Жизнь животных осенью. Урок – сказка «Осенние явления в жизни животных? Звери осенью

Инна Лопатина
НОД по экологии «Жизнь животных осенью в лесу»

Жизнь животных осенью в лесу . Старший возраст.

Цель : развивать интерес к объектам природы, расширять кругозор детей и представления об изменениях в жизни зверей осенью , развивать речь,обогащать словарный запас детей, развивать грамматический строй речи. Воспитывать чувство заботы о животных .

1. Какое сейчас время года?

Осень ранняя , золотая или поздняя?

Как называется месяц?

2. Как вы думаете, нам людям хорошо живется осенью ? (ответы детей)

Есть теплый дом, одежда, продукты

А как живется в лесу осенью животным , как вы думаете? (ответы детей)

3. Сегодня я расскажу вам, чем же заняты животные в лесу осенью .

Медведь. Он, одет в теплую шубу, неповоротливый, косолапый готовится к зиме с лета, запасает жир, готовит уютную берлогу. Медведь боится мороза, поэтому и спит всю зиму в берлоге. Острыми когтями отрывает с сосны и ели полоски коры и перемешивает их со мхом. И такую мягкую постель он готовит себе в яме. Сворачивается калачиком и спит до весны.

Ежик по – своему заготавливает подстилку. Он кубарем катается по траве и накапливает листву на свои иголки. Затем несет он свой матрац из листьев в свою нору под корнями дерева. На зиму он запасов не делает. Когда наступают холода, забирается он в свой домик и спит до весны.

А вот белочка сушит грибы, собирает шишки, орехи, желуди – зимой все пригодится. Белки очень хозяйственные. У нее в лесу кладовочки есть . Найдет орешек, зароет в ямку под деревом. Еще найдет, в ту же ямку складывает. В таких кладовочках под разными деревьями белка делает много запасов, за зиму даже сама не съедает. Очень трудолюбивая.

Целый день я все скакала, осенью ведь дел немало

Выбрать на зиму дупло, чтобы было в нем тепло,

Застелить его ковром- теплым пухом, мягким мхом.

День-деньской скачу по лесу собираю мягкий мох ,

А орешек если встречу, в кладовую с ним я скок!

Ну а если на полянке я грибочек разыщу, то зимою приходите- непременно угощу.

Лист осенний облетает , льется с веток листопад.

Посмотрите, посмотрите, я меняю свой наряд.

Была рыжая, теперь шубка гуще и светлей,

Хвостик серебристый- серенький, пушистый.

Но совсем по-другому готовятся осенью к холодам звери , которые не укладываются в зимнюю спячку и не делают себе запасов. Как вы думаете, о каких животных идет речь ? (лиса, заяц, волк, кабан, олень) .

Всем им щедрая осень дарит теплые пушистые шубки. В таких шубках можно пережить морозы.

Кто меняет шубку? (лиса, заяц)

Лиса свою шубку меняет на более пушистую, красивую, теплую. На лапках появляется густая шерсть, хвост становится пушистым. Летом у лисы корма много. Это и лягушки, и ящерицы, и мышки, и птенцы. А вот зимой только мышки спасают лису от голода. (Заранее подготовленный ребенок делает маленькое сообщение о жизни лисы в лесу )

Волку тоже нужен пушистый хвост. Он спит зимой прямо на снегу и своим хвостом прикрывает нос и лапы. Цвет своей шубы волк не меняет, но шерсть его становится гуще. И запасов волк не делает, помогают ему выжить сильные быстрые ноги, острые зубы.

Про жизнь волка в лесу нам расскажет Артем (ребенок заранее подготовил рассказ о жизни волка в лесу )

Труднее всего в лесу осенью и зимой приходится , как вы думаете, кому?

Конечно, зайцу. У зайца нет своего домика, прячется он где придется, всего боится. И врагов у него полным-полно. Спасает его шубка неприметная. Летом серая зимой белая. Глаза косые не случайно, заяц видит спереди, сзади и по сторонам. Чуткий но и уши тоже выручают зайца. Кормится заяц по ночам, так безопаснее. Любит полакомится веточками молодых деревьев.

Физминутка «Мы сейчас в лесу »

Дети встают в круг. В центре круга один ребенок с закрытыми глазами. Дети ходят по кругу и произносят следующие слова :

Рома, мы сейчас в лесу , мы зовем тебя : АУ, Рома глазки открывай, кто позвал тебя узнай.

4. Вторая часть НОД дидактические игры :

Игровое упражнение «Какие» на подбор прилагательных к слову животные .

(травоядные, злые, большие, добрые, маленькие, хитрые)

Игра «Кто кем был?» когда был маленьким

Медведь был….медвежонком белка была… заяц был…

Ежик был… волк был… барсук был.

Лиса была… лось был…

Игра «Чья семья»

Волк, волчица, волчонок - это чья семья? (волчья)

Заяц, зайчиха, зайчонок …

Лиса, лис, лисенок…

Медведь, медведица, медвежонок

Еж, ежиха, ежонок…

Лось, лосиха, лосенок .

Барсук, барсучиха, барсучонок.

«Кто с кем живет» (составление предложения)

Волк живет с волчицей и волчатами (лиса, заяц, медведь, еж)

В заключении можно загадать загадки о животных .

Можно как вариант – зарисовка любого животного .

Итог : О ком мы сегодня с вами говорили? Что нового узнали?

Публикации по теме:

Дидактические игры по экологии Предлагаю Вам несколько игр по экологическому воспитанию для разных возрастов. 1. «Скорая помощь»(для детей средней группы) Цель: развивать.

Итоговое занятие по экологии Цель: Выявить уровень сформированности экологических знаний и представлений детей. Закрепить представления о признаках весны (прибавление.

Цель: обобщить и уточнить знания детей о природе, воспитывать любовь и бережное отношение к ней. Задачи: Развивать память, сообразительность,.

Занятие по экологии «Мир вокруг нас» Программное содержание: Познавательное развитие: 1. Формировать заботливое отношение к своему организму через систему знаний о вредных факторах.

Зимой, когда наступают лютые морозы, все животные спешат укрыться в лесу и запастись кормом. Редкие виды животных продолжают активное существование в холодный период года. Например, медведи и вовсе прячутся в берлогах. Большинство лесных зверей прячутся в норках и вылезают только для того, чтобы отыскать корм. В этой статье мы расскажем вам о том, как звери готовятся к зиме и как переносят зиму различные животные.

Белки

Первое животное, которое мы опишем, это белка. Белки – это мелкие обитатели леса, которые питаются растительной пищей и не являются хищниками. Морозы белки также плохо переносят и вынуждены скрываться в чаще леса большую часть зимы. Заготавливать корм для себя белка начинает задолго до зимы. Вообще, белка круглый год таскает на ветки деревьев жёлуди, орешки, грибы, шишки. Потом белка сушит корм на пнях или высоких ветках деревьев и употребляет в пищу. К зиме, белка запасается как можно большим количеством пищи, чтобы хватило на зимний период, когда растительной пищи практически нет. Домом для белки на зиму становится дупло. Она обустраивает дупло корой, мхом, птичьими перьями. Делает всё, чтобы было теплее. Мех у белки достаточно теплый, и в дупле она довольно легко переносит зиму.

Бобры

Как живут звери зимой, если им необходимо находиться в воде? Если конкретнее, мы говорим о бобрах. Бобр - это грызун с острыми зубами и непромокаемой шубкой. Такое снаряжение им необходимо, чтобы выживать под водой. Подготовку к зиме бобр начинает задолго до ее начала. Строит жилище на уровне воды или чуть ниже, а зимой и вовсе подо льдом. Там им теплее. Жилища, построенные бобром очень крепкие, древесные куски они связывают растениями и речной глиной. Корма на зиму бобру нужно достаточно, потому как они не впадают в спячку, а лишь понижают свою энергичность.

Барсук

Следующее животное, о котором мы расскажем это барсук. Барсук также не переносит морозы и нуждается в жилище на зиму. Зимой барсук живет в норе, которую делает осенью. Внутри он обустраивает всё сухой травой, листьями, мхом, чтобы было как можно теплее. Кормом барсук запасается также с началом осени. Кормом для барсука являются корни растений, семена, жёлуди, плоды разных растений. Следует заметить, что барсук, в наших лесах стал очень редким животным. Если вы видите где-то норку барсука, не трогайте и не мешайте им существовать.

Животные такие же обитатели планеты, как и люди. О том, как зимуют звери зимой, нужно знать людям для того, чтобы соблюдать правила их существования, знать, где и каким способом они переносят зиму, чтобы первым делом, им не мешать.

Хищники

Сейчас мы перейдем к хищным зверям. К таким, как лиса и волк. Лиса также живёт в норе, не только зимой, но и в любое время года. Строит нору обычно на холме или опушке леса для того, чтобы иметь возможность обозревать весь лес. Ведь на неё ведут охоту такие животные, как волки и кабаны. Поэтому лиса, прежде чем попасть в нору, тщательно запутывает следы, долго бродит по лесу. Что касается волка, то особых условий для зимовки ему не нужно. Этот хищник отлично бегает по снегу и охотиться в холодный период года. Волк - опасный и хитрый зверь. Среди снежного леса жить им не просто, но возможно. Часто они выходят на трассу и проселочную дорогу, просто чтобы облегчить бег. Зимой волки собираются в статьи, чтобы легче поймать добычу. Стая волков за короткое время может поймать и разделить дикого кабана, а в одиночку волку это практически не под силу.

Медведь

Последнее дикое животное, о котором мы расскажем - медведь. Если раньше мы описывали жизнь зверей зимой красочными красками, то о медведе, как известно, никаких излишеств говорить не придётся. Осенью, с наступлением холодов, медведь ищет укромное место в виде расщелины в скале, норы в холме или дереве, и переделывает его под свой дом. Хорошенько обустраивает мхом, листьями, всячески утепляет.

Всем с детства известно, что зимой медведь впадает в спячку. За несколько недель до спячки медведь активно запасается жиром. Кушает орехи, рыбу, растения. Вопреки сложившемуся мнению, медведь не спит, а дремлет. В случае необходимости он легко может выйти из берлоги. В случае сильных холодов медведь крепко засыпает, но может просыпаться на несколько дней и отправиться за кормом, в случае оттепели. Также развеем миф о том, что медведи сосут лапу. Они просто слизывают отшелушившуюся кожу.

Надеюсь, что наша статья понравится вам, и вам было интересно узнать о некоторых жителях леса, а именно, как они переносят зиму. Поэтому бывая в лесу зимой, не тревожьте животных.

Уточнять и закреплять знания детей о внешнем виде диких животных, их повадках, пище, жилищах;

Упражнять в узнавании и назывании диких животных (волк, лиса, медведь, заяц, белка, еж, лось);

Учить образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать их с существительными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

«Дикие животные осенью»

Цель: Уточнять и закреплять знания детей о внешнем виде диких животных, их повадках, пище, жилищах;

Упражнять в узнавании и назывании диких животных (волк, лиса, медведь, заяц, белка, еж, лось);

Учить образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать их с существительными.

Демонстрационный материал: Игрушки (белка, заяц), иллюстрации с изображением волка, берлоги медведя, лисы, изображения животных без хвостов (заяц, белка, волк, лиса, медведь, лось).

Раздаточный материал: иллюстрации с изображением леса поздней осенью, заснеженного поля, изображения (белки рыжей и серой, зайца серого и белого), изображения хвостов животных (белки, лисы, зайца, медведя, волка, лося).

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель: - Дети, давайте вспомним, какое сейчас время года? (Осень)

Воспитатель: - А вы, наверное, слышали, что дикие животные осенью готовятся к зиме? (Да)

Воспитатель: - Предлагаю вам отправится в лес и посмотреть, как они это делают. Но животным необходима тишина. И если мы пойдем в настоящий лес, то вряд ли увидим кого-то. Звери пугливы. Поэтому давайте превратимся на время в невидимок и понаблюдаем за обитателями леса.

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Итак, мы отправляемся по лесной тропинке в путешествие! А пока мы будем идти, давайте вспомним, каких животных можно встретить в лесу.

Физкультминутка:

По лосиному красиво Ходьба с высоким подъемом колена,

Ходит лось в лесу густом. скрестив руки над головой, пальцы

Раздвинуты.

По мышиному пугливо Бег на носочках.

Семенит мышонок в дом.

И по-заячьи зайчишка Прыжки на двух ногах вправо-влево.

Все спешит запутать след.

По - медвежьи ходит мишка, Ходьба на внешнем своде стопы.

Косолап он с детских лет.

По завалам, по оврагам

Шел медведь хозяйским шагом:

Отвечайте, звери, мне –

Вы готовы ли к зиме?

(В. Степанов)

Основная часть

Воспитатель: - Вот мы и в лесу. Ой, смотрите, кто это? Я кого-то уже вижу.

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

Кто это? (Белка)

Воспитатель: - Правильно, белочка. (Показывает игрушку белочки)

Белка: - Здравствуйте, ребята. Вы пришли ко мне в гости? Посмотрите, какая я красивая. Какая у меня шубка? (Рыжая, пушистая, мягкая)

Белка: - Но скоро наступит зима и мне придется поменять шубку. А зимой какого цвета у меня шубка? (Серая)

Белка: - Почему? (Деревья зимой голые, серые, и серая шубка белки незаметна на фоне деревьев, когда она прячется от врагов)

(Если дети затрудняются ответить, объяснение дает педагог)

Воспитатель: - Давайте проверим. У меня есть картинки с изображением белки в серой и рыжей шубках и осеннего леса. Поместим белочек на деревья и посмотрим, какая из них заметнее? (Рыжая)

Воспитатель: - Вот поэтому белка и меняет шубку, чтобы ей было легче прятаться зимой, когда все деревья стоят голые.

Белка: - Ребята, а чем же я буду питаться зимой? Какие запасы мне сделать на зиму? (Грибов насушить, орехов насобирать)

Белка: - Ой, и правда, я именно такие запасы и сделала. А кто мне подскажет, как называется мой дом? (Дупло)

Белка: - Спасибо вам, ребята, а мне пора. Мне еще дупло нужно застелить травой и листьями, чтобы зимой не замерзнуть. А вам желаю счастливого пути. До свидания.

Воспитатель: - Смотрите, ребята, что это? (Подводит детей к картине с изображением берлоги). Чей это дом? (Это дом медведя)

Воспитатель: - А как он называется? (Берлога)

Воспитатель: - А вы знаете, что медведь не делает запасов на зиму, как вы думаете, почему? (Он всю зиму спит)

Воспитатель: - Правильно. Нашел медведь упавшее дерево, натаскал к нему хвороста, молодых елочек, мха и получился медвежий дом – берлога. А зимой укроет берлогу снежное одеяло и станет в ней тепло медведю.

Воспитатель: - Пойдемте скорее дальше, пока мы не разбудили медведя.

Ой, а это кто?

Он зимой холодной

Ходит злой, голодный. (Волк)

Воспитатель: - Он тоже к зиме готовится. (показывает иллюстрацию). Шерсть его за лето отрастает и становится густой и теплой. Почему? (Волк спит прямо на снегу)

Воспитатель: - Волки зимой живут семьями. Кто входит в волчью семью? (Волк, волчица, волчата)

Воспитатель: - Пойдемте скорее дальше, пока они нас не заметили.

(Педагог показывает игрушку зайца).

Заяц: - Здравствуйте, ребята! Я так рад, что вы пришли ко мне в гости. Посмотрите, какой я стал красивый. Какого цвета у меня шубка? (Белая)

Заяц: - А зачем мне зимой шубку менять? (Чтобы лиса его не заметила на белом снегу)

Заяц: - Правильно, на белом снегу меня очень трудно заметить. А еще я умею запутывать следы. А чем же я питаюсь зимой? (Корой деревьев)

Заяц: - Да, я нахожу опавшие ветки и обгладываю с них кору, а иногда забираюсь к кому-нибудь в сад и лакомлюсь корой с яблонь. Ой, что-то я заболтался тут с вами, слышу сюда лиса бежит. (Убегает)

Воспитатель: - Ребята, я снова вам предлагаю проверить, действительно ли зайца в белой шубке трудно заметить на снегу. (Педагог раздает детям иллюстрацию с изображением заснеженного поля и изображения двух зайцев: белого и серого. Дети прикладывают изображения зайцев к иллюстрации и определяют, какой заяц менее заметен на снегу).

Воспитатель: (Показывает иллюстрацию с изображением лисы). А вот и рыжая плутовка-лиса. Как вы думаете, ребята, чем питается лиса зимой? (Мышей под снегом ищет)

Воспитатель: - Все верно, животных в лесу очень много, но нам уже пора возвращаться в детский сад.

Итог занятия

Воспитатель : - Ребята, вам понравилось путешествие? (Да)

Воспитатель: - А давайте вспомним, кого мы встретили в лесу? (Белку, медведя, волка, лису, зайца)

Воспитатель: - А как их всех можно назвать, одним словом? (Животные)

Воспитатель: - Верно, это дикие животные. А почему их называют дикими? (Потому что они живут в лесу и сами себе добывают пищу)

Воспитатель: - А как дикие животные готовятся к зиме? (Белка делает запасы и меняет шубку, медведь ложится спать, заяц меняет шубку, волк и лиса покрываются густой теплой шерстью)

Воспитатель: - Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Чей хвост?»

Игра «Чей хвост?»

Педагог раздает детям картинки с изображением хвоста какого-нибудь животного. А на доске выставляются картинки диких животных без хвостов. Детям предлагается поочередно подойти к доске и прикрепить хвост к соответствующему животному. При этом педагог задает вопросы чей это хвост, а ребенок отвечает.

Используемая литература:

М.Ю. Картушина Логоритмические занятия в детском саду: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192с.

И.А. Морозова, М.А. Пушкарева Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 176с.

И.Н. Павленко, Н.Г. Родюшкина Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия / под ред. К.Ю. Белой. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 176с.


Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Дикие животные осенью»

Цель: Уточнять и закреплять знания детей о внешнем виде диких животных, их повадках, пище, жилищах;
Упражнять в узнавании и назывании диких животных (волк, лиса, медведь, заяц, белка, еж, лось);
Учить образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать их с существительными.
Демонстрационный материал: Игрушки (белка, заяц), иллюстрации с изображением волка, берлоги медведя, лисы, изображения животных без хвостов (заяц, белка, волк, лиса, медведь, лось).
Раздаточный материал: иллюстрации с изображением леса поздней осенью, заснеженного поля, изображения (белки рыжей и серой, зайца серого и белого), изображения хвостов животных (белки, лисы, зайца, медведя, волка, лося).

Ход занятия

Организационный момент

Педагог: - Дети, давайте вспомним, какое сейчас время года? (Осень)
Педагог : - А вы, наверное, слышали, что дикие животные осенью готовятся к зиме? (Да)
Педагог: - Предлагаю вам отправится в лес и посмотреть, как они это делают. Но животным необходима тишина. И если мы пойдем в настоящий лес, то вряд ли увидим кого-то. Звери пугливы. Поэтому давайте превратимся на время в невидимок и понаблюдаем за обитателями леса.
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
- Итак, мы отправляемся по лесной тропинке в путешествие! А пока мы будем идти, давайте вспомним, каких животных можно встретить в лесу.
Динамическое упражнение
По лосиному красиво Ходьба с высоким подъемом колена,скрес-
Ходит лось в лесу густом. тив руки над головой, пальцы раздвинуты.
По мышиному пугливо Бег на носочках.
Семенит мышонок в дом.
И по-заячьи зайчишка Прыжки на двух ногах вправо-влево.
Все спешит запутать след.
По - медвежьи ходит мишка, Ходьба на внешнем своде стопы.
Косолап он с детских лет.
По завалам, по оврагам
Шел медведь хозяйским шагом:
- Отвечайте, звери, мне –
Вы готовы ли к зиме?
(В. Степанов)

Основная часть

Педагог : - Вот мы и в лесу. Ой, смотрите, кто это? Я кого-то уже вижу.
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
Кто это? (Белка)
Педагог : - Правильно, белочка. (Показывает игрушку белочки )
Белка: - Здравствуйте, ребята. Вы пришли ко мне в гости? Посмотрите, какая я красивая. Какая у меня шубка? (Рыжая, пушистая, мягкая)
Белка: - Но скоро наступит зима и мне придется поменять шубку. А зимой какого цвета у меня шубка? (Серая)
Белка: - Почему? (Деревья зимой голые, серые, и серая шубка белки незаметна на фоне деревьев, когда она прячется от врагов)
(Если дети затрудняются ответить, объяснение дает педагог )
Педагог: - Давайте проверим. У меня есть картинки с изображением белки в серой и рыжей шубках и осеннего леса. Поместим белочек на деревья и посмотрим, какая из них заметнее? (Рыжая)
Педагог : - Вот поэтому белка и меняет шубку, чтобы ей было легче прятаться зимой, когда все деревья стоят голые.
Белка : - Ребята, а чем же я буду питаться зимой? Какие запасы мне сделать на зиму? (Грибов насушить, орехов насобирать)
Белка : - Ой, и правда, я именно такие запасы и сделала. А кто мне подскажет, как называется мой дом? (Дупло)
Белка: - Спасибо вам, ребята, а мне пора. Мне еще дупло нужно застелить травой и листьями, чтобы зимой не замерзнуть. А вам желаю счастливого пути. До свидания.
Педагог: - Смотрите, ребята, что это? (Подводит детей к картине с изображением берлоги ). Чей это дом? (Это дом медведя)
Педагог: - А как он называется? (Берлога)
Педагог : - А вы знаете, что медведь не делает запасов на зиму, как вы думаете, почему? (Он всю зиму спит)
Педагог: - Правильно. Нашел медведь упавшее дерево, натаскал к нему хвороста, молодых елочек, мха и получился медвежий дом – берлога. А зимой укроет берлогу снежное одеяло и станет в ней тепло медведю.
Педагог : - Пойдемте скорее дальше, пока мы не разбудили медведя.
- Ой, а это кто?
Он зимой холодной
Ходит злой, голодный. (Волк)
Педагог: - Он тоже к зиме готовится. (показывает иллюстрацию) . Шерсть его за лето отрастает и становится густой и теплой. Почему? (Волк спит прямо на снегу)
Педагог: - Волки зимой живут семьями. Кто входит в волчью семью? (Волк, волчица, волчата)
Педагог: - Пойдемте скорее дальше, пока они нас не заметили.
(Педагог показывает игрушку зайца).
Заяц: - Здравствуйте, ребята! Я так рад, что вы пришли ко мне в гости. Посмотрите, какой я стал красивый. Какого цвета у меня шубка? (Белая)
Заяц: - А зачем мне зимой шубку менять? (Чтобы лиса его не заметила на белом снегу)
Заяц: - Правильно, на белом снегу меня очень трудно заметить. А еще я умею запутывать следы. А чем же я питаюсь зимой? (Корой деревьев)
Заяц: - Да, я нахожу опавшие ветки и обгладываю с них кору, а иногда забираюсь к кому-нибудь в сад и лакомлюсь корой с яблонь. Ой, что-то я заболтался тут с вами, слышу сюда лиса бежит. (Убегает)
Педагог: - Ребята, я снова вам предлагаю проверить, действительно ли зайца в белой шубке трудно заметить на снегу. (Педагог раздает детям иллюстрацию с изображением заснеженного поля и изображения двух зайцев: белого и серого. Дети прикладывают изображения зайцев к иллюстрации и определяют, какой заяц менее заметен на снегу).
Педагог: (Показывает иллюстрацию с изображением лисы). А вот и рыжая плутовка-лиса. Как вы думаете, ребята, чем питается лиса зимой? (Мышей под снегом ищет)
Педагог: - Все верно, животных в лесу очень много, но нам уже пора возвращаться в детский сад.

Итог занятия

Педагог: - Ребята, вам понравилось путешествие? (Да)
Педагог: - А давайте вспомним, кого мы встретили в лесу? (Белку, медведя, волка, лису, зайца)
Педагог: - А как их всех можно назвать, одним словом? (Животные)
Педагог: - Верно, это дикие животные. А почему их называют дикими? (Потому что они живут в лесу и сами себе добывают пищу)
Педагог: - А как дикие животные готовятся к зиме? (Белка делает запасы и меняет шубку, медведь ложится спать, заяц меняет шубку, волк и лиса покрываются густой теплой шерстью)
Педагог: - Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Чей хвост?»

ЖИВОТНЫЕ ЛЕСА ОСЕНЬЮ
(беседа)

З а д а ч и: способствовать углублению представлений о лесе: живут разные животные (звери, птицы, насекомые); установлению причинно-следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания; воспитывать у детей интерес к жизни леса в осенний период, понимание необходимости сохранения его целостности; обучить умениям вести себя в лесу.

П р е д в а р и т е л ь н а яр а б о т а.

– Беседы с детьми.

– Рассматривание иллюстраций, книг о животных леса.

– Работа в экологической комнате (лес).

– Отгадывание загадок.

– Работа с моделями (звери, птицы, насекомые) и др.

– Изготовление природоохранительных и запрещающих знаков.

Ход занятия

1. Ч т е н и ес т и х о т в о р е н и я«Осень-художница»:

Повязала осень пестрый фартук

И ведерки с красками взяла.

Ранним утром, проходя по лесу,

Листья позолотой обвела.

2. Б е с е д а.

– Каких зверей можно встретить в лесу осенью?

– Кто укладывается спать на всю зиму?

– Кто меняет на зиму шубку?

– Кто делает запасы на зиму?

– Кто зимует под листвой, в щелях, в коре деревьев?

Дети отвечают на вопросы и находят картинки животных, которых называют.

3. Р а с с к а звоспитателя о подготовке зверей к зиме.

Чтобы встретить суровую зиму, лесные звери начинают приготовления еще ранней осенью. Строят себе норы, делают запасы. Белки и зайцы начинают линять – шубки менять с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет более подходит к зимней природе.

Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи, желуди, нагуливает на зиму жирок.

Кроты и мыши запасаются колосками. Барсук собирает коренья и грибы. Просушивает их возле своей норы, раскладывая на стволах деревьев.

Белочка делает запасы в дуплах, в расщелинах коры и под кореньями деревьев. Волк и лиса зимой не спят и запасов осенью не готовят, они охотятся.

Поздней осенью тихо и пустынно в лесу. Почему? Не слышно звонких птичьих голосов. Попрятались в норы и дупла лесные обитатели.

4. О б с у ж д е н и ер а с с к а з а.

– Медведь что делает? (Залез в берлогу.)

– Кто попрятался в норы? (Ежик, барсук, полевая мышь.)

– А что же делает белочка? (Она не любит холодную, дождливую погоду, поэтому спряталась, сидит в своем дупле и грызет шишки и орехи.)

– Удобно ли зайчишке в белой шубке, когда еще не выпал снег? Почему?

5. О т г а д ы в а н и ез а г а д о к.

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка.)

Загорелись, как пожар,

На рябине кисти,

Катится навстречу шар

Из осенних листьев.

Ты его не узнаешь?

Приглядись-ка! Это… (еж).

Кто осенью спать ложится, а весной встает? (Медведь.)

Кто в лесу голодный рыщет,

Под кустом зайчишку ищет? (Волк.)

Что за беленький клубочек

Под кустом на землю лег? (Заяц.)

Первый снег прилег на крыши,

Опушил мехами сад.

Птичница в шубейке рыжей

6. С о с т а в ьр а с с к а з - з а г а д к у о любимом или понравившемся лесном звере. Остальные дети отгадывают.



Loading...Loading...