Дальше и точнее. Стрельба подкалиберной круглой пулей


После победы Октября на Украине была разрешена охота с любым охотничьим оружием. Но то время быстро прошло, и уже в 1970-х годах встал вопрос о производстве меткого выстрела пулей. Ситуация с охотничьим хозяйством была такова, что стрелять было по чему, но вот чем?

Нарезным оружием пользовались только особы, «приближенные к императору», а простые люди, увидев в торговой сети пули в скудном ассортименте и сомнительного качества, бросились изобретать для имеющихся на руках гладкостволок собственные. Так и появилась в числе первых пуля Майера, а вслед за ней и все остальные, ныне уже забытые БС, БСК, Бублия, Астафьева и др. Каждый, кто что-то выточил на станке или отлил в самодельную форму, писал об этом в единственном массовом (тираж 400 тыс.!) журнале «Охота и охотничье хозяйство».

Вспомнили и старые пули, изобретенные еще покойными Яканом, Вицлебеном или князем Ширинским– Шихматовым. А сколько было всяких таблиц, фотографий мишеней и рассказов об удачных поражениях живучих кабанов и медведей! Я не касаюсь конкретных пуль тех времен, их очень много и до сих пор еще выпускаются типа Якана, Бреннеке, Ильина, Майера, круглая, «Кировчанка», «Стрела», «Диаболо», Блондо, Рубейкина. Охоты тогда были преимущественно коллективные, а это в основном - облава, и точно бьющее ружье обеспечивало успех, так как далеко стрелять не надо, а останавливающее действие 12-го или 16-го калибра при массе пули в 25-35 г, вполне достаточно. Тем более что через «железный занавес» просочились сведения, что в некоторых районах (штатах) даже такой стреляющей страны, как США (нас, помню, пугали тем, сколько в США оружия на душу населения, включая грудных младенцев), на крупных зверей любят охотиться со специальным гладкоствольным оружием. В чем была «специальность»? Короткий - 50-60 см - ствол цилиндрической сверловки c винтовочными прицельными приспособлениями. Используют тяжелую пулю грамм около 40 типа «Бреннеке» или Ширинского-Шихматова и получается неплохо.

Мои опыты


У меня был подобный ствол. Один из стволов моего «Браунинга Авто-5» (других автоматов у нас в то время и не было) был как раз «цилиндр» длиной ровно 60 см, правда, без целика, да и мушка была обычная. Картечью этот ствол стрелял хорошо. А пулей? И какой? Рассматривая таблицы в журнале, убеждался, что объективно у всех существует разброс, а субъективно каждый автор говорил, что именно его пуля имеет наименьший.

Вспомнилась классическая круглая пуля, не «Спутник» с поясками. А что? Ствол без чока, можно попробовать и калиберную. Потом широко рекламировалась пуля Майера (1-й образец). Подобрались и несколько самодельных пуль колпачкового типа разных вариантов - развлекались ребята из нашего охотколлектива, и точеные типа Блондо и Мак-Элвина, и бывшие тогда в продаже «фабричные» Бреннеке и Ильина. Естественно, было снаряжено по пять патронов каждого вида, да еще и с запасом - в общем, накопили чемоданчик патронов. Как-то уже в отпуску в охот-сезон, не торопясь, с несколькими свидетелями, я отстрелял эти патроны. Не скажу, что я классный стрелок, да и оптики у меня не было (о коллиматорах и лазерных целеуказателях мы тогда и не слыхали), но я приспособил некое подобие целика на переднюю часть ствольной коробки, причем довольно удачно. И что?

Наверняка сказался хоть и однообразный, но не соответствующий конкретной пуле способ снаряжения - но ни одна пуля меня не обрадовала. На расстоянии около 50 м (измеряли, естественно, шагами) некоторые пули дали разброс в 60 см, причем проходили откровенно боком, некоторые уходили в сторону, но больше вверх или вниз.

Лучшие результаты показала пуля Майера, хотя в серии и было два овальных отверстия, но группа была довольно плотная, закрывалась ладонью, при этом ушла сантиметров на 20 вверх. В группе Бреннеке три отверстия даже коснулись друг друга, но вся группа ушла сантиметров на 30 вниз. Я понял, что с такой стрельбой попасть трудно даже в крупную цель. После некоторых усовершенствований и подбора параметров снаряжения патрона получилось, что пуля Ильина, посаженная на специальный разрезной точеный деревянный ложемент, дала приемлемую точность при разбросе около 10 см. Такая сложность выбора боеприпаса получилась потому, что свинцовая тяжелая пуля в момент выстрела под действием силы инерции осаживается в гильзе и деформируется так, что уже на вылете не имеет той красивой формы, которая была изначально, плюс конструктивные особенности.

Пуля Майера, по определению, должна получать вращение в полете от потока набегающего воздуха, но наружные наклонные ребра частично сминаются при прохождении чока, а внутренний канал сперва закрыт пыжом, а потом, после вылета пули - аэродинамической пробкой до тех пор, пока скорость не упадет ниже звуковой. Но за это время она уже может быть повернута боком под воздействием случайных факторов, не говоря уже о точности изготовления и потере формы в момент выстрела. Кстати, очень изящная пуля БС с криволинейными каналами для раскручивания, еще в стволе превращается в бесформенный комок свинца. Пули старого классического типа времен Бутурлина и Ивашенцева давали хорошие результаты именно с навеской дымного пороха с его низкими давлениями.

Но коллеги-охотники методом проб и ошибок, взяв за основу полюбившуюся им по интуиции пулю, все-таки за сотню-вторую пробных выстрелов добивались приемлемого результата. Странно было другое: например, хорошо подобранный патрон к ТОЗ-34, заряженный пулей, например, «Диаболо», давал никудышный результат в другом таком же ружье. И это бич всех пуль - нужно было пристреливать конкретный ствол. Хорошо, если бы один, как в моем случае, но тогда помп и полуавтоматов было крайне мало, а двустволки не хотели стрелять в одно место (я не говорю - точку) из обеих стволов. В конце-концов появилась пуля Полева-1. У некоторых и она стреляла плохо.

Но если пуля снаряжалась точно по инструкции, то результат был замечательный. Мой товарищ, прекрасный стрелок (не то что я), на 100 больших шагов из МЦ 21-12, на спор разбивал четыре кирпича из пяти, причем кирпичи, по которым велась стрельба, были не совсем целыми - правда, ему я также сделал микроцелик. А при стрельбе с упора на 50 м пробоины практически касались друг друга. Другой мой товарищ добился высоких результатов, тоже из МЦ 21-12, пулей Бреннеке. Для этого он сразу закупил их в большом количестве и привел к одинаковому в пределах 0.1 г весу, снимая равномерно свинец между ребрами пуль. Кроме того, специально для пуль у него был порох «Сокол» одной партии и снаряжение производилось очень тщательно. При этом, хотя уже и были отдельные кустарные полиэтиленовые обтюраторы, на порох, в числе картонных, он ставил одну прокладку из 3-миллиметровой резины (автомобильная камера), а пороха брал меньше, чем указано на банке. Представление об эффективности пуль вообще дает случай добычи нашим коллективом в кировоградских лесах рекордного кабана за 300 кг. Секач выходил из загона, поднимаясь в зарослях на просматриваемом отроге яра к его вершине, и с обеих сторон по нему сверху вниз стреляли все, кто мог (несколько мешало мелколесье, от которого пули изменяли полет). Остановила его только пуля между глаз, а вытаскивали его из яра и разделывали до темноты. При снятии шкуры под ней и в калкане обнаружилась хорошая пригоршня заросших картечин и пуль, которые зверь наполучал за свою долгую жизнь. Мясо, кстати, было совершенно несъедобным, от него отказывались даже привычные лесниковские собаки.

Современная ситуация


Теперь, слава Богу, все кто имеет средства, могут себе позволить нарезное оружие. Выбор огромный, да охоты теперь не те. Стрельба пулей из гладкого ствола, однако, актуальна до сих пор, хотя бы в смысле универсальности ружья. Нужно признать, что зарубежные производители оружия на упреки типа: «…А что это у вашего «Меркеля» нижний ствол бьет пулей в одно место, а верхний в другое», - отвечают, что это ружье дробовое, притом под мелкую дробь (или, наоборот, крупную) и для стрельбы пулей не предназначено. В тройниках того же «Меркеля» стволы состреливают таким образом, чтобы все они били в круг диаметром 7 см на определенной дистанции - 35 м, гладкие стволы при этом проверяются пулей Бреннеке. Российские производители такого не говорят, но разброс пуль при стрельбе из обеих стволов очень большой (за редким исключением). Объяснить это потребителю невозможно. Вместе с тем, даже нарезные двуствольные штуцера имеют какой-то стабильный разброс (например, такой: правый - в центр, а левый - вниз влево на 5 см, и это при соответствующей пристрелке).

Сейчас при наличии оптики (для этого вида стрельбы достаточно хорошего коллиматора) и при наличии эксклюзивных импортных пуль «Совестр», Гуаланди, Бреннеке можно добиться на 50-100 м достаточно стабильных результатов. Для охотника это самое главное - так как дает уверенность в выстреле.

При этом если патроны «Совестр» стоят порядка 20-25 грн, то патрон с пулей Гуаланди или даже Бреннеке значительно дешевле. Но это фирменные патроны.

К сожалению, нельзя сказать такое о патронах домашнего снаряжения. В эпоху развивающегося капитализма, когда контроля за качеством на государственном уровне уже нет, а все отдано на откуп совести изготовителя, качество пуль для гладкоствольного оружия ужасное, и патроны, даже снаряженные фабричным способом нашими, СНГовскими заводчиками, не идут ни в какое сравнение с фирменными. Только пуля Полева производится несколькими артелями: продукция внешне одинакова, а боя не дают, не то что раньше, когда ее производил только Кировский завод.

Особая нарезка


Все вышесказанное характерно для обычных стволов. Нарезка «Сюпра» создана для разброса дроби и уже на 25 м дает в дробовой осыпи в центре явную непоражаемую зону. Так как такая нарезка соответствует штуцерной, то казалось бы, ей и карты в руки при стрельбе пулей: бери любой кусок свинца и получишь результат. Куда там! В то время, когда мы забавлялись поисками оптимальных снарядов к своим дробовикам, нам попалась родная двустволка фирмы «Сюпра», чей правый ствол имел такую нарезку. Обрадованные, мы снарядили два десятка патронов пулями Бреннеке (которые уже хорошо себя показали) и «колпачковой» пулей весом 32 г. При стрельбе с рук без специальных прицельных приспособлений результат Бреннеке был даже хуже, чем из обычного получока, колпачок дал рассеивание около 10 см на 35 м. Больше мы к этому вопросу не возвращались.

С насадкой «парадокс» ни я, ни мои знакомые опытов не производили, но из печатных материалов известно, что пристрелка его тоже не всегда удается. То, что пуля Гуаланди дает хороший результат при стрельбе из парадокса, - так она и в чоке дает аналогичный. Кстати, все современные пули конструируются с учетом чока в 1 мм для 12-го калибра.

Хорошо сконструированной, доведенной в производстве пулей, выпущенной уважающей себя фирмой, варьируя условия снаряжения, можно добиться приемлемого боя по кучности и резкости для конкретного ствола.

Желательно, чтобы и ствол был хороший, и чтобы он был один. То же касается и фирменных патронов известных производителей. Но с патронами сложнее - возможно, с первого раза конкретный патрон не даст положительного результата. Но при его достижении ваше ружье будет успешно конкурировать для быстрой стрельбы на дистанции до 50 м с «Блазерами» и «Манлихерами». Именно на этой дистанции важна прикладистость привычного ружья.

Пределом стрельбы пулей с гладкого ствола будет дистанция около 100 м при наличии хороших прицельных приспособлений вроде коллиматорного прицела. На более дальней дистанции выстрел уже неуверенный ввиду большого снижения траектории и разброса.

Спортивная стрельба уже давно входит в программу Олимпийских игр. Однако она бывает разной. Кроме того, для разного оружия существуют свои нормативы. Попробуем разобраться в разновидностях и особенностях такого вида спорта.

Что такое «спортивная стрельба»?

Это Олимпийский вид испытаний участников на меткость. То есть каждый спортсмен показывает уровень владения оружием (огнестрельным или пневматическим), а также свое мастерство. Такая стрельба имеет свои нормативы и оценки, по которым и определяется лучший участник.

Естественно, она требует регулярных тренировок. Место их проведения зависит от типа стрельбы: в закрытом помещении или на открытой местности. Кроме того, во время занятий необходимо строго соблюдать все правила безопасности, чтобы не поранить себя или окружающих.

Разновидности представленного вида спорта

Теперь можно разобраться в том, какие виды стрельбы бывают, а также какое оружие при этом используется. Итак, данное занятие можно классифицировать так:

;

Стендовая (на открытой местности с использованием мишеней-тарелочек);

Арбалетная;

Стрельба из лука;

С колена. Здесь винтовка тоже удерживается обеими руками. При этом один локоть упирается на колено.

Лежа. В этом случае основной упор приходится на локти. А еще спортсмен использует специальный коврик. Эта поза является самой удобной и устойчивой.

Естественно, во время стрельбы участник должен быть сосредоточен, целеустремлен и внимателен. Чем ближе к центру мишени он попадет, тем выше балл заработает.

Что такое и какие ее виды бывают?

Главной ее особенностью является то, что проводится она на открытой местности. В этом случае мишень не стоит на месте, а двигается и имеет необычную форму тарелки. В качестве оружия чаще всего применяется ружье. Заряжается оно дробовым патроном.

Стрельба пулевая предусматривает несколько типов стендов:

Круглый. Его особенностью является то, что участник может почувствовать себя настоящим охотником. Стенд представляет собой небольшую круглую площадку, на которой располагается 7 мест для стрельбы. Возле первого и седьмого стоят две башенки, на которых стоят машины, метающие мишени. Особенностью такой стрельбы является то, что участник должен постепенно переместиться с 1-й на 7-ю позицию. При этом он должен попасть в 25 мишеней.

Траншейный. Такая площадка имеет большую ширину и длину. В ней располагаются метательные машинки и место для судьи. При этом позиции для стрельбы располагаются полукругом на одной линии. Следует также отметить, что использовать такой стенд целесообразно только в том случае, если метательных машинок не менее 15 штук.

Дубль-трап. Особенностью этого стенда является то, что участник должен сбить две мишени, которые вылетают из машинки одновременно.

Спортинг. Этот тип стендовой стрельбы отличается различными траекториями полета тарелок, неодинаковыми расстояниями. Кроме того, вы дополнительно можете целиться в мишени, которые двигаются по земле. Поэтому этот тип стрельбы является самым сложным.

Особенности мишени для стендовой стрельбы

Она представляет собой небольшую по диаметру тарелочку, которая изготавливается из природных материалов: известнякового порошка и расплава пека. Она имеет яркий оранжевый цвет, чтоб ее было видно на улице. Кроме того, можно проверить, насколько качественной является мишень. Для этого просто ударьте по ней небольшим металлическим прутиком. Если тарелочка звенит, значит, все в порядке.

Мишени для стендовой стрельбы обладают небольшой массой, которая не должна превышать 105 г. Следует отметить, что на финальных соревнованиях применяют особые тарелочки, покрытые светящимся порошком (флуоресцентным). Дело в том, что в этом случае стрельба становится очень красивой и зрелищной.

Качественная мишень должна вылетать из машинки целой. Диаметр тарелочки не должен превышать 11 см. Нужно сказать, что одна мишень используется только один раз. При этом совершенно не важно, попал ли в нее стрелок. В соревнованиях участник дает команду, после чего тарелочка вылетает из машинки. Далее - дело техники и мастерства.

Разновидности мишеней для пулевой стрельбы

Теперь следует разобраться, во что нужно целиться, если вы используете винтовку или пистолет. Мишень для стрельбы может быть разной:

Электронной. Такой тип изделий применяется только на соревнованиях высокого уровня: чемпионатах, Олимпийских играх. При этом сама мишень не пробивается насквозь. Качество и положение пробоины определяются акустически или оптически. Иногда используются оба способа одновременно.

Печатной. Этот тип мишеней является самым распространенным. Он применяется во время тренировок. Изготавливается подобная мишень из прочного материала, на котором остается четкая пробоина. Естественно, после тренировки такое изделие больше не пригодно для использования.

Механической. Такой тип мишеней применяется как на тренировках, так и на соревнованиях.

Особенности стрельбы в тире

Оружие никогда не было безопасным изделием, даже если вы не будете использовать боевые патроны. Стрельба в тире - это особый процесс. Здесь вы должны быть максимально осторожными, так как находитесь в закрытом помещении. Его достоинством является то, что вы можете не отвлекаться на посторонние раздражители, ведь в тире созданы все условия для спокойной стрельбы.

Однако во время тренировки вы обязаны быть спокойными и уравновешенными. Кроме того, все выстрелы производятся под контролем более опытного человека. При этом ни в коем случае нельзя находиться в зоне, где висят мишени. Кроме того, не разрешается направлять оружие на людей или в какую-либо другую сторону от цели. Оружие, которое вы взяли, нельзя передавать никому.

После того как стрельба заканчивается, нужно внимательно проверить оружие на наличие патронов в магазине и стволе. Перезарядка производится только на огневом рубеже. После тренировки оружие сдается инструктору или человеку, ответственному за него.

Одним из недостатков двуствольных ружей является то, что средняя точка попаданий при стрельбе пулей из одного ствола (при постоянном прицеле) не совпадает со средней точкой попадания при стрельбе из другого. Иногда эта разница между точками столь существенна, что ее необходимо учитывать при наведении оружия в цель даже на расстояниях до 30 м.

Многие охотники, особенно начинающие, не совсем верно представляют себе баллистические особенности пулевого выстрела из двуствольного ружья . Зная из литературы, что оси стволов пересекаются на расстоянии 35 м от дульного среза, и предполагая, что пули следуют согласно этих осей , охотники нередко слепо полагаются на верность стрельбы по планке и мушке. В действительности дело происходит не всегда так.

В момент выстрела пулей из правого ствола ружья с горизонтальным расположением стволов направление силы отдачи будет действовать вдоль оси канала ствола назад. И если мысленно продлить ее направление вдоль ложи, то мы увидим, что находится она вверху и справа от центра противодействующего ей затыльника, упирающегося в плечо стрелка. На рис. 1 показано направление сил, которые и приводят к выбросу стволов оружия вверх и вправо. Подобное изменение направления оси канала ствола после выстрела называется углом вылета . В данном случае этот угол будет не строго вертикальным, а с боковым отклонением.

На рисунке показано несовпадение пробоин пуль на мишени с точкой прицеливания . Справа от черного круга диаметром 10 см пять пробоин, полученных при стрельбе из правого ствола; слева из левого ствола. Расстояние между средними точками попаданий 28 см. Прицел в обоих случаях был постоянным: в 15 см от казенного среза строго по центру планки устанавливался целик с полукруглой прорезью; мушка при прицеливании наводилась в центр круга мишени. Стрельба производилась в закрытом тире при температуре +20 С, лежа, с мягкого упора на дистанции 50 м из ружья ИЖ-58 12 калибра весом 3,15 кг. Патроны снаряжались круглыми пулями весом 29,3 г и зарядом пороха Сокол 2 г.

Величина боковых отклонений при выстреле может быть большей или меньшей и зависит в первую очередь от того, какого качества стволы и как они спаяны (на каком расстоянии пересекаются их оси), от веса ружья, его баланса, величины отвода ложи в сторону, ее длины, толщины шейки, мощности патрона (веса порохового заряда и пули).

Стреляя из того же ружья ИЖ-58 более тяжелыми пулями весом 34 г и пороховым зарядом Сокол 2,3 г, получили средние точки попаданий из обоих стволов, находящиеся на расстоянии друг от друга в 34 см.

При стрельбе пулей из гладкоствольных ружей с вертикально расположенными стволами наблюдается несколько иная картина. Если мы мысленно продлим направления сил отдачи вдоль осей обоих стволов, то увидим, что находятся они на различных расстояниях от точки приложения, то есть центра затыльника. При выстреле из нижнего ствола (рис. а) расстояние это будет меньшим, что приведет к меньшему углу вылета. При выстреле из верхнего ствола расстояние будет большим и угол вылета большим. На рис. показано расположение пробоин на мишени при стрельбе из ружья модели ТОЗ-34 весом 3,1 кг. Внизу черного круга пробоины, полученные при стрельбе из нижнего ствола, вверху из верхнего. Условия стрельбы, установка прицела, расстояние, заряд и снаряд патрона были такими же, как и при стрельбе из ружья ИЖ-58. Расстояние между средними точками попаданий было равным 24 см.

Как видно на рисунках, расстояния между средними точками попаданий существенны. Но при этом нельзя считать, что каждое ружье даст именно такие результаты стрельбы пулей , как это показано на мишенях. Величины несовпадений могут быть большими или меньшими, точка прицеливания вполне может совпадать со средней точкой попадания при стрельбе из одного ствола и далеко не совпадать со средней точкой попадания при стрельбе из другого. Вариантов может быть столько, сколько и ружей. Поэтому каждое ружье требует тщательной индивидуальной проверки боя пулей на нескольких наиболее вероятных при охоте на крупного зверя дистанциях.

Сложность заключается в том, что, проверив бой своего ружья и убедившись, что средняя точка попаданий при стрельбе из одного или из обоих стволов не совпадает с точкой прицеливания, вы бессильны что-либо предпринять для устранения этого недостатка . Чтобы его устранить, стволы нужно с большим знанием дела перепаять, за что, пожалуй, не возьмется ни один ружейный мастер, так как не может гарантировать удачного конечного результата. Единственное, что остается охотнику, это стрелять с поправками, что, согласитесь, весьма неудобно. Некоторые охотники частично решил эту проблему следующим образом. На ружье устанавливаются самодельные быстросъемные мушка и прицел, при которых точка прицеливания совпадает со средней точкой попадания одного из стволов. Это позволяет выполнить первый выстрел наиболее прицельно, но второй приходится производить с поправкой, что в экстремальных условиях не всегда удается.

Подобный недостаток должен быть устранен еще на заводах, производящих оружие. Средние точки попаданий при стрельбе из обоих стволов должны совпадать с точкой прицеливания. В ином случае оружие просто не должно поступать в продажу. Каждое охотничье ружье должно тщательно проверяться стрельбой в заводском тире определенной серией пулевых патронов. Для этого как нельзя лучше подходит пуля Полева , дающая наименьший поперечник рассеивания, а именно при стрельбе на дистанции 50 м из ствола со сверловкой получок рассеивание пуль на мишени не превышает, как правило, диаметра 10 см, при стрельбе из чока 15 см. Значит, общий поперечник рассеивания пуль при стрельбе из обоих стволов пулей Полева на указанной дистанции не должен превышать 15 см, а точка прицеливания совпадать, со средней точкой попадания. В том случае, если результаты отстрела соответствуют данным требованиям, мишень с результатами отстрела должна подшиваться в ружейный паспорт. Если же результаты не соответствуют требованиям, то стволы должны быть перепаяны.

Как утверждает охотничья литература, наши охотничьи двуствольные ружья пригодны как для стрельбы дробью, так и пулей . Но на поверку очевидно, что более пригодны они все-таки для стрельбы дробью и гораздо меньше пулей . Но по своей значимости коллективные охоты на крупного зверя более ответственны, чем охоты с применением дроби. Качество двустволок как пулевого оружия явно заставляет желать лучшего . Утверждаю это не только по результатам отстрела личного оружия. Часто приходится помогать в выборе ружей молодым охотникам, а затем отстреливать их в тире. Иногда приходится осматривать пятьвосемь ружей, чтобы выбрать одно с более или менее пригодными для стрельбы пулей стволами .

Необходимо сказать и о чрезмерно тугих усилиях спусковых крючков. В литературе указывают следующие усилия спусков для охотничьих ружей: для переднего 1,5-1,7 кг, для заднего 1,7 — 1,9 кг. В действительности спуски большинства рядовых ружей превышают усилия в 2 кг. Можно встретить усилия спусков и в 3 кг, что совсем неприемлемо. Такие усилия с большой натяжкой могут быть пригодны при выстреле дробью, при котором можно дернуть спусковой крючок, но все же за счет широкой осыпи дробового снаряда попасть в цель. При пулевой же стрельбе нажим на спуск приобретает совершенно иной смысл. Нажим должен быть правильным, а именно таким, при котором не сбивается наводка оружия в цель. Охотникам знакомо это чувство, когда оружие уверенно удерживается в точке прицеливания, но как только начинаешь нажимать на спусковой крючок, оно начинает совершать резкие колебания, стрелять при которых бессмысленно.

Возросший интерес охотников к облавным охотам на крупного зверя должен способствовать созданию более совершенных моделей оружия и боеприпасов. Новые удачные типы пуль, предназначенные для гладкоствольных ружей , явное тому подтверждение. Хотелось, чтобы и оружейники, не уповая на всевозможные допуски, сказали свое веское слово. Прежде всего нужно учитывать условия, при которых производится охота в нашей стране. И если за рубежом не только крупные, но и средние виды охотничьих животных отстреливают из нарезного оружия, то у нас для подавляющего большинства охотников такая охота возможна только с применением гладкоствольного оружия .

Почему же доступную нам гладкостволку не сделать более совершенной для стрельбы пулей?

Ждем ваших отзывов и комментариев, присоединяйтесь к нашей группе ВКонтакте!

freeride 23-06-2008 01:03

Ув. господа, подскажите пожалуйста, с какого дульного сужения лучше (правильней) стрелять пулей, чок или получок.

Петрусь 23-06-2008 06:06

какая пуля - такое и сужение. нужно посмотреть, проходит ли тело пули через дульное сужение... проходит - стрелять можно. нет - лучше не рисковать. А вообще любой подкалиберной пулей можно стрелять с чока - на то она и подкалиберная А вообще в наставлении по снаряжению пули написано какое сужение приемлимо...

quote: (правильней)

а с какого лучше полетит - с того и правильней.

Maksim V 23-06-2008 08:42

quote: чек или получек

Да без разницы, дело привычки, я всегда стреляю пулей с чока.

oleg7213 24-06-2008 12:22



вообще любой подкалиберной пулей можно стрелять с чока - на то она и


Не сосвсем так. Подкалиберная просто допускает стрельбу с дульным сужением до 1 мм.Основное назначение в другом.

Maksim V 24-06-2008 12:29

quote: Не сосвсем так. Подкалиберная просто допускает стрельбу с дульным сужением до 1 мм

Если с 12 кал стрелять пулей 16 кал, то до 1,25мм можно.

oleg7213 24-06-2008 12:35

Можно и некоторыми калиберными, но подкалиберная пуля пришла в гладкоствол из военной артилерии и главное назначение это более высокая скорость и пробивная способность при одинаковых стволах и зарядах.

Петрусь 24-06-2008 03:39

также некоторыми калиберными можно стрелять с чока... просто они имеют ребрышки, которые сминаются чоком во время выстрела... главное чтоб тело пули через чок проходило...

GPMS 25-06-2008 19:10

А у меня один ствол... циллиндрической сверловки, я вообще ничем не заморачиваюсь

ev011 26-06-2008 21:00

Если ствол со сменными чоками, то смотри инструкцию к ружью. А если ствол с фиксированным чоком, то без разницы, лишь бы точно стрелял. Единственное условие для пули Полева, она лучше летит из полного чока.

Ky3much 29-06-2008 15:21

ТЕПО ПУЛИ Т.Е ЕЁ (СВИНЦОВАЯ ЧАСТЬ) ПРОХОДИТ А АБТЮРАТОР НЕТ

кузя 03-07-2008 02:03

Давление прикиньте
Если уж там свинец осаживается, то какой к лешему полиэтилен

oleg_r 13-08-2008 12:09

Пуля калиберная "Gualandi".
Эта пуля относится к пулям стрелочно-турбинного типа. Она имеет тяжелую головную часть и легкий хвостовик-стабилизатор, являющийся одновременно обтюратором, который избавляет пулю от опрокидывания и кувырканий в воздухе.

Пуля "Gualandi" имеет по бокам 2 спиральных ребра, а также 2 ведущих пояска, благодаря которым она хорошо центрируется в стволе. Пояски в чоке легко обжимаются, и пуля получает точное направление, не создавая опасности для ствола. Передний ведущий поясок имеет диаметр 18,5 мм, задний - 17,5 мм, диаметр тела пули - 15 мм.

Пуля - проникающего действия, изготовлена из свинцового сплава повышенной твердости. Пуля может использоваться в ружьях с дульным сужением до 1 мм включительно.

oleg_r 13-08-2008 12:18

Поскольку предпочитаю эту фирму, то информация с их же сайта.
http://www.glavpatron.ru/prod.php?l=1&part=12

Для 76 патронника давление допустимо до 918 бар, так что делайте выводы.

Испытания проведены с использованием баллистического ствола со следующими основными характеристиками:
* длина ствола - 700 мм;
* дульное сужение - 1 мм;

Патрон 12/20/70, пуля «GUALANDI», 32 гр
* масса заряда - 2,05 гр;
* порох - М92S
P1 (бар) 680,8

Патрон 12/20/70, пуля "Gualbo", 28.5 гр
* масса заряда - 2,15 гр;
* порох - МВ36
P1 (бар) 693,5

Hunkil 13-08-2008 14:09

quote: Для эрудитов вопрос: зачем для легкой пули делают навеску больше?

Вы посмотрите - в патронах используется разный порох!!!
Скорее всего, там скорости горения разные.

GPMS 13-08-2008 16:39

quote: Originally posted by oleg_r:

Для эрудитов вопрос: зачем для легкой пули делают навеску больше?
Не для стрельбы из чока, а для специальной функции.

oleg_r 14-08-2008 16:42

quote: ИМХО - суть в прогрессивном горении пороха. Малый вес заряда не разгонит легкий снаряд.

Думаю так же. Время прохождения пули по каналу ствола меньше, значит для поддержания постоянного давления требуется или больше пороха, или порох с более высокой скоростью горения.

А насчет стрельбы из чока 1.0 пулей, на выходных сделаю отстрел 5-6 пуль из ИЖ-18
Главпатрон 12/70/20 "Gualandi" 32г порох M92S 2,05г.
Если выживу - значит можно...

oleg_r 17-08-2008 20:41

В общем результаты:
Отстреляны 5 патронов Главпатрон 12/70/20 КАЛИБЕРНАЯ "Gualandi" 32г
ИЖ-18 ЕММ Чок 1.0

Первые две просто для проверки - все в порядке.
Сложилось впечатление, что ствол даже меньше греется при стрельбе пулей.
Дистанция 120 широких шагов, это приблизительно 80-85 метров.
Ещё три - для пристрелки.
Ранее пулей из этого ствола не стрелял, так что 2 пристрелка, 1 зачетный.
Цель - баклажка 1.5 литра - была успешно поражена.
Друг стрелял такой же пулей из МП-153 - попадание сразу.
Наружная насечка хорошо стабилизирует пулю. Ну и, конечно, специфический звук полета вращающейся пули - нечто среднее между ш-ш-ш... и вж-ж-ж-ж...

Общие выводы с рекомендациями - стрелять из чока 1.0 КАЛИБЕРНЫМИ пулями можно:
- из стволов с патронником 76мм и испытанными на давление 918 (1050) бар
(иначе говоря для патронов "магнум") и НЕ "магнум" (с пулей до 32-34 гр)
- пулями, которые проходят через чок БЕЗ УЧЕТА ВЕДУЩИХ ПОЯСКОВ
- подкалиберными любыми.

BOKER 17-08-2008 23:43

quote: Originally posted by Петрусь:
проходит ли тело пули через дульное сужение... проходит - стрелять можно. нет - лучше не рисковать.

по моему, самый правильный подход.
А вообще-то, лучше цилиндр. Если нет цилиндра - только первый вариант.
У меня в "разрешиловке" долго расказывали про то как "Меркель" (новодел) списывали, владелец стрелял калиберной, через что - врать не буду, но был стандартный набор (чок-получок).
Пол-ствола в сторону головы развернуло.

Android_13 20-08-2008 10:46

quote: А вообще-то, лучше цилиндр

из практики - самая лучшая куча у меня получалась калиберной пулей из цилиндра - это факт!

Grey66 20-08-2008 16:10

quote: из практики - самая лучшая куча у меня получалась калиберной пулей из цилиндра - это факт

У меня все с точностью до наоборот. Самая лучшая куча из чёка (Сайга 20С).
Причем почему то круглой пулей. В субботу стрелял различные типы пуль на разных навесках. Самый лучший результат круглая пуля, сунар-35 1,7гр, расстояние 35м, серия из пяти, три отверстия соприкасались, два на 2-3 см от основной кучи.

БЕЛОЯР 20-08-2008 20:49

хорошие результаты.
всё в подробностях, пожалуйста: гильза, пыжи-прокладки...

BOKER 20-08-2008 23:45


Хотя я бы и на стрельбище рисковать не стал.

Grey66 21-08-2008 10:36

quote: а диаметр и вес круглой пули были... ? и способ снаряжения... ?
всё в подробностях, пожалуйста: гильза, пыжи-прокладки...

Диаметр не мерял, по стволу ружья с минимальным усилием проталкивается, вес могу замерить, пули остались еще. Обыкновенные спутники, купленые в ормаге. Гильзы рекорд, все б/у, порох Сунар-35. Навески от 1,6 до 1,9. Обрезанный пыж-концентратор Гуаланди, полтора пыжа ДВП, прокладка пороховая, закрутка. Самыми "точными" оказались патроны с навеской пороха 1,7гр. Насадка чёк. Коллиматор Нить-А, стрелял с рук, вернее не совсем с рук а опираясь левым боком и рукой на машину.
Еще Вятками стрелял, но более эти пули использовать не буду. Нашел перед мишенью пластиковый стабилизатор от Вятки со свинцовым стержнем внутри. Оборвало во время выстрела свинцовый стержень на котором крепится стабилизатор. Теперь понимаю, почему при стрельбе Вятками иногда получаются совершенно дикие отрывы.
quote: Есть у меня смутное подозрение, что с круглыми пульками на охоту-то лучше не соваться. Дядьки взрослые ухи надерут на раз.
Хотя я бы и на стрельбище рисковать не стал.

Я сам уже достаточно взрослый дядька. В коллективных охотах не учавствую, не мое это, всегда охочусь один, ну максимум вдвоем. Круглую пулю использую для пристрелки, ну еще когда по гусям пальнуть с большой высоты.
Для зверовой охоты использую самодельную подкалиберную полуоболочку.

БЕЛОЯР 21-08-2008 22:53

2 Grey66. я так и подумал, что Спутник был за остальную инфу - спасибо. просто интересно. кругляком без поясков стрелял в качестве "попробовать" из 20-ки магнум самолейными подкалиберными диаметром 15,05 мм из получёка, т.е. диаметр сужения - 15,2 мм. тоже разрезал п/к и укорачивал стаканчик до полудиаметра. а взвесить надо для полного представления. я пулелеек наделал от 14,2 мм(для 20-ки, подкалиберная) до 18,15 мм(для 12-го в цилиндр). точнее одну многоместную.
а стабилизатор могло оторвать при попадании, мне почему-то так подумалось. может быть, из-за того что не совсем ровно шла. Вятка тоже не мой вариант, но хаять её не стоит - многим очень и очень она нравится.
а коллиматор Нить-А меня тоже заинтересовал, если можно, то подробности про установку и пользование прошу описать в личку. и про подкалиберную полуоболочку тож!
2 BOKER. риска никакого нет, если понимаешь, что делаешь. в лес с такой пулей только фанатик кругляка может пойти и даже не один.

Grey66 22-08-2008 10:24

quote: а стабилизатор могло оторвать при попадании, мне почему-то так подумалось.

Я стабилизатор со свинцовым стержнем нашел прям перед мишенью, на свинцовом срежне видно было, что он в землю попал. Обратно он никак не мог отскочить, мишень на куске дсп крепил в полуметре над землей.
В 80-90-х годах я сам ничем другим кроме Вятки зверовые патроны не снаряжал. Но то в 12-м калибре было. А в 20-м как ни старюсь, кроме как на 1,4гр Сокола не летит Вятка кучно.

Серж 1 10-09-2008 21:54

Стрелял из Иж-18 ЕМ-М, 12-76, ствол 710, ЧОК, вес 2,65 кг, пластик, упор с колена, дистанция 50 м., пули Полева 1, заряд Сокола 2,1 гр. т.е. на 0,2 меньше чем на банке, пули не взвешивал и не обрабатывал, отдача большая. Фото будет ниже. В перспективе планирую отстрелять Полева 2, 3, 6, ППЦ(Э). Если кто стрелял Полева из чока, то как варьировать навесками Сокола в зависимости от веса пули?

Fishman_77 21-10-2008 18:37

а я вот прикупил калиберную Гуаланди 32гр от Феттера для цилиндра с напором (сужение 0.25 мм) и теперь не знаю шмалять или нет. на пачке написано что производитель не несет ответственности за последствия при стрельбе из стволов с дульными сужениями
вот и думаю теперь надо ли мне оно или нет... если все так безоблачно и безопасно, как здесь говорят, то зачем производитель перестраховывается??

Серж 1 21-10-2008 22:58

Я на пристрелке и охоте стрелял калиберной Бреннеке из получока и из чока. Всё нормально. Затем, перешел на Полева. Гуаланди не лучше Полева, но значительно дороже. Но как говорится хозяин-барин. Удачи.

asoneofus 22-10-2008 15:22

asoneofus 28-10-2008 20:42

Дияблой стреляют и с чёка...

Fishman_77 03-11-2008 13:54

quote: Дияблой стреляют и с чёка...




если стрелок обладает достаточным навыком, то и подкалиберной хватит чтобы завалить зверя. а если нет - то и калиберная не поможет

asoneofus 03-11-2008 14:14

quote: Originally posted by Fishman_77:

ну мало ли кто чем и откуда стреляет...
сминаемых поясков на пуле нет. хотите оторвать насадок?? тогда вперед...
для дульного сужения больше 0.25 мм - только подкалиберная пуля... кто бы что не говорил... если конечно вы бережно относитесь к оружию. ну а если стволы меняете как перчатки, то по барабану чем стрелять.
если стрелок обладает достаточным навыком, то и подкалиберной хватит чтобы завалить зверя. а если нет - то и калиберная не поможет

как это нет? По всей длине спиральный поясок - между головным и донным.
Написано на сайте: для сужений до мм, значит так и есть.

Вопрос в баллансе: ухудшения обтюрации за счёт истирания и разрушения обтюрирующих элементов и нагрузок на ствол

PS Кстати - при чём тут дульные насадки? Речь идёт о том, что необходим напор по всему стволу, а не ствол - цилиндр, а потом несколько см. насадок... От такой схемы толку мало - только смысл "пройдёт-не пройдёт: если мне его свинчивать лень" ...

mefistofel 03-11-2008 16:14

Саш обывателям твои методы и теории сверзточной стрельбы с гладкого не доступны... как и обтюрация пулей... у нас она обтюратором... прокладками и т.д. и т.п... не всем нудна та мегакруть, которой ты нанимаешься, не все могут себе позволить

asoneofus 03-11-2008 16:38

Серёж, тут и для пыжей тот-же процесс: в длинной трубе пыжами обеспечивается обтюрация при циллиндрическоми профиле? Ну тогда сужения не нужны. Итак всё мицуян. А если нет - то нужен напор. В основной массе, когда давления предельные, пули тяжёлые - всё одно, небольшой напор нужен. Тут даже не о супер-пупер вещах речь, а о какчеЗтвенном выстреле ...

mefistofel 03-11-2008 16:45

На счет напора по стволу до 0,7 согласен полностью... но гдеж его взять... единственно что слышал.. ствол на прослабленной оправке выкованный.. начало 18,5 конец 18,2.. но "де юро" 18,2 цилиндр..
хотя хороший обтюратор высокий, эластичный и плотный вопрос решает весьма...

asoneofus 03-11-2008 17:46

де факто боремся ... ЗА 0,25 0,5 серийные равномерные сужения

У лиэнфа вроде 10,4 переходит в 10,3 - конус однака, хоть и слабый

mefistofel 03-11-2008 18:09

да кстать, ты писал что лии энф не прет... снова интнрес возбудился????

Lesha_641 03-11-2008 22:22

Есть пуля "Вятка" 12к вес 32,5 гр, ни в получёк не лезает, подскахите можно ли ей стрелять, сужения чок и получок?

asoneofus 03-11-2008 22:43

пулё вятка стрелять вообще нельзя ...

А к лиэнфу не пропадал... всему своёвремя: восстановить, привести в порядок, оснастка... много работы.

mefistofel 03-11-2008 23:29

вяткой можно из всего.. там и тело полое и ребра здоровенные легко мнуться в сужениях.. у меня из короткого цилиндра 12к вятка нормально летала... но давно ей не стрелял...

Lesha_641 03-11-2008 23:55

а как её снаряжать правильно? какова последовательность, сколько пороха (Сокола) сыпать?

mefistofel 04-11-2008 12:04

а как полетит... начать с 1,9 закончить разумным пределом в 2,4 если у вас не магнум... крутите для начала порох, обтюратор(можно от пк или из затычки 16к прокладка 1 шт картонная пороховая твердая(страховка от прорыва обтюратора и общая прочность конструкции) двп, двп.. прокл... пуля закрутка...
или 1 двп, прокл и звезда...
потом свои рецепты и приемы выработаются, это универсальный...
пуля капризная... со снаряжением придется играть... особливо с навесками... забавно - у меня меньше чем с 2,2 сокола не летит.. точно помню... некоторые стволы ей плюются что не делай... некоторые наоборот любят.... но пуля уже понятно не айс... летит или ужасно, или плохо или удовл... и изредка у подходящих стволов и пытливых умов хорошо(с маленькой буквы шепотом)
это не гуаланди.. которая или удовл, если все совсем плохо(редкость) или хорошо или отлично

так что если что серьезное то лучше вместо 2-х вятк 1-ну гуаланди..., если бабах... то догоро покупать пулю ценой в пол гуаланди для бабаха - надо лить.... так что все против вятки...
но ради попробовать, то можно... вдруг???

Lesha_641 04-11-2008 12:21

да мне тут дедок один отвалил... остатки роскоши... оборудование, 20 вяток, 50 полева1, 130 "Француженок" (так он их называл, а на самом деле точёная пуля 20к), 80кг дроби... порох...сам ушёл из охоты, ружбай продал... возраст уже... фот и кручу

mefistofel 04-11-2008 12:34

хорошее наследство... а пулю точенку фото не выложите тут адля 20к.. интересно....

asoneofus 04-11-2008 12:52

Вятки - как не снаряди: всё равно гуано... Серёга прав, вятка и хорошо - очень редкое явление... Почитай 200 штук перевёл чтобы подтвердить эту истину ...

mefistofel 04-11-2008 02:02

ну эт не француженка, а чистокровная рубейкина.. без вариантов....

Lesha_641 04-11-2008 02:09

я незнаю, он их так называл... стрелять боюсь ими... пока что... "вятку" накрутил... 2,2,_2,1,_2,0,_1,9г сокола через неделю отстреляю!

mefistofel 04-11-2008 02:27

их в пк и все дела... ничего страшного нет...

asoneofus 04-11-2008 12:11




Какие-либо возражения или дополнения будут?

mefistofel 04-11-2008 13:44

Неа... а про дырки от ключа вообще молодца.. это зло о клтором все забывают... поэтому внешние насадки лучше чем ввертыши..

Fishman_77 04-11-2008 22:19

quote: Итак, некоторое резюме по теме....
Оптимально сужение по стволу (не за счёт насадков) - это до 0,25 .. 0,5 мм в зависимости от длины ствола.
Насадки на цилиндр (чок, получёк) - допускают стрельбу почти всеми видами современных пуль (хотя, стоит посмотреть данные у производителя: на всякий случай) но не приводят к каким-либо значимым эффектам.
При этом, насадок не должен иметь прорези под ключ - что влияет на пулевой бой.
Какие-либо возражения или дополнения будут?

будут
по первому высказыванию полностью согласен. а насчет насадков категорически против. если кому то хочется шмалять пулей - открути насадок и вперед. цилиндр для этого и сделан и нехер читать что там пишут производители (а они между прочим предупреждают что не несут ответственности за стрельбу пулей при наличии дульных сужений). если сверловка ствола сама по себе подразумевает наличие сужения - то я еще могу понять. типа там уже ничего не открутишь и стрелять приходится из того, что есть. ну а если съемный насадок, то зачем советовать людям насиловать оружие?? к вещам надо относится бережно и с пониманием

mefistofel 04-11-2008 23:15

Уважаемуй... раскинте теперь мозгой, и подумайте зачем я писал про НАВЕРТЫШИ а не ВВЕРТЫШИ ??? а потаму, что скрутив навертыш имеем чистокровный цилиндричесский ствол без ступенек, переходов и порожков различных... а ввертыши с цилиндром такого уже не дадут... а когда надо сужения то что навертыш, что ввертыш одинакого
пы.сы.: навертыш это внешние сменные насадки - аля сайга
ввертыш внутренние..
насиловать оружие людям никто не предлогает...
внимательнее надо быть или профессионализма не хватает??

Fishman_77 04-11-2008 23:41

quote: а ввертыши с цилиндром такого уже не дадут...

ну и отлично... прикручиваем насадок, снаряжаем подкалиберную пулю и вперед....
я ратую лишь за то, чтобы не агитировать народ за стрельбу калиберными пулями из стволов с дульными насадками... и тут уже совершенно неважно внутренние они или внешние

asoneofus 05-11-2008 01:44

Хмм... о чём сыр-бор не понял
Для разумного человека "не приводят к каким-либо значимым эффектам" рассмотривается как "чего насиловать - свинчу ка насадок от греха подальше" ... ну или "чего свинчивать ради серии... муторно, да и ключа нет - нехай стоитЬ" ...

И незачем ругаццо ...
Итак, резюме:

- Оптимально сужение по стволу (не за счёт насадков) - это до 0,25 .. 0,5 мм в зависимости от длины ствола.
- Насадки на цилиндр (чок, получёк) - допускают стрельбу почти всеми видами современных пуль (хотя, стоит посмотреть данные у производителя: на всякий случай) но не приводят к каким-либо значимым эффектам. Для пулевой стрельбы рекомендуется всётаки снять насадок.
- При этом, насадок не должен иметь прорези под ключ - что влияет на пулевой бой. Некторые прорези под ключ имеют "правильный" сход - специальную обработку, проточку - которая делает гладкую круглую ступеньку по окружности среза пульного выхода
- Следует протестировать ДТК на "правильность" - некоторые изрядно пакостят изменяя траекторию пули (да и сноп дроби тоже отклоняют и изменяют)

Виталий М 05-11-2008 02:11

Вот почёл я темку, да вот так скудостью своей понять и не сдюжал. Братцы, будте ласки, выложте хоть одну фотку стволов с коих пульками калиберными стреляли, кои теперь на заводах делают, хошь с полчоком, хошь с чоком с которыми хоть что либо произошло... Не с разорванными из-за забитости снегом\землицей, а с справными да годным патроном порваные или хучь подутые.
Сам я конечно грешен, палил раз до раздутья чока на 43-м ИЖике, но там и вины то моей почти нет, заводчик-гад, на пульку колечко картонное поклал перед закруткой, шоб красивше значит было... но то вина патрона в подутии.
А Гуаландей и Гризлями Шашковскими(коих я верными зову) палил я не сотню разов с дула с зауженьем в 1,17мм и ничо ему не сталось, токмо освинцовочку счищаю... Так покаже мне кто-нибудь??? Я глядишь и уверую... Понял народ к чему я???

mefistofel 05-11-2008 02:24

я тоже не вижу проблем с сужениями и пулей... минимум ума и т.б. и все ок.... а сломать не то что ствол, и х*р можно... если по дури...
а если нет... 410кал, шар калиберный или лии еще круче по стволу с огромным натягом... и в парадокс и выходят из шара после парадокса gv образные пульки... а из ли пуля с поясками выходит как будто их и не было... и отстреляны тясячи высстрелов и ни у кого от написанного ничего не прошло.... так что то, что часто сцикотно... типа гуаланди 32, чок 1,0... - полный бред, и ненависть к собственной нервной системе...

asoneofus 05-11-2008 08:40


... Понял народ к чему я???

Абсолютно не понял, если честно, типа: чего-то я не так написал? К чему тогда рулады по ствольным сужениям?

Виталий М 06-11-2008 23:51

quote: Абсолютно не понял

Да вот к тому, что не повредит ни одному справному стволу ни одна современно продающаяся в готовом патроне пуля... как полетит - вопрос, а порвать\подуть - нет. А коли подует - вина иль за хозяином, недоглядел на отсутствие препятствий в стволе иль патрош собрал неверно... Так думаю.

asoneofus 07-11-2008 12:30

quote: Originally posted by Виталий М:

Да вот к тому, что не повредит ни одному справному стволу ни одна современно продающаяся в готовом патроне пуля... как полетит - вопрос, а порвать\подуть - нет. А коли подует - вина иль за хозяином, недоглядел на отсутствие препятствий в стволе иль патрош собрал неверно... Так думаю.


Loading...Loading...