Пример мониторинга ледовой обстановки и судоходства в замерзшей акватории Азовского моря и Керченском проливе по данным COSMO-SkyMed. Новая карта льдов и прогноз ледовой обстановки и погоды в азовском море

Порт "Кавказ", коса Чушка, Керченский пролив, Темрюкский район Краснодарского края РФ (фото командира экипажа вертолета Ми-8 М. С. Журбе) В зимний период 2011 2012 гг. в Азовском море сформировались аномально тяжелые ледовые условия, сообщают из Центра ледовой гидрометеорологической информации Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Росгидромета, — Всю акваторию занимали обширный припай с толщиной льда до 55 см и сплошной всторошенный дрейфующий лед с преобладанием однолетнего тонкого (толщина 30 70 см). Отсутствие достоверного долгосрочного прогноза ледовой обстановки и недостаточное внимание судовладельцев к данным мониторинга ледяного покрова в период его формирования привело к тому, что на 17 февраля 2012 г. в российских портах Азовского моря оказались заперты 65 судов, а в центральной части моря — 20 судов. Большинство этих судов по ледовым ограничениям не могли двигаться даже в сопровождении ледоколов.

На входе в Керченский пролив со стороны Черного моря 93 судна ожидали ледокольной проводки. Из них только 40 судов имели соответствующий ледовый класс.

Росморречфлот обратился в ААНИИ с просьбой принять участие в обеспечении операций по выводу оказавшихся в тяжелом положении судов. В соответствии с этой просьбой специалисты ААНИИ начали осуществлять прием и обработку спутниковых снимков ледового покрова Азовского моря, составление обзорных ледовых карт, проведение авиационных ледовых разведок и разработку навигационных рекомендаций по ледокольной проводке судов, попавших в ледовый плен.

Подобная тяжелая ледовая обстановка в Азовском море возникает крайне редко и последний раз отмечалась в 1965 г.

Сегодня, по информации из Ситуационного Центра, в Азовском и Черном морях отмечается следующая обстановка:

Азовское море

Осадки в виде снега и дождя, местами сильные осадки. Ночью и утром туман, гололёд, налипание мокрого снега.

Ветер северо-восточный 6 -11 м/с, днём порывы до 14 м/с. Температура воздуха ночью 2 ...-3 °С, днём 1 ...6 °С. В море лёд, днём подвижка, торошение, сжатие и дрейф льда.

Чёрное море

Местами осадки в виде снега и дождя, в районе Анапа-Туапсе сильные осадки; налипание мокрого снега, гололёд. Ветер северо-восточный 12 -14 м/с, порывы до 17 м/с, в Новороссийске ночью и утром до 23 м/с. Температура воздуха ночью -1 ...5 °С, днём 0 ...7 °С; в районе Сочи ночью 4 ...9 °С, днём 9 ...14 °С. Высота волн 0,5 -1,0 м, местами до 1,5 м, днём в районе Сочи до 1,8 м. В районе Джубга-Сочи зыбь от юго-запада.

В Керченском проливе — сложный неустойчивый ледовый режим. Инженерные изыскания на этот счёт выполнил . Понижение температуры при восточном и северо-восточном ветрах создаёт в зимний период условия для образования льда в проливе. В открытой части Азовского моря и в северной части Керченского пролива полное замерзание наблюдается только в суровые зимы. Окончательное очищение от льда в таких случаях происходит в среднем к 28 февраля, хотя после суровых зим на подходе к Керченскому проливу встреча со льдом возможна и в середине апреля.

кликабельно


В створе мостового перехода возможно присутствие как ослабленного льда, так и сплочённого. Так что в суровые зимы мостовые опоры могут быть подвержены ледовому воздействию разных типов — воздействию от движущегося льда из Азовского моря , торосов, подвижке ледяного поля и температурного расширения льда. При выполнении расчётов ледовых нагрузок на мостовые опоры эти факторы были тщательно изучены.

На основании результатов проведённых модельных исследований в условиях сплошного ровного льда, битого льда и торосов получены значения пяти компонент глобальной ледовой нагрузки для различных глубин акватории, а также скоростей и направлений дрейфа льда. Всё это учтено при выработке окончательных проектных решений.

Между опорами достаточно большие пролёты, так что, скорее всего, дополнительные средства для расчистки акватории не потребуются. Для контроля ледовой обстановки в период ледостава организовывается мониторинг ледовой обстановки. При необходимости суда ледокольного типа, расположенные в порту Новороссийска, в течении 8-10 часов готовы прибыть для дробления ледовых полей.

Азовское море замерзает каждый год. Обычное явление, когда лёд неоднократно появляется и тает в течение одного сезона. В разгар зимы лёд может покрывать всю акваторию Азовского моря и образовывать почти сплошной припай — неподвижный ледяной массив вдоль берегов. В начале 2017 года Азовское море замёрзло практически полностью.
Азовское море — самое мелкое и самое отдалённое от океана море в мире. Его средняя глубина — около 7 метров, самый глубокие участки достигают 13,5 метров. Чтобы представить, насколько море мелкое, достаточно сравнить его с Чёрным морем , средняя глубина которого — 1`240 метров.

Фотографии Кизилташского и Бугазского лиманов возле станицы Благовещенской и участка Азовского моря возле станицы Голубицкой и посёлка Пересыпь сделаны Алексеем Школьным в середине февраля 2017 года.

Вода Азовского моря содержит в три раза меньше соли, чем Мировой океан в среднем. В критических ситуациях ею можно даже утолять жажду. Низкий объём соли формируется из-за обильного притока речных вод: до 12% объёма воды попадает в Азов из рек. Ещё один фактор — затруднённый водообмен с Чёрным морем . Из-за низкой солёности море легко замерзает.

Каждый год, когда температура воды опускается ниже нуля, Азовское море покрывается льдом. Ледостав — процесс установления сплошного ледяного покрова — продолжается с декабря по март. Толщина льда достигает 80-90 см. Раньше всего лед появляется в Таганрогском заливе , затем в Утлюкском , Ейском , Бейсугском и Ахтарском лиманах . Береговые части Азовского моря и Таганрогский залив покрываются сплошным ледяным покровом.

Для Азовского моря характерны сравнительно короткая, но холодная зима. Первые морозы в Таганрогском заливе на северном побережье наступают в октябре, а в южной части моря — в первой половине ноября. Зимой температура может падать до -30°. Наиболее низкие температуры верхнего слоя воды наблюдают в северной и восточной частях Азовского моря .

кликабельно

кликабельно

кликабельно

кликабельно

кликабельно

кликабельно

кликабельно

кликабельно

кликабельно

кликабельно

Ветер ночью западный, юго-западный 12-17 м/с; днем северо-западный, северный 5-10 м/с. Местами слабый дождь. Ночью и утром местами дымка. Видимость 2-4 км.

В море лед, подвижка, торошение, сжатие, дрейф льда. На юго-востоке моря высота волн ночью 7-12 дм, днем 5-10 дм.

Температура воздуха ночью -1…+4°, днем +4…+9°.

25 марта ветер северо-восточный, днем юго-западный 6-11 м/с, в середине дня порывы 14 м/с. Без существенных осадков. Ночью и утром дымка с видимостью 1-2 км.

В море лед, подвижка, торошение, сжатие, дрейф льда. По югу моря высота волн 7-12 дм. Температура воздуха ночью -1…+4°, днем +5…+10°.

26 марта ветер юго-западный, во второй половине дня северо-западный 12-14 м/с. Ночью без существенных осадков, утром и днем местами дождь. Дымка. Видимость 1-2 км.

В море лед, подвижка, торошение, сжатие, дрейф льда. По югу моря высота волн 7-12 дм. Температура воздуха ночью и днем +2…+7°.

Ледовый прогноз

В Азовском море с 18 марта после повышения температуры воздуха до +5…+10° активизировались процессы таяния и разрушения льда.

Толщина припайного льда: в Таганроге 38 см, разрушенность 3 балла. Сохраняется припай в Стрелковом, Геническе, Долженской-море разрушенностью 3-4 балла.

В западной части Таганрогского залива припай взломался, наблюдаются поля и обломки белого льда сплоченностью 9-10 баллов. В восточной части Таганрогского залива припай разрушенностью 3 балла.

Под действием ветров западной четверти массив дрейфующего льда прижат к восточному берегу моря. В западной части этого массива идет интенсивное разрушение и таяние льда. В восточной части преобладает лед сплоченностью 9-10 баллов, преимущественно серо-белый, степень разрушенности которого составляет от 1 до 3 баллов.

На западе моря в массиве 10-балльного малоподвижного льда, тонкого однолетнего и серо-белого, появились полыньи и разводья. На восточной кромке этого льда, под действием ветров западного, северо-западного направлений, происходит откол обширных полей льда, которые выносятся в открытую часть моря, где разрушаются и дрейфуют на юг, юго-восток.

В районе Керчи льда нет. В Керченском проливе, на подходе с севера, наблюдается узкая перемычка льда сплоченностью 4-6 баллов.

В ближайшую неделю на Азовском море ожидается преобладание ветра западной и северо-западный четвертей. Температура воздуха: ночью -2…+3° С, днем +6…+10° С.

Продолжатся процессы таяния и дробления дрейфующего льда, а также разрушения припайного льда. Разрушится припай в Геническе и Стрелковом.

Массивы льда сплоченностью 9-10 баллов разрушенностью 2-3 балла сохранятся западнее меридиана 35°30" в.д. и восточнее 37°З0" в.д.

Вынесет лед из Бердянского залива. Будут развиваться полыньи вдоль северного побережья.

В центральной части моря будут наблюдаться отдельные зоны льда различной сплоченности. Возможно появление отдельных льдин на северном подходе к Керченскому проливу.

4 февраля 2014 года - после длительного перерыва, вызванного неблагоприятными условиями для космической съемки - н аучно-исследовательский центр космической гидрометеорологии "Планета" (РФ) опубликовал новые карты ледовой обстановки в Азовском море и Керченском проливе:

5 февраля 2014 года в Азовском море и Керченском проливе возобновились ледокольные проводки, которые не проводились с 26 января на выход из портов Азовского моря из-за низкого уровня воды в портах и Таганрогском заливе, на вход - по погодным условиям в центральной и южной части Азовского моря.

В Керченском проливе проводки ведут украинский ледокол прибывший из Мариуполя, и российский .

Ледокол Капитан Демидов начал проводку на вход в Азовское море каравана из 18 судов в составе:

на Ростов-на-Дону:

1.​ ВФ Танкер-18
2.​ Бореалис
3.​ Мех.Парамонов
4.​ Кристалл
5.​ Модус
6.​ Карделен
7.​ ВФ Танкер-12
8.​ Санар-2 ;

9.​ НАТАЛИ 1
10.​ СОРМОВСКИЙ 116
11.​ ВОЛГО ДОН 203
12.​ ПРЯЖА
13.​ АМУР 2515
14.​ ВФ ТАНКЕР 5

на Таганрог

15.​ ВФ Танкер-4
16.​ Глория
17.​ СВЛ Либерти
18.​ Олимпия

Одновременно с этим ледокол выполняет проводку по Керченскому проливу до порта Кавказ:

1. Амур-2517
2. СВЛ Прайд
3. Герой России Пятницких

В Таганрогском заливе работают российские ледоколы и . Они выполняют проводку каравана на выход из Азовского моря в составе 30 судов:

из Ростова:

1.​ ВФ Танкер-6
2.​ ВФ Танкер-7
3.​ Санар-1
4.​ Кап.Абакумов
5.​ Санар-3
6.​ Оптимафлот
7.​ А.Кадыров
8.​ Орель-4
9.​ В-Б-216
10.​ Тюмень-1
11.​ Неонила
12.​ Карел
13.​ Араз Ривер
14.​ Чална
15.​ В-Д-235
16.​ Волжский-49 ;

Из Азова:

1.​ ОМСКИЙ 207
2.​ ОМСКИЙ-102
3.​ РАПИДА
4.​ ВФ ТАНКЕР 15
5.​ НИК ПСОМИАДИ
6.​ БЕРРА ДЖИ
7.​ АРВИН
8.​ РИРОЙЛ 2
9.​ РУСИЧ-3
10.​ СЭЙЛПРАЙД
11.​ БРАЗЕРС-2;

Из Таганрога:

1.​ Мех. Ерохин
2.​ Кап. И.Викулов
3.​ Волга-4002..

Слой льда в Азовском море около 10 см, но восточный ветер несет лед в акваторию портов из Таганрогского залива, толщина торосов достигает 40 см.

В связи с ледовой обстановкой в Азовском море осложнена работа портов Мариуполь и Бердянск. Это привело к переадресации большого количества железнодорожных вагонов с грузами в порты Черного моря и в Керченский порт, сообщает пресс-служба порта.

KAPITAN BELOUSOV: Тип судна: Icebreaker. Год постройки: 1953. Gross Tonnage: 3333, Тоннаж судна: 1446 t. Флаг: Ukraine . IMO: 5181598

Строитель : «Хольстрем Хисталахти», «Вяртсиля», Хельсинки (Финляндия). Спущен на воду 15.12.1953 г. С 1954 г. в Мурманском морском пароходстве. Впоследствии передан Азовскому морскому пароходству, а в 2004 г. - Мариупольскому морскому торговому порту.

Дизель-электроход. Водоизмещение 5360 т, длина 83,16 м, ширина 19,4 м, высота борта 9,5 м, осадка 7 м, мощность силовой установки 12000 л.с., скорость 16,5 узлов, 4 гребных винта (по 2 в носу и корме), дальность плавания 8760 миль, автономность плавания 28 суток. Экипаж 56 чел. В 2009 году Мариупольским торговым портом осуществлена реновация ледокола, в ходе которой были установлены 6 новых дизель-генераторов фирмы «Caterpillar».

KAPITAN DEMIDOV: Тип судна: Ледокольное судно река-море типа «Капитан Евдокимов», проект 1191. Год постройки: 1984. Строитель:Wartsila Helsinki Shipyard. Длина и ширина: 77 m X 17 m. Осадка: 2.8 m. Gross Tonnage: 1791, Тоннаж: 372 t. Записанная скорость (Макс/Средн): 12.9 / 8.3 knots. Флаг: Russia . Позывной: UEVK. IMO: 8027286, MMSI: 273332600


KAPITAN MOSHKIN: Тип судна: Tug/ice breaker. Ледокольное судно река-море типа «Капитан Евдокимов», проект 1191. Год постройки: 1986.

Строитель: Wartsila Helsinki Shipyard. Длина и ширина: 77 m X 16 m. Gross Tonnage: 1791, Тоннаж судна: 824 t. Записанная скорость (Макс/Средн): 9.9 / 9.9 knots.Флаг: Russia . Позывной: UIFR. IMO: 8410160, MMSI: 273420570

KAPITAN CHUDINOV : Тип судна: Ледокольное судно река-море типа «Капитан Евдокимов», проект 1191.

Год постройки: 1983. Строитель: Wartsila Helsinki Shipyard. Длина и ширина: 76 m X 16 m. Осадка: 2.8 m. Gross Tonnage: 1791, Тоннаж судна: 400 t. Записанная скорость (Макс/Средн): 12.6 / 8.8 knots.

Флаг: Russia . Позывной: UFVI. IMO: 8027248, MMSI: 273458320

Использованы данные Штаба ледовых операций Таганрогского морского порта

BSNews при подготовке материалов
проекта «Сегодня в портах Черного и Азовского морей»
используются данные

www.marinetraffic.com , www.shipspotting.com

сокращение (мв) или (LT) = местное время

Порт "Кавказ", коса Чушка, Керченский пролив, Темрюкский район Краснодарского края РФ (фото командира экипажа вертолета Ми-8 М. С. Журбе) В зимний период 2011 2012 гг. в Азовском море сформировались аномально тяжелые ледовые условия, сообщают из Центра ледовой гидрометеорологической информации Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Росгидромета, — Всю акваторию занимали обширный припай с толщиной льда до 55 см и сплошной всторошенный дрейфующий лед с преобладанием однолетнего тонкого (толщина 30 70 см). Отсутствие достоверного долгосрочного прогноза ледовой обстановки и недостаточное внимание судовладельцев к данным мониторинга ледяного покрова в период его формирования привело к тому, что на 17 февраля 2012 г. в российских портах Азовского моря оказались заперты 65 судов, а в центральной части моря — 20 судов. Большинство этих судов по ледовым ограничениям не могли двигаться даже в сопровождении ледоколов.

На входе в Керченский пролив со стороны Черного моря 93 судна ожидали ледокольной проводки. Из них только 40 судов имели соответствующий ледовый класс.

Росморречфлот обратился в ААНИИ с просьбой принять участие в обеспечении операций по выводу оказавшихся в тяжелом положении судов. В соответствии с этой просьбой специалисты ААНИИ начали осуществлять прием и обработку спутниковых снимков ледового покрова Азовского моря, составление обзорных ледовых карт, проведение авиационных ледовых разведок и разработку навигационных рекомендаций по ледокольной проводке судов, попавших в ледовый плен.

Подобная тяжелая ледовая обстановка в Азовском море возникает крайне редко и последний раз отмечалась в 1965 г.

Сегодня, по информации из Ситуационного Центра, в Азовском и Черном морях отмечается следующая обстановка:

Азовское море

Осадки в виде снега и дождя, местами сильные осадки. Ночью и утром туман, гололёд, налипание мокрого снега.

Ветер северо-восточный 6 -11 м/с, днём порывы до 14 м/с. Температура воздуха ночью 2 ...-3 °С, днём 1 ...6 °С. В море лёд, днём подвижка, торошение, сжатие и дрейф льда.

Чёрное море

Местами осадки в виде снега и дождя, в районе Анапа-Туапсе сильные осадки; налипание мокрого снега, гололёд. Ветер северо-восточный 12 -14 м/с, порывы до 17 м/с, в Новороссийске ночью и утром до 23 м/с. Температура воздуха ночью -1 ...5 °С, днём 0 ...7 °С; в районе Сочи ночью 4 ...9 °С, днём 9 ...14 °С. Высота волн 0,5 -1,0 м, местами до 1,5 м, днём в районе Сочи до 1,8 м. В районе Джубга-Сочи зыбь от юго-запада.



Loading...Loading...