Занятие в старшей логопедической группе не тему «Животные жарких стран. Конспект фронтального занятия «Животные жарких стран

Новая лексика

Существительные:

лев, слон, жираф, зебра, носорог, крокодил, антилопа, леопард, верблюд, черепаха, бегемот, обезьяна, кенгуру,

коала, утконос, попугай, гепард, пустыня, джунгли, саванна, Африка, Австралия,

Глаголы:

охотиться, прятаться, скрываться, жить, прыгать, лазать, бегать, убегать, догонять, пастись, опасаться, защищаться,

нападать, подкрадываться.

Прилагательные: полосатый,

пятнистый, быстроногий, медлительный, сумчатый, выносливый, огромный, длинношеий, пушистый.

Диалог

Цели: работать над общими речевыми навыками, развивать диалогическую речь.

СЛОН

— Здравствуй, слон!

Ты что не весел?

Почему ты нос повесил?

Почему твой длинный нос

До земли почти дорос?

Слон подумал и ответил:

— Нос мне очень нужен, дети!

— Вот как? Нужен? А зачем?

— Я ведь очень много ем!

Длинный нос еду берёт

И кладёт мне прямо в рот!

Он поможет мне напиться

И за ветку зацепиться.

Может он служить рукой —

Вот полезный он какой!

Скороговорка

Цели: развивать общие речевые навыки: чёткость дикции, правильное звукопроизношение, правильное голосоведение,

слуховую память.

ХОД игры . Воспитатель предлагает детям соревнование: кто быстрее и правильнее произнесёт скороговорку.

На прогулке говорливая горилла,

Не смолкая, с гориллёнком говорила.

А. Костаков

За гиппопотамом гиппопотам

Топает по пятам.

Л. Улъяницкая

Игра « Подскажи словечко»

Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы.

Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, дети внимательно слушают и договаривают последнее слово.

Раз в глубоком тёмном иле

Рыбку рыбаки ловили,

А к ним в сети угодил

Злой зелёный... (крокодил).

Панцирь крепкий, как гранит,

От врагов он защитит,

И под ним не знает страха

Медлительная... (черепаха).

Слышите могучий топот?

Видите длиннющий хобот?

Это не волшебный сон!

Это африканский... (слон).

Игра «Будь внимательным»

Цель: развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель читает детям стихотворение и просит решить задачу.

СЕМЕЙКА

Шли слоны своей тропою,

Шли сквозь джунгли к водопою:

Папа-слон, слониха-мама,

Дед, слонище преупрямый,

Бабка, слонка-пятитонка,

И внучата, два слонёнка:

Слоник, маленький сынишка,

И его сестра, Слонишка.

Сколько шло к воде слонов?

У тебя ответ готов?

Т. Крюкова

Игра « Кто где?»

Цели: формировать грамматический строй речи (понимание и употребление предложно-падежных конструкций); развивать

слуховое и зрительное внимание; совершенствовать операции звукового анализа и синтеза.

Ход игры.

1 вариант. Воспитатель расставляет игрушки (животные жарких стран) в разных местах (на столе, под столом, в коробке и т.

д.) и задаёт детям вопрос: «Какая игрушка стоит на столе?» Дети отвечают: «На столе стоит слон». Затем воспитатель уточняет,

какое маленькое слово-предлог потребовалось в данном предложении.

2 вариант. Воспитатель предлагает детям отгадать, где находится игрушка, в названии которой известны первый и

последний звуки. Дети называют игрушку и объясняют, где она стоит.

Например:

Где находится игрушка, в названии которой первый звук — [ж],

а последний — [ф]. —Жираф стоит под стулом.

Игра « Один — много»

Цели: развивать грамматический строй речи (образование родительного падежа существительных во множественном

числе).

Ход игры. Игру можно проводить с мячом. Воспитатель называет слово — название животного и кидает мяч ребёнку, он

соединяет это слово с наречием «много» и возвращает мяч.

Например:

Один лев — много львов, один жираф — много жирафов.

При необходимости игру повторяют.

Игра «Чья, чей, чьи?»

Цели: формировать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных от

существительных).

Ход игры . Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением животных севера и жарких стран и просит

назвать признаки животных.

Например:

У медведя уши (чьи? какие?) медвежьи, хвост (чей? какой?) медвежий.

У тюленя голова (чья? какая?) ... У песца лапы (чьи? какие?) ... У моржа бивни (чьи? какие?) ... У оленя рога

(чьи? какие?) ... У пингвина клюв (чей? какой?) ...

Игра «Кто лишний?»

Цель: развивать логическое мышление.

Ход игры.

Игра проводится с использованием картинок с изображением животных севера и жарких стран.

Игра «Составь схему»

Цели: закреплять навык анализа предложений на слова.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать предложения, сосчитать количество слов и начертить схемы.

Напоминает, что в предложениях могут встретиться «маленькие слова» — предлоги, что первое слово в предложении пишется с

большой буквы, в конце предложения нужно поставить точку.

Например: Лев — хищное животное.

Обезьяны очень ловкие. Слон поднимает грузы хоботом. Бегемот днём много спит. Жираф щиплет листочки.

Игра « Рассыпанные слоги»

Цель: развивать слоговой анализ и синтез, зрительное внимание и зрительную память, активизировать словарный

запас по теме «Животные жарких стран».

Ход игры. Дети читают стихи и составляют слова из разрозненных слогов.

Это было в воскресенье

У слона на дне рожденья.

Гости пели, веселились,

В хороводе все кружились.

Так кружились и вертелись,

Что на части разлетелись.

Раз, два, три, четыре, пять!

Помоги гостей собрать:

АН-ТИ-ЛО-ПА-ДИ-КО-ДИЛ-КО-

КРО-ШИМ-ЗЕ-ПАН-КО-РИЛ-НА-

МОТ-ГЕ-БЕ-РАФ-Е-ГИ-МУР-ГО-ЛА-

ЛЕ-БРА-БРАЗ-ЖИ!

Из пособия Л. Гадасиной, О. Ивановской

Ответы иллюстрируют картинками:

антилопа, бегемот, крокодил, шимпанзе, дикобраз, горилла, жираф, лемур, кобра, гиена.

Игра «Кто самый внимательный?»

Цели: развивать слуховое внимание, совершенствовать фонематический слух.

ХОД игры. Воспитатель называет слова, а ребенок поднимает руку только тогда, когда услышит названия животных.

Слова: жираф, граф, проходил, крокодил, зебра, швабра, папаха, черепаха, газель, газон, попугай, каравай.

Стихи для чтения и заучивания наизусть

Посмотрите: бегемот

В жаркой Африке живёт.

Целый день в реке сидит,

Корни ест он или спит.

Ночью он не будет спать,

Выйдет травки пощипать

И затопчет все луга —

Тяжела его нога.

А потом опять поспать

Заберётся в воду,

Так проходят его дни,

Так проходят годы...

С. Васильева

Загадки

Цели: развивать слуховое внимание, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).

ХОД игры. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют.

И петь — не поет,

И летать — не летает.

За что же тогда

Его птицей считают?

(Страус)

Что за коняшки —

На всех тельняшки.

(Зебра)

Зверь я горбатый,

Но нравлюсь

ребятам. (Верблюд)

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит...

(крокодил).

Некрасивый он, пожалуй...

Вместо носа — шланг пожарный,

Уши вроде опахал,

Ростом с башню отмахал.

(Слон)

В. Жуковский

На носу он носит рог

И зовётся...

(носорог).

Н. Нищева

Спит зелёное бревно.

В ил запуталось оно.

У бревна большая пасть.

Зубы в пасти — просто страсть.

Н. Нищева

Текст для пересказа

КРАСАВИЦА

Это бегемот. Только не он, а она — бегемотиха. Зовут её Красавица. Её привезли из Африки. Бегемоты там живут в реке.

Едят траву по берегам, ныряют в тёплой воде. Пасть у бегемота огромная. Откроет — как чемодан. Весом бегемот — сто пудов.

А командует им в зоологическом саду худенький старичок. Плохо бегемоту зимой: он жару любит, тёплую воду.

Старичок греет ему воду для бассейна. Только на ночь не пускает бегемота в бассейн, чтобы не простудился.

Бегемот, если б захотел, прошёл бы через загородку — а не смеет: старичок не велит.

По Б. Житкову

Вопросы:

О ком рассказ? Как зовут бегемотиху?

Откуда её привезли?

Что делают бегемоты на родине?

Опишите бегемота.

Кто командует бегемотом?

Как старичок заботится о бегемоте?

Животные в жарких стран настолько интересные, с удивительными повадками, что так и хочется придумать про них загадки похитрее. Но это не просто. Загадки про животных, живущих в жарких странах, дети, как правило, отгадывают легко.

Я его увидел в книжке,
Подскажите мне, детишки,
На носу — огромный рог,
Знаю, знаю — …(Носорог )

У него огромный рост, есть ещё и мелкий хвост,
Впереди такая штука, что облиться нам - не мука.
Кто же это? Кто же он? Ну, конечно, это …(Слон )

Когда черен — кичлив и задорен,
А покраснеет, сейчас и присмиреет.
Ответ: Рак

Он на дно сейчас прилёг,
Многоножка …(Осьминог )

Сидит он в клетке — и приятен,
На шубке много черных пятен.
Сам — хищный зверь, хотя немножко,
Похож на миленькую кошку.
Ответ: Леопард

На чудо-коняшке пестреет тельняшка.
Ответ: Зебра

Ну что за вид у них чудной?
У папы — локоны волной,
Мамаша ходит стриженой. За что она обижена?
Бывает, часто злится, на вид сурова …(Львица )

Подскажите, это кто ходит в костяном пальто?
Ответ: Черепаха

Пройдёт он, голову задрав,
Не потому, что важный граф,
А потому, что гордый нрав,
Ведь выше всех зверей …(Жираф )

Извивается веревка, на конце её — головка.
Ответ: Змея

Посмотрите-ка, бревно. Ох, и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил, так опасен …(Крокодил )

Да, я горбатый, но нравлюсь ребятам.
Ответ: Верблюд

просите ребенка, что он знает об этих животных. Попросите ответить на вопросы: "Какие из них живут около воды?" (Бегемот и крокодил). "На кого из животных наших лесов похож кенгуру?" (На зайца.) "Какая особенность есть у этого животного?" (Носит детеныша в сумке.) "Какое из этих животных помогает людям, если его приручить?" (Слон).

Старшая группа

Образовательная область: Коммуникации, здоровье, познание

Раздел: Развитие речи, экология.

Тема: Животные жарких стран

Цель: Продолжать учить составлять описательные рассказы по опорной схеме-плану, упражнять в образовании притяжательных прилагательных, обогащать словарный запас детей через ознакомление с животными жарких стран Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи по теме «Животные жарких стран». Сохранение и укрепление здоровья средствами упражнений на дыхание. Развивать моторику рук, логическое мышление. Воспитывать любознательность и любовь к животным.

Воспитатель: Мы, сегодня, ребята, будем путешествовать, в пути нам будет помогать солнце. Давайте сделаем свое маленькое солнце. Показывает солнце, посмотрите, чего не хватает у нашего солнца? (лучиков). Для этого нам надо подобрать слова, которыми мы будем называть солнце, и прикреплять лучики (лучиками будут прищепки). Ребята до кого дотронулись лучи стали происходить волшебные превращения, кто был

Веселым - веселее
добрый -
ласковый -
счастливый -
красивый -

Отправляемся путешествовать к животным, а чтобы определить о каких животных мы будем говорить, узнаем, поиграв в игру.

Игра на формирование носового дыхания. (Волшебные апельсины).

Правильно ребята это апельсины, значит, мы отправляемся в гости к животным жарких стран, предлагает отправиться на самолете.

Уважаемые пассажиры пристегните ремни: взлет (звук летящего самолета).

Наш самолет пролетает над нашей страной, сделает посадку в Африке и вернется домой. Подлетаем, идем на посадку.

Ребята как вы думаете, каких животных жарких стран мы можем здесь встретить? (дети отвечают).

Игра «Четвертый лишний».

Как называются эти животные одним словом? (дети называют).

Рассказ воспитателя о саванне.

Игра «Зачем?»
Зачем обезьянке хвост?
Зачем слону хобот?
Зачем тигру клыки?
Зачем жирафу длинная шея?

Игра «Назови слово».

Что у меня в руках (апельсин). Я буду его бросать вам, называя животного, а вы называете признак, (и наоборот признак - животное)

Забавная - обезьянка
Грозный - лев
Опасный - носорог
Огромный - слон.

Загадки о животных (дети загадывают загадки).

Предлагает послушать чистоговорку и повторить ее.

Черепаха не скучая
Час сидит за чашкой чая
Черепаха всех смешит
потому, что не спешит.

Дидактическая игра «Звериная семья». (Дети называют звериную семью).

Слон - слониха - слоненок.
Лев - львица - львенок.
Бегемот - бегемотиха - бегемотик.
Жираф - жирафа - жирафенок.
Тигр - тигрица - тигренок.
Зебра - жеребенок.
Гепард - котенок.

А теперь ребята посмотрите на свои пальчики, чем они лучше они развиты, тем выразительнее наша речь.

Пальчиковая гимнастика «Мы тихонько в лес пойдем»

Мы тихонько в лес пойдем, что же мы увидим в нем?
Там деревья подрастают, ветки к солнцу поднимают

В жарких странах оказались, очень долго удивлялись
Тики - тики, тики - ти, животных мы хотим найти.

Игра «Чей хвост, чья голова?».

Физминутка для зверей.

Антилопе каждый день порезвиться уж не лень
Скачет быстро по двору
Головой своей качает, повороты выполняет
Ходит важный носорог, слышен всюду топот ног
Вертит он огромным рогом и глядит на всех он строго
Топнул раз одной ногой, а теперь удар другой
Тяжело шагает он, очень толст он и силен.
Вы сегодня обезьянки, по-английски просто манки
Покривляемся немножко и похлопаем в ладоши
Головой кивнем друг другу и пожмем соседу руку
Сядем, встанем и прыжок ты манки мой дружок.

Дидактическая игра «Красивые слова».

Лев, какой?
Слон, какой?
А зебра, - какая, и т. д.

Описательный рассказ о животных жарких стран по плану-схеме.

1. Кто это?
2. Строение
3. Чем покрыто?
4. Окрас животного
5. Как двигается?
6. Чем питается?
7. Мое отношение.

Молодцы ребята нам пора домой, (звук самолета).

Подводит итог. Предлагает с помощью карточек оценить себя (самооценка). Вы сегодня молодцы и у вас хорошее настроение. Когда у человека хорошее настроение его называют оранжевым, я вам дарю его на целый день (дарит детям оранжевые фишки).

не тему «Животные жарких стран»

Цель: Обогащение словаря по теме: «Животные жарких стран»;

Формирование грамматически правильной речи:

Задачи:

Отработка окончаний существительных мн. Числа, родительного и предложного падежей;

Отработка предлогов: на, с, за, из-за, из-под, над;

Работа над звуковым и слоговым анализом слов; над

ритмико – мелодической структурой; над мимикой и пантомимикой; над пространственной ориентировкой на листе бумаги.

Развитие слуховой и зрительной памяти и внимания;

Развитие логического мышления.

Материал к занятию.

Две игрушечные обезьянки, пальма,

ширма – фланелеграф с плоскостным изображением животных;

игры: «Божья коровка», «Азбука настроения», «Рыбка», «Попугай», «Солнышко», «Чудовище»;

карточки « X», « II ».

Ход занятия

1.Организационный момент.

Воспитатель показывает картинку « Солнышко».

Какое у солнышка настроение? Улыбнитесь солнышку, потянитесь, глубоко вдохните.

Дети:

Хорошее, радостное, доброе…

Садятся полукругом перед ширмой.

2. Ход игрового путешествия.

Воспитатель:

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, будем играть в разные игры, а поможет нам в этом вот эта забавная обезьянка. Она очень любопытная и любит слушать, что про нее говорят. К кому она сейчас прыгнет, тот скажет, какая она.

Дети:

Обезьянка забавная, добрая, мохнатая, желтая и т. д. (Ответить должны все дети).

Воспитатель:

Эта обезьянка большая непоседа. Она много бегает, прыгает и плохо слушает, что ей говорят. Поэтому она часто все путает и забывает. Она забыла даже где ее левая, а где правая рука. А вы?

Дети показывают свои руки, а затем правую и левую сторону игрового листа бумаги.

Игра «Божья коровка».

(На ориентировку на листе бумаги).

Воспитатель предлагает детям правильно пересаживать божью коровку на нужную клеточку игры. Дети сажают божью коровку на нужную клеточку после 2 – 3 ходов.

Воспитатель:

Однажды подруга пригласила обезьянку погостить в Африке у нее. Обезьянка много читала про животных, которые живут в Африке, но все перепутала, и ей приснился страшный сон.

Игра «Чудище».

(На активизацию словаря и зрительного внимания).

Дети называют животных, из частей которых составлено «чудовище».

Воспитатель:

Обезьянка согласилась поехать в гости и стала собирать чемодан.

Игра «Собираем чемодан».

(На слуховое внимание и память).

Воспитатель:

Что обезьянка положила в чемодан?

1-й ребенок:

Панаму.

2-й ребенок:

Панаму, банан.

3-й ребенок:

Панаму, банан, очки.

Дети хором с убыстрением текста проговаривают все названные слова, добавляя по слову.

Воспитатель:

Собрала обезьянка чемодан и отправилась в Африку на самолете. И мы с ней.

Упражнения «Настройка антенны», «Наберем энергии».

Воспитатель:

Полетели!!! Обезьянка увидела с высоты разных зверей

(выставляет группы зверей на фланелеграф) и закричала:

Я вижу много сонорогов, гровти, коркодилов, новсло, вовль.

Дети «распутывают» слова:

Носорогов, тигров, крокодилов, слонов, львов.

Воспитатель:

- Кого еще могла увидеть обезьянка?

Дети:

- Антилоп, бегемотов, зебр, жирафов и т. д.

Воспитатель:

Наконец прилетели в Африку. Ох! Жарко!

Пантомима «Жарко».

Танец «Чунга – чанга».

Воспитатель обращает внимание детей на карточки. Карточки «X», « II ». Во время танца дети смотрят на карточки и делают перекрестные и параллельные движения.

Воспитатель:

Обезьянка встречала по пути много разных животных и птиц, играла с ними. Она научилась надувать животик, как толстый бегемот.

Дети выполняют упражнение 2-3 раза по тексту воспитателя.

Воспитатель:

Встретила она в озере веселую рыбку (показ картинки «Рыбка») и та ей рассказала потешку.

Дети артикулируют без звука любую потешку по выбору, изображая веселую рыбку и шевеля «плавниками».

Воспитатель:

Потом обезьянке встретился грустный попугай (показ картинки попугай). Он тоже прочитал свою потешку.

Дети быстро произносят потешку, хлопая в такт «крыльями».

Воспитатель:

Потом обезьянка увидела стадо антилоп.

Воспитатель проговаривает потешку: «От топота копыт пыль по полю летит». Дети повторяют потешку, одновременно прохлопывая и протопывая ее.

Воспитатель:

Затем обезьянка увидела стадо умных слонов. Они думали, шевеля ушами, и что-то писали хоботом.

Игра «Слоник».

Дети пишут 2-3 слова по своему выбору рукой – «хоботом».

Воспитатель:

Наконец наша путешественница нашла подружку. Та сидела на пальме и ела банан. Обезьянки были очень похожи, но все же чем-то отличались друг от друга. Найдите пять отличий.

Дети:

У первой есть банан, у второй нет.

У одной есть серьги, у другой – нет.

У одной язык вправо, у другой влево.

Одна лохматая, другая причесанная.

У одной есть бусы, у другой – нет.

Воспитатель:

Обезьянки весело играли и прыгали по пальмам. Где они прыгали?

Воспитатель демонстрирует «прыжки» обезьянок.

Дети:

- Обезьянки запрыгивали на пальму, перепрыгивали с пальмы на пальму, спрыгивали с пальмы, бегали вокруг пальмы, выглядывали из-за пальмы, прятались за пальму и т. д.

Воспитатель:

Когда обезьянка вернулась домой, она долго вспоминала о своих друзьях. О ком она вспоминала?

Дети:

О тиграх, о зебрах, о слонах и т.д.

Воспитатель:

Обезьянка ела бананы, а всех детей угостила банановыми конфетами.

Угощение детей.

1. Образовательные:

– уточнить названия животных жарких стран и их детенышей;

– уточнить внешние признаки, их строение, чем питаются;

– учить образовывать названия детенышей животных;

– учить образовывать притяжательные прилагательные, сложные слова.

2. Развивающие:

– развитие внимания, памяти, мышления;

3. Воспитательные:

– прививать любовь к животным;

– воспитывать умение слушать воспитателя и сверстников.

Оборудование: коробка (посылка), бананы, волшебный мешочек, игрушки (слон, жираф, бегемот, зебра, носорог), мягкая игрушка обезьяна.

Предварительная работа: беседа о животных жарких стран, рассмватривание иллюстраций, чтение интересных фактов о животных, разучивание физ.мин., «Зарядка с животными»

Ход занятия:

Ребята посмотрите, к нам сегодня в гости на занятие пришла веселая обезьянка, и принесла с собой посылочку! Давайте вместе с вами посмотрим, что же там!

Это бананы – любимая еда нашего гостя!

Но бананы это не простые (загадки о животных)

Давайте поможем обезьянке отгадать загадки! Работа с презентацией загадки о животных жарких стран.

Существуют два вида слонов: африканские – самые крупные животные, Индийские – меньше. Слон – громадное животное. Шкура у него морщинистая, голова без шерсти. Хобот длинный и упругий. Его слоны используют для того, чтобы срывать растения, подносить их ко рту. Из хобота слоны поливают себя водой или осыпают пылью. Если приручить слона, он будет хорошим помощником: деревья клыками выкарчовывать, большие камни с места на место перетаскивать. Слон – очень умное животное.

Кенгуру – животное Австралии. Передвигается прыжками. У него мощные сильные задние лапы и хвост, с помощью которого он удерживает равновесие.

На животе у кенгуру – сумка, с находящимся там маленьким детенышем. Кенгуру – это травоядное животное.

Верблюды бывают двух видов: одно –и двухгорбые. Они живут в жарких сыпучих песках. Верблюды дольше всех могут терпеть голод и жажду. На спине у них горбы, наполненные жиром. Целую неделю они могут прожить без еды и питья – жир их прокормит.

Питаются верблюды сухой травой и листьями пустынных растений.

Представьте себе пустыня…. Вокруг – то желтые, мелкие, нежныен, как пудра пески, то серые выветренные камни. Знойное небо дышит жарой. Ни воды, ни кустарника зелени. А теперь посмотрите на экран.

А рядом сплошная стена тропического леса: деревья, кусты, лианы. Листья на них толстые и сочные. Летают птицы, похожие на волшебные цветы. Здесь всегда сумрачно и влажно. Слышится рев хищников и визг обезьян.

Это тоже Африка. Кроме Африки есть и другие жаркие страны – Австралия, Индия, Южная Америка, где живут эти животные.

Образование сложных слов.

У жирафа длинная шея – жираф какой?

У бегемота толстые ного – толстоногий….

У слона длинный нос, он какой? (длинноносый)

У льва густая грива – густогривый….

У обезьяны длинный хвост – длиннохвостая….

У верблюда горбы – горбатый….

Игра «Волшебный мешочек»

Ребята, посмотрите в нашей посылочке лежит какой то волшебный мешочек! (в мешке лежат животные) Отгадайте на ощупь какого животного вы взяли. Назовите детенышей. (образование названий детенышей в единственном и множественном числе).

У львицы – львенок, львята

У тигрицы – тигренок, тигрята.

У слонихи – слоненок, слонята.

У жирафа – жирафенок, жирафята.

У верблюдицы – верблюжонок, верблюжата.

У кенгуру – кенгуренок, кенгурята.

У зебры – зебренок, зебрята.

Жираф – высокий, копытный, пятнистый, длиннохвостый. (У жирафа нет длинного хвоста, он не длиннохвостый).

Слон – большой, ушастый, рогатый, сильный. (У слона нет рогов, он не рогатый).

Крокодил – зелёный, зубастый, ласковый хищник. (Крокодил не может быть ласковым, потому что он- хищник).

Бегемот – толстый, тяжёлый, длинноносый, травоядный. (У бегемота нет длинного носа, он не длинноносый).

Носорог – опасный, маленький, толстый. (Носорог – опасный, толстый, но не маленький).

Физ. Минутка – координация речи с движением: « Звери»

Это – лев. Он царь зверей.

В мире нет его сильней

(идём по кругу неторопливо, подняв голову)

А смешные обезьяны

Раскачали все лианы.

(пружинка, стоя в кругу, ноги на ширине плеч)

А вот умный, добрый слон

Посылает всем поклон

(ладони прижаты к голове, наклоны туловища вперёд – вправо, вперёд – влево)

Леопард так ловко скачет,

Словно наш любимый мячик.

(подскоки на месте)

Пони бегает, резвится,

Хочет с нами подружиться.

(бег по кругу поскоками)

Зебра головой качает

К себе в гости приглашает.

(руки на поясе, наклоны головы вправо – влево).

Игра: « Чей? Чья? Чьё? Чьи? (Игра направлена на образование притяжательных прилагательных).

« Зарядка с животными»

Ребята, звери решили поиграть с нами в прятки и показывают только части своего тела. Давайте посмотрим, чья это шея?

Чей хобот? Чья грива? Чьи горбы?

Игра « Четвёртый лишний»

Посмотрите внимательно на картинку.

Какое животное лишнее?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Животные жарких стран»

Выполнил: воспитатель группы

Старшего возраста

Коряковцева Ирина Михайловна

Санкт-Петербург

2015

Цели:

  1. Образовательные:

– уточнить названия животных жарких стран и их детенышей;

– уточнить внешние признаки, их строение, чем питаются;

– учить образовывать названия детенышей животных;

– учить образовывать притяжательные прилагательные, сложные слова.

  1. Развивающие:

– развитие внимания, памяти, мышления;

3. Воспитательные:

– прививать любовь к животным;

– воспитывать умение слушать воспитателя и сверстников.

Оборудование: коробка (посылка), бананы, волшебный мешочек, игрушки (слон, жираф, бегемот, зебра, носорог), мягкая игрушка обезьяна.

Предварительная работа: беседа о животных жарких стран, рассмватривание иллюстраций, чтение интересных фактов о животных, разучивание физ.мин., «Зарядка с животными»

Ход занятия:

Ребята посмотрите, к нам сегодня в гости на занятие пришла веселая обезьянка, и принесла с собой посылочку! Давайте вместе с вами посмотрим, что же там!

Это бананы – любимая еда нашего гостя!

Но бананы это не простые (загадки о животных)

Давайте поможем обезьянке отгадать загадки! Работа с презентацией загадки о животных жарких стран.

Существуют два вида слонов: африканские – самые крупные животные, Индийские – меньше. Слон – громадное животное. Шкура у него морщинистая, голова без шерсти. Хобот длинный и упругий. Его слоны используют для того, чтобы срывать растения, подносить их ко рту. Из хобота слоны поливают себя водой или осыпают пылью. Если приручить слона, он будет хорошим помощником: деревья клыками выкарчовывать, большие камни с места на место перетаскивать. Слон – очень умное животное.

Кенгуру – животное Австралии. Передвигается прыжками. У него мощные сильные задние лапы и хвост, с помощью которого он удерживает равновесие.

На животе у кенгуру – сумка, с находящимся там маленьким детенышем. Кенгуру – это травоядное животное.

Верблюды бывают двух видов: одно –и двухгорбые. Они живут в жарких сыпучих песках. Верблюды дольше всех могут терпеть голод и жажду. На спине у них горбы, наполненные жиром. Целую неделю они могут прожить без еды и питья – жир их прокормит.

Питаются верблюды сухой травой и листьями пустынных растений.

А как мы можем назвать этих животных, одним словом?

Представьте себе пустыня…. Вокруг – то желтые, мелкие, нежныен, как пудра пески, то серые выветренные камни. Знойное небо дышит жарой. Ни воды, ни кустарника зелени. А теперь посмотрите на экран.

А рядом сплошная стена тропического леса: деревья, кусты, лианы. Листья на них толстые и сочные. Летают птицы, похожие на волшебные цветы. Здесь всегда сумрачно и влажно. Слышится рев хищников и визг обезьян.

Это тоже Африка. Кроме Африки есть и другие жаркие страны – Австралия, Индия, Южная Америка, где живут эти животные.

Дидактическая игра «Составь слово».

Образование сложных слов.

У жирафа длинная шея – жираф какой?

У бегемота толстые ного – толстоногий….

У слона длинный нос, он какой? (длинноносый)

У льва густая грива – густогривый….

У обезьяны длинный хвост – длиннохвостая….

У верблюда горбы – горбатый….

Игра «Волшебный мешочек»

Ребята, посмотрите в нашей посылочке лежит какой то волшебный мешочек! (в мешке лежат животные) Отгадайте на ощупь какого животного вы взяли. Назовите детенышей. (образование названий детенышей в единственном и множественном числе).

У львицы – львенок, львята

У тигрицы – тигренок, тигрята.

У слонихи – слоненок, слонята.

У жирафа – жирафенок, жирафята.

У верблюдицы – верблюжонок, верблюжата.

У кенгуру – кенгуренок, кенгурята.

У зебры – зебренок, зебрята.

Дидактическая игра «Определи лишнее слово»

Жираф – высокий, копытный, пятнистый, длиннохвостый. (У жирафа нет длинного хвоста, он не длиннохвостый).

Слон – большой, ушастый, рогатый, сильный. (У слона нет рогов, он не рогатый).

Крокодил – зелёный, зубастый, ласковый хищник. (Крокодил не может быть ласковым, потому что он- хищник).

Бегемот – толстый, тяжёлый, длинноносый, травоядный. (У бегемота нет длинного носа, он не длинноносый).

Носорог – опасный, маленький, толстый. (Носорог – опасный, толстый, но не маленький).

Физ. Минутка – координация речи с движением: « Звери»

Это – лев. Он царь зверей.

В мире нет его сильней

(идём по кругу неторопливо, подняв голову)

А смешные обезьяны

Раскачали все лианы.

(пружинка, стоя в кругу, ноги на ширине плеч)

А вот умный, добрый слон

Посылает всем поклон

(ладони прижаты к голове, наклоны туловища вперёд – вправо, вперёд – влево)

Леопард так ловко скачет,

Словно наш любимый мячик.

(подскоки на месте)

Пони бегает, резвится,

Хочет с нами подружиться.

(бег по кругу поскоками)

Зебра головой качает

К себе в гости приглашает.

(руки на поясе, наклоны головы вправо – влево).

Игра: « Чей? Чья? Чьё? Чьи? (Игра направлена на образование притяжательных прилагательных).

« Зарядка с животными»

Ребята, звери решили поиграть с нами в прятки и показывают только части своего тела. Давайте посмотрим, чья это шея?

Чей хобот? Чья грива? Чьи горбы?

Игра « Четвёртый лишний»

Посмотрите внимательно на картинку.

Какое животное лишнее?


Викторина «Дикие животные жарких стран» для детей подготовительной группы ДОУ


Описание: Занятие итоговое по теме «Дикие животные жарких стран» из моей практики в старшей группе. Данный материал будет полезен воспитателям старших и подготовительных групп детского сада.
Цель: Обобщение знаний по теме «Животные жарких стран».
Задачи:
1. Закреплять знания детей о диких животных жарких стран: их внешний вид, повадки, особенности поведения.
2. Активизировать словарь по теме «Дикие животные жарких стран». Формировать умение составлять рассказы о диких животных жарких стран.
3. Развивать умение выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста в стихотворной форме по ролям.
4. Воспитывать уважительное, бережное отношение к диким животным.

Демонстрационный материал:
1. Картинки с изображениями животных жарких стран.
2. Фигурки животных жарких стран.
3. Выставка рисунков и скульптур из пластилина по теме «Дикие животные жарких стран» (для занятий использовала книгу Г. Шалаевой «Учимся рисовать» и книгу Р. Орена «Секреты пластилина»)
Подготовительная работа:
1. Воспитатель индивидуально раздаёт детям загадки про диких животных жарких стран для разучивания.
2. Дети много узнают о диких животных жарких стран и сами о них рассказывают.
3. Дети лепят и рисуют диких животных жарких стран.
4. Чтение «Телефона» К. Чуковского, отрывки из которого рассказываются по ролям.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы наше занятие проведём в виде игры - викторины. Тема: «Дикие животные жарких стран».
Разделимся на 2 команды: «Знайки» и «Почемучки».«Писатель»
Воспитатель: Вам предлагается изобразить знаменитого писателя, который придумал рассказ о звере или птице жарких стран. Начинает команда «Знаек».
(Это узнали дети в течение двух недель работы по данной теме и использовали в своём рассказе.)
Лев - сильный, красивый и ловкий зверь, похожий на большую кошку. У льва грива. У львицы гривы не бывает. Шерсть у зверя жёлтая, короткая и гладкая. На конце хвоста пучок волос. Ноги у льва очень сильные, с широкими лапами; когти острые, как у кошки и повадки у льва кошачьи.
Днем лев спит, вечером отправляется на охоту; добычу свою всегда подстерегает в засаде, неожиданно бросается на нее, наносит удар своей могучей лапой, рвет когтями и острыми зубами. Нападает и на домашний скот. Лев - хищник.
Живут львы в степях и пустынях Африки и Южной Азии. Благодаря своей желтоватой окраске, лев малозаметен среди камней и песков.
Львица рождает 2-3 детёнышей - львят, похожих на крупных котят.
Жирафы - самые высокие из живущих на земле. Их рост может превышать 6 метров. У них длинные ноги и длиннющая шея, а на шее важно покачивается маленькая голова, увенчанная 2 (3-5 редко) рожками. Голову украшают добрые карие глаза и подвижные узкие уши. Шерсть короткая, по которой по светло-жёлтому фону разбросаны тёмные пятна причудливой формы. На шее растет короткая коричневая грива. На ногах копыта. На конце хвоста - пучок волос.
Питаются жирафы только древесными листьями и молодыми ветками. Жирафы объедают сверху низкорослые деревья. У них длинный, до полуметра, язык и цепкие губы. Излюбленный корм - акация. Они, как опытные садоводы, подстригают кроны деревьев.
Дикие жирафы обитают в Африке, где достаточно деревьев. Рост новорождённого жирафа около 2 метров, то есть рост высокого взрослого человека.
Спят жирафы стоя. Бегать быстро и много не могут, из-за маленьких легких, в 2 раза меньше легких лошади.
Кенгуру - животные, которые живут только в Австралии. Их высота достигает роста высокого человека. Передвигаются животные прыжками и с большой скоростью. Кенгуру могут перескочить через голову стоящих во весь рост людей. У них длинные стопы задних конечностей. На них кенгуру и передвигается. Когда дерутся самцы, они хватают друг друга передними лапами и, опираясь на хвост, бьют противника сразу задними лапами. У кенгуру на животе располагается карман. Это сумчатое животное. В сумке на животе у самки сидит кенгурёнок.
Питаются они листвой. В цирке или в зоопарке можно увидеть кенгуру среднего размера - валлаби.
Бегемот всю жизнь проводит в воде и покидает водоём, чтобы поесть или позагорать. Его огромное тело, которое подошло бы чудовищного размера свинье, опирается на короткие ноги тумбы. В длину тело бегемотов достигает 4 метров, а в высоту 1,5 метров. Огромную голову украшают небольшие уши и глаза, которые чаще всего очень добрые. Тёмно-коричневая толстая кожа голая, хвост короткий. Есть бегемоты начинают после заката. Едят любую траву. Чтобы насытиться, бегемотам нужно 50 кг травы.
Малыш у бегемотихи рождается под водой весом 40-50 кг. Чтобы глотнуть молочка, он должен нырнуть и разыскать материнские соски.
Сейчас бегемоты сохранились только в Африке.
Тигр - самая большая из всех кошек на Земле. Длинное тело его покрыто рыжей шерстью с чёрными полосами и он не заметен среди зарослей тростника и леса. У тигра - небольшие уши и длинные усы. Ноги с большими сильными лапами. На них длинные острые когти.
Как и кошка, тигр лапой и языком чистит шерсть и морду, выгибая спину, играет хвостом.
Тигр охотится за оленями, дикими свиньями, нападает на домашних животных и редко не человека. Как кошка и лев, тигр тихо подкрадывается к добыче, прячется и неожиданно прыгает на нее. Ловит добычу передними лапами. Когда тигр голоден, ест лягушек и ящериц, и даже ягоды.
Почти половина тигров живет в Индии, у нас в стране - на Дальнем Востоке.
Слон самое большое хоботное животное на суше. Серая толстая кожа его голая, только на кончике хвоста есть пучок волос. Короткое массивное тело покоится на толстых, похожих на столбы, ногах с 5 пальцами на каждой. Шея очень короткая, неповоротливая. На голове висят большие уши. Маленькие глаза сидят глубоко. Нос, сросшийся с верхней губой, вытянут в длинный хобот, на конце которого находятся ноздри и пальцеобразный вырост, выполняющий роль органа осязания. Хобот очень подвижен. Слон может поднимать им с земли большие и маленькие предметы, срывать и подносить ко рту ветви, вырывать деревья. Изо рта у слона торчат два бивня, ими слон прочищает себе дорогу в лесу, защищается от врагов, выкапывает корни растений. В челюстях у слонов 24 коренных зуба, но действуют одновременно только 4, остальные находятся в скрытом состоянии.

Люди слонов ловят и приручают, заставляя носить тяжести, ездят на них.
Пища слонов - трава, ветки, листья, корни, плоды. Взрослый слон съедает 180 кг зелени и выпивает около 100 литров воды. Слоны, обламывая ветви, серьезно повреждают лес.
Водятся слоны в лесах Африки и Юго-Восточной Азии. У слоних рождается один слонёнок и 3-5 лет слониха кормит его своим молоком. Слонёнок вырастает к 8-12 годам.
Мартышки - самые мелкие и примитивные обезьяны. Вес до 10 кг. Строение тела мартышки приспособлено к жизни на деревьях. Обе пары конечностей похожи на руки людей: пальцы покрыты не когтями, а ногтями; ладони и подошвы свободны от волос. При лазании по деревьям пользуются всеми четырьмя конечностями, как руками; по земле ходят на четвереньках. Обезьяны ловко прыгают с ветки на ветку. Качаются на них. Питаются мартышки почками и сочными плодами деревьев, летом - яйцами птиц. В некоторых местах они совершают набеги на сады и огороды.
Живут мартышки стадами в лесах Азии и Африки. Мартышек часто держат в неволе. Они очень общительны, подражают действиям людей.
Самка очень заботится о своих детёнышах, кормит их молоком, а затем приносит им насекомых, ягоды, птичьи яйца.
(Кто - либо из детей выходит под аплодисменты и рассказывает свой рассказ, показывая картинку с изображением животного). «Загадки и отгадки»
Воспитатель: Сначала команда »Почемучек» загадывает свою загадку «Знайкам», а затем «Знайки» загадывают загадку «Почемучкам».
Мягко ходит по дорожкам,
С виду - как большая кошка,
Гибкая, усатая,
Шёрстка полосатая.
Хоть на кошку он похож –
Ты к нему не подойдёшь:
В лапках сила велика –
Может завалить быка,
С этим зверем не до игр,
Очень уж опасен …(тигр)
(С. Васильева, В. Мирясова)
В зеркало взглянув с зарёй,
Был доволен он собой:
Устрашающе красив,
Грациозен, желто грив,
Лапы сильны и могучи,
Рык несется выше тучи.
В жаркой Африке своей.
(Лев)
(В. Мирясова)
Длинная шея и длинные, ноги,
Ходит животное это в тревоге,
Щиплет листочки. Заметен врагу,
Боится попасться он тигру и льву.
Ах, для чего же он так красив,
Если так робок и так боязлив?
(Жираф)
(В. Мирясова)
Я зелёный, голубой –
Это цвет любимый мой.
А у зеркальца крутился,
Даже с прутика свалился.
Проса поклевал немножко,
Вдруг из клетки вижу - кошка.
Я ей голоском хозяйки:

«Хочешь кушать, попрошайка?»
Кошка смотрит, не поймёт,
Кто поесть ее зовёт?
(Попугай)
(В. Мирясова)
Тонкая шея, длинные ноги,
Странная птица бежит по дороге,
Крыльями машет, не может взлететь,
Но человеку за ней не успеть.
Очень уж быстрый у птицы той бег –
Нет, не догонит ее человек.
Да и не надо, ведь может лягнуть –
Не любит, когда преграждают ей путь.
Прямо в траве эти птицы гнездятся,
В гнездах зелёные яйца хранятся,
Папы самцы в птичьих гнездах сидят,
Птенцов стерегут, не пьют, не едят.
Птицы, чем эта, крупней в мире нет.
Кто эта птица - придумай ответ.
(Страус)
(С. Васильева)
Белеют бивни, точно снег,
Животное сильнее всех.
Огромный, серый, с добрым нравом,
Идёт по джунглям величаво
И длинным носом, как рукой,
Поднять он может нас с тобой.
(Слон)
(В. Мирясова)
Кто-то в сумке носит спички,
Кто-то важные вещички,
Кто-то книжку и игру,
А детишек …(кенгуру).
Её скрывает, словно маска,
От всех защитная окраска,
Размечена, как переход,
Она по Африке идет.
(Зебра)
Великолепным оперением
Этот красавец всем знаком,
Гордится он по праву украшением –
Цветами радуги сияющим хвостом.
(Павлин)
(С. Васильева)
Клюв его с большим мешком,
Им рыбу ловит, как сачком.
В зоопарк из дальних стран
К нам приехал …(пеликан) .
(С. Васильева)
Не старик он - а горбат,
Не овца - а шерсти клад,
И силен, и терпелив,
И в еде не прихотлив,
По душе ему пустыни,
Там живет, где зреют дыни.
(Верблюд)
(В. Мирясова)
Иголок много - а не ёж,
Хоть на ежа он и похож.
Колючки у него длинней,
Иголки белые острей.
Он высоко их поднимает –
Так этот зверь врагов пугает.
Колюч и грозен зверь снаружи,
Плоды и листья ест на ужин.
Он в жарких странах лишь живёт,
И в зоопарк нас в гости ждёт.
(Дикобраз)
(С. Васильева)
Я прыгать по деревьям
Могу не хуже кошки
И в джунглях наших древних
Мне не нужны дорожки.
Заменят мне качели –
Зеленые лианы,
Вот только бы поспели
Любимые бананы.
(Обезьяна)
(В. Мирясова)
Есть не мало рогачей
В зоопарке и в лесу
У всех рога на голове,
У одного лишь на носу.
(Носорог)
(С. Васильева)
Толстокожий, толстогубый,
И во рту четыре зуба.
Если он раскроет пасть
Можно в обморок упасть!
(Бегемот)
(С. Васильева)

Подвижная игра «Крокодил»

Водящий в роли «крокодила» изображает зубастую пасть, вытягивая руки вперёд одну над другой. «Крокодил» под весёлую музыку пританцовывает, играет с детьми, а затем неожиданно смыкает руки. Кто попался, тот и водящий. Игра повторяется несколько раз."Театральный "
Воспитатель: Обе команды приготовили чтение по ролям отрывков из стихотворения К. Чуковского «Телефон» (использование масок и телефонов).
1.
- У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
- Что вам надо?
- Шоколада.
- Для кого?
- Для сына моего.
- А много ли прислать?
- Да пудов этак пять.
Или шесть:
Больше ему не съесть,
Он у меня ещё маленький!
2.
А потом позвонил Крокодил
И со слезами просил:
- Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.
- Постой, не тебе ли
На прошлой неделе
Я выслал две пары
Отличных калош?
- Ах, те, что ты выслал
На прошлой неделе,
Мы давно уже съели
И ждём не дождёмся,
Когда же ты снова пришлёшь
К нашему ужину
Дюжину
Новых и сладких калош!«Хищники и травоядные»
Воспитатель: Надо разделить фигуры животных на 2 группы: «травоядные» и «хищники». Команда «Почемучек» выбирает «травоядных», а команда «Знаек» выбирает «хищников».
Травоядные животные: кенгуру, верблюд, носорог, зебра, бегемот, жираф, дикобраз, слон, попугай, мартышка, страус.
Хищные животные: лев, тигр, пеликан, павлин.

Музыкальная пауза.

Все дети танцуют под песню «Чунга - Чанга» (Слова Ю. Энтина, музыка В. Шаинского). «Вопросы и ответы»
Воспитатель: Я буду задавать вопросы о диких животных жарких стран, а вы постарайтесь на них ответить. Кто знает ответ, тот поднимает руку.
1. Назовите представителей семейства кошачьих, живущих в жарких странах.
Ответ: Лев, тигр, леопард, оцелот, гепард.
2. Какой зверь самый быстрый на земле?
Ответ: Леопард.
3. У каких животных жарких стран есть длинный хвост, который служит им пятой рукой, и они могут на нём висеть?
Ответ: Мартышки.
4. У какого животного жарких стран иглы держатся на специальной мышце и легко от нее отделяются? Оно вонзает иглы в тело врага с такой силой, словно это стрелы, выпущенные из лука.
Ответ: Дикобраз.
5. Рост этих животных порой достигает роста человеческого, они двуногие, как птицы, передвигаются скачками, как лягушки или кузнечики, а голова у них, как у оленей? Кто это?
Ответ: Кенгуру.
6. У какого животного самое большое в мире яйцо?
Ответ: У страуса.
7. Какая птица самая большая на земле?
Ответ: Страус. Только она не летает.
8. Каких попугаев вы знаете? Какие достоинства у каждого из них?
Ответ: Какаду(с хохолком), жако(знаменитый говорун), ара(очень яркие перья), неразлучники (один если погибает, то второй умрет от тоски).
9. Сколько детёнышей бывает у слона?
Ответ: Один.
10. Какая птица питается только рыбой и сначала собирает ее в мешок под клювом?
Ответ: Пеликан.
11. Какая любимая пища у жирафов?
Ответ: Акация.
12. Какие животные жарких стран упоминаются в стихотворении К. Чуковского «Телефон»?
Ответ: Слон, верблюд, крокодил, мартышки, кенгуру, носорог, бегемот.
13. Верблюд может прожить без воды около 6 недель. Но при первой возможности он выпьет залпом 5 и даже 9 больших ведер воды. А где у верблюда хранится запасенная влага?
Ответ: В горбах верблюда около 100 кг жира, который служит ему и едой и питьем в пути. Недаром после долгих переходов у верблюда оба горба так худеют, что даже свисают на бок, как пустые мешки.
14. У каких животных стопы защищены мозолистыми подушечками, упругими как резина?
Ответ: У верблюда. Мозоли есть и на коленях и на других частях тела верблюда, которые соприкасаются с раскалённой почвой, когда он ложится.
15. Мы считаем, что зебры белые и разрисованы чёрными полосками, а африканцы считают, что зебры чёрные, а полоски у них белые. Кто прав?
Ответ: И те и другие. Надо сказать, что зебры узнают друг друга по узору полос, а он у каждой зебры свой.
16. Какая главная достопримечательность у носорогов?
Ответ: Один рог у индийских, а у африканских - два.
17. Какое животное после слонов является крупнейшим на Земле?
Ответ: Носорог.
18. Какое животное жарких стран половину жизни проводит в воде? Длина некоторых из них достигает 16 метров. Температура тела животного зависит от температуры окружающей среды.
Ответ: Крокодил.
19. У какого животного огромное тело опирается на короткие ноги тумбы? Он почти всю жизнь проводит в воде и покидает водоём, чтобы только позавтракать или позагорать.
Ответ: Бегемот.
20. Вспомним «Айболита» К. Чуковского: «Вам телеграмма от гиппопотама!» А кто такой «гиппопотам»?
Ответ: Бегемот.Воспитатель: Вот и закончилась наша викторина. Обе команды показали хорошие знания о диких животных жарких стран. Молодцы!



Loading...Loading...