Без взаимодействия не победить не только в войне, но и в современном бою. Организация связи взаимодействия с соединениями, частями и подразделениями других войск, воинских формирований и органов российской федерации

Организация взаимодействия мотострелковых и артиллерийских подразделений в современном общевойсковом рассматривается как система мероприятий и действий, проводимых командирами взаимодействующих подразделений по повышению слаженности действий при подготовке и в ходе выполнения задач.

Главной задачей в подготовке войск определено поддержание боевой и мобилизационной готовности воинских соединений и подразделений на уровне, гарантирующем выполнение задач, как в мирное, так и в военное время. При этом особое внимание должно быть уделено повышению эффективности взаимодействия общевойсковых формирований с другими войсками, воинскими формированиями и органами при выполнении задач. В ходе подготовки войск усилия должны быть направлены на совершенствование практических навыков работы командиров по управлению разноведомственными силами и средствами в различных условиях обстановки.

Данные требования актуальны, а их реализация требует колоссальных усилий. В современном противоборстве значение взаимодействия войск резко возросло. Поэтому совершенствование организации взаимодействия войск на всех уровнях - является одним из наиболее рациональных путей повышения эффективности тактических действий подразделений. Каждому виду, форме и способу применения войск может соответствовать свой конкретный способ организации взаимодействия. Ввиду того, что для раскрытия данного положения потребуется рассмотреть довольно большой перечень мероприятий, в статье будет сделана попытка систематизации порядка работы командиров взаимодействующих мотострелкового и артиллерийского подразделений в ходе уяснения задачи при переходе в наступление с выдвижением из глубины.

На порядок работы командиров подразделений по организации взаимодействия при уяснении задачи, а, следовательно, и на его эффективность, будут оказывать влияние условия тактической обстановки. К ним следует отнести: выполнение предшествующей тактической задачи завершено или нет; подготовка к вновь поступившей задаче осуществляется одновременно с завершением предшествующей задачи или после ее выполнения; состав сил и средств подразделений для выполнения поставленной задачи прежний или потребуется его вновь создавать; каков уровень обеспеченности подразделений материально-техническими средствами, состав, состояние и положение сил и средств подразделений из других воинских формирований; качество подготовки командиров, штабов и личного состава, их психологическая готовность к предстоящим действиям и другие.

Немаловажным является и тот факт, насколько осведомлен о составе, состоянии и положении подразделений старший начальник (зависит от своевременности и объективности представленных донесений старшему начальнику и правильному выполнению им задачи по расчету требуемого состава сил и средств для совместных действий). Рассмотрим вариант, когда подразделения заняли указанные районы сосредоточения, а их личный состав выполняет задачи, определенные указаниями их командиров по соответствующей тактической задаче.

После выполнения минимально необходимого объема мероприятий по приведению личного состава, вооружения и военной техники в боеготовое состояние командиру соединения поставлена задача на наступление. Командир батальона на основе ориентирования и полученных указаний ставит задачи подчиненным командирам на подготовку подразделений, вооружения и военной техники к предстоящим действиям. При этом, он определяет: к каким действиям быть готовым; сроки и порядок подготовки подразделений, вооружения и военной техники. Остальные данные им будут доведены до подчиненных после получения предварительного боевого распоряжения. Вопросы взаимодействия командиром батальона начнут прорабатываться уже на данном этапе подготовки наступления.

Так что же такое взаимодействие? Говоря о взаимодействии именно мотострелковых и артиллерийских подразделений, то под ним понимают - согласование огня и маневра артиллерийских подразделений с действиями мотострелковых подразделений. Главная цель такого согласования для артиллерийского подразделения будет состоять в том, чтобы огневым воздействием в нужное время, по указанным (назначенным) объектам (целям) противника нанести ущерб, в результате которого противник будет лишен способности выполнять свои задачи в полной мере и, тем самым создать условия для выполнения боевых задач мотострелковыми подразделениями с наименьшими потерями. Эффективно организованное взаимодействие мотострелковых подразделений и сил огневого поражения, позволяет непрерывно осуществлять поддержку мотострелкового подразделения огнем.

Что является одним из основных принципов боевого применения артиллерии. Как же добиться желаемого результата? Кто, когда и как организует взаимодействие мотострелковых и артиллерийских подразделений?

Как организовать взаимодействие и провести его мероприятия так, что бы в результате этой работы командиры взаимодействующих мотострелковых и артиллерийских подразделений «говорили на одном языке» и понимали друг друга с полуслова. Являясь составной частью организации тактических действий, организация взаимодействия мотострелковых и артиллерийских подразделений в современном общевойсковом бою представляет собой сложный, творческий процесс работы командира батальона и штаба и командиров взаимодействующих подразделений, требующий от них предвидения развития событий, умения эффективно использовать огневые, ударные и маневренные возможности мотострелковых и артиллерийских подразделений в различных условиях обстановки, чтобы совместными согласованными усилиями успешно выполнить боевую задачу в любых сложившихся условиях обстановки.

Однако, основным организатором взаимодействия должен быть один человек, и это - общевойсковой командир. Он вырабатывает замысел, он принимает решение на бой, он определяет задачи подразделениям, он будет руководить боем, он устанавливает время, место и порядок организации взаимодействия. И здесь важно понять и помнить, что сам по себе процесс организации взаимодействия не является какимто отдельным, обособленным актом в работе командира по организации боя. Нет.

Вопросы взаимодействия командир продумывает параллельно с принятием решения на бой. Начинается с уяснения полученной задачи и продолжает, осуществляется в ходе оценки обстановки, определении замысла боя и боевых задач подразделениям. Работа будет вестись как при подготовке к тактическим действиям, так и в ходе ведения тактических действий и, будет состоять из мероприятий решающих вопросы: организации взаимодействия, поддержания взаимодействия и восстановления взаимодействия. Вопросы, решаемые в ходе организации взаимодействия, будут содержать в себе те же три составляющие: мероприятия по организации взаимодействия; мероприятия, направленные на поддержание взаимодействия; мероприятия по восстановлению взаимодействия.

Получив предварительное боевое распоряжение, командир батальона приступает к уяснению задачи. При уяснении с командиром батальона, как правило, работает начальник штаба батальона, который наносит на карту; положение противника и его огневых средств; задачу батальона; задачи соседей и взаимодействующих подразделений; разграничительные линии с ними; задачи решаемые силами и средствами старшего начальника и другие данные.

Этот порядок характерен для действий, когда одновременно с предварительным боевым распоряжением будет получен (доставлен) комплект карт соответствующей номенклатуры и количества. Карты на командиров приданных подразделений целесообразно заготавливать штабом батальона. В ходе уяснения задачи командир и штаб батальона определяют исходные данные для производства расчета времени на подготовку наступления, в которых должны найти отражение вопросы, включающие основные мероприятия организации наступления, подготовки подразделений к предстоящим действиям, практическую работу в подчиненных подразделениях и сроки их выполнения.

Это своего рода структурная схема, позволяющая тесно увязать комплекс мероприятий подготовки наступления со сроками их выполнения не только подразделениями батальона, но и с мероприятиями проводимыми старшим начальником. После определения основных мероприятий подготовки и их временных параметров командир батальона отдает указания начальнику штаба батальона на производство расчета времени на подготовку наступления.

Определив мероприятия для производства расчета времени на подготовку наступления, командир батальона с начальником штаба приступает к подготовке перечня мероприятий и соответствия сроков их выполнения, которые составят основу указаний при ориентировании заместителей, помощников и командиров подчиненных подразделений. Определенную сложность в реализации данного мероприятия составляют краткие выводы из уяснения задачи. Они должны быть лаконично сформулированы, записаны в рабочую тетрадь в соответствии со структурой замысла. Потребует определенных временных затрат разработка соответствующего комплекса мероприятий для отдачи указаний по подготовке необходимых данных для оценки обстановки и принятия решения.

Однако командиру батальона следует учитывать то, что при выполнении задачи - ориентирование заместителей, помощников необходимо кроме доведения сведений о противнике, содержании полученной задачи, выводов из уяснения задачи потребуется ставить задачи о сроках разработки боевых документов и выполнении других мероприятий подготовки наступления, определенных в расчете времени. Количество и содержание этих мероприятий будут зависеть на данном этапе подготовки наступления, прежде всего от положения и состояния подразделений батальона.

На разработку этого документа потребуется определенное время - около одного часа. При подготовке данного документа начальнику штаба предстоит связываться с офицерами оперативного отделения, начальниками родов войск и служб бригады по согласованию мероприятий подготовки. Не менее важным фактом является то, что командиру батальона необходимо сформулировать указания по подготовке необходимых данных для оценки обстановки и принятия решения и записать их в рабочую тетрадь.

Только такой подход позволит реализовать мероприятия подготовки и дополнять их для выполнения вновь возложенных задач в ходе ее осуществления. При формировании указаний командиром батальона определяется несколько уровней взаимодействия. Так, например, при определении необходимых данных для оценки обстановки и принятия решения организуется взаимодействие между офицерами управления батальона и в какой-то мере с командирами рот; при определении времени и способа доведения задач - между заместителями и помощниками командира батальона; о порядке, времени и месте встречи приданных подразделений - с заместителями, помощниками командира батальона и командирами подразделений от которых выделяются силы и средства усиления, а возможно и с соответствующими начальниками родов войск и служб вышестоящего штаба.

Всю работу командира по организации взаимодействия мотострелковых и артиллерийских подразделений при подготовке наступления можно условно разделить на три взаимосвязанных этапа: первый - при определении основ взаимодействия, в ходе принятия решения; второй - при постановке боевых задач подразделениям и отдаче указаний по взаимодействию; третий - непосредственная работа командира и штаба по организации взаимодействия на местности, макете местности или по карте.

При выработке основ взаимодействия должны быть определены: последовательность выполнения каждой тактической задачи; привлекаемые для этого силы и средства; ответственность командиров подразделений за стыки и промежутки между подразделениями (элементами боевого порядка). Получив боевое распоряжение (приказ), командир для организации взаимодействия должен уяснить условия взаимодействия мотострелковых и артиллерийских подразделений, когда и где потребуется наиболее тесное согласование усилий взаимодействующих подразделений. И в этом вопросе основным должностным лицом, работающим с командиром, по вопросам боевого применения артиллерии батальона и взаимодействия мотострелковых подразделений и артиллерии будет командир штатной минометной (артиллерийской) батареи. Если же мотострелковому подразделению будет придано или выделено на поддержку артиллерийское подразделение, то вопросы взаимодействия будут решаться совместно с командиром назначенной (выделенной) батареи.

Порядок работы в этом случае будет следующим. Командир батареи, получив задачу от вышестоящего артиллерийского командира (начальника), в установленное время обязан прибыть к командиру батальона (роты), для поддержки которого назначен или которому придан, в готовности доложить: состав, положение, состояние, обеспеченность и огневые возможности батареи, поставленные огневые задачи и установленный расход боеприпасов, назначенные районы огневых позиций и районы (рубежи) команднонаблюдательных пунктов, время и порядок их занятия, порядок перемещения в ходе боя, время готовности к открытию огня.

Командир батареи всегда должен быть готов ответить на вопросы общевойскового командира, связанные с боевым применением своего подразделения. После доклада командир батальона знакомит командира батареи с полученной задачей и замыслом боя.

Уясняя полученную задачу, командир батареи должен понять: цель предстоящих боевых действий и замысел командира батальона, которому батарея придана или который поддерживает; объекты (цели), поражаемые средствами старших командиров (начальников) на направлении действий общевойскового подразделения; задачи батареи по огневому поражению противника поставленные старшим начальником; задачи соседей и порядок взаимодействия с ними; время готовности к выполнению задачи, а также районы огневых позиций и рубежи командно-наблюдательных пунктов; основное направление стрельбы; способ определения установок для стрельбы на поражение; порядок выдвижения батареи в назначенный район и порядок маневра в ходе боя; порядок обеспечения боеприпасами.

На этой основе командир батареи делает выводы, в которых определяет: роль батареи в выполнении задачи общевойсковым подразделением, направление сосредоточения основных усилий по огневому поражению противника при выполнении каждой тактической задачи. Кроме того, командир батареи уясняет порядок поддержки (усиления) общевойсковых подразделений, порядок всестороннего обеспечения боевых действий, какие и кому отдать распоряжения, когда и где поставить задачи подчиненным.

Командир мотострелкового батальона в ходе уяснения поставленной ему задачи и по результатам доклада командира артиллерийского подразделения должен понять (уяснить) для выработки основ взаимодействия следующие вопросы: границы района, в котором будут согласовываться усилия мотострелковых и артиллерийских подразделений (для определения условий местности, в том числе влияющих на организацию взаимодействия, в том числе необходимость назначения дополнительных точек (пунктов) организации взаимодействия и т. д.). Если артиллерийскому и общевойсковому командиру обстановка не позво-лит располагаться совместно, взаимодействие необходимо осуществлять через артиллерийских корректировщиков, что существенно усложняет организацию взаимодействия. На данном этапе подготовки наступления вероятность встречи командира батальона с командиром приданной артиллерийской батареи весьма низкая.

При благоприятных условиях возможно прибытие офицера-корректировщика. Встреча с командиром приданной артиллерийской батареи возможна лишь при постановке боевых задач или при проведении рекогносцировки. От корректировщика в этом случае требуется не только, чтобы он был хорошим артиллеристом и владел во всех деталях своим оружием, но и имел хорошие знания тактики общевойсковых подразделений, знал их возможности и умел определять их потребности в артиллерийской поддержке. Он должен быть всегда хорошо осведомлен о решении общевойскового командира, быть инициативным. Он должен помнить, что поддержка общевойскового подразделения огнем артиллерии, которую он представляет, должна быть своевременной и эффективной. А это зависит от поступления своевременной и правильной информации от него к командиру батареи о действиях общевойскового подразделения, своем положении, месте, где он может наблюдать свои разрывы, времени открытия и прекращения огня; состав, состояние и возможный характер действий противостоящего мотострелковому подразделению противника; порядок выполнения постав-ленной задачи.

В случае, когда не представляется возможность прибытия и офицера корректировщика, то основные мероприятия по подготовке необходимых документов возлагаются на командира штатной минометной (артиллерийской) батареи. Необходимо исходить из того, что при уяснении боевой задачи командир батальона уже начинает формировать цели и структуру взаимодействия. Такой подход позволит командиру определить состав основных вопросов взаимодействия. Взаимодействие будет организовываться, как правило, в той же последовательности, которая характерна для выполнения каждого этапа выполнения боевой задачи (каждой (частной) тактической задачи).

Так, при наступлении на обороняющегося противника с выдвижением из глубины взаимодействие мотострелковых и артиллерийских подразделений организуется по этапам: выдвижение и развертывание подразделений в боевой порядок, а затем по этапам выполнения задачи (ближайшая задача, дальнейшая и т. д.). В указаниях командиром батальона определяются этапы взаимодействия, и может быть в общем виде определены цели взаимодействия. То есть, может быть определено заглавие («головка», «шапка») таблицы взаимодействия. И это будет ключевым моментом в определении, когда и где потребуется наиболее тесное согласование усилий мотострелковых и артиллерийских подразделений. Далее в ходе уяснения задачи, командир батальона должен понять: будет ли осуществлено усиление артиллерией (какие подразделения и когда будут получены на усиление (поддержку).

В зависимости от состава артиллерии батальона, то есть, будет ли это штатная артиллерийская (минометная) батарея, или артиллерийское подразделение, приданное или поддерживающее, будет зависеть, будет ли иметь место совместное расположение командных пунктов командиров мотострелковых и артиллерийских подразделений или необходимо будет выделение артиллерийских корректировщиков тем командирам, которым необходимо будет иметь поддержку огнем на определенных этапах выполнения задач); время и место прибытия артиллерийского подразделения, возможности его по огневому поражению противника, в том числе высокоточным боеприпасом, выделенный ресурс боеприпасов; задачи, выполняемые средствами старшего начальника в интересах мотострелковых подразделений (на каком этапе, когда и какие цели будут поражаться средствами старшего начальника); задачи, поставленные артиллерии батальона старшим начальником (когда и на каком этапе артиллерия батальона будет выполнять задачи по плану старшего начальника); время готовности мотострелковых и артиллерийских подразделений к выполнению задач (время начала действий и время готовности артиллерии к открытию огня. Как, правило, это будет 1–2 часа до начала действий, либо готовность к открытию огня непосредственно перед началом выдвижения батальона).

Залогом твердого и устойчивого взаимодействия мотострелковых и артиллерийских подразделений будет являться уже то, что на данном этапе подготовки наступления будет достигнуто твердое знание и правильное понимание командирами артиллерийских подразделений боевых задач общевойсковых подразделений (частей) и порядка их выполнения; назначение артиллерийских подразделений для поддержки общевойсковых в строгом соответствии с замыслом боя и задачами общевойсковых подразделений; целесообразное распределение целей между средствами поражения; личное общение командиров артиллерийских и общевойсковых подразделений и совместное расположение их пунктов управления; наличие устойчивой связи между ними; личное наблюдение командиров артиллерийских подразделений за ходом боя и своевременной подготовкой предложений по поражению противника огнем артиллерии; установление единых сигналов взаимодействия и средств и способов взаимного опознавания.

Командиру мотострелкового подразделения необходимо в свою очередь знать тактикотехнические характеристики артиллерийских систем и боевые возможности взаимодействующего артиллерийского подразделения, их возможности по ведению разведки и обслуживанию стрельбы, знать задачи стрельбы артиллерии, понимать основы теории стрельбы и уметь управлять огнем артиллерии. В заключении хотелось бы еще раз напомнить, что представленный порядок и содержание работы командиров взаимодействующих мотострелковых и артиллерийских подразделений, и систематизация этой работы по вопросам организации взаимодействия на этапе уяснения задачи, поможет командирам подразделений сосредоточить внимание на информации, с помощью которой возможно наиболее полно определить основы взаимодействия. Что в дальнейшем позволит затратить меньше времени на организацию взаимодействия и организовать взаимодействие наиболее эффективно, используя все возможности взаимодействующих общевойсковых и артиллерийских подразделений.

Неиспользованные возможности - это снижение вероятности выполнения поставленной задачи. И соответственно наиболее полное использование возможностей - это увеличение вероятности выполнения задачи. А умелая организация, осуществление, поддержание и восстановление взаимодействия - это залог наиболее эффектив-ного использования имеющихся возможностей и получение «новых» возросших возможностей в результате взаимодействия. Таким образом, важность организации взаимодействия актуальна и очевидна. Что предполагает особое внимание командира любого ранга к вопросам организации взаимодействия. В современных условиях у командира мотострелкового подразделения наиболее мощным огневым средством, а зачастую и единственным имеющимся в распоряжении будет артиллерийское подразделение. Поэтому знание и понимание содержания и порядка организации взаимодействия на этапе уяснения задачи, как при подготовке, так и в ходе боя будет залогом успешного выполнения поставленных задач.

ДЕЛЕГИРОВАНИЕ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ПОЛНОМОЧИЯ

Организация - это процесс создания структурі предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения общих целей. Организация как процесс - это функция, которая связана с систематической координацией многих задач и формальных взаимоотношений людей, их выполняющих.

Очень важная,.но не очень заметная сторона устройства организаций - это взаимоотношения полномочий, которые связывают высшее руководство с низшими уровнями работников и обеспечивают возможность распределения и координации задач. Руководство устанавливает отношения между уровнями полномочий путем делегирования полномочий и ответственности.

Делегирование в теории управления означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Это средство распределения задач среди сотрудников, выполнить которые необходимо для достижения целей всей организации. Если важная задача не делегирована другому человеку, руководитель вынужден будет выполнять ее сам. Но в большинстве случаев это просто невозможно, так как время и способности руководителя ограничены. Делегирование, по сути, превращает человека в руководителя.

Несмотря на свое значение, делегирование часто неправильно понимаемая и неправильно используемая концепция управления. Не понимая сущность и необходимость делегирования, многие предприниматели терпели неудачу, когда организации, создаваемые ими, становились более крупными.

Ответственность представляет собой обязательство выполнять поставленные задачи и отвечать за их удовлетворительное решение. Под обязательством понимают то, что от человека ожидается выполнение конкретных рабочих требований, когда он занимает определенную должность в организации. Человек заключает контракт с организацией на выполнение задач определенной должности в обмен на получение определенного вознаграждения. Ответственность означает, что работник отвечает за результаты выполнения задачи перед тем руководителем, который передает ему полномочия.

Например, при оформлении на работу в качестве рабочего на сборочном конвейере автозавода поступающему делегируется задача монтажа оборудования на автомобиле. Соглашаясь на эту работу и получая вознаграждение за нее, рабочий косвенным образом соглашается выполнять ее способом, удовлетворительным для автозавода. Рабочий считается ответственным за точное исполнение задачи, начальник имеет право требовать объяснений или исправления плохо сделанной работы.

При этом важно осознавать, что делегирование не подразумевает полную передачу ответственности. Руководитель не может сокращать свою ответственность, передавая ее подчиненному. Лицо, на которое возложена ответственность за решение какой-либо задачи, не обязано выполнять ее лично, оно остается ответственным за удовлетворительное завершение работы. Например, если рабочий не выполнит сменное задание и в результате цех не выполнит свой сменный план, начальник цеха, а не рабочий, должен отвечать перед директором. Больший объем ответственности является одной из важнейших причин высоких окладов высших менеджеров.

Организационные полномочия. Если кто-то примет ответственность за удовлетворительное выполнение задачи, то организация должна предоставить ему требуемые ресурсы. Руководство осуществляет это путем делегирования полномочий вместе с задачами.

Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач. Полномочия делегируются. должности, а не человеку, который занимает ее в данный момент. Когда человек меняет работу, он теряет полномочия старой должности и получает полномочия новой. Однако, поскольку делегирование невозможно, пока на должности нет человека, обычно говорят о делегировании полномочий человеку.

Две концепции полномочий. Согласно классической концепции, полномочия передаются от высших к низшим уровням организации. Например, на российском предприятии чаще всего руководитель расчетного отдела получает свои полномочия от главного бухгалтера, а тот - от генерального директора. Это и есть концепция делегирования полномочий руководителями своим подчиненным.

Однако подчиненный имеет право отклонить требования начальника.

Если подчиненный не принимает полномочий от руководителя, то передачи полномочий не происходит, это и есть концепция принятия полномочий. Концепция принятия полномочий признает существование такой власти, которая часто уменьшает возможности руководителей применять своя полномочия.

Пределы полномочий. Полномочия являются ограниченным правом использовать ресурсы и командовать людьми. Внутри организации эти пределы обычно определяются политикой, процедурами,

правилами и должностными инструкциями, изложенными в письменном виде, или передаются подчиненному устно. Лица, выходящие за эти пределы, превышают свои полномочия. Например, рабочий, уполномоченный работать только на определенном станке, превысил бы свои полномочия, перейдя за станок другого рабочего, даже если его станок сломался.

Пределы полномочий расширяются в направлении более высоких уровней управления организации. Но и полномочия высшего руководства, конечно, ограничены. Большая часть полномочий руководителя определяется традициями, нравами, культурными стереотипами и обычаями, иногда не меньше, чем формальными законами.

Полномочия и власть нередко путают друг с другом. Полномочия определяются как делегированное, ограниченное, присущее данной должности право использовать ресурсы организации. Власть представляет собой реальную способность действовать или возможность влиять на ситуацию. Можно иметь власть без полномочий. Например, финансовый директор предприятия уполномочен подписывать платежные поручения и обладает властью или способностью переводить деньги на собственный банковский счет. Однако его полномочия ограничены законными операциями. Если он совершит кражу, генеральный директор обладает и властью, и полномочиями для того, чтобы его уволить. Но, разработав хитрый план, нечестный финансист избежит преследования, скрывшись из страны. Полномочия определяют, что человек, занимающий должность, имеет право делать. Власть определяет, что он может делать.

ЛИНЕЙНЫЕ И ШТАБНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ

Линейные полномочия - это полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее к другим подчиненным. Линейные полномочия предоставляют руководителю установленную власть для направления своих прямых подчиненных на достижение поставленных целей. Руководитель, обладающий линейными полномочиями, имеет право принимать определенные ре-шеиия и действовать в определенных вопросах без согласования с другими руководителями в пределах, которые установлены организацией, законом или обычаем. Например, директор завода, обладающий линейными полномочиями по распоряжению ресурсами, может использовать средства завода на покупку любого товара путем простого распоряжения бухгалтеру произвести платеж. Он может иметь право принимать решения, каких работников следует принять на работу, какой оклад должен устанавливаться для каждой должности.

Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления в организации. Процесс создания иерархии называется скалярным процессом. Поскольку в иерархически построенных орга-

низациях полномочия распоряжаться людьми обычно передаются посредством скалярного процесса, результирующая иерархия называется скалярной цепью, или цепью команд. Наглядный пример цепи команд - иерархия в армии. Военные определенного ранга легко отличаются от военных более высокого или низкого уровня по обмундированию и знакам различия, иерархия строится в виде цепи команд, движущихся сверху вниз.

Типы административного аппарата. В некоторых ситуациях линейные полномочия не могут обеспечить потребности организации. Административный аппарат впервые, по-видимому, появился в армии. Трудно, а порой и невозможно, командиру в пылу сражения эффективно командовать своими людьми и одновременно разрабатывать стратегические планы. Но, поскольку и планирование, и управление необходимы для победы в любой военной операции, то должен быть найден способ их обеспечения.

В результате было принято решение разделить задачу достижения победы в войнах между двумя видами военных специалистов: штабными офицерами, которые составляют планы, и офицерами, которые командуют солдатами в сражении. При этом полномочия командования людьми были отобраны у штабных офицеров, но их обязали помогать старшим офицерам линейной организации. Штабные офицеры могли рекомендовать стратегию и получить возможность ее реализации войсками, но не могли непосредственно отдавать им команды. Офицеров, которые сражались на линии огня, стали назвать строевыми.

В связи с изменчивостью внешней среды концепция штаба была расширена, модифицирована и перенесена в различные организа-" ции. В настоящее время существует множество типов административных аппаратов - штабов и вариантов штабных полномочий. Административный, т. е. штабной аппарат, выполняет множество функций. Обычно штабной аппарат классифицируют по двум или трем основным типам с учетом этих функций.

Консультативный аппарат. Если линейный руководитель сталкивается с проблемой, требующей специальной квалификации, он может пригласить соответствующих специалистов на временной или постоянной основе и таким образом сформировать консультативный аппарат. Обязанность этих специалистов - консультировать линейного руководителя. Часто консультативный аппарат используется в области права, новой или специальной технологии, обучения и повышения квалификации, в работе с кадрами.

Обслуживающий аппарат. Функции аппарата часто распространяются на выполнение определенных услуг. Например, управления или отделы кадров, имеющиеся в большинстве организаций, ведут личные дела сотрудников, находят и проверяют потенциальных кандидатов на работу, подыскивают требуемые кадры для линейных руководителей. Обслуживающий персонал используется во многих

сферах, к которым, в частности, относятся связи с общественностью, маркетинговые исследования, планирование, материально-техническое снабжение. Функциональные подразделения предоставляют руководству информацию, необходимую для принятия эффективных решений.

Личный аппарат - это разновидность обслуживающего аппарата. В него входят, как правило, секретарь, помощник руководителя. В обязанности личного аппарата входит исполнение того, что требует руководитель. В организации этот аппарат не имеет никаких полномочий, он действует по поручению руководителя. Но посредством планирования назначений и фильтрования информации он может контролировать доступ к руководителю. Если руководитель прислушивается к советам своего личного аппарата или зависит от него, то власть этрго аппарата может быть очень велика.

Разновидности штабных полномочий весьма многообразны.

Рекомендательные полномочия. Полномочия административного аппарата были вначале ограничены консультациями линейного руководителя, когда он обращался за советом. Линейные руководители при таком уровне полномочий аппарата могут по своему выбору решить проблему, опираясь на полученные рекомендации, не считаться с ними или даже не ставить аппарат в известность о наличии и решении проблем. Такое положение может привести к конфликтам между линейным руководством и административно-управленческим аппаратом.

Обязательные согласования. Поскольку аппарат может испытывать трудности в работе с линейным руководством, организации иногда расширяют полномочия аппарата до обязательного согласования с ним каких-либо решений. В этом случае линейное руководство должно обсуждать соответствующие ситуации с аппаратом, прежде чем предпринять действия или представить предложения высшему руководству. Однако на самом деле линейные руководители не обязаны следовать рекомендациям аппарата. Например, часто правила предприятия предписывают проведение исследований рынка перед принятием решения о производстве нового продукта. Проведя исследования, специалисты аппарата дадут рекомендации, только после ознакомления с ними линейное руководство примет решение, которое не обязательно будет учитывать рекомендации маркетологов.

Параллельные полномочия. Высшее руководство может расширить объем полномочий аппарата, давая ему право отклонять решения линейного руководства. Целью параллельных полномочий является формирование системы контроля, необходимого для уравновешивания власти и предотвращения грубых ошибок. Наиболее широко используются параллельные полномочия в правительственных организациях. Например, и Государственная Дума, и Совет Федерации должны одобрить все законы, прежде чем их утвердит Президент России и они

приобретут официальный статус. Параллельные полномочия часто используют для контроля расходов, для чего требуются две подписи на документах, направляемых в банк.

Функциональные полномочия аппарата заключаются в предоставлении ему возможности как предложить, так и запретить какие-то действия в области своей компетенции. Линейные полномочия высшего руководителя в организации реализуются через аппарат, давая ему право действовать в определенных вопросах. Таким образом, функциональные полномочия отчасти устраняют различия между линейными и штабными обязанностями. Функциональные полномочия широко распространены из-за глубокой специализации в современных организациях.

Линейные полномочия внутри аппарата необходимы в крупных организациях, административный аппарат которых может состоять из множества людей. В таких ситуациях аппарат представляет собой подразделение с более чем одним уровнем управления. Таким об-Р930М, сам штабной аппарат имеет линейную организацию и обычную цепь команд внутри себя.

ЭФФЕКТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ

Организация взаимоотношений между линейными и штабными полномочиями основывается на решении руководства о том, каким будет каждый конкретный вид деятельности - линейным или аппаратным. Это решение должно основываться на оценке того, насколько непосредственным будет вклад этого вида деятельности в достижение общих целей. Рассматривать аппаратно-штабную деятельность как несущественную для достижения целей недопустимо. Если какой-либо вид деятельности не способствует достижению целей организации, его следует просто исключить. Вопрос в данном случае заключается не в важности деятельности, а в том, насколько непосредственно она относится к основной миссии организации.

Линейная деятельность - это та деятельность, которая непосредственно связана с созданием, финансированием и сбытом товаров или услуг, производимых организацией. Аппарат помогает выполнению основных функций как квалифицированная медицинская сестра и профессор-консультант помогают хирургу во время операции. Хирург смог бы спасти жизнь пациента и без них, но с их участием риск намного уменьшается и работа выполняется более успешно. При этом медсестра и консультант не могут успешно выполнить операцию самостоятельно.

Определение того, какие виды деятельности следует отнести к аппаратно-штабной, зависит от миссии, целей и стратегии организации.

Например, обучение на предприятии обычно является либо аппаратной деятельностью, либо одной из обязанностей линейного

руководителя. Но в университете преподавание - основной вид деятельности организации. Также на производственном предприятии бухгалтерский учет - аппаратная деятельность, а в фирме, предоставляющей бухгалтерские услуги, ведение учета у клиентов - линейная

деятельность.

Линейные полномочия и координация. Делегирование линейных полномочий и возникающая в результате цепь команд играют главную роль в процессе координации деятельности организация. Линейные полномочия точно определяют взаимоотношения подчиненных и руководителей. Получатель полномочий принимает на себя личную ответственность за задачи н отвечает перед делегирующим за их выполнение. Если подчиненный сталкивается с проблемами, то он точно знает, к кому следует обратиться за решением. Если непосредственный начальник не может обеспечить решение, то эта проблема передается «по команде» наверх.

Единоначалие основывается на представлении о том, что наилучший способ обеспечения точности выполнения заданий заключается в том, чтобы подчиненный отвечал только перед одним начальником и получал приказы только от одного начальника. Согласно принципу единоначалия, работник должен получать полномочия только от одного человека и отвечать только перед ним. В организации, которая придерживается этого принципа, все формальные коммуникации должны направляться по цепи команд. Лицо, у которого возникла какая-либо проблема, не может обратиться через голову своего непосредственного начальника к руководителю высшего ранга. Так же и руководитель высшего ранга не может дать приказ сотруднику низшего уровня, минуя руководителей промежуточных уровней. При большой длине цепи команд соблюдение принципа единоначалия в некоторых случаях может значительно замедлить обмен информацией и принятие решений. Однако на протяжении столетий в бесчисленном множестве организаций принцип единоначалия подтвердил свою ценность в качестве координирующего механизма.

Ограничение нормы управляемости. Норма управляемости, определяемая как количество работников, которые непосредственно подчиняются данному руководителю, устанавливается посредством делегирования линейных полномочий. Опыт привел к пониманию того, что слишком большая норма управляемости может привести к возникновению сложных проблем. Теоретики управления значительное внимание уделили определению того, какой должна быть идеальная норма управляемости. Предлагался широкий диапазон, ряд авторов считали наилучшей норму от 5 до 10 подчиненных. Исследования показывают, что эта норма широко варьируется.

Проблемы эффективного делегирования. Делегирование требует эффективных коммуникаций. У руководителей есть обязанности, которые должны выполняться подчиненными. Для их надлежащего

выполнения подчиненные должны точно понимать, чего хочет руководитель. Делегирование связано с мотивацией, влиянием и лидерством. Руководитель должен заставить подчиненных эффективно выполнять поставленные задачи. Как во всех процессах обмена информацией и оказания влияния, обе стороны имеют существенное значение для достижения успеха.

Причины нежелания руководителей делегировать полномочия, а подчиненных принимать ответственность обобщил У. Ньюмен, который отметил пять причин нежелания делегировать полномочия;

1. Заблуждение «Я это сделаю лучше», которое несостоятельно, так как руководитель должен планировать и контролировать, а подчиненный выполнять менее важную работу, пусть даже несколько хуже руководителя."Если не разрешать подчиненным выполнять задания с дополнительными полномочиями, не следует ожидать повышения их квалификации.

2. Отсутствие способности к руководству. Некоторые руководители так погружаются в повседневную работу, что пренебрегают общей картиной деятельности и не могут осознать значение распределения работы между подчиненными.

3. Отсутствие доверия к подчиненным, которые в этом случае теряют инициативность и чувствуют необходимость часто обращаться к руководителю. Это, в свою очередь, усиливает недоверие к подчиненным, которые начинают чувствовать себя неуверенно.

4. Боязнь риска. Поскольку руководители отвечают за работу подчиненного, они могут испытывать опасения, что делегирование задания может породить проблемы, за которые придется отвечать.

5. Отсутствие выборочного контроля для предупреждения руководства о возможной опасности. Параллельно делегированию дополнительных полномочий нужно создать эффективные механизмы контроля для получения информации о результатах работы подчиненных. Контроль дает гарантию того, что проблемы будут иыявлены прежде, чем достигнут катастрофических масштабов.

Подчиненные могут блокировать делегирование но следующим причинам: подчиненный считает удобнее спросить начальника, что делать, чем самому решать проблему; подчиненный боится критики за совершенные ошибки и уклоняется от нее, поскольку большая ответственность увеличивает вероятность ошибки; у подчиненного отсутствуют информация и ресурсы, необходимые для успешного выполнения задания; у подчиненного уже больше работы, чем он может сделать, или он считает, что это так; у подчиненного отсутствует уверенность в себе; подчиненному не предлагается каких-либо стимулов для дополнительной ответственности.

Преодоление проблем. Руководители могут создать систему контроля, необходимую для того, чтобы обезопасить себя при делегировании больших полномочий подчиненным. Они могут также определить свои проблемы и повысить квалификацию в области лидерства

и оказания влияния. Большую часть неуверенности подчиненных можно устранить, оказывая им больше доверия, а не резко критикуя, чтобы указать на недостатки в работе.

Четкий обмен информацией, принцип соответствия и положительные стимулы весьма важны для эффективного делегирования. Если подчиненный не выполняет свои задачи так, как требует руководство, причиной может быть неправильная передача информации. Подчиненный может не решиться задать вопросы из-за боязни глупо выглядеть или из-за того, что слишком торопится приняться за работу. Понятное изложение подчиненным их обязанностей, задач и пределов полномочий обеспечивает эффективность делегирования.

Весьма важно соответствие между полномочиями и ответственностью. Руководство должно делегировать работнику полномочия, достаточные для выполнения всех задач, за которые он принял на себя ответственность. Это и есть принцип соответствия. Как следствие, работник может принимать ответственность только за те задачи, которые попадают в сферу делегированных ему полномочий. Например, управляющий, получивший задание увеличить сбыт пейджеров, может принять ответственность и выполнить это задание, только если получит полномочия провести рекламную кампанию и использовать мотивационные стимулы по отношению к коммерческим агентам.

Большая ответственность означает больше работы и больше риска для лица, принимающего ее. Люди в основном не считают привлекательными эти дополнительные обязанности, а во многих организациях желание расширить ответственность подчиненных не подкрепляется системой стимулирования, которая обеспечивает им вознаграждение за принятие этого бремени. Исследования показывают: работники имеют меньшую мотивацию к работе, если считают, что дают организации больше, чем получают от нее. Эти вознаграждения могут выступать в форме дополнительной оплаты, повышения по службе, необычного звания, благодарности, особого статуса или более комфортных условий работы. Важно создать также систему стимулирования руководителей за успешное делегирование дополнительных полномочий в соответствии с целями организации.

Отдельные группы противника, пытающиеся вести разведку, проделать проходы в заграждениях или проникнуть в глубину обороны, уничтожать огнем дежурных огневых средств (дежурных боевых машин пехоты) с запасных или временных огневых позиций. Остальной личный состав взвода совершенствует инженерное оборудование позиций. Дежурными огневыми средствами иметь: в первом отделении - . . . . , во втором отделении - . . . . , в третьем отделении - . . . . , во взводе - боевую машину пехоты № . . . . .

С выходом противника на рубеж. . . . огонь открывают БМП (БТР) ; при подходе мотопехоты к. . . . - ручные пулеметы с рубежа. . . . огонь ведется всеми огневыми средствами взвода и доводится до наивысшего напряжения. В первую очередь уничтожить танки и другие бронированные машины противника огнем БМП, РПГ и противотанковыми гранатами, а пехоту отсекать от танков огнем пулеметов, автоматов и уничтожать ее. С подходом пехоты противника к позициям отделений на расстоянии 40-30 м личному составу забросать ее гранатами.

Если противник ворвется в опорный пункт, то уничтожение его осуществить огнем в упор, гранатами и в рукопашной схватке. Для воспрещения распространения противника в глубину опорного пункта и в стороны флангов отделениям в траншеях и ходах сообщения установить ежи и рогатки.

При вклинении противника в промежуток с. . . . мсв. . . . отделению частью сил занять. . . . и уничтожить вклинившегося противника, не допуская его распространения в глубину и в стороны флангов. Остальному личному составу уничтожать противника перед передним краем.

В случае вклинения противника в промежуток с. . . . мсв пулеметчику и. . . . занять запасные позиции и во взаимодействии с. . . . не допустить выхода противника в тыл опорного пункта. Соседям, атакованным противником, оказать огневую помощь оказать огневую помощь ручным пулеметом (БМП, БТР) .

При обходе противником опорного пункта занять позиции: 1 мсо - . . . . , 2 мсо - . . . . , 3мсо -. . . . , перейти к круговой обороне и прочно удерживать позиции, уничтожая противника огнем всех средств.

После отражения атаки восстановить систему огня, разрушенные фортификационные сооружения и пополнить боеприпасы.

Рубежи открытия огня:

Боевым машинам пехоты - из ПТУР - . . . . ; орудия - . . . . ;

Ручным пулеметом - . . . . ;

Автоматом и ручным противотанковым гранатометом. . .

По команде (сигналу) - . . . . открыть огонь по участку со № 1 . . . . ; по команде (сигналу) . . . . - по участку со № 2. . .

Огонь по самолетам, вертолетам и другим воздушным целям вести: до начала боя - дежурными огневыми средствами (боевыми машинами пехоты) ; в ходе боя - дежурными огневыми средствами и личным составом, незадействованным боем с наземным противником.

а) Предупреждения о непосредственной угрозе и начале применения противником ОМП:

По этому сигналу личный состав взвода продолжает выполнять поставленную задачу и переводить средства защиты в положение "Наготове".

б) Оповещения:

О радиационном заражении - по радио "2772", голосом - "Радиационная опасность"; дублируется. . . ;

О химическом и бактериологическом (биологическом) заражении - "Химическая тревога"; дублируется ракетой СХТ.

По этим сигналам личный состав, занятый инженерным оборудованием, не прекращая выполнения поставленной задачи, надевает средства индивидуальной защиты, а находящийся в закрытых БТР- только респираторы (противогазы) ; боевых машинах пехоты - закрывает люки, двери, бойницы, жалюзи и включает систему защиты от ОМП. По сигналу "Радиационная опасность" надеть респираторы, а по сигналу "Химическая тревога" противогазы.

О воздушном противнике - "Воздух", дублируется. . . . поэтому сигналу дежурные огневые средства и средства, выделенные для ведения огня по самолетам и вертолетам, находятся в готовности к решению задачи. Остальной личный состав укрывается.

Организацию взаимодействия командир тр (тб) проводит методом постановки задач командирам подчиненных (приданных, поддерживающих) подразделений, после участия в рекогносцировке, проводимой командиром тб (тп). Если позволяет обстановка, то организацию взаимодействия командир тр (тб) проводит на КНП, а если не позволяет обстановка, то по карте или на макете местности.

1. Тр (тб) имеет задачу _________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Рубеж развертывания КНП артиллерийских подразделений ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Район ОП: - основных __________________________________________

____________________________________________________________________

Временных ____________________________________________________

____________________________________________________________________

Ложных _____________________________________________________

____________________________________________________________________

4. В ходе боя перемещать:

КНП артиллерийских подразделений в направлении _______________

____________________________________________________________________

ОП с овладением рубежа ______________________________________

____________________________________________________________________

в район ________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Сигналы управления: - вызов огня _______________________________

Перенос огня _________________________________________

Прекращение огня ____________________________________

Перемещение КНП ___________________________________

Перемещение ОП _____________________________________

6. Задачи, выполняемые старшим начальником в интересах тр (тб) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Порядок выдвижения и развертывания:

Рубеж развертывания КНП занять к ________________________________

Район ОП занять к ____________________________________________

8. Огневое поражение противника осуществить по периодам огневого поражения:

а) артиллерийская подготовка наступления (АПгН):

АПгН – от «Ч» - _______________ до «Ч» - ______________, ____________ минут;

Огневыми налетами (ОгН), сигнал _________________;

Построение АПгН:

1 ОгН – от «Ч» - __________ до «Ч» - ____________, _____________ минут, сигнал ______________;

2 ОгН – от «Ч» - __________ до «Ч» - ____________, ______________ минут, сигнал ______________;

3 ОгН – от «Ч» - ___________до «Ч» - ___________, ______________ минут, сигнал ______________;

4 ОгН – от «Ч» - ___________до «Ч» - ___________, ______________ минут, сигнал ______________;

5 ОгН – от «Ч» - ___________до «Ч» - ___________, ______________ минут, сигнал ______________;

Перекрывающий ОгН – от «Ч» - _________до «Ч» + ________, ______ минут, сигнал ____________________.

б) артиллерийская поддержка наступающих войск (АПдНВ).

АПдНВ осуществить методом:

При прорыве обороны противника на глубину батальонов I эшелона - ___________________________________________________________________

При ведении боя в межпозиционном пространстве ________________

____________________________________________________________________

При прорыве позиций _________________________________________ резервов __________________________________________________________

___________________________________________________________________

9. Рубежи возможных контратак противника:

№ 1 __________________________________________________________

№ 2 __________________________________________________________

10. Огневое поражение при отражении контратаки противника осуществить по периодам:

Артиллерийская подготовка отражения контратаки;

Артиллерийская поддержка подразделений, отражающих контратаку.

11. Возможные рубежи ввода в бой 2 эшелона:

№ 1 _____________________________________________________________

в направлении ____________________________________________________

_________________________________________________________________

№ 2 _____________________________________________________________

_________________________________________________________________

в направлении _____________________________________________________

12. Огневое поражение противника при вводе в бой II эшелона осуществить по периодам:

Артиллерийская подготовка ввода в бой;

Артиллерийская поддержка ввода в бой.

13. Готовность тр (тб) к наступлению ___________________.

14. Готовность артиллерийских подразделений __________________

C. 3. Марш И Встречный бой

Организовывая взаимодействие на марше, командир ТР (ТБ) обязан указать командиру артиллерийского подразделения:

Исходный пункт и время его прохождения;

Место артиллерийского подразделения в колонне;

Скорость движения колонны;

Порядок поддержания связи на марше;

Порядок преодоления завалов;

Порядок отражения нападения диверсионной разведывательной группы и воздушного противника;

Порядок поражения противника при встрече с передовыми подразделениями противника;

Сигналы управления огнем, оповещения и взаимодействия;

Мероприятия по защите от высокоточного оружия противника.

Организовывая взаимодействие во встречном бою, командир ТР (ТБ) обязан указать командиру артиллерийского подразделения:

Возможный характер действий противника;

Способы и последовательность его разгрома;

Задачи артиллерийских подразделений;

Объекты для поражения артиллерийскому подразделению;

Направление сосредоточения основных усилий;

Район ОП и время готовности на них;

Рубеж КНП.

Кроме того, командир тр (тб) обязан ЗНАТЬ:

Сигналы оповещения и взаимодействия;

Сигналы управления огнем;

Боевые возможности артиллерийского подразделения.

Организуя встречный бой, командир тр (тб) обязан:

Контролировать вызов, открытие и перенос огня артиллерийского подразделения.

Проведя организацию взаимодействия, командир тр (тб) контролирует подготовку артиллерийской батареи (АДН) к предстоящим боевым действиям по докладам командира артиллерийской батареи (АДН), а при наличии времени лично проверяет готовность артиллерийской батареи (АДН).

Рис. 40. Марш усиленной танковой роты


384. Связь взаимодействия штаба и подразделений соединения с соединениями (частями) и органами Федеральной Пограничной службы, соединениями и частями внутренних войск и органами управления МВД России, Железнодорожными войсками, войсками гражданской обороны и органами управления МЧС России, органами ФСБ России должна обеспечить их согласованные совместные действия при выполнении общих задач.

385. Связь взаимодействия с пограничными войсками и органами Пограничной службы организуется для обеспечения управления совместными действиями войск по зачистке районов развёртывания вблизи Государственной границы Российской Федерации, охране и защите Государственной границы Российской Федерации, созданию внешнего кольца блокирования незаконных вооружённых формирований, террористических и разведывательно-диверсионных групп, проникших с территории сопредельных государств, прикрытию промежутков в боевом порядке войск, организации засад, а также боевыми действиями войск в приграничных районах.

Связь взаимодействия организуется и обеспечивается по сетям связи общего пользования ЕСЭ РФ, в радиосетях взаимодействия объединения (соединения), а также путём взаимного вхождения в радиосети боевого управления.

386. Связь взаимодействия объединённых боевых групп с боевыми вертолётами армейской авиации организуются на выделенных частотах по УКВ радиосетям, со штурмовой авиацией – средствами радиосвязи авианаводчика пункта управления. При отсутствии авианаводчика пункта управления для организации этой связи взаимодействия могут быть выделены радиостанции на узлах связи пунктов управления объединённых боевых групп. Связь взаимодействия с артиллерией на огневых позициях организуются по полевым кабельным линиям связи и УКВ радиосетям.

387. Связь взаимодействия с соединениями и частями внутренних войск, подразделениями и органами МВД России организуется для обеспечения управления согласованными действиями по охране и обороне коммуникаций, эвакуации населения, очистке районов (населённых пунктов) от вооружённых формирований, террористических и разведывательно-диверсионных групп, проведению режимных и фильтрационных мероприятий, поддержанию общественного порядка и общественной безопасности, при выполнении других задач. Обмен информацией по взаимодействию организуется по каналам связи сетей связи общего пользования ЕСЭ РФ, территориальной системы связи федеральных органов исполнительной власти, в радиосети взаимодействия объединения и соединения (части), путём взаимного вхождения в радиосети командиров взаимодействующих соединений (частей) и подразделений, а также в сетях спутниковой и подвижной радиосвязи.

388. Связь взаимодействия колонн войск на маршрутах выдвижения организуется по радиосети дорожно-комендантской службы, по радиосетям блокпостов внутренних войск и государственных органов, обеспечивающих безопасность дорожного движения. Для них назначаются единые (сквозные) радиочастоты, позывные и сигналы управления.

389. Связь взаимодействия с Железнодорожными войсками организуется для обеспечения управления совместными действиями соединения и воинских частей Железнодорожных войск по охране, обороне и восстановлению движения на железных дорогах, обеспечению оперативной устойчивости железнодорожного сообщения. Связь взаимодействия организуется по каналам региональной территориальной системы связи Вооружённых Сил, ведомственной сети связи федерального органа исполнительной власти в области транспорта (управления железной дороги), а также по радиосети взаимодействия с Железнодорожными войсками.

390. Связь взаимодействия с войсками гражданской обороны и органами МЧС России организуется для обеспечения управления совместными действиями по защите населения, территорий, материальных и культурных ценностей в районах применения соединения (части), проведению аварийно - спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций и очагах поражения. Связь взаимодействия организуется (с частями войск гражданской обороны) – по каналам региональной территориальной системы связи Вооружённых Сил и сети связи общего пользования ЕСЭ РФ, по радиосетям взаимодействия объединения.

391. Связь взаимодействия с формированиями и органами ФСБ России организуется для обмена информацией о готовящихся вооружённых нападениях и террористических актах, обеспечения управления совместными действиями по поиску и ликвидации незаконных вооружённых формирований, террористических и разведывательно-диверсионных групп. Связь взаимодействия с формированиями и органами ФСБ России обеспечивается, как правило, через их представителя. Для организации связи взаимодействия по согласованию с руководителями территориальных органов безопасности и органов безопасности в войсках им могут быть выделены необходимые средства связи.

Связь взаимодействия организуется на основе распоряжения по связи штаба, организующего взаимодействие, решения командира соединения (части) и письменных указаний начальника штаба.

393. Под непосредственным руководством начальника связи соединения разрабатывается план связи на совместные действия, готовятся директивные документы (боевые распоряжения, распоряжения по связи), оказывается помощь в планировании и организации связи в других войсках, участвующих в совместных действиях. Планирующие и директивные документы по связи взаимодействия разрабатываются заблаговременно, регулярно уточняются. В соответствии с ними планируются и проводятся штабные тренировки и тренировки по связи, определяются мероприятия по совершенствованию и развитию системы связи соединения и систем связи других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации.

Глава 11
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ, БАТАЛЬОНА И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СВЯЗИ СОЕДИНЕНИЯ (ЧАСТИ)

Общие положения

394. Действия батальона и подразделений связи и функционирование системы связи соединения (части) должны быть всесторонне обеспечены. Обеспечение системы, частей и подразделений связи планируется, организуется и осуществляется непрерывно во всех видах боя и в повседневной деятельности.

395. Обеспечение системы, батальона и подразделений связи соединения заключается в подготовке и осуществлении мероприятий, направленных на поддержание системы и батальона и подразделений связи в установленной степени боевой готовности, сохранение их боеспособности и создание необходимых условий для развёртывания, устойчивого функционирования, свёртывания, и перестроения системы связи соединения (части), а также эффективного применения батальона и подразделений связи в любых условиях обстановки.

396. Привлечение личного состава частей и подразделений связи соединения (части) к выполнению задач, не связанных с обеспечением связи, запрещается.

397. По характеру задач и содержанию проводимых мероприятий основными видами обеспечения системы, батальона и подразделений связи соединения являются: боевое, морально-психологическое, материально-техническое, медицинское. Все они организуются на основе централизованного решения вопросов организации связи и всестороннего обеспечения системы и войск связи и осуществляются согласованно.

398. Общее руководство обеспечением применения системы, батальона, подразделений связи соединения (части) осуществляет начальник штаба соединения (части). Непосредственная организация всех видов обеспечения в батальоне (подразделениях) связи осуществляется командиром, начальником штаба и командирами подразделений на основе решения командира соединения (части), а также приказов и распоряжений по видам обеспечения. Отсутствие указаний (распоряжений) не освобождает командиров всех звеньев, начальника штаба от ответственности за своевременную организацию обеспечения действий подчинённых батальона и подразделений связи соединения.

399. Мероприятия по видам обеспечения осуществляются силами и средствами батальона и подразделений связи, а также ремонтно-восстановительных органов, подразделений материально-технического обеспечения и складов соединения (части). Для выполнения наиболее сложных мероприятий по обеспечению применения системы, батальона и подразделений связи в боевых действиях, требующих специальной подготовки личного состава и использования специальной техники, привлекаются подразделения соответствующих специальных войск и материально-технического обеспечения.

Боевое обеспечение

400. Боевое обеспечение заключается в организации и осуществлении мероприятий, направленных на обеспечение безопасности связи, систем связи и АСУ, разведзащищённости и устойчивости системы связи, недопущения внезапного нападения противника, снижения эффективности его воздействия на систему, батальон (подразделения) связи соединения (части), создания им благоприятных условий для обеспечения управления подразделениями соединения (части).

401. Основными видами боевого обеспечения применения системы, батальона (подразделений) связи соединения (части) являются: разведка; охранение; радиоэлектронная защита; обеспечение безопасности связи и информации; тактическая маскировка; инженерное обеспечение; радиационная, химическая и биологическая защита; топогеодезическое обеспечение; навигационное обеспечение; гидрометеорологическое обеспечение.

Мероприятия по боевому обеспечению системы, батальона (подразделений) связи отражаются в плане связи соединения (части) на бой и в плане организации и контроля безопасности связи.

402. Основными задачами командира и штаба батальона связи (командира подразделения связи) по боевому обеспечению являются: организация своевременного выполнения в полном объёме мероприятий боевого применения системы, батальона (подразделения) связи; организация и осуществление мер радиоэлектронной защиты средств связи и автоматизации управления; организация и осуществление противодействия техническим средствам разведки противника; обеспечение безопасности связи и защиты информации на узлах связи; выполнение норм и требований электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств на узлах связи.

Противодесантная и противовоздушная оборона узлов связи; защита узлов, линий и средств связи, подчинённых подразделений от активного огневого воздействия противника; маскировка (скрытие) аппаратных, станций, узлов и мест (районов) размещения подразделений связи на местности; организация их охранения; организация радиационной, химической и биологической защиты, инженерного, топогеодезического, навигационного и гидрометеорологического обеспечения организуется и осуществляется в рамках боевого обеспечения пунктов управления соединения (части).

Разведка связи и местности

403. Разведка связи организуется и ведётся в целях установления наличия и состояния местных объектов и средств связи в полосе действий соединения (части) и возможности их использования для обеспечения связи, выявления имущества и складов связи, оставленных противником. Она проводится путём изучения военно-экономического описания района боевых действий, карт, схем связи, документов и средств связи, захваченных у противника, осмотром местности и местных объектов связи, опросом местных жителей, допросом пленных и перебежчиков,. Основные разведывательные сведения начальник связи получает от разведывательных органов соединения (части) в виде информационных документов (разведывательных сводок, сообщений, схем, карт, графиков) по запросу или в установленные сроки.

Для ведения разведки связи могут создаваться специальные группы (команды) специалистов связи из состава батальона (подразделений) связи соединения (части).

Разведка местности в батальоне (подразделении) связи соединения (части) организуется и ведётся в целях получения информации об особенностях местности (рельефе, состоянии грунта, растительного покрова, естественных укрытий, проходимости) в районах развёртывания узлов (станций) и линий связи, о характере водных преград, состоянии дорог, районов разрушений, пожаров, затоплений, районах радиоактивного, химического и бактериологического заражения и других особенностях, способных влиять на действия батальона (подразделения) связи и функционирование системы связи.

Для непосредственной разведки местности в районах развёртывания узлов, станций и на трассах линий связи, на маршрутах выдвижения батальона (подразделений) связи соединения (части) создаются рекогносцировочные группы.

404. Разведка связи и местности организуется начальником связи соединения (части). Начальник связи определяет задачи разведки, сроки их выполнения, силы и средства ведения разведки. Все задачи по разведке он решает, согласовано с начальником разведки соединения (части). Задачи на разведку связи и местности командиру (штабу) батальона (подразделения) связи ставятся в боевых распоряжениях или доводятся отдельными распоряжениями. Полученные разведывательные сведения отображаются на рабочих картах, анализируются и обобщаются для использования при планировании связи. Результаты разведки связи и местности передаются в вышестоящий штаб, доводятся до подчинённых и взаимодействующих частей (подразделений) связи в части их касающейся.

Основными требованиями, предъявляемыми к разведке связи и местности, являются: непрерывность, оперативность, достоверность и полнота разведывательной информации.

Охранение

405. Охранение батальона (подразделений) связи соединения (части), элементов системы связи организуется в целях предотвращения проникновения разведывательно-диверсионных групп противника в расположение батальона (подразделения) и на объекты связи и исключения внезапного нападения его десантов. Оно осуществляется подразделениями охраны пунктов управления соединения (части).

406. Охранение элементов системы связи, батальона (подразделений) связи организуется штабом соединения (части). С этой целью в штабе соединения (воинской части) разрабатывается план охраны и обороны пунктов управления, а в подразделениях связи и на элементах системы связи – схемы охраны и обороны, в которых указываются: расположение на местности станций, аппаратных связи, охраняемые трассы кабельных линий передачи, районы сосредоточения подразделений материально-технического обеспечения; фортификационные сооружения для защиты личного состава и техники; средства имитации и ложные объекты связи; маршруты движения патрулей, личного состава и техники; посты охраны, наблюдательные посты (секреты); секторы (участки) охраны и обороны; расчет сил и средств; сигналы оповещения и управления.

407. Районы размещения узлов связи готовятся к круговой обороне, подходы и маршруты к ним перекрываются постами, секретами и заставами, у аппаратных засекреченной связи выставляются часовые, устанавливаются технические средства контроля местности. Охрана остальных аппаратных полевых узлов связи (групп станций, групп аппаратных связи) обеспечивается дозорными. Для охранения, в случае возникновения непосредственной угрозы нападения противника, может привлекается личный состав, свободный от несения боевого дежурства (дежурства) и расположенные вблизи объектов связи подразделения других войск.

408. Для усиления охраны и обороны особо важных объектов связи решением начальника штаба соединения (части) выделяются дополнительные силы и средства из состава боевых частей. При перемещении узлов связи пунктов управления на маршрутах движения осуществляется прикрытие их колонн боевыми подразделениями и вертолётами.

Радиоэлектронная защита

409. Под радиоэлектронной защитой (РЭЗ) системы связи понимается совокупность мероприятий и действий по устранению или ослаблению воздействия на систему связи средств радиоэлектронного поражения противника, защите радиоэлектронных средств (РЭС) связи от технических средств разведки (ТСР) противника и обеспечение электромагнитной совместимости РЭС связи.

Радиоэлектронная защита системы связи, организуется и осуществляется в целях обеспечения устойчивой работы связи в условиях воздействия преднамеренных радиопомех противника и взаимного влияния радиоэлектронных средств.

Она включает защиту от радиоэлектронных помех противника, от самонаводящегося на излучение оружия противника; от воздействия ионизирующих и электромагнитных излучений ядерных взрывов и других видов оружия, а также обеспечение электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств, развёртываемых на пунктах управления, узлах связи, ретрансляционных пунктах.

410. Защита радиолиний (радиорелейных, тропосферных, спутниковых) системы связи от радиоэлектронных помех противника достигается: комплексным использованием средств связи по этапам боя; умелым распределением и назначением частот и осуществлением манёвра ими; использованием бортовых узлов связи воздушных пунктов управления и ретрансляционных пунктов для обеспечения связи на наиболее важных направлениях; сокращением интервалов на радиорелейных и тропосферных линиях связи; организацией скрытых и дублирующих радиосетей (радионаправлений); высокой специальной подготовкой личного состава к обеспечению связи в условиях преднамеренных радиопомех; передачей одного и того же сообщения на нескольких частотах одновременно; переходом на запасные (резервные) частоты с одновременным продолжением передачи маскирующего обмена на подавляемой частоте; применением адаптивных радиолиний; применением аппаратуры быстродействия, сверх быстродействия; использованием помехозащищённых режимов; использованием антенн с узкой диаграммой направленности; манёвром излучаемой мощности; применением фазокомпенсирующих устройств; поиском и уничтожением передатчиков радиопомех или немедленным перемещением узлов связи в новые районы.

411. Защита объектов связи от самонаводящегося на излучение оружия противника достигается: умелым использованием естественных складок местности при выборе мест развёртывания станций радио-, радиорелейной, тропосферной и спутниковой связи, маршрутов движения и совершении маршей; инженерным оборудованием районов развёртывания узлов связи, ретрансляционных пунктов; использованием табельных и подручных средств маскировки; использованием ложных излучающих объектов различного типа; рациональным выбором направлений развёртывания линий связи, снижающих до минимума излучение в сторону противника; строгой регламентацией работы радиоэлектронных средств, их пространственным разносом, дублированием и резервированием.

412. Защита радиоэлектронных средств связи от воздействия ионизирующих и электромагнитных излучений ядерных взрывов и других видов оружия достигается: комплексным применением средств связи; использованием бортовых узлов связи воздушных пунктов управления; оборудованием линий, антенно-фидерных устройств, оконечной и коммутационной аппаратуры специальной защитой от высоких напряжений, наводимых электромагнитными импульсами ядерных взрывов; манёвром различными средствами связи, режимами их работы и частотами; организацией работы ионосферно-волновой и частотно-диспетчерской службы; использованием специально предусмотренных частот.

413. Обеспечение электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств, развёртываемых на пунктах управления, узлах связи, ретрансляционных пунктах и в группах средств (сил) достигается: систематическим анализом радиоэлектронной обстановки; размещением РЭС связи с учётом рельефа местности и с соблюдением требований по территориальному, частотно-территориальному и временному разносу; введением ограничений на использование РЭС; работой РЭС связи минимально необходимыми мощностями и сокращением продолжительности их излучения; применением узконаправленных антенн; своевременным выявлением источников непреднамеренных радиопомех и принятием мер по их устранению; своевременным проведением технического обслуживания и постоянным контролем за соответствием технических характеристик средств связи установленным нормам.

414. Противодействие техническим средствам разведки противника (иностранных государств) организуется и осуществляется в целях исключения или существенного затруднения добывания противником с помощью технических средств разведки достоверных сведений о системе, батальоне и подразделениях связи, охраняемых параметрах средств связи и автоматизации управления.

Оно включает планирование и проведение мероприятий, направленных на снижение эффективности радио-, радиолокационных, радиотелевизионных, телевизионных, фотографических, лазерных, инфракрасных, акустических и других технических средств противника в получении сведений о системе управления и связи, группировке войск, замысле их действий и других данных о наших войсках.

415. Выполнение задач противодействия техническим средствам разведки противника достигается: проведением мероприятий по тактической маскировке элементов системы связи соединения (части); высоким уровнем подготовки и бдительности офицеров штабов и личного состава батальона и подразделений связи; соблюдением установленных режимов работы средств связи; организацией и постоянным контролем безопасности связи и выполнения маскировочных мероприятий; выбором способов организации связи, в наибольшей степени обеспечивающих выполнение мероприятий защиты и своевременной разработкой данных по связи; сокращением времени работы излучающих средств на передачу; работой радиосредств с минимально необходимой мощностью; применением узконаправленных антенн; использованием маскирующих свойств местности при выборе трасс и мест размещения узлов (станций) и подразделений связи; размещением всех излучающих средств на безопасных расстояниях от основной части узла связи; сменой радиоданных при каждой смене районов сосредоточения войск и перемещении пунктов управления; скрытием истинного состояния элемента системы связи путём применения маскирующего обмена; строгим соблюдением правил ведения связи и применением документов кодированной связи; выявлением и устранением демаскирующих признаков работы систем и средств связи; своевременным вскрытием и принятием мер по пресечению нарушений требований скрытого управления войсками; оповещением элементов системы и подразделений связи о появлении носителей технических средств разведки иностранных государств; высоким профессиональным уровнем подготовки офицеров штабов и личного состава частей и подразделений связи; осуществлением контроля за выполнением мероприятий противодействия техническим средствам разведки противника и оценкой их эффективности; инженерным оборудованием узлов связи и отдельных станций; введением временных, частотных, территориальных и других ограничений на применение средств связи; скрытным перемещением подразделений связи; ограничением движения личного состава и автотранспорта в районах размещения узлов связи; определением возможной угрозы безопасности использования сетевых ресурсов и основных направлений их защиты; определением возможной угрозы безопасности обмена информацией и основных направлений защиты и другими мероприятиями.

416. Планирование радиоэлектронной защиты и противодействия техническим средствам разведки противника в соединении (части) осуществляется на основе решения на организацию связи по этапам и задачам войск в бою с учётом важности информационных направлений и направлений связи. Планируемые мероприятия отражаются в плане организации контроля безопасности связи соединения (части). Задачи по радиоэлектронной защите и противодействию техническим средствам разведки противника доводятся до подразделений соединения распоряжением по связи, а до батальона связи боевым распоряжением. Меры по обеспечению ЭМС на узлах связи, а также по защите от ионизирующих и электромагнитных излучений учитываются при распределении и назначении частот на календарный год и на каждый бой.

417. В ходе планирования боя штабом соединения (части) начальник связи уточняет и согласовывает с начальником РЭБ мероприятия по исключению помех наиболее важным радио-, спутниковым, радиорелейным и тропосферным линиям связи при применении сил и средств РЭБ; меры по обеспечению оперативного пресечения вскрываемых нарушений при применении средств связи и автоматизации управления.

418. Мероприятия по радиоэлектронной защите и комплексному противодействия техническим средствам разведки противника проводятся непрерывно, целеустремлённо и согласованно. Ответственность за их выполнение в батальоне (подразделениях) связи возлагается на командиров и их штабы.

Обеспечение безопасности связи

419. Обеспечение безопасности связи организуется и осуществляется в целях:

предотвращения доступа разведки к оперативной и служебной информации, передаваемой по каналам связи, диверсионного ввода в систему управления через систему связи ложной информации или уничтожения информации;

своевременного выявления и исключения (закрытия) технических каналов утечки информации, доступных разведке, поиска и ликвидации разведывательной аппаратуры перехвата информации, устанавливаемой на линиях связи;

защиты системы связи от радиоэлектронной разведки всех видов и противодействия ей.

420. Организационные и технические мероприятия по обеспечению безопасности связи охватывают все элементы системы связи и проводятся постоянно как в мирное, так и в военное время в комплексе с мероприятиями тактической маскировки, обеспечения скрытного управления войсками и режима секретности.

421. Мероприятия по обеспечению безопасности связи организуются отделением связи штаба соединения на основе выводов из оценки обстановки, принятого решения на организацию связи, общего замысла тактической маскировки и противодействия радиоэлектронной разведке, указаний по скрытому управлению войсками, безопасности связи и АСУ вышестоящих штабов.

Они осуществляются с учётом оценки возможностей радиоэлектронной разведки и проводятся непрерывно, комплексно и целенаправленно. Ими охватываются все элементы системы связи и АСУ и весь процесс обеспечения связью.

422. При планировании связи (применения батальона и подразделений связи соединения) отделение связи штаба соединения (части) разрабатывает план организации и контроля безопасности связи.

План организации и контроля безопасности связи разрабатывается текстуально. В плане указываются: цель, замысел и основные задачи организации и контроля безопасности связи; планируемые мероприятия, время их выполнения и ответственные исполнители; объекты, методы и сроки проведения контроля и привлекаемые для этого силы и средства. В примечании к плану указывается порядок пресечения нарушений безопасности связи, периодичность и сроки (время) докладов результатов контроля. В мирное время планирование организации и контроля безопасности связи осуществляется на календарный год и на каждое мероприятие с привлечением частей и подразделений связи.

План организации и контроля безопасности связи подписывается начальником связи, утверждается начальником штаба соединения (части) и доводится до подчинённых штабов в части их касающейся.

423. Контроль безопасности связи ведётся для проверки текущего состояния безопасности в каналах и на объектах действующей связи, обработки и доведения результатов контроля начальнику связи (дежурному по связи) соединения, а также вышестоящим органам контроля безопасности связи. Для технического контроля безопасности связи выделяются полевые средства контроля безопасности связи стационарных узлов (центров) контроля безопасности связи объединения. В отдельных случаях (по решению начальника штаба соединения) для этих целей могут привлекаться силы и средства подразделений РЭБ соединения.

424. От пункта управления подразделения РЭБ, в случае привлечения к выполнению задач контроля безопасности связи, устанавливается служебная связь с ПУС соединения.

Тактическая маскировка

425. Тактическая маскировка батальона, подразделений связи соединения (части) является одним из основных способов обеспечения скрытности управления войсками, организуется и осуществляется в целях устранения или ослабления демаскирующих признаков состояния и положения объектов системы связи и, введения противника в заблуждение (обмана) относительно состава, положения и состояния системы связи, характера действий батальона и подразделений связи в боевых действиях и направлена на повышение устойчивости и разведзащищенности системы связи, сохранение боеспособности батальона и подразделений связи.

Цели маскировки достигаются выполнением ряда задач, основными из которых являются: обеспечение скрытности деятельности органов управления связью соединения, батальона (подразделений) связи (функционирования системы связи и ее элементов) при подготовке системы и и в ходе выполнения поставленных задач; обеспечение правдоподобности ложных намерений командования и деятельности штаба соединения, подразделений связи и элементов системы связи соединения.

Скрытность деятельности органов управления связью соединения, батальона (подразделений) связи (функционирования системы связи и ее элементов) достигается: проведением комплекса организационных и военно-технических мероприятий, направленных на предупреждение (исключение) утечки информации об их деятельности, устранение (ослабление) демаскирующих признаков функционирования системы связи и ее элементов, действий батальона и подразделений связи соединения; созданием условий, при которых использование сил и средств разведки противника становится невозможным или неэффективным (использование маскирующих свойств местности, естественных укрытий (с учётом времени года и суток); применение специальных маскировочных средств и аэрозолей (дымов); видоизменение техники и объектов связи путём нанесения специального покрытия; применение рассеивающих (поглощающих) покрытий, материалов, конструкций для снижения оптической, тепловой и радиолокационной заметности техники связи, других табельных и подручных средств).

Обеспечение правдоподобности ложных намерений командования и деятельности штаба соединения, подразделений связи и элементов системы связи соединения достигается показом их расположения и характера действий (функционирования) на ложных (второстепенных) направлениях (районах), оборудованием и организацией работы ложных элементов системы связи. При приведении частей и подразделений соединения в боевую готовность, их развёртывании, в ходе подготовки и ведения боевых действий силы и средства частей и подразделений связи могут привлекаться к участию в проведении мероприятий по введению противника в заблуждение относительно состава, состояния и действий войск (сил) за счёт оборудования ложных районов пунктов управления в отношении связи, создании ложной радиоэлектронной обстановки.

426. Тактическая маскировка батальона (подразделений) связи соединения осуществляется на основе плана тактической маскировки, разрабатываемого штабом соединения (части). Задачи тактической маскировки батальону (подразделениям) связи, в части касающейся, доводятся боевыми распоряжениями без раскрытия цели и замысла проводимых мероприятий. Ответственность за их выполнение в батальоне связи возлагается на командира. Непосредственным организатором маскировки в батальоне связи является начальник штаба, который исходя из решения и указаний командира определяет замысел маскировки и осуществляет контроль выполнения мероприятий маскировки

427. Тактическая маскировка батальона и подразделений связи соединения применяется в комплексе с мероприятиями по противодействию техническим средствам разведки противника, обеспечению безопасности связи и информации, обеспечению режима секретнос0ти и другими мероприятиями тактической маскировки. Мероприятия тактической маскировки отражаются в плане боевого применения батальона связи, доводятся до подчинённых в боевом приказе.

Инженерное обеспечение

428. Инженерное обеспечение организуется и осуществляется в целях создания необходимых условий для поддержания системы, батальона и подразделений связи соединения в установленной боевой готовности, повышения защиты системы, батальона и подразделений связи соединения (части) от всех средств поражения противника, своевременного и скрытного их выдвижения и развёртывания. Основными задачами инженерного обеспечения системы и подразделений связи соединения в бою являются: инженерная разведка районов расположения батальона и подразделений связи; фортификационное оборудование районов расположения батальона и подразделений связи и развёртывания узлов (станций) связи; разминирование местности и объектов в районах расположения батальона и подразделений связи и развёртывания узлов (станций) связи; оборудование и содержание пунктов полевого водообеспечения; участие в противодействии системам разведки и наведения оружия противника, скрытии, имитации войск и объектов, обеспечении дезинформации и демонстративных действиях; ликвидация последствий воздействия различных видов оружия противника и опасных факторов техногенного и природного характера на батальон и подразделения связи, организация полевого электроснабжения батальона и подразделений связи.

429. Инженерная разведка районов расположения батальона и подразделений связи организуется и ведется с целью добывания данных инженерной обстановки, необходимых командиру для принятия решений. Основные усилия инженерной разведки сосредоточиваются на выявлении характера местности и ее инженерного оборудования. Определяются: состояние дорожной сети в районах предстоящих действий, тактические свойства местности, условия проходимости, характер водных преград (переправ, гидротехнических сооружений) и горных проходов, районы возможных разрушений, РХБ опасные объекты, очаги (районы) пожаров, зоны затопления и возможные направления (пути) их преодоления или обхода, наличие местных строительных конструкций и материалов.

Фортификационное оборудование районов расположения батальона (подразделений) и развертывания узлов (станций) связи осуществляется в целях повышения их боевых возможностей (сохранения боевого потенциала), обеспечения устойчивости управления подразделениями соединения, защиты батальона (подразделений) связи и системы связи соединения от средств поражения противника и включает возведение в районах расположения батальона (подразделений) связи и развёртывания узлов (станций) связи фортификационных сооружений для защиты личного состава и техники, устройство сооружений для ведения огня, обороны узлов (станций) связи. Возведение фортификационных сооружений осуществляется с использованием табельных комплектов и конструкций, поставляемых централизованно или изготовляемых силами подразделений.

Разминирование местности и объектов в районах расположения батальона (подразделений) связи и развертывания узлов связи осуществляется в целях их очистки от мин, подрывных зарядов, неразорвавшихся боеприпасов и других взрывоопасных предметов и включает: проверку местности и объектов на минирование. Разминирование местности и объектов осуществляется специально подготовленными отделениями (экипажами, расчета) подразделений связи и инженерными подразделениями соединения.

Оборудование и содержание пунктов полевого водообеспечения осуществляется для обеспечения войск водой. В этих целях силами подразделений (частей) войск связи оборудуются и содержатся пункты полевого водообеспечен



Loading...Loading...