V. Домашнее задание

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо-вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ-ектами;

Задачи:

Образовательные : формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно-сти, и эстетической культуры как способно-сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ-ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен-ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру-гих людей; экологическое сознание; воспита-ние любви к природе;

Личностные : понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные : умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем-ного, раз-вивающего обучения, групповой деятельно-сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Формирование у учащихся деятель-ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Си-стематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопровер-кой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консульта-тивной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.

Планируемые результаты

Предметные

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно-сти строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов живот-ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенно-стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных система-тических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции живот-ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

Метапредметные УУД

Познавательные:

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре-образовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня-тий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль-таты;

сравнивать и классифицировать, самостоятель-но выбирая критерии для указанных логиче-ских операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана-лизировать и оценивать ее достоверность;

Регулятивные:

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после-довательность действий, ставить задачи, про-гнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре-зультаты работы, выбирать средства достиже-ния цели;

работать по плану, сверять свои действия с це-лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооцен-ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

Коммуникативные:

слушать и вступать в диалог, участвовать в кол-лективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаи-модействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи-ровать свою точку зрения, отстаивать свою по-зицию.

Личностные УУД

Формирование и развитие позна-вательного инте-реса к изучению биологии и исто-рии развития зна-ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Основные понятия

Отряды пресмыкающихся: Чешуйчатые, Крокодилы, Черепахи, характеристика отрядов

Ход урока

Актуализация знаний (концентрация внимания при изучении нового материала)

1. Кому посвящена следующая загадка:

Лежит веревка,

Шипит плутовка.

Брать опасно -

Укусит. Ясно? (Змее)

2. Каков символ современной медицины? (Змея, обвившая чашу)

3. Изображение какой змеи встречалось в головном уборе правителей Древнего Египта - фараонов? (Кобры.)

4. Название какой змеи может быть наречием? (Уж)

5. Боятся ли свиньи гремучих змей? (Нет.)

6. Почему свиньи не боятся гремучих змей?(Потому что на свиней не действует яд гремучих змей.

7. У какой змеи самые длинные ядовитые зубы?(У габанской гадюки. Их длина достигает 5 см.)

8. На острове Пенанг у западного побережья Малакки находится всемирно известный Змеиный храм, в котором живут сотни змей. Каких?(Храмовые куфии - змеи семейства гадюковых.)

9. Эфа, гюрза, пеламида, кобра..Кто лишний?(Пеламида, так как это водяная змея, а остальные сухопутные)

10. Какая морская змея является самой крупной?(Спиральный ластохвост)

11. Какова длина самой крупной морской змеи?(Около трех метров)

12. Какое животное занимает промежуточное положение между змеями и ящерицами? (Амфисбена.)

13. Как переводится с греческого амфисбена («Ползущая в оба конца»)

14. В Новой Зеландии живет вид ящериц, который появился на свет раньше, чем динозавры. Что это за ящерицы? (Гаттерии.)

15. Почему ее называют трехглазой?(У гаттерии действительно три глаза. Один из них находится на темени. Правда, он прикрыт чешуей, но тем не менее выполняет много различных функций: измеряет температуру воздуха, вырабатывает гормоны, витамины и т. д.)

16. У ящериц, живущих в песчаных пустынях, конечности сильно расширяются книзу и становятся похожими на лыжи. Почему? (Для того, чтобы ящерица не проваливалась в песок.)

17. Где живут драконы?(На острове Комодо в Восточной Индонезии. Это гигантские вараны.)

18. Бенгальские вараны могут прыгать с большой высоты. А с какой именно?(20 м.)

19. С какой скоростью может бегать серый варан?(До 120 м/мин)

20. Как часто называют в Туркмении серого варана?(Зем-зем, или пустынный крокодил)

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

ЧЕРЕПАХИ, КРОКОДИЛЫ

Каково значение черепах и крокодилов в природе?

Отряд Черепахи . Тело черепах обычно скрыто под мощным панци-рем. Позвоночник, грудина, ключицы, ребра соединены с верхним щитом панциря. Кожа на конечностях и шее сухая, орого-вевшая, без желез. Голова спереди заостренная, зубы отсутствуют. В момент опасности выступающие наружу части тела втягиваются под панцирь.

Передние конечности у водных черепах плоские, задние — ок-руглые, с плавательными перепонками.

Общее число современных видов черепах около 250. Распро-странены они в тропических, экваториальных и умеренных областях. Освоили для жизни жаркие пустыни, тропические леса, невысокие горы, степи, реки, озера, болота, побережья морей и океаниче-ские пространства. Существуют морские, сухопутные и пресновод-ные черепахи.

К морским черепахам относится суповая, или зеленая, че-репаха , имеющая панцирь длиной до 1,5 м и массу до 450 кг. Она считается одной из самых крупных в отряде черепах. Зеленые чере-пахи прекрасно плавают в воде при помощи конечностей, превра-щенных в ласты. Выступающие части тела: конечности, голову и хвост — под панцирь не втягивают. Живут в водах морей тропиче-ского пояса и прилегающих областей. Кормятся на глубине 4—6 м, пищей им служат водоросли, моллюски, членистоногие.

Размножаются на песчаных побережьях островов. Яйца диа-метром 5 см (в кладке их около 200) самка зарывает в песок на глубину до 20 см. Период развития черепашат в яйце от 1,5 до 2 ме-сяцев. Мясо суповой черепахи, употребляемое в пищу человеком, за свои вкусовые качества пользуется большим спросом в странах Ев-ропы, Америки. Массовый отлов черепах и браконьерский сбор их яиц значительно сократили численность зеленой черепахи.

Зеленая (суповая ) черепаха

Сухопутные черепахи менее подвижны в сравнении с мор-скими. Панцирь их более выпуклый. Живут преимущественно в степях, саваннах, пустынях. Среди сухопутных черепах есть виды, представители которых длиной до 10 см, например паучья черепа-ха, встречающаяся на западе Мадагаскара. Слоновая черепаха Галапагосских островов считается одним из громадных пресмыкаю-щихся по величине и массе. Панцирь такой черепахи бывает длиной до 110 см, высотой до 60 см, массой до 400 кг. Сухопутные черепахи считаются долгожителями, живут примерно 100—150 лет.

Сухопутная черепаха в домашних условиях более 20 лет - содержание и уход

Среди пресноводных черепах широко распространена евро-пейская болотная черепаха. Она живет в заводях рек с медлен-ным течением, в болотах, прудах, озерах, по всей Западной Европе. Длина панциря взрослых животных около 25 см. На суше передви-гается довольно быстро, еще быстрее двигается в воде. Имеет темно-оливковую окраску с пятнами светло-желтых тонов. Питается вод-ными и наземными членистоногими, моллюсками, червями, земноводными. Активна днем и ночью. В зимний период впадает в спячку. Половозрелой становится на 6—9 году жизни. Яйца дли-ной около 3 см откладываются в гнезда, вырытые самкой, по 5—10 шт. Детеныши развиваются в яйцах от 2 до 3 месяцев.

Около 10% всех видов черепах внесены в Красные книги

Черепахи (рассказывает биолог Дмитрий Пащенко)

Отряд Крокодилы включает в себя высокоорганизованных, бо-лее специализированных животных по сравнению с другими ныне существующими видами пресмыкающихся. Тело кроко-дилов вытянуто в длину, сплюснуто в спинно-брюшном направле-нии. Мощный мускулистый хвост, наоборот, сжат с боков, его вол-нообразное движение обеспечивает плавание в воде. Передние конечности пятипалые, задние имеют по четыре пальца, соединен-ных между собой плавательными перепонками. Кожа снаружи уса-жена роговыми щитками, под ними располагаются костные пла-стинки, ровные ряды которых хорошо заметны на спине и брюхе. Парные мускусные железы располагаются вдоль спинного хребта, на кончике нижней челюсти и под хвостом. Железы выделяют силь-но пахнущую жидкость, особенно в период размножения.

Уплощенная голова снабжена мощными челюстями с острыми зубами. Мелкие и крупные зубы расположены поочередно. При смы-кании челюстей крупные зубы нижней челюсти совмещаются с мел-кими зубами верхней, и наоборот. В отличие от других рептилий крокодилы способны регулировать силу сжатия челюстей. Старые, изношенные зубы периодически заменяются молодыми. Кроко-дилы — хищники, добычу глотают, не пережевывая. Ноздри, рас-положенные на передней части морды, и выпуклые глаза сидят на особых валиках, находящихся в одной плоскости. В момент охоты крокодил полностью погружается в воду и для жертв не заме-тен, над поверхностью воды выставляются только ноздри и глаза.

Крокодилы хорошо видят даже ночью, не только на суше, но и в воде; хорошо слышат. Ноздри и слуховые проходы в период погружения в воду закрываются специальными клапанами. Темпе-ратура тела непостоянная.

Современных крокодилов насчитывается 26 видов. Распростра-нены в основном в пресных водоемах тропиков и субтропиков, ино-гда встречаются в морских лагунах. Большую часть жизни проводят в воде. По берегам водоемов крокодилов можно увидеть лишь днем, когда они греются на солнце. На суше они размножаются и перепол-зают в более подходящие для жизни водоемы.

Самки откладывают оплодотворенные яйца в известковой скор-лупе (в кладке 20—100 штук) преимущественно в песок либо в гнию-щую листву, ил. Яйца по величине не превышают гусиные. Кроко-дилы проявляют заботу о потомстве, охраняют кладку яиц и вылу-пившихся молодых особей. Период развития 1,5—2 месяца.

Питаются крокодилы рыбой, птицами, млекопитающими, ля-гушками, водными беспозвоночными (моллюсками, ракообразны-ми). Нильский и гребенчатый крокодилы за нападения на чело-века считаются людоедами.

Крокодилы являются санитарами водоемов , поскольку поеда-ют трупы животных, сорную рыбу, не имеющую экономического значения. Амазонские кайманы снижают численность хищных рыб пираний, которые нападают на позвоночных животных, оказавших-ся в воде, и даже на человека.

Человек уничтожает крокодилов главным образом ради шкур, хотя и мясо их съедобно. Чрезмерное уничтожение крокодилов при-вело к сокращению их численности. В результате многие виды ока-зались на грани исчезновения. Ряд видов настоящих крокодилов занесен в Красную книгу. Для восстановления в природе их численно-сти в Таиланде, ЮАР, Кении, Малайзии, Австралии, Израиле, Новой Гвинее, Японии, на Кубе созданы крокодильи фермы.

Знаете ли вы, что:

Без еды и питья черепаха может жить около 14 месяцев. Это послужило причиной быстрого уничтожения черепах, которых как «живые консервы» брали с собой многие мореплаватели.

В желудках крокодилов находятся камни, составляющие до 1% от массы, тела. Видимо, как и у птиц, они помогают перетирать пищу.

Ответить на вопросы

1.Как доказать, что пресмыкающиеся — более высокоорганизован-ные животные по сравнению с земноводными?

2.Какие черты строения позволяют отнести черепах и крокодилов к классу пресмыкающихся?

3.С чем связано массовое уничтожение пресмыкающихся человеком?

4.Каковы возможные последствия уничтожения пресмыкающихся?

5.Что предпринимается для сохранения и увеличения численности рептилий?

6.Знаете ли вы пресмыкающихся? Вам предлагаются три группы животных, по 4 в каждой группе. Он сгруппированы по определенному признаку, но одно жи. вотное в каждой группе не имеет этого признака и поэтому является лишним. Определите, которое лишнее. Свой ответ обоснуйте.

7.Прочитайте следующие характеристики пресмыка* ющихся и установите, к какому отряду они относятся:

а) водный и наземный образ жизни;

б) панцирь — внешний "скелет;

в) челюсти без зубов, имеют роговой клюв, покрыва-ющий челюсти;

г) размножение на суше, развитие без превращений

Самостоятельная работа. Заполнить таблицу.

Характеристика пресмыкающихся

"

Класс Пресмыкающиеся (экспресс - Зоология) - подготовка к ОГЭ и ЕГЭ Биология

Ресурсы

Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде-ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.

Активные формы и методы обучения биологии : Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М.:, Просвещение. Молис С. С.. Молис С. А

Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». - М.: Дрофа.

Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. - М.: Издательство «Экзамен»

Хостинг презентаций

Признаки

Пресмыкающиеся

черепахи

крокодилы

Места обитания

Органы передвижения

Покров тела

Органы дыхания

Строение сердца

Кровообращение

Температура те-ла

Способ и место размножения

Первые черепахи увидели свет аж 220 миллионов лет назад, примерно в то же время, что и первые представители другого отряда пресмыкающихся – динозавры. Но если динозавры 60-70 миллионов лет назад вымерли, то большинство черепах сохранились и прекрасно себя чувствуют и по сей день. Эти пресмыкающиеся имеют особенность, резко выделяющую их из других яйцекладущих наземных животных. Что представляет собой панцирь черепахи, каково его предназначение, устройство и как он используется в хозяйственной деятельности человека? Рассмотрим все по порядку.

  • пластроном – брюшной частью;
  • карапаксом – спинной частью.

И пластрон, и карапакс состоят из костяной основы, покрытой снаружи прочными роговыми пластинками, или щитками. Прочность панциря просто невероятна: он способен выдержать тяжесть, в двести раз превосходящую массу его носительницы! У большинства черепах пластрон покрывают 16 роговых щитков, а карапакс имеет 38 защитных пластин. Исключения составляют лишь кожистые черепахи, эволюция которых еще в триасовый период (то есть вскоре после появления черепах как биологического отряда) выделилась из «мейнстрима» общего развития.

Костяной каркас пластрона представляет собой видоизмененные ключицы, надгрудинник и ребра животного. У карапакса аналогичную роль выполняют выросты предкрестцовых позвонков и дорсальных отделов ребер. Роговые пластинки поверх костяной основы имеют не все представители этого отряда. Например, целое надсемейство бесщитковых черепах получило наименование из-за отсутствия данного признака.

Спасает ли панцирь черепаху?

Понятно, что высокая прочность панциря помогает черепахе защищаться с его помощью от врагов. Насколько эффективна такая защита? Технология охоты и поедания черепах отработана у сухопутных зверей и птиц очень хорошо. Летающие хищники, которые с помощью клюва и когтей не могут справиться с твердым панцирем, делают так: они поднимают черепаху в воздух и бросают с большой высоты на камни, а после того, как защитная оболочка расколется, поедают жертву. Есть свидетельства, что похожим образом действуют, например, лисы: не умея летать, они скидывают черепаху с обрыва на скальный грунт, а южноамериканский ягуар просто выковыривает длинными когтями пресмыкающееся из панциря, не разгрызая его.

Для обитателей подводного мира все еще проще: белая акула без труда раскусывает панцирь морской черепахи. А суровые нильские крокодилы, хоть и не в силах разгрызть костяные пластинки, но особо от этого не комплексуют. Они просто заглатывают черепах целиком, а дальше уж – работа пищеварительной системы.

Как человек использует черепах вообще и их панцири в частности

В хозяйственный оборот человека черепахи были включены в тот неведомый нам момент, когда наш далекий предок впервые научился разбивать черепаший панцирь. Черепах едят во всех видах: в жареном, вареном, печеном и даже сырыми! Блюда последнего типа принадлежат, понятно, азиатской кухне, потому что для европейского желудка это слишком сильный экстрим. Знаменитый немецкий зоолог Альфред Брем свидетельствует, что современные ему моряки (середина 19 века) использовали неприхотливых в транспортировке черепах некоторых видов как «живые консервы». Они складывали выловленных животных где-нибудь на палубе, прикрыв парусом, и больше о них не заботились, употребляя в пищу по мере необходимости.

Не обошли люди вниманием и черепаховый панцирь. У многих видов черепах (как, например, у лучистой и звездчатой) он имеет яркий окрас, у других – выросты в форме гребней и зубцов, что делает его ценным материалом для изготовления шкатулок, гребней, оправ для очков и тому подобных изделий. Есть исторические свидетельства, что впервые черепаховый панцирь был использован для декорирования еще в Древнем Риме эпохи диктатора Суллы. А современная мода на такие изделия зародилась в Италии в 18 веке, немного позже она была перенесена во Францию, где и сегодня существуют небольшие предприятия, специализирующиеся на мелкосерийном производстве дорогих аксессуаров из черепаховых панцирей, – например, семейная фирма Боннэ (Bonnet). В Японии испокон веков из черепахового панциря делают традиционные женские украшения для волос – кандзаси.

Многие держат черепах дома: неприхотливость и способность долгое время обходиться без ухода делают их привлекательными для любителей живой природы. Особенно популярны они в США, где закон даже регламентирует самые незначительные мелочи, связанные с их содержанием, – например, запрещена перевозка черепах с диаметром панциря менее 10 сантиметров. А в некоторых штатах не разрешается торговля черепахами (Индиана), а то и даже содержание их в доме (Орегон). В Америке существует и такое специфическое развлечение, как черепашьи бега, привлекающие во время ярмарок на Среднем Западе тысячи зрителей. Интересно, что две среднеазиатские черепахи были первыми живыми существами, совершившими облет Луны на советском космическом аппарате «Зонд-5» и вернувшимися на Землю, – это за несколько месяцев до полета американского «Аполлона»!

Черепахи не раз становились героями мультфильмов – вспомним советский «Львенок и черепаха» или американский мультсериал про черепашек-ниндзя. В геральдике это пресмыкающееся представлено на гербах английских тропических колониальных владений (что понятно), а также испанских и германских городов (южные области Германии находятся в пределах естественного ареала обитания черепах). Ну и, наконец, вспомним, что, по представлениям древних, именно плавающая в Мировом Океане великая черепаха является тем основанием, на котором устроились три слона, держащие на своих спинах Землю.

Отряды Черепахи и Крокодилы. Древние пресмыкающиеся

Оборудование: таблица «Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся», картина «Век пресмыкающихся».

I. Изучение нового материала

Учитель. На этом уроке мы продолжим знакомство с рептилиями. Отгадайте загадку:

Кто на свете ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
Ходят...

(Черепахи .)

Черепахи

Среди всех современных рептилий черепахи представляют наиболее специализированную группу. Основной их особенностью является наличие костного панциря, в который заключено туловище и в который в той или иной мере могут убираться шея, голова, конечности и хвост. Панцирь – весьма эффективное приспособление для пассивной защиты от врагов.

Виды черепах: 1 – слоновая черепаха; 2 – степная черепаха;
3 – болотная черепаха; 4 – каретта; 5 – дальневосточная мягкотелая черепаха

Степная черепаха относится к наземным черепахам. Она обитает в песчаных пустынях и глинистых степях, реже встречается в невысоких горах. Длина панциря до 29 см. На передних ногах у этих черепах по четыре когтя.

Питаются степные черепахи растительной пищей, иногда поедают мелких насекомых. Если поблизости есть вода, пьют ее в больших количествах, особенно в жаркое время. Но при наличии сочной растительности черепахи могут обходиться и без воды.

Весной, в марте – начале апреля, черепахи выходят из спячки. В апреле–мае самки откладывают 2–5 яиц в ямку и засыпают их песком. Развитие яиц длится 70–80 дней. Часть появившихся молодых черепашек остается в земляных камерах, где зимует, другие выползают на короткое время на поверхность. Взрослые черепахи в связи с высыханием растительности уже в июне не могут найти себе достаточно корма и впадают в спячку, закапываясь в песок. У большинства из них летняя спячка переходит в зимнюю и в итоге продолжается 7–8 месяцев. Растут черепахи медленно и становятся половозрелыми лишь на десятом году жизни.

К наземным черепахам относится и слоновая черепаха, панцирь которой достигает более 1 м в длину. Эта черепаха встречается на галапагосских островах.

Иное строение имеют водные черепахи. Их ноги уплощены и больше подходят для гребли, чем для передвижения по земле. У морских черепах конечности превратились в настоящие ласты. У водных черепах имеются и другие особенности – клапаны, закрывающие ноздри, вздутые участки в глотке, богатые кровеносными сосудами и являющиеся своего рода внутренними «жабрами». Кроме того, легкие водных черепах имеют сложное строение, что обеспечивает лучший газообмен при больших интервалах между вдохами. Представители водных черепах – болотная, дальневосточная мягкотелая, каретта.

В нашей стране встречается два вида наземных черепах – степная 1 и средиземноморская, и три вида водных – болотная, каспийская и уссурийская мягкотелая. Кроме того, в морях у берегов России иногда встречают заплывающих с юга морских черепах – кожистую и каретту.

А теперь еще одна загадка:

По реке плывет бревно –
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит...

(Крокодил .)

Крокодилы

По общему складу тела крокодилы напоминают ящериц в увеличенном виде.

Виды крокодилов: 1 – гавиал; 2 – нильский крокодил; 3 – китайский аллигатор

Однако это чисто внешнее сходство. Крокодилы отличаются от ящериц не только величиной, но и существенными особенностями анатомического строения. Их выделяют в особый отряд.

Огромная пасть крокодилов вооружена острыми зубами, которые не прирастают к челюстным костям, как у всех низших позвоночных, а сидят в особых углублениях, ячейках, и в этом отношении напоминают зубы млекопитающих. Мозг крокодилов развит хорошо и по своему строению приближается к более высокоорганизованному мозгу птиц. Легкие у крокодилов имеют большой объем и сложное строение. Благодаря этому животные могут долго оставаться под водой. Кожа крокодилов, в отличие от кожи лягушек, одета роговым покровом, не пропускающим кислород.

Сердце у крокодила не трехкамерное, как у всех остальных пресмыкающихся, а четырехкамерное. Не только предсердие, но и желудочек разделены продольной перегородкой на правую и левую части. Чистая артериальная кровь, поступающая из легочных сосудов в левую часть сердца, не смешивается здесь с венозной кровью, проходящей через правое предсердие и правый желудочек. Следовательно, в этом отношении крокодилы отличаются и от земноводных, и от остальных пресмыкающихся и приближаются к высшим позвоночным – птицам и млекопитающим, у которых сердце также четырехкамерное.

Но все же кровеносная система крокодилов отличается от кровеносной системы высших – теплокровных – животных: у последних в артерии поступает только чистая артериальная кровь из левого желудочка сердца, а у крокодилов в главный артериальный ствол попадает и венозная кровь, и следовательно, артерии разносят по телу смешанную кровь. В этом отношении крокодилы, несмотря на свое четырехкамерное сердце, мало отличаются от других пресмыкающихся. И только голова (головной мозг!) через сонные артерии получает у крокодилов чистую артериальную кровь.

В результате крокодилы, подобно всем другим пресмыкающимся, в целом остаются животными холоднокровными, и их жизнедеятельность сильно зависит от окружающих температурных условий.

Итак, более высокая организация крокодилов по сравнению с другими рептилиями выражается в строении зубов, сердца, легких и головного мозга. Эти особенности приближают их к животным высших групп – млекопитающим и птицам.

Крокодилы – крупные и сильные животные, активные хищники. Длина некоторых видов может достигать 6 м. Обитают крокодилы в странах с теплым, тропическим климатом. Жизнь их тесно связана с водоемами – на суше они обычно только греются и откладывают яйца, а добычу ловят в основном в воде. Крокодилы превосходно плавают и ныряют. Их длинный мускулистый хвост сжат с боков и служит хорошим движителем, а пальцы на задних ногах частично связаны между собой плавательной перепонкой. Тело крокодилов одето в панцирь из роговых щитков и чешуй, которые расположены продольными и поперечными рядами. На спине эти щитки окостеневают, делая панцирь более прочным.

Погрузившись в воду, крокодил выставляет из нее только верхнюю часть головы, где у него помещаются несколько приподнятые ноздри и глаза. Вспомним, что таким же образом выставляет из воды приплюснутую голову и лягушка, это сходство объясняется приспособлением обоих животных к похожим условиям жизни. Главную добычу крокодилов составляют рыбы и лягушки. Но они могут нападать и на сухопутных животных, приходящих на водопой и переплывающих водоем. Крупные виды крокодилов опасны и для человека.

Кожу крокодилов издавна использовали для изготовления чемоданов, портфелей и других изделий. Съедобно и мясо крокодилов.

Особенного развития и процветания пресмыкающиеся достигли в мезозойскую эру. Это время отличалось теплым и ровным климатом, благоприятным для их развития. Многочисленные отряды динозавров, водных и летающих ящеров завоевали тогда не только сушу, но и море и воздух.


1 – тираннозавр; 2 – хвостатый летающий ящер; 3 – бронтозавр; 4 – ихтиозавр

Сообщение 1. Бронтозавр – по-гречески «громовой ящер». Достигал гигантских размеров – 20 м в длину и 40 т веса. Четыре колонны – ноги – служили подпорками массивному туловищу. Хвост и шея были непомерно длинные. На конце шеи – маленькая голова. Вес мозга – всего 400 г. Дни и ночи бронтозавр проводил в озерах и болотах, питаясь водными растениями.

Сообщение 2. Стегозавр достигал в длину 7,5 м и весил 3,5 т. Вдоль спины стегозавра, от головы до хвоста, тянулся двойной ряд огромных – до метра в поперечнике – треугольных костяных шипов. В маленькой голове помещалась жалкая крупица мозга – объемом с грецкий орех и весом примерно 70 г! Но кроме головного мозга у стегозавра был еще задний, крестцовый мозг – у основания хвоста ящера находилась обширная, раз в двадцать более вместительная, чем голова, мозговая полость. Стегозавр буквально был крепок задним умом! На хвосте этот ящер носил четыре острых «меча» – длинных костяных шипа. Это было страшное оружие!

Сообщение 3. Ихтиозавр – ящер, обитавший в море. В длину достигал 15 м. Ихтиозавр полностью приспособился к жизни в воде и своим внешним обликом не отличался от рыбы или дельфина. Длинные челюсти были усажены многочисленными коническими зубами, приспособленными для удерживания пойманной рыбы. Конечности превратились в плавники. Развились у ихтиозавра и спинной и хвостовой плавники. На сушу этот ящер выходить не мог даже для откладывания яиц и поэтому был живородящим.

Сообщение 4. Птеранодон – одно из самых удивительных существ, когда-либо обитавших на Земле. Размах его крыльев достигал 8–9 м. Голова птеранодона с беззубым клювом была больше метра длиной. Костяной гребень на затылке напоминал рыбий плавник и служил противовесом для клюва, рулем и стабилизатором при полете. Этот ящер парил над морем, высматривая свою добычу – рыбу или головоногих моллюсков.

Учитель. Ребята, как вы думаете, почему вымерли древние пресмыкающиеся?

Выслушав мнения и предположения учащихся, учитель дополняет и обобщает материал.

Учитель. Массовое вымирание пресмыкающихся произошло примерно 70 млн лет назад. Что послужило причиной этому, точно не известно. В то время на смену жаркому климату пришел более холодный. Но похолодание не так страшно для животных, впадающих в спячку. Вымирание пресмыкающихся совпадает по времени с расцветом птиц и млекопитающих. Эти животные имеют четырехкамерное сердце, более сложное строение головного мозга и постоянную температуру тела. Это обеспечивает им большую независимость от изменяющихся климатических условий, и широко распространяясь на Земле, птицы и млекопитающие стали вытеснять рептилий. Возможно, несколько неблагоприятных для динозавров факторов проявились тогда одновременно.

Как бы там ни было, из множества пресмыкающихся до наших дней дожили только четыре группы. Давайте зарисуем схему систематики современных пресмыкающихся в тетради.

II. Закрепление изученного материала

Вопросы классу

    Чем водные черепахи отличаются от сухопутных?

    Какими чертами строения крокодилы отличаются от других пресмыкающихся?

    На какие группы по среде обитания можно разделить древних пресмыкающихся?

III. Проверка знаний, умений, навыков

1. Тесты

1. Особенности, позволяющие рептилиям жить на суше:

а) легочное дыхание;
б) кожное дыхание;
в) влажная кожа;
г) яйца с запасом питательных веществ, покрытые не пропускающей воду оболочкой.

(а, г )

2. Вероятная причина вымирания древних пресмыкающихся:

а) господство папоротникообразных;
б) изменение климата, появление более совершенных наземных позвоночных;
в) недостаток корма;
г) недостаток кислорода.

3. Обмен веществ:

а) способствует переносу питательных веществ к разным частям тела;
б) является основой всей жизнедеятельности организма;
в) обеспечивает организм веществами для построения клеток и энергией для процессов жизнедеятельности;
г) способствует маскировке.

(а, б, в )

4. Пресмыкающихся характеризует следующее:

а) они мечут икру;
б) дышат при помощи легких;
в) дышат при помощи кожи;
г) имеют наружное оплодотворение.

5. Среди указанных процессов найдите характерный для всех живых организмов:

а) фотосинтез;
б) обмен веществ;
в) питание готовыми органическими веществами;
г) активное передвижение.

6. Кровеносная система у рыб:

а) замкнутая;
б) незамкнутая.

7. через сердце рыбы проходит кровь:

а) смешанная;
б) венозная;
в) артериальная.

После выполнения тестов происходит взаимопроверка –ученики обмениваются тестами, а учитель читает «ключ». 7 правильных ответов – оценка «5»; 5–6 правильных ответов – оценка «4»; 4 правильных ответа – оценка «3».

2. Викторина

1. Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи? (Про змей, когда они линяют .)

2. Какие животные спят с открытыми глазами? (Рыбы – у них нет век .)

3. Каких ящериц часто принимают за змей? (Безногих ящериц – желтопузика и веретеницу .)

4. Встречаются ли в России удавы? (Да, например, песчаный удавчик .)

5. Какие ядовитые змеи встречаются в России? (Гадюки и щитомордники. )

6. За что пресмыкающиеся получили свое название? (За способ передвижения, при котором тело животного прикасается к земле .)

7. Чем объясняется пристальный, немигающий взгляд змеи? (Глаза змеи неподвижны и покрыты сросшимися прозрачными веками – поэтому они не могут мигать. На человека такой взгляд обычно производит неприятное впечатление .)

8. Какие ящерицы наиболее широко распространены у нас в стране? (Прыткая и живородящая .)

9. Где ящерицы находят воду для питья? (Питьевой водой служат капли росы и влага от съедаемой пищи .)

10. Можно ли поймать ящерицу за хвост? (Нет, потому что ящерица, чтобы спастись, сбрасывает хвост .)

11. Почему крокодил никогда не высовывает язык? (По всей длине язык прирощен ко дну рта .)

12. Как кричат крокодилы? (Звуки, издаваемые крокодилом, напоминают лай или рев .)

13. Как человек использует черепах? (Человек использует черепашье мясо, яйца, жир и роговые пластины панциря. Мясо дальневосточной черепахи по вкусу напоминает куриное .)

14. Где расположен третий глаз у гаттерии и некоторых видов ящериц? (На темени. Этот орган называется теменным глазом, он закрыт кожей и не является органом зрения, но реагирует на изменение освещенности .)

15. Из частей каких пресмыкающихся составлено фантастическое животное, изображенное на рисунке? (Голова черепахи, туловище ящерицы, лапы крокодила, хвост гремучей змеи, окраска гадюки .)

IV. Подведение итогов

Обобщение ответов и выставление оценок.

Мы изучили тему «Пресмыкающиеся». Результаты проверки ваших ответов показали, что вы усвоили ее хорошо.

V. Домашнее задание

Прочитать параграфы в учебнике 2 , выписать и выучить словарные слова, знать систематику пресмыкающихся и представителей отрядов, а также рептилий, живущих в нашем регионе; подготовить подробное сообщение о происхождении пресмыкающихся (индивидуальное задание).

1 Степная (среднеазиатская) черепаха на территории России не встречается – она распространена в Казахстане и республиках Средней Азии. – Прим. ред.

2 Учебник: Биология. Животные. Учебник для 7–8-х классов общеобразовательных учреждений. Под редакцией М.А. Козлова.



Loading...Loading...