Танк т 90м окр прорыв 3. Танковый прорыв: как проходит модернизация основных боевых машин российской армии


Т-90М «Прорыв - 3» на полигоне

В СМИ танк Т-90М или «Прорыв – 3» часто называют очередной модификацией уже хорошо зарекомендовавшего себя танка Т-90. А это в корне не верно, поскольку отличий между Т-90 (или Т-90А) и Т-90М существенно больше, чем даже между Т-90 и Т-72.

Показанная на майском параде АРМАТА откровенно обрадовала (советская конструкторская танковая школа ещё существует и она работает) и одновременно озадачила – российские танкостроители решили продолжить гитлеровскую мечту о супероружии и последующие американские тенденции в танкостроении? Создать самый-самый лучший супер-танк у которого не будет противников на поле боя?

Гитлеровская мечта уже показала свою несостоятельность – дорогой, сложный в обслуживании и ремонте танк (типа Тигр) убедительно проиграл на поле боя массовой тридцатьчетвёрке. Отдельные гитлеровские танковые ассы имели грандиозные счета побед, а РККА одерживали одну победу за другой. Для борьбы с нацистским «зверством» на поле боя выпустили «зверобоев», более мощную противотанковую артиллерию, ИС-2 и т.д. А главное – была выработана тактика «работы» с немецкими новинками.

«Тигр» был действительно хорошей машиной, но очень дорогой в производстве, сложной в эксплуатации и ремонте, требующей хорошо обученного экипажа и т.д. В итоге минусов оказалось существенно больше, чем плюсов.

Что же касается современных западных продолжателей гитлеровской идеи супероружия в виде «лучшего американского танка «Абрамс», то последние локальные конфликты показали, что горят Абрамсы даже от советских РПГ-7 и ПТУР «Малютка». Примерно такая же картина наблюдалась при применении лучших в мире танков немецкого и французского производства, когда «аборигены» не убегали при виде достижений западной передовой танковой мысли, а садились в оборону. Дорогущие танки горят, как дешёвый китайский бенгальский огонь.

Массовое производство Арматы могло бы стать фатальной ошибкой в современных экономических условиях. Это явно очень дорого. И нет такого танка, на который не нашлось бы снаряда. Со всеми вытекающими последствиями.

Т-72М1

Если честно, то я поклонник последней советской тридцатьчетвёрки – танка Т-72. Особенно в его последней (известной мне) модификации Т-72Б. Замечательная машина, о неприхотливости и надёжности которой даже легенды слагать не нужно – есть совершенно замечательная эксплуатационная быль. А если сюда добавить реалии в которых эти машины применялись и просто варварски эксплуатировались (часто ввиду объективной реальности) в локальных конфликтах последние тридцать лет – это танк-мечта. Особенно, если есть сработанный экипаж и грамотный командир, который применяет эти машины правильно, т.е. в соответствии с реальными возможностями Т-72.

Однако, это не значит, что прогресс должен остановиться. У Т-72 были вполне себе реальные недостатки, от которых нужно и можно было бы избавиться.

Можно предположить, что Т-90М «Прорыв-3» станет достойным продолжением советской школы танкостроения. Во всяком случае, МО России уже заказало первую партию Т-90М. По информации из СМИ в войска в самое ближайшее время поступит 400 единиц танков «Прорыв-3».

ТАНК Т-90М «ПРОРЫВ – 3» - ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НОВАЯ МАШИНА?

Т-90М «Прорыв -3» на войсковых испытаниях

У танка новые (совсем другие, отличные от Т-90) корпус и башня, другая пушка, новая элементная база в электронной начинке танка, существенно улучшенная эргономика (больше места для экипажа в машине, удобные кресла, современная система кондиционирования (персонально для каждого члена экипажа) и многое другое, о чём речь пойдёт ниже.

Известно, что с 2005 года в Нижнем Тагиле активно работали над модернизацией Т-90 в рамках программы «Прорыв – 2». В последующем к работе уральских конструкторов подключились военные, которые выдали своё техзадание. Анализ техзадания показал, что требуется не модернизация, а создание принципиально другой машины.

Так появился танк Т-90С. Но «Уральское КБ транспортного машиностроения» продолжило свою работу – конструкторы поставили перед собой цель создать массовую машину, которая бы качественно превосходила современные танки вероятных противников: Abrams М1А2SEP (США), Leopard 2А7» (Германия), Leclerc S21 (Франция), K2 Black Panther (Ю.Корея) и прочие.

В первую очередь совершенствовалась система управления огнём, средства поисково-наблюдательных возможностей экипажа, эксплуатационные характеристики нового танка. Параллельно в КБ велись работы над танком «Армата».

ЧТО НОВОГО В Т-90М «ПРОРЫВ – 3»?

Т-90М «Прорыв - 3», защитная решётка на башне танка

1.Совсем другая защищенность.

Это целый комплекс средств по защите танка: начиная от универсальной модульной динамической защиты «Реликт», до решётчатых экранов, которые прикрывают нижнюю часть башни, кормовую часть ботов и корму Т-90М. Боевое отделение танка покрыто антиосколочным подбоем. В целом, разработчики утверждают, что в лобовой проекции «Прорыв – 3» спокойно выдержит попадание любого из современных танковых боеприпасов. У танка существенно снижена радиолокационная заметность (в несколько раз по сравнению с лучшими зарубежными образцами).

С целью повышения живучести Т-90М оптимизировано размещение ГСМ и боекомплекта, в конструкцию введены специальные экраны, которые защищают экипаж и наиболее важное оборудование в боевом отделении от вторичных осколков.

Есть у «Прорыва – 3» автоматическая система постановки завес с помощью комплекса оптико-электронного подавления с очень широким рабочим диапазоном.

В СМИ «промелькнула» информация о установленной на танке КАЗ «Арена – М».

2.Повышенная огневая мощь.

На танк установлена новая 125-мм гладкоствольная пушка в комплекте с новыми, с повышенным могуществом действия по цели, боеприпасами, и комплект высокоавтоматизированной системы управления огнём (СУО), дистанционно управляемая зенитная пулемётная установка на башне, улучшенный заряжания.

Новая пушка имеет улучшенную на 25-30 % точность стрельбы и существенно повышенную живучесть ствола (до 900 выстрелов). Отдельно отмечается и увеличение эффективной дальности стрельбы на 15 %. Это очень приятное дополнение к + 30 % по точности.

Про новые боеприпасы известно следующее:

В рамках ОКР «Вакуум-1» был создан одноименный бронебойно-подкалиберный снаряд длиной 900 миллиметров с сердечником из обедненного урана и добавлением керамических добавок. БПС на огромной скорости (по некоторым данным 1980 м/с или 6М) пробивает 1 метр гомогенной брони танка. У той же L/55 этот показатель равен 80 сантиметрам.
Помимо БПС были созданы осколочно-шрапнельный снаряд «Тельник» с возможностью дистанционного подрыва и управляемый реактивный снаряд 3УБК21 «Спринтер».

СУО «Калина» - это вообще новинка для отечественных танков (включает панорамный прицел и сопряжённую с СУО систему внешнего наблюдения, которая предполагает автоматическую передачу целеуказаний от командира танка наводчику и многое другое, о чём пока, по понятным причинам, не рассказывают).

3. Подвижность Т-90М.

С новым дизелем В-92С2Ф (мощность 1 130 л.с.) танк стал откровенно резвым. Чему, в немалой степени, способствует и возможность на поле боя применять систему автоматического переключения передач. Да, на этом танке вместо рычагов управления используется штурвал.

Оснащен «Прорыв – 3» бортовой информационно-управляющей системой шасси (БИУС), которая предназначена для предотвращения аварий и поломок через автоматическое диагностирование всех систем, узлов и агрегатов танка. И блокирования неправильных действий механика-водителя.

Т-90М «Прорыв - 3». Вид кормы

4. Улучшенная командная управляемость.

С целью значительного повышения командной управляемости танка, в танке Т-90М установлены комплекс управления взаимодействием и аппаратура автоматизированной системы управления тактического звена. Через мультиплексный канал информационного обмена эта аппаратура, а также БИУС, СУО, системы постановки завес, опознавания «свой-чужой», кругового обзора и топографического ориентирования, а также новый автомат заряжания взаимосвязаны.

Комплекс средств связи, установленный в танк Т-90М, обеспечивает скрытую помехозащищенную радиосвязь с режимами технического маскирования и программной перестройки («прыгающей») частоты.

Это общая информация о «новинках» в устройстве танка Т-90М «Прорыв – 3». Напомню, что машина – секретная и основная масса ТТХ ещё не скоро появится в открытом доступе.

ОДИН Т-90М «ПРОРЫВ -3» НА 2,5 «АБРАМСА»

Т-90М «Прорыв – 3» на марше

У нового танка сохранился низкий силуэт, танк удалось удержать в теле (сохранена масса Т-90), проходимость машины улучшилась, существенно повышена подвижность и огневая мощь и эффективность ведения огня. Вместе с тем танк имеет один из лучших в современном танкостроении уровень защищённости и живучести, обновлённые современные средства связи и просто замечательную для отечественных танков эргономику, которая сейчас, как минимум, не хуже, чем на лучших зарубежных танках.

Вот тут мы и подошли к основной характеристике современной боевой машины – это соотношение эффективность/стоимость.

Так вот, по этой характеристике Т-90М «Прорыв – 3» в разы превосходит все лучшие образцы мирового танкостроения. Например, наш танк почти в два раза дешевле «Абрамса» М1А2 SEP и почти во столько же раз выше последнего по боевой эффективности.

Министерство обороны РФ . Сайт телеканала «Звезда» рассказывает о том, что собой представляет эта машина и почему она превосходит иностранные аналоги.

Модернизированный или новый?

Танк Т-90М - это новая машина, хотя везде он позиционируется как модернизация Т-90. Отличий от предшественников - танков Т-90 и Т-90А - у Т-90М намного больше, чем их было между Т-72Б и Т-90.

Так, например, на «модернизированном» танке - другие корпус и башня, новая пушка, электроспецоборудование использует новую элементную базу, коренным образом улучшилась эргономика.

Экипаж Т-90М теперь может похвастаться удобными креслами, достаточным рабочим пространством, персональными дефлекторами системы кондиционирования и т.д. Ни в одном танке западного производства и близко нет подобного комфорта.

В связи с этим крайняя модернизация «девяностого» спокойно могла бы претендовать на персональное наименование.

Уральский прорыв

В связи с этим в 2005 году «Уральским КБ транспортного машиностроения» в инициативном порядке началась разработка программы модернизации основного танка. ОКР «Прорыв-2» именовалась как разработка «унифицированного боевого модуля». После того как к работе подключились военные и выдали техзадание на ОКР, работа стала предусматривать модернизацию всей машины. Работу завершили и в сентябре 2011 года представили ее на всеобще обозрение на полигоне «Старатель» под названием «Модернизированный танк Т-90С».

Тем не менее работы по модернизации танка были продолжены, но уже в рамках новой ОКР «Прорыв-3». Главной целью ставилось обеспечение качественного превосходства над зарубежными танками последних модификаций: Abrams М1А2SEP (США), Leopard 2А7» (Германия), Leclerc S21 (Франция), K2 Black Panther (Ю.Корея) и другими.

Работы по проведению модернизации танка Т-90 были направлены на совершенствование системы управления огнем, повышение поисково-наблюдательных возможностей и повышение эксплуатационных характеристик. Однако конструкторы сумели повысить все основные показатели боевой эффективности танка - защищенность, огневую мощь, подвижность и командную управляемость. При этом в КБ параллельно велись работы по разработке унифицированной бронированной платформы «Армата» и танка Т-14, в частности.

Что нового

1. Защищенность . Повышение уровня защищенности на танке Т-90М достигнуто за счет внедрения целого комплекса мероприятий по защите. Среди них установка модулей универсальной динамической защиты (ДЗ) «Реликт» на корпусе и на башне, а также на бортовых экранах.

Кормовая и нижняя части башни, а также кормовая часть бортов и кормовой бронелист прикрыты решетчатыми экранами. Обитаемые отделения танка изнутри покрыты антиосколочным подбоем, выполненным из ткани на основе арамидной нити. Новая защита способна выдержать в лобовой проекции попадание любого современного танкового боеприпаса.

Встроенная ДЗ танка Т90М имеет полностью модульное исполнение, что обеспечивает возможность оперативной замены модулей с выбором различных уровней защиты, в том числе в зависимости от условий применения и выполняемых задач.

Рациональная малоотражающая архитектура модернизированного танка в сочетании с применением комплекта из радиопоглощающих материалов обеспечивают снижение радиолокационной заметности танка в несколько раз по сравнению с базовым.

В корпусе танка, с целью повышения живучести, оптимизировано размещение топлива и боекомплекта, введены экраны, защищающие экипаж, боекомплект и оборудование от поражения вторичным потоком осколков, чего не было на прежних модификациях Т-72 и Т-90.

Кроме того, Т-90М оборудован новой автоматической системой постановки завес комплекса оптико-электронного подавления с расширенным рабочим диапазоном.

2. Огневая мощь . Огневая мощь Т-90М повышена за счет включения в состав комплекса вооружения новых 125-мм пушки, высокоавтоматизированной системы управления огнем (СУО), дистанционно управляемой пулеметной установки, боеприпасов с повышенным могуществом действия по цели и автомата заряжания.

125-мм гладкоствольная танковая пушка обладает улучшенной на 25-30% точностью стрельбы и повышенной живучестью ствола. Только улучшение точностных характеристик танковой пушки позволило увеличить дальность эффективной стрельбы из нее на 15%.

Высокоавтоматизированная СУО «Калина» радикально отличается от всех СУО, которые использовались ранее на отечественных основных танках. Впервые на отечественных танках командир танка получил панорамный прицел и сопряженную с СУО систему внешнего наблюдения с возможностью автоматической передачи целеуказания от командира наводчику, что обеспечивает реализацию так называемой функции «охотник-стрелок» («hunter - killer»).

3. Подвижность. Высокую подвижность машине обеспечивает новый дизель В-92С2Ф, развивающий мощность 1130 л.с. Для снижения утомляемости механика-водителя при совершении маршей и при управлении на поле боя применена система автоматического переключения передач. Для управления машиной вместо рычагов используется штурвал.

На танке Т-90М установлены бортовая информационно-управляющая система (БИУС) шасси. БИУС обеспечивает предотвращение поломок и аварий, а также продление эксплуатационного ресурса за счет диагностики всех систем, агрегатов и узлов, а также блокирования возможных неправильных действий механика-водителя.

4. Командная управляемость. С целью значительного повышения командной управляемости танка, в танке Т-90М установлены комплекс управления взаимодействием и аппаратура автоматизированной системы управления тактического звена. Через мультиплексный канал информационного обмена эта аппаратура, а также БИУС, СУО, системы постановки завес, опознавания «свой-чужой», кругового обзора и топографического ориентирования, а также новый автомат заряжания взаимосвязаны.

Комплекс средств связи, установленный в танк Т-90М, обеспечивает скрытую помехозащищенную радиосвязь с режимами технического маскирования и программной перестройки («прыгающей») частоты.

Один Т-90 на два «Абрамса»

При сохранении традиционных для отечественных танков низкого силуэта, оптимальной массы, высоких показателей подвижности и способности на высокой скорости преодолевать самые сложные препятствия, танк Т-90М обрел современный уровень защиты и живучести, «цифровой борт» с высокоэффективными мультиспектральными прицелами, высокопроизводительными вычислителями и многофункциональными цифровыми средствами связи, улучшенную эргономику.

Одним из важнейших показателей характеристик современных боевых машин сегодня является «эффективность/стоимость».

Т-90М имеет этот показатель в 2-3 раза выше по отношению к современным зарубежным основным танкам. Другими словами, Т-90М при стоимости примерно в два раза меньшей, чем у «Абрамса» М1А2 SEP, превосходит его по боевой эффективности в полтора раза.


ОСНОВНОЙ ТАНК Т-90М («ПРОРЫВ-3»)
MAIN BATTLE TANK T-90M («PRORUV-3»)

17.02.2019


Экспортный вариант новейшего российского танка Т-90М — Т-90МС, который представят на выставке IDEX-2019 в Абу-Даби, получил оборудование единой системы управления тактическим звеном. Об этом сообщил в субботу журналистам генеральный директор Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения (входит в «Уралвагонзавод») Андрей Терликов.
По его словам, танк имеет новую систему управления огнем с комплексом всесуточных стабилизированных прицелов командира и наводчика.
«Система управления огнем интегрирована с терминалом боевой управляющей системы получения тактической информации в автоматизированной системе управления подразделением (ЕСУ ТЗ)»,- уточнил он.
Единая система управления тактическим звеном разработана концерном «Созвездие», первый контракт на поставку в российские войска изделий этой системы был подписан в конце 2018 года. В ранее публиковавшихся презентациях «Созвездия» отмечалось, что система позволяет, в частности, боевым единицам обмениваться информацией в режиме реального времени, создает общую картину поля боя, формирует единую информационную сеть.
Концепция так называемых сетецентрических войн, появившаяся на Западе, предполагает информационное и коммуникационное преимущество над противником за счет объединения участников военных действий в единую сеть.
ТАСС

ОСНОВНОЙ ТАНК Т-90АМ (Т-90МС)
IDEX 2019 - 14-Я МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ И ВЫСТАВКА ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

17.02.2019


Вооруженные силы России в текущем году начнут получать новые танки Т-90М, сообщил «Интерфаксу» информированный источник.
«Согласно контракту, танки начнут поступать в войска в этом году», — сказал собеседник агентства.
Танк разработан в рамках опытно-конструкторской работы «Прорыв-3». Это глубокая модернизация танков типа Т-90 с повышением их боевых и эксплуатационных характеристик.
У Т-90М — новый боевой башенный модуль, который оборудован 125-мм пушкой повышенной живучести и точности. Машина оснащена дистанционно-управляемой пулеметной установкой калибра 12,7 мм. У модернизированного танка — высокоавтоматизированная цифровая система управления огнем, обеспечивающая поиск, распознавание, автосопровождение и поражение целей.
Т-90М «Прорыв» был представлен на прошлогоднем военно-промышленном форме «Армия» в подмосковном парке Минобороны РФ «Патриот».
INTERFAX.RU

25.02.2019


Государственные испытания модернизированного танка Т-90М «Прорыв» находятся на завершающей стадии, основные характеристики машины подтверждены. Об этом заявил в воскресенье начальник научно-исследовательского испытательного центра бронетанковой техники 3-го ЦНИИ Минобороны РФ Александр Пантелеев.
«Да, машина завершает государственные испытания. Основные характеристики, заявленные в тактико-техническом задании, мы подтвердили», — сказал Пантелеев в эфире программы «Военная приемка» на телеканале «Звезда».
По его словам, Т-90М получил принципиально новую башню и более мощный двигатель. «Здесь используется двигатель повышенной мощности по сравнению с Т-90. Башня новая, уникальная башня, кардинально отличающаяся от серийной. Ствол [орудия] используется тот же, при этом имеет конструктивную особенность — это использование учета изгиба канала ствола», — рассказал собеседник телеканала.
Кроме того, сообщил он, «Прорыв» оснащен новым многоканальным прицелом, обеспечивающим применение вооружения в любое время суток, а одной из главных особенностей модернизированного танка стала возможность обмениваться данными с другими машинами в режиме реального времени. Броня Т-90М снабжена специальным покрытием, защищающим от скольжения, — аналогичное используется на новейшем Т-14 «Армата».
Модернизированный танк получил систему кругового видеонаблюдения и камеру заднего вида, а также, по словам Пантелеева, может быть оснащен комплексом активной защиты, аналогичным комплексу «Арена».
Контракт на поставку глубоко модернизированных танков Т-90М был подписан Минобороны РФ и «Уралвагонзаводом» на форуме «Армия-2017». Как сообщалось ранее, первые несколько десятков таких машин должны поступить в войска в 2019 году.
ТАСС


17.03.2019


Следующим шагом развития танка Т-90МС может стать его роботизация. Об этом в субботу, 16 марта, заявил в интервью РБК гендиректор «Уралвагонзавода»Александр Потапов.
По его словам, в настоящее время машина уже имеет такой уровень цифрового обеспечения, что «переход к безлюдному варианту напрашивается сам собой».
При этом Потапов отметил, что планы по дальнейшему развитию танка будут определяться заказчиком, так как именно он решает, как будет использовать технику во время боев.
В феврале «Уралвагонзавод» опубликовал видео испытаний Т-90МС. В ролике продемонстрировали ходовые испытания, стрельбу во время движения, а также работу экипажа внутри боевой машины.
Т-90МС представляет собой экспортный вариант танка Т-90М. Т-90М («Изделие 188М») создается в рамках опытно-конструкторской работы «Прорыв-3». Танк представляет собой модернизированный вариант Т-90А. Изделие в настоящее время проходит государственные испытания.
Лента.ру

17.03.2019


Первые поставки модернизированных танков Т-90М «Прорыв» в уральскую танковую дивизию, дислоцированную в Челябинской и Свердловской областях Центрального военного округа (ЦВО), начнутся в 2019 году.
«Мы получаем в этом году несколько единиц танков Т-90М в прославленную 90-ю танковую дивизию», — сообщил командующий войсками Центрального военного округа генерал-полковник Александр Лапин на награждении победителей окружного этапа фестиваля прессы «Медиа-Ас».
Танк Т-90М «Прорыв» получил принципиально новую башню, отличающуюся от серийной и более мощный двигатель. «Прорыв» оснащен новым многоканальным прицелом, обеспечивающим применение вооружения в любое время суток, а одной из главных особенностей модернизированного танка стала возможность обмениваться данными с другими машинами в режиме реального времени. Броня Т-90М снабжена специальным покрытием, защищающим от скольжения, — аналогичное используется на новейшем Т-14 «Армата».
Пресс-служба Центрального военного округа

29.06.2019
УВЗ ЗАКЛЮЧИЛ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОНТРАКТЫ НА ФОРУМЕ «АРМИЯ-2019»

Министерство обороны и корпорация «Уралвагонзавод» (входит в Госкорпорацию Ростех) подписали три государственных контракта в рамках Международного военно-технического форума «Армия-2019».
Это – госконтракт на капитальный ремонт с модернизацией танка Т-90А с приведением к виду Т-90М, что позволит увеличить боевые возможности танка. Госконтракт на поставку 120-мм минометов на колесном ходу производства ЦНИИ «Буревестник». Они предназначены для уничтожения командно-наблюдательных пунктов и бронированной техники, защищенной живой силы противника. А также долгосрочный госконтракт с АО «УКБТМ» на создание наземных робототехнических комплексов.
Нынешнее подписание государственных контрактов стало самым масштабным за пятилетнюю историю международного военно-технического форума «Армия». В церемонии приняли участие руководитель Департамента Министерства обороны РФ по обеспечению Государственного оборонного заказа Андрей Вернигора и заместитель генерального директора корпорации «Уралвагонзавод» по спецтехнике Вячеслав Халитов.
«Минобороны РФ проведена большая работа по анализу и уточнению Гособоронзаказа с учетом обеспечения потребностей Вооруженных сил РФ по закупке, ремонту вооружения и военной техники, выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В результате проведенной работы МО РФ подписало государственные контракты с предприятиями промышленности на поставку вооружения, военной и специальной техники в интересах всех видов и родов ВС. Я поздравляю всех с получением очередного Гособоронзаказа. Надеюсь, что он будет выполнен качественно и в срок», — отметил Андрей Вернигора.
«Данные долгосрочные контракты безусловно позволят увеличить загрузку предприятий корпорации, нарастить производственный и технологический потенциал, устойчиво развиваться дальше», — отметил Вячеслав Халитов.
Уралвагонзавод

Уралвагонзавод параллельно с созданием танка и боевых машин на платформе «Армата» модернизирует и стоящую на вооружении бронетехнику. Появилась фотография новейшего варианта российского основного боевого танка Т-90. Причем, не на сайте компании, а на корпоративном календаре на 2017 год Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения (УКБТМ), которое входит в состав корпорации Уралвагонзавод.

Новая модификация получила обозначение Т-90М и была создана в рамках ОКР «Прорыв-3». Впервые сведения об этой машине появились на форуме «Армия-2015». Было заявлено, что по сравнению с предыдущей модификацией, у Т-90АМ (экспортный вариант — Т-90СМ), будут повышены такие боевые характеристики, как огневая мощь, управляемость и защищенность.

Главным отличием танка от предыдущих модификаций является башня новой конструкции с размещением боеукладки за пределами боевого отделения. Также увеличена длина ствола 125-мм пушки и внедрена новая система управления огнем. Что предполагает увеличение дальности и точности стрельбы, в том числе и с хода. Пространство между башней и корпусом дополнительно защищено висячими экранами, улучшена динамическая защита брони.

Предполагается, что Министерство обороны подпишет контракт на закупку четырехсот Т-90М.

Сообщаются и некоторые характеристики обновленного танка. Экипаж — 3 человека. Боевая масса — 50 тонн. Клиренс — 450 мм. Мощность двигателя — 1130 л.с., что на сотню больше, чем у предыдущей версии. Запас хода по шоссе — 550 км. Основное орудие танка — гладкоствольная пушка калибра 125 мм. Есть два пулемета — 7,62 мм и 12,7 мм.

Поскольку сведения о новых свойствах танка ограничены, то при сравнении Т-90М с некоторыми основными танками мира будем пользоваться характеристиками предыдущей модификации. Разумеется, с учетом того, что они у Т-90М выше.

Танк имеет автомат заряжания, что, казалось бы, само собой разумеющееся качество для современного танка. Однако у немецкого танка «Леопард-2» такового нет. А это в определенной мере ухудшает боеспособность танка за счет снижения скорострельности пушки. К тому же часть боекомплекта находится в непосредственной близости от заряжающего, что чревато трагическими последствиями в случае детонации или пожара.

M1 Abrams (Фото: defense.gov)

Примерно так же обстоят дела и в американском «Абрамсе», поскольку в нем используется та же самая 120-мм пушка немецкой компании «Рейнметалл». Правда, конструкторы танка «подстелили соломки»: в случае детонации боекомплекта внутри орудийной башни срабатывает вышибной люк, через который взрывная волна выходит наружу.

Что же касается сравнения пушек, то тут характеристики примерно одинаковые. Однако в новой модификации конструкторы совершили, смело можно сказать, прорыв по части огневой мощи. Пушка 2А46М заменена на «пушку нового столетия» 2А82. Она имеет не только более длинный ствол, но и оснащается боеприпасами, имеющими большую мощь. Несмотря на удлинение ствола, он на 60 сантиметров короче, чем у немецкой пушки L-55, используемой в «Абрамсе» и «Леопарде-2». Но дульная энергия у 2А82 в 1,2 раз выше, чем у L-55.

Сравнивать толщину брони мы не имеем возможности, поскольку данные по Т-90 засекречены. Известно лишь, что у всех танков комбинированная многослойная броня. У российского и американского танков есть динамическая защита брони, которая противовзрывом накладных ячеек «ломает» неприятельский боеприпас. Немцы решили ограничиться лишь дополнительным обвесом нереактивными защитными элементами. Нет у них и активной защиты танка.

Активная защита «Абрамса» и Т-90 представляет собой лазерную систему, которая «обманывает» головки самонаведения управляемых боеприпасов, уводя их в сторону. Также имеются гранатометы для поставки дымовых завес.

При сравнении габаритов этих трех танков понятно, что Т-90 менее уязвим для обстрела: его лобовая проекция почти на 20% меньше, чем у «немца» и у «американца». А за счет меньшей на 12 тонн массы Т-90 обладает лучшей подвижностью и проходимостью. Но не скоростью. Т-90АМ развивает на шоссе 65 км/ч, «Абрамс» — 67 км/ч, «Леопард-2» — 72 км/ч. Что обеспечено использованием существенно более мощных, 1500-сильных, двигателей.

Leopard 2A5 (Фото: Bundeswehr-Fotos/de.wikipedia.org)

К значительному недостатку предыдущих модификаций Т-90 относится низкая технологичность ремонтно-восстановительных работ. Так, например, на замену двигателя уходит 6 часов. В то же время немецкие механики справляются с аналогичной задачей всего лишь за четверть часа.

Как ни странно, в боекомплект немецкого танка входят только фугасные и бронебойные подкалиберные снаряды, обладающие большой пробивной мощностью. Но эта мощность сокращается с увеличением дальности стрельбы. А управляемые ракеты, сохраняющие энергию на всей дальности полета, отсутствуют. Относительно такого оружия у «Абрамсов» точных сведений нет. Но, поскольку пушка у танков одна и та же, то и стрельба из нее ПТУРсами весьма проблематична. Танк Т-90 оснащен ракетами «Рефлекс-М» с дальностью стрельбы до 5 километров. Наводится на цель по лазерному лучу. Оснащена тандемной кумулятивной боевой частью, служащей для преодоления брони под динамической защитой.

Эта разница в составе боеприпасов очень существенна. Т-90 при встрече с «американцем» и «немцем» способен наносить по ним удары на расстоянии в 5 км. И лишь через 1,5 км, когда расстояние сократится до 3,5 км, они будут способны открыть ответный огонь.

Периодически составляются рейтинги танков, наиболее авторитетными считаются американские. Именно на них все и ссылаются. Именно на них обращают внимание и закупочные комиссии. Насчет своего «Абрамса» американцы не скупятся, по большей части он выдвигается на первую позицию. Рядышком находится «собрат по пушке» — «Леопард-2». В пятерку допускают также японский «Тип 50» и британский «Челленджер-2». В пятерку то попадают, то покидают ее наш Т-90 и израильский «Меркава» (Колесница). Порой возникают скандалы. По результатам войны в Ираке 2003 года абсолютным рекордсменом, к которому близко никто не может приблизиться, стал «Абрамс». Однако через год стало известно, что иракцы при помощи примитивных гранатометов РПГ-7 и самодельных мин уничтожили 80 американских танков. А вскоре из 1135 использовавшихся в Ираке «Абрамсов» 530, почти половина (!), были отправлены в США для ремонта в заводских условиях.

Существует и еще один показатель эффективности бронетехники — спрос на нее на мировом рынке. Он значительно более объективен. Так вот, основных боевых танков отечественного производства продается за границу больше, чем всех вместе взятых у конкурентов российской бронетехники. В процентах за последнее трехлетие это составило 56,6% от мирового рынка.

Американцы сознательно отодвигают за пределы первой тройки не только Т-90, но и «Меркаву». Поскольку она, как минимум, равноценна по возможностям «Абрамсу», но, скорее всего, превосходит его. В значительной степени это предопределено тем, что последняя модификация, очень глубокая, с изменением даже корпуса, — «Меркава-4» — появилась в начале нулевых годов. В то время как «американец» и «немец» пришли в войска в 80-е годы. И, следовательно, новый израильский танк более развит как в технологическом отношении, так и в концептуальном. Кстати, Т-90 постарше всего лишь на 10 лет.

В «Меркаве» впервые в истории использована активная защита. «Армата» будет второй. Комплекс активной защиты (КАЗ) танка «Меркава-4» «Трофи» включает в себя 4 антенные решетки РЛС, расположенные под углом 90 градусов относительно друг друга, и системы реактивных гранат, установленных в амбразурах по бокам танка. При обнаружении при помощи РСЛ неприятельского боеприпаса, угрожающего танку, вычисляется его траектория. И в нужный момент выстреливается граната, уничтожающая осколками этот боеприпас. При этом автоматически производится перезарядка отстреленных гранат.

КАЗ был разработан в 2003 году. Однако из-за проблем с финансированием его установку на танки отложили на неопределенный срок. Ошибочность этого решения в полной мере танкисты ощутили на себе во время ливанской войны 2006 года, когда из 400 танков были подбиты 52. Преимущественно при помощи ракет новейшего российского ПТРК «Корнет». После чего все танки начали комплектоваться КАЗ «Трофи». В результате последующей эксплуатации танков комплекс доказал свою эффективность, 100-процентно отразив несколько выпущенных по израильским танкам реактивных гранат и даже ракет ПТРК «Конкурс» и «Корнет». «Немец» и «американец» на такое не способны.

К достоинствам израильского танка следует отнести и стрельбу через орудийный ствол управляемыми ракетами, имеющими дальность 8 км, и мощную динамическую защиту, включая даже верхнюю проекцию, и эффективную противоминную защиту. Все это, конечно, хорошо, но вес танка возрос до 70 тонн. 1500-сильный двигатель с весом справляется, однако подвижность и проходимость танка на слабых почвах невелики. Впрочем, танк создавался, прежде всего, для местных условий, и в них он работает нормально.

Так что именно «Меркава» и наш Т-90М могли бы поспорить за первое место в рейтинге, оттеснив нынешних лидеров на третье и последующие места.

В ближайшие месяцы на вооружение российской армии будет принят основной боевой танк Т-90М «Прорыв-3» (объект 188М). Первая партия, которая поступит в войска, составит 30—40 машин. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу корпорации «Уралвагонзавод» (УВЗ).

Т-90 «Владимир» является перспективной разработкой конца 1980-х годов. В 2000-х годах эта машина стала самой популярной на мировом рынке. Помимо прекрасных ходовых характеристик и огневой мощи, модель отличалась от предшественника (Т-72Б) наличием автоматизированной системы управления огнём.

По информации Международного института стратегических исследований (IISS), в российских войсках на ходу 350 T-90 и T-90А. С 2011 года УВЗ не производит эту машину, а в 2015 году стартовали опытно-конструкторские работы (ОКР) по «Прорыву-3».

  • Танки Т-90
  • РИА Новости

Т-90М будет отличать новый боевой башенный модуль с улучшенной системой управления огнём и более современной системой заряжания. При этом орудия останутся теми же: 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М-4, спаренный 7,62 мм пулемёт ПКТМ и 12,7 мм НСВ «Утёс».

Осведомлённость экипажа Т-90М значительно возрастёт. На танке установлена система видеонаблюдения за окружающим пространством и многоканальный панорамный тепловизионный прицел, который позволяет вести бой в любом направлении в любое время суток.

Современный программно-технический комплекс связи позволит Т-90М действовать на театре военных действий (ТВД) в рамках единого информационного пространства. Машина фактически интегрирована в автоматизированную систему управления тактического звена.

На Т-90М установят двигатель В-92С2 мощностью 1000 л.с. Силовая установка будет снабжена программируемым подогревателем, который уменьшит время запуска в холодное время года. Снабжение электрических приборов при отключённом двигателе будет осуществляться с помощью дизель-генераторной установки.

Также конструкторы УВЗ поработали над улучшением защитных свойств танка. За лобовую часть будут отвечать клиновидные элементы динамической защиты «Реликт» разработки московского НИИ стали (2006 год). Комплекс способен уберечь машину от большинства современных снарядов, а модульная компоновка облегчает ремонт и замену повреждённых конструкций.

«При создании комплекса дополнительных средств защиты были учтены особенности предыдущих проектов. Результатом этого стало определённое сокращение ослабленных зон дополнительной защиты, что положительным образом сказалось на общих параметрах живучести техники. В сочетании с активной защитой всё это должно давать значительный прирост реальной эффективности», — отметили в УВЗ.

«Реактивный» танк

В настоящее время на завершающем этапе испытаний находится ещё одна модернизированная версия позднесоветского танка. Речь идёт о Т-80БВМ, которая по своим тактико-техническим характеристикам будет сопоставима с боевыми возможностями Т-72Б3.

Контракт на модернизацию Т-80БВ был заключён между Минобороны РФ и нижнетагильским предприятием 24 августа 2017 года на международной выставке «Армия». Как уточнили в «Уралвагонзаводе», соглашение носит «долгосрочный характер», а объём первой партии может составить два танковых батальона (60—80 машин).

  • Модернизированный танк Т-80БВМ на демонстрации бронетанковой техники в честь Дня танкиста на территории 33-го общевойскового полигона. Луга (Ленинградская область), 09.09.2017
  • Decoder / otvaga2004.mybb.ru

Официальные источники не сообщают количество Т-80БВ в войсках РФ. Согласно подсчётам IISS, на начало 2017 года на вооружении российской армии состояло 450 Т-80 в версии «БВ» и «У». При этом на хранении находилось 3 тыс. Т-80Б, Т-80БВ и Т-80У.

О решении военного ведомства модернизировать часть парка Т-80 СМИ сообщали в конце 2016 года. Работы были поручены двум предприятиям, входящим в структуру УВЗ, — АО «Омсктрансмаш» и АО «СКБ транспортного машиностроения» (Санкт-Петербург).

Базовая модель Т-80 (1976 год) была революционной разработкой кировского СКБ-2. Это был первый в мире серийный танк с единой газотурбинной силовой установкой. Главными достоинствами машины стали выдающиеся ходовые качества. Т-80 был намного быстрее и манёвренней своих конкурентов.

В сценарии сухопутной войны с НАТО предполагалось использовать Т-80 как одно из основных средств прорыва обороны противника. В ответ на агрессию альянса группировка машин с газотурбинными двигателями должна была нанести молниеносный асимметричный удар. Поэтому детище СКБ-2 в шутку прозвали «танком Ла-Манша».

Скорость Т-80 достигает 80 км/ч (против 65 км/ч дизельного Т-72). Шум двигателя Т-80 оглушителен и напоминает звук взлетающего истребителя. По этой причине танк получил ещё одно прозвище — «реактивный».

Т-80БВМ, как Т-90М, будет оснащён комплексом защиты «Реликт». Огневая мощь танка не изменится. Как и прежде, на нём будут стоять 125 мм пушка и два пулемёта калибра 7,62 мм и 12,7 мм. Изменения коснутся системы управления огнём. Известно, что Т-80БВМ получит всепогодный тепловизионный прицел «Сосна-У», способный обнаруживать танки противника на расстоянии до 5 км, и автоматизированное цифровое оборудование.

Мощность газотурбинного двигателя (ГТД) модернизированного танка составит 1250 л.с. Обновлённая силовая установка будет менее «прожорливой», чем на предыдущих моделях. Расход топлива позднесоветского Т-80 составлял до 8 л на 1 км, а у Т-72 и Т-90 этот показатель не превышает 4 л.

Чтобы сократить расход топлива, петербургское СКБ разработало систему синхронного включения генератора и стартера запуска двигателя Т-80БВМ. Ожидается, что на один километр пути модернизированный танк будет тратить 4—5 л топлива, сохранив все свои прежние преимущества, включая «всеядность».

  • Т-80БВМ
  • Пресс-служба Минобороны РФ

Немаловажное преимущество ГТД перед дизельным двигателем заключается в быстроте запуска в условиях мороза (3 минуты при -40 °C против 30 минут у дизельной установки). Силовая установка Т-80 заменяется в течение 3—4 часов (у дизельного аналога — 6—12 часов). Однако ремонт ГТД требует демонтажа и отправки в цех, что в полевых условиях превращается в недостаток.

Реализация потенциала

Минобороны РФ объясняет необходимость модернизации недостатками серийной танковой техники, которые были выявлены в ходе сирийской операции. В частности, об этом 7 сентября 2017 года заявил начальник главного автобронетанкового управления Минобороны РФ Александр Шевченко.

В западных СМИ утвердилась точка зрения, что модернизация танкового парка (как и другой военной техники РФ) укладывается в русло курса Москвы на противостояние с НАТО. В рамках этой политики Россия якобы усиливает ударные группировки вблизи западных рубежей, пополняя их новейшим и модернизированным оружием.

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский придерживается иной точки зрения. По его словам, Т-80БВМ предназначен в большей степени для усиления арктической группировки войск. А 1-я гвардейская танковая армия, вызывающая беспокойство у НАТО, будет перевооружаться на Т-90М и Т-14 «Армата».

«Газотурбинные двигатели по своим характеристикам практически идеально подходят для эксплуатации в Арктике. Не думаю, что Т-80БВМ будут массово поступать в части Западного военного округа. По моей информации, Кантемировская дивизия (входит в 1-ю армию), которая сейчас вооружена Т-80БВ, будет получать только технику нового поколения — Т-90М и Т-14», — сообщил RT Мураховский.

Эксперт сомневается, что решение Минобороны РФ о модернизации танкового парка было вызвано обострением геополитической ситуации и является ответом на расширение военной инфраструктуры альянса. По мнению Мураховского, обновление парка Т-80 и Т-90 продиктовано вполне прагматичными соображениями.

«Прошло более двух десятилетий, и машины должны получить более современное оборудование и комплексы защиты. Цель модернизации Т-80БВМ — приблизить боевые возможности машины к тем, которыми обладает Т-72Б3. В свою очередь, обновление Т-90М направлено на реализацию заложенного в этом танке потенциала до масштабного поступления Т-14», — отметил Мураховский.



Loading...Loading...