителем Су-7 принял участие в войне с Пакистаном.

Этот самолет изменил ситуацию в индийских ВВС, поднял их на качественно новый уровень.

"Прекрасная леди"

В ходе индо-пакистанского конфликта он сыграл важную роль в воздушных боях, и во многом именно тогда зародилось особое к нему отношение у индийских пилотов.

Среди них многие, если не большинство, отнюдь не разделяют мнение Санджита Сингха Кайла, который подал заявление в суд.

"Это был лучший истребитель своего времени. Сколько он у нас летает, 40 лет? И все еще на службе. Это просто прекрасный самолет", - сказал Русской службе Би-би-си генерал-полковник ВВС Индии в отставке Йоги Рай.

Другой генерал ВВС Индии - Анил Типнис - опубликовал на индийском военно-аналитическом сайте Bharat Rakshak статью под название "Моя прекрасная леди - Ода МиГ-21".

"За четыре десятка лет МиГ-21 стал основой противовоздушной обороны Индии как в мирное, так и в военное время. Он бдительно защищал страну днем и ночью", - писал в своей заметке генерал.

МиГ ошибок не прощает

Image caption МиГ-21 стал рекордсменом мира по числу выпущенных единиц. Им были вооружены многие союзники СССР.

Однако число аварий и катастроф - неоспоримый факт. Количество МиГ-21, уничтоженных в результате аварий, число пилотов, погибших в этих авариях, - больше, чем число убитых врагом летчиков.

Генерал-полковник ВВС Индии в отставке Йоги Рай объяснил это просто: "Количество МиГ-21 в Индийских ВВС велико, их активно используют, соответственно число аварий тоже велико". Однако есть и другие версии.

Прежде всего, как рассказал Би-би-си выпускник Борисоглебского высшего военного авиационного училища Владимир В., сам учившийся летать на МиГ-21, этот самолет вследствие своих летных характеристик сложен в управлении - он не прощал ошибок малоопытному пилоту.

С очень небольшой площадью крыла он был рассчитан на высокую скорость полета, но для того чтобы посадить самолет, требовалось очень большое умение.

"Про 21-й шутили: "Зачем ему крылья? - Чтобы курсанты летать не боялись". Там очень строго по оборотам было. Если не выдержал мощность, убрал, то все - провалился, вертикальная скорость большая, и все", - рассказал пилот.

При этом из-за этой же особенности конструкции самолет не мог планировать - если он начинал падать, то можно было только катапультироваться.

Правда, этой же самой болезнью страдали и другие истребители этого поколения - в СССР самым аварийным считался Су-7, в ВВС западных стран ходили легенды о катастрофах противника МиГ-21 - американского истребителя F-104, чья аварийность соответствовала уровням индийских МиГ-21.

Последний, будучи концептуально близок к МиГ-21, точно также страдал от того, что его готовили к полетам на большой скорости, а не к удобной посадке.

Запчасти

За последние 10-15 лет, насколько мне известно, после того, как Советский Союз стал Россией, поступающие запчасти необходимо... проверять Удай Баскар
индийский военный эксперт

МиГ-21, разбившийся неподалеку от авиабазы "Нал" в Раджистане, упал во время захода на посадку. Официальных сообщений о причинах его падения нет, но известно, что его пилотировал малоопытный лётчик.

В Индии, как отмечают многие эксперты, существует проблема освоения скоростных самолетов курсантами - они не успевают набрать опыт при пересаживании с учебных на скоростные самолеты.

Другая проблема - запчасти. Как рассказал в интервью Би-би-си один из ведущих индийских военных экспертов Удай Баскар, у военных есть немало претензий к российским предприятиям по качеству авиационных запчастей.

"За последние 10-15 лет, насколько мне известно, после того, как Советский Союз стал Россией, поступающие запчасти необходимо... проверять", - сказал он, подчеркнув, что это не официальная позиция индийских ВВС, а его личное мнение.

Проблема запчастей для МиГов действительно существует. Возможно, по причинам, которые осторожно отметил индийский аналитик, а, возможно, по иным причинам, Индия закупает запчасти для истребителей не только в России, но и в других странах.

В мае 2012 года российский посол в Индии Александр Кадакин заявил, что индийские Миги разбиваются из-за контрафактных запчастей, посоветовав закупать их только в России.

Диверсификация поставок

Сейчас на вооружении ВВС Индии остается около сотни истребителей МиГ-21. Они будут окончательно выведены из состава по мере поступления новых машин - недавно в Индии был завершен конкурс на поставку 126 истребителей на сумму более 10 млрд долларов.

В тендере участвовал и российский истребитель МиГ-35, который в результате проиграл французскому Rafale.

Помимо этого, Россия проиграла и в конкурсах на поставку Индии военно-транспортных и ударных вертолетов.

В каждом конкретном случае эксперты отмечают, что проигрыш можно объяснить несоответствием российских аппаратов техническим условиям.

Однако есть и общая тенденция - Индия, в течение десятилетий зависевшая от поставок оружия из СССР, теперь хочет попробовать и западные вооружения.

И значит МиГ-21, четыре десятилетия охранявший индийское небо, скоро останется только в памяти индийцев - как надежный защитник и не очень надежный летательный аппарат.

Начал рассказывать о прошедшем девятом международном салоне «Аэро Индия-2013». Ведущий индийский производитель авиационной техники – корпорация «Хиндустан аэронотикс лимитед» (ХАЛ) представила широкий ряд боевой техники, решающей большинство задач национальных ВВС. Однако потребности военных значительно выше.

Наряду с новыми самолетами и вертолетами индийские предприятия представили различные программы модернизации, которые в настоящее время охватывают значительный спектр летательных аппаратов, состоящих на вооружении национальных ВВС.

Пятилетние планы

Внимание командования ВВС к модернизации эксплуатируемой авиационной техники не случайно и связано с необходимостью увеличения численности летного парка в ближайшей перспективе. Главком ВВС Индии главный маршал авиации Норман Анил Кумар Браун отмечает, в частности, беспрецедентный характер проводимой в настоящее время модернизации, направленной на повышение боеготовности военной авиации. Особенно это касается истребительной авиации, состояние которой вызывает у командования особую озабоченность из-за наметившейся тенденции сокращения числа боевых эскадрилий ниже потребного уровня. Это происходит вследствие выведения машин из строя по техническому состоянию.

Коллаж Андрея Седых (фото Михаила Ходаренка)

В настоящее время в составе национальных ВВС 34 эскадрильи вместо плановых 42. Более того, в период действия нынешнего, 12-го планового пятилетнего периода (2012–2017) количество истребительных эскадрилий сократится до 31 единицы. Переломить эту негативную тенденцию ВВС пытаются двумя путями: модернизацией состоящего на вооружении парка истребителей (МиГ-29, «Ягуар» и «Мираж-2000») и вводом в строй новых самолетов. Цель – увеличить численность эскадрилий до 40–42 к концу 14-го пятилетнего периода (2022–2027) и, возможно, до 45 единиц к моменту реализации 15-го периода (2027–2032).

Высшая степень боевой готовности в ВВС будет достигнута после принятия на вооружение всех запланированных истребителей Су-30МКИ, среднего многоцелевого MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft), 5-го поколения FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft) и легкого боевого самолета (ЛБС) LCA (Light Combat Aircraft). В настоящее время основные усилия направлены на проведение модернизации имеющихся МиГ-29, «Мираж-2000» и «Ягуар», принятие на вооружение самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ), военно-транспортных самолетов (ВТС) и самолетов-заправщиков.

Совершенствование МФИ

Истребители МиГ-29. Контракт на модернизацию стоимостью 964 миллиона долларов подписан с РСК «МиГ» в 2008 году. Работы по этому соглашению должны быть завершены к 2014-му. Первые три усовершенствованных в России многофункциональных истребителя (МФИ) МиГ-29UPG доставлены в Индию в декабре прошлого года транспортным самолетом Ан-124. Модернизация существенно расширяет круг задач, решаемых этими истребителями. Наряду с расширением возможностей по борьбе с воздушными целями за пределами дальности прямой видимости они приобретают способность к нанесению ударов по наземным (надводным) подвижным и неподвижным целям высокоточным оружием в любое время суток и при любых погодных условиях. На модернизированных машинах установлены БРЛС «Жук-М» корпорации «Фазотрон-НИИР» и система заправки топливом в полете. Контрактом предусмотрено проведение ремонта и доработки самолетов с целью продления ресурса до 3500 летных часов и срока службы до 40 лет. По словам генерального директора корпорации «МиГ» Сергея Короткова, поставка усовершенствованных машин – это первый этап выполнения контракта на модернизацию большого парка МиГ-29 ВВС Индии. В ближайшее время начнется второй этап – апгрейд остальных 63 машин непосредственно в Индии в тесной кооперации с индийской промышленностью.

Истребители «Ягуар». Контракт на модернизацию самолетов, произведенных по британско-французской программе SEPECAT, до конфигурации «Дарин-3» (Darin III) стоимостью 31,1 миллиарда индийских рупий был подписан в 2009 году. Работы на предприятиях корпорации ХАЛ планируется завершить в 2017-м. Первый усовершенствованный самолет успешно выполнил испытательный полет 28 ноября 2012 года. Машина оснащена новым бортовым радиоэлектронным оборудованием (БРЭО) и многорежимной БРЛС. В перспективе она будет также ремоторизована, что сделает модернизированный «Ягуар» всепогодным самолетом с высокой боевой эффективностью, а также значительно увеличит его рабочий ресурс. Проект доработки самолета, включая общее проектирование, подготовку спецификации, программного обеспечения, аппаратных средств, бортовой электрической системы, разработан центром НИОКР боевых систем MCSRDC (Mission and Combat System Research and Design Centre) корпорации ХАЛ. Работы проводились ремонтным управлением этой же корпорации, которая обеспечит модернизацию всего парка самолетов «Ягуар» в соответствии с разработанным проектом. Доработка БРЭО предусматривала обновление архитектуры, установку новых аппаратных средств. В частности, в состав авионики ввели специализированную бортовую цифровую вычислительную машину MC (Mission Computer), систему пилотажных приборов и контроля двигателя EFIS (Engine and Flight Instrument System), полупроводниковую цифровую систему видеозаписи SSDVRS (Solid State Digital Video Recording System), полупроводниковый бортовой регистратор параметров полета SSFDR (Solid State Flight Data Recorder), инерциальную систему глобального позиционирования INGPS (Inertial Global Positioning System), автопилот, БРЛС и приемник системы оповещения экипажа о радиолокационном облучении RWR (Radar Warning Receiver). Модернизация затронула навигационную систему, систему РЭБ, систему наведения (INGPS) с основным и запасным режимами, интерфейс «человек-машина». Кабина летчика была оснащена двумя современными многофункциональными дисплеями и коллиматорным индикатором на лобовом стекле.

Истребители Дассо «Мираж-2000». В июле 2011 года Министерство обороны Индии подписало контракт с компаниями «Талес», «Дассо авиасьон» и ХАЛ на модернизацию до стандарта «Мираж-2000-5». Стоимость соглашения – 2,4 миллиарда долларов. В эту сумму не входят затраты на авиационное вооружение. Контракт на установку вооружения стоимостью 959 миллионов евро подписан позже и предусматривает интеграцию в систему управления вооружением УРВВ «Мика» с автономной системой наведения, производимых компанией MBDA, а также их поставку в количестве 450 единиц. В рамках подписанного соглашения французские компании проведут модернизацию двух машин «Мираж-2000» во Франции в течение 40 месяцев с момента подписания контракта, двух истребителей на мощностях корпорации ХАЛ в Индии при поддержке французских фирм и остального парка самолетов силами ХАЛ. Работы должны завершиться к 2021 году. Срок службы самолетов будет увеличен на 20 лет. В числе планируемых усовершенствований кабина экипажа с панорамными индикаторами, совместимая с очками ночного видения, доработанные навигационная система, двигатели, система радиолокационного опознавания «свой-чужой», многорежимная БРЛС, интегральное оборудование РЭБ и возможность пуска ракет за пределами дальности прямой видимости. Намечено установить оборудование для дозаправки в воздухе, что позволит повысить продолжительность полета. В составе индийских ВВС имеется 42 самолета «Мираж», полученных в 80-е годы, и десять, поставленных в 2005-м. Срок службы продлят на 20 лет.

Новые истребители

ВВС Индии реализуют планы по введению в свой состав свыше 400 единиц вновь построенных машин. В их числе LCA, французские «Рафали», истребители 5-го поколения FGFA и дополнительные 42 Су-30МКИ. Контракт стоимостью 1,6 миллиарда долларов на поставку технологических комплектов для лицензионного сборочного производства «сухих» корпорацией ХАЛ был подписан в ходе визита Владимира Путина в Индию 24 декабря 2012 года. После реализации этой программы общее количество выпущенных на мощностях ХАЛ самолетов Су-30МКИ достигнет 222 единиц. Общая стоимость приобретенных у России 272 истребителей этого типа – 12 миллиардов долларов.

HAL «Теджас» (Tejas, LCA). ВВС Индии уже разместили заказ на 40 LCA Mk I с турбореактивными двухконтурными двигателями (ТРДД) «Дженерал электрик» F-404, в том числе на 20 машин в усовершенствованном варианте. Эти самолеты должны быть введены в боевой состав двух эскадрилий в течение 12-го пятилетнего периода (2012–2017). Дальнейшие планы предусматривают ввод в строй дополнительных ЛБС варианта Mk II с более мощными двигателями F-414, которые в количестве 99 единиц уже закуплены в рамках контракта стоимостью 800 миллионов долларов. Предусмотрен также опцион на приобретение еще ста двигателей F-414 в ближайшей перспективе. ЛБС «Теджас» Mk II разрабатывается Организацией оборонных исследований и разработок (DRDO) и будет готов в 2014–2015 годах. Вариант Mk II оснащается самым современным бортовым оборудованием, включая БРЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), несет повышенную боевую нагрузку по сравнению с Mk I. Всего планируется выпустить 108 ЛБС «Теджас» Mk II, из которых будут сформированы шесть эскадрилий в течение 13-го пятилетнего периода (2017–2022).

Истребители «Рафаль» компании «Дассо авиасьон» выбраны в рамках тендера на приобретение 126 средних многоцелевых боевых самолетов MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft), окончательная стоимость которого, по оценкам экспертов, примерно 20 миллиардов долларов. Согласование условий индийско-французского контракта на этот самолет ожидается в следующем финансовом году (2013–2014). Согласно имеющимся планам первая эскадрилья «Рафалей» в составе 18 самолетов будет получена через три-четыре года после подписания договора. Остальные 108 машин произведет корпорация ХАЛ в рамках лицензионного производства с применением полученных от французской стороны технологий в течение следующих семи лет.

Истребитель 5-го поколения создается в рамках межправительственного соглашения между Москвой и Нью-Дели. Первоначально предусматривалось, что ВВС Индии приобретут 200–250 самолетов этого типа, в том числе 48 двухместных машин, однако затем главком ВВС Норман Анил Кумар Браун заявил, что это количество будет сокращено до 144 единиц. Контракт на разработку эскизно-технического проекта перспективного многофункционального истребителя стоимостью 295 миллионов долларов подписан Рособоронэкспортом и корпорацией ХАЛ в декабре 2011-го. По данным индийских источников, стоимость программы может составить шесть миллиардов долларов. Все затраты с индийской стороны оцениваются в 30 миллиардов. Предполагается, что FGFA войдет в боевой состав ВВС Индии с 2020 года.

Транспортные самолеты

Парк этих машин, как и истребительный, в настоящее время находится в стадии трансформации. Ведется модернизация состоящих на вооружении самолетов, приобретаются новые машины.

Многоцелевой военно-транспортный самолет MTA (Multirole Transport Aircraft) совместно разрабатывается ХАЛ и Объединенной авиастроительной корпораций (ОАК). Производство MTA в количестве 205 машин будет осуществлять совместное российско-индийское предприятие MTAL (Multirole Transport Aircraft Ltd), в котором доли участников распределены в соотношении 50:50. Машины предназначены для вооружения ВВС Индии и России, а также для поставки на экспорт. Как ожидается, мы закажем 100 самолетов, ВВС Индии – 45, остальные 60 машин будут поставлены на экспорт. Ожидается, что первый полет MTA совершит в 2017 году, а его серийное производство начнут в 2019-м. MTA, по предварительным данным, сможет совершать укороченные взлет и посадку. Грузоподъемность – около 20 тонн, скорость – до 800 километров в час, дальность полета – 2500 километров. В индийских ВВС новый военно-транспортный самолет частично заменит устаревшие турбовинтовые Ан-32.

C-130J-30 «Супер Геркулес». В 2008 году Индия подписала с США контракт стоимостью 962,5 миллиона долларов на поставку шести военно-транспортных самолетов национальным силам специального назначения. Все машины производства «Локхид Мартин» были поставлены в 2010–2011 годах с опережением графика. ВВС Индии намерены заказать еще шесть таких самолетов в ближайшей перспективе.

C-17 «Глоубмастер-3». В июне 2011 года подписано соглашение с компанией «Боинг» стоимостью 4,116 миллиарда долларов на приобретение десяти тяжелых военно-транспортных самолетов (ВТС) Globemaster III. ВТС должны быть поставлены в период между июнем 2013 и июнем 2015-го. Планируется дополнительный заказ еще десяти машин.

Ан-32. Парк из 105 ВТС, полученных с 1984 по 1991 год, в настоящее время проходит модернизацию в рамках индийско-украинского контракта стоимостью 400 миллионов долларов, подписанного в 2009 году. Заключенное соглашение по ремонту военной авиатехники стало крупнейшим за всю историю взаимоотношений между Украиной и Индией. 40 Ан-32 модернизируются на 410-м авиационном заводе гражданской авиации, а оставшиеся 65 машин – на производственных мощностях Ремонтной базы 1 и авиационной станции «Чакери» ВВС Индии. Последний модернизированный самолет поставят в 2017 году. Срок службы обновленных Ан-32 будет продлен еще на 15 лет и достигнет 40 лет. В программе участвуют 20 компаний из России, Швейцарии, Украины и США, включая Спецтехноэкспорт, «Антонов», «Мотор Сич» и «Авиант». Предприятие «Мотор Сич» из Запорожья, например, поставит сто двигателей АИ-20Д серии 5М разработки ЗМКБ «Прогресс», межремонтный ресурс которых увеличен с двух тысяч до четырех, а суммарный срок службы доведен до 20 тысяч часов. Масса груза самолета Ан-32РЭ будет увеличена с 6500 до 7500 килограммов. С применением дополнительного топливного бака дальность полета увеличена с 900 до 1400 километров. Обновленный Ан-32 оснащен усовершенствованным оборудованием, в которое входят система предупреждения о столкновениях в воздухе, система предупреждения о приближении земли, система спутниковой навигации, дистанционно-измерительное оборудование, обновленные радиовысотомеры, БРЛС с многофункциональными индикаторами, системы кислорода и улучшенные места экипажа. По состоянию на конец 2012 года Украиной модернизировано более 20 Ан-32.

Легкий транспортный самолет. Индия также ищет замену самолетам Hawker Siddeley 748M Avro производства корпорации ХАЛ. Планируется закупить вместо них 56 машин с полезной нагрузкой шесть – восемь тонн, для чего выделяется 119 миллиардов индийских рупий. Тендер объявлен в ноябре 2012 года. Предложения направлены пяти компаниям – ОАО «Ил» (Россия), ГП «Антонов» (Украина), EADS (Европа), «Аления Аэрмакки» (Италия) и «СААБ» (Швеция). Предполагается, что производство будет вестись с привлечением индийской компании. Первые 16 самолетов будут получены от победителя тендера в готовом виде, а остальные 40 произведены в Индии при его технической поддержке. При строительстве первых 16 из этих 40 самолетов должно применяться 30 процентов комплектующих индийского производства, а для оставшихся 24 машин – 60 процентов местных комплектующих. Поставки самолетов начнутся через 24 месяца после подписания контракта и будут завершены в течение восьми лет. Реализация этого проекта направлена на активизацию частного бизнеса в индийском авиастроении.

Для летной подготовки

В настоящее время ВВС Индии стоят перед необходимостью модернизации парка УТС, среди которых 114 устаревающих поршневых самолетов HPT-32 и 137 «Киран-2». При полетах на этих УТС обучающиеся летчики испытывают трудности, а полученные навыки не соответствуют требованиям полетов на сверхзвуковых реактивных истребителях. Минимальная потребность ВВС оценивается в 200 УТС.

В ВВС с 1970 года произошло свыше тысячи аварий боевых самолетов, причем почти 40 процентов связаны с человеческим фактором. Необходимость в новых УТС весьма актуальна, так как парку индийских УТС HPT-32 в количестве 114 машин, применявшихся с 1986 года в качестве самолетов основной летной подготовки, было запрещено подниматься в воздух в июле 2009 года после катастрофы с одним из самолетов по причине отказа двигателя. Основная летная подготовка с этого момента в ВВС Индии проводится на самолетах «Киран» (Kiran) Mk I/IA, полученных в 70-е годы и ранее применявшихся для промежуточной летной подготовки.

«Пилатус» (Pilatus) PC-7 Mk II. ВВС Индии выбрали для основной летной подготовки УТС производства швейцарской компании «Пилатус эйркрафт» (Pilatus Aircraft Ltd). Соответствующий индийско-швейцарский контракт стоимостью 500 миллионов швейцарских франков на поставку 75 турбовинтовых УТС PC-7 Mk II, комплексной наземной системы обучения и средств логистического обеспечения подписан 24 мая 2012 года. Поставки самолетов будут осуществлены с февраля 2013 по август 2015-го. «Пилатус» заменят HPT-32 для проведения основной летной подготовки необученных летчиков, причем их численность может быть увеличена до 200 единиц.

IJT (Intermediate Jet Trainers). В рамках плана по решению проблемы с самолетами основной летной подготовки предполагается модернизировать парк промежуточных реактивных УТС до варианта «Этап-2» и заменить ими парк самолетов «Киран» в количестве 81 машины. Корпорация ХАЛ имеет заказ на производство 85 IJT, включая 12 машин головной партии, однако этот проект отстает от графика. Поставки самолетов должны были начаться с июня 2012 года, однако ХАЛ все еще проводит летные испытания. Не исключено, что ВВС при острой нехватке УТС могут пойти на закупку самолетов за рубежом.

«Хоук» Mk 132. ВВС постепенно вводят в строй английские УТС усовершенствованной летной подготовки «Хоук». В рамках двух контрактов, подписанных в марте 2004 и июле 2010-го, суммарной стоимостью 3,96 миллиарда долларов было заказано 123 машины (66 + 57 единиц).

Другие типы

В числе прочих воздушных платформ, которые находятся в сфере повышенных интересов командования ВВС Индии, самолеты-заправщики и самолеты ДРЛОиУ. Ситуация с заправщиками российской разработки освещалась в № 4 «ВПК».

ВВС также заинтересованы в приобретении по крайней мере 20 самолетов ДРЛОиУ для обеспечения контроля границ и береговой зоны страны. В настоящее время в составе ВВС эксплуатируются три машины ДРЛОиУ «Фалкон» на базе Ил-76 и еще два самолета этого типа могут быть заказаны. Российско-индийско-израильский контракт на первые три машины стоимостью 1,1 миллиарда долларов подписан в марте 2004-го. Самолеты были поставлены в 2009, 2010 и 2011 годах соответственно. В декабре 2012-го Минобороны Индии выступило с запросом о закупке еще двух самолетов и доведении численности парка этих машин до пяти единиц.

К имеющимся «Фалконам» присоединятся три самолета ДРЛОиУ EMB-145 на базе бразильского «Эмбраера». Первый был передан ВВС Индии в сентябре прошлого года, однако его ввод в строй произойдет после интеграции в состав его бортового оборудования ряда систем разработки центра бортовых систем CABS (Centre for Airborne System), который входит DRDO. Интеграция этих систем будет осуществлена в Индии. В июле 2008 года организация DRDO подписала с компанией «Эмбраер» контракт стоимостью 18 миллиардов рупий (406 миллионов долларов) на поставку трех реактивных самолетов EMB-145 и совместную разработку на их базе трех систем ДРЛОиУ. Соглашение также включает пакет сопутствующего материально-технического обеспечения, в том числе обучение персонала, техническую поддержку, поставку запчастей и наземной аппаратуры. «Эмбраер» должен был передать самолеты через 36, 42 и 45 месяцев после подписания контракта. Первый полет EMB-145 должен быть выполнен через 24 месяца после начала работ, но состоялся в декабре 2011-го. На фюзеляже установлена БРЛС с АФАР, разработанная специалистами центра CABS. Самолет адаптирован под воздушную дозаправку, а также оснащен усовершенствованными электрической системой и системой охлаждения в сравнении с другими платформами ДРЛОиУ, созданными на базе ERJ-145. В частности, пять таких систем имеется в Бразилии, четыре – в Греции и одна – в Мексике. Бортовой радиолокационный ответчик самолета будет обеспечивать функцию распознавания «свой-чужой», а системы связи и электронной поддержки – обнаруживать излучающие цели противника. Система самообороны будет состоять из приемника предупреждения о приближении ракет и радиолокационном облучении, а также автомата сбрасывания средств РЭП. Взаимодействие с другими системами ДРЛОиУ и истребителями будет осуществляться с помощью системы связи на основе голосовой связи и каналов передачи данных.

Индия - четвертая мощная армия в мире

Индия вместе с КНДР и Израилем входит во вторую тройку стран мира по военному потенциалу (первую тройку, разумеется, составляют США, КНР и Россия). Личный состав вооруженных сил (ВС) Индии имеет высокий уровень боевой и морально-психологической подготовки, хотя и набирается по найму. В Индии, как и в Пакистане, из-за огромной численности населения и сложной этноконфессиональной ситуации комплектование ВС по призыву не представляется возможным.

Страна является важнейшим импортером вооружений из России, ведет тесное военно-техническое сотрудничество с Францией и Великобританией, а в последнее время — и с США. При этом Индия имеет огромный собственный ВПК, который, теоретически, способен производить вооружение и технику всех классов, включая ядерное оружие и средства его доставки. Впрочем, образцы вооружений, разработанные в самой Индии (танк «Арджун», истребитель «Теджас», вертолет «Дхрув» и др.), как правило, обладают весьма низкими технико-тактическими характеристиками (ТТХ), а их разработка ведется десятилетиями. Качество сборки техники по иностранным лицензиям оказывается часто весьма низким, из-за этого ВВС Индии имеют самый высокий в мире уровень аварийности. Тем не менее, Индия имеет все основания претендовать на звание одной из сверхдержав мирового уровня уже в ХХI веке.

Се креты состава Вооруженных Сил Индии

С ухопутные войска Индии имеют в своем составе Учебное командование (штаб в городе Шимла) и шесть территориальных командований — Центральное, Северное, Западное, Юго-Западное, Южное, Восточное. При этом в непосредственном подчинении штаба сухопутных войск находятся 50-я бригада ВДВ, 2 полка БРСД «Агни», 1 полк ОТР «Притхви-1», 4 полка крылатых ракет «Брамос».

Центральное командование включает один армейский корпус (АК) — 1-й. В его составе — пехотная, горная, бронетанковая, артиллерийская дивизии, артиллерийская, ПВО, инженерная бригады. В настоящее время 1-й АК временно передан в состав Юго-Западного командования, поэтому Центральное командование, фактически, не имеет в своем составе боевых сил.

Северное командование включает три армейских корпуса — 14-й, 15-й, 16-й. В их составе — 5 пехотных и 2 горные дивизии, артиллерийская бригада.

Западное командование включает также три АК — 2-й, 9-й, 11-й. В их составе 1 бронетанковая, 1 СБР, 6 пехотных дивизий, 4 бронетанковые, 1 механизированная, 1 инженерная, 1 ПВО бригады.

Юго-Западное командование включает артиллерийскую дивизию, 1-й АК, временно переданный из Центрального командования (описан выше), и 10-й АК который имеет в своем составе пехотную и 2 СБР дивизии, бронетанковую, ПВО, инженерную бригады.

Южное командование включает артиллерийскую дивизию и два АК — 12-й и 21-й. В их составе 1 бронетанковая, 1 СБР, 3 пехотные дивизии, бронетанковая, механизированная, артиллерийская, ПВО, инженерная бригады.

Восточное командование включает пехотную дивизию и три АК (3-й, 4-й, 33-й) по три горные дивизии в каждом.

Сухопутным войскам принадлежит большая часть ракетно-ядерного потенциала Индии. В двух полках имеется по 8 ПУ БРСД «Агни». Всего предположительно имеется 80-100 ракет «Агни-1» (дальность полета 1500 км), и 20-25 «Агни-2» (2-4 тысяч км). В единственном полку ОТР «Притхви-1» (дальность 150 км) имеется 12 пусковых установок (ПУ) этой ракеты. Все эти баллистические ракеты разработаны в самой Индии, могут нести как ядерные, так и обычные БЧ. Каждый из 4 полков крылатых ракет «Брамос» (совместная разработка России и Индии) имеет по 4-6 батарей, в каждой по 3-4 ПУ. Общее число ПУ КРНБ «Брамос» составляет 72. «Брамос» является, пожалуй, наиболее универсальной в мире ракетой, он также состоит на вооружении ВВС (его носителем является истребитель-бомбардировщик Су-30) и ВМС Индии (многие ПЛ и надводные корабли).

Индия обладает очень мощным и современным танковым парком. Он включает 124 танка собственной разработки «Арджун» (будет изготовлено еще 124), 907 новейших российских Т-90 (в Индии по российской лицензии будет изготовлено еще 750) и 2414 советских Т-72М, прошедших модернизацию в Индии. Кроме того, 715 старых советских Т-55 и до 1100 не менее старых танков «Виджаянта» собственного производства (английский «Виккерс» Мк1) находятся на хранении.

В отличие от танков, другая бронетехника сухопутных войск Индии, в основном, сильно устарела. Имеется 255 советских БРДМ-2, 100 английских бронеавтомобилей «Феррет», 700 советских БМП-1 и 1100 БМП-2 (будет изготовлено в самой Индии еще 500), 700 чехословацких БТР OT-62 и OT-64, 165 южноафриканских бронеавтомобилей «Касспир», 80 английских БТР FV432. Из всей перечисленной техники лишь БМП-2 можно считать новыми, причем весьма условно. Кроме того, 200 совсем старых советских БТР-50 и 817 БТР-60 находятся на хранении.

Также устарела большая часть индийской артиллерии. Имеется 100 САУ «Катапульта» собственной разработки (130-мм гаубица М-46 на шасси танка «Виджаянта»; еще 80 таких САУ на хранении), 80 английских «Аббот» (105 мм), 110 советских 2С1 (122 мм). Буксируемые орудия — более 4,3 тысяч в войсках, более 3 тысяч на хранении. Минометов — около 7 тысяч. Но современных образцов среди них нет. РСЗО — 150 советских БМ-21 (122 мм), 80 собственных «Пинака» (214 мм), 62 российских «Смерч» (300 мм). Из всех индийских артсистем современными можно считать лишь РСЗО «Пинака» и «Смерч».

На вооружении состоит 250 российских ПТРК «Корнет», 13 самоходных ПТРК «Намика» (ПТРК «Наг» собственной разработки на шасси БМП-2). Кроме того, имеется несколько тысяч французских ПТРК «Милан», советских и российских «Малютка», «Конкурс», «Фагот», «Штурм».

Войсковая ПВО включает 45 батарей (180 ПУ) советского ЗРК «Квадрат», 80 советских ЗРК «Оса», 400 «Стрела-1», 250 «Стрела-10», 18 израильских «Спайдер», 25 английских «Тайгеркэт». Также на вооружении имеется 620 советских ПЗРК «Стрела-2» и 2000 «Игла-1», 92 российских ЗРПК «Тунгуска», 100 советских ЗСУ-23-4 «Шилка», 2720 зенитных орудий (800 советских ЗУ-23, 1920 шведских L40/70). Из всей техники ПВО современными являются лишь ЗРК «Спайдер» и ЗРПК «Тунгуска», относительно новыми можно считать ЗРК «Оса» и «Стрела-10» и ПЗРК «Игла-1».

На вооружении армейской авиации имеется около 300 вертолетов, почти все — местного производства.

ВВС Индии включает 7 Командований — Западное, Центральное, Юго-Западное, Восточное, Южное Учебное, МТО.

В составе ВВС имеется 3 эскадрильи ОТР «Притхви-2» (по 18 ПУ в каждой) с дальностью стрельбы 250 км, может нести обычные и ядерные заряды.

Ударная авиация включает 107 советских бомбардировщиков МиГ-27 и 157 английских штурмовиков «Ягуар» (114 IS, 11 IM, 32 учебно-боевых IT). Все эти самолеты, строившиеся по лицензии в самой Индии, являются устаревшими.

Основу истребительной авиации составляют новейшие российские Су-30МКИ, строящиеся по лицензии в самой Индии. В строю находится не менее 194 машин этого типа, всего должно быть построено 272. Как было сказано выше, они могут нести крылатую ракету «Брамос». Достаточно современными также являются 74 российских МиГ-29 (в т.ч. 9 учебно-боевых УБ; еще 1 на хранении), 9 собственных «Теджас» и 48 французских «Мираж-2000» (38 Н, 10 учебно-боевых ТН). Остается на вооружении 230 истребителей МиГ-21 (146 бис, 47 МФ, 37 учебно-боевых У и УМ), также строившихся в Индии по советской лицензии. Вместо МиГ-21 предполагается приобрести 126 французских истребителей «Рафаль», кроме того, в Индии будет построено 144 истребителя 5-го поколения FGFA на базе российского Т-50.

В строю ВВС имеется 5 самолетов ДРЛО (3 российских А-50, 2 шведских ERJ-145), 3 американских самолета электронной разведки «Гольфстрим-4», 6 российских заправщиков Ил-78, около 300 транспортных самолетов (в т.ч. 17 российских Ил-76, 5 новейших американских С-17 (будет еще от 5 до 13) и 5 С-130J), около 250 учебных самолетов.

На вооружении ВВС состоит 30 боевых вертолетов (24 российских Ми-35, 4 собственных «Рудра» и 2 LCH), 360 многоцелевых и транспортных вертолетов.

Наземная ПВО включает 25 эскадрилий (не менее 100 ПУ) советского ЗРК С-125, не менее 24 ЗРК «Оса», 8 эскадрилий собственного ЗРК «Акаш» (64 ПУ).

ВМС Индии включают три Командования — Западное (Бомбей), Южное (Кочин), Восточное (Вишакхапатнам).

Имеется 1 ПЛАРБ «Арихант» собственной постройки с 12 БРПЛ К-15 (дальность — 700 км), предполагается построить еще 3. Впрочем, из-за малой дальности полета ракет полноценными ПЛАРБ эти лодки считать нельзя. В лизинге находится ПЛА «Чакра» (российская ПЛА «Нерпа» пр. 971).

В строю находятся 9 российских ПЛ пр. 877 (еще одна такая лодка в конце прошлого года сгорела и затонула в собственной базе) и 4 немецкие пр. 209/1500. Строятся 3 новейших французских ПЛ типа «Скорпен», всего их будет построено 6.

В составе ВМС Индии находятся 2 авианосца - «Вираат» (бывший английский «Гермес») и «Викрамадитья» (бывший советский «Адмирал Горшков»). Строятся два собственных авианосца типа «Викрант».

Имеется 9 эсминцев: 5 типа «Раджпут» (советские пр. 61), 3 собственных типа «Дели» и 1 типа «Калькутта» (будет построено еще 2-3 эсминца типа «Калькутта»).

В строю находится 6 новейших фрегатов российской постройки типа «Тальвар» (пр. 11356) и 3 еще более современных собственной постройки типа «Шивалик». Остаются на вооружении по 3 фрегата типов «Брахмапутра» и «Годавари», строившиеся в Индии по английским проектам.

В составе ВМС имеется новейший корвет «Каморта» (будет от 4 до 12), 4 корвета типа «Кора», 4 типа «Хукри», 4 типа «Абхай» (советский пр. 1241П).

На вооружении находятся 12 ракетных катеров типа «Веер» (советские пр. 1241Р).

Все эсминцы, фрегаты и корветы (кроме «Абхай») вооружены современными российскими и российско-индийскими КРМБ и ПКР «Брамос», «Калибр», Х-35.

В строю ВМС и Береговой гвардии находятся до 150 патрульных кораблей и сторожевых катеров. Среди них 6 кораблей типа «Саканья», которые могут нести БР «Притхви-3» (дальность 350 км). Это единственные в мире надводные боевые корабли с баллистическими ракетами.

ВМС Индии имеет крайне незначительные минно-тральные силы. В их составе всего 7 советских тральщиков пр. 266М.

Десантные силы включают ДВКД «Джалашва» (американский типа «Остин»), 5 старых польских ТДК пр. 773 (еще 3 в отстое), 5 собственных ТДК типа «Магар». При этом у Индии нет морской пехоты, имеется лишь группа морского спецназа.

На вооружении морской авиации имеется 63 палубных истребителя — 45 МиГ-29К (в т.ч. 8 учебно-боевых МиГ-29КУБ), 18 «Харриер» (14 FRS, 4 Т). МиГ-29К предназначены для авианосца «Викрамадитья» и строящихся типа «Викрант», «Харриеры» — для «Вираата».

Противолодочные самолеты — 5 старых советских Ил-38 и 7 Ту-142М (еще 1 на хранении), 3 новейших американских Р-8I (будет 12).

Имеется 52 немецких патрульных самолета Do-228, 37 транспортных самолетов, 12 учебных самолетов HJT-16.

Также в морской авиации имеется 12 российских вертолетов ДРЛО Ка-31, 41 противолодочный вертолет (18 советских Ка-28 и 5 Ка-25, 18 английских «Си Кинг» Мк42В), около 100 многоцелевых и транспортных вертолетов.

В целом ВС Индии обладают огромным боевым потенциалом и значительно превосходят потенциал своего традиционного противника Пакистана. Однако теперь главным противником Индии становится Китай, союзниками которого являются тот же Пакистан, а также граничащие с Индией с востока Мьянма и Бангладеш. Это делает геополитическое положение Индии весьма сложным, а ее военный потенциал, как это ни парадоксально, недостаточным.


Сотрудничество с Россией

Российско-индийское военно-техническое сотрудничество носит эксклюзивный характер. Дело даже не в том, что Индия уже несколько лет является крупнейшим покупателем российского оружия. Москва и Дели уже занимаются совместной разработкой вооружений, причем уникальных — таких, как ракета «Брамос» или истребитель FGFA. Не имеет аналогов в мировой практике сдача в лизинг ПЛА (аналогичный опыт был лишь у СССР с той же Индией в конце 80-х). Танков Т-90, истребителей Су-30, ПКР Х-35 в ВС Индии сейчас эксплуатируется больше, чем во всех остальных странах мира вместе взятых, включая саму Россию.

При этом, увы, не все безоблачно в наших отношениях. Как ни удивительно, очень многие чиновники в Москве сумели до сих пор не заметить, что Индия — уже почти сверхдержава, а отнюдь не прежняя страна «третьего мира», которая купит все, что мы ей предложим. С ростом возможностей и амбиций стремительно растут и индийские запросы. Отсюда и многочисленные скандалы в сфере военно-технического сотрудничества, в большинстве из которых Россия виновата сама. Особенно выделяется на этом фоне эпопея с продажей авианосца «Викрамадитья», которая заслуживает большого отдельного описания.

Впрочем, надо признать, что подобные скандалы у Дели возникают не только с Москвой. В частности, в ходе выполнения обеих крупнейших индийско-французских контрактов (по ПЛ «Скорпен» и по истребителям «Рафаль») происходит то же, что и с «Викрамадитьей» — многократный рост цены изделий и значительное затягивание французами сроков их изготовления. В случае с «Рафалями» это может даже привести к разрыву контракта.


Не безоблачно и в сфере геополитики, что гораздо хуже. Индия — наш идеальный союзник. Нет никаких противоречий, есть большие традиции сотрудничества, при этом, что особенно важно, главные противники у нас общие — группа исламских суннитских стран и Китай. Увы, Россия стала навязывать Индии бредовую идею «треугольника Москва — Дели — Пекин», порожденную одним нашим «выдающимся политическим деятелем». Потом данную идею очень «удачно» поддержал Запад, вбросив идею БРИК (ныне — БРИКС), за которую Москва с восторгом ухватилась и принялась истово реализовывать. Между тем, Дели абсолютно не нужен союз с Пекином, своим главным геополитическим противником и экономическим конкурентом. Ей нужен союз ПРОТИВ Пекина. Именно в таком формате она с удовольствием дружила бы с Москвой. Теперь Индию упорно перетягивают на себя США, который прекрасно понимает, против кого собирается дружить Дели. Единственное, что удерживает Индию от полного расхождения с «китаелюбивой» Россией — вышеупомянутое эксклюзивное военно-техническое сотрудничество. Может быть, в какой-то степени оно спасет и нас самих от нас самих.

Текущая версия страницы пока не проверялась

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от, проверенной 15 апреля 2019; проверки требуют.

Военно-воздушные силы Индии (хинди भारतीय वायु सेना ; Bhartiya Vāyu Senā ) - один из видов Вооружённых сил Индии . По количеству самолётов находятся на четвёртом месте среди крупнейших военно-воздушных сил мира (после США , России и Китая).

Военно-воздушные силы Индии были созданы 8 октября 1932 года , а первая эскадрилья появилась в их составе 1 апреля 1933 года. Они сыграли важную роль в боевых действиях на бирманском фронте в ходе Второй мировой войны . В 1945-1950 годах ВВС Индии носили приставку «королевские». Индийская авиация приняла активное участие в войнах с Пакистаном , а также в ряде более мелких операций и конфликтов.

На 2007 год ВВС Индии располагали более чем 1130 боевыми и 1700 вспомогательными самолётами и вертолётами . Серьёзной проблемой является высокий уровень аварийности. С начала 1970-х по начало 2000-х годов индийские ВВС ежегодно теряли в среднем 23 самолёта и вертолёта . Наибольшее число лётных происшествий приходится на советские истребители МиГ-21 индийского производства, составляющие основу авиапарка ВВС Индии и заработавшие себе репутацию «летающих гробов» и «вдоводелов» . С 1971 по апрель 2012 года разбились 482 МиГа (более половины из 872 полученных) .

Военно-воздушные силы Индии находятся на четвертом месте в мире по численности после США, России и Китая. Датой создания ВВС Индии считается 8 октября 1932 года, когда в Русалпуре, который сейчас находится на территории Пакистана, колониальная администрация Великобритании приступила к формированию первой «национальной» авиационной эскадрильи RAF из числа местных летчиков. Эскадрилья была организована лишь через полгода – 1 апреля 1933 года.

Военно-воздушные силы Республики Индия, получившей независимость в 1947 году, были сформированы сразу после обретения суверенитета. С первых дней индийским ВВС приходилось отстаивать интересы страны в кровопролитных сражениях с Пакистаном и Китаем. С 1947 по 1971 год произошли три индо-пакистанских войны, непосредственным участником которых была авиация двух вновь созданных государств.

ВВС Индии организационно являются составной частью объединенного вида вооруженных сил - ВВС и противовоздушной обороны (ПВО). Руководство ВВС осуществляет начальник штаба. Штаб ВВС состоит из отделов: оперативного, планирования, боевой подготовки, разведки, радиоэлектронной борьбы (РЭБ), метеорологического, финансового и связи.

Штабу подчинены пять авиационных командований, осуществляющих руководство подразделениями на местах:

ВВС имеют 38 штабов авиационных крыльев и 47 эскадрилий боевой авиации.

Индия обладает развитой аэродромной сетью. Основные военные аэродромы расположены вблизи городов: Удхампур, Лех, Джамму, Сринагар, Амбала, Адампур, Халвара, Чандигарх, Патханкот, Сирса, Малаут, Дели, Пуна, Бхудж, Джодхпур, Барода, Сулур, Тамбарам, Джорхат, Тезпур, Хашимара, Багдогра, Барркпур, Агра, Барейли, Горакхпур, Гвалиор и Калайкунда.

Данные о технике и вооружении ВВС Индии взяты со страницы журнала Aviation Week & Space Technology .

Индия поддерживает на полярных орбитах 40+ действующих спутников съёмки Земли.

Английский язык является официальным в вооружённых силах Индии. Все воинские звания существуют только на английском и никогда не переводятся ни на один из индийских языков. Британская система воинских званий используется в Вооружённых силах Индии практически без изменений.

Военно-воздушные силы Индии созданы 8 октября 1932 года, когда первая группа индийских пилотов была направлена на обучение в Великобританию. Первая эскадрилья индийских ВВС, сформированная 1 апреля 1933 года в г. Карачи, вошла в состав ВВС Великобритании. Распад в 1947 году британской колонии на два государства (Индию и Пакистан) привел к разделу и ее военно-воздушных сил. В состав индийских военно-воздушных сил вошли только 6,5 эскадрилий. В настоящее время ВВС Индии-четвертые по численности после США, Китая и России.

Организация, численность, боевой состав и вооружение. Общее руководство военно-воздушными силами осуществляет штаб, возглавляемый начальником (он же главнокомандующий ВВС) в ранге главного маршала авиации. Он несет ответственность перед правительством страны за состояние ВВС, решение возложенных на них задач и дальнейшее их развитие.

Штаб руководит разработкой национальных планов оперативного и мобилизационного развертывания, планирует и контролирует боевую и оперативную подготовку, обеспечивает участие ВВС в национальных учениях, организует взаимодействие со штабами сухопутных войск и военно-морских сил. Являясь высшим органом оперативного управления военно-воздушными силами, он подразделяется на оперативную и общую части.

Организационно военно-воздушные силы Индии состоят из пяти авиационных командований - Западное (штаб в г. Дели), Юго-Западное (Джодхпур), Центральное (Аллахабад), Восточное (Шиллонг) и Южное (Тривандрум), а также учебное.

Авиационное командование является высшим оперативным объединением, которое возглавляет командующий в звании маршала авиации. Оно предназначено для ведения воздушных операций на одном или двух операционных направлениях. Командующий отвечает за боеготовность частей и подразделений, планирует и проводит оперативную и боевую подготовку, учения и тренировки в масштабе вверенного ему командования. В военное время он взаимодействует с командованиями корпусов сухопутных войск и силами флота, ведущими боевые действия в зоне его ответственности. В авиационном командовании имеются авиационные крылья, крылья зенитных управляемых ракет, а также отдельные части и подразделения. Боевой состав этого командования непостоянен: он зависит от оперативной обстановки в зоне ответственности и поставленных задач.

Авиационное крыло является тактическим соединением национальных ВВС. Оно состоит из штаба, одной - четырех авиационных эскадрилий, а также подразделений боевого и тылового обеспечения. По составу авиакрылья, как правило, неоднотипны, и в них могут входить эскадрильи различных родов авиации.

Авиационная эскадрилья является основным тактическим подразделением национальных ВВС, способным действовать самостоятельно или в составе авиакрыла. Она обычно включает три отряда, два из которых - летные (боевые), а третий - технический. На вооружении эскадрильи находятся самолеты одного типа, количество которых (от 16 до 20) зависит от предназначения эскадрильи. Авиаэскадрилья базируется, как правило, на одном аэродроме.

Военно-воздушные силы насчитывают 140 тыс. человек. Всего на вооружении имеется 772 боевых самолета (по состоянию на 1 сентября 2000 года).

Боевая авиация включает истребительно-бомбардировочную, истребительную и разведывательную.

Истребительно-бомбардировочная авиация имеет 17 эскадрилий, на вооружении которых находятся самолеты МиГ-21, МиГ-23 (рис. 1), МиГ-27 (279 единиц) и «Ягуар» (88).

Истребительная авиация представляет собой основу национальных военно-воздушных сил. Она насчитывает 20 эскадрилий, на вооружении которых состоят самолеты Су-30 (рис. 2), МиГ-21, МиГ-23 и МиГ-29 (рис. 3) различных модификаций (325 единиц) и «Ми-раж-2000» (35 единиц, рис. 4).

Разведывательная авиация включает две эскадрильи (16 самолетов), оснащенные самолетами-разведчиками МиГ-25 (восемь), а также устаревшими самолетами «Канберра» (восемь).

Истребительная авиации ПВО представлена одной авиационной эскадрильей самолетов МиГ-29 (21 единица).

В состав вспомогательной авиации входят подразделения транспортной авиации, самолеты связи, правительственная эскадрилья, а также учебно-боевые и учебные эскадрильи. На их вооружении находятся: 25 самолетов Ил-76,105 Ан-32 (рис. 5), 40 Do-228 (рис. 6), два Боинг 707, четыре Боинг 737,120 НJT-16 «Киран-1», 50 HJT «Киран-2» (см. цветную вклейку), 38 «Хантер», а также вертолеты 80 Ми-8 (рис. 7), 35 Ми-17, десять Ми-26,20 «Читак». Кроме того, в ВВС имеются три эскадрильи боевых вертолетов Ми-25 (32 единицы).

Аэродромная сеть. По данным зарубежной печати, на территории страны расположены 340 аэродромов (из них 143 с искусственным покрытием: 11 имеют взлетно-посадочные полосы длиной свыше 3 000 м, 50 - от 2 500 до 3 000 м, 82 - от 1 500 до 2 500 м). В мирное время для базирования боевой и вспомогательной авиации выделено около 60 аэродромов различных классов, основными из которых являются следующие: Дели, Сринагар, Патхан-кот, Амбала, Джодхпур, Бхудж, Джамнагар, Пуна, Тамбарам, Бангалор, Тривандрум, Агра, Аллахабад, Гвалиор, Нагпур, Калайкунда, Багдогра, Гаухати, Шиллонг (рис. 8).

Подготовка и переподготовка личного состава ВВС осуществляются в учебных заведениях, входящих в состав учебного командования военно-воздушных сил, которое готовит специалистов для всех родов авиации, штабов, учреждений и служб ВВС. Летчики, штурманы и бортрадисты проходят подготовку в летном колледже ВВС (г. Джодхпур). В это учебное заведение принимаются выпускники авиационного отделения академии национальной обороны и национального кадетского корпуса. По его окончании курс обучения продолжается в одном из учебных крыльев учебного авиационного командования, после чего выпускникам присваивается офицерское звание.

Противовоздушная оборона Индии носит в основном объектовый характер. Главные ее усилия сосредоточены на прикрытии от воздушного нападения наиболее важных военных объектов, военно-промышленных и административных центров. Силы и средства противовоздушной обороны включают подразделения истребительной авиации ПВО, комплексы зенитных управляемых ракет, пункты и центры управления, а также средства обнаружения, обработки и передачи данных, обеспечивающие все компоненты системы ПВО необходимой информацией.

В настоящее время вся территория Индии разделена на пять районов ПВО (Западный, Юго-Западный, Центральный, Восточный и Южный), границы которых совпадают с зонами ответственности соответствующих авиационных командований. Районы ПВО делятся на секторы. Сектор является низшей территориальной единицей ПВО, в пределах которой осуществляется планирование боевых действий, а также руководство силами и средствами ПВО.

Рис. 7. Группа транспортно-десантных вертолетов Ми-8

Основная организационная единица противовоздушной обороны - крыло ЗУР. Как правило, оно состоит из штаба, двух - пяти огневых эскадрилий ЗУР и технической эскадрильи.

Оперативное управление силами и средствами ПВО осуществляется на трех уровнях: оперативный центр ПВО Индии, оперативные центры районов ПВО, центры управления и оповещения секторов ПВО.

Оперативный центр ПВО является высшим органом управления противовоздушной обороной страны, который занимается сбором и обработкой данных о воздушной обстановке и ее оценкой. Во время ведения боевых действий он выдает целеуказания районам ПВО, осуществляет руководство распределением сил и средств районов с целью отражения воздушного нападения на наиболее опасных направлениях.

Оперативные центры районов ПВО решают следующие задачи: оценивают воздушную обстановку, руководят силами и средствами ПВО, организуют перехват воздушных целей в зоне своей ответственности.

Центры управления и оповещения секторов ПВО являются основными органами управления в системе противовоздушной обороны. В их функции входит: наблюдение за воздушным пространством, обнаружение, идентификация и сопровождение воздушных целей, передача сигналов оповещения, объявление тревог, передача команд на подъем в воздух истребителей и наведение их на цель, а также передача целеуказаний и команд на открытие огня зенитными ракетными комплексами.

Для наблюдения за воздушной обстановкой на территории Индии развернута сеть стационарных и мобильных радиолокационных постов. Обмен данными между ними и центрами ПВО осуществляется с помощью кабельных линий, систем тропосферной и радиорелейной связи, а также автоматизированной системы управления ВВС Индии.

На вооружении эскадрилий ЗУР состоят 280 пусковых установок ЗРК С-75 «Двина» и С-125 «Печора».

Рис. 8. Расположение основных авиабаз ВВС Индии

Оперативная и боевая подготовка военно-воздушных сил Индии направлена на повышение уровня подготовки органов управления всех степеней, боевой и мобилизационной готовности авиационных объединений, соединений и частей, поддержание их в высокой степени боеготовности, а также на совершенствование форм и способов применения авиации, сил и средств ПВО в современной войне. При этом в условиях ограничения правительством финансовых потребностей вооруженных сил командование ВВС в целом обеспечивает выполнение основных плановых мероприятий боевой подготовки главным образом за счет комплексного подхода к организации их проведения и оптимизации состава привлекаемых сил и средств. Учитывая, что индийское руководство рассматривает Пакистан в качестве главного вероятного противника, большинство учебно-боевых мероприятий Западного, Юго-Западного и Центрального авиационных командований ВВС Индии проводится на фоне обострения обстановки на индийско-пакистанской границе с последующим перерастанием пограничного конфликта в полномасштабные боевые действия.

Развитие военно-воздушных сил. Военно-политическое руководство Индии уделяет постоянное внимание развитию ВВС и повышению их боевых возможностей. В частности, сил предусматривается дальнейшее совершенствование их организационной структуры и повышение боевых возможностей, качественное улучшение самолетного парка и развитие аэродромной сети, широкое применение средств РЭБ, а также внедрение автоматизированных систем управления. Командование ВВС считает необходимым продолжить принятие на вооружение многоцелевых истребителей Су-30И, активизировать реализацию программы модернизации морально устаревших истребителей типов МиГ-21 и МиГ-23, определиться с поставкой из Франции 10 самолетов «Мираж-2000», а также при содействии британских специалистов приступить к производству на индийских авиапредприятиях модернизированных тактических истребителей «Ягуар». К числу приоритетных национальных программ, реализуемых в настоящее время, относятся разработка опытных образцов легкого боевого самолета, легкого боевого вертолета, ЗРК ближнего действия «Тришул» и средней дальности «Акаш».

В целом, по оценке индийского командования, выполнение плана модернизации ВВС позволит значительно повысить боевые возможности этого вида вооруженных сил и привести его в соответствие с требованиями национальной военной доктрины.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте



Loading...Loading...