Немец который умер вместе с еврейскими детьми. Януш Корчак: биография, педагогические идеи, литературное творчество

В современном мире многим людям знакомо это имя - Януш Корчак. Биография знаменитого польского врача, писателя и педагога поражает своей удивительной любовью к жизни и детям. Его трагичная судьба и человеческий подвиг стоят того, чтобы ознакомиться с ними более подробно.

Годы детства и учебы в гимназии

Настоящее имя Корчака - Хирш (на польский манер Хенрик) Гольдшмидт. Родился он в еврейской семье в Царстве Польском, которое тогда входило в состав Российской империи, в 1878 году.

Несмотря на то что так и не дожил до глубокой старости, много успел увидеть на своем веку Я. Корчак. Биография кратко не может передать все события его жизни.

Хенрик происходил из образованной семьи: его дед был врачом, а отец - адвокатом. Для того чтобы чувствовать себя более комфортно в польском обществе, семья Гольдшмидтов ассимилировалась с поляками, особо не подчеркивая еврейских традиций своего рода.

Будущий писатель Януш Корчак (биография, фотографии которого, сделанные в детстве, говорят нам о нем как о способном и любознательном мальчике) не отличался особым здоровьем. Однако благодаря своим знаниям он поступил в престижную русскую гимназию. Преподавание там велось на русском языке, а затем изучались все основные мёртвые и современные европейские языки. Несмотря на высокий уровень подготовки, преподаватели не проявляли интереса к своим воспитанникам. В гимназии царили суровые порядки, процветали физические наказания и доносительство.

Гораздо позже Януш Корчак (биография для детей будет изложена доступно и станет широко известной) отмечал, что именно испытания в гимназии побудили его к созданию новой гуманистической педагогики.

Первые трудности

Многое пережил Корчак Януш. Автобиография этого великого человека повествует нам о первом испытании в его жизни. Таковым стала тяжелая душевная болезнь отца, которая настигла его, когда Хенрику было всего 11 лет. Все средства семьи уходили на лечение больного, поэтому юный Хенрик вынужден был заняться репетиторством, чтобы поддержать материально своих близких.

Тогда и открылся удивительный педагогический талан юного учителя, Хенрик как никто другой умел находить со своими воспитанниками общий язык, спокойно и внимательно их выслушивать и добиваться лаской большего, чем иные педагоги с помощью розги.

Януш Корчак: биография кратко. Призвание и педагога

В 1898 году по примеру деда, в честь которого был назван, Хенрик поступает на медицинский факультет Однако молодой человек живо интересуется не только вопросами медицины, но и проблемами современной педагогики. Еще в 18 лет он публикует свой первый педагогический труд под названием «Гордиев узел». В этой статье автор упрекает современных ему родителей в том, что они занимаются в своей жизни чем угодно, только не воспитанием своих детей. Самое важное дело в своей жизни они перекладывают на плечи нянек и гувернеров, которые часто со своими обязанностями просто не справляются.

Отзывы на эту публикацию в газете были столь положительными, что главный редактор этого издания поручил юному Хенрику вести целую рубрику под аналогичным названием.

Позже Корчак (биография кратко этого человека излагается нами в данной статье) напишет 22 тома сочинений, посвященных вопросам воспитания детей.

К практической педагогической деятельности Хенрик приступил в тот же период. В 1903 году он, досконально изучив опыт Песталоцци, стал работать врачом и воспитателем в одной из детских еврейских больниц, вступил в еврейское общество помощи детям-сиротам.

Становление профессионального мастерства и открытие «Дома сирот»

Получив в 1905 году диплом, подтверждающий право заниматься врачебной практикой, Януш Корчак, биография которого навсегда связала его и с медициной, и с педагогикой, не стал искать себе доходного места.

На некоторое время он становится военным врачом (в это время шла тяжелая Русско-японская война, поэтому медицинские кадры Российской империи были очень нужны), а затем уезжает в Европу, чтобы познакомиться с передовыми идеями в области воспитания и педиатрии.

Он еще малоизвестен, однако пишет и публикуется достаточно активно, используя для этого свой псевдоним - Януш Корчак.

Вернувшись на Родину, Корчак Януш, биография которого навсегда связала его с детьми, отходит от профессии врача и открывает благотворительное учреждение под названием «Дом сирот». С 1911 года до своей трагической гибели Корчак будет руководить этим учреждением и отдаст все свои силы воспитанию детей, оставленных без попечения родителей.

Педагогическая деятельность

Активную педагогическую работу Януш Корчак, биография которого дает нам образец настоящей преданности своему делу, совмещает с активным писательским трудом. Постепенно его имя становится широко известным, появляются меценаты, которые поддерживают его начинания материально.

В первые годы своей напряжённой работы Корчак и его коллега Стефания Вельчинская работают по 16 часов в сутки, им не так-то просто справиться с большим количеством детей с изломанными судьбами, потерявшими веру в людей.

В основу своего педагогического метода Корчак закладывает нравственное воспитание. В те же годы он издает книгу для педагогов и родителей под названием «Как любить детей?», в этой книге автор рассказывает об основных принципах своей гуманистической педагогики, основанной на любви к ребенку, принятию его личности, склонностей и интересов, удовлетворении его потребностей и развитии его эмоционально-волевой сферы.

Активным сторонником такой гуманистической педагогики в России становится А. С. Макаренко. Известно, что Я. Корчак, биография которого связана с Россией, читал опубликованные работы Макаренко и высоко оценивал его методы работы с детьми.

Период после распада империи

После крушения Российской империи Польша провозглашает свою независимость. Я. Корчак в это время служит на фронте в качестве военного врача. Однако правительство молодой Польской республики не дает писателю вернуться к своим детям, его вновь призывают, теперь уже в польские войска, где он переживает тяжелый тиф, после которого чудом остается жив.

Когда же кровопролитная советско-польская война затихает, Корчак возвращается к своим сиротам, чтобы больше никогда уже с ними не расставаться.

Он отдает все свои силы педагогической работе. Организовывает издает вместе с детьми газету (причем журналистами становятся сами дети), много пишет и издает свои работы.

Он ведет радиопередачи, выступает с лекциями перед студентами. Наконец, в 1934 году формулирует свои знаменитые 5 заповедей воспитания, которые основывались на необходимости любви к ребенку, наблюдении за его поведением, отсутствии насилия в воспитании, педагогической честности и бесконечном процессе самопознания.

Трагические страницы биографии

Много увидел и пережил Януш Корчак, биография его - тому подтверждение. Но, наверное, самым сильным испытанием в его жизни стала Вторая мировая война. Это была уже четвертая тяжелая война в жизни педагога. Корчак просил допустить его на фронт в качестве врача, однако из-за возраста его оставили в Варшаве.

Немецкие войска наступали стремительно, и город скоро оказался под оккупацией.

Старый врач и педагог делал все, чтобы его дети не почувствовали тягот военного времени, однако это было не в его силах. Еды катастрофически не хватало, не было одежды и теплых вещей. Еврейские дети-сироты для немцев представляли собой объект прямого уничтожения, поэтому их вскоре переселили в Варшавское гетто. Корчак пытался всеми силами воспротивиться этому, но его заключили в тюрьму. Выйдя из нее, он отправился к своим детям в гетто, где и ждала его смерть.

Жизненный подвиг

В нечеловеческих условиях жизни в гетто Корчак старался не падать духом и всеми силами поддерживал тех, кто там оказался. Однако участь его детей была предрешена. В 1942 году поступило распоряжение об их отправке в лагерь смерти. Вместе с детьми должны были ехать и все педагоги, в том числе и Корчак.

Доподлинно известно, что гитлеровское правительство в последний момент приостановило отправку Корчака в лагерь, желая сохранить жизнь известному педагогу. Однако сам старый доктор отказался от такого милостивого решения и разделил участь своих детей. Погиб Януш Корчак в 1942 году в немецком специальном

Януш Корчак (Janusz Korczak; настоящее имя Генрик Гольдшмит; 22 июля 1878, Варшава - 6 августа 1942, Треблинка) - польский педагог, писатель, врач и общественный деятель еврейского происхождения.

Родился в Варшаве 22 июля 1878 года в интеллигентной ассимилированной еврейской семье. Дед Корчака, врач Хирш Гольдшмидт, сотрудничал в газете «Ха-Маггид», отец, Юзеф Гольдшмидт (1846–96) - адвокат, автор монографии «Лекции о бракоразводном праве по положениям Закона Моисея и Талмуда» (1871).

Ребёнок - существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни.

Корчак Януш

Корчак в «Воспоминаниях» пишет: «Меня назвали именем деда, которого звали Гершем», именно это имя проставлено в его метрической справке о рождении. Просто в ассимилированной еврейской семье, в которой он родился и вырос, его называли Генриком - на польский манер.

Школьные годы прошли в Варшаве, в русской гимназии. Там царила жёсткая дисциплина, поход в театр или поездка домой в каникулы возможны были только после письменного разрешения дирекции. Преподавание велось на русском языке. Уже в первом классе (детям 10–11 лет) преподавалась латынь, во втором - французский и немецкий, в третьем - греческий.

После смерти отца в 1896 году семья оказалась в тяжёлом материальном положении. С пятого класса (15–16 лет) Генрик начал подрабатывать репетиторством.

Корчак Януш

В 1898 года Корчак поступил на медицинский факультет Варшавского университета. Летом 1899 года он ездил в Швейцарию, чтобы поближе познакомиться с педагогической деятельностью Песталоцци. В своей поездке Корчак особенно интересуется школами и детскими больницами. В 1903 году он получил диплом врача.

В 1903–11 гг. работал в еврейской детской больнице имени Берсонов и Бауманов и воспитателем в летних детских лагерях. Являлся членом еврейского благотворительного Общества помощи сиротам.

В 1904-1905 гг. Корчак принимал участие в Русско-японской войне.

Уважайте текущий час и сегодняшний день! Уважайте каждую отдельную минуту, ибо умрёт она и никогда не повторится.

Корчак Януш

В 1907 году Корчак на год едет в Берлин, где за свои деньги слушает лекции и проходит практику в детских клиниках, знакомясь с различными воспитательными учреждениями.

В 1911 году Корчак оставляет профессию врача и основывает «Дом сирот» для еврейских детей в доме 92 на улице Крохмальной, которым руководил (с перерывом в 1914–18 гг.) до конца жизни. От филантропов, субсидировавших его начинание, Корчак потребовал полной независимости в своей административной и воспитательской деятельности.

В 1914–18 гг. Корчак находился на Украине, в частности, в Киеве, где, кроме деятельности военного врача, занимался обустройством детского дома для польских детей, а также написал книгу «Как любить ребенка».

Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Не от того мы устаем, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть.

Корчак Януш

В 1919–36 гг. он принимал участие в работе интерната «Наш дом» (на Белянах) - детского дома для польских детей, - где также применял новаторские педагогические методики.

Корчак возвращается в Варшаву в 1918 году, где руководит детскими приютами, преподаёт, сотрудничает с журналами, выступает по радио, читает лекции в Свободном польском университете и на Высших еврейских педагогических курсах.

В 1926–32 гг. Корчак редактировал еженедельник «Maly przeglad» («Малое обозрение», приложение для детей к сионистской газете «Nasz przeglad» «Наше обозрение»), в котором активно участвовали его воспитанники.

В 1899 году Корчак присутствовал в качестве гостя на Втором Сионистском конгрессе. Преклоняясь перед Теодором Герцлем, он, однако, не принял идей сионизма, считал себя поляком во всем, кроме религии, следование которой, по его убеждениям, было личным делом каждого.

Он ждал, как великого чуда, независимости Польши и верил в полную ассимиляцию евреев. Кровавые еврейские погромы, устроенные польскими националистами в 1918–19 гг., посеяли в душе Корчака глубокое разочарование.

Меня не касается, маленький кто-либо или большой и что говорят про него другие: красив, некрасив, умён, глуп; меня не касается даже, хорошо ли учится, хуже меня или лучше; девочка это или мальчик. Для меня человек хорош, если хорошо относится к людям, если не желает и не делает зла, если он добрый.

Корчак Януш

С приходом Гитлера к власти в Германии и ростом антисемитизма в Польше в Корчаке пробудилось еврейское самосознание. Он стал польским несионистским представителем в Еврейском агентстве.

В 1934 г. и 1936 г. он посетил подмандатную Палестину, где встретил многих бывших своих воспитанников. Педагогические и социальные принципы киббуцного движения произвели глубокое впечатление на Корчака. В письме 1937 г. он писал: «Приблизительно в мае еду в Эрец. И именно на год в Иерусалим. Я должен изучить язык, а там - поеду, куда позовут… Самое трудное было решение. Я хочу уже сегодня сидеть в маленькой темной комнате с Библией, учебником, словарем иврита… Там самый последний не плюнет в лицо самому лучшему только за то, что он еврей».

Отъезду помешала лишь невозможность покинуть своих сирот. Корчак в эти годы собирался написать повесть о возрождении еврейской родины, о пионерах-халуцим.

В 1940 году вместе с воспитанниками «Дома сирот» был перемещён в Варшавское гетто. Он отклонил все предложения неевреев-почитателей своего таланта вывести его из гетто и спрятать на «арийской» стороне.

В этот период Корчак был арестован, несколько месяцев провёл в тюрьме. Освобождён по ходатайству провокатора А. Ганцвайха, который таким образом хотел заработать авторитет среди евреев.

Я заметил, что только глупые люди хотят, чтобы все были одинаковые. Кто умён, тот рад, что на свете есть день и ночь, лето и зима, молодые и старые, что есть и бабочки и птицы, и разного цвета цветы и глаза и что есть и девочки, и мальчики. А кто не любит думать, того разнообразие, которое заставляет работать мысль, раздражает.

Корчак Януш

В гетто Корчак отдавал все силы заботе о детях, героически добывая для них пищу и медикаменты. Воспитанники Корчака изучали иврит и основы иудаизма, да и он сам, видя равнодушие христианского мира к страданиям евреев, страстно мечтал вернуться к истокам иудаизма.

За несколько недель до Песаха в 1942 году Корчак провёл тайную церемонию на еврейском кладбище: держа Пятикнижие в руках, взял с детей клятву быть хорошими евреями и честными людьми.

Когда в августе 1942 пришёл приказ о депортации Дома сирот, Корчак пошёл вместе со своей помощницей и другом Стефанией Вильчинской (1886–1942) и 200 детьми на станцию, откуда их в товарных вагонах отправили в Треблинку. Он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочёл остаться с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере.

В «Доме сирот» Корчак ввёл новаторскую для тех лет систему широкого детского самоуправления, детский товарищеский суд, решения которого были обязательны и для руководства, плебисцит и т. д.

С 1918 года Корчак выступал под псевдонимом «Старый Доктор» с воспитательными беседами по радио, читал лекции в Свободном польском университете и на Высших еврейских педагогических курсах, вёл работу в суде по делам малолетних преступников.

Отвлеченно веря в Бога («Один на один с Богом», 1922; содержит 18 молитв «для тех, кто не молится»), Корчак отличался широкой веротерпимостью и видел в вере источник морального очищения.

Печататься Корчак начал в 1898 г., тогда же он взял и свой псевдоним. Его повести для взрослых и детей «Дети улицы» (1901), «Дитя гостиной» (1906), «Моськи, Иоськи и Срули» (1910; в русском переводе «Лето в Михалувке», 1961), «Король Матиуш Первый» (1923) и другие; новеллы, беседы, статьи и дневник 1942 г. вводят читателя в сложный мир детской психологии, содержат наблюдения над жизнью Польши 1900-1939 гг., отражают богатый опыт врача и педагога.

Корчаку принадлежит также свыше 20 книг о воспитании (главная из них «Как любить ребёнка», 1914, и «Право ребёнка на уважение», 1929).

Сочинения
Книги для детей
* Ktoredy (1898) - драма
* Дети улицы (Dzieci ulicy, Warsaw 1901)
* Koszalki Opalki (Warsaw, 1905)
* Дитя гостиной (Dziecko salonu, Warsaw 1906, 2-ое издание 1927) - частично автобиографический.
* Моськи, Иоськи и Срули (Moski, Joski i Srule, Warsaw 1910); в русском переводе «Лето в Михалувке», 1961
* Юзки, Яськи и Франки (Jozki, Jaski i Franki, Warsaw 1911)
* Слава (Slawa, Warsaw 1913, corrected 1935 and 1937)
* Bobo (Warsaw 1914)
* Роковая неделя (Feralny tydzien, 1914)
* Король Матиуш Первый (Krol Macius Pierwszy, Warsaw 1923)
* Король Матиуш на необитаемом острове (Krol Macius na wyspie bezludnej, Warsaw 1923)
* Банкротство маленького Джека (Bankructwo malego Dzeka, Warsaw 1924)
* Когда я снова стану маленьким (Kiedy znow bede maly, Warsaw 1925)
* Senat szalencow, humoreska ponura (1931) - сценарий для варшавского театра Ateneum
* Кайтусь-чародей (Kajtus czarodziej, Warsaw 1935)

Педагогические произведения
* Momenty wychowawcze (Warsaw, 1919, 2-ое издание 1924)
* Как любить ребенка (Jak kochac dziecko, Warsaw 1919; 2-ое издание 1920 Jak kochac dzieci)
* Право ребёнка на уважение (Prawo dziecka do szacunku, Warsaw 1929)
* Правила жизни. Педагогика для детей и для взрослых (1930)
* Шутливая педагогика (Pedagogika zartobliwa, Warsaw 1933)

Другие книги
* Дневник (Pamietnik, Warsaw 1958) - опубликован посмертно
* Упрямый мальчик: Жизнь Пастера (Warsaw 1935)

Произведения, посвящённые Янушу Корчаку
Героизм и мученичество Корчака вошли в легенду. Его жизни и гибели посвящены многочисленные исследования и произведения: мемуары И. Неверли «Живые связи» (1966, польский язык), поэма А. Цейтлина (1898–1973) «Последний путь Януша Корчака» («Януш Корчакс лецтер ганг», 1970?, идиш), драма Э. Сильваниуса «Корчак и дети» (1958, немецкий язык) и другие.

Книги на русском языке
* В 1970 году Александр Галич написал одну из своих лучших поэм «Кадиш» посвященную Янушу Корчаку.
* Лифтон Б. Дж., «Король детей. Жизнь и смерть Януша Корчака». М.: Рудомино: Текст, 2004. ISBN 5-7516-0479-2
* Педагогика Януша Корчака и еврейское воспитание, Жерар Кан
* Памяти Корчака: Сб. ст.: (О враче, педагоге и писателе Я. Корчаке, 1878–1942) / Отв. ред. О. Р. Медведева. М.: Рос. о-во Януша Корчака, 1992. ISBN 5-900365-01-8
* Валеева Р. А. Гуманистическая педагогика Януша Корчака: Учебное пособие. Казань: КГПИ, 1994.
* Кочнов В. Ф. Януш Корчак: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.

«Старый Доктор из радио» — так называли еще одного ученого мужа, Януша Корчака (настоящее имя и фамилия — Гольдшмит Генрик), польского писателя, педагога-реформатора, врача.

Отличительной его особенностью было то, что он очень любил детей.

Это был необыкновенный человек, переживший в возрасте 11-ти лет сначала банкротство своего любимого отца, с которым у мальчика была внутренняя душевная связь (он был успешным юристом в Варшаве), а затем его тяжелую болезнь и смерть.

После этого мальчик Януш продолжает учиться в гимназии, а чтобы добыть денег на обучение, становится гувернером в богатых домах. Генрик знал несколько языков: польский, еврейский и русский — ими он свободно владел, на немецком и французском читал.

В 1898 году молодой человек оканчивает русскую гимназию и поступает в Варшавский университет, на медицинский факультет. В этом же году он начинает активную журналистскую деятельность под псевдонимом Януша Корчака .

Впоследствии он неоднократно отмечал, что писателем ему помогла стать любовь к русской литературе XIX века, особенно Корчак выделял среди созвездия талантливых писателей Антона Павловича Чехова. В 1905 году выходит первая повесть Корчака «Дитя гостиной», которую сразу же отметила читающая публика. В это время он работает врачом в детской клинике и на протяжении семи лет лечит не только детские тела, но и души. Он делает всё возможное, что-бы защитить их от боли, одиночества и отчаяния.

Януш Корчак попытался сам встать на место ребенка и показать взрослым людям, насколько они не понимают маленького человека. В 1907-1908 гг. он работал воспитателем в детских летних колониях, где основной контингент составляли дети из малоимущих еврейских семей. В 1912 году становится директором «Дома сирот», которым будет руководить до конца жизни и погибнет в один день со своими воспитанниками. Но об этом чуть позже.

Во время Первой мировой войны Януш Корчак служит ординатором полевого госпиталя русской армии. Весной 1917 года его командируют для работы врачом в польских и украинских детских приютах. Год живет он в Киеве и там знакомится с польской энтузиасткой Марией Фальской, с которой они после войны организуют Варшавский детский приют «Наш дом».

На снимке: на обложке книги о Януше Корчаке документальный кадр, запечатлевший трагический эпизод, как фашисты загоняли детей в товарный вагон...

Корчак вступает на путь реформаторства неустроенного мира, он считает, что «реформировать мир — это значит реформировать воспитание».

В 1918 году зарождается одна из лучших его педагогических книг «Как любить ребенка». Это произведение часто называют жизненным кредо автора, в частности, он в нем писал: «Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств».

Педагог решительно выступал за пересмотр методологии воспитания. Януш Корчак писал: «Одна из грубейших ошибок — считать, что считается наукой о ребенке, а не о человеке... В области чувств ребенок превосходит взрослых силой, ибо не отработано торможение... В области интеллекта, по крайней мере, равен им, недостает лишь опыта».

В 1918 году врач и педагог возвращается в Варшаву. Он преподает в Институте специальной педагогики и в Свободном польском университете. В этом же году начинает работать на польском радио и становится советчиком в деле воспитания детей для десятков тысяч радиослушателей. Сначала его называли просто «Доктор из радио».

Работая в «Доме сирот», Януш Корчак создал свою систему воспитания, которая основывалась на долгом процессе пробуждения и развития в ребенке потребности к самосознанию, самоконтролю и воле к самосовершенствованию.

На снимке: Дом сирот, который с 1911 г. и до конца жизни Януша Корчака был его собственным домом

Откуда же черпал материал «Доктор из радио»? Откуда брал силы на то, чтобы любить каждого, — подчеркивается, — каждого ребенка, даже того, который пока ещё не умел любить никого и был обозлен на весь белый свет? «Из молитвенника и из «Советов по укрощению диких зверей», — отвечал Корчак.

В «Доме сирот» этим необыкновенным человеком была создана система самоуправления, которой руководил выборный детский сейм, товарищеский и судебный совет, выносивший в 90 из 100 случаев оправдательные приговоры. Понять и простить — вот основной лейтмотив детского суда. Этому надо было детей научить, самому пройдя через массу унижений и преломлений.

В «Доме сирот» не должно было быть никакого насилия, тирании, неограниченной власти — никого, даже воспитателей. «Нет ничего хуже, когда многое зависит от одного», — пишет «Школьная газета» («Малый пшегленд» — «Маленькое обозрение»), — когда кто-либо знает, что он незаменим, он начинает себе слишком много позволять...»

"Добра в тысячураз больше, чем зла.

Добро сильно и несокрушимо.

Неправда, что легче испортить, чем исправить "

В книге «Как любить ребенка» Корчак рассказывает о мальчике подросткового возраста, который не любил «Доктора из радио» и всем своим видом показывал это перед другими детьми, он часто бравировал этим, внутренне осознавая свою безнаказанность. «И вдруг,— пишет Януш Корчак, — что-то произошло с этим строптивым маленьким человеком — он стал заискивать перед воспитателем, заглядывать в глаза, первым смеяться шуткам...» Педагог ничего не говорил две недели, он не подавал виду, что видит, как трудно дается такое поведение не очень уже маленькому человеку; он ждал... И вот прошло 14 дней, и этот мальчик подошел к воспитателю.

Януш Корчак первый раз услышал его настоящий, серьезный голос, казалось, в любую минуту готовый сорваться на слезы, он услышал просьбу взять в «Дом сирот» своего младшего братишку. Педагог заплакал и согласился. После они плакали вместе. Этот взрослый человек имел право сказать, что «добра в жизни в тысячу раз больше, чем зла», и что «добро сильно и несокрушимо, и что неправда, что легче испортить, чем исправить».

Исправить, на самом деле, можно, только нужно долго ожидать, потому что человек — это, по словам «Доктора из радио», — «растение долгорастущее, которое плод свой дает не сразу и не каждому его показывает».

В своей книге «Как любить ребенка» Януш Корчак говорит о разных этапах жизни маленького человека, начиная с момента его зачатия. Он подтверждает мысль Каменского о том, что для Бога равную цену имеет и завязь, и цветок, и созревший плод.

Можно сказать, что всякнига Януша Корчакас таким говорящим названием «Как любить ребенка» построена на небольших научающих педагогических миниатюрах, которые в наше время не только не состарились и «не утратили своего цвета и запаха», а наоборот, подобно старому рисунку на ковре, цвета их изменились и приобрели другое звучание.

Врач и педагог описывает один из вызовов его в качестве детского врача к грудному ребенку. Мать жаловалась на некоторые симптомы, которые она, якобы, заметила в малыше: он не так плакал, не так брал грудь, не так посапывал во сне. Доктор нашел ребенка абсолютно здоровым, но через два дня у малыша действительно подскочила температура, и он заболел. «Что это — спрашивает Корчак, — как не внутреннее материнское чутье, способное увидеть внутренне то, что не доступно внешнему взгляду?»

В 1933 году, в годы голода и войны, «Старый Доктор из радио» обратился в воззвании «К евреям!» с просьбой о пожертвовании для сирот. Он предупреждал: «Кто бежит от истории, того история догонит. Мы несем общую ответственность не за «Дом сирот», а за традицию помощи детям. Мы подлецы, если откажемся, мы ничтожества, если отвернемся, мы грязны, если испоганим ее — традицию лет. Сохраним благородство в несчастии!»

Следующее обращение прозвучало в феврале 1940 года: «С радостью подтверждаю, что за малыми исключениями человек — существо и разумное и доброе. Уже не сто, а сто пятьдесят детей живет в «Доме сирот».

Вскоре детей вместе с их воспитателями переместили на территорию еврейского гетто и готовили к участи в газовой камере. Януш Корчак об этом знал. Он по ночам приводил в порядок свои бумаги и писал дневник. Бумаги и дневник представляли из себя бесценные тридцатилетние наблюдения за детьми...

Разрывается сердце, когда читаешь строки о том, как «Старому Доктору из радио» предлагали по причине старости (ему к тому времени было за 60) и заслуг уйти с территории гетто и как он остался и пошел во главе одной из колонн на смерть. «Что это? — спрашивает думающий читатель. — Это героизм или пафос?»

Да это не то и не другое, просто этот мужчина выбрал своим сыном в 29 лет от роду «Дом сирот» и погиб вместе с «ним», нисколько не играя, просто он так жил, любя всем сердцем отверженных всеми. В Священном Писании сказано: «Мы умрем, и будем как вода, вылитая на землю, которую нельзя собрать; но Бог не желает погубить душу, и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженного» (2-е Царств, 14 гл., 14 ст.).

И Януш Корчак жили и служили людям, опираясь на эти Слова, и старались из «отверженных» малышей воспитать полноценные личности, которые впоследствии бы переняли у них эстафету: «мужчины в служении детям (следует читать — людям)».

Януш Корчак (наст. Генрик Гольдшмит) - польский педагог, писатель, доктор и публичный деятель. Родился 22 июля 1878 в Варшаве в интеллигентной еврейской семье.

Школьные годы Корчака прошли в русской гимназии в Варшаве. Там царила жесткая дисциплина: поход в театр либо поездка домой на каникулы были вероятны только с письменного разрешения дирекции. Преподавание велось на русском языке. Уже в первом классе (детям 10-11 лет) преподавалась латынь, во 2-м - французский и германский языки, в 3-ем - греческий.

В 1889 году у отца Генрика обнаружились признаки душевного заболевания. Сейчас приходилось временами помещать отца в особые поликлиники. Его содержание в клиниках стоило недешево, и с течением времени семья оказалась в бедном положении. С 5-ого класса (15-16 лет) Генрик начал подрабатывать репетиторством.

В 1898 году Корчак поступил на мед. факультет Варшавского института, сразу обучаясь на подпольных высших курсах. Летом 1899 года он ездил в Швейцарию, чтоб ближе познакомиться с плодами педагогической деятельности Песталоцци. В собственной поездке Корчак в особенности интересовался школами и детскими поликлиниками.

В 1903-1911 работал в еврейской детской поликлинике и воспитателем в летних детских лагерях. Был членом еврейского благотворительного «Общества помощи сиротам».

23 марта 1905 года получил диплом доктора. В качестве военного доктора участвовал в Русско-японской войне.

В 1907 году Корчак на год едет в Берлин, где за свои средства слушает лекции и проходит практику в детских клиниках, знакомится с разными воспитательными учреждениями. Он также проходит стажировку во Франции, посещает детский приют в Великобритании.

Печататься Корчак начал в 18 лет, в 1898 году взял псевдоним. Его повести для взрослых и детей “Дети улицы” (Dzieci ulicy, 1901), “Дитя гостиницы” (Dziecko salonu, 1904-1905), “Моськи, Еськи и Срули” (Moski, Joski i Srule, 1910), “Повелитель Мацюсь 1-ый” (Krol Macius Pierwszy, 1923) и другие, новеллы, беседы, статьи и ежедневник 1942 г. вводят читателя в непростой мир детской психологии, содержат наблюдения за жизнью Польши 1900-1942, отражают опыт педагога.

В 1911 году Корчак оставляет профессию доктора и основывает » Дом сирот для еврейских детей в доме №92 на улице Крахмальной, которым управлял (с перерывом с 1914-1918) до конца жизни. От филантропов, что поддерживали его учреждение, Корчак требовал полной независимости в административной и воспитательной деятельности.

В 1914-1918 гг. Корчак находился в Киеве, где работал как военный доктор и занимался обустройством детского дома для польских малышей, также написал книжку “Как любить малыша (Jak kochac dziecko).

Корчак возвращается в Варшаву в 1918 году, где управляет детским приютом, преподает, сотрудничает с журналами, выступает по радио, читает лекции в Свободном польском институте и на Высших еврейских педагогических курсах.

В 1919-1936 годах он участвует в работе интерната “Наш дом” - детского дома для польских детей, где также использовал новаторские педагогические методики.

В 1926-1932 Корчак редактировал еженедельник “Малый обзор” (Maly Przeglad), приложение для детей к газете “Наш обзор” (Nasz Przeglad), в каком интенсивно участвовали его воспитанники.

С приходом Гитлера к власти в Германии и ростом антисемитизма в Польше в Корчаке проснулось еврейское самосознание. Он стал польским представителем в Еврейском агентстве. В 1934 и 1936 годах посетил Палестину, где повстречал многих бывших собственных воспитанников.

В 1940 году вкупе с воспитанниками Дома сирот Корчак был перемещен в Варшавское гетто. Он отклонил все предложения не евреев - почитателей его таланта вывести его из гетто и упрятать на “арийской” стороне. В этот период Корчак был арестован, несколько месяцев провел в тюрьме. Освобожден по ходатайству провокатора А. Ганцвайха, который таким способом желал заработать авторитет среди евреев.

В гетто Корчак отдавал все силы заботе о детях, добывая для их еду и медикаменты. Воспитанники Корчака изучали иврит и азы иудаизма. За несколько недель до Песаха в 1942 году Корчак провел тайнную церемонию на еврейском кладбище: держа Пятикнижие в руках, взял с детей клятву быть хорошими евреями и добросовестными людьми.

Когда в августе 1942 пришел приказ о депортации Дома сирот, Корчак пошел вкупе со собственной помощницей и другом Стефанией Вильчыньской (1886-1942), и другими воспитателями и приблизительно 200-ми детьми на станцию, откуда их в товарных вагонах выслали в Треблинку. Он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочел остаться с детьми, 6 августа, приняв с ними смерть в газовой камере.

Каждый год 23 марта в Польше и Белоруссии в воздух запускается воздушный змей в память про Януша Корчака и детях, убитых в гетто.



Loading...Loading...