Советский писатель лауреат четырех сталинских премий. Краткий путеводитель по сталинской премии

Премии и стипендии «в ознаменование 60-летия товарища Иосифа Виссарионовича Сталина» были учреждены Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 20 декабря 1939 года. В нем указывалось, что учреждаются 16 премий имени Сталина (в размере 100 тысяч рублей каждая), которые будут ежегодно вручаться деятелям науки и искусства за выдающиеся работы в следующих областях наук: физико-математической, технической, химической, биологической, сельскохозяйственной, медицинской, философской, экономической, историко-филологической, юридической, а также за достижения в музыке, живописи, скульптуре, архитектуре, театральном искусстве и кинематографии.

Этим же Постановлением учреждались премии имени Сталина, которые намечалось ежегодно присуждать за лучшее изобретение: десять первых премий в размере 100 тысяч рублей каждая, двадцать вторых премий в размере 50 тысяч рублей каждая и тридцать третьих по 25 тысяч рублей каждая. Учреждалась премия имени Сталина и за выдающиеся достижения в области военных знаний: три первых премии по 100 тысяч рублей каждая, пять вторых – по 50 тысяч рублей каждая и десять третьих – по 25 тысяч рублей каждая.


В дополнение к этому документу Совнарком Союза ССР через полтора месяца постановил учредить еще четыре премии имени Сталина (по 100 тысяч рублей каждая), которые будут присуждаться за выдающиеся произведения в области литературы – по одной премии в поэзии, прозе, драматургии и литературной критике.

Все работы в области различных наук, военных знаний и т. д., выдвигаемые на соискание Сталинской премии, а также описание изобретений с приложением всех необходимых чертежей и документов представлялись в Комитеты по Сталинским премиям, которые были созданы при Совнаркоме, не позже 15 октября текущего года. После обсуждения и оценки представленных работ Комитеты свои предложения о присуждении Сталинских премий представляли в Совнарком до 1 декабря текущего года.

По положению на соискание Сталинских премий представлялись только новые работы или изобретения, законченные в год присуждения премий. Работы или изобретения, законченные в период с 15 октября по 1 декабря текущего года, допускались на соискание премии имени Сталина в следующем году. Свои труды могли представить научные общества, научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения и общественные организации.

Работы в областях наук и военных знаний, а также описания изобретений представлялись на любом языке в трех экземплярах, отпечатанных на пишущих машинках или типографским способом. Литературные и музыкальные произведения, а также архитектурные проекты представлялись в одном экземпляре, остальные произведения искусства – в оригинале. Оценка и присуждение премий в области театрального искусства и кинематографии производились как на основании представленных материалов (пьес, сценариев и т. д.), так и на основании имевших место показов кинофильмов и театральных постановок.

На Комитет по присуждению премий имени Сталина за работы в области науки, военных знаний и изобретений возлагалось предварительное рассмотрение работ, выбор из них наиболее выдающихся и представление их со своим заключением Совнаркому Союза ССР. Для более полной и всесторонней оценки данных работ Комитет мог организовать из своего состава секции с участием ученых соответствующих специальностей, а также создавать экспертные комиссии из крупнейших ученых и специалистов-практиков. В рассмотрении отдельных работ по поручению Комитета могли принимать участие научно-исследовательские институты, ученые общества и учреждения, которые потом представляли Комитету свои заключения. В необходимых случаях на заседания Комитета приглашались представители НИИ, научных учреждений и организаций, а также отдельные лица для участия в обсуждениях и дачи заключений по работам, выдвигаемым на соискание премии имени Сталина. Решения Комитета принимались простым большинством голосов закрытой баллотировкой.

Если премию имени Сталина получал авторский коллектив из двух человек, то она делилась между ними пополам; при авторском коллективе из трех человек – руководителю выдавалась половина денег, а остальная часть делилась поровну между остальными двумя членами коллектива; если авторский коллектив состоял из четырех и более человек, то руководитель получал треть премии, а две трети делились между остальными членами коллектива.

В первый год порядок присуждения премий имени Сталина был несколько изменен, и было решено вручать награды не только за работы

1940 года, но и за работы последних 6 лет, начиная с 1935 года. Одним из первых Сталинскую премию первой степени в области физико-математических наук получил П.Л. Капица, действительный член Академии наук СССР, за научную работу «Турбодетандер для получения низких температур и его применение для ожижения воздуха». Генерал-майор артиллерии П.А. Гельвих удостоился Сталинской премии за целый ряд работ: «О рассеивании, вероятности попадания и математическом ожидании числа попадания», «Теоретические основания выработки правил стрельбы» и «Стрельба по быстродвижущимся целям».

Премия имени Сталина первой степени была вручена и академику Н.Н. Бурденко за научные работы по хирургии центральной и периферической нервной системы. Академик В.В. Обручев удостоился Сталинской премии первой степени за трехтомный научный труд «Геология Сибири».

Высокие награды вручались и в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Грозная военная обстановка не только не прекратила работу творческой интеллигенции, а наоборот – привела к невиданному патриотическому порыву и размаху творческой инициативы советских ученых, изобретателей и новаторов производства. Все прекрасно понимали, что их деятельность в военные годы нужна еще больше, чем в мирное время. И 1941 год показал крупные достижения советских ученых во всех областях знаний.

Перестраивая промышленность на военный лад, необходимо было расширить ее сырьевые ресурсы, увеличить производственную мощность и т. д. В этом отношении огромный интерес представляет удостоенная Сталинской премии первой степени работа, которую проводила группа академиков и научных работников под руководством В.Л. Комарова – президента Академии наук СССР. Ими были исследованы и разработаны вопросы развития народного хозяйства Урала, а также экономические мероприятия в области черной металлургии, стройматериалов, энергетики и т. д. В результате этих исследований были намечены конкретные работы по расширению производства уральской промышленности.

В числе лауреатов Сталинской премии первой степени стоит и имя известнейшего химика Н.Д. Зелинского, удостоенного высокой награды за работы по каталитическому превращению углеводородов и по оборонной химии.

Для самолетостроения большое значение имели труды профессора М.В. Келдыша и кандидата технических наук Е.П. Гроссмана, удостоенные Сталинской премии второй степени. Эти ученые разработали теорию упругих колебаний частей самолетов и представили метод расчета самолетов на флаттер.

Первые месяцы войны композитор Д. Шостакович провел в блокадном Ленинграде, где у него и родился замысел «Седьмой симфонии», посвященной героическим защитникам города. В Ленинграде были написаны три части симфонии, окончательную работу над этим произведением композитор завершал уже в Куйбышеве. Вскоре это произведение обошло весь мир, утверждая всепобеждающий гуманизм советского народа. Писатель А. Толстой писал, что

Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебаний смертельный бой с черными силами. Написанная в Ленинграде, она выросла до размеров большого мирового искусства, понятного на всех широтах и меридианах, потому что она рассказывает правду о человеке в небывалую годину его бедствий и испытаний.

В 1942 году за Седьмую симфонию Д. Шостакович был удостоен Сталинской премии первой степени. В том же году ему присвоили звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР». В 1946 году Сталинской премии было удостоено новое произведение композитора – трио для скрипки, виолончели и фортепиано, а еще через год выдающийся композитор удостоился звания «Народный артист РСФСР».

В 1947 году Д. Шостакович выступил с семичастной ораторией «Песнь о лесах», написанной для солистов, хора и оркестра на текст поэта Е. Долматовского. За это произведение, а также за музыку к кинофильму «Падение Берлина» в 1950 году композитор удостоился Сталинской премии второй степени. Новым значительным достижением Д. Шостаковича стала созданная им в 1951 году сюита для хора «a capella» (без сопровождения) – «Десять поэм» на тексты революционных поэтов периода от 1905 года до Октябрьской революции. В 1952 году это произведение было отмечено Сталинской премией второй степени.

Все награжденные получали звание «Лауреат Сталинской премии». Почетный знак «Лауреат Сталинской премии» носился на правой стороне груди рядом с орденами и медалями СССР. Он изготовлялся из серебра и представлял собой выпуклый овал, покрытый белой эмалью и окаймленный в нижней части золотыми лавровыми венками.

На белой эмали изображались золотые восходящие лучи. В верхней части знака, на фоне этих лучей, помещалась пятиконечная звезда, выполненная красной эмалью и окаймленная золотым ободком. В середине овала золотыми прописными буквами была сделана надпись: ЛАУРЕАТУ СТАЛИНСКОЙ ПРЕМИИ. Верхняя часть овала заканчивалась гофрированной лентой, покрытой голубой эмалью с золотым обрезом, с надписью на ней: СССР. При помощи ушка и колечка почетный знак «Лауреат Сталинской премии» соединялся с серебряной пластинкой, покрытой золотом, на которой голубой эмалью арабскими цифрами был написан год присуждения Сталинской премии. Постановление Совнаркома Союза ССР о присуждении Сталинских премий публиковалось в центральной печати 21 декабря – в день рождения И.В. Сталина.

Главная литературная награда СССР: рекордсмены, скандалы и курьезы

Поэт Константин Симонов. 1961 год © Фотохроника ТАСС

Впервые Сталинские премии в области литературы и искусства были присуждены в 1941 году сразу в двенадцати направлениях: музыка, живопись, скульптура, архитектура, театр, опера, балет, кинематография, проза, поэзия, драматургия и литературная критика. За следующие 11 лет существования лауреатами премии стали 1706 человек (ее мог получить как один автор, так, например, и целый театральный коллектив). В условиях запутанной и переменчивой культурной политики советского государства, когда любой мог неожиданно оказаться объектом проработки по идеологическим причинам, которые плохо поддавались однозначной интерпретации, премия выполняла роль культурного навигатора - отмеченные ей произведения входили в культурный канон и практически гарантировали автору неприкосновенность. Помимо высокого символического статуса она также обещала лауреатам финансовое благополучие. Размер премий - 100 тысяч рублей (первая премия), 50 тысяч (вторая) и 25 тысяч (третья) - существенно превышал средний уровень зарплат в стране (средний годовой доход библиотекаря в 1939 году - 1800 рублей). Всего за время существования премии на выплаты лауреатам было потрачено 57,7 миллиона рублей.

Литература в советской иерархии искусств занимала необычайно высокое место - с конца 1920-х годов Сталин по большому счету курировал ее лично. В результате литература была той сферой, в которой отрабатывались основные идеологические и организационные новации культурной политики перед тем, как их переносили в другие сферы искусств.

Как принимались решения о присуждении премии

Формально все решения должен был готовить Комитет по Сталинским премиям в области литературы и искусства. Его первым председателем был Владимир Немирович-Данченко, а в секцию литературы из известных писателей входили Алексей Толстой, Александр Фадеев и Михаил Шолохов. Но в конечном итоге все основные решения принимались Сталиным лично или после небольшого обсуждения, в котором его голос, естественно, был решающим.

Атмосферу этих собраний хорошо передают многочисленные воспоминания их участников и ходившие в писательских кругах апокрифы. Например, подробный мемуар о заседании 31 марта 1948 года оставил постоянный их участник - шестикратный лауреат Константин Симонов:

«Сталин имел обыкновение… брать с собой на заседание небольшую пачку книг и журналов. Она лежала слева от него под рукой, что там было, оставалось неизвестным до поры до времени, но пачка эта не только внушала присутствующим интерес, но и вызывала известную тревогу - что там могло быть. А были там вышедшие книгами и напечатанные в журналах литературные произведения, не входившие ни в какие списки представленных на премию Комитетом. То, о чем шла, точнее, могла пойти речь на заседании в связи с представлениями Комитета по Сталинским премиям, Сталин, как правило, читал. Не могу утверждать, что он всегда читал все. Могу допустить, что он какие-то произведения и не читал, хотя это на моей памяти ни разу прямо не обнаружилось. Все, что во время заседания попадало в поле общего внимания, в том числе все, по поводу чего были расхождения в Союзе писателей, в Комитете, в комиссии ЦК, - давать, не давать премию, перенести с первой степени на вторую или наоборот, - все, что в какой‑то мере было спорно и вызывало разногласия, он читал. И я всякий раз, присутствуя на этих заседаниях, убеждался в этом. Когда ему приходила в голову мысль премировать ещё что-то сверх представленного, в таких случаях он не очень считался со статусом премий, мог выдвинуть книгу, вышедшую два года назад, как это в мое отсутствие было с моими „Днями и ночами«, даже напечатанную четыре года назад, как это произошло в моем присутствии, в сорок восьмом году. В тот раз я сидел рядом с редактором „Звезды« Друзиным, сидел довольно далеко от Сталина, в конце стола. Уже прошла и поэзия, и проза, и драматургия, как вдруг Сталин, взяв из лежавшей слева от него пачки какой-то журнал, перегнутый пополам, очевидно, открытый на интересовавшей его странице, спросил присутствующих:
- Кто читал пьесу „Вороний камень«, авторы Груздев и Четвериков?
Все молчали, никто из нас пьесы „Вороний камень« не читал.
- Она была напечатана в сорок четвертом году в журнале „Звезда«, - сказал Сталин. - Я думаю, что это хорошая пьеса. В свое время на нее не обратили внимания, но я думаю, следует дать премию товарищам Груздеву и Четверикову за эту хорошую пьесу. Какие будут еще мнения?
По духу, который сопутствовал этим обсуждениям на Политбюро, вопрос Сталина: „Какие будут ещё мнения?« - предполагал, что иных мнений быть не может, но в данном случае их действительно не предполагалось, поскольку стало ясно, что никто, кроме него самого, пьесу не читал.
Последовала пауза. В это время Друзин, лихорадочно тряхнув меня за локоть, прошептал мне в ухо:
- Что делать? Она была напечатана у нас в „Звезде«, но Четвериков арестован, сидит. Как, сказать или промолчать?
- Конечно, сказать, - прошептал я в ответ Друзину, подумав про себя, что если Друзин скажет, то Сталин, наверное, освободит автора понравившейся ему пьесы. Чего ему стоит это сделать? А если Друзин промолчит сейчас, ему дорого это обойдется потом - то, что он знал и не сказал.
- Остается решить, какую премию дать за пьесу, какой степени? - выдержав паузу, неторопливо сказал Сталин. - Я думаю…
Тут Друзин, решившись, наконец решившись, выпалил почти с отчаянием, очень громко:
- Он сидит, товарищ Сталин.
- Кто сидит? - не понял Сталин.
- Один из двух авторов пьесы, Четвериков сидит, товарищ Сталин.
Сталин помолчал, повертел в руках журнал, закрыл и положил его обратно, продолжая молчать. Мне показалось, что он несколько секунд колебался - как поступить, и, решив это для себя совсем не так, как я надеялся, заглянул в список премий и сказал:
- Переходим к литературной критике. За книгу „Глинка«…»

Константин Симонов. «Глазами человека моего поколения»

Какие произведения могли получить Сталинскую премию

Огромная часть премий по литературе была присуждена за произведения, чьи названия и имена авторов сейчас ничего не скажут не только читателям, но и большинству профессиональных исследователей советской культуры - такие как Николай Нагнибеда (сборник «Стихи»), Юлий Чепурин (пьеса «Совесть»), Иосиф Ликстанов (повесть «Малышок»). В списке лауреатов можно найти много писателей из национальных республик, чье появление должно было символизировать мощь и культурное и национальное многообразие советского проекта, а также конъюнктурные соцреалистические произведения, написанные на злобу дня и окончательно забытые ещё при жизни их авторов.

Тем не менее в списке Сталинской премии есть много того, что мы читаем до сих пор: «Два капитана» Вениамина Каверина, «Василий Теркин» и «Страна Муравия» Александра Твардовского, «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова, а также ставшие классическими переводы - «Божественная комедия» Михаила Лозинского и сонеты Шекспира Самуила Маршака. Также Сталинские премии по литературе получили песни Михаила Исаковского «Катюша» и Алексея Суркова «Бьется в тесной печурке огонь…».

Естественно, Сталинскую премию не получали великие современники Борис Пастернак, Анна Ахматова, Михаил Зощенко и Андрей Платонов. Зато успели её получить позднесоветские классики Юрий Трифонов и Анатолий Рыбаков за свои ещё тогда официально допустимые произведения.

Рекордсмены

Из литераторов больше всех премий получил поэт Константин Симонов - у него их шесть. Во многом это связано с тем, что Симонов одновременно выступал в разных литературных жанрах: он получал премии за четыре пьесы, повесть и сборник стихов. Вслед за Симоновым с пятью премиями за свои пьесы идет Александр Корнейчук. Его результативность можно связать с общей нехваткой драматургов - их всегда было меньше, чем поэтов или прозаиков, кроме того, большая часть поколения популярных драматургов 30-х годов не пережила цензуру, репрессии и войну.

Самый громкий скандал, связанный со Сталинской премией

После смерти Сталина самые одиозные из обладателей премии столкнулись с проблемами, от которых их долгое время защищал статус неприкасаемых. Так, ничем не выдающийся драматург Анатолий Суров  , пользовавшийся благосклонностью Сталина, дважды получил премию, а его пьесы шли во всех ведущих театрах страны. Одновременно с этим он был известен своим вызывающим, даже по меркам советского литературного истеблишмента, поведением. Он часто появлялся на официальных мероприятиях нетрезвым, а в 1953 году поучаствовал в скандальной драке с другим лауреатом Сталинской премии Михаилом Бубенновым. Обстоятельства драки и реакция руководящих органов описаны в эпиграмме Александра Твардовского и Эммануила Казакевича:

«…М. Бубеннов, насилие содеяв,
Его старинной мебелью долбал.
Певец „Березы« в жопу драматурга
С жестокой злобой, словно в Эренбурга,
Фамильное вонзает серебро.
Но, подчинясь традициям привычным,
Лишь как конфликт хорошего с отличным
Расценивает это партбюро».

Суров не остановился на достигнутом и после этого сначала подрался со своим шофером, а потом появился на выборах в Верховный Совет 14 марта 1954 года нетрезвым и демонстративно перечеркнул все фамилии в бюллетене. Это переполнило чашу терпения, и через месяц его исключили из Союза писателей. Одновременно с этим выяснились новые скандальные подробности: оказалось, что обе свои лауреатские пьесы он писал не сам. Хитростью и угрозами Суров сделал так, что настоящие драматурги Николай Оттен и Яков Варшавский были вынуждены признать его авторство. По свидетельству Варшавского, после того как пьеса «Рассвет над Москвой» получила премию, Суров позвонил ему и сказал: «Получи четверть премии, или я сгною тебя на Колыме».

Самое неожиданное из произведений, получивших Сталинскую премию

В 1949 году Василий Ажаев получил первую Сталинскую премию за роман «Далеко от Москвы», через два года экранизация романа тоже удостоилась первой премии, на этот раз по кинематографии. «Далеко от Москвы» - образцовый семисотстраничный производственный роман, посвященный строительству нефтепровода на Дальнем Востоке во время войны в рекордные сроки. Три руководителя строительства - Батманов, Беридзе и Залкинд - решают эту задачу при помощи самоотверженной работы и энтузиазма. Роман этот тоже был в значительной степени продуктом коллективного творчества - в его редактуре (на уровне соавторства) участвовал Константин Симонов.

Дополнительное измерение чтению романа дает знание биографии автора. Ажаев оказался на Дальнем Востоке не по своей воле. Он был арестован в 1935 году и участвовал в строительстве нефтепровода в качестве заключенного, как и подавляющее большинство других рабочих. Канадский исследователь Томас Лахузен внимательно изучил архив Ажаева и написал одну из лучших существующих сегодня книг о соцреализме - «How Life Writes the Book: Real Socialism and Socialist Realism in Stalinʼs Russia». Лахузен показал, какие зазоры возникают в повествовании из-за несоответствия реальных обстоятельств строительства и желаемого сюжета, и даже обнаружил не очевидный при поверхностном прочтении гомоэротизм - строители бесконечно обнимаются и любуются крепкими телами друг друга: «Он обеими руками пожал руку главному инженеру, поглядел ему в лицо и крепко обнял. За ним подошел Батманов и тоже обнял Беридзе, шепнув: „Давно бы так, дорогой«. Вслед за остальными приблизился Алексей. Беридзе взглянул на него и улыбнулся: как всегда, на лице Ковшова можно было прочесть все, что наполняло его душу. Алексей и радовался за товарища, и был смущен. Беридзе притянул его к себе. Они расцеловались».

Что стало с премией после смерти Сталина

После смерти Сталина премию его имени ликвидировали. В 1956 году восстановили Ленинскую премию (ее вручали с 1925 по 1935 год) - за выдающиеся научные открытия и произведения искусства. В 1966 году учредили Государственную премию СССР, которая стала прямой заменой Сталинской; сталинским лауреатам даже предложили обменять атрибуты старой премии на памятные знаки и диплом новой. При этом не допускалось одновременного выдвижения одного и того же произведения на две премии, а Ленинская считалась более престижной и повторно не присуждалась. 

Источники

  • Антипина В. А. Повседневная жизнь советских писателей.1930–1950-е годы.
  • Симонов К. М. Глазами человека моего поколения: Размышления о И. В. Сталине.
  • Сталинские премии: Две стороны одной медали. Сборник документов и художественно-публицистических материалов.

    Новосибирск, 2007.

  • Lahusen T. How Life Writes the Book: Real Socialism and Socialist Realism in Stalinʼs Russia.

Поэт Константин Симонов. 1961 год Фотохроника ТАСС

ВпервыеСталинские премии в области литературы и искусства были присуждены в 1941 году сразу в двенадцати направлениях: музыка, живопись, скульптура, архитектура, театр, опера, балет, кинематография, проза, поэзия, драматургия и литературная критика. За следующие 11 лет существования лауреатами премии стали 1706 человек (ее мог получить как один автор, так, например, и целый театральный коллектив). В условиях запутанной и переменчивой культурной политики советского государства, когда любой мог неожиданно оказаться объектом проработки по идеологическим причинам, которые плохо поддавались однозначной интерпретации, премия выполняла роль культурного навигатора — отмеченные ей произведения входили в культурный канон и практически гарантировали автору неприкосновенность. Помимо высокого символического статуса она также обещала лауреатам финансовое благополучие. Размер премий — 100 тысяч рублей (первая премия), 50 тысяч (вторая) и 25 тысяч (третья) — существенно превышал средний уровень зарплат в стране (средний годовой доход библиотекаря в 1939 году — 1800 рублей). Всего за время существования премии на выплаты лауреатам было потрачено 57,7 миллиона рублей.

Литература в советской иерархии искусств занимала необычайно высокое место — с конца 1920-х годов Сталин по большому счету курировал ее лично. В результате литература была той сферой, в которой отрабатывались основные идеологические и организационные новации культурной политики перед тем, как их переносили в другие сферы искусств.

Как принимались решения о присуждении премии

Формально все решения должен был готовить Комитет по Сталинским премиям в области литературы и искусства. Его первым председателем был Владимир Немирович-Данченко, а в секцию литературы из известных писателей входили Алексей Толстой, Александр Фадеев и Михаил Шолохов. Но в конечном итоге все основные решения принимались Сталиным лично или после небольшого обсуждения, в котором его голос, естественно, был решающим.

Атмосферу этих собраний хорошо передают многочисленные воспоминания их участников и ходившие в писательских кругах апокрифы. Например, подробный мемуар о заседании 31 марта 1948 года оставил постоянный их участник — шестикратный лауреат Константин Симонов:

«Сталин имел обыкновение… брать с собой на заседание небольшую пачку книг и журналов. Она лежала слева от него под рукой, что там было, оставалось неизвестным до поры до времени, но пачка эта не только внушала присутствующим интерес, но и вызывала известную тревогу — что там могло быть. А были там вышедшие книгами и напечатанные в журналах литературные произведения, не входившие ни в какие списки представленных на премию Комитетом. То, о чем шла, точнее, могла пойти речь на заседании в связи с представлениями Комитета по Сталинским премиям, Сталин, как правило, читал. Не могу утверждать, что он всегда читал все. Могу допустить, что он какие-то произведения и не читал, хотя это на моей памяти ни разу прямо не обнаружилось. Все, что во время заседания попадало в поле общего внимания, в том числе все, по поводу чего были расхождения в Союзе писателей, в Комитете, в комиссии ЦК, — давать, не давать премию, перенести с первой степени на вторую или наоборот, — все, что в какой‑то мере было спорно и вызывало разногласия, он читал. И я всякий раз, присутствуя на этих заседаниях, убеждался в этом. Когда ему приходила в голову мысль премировать еще что-то сверх представленного, в таких случаях он не очень считался со статусом премий, мог выдвинуть книгу, вышедшую два года назад, как это в мое отсутствие было с моими „Днями и ночами“, даже напечатанную четыре года назад, как это произошло в моем присутствии, в сорок восьмом году. В тот раз я сидел рядом с редактором „Звезды“ Друзиным, сидел довольно далеко от Сталина, в конце стола. Уже прошла и поэзия, и проза, и драматургия, как вдруг Сталин, взяв из лежавшей слева от него пачки какой-то журнал, перегнутый пополам, очевидно, открытый на интересовавшей его странице, спросил присутствующих:
— Кто читал пьесу „Вороний камень“, авторы Груздев и Четвериков?
Все молчали, никто из нас пьесы „Вороний камень“ не читал.
— Она была напечатана в сорок четвертом году в журнале „Звезда“, — сказал Сталин. — Я думаю, что это хорошая пьеса. В свое время на нее не обратили внимания, но я думаю, следует дать премию товарищам Груздеву и Четверикову за эту хорошую пьесу. Какие будут еще мнения?
По духу, который сопутствовал этим обсуждениям на Политбюро, вопрос Сталина: „Какие будут еще мнения?“ — предполагал, что иных мнений быть не может, но в данном случае их действительно не предполагалось, поскольку стало ясно, что никто, кроме него самого, пьесу не читал.
Последовала пауза. В это время Друзин, лихорадочно тряхнув меня за локоть, прошептал мне в ухо:
— Что делать? Она была напечатана у нас в „Звезде“, но Четвериков арестован, сидит. Как, сказать или промолчать?
— Конечно, сказать, — прошептал я в ответ Друзину, подумав про себя, что если Друзин скажет, то Сталин, наверное, освободит автора понравившейся ему пьесы. Чего ему стоит это сделать? А если Друзин промолчит сейчас, ему дорого это обойдется потом — то, что он знал и не сказал.
— Остается решить, какую премию дать за пьесу, какой степени? — выдержав паузу, неторопливо сказал Сталин. — Я думаю…
Тут Друзин, решившись, наконец решившись, выпалил почти с отчаянием, очень громко:
— Он сидит, товарищ Сталин.
— Кто сидит? — не понял Сталин.
— Один из двух авторов пьесы, Четвериков сидит, товарищ Сталин.
Сталин помолчал, повертел в руках журнал, закрыл и положил его обратно, продолжая молчать. Мне показалось, что он несколько секунд колебался — как поступить, и, решив это для себя совсем не так, как я надеялся, заглянул в список премий и сказал:
— Переходим к литературной критике. За книгу „Глинка“…»

Константин Симонов. «Глазами человека моего поколения»

Какие произведения могли получить Сталинскую премию

Огромная часть премий по литературе была присуждена за произведения, чьи названия и имена авторов сейчас ничего не скажут не только читателям, но и большинству профессиональных исследователей советской культуры — такие как Николай Нагнибеда (сборник «Стихи»), Юлий Чепурин (пьеса «Совесть»), Иосиф Ликстанов (повесть «Малышок»). В списке лауреатов можно найти много писателей из национальных республик, чье появление должно было символизировать мощь и культурное и национальное многообразие советского проекта, а также конъюнктурные соцреалистические произведения, написанные на злобу дня и окончательно забытые еще при жизни их авторов.

Тем не менее в списке Сталинской премии есть много того, что мы читаем до сих пор: «Два капитана» Вениамина Каверина, «Василий Теркин» и «Страна Муравия» Александра Твардовского, «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова, а также ставшие классическими переводы — «Божественная комедия» Михаила Лозинского и сонеты Шекспира Самуила Маршака. Также Сталинские премии по литературе получили песни Михаила Исаковского «Катюша» и Алексея Суркова «Бьется в тесной печурке огонь…».

Естественно, Сталинскую премию не получали великие современники Борис Пастернак, Анна Ахматова, Михаил Зощенко и Андрей Платонов. Зато успели ее получить позднесоветские классики Юрий Трифонов и Анатолий Рыбаков за свои еще тогда официально допустимые произведения.

Рекордсмены

Из литераторов больше всех премий получил поэт Константин Симонов — у него их шесть. Во многом это связано с тем, что Симонов одновременно выступал в разных литературных жанрах: он получал премии за четыре пьесы, повесть и сборник стихов. Вслед за Симоновым с пятью премиями за свои пьесы идет Александр Корнейчук. Его результативность можно связать с общей нехваткой драматургов — их всегда было меньше, чем поэтов или прозаиков, кроме того, большая часть поколения популярных драматургов 30-х годов не пережила цензуру, репрессии и войну.

Самый громкий скандал, связанный со Сталинской премией

После смерти Сталина самые одиозные из обладателей премии столкнулись с проблемами, от которых их долгое время защищал статус неприкасаемых. Так, ничем не выдающийся драматург Анатолий Суров Лауреат двух Сталинских премий второй степени: в 1949 году за пьесу «Зеленая улица» (1947) и в 1951 году за пьесу «Рассвет над Москвой» (1950). , пользовавшийся благосклонностью Сталина, дважды получил премию, а его пьесы шли во всех ведущих театрах страны. Одновременно с этим он был известен своим вызывающим, даже по меркам советского литературного истеблишмента, поведением. Он часто появлялся на официальных мероприятиях нетрезвым, а в 1953 году поучаствовал в скандальной драке с другим лауреатом Сталинской премии Михаилом Бубенновым. Обстоятельства драки и реакция руководящих органов описаны в эпиграмме Александра Твардовского и Эммануила Казакевича:

«…М. Бубеннов, насилие содеяв,
Его старинной мебелью долбал.
Певец „Березы“ в жопу драматурга
С жестокой злобой, словно в Эренбурга,
Фамильное вонзает серебро.
Но, подчинясь традициям привычным,
Лишь как конфликт хорошего с отличным
Расценивает это партбюро».

Суров не остановился на достигнутом и после этого сначала подрался со своим шофером, а потом появился на выборах в Верховный Совет 14 марта 1954 года нетрезвым и демонстративно перечеркнул все фамилии в бюллетене. Это переполнило чашу терпения, и через месяц его исключили из Союза писателей. Одновременно с этим выяснились новые скандальные подробности: оказалось, что обе свои лауреатские пьесы он писал не сам. Хитростью и угрозами Суров сделал так, что настоящие драматурги Николай Оттен и Яков Варшавский были вынуждены признать его авторство. По свидетельству Варшавского, после того как пьеса «Рассвет над Москвой» получила премию, Суров позвонил ему и сказал: «Получи четверть премии, или я сгною тебя на Колыме».

Самое неожиданное из произведений, получивших Сталинскую премию

В 1949 году Василий Ажаев получил первую Сталинскую премию за роман «Далеко от Москвы», через два года экранизация романа тоже удостоилась первой премии, на этот раз по кинематографии. «Далеко от Москвы» — образцовый семисотстраничный производственный роман, посвященный строительству нефтепровода на Дальнем Востоке во время войны в рекордные сроки. Три руководителя строительства — Батманов, Беридзе и Залкинд — решают эту задачу при помощи самоотверженной работы и энтузиазма. Роман этот тоже был в значительной степени продуктом коллективного творчества — в его редактуре (на уровне соавторства) участвовал Константин Симонов.

Дополнительное измерение чтению романа дает знание биографии автора. Ажаев оказался на Дальнем Востоке не по своей воле. Он был арестован в 1935 году и участвовал в строительстве нефтепровода в качестве заключенного, как и подавляющее большинство других рабочих. Канадский исследователь Томас Лахузен внимательно изучил архив Ажаева и написал одну из лучших существующих сегодня книг о соцреализме — «How Life Writes the Book: Real Socialism and Socialist Realism in Stalinʼs Russia». Лахузен показал, какие зазоры возникают в повествовании из-за несоответствия реальных обстоятельств строительства и желаемого сюжета, и даже обнаружил не очевидный при поверхностном прочтении гомоэротизм — строители бесконечно обнимаются и любуются крепкими телами друг друга: «Он обеими руками пожал руку главному инженеру, поглядел ему в лицо и крепко обнял. За ним подошел Батманов и тоже обнял Беридзе, шепнув: „Давно бы так, дорогой“. Вслед за остальными приблизился Алексей. Беридзе взглянул на него и улыбнулся: как всегда, на лице Ковшова можно было прочесть все, что наполняло его душу. Алексей и радовался за товарища, и был смущен. Беридзе притянул его к себе. Они расцеловались».

Что стало с премией после смерти Сталина

После смерти Сталина премию его имени ликвидировали. В 1956 году восстановили Ленинскую премию (ее вручали с 1925 по 1935 год) — за выдающиеся научные открытия и произведения искусства. В 1966 году учредили Государственную премию СССР, которая стала прямой заменой Сталинской; сталинским лауреатам даже предложили обменять атрибуты старой премии на памятные знаки и диплом новой. При этом не допускалось одновременного выдвижения одного и того же произведения на две премии, а Ленинская считалась более престижной и повторно не присуждалась. 

1948-1953 годы принято считать апогеем кампании "по борьбе с безродными космополитами". Ну и знаменитое "дело врачей", которое часть исследователей и публицистов считают целенаправленной антисемитской кампанией, не говоря уже о ликвидации ЕАК(Еврейского антифашистского комитета).
Обычно в спорах по данному вопросу приводятся факты касающиеся непосредственно ЕАК или дела врачей.
Но я думаю, что не лишним будет привести и данный интересный, на мой взгляд, факт- список лауреатов Сталинской премии из числа советских евреев за период с 1948 по 1953 годы.
Честно говоря, не люблю я эти этнические считалки, тем более, что в данном случае речь идет о советских людях разных национальностей.
Но если уж речь об антисемитизме, то, думаю, данная таблица будет не лишней.
Заодно пусть просветятся немного господа антисемиты, любящие говорить об ущербе, который евреи нанесли России.
Из заслуг награжденных в этом далеко не полном списке лауреатов этот "ущерб" наглядно виден.

Насколько я понял, изучая списки награжденных, сталинское правительство было весьма скупо на награды. Во всяком случае, гораздо более сурово в критериях оценок, нежели во времена Л.И. Брежнева.

Из 2800 в общей сложности награжденных (согласно Википедии) количество евреев только в период с 1948 по 1953 год составило 138 человек. Много это или мало? Думаю, что в любом случае не мало. Особенно в процентном отношении к доле еврейского населения в СССР.
Пожалуй, ни одна другая национальность в СССР не могла похвастать таким количеством лауреатов, как советские евреи.
Однако не будем забывать учителей, науку и культуру, благодаря которым эти достижения стали возможны. И еще один немаловажный момент, на который обратил внимание один из моих рецензентов - И.Н.Абакумов: Сталинская премия выплачивалась из гонораров И.В.Сталина за изданные в СССР и за рубежом книги и статьи. Иными словами, в награждении лауреатов мы можем проследить и личное отношение Сталина к лауреатам.

Более точные выкладки дам позже, хотя для Sapienti, я думаю, sat.

1. Абдулов Осип Наумович - советский актёр театра и кино, режиссёр. Народный артист РСФСР (1944). Лауреат Сталинской премии второй степени 1951 года.

2. Абрамова Анна Абрамовна(настоящая фамилия - Бруште;йн) - советская сценаристка. Лауреат Сталинской премии первой степени 1950 года.

3. Азгур, Заир Исаакович - советский и белорусский скульптор. Лауреат двух Сталинских премий второй степени 1946 и 1948 годов.

4. Айзенберг Григорий Давидович - оператор комбинированных съемок, оператор-постановщик. Сталинская премия первой степени в 1950 году за фильм "Сталинградская битва" (1948-1949)

5. Альшиц Яков Исаакович - советский учёный, специалист в области конструирования и производства горных машин, доктор технических наук, профессор.
За создание проходческого комбайна типа КМП удостоен Сталинской премии в 1949 году.

6. Арецкий Борис (Абрам-Бер) Залманович - советский кинооператор. Лауреат Сталинской премии первой степени за 1950 год.

7. Барто Агния Львовна (урождённая Во;лова, согласно некоторым источникам первоначальные имя и отчество Гетель Ле;йбовна)- советская детская поэтесса, писательница, киносценаристка, радиоведущая.
Лауреат Сталинской премии второй степени за 1950 год.

8. Бахрах Лев Давидович - российский учёный в области радиофизики, антенн, радиоголографии и оптической обработке информации, Член-корреспондент АН СССР (1966), доктор технических наук, профессор. Лауреат Сталинской премии за 1951 год.

9. Бачелис Илья Израилевич - советский кинодраматург. Лауреат Сталинской премии второй степени за 1948 год.

10. Бененсон Залман Михайлович - доктор технических наук, профессор, военный конструктор.
Крупный советский, российский ученый в теории.
Лауреат Сталинской премии за 1951 год.

11. Берг Лев Семёнович - русский и советский зоолог и географ.
Член-корреспондент (1928) и действительный член (1946) АН СССР, президент Географического общества СССР (1940-1950), лауреат Сталинской премии (1951 - посмертно). Автор основополагающих работ по ихтиологии, географии, теории эволюции.

12. Бернес Марк Наумович- советский актёр кино и исполнитель песен. Лауреат Сталинской премии первой степени за 1951год.

13. Брайнина Берта Яковлевна- советский литературный критик и литературовед. Лауреат Сталинской премии третьей степени за 1952 год.

14. Брауде Борис (Борух) Вульфович - российский учёный, специалист в области антенной техники, радиовещания и телевидения. Доктор технических наук (1957), профессор. Дважды лауреат Сталинской премии (1946, 1950).

15. Брауде Семён Яковлевич - советский и украинский радиофизик и радиоастроном. Лауреат Сталинской премии за 1952 год.

16. Бровальский Анатолий Иосифович - советский военачальник, генерал-майор. Лауреат Сталинской премии 3-й степени (1950 год) за достижения в области военной техники.

17. Бубрик Самуил Давидович - советский кинорежиссёр, специализировавшийся в области документально-биографических фильмов. Лауреат Сталинской премии второй степени (1948). Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1949).

18. Будкер Герш Ицкович - советский физик, академик АН СССР с 1964 года (член-корреспондент АН СССР с 1958 года). Основатель и первый директор Института Ядерной Физики Сибирского Отделения АН СССР. Автор многочисленных открытий и изобретений в области физики плазмы и физики ускорителей.
Лауреат Сталинской премии 1949 и 1951 годов.

19. Векслер Владимир Иосифович - советский физик-экспериментатор, основоположник ускорительной техники в СССР, создатель синхрофазотрона ОИЯИ. Член-корреспондент АН СССР (1946). Впоследствии академик АН СССР (1958), академик-секретарь Отделения ядерной физики АН СССР (1963-1966).
Награждён орденами Ленина в 1945, 1951 и 1953 годах.
Лауреат Сталинской премии первой степени за 1951 год.

20. Виленский Зиновий (Залман) Моисеевич- советский скульптор. Лауреат Сталинской премии второй степени за 1948 год.

21. Волосов-Мериин Давид Львович - актер театра и кино. Лауреат двух Сталинских премий (1950, 1952).

22. Волчек Борис (Берл) Израилевич - советский кинорежиссёр, сценарист и оператор, профессор.
Лауреат трёх Сталинских (1946, 1948, 1951) премий.

23. Волькенштейн Михаил Владимирович - советский физико-химик и биофизик, член-корреспондент РАН.
Сталинская премия второй степени (1950, совм. с М. А. Ельяшевичем и Б. И. Степановым) за двухтомную монографию "Колебания молекул" (1949)

24. Вольпин Михаил Давыдович - советский драматург, поэт и киносценарист, лауреат Сталинской премии второй степени за сценарий фильма "Смелые люди" (1950) (с Н. Р. Эрдманом)

25. Габович Михаил Маркович - советский солист балета, балетмейстер и педагог. Народный артист РСФСР (1951), лауреат Сталинских премий 1946 и 1950 годов.

26. Гай Григорий Аронович (Аркадьевич)(настоящая фамилия - Вусикер - советский актёр театра и кино, лауреат Сталинской премии первой степени (1950).

27. Гельфанд Израиль Моисеевич- Из википедии: "Один из крупнейших математиков ХХ века, биолог, педагог и организатор математического образования (до 1989 года - в Советском Союзе, после 1989 года - в Соединённых Штатах). Лауреат двух Сталинских премий: 1951 и 1953 годов

28. Гершт Меер Абрамович - советский театральный режиссёр. Лауреат Сталинской премии второй степени за 1949 год.

29. Гиллер Соломон Аронович, Академик Академии наук Латвийской ССР. Сталинская премия за 1951 год.

30. Гиндин, Михаил Ефимович,-советский кинооператор и педагог. Лауреат двух Сталинских премий за 1946 и 1951 годы

31. Гинзбург Виталий Лазаревич. "Советский и российский физик-теоретик, доктор физико-математических наук (1942), профессор (1945), академик РАН (1966, до 1991 - АН СССР; чл.-корр. с 1953, лауреат Нобелевской премии по физике (2003). Народный депутат СССР от Академии наук (1989-1991).член-кор. Академии наук". Лауреат Сталинской премии за 1953 год

32. Гинзбург Виталий Романович, -один из ведущих преподавателей в Московской консерватории, Сталинская премия за 1949 год.

33. Глидер Михаил Моисеевич (1899/1900 - 1967) - советский кинооператор. Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951)

34. Гринберг Георгий Абрамович - российский физик, профессор (1930), член-корреспондент АН СССР (1946), лауреат Сталинской премии второй степени (1949)

35. Гринберг Марк Иосифович - советский учёный, специалист в области турбиностроения.
Лауреат Сталинской премии 1946 и 1948 годов.

36. Гуревич Исай Израилевич (Исидорович) - советский физик, лауреат Сталинской премии за 1949 год.

37. Гуревич Михаил Иосифович - выдающийся советский инженер-авиаконструктор, соруководитель ОКБ-155.
Герой Социалистического Труда (1957). Лауреат Сталинских (1941, 1947, 1948, 1949, 1952, 1953) премий.

38. Дымшиц Вениамин Эммануилович
Дважды лауреат Сталинской премии 1946 и 1950 годов.

39. Екельчик Юрий Израилевич - советский кинооператор. Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941, 1950).

40. Ерусалимский (также Ерусалимчик)Аркадий Самсонович - советский историк и публицист, специалист по истории и внешней политике Германии.
Лауреат Сталинской премии (1950), лауреат премии имени М. В. Ломоносова АН СССР (1949).

41.Зельдович, Яков Борисович, советский физик и физикохимик. Академик АН СССР (1958). Трижды Герой Социалистического Труда (1949, 1954, 1956)
Лауреат Сталинской премии 1943, 1949, 1951 и 1953 годов.

42. Зысин, Юрий Аронович- советский учёный-физик, специалист в области ядерной физики.
Сталинская премия I степени (1953)

43. Израилев, Исаак Моисеевич-российский ученый, лауреат Сталинской премии 1953 года.

44. Иофис, Евсей Абрамович- советский учёный, изобретатель. Лауреат Сталинской премии первой степени (1948).

45. Кантор, Соломон Абрамович-оветский учёный в области турбостроения, специалист по конструированию и регулированию стационарных и судовых паровых турбин и газотурбинных энергетических установок. Доктор технических наук (1948). Дважды лауреат Сталинской премии (1945, 1949).

46. Каплан, Григорий Еремеевич-советский изобретатель. Дважды лауреат Сталинской премии. В первый раз премию получил в 1941 году в составе со следующими изобретателями: Кроль, Полина Лазаревна, Ардашев, Николай Иванович, Муханцева, Варвара Владимировна и Скляренко, Сергей Иванович, сотрудники ГИРМ, - за разработку электролитического метода получения сурьмы высокой чистоты.
Во второй раз премию получил в 1951 году в составе с изобретателями: Заозёрский, Иван Николаевич, руководитель работы, д. х. н., Андреева, Зиновия Фёдоровна, Котляров, Ростислав Владимирович, Краузе, Игорь Эдуардович, Рябков, Василий Александрович, Тер-Шмаонов, Георгий Абрамович, н. с., Бучихин, Пётр Иванович, Степанов, Всеволод Николаевич, работники завода, - за разработку методов производства химических продуктов

47. Каплан, Семён Соломонович - российский балетмейстер, артист балета, заслуженный артист РСФСР (1947), лауреат Сталинской премии второй степени (1949).

48. Кармен, Роман Лазаревич- cоветский кинооператор, кинодокументалист, фронтовой оператор. Сталинская премия первой степени (1942) - за день "День нового мира".
Сталинская премия второй степени (1947) - за фильм "Суд народов" (1947). Сталинская премия третьей степени (1952) - за фильм "Советский Туркменистан".

49.Кассациер, Абрам Самуилович - инженер-конструктор, кораблестроитель, главный конструктор Балтийского завода, Лауреат Сталинской премии.
23 апреля 1938 года А. С. Кассациер был арестован. Репрессирован. 29 мая 1940 года был осуждён на 10 лет лишения свободы и 5 лет поражения в правах. До 1946 года работал в заключении в Болшевской шарашке главным конструктором Остехбюро.
С 1946 года работал Главным конструктором ЦКБ Балтийского завода.
В 1948 году стал Лауреатом Сталинской премии за разработку малых подводных лодок проекта А615 ("Квебек")

50. Кассиль, Лев Абрамович - русский советский писатель, член-корреспондент АПН СССР (1965). Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951).

51. Кац, Сигизмунд Абрамович- советский композитор. Сталинская премия третьей степени (1950) - за песни "Сирень цветёт", "Шумел сурово Брянский лес...", "Как у дуба старого...", "Заздравная", "Стоит утёс"

52. Кацман, Исаак Соломонович - советский оператор документального кино. Лауреат Сталинской премии третьей степени (1952).

53.Качерович, Арон Наумович - советский учёный в области акустики. Лауреат Сталинской премии (1950).

54. Кербель, Лев Ефимович - советский и российскийскульптор, педагог, профессор. Лауреат Сталинской премии первой степени (1950).

55. Кибрик, Евгений Адольфович - советский живописец и график, иллюстратор, педагог. Народный художник СССР (1967). Профессор, действительный член АХ СССР (1962). Лауреат Сталинской премии третьей степени (1948)

56. Кикоин, Исаак Константинович- физик-экспериментатор, академик Академии наук СССР по Отделению физико-математических наук.
С 29 сентября 1943 года - член-корреспондент, а с 23 октября 1953 года - академик Академии наук СССР по Отделению физико-математических наук.
Лауреат четырёх Сталинских премий (1942, 1949, 1951, 1953).

56. Кимягаров Бенсион (Борис) Ариевич - советский режиссёр. Лауреат Сталинской премии третьей степени (1952).

57. Коган Соломон Яковлевич - советский кинооператор. Лауреат двух Сталинских премий второй степени (1941, 1952).

58. Кричевский, Абрам Григорьевич - советский кинооператор и режиссёр. Лауреат двух Сталинских премий(1941, 1948).

59. Кун Юлий Михайлович - советский кинорежиссёр, сценарист и оператор, лауреат Сталинской премии второй степени (1949).

60. Купенский Борис Израилевич - инженер-конструктор, кораблестроитель, главный конструктор сторожевых кораблей типа проекта 50, больших противолодочных кораблей проекта 61 типа "Комсомолец Украины" и атомных ракетных крейсеров проекта 1144 типа "Киров", лауреат Сталинской премии 1951 года.

61. Левинсон Евгений Адольфович - советский архитектор. Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951).

62. Левитан Ефим Иосифович - советский архитектор. Заслуженный архитектор РСФСР. Лауреат Сталинской премии второй степени (1951).

63. Левитин Вениамин Фаустович - советский кинооператор, лауреат Сталинской премии третьей степени. ?

64. Левитин Юрий Абрамович- советский композитор. Лауреат Сталинской премии третьей степени (1952).

65. Люльев Лев Вениаминович- советский конструктор в области создания зенитной артиллерии и зенитных управляемых ракет. Лауреат Сталинской премии первой степени (1948).

66. Магид Моисей Шоломович- советский кинооператор. Заслуженный деятель искусств Бурятской АССР] (1952). Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1950, 1951).

67. Магидсон Марк Павлович - советский кинооператор. Лауреат двух Сталинских премий второй степени (1949, 1951).

68. Мандель Семён Соломонович - советский художник. Лауреат Сталинской премии (1948 - за работу над фильмом "Русский вопрос").

69. Маневич Александр Менделевич - советский композитор. Лауреат Сталинской премии третьей степени (1950).

70. Маршак Самуил Яковлевич - русский советский поэт, драматург, переводчик, литературный критик. Лауреат 4-х Сталинских премий (1942, 1946, 1949, 1951).

71. Медовар Борис Израилевич - металлург, доктор технических наук, профессор, академик АН УССР (1973).
Сталинская премия (1950) - за разработку нового высокопродуктивного способа двухдуговой автоматической сварки труб большого размера;

72. Мейлах Борис Соломонович - советский литературовед. Лауреат Сталинской премии второй степени (1948).

73. Мейман Наум Натанович - советский математик, физик, впоследствии диссидент, активист еврейского отказнического движения, член Московской Хельсинкской группы.

74. Мейтус Юлий Сергеевич - украинский советский композитор. Народный артист УССР(1973). Лауреат Сталинской премии второй степени (1951)

75. Меркин Владимир Иосифович - советский инженер-механик, доктор технических наук (1964), лауреат трёх Сталинских (1942, 1951, 1953)

76. Минкус Михаил (Моисей) Адольфович - советский архитектор, лауреат Сталинской премии(1948).

77. Митин (настоящая фамилия - Гершкович) Марк Бори;сович - советский философ, публицист, политический и общественный деятель. Автор работ по диалектическому и историческому материализму, "критике буржуазной философии".
Член РКП(б) с 1919 года, член ЦК (1939-1961). Депутат Верховного Совета СССР (1950-1962).

78. Небылицкий Борис Рудольфович - советский оператор и режиссёр документального кино. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965). Лауреат двух Сталинских (1942, 1951) . Член ВКП(б) с 1941 года.

79. Никулин Лев Вениаминович - русский советский писатель, поэт, драматург и журналист. Лауреат Сталинской премиитретьей степени (1952).

80. Нудельман, Александр Эммануилович
Трижды лауреат Сталинской премии (1943, 1946, 1951), дважды лауреат Государственной премии СССР (1970,1979), лауреат Ленинской премии (1964).
Дважды Герой Социалистического Труда (1966, 1982).
Награждён четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденами Кутузова 1-й и 2-й степеней, двумя орденами Трудового Красного Знамени.

81. Ойстрах Давид Фёдорович (Фишелевич) - советский скрипач,альтист, дирижёр и педагог. Народный артист СССР (1953). Сталинская премия за 1943 год.

82. Оленин (настоящая фамилия - Гиршман) Борис Юльевич- советский актер и театральный режиссер. Народный артист РСФСР (1949). Заслуженный артист Казахской ССР (1943). Лауреат Сталинской премии второй степени (1951). Член ВКП(б) с 1941 года.

83. Прудкин Марк Исаакович - советский и российский актёр театра и кино.Народный артист СССР (1961).Герой Социалистического Труда(1989). Лауреат трёх Сталинских премий (1946, 1947,1949). Член ВКП(б) с 1941 года.

84. Привалов Михаил Моисеевич - Почетный металлург. Сталинская премия за 1949 год.
Награды: три ордена Ленина (1943, 1952, 1953), орден Трудового Красного Знамени (1949), медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.".

85. Постовский Исаак Яковлевич - советский и российский ученый химик-органик, лауреат Сталинских премий 1946 и 1951 годов.

86. Померанчук Исаак (Юзик) Яковлевич - Лауреат Сталинской премии 1950 и 1952 года

87. Пельтцер Татьяна Ивановна- советская и российская актриса театра и кино, Народная артистка СССР(1972). Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951).

88. Перцовский Марк Наумович - советский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1980). Лауреат Сталинской премии первой степени (1951)

89. Райзман Юлий Яковлевич - советский кинорежиссёр, сценарист, педагог. Народный артист СССР (1964), лауреат шести Сталинских (1941, 1943,1946 - дважды, 1950, 1952) и Государственной премии СССР (1983). Герой Социалистического Труда(1973).

90. Раневская Фаина Георгиевна - Заслуженная артистка РСФСР (1937)
1946 - Медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."
1947 - Орден "Знак Почёта"
1947 - Народная артистка РСФСР
1948 - Медаль "В память 800-летия Москвы"
1949 - Сталинская премия второй степени за исполнение роли жены Лосева в спектакле "Закон чести" Александра Штейна
1950, 1967 - Орден Трудового Красного Знамени
1951 - Сталинская премия второй степени за исполнение роли Агриппины Солнцевой в спектакле "Рассвет над Москвой" Анатолия Сурова
1951 - Сталинская премия третьей степени за исполнение роли фрау Вурст в фильме "У них есть Родина"

91. Рапопорт (настоящее имя -Вульф Абрамович Рапопорт)Влади;мир Абра;мович - советский кинооператор и кинорежиссёр.Заслуженный деятель искусств РСФСР (1958). Лауреат четырёх Сталинских (1942, 1946, 1949,1951) и Государственной премии СССР (1971). Член ВКП(б) с 1940 года.

92. Раппапорт Герберт Морицевич
1947 - заслуженный деятель искусств Эстонской ССР
1948 - Сталинская премия второй степени за фильм "Жизнь в цитадели"
1951 - Сталинская премия второй степени за фильм "Александр Попов" (1949)
1952 - Сталинская премия третьей степени за фильм "Свет в Коорди"

93. Рахлин Натан Григорьевич - советский дирижёр, педагог.Народный артист СССР (1948). Лауреат Сталинской премии второй степени (1952). Член ВКП(б) с 1947 года.

94. Рейзен Марк Осипович - советский оперный певец (бас), педагог.Народный артист СССР(1937). Лауреат трёх Сталинских премий первой степени (1941, 1949, 1951).

95. Рихтер Арон Абрамович - советский конструктор-оружейник, доктор технических наук.
Сталинская премия второй степени (1946) - за разработку новых авиационных пушек (НС-23)
Сталинская премия третьей степени (1951) - за разработку в области вооружения (НР-30)

96. Рогинский Симон Залманович: Награждён 2 орденами Трудового Красного Знамени 1951 год, две Сталинские премии, вторая за 1951 год.

97. Розенфельд Зиновий Моисеевич - ведущий советский архитектор и педагог. Заслуженный строитель РСФСР (1978). Лауреат двух Сталинских премий третьей степени (1950, 1951).

98. Ромм Михаил Ильич- советский кинорежиссёр, сценарист, педагог, театральный режиссёр. Лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1946,1948, 1949, 1951).Народный артист СССР(1950).

99. Роом Абрам Матвеевич - советский кинорежиссёр, сценарист, актёр. Лауреат двухСталинских премии (1946,1949). Член ВКП(б)с 1949 года.

100. Рубинчик Ефим (Хаим) Эммануилович
Награды: 4 ордена Ленина, Орден Октябрьской Революции, Орден Кутузова 1-й степени, Орден Отечественной войны войны 1-й степени, 3 ордена Трудового Красного Знамени, Орден Дружбы народов.
Сталинская премия за 1949 год.

101. Сагал Даниил Львович - советский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР(1964). Лауреат Сталинской премии второй степени (1950). Участник Великой Отечественной войны.

102. Самосуд Самуил Абрамович -российский и советский дирижёр, педагог, виолончелист. Народный артист СССР (1937). Лауреат трёх Сталинских премий(1941, 1947, 1952).

103. Свердлин Лев Наумович - советский российский актёр, театральный режиссёр, педагог. Народный артист СССР (1954). Лауреат трёх Сталинской премии (1947,1949, 1951).

104. Смирин Моисей Менделевич - советский историк-медиевист, доктор исторических наук (1946).
Сталинская премия 1948 года.

105. Сороко Лев Маркович - российский и советский учёный, физик-экспериментатор, доктор физико-математических наук (2004).Лауреат Сталинской премии за 1953 год.

106. Табачникова, Полина Моисеевна Лауреат Сталинской премии 1949 и 1951 годов.

107. Толчанов(настоящая фамилия - Толчан) Иосиф Моисеевич - советский российский актёр театра и кино, театральный режиссёр, педагог. Народный артист СССР (1962). ЛауреатСталинской премии второй степени (1950).

108. Трахтенберг Лев Соломонович - советский звукооператор. Лауреат Сталинской премии третьей степени (1950).

109.Тур (настоящая фамилия - Рыжей)Пётр Львович - советский сценарист и драматург. Лауреат Сталинской премии первой степени (1950).

110. Фабрикант Валентин Александрович - выдающийся советский физик, доктор физико-математических наук, профессор, действительный член Академии педагогических наук СССР, лауреат Сталинской премии второй степени за 1951 год.

111. Файнциммер Александр Михайлович - советский кинорежиссёр. Лауреат двух Сталинских премий третьей степени (1950, 1951).

112. Фельдбаум Александр Аронович - советский учёный, специалист в области автоматического управления и элементной базы ЭВМ. Лауреат Сталинской премии(1951) за создание электронных моделирующих устройств аналогового типа.
Автор около 150 научных работ, в том числе ряда монографий, переизданных в Польше, Китае, ФРГ, США, Великобритании, Японии. Один из основоположников оптимального управления, автор принципа дуального управления в теории самонастраивающихся и самообучающихся систем.

113. Фельдман Зиновий Львович - советский кинооператор и режиссёр. Лауреат двух Сталинских премий третьей степени (1951, 1952)

114. Фишман Давид Абрамович - советский физик-ядерщик, доктор технических наук, профессор. Две Сталинские премии (1951, 1953)
Орден Трудового Красного Знамени 1951 год.

115. Фонарёв Наум Михайлович - советский учёный в области создания новейших систем и устройств железнодорожной автоматики и телемеханики. Лауреат двух Сталинских премий третьей степени (1950, 1952)

116. Фрадкин Ефим Самойлович- советский и российский физик, специалист по теории элементарных частиц, квантовой теории поляи квантовой статистике, академик АН СССР (1990).Лауреат Сталинской премии за 1953 год.

117. Фридляндер Иосиф Наумович - российский металловед, создатель сплавов, академик Российской академии наук, сподвижникА. Н. Туполева.
Лауреат Сталинской премии (1949)

118. Фрумкин Борис Соломонович -инженер-конструктор, главный конструктор первыхтурбозубчатых агрегатов для корабельных энергетических установок военных и гражданских судов, дважды лауреат Сталинской премии 1946 и 1949 годов

119. Фрумкин Александр Наумович - советский физикохимик, организатор науки, автор основополагающих работ в современной электрохимии; основоположник электрохимической кинетики, один из основателей современного учения об электрохимических процессах, создатель советской электрохимической научной школы.
Академик АН СССР (отделение математических и естественных наук) с 29 марта 1932 года.
Иностранный член нескольких академий наук и научных обществ мира, лауреат Ленинской премии (1931) и трёх Сталинских премий (1941,1949, 1952), Герой Социалистического Труда(1965), лауреат палладиевой медали Американского электрохимического общества.
Заведующий кафедрой электрохимии МГУ(1933-1976), директор Института физической химии (1939-1949).

120. Хайкин, Борис Эммануилович- заслуженный артист РСФСР (1937). В 1939 году награжден орденом Трудового Красного Знамени.
заслуженный деятель искусств РСФСР (1940)
народный артист РСФСР (1947)
народный артист СССР (1972)
Сталинская премия второй степени (1946) - за постановку оперного спекитакля "Иоланта" П. И. Чайковского (1943) на сцене ЛМАТОБ
Сталинская премия первой степени (1946) - за дирижирование оперным спектаклем "Орлеанская дева" П. И. Чайковского (1945) на сцене ЛАТОБ имени С. М. Кирова
Сталинская премия второй степени (1951) - за дирижирование оперным спектаклем "Семья Тараса" Д. Б. Кабалевского на сцене ЛАТОБ имени С. М. Кирова.

121. Халатников Исаак Маркович - советский физик-теоретик, действительный член РАН(1984). Первый директо рИнститута теоретической физики им. Л. Д. Ландау. Лауреат Сталинской премии за 1953 год.

122. Халифман Иосиф Аронович - русский советский писатель, популяризатор энтомологии. Кандидат биологических наук. Член Союза писателей СССР (1960). Лауреат Сталинской премии (1951) за книгу "Пчёлы".

123. Халушаков Рувим Борисович - советский оператор документального кино. Лауреат трёх Сталинских премий(1948, 1949, 1951).

124. Харитон Юлий Борисович - выдающийся советский и российский физик-теоретик и физико-химик. Трижды Герой Социалистического Труда(1949, 1951, 1954).
Один из руководителей советского проекта атомной бомбы. Лауреат трёх Сталинских премий (1949, 1951, 1953).

125. Чаковский Александр Борисович - советский писатель и журналист. Герой Социалистического Труда(1973). Лауреат Сталинской премии за 1950 год. Член ВКП(б) с 1941 года.

126. Чарный Исаак Абрамович - советский механик и математик. Лауреат Сталинской премии за 1949 год, доктор технических наук (1939), профессор (1941).

127. Шайн Григорий Абрамович -советский астроном, академик АН СССР (1939). Лауреат Сталинской премии за 1950 год.

128. Шамраевский Исаак Михайлович - конструктор, специалист в области котлостроения. Лауреат Сталинской премии за 1949 год.

129. Шапиро Евгений Вениаминович - советский кинооператор, один из крупнейших деятелей ленинградского кинематографа. Лауреат Сталинской премии второй степени за 1951 год.

130. Шафран Даниил Борисович - советский и российский виолончелист.Народный артист СССР (1977). Лауреат Сталинской премии третьей степени за 1952 год. Член ВКП(б) с 1945 года.

131. Шварц Дмитрий Петрович- советский скульптор.Заслуженный деятель искусств РСФСР(1958). Лауреат Сталинской премии первой степени за 1950 год.

132. Шейнин Лев Романович - советский юрист, писатель и киносценарист. Лауреат Сталинской премии первой степени за 1950 год. Член ВКП(б) с 1929 года.

133. Шифрин Ниссон Абрамович - советский театральный художник.Народный художник РСФСР (1958). Лауреат двух Сталинских премий (1949, 1951). Член ВКП(б) с 1942 года.

134. Шпинель Иосиф Аронович - российский и украинский художник и художник-постановщик кино.Заслуженный деятель искусств РСФСР (1940). Лауреат Сталинской премии второй степени за 1951.

135. Штейншлейгер Вольф Бенционович - лауреат Сталинской премии за 1951 год.

136. Элиашберг, Матвей Герасимович-Лауреат Сталинской премии за 1948.

137. Якобсон Леонид Вениаминович- артист балета, балетмейстер.Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957). Лауреат Сталинской премии второй степени за 1951 год. Основатель творческого коллектива "Театр балета им. Якобсона".
138. Яшин Давид Исаакович - советский оператор документального кино.Заслуженный деятель искусств РСФСР (1959). Лауреат Сталинской премии второй степени.

20 декабря 1939 года на первых полосах ведущих советских газет было опубликовано правительственное постановление об учреждении Премии имени Сталина. Согласно этому документу, награды и стипендии должны были присуждаться за особые достижения в следующих областях наук: технической, физико-математической, биологической, медицинской, сельскохозяйственной, экономической, юридической, историко-филологической и философии. Кроме того, лауреатами могли стать деятели искусства, внесшие выдающийся вклад в развитие музыкальной культуры, архитектуры, ваяния, зодчества, кинематографии и театра.

Суммы наград и количество лауреатов

Размеры Сталинской премии, присуждавшейся в период с 1940 по 1953 год, периодически менялись, но на момент её учреждения она составляла 100 тыс. рублей. Это являлось весьма значительной суммой, учитывая, что в целом по народному хозяйству средняя заработная плата в тот период составляла 339 рублей. Лауреатами Сталинской премии ежегодно становились 16 человек, признанных наиболее достойными деятелями в перечисленных выше областях науки и искусства. Их количество в течение всех 13 лет не менялось.

Кроме того, правительственное постановление от 20 декабря 1939 года предусматривало вручение Сталинских премий авторам наиболее значительных технических изобретений. В этой номинации ежегодно 10 человек получали Первые премии, составлявшие 100 тыс. рублей каждая, 20 изобретателей награждались Вторыми премиями по 50 тыс. и 30 ─ Третьими по 25 тыс. рублей.

Спустя полтора месяца после опубликования этого документа, увидело свет ещё одно постановление Совнаркома СССР, учреждавшее, кроме вышеозначенных премий, четыре дополнительных в области литературы ─ по одной для прозаиков, поэтов, драматургов и литературных критиков.

Порядок рассмотрения работ

В тех же правительственных документах чётко регламентировался порядок рассмотрения работ в различных областях науки, техники, а также военных знаний, представленных на соискание Сталинских премий. Согласно установленному порядку, подробные описания работ с приложением соответствующих чертежей и прочей технической документации должны были быть представлены на рассмотрение Комитета, созданного при Совнаркоме.

Конкретно оговаривался и срок подачи документов ─ не позднее 15 октября текущего года. Членам Комитета давалось полтора месяца на рассмотрение работ и их обсуждение, после чего не позже 1 декабря они должны были представить свои заключения в Совнарком, где и принимались окончательные решения.

Распределение наградных сумм между лауреатами

В специально разработанном положении говорилось, что лауреатами Сталинской премии могли быть как отдельные лица, так и целые коллективы научных обществ, институтов, высших учебных заведений, а также различных общественных организаций. В связи с этим любопытно отметить, что в тех случаях, когда коллектив авторов состоял из двух человек, то сумма премии делилась между ними пополам.

Если же в него входили три человека, то лицо, означенное в качестве руководителя проекта, получало половину денег, а остальные делились поровну между его соавторами. Когда же коллектив состоял из трёх человек и более, треть суммы вручалась руководителю, а остальная делилась между его подчинёнными. При этом звание лауреатов Сталинской премии СССР получали все участники проектов. Им вручался почётный знак, изображение которого приводится в статье. Носить его полагалось на правой стороне груди рядом с орденами. Форма этого знака со временем была изменена.

Срок подачи работ

Также оговаривалось, что на соискание премии принимались только те изобретения и научные труды, работа над которыми была завершена в текущем году. Если же срок их окончания выпадал на период с 15 октября до 1 декабря, то они подлежали рассмотрению уже на следующий год. Однако в 1940 году этот порядок был несколько изменён, и высокие награды получили деятели науки и культуры, а также коллективы, создавшие свои работы в период, охватывавший последние шесть лет.

Источник финансирования проекта

Важно отметить и такую, абсолютно невероятную по нынешним временам деталь: учредив премию своего имени, Сталин (инициатором этого начинания был, разумеется, он) производил награждения лауреатов не из госбюджета, а из собственного кармана. Да-да, именно так. Занимая посты председателя Совнаркома и секретаря ЦК, он за каждый из них получал ежемесячные начисления (зарплату) по 10 тыс. рублей, которые почти полностью переводились в наградной фонд. Кроме того, на финансирование Сталинских премий уходили его гонорары, полагавшиеся за издание многочисленных печатных трудов как внутри страны, так и за рубежом.

Первые обладатели премии

В число первых лауреатов Сталинской премии СССР вошли многие деятели науки, внесшие значительный вклад в развитие народного хозяйства страны и её обороноспособности. Среди них всемирно известный академик П. Л. Капица, разработавший прибор для получения сверхнизких температур (его портрет приводится ниже) и генерал-майор артиллерии П. А. Гельвих, ставший автором целого ряда трудов в области баллистики и теории стрельбы. В их число вошёл знаменитый хирург Н. Н. Бурденко, а также автор работ по геологии Сибири ─ академик В. А. Обручев.

Лауреаты военных лет

В годы Великой Отечественной войны советская научная и творческая интеллигенция не только не прекратила своей деятельности, но и в значительной степени активизировалась, поскольку её представители понимали, что в сложившейся обстановке их труд ещё более важен, чем в мирное время. Соответственно, не уменьшилось в этот период и число лауреатов самой почётной премии.

В частности, высокой оценки удостоилась работа группы учёных, осуществлённая под руководством академика В. Л. Комарова. Она была направлена на развитие народного хозяйства Урала, а также разработку целого ряда мер, способствовавших дальнейшему подъёму чёрной металлургии, энергетики и производства стройматериалов. В число лауреатов в те годы вошёл и военный хирург, лауреат Сталинской премии А. В. Вишневский, создатель знаменитой мази, спасшей от развития гнойных процессов миллионы больных.

В те же годы широкое распространение получили труды известного советского химика Н. Д Зелинского, ставшего автором многочисленных разработок, связанных с оборонной промышленностью страны. За свои достижения он был удостоен Сталинской премии первой степени. Наряду с ним, в военные годы трудились ещё два знаменитых учёных ─ профессор М. В. Келдыш и его коллега, в те годы кандидат технических наук, а позднее академик ─ Е. П. Гроссман. Ими были проведены комплексные исследования, открывшие собой новую страницу отечественного самолётостроения. За свои выдающиеся заслуги оба учёных также вошли в число лауреатов самой почётной и престижной премии страны.

Не оставались в стороне и деятели самых различных областей искусства, также находившие поддержку своего творчества на самом высоком правительственном уровне. В частности, начало 40-х военных годов было отмечено особенно большим количеством работ, представленных на соискание Сталинской премии в области литературы. Согласно архивным данным, за весь 14-летний период (1940 ─ 1954) её лауреатами стали 1706 советских писателей, на поощрение которых было отпущено 57,8 млн рублей.

Настоящими классиками советской литературы стали писатели-лауреаты Сталинской премии Михаил Александрович Шолохов (фото приводится выше), Сергей Николаевич Сергеев-Ценский, Алексей Николаевич Толстой и целый ряд других мастеров пера. Их творчество вошло в золотой фонд отечественной культуры.

Премии, вручённые иным деятелям искусства

Среди прочих деятелей искусства, удостоившихся Сталинской премии, нельзя не вспомнить выдающегося советского композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича ─ создателя знаменитой «Седьмой симфонии», написанной им в блокадном Ленинграде. Его фото приводится ниже. Он трижды становился лауреатом этой престижной премии. Столько же раз получила её и всенародная любимица, не сыгравшая в кино ни одной главной роли, но при этом ставшая настоящей звездой отечественного кинематографа ─ Фаина Георгиевна Раневская. Удостоены высокой награды были и иные деятели искусства.

Многократные лауреаты премии

Среди лауреатов самой почётной премии были свои рекордсмены. Их лидером являлся знаменитый авиаконструктор Сергей Владимирович Ильюшин, который имел 7 Сталинских премий. По шесть раз её получали видные советские кинорежиссёры И. А. Пырьев, И. П. Копалин и Ю. Я. Райзман. Не меньшего успеха добились и актёры Н. И. Боголюбов, Н. П. Охлопков, писатель К. М. Симонов, авиаконструкторы А. С. Яковлев, М. И. Гуревич, А. И. Микоян и композитор С. С. Прокофьев.

Изменения, внесённые в порядок присуждения премий

Вкратце следует упомянуть и о тех изменениях, которые периодически вносились в порядок присуждения премий. Например, в конце 1940 года было принято решение о награждении в каждой номинации не по одному лауреату, а по трём. Повысились также и наградные суммы. Если на момент учреждения премии лауреаты Первой степени получали 100 тыс. рублей, то уже через два года эта сумма была повышена в три раза.

Весьма существенным нововведением стало учреждение в 1949 году Международной Сталинской премии, которая вручалась иностранным гражданам, внесшим значительный вклад в дело укрепления мира. В целях более досконального изучения работ, представлявшихся на соискание премий, в середине 40-х при Совнаркоме были созданы два независимых друг от друга отдела. Один из них занимался исключительно премиями, присуждавшимися в области науки, а другой рассматривал номинантов от литературы и искусства. Это позволило выносить более объективные оценки.

Внесённые изменения коснулись также и сроков подачи работ на рассмотрение Государственного комитета по присуждению премий. Если в начальный период, как указывалось выше, принимались только работы, завершённые до 15 октября текущего года, то впоследствии сочли целесообразным значительно расширить период их создания. Известно, что к концу 40-х годов стали принимать на рассмотрение работы, завершённые в течение последних шести лет.

В любом случае подчёркивалось, что премия присуждается не за общий вклад какого-либо деятеля или целого коллектива в развитие науки и искусства, а за конкретно выполненный проект. Этим создавалось материальное стимулирование последующих научных разработок и создания произведений искусства.

Отмена Сталинской премии и учреждение Ленинской

Ввиду того что И. В. Сталин скоропостижно скончался, не оставив завещания, невозможно было продолжать перечисление гонораров за издание его книг в наградной фонд. Кроме того, после смерти вождя выяснилось, что сбережения, находившиеся на его сберкнижке, не превышали 900 рублей, что являлось крайне незначительной суммой, даже по сравнению со средней зарплатой рабочего, составлявшей в те годы 700 рублей. Счетов же в заграничных банках представители высшего руководства страны тогда ещё не имели.

Таким образом, финансовые поступления в наградной фонд были прерваны. Кроме того, вскоре последовала инициированная Н. С. Хрущёвым кампания по разоблачению культа личности Сталина, в ходе которой само название учреждённой им когда-то награды было изъято из употребления. Все лауреаты, удостоенные Сталинской премии, получили новые удостоверения и значки, где попавшее в опалу название заменялось новым ─ лауреат Государственной премии. Подобные же изменения были внесены в научную и справочную литературу, в которой имя Сталина замалчивалось.

В 1956 году правительственным указом была учреждена Ленинская премия, фактически ничем, кроме названия, не отличавшаяся от Сталинской. Её почётный знак помещён в конце статьи. Выплачивалась она на этот раз не из личных средств главы государства, которым на тот период являлся Н. С. Хрущёв, а из госбюджета, и просуществовала до 1991 года. На протяжении всей истории СССР Ленинская и Сталинская премии являлись высшими формами поощрения советских граждан за их выдающиеся достижения в области науки и искусства.



Loading...Loading...