Природное богатство России: определение, особенности и виды. Как чудесная и богатая природа! (Школьные сочинения)

Термин «природа» включает в себя все вокруг: деревья, озера, горы, моря, животные, цветы и т. Д. Таким образом, природа - это нечто особенное, не контролируемое людьми. Как чудесная и богатая природа!

Люди с течением времени тесно связаны с природой. В период язычества люди пугались таких природных источников, как шторм, гром, землетрясение и ливень. Вот почему они принесли некоторые жертвы материнской природе, потому что древние люди считали, что могут получить благосклонность природы и сделать их жизнь проще и лучше.

В нашем столетии отношение к нему изменилось. Люди научились читать небо, избегать опасных результатов «гнева природы» и объяснять все явления с научной точки зрения. Теперь люди знают, как обращаться с природой для личного использования - они создали гидроэлектростанции, солнечные батареи, проводники освещения, успешные системы сельского хозяйства и другие интересные вещи.

Мы постоянно используем природные ресурсы, и это помогает нам выжить, но они не бесконечны, и мы не должны забывать заботиться об этом.

Иногда мы забываем о красоте и богатстве природы вокруг нас, потому что мы просто привыкли думать о себе и об интересах. Вы можете заметить много чудес, если обратить на них внимание: щебет птиц, звуки дождя и ветра, великие горы, зеленые холмы и яркий солнечный свет.

Я предполагаю, что природу можно сравнить с изображением искусства или даже с мастером, который создает все эти прекрасные и фантастические вещи вокруг нас. Природа несет ответственность за наше настроение и может сделать нас счастливыми, вдохновленными или печальными и подавленными. Вероятно, неописуемые водопады, захватывающие луга луга с цветами, таинственные горы привлекают внимание людей, потому что человек - это лишь небольшая часть природы и не может существовать отдельно от него.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Чем богата природа России?

Уроки № 3–4.

Тема занятия : чем богата природа России? Как влияют природные ресурсы на развитие экономики?

Главной образовательной задачей и методической особенностью уроков является подведение учащихся к осознанию актуальных вопросов:

1. В какой мере Россия обеспечена природными ресурсами?

2. Являются ли богатые природные ресурсы гарантией хорошо развитой экономики, и высокого уровня жизни в стране?

3. Не способствует ли богатство ресурсов формированию расточительности в экономике?

4. В чем главная проблема использования ресурсов и как надо ее решать в интересах всего общества?

Занятие целесообразно организовать в форме беседы, обсуждения проблем в сочетании с практической работой по картам и статистическими данными.

Актуализация знаний сочетается с мотивацией учения: школьники вспоминают виды ресурсов, их использование, ресурсы своей местности.

Главный природный ресурс – это территория, которая рассматривается и оценивается с разных сторон, в том числе и экономически. Территория – ресурс комплексный. Географические особенности территории оказывают влияние на все стороны материальной и духовной жизни человека и общества.

Сравним обеспеченность земельными ресурсами в России и Китае. Что вынуждены делать китайцы при такой землеобеспеченности?

Важно обратить внимание, как используется в стране самый ценный вид земельных ресурсов – пашня.

В 1991 г. пашня составляла 131 млн. га, в 1995 г. – 128 млн. га, в 2000 г. – 120 млн. га. Как можно оценить такую динамику? Чем она объясняется? К каким последствиям – экономическим и социальным – приводит?

Учитель предлагает вспомнить, какие виды природных ресурсов используются также издавна, как и пашня, какова их роль в жизни людей и экономике?

Это – лесные ресурсы. Запасы древесины составляют 82 млрд. м 3 . Где сосредоточены основные запасы леса? Вспомним, когда Россия начала продавать лес в другие страны? Приведите примеры.

Что приносит огромный ущерб лесному хозяйству? Эффективно ли использует страна свои лесные ресурсы?

По статистическим справочникам выясните, какую продукцию лесного хозяйства продают за рубеж, в каких объемах, за какую цену и др. Есть ли леса в вашей местности? Как они используются?

Водные ресурсы. В России 13% территории занимают поверхностные воды и болота.

Водные ресурсы – важнейший источник жизнеобеспечения. Вода ничем незаменима. Годовой речной сток составляет 4270 м 3 /год – это менее 10% мирового ежегодного стока. Водообеспеченность России высока в целом, но в Центральной России, на юге страны ощущается дефицит водных ресурсов, что является тормозом дальнейшего экономического развития.

Основная часть водных ресурсов сосредоточена в реках Сибири, на Севере, в озере Байкал. Велики запасы подземных вод. Более 60% городов России используют артезианскую воду. Часть подземных вод подвержена загрязнениям.

Обеспечена ли водными ресурсами Ваша местность? Какую воду использует населения для питья? Есть ли на местных предприятиях водоочистительные сооружения? В каком состоянии находятся водоемы вашей местности? Какие меры необходимо принимать для сохранения качества и объема пресной воды?

Учащиеся с опорой на имеющиеся знания могут оценить значение ресурсов морей в экономике и в обеспечении морскими продуктами населения страны.

1. Какими биоресурсами обладают моря, омывающие берега России?

2. Где ведется промысел краба и креветок?

3. Какое значение имеет морской промысел для коренных народов Севера и Дальнего Востока?

4. В каких случаях наносится ущерб биоресурсам наших морей?

5. В чем заключается рациональное и наиболее эффективное использование ресурсов морей в нашей экономике?

6. Как далеко находится море от вашей местности? Какие морепродукты вы потребляете?

Изучение минеральных ресурсов организуется на основе работы с картами, статистическими данными, дополнительной литературой. Основные знания – степень обеспеченности ресурсами, особенности их размещения, условия добычи и транспортировки, проблемы исчерпаемости ресурсов и рационального использования.

Учитель подчеркивает, что в современном мире используется около 200 видов минерального сырья, и почти все они выявлены в недрах нашей страны.

Выше среднего мирового уровня Россия обеспечена запасами нефти, газа, угля, алмазов; на среднемировом уровне – запасами золота, серебра, молибдена. Дефицитными являются марганец, хром, титан, уран, высококачественные бокситы.

Из комплексных минералов мы извлекаем только 1–2 компонента. При добыче полезных ископаемых сильно нарушается природная среда, велики экономические потери и экологический ущерб.

Задания учащимся: определить основные топливные базы, обозначить их на контурной карте или рисунке.

По запасам нефти Россия занимает 2-ое место в мире (после Саудовской Аравии). Открыто 1900 месторождений, разрабатывается более 1000. В Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции открыто 300 нефтяных и газовых месторождений. Здесь расположены крупнейшие месторождения. Они дают 70% нефти для страны. Старые нефтяные провинции – Северо-Кавказская и Волго-Уральская уже значительно выработаны. Перспективны северные провинции – Тимано-Печорская и шельфы Баренцева моря, Печорской губы, Охотского моря и др.

По запасам газа – 40% мировых – Россия занимает 1-е место в мире. Разведано более 700 месторождений, в т.ч. месторождения-гиганты. Более 80% всех запасов газа сосредоточены в северной части Западной Сибири. Значительные запасы газа в Тимано-Печорской провинции, Прикаспийской, в Оренбуржье и др.

Где расположены основные потребители нефти и газа? Где сосредотачивается основная масса потребителей нефтепродуктов? Какое направление имеют нефте- и газопроводы? Какие из них идут на восток? Газифицированы ли все населенные пункты России? Почему? Правильно ли это? Обеспечены ли газом жилые дома вашей местности? Испытывают ли в вашей местности трудности с бензином, мазутом?

Для того, чтобы осмыслить проблему преодоления расстояний, учащиеся решают задачу: определить среднее расстояние от основных мест добычи нефти и газа к основной массе потребителей.

Самостоятельно учащиеся определяют основные угольные базы и их потребителей.

Россия обладает 1/3 угольных запасов мира. Из них 50% находится в Западной Сибири, 30% – в Восточной Сибири. Здесь находятся гигантские бассейны – Тунгусский и Канско-Ачинский. По качеству углей первенство принадлежит Кузнецкому бассейну. В Европейской части России находится всего 7% угольных запасов страны. Кузнецкий уголь везут на металлургические заводы.

Атомное топливо – уран – добывается в Восточной Сибири, Карелии, Курганской области и др.

Таким образом, основная часть топливных ресурсов сосредоточена в Сибири, а основные потребители находятся за сотни и тысячи километров от них. Как отражается доставка на цене топлива?

Вспомним, где размещаются месторождения руд черных и цветных металлов. Выполним задание: обозначить на карте рудные базы – КМА, в Западной Сибири, Карелии и др. Обозначить размещение руд цветных металлов.

Сделать вывод : где добывают руды цветных металлов и в каких районах больше всего используют цветные металлы?

Где добывают и используют драгоценные металлы?

Что мы относим к нерудным полезным ископаемым.

Неметаллические полезные ископаемые разнообразны.

Для производства удобрений используются фосфатные руды, апатиты (Хибины, Центральная Россия, Урал), калийные руды (Западная и Восточная Сибирь, Урал).

Для экономики важны добыча алмазов (Якутия, в перспективе Архангельская область), слюды (Якутия, Карелия, Иркутская область), серы самородной (Самарская область, Камчатка), цементного сырья (Западная Сибирь, Центр), асбеста, каолина, облицовочного камня и др. Расширяется добыча нового минерала – цеолита – способного поглощать вредные примеси из воды и воздуха (месторождения Западной Сибири, Приморья, Чукотки и др.).

Драгоценные камни добывают в Якутии (алмазы, гранаты, аметисты), на Урале (яшма, агат, рубины, изумруды, топаз и др.), на Алтае, в Забайкалье, Приморье и др.

На коллективное обсуждение ставится вопрос: гарантируют ли ресурсные богатства высокий уровень развития экономики и жизнеобеспечения населения? Значительная часть ресурсов продается за границу. Например, статистике известно, что в 2000 г. было продано минеральных продуктов в страны СНГ на 6,8 млрд. долл., в другие страны – на 48,7 млрд. долл.; металлов, драгоценных камней и изделий из них соответственно на 1,4 млрд. руб. и 21 млрд. руб.

Однако известно и то, что использование топливных ресурсов у себя в стране приносит экономической выгоды в 10 раз больше, чем продажа за рубеж. Продавая нефть и газ, мы гораздо больше обогащаем западные страны, чем себя.

Нашу экономику называют ресурсной. Богатство ресурсов не означает богатство страны и высокого уровня жизни. Почему?

Итак, обладая богатыми природными ресурсами, Россия остается фактически бедной страной. Как можно решить эту проблему? В Учебной дискуссии учащиеся пытаются осмыслить противоречие между имеющимися богатствами, уровнем развития экономики и жизни народа.

Все учебные достижения учащихся оцениваются при подведении итогов урока.

Как освоена территория России?

Тема занятия : освоение территории и развитие экономики России, геоэкономическое пространство страны.

Главная образовательная задача – сформировать четкие представления о значительной разнице в освоении территории страны, неравномерности экономического и социального развития, показать, как складывалась дифференциация геоэкономического пространства, которую необходимо учитывать при организации хозяйства и жизни общества.

Важно продолжить формирование умений преобразовывать словесную информацию в картографическую, т.е. картосхемы.

Мотивация учения сочетается с актуализацией имеющихся знаний.

1. Равномерно ли освоена территория страны? Почему?

2. Какие факторы влияют на освоение территории?

3. Какие показатели характеризуют освоенность территории?

4. Как освоена территория вашей местности?

По картам определите:

а) регионы с наибольшей плотностью населения;

б) регионы с наиболее высоким уровнем экономического развития;

в) регионы с наименьшей плотностью населения и низким уровнем развития экономики.

Наиболее населенными регионами являются Московская область (350 чел./км 2), Санкт-Петербург и область (75 чел./км 2), Краснодарский край (66 чел./км 2), Самарская область (62 чел./км 2), Республика Татарстан (55 чел./км 2) и др.

Больше всего промышленной продукции (доля ВВП) дают Москва и Московская область – 14 %, Тюменская область – 7 %, Санкт-Петербург и область – 4%, Свердловская область – 5%, Самарская область – 4%, Республика Татарстан – 3% и др.

Слабо развита промышленность в Дагестане, Калмыкии, Тыве, Хакасии и других регионах РФ. Это – отрицательный фактор, и его следует преодолевать.

Выделим на картосхеме (рисунке) районы старого освоения, нового освоения и неосвоенных территорий. Определим районы очагового освоения.

Обобщение полученной информации:

а) территория страны освоена неравномерно в пространстве и времени;

б) экономически наиболее развиты территория старого освоения;

в) новое освоение связано с добычей природных ресурсов, в основном минеральных.

Далее целесообразно обсудить вопрос – как влияет неравномерность освоения пространства на развитие экономики? Например, во сколько обходится прокладка путей сообщения и линий связи через болота, горы, тайгу от города до города в Сибири, на Дальнем Востоке? Оправдываются ли издержки по организации новых предприятий и городов в отдаленных районах? В каких случаях нужно ограничиваться вахтовыми поселками?

Слабое освоение и экономическое развитие регионов отражается на социальной сфере: недостатке современных школ, больниц, учреждений культуры, предприятий бытового обслуживания и др.

Рассмотрение всех предыдущих вопросов логично подводит учащихся к формированию представления о геоэкономическом пространстве России. Оно основывается на знаниях о различии природных условий, размещении ресурсных баз, плотности населения, размещения городов.

Природное географическое пространство по мере освоения человеком насыщалось плодами его трудов – городами, селами, транспортными путями, техническими сооружениями, линиями связи и электроэнергоснабжения и т. д.

Кроме того, в каждой части географического пространства исторически складывалась определенная хозяйственная культура, система ведения хозяйства, как личного, так и общественного. Система хозяйствования складывалась под влиянием комплекса природных условий, к которым приспосабливался человек.

Проживая на территории, в тех или иных природных условиях, столетиями люди вырабатывали способы приспособления и выживания в этих условиях. Северные народы научились вести хозяйство в суровых природных условиях, максимально используя северного оленя и собак. На арктическом побережье люди выживали за счет промысла морского зверя. В лесной зоне почти все давало человеку использование дерева. Земледельцы умело сочетали возможности использования почв различного качества с животноводством и удобрением почв навозом. В сухих степях и полупустынях разводили скот. У каждого народа складывалась своя система хозяйствования, образ жизни, трудовой ритм, характерные жилища, постройки, одежда, питание, обычаи, традиции.

Постепенно, в соответствии со способами освоения территории, складывалось разнообразное геоэкономическое пространство, многократно усложняющееся в эпоху индустриализации и технического прогресса.

Тысячи промышленных предприятий, железные и автомобильные дороги, линии связи, перевозки миллионов тонн грузов, пассажиропотоки, миграции, финансовые потоки, мощные информационные системы с каждым днем усложняют геоэкономическое пространство и жизнь человека в нем.

В настоящее время процессы информатизации вносят новые элементы в геоэкономическое пространство. Электронная связь соединяет отдаленные населенные пункты, предоставляет жителям возможности дистанционного обучения, медицинских консультаций и т. д. Осуществление программы «Электронная Россия» дает новый стимул развития геоэкономического пространства России.

Практическая работа

На контурных картах или рисунках обозначить города-миллионеры и регионы с наиболее высоким уровнем экономического развития. Определить местоположение своего района в геоэкономическом пространстве страны.

Вся работа учащихся оценивается при подведении итогов занятия.

Человеческий капитал – главный ресурс современной экономики

Образовательная задача : раскрыть сущность нового понятия человеческого капитала, показать его значение в экономике XXI века.

Мотивация осуществляется путем постановки проблемного вопроса - какие факторы, ресурсы являются решающими в современной экономике?

Рассматривая известные факторы развития хозяйства, приходим к выводу, что ни один из них в современных условиях не имеет решающего значения. Обобщение и объяснение учителя направлено на раскрытие понятия человеческого капитала.

XXI век – век информационной экономики, постиндустриального общества. Наиболее ценным ресурсом, важнее природных ресурсов и накопленного богатства, является человеческий капитал. Главное богатство любого общества – люди. Человек – живой носитель творческих качеств, сил, созидательных способностей. И это – главный элемент современной экономики.

Символом прогресса является не индустриальное производство и тысячи исполнителей, а творческие, одаренные люди, способные к производству новых идей. Это – личность, индивидуальность, способная к открытиям, умеющая предвидеть, прогнозировать, предвосхищать и совершать открытия.

Человеческий капитал – это запас здоровья, знаний, навыков, опыта, который целесообразно используется человеком с целью получения высоких заработков и способствует росту общественного воспроизводства. Это главная ценность общества, главный фактор экономического роста. Но создание человеческого капитала требует усилий и затрат от самого человека и общества. Это образование, которое должно отвечать потребностям развивающегося постиндустриального общества и учитывать реальные условия состояния российской экономики, это физическое и духовное здоровье.

Человеческий капитал истрачивается, и требуется специальная политика государства и стремление общества к его воспроизводству. Важно вкладывать деньги в человека – его образование, здоровье, что является конкурентными преимуществами на рынке труда.

Человеческий капитал образуется в течение длительного времени. На его формирование влияют исторические факторы.

Для России характерны большие потери населения в годы войн, революций, социальных потрясений. Погибшие на фронтах войны, эмигрировавшие из страны, беженцы, погибшие в ходе репрессий, умершие от голода, эпидемий составляют огромное число – до 60 млн. человек. Если учесть и число не родившихся, то эти потери станут еще больше. Наиболее пострадали самые активные, молодые творческие слои населения – кадровые офицеры, лучшие крестьяне, квалифицированные рабочие, инженеры, предприниматели, интеллигенция. Потери населения были не только количественные, но и качественные. «Перестроечные» годы привели к резкому ухудшению жизни большинства населения, криминализации, снижению продолжительности жизни, особенно мужчин, которая составляет сейчас 57–58 лет.

Как повлияли «качественные» потери населения на развитие экономики?

Оказались утраченными такие качества как инициативность, предприимчивость, самостоятельность, вера в собственные силы и др. В новых рыночных условиях многие люди сейчас ведут себя пассивно, не умея и даже не желая как-то осваивать новые экономические условия.

За последние годы утрачен и уровень подготовки рабочих и специалистов. В Российской Федерации только 5% рабочих производства относят к высококвалифицированным рабочим, 78% – к рабочим средней квалификации, и более 16% – низкой квалификации. В США рабочий средней квалификации имеет за плечами 14 лет обучения. У нас только 65% молодежи получают среднее образование, не все молодые специалисты востребованы. Половина молодежи работает не по специальности.

Для России характерен вывоз человеческого капитала – уезжают молодые одаренные ученые и специалисты. В то же время ученые, оставшиеся в стране, вынуждены уходить из науки в бизнес: более 30% руководителей новых коммерческих структур – бывшие ученые.

Интеллектуальный потенциал страны пока что высок, но плохо используется в своей стране.

Современная экономика становится все более интеллектуальной. Современное производство требует высококвалифицированных работников. Чтобы быть конкурентоспособным на мировом рынке, необходимо научиться работать во всех отраслях на уровне мировых достижений. В XXI веке главный фактор развития – человеческий капитал.

Попытаемся оценить, какой человеческий капитал накоплен в нашей местности? Какие специалисты востребованы? Кто не может найти работу? Как относится к образованию и здоровью молодежь?

В условиях рынка и конкуренции каждый человек должен сам максимально прикладывать усилия для сохранения здоровья, как части капитала.

Можно обсудить вопросы :

1. Характеризуется ли долгожителями населения вашей местности?

2. Много ли молодежи занимается спортом?

3. Понимают ли школьники вред курения, алкоголя?

4. Кто может достичь большего успеха в жизни – больной человек или здоровый?

Учитель подводит итоги обсуждения и всего занятия.

Предприятие – основное звено экономики

Уроки № 7–8.

Тема занятия : изучение предприятия, как основного звена хозяйства (экскурсия на предприятие).

Структура занятий включает вводную беседу и экскурсию на предприятие. В беседе выясняется:

Каким образом, за счет чего удовлетворяются материальные и духовные потребности людей?

Что такое производство?

После беседы учитель систематизирует, дополняет и обобщает знания, формирует понятие производства.

Производство – это процесс создания благ путем переработки ресурсов в продукты и услуги, необходимые людям.

Любой продукт или услуга, предлагаемые для удовлетворения потребностей и предназначенные для купли-продажи, называется товаром. Люди, потребляющие товары и услуги, становятся потребителями.

Товары, предназначенные для индивидуального пользования, называют потребительскими. Какие потребительские товары приобретает ваша семья? Кроме материальных благ, существуют и нематериальные, играющие важную роль в жизни человека и общества.

Где создаются нематериальные блага?

Нематериальные блага и услуги создаются в непроизводственной сфере – культуре, образовании, науке, здравоохранении, управлении, сфере отдыха, физкультуры и спорта. Приведите примеры нематериальных благ и услуг, которыми Вы пользуетесь.

Все блага создаются трудом. Из предметов природы человек создает все, что ему необходимо для жизни. Поэтому человек, общество является и производителем, и потребителем. За 10 тысяч лет развития общества создало множество производств, производящих блага и услуги.

Деятельность людей, направленная на создание благ для удовлетворения материальных и духовных потребностей, называется экономической. Но труд человека имеет еще и нравственную сторону. Человек – труженик, умелец, мастер своего дела, профессионал – всегда ценится в любом обществе.

Основным звеном производства, всей экономики является предприятие, так как здесь создаются товары и услуги.

Беседа ориентирована на выяснение вопросов:

1. Какие предприятия производят материальные блага, товары, а какие – услуги?

2. Что производят предприятия вашей местности?

3. Где работают ваши родители, родственники?

4. Какие товары местного производства вы приобретаете?

5. Как изменилось производство за годы перестройки в вашей местности:

а) какие предприятия закрылись, какие продолжают работать;

б) какие новые предприятия открылись, что они производят – товары или услуги;

в) чем отличаются предприятия государственные от акционерных и частных;

г) на каких предприятиях существует дефицит рабочей силы, на каких вакансии отсутствуют.

Подготовка к экскурсии включает ознакомление учащихся с видами предприятий, их структурой, организацией работы. Если промышленное предприятие крупное, с несколькими цехами, то учащиеся делятся на группы, каждая из которых более детально опишет отдельные звенья производства.

Следует отметить, что экскурсию можно провести не только на промышленные предприятия, но и сферы обслуживания, например, автобусный парк, почтовое отделение и др. Важно обращать внимание и на социальные аспекты.

При подготовке к экскурсии учащиеся записывают основные вопросы для изучения:

1. Где расположено предприятие? Чем объясняется его размещение?

2. Что производит предприятие?

3. Кто является его собственником?

4. Какова структура предприятия. Какие подразделения в нем имеются?

5. Опишите основные этапы технологического процесса производства.

6. Как организовано снабжение предприятия? Кто его смежники?

7. Составьте схему энерго- и водоснабжения предприятия. Существуют ли на предприятии очистные сооружения?

8. Сколько рабочих мест имеет предприятие?

9. Какова рентабельность предприятия?

10. Изучите, какие социальные гарантии предоставляет предприятие своим рабочим и специалистам: отпуск, выходные дни, медицинское обслуживание, детский сад и др.
















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Познакомить с природными богатствами нашей Родины, дать представление о богатствах природы области.
  • Развивать умение использовать в работе полученные знания; развивать коммуникативные способности, творческую активность, наблюдательность, познавательную активность; умение сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать умение выражать свои мысли.
  • Воспитывать у учащихся любовь и бережное отношение к природным богатствам родины, доброжелательность и взаимовыручку при работе в парах, уважение к труду.

Ход урока

1. Актуализация знаний и определение темы урока.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
- Повторяйте за мной!
Я желаю тебе добра!
Если тебе будет трудно, я тебе помогу!

Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы совершим путешествие по просторам нашей необъятной Земли и заглянем в самые её недра. Нам сегодня пригодится умение наблюдать и знания, которые мы получили на прошлом уроке.

Хозяйка богатств (слайд 1. Богатства )

В своё царство приглашает нас.

Что это за хозяйка? (слайд 1. ..природы )

Чему будет посвящен наш урок?

При работе главное наше правило – ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ И ВЗАИМОВЫРУЧКА.

А как люди разных профессий помогают друг другу. (Ведут сообща общее хозяйство)

Слайд 2. Что вы видите?(показ - подсолнечник / куры, поле, пчелы )

Что объединяет их? (Сельское хозяйство )

Слайд 3. Это что? (показ - фабрики и заводы ) Назовите хозяйство. (Промышленные предприятия )

Слайд 4. Какой вид транспорта вы видите? (показ - водный, наземный, воздушный ). Назовите вид хозяйства (показ Транспорт ).

Слайд 5. Назовите профессии, которые видите? (показ – парикмахер, официант, учител ь ). В какой вид хозяйства вы их объедините? (Сфера обслуживания )

Люди многих профессий помогают нам получить из зёрнышка ХЛЕБ. Назовите некоторые из них. (Слайд 6). Тракторист / комбайнер / рабочие мукомольного завода / пекари / продавец.

2. Подготовка к восприятию новой темы.

Только ли люди помогли зёрнышку вырасти? Не упустили ли мы что-то важное, что помогло появиться колоску? Могло бы оно вырасти без помощи природы?

Слайд 7. Сделайте вывод, какие богатства природы помогли вырасти зернышку? показ: почва, вода, воздух, солнце.

Вывод (слайд + учебник стр. 30) показ вывода “Почва, вода, воздух, солнце помогли вырасти из зёрнышка большому растению”

Нас окружает много разных предметов и вещей. Давайте подумаем, вспомним, посовещаемся в парах, как некоторые предметы пришли к нам.

Слайд 8. Чем были и откуда пришли к нам... (показ - лист бумаги, карандаши, стул )? (Деревом, лес. Лесные богатства )

Что помогло вырасти дереву?

Слайд 9. Железные предметы – какое природное подземное богатство (полезное ископаемое) помогло создать металлические предметы? (Руда) Кто из руды сделал гвоздь?

Слайд 10. Бензин для машин был раньше... (нефтью), которую люди добыли из-под земли, из нефтяного месторождения.

Слайд 11. Прозрачное оконное стекло было речным (песком).

Чем были увиденные предметы, и которые нас окружают? Чьи эти богатства? Кто их взял у природы? Сделаем вывод.

Слайд 12. Вывод (с. 30) Все предметы, которые нас окружают, были когда-то частью природы и взяты у неё человеком. Природа - наш щедрый друг: она отдаёт нам свои богатства.

3. Физминутка для глаз (слайд 13).

А наше главное богатство, познающее окружающий мир, которое надо беречь... глаза. Сделаем зарядку для глаз. Слушаем музыку и следим за движением объектов, при мигании моргаем глазками.

4. Совместное открытие нового. Постановка проблемных ситуаций.

Природа - наш щедрый друг: она отдаёт нам свои богатства

(показ) 1. Какие природные богатства мы с вами уже назвали?

(показ) 2. Какие вы еще знаете?

Природа создаёт все условия, чтобы человек мог жить. Благодаря своему уму люди научились использовать силы и богатства природы. Давайте отгадаем загадки и выясним, что нужно для жизни человеку.

Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?
Чтобы не было беды, жить нельзя нам без...(ВОДЫ )

Так как же человек использует воду? (готовит еду, стирает, умывается, поливает растения, по рекам передвигается водный транспорт).

Как человек использует течение реки? (показ электростанции )

-(показ ) Силу воды люди научились превращать в электричество и пускать его по проводам на заводы и в дома.

О какой силе природы сказано: “... ты гоняешь, стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе...”? (о ВЕТРЕ)

Как человек использует силу ветра? (показ - парусный спорт, корабли )

Вывод: Силу ветра используют мореплаватели.

Люди стали задумываться о бережном отношении к природе и придумали использовать силу ветра не во вред природе, получения... (электричества )

Вывод: Силу ветра используют для получения электричества от ветряных мельниц – ветряная энергия, ветряные электростанции . Потому что ГЭС и ТЭЦ загрязняют окружающий мир, вредят рекам.

Ты весь мир обогреваешь, и усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце, и зовут тебя все...(солнце ) - показ

Что солнце даёт человеку? (свет и тепло).

Показ - Как человек стал использовать солнечный свет ?

Человек стал искать другие источники энергии для получения электричества – ветер и солнечный свет, и построил не только ветряные мельницы, но и солнечные батареи , которые меньше всего загрязняют природу.

Все ли богатства мы перечислили?

Слайд. 18. Отгадайте.

Бегают в лесу и в поле,
Плавают в реке и море,
Могут прыгать и летать,
И друзьями могут стать.
Ну а в городе большом
Ну а в городе большом
Зоопарк – их главный дом.

Показ слайдов (белка, лиса, воробей, ворона, собака ).

Назовите группу. Животные.

Слайд. 19. А теперь расскажу о другой группе:

Дышат, растут,
А ходить не могут,
Зимой замирают,
Весной оживают,
Зелёными бывают

Показ слайдов (одуванчик, бессмертник, дуб, ель, береза ).

Назовите группу. Растения.

Можно ли животных и растения назвать богатствами природы? Какими?

5. Физминутка (двигательная).

6. Первичное закрепление. Обучение способам практического применения.

Слайд 20 + стр. 31 . - Назовите природные богатства на рисунке

Живые, неживые, силы природы. Сравниваем учебник (с. 31 ) - показ.

Слайд 21 - Природные богатства очень разнообразны. Чтобы лучше их запомнить, разделим их на группы. Сколько групп вы предлагаете сделать и почему?

Три: живые, неживые, силы природы.

Какие природные богатства мы отнесём к живым? к неживым? к силам природы?

Слайд 22. Живые природные богатства: растения, животные.

Слайд 23. Неживые природные богатства: воздух, почва, вода, подземные богатства.

Слайд 24. Силы природы: ветер, солнечный свет, течение рек.

Почему так поделили?

7. Обучение способам практического применения полученных знаний.

а) Работа в парах. Работа в учебнике.

А теперь выполним задания в учебнике. Работать будем в парах. Помните о взаимовыручке и доброжелательности.

Слайд 25. + стр. 32

Прочтите задание. Какие живые природные богатства люди используют, чтобы получить эти полезные вещи? Соедините линией.

Слайд 26. + стр. 33

Недра земли также отдают людям свои богатства. Попробуй разобраться, какие вещи сделаны из нефти, а какие из железа? Распутайте клубок ниток.

Слайд 27. + стр. 33

Рассмотрите рисунок. (Показ вопроса ) - Какие природные богатства помогли Вам стать сильными и здоровыми за время летних каникул? (вода, воздух, солнце, растения, ветер)

Какой самый главный вывод мы с вами можем сделать? Человек не может жить без природы и её богатств. Помни об этом и бережно относись к ним.

Может ли человек жить отдельно от природы, без ее богатств

б) Работа в парах. Работа в рабочей тетради.

Откройте рабочую тетрадь на странице 48. задание 1 .

Поработайте в парах. К каким природным богатствам относятся эти слова? Соедини стрелками. Проверка слайд 28.

Почему слово кормить я определила два раза? Как вы понимаете кормить?

(Кормить животных, животные кормят)

Слайд 29 + задание 3, стр. 49. Соедините предметы с природными богатствами, из которых они получены. Какие природные богатства?

Слайд 30 + стр. 48, задание 2. Ни одно из живых существ не научилось так использовать богатства природы, как человек. Подчеркните, синим цветом, те природные богатства, которые смог подчинить для собственной пользы, и использует только человек? (подземные богатства, солнечный свет, ветер, течение рек)

Как вы думаете, как используют животные солнечный свет, течение рек, ветер?

Кто использует остальные перечисленные богатства?

Вывод: Только человек, являясь разумным существом, применив знания и опыт, смог подчинить силы природы для своей пользы.

Прочтите вопрос. Всегда ли разумно использует человек природные богатства?

(Ответы детей).

Вывод: “Человек – разумное существо, он отвечает за все живое и неживое на Земле”.

8. Обобщение. Экологическая минутка.

Итак, все природные богатства мы с Вами открыли.

Что такое природные богатства?

Что случится, если природные богатства исчезнут?

Что надо делать, чтобы этого не произошло?

Назовите имя нашей красавицы реки? (Дон ) показ. Но всегда ли вода в реках так чиста и прозрачна?

Как люди загрязняют реки? показ загрязнения рек

Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и чистая вода.

?! – Что надо делать, чтобы не загрязнять воду в реке, и не только...?

Слайд 32. Красивы цветочные поляны, прекрасны палисадники и цветники у наших домов, живописны берега рек. Но приходит человек, и красота исчезает... показ загрязнения мусором . Что происходит? Как должен поступить человек?

Слайд 33. Чудотворен, целебен воздух, напоенный травами, запахами цветов, деревьев. Назовите, какие травы можно увидеть на Донских лугах, в степях, на полянках и даже возле дома. – Календула, шалфей, лопух, тысячелистник.

В чем ценность этих растений? (лекарственные ).

Как ведут себя взрослые и дети, когда приходят на красивую цветочную поляну? показ поляны

Что сразу начинают делать девочки?

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если вы и я, и ты,
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты.

Вывод: не рвите цветы!

По берегам Дона растут лесные насаждения. Сколько драгоценного и чистого кислорода они нам дают. Как прекрасны они в своей осенней красоте. Но приходит человек и... (показ вырубок и пожара ).

Слайд 35. Что это?

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем (Воздух, показ)

Показ - Дым из труб завода, из выхлопной трубы машины , от сжигаемого мусора и листьев, от сигарет, от пожара.

Можем ли мы прожить без воздуха? Каким воздухом мы дышим?

Назовите животных обитающих у нас на Дону (Кабан, суслик, еж, бобр, собака).

Многие животные нашей области занесены в Красную книгу, находятся на грани исчезновения, как и растения. Чтобы их сохранить люди создают заповедники.

Почему животных надо беречь? показ

Ребята! Помните! Природа беззащитна перед человеком. Береги её. Вы – часть природы!

9. Итог. Релаксация “Улыбка”. Самооценка.

Какие правила поведения в природе вы можете сами уже сейчас соблюдать?

1. Бережно относиться к растениям.

2. Старайтесь ходить в лесу по тропинкам.

3. В лесу соблюдайте тишину.

4. Не ломайте, не рубите деревья и кустарники.

5. Берегите ягоды и грибы.

6. Не разжигайте костер.

7. Не оставляйте мусор.

8. Не рвите цветы, не ловите насекомых.

9. Не трогайте лесных зверей.

10. Не разоряйте птичьи гнезда и муравейники.

Релаксация “Улыбка” - Дети, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Закройте глаза и послушайте меня: другой человек есть радость для тебя. Окружающий тебя мир есть радость для тебя. Откройте глаза и посмотрите вокруг. Ты всегда радость для другого... Береги себя и другого береги... Уважай, люби всё, что есть на Земле – это чудо!

Самооценка

Мы сегодня узнали много нового, много интересного. Посмотрите на сорванный цветок, на его слезы. Оценив урок и свою работу на уроке, мы постараемся “оживить” его. На столах у вас лежат.... Давайте заселим ими полянку. Если считаете, что, поработали отлично, и вам все понравилось – возьмите. Приклеиваем... на полянку. Потрудились вы не зря, вам спасибо от меня! Посмотрите на наш цветок.

Слайд 40. Спасибо всем за работу, за то, что вы есть.

Экологическую минутку в этот же день после окружающего мира можно перенести на занятии кружка “Жизнетворчество”

Россия занимает около 1/3 территории материка Евразии, где около 23% площади страны располагается на востоке Европы и около 76% площади в северной части Азии. Благодаря огромным территориям и в некоторых местах большой удаленности от моря, климат России континентальный, для которого характерны все четыре времени года с ярко выраженными летом и зимой.

Растительный и животный мир России

Природа России многообразна и имеет свои характерные особенности в разных уголках страны. Территория России состоит из разных природных зон: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, полупустыни и пустыни. Наряду с климатическими условиями это дает большое разнообразие в природе России для мира растений и животных.

Растительный мир природы России

Растительный мир составляют огромное многообразие растительных сообществ, произрастающих на всех типах природных зон России.

Самые распространенные типы растительности на территории России это тундровые, лесные, степные, луговые, болотные и другие с характерным климатом для определенных природных зон.
В раздел...

Растительный мир России:

Животный мир природы России

Животный мир представляют разнообразную богатую фауну, характеризующуюся различными видами представителей животного мира, обитающих по всей территории России.

В разных природных зонах тем более разнообразен мир животных России при движении с севера на юг и от равнин в горы, где больше преобладают количество эндемичных и реликтовых видов животных.
В раздел...

Животный мир России:

Природа России: области, республики, края

Все растения и животные в природе России находятся в тесных взаимосвязях, обусловленных климатом и географическим расположением по всей территории страны. Тем не менее каждая область, регион, находясь в определенных природных зонах имеет свою выраженную флору и фауну, определяя уникальное разнообразие природы различных регионов России.

Центральный федеральный округ расположен на Восточно-Европейской равнине. Характерные природные зоны: смешанные и широколиственные леса, лесостепь.

По всей территории округа (3,8% от всей территории России) характерен умеренно-континентальный климат с холодной зимой и теплым летом.
В раздел...

Природа центрального округа России:

Северо-Западный федеральный округ расположен на Северной и Северо-Западной части России. Характерные природные зоны: смешанные и широколиственные леса.

По всей территории округа (9,87% от всей территории России) характерен довольно умеренный континентальный климат с прохладной зимой и умеренно теплым летом.
В раздел...

Природа Северо-Западного округа России:

Южный федеральный округ расположен на Юге Европейской части России. Характерные природные зоны: степная (равнинная), пригорная и горная.

По всей территории округа (2,4% от всей территории России) характерен умеренно теплый климат с не холодной зимой и теплым, иногда жарким летом.
В раздел...

Природа Южного округа России:

Приволжский федеральный округ расположен на Юге Европейской части России. Характерные природные зоны: смешанные и широколиственные леса.

По всей территории округа (6,06% от всей территории России) характерен континентальный климат с выраженными сезонами года.
В раздел...

Природа Приволжского округа России:

Северо-Кавказский округ России

Северо-Кавказский федеральный округ расположен на Юге Европейской части России, в центральной и восточной части Северного Кавказа. Характерные природные зоны: равнинная, предгорная и горная.

По всей территории округа (1% от всей территории России) характерен умеренно теплый климат с мягкой зимой, теплым и жарким летом.
В раздел...

Природа Северо-Кавказского округа России:

Уральский федеральный округ расположен на стыке границ Европейской и Азиатской части России. Характерные природные зоны: лесные с обилием хвойных лесов, тундра, лесотундра и тайга.

На всей территории округа (10,64% от всей территории России) характерен резко континентальный климат с суровой зимой и коротким жарким летом.

Дальневосточный федеральный округ занимает самую большую территорию России и расположен на Дальнем Востоке, почти все субъекты имеют выходы к морю. Характерны самые разнообразные природные зоны: от арктические пустынь, тундра, лесотундра, тайга, до лесостепей со смешанными и широколиственными лесами.

На всей территории округа (36% от всей территории России) разноконтрастный климат от резко континентального с выраженными зимой и летом до муссонного с малоснежной зимой и обильными осадками летом.
В раздел...

Природа Дальневосточного округа России:

Ни одна страна в мире не сравнится с Советским Союзом по размерам природных богатств - по площадям земель, пригодных для сельского хозяйства, обилию полезных ископаемых, по источникам энергии.

Величайшее сокровище нашей природы - это обширная плодородная земля, на которой выращивают пшеницу и рис, лен и хлопчатник, сахарную свеклу и сахарный тростник, кукурузу и виноград, чай и субтропические культуры. Огромные пастбища во всех зонах Советской страны - в тундре, в полосе лесов, в степях, в полупустынях, на горных альпийских лугах - и развитое полевое кормодобывание дают возможность разводить разнообразный скот и получать мясо, сало, шерсть, кожу, молоко, масло и другие продукты. Земледелие и животноводство - поставщики сырья для пищевой и легкой промышленности. Недаром говорится, что земледелие и животноводство кормят и одевают нас…

Все живое и мертвое на нашей планете, как известно, состоит из элементов, представленных в таблице Менделеева, и из их сочетаний. У любой страны всегда есть нужда в каком-то элементе - в железе, цинке, меди, олове или уране, в марганце, титане, молибдене или ниобии.

Многие страны вынуждены ввозить из-за рубежа недостающие им полезные ископаемые. Наша Родина является исключением: в ее недрах есть все, чтобы заполнить все клетки менделеевской таблицы. Причем все необходимое народному хозяйству есть у нас в промышленных количествах.

В этом, пожалуй, нет ничего удивительного: ведь наша Родина - шестая часть мира. Следовательно, она должна обладать и шестой частью всех природных богатств.

Но тут-хо как раз и начинается самое удивительное! Оказывается, не одна шестая часть лесов земного шара растет на советской земле, а одна четвертая. Канада занимает по площади лесов второе место в мире после Советского Союза, но лесов у нее втрое меньше, чем у нас. Общий запас древесины в наших лесах определяется астрономической цифрой - 50 млрд, м 3 .

Самые ценные деревья представляют собой богатство, лишь в том случае, если они приносят людям пользу, а не бесцельно гниют на корню. Самые плодородные земли становятся ценными, лишь когда они заняты наиболее полезными растениями. И любое ископаемое, будь то железная руда, нефть, уголь или торф, становится действительно полезным, только когда оно служит людям.

Ни в одной стране мира нет таких больших посевных площадей зерновых и технических культур, как в Советском Союзе. И с этих площадей мы собираем не одну шестую, а около трети мирового урожая пшеницы и свеклы; не одну шестую, а две трети всей конопли, четыре пятых всего льна и девять десятых всего подсолнечника, выращиваемых на земле.

Продуктивно используются в нашей стране и залежи полезных ископаемых. Их нам тоже щедро отпустила природа. Двумя третями мировых залежей торфа обладает наша страна. А железных руд в недрах СССР больше, чем во всех странах мира, вместе взятых. Наша страна владеет одной пятой мировых запасов угля, и геологические разведки с каждым годом находят все новые залежи. Больше половины марганца, имеющегося в земной коре, хранится в наших недрах.

Медь, свинец, цинк, олово, никель, хром, вольфрам, молибден, титан, тантал, ниобий, бериллий, уран, серебро, золото - все цветные и редкие металлы есть в нашей стране. Любое богатство обычно пересчитывают на золото. Но и по запасам этого драгоценного металла нет страны, равной Советскому Союзу.

Однако наши богатства не исчерпываются металлами, нефтью, торфом, углем или лесом…

Такого месторождения камня плодородия - апатитов, как в хибинской тундре, нет нигде на земном шаре. Из апатитов получают фосфорные удобрения, а из их «отходов», нефелина, - алюминий. Сырье для фосфатных удобрений есть у нас и в других местах страны, особенно много его в Казахстане.

СССР обладает и гигантскими запасами калийных солей. Они составляют девять десятых

мировых запасов. Грандиозны залежи и поваренной соли, мирабилита, асбеста, слюды, серы, графита, мрамора, плавикового пшата, асфальта, цементного сырья… На весь мир славятся якутские месторождения алмазов.

Все эти ископаемые надо добыть из глубоких недр, поднять на-гора, извлечь из руд металлы, переработать их… Для этого нужны машины и механизмы. Нужны они и для того, чтобы освоить сотни миллионов гектаров плодородных земель, засеять их, собрать урожай. Множество машин и механизмов необходимо и для переработки наших лесных богатств, для освоения гигантских торфяных болот, для прокладки железных и шоссейных дорог, для строительства заводов и фабрик, новых жилых и общественных зданий, новых городов… Без машин невозможно перевозить грузы и людей по нашей огромной стране. Множество машин и механизмов требует промышленность.

И чтобы все эти механизмы и машины работали, нужна энергия, очень много энергии. По запасам ее, заключенным в угле, нефти, торфе, горючих сланцах, газе, и по гидроресурсам наша Родина занимает ведущее место среди всех стран мира.

А ведь есть еще один вид энергии - ветер, или, как его называют, «голубой уголь». Энергия воздушных потоков над нашей страной фантастически велика, она превосходит всю энергию наших текучих вод и топливных месторождений. Ученые подсчитали, что «на территории СССР с помощью густой сети ветродвигателей технически можно производить ежегодно около 20 триллионов квт-ч дешевой электроэнергии». Столько энергии могли бы дать две тысячи таких гигантских гидростанций, как волжские ГЭС - им. В. И. Ленина и им. XXII съезда КПСС.

Одно из важнейших сокровищ природы - вода. Это главный рычаг жизни, основа благосостояния страны. Недаром знаменитый геолог А. П. Карпинский, с первых лет революции возглавлявший Академию наук, Говорил: «Нет в мире более драгоценного ископаемого, чем вода». И этим сокровищем наша Родина тоже обладает с избытком. По советской земле текут 150 тыс. рек, среди которых такие могучие, как Енисей, Лена, Обь, Амур, Волга… Свыше 250 тыс. озер насчитывается в нашей стране. Среди них самое глубокое озеро мира - Байкал и величайшее озеро земного шара - Каспийское, которое так огромно, что его с незапамятных времен называют морем.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .



Loading...Loading...