Возможно ли запустить самодельную ракету в космос? Запуск гражданской космической ракеты "обзор".

Говорят, что космос растерял всю романтику. Запуск ракеты - это уже обыденность и рутина. Чтобы проверить эти утверждения, журналист Лайфа Михаил Котов отправился на Байконур и посмотрел, как же происходит подготовка космонавтов к запуску на Международную космическую станцию и сам старт ракеты.

Всё начинается с чартерного рейса, заполненного по большей части американскими родственниками космонавтов и специалистами и чиновниками из NASA, громкими и постоянно смеющимися, как и все американцы. Российские специалисты уже на месте и работают или добираются другими рейсами. В хвосте самолёта пресса, операторы с разных каналов, журналисты информагентств, не вылезающие из своих планшетов и телефонов, работники пресс-службы Роскосмоса, организовывающие поездку.

Три часа полёта - и белое снежное покрывало Подмосковья сменяется всеми оттенками охры. Снег сошёл, а трава ещё не выросла, и сверху видно только огромное жёлто-красно-коричневое покрывало. Ещё немного - и самолёт приземляется в аэропорту Крайний, маленьком, зато находящемся практически вплотную с Байконуром. Поддержкой и обеспечением аэропорта занимается центр эксплуатации наземных объектов инфраструктуры (ЦЭНКИ), а таможенники на паспортном контроле казахские. Немного ожидания, и мы на Байконуре - одном из самых известных космических городов в мире.

Вывоз ракеты

Полпятого утра следующего дня - автобус с прессой едет на космодром. Добираться не очень долго, всего сорок-пятьдесят минут по прямой, как стрела, асфальтированной дороге, словно разрезающей степь напополам. Несколько КПП, где нас сверяют со списками и пересчитывают по головам. Стоит отметить, что к безопасности на Байконуре относятся очень серьёзно, и это поражает, когда понимаешь огромный размер относящейся к космодрому территории. Неважно, где вы и что делаете, рядом с вами всегда находится несколько безопасников космодрома, а в узловых местах то тут, то там видишь уже вполне серьёзное полицейское подкрепление.

Темно. Температура около ноля, но поднимающийся ветерок заставляет ёжиться даже самых тепло одетых. Мы ждём, смотря на огромное здание МИК (монтажно-испытательного комплекса), где в настоящее время идёт подготовка к вывозу ракеты-носителя "Союз-ФГ", той, что доставит 55-й экипаж МКС к месту работы. Вообще, ожидание - это самая большая часть любого пресс-тура. На Байконуре это чувствуется особенно сильно.

Выезд всегда заранее, чтобы не пропустить ничего важного, время на подготовку для телевизионщиков, время на подготовку мероприятия. Всё это сливается в спокойные и медитативные часы ожидания, разбавляемые спорами журналистов о космонавтике. Тут вообще практически нет случайных людей, а потому практически каждый первый с ходу готов выступить на тему "Успехи и проблемы современной космонавтики" с кучей цифр, фактов и выводов. Тут все болеют космосом.

Ещё очень важно приехать к месту работы пораньше, чтобы успеть занять правильное место. К моменту открытия ворот МИК возле специально ограждённой территории уже больше сотни человек - журналисты, родственники и знакомые космонавтов, туристы, работники NASA и Роскосмоса, тоже жаждущие увидеть это чудо - выезд ракеты.

Подходит тепловоз, заезжает в цех и потихоньку вывозит огромную, просто поражающую воображение ракету. Несколько минут для начала термостатирования - некоторые узлы ракеты должны всё время находиться при определённой температуре, поэтому их подключают к специальному вагону обеспечения. И медленно, метр за метром ракета выплывает из здания.

Переезд

Поездка ракеты до стартовой площадки занимает несколько часов. Невысокая скорость следования, дважды приходится разворачиваться на специальных тупиках. Следующая точка съёмки - переезд в степи. Опять холодно, но уже не темно. В байконурской степи занимается оранжево-красный рассвет. Спустя полтора часа мы наконец видим ракету, медленно ползущую по рельсам неподалёку от стенда динамических испытаний для советской сверхтяжёлой ракеты-носителя "Энергия".

Сразу становятся понятны циклопические размеры этого здания - его высота более ста метров. В настоящее время оно, а также находящиеся рядом объекты - стартовая площадка "Энергии" и ракеты Н-1 - не используются, эти проекты закрыты. Медленно разрушающиеся здания так и останутся памятниками советским свершениям и возможностям.

Когда тепловоз с ракетой проходит мимо нас по переезду, становится слышно, как "поёт" ракета - она гудит и погромыхивает пустыми баками для топлива и окислителя. Весь путь ракету сопровождают полицейские с собаками.

Вертикализация

А вот и стартовая площадка, это Гагаринский старт, откуда будет совершаться уже 513-й запуск, согласно звёздочкам, нанесённым на обслуживающую конструкцию. Звёздочек, правда, можно насчитать на 511 запусков, но нам объясняют, что просто не успели дорисовать.

Вертикализация ракеты похожа на медленный балет. Специальное устройство переводит ракету в вертикальное положение, где её нежно и практически бесшумно подхватывают силовые балки. Всё, с этого момента ракета висит, словно в колыбели, в специальном устройстве. Она держится только за счёт собственного веса, в момент старта, когда она начнёт движение вперёд, силовые балки сами отпустят её, раскрывшись, словно лепестки тюльпана.

Ещё полчаса спустя возле ракеты, как две ладони, смыкаются технологические фермы, необходимые для завершения подготовки. Теперь работа за десятками специалистов, всё время до старта занимающихся подготовкой носителя к запуску.

Кстати, основного экипажа ракеты на этом мероприятии не бывает. Они уже видели свой будущий транспорт несколько дней назад в МИКе, а затем увидят его вторично только за пару часов перед стартом. Так заведено.

На следующий день мы едем на освящение ракеты. Тут уже нет туристов. Только представители руководства космодрома и священнослужители, проводящие обряд. Это вызывает смешанные чувства, сложно сказать, насколько это нужно и важно. С другой стороны, обряд освящения ракетной техники перед стартом проводится уже несколько лет, и если от этого становится легче и спокойнее такому большому количеству людей, то что ж в этом плохого. Выглядит действо действительно красиво.

Пресс-конференция

На третий день основное событие - пресс-конференция космонавтов перед стартом. Народу много, почти всё руководство, жёны, дети и родственники космонавтов. Помещение небольшое, всё свободное пространство заставлено камерами. Космонавты - основной и дублирующий экипаж - появляются за стеклянной перегородкой. Это из-за карантина. Дело в том, что последние две недели космонавты находятся в строжайшем карантине, чтобы не заболеть перед самым отлётом.

Члены экипажа будущей миссии МКС 55/56 - Олег Артемьев, Эндрю Фойстел и Ричард Арнольд - отвечают на вопросы прессы, рассказывают о запланированных экспериментах и выходах в космос, много шутят.

Журналисты информационных агентств ищут ближайший интернет, с ходу договариваясь о времени эмбарго, начиная с которого можно будет публиковать эти новости, чтобы все оказались в равных условиях.

Тем временем на Байконур приходит внезапная весна. Солнце сияет изо всех сил, воздух прогревается до 16 градусов. Выдернутые из московской и питерской зимы журналисты после конференции стоят и ловят эти моменты тепла и спокойствия. Завтра будет работа на вылете и станет не до этого.

День вылета

Всё расписано до минут. Сначала встреча космонавтов, когда они садятся в автобус. К слову, автобусов два, и старенького пазика, знакомого всем по кино, среди них нет. Космонавты выходят под звуки "И снится нам не рокот космодрома", зрители приветствуют, воздух заполняется радостными криками вперемешку со стрекотанием зеркальных фотоаппаратов, выдающих одну серию за другой.

Толпа родственников и американцев такая большая, что видны в основном спины и поднятые с телефонами руки, все стараются снять этот момент, запечатлеть его. Автобусы уезжают, а космонавты стоят у окон в полный рост и улыбаются всем и каждому.

Затем пресса быстро прыгает в автобус, и мы едем на Байконур следом за экипажем. Чувствуется усиленная охрана - вдоль всей дороги, на каждом небольшом перекрёстке стоит экипаж с полицейскими. Возле здания "Энергии" останавливаемся, начинается очередная проверка с металлоискателями. Ещё немного - и вот мы уже в том самом дворе, куда космонавты выйдут на доклад главному конструктору и председателю комиссии. Там уже всё готово для этого, расчерчена дорожка, подписаны места, где кто будет стоять.

Пока же журналистов допускают увидеть предполётную проверку скафандров. Опять зал, разделённый стеклянной перегородкой, за ней улыбающиеся космонавты, одетые в скафандры. По очереди они ложатся в специальный ложемент, где специалисты тщательнейшим образом проверяют все системы жизнедеятельности. Зал небольшой, а потому через какое-то время просят удалиться, сначала с экипажем беседуют их семьи, затем технические специалисты, отвечающие за запуск.

Темнеет. Мы стоим во дворе и ждём выхода экипажа. Уже в скафандрах и с теми самыми чемоданчиками, отвечающими за вентиляцию и поддержание комфортной температуры внутри скафандра до того, как космонавты подключатся к бортовой системе космического корабля. Чемоданчики сейчас синенькие и стали гораздо меньше размером.

Церемония происходит чётко и быстро. Выходят космонавты, сообщают руководству о готовности к вылету. Журналисты снимают, туристы и сопровождающие стоят за заборчиком. Опять автобус, правда, ехать тут совсем недалеко, до стартовой площадки остаётся метров пятьсот. Остальные тоже садятся по автобусам и едут к наблюдательному пункту, находящемуся на расстоянии в 1800 метров от старта.

Запуск

Работает громкая связь, слышны команды различным техническим службам космодрома и их чёткие ответы по уставу. Техники самым тщательным образом проверяют ещё раз все системы. Космонавты уже внутри ракеты и ждут старта.

За полчаса от ракеты отходят технологические фермы, ракета по-прежнему удерживается в воздухе только за счёт силовых балок. Сейчас она белая-белая от инея, выступившего на поверхности после заправки баков жидким кислородом. А ещё от неё постоянно идёт дымок испарений.

Совсем темно, видно только осветительные мачты стартового комплекса и саму ракету. Даже примерно не понять, сколько людей сейчас, затаив дыхание, стоят на наблюдательном пункте и ждут старта. Телевизионщики в который раз, как дети перед сдачей стихотворения в школе, репетируют текст репортажа. Старт один, второй раз переснять не получится. Фотокорреспонденты делятся нужными настройками для съёмки запуска - ночью темно и шанс только один.

Раздаются последние команды, обратный отсчёт - и ракета стартует. Сначала она словно приостанавливается, повисая в воздухе, затем резко устремляется в небо. Стоит грохот как от проходящего над тобой на сверхзвуковой скорости истребителя. Пару мгновений светло как днём, затем снова темнота и лишь в небе виден удаляющийся огненный цветок. Голос из динамиков словно подбадривает, сообщая о том, что все системы в норме. После сообщения об успешности вывода начинаются хлопки и аплодисменты.

Автобус с космодрома

Сейчас второй час ночи, а в шесть утра уже вставать, чтобы успеть на самолёт. Однако спать не хочется. В голове куча мыслей и общее тёплое чувство причастности к чему-то большому и светлому. К тому, что делают специалисты всей страны, к десяткам тысяч людей на самых разных работах, создающих то, что называется российской космонавтикой.

Очень легко рассматривать итоговые успехи и неудачи, забывая обо всём том, что было сделано для того, чтобы этот старт состоялся. Здесь, на Байконуре, по-прежнему следуют большому и сложному узору из множества тысяч операций, работ и проверок, ведущих от банальных наземных работ к чуду полёта к звёздам.

И космос в этот момент становится немного ближе.

Сегодня любой о котором рассказывается в новостях, кажется привычной частью жизни. Интерес со стороны обывателей, как правило, возникает, только когда речь заходит о грандиозных проектах по либо случаются серьезные аварии. Однако не так уж давно, в начале второй половины прошлого века, каждый старт ракеты заставлял на время замереть всю страну, за удачами и авариями следили все. Также было в начале космической эры и в США и затем во всех странах, где разворачивали собственные программы полетов к звездам. Именно успехи и неудачи тех лет заложили основу, на которой выросло ракетостроение, а с ним и космодромы, и все более совершенные аппараты. Словом, ракета с ее историей, особенностями строения и статистикой достойна внимания.

Основное в двух словах

Ракета-носитель представляет собой вариант многоступенчатой баллистической ракеты, чьим предназначением является выведение определенных грузов в космическое пространство. В зависимости от миссии запускаемого аппарата ракета может вывести его на геоцентрическую орбиту или придать ускорение для покидания зоны притяжения Земли.

В подавляющем большинстве случаев старт ракеты происходит из ее вертикального положения. Очень редко используют воздушный тип старта, когда аппарат сначала доставляется с помощью самолета или другого аналогичного устройства на определенную высоту, а затем запускается.

Многоступенчатая

Один из способов классификации ракет-носителей - по количеству входящих в их состав ступеней. Аппараты, включающие лишь один такой уровень и способные при этом доставлять полезный груз в космос, на сегодняшний день остаются только мечтой проектировщиков и инженеров. Главное действующее лицо на космодромах мира - многоступенчатый аппарат. По сути, он представляет собой несколько соединенных ракет, последовательно включающихся в процессе полета и отсоединяющиеся после завершения своей миссии.

Необходимость в такой конструкции кроется в трудности преодоления земного притяжения. Ракета должна оторвать от поверхности собственный вес, включающий в основном тонны топлива и двигательной установки, а также вес полезного груза. В процентном отношении последний составляет лишь 1,5-2% от стартовой массы ракеты. Отсоединение в полете отработавших ступеней позволяет облегчить задачу оставшихся и сделать полет более эффективным. У подобной конструкции есть и обратная сторона: она предъявляет особые требования к космодромам. Необходима зона, свободная от людей, куда отработавшие ступени будут падать.

Возможность повторного использования

Понятно, что при такой конструкции ракета-носитель не может быть использована более одного раза. Однако ученые постоянно трудятся над созданием подобных проектов. Полностью многоразовой ракеты на сегодняшний день не существует из-за необходимости применения высоких технологий, людям пока недоступных. Тем не менее есть реализованная программа частично многоразового аппарата - это американский «Спейс шаттл».

Нужно отметить, что одна из причин, по которой разработчики стремятся создать многоразовую ракету, - это желание снизить стоимость запуска аппаратов. Однако «Космический челнок» не принес ожидаемых результатов в этом смысле.

Первый запуск ракеты

Если вернуться к истории вопроса, то появлению собственно ракет-носителей предшествовало создание баллистических ракет. Одна из них, немецкая «Фау-2», использовалась американцами для первых попыток «дотянуться» до космоса. Еще до окончания войны, в начале 1944-го, были осуществлены несколько вертикальных запусков. Ракета достигла высоты в 188 км.

Более существенных результатов удалось достичь спустя пять лет. Произошел запуск ракеты в США, на полигоне Уайт-Сэндз. Состояла она из двух ступеней: ракет «Фау-2» и «ВАК-Капрал» и смогла достигнуть высоты в 402 км.

Первая ракета-носитель

Российские места запуска

Космодромы нашей страны создавались во время холодной войны, а потому не могли быть размещены на Северном Кавказе или Дальнем Востоке. Первым полигоном для запуска ракет стал Байконур, располагавшийся в Казахстане. Здесь наблюдается низкая сейсмическая активность, хорошая погода большую часть года. Возможное падение элементов ракет на страны Азии накладывает определенный отпечаток на работу полигона. На Байконуре существует необходимость тщательно прокладывать траекторию полета, чтобы отработанные ступени не оказались в жилых районах и ракеты не попадали в воздушное пространство Китая.

Космодром Свободный, расположенный на Дальнем Востоке, обладает наиболее удачным размещением полей падения: они приходятся на океан. Еще один космодром, где часто можно увидеть запуск ракеты, - Плесецк. Он размещается севернее всех прочих аналогичных мировых площадок и является идеальным местом для отправки аппаратов на полярные орбиты.

Статистика запусков ракет

В целом с начала века активность на заметно упала. Если сравнивать две лидирующие в этой отрасли страны, США и Россию, то первая ежегодно производит существенно меньше запусков, чем вторая. В промежуток с 2004 года по 2010-й включительно с космодромов Америки стартовало 102 ракеты, успешно выполнивших свою задачу. Кроме того, было пять неудачных запусков. В нашей стране успешно завершилось 166 стартов, а восемь закончились аварией.

Среди неудачных запусков аппаратов в России особо выделяются аварии «Протон-М». В период с 2010 по 2014 год в результате подобных неудач были потеряны не только ракеты-носители, но и несколько российских спутников, а также один иностранный аппарат. Подобная ситуация с одной из мощнейших ракет-носителей не осталась без внимания: были уволены чиновники, причастные к возникновению этих неудач, начали разрабатываться проекты по модернизации космической индустрии нашей страны.

Сегодня, как и 40-50 лет назад, человек по-прежнему заинтересован в освоении космического пространства. Современный этап отличается возможностью полноценного международного сотрудничества, что успешно реализуется в проекте МКС. Однако многие моменты требуют доработки, модернизации или пересмотра. Хочется верить, что с внедрением новых знаний и технологий статистика запусков будет становиться все более радостной.

Подготовка настоящей ракеты к запуску в космос - дело не быстрое и не простое, тем более когда дело касается ракеты с живыми космонавтами на борту. Самый ответственный период на космодроме Байконур длится несколько дней перед запуском, в это время проходит большое количество мероприятий, начиная от установки ракеты на стартовую площадку, заканчивая ее освещения священником. Давайте посмотрим, что происходит на космодроме перед запуском космонавтов в космос!

2. Космические корабли типа "Союз" доставляют космонавтов в космос уже больше пятидесяти лет. Многие предстартовые мероприятия за это время приобрели статус ритуала. Например, за два дня до запуска рано утром происходит выкат ракеты из ангара. Мероприятия это каждый раз происходит на рассвете, это дань традиции, которая существует уже десятки лет и нарушать ее никто не хочет. Каждый раз посмотреть на это мероприятие в Байконур приезжают сотни человек, туристы, журналисты, родственники и друзья космонавтов.
За несколько минут до появления первых лучей солнца дверь ангара открывается

3. И взору собравшихся открывается локомотив и настоящая ракета!
Двигатели ракеты Союз!

4.

5. Поехали! Надо сказать, что увидеть это событие - мечта многих, ведь это настояща ракета, которая буквально через два дня вместе с космонавтами окажется в настоящем в космосе! И такое бывает всего лишь три-четыре раза в год, и всего в одном месте на планете, в далекой степи Казахастана.
Понятно, что попасть в далекую степь Казахстана не так-то просто из-за расположения. Для русских туристов посмотреть на ракету стоит несколько десятков тысяч рублей, для американцев(а таких здесь порой не меньше, чем русских) цены за туры на Байконур может доходить десятков тысяч долларов! В итоге перед каждым запуском на космодром Байконур приезжает от нескольких десятков до пары сотен человек со всего мира.

6. Локомотив с ракетой двигается в сторону стартовой площадки

7.

8. Продолжая традиции специальный человек закрывает символический забор на замок, ракета уходит вдаль

9. Первая в мире космическая стартовая площадка, она же площадка № 1, она же «Гагаринский старт». Именно отсюда 12 апреля 1961 году отправился в космос Юрий Гагарин, именно отсюда улетают в космос космонавты сейчас. За годы работы с Гагаринского старта было произведено более шестисот запусков.
На этой точке, в паре километров от площадки наблюдатели несколько часов ждут проезда ракеты.

10. И вот она снова появляется

11. Ракету до самой площадки пешком сопровождают люди с автоматами и инженеры. Еще одна дань традициям

12.

13. Над космодромом кружат вертолеты, почти как в кино

14. Гагаринский старт

15. Опасно!

16. И вот ракета почти готова! Вот-вот и все встанет на свои места

17. Началось!

18. От моменты выката ракеты до ее установки на стартовый стол проходит несколько часов, причем каждый раз время разное. Каждый раз ракета поднимается в тот момент, когда солнце находится ровно позади. Еще одна красивая традиция

19. Сразу после установки на ракету забираются люди. Это еще не космонавты, а инженеры, подкрутить, подлатать, все проверить.

20. Иии...

21. Космические обнимашки! Так ракета проведет оставшиеся до запуска два дня

22. На следующий день после установки на стартовую площадку, к ракете приходит священник. Последние годы это обязательная процедура, сопровождающая подготовку любого полета. Сперва священник проводит все необходимы ритуалы возле ракеты, а затем направляется к ожидающим на достаточном расстоянии фотографам, чтобы ракета тоже в кадр влезала

23. Готово!

24. Тем временем, ракету заправляют специальным топливом. До старта остается 1,5 суток

25. Космонавты в последние перед запуском дни находятся в так называемой стерильной зоне. За сутки до старта они общаются с журналистами и друзьями на пресс-конференции из-за стекла. На всех официальных мероприятиях присутствует как основной, так и дублирующий экипаж.
На фото основной экипаж корабля «Союз МС-06»: командир корабля Александр Мисуркин и бортинженеры Марк Т. Ванде Хей и Джозеф Акаба. А также дублирующий экипаж: Антон Шкаплеров, Скотт Тингл и Шеннон Уокер. Антон Шкаплеров также назначен командиром следующего корабля «Союз МС-07», который вскоре отправится на МКС.
В следующем репортаже рассказ о том, что происходит на космодроме в день запуска и как ракета улетает в космос!

Кто не хотел бы побывать на космодроме и посмотреть своими глазами на запуск ракеты в космос? Сомневаюсь, что такие люди вообще существуют. Для многих это даже мечта, которая была и у меня. Однажды, в 2011 году она осуществилась, и я присутствовал на космодроме Плесецк во время запуска ракеты-носителя Союз-У, доставившей на орбиту космический аппарат.

Самое забавное заключается в том, что непосредственно сам эффектный старт ракеты длится не больше одной минуты. До этого пришлось ехать полдня на поезде, потом гулять целые сутки по поселку Мирный, а запуск ракеты состоялся только к вечеру второго дня.
Зажигание, стойки отходят, пламя, ракета стремительно поднимается в небо, проходит через облака, и больше ее не видно. Но это стоит того! Это действительно круто.


P.S.
К сожалению, фотографии обновить не получилось, ибо исходники остались на сломавшемся несколько лет назад жестком диске. Поэтому максимум 900х600 пикселей и смешные старые копирайты на фото.

2. До ракеты-носителя примерно полтора километра, она находится в подвешенном состоянии на стартовом столе, зажатая стойками. Справа уезжает поезд с топливом.

3. Состав с кислородом и топливом отъезжает на безопасное расстояние.

4. Солдаты.

5. Первым делом, опускаются главные стойки, остается небольшая опора, прикрепленная к носовой части ракеты-носителя.

6. Зажигание! Отошла последняя опора!

7. Поехали!

8. Всего через 8 минут ракета-носитель Союз-У выйдет на орбиту.

9. По большому счету, я своими глазами не видел как взлетала ракета, только через видоискатель фотоаппарата.

10. Союз-У это трехступенчатая ракета-носитель, которую запускали 42 года. Последни пуск произошел в июле 2015 года с космодрома Байконур.

11. Ракета прошла через облака.

12. С земли видно даже отделение первой ступени, которая через несколько минут рухнет где-то на берегу Северного Ледовитого океана.

13. Люди с космодрома Плесецк не летают, ибо расположен он слишком далеко от Экватора, а запуски получаются значительно дороже, чем с Байконура.

14. Награждение ребят за успешный запуск.

15. Справа командир космодрома до 2011 года генерал-майор Майданович Олег Владимирович.

16. До начала 90-х годов космодром Плесецк удерживал мировое лидерство по числу запусков ракет в космос, Байконур был на втором месте.

17. Одним из технических отличий запусков ракет в России и других странах то, что у нас ракета-носитель подвешена перед стартом, а у них она стоит.

18. Подвешивание ракеты-носителя позволяет сократить расходы, потому что подобный тип запуска наносит намного меньше урона стартовой площадке.

19. Линейная скорость вращения Земли на широте Плесецка составляет 212 м/с, на широте Байконура — 316 м/с.

20. Ракета-носитель Союз-У предназначена для выведения на околоземную орбиту космических аппаратов научно-исследовательского и специального назначения, а также пилотируемых и грузовых космических кораблей серий Союз и Прогресс.

21. По состоянию на 2016 год, космодром Плесецк имеет 6 стартовых комплексов, из них выведены из эксплуатации два - РН Союз и Космос. Строится стартовый комплекс для ракет-носителей Рокот, остановлено строительство стартового комплекса РН Зенит.

22. Всего было произведен 791 запуск ракеты Союз-У, из них 770 успешных.

23. Этот запуск был четвертым с космодрома Плесецк в 2011 году.

24. Рабочим горючим для ракеты-носителя Союз-У являлся керосин, окислитель - жидкий кислород.

25. Технические работы на стартовом комплексе после запуска.

27. Пришел солдат и доложил нам, что ракета-носитель успешно вышла на орбиту, и связь в порядке.

29. После завершающих работ главные опоры поднимают.

31. В процессе запуска участвуют не только военные, но и рядовые инженеры.

32. Спасибо за внимание!

Взят у
Жми на иконку и подписывайся!



Loading...Loading...