Предмет Отечественной истории. Функции исторического знания, источники изучения истории, историография

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

История всегда вызывала огромный интерес общества. В прошлые годы отечественная история как наука во многом была политизирована, пронизана односторонними идеологическими догмами, что накладывало определенный отпечаток на формирование исторического мышления людей, особенно молодежи. Сегодня мы отходим от этих штампов и от всего того, что мешает историкам быть предельно объективными. Вместе с тем встречается немало случаев, когда ряд исследователей бросаются в крайность при оценках исторических событий, отходя от исторической объективности, не видят в отечественной истории ничего, кроме трагедий и ошибок. Такие подходы неприемлемы.

В исторической науке накоплен большой опыт создания трудов по истории России. За последние годы переизданы фундаментальные труда по истории России крупных дореволюционных отечественных историков (Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского и др.). Сегодня это труды таких видных историков, как С. В. Бахрушин, Б. Д. Греков, Б. А. Рыбаков, И. Я. Фроянов, Л. Н. Гумилев, Т. А. Фоменко и других. Многие из названных авторов по своим концептуальным подходам противоречат друг другу. Но смысл исторической науки - не достижение единомыслия, а выработка приемлемых теорий, максимально полно объясняющих реалии прошлого.

Мы должны учитывать, что изучение отечественной истории должно проходить в контексте мировой истории. Изучающие историю должны разбираться в путях развития России и ее месте в мировом историческом процессе. Предметом изучения Отечественной истории являются закономерности социально-экономического и политического развития России и ее народов, что проявляются в исторических событиях и фактах.

Основой любого исторического исследования является исторические источники. Без их изучения в глубоком диалектическом единстве содержание и формы невозможно научное познание истории развития общества. К числу наиболее древних источников по истории России могут быть отнесены археологические. Это комплексы вещественных находок в культурном слое земли. Важнейшими и наиболее старыми среди письменных источников являются летописи. Самые ранние работы историков-летописцев появились еще в X-ХII вв. Наиболее известна из них "Повесть временных лет" (XII в.). Одним из ценных источников являются Новгородские грамоты на бересте. Среди законодательных материалов не обойтись без таких, как «Русская правда», Судебник 1497 г., Соборное Уложение 1649 г., «Жалованные» грамоты дворянству и другие.

По Истории России с XVIII в. до настоящего времени имеется огромное количество различных источников: документы и материалы правительственных органов, политических партий и общественно-политических движений); периодическая печать (газеты, журналы и т. д.); документы и материалы музеев; кинофотофонодокументы.

Методы изучения истории группируются по принципу систематики общих, специальных и вспомогательных исторических дисциплин. Среди других подходов важно назвать уникальные методы генеалогии, позволяющие раскрыть происхождение индивидов, семей и родов разного социального положения.

Таким образом, совокупность методологических принципов и методических приемов, источников и способов описаний исторической науки должны образовать непротиворечивую систему познания закономерностей действительности прошлого.


    Предмет и функции отечественной истории как науки.

История (рассказ о прошедшем, об узнанном) - рассматривается в двух видах:

    Как процесс развития природы и общества.

    Как система наук, изучающая прошлое природы и человечества.

Античность – историю воспринимали как художественный рассказ о достопамятных событиях.

Средневековье – историю определяли, как наставницу жизни. История выполняла функцию назидания и руководителя простым людям.

Новое время – с развитием западноевропейской философии история выполняет роль «прислужницы» философии.

Только в начале XIX в. история становится самостоятельной наукой и понимается как наука о законах исторической жизни человеческих обществ.

Ключевский дает определение предмета истории: с одной стороны «это выработка человека», с другой предмет истории это (законы развития человеческого общества) «природа и действие исторических сил».

Функции истории:

    Познавательная – исходит из познания исторического процесса, как социальной отрасли научного сознания, из теоретического обобщения исторических факторов, выявления главных тенденций общественного развития.

    Практически – политическая – состоит в том, что история, как наука, выявляя на основе теоретического осмысления факторов закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать научно-обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.

    Мировоззренческая – история дает документально точные данные о выдающихся событиях прошлого. Их осмысление вырабатывает взгляд на мир, общество, законы его развития.

    Воспитательная – изучение ОИ воспитывает у народа нравственность,

Формирует гуманистические гражданские качества патриотизма, помогает понять такие категории как честь, долг перед обществом, позволяет оценивать политических правителей по результатам их дел.

2. Методы и принципы исторического исследования. Подходы к изучению прошлого.

Научное изучение прошлого обеспечивается общими методологическими принципами.

Принципы – как базовое знание.

Важнейшими методологическими принципами являются принцип историзма и объективности.

Принцип историзма включает в себя:

1. Исторические явления рассматриваются в процессе их эволюционного развития.

2.Этот принцип предполагает изучение конкретной эпохи.
3. Предполагает рассмотрение более общих явлений и процессов происходящих параллельно исследуемым.

Второй принцип это принцип объективности – предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искаженные и не подогнанных под схемы.

Методы . К конкретным методам исторического исследования относятся общенаучные (сравнительный, статистический, логический), собственно-исторические методы (проблемно-хронологический, историко-сравнительный, историческое описание), специальные методы, заимствованные из других наук (социологический, метод математического анализа).

Подходы к изучению прошлого:

    Формационный подход – было принято рассматривать исторический процесс как последовательную смену общественно-экономических формаций (первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический). Главное внимание уделялось классовой борьбе.

    Цивилизационный подход – главное типологической единицей истории считается цивилизация. Это сообщество людей, общественно основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющими устойчивые особые черты в культуре, социально-экономической организации, политической сфере и т.д. При цивилизационом подходе главным звеном, явлением рассмотрением в историческом процессе является человек с его мировоззрениями, характером, менталитетом. Этот подход имеет сравнительный характер.

3. Источники и историография отечественной науки.

Исторические источники понимают совокупность объектов, отражающих исторический процесс и свидетельствующих о прошлом человеческого общества.

Классификация групп исторических источников:

1.вещественные

2. письменные

4. кино-фотодокументы

5. искусственные

Особенности письменных источников:

    Письменность возникла гораздо позже, чем человек

    Письменный источник очень субъективен (летописи, мемуары, худ. литература)

Вещественные источники:

    Археологические находки, любой материальный предмет прошлого

    Вещественные источники менее информативны

Устные источники: былины, сказания. Эффект «глухого телефона»

Кино-фотодокументов очень мало.

Источниковедение - вспомогательная историческая дисциплина. Наука, занимающаяся анализом, классификацией. Крупнейшая наука в ряду вспомогательных дисциплин.

Геральдика – наука о гербах.

Метрология (историческая) – наука, изучающая разные меры длин S, V, веса в истории.

Ономастика – наука, изучающая имена собственные.

Нумизматика – изучает историю денег, чеканки, денежные обращения.

Сфрагистика – изучение печатей.

Хронология (историческая) – системы летоисчисления.

Этимология – наука, изучающая происхождение слова или термина.

Историография – история исторической науки.

Задача состоит в то, что она должна описать и проанализировать взгляды, идеи, концепции историков, а так же поиск закономерностей в развитии исторической науки.

Этапы развития исторической науки:

    Древнерусский

Провиденционализм (предвидение, предначертание)

Летопись (хронограф)

    Среднерусский (средневековье), жизнеописание, провиденционализм.

    XVIII-XIX в. Новое время

    XIX-начало XX в. Многократность, полекаузальный подход (много, причина)

4. Восточные славяне в догосударственный период.

Происхождение славян:

Принадлежит индоевропейской семье народов, расселившихся на территории Евразии от Индии до Западной Европы, во 2-ом тысячелетии до Н.Э. собственно славяне вышли на историческую арену в VI-VIII в. Н.Э. существуют две концепции происхождения славян:

    Автохонтная – славяне исконное население восточно-европейской равнины

    Миграционная – славяне переселились на восточно-европейскую равнину из «дунайская концепция» или «прибалтийская концепция».

Занятие славян: Восточные славяне занимали огромную территорию от Карпатских гор до берегов Балтики, от Западной Двины до верхов Волги и Оки (огромные лесные массивы, крупные речные системы, равнина).

Основные занятия: охота, бортничество, звероловство, подсечное земледелие.

Подсечная система земледелия и колонизации (освоение, перемещение новых территорий).

Речные системы: реки являлись главным средством сообщения, по рекам проходили важнейшие торговые пути (из Варяг в Греки).

В XI-IX в. Н.Э. у восточных славян начинаются сложные социально-экономические процессы: прежде всего распад родовой общины, появление городов, письменности, и усложнение социальной структуры общества. Настоящей «революцией» стало открытие технологии выплавки и обработки железа. К XVIII в. У славян можно было наблюдать трехпольную систему наряду с железными орудиями труда, приводит к выделению крестьянских семей, ведущих самостоятельное хозяйство. Это первый шаг на пути к распаду родовой общины и превращении ее в соседскую.

Культура и верование восточных славян:

Верования славян были языческие, славяне поклонялись силам природы. Верования восточных славян не превратились в религию. Некоторые праздники действуют и сегодня (масленица, Иван Купала). С разложением рядовой общины стало необходимым появление новой религии.

5. Образование Киевской Руси: экономические и политические предпосылки, роль варяжского фактора.

В IX веке было образовано государство Киевская Русь . Киевская Русь положила начало государственности у восточных славян. Киевскую Русь считают раннефеодальным государством – феодальные отношения в этот период только зарождаются, формируются два основных класса: феодалы и феодально-зависимое крестьянство. Основную массу населения составляли крестьяне.

Можно выделить следующие категории зависимых крестьян:

1) холопы – рабы;

2) закупы – крестьяне, взявшие ссуду и до возвращения долга, работающие на своих кредиторов;

3) рядовичи – крестьяне, работающие по договору;

4) смерды – крестьяне, вышедшие из общин под власть князя, а также переселенные на земли князя, представители освобожденных народов. Князь выделял им землю, обеспечивал защиту, а за эту защиту и землю они были обязаны платить оброк и участвовать в военных походах.

Также существовали независимые крестьяне , которые вели свое хозяйство на общинной земле. Со временем общинная земля стала собственностью великого князя.

Класс феодалов составляли: великий князь, представители старшей дружины князя, бояре, потомки старых местных аристократических родов, местные князья.

Завершение складывания государственной структуры и развитие феодальных отношений сделали необходимой кодификацию древнерусского права. Свод законов Киевской Руси назывался «Правда Русская». Создана в 1072 году. С 1068 по 1072 разработано новое законодательство под названием «Правда Ярославичей». Это законодательство дополнило старую «Русскую правду», которая не отвечала требованиям развития общества. Кровную месть заменили штрафы. Новая «Правда» карала за нарушение имущественных прав и личной безопасности жителей. В новом законе сделана попытка сохранить внутренний порядок в стране.

Важную роль в развитии феодальных отношений играло христианство, принятое Русью в период княжения Владимира I. Монастыри и церковь были крупными землевладельцами, собиравшие огромные подати с живших на церковных землях крестьян.

Хозяйство Киевской Руси имело преимущественно натуральный характер, главной отраслью являлось земледелие. К XII веку появились более совершенные орудия труда (плуг, бороны), начинают применять трехполье.

Высокого уровня достигло ремесло. Широкое распространение получил гончарный промысел.

Возникли новые формы ремесленного производства, которые были характерны только для Руси – артели и подряды. Строительство городских стен, башен, укладка мостовых выполнялись артелями.

В XI-XII веках ремесло начинает переходить на стадию товарного производства. Ремесленники продавали изделия торговым людям, которые везли их в отдаленные районы.

В Киеве насчитывалось 8 рынков, каждый из которых был специализированным.

Большое значение для Руси имела и внешняя торговля . Киевская Русь находилась на транзитных торговых путях. Торговый путь из Азии в Северную Европу вел по Волге и Днепру к Балтийскому морю. Это позволяло русским купцам торговать на азиатских и европейских рынках.

Развитие торговли привело к возникновению денежной системы.

Изначально на Руси деньгами служили скот и дорогие меха. Использовались золотые монеты из Византии и арабских стран, серебряные западноевропейские монеты, в основном, во внешней торговле.

С конца X в. на Руси начали чеканить свою монету.

Развитие товарно-денежных отношений способствовало концентрации больших денежных сумм в руках купцов, которые начали активно заниматься ростовщичеством. Под влиянием народных волнений княжеская власть пыталась ограничить ростовщичество.

Великий князь Владимир Мономах в 1113 г. издал «Указ о резах», который запрещал ростовщикам устанавливать размеры годового процента свыше 50.

  1. Шпаргалка по Отечественной истории (2)

    Шпаргалка >> История

    1.Предмет и метод отечественной истории . История (от греч. Historia – рассказ о прошедшем, ... приписывалось дьяку Владимиру Гусеву, однако, по мнению Л. В. Черепнина, поддержанному и другими историками...

  2. Шпаргалка по Истории (5)

    Шпаргалка >> История

    А.Н. Радищев) жестоко наказывались. "Шпаргалка по отечественной истории" Основное содержание просвещенного абсолютизма Екатерины... ; 3) началось железнодорожное строительство. "Шпаргалка по отечественной истории" Россия в XIX в. продолжала оставаться...

  3. Шпаргалка по Истории (9)

    Шпаргалка >> История

    Революционеров складывалась и на отечественной почве, так как многие... науках. Появились интересные публикации по отечественной истории . Их авторы пытались пересмотреть... науки в СССР", "История

Изучение гуманитарных и социально-экономических наук составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки специалистов и способствует интеллектуальному развитию личности. К важнейшим общественным наукам относится история.

История - это наука о прошлом человеческого общества, его развитии, закономерностях и особенностях эволюции (то есть изменений, преобразований) в конкретных формах, пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, общественной жизни страны, деятельности исторических личностей.

Предметом отечественной истории являются закономерности политического и социально-экономического развития российского государства и общества. В отличие от других общественных наук (философии, политологии, социологии) история России исследует конкретные формы проявления исторических закономерностей, выражающихся в исторических событиях и фактах.

В результате изучения предмета отечественной истории студент должен приобрести комплексное знание процесса формирования предпосылок, зарождения и социально-политического развития российского общества как части всемирной истории человечества, но со своими особенностями.

В сущности, история - одна из важнейших форм самосознания людей. Опытом истории стремятся воспользоваться противоборствующие политические силы. Сложная современная российская действительность ярко показывает, что все общественные движения России стремятся обосновывать свои действия ссылками на историю. В истолковании исторических событий наблюдается непрекращающаяся борьба различных идей и мнений.

История - наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат) фактов, событий. По сравнению с другими гуманитарными науками, изучающими какую-либо одну сторону общественной жизни, она характеризуется тем, что предметом её познания является вся совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса. Многие проблемы современности, которыми занимаются экономисты, политологи, социологи и другие специалисты гуманитарного цикла, могут быть решены только на основе исторического подхода, исторического анализа, на базе проделанной историками работы по сбору, систематизации и обобщению огромной совокупности фактов, позволяющих выявить тенденции общественного развития.

На разговоры о том, что история никого и ничему не научила, выдающийся русский историк В.О. Ключевский ответил: "История учит даже тех, кто у неё не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение".

Каковы же формы исторического знания как части общественного сознания? Историческое знание складывалось постепенно, по ступеням развития человечества. Для появления исторических представлений необходимо было достижение такого уровня общественной жизни, при котором сознанию человека становилось доступным понимание переходов от одного состояния общества и личности к другому. В древности было архаическое сознание - объяснение явлений природы и общественной жизни действиями сверхъестественных сил. Это отражалось в мифологии. Важным условием созревания истории как отрасли знаний явилось утверждение представлений о линейном времени, хронологии. На высших ступенях развития человечества исторический процесс стал представляться целостным явлением и в то же время состоящим из совокупности различных сфер общественной жизни.

Поэтому формы исторического знания различают по их качественным ступеням. Элементарная, обыденная форма исторического знания присуща каждому человеку и выражается в общих представлениях о прошлом. Следующий уровень исторического знания складывается в ходе школьного усвоения суммы исторических фактов в хронологической последовательности. Высшая ступень исторического знания (научного) складывается в ходе теоретического осмысления прошлого, дающего возможность объяснить сложную и противоречивую историю человечества, закономерности её развития. Учебные программы, методика получения образования в системе высшей школы дают возможность студенту овладеть научными знаниями истории.

История выполняет несколько социально значимых функций. Первая - познавательная и интеллектуально-развивающая функция исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, из теоретического обобщения исторических фактов, выявления главных тенденций общественного развития. На научном языке слово "история" часто употребляют как процесс движения во времени и как процесс познания во времени. Поэтому при изучении курса отечественной истории важно познание процесса зарождения, становления и функционирования Российского государства на различных этапах.

Вторая функция - практически-политическая. Сущность её в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.

Третья функция - мировоззренческая. История даёт документально точные данные о выдающихся событиях прошлого. Их осмысление вырабатывает взгляд на мир, общество, законы его развития. Мировоззрение может быть научным, если опирается на общественную реальность; в общественном развитии - это исторические факты.

Четвёртая функция - воспитательная. Изучение отечественной истории воспитывает у народа нравственность, формирует гуманистические гражданские качества патриотизма, помогает понять такие категории, как честь, долг перед обществом, позволяет оценивать политических руководителей по результатам их дел.

Предметом изучения

Объектом изучения

1)

2) практическо-политическая

3) мировоззренческая

4) воспитательная

Крымская война 1853 – 1856гг.: причины, ход, итоги.

Причины Крымской войны.

Во время правления Николая Первого, а это почти три десятка лет, государство Российское достигло огромной мощи, как в экономическом, так и в политическом развитии. Николай начал осознавать то, что неплохо было бы продолжать расширять территориальные границы Российской империи. Как настоящий военный Николай I не мог довольствоваться только тем, что имелось. Это и стало основной причиной Крымской войны 1853-1856 гг.

Зоркий глаз императора был устремлен на Восток, помимо этого в его планы входило усилить влияние на Балканах, причиной тому было проживание там православных людей. Однако ослабление Турции не очень устраивало такие государства как Францию и Англию. И они решают объявить России войну в 1854 году. А до этого, в 1853 году – войну России объявляет Турция.

Отечественная история: предмет, объект, цель, задачи, функции

Предметом изучения Отечественной истории являются закономерности политического и социально-экономического развития Российского государства и общества как части мирового процесса истории человечества.

Объектом изучения является история человеческого общества и человеческой деятельности в совокупности и взаимосвязи их основных сфер: экономики, социальных отношений, внутренней и внешней политики, культуры.

Цель курса Отечественной истории: изучение основных этапов истории России, ее места и роли в мировом историческом процессе.

Задачами Отечественной истории являются: изучение и обобщение опыта прошлого, выявление закономерностей развития государственных и правовых институтов, изучение тенденций развития государства и права с целью возможного прогноза развития.

Функции исторического знания:

1) познавательная, интеллектуально-развивающая – исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, выявления главных тенденций общественного развития истории и как итог – теоретического обобщения исторических фактов;

2) практическо-политическая – выявляя закономерности развития общества, помогает разработать научно обоснованный политический курс. Вместе с тем знание истории способствует формированию оптимального варианта политики по руководству массами;

3) мировоззренческая – при изучении истории в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения. Это происходит потому, что история, опираясь на различные источники, дает документально точные данные о событиях прошлого. Люди обращаются к прошлому для того, чтобы лучше понять современную жизнь, заложенные в ней тенденции. Таким образом, знание истории вооружает людей пониманием исторической перспективы.

4) воспитательная – состоит в том, что знание истории активно формирует гражданские качества личности, позволяет разобраться в достоинствах и недостатках современной общественной системы.

Образование древнерусского государства. Дискуссии о возникновении государственности у восточных славян.

Как написано в знаменитой на весь мир «Повести временных лет», Рюрика с братьями призвали на княжение в Новгород в862 году. Эта дата для многих стала началом отсчета государственности Древней Руси. Варяжские князья сели на престолы в Новгороде (Рюрик), Изборске (Трувор), в Белозере (Синеус). Уже через некоторое ремя Рюрику удалось соединить воедино представленные земли под единой властью.

Олег, князь из Новгорода, в 882 году захватил Киев для объединения важнейших групп земель, а затем присоединил и остальные территории. Именно с того периода земли восточных славян объединились в большое государство. Иными словами, формирование древнерусского государства относится к 9 веку, по мнению большинства ученых.

феодальный раздробленность опричнина сталин

Предметом изучения Отечественной истории являются закономерности политического и социально-экономического развития Российского государства и общества как части мирового процесса истории человечества. История России рассматривает общественно-политические процессы, деятельность различных политических сил, развитие политических систем и государственных структур.

Выделяются следующие функции исторического знания:

  • 1) познавательная, интеллектуально-развивающая - исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, выявления главных тенденций общественного развития истории и как итог - теоретического обобщения исторических фактов;
  • 2) практическо-политическая - выявляя закономерности развития общества, помогает разработать научно обоснованный политический курс. Вместе с тем знание истории способствует формированию оптимального варианта политики по руководству массами;
  • 3) мировоззренческая - при изучении истории в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения. Это происходит потому, что история, опираясь на различные источники, дает документально точные данные о событиях прошлого. Люди обращаются к прошлому для того, чтобы лучше понять современную жизнь, заложенные в ней тенденции. Таким образом, знание истории вооружает людей пониманием исторической перспективы.
  • 4) воспитательная - состоит в том, что знание истории активно формирует гражданские качества личности, позволяет разобраться в достоинствах и недостатках современной общественной системы.

Принципы научного исследования истории:

  • 1. Принцип объективности обязывает рассматривать историческую реальность независимо от желаний, стремлений, установок и пристрастий субъекта. Необходимо прежде всего изучение объективных закономерностей, которые определяют процессы общественно-политического развития. Для этого следует опираться на факты в их истинном содержании, а также рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости.
  • 2. Принцип историзма гласит, что любое историческое явление должно изучаться с точки зрения того, где, когда и почему это явление возникло, каким оно было вначале, как затем развивалось, какой путь прошло, какие оценки ему давались на том или ином этапе развития, что можно сказать о его перспективах. Принцип историзма требует, чтобы любой изучающий историю не становился судьей при оценке исторических и политических событий.
  • 3. Под принципом социального подхода понимают проявление определенных социальных и классовых интересов, всей суммы социально-классовых отношений. Следует подчеркнуть, что принцип социального подхода к истории особенно необходим и существен в оценке программ и реальной деятельности политических партий и движений, а также их лидеров и функционеров.
  • 4. Принцип всесторонности изучения истории подразумевает необходимость не только полноты и достоверности информации, но и учета всех сторон и взаимосвязей, влияющих на политическую сферу жизни общества.


Loading...Loading...