Авиация в локальных войнах незавоеванная победа. Потери авиационной техники


F-84E из 523-го FS, принимавший участие в бою с МиГами 21 января 1951 г. Его летчик п/п-к У. Бертрам заявил об одной одержанной в этом бою победе

F-84E of 523th FS took part in air combat with Mnfs on 21 January, 1951. Lieutenant-colonel W. Bertram who was at the controls of this fighter-bomber reported one win

После 31 декабря, когда северокорейская армия и части китайских добровольцев прорвали фронт и оттеснили войска ООН на 90-100 км южнее 38-й параллели, американская авиация резко снизила свою активность в северных районах Ко-реи. С 1 по 20 января 1951 г. летчики 50-й авиадивизии лишь эпизодически встречались с противником, который, обна-ружив МиГи, сразу же уходил на свою территорию. Чтобы успешно перехватывать вражеские истребители-бомбардировщики на дальних подступах к прикрывае-мым объектам, выносной пункт управления (ВПУ) из района Кидзио перенесли южнее к Кайсену. Это оказалось еще более важно в дальнейшем, когда актив-ность американцев резко возросла.

21 января стал для летчиков 50-й ИАД самым напряженным днем их корейской командировки. В четырех воздушных боях с новыми истребителями-бомбардировщиками F-84 Thunderjet приняли участие оба полка дивизии, а также 10-го ИАП ВВС КНР. Первыми вступили в бой летчики 3-й АЭ 29-го ГИАП. В 7.34 шесть МиГ-15бис под командованием гв. м-ра Юркевича вылетели на перехват против-ника в район Анею и встретили там 4 F-84, которые летели ниже. МиГи сверху-сзади атаковали «Тандерджеты», и гв. ст. л-т Бондаренко сбил один из них. Амери-канцы боя не приняли и ушли на бреющем полете. Спустя полтора часа с ВПУ была наведена на противника шестерка гв. к-на Орлова. Ведущий второй пары гв. к-н Гречко первым обнаружил два F-84 и атаковал их со стороны солнца. С мини-мальной дистанции в 75 м он расстрелял ведомый американский самолет. Второй «Тандерджет» сбил ведущий третьей пары гв. м-р Богатырев. В этот момент в бой вступила основная группа противника: 8 F-84 попытались атаковать МиГи сверху. Завязалась ожесточенная воздушная схватка, в которой ни одна из сторон не смогла добиться успеха. Вступившие в бой самолеты 10-го ИАП склонили чашу весов в нашу пользу, причем одному из китайских летчиков удалось сбить «Тандерджет». Когда же подошла шестер-ка МиГов под командованием гв. м-ра Крымского, F-84 с резким снижением вышли из боя.

Через два дня американцы вновь бросили на штурмовку коммуникаций Северной Кореи большие силы авиации. 23 января в 7.00 двадцать МиГ-15бис из 29-го полка и восемь китайских истре-бителей взлетели для отражения удара 30 «Тандерджетов» по станции Сингисю. Боевой порядок противника состоял из четырех групп, эшелонированных по вы-соте от 400 до 6000 м, поэтому коман-дование 50-й ИАД вводило МиГи в бой отдельными группами на разных высотах. Первой встретилась с противником шестерка Крымского, которая, обна-ружив на высоте 6000 м восемь F-84, попыталась зайти им в хвост. Однако противник заметил нападение и, раз-бившись на пары и отдельные самолеты, стал уходить из-под удара. МиГи в одиночку и парами пресле-довали врага, и после нескольких атак гв. к-н Чумаков и гв. ст. л-т Курносов сбили по одному F-84 и еще по одному повредили. 6 МиГ-15бис из 1-й АЭ, ведомые Орловым, на высоте 400 м вступили в бой с восьмеркой «Тандер-джетов», в ходе которого Орлов, Богатырев и гв. к-н Рязанов сбили по самолету, а Гречко один F-84 пов-редил. Американцы подбили один МиГ, который вошел в неуправляемый штопор и врезался в землю, гв. к-н Гребенкин погиб. Восьмерка 3-й АЭ под командованием Юркевича на высоте 3000 м атаковала 6 «Тан-дерджетов», но при этом сама подверглась нападению четырех F-84. Ударная группа Юркевича ушла вверх, а прикрывающая четверка МиГов атаковала пару F-84. Ведущий этой четверки гв. к-н Перекрест с дис-танции 300 м сбил ведомый «Тандер-джет». Этот воздушный бой стал самым крупным из всех, проведенных 50-й ИАД на корейском фронте. В течение дня летчики 29-го ГИАП и 10-го ИАП ВВС КНР еще дважды вылетали на перехват американских истребителей-бомбардировщиков, которые, обнаружив МиГи, сразу уходили на свою территорию.

Управление полка

гв. ст. л-т Орлов П. И. гв. к-н Науменко С. И. 1

Командир гв. п/п-к Вирич Д. В.

Замполит гв. п-кФиронов П. В.

Пом. к-ра гв. м-р Берсенев В. Ф.

Штурман гв. м-р Келейников Ю. Я. 1

И. о. нач. штаба гв. ст. л-т Загатный Г П.

1-яАЭ

Командир Зам. команд., штурман

Замполит гв. ст. л-т Володкин С. И. 9

Командир звена гв. к-н Богатырев И. Ф. 2

Командир звена гв. ст. л-т Дердиенко Н. Н.

Старший летчик гв. к-н Лазарев Н. Н.

Старший летчик гв. ст. л-т Рязанов А. Д. 9

Старший летчик гв. ст. л-т Гречко И. Ф. 4

Летчик гв. ст. л-т Гребенкин Г. М. 6

Летчик гв. ст. л-т Любимов С. М. 10

Летчик гв. л-т Минин К. В. 6

Летчик гв. л-т Сериков Н. Н.

2-яАЭ

гв. к-н Крымский В. Н.

Командир Зам. команд., штурман гв. к-н Введенский Л. П. 8

Замполит гв. ст. л-т Чумаков Г. П. 9

Командир звена гв. ст. л-т Крец М. П.

Командир звена гв. ст. л-т Петров Н. Н. 8

Старший летчик гв. ст. л-т Глинский Ю. И. 9

Старший летчик гв. ст. л-т Андрианов А. Ф. 7

Старший летчик гв. ст. л-т Румянцев К. В.

Летчик гв. л-т Курносое А. К. 9

3-яАЭ

Командир гв. к-н Юркевич И. И. 10

Зам. команд., штурман гв. ст. л-т Перекрест А. И. 3

Замполит гв. ст. л-тЖандаров Н. М.

Командир звена гв. ст. л-т Павленко П. А. 8

Старший летчик гв. ст. л-т Рыжов А. Д. 9

Старший летчик гв. ст. л-т Федосеев М. В. 8

Летчик гв. ст. л-т Поляков С. М.

Летчик гв. л-т Бондаренко В. Р. 5

Летчик гв. л-т Сотников Ю. П. 8

23 января 1951 г. стал последним днем боевой деятельности 29-го ГИАП в корейской командировке. По распо-ряжению командира 64-го ИАК полк 23-24 января перебазировался на аэродром Аньшань, затем передал свою материальную часть 151-й ГИАД и в период 12-15 февраля отбыл в СССР. За неполные два месяца 29-й ГИАП произвел 58 групповых боевых вылетов {606 самолето-вылетов). Его летчики участвовали в 27 воздушных боях и сбили 37 самолетов: 5 В-29, 1 RB-45, 16 F-80, 11 F-84 и 4 F-86. Средний показатель боевой эффек-тивности полка – 18,5 побед за месяц, что намного выше результативности любого другого советского истре-бительного авиаполка, воевавшего в Корее.

Оба полка 50-й ИАД уничтожили в совокупности 61 самолет противника. Конечно, эта цифра составляет лишь малую часть от 1097 побед, одер-жанных летчиками 64-го ИАК на корейском фронте, но надо помнить, что эта дивизия вела боевые действия всего 68 дней, из которых только 49 дней над Северной Кореей стояла летная погода. По количеству сбитых самолетов за один месяц летчикам 50-й ИАД нет равных среди других 10 дивизий авиакорпуса. Немного более высокий показатель имеет только 303-я ИАД, но в ее состав входили три полка.

В марте 1951 г. 50-я авиадивизия вошла в состав 25-й Истребительной Воздушной Армии ПВО Ленин-градского района, где и продолжала нести службу до конца шестидесятых годов. Потом была расформирована, вместе с ней прекратил свое существование 29-й ГИАП – один из лучших советских истребительных авиаполков.

Список потерь авиационной техники в Афганистане составлен с использованием открытых источников и воспоминаний ветеранов. Работа над ним не закончена и, по мере поступления новых данных, информация корректируется. Выражаем огромную благодарность за помощь в составлении списков авиационным историкам Сергею Николаевичу Пазыничу и Валерию Ивановичу Аблазову и, конечно же, всем Ветеранам Афганской войны и их родственникам, дополнявшим и исправлявшим материал. Отметим весомый вклад Бориса Четвертакова и ветеранов ИБА/РА, составивших список потерь самолетов Су-17 , Владимира Блинова (сайт). Отдельное спасибо Михаилу Жирохову за создание ветки "Наши потери в Афгане" на Авиа.ру.


Вступительное слово

Обращаемся к читателям, не имеющим отношения к авиации, - прочитав хронологию потерь советской авиатехники в Афганистане у вас может возникнуть мнение, что многие аварии и катастрофы произошли по вине самих экипажей и война тут, собственно, не причем, но, в действительности, это не так! Экипажи шли на сознательный риск для того, чтобы выполнить боевое задание: летали "на бреющем", спасаясь от обстрела ракетами с земли (отсюда столкновения с землей в маловысотном полете), выполняли посадки на обдуваемые ветрами "пятачки" в горах, чтобы забрать тяжелораненого (отсюда падения при посадках на высокогорных площадках), старались не выйти за пределы охраняемой зоны аэродромов (отсюда выходы на закритические углы и режимы полета).

В мирных условиях на подобный риск не идут, а война требует... В моральном плане не важно, как погиб экипаж - от вражеской пули или разбился в результате рискованной попытки выполнить боевое задание, важно, что все авиаторы погибли, честно выполняя свой долг , не струсив и не предав! Мы можем гордиться ими.

В описаниях обстоятельств потерь Вы также найдете много случаев спасения летчиков-истребителей и штурмовиков. Один из них через 25 лет написал вот такие строки:
«
За нашу память это нам надо благодарить вашего "брата", кто не просто "пахал" на "пчелках",как пчелка (на "шмелях" и "кишкалдаках", естественно, аналогично), а вынес всю тяжесть боевых утрат настоящих друзей, парней-пилотов. Благодаря ВАМ живы много солдат и офицеров, память которых о ВАС уже вторична, производная ваших подвигов больших и малых, но ежедневных. ВЫ спасали нас из такой, пардон, ж..., что лично мне до сих пор не верится, что живой, как Станиславскому. Но у него театр и все "понарошку", а в Афгане до боли реально и...,порой, обидно за нашу доблестную и самую порядочную АА, когда умаляют ВАШИ боевые заслуги ».

Чтим и помним!

АВИАЦИЯ В ЛОКАЛЬНЫХ КОНФЛИКТАХ

Жаркое небо Афганистана. Ч. II

Истребительная авиация

Виктор Ю. Марковский/ Харьков Фото В. Максименко, С. Привалова, Б. Гаврилова

Среди самолетов, переброшенных в Афганистан при вводе советских войск, большую часть составляли истребители. По численности к началу января 1980 г. они уступали лишь вертолетам - «воздушным рабочим» фронтовой авиации. Появление истребителей в ВВС 40-й армии было вызвано опасением контрмер со стороны Запада. «Агрессивный империализм, - гласила официальная легенда, рвется установить на склонах Гиндукуша нацеленные на СССР ракеты», поэтому возможность открытого столкновения с американцами и их союзниками рассматривалась вполне серьезно; на этот счет в докладной записке ЦК КПСС говорилось: «… нам придется иметь дело с объединенными силами США, других стран НАТО, Китая и Австралии». Не исключалось и втягивание в войну соседних с Афганистаном мусульманских государств, которые могли бы придти на помощь «братьям по вере».

С учетом этих прогнозов и строилась операция по «оказанию помощи народу и правительству Афганистана в борьбе против внешней агрессии». Для прикрытия с воздуха в состав 40-й армии включили зенитно-ракетную бригаду, а на аэродромы ДРА перелетели четыре эскадрильи с 48-ю МиГ-21. Командование группировкой истребительной авиации (ИА) принял на себя полковник А. Шпак. Чтобы сохранить операцию в тайне, переброску осуществляли с близлежащих аэродромов ТуркВО Мары и Кокайды. На всякий случай в повышенную боевую готовность были приведены и другие части ВВС и ПВО, вплоть до самых отдаленных военных округов; к перебазированию для защиты «южных рубежей» готовили даже полки тяжелых перехватчиков Ту-128 с севера.

Нападения ожидали в первую очередь с южного направления, откуда могли прорваться самолеты с авианосцев американского 7-го флота, и со стороны «пакистанской военщины», располагавшей к этому времени более чем 200 боевыми самолетами. Граница с Ираном, охваченным антишахской революцией и занятым собственными проблемами, считалась относительно безопасной.

На юге истребители разместили на аэродроме Кандагар, расположенном на краю Регистанской пустыни. Центральные и восточные районы прикрыли эскадрильи, базировавшиеся на Баграм - мощную военно-воздушную базу в 50 км на север от Кабула, весьма подходившую для базирования ИА. Построенный еще при короле Захир-Шахе аэродром служил основной базой и учебным центром афганских ВВС; на нем находились полки МиГ-21 и Су-7БМК, сыгравшие немалую роль в дни апрельской революции 1978 г. Первоклассная бетонная ВПП Баграма, уложенная американцами (друживший с СССР Захир-Шах постройку инженерных сооружений поручил все же западным фирмам), имела длину 3300 м, а ее ширина позволяла истребителям взлетать сразу звеном. На стоянках были построены мощные укрытия для самолетов -настоящие крепости из валунов и камней, залитых бетоном, оборудованные убежищами, связью и всеми необходимыми коммуникациями. Накрыть стоящие в них самолеты можно было только прямым попаданием. Аэродром имел ремонтную базу, мастерские, склады и хранилища для горючего. Его радиотехническое оборудование и средства руководства полетами, как все в афганской армии, были советского происхождения и полностью подходили для новых «постояльцев».* Близость Баграма к границе СССР упрощала снабжение. Кроме истребителей, на аэродроме разместили разведывательную эскадрилью МиГ-21 Р и вертолеты, развернули полевой командный пункт и узел связи.

Первую зиму авиаторам пришлось провести в палатках и оборудованных на скорую руку землянках. Затем появились домики-модули, сборные ангары для техники и целые кварталы самостроя из единственно доступного материала -досок от бомботары и снарядных ящиков. Через несколько лет эти временные постройки так разрослись, что прилетавшие на смену полки встречали целые поселки бомботарных домов, среди которых были даже бани с саунами.

Вторжение империалистов в Афганистан так и не состоялось, но пропаганда свое дело сделала: многие из оказавшихся в декабре 1979 г. в ДРА искренне верили, что буквально на несколько часов опередили американцев и даже «слышали гул их самолетов»!

Противника в воздухе не оказалось, но очень скоро истребителям нашлась другая работа. 10 января 1980 г. в 20-й афганской пехотной дивизии вспыхнул мятеж, для борьбы с которым пришлось привлечьтанки и авиацию советского контингента. Мятеж подавили, уничтожив около ста восставших и потеряв двух советских солдат (еще двое были ранены). С тех пор удары по наземным целям стали основным занятием ИА.

До весны 1980 г. советское командование старалось не вести масштабных боевыхдействий. Предполагалось, «обозначив» свое присутствие в Афганистане и посадив там правительство Кармаля, вывести войска. Но «дружественный афганский народ» на поверку оказался не очень восприимчив к идеалам социализма, а неуклюжие попытки наладить «новую жизнь», зачастую противоречившие местным обычаям и законам шариата, лишь множили количество недовольных. Жителям горных селений, слабо разбиравшимся в тонкостях политики (многие всерьез считали, что Советский Союз захватили китайцы и поэтому «шурави» пришли на афганскую землю), было не привыкать бороться за свою свободу, а обращению с оружием у пуштунов учились с детства.

Для ликвидации очагов сопротивления советским войскам в конце февраля был отдан приказ: совместно с частями афганской армии начать активные боевые действия, прежде всего в приграничных с Ираном и Пакистаном районах. Первую крупную операцию провели в провинции Кунар в марте 1980 г. Продвижение советского мотострелкового полка в направлении г. Асадабада поддерживали истре-бит%ли. Специфика афганских условий сразу дала о себе знать - движение войск сопровождалось непрерывными обстрелами, а прилетавшие летчики не могли отыскать прячущиеся среди скал и нагромождений камней огневые точки - мешали большая скорость, да и время подлета (авиацию вызывали по радио) позволяло противнику сменить позиции. Пилотам, знавшим, что цели должны находиться «где-то здесь» (пользуясь при этом устаревшими картами, не менявшимися с 50-х годов), пришлось наносить удары по площадям, накрывая квадраты вдоль дороги. Дважды при этом под огонь авиации попадали свои войска; к счастью, обошлось без жертв.

В то же время пришлось усилить авиационную группировку и на западе Афганистана: часть истребителей перебросили на аэродром Шинданда - крохотного городка в пустыне у иранской границы, ставшего опорным пунктом советских войск в этих местах. Шинданд, Баграм, а также Кандагар и в дальнейшем оставались базовыми аэродромами ИА, между которыми при необходимости производилась переброска самолетов для сосредоточения мощных ударных групп. Северные провинции ДРА Балх, Джузджан и Фариаб в основном «обслуживали» МиГ-21 с аэродрома Кокайды, находившегося в Узбекистане всего в 25 км от границы, летчики которого называли местные банды «своими подшефными».

На первом этапе войны самолетный парк ИА состоял только из МиГ-21 модификаций СМ, СМТ и бис. Тяжеловатый и не особенно любимый летчиками в Советском Союзе МиГ-21СМТ имел в афганских условиях свои достоинства: увеличенный запас топлива обеспечивал ему большую продолжительность (и на 200- 250 км большую дальность) полета, зачастую так необходимую в рейдах над лишенными ориентиров горами и пустынями. При постановке задач командование ВВС 40-й армии не делало особых различий между истребителями и истребителями-бомбардировщиками. Работы хватало всем, а по выучке летчики-истребители не уступали пилотам ИБА (бомбометание и штурмовка входили в курс боевой подготовки ИА). Хотя прицельное оборудование МиГ-21 (самолет имел только стрелковый прицел АСП-ПФД) выглядело более скромным по сравнению с лазерными дальномерами и допплеровскими радиосистемами Су-17 и Су-25, но в горах, занимающих 80% территории Афганистана и служивших основным прибежищем противнику, сложная автоматика давала много промахов, и на первый план выходили навыки и индивидуальные приемы летчиков, прицеливавшихся при сбросе бомб «по кончику ПВД».

Обычно МиГ-21 несли не более двух 250-кг бомб - сказывались разреженный воздух высокогорья и жара (уже при обычных для этих мест +35°С тяга двигателей Р-13-300 падала на 15%). В этих условиях при нормальном взлетном весе разбег достигал 1500 м против обычных 850 м, а с «пятисотками» самолет, к тому же, становился слишком труден в управлении на взлете и заметно терял скороподъемность. Брать большую бомбовую нагрузку за счет сокращения заправки было рискованно -летчики предпочитали иметь навигационный запас топлива при возвращении домой. Если обнаружить аэродром все же не удавалось, инструкция предписывала взять курс на север и после полной выработки горючего катапультироваться над советской территорией.

В первый период боевых действий тактика не отличалась разнообразием: к цели самолеты, ведомые опытным летчиком, шли в строю колонны или пеленга, для эффективности удара смыкая боевой порядок перед атакой или становясь в круг. Штурмовка цели производилась последовательно поодиночке или парами с пикирования бомбами, НАР и пушечным огнем. Ответная стрельба из автоматов и дедовских винтовок при этом не принималась в расчет, и на открытой местности летчики МиГов отваживались снижаться до предельно малых высот для достижения внезапности атаки. Включив форсаж и выйдя на сверхзвук, они подавляли врага громовым раскатом ударной волны, от которой вьючные лошади и верблюды (основной транспорт душманов) в ужасе разбегались по окрестностям. Удары наносились группами в 4-8 истребителей: в условиях, когда каждый дувал в кишлаках, скала и расщелина в горах могли служить укрытием для противника, атака меньшими силами была неэффективной. При необходимости на бомбардировку баз и укрепленных районов уходили 12-16 самолетов. Особенностью действий ИА стала работа по объектам, расположенным в высокогорных районах, куда не могли «дотянуться» вертолеты и штурмовики. Истребители участвовали и в проводке транспортных колонн, образуя «внешнее кольцо» охраны. Над самой колонной непосредственное прикрытие вели сопровождавшие ее вертолеты.

Для более надежного взаимодействия с авиацией в состав колонн стали включать корректировщиков и авианаводчиков (их назначали из числа летчиков и штурманов, по разным причинам ос"са-вивших летную работу). При проведении боевых операций их придавали каждому мотострелковому или десантному батальону. Обязанности наводчика требовали постоянного внимания, хорошей ориентировки на"местности, тактических способностей - от него зависела эффективность авиационной поддержки, и при мощных налетах место на КП занимал командир работавшего полка. Корректировщики, сопровождавшие войска в боевых порядках, должны были обладать еще и немалой выносливостью: им приходилось волочить на себе громоздкую 23-кг рацию. Положение своих войск при штурмовке обозначалось цветными дымами сигнальных шашек, по ним же при поиске целей, руководствуясь командами с земли, определялись летчики. Противник быстро оценил значение «управляющих» и старался вывести их из строя в первую очередь. Пленные моджахеды рассказывали, что их специально инструктировали по обнаружению и уничтожению авианаводчиков. Среди авиаторов офицеры боевого управления несли наибольшие потери, заслужив строки в песне: «Враг знает точно - там, где дым, лежит наводчик невредим, и силу своего огня он направляет на меня…» Другой тактической новинкой стало взаимодействие авиации с артиллерией -летчики обрабатывали недоступные для нее цели и блокировали попытки противника выйти из-под обстрела.

У истребителей, базировавшихся в Шинданде, «дежурной целью» стал лежавший неподалеку Герат - старинный торговый город на пересечении важных

дорог, по которым велось снабжение гарнизонов. Вплотную к городу подступала обширная «зеленая зона», и хозяйничавшие в ней банды свободно чувствовали себя не только в окрестных поселках, но и в самом городе. За право контроля над Гератом шла непрерывная борьба, в которой обстрелы и операции по очистке сочетались с попытками переговоров и даже взаимных торгов (моджахеды соглашались оставить в покое местную цементную фабрику в обмен на обещание пощадить родную деревню одного из местных «авторитетов»). Веское слово в этой борьбе оставалось за авиацией. Временами налеты на древний город следовали беспрерывно, и в результате западная часть Герата, где, по словам побывавших в городе журналистов, «бомбардировки были более чем интенсивными», была полностью разрушена и превращена в развалины.

Чаще всего применялись бомбы ФАБ-250 и ОФАБ-250-270 с площадью поражения до 1200 м2, а также разовые бомбовые кассеты РБК-250-275, вмещавшие 150 осколочных боеприпасов АО-1сч* и накрывавшие цели на площади до 4800 м2. Еще большей эффективностью обладали «шарики» РБК-500,

разлетавшиеся в радиусе 350- 400 м. Пара самолетов с РБК могла полностью «накрыть» кишлак.

Широко использовались НАР С-5М, запускавшиеся из универсальных блоков УБ-16-57 и УБ-32-57. Против живой силы крупных банд и в местах базирования моджахедов применялись также специальные НАР С-5С со стреловидными поражающими элементами. Каждая такая ракета несла 1000 оперенных стальных стрел, на подлете к цели выбрасываемых вперед вышибным зарядом и способных изрешетить все живое на 15- 20 м2. Немалое воздействие на противника оказывал и сам вид залпа десятков ракет, после которого цель исчезала в сплошных разрывах. Другим распространенным видом оружия были крупнокалиберные 240-мм НАР С-24, большая дальность пуска которых позволяла летчикам увереннее чувствовать себя в стесненных для маневра горных распадках во время выхода из атаки. Мощная осколочно-фугасная боевая часть С-24 разносила в пыль толстостенные глинобитные дувалы, за которыми укрывались душманы, и превращала в груды камней огневые точки в горах.

Направлявшиеся в Афганистан истребительные полки оставляли на месте часть самолетов (чтобы не оголять аэродром основного базирования) и обычно имели в своем составе две усиленные эскадрильи с общим числом 30-35 самолетов. Особенно большую нагрузку несли учебно-боевые МиГ-21УС/УМ. Помимо тренировок, спарки использовались в вывозных полетах, в которых летчики знакомились с районом боевых действий, для ведения разведки и целеуказания (место инструктора при этом занимал опытный летчик или штурман, хорошо знавший местность). С помощью спарок выполняли и контроль результатов налетов.

Для дневной и ночной фотосъемки местности применялись МиГ-21Р, оснащенные аэрофотоаппаратами АФА-39 и АШФА. В состав их оборудования входил и магнитофон, на который летчик записывал «путевые впечатления». Разведывательные МиГи использовались при

ночных ударах, подсвечивая район налета «люстрами» - осветительными авиабомбами САБ-100 и САБ-250. Они участвовали в атаках и поиске караванов с оружием, особенно по ночам (если днем досмотр вели поисковые группы на вертолетах, то скрывавшийся в темноте караван вез явно не изюм, и его судьба решалась однозначно…). Экипажи МиГ-21Р, лучше других знавшие, где искать цель, вели и «свободную охоту» - самостоятельный поиск и уничтожение противника. В этом случае они несли подвесные баки, две РБК-250-275 или 2-4 НАР С-24.

Афганские истребители летали на МиГ-21МФ и МиГ-21бис (к весне 1980 г. в Мазари-Шарифе находились также 50 МиГ-17Ф/ПФ, использовавшихся для штурмовки). В технике пилотирования многие из них не уступали советским летчикам, и причина этого крылась отнюдь не в глубокой «идейной убежденности». Афганские пилоты большей частью были выходцами из знатных пуштунских и таджикских родов, чувствовали себя в воздухе раскованно и мало обращали внимания на всевозможные наставления и ограничения, излюбленные в наших ВВС. При этом, однако, их боеспособность нельзя было назвать высокой: летали афганцы от силы 2-3 дня в неделю с обязательным предписанным Кораном выходным по пятницам. Выполнением боевых задач они себя особо не утруждали, считая бомбовую нагрузку из пары «соток» вполне достаточной (да и те часто ложились в стороне от цели, особенно если она прикрывалась зенитным огнем). Случалось, из взрывателей бомб оружейники «забывали» вынуть чеки, превращая их в бесполезный груз. Штаб 40-й армии отмечал: «в самостоятельных действиях у афганцев пропадает желание воевать» и, чтобы повысить результативность боевой работы, советским инструкторам нередко прихо-

дилось самим занимать места в кабинах афганских самолетов.

Подготовка машин союзников оставляла желать лучшего, а при малейшем повреждении самолеты даже не пытались восстанавливать,пуская на запчасти, а то и просто разворовывая. Достопримечательностью Шиндандского аэродрома долгое время был «промазавший» при посадке самолет, хвост которого торчал из пролома в стенке местного КП, со второго этажа которого как ни в чем ни бывало продолжали разноситься команды. ВВС ДРА теряли в 3-4 раза больше машин, чем советские части - получение дармовой техники из СССР было гарантировано. Впрочем, о судьбе поставок ни у кого не было иллюзий, и среди этих самолетов попадались успевшие повоевать подремонтированные машины, еще хранившие на бортах звездочки -отметки о боевых вылетах. Всего же, по официальным оценкам, на оказание военной помощи ДРА было израсходовано более 8 млрд. долларов.

Основная тяжесть боевой работы оставалась на советских авиаторах, не знавших ни выходных, ни праздников. За год пребывания в ДРА они успевали налетать 2,5-3 нормы «мирного времени», при этом на отдельных самолетах выполнялось 450-470 вылетов. За 1984 г. на ИА приходилось 28% от общего числа БШУ и 6% всех разведрейдов. Интенсивность боевой работы летчиков-истребителей была на треть выше, чем в ИБА, и опережала даже штурмовиков, уступая по напряженности только экипажам вертолетов. Со временем еще более возросшая нагрузка заставила комплектовать полки вторым составом летчиков и техников из других частей. Это позволяло приобрести боевой опыт работы большему числу авиаторов и, по возможности, удержать нагрузки на людей в допустимых пределах (хотя и при этом каждый рабочий день, начинавшийся еще до восхода солнца, длился 12-14 часов, а полк успевал «переработать» 15, 20, а то и 30 тонн бомб, и «допустимые пределы» сводились к тому, что люди все же не падали от усталости).

Хотя многие вылеты приходилось выполнять на пределе возможностей техники, надежность МиГ-21 оказалась весьма высокой. Боеготовые машины в полках составляли 85-90%, и даже по сложным системам - навигационному и радиооборудованию - число отказов было небольшим. Нарекания вызывало остекление

фонаря, быстро желтевшее и терявшее прозрачность от солнца и пыли (недостаток, унаследованный и МиГ-23). Вездесущая, всепроникающая пыль полностью забивала топливные фильтры уже через 5-7 часов работы и выводила из строя топливную автоматику, что грозило остановкой двигателя в полете. В летнюю жару садившиеся самолеты встречали с поливальными машинами или просто с ведрами воды, чтобы быстрее охладить перегревшиеся тормоза - иначе давлением могло «разнести» пневматики. Интенсивная эксплуатация все же не могла не сказываться на состоянии техники -из-за недостатка времени регламентные работы выполнялись на скорую руку (привычно записывая: «…в полном объеме»), ремонтировать и латать самолеты приходилось на месте. После года работы на них накапливались многочисленные дефекты, был полностью «выбит» ресурс и по возвращении в СССР истребители приходилось отправлять в капитальный ремонт.

*Десантники, взявшие Баграм под контроль еще до начала ввода войск, все сохранили в целости. Операция по захвату аэродрома была подготовлена с особой тщательностью - спецназовцы прекрасно ориентировались ночью на авиабазе и быстро овладели всеми узловыми сооружениями; на имевшихся у них планах были указаны даже расстановка мебели в помещениях и направления, в которых открывались входные двери.

"Авиабомба АО- 1сч имеет массу 1,2 кг, ее корпус отлит из сталистого чугуна, дающего множество осколков с убойной силой в радиусе до 12 м.

По своей эффективности БЧ С-24 не уступала тяжелому снаряду и давала при разрыве до 4000 крупных осколков, поражавших противника в радиусе 300- 400 м.

При уничтожении «крепких орешков» типа скальных укрытий и пещер, служивших душманам убежищами и складами, наилучшие результаты давали толстостенные бомбы ФАБ-250тс и особенно ФАБ-500тс, имевшие прочный кованый корпус (обычными фугасками поразить пещеру можно было лишь при попадании в малозаметное устье, а взрывы на поверхности давали только выбоины). Толстостенная бомба, пробивая с^алу и разрываясь в толще камня, вызывала обвалы и обрушивание сводов пещер. Такие боеприпасы широко применялись при «закрытии» базы в горном массиве Луркох в провинции Фарах в январе 1981 г., в Черных горах в сентябре того же года, где душманы пытались перерезать дорогу на Кандагар, и в других местах.

2 О применении в Афганистане Ми Г-23 читайте в следующих номерах «АиВ»

Продолжение. Начало в № 3"94

Описание:

Военно-воздушные силы России начинают интенсивное перевооружение. В 2011 году на вооружение ВВС поступят первые современные беспилотники, к 2020 году все части ВВС будут переведены в постоянную боевую готовность, а к 2030 году российские военные ответят США «качественно новым видом военно-космической обороны».

В ближайшие десять лет Военно-воздушные силы РФ намерены перевести все свои части на постоянную боевую готовность. «Это главная цель проводимых организационных мероприятий», -- заявил во вторник главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин. Перевод частей на постоянную готовность будет осуществляться постепенно: новый облик российские ВВС примут в 2020 году.

Толчком для преобразований в российской боевой авиации стала не только комплексная реформа армии, но и прошлогодний конфликт в Южной Осетии.

По данным Минобороны России, тогда ВВС потеряли один бомбардировщик Ту-22М3 и три штурмовика Су-25. Грузинская сторона заявляла о 19 сбитых самолетах. Независимые эксперты из Moscow Defense Brief публиковали данные о шести потерянных летательных аппаратах (причем часть самолетов, по данным журнала, была уничтожена в результате «дружественного огня»). Министерство обороны опровергло информацию экспертов. Тем не менее еще год назад замначальника Генштаба Анатолий Ноговицын оценил потери российских ВВС в пятидневной войне как «неоправданно высокие».

Новая техника

«В этом году мы подымаем машину», -- главком ВВС Александр Зелин пообещал, что осенью-зимой 2009 года в России состоится полет истребителя пятого поколения.

Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) разрабатывается с начала 1990-х. Командующий перечислил его основные боевые технические качества: «сверхманевренность, малозаметность, возможность одновременной атаки нескольких целей, высокая безопасность полета, мощный бортовой комплекс обороны». Для испытаний уже созданы три образца новейшего самолета.

До принятия на вооружение самолета пятого поколения основой ВВС останутся истребители МиГ-29 и Су-27 (на этих проверенных машинах летают пилотажные группы «Стрижи» и «Русские витязи» -- о полетах на авиабазе в подмосковной Кубинке смотрите сюжет Infox.ru), штурмовики Су-25, разведчики Су-24Р, МиГ-25Р. По словам главкома ВВС России, к концу этого года несколько строевых частей будут переведены на модернизированные Су-27СМ и Миг-29СМТ. А в ближайшие годы будут приняты на вооружение переходные к пятому поколению истребители Су-35С и МиГ-35С.

Российская армия получит и первый учебно-боевой самолет ЯК-130. В 2009-2010 годах будет поставлено 12 таких машин, всего же до 2015 года в ВВС поставят до 60 Яков. ЯК-130 -- самолет двойного назначения: может быть использован для подготовки летчиков фронтовой авиации и применен в локальных конфликтах и антитеррористических операциях.

Обновление техники коснется и парка вертолетной авиации. Основным боевым вертолетом станет Ми-28Н. Пока в составе Вооруженных сил РФ состоит 12 новых машин: четыре из них входят в состав Центра боевой подготовки переучивания летного состава армейской авиации ВВС в Торжке (один борт потерпел аварию 19 июня 2009 года в ходе учений на Гороховецком полигоне в результате самопроизвольного выстрела неуправляемых ракет). Еще шесть Ми-28 переданы 487-му отдельному вертолетному полку в Буденновске (два вертолета ожидают поступления в войска).

Беспилотники

Первые беспилотные летательные аппараты поступят на вооружение в 2011 году -- заявил главком ВВС России Александр Зелин. Генерал-полковник подтвердил, что он «не исключает варианты закупок иностранных образцов для использования в интересах Вооруженных сил России». Однако Зелин отметил, что российская промышленность продолжает разрабатывать свои варианты БЛА. Эта позиция соответствует намерению Минобороны России изучить опыт иностранных разработчиков и применить полученные навыки на российской технике. Командующий ВВС заметил, что согласно концепции развития беспилотной авиации БЛА входят в состав Военно-воздушных сил и «вопрос о передаче беспилотной авиации в другие виды войск на сегодняшний день не стоит».

Космическая оборона

«Уже к 2030 году США получат возможность наносить скоординированные по времени высокоточные удары в глобальном масштабе практически по всем целям на территории Российской Федерации», -- сообщил российский военачальник . Этому способствует развитие средств воздушно-космического нападения иностранных государств. По данным главкома ВВС Александра Зелина, на вооружения армии США поступят гиперзвуковые самолеты и ударные беспилотные аппараты. Россия же ответит на это «качественно новым видом военно-космической обороны». По словам генерал-полковника, уже созданы бригады, на вооружения которых поступают комплексы ПВО С-400 и С-500. При этом Зелин отметил, что С-500 создается не на базе С-400. «Это новое оружие, способное поражать гиперзвуковые и баллистические цели», -- уточнил генерал.

АВИАЦИЯ В ЛОКАЛЬНЫХ ВОЙНАХ И КОНФЛИКТАХ "В небе Афганистана" - воспоминания командира вертолета Ми-24 50 ОСАП смены 1982-1983гг. Абзалова Раиса, в которых он рассказывает о своем становлении, как летчика, и однополчанах, с которыми довелось летать в Афганистане. Отрывки из книги были напечатаны районным издательством г. Кукмор (РТ) в 2008 году. Материалы предоставлены автором. Баграм. Панджшерская операция Ахмад Шах контролировал Панджшерское ущелье. Оно находилось севернее Кабула, начиналось в 20 км от Баграма. Ахмад Шах закончил Военную академию в Англии. Был образованным, пользовался большим авторитетом у своих соплеменников. До нас наши войска весной пытались взять Панджшер. Принимали в этом участие и летчики, которых мы заменили. Потеряли они тогда 2 экипажа. Был сбит Ми-8 при выполнении десантирования посадочным способом и Ми-24 при оказании помощи подбитому экипажу. Существенные потери были и среди наземных войск. Тем не менее, часть ущелья была захвачена, и удерживали его до н.п. Анава и чуть далее до 30 км. В середине августа началась подготовка операции по дальнейшему захвату Панджшера, как коротко называли пристанище Ахмад Шаха. Обе эскадрильи нашего полка перебросили на аэродром Баграм - один из крупнейших аэродром, построенных в Афганистане американцами, который мог принимать летательные аппараты всех типов. Взлетно-посадочная полоса находилась в идеальном состоянии. Прилетели две эскадрильи из Джелалабада. Там же на аэродроме базировалась отдельная вертолетная эскадрилья и 2 звена штурмовиков нового поколения Су-25, проходивших войсковые испытания в боевых условиях. Также участвовали в операции истребители МиГ-21. Можно было сказать, что Баграм был крупнейшей авиабазой советских ВВС в то время. По прилету в Баграм нашлись, как всегда, однакашники по училищу. Я встретил Володю Гуль, с которым вместе учились в одном классном отделении. Он уже целый год пробыл здесь в местной части. Также, как и я, летал командиром в-та Ми-24. Вечером не обошлось без застолья. Я в то время пил мало, а вот мой ведущий, тоже встретивший знакомых, «принял на грудь» да так, что наутро командир полка нашу пару отстранил от полетов. Пришлось ходить дежурными по модулю, в котором нас разместили. Операция началась с нанесения бомбового удара по укрепленным районам. Применяли даже объёмные бомбы. Сначала работали самолеты, потом вертолеты. Не говоря об артиллерии, которая нанесла удар до вылета авиации. Особенно старались уничтожить средства ПВО противника. На этот раз учли прежние ошибки, и, чтобы не было больших потерь, масштабной высадки десанта не производили. Панджшер решили брать постепенно, а не разом, как у нас России принято. Через два дня и нас, наконец, допустили к вылетам. Так мне хотелось побывать в этом знаменитом ущелье, которого все боялись. Летали мы туда в составе звена на поддержку наземных войск. Действовали по команде авианаводчиков, которые находились в передовых частях войск. В звене я летал четвертым ведомым, а, как рассказывали предшественники, чаще сбивали ведомые экипажи. Поэтому мы все были начеку. Зарядили 2 блока НУРСов, тогда у нас были снаряды С-5, по 32 снаряда в каждом блоке, подвесили 2 осколочно-фугасные бомбы калибра 100 кг, предназначенные для уничтожения живой силы противника. С таким боезарядом мы тогда летали на все задания. В составе звена по вызову полетели на поддержку войск в ущелье, где наши войска, пробиваясь с боями, захватывали все новые позиции. В равнинной местности мы набирали высоту до 4000 метров, а потом летели в сторону ущелья. До нас вертолеты летали на предельно-малой высоте, но от таких полетов пришлось отказаться, чтобы не быть пораженным огнем стрелкового оружия и уменьшить потери экипажей. В наше время мы чаще летали на больших высотах. При подлете к позиции войск ведущий звена устанавливал связь по радио с авианаводчиком, мы становились в круг, прикрывая друг друга на расстоянии 800-900 метров один вертолет от другого. Наземные войска обозначали себя дымовыми шашками или передний край нахождения войск. Затем авианаводчик по радио давал нам целеуказание по нахождению противника. В этой операции духи находились в местах недоступных даже для артиллерии. Поэтому нам приходилось, по команде авианаводчика, отрабатывать эти места. Начинал работать ведущий звена, затем мы, ведомые, не забывая прикрывать ведущего, а ведущие - нас, когда мы были на боевом курсе. Эту тактику применяли ещё во время Второй мировой войны штурмовики Ил-2. В первом заходе мы избавлялись от бомб, потом стреляли из НУРСов. Куда их направишь, туда они и летели, но в горах, как потом показала практика, от НУРСов и бомб толку не было. Горы невозможно уничтожить ни чем. Бомбы скатывались вниз, а потом взрывались. Поразить противника было не так легко. Но, как нам говорили сухопутные офицеры, когда мы над ними кружились, им было легче. Боевики переставали их обстреливать. Так мы по очереди звеньями и находились над позициями наших войск. В день приходилось выполнять по 3-4 вылета с перерывами на заправку топливом и зарядку боеприпасами. Все это мы выполняли, как говорится, силами экипажа. В этот вылет мы полетели с нашим замполитом, майором Голощаповым В.А. в качестве ведущего звена. Заняли установленную высоту над позициями войск. Авианаводчик указал цель, по которой мы должны были отработать. Замполит наш, как все, в основном, маленькие ростом, был уж слишком холериком. Сам дерганный и других дергал. Когда с ним летишь, то обязательно что-нибудь случалось. Слишком он был исполнительный не в меру. Ведущий сделал 3 захода и мы вместе с ним, но он ни как не мог обнаружить цель. В авиации принято работать только после ведущего группы. Я прекрасно видел эту цель и, дурак, дал команду своему летчику-оператору на сброс бомб, но он, как всегда, промазал. Бомбы взорвались в 100 метрах от наших войск. Поднялся такой гвалт в эфире, что нас сразу вернули на аэродром. Ну, думаю, сейчас после посадки закуют в кандалы. Повезло, что никто не пострадал. Разбор закончился тем, что нам запретили бомбометание. Мой оператор, Володя Макаров, был из ДОСААФ, к тому же из староверов, вроде. В армию он подался по материальным соображениям. Большой тяги у него к летной работе не было. Но, правда, не пил и не курил. Натуральный материалист, но судьба вот забросила его в Афганистан, и здесь он развернулся по части маленького бизнеса. На следующий день мы опять той же группой полетели на поддержку войск. По целеуказанию отработали одну из вершин ущелья, где засели боевики. Израсходовали весь боезапас. И тут ведущий завел нас в район ущелья, еще не занятый нашими войсками. Встали мы в круг, помню, высота у меня была 3700, вдруг мне по радио сообщили, что по мне произведен запуск ракеты. И тут я вспомнил Бога: если есть БОГ, то мы должны остаться живыми. Сам же сделал противоракетный маневр, благо высота позволяла. Потом, когда мы приземлились на аэродроме, ребята нам сказали, что ракета пролетела мимо и взорвалась в облаках выше нас. Сам я этого не наблюдал. Что нас спасло, - не знаю. Панджшерская операция продолжалась около 2 недель. В итоге наши войска отвоевали еще 50 км ущелья и на этом остановились. Дальше не пустили воины Ахмад Шаха. Потери на этот раз среди войск были минимальные, сбили только один МиГ-21 прямо над аэродромом Баграм. Противник ударил там, где не ждали. Такая это война была в Афганистане. Переносная ракета попала прямо в сопло двигателя, летчик катапультировался из самолета. Парашют с телом приземлился в 500 метрах от ВПП аэродрома. Пока наши добрались до катапульты, афганцы утащили тело летчика. За сбитый самолет или вертолет, тем более за тело летчика, афганцам платили, как нам говорили, до 5000 долларов. Тело они унесли по кирязам – подземным каналам, по которым подаётся вода на поля в жаркое время года. В равнинной местности они прорыты у многих населенных пунктов. Часто, используя эти подземные коммуникации, боевики скрытно нападали на воинские подразделения. Так случилось и на этот раз. Так как катапульта была вся в крови все поняли, что летчик мертв. Это был Сашка из Черниговки с соседнего нашего истребительно-разведовательного полка. Труп так и не нашли, и афганцы его не выдали. До сих пор он числиться пропавшим без вести, хотя произошло это на глазах сотен людей. После завершения операции мы перелетели на свой аэродром. В дальнейшем, каждый год наши пытались взять это ущелье, но никому не удалось продвинуться более 50-80 км. Говорят там были большие месторождения лазурита и ещё кой-чего. Нам это не ведомо было знать и до сих пор, не знаем. А Ахмад Шах, хоть и был противником, но пользовался негласным авторитетом у наших, хотя бы за то, что не допускал издевательств над плененными военнослужащими. Сильных и непоколебимых все уважают. Он был из таких



Loading...Loading...