Януш корчак краткая биография педагогическая деятельность. Януш Корчак

Настоящее имя Януша Корчака – Генрик Гольдшмидт. Он родился 22 июля 1878 г. в Варшаве в состоятельной семье известного юриста. Когда ему было одиннадцать лет, семью постигло несчастье, наложившее трагический отпечаток на душу мальчика: у его отца развилась душевная болезнь, он был помещен в больницу, откуда уже не вернулся. Семь лет болезни отца привели к тому, что экономическое положение семьи резко ухудшилось. Генрик вынужден помогать матери и сестре; продолжая учиться в гимназии, он зарабатывает репетиторством.

В 1898 г. Генрик окончил русскую гимназию и поступил на медицинский факультет Варшавского университета. С первого курса под псевдонимом Януш Корчак (по имени одного из героев польского писателя Игнацы Крашевского) он ведет активную журналистскую деятельность. Как многократно подчеркивал сам Корчак, его литературный стиль формировала русская литература XIX в., особенно творчество Чехова.

В 1904 г. молодой человек оканчивает университет и начинает работать врачом-педиатром в детской больнице. В качестве врача полевого госпиталя участвует в русско-японской войне, а затем снова работает в одной из детских клиник – до 1910 г.

В 1905 г. выходит первая повесть Корчака – «Дитя гостиной», принесшая ему успех и известность. Корчак вступает на путь реформаторства неустроенного мира не только как врач-педиатр, но и как писатель, журналист, общественный деятель. Он провозглашает: «Реформировать мир – это значит реформировать воспитание».

В 1907 и 1908 гг. он работает воспитателем в детских летних колониях, где основной контингент составляют сироты и дети из малоимущих еврейских семей. Именно тогда Корчак определил свою главную профессию – педагог. Лучшим подтверждением тому явились его книги – «Моськи, Иоськи и Срули» (1910), «Юзьки, Яськи и Франки» (1911). В 1912 г. Корчак стал директором реорганизованного «Дома Сирот».

Во время Первой мировой войны Корчак – ординатор полевого госпиталя русской армии. Четыре года он провел в скитаниях по дорогам войны. Весной 1917 г. откомандирован для работы врачом в польских и украинских детских приютах, год живет в Киеве.

В военные годы зарождается одна из главных педагогических книг Корчака – «Как любить ребенка» (1918), ставшая жизненным кредо автора. И хотя формально Корчак оставляет занятия медициной, врачом он остается до конца своей жизни – поскольку его воспитанникам врач был нужен всегда.

В 1918 г. Корчак возвращается в Варшаву и становится мозговым центром и душой двух приютов – «Наш дом» и «Дом Сирот», где создает своеобразную детскую республику, крошечную ячейку равенства и справедливости. В «Доме Сирот» был выборный детский сейм, товарищеский суд и судебный совет. Товарищеский суд в девяносто пяти случаях из ста выносил оправдательные приговоры; понять и простить – таков был его лейтмотив.

Опыт своей практической работы с детьми Корчак описывал и анализировал в книгах. Лучшие из них – «Воспитательные моменты» (1919), «О школьной газете» (1921), «Право ребенка на уважение» (1929), «Правила жизни» (1930), «Шутливая педагогика» (1939), «Банкротство маленького Джека» (1924), «Когда я снова стану маленьким» (1925), «Кайтусь-волшебник» (1935), «Упрямый мальчик. Жизнь Луи Пастера» (1938). Он также сотрудничает с журналами, работает редактором созданной им детской газеты (первой в мире), выступает под псевдонимом Старый Доктор с воспитательными беседами по радио.

Особое место среди книг Корчака занимает дилогия «Король Матиуш Первый» и «Матиуш на необитаемом острове» (1923). Этот шедевр принес Корчаку мировую славу и занял достойное место среди лучших философских сказок. Притча о благородном мальчике-короле Матиуше I завоевала миллионы сердец – как детей, так и взрослых. Маленький стойкий герой, чем-то похожий и на Гамлета, и на Дон Кихота, навсегда вошел в мировую литературу.

В 1934 и 1936 гг. по приглашениям своих бывших воспитанников Корчак посещает подмандатную Палестину. Но на предложение переехать туда он отвечает отказом.

Когда Гитлер вторгся в Польшу и Варшава была оккупирована, Корчак остался со своими подопечными. В 1940 г. немцы его арестовали. Несколько месяцев Корчак просидел в тюрьме, откуда его выкупили его бывшие воспитанники. У всемирно известного писателя была возможность уехать из Польши. Но Корчак вернулся в «Дом Сирот», который уже находился на территории Варшавского гетто.

Множество людей тщетно пытались уговорить Корчака покинуть гетто, зная, что власти разрешили ему уходить и возвращаться. Но Корчак отказался.

5 августа 1942 г. детей «Дома Сирот» отправили в концлагерь в Треблинку. Через несколько дней Корчак вместе со своими детьми вошел в газовую камеру.

На месте смерти Корчака в Треблинке стоит большой камень. На нем короткая надпись: «Януш Корчак и дети».

Если об одном человеке можно прочитать, что он был врачом-педиатром, писателем, публицистом, общественным деятелем, ученым, дидактиком, воспитателем, борцом за права детей, и каждое из этих званий сопровождается положительными определениями, такими как пылкий, смелый, выдающийся или неутомимый, то становится понятно, что это была феноменально всесторонняя личность.

Речь идет о Хенрике Гольдшмите, который в 20 лет придумал себе псевдоним Януш Корчак. «Как любить ребенка» и «Правила жизни» являются наиболее известными из более чем 20 произведений теоретика и практика педагогики. Он увлеченно следил за миром детей и стал пионером в области защиты их прав и воспитательной диагностики. Наиболее известные книги для юных читателей, которые написал Януш Корчак, - «Король Матиуш Первый», «Правила жизни», «Кайтусь-чародей» и др.

После многолетней работы директором приюта в Варшаве он неоднократно отказывался от убежища и остался со своими воспитанниками, когда все они были отправлены в газовые камеры концлагеря в Треблинке.

Януш Корчак: биография раннего периода

Хенрик Гольдшмит родился 22.07.1878 или 1879 г. в Варшаве. Точная дата неизвестна. Отец Корчака Иосиф Гольдшмит, известный варшавский адвокат, не позаботился о быстром оформлении метрики сына и большого участия в семейной жизни тоже не принимал. Его брак с Цецилей Гембицкой не был удачным. Высокие доходы и родственные связи позволяли родителям Корчака входить в число богатых и уважаемых еврейских семей Варшавы. Гольдшмиты могли себе позволить нанять кухарку и няню, которая и занималась детьми. Сын рос в достатке.

Семилетний Хенрик не начинал с домашнего обучения, как это было принято в те времена. Он попал в частное подготовительное заведение, в котором царили железная дисциплина и розги. Это была школа Августина Шмурлы. В памяти Корчака она осталась символом страха и насилия, одиночества и беспомощности ученика перед господством учителя. Позже он поступил в 8-летнюю Пражскую гимназию на улице Бруковой, в которой обучение происходило на русском языке. Хенрик не очень любил школу и учился посредственно. Но ему очень нравилась литература. Януш Корчак книги читал все свое свободное время. Об этом периоде своей жизни он позже писал в своем дневнике: «В 15 лет я начал безумно, бешено читать. Мир исчез, существовала только книга...».

Взрослая жизнь

Из-за многолетней душевной болезни отца и его смерти в 1896 году семья Гольдшмитов столкнулась с финансовыми трудностями. Молодой Корчак взял на себя труд содержания матери и сестры. Еще учась в мужской гимназии он подрабатывал репетиторством и написанием статей для газет. В 1896 году он дебютировал на страницах сатирического еженедельника. Юмореску о воспитании детей под названием «Гордиев узел» автор подписал псевдонимом Хен. Произведение заинтересовало редакцию и читателей.

В 1898 году он сдал выпускные экзамены и начал учебу на медицинском факультете Императорского варшавского университета, преодолел ограничения, связанные с его еврейским и польским происхождением. Спустя годы Корчак объединил все эти национальные темы, сказав о себе, что он является «польским евреем, родившимся при российском разделе».

История псевдонима

В дальнейшем он совершенствовал свое литературное мастерство. В 1898 г. Хенрик принял участие в театральном конкурсе, объявленном Игнацием Падеревским на страницах журнала «Музыкальное, театральное и художественное эхо». Он послал два произведения, в том числе пьесу в 4 актах «Куда?». В соответствии с правилами конкурса автор подписался как Янаш Корчак. Это литературное имя он позаимствовал из «Истории о Янаше Корчаке и прекрасной дочери меченосца» Крашевского. C 1900 г. публиковал в Wędrowiec цикл фельетонов под названием «Дети и воспитание», где начал использовать широко известный псевдоним «Януш Корчак». Произведения свои в дальнейшем он подписывал только этим именем, и под ним вошел в историю.

Литературное творчество

В период обучения была написана книга «Дети улицы», первый роман Корчака, опубликованный в 1901 г. Тогда он работал в бесплатной библиотеке для детей. В 1900-1915 гг. он был активным членом Общества летних лагерей (позже участвовал в Обществе польской культуры, Варшавском гигиеническом обществе и др.). На заключительном этапе получения медицинского образования в 1904 и 1907 гг. был воспитателем еврейских детей на базе отдыха «Михаловка». Это помогло в педагогической работе, которую в дальнейшем проводил Януш Корчак. Книги Mośki, Joski, Srule (1910) и Józki, Jaśki i Franki (1911) написаны на основе полученного в летнем лагере опыта.

Со временем он писал для детей все больше и больше. После небольших произведений он перешел к более объемным. Наиболее популярные детские книги, которые написал Януш Корчак: «Король Матиуш Первый» (1923), «Кайтусь-чародей» (1935) и «Банкротство маленького Джека» (1924).

Работа врачом

В марте 1905 г. Хенрик Гольдшмит получил диплом медика и устроился в Варшаве в еврейскую детскую больницу имени Берсонов и Бауманов. В качестве т. н. местного врача он обязан был круглосуточно ухаживать за больными и давать консультации в больничной амбулатории (без различия в вероисповедании), а также делал визиты к больным на дом. С бедных пациентов Корчак плату не брал, а у богатых не стеснялся требовать высоких гонораров. Слава, приобретенная им благодаря роману «Дитя гостиной» (1906), сделала его известным и востребованным педиатром.

Януш Корчак, биография которого в 1905 и 1906 годах отмечена пребыванием на фронтах русско-японской войны, приобрел там опыт военного врача.

Зарубежные поездки

Для углубления медицинских знаний он уехал на год в Берлин (1907-1908) и на полгода в Париж (1910). Там он слушал лекции по педиатрии и педагогике. При случае осматривал больницы и учреждения, занимающиеся лечением и образованием детей. В 1910-1911 гг. провел месяц в Лондоне, посещая деревенской школы и дома престарелых. Здесь он отказался от создания собственной семьи и решил бесповоротно посвятить себя исключительно работе с детьми. Вместе с тем он считал, что семья является лучшим местом для воспитания ребенка.

Януш Корчак: биография педагога

В 1912 г. он навсегда расстался с работой в больнице, поселился на улице Крахмальной, 92 и занял пост директора вновь открытого «Дома сирот», опекаемого обществом «Помощь сиротам». Там Корчак сотрудничал со Стефанией Вильчинской, помогавшей ему претворять в жизнь его педагогические концепции, и сама творчески участвовала в деятельности учреждения. «Дом сирот» стал для него местом повседневного углубленного наблюдения за психическим и физическим развитием воспитанников. Там же родились передовые идеи Януша Корчака о детском самоуправлении, товарищеском суде, школьной газете и специальных дежурствах.

В 1914 г. он был призван в армию, сначала в качестве руководителя отделения полевого дивизионного госпиталя, а затем под Киевом работал педиатром в приюте для украинских сирот. В Киеве он встретил Марию (Марину) Фальскую, с которой позже сотрудничал.

Януш Корчак «Как любить ребенка» начал писать во время войны. Первая часть тетралогии под названием «Ребенок в семье» вышла в 1919 г. (полностью - в 1920 г.). Книга официально стала педагогическим кредо, в котором Корчак провозгласил право детей на смерть, право на сегодняшний день и право быть самими собой. Борьбе за них автор посвятил свои дальнейшие жизненные и профессиональные планы. Он стал защитником, адвокатом и представителем детей. Поддерживал их на разных уровнях: как врач, педагог, писатель и публицист.

Педагогические идеи

Корчак утверждал, что наиболее подходящим местом для воспитания ребенка является семья, а в случае ее отсутствия - общество сверстников. Он стремился к тому, чтобы дети стирали свои убеждения и формирующиеся представления в процессе социализации (по взаимному согласию) и готовились к взрослой жизни в условиях ни идилличных, ни близких к «тихому семейному уголку». Корчак старался дать детям беззаботное, но не лишенное обязанностей детство. Воспринимал их всерьез и, несмотря на большую разницу в возрасте, проводил с ними открытые дискуссии. Он был убежден, что ребенок должен самостоятельно понять и эмоционально пережить ситуацию, прочувствовать ее, сделать выводы и, возможно, отвечать за последствия и не допускать их, а не просто быть сухо проинформированным воспитателем.

Межвоенный период

В 1918 году по возвращении в Варшаву он снова устроился в «Дом сирот». С осени 1919 г. Корчак был близко связан с открывшемся тогда приютом «Наш дом», возглавляемым Фальской. Гольдшмит регулярно бывал там в качестве врача и педагога, даже после переезда учреждения в Варшаву в 1928 г. В «Доме сирот», а также в «Нашем доме» были реализованы три концепции Корчака: забота о детях, воспитание самостоятельности и права ребенка.

В 1926 г. он инициировал выпуск экспериментального детского и молодежного еженедельника «Малый обзор», как дополнение к журналу «Наш обзор». Издание практически полностью выпускалось детьми и для детей и состояло из подлинных писем и материалов, присылаемых ими. Корчак был его редактором до 1930 г., позже он передал эту функцию Игорю Неверлему. Последний номер журнала «Малый обзор» вышел 01.09.39, в день начала Второй мировой войны.

В 1932-м Корчак из приюта переехал жить к сестре. Также он работал в окружном суде судебным экспертом по делам детей и был референтом «Кассы помощи больным».

С конца 1934-го Корчак под именем Старый Доктор сотрудничал с Польским радио, читая детям оригинальные лекции. Передачи, пользовавшиеся популярностью среди слушателей, были сняты с эфира в марте 1936 г. Он снова вернулся на Польское радио в марте 1938-го. Писатель Януш Корчак сотрудничал со многими изданиями (например, Robotnik, Opieka Społeczna, выходящими также на иврите и идише (в т. ч. Olami, Hechaluc Hacair, Olami Hakatan, Dos Kind), в которых переводились его тексты.

Он дважды посетил Палестину (1934, 1936), где много путешествовал. Но педагогика Януша Корчака интересовала больше всего - он присматривался к ней в кибуцах и исследовал возможности развития еврейской жизни.

Оккупация

Вначале Второй мировой войны сотрудники «Дома сирот» дежурили днем и ночью, а вместе сними и Януш Корчак. Биография его этого периода исполнена каждодневного героизма. В сентябре Корчак в последний раз выступил на радио, призывая к сохранению спокойствия. С начала вторжения Германии он искал средства для своей организации. Летом следующего года ему еще удалось уехать с детьми в летний лагерь Różyczki в Вавере. Осенью 1940-го приют как еврейское учреждение по приказу оккупационных властей был выселен в гетто в гимназию им. Марии и Иосифа Розлеров, а Корчак на некоторое время был арестован за отсутствие обязательной для евреев повязки со звездой Давида.

Осенью 41-го приют был переселен в здание Общества работников торговли. Януш Корчак все время боролся за финансирование содержания детей и, несмотря на безвыходное положение, старался, чтобы жизнь детей протекала в довоенном ритме. По мере возможности сохранялись прежние принципы функционирования и внутренние обычаи.

В начале 1942 г. Корчак официально принял на себя руководство находившимся в бедственном положении учреждением для детей-сирот «Главный дом прибежища», а с мая этого года начал писать «Дневник», в котором передал трагическую хронику гитлеровской оккупации.

Смерть в Треблинке

Корчак сознательно отказывался от предложения личного спасения: не принял предложения друзей покинуть гетто и спрятаться подполье, а в день депортации, утром 5 августа 1942 г., во время т. н. «великой акции» (основного этапа уничтожения населения варшавского гетто), он отказался оставить детей и сотрудников «Дома сирот».

Жизнь Януша Корчака прервалась 05-06.08.1942 в концлагере в Треблинке вместе со всеми воспитанниками, которых он сопровождал.

Наследие

После войны жизнь и труд Корчака не были забыты. Наоборот, его новаторские идеи, педагогические решения и визионерская концепция прав ребенка навсегда вошли в канон культуры Польши и всего мира. Память о нем, его наработки и методы заботы о детях сегодня живы в многочисленных центрах науки, культуры и образования, ассоциациях и комитетах. ЮНЕСКО объявила 1978-й годом Януша Корчака. Так он вошел в число высочайших авторитетов мировой культуры. Сейм Республики Польша провозгласил 2012-й годом этого выдающегося педагога и писателя.

Таким был Януш Корчак, врач, педиатр, одетый в зеленый халат, символ надежды.

Януш Корчак (Janusz Korczak; настоящее имя Генрик Гольдшмит; 22 июля 1878, Варшава — 6 августа 1942, Треблинка) — польский педагог, писатель, врач и общественный деятель еврейского происхождения.

Родился в Варшаве 22 июля 1878 года в интеллигентной ассимилированной еврейской семье. Дед Корчака, врач Хирш Гольдшмидт, сотрудничал в газете «Ха-Маггид», отец, Юзеф Гольдшмидт (1846-96) — адвокат, автор монографии «Лекции о бракоразводном праве по положениям Закона Моисея и Талмуда» (1871).

Корчак в «Воспоминаниях» пишет: «Меня назвали именем деда, которого звали Гершем», именно это имя проставлено в его метрической справке о рождении. Просто в ассимилированной еврейской семье, в которой он родился и вырос, его называли Генриком — на польский манер.

Школьные годы прошли в Варшаве, в русской гимназии. Там царила жёсткая дисциплина, поход в театр или поездка домой в каникулы возможны были только после письменного разрешения дирекции. Преподавание велось на русском языке. Уже в первом классе (детям 10-11 лет) преподавалась латынь, во втором — французский и немецкий, в третьем — греческий.

После смерти отца в 1896 году семья оказалась в тяжёлом материальном положении. С пятого класса (15-16 лет) Генрик начал подрабатывать репетиторством.

В 1898 года Корчак поступил на медицинский факультет Варшавского университета. Летом 1899 года он ездил в Швейцарию, чтобы поближе познакомиться с педагогической деятельностью Песталоцци. В своей поездке Корчак особенно интересуется школами и детскими больницами. В 1903 году он получил диплом врача.

В 1903-11 гг. работал в еврейской детской больнице имени Берсонов и Бауманов и воспитателем в летних детских лагерях. Являлся членом еврейского благотворительного Общества помощи сиротам.

В 1904—1905 гг. Корчак принимал участие в Русско-японской войне.

В 1907 году Корчак на год едет в Берлин, где за свои деньги слушает лекции и проходит практику в детских клиниках, знакомясь с различными воспитательными учреждениями.

В 1911 году Корчак оставляет профессию врача и основывает «Дом сирот» для еврейских детей в доме 92 на улице Крохмальной, которым руководил (с перерывом в 1914-18 гг.) до конца жизни. От филантропов, субсидировавших его начинание, Корчак потребовал полной независимости в своей административной и воспитательской деятельности.

В 1914-18 гг. Корчак находился на Украине, в частности, в Киеве, где, кроме деятельности военного врача, занимался обустройством детского дома для польских детей, а также написал книгу «Как любить ребенка».

В 1919-36 гг. он принимал участие в работе интерната «Наш дом» (на Белянах) — детского дома для польских детей, — где также применял новаторские педагогические методики.

Корчак возвращается в Варшаву в 1918 году, где руководит детскими приютами, преподаёт, сотрудничает с журналами, выступает по радио, читает лекции в Свободном польском университете и на Высших еврейских педагогических курсах.

В 1926-32 гг. Корчак редактировал еженедельник «Maly przeglad» («Малое обозрение», приложение для детей к сионистской газете «Nasz przeglad» «Наше обозрение»), в котором активно участвовали его воспитанники.

В 1899 году Корчак присутствовал в качестве гостя на Втором Сионистском конгрессе. Преклоняясь перед Теодором Герцлем, он, однако, не принял идей сионизма, считал себя поляком во всем, кроме религии, следование которой, по его убеждениям, было личным делом каждого.

Он ждал, как великого чуда, независимости Польши и верил в полную ассимиляцию евреев. Кровавые еврейские погромы, устроенные польскими националистами в 1918-19 гг., посеяли в душе Корчака глубокое разочарование.

С приходом Гитлера к власти в Германии и ростом антисемитизма в Польше в Корчаке пробудилось еврейское самосознание. Он стал польским несионистским представителем в Еврейском агентстве.

В 1934 г. и 1936 г. он посетил подмандатную Палестину, где встретил многих бывших своих воспитанников. Педагогические и социальные принципы киббуцного движения произвели глубокое впечатление на Корчака. В письме 1937 г. он писал: «Приблизительно в мае еду в Эрец. И именно на год в Иерусалим. Я должен изучить язык, а там — поеду, куда позовут… Самое трудное было решение. Я хочу уже сегодня сидеть в маленькой темной комнате с Библией, учебником, словарем иврита… Там самый последний не плюнет в лицо самому лучшему только за то, что он еврей».

Отъезду помешала лишь невозможность покинуть своих сирот. Корчак в эти годы собирался написать повесть о возрождении еврейской родины, о пионерах-халуцим.

В 1940 году вместе с воспитанниками «Дома сирот» был перемещён в Варшавское гетто. Он отклонил все предложения неевреев-почитателей своего таланта вывести его из гетто и спрятать на «арийской» стороне.

В этот период Корчак был арестован, несколько месяцев провёл в тюрьме. Освобождён по ходатайству провокатора А. Ганцвайха, который таким образом хотел заработать авторитет среди евреев.

В гетто Корчак отдавал все силы заботе о детях, героически добывая для них пищу и медикаменты. Воспитанники Корчака изучали иврит и основы иудаизма, да и он сам, видя равнодушие христианского мира к страданиям евреев, страстно мечтал вернуться к истокам иудаизма.

За несколько недель до Песаха в 1942 году Корчак провёл тайную церемонию на еврейском кладбище: держа Пятикнижие в руках, взял с детей клятву быть хорошими евреями и честными людьми.

Когда в августе 1942 пришёл приказ о депортации Дома сирот, Корчак пошёл вместе со своей помощницей и другом Стефанией Вильчинской (1886-1942) и 200 детьми на станцию, откуда их в товарных вагонах отправили в Треблинку. Он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочёл остаться с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере.

В «Доме сирот» Корчак ввёл новаторскую для тех лет систему широкого детского самоуправления, детский товарищеский суд, решения которого были обязательны и для руководства, плебисцит и т. д.

С 1918 года Корчак выступал под псевдонимом «Старый Доктор» с воспитательными беседами по радио, читал лекции в Свободном польском университете и на Высших еврейских педагогических курсах, вёл работу в суде по делам малолетних преступников.

Отвлеченно веря в Бога («Один на один с Богом», 1922; содержит 18 молитв «для тех, кто не молится»), Корчак отличался широкой веротерпимостью и видел в вере источник морального очищения.

Печататься Корчак начал в 1898 г., тогда же он взял и свой псевдоним. Его повести для взрослых и детей «Дети улицы» (1901), «Дитя гостиной» (1906), «Моськи, Иоськи и Срули» (1910; в русском переводе «Лето в Михалувке», 1961), «Король Матиуш Первый» (1923) и другие; новеллы, беседы, статьи и дневник 1942 г. вводят читателя в сложный мир детской психологии, содержат наблюдения над жизнью Польши 1900—1939 гг., отражают богатый опыт врача и педагога.

Корчаку принадлежит также свыше 20 книг о воспитании (главная из них «Как любить ребёнка», 1914, и «Право ребёнка на уважение», 1929).

Сочинения
Книги для детей
* Ktoredy (1898) — драма
* Дети улицы (Dzieci ulicy, Warsaw 1901)
* Koszalki Opalki (Warsaw, 1905)
* Дитя гостиной (Dziecko salonu, Warsaw 1906, 2-ое издание 1927) — частично автобиографический.
* Моськи, Иоськи и Срули (Moski, Joski i Srule, Warsaw 1910); в русском переводе «Лето в Михалувке», 1961
* Юзки, Яськи и Франки (Jozki, Jaski i Franki, Warsaw 1911)
* Слава (Slawa, Warsaw 1913, corrected 1935 and 1937)
* Bobo (Warsaw 1914)
* Роковая неделя (Feralny tydzien, 1914)
* Король Матиуш Первый (Krol Macius Pierwszy, Warsaw 1923)
* Король Матиуш на необитаемом острове (Krol Macius na wyspie bezludnej, Warsaw 1923)
* Банкротство маленького Джека (Bankructwo malego Dzeka, Warsaw 1924)
* Когда я снова стану маленьким (Kiedy znow bede maly, Warsaw 1925)
* Senat szalencow, humoreska ponura (1931) — сценарий для варшавского театра Ateneum
* Кайтусь-чародей (Kajtus czarodziej, Warsaw 1935)

Педагогические произведения
* Momenty wychowawcze (Warsaw, 1919, 2-ое издание 1924)
* Как любить ребенка (Jak kochac dziecko, Warsaw 1919; 2-ое издание 1920 Jak kochac dzieci)
* Право ребёнка на уважение (Prawo dziecka do szacunku, Warsaw 1929)
* Правила жизни. Педагогика для детей и для взрослых (1930)
* Шутливая педагогика (Pedagogika zartobliwa, Warsaw 1933)

Другие книги
* Дневник (Pamietnik, Warsaw 1958) — опубликован посмертно
* Упрямый мальчик: Жизнь Пастера (Warsaw 1935)

Произведения, посвящённые Янушу Корчаку
Героизм и мученичество Корчака вошли в легенду. Его жизни и гибели посвящены многочисленные исследования и произведения: мемуары И. Неверли «Живые связи» (1966, польский язык), поэма А. Цейтлина (1898-1973) «Последний путь Януша Корчака» («Януш Корчакс лецтер ганг», 1970?, идиш), драма Э. Сильваниуса «Корчак и дети» (1958, немецкий язык) и другие.

Книги на русском языке
* В 1970 году Александр Галич написал одну из своих лучших поэм «Кадиш» посвященную Янушу Корчаку.
* Лифтон Б. Дж., «Король детей. Жизнь и смерть Януша Корчака». М.: Рудомино: Текст, 2004. ISBN 5-7516-0479-2
* Педагогика Януша Корчака и еврейское воспитание, Жерар Кан
* Памяти Корчака: Сб. ст.: (О враче, педагоге и писателе Я. Корчаке, 1878-1942) / Отв. ред. О. Р. Медведева. М.: Рос. о-во Януша Корчака, 1992. ISBN 5-900365-01-8
* Валеева Р. А. Гуманистическая педагогика Януша Корчака: Учебное пособие. Казань: КГПИ, 1994.
* Кочнов В. Ф. Януш Корчак: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.

Фильмы
* «Корчак» (Korczak), режиссёр А. Вайда, сценарий А. Холланд. Польша-ФРГ-Великобритания. 1990.

Мультфильмы
* «„Расскажите сказку, доктор“» — советский мультфильм, ЭКРАН, 1988 г.

Режиссёр: Аида Зябликова. В мультфильме две сюжетных линии, одна построена по мотивам повести Януша Корчака «Король Матиуш Первый», другая рассказывает о реальных событиях во время Второй Мировой войны. Януш Корчак добровольно остался со своими воспитанниками и погиб вместе с ними в немецком концлагере. Мультфильм состоит из 3 частей. В психологическом плане очень тяжёлый мультфильм.

Театр
* Пьеса Джефри Хатчера (Jeffrey Hatcher) «Дети Корчака» (Korczak’s Children)

Опера
* Детская опера-мюзикл «Король Матиуш I», Льва Конова по сказке Януша Корчака. Премьера состоялась в Москве, 1988 г. Звукозапись оперы произведена в 1992 году.
* Опера «Король Матиуш Первый» в новой редакции 2009 года.
Автор либретто-сценария и музыки — Лев Конов
* Опера «Сироты Корчака» (Korczak’s Orphans). Музыка — Адам Сильверман (Adam Silverman), либретто Сьюзан Губернат (Susan Gubernat).



Януш Корчак (Korczak, Janusz) (1878–1942) (настоящее имя и фамилия – Гольдшмит, Генрик) - польский писатель, педагог, врач.

Родился 22 июля 1878 года в Варшаве в семье юриста. Мальчику не исполнилось двенадцати лет, когда, внезапно обанкротившись, заболел и умер его отец.

Генрик, продолжая учиться в гимназии, становится гувернёром в богатых домах. Владел польским, еврейским и русским языками. Он хорошо знал немецкий и французский.

В 1898 году Корчак оканчивает русскую гимназию и становится студентом медицинского факультета Варшавского университета. С первого курса под псевдонимом Януш Корчак начинает активную журналистскую деятельность.

Как многократно подчеркивал сам Корчак, его литературный талант сформировала великая русская литература 19 века , особенно творчество Чехова.

В 1904 году Корчак заканчивает университет и начинает работать врачом-педиатром в детской больнице Варшавы.

В том же году участвует в русско-японской войне в качестве врача полевого госпиталя.

По возвращению с войны снова работает в одной из детских клиник.

В 1905 году выходит первая повесть Корчака «Дитя Гостиной» , принёсшая ему известность.

Кроме того, работая в детской клинике, он на протяжении семи лет лечит не только тела, но и души детей, делает всё возможное, чтобы защитить их от одиночества, отчаяния и боли. Больных детей он воспринимает, как самый «обездоленный и распятый класс» . Он попытался встать на место детей, не просто обиженных судьбой, но и находящихся в униженной зависимости от взрослых.

Корчак вступает на путь реформаторства неустроенного мира не только как врач-педиатр, но и как писатель, журналист, общественный деятель. А главной поддержкой и радостью становится для него доверие детей. Начало начал Корчак видит в кардинальном преобразовании детского воспитания и провозглашает: «Реформировать мир – это значит реформировать воспитание» .

Педагогический талант Корчака проявляется в организации детских лагерей , где он помогает детям строить своё государство, в котором все равны.

В 1907 и 1908 гг. Корчак работает воспитателем в детских летних колониях, где основной контингент составляют сироты и дети из малоимущих еврейских семей.

В 1912 году становится директором «Дома Сирот», которым руководит до конца жизни.

Во время Первой мировой войны Корчак – ординатор полевого госпиталя русской армии. Весной 1917 года откомандирован для работы врачом в польских и украинских детских приютах. Год он живет в Киеве, где знакомится с польской общественницей Марией Фальской, а после войны они вместе организует варшавский детский приют «Наш Дом».

В военные годы зарождается одна из главных его педагогических книг «Как любить ребёнка» (1918), ставшая жизненным кредо автора.

«Детей нет – есть люди , – утверждал Корчак. – Но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств» .

Он решительно выступал за пересмотр методологии воспитания. «Одна из грубейших ошибок – считать, что педагогика считается наукой о ребёнке, а не о человеке… В области чувств ребенок превосходит взрослых силой, ибо не отработано торможение… В области интеллекта, по меньшей мере, равен им, недостает лишь опыта» .

В 1918 году Корчак возвращается в Варшаву. Он преподает в Институте специальной педагогики и Свободном польском университете. Работая на польском радио, он становится советчиком для десятков тысяч слушателей.

Стержень системы воспитания по Корчаку – это долгий процесс пробуждения и развития в ребёнке потребности к самосознанию, самоконтролю и воли к самосовершенствованию .

Корчак создаёт в «Доме Сирот» выборный детский сейм, товарищеский суд и судебный совет. Товарищеский суд в девяносто пяти случаях из ста выносил оправдательные приговоры. Понять и простить – вот лейтмотив детского суда. Этот суд рассматривал и поступки самого Корчака: «Когда необоснованно заподозрил девочку в краже. Когда сгоряча оскорбил судью. Когда, не сдержавшись, выставил расшалившегося мальчишку из спальни».

Корчак создал «Малый Пшеглёнд», печатную газету, выпускаемую самими детьми. Помимо газеты, он мечтал, чтобы для детей было создано столько же театров, сколько и для взрослых. И столько же концертных залов и галерей с произведениями детей-художников.

Когда началась Вторая мировая война и была оккупирована Варшава, Корчак остался со своими подопечными.

В 1940 году его арестовали, несколько месяцев он просидел в тюрьме, откуда его выкупили бывшие воспитанники.

Он возвращается в «Дом Сирот», который находился на территории Варшавского гетто. Положение детей там с каждым днём ухудшалось. Множество людей пытается уговорить Корчака покинуть гетто, зная, что власти разрешили ему уходить и возвращаться, но Корчак отказывается.

5 августа 1942 года детей «Дома Сирот» отправили в концлагерь в Треблинку. Через несколько дней Корчак вместе со своими детьми вошёл в газовую камеру .

Помимо работы с детьми, Корчак успел воплотить свой опыт в книги : «Школа жизни» (1907–1908), «Слава» (1913), «Исповедь мотылька» (1914), «Роковая неделя» (1914), «Воспитательные моменты» (1919), «О школьной газете» (1921), «Банкротство юного Джека» (1924), «Когда я снова стану маленьким» (1925), «Право ребёнка на уважение» (1929), «Правила жизни» (1930), «Кайтусь-волшебник» (1935), «Упрямый мальчик. Жизнь Л. Пастера» (1938), «Шутливая педагогика» (1939).

Особое место среди книг Корчака занимает дилогия «Король Матиуш I» и «Король Матиуш на безлюдном острове» (1923).

Александр Кузнецов

Память

Каждый год 23 марта в Польше и Белоруссии в воздух запускается воздушный змей в память о Януше Корчаке и детях, убитых в гетто.

В начале августа 2011 г. в иерусалимском мемориале Холокоста «Яд ва-Шем» отметили 69-летие трагической даты депортации Корчака и детей в лагерь смерти. В мемориальной церемонии принял участие и бывший воспитанник Дома сирот, ставший художником и посвятивший своё творчество памяти Корчака, 88-летний Ицхак Бельфер, поделившийся своими воспоминаниями .

5 августа 2012 года в «Яд ва-Шем» прошла церемония памяти в связи 70-летием гибели воспитателей и детей Дома Сирот. На ней присутствовали трое бывших воспитанников Корчака.

С 2004 года в России ежегодно проводится конкурс «Педагогические инновации», лауреатам которого вручаются медали имени Януша Корчака .

Педагогическая деятельность

В «Доме сирот» Корчак ввёл новаторскую для тех лет систему широкого детского самоуправления, детский товарищеский суд, решения которого были обязательны и для руководства, плебисцит и т. д.

Корчак читал лекции в Свободном польском университете и на Высших еврейских педагогических курсах, вёл работу в суде по делам малолетних преступников, выступал под псевдонимом «Старый Доктор» с воспитательными беседами по радио.

Отвлечённо веря в Бога («Один на один с Богом», 1922; содержит 18 молитв «для тех, кто не молится») , Корчак отличался широкой веротерпимостью и видел в вере источник морального очищения.

Из БСЭ (1969-1978): «Педагогическая деятельность К[орчака] основана на формировании в детском коллективе и у отдельных воспитанников навыков самопознания, самоконтроля, самоуправления».

Работы Корчака оказали значительное влияние на известного советского педагога В. А. Сухомлинского .

Педагогические идеи

  • Принцип любви к ребёнку
Идея Януша Корчака была, по сути, одна, и такого она свойства, что, например, в последовательном курсе истории педагогики точное место Янушу Корчаку найдешь не сразу: о нем можно с одинаковым правом рассказывать до Руссо и после Песталоцци, между Ушинским и Макаренко, сразу после Марии Монтессори и вместе с Сухомлинским. С него можно начинать курс, а можно и заканчивать им, ибо идея Януша Корчака известна человечеству с тех пор, как оно стало человечеством: воспитатель должен любить детей… .
  • Педагогика - наука о человеке
Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке. Вспыльчивый ребёнок, не помня себя, ударил; взрослый, не помня себя, убил. У простодушного ребёнка выманили игрушку; у взрослого - подпись на векселе. Легкомысленный ребёнок за десятку, данную ему на тетрадь, купил конфет; взрослый проиграл в карты все своё состояние. Детей нет - есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств…» (Корчак, Как любить ребёнка: Интернат.) .

Литературное творчество

Печататься Корчак начал в 18 лет, в 1898 году он взял свой псевдоним. Его повести для взрослых и детей «Дети улицы» (1901), «Дитя гостиной» (1906), «Моськи, Иоськи и Срули» (1910; в русском переводе - «Лето в Михалувке», 1961), «Король Матиуш Первый» (1923) и другие; новеллы, беседы, статьи и дневник 1942 г. вводят читателя в сложный мир детской психологии, содержат наблюдения над жизнью Польши 1900-1942 гг., отражают богатый опыт врача и педагога.

Корчаку принадлежит также свыше 20 книг о воспитании (главные из них - «Как любить ребёнка», 1914, и «Право ребёнка на уважение», 1929).

Сочинения

Художественные произведения

Прижизненные книжные издания на русском языке
  • Весенняя песня; Невеста; Без доказательств; Воспитание; Я разорен; Долой опрятность; Оценщик; Зачем?: [Рассказы]. - СПб.: Изд. М. Г. Корнфельд, 1911. - 64 с. - (Дешевая юморист. б-ка «Сатирикон»; Вып.17.)
  • Мошки, Иоськи и Срули /Пер. с пол. Е.Шведера. - Петроград: Изд. М. И. Семенова, 1915. - 95 с.
  • Рыцари чести: (Слава): Повесть /Пер. с пол. М.Щавинской. - М.: Типо-литогр. Товарищества И. Н. Кушнарев и К°, 1918. - 37 с.
  • Приключение Короля Матюша: Повесть /Пер. с пол. Ю. Н. Райтлер; рис. Б. В. Покровского. - Ленинград: Сектор «Юный Пролетарий» Рабочего Изд-ва «Прибой», 1924. - 250 с.
  • Джек-кооператор. Пер. с польск. и обработала Райтлер Юдифь Наумовна. - М., 1929.

Педагогические произведения

Другие книги

С 1992 г. в Польше издаётся собрание сочинений Корчака в 16 томах (вышло 14 (?)).

Произведения, посвящённые Янушу Корчаку

Памятник Янушу Корчаку в Варшаве

Детский дом Корчака. Продолжает действовать по сей день

Героизм и мученичество Корчака вошли в легенду. Его жизни и гибели посвящены многочисленные исследования и произведения: мемуары сотрудника Корчака И. Неверли (1903-1987), прошедшего, несмотря на своё нееврейское происхождение, через концлагеря-Майданек, Освенцим и др. - «Живые связи» (1966, польский язык), воспоминания участника польского Сопротивления Казимежа Дебницкого «Корчак вблизи» (есть русский перевод), поэма А. Цейтлина (1898-1973) «Последний путь Януша Корчака» («Януш Корчакс лецтер ганг», 1970?, идиш), драма Э. Сильваниуса «Корчак и дети» (1958, немецкий язык) и другие.

  • Памятник Б. Сакциера (родился в 1942 г.) «Я. Корчак с детьми» (1978) установлен в Иерусалиме на территории Яд ва-Шем .
  • Галерея рисунков, живописи, скульптуры И. Бельфера о Холокосте и о Корчаке .
  • Классические иллюстрации польского художника Ежи Сроковского к книге «Король Матиуш Первый» .

Литературные произведения на русском языке

  • Неверли И. Живая связь: Отрывки из кн. Пер. с пол. Э.Гессен //Иностр. лит. - 1978. - № 3. - С.231 - 239.
  • Игорь Неверли. Такой была эта детская газета. Слово о «Малом пшеглёнде» .
  • В 1970 году Александр Галич написал одну из своих лучших поэм «Кадиш » , посвящённую Янушу Корчаку. В качестве эпиграфа к ней Галич взял (немного изменив текст) слова из Дневника Корчака: «Я никому не желаю зла. Не умею. Не знаю, как это делается».
  • Лифтон Б. Дж., «Король детей. Жизнь и смерть Януша Корчака» . М.: Рудомино: Текст , 2004. ISBN 5-7516-0479-2
  • Педагогика Януша Корчака и еврейское воспитание , Жерар Кан
  • Памяти Корчака: Сб. ст.: (О враче, педагоге и писателе Я. Корчаке, 1878-1942) / [Отв. ред. О. Р. Медведева]. М.: Рос. о-во Януша Корчака, 1992. ISBN 5-900365-01-8

Фильмы

  • «Корчак » (Korczak), режиссёр А. Вайда , сценарий - А. Холланд . Польша-ФРГ-Великобритания. 1990.
  • «Януш Корчак» (Yanush Korchak) , режиссёр С. Винокур , сценарий-Авраам Коэн. Израиль. 2004.

Мультфильмы

  • «„Расскажите сказку, доктор“» - советский мультфильм, © ЭКРАН, 1988 г.

Режиссёр: Аида Зябликова. В мультфильме две сюжетных линии, одна построена по мотивам повести Януша Корчака «Король Матиуш Первый», другая рассказывает о реальных событиях во время Второй Мировой войны. Януш Корчак добровольно остался со своими воспитанниками и погиб вместе с ними в немецком концлагере. Мультфильм состоит из 3 частей.

Театр

  • Пьеса Джефри Хатчера (Jeffrey Hatcher) «Дети Корчака» (Korczak’s Children )
  • Спектакль «Дорога в небо» (The Road to the Heaven ) - документальная мистерия о доме сирот Януша Корчака.

Автор пьесы и режиссёр - Фёдор Сухов. Премьера состоялась в Театре на набережной в Москве, в 1998 году. Спектакль восстановлен 14 апреля 2012 года к 70-летию со дня депортации Варшавского гетто в августе 1942 года.

Опера

  • Детская опера-мюзикл «Король Матиуш I» Льва Конова по сказке Януша Корчака. Премьера состоялась в Москве, 1988 г. Звукозапись оперы произведена в 1992 году.
  • Опера «Король Матиуш Первый» в новой редакции 2009 года.
  • Опера «Сироты Корчака» (Korczak’s Orphans). Музыка - Адам Сильверман (Adam Silverman), либретто Сьюзан Губернат (Susan Gubernat)

Песни

  • Песня в исполнении Алексея Терехова «памяти Януша Корчака»
  • Песня-поэма А. Галича «Кадиш» - см. выше, подраздел «Литературные произведения на русском языке».

Примечания

  1. Его отец не сразу оформил метрику, поэтому точный год рождения Корчака неизвестен (1878 или 1879).
  2. Betty Jean Lifton, The King of Children: The Life and Death of Janusz Korczak, St. Martin’s Press, 1997, p. 35 - 40 ISBN 0-312-15560-3
  3. ул. Слиская 51/Сенная 60
  4. во время войны он был переведён в гетто на ул. Хлодну, 33, а позже на ул. Сенную, 16/Слиска, 9
  5. 22 июля 1878 года в Варшаве родился Януш КОРЧАК (настоящее имя Генрик Гольдшмит). Киевский календарь
  6. Слово „э́рец“ буквально означает „земля“, „страна“; здесь: сокращение от „Э́рец-Исраэ́ль“, что означает „Земля Израиля “.
  7. По другим данным - месяц. См.: Бетти Джин Лифтон. Король детей. Гл. 28. - См. Произведения, посвящённые Янушу Корчаку.
  8. работала с Корчаком с 1911 г., в 1914-18 гг. руководила Домом Сирот
  9. Помимо Корчака и Вильчинской, называют ещё 10 имён, иногда добавляя: «и, возможно, другие»; многие из этих воспитателей сами в прошлом были воспитанниками Дома сирот.
  10. Корчак Януш - статья из Электронной еврейской энциклопедии
  11. Александр ШАРОВ. ЯНУШ КОРЧАК. Послесловие к сборнику «Король Матиуш Первый»
  12. Корчак и его дети
  13. См.: 70 Years Since the Murder of Janusz Korczak and the Children
  14. Всероссийский открытый конкурс «Педагогические инновации»
  15. Марина Аромштам. Благая весть Януша Корчака .
  16. На русском языке: Наедине с Господом Богом: Молитвы тех, кто не молится. /Пер. с пол. и послесл. О.Медведевой; ред. А.Верглинский; предисл. И.Гальперина; худож. оформ. В.Романова. Рос. О-во Януша Корчака. - М., 1994. - 80 с.
  17. Симон Соловейчик
  18. Подробнее об этом можно прочитать в 15-й главе книги Бетти Джин Лифтон «Король детей». См. Произведения, посвящённые Янушу Корчаку.
  19. Подробно на эту непростую тему размышляет (в определённом аспекте) С. Л. Соловейчик в своей „Последней книге“, гл. 53 . Об этом же пишет Жерар Кан в гл. 5 книги «Педагогика Януша Корчака и еврейское воспитание». См. Произведения, посвящённые Янушу Корчаку.
  20. Об этом можно прочесть также в: С. Л. Соловейчик. Последняя книга, гл. 53 .
  21. Об этом, как и об упомянутом выше «праве ребёнка на сегодняшний день», можно прочитать в 5-й главе книги Жерара Кана «Педагогика Януша Корчака и еврейское воспитание». См. Произведения, посвящённые Янушу Корчаку.
  22. О том, что взрослые и дети говорят на разных языках и «только делают вид, будто понимают друг друга» пишет (в связи с Корчаком) Бетти Джин Лифтон в 10-й главе книги «Король детей».
  23. О трудностях, с которыми могут столкнуться молодые люди в реальной жизни, если они выросли в «тепличных условиях», пишет (правда, в несколько ином контексте) Бетти Джин Лифтон в 16-й главе книги «Король детей».
  24. См., например: Максакова В. И. Педагогическая антропология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Лекция пятая. ВОСПИТАНИЕ КАК АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  25. Об этом можно прочитать в: Александр Левин. Януш Корчак - мыслитель и педагог .
  26. Об этом также пишет Бетти Джин Лифтон в 10-й главе своей книги «Король детей». См. Произведения, посвящённые Янушу Корчаку.
  27. Об этом же (со ссылкой на Корчака) пишет доктор педагогических наук, профессор И. П. Подласый в гл. 1 учебного пособия «Педагогика начальной школы», издательство Владос, 2008.
  28. На русском языке повесть опубликована в петербургском журнале «Образование» в 1908 году под названием «Дитя света».
  29. На русском языке рассказ опубликован под названием «Боба» в сборнике: Януш Корчак. Воспитание личности. М. : Просвещение, 1992. - 287 с. - ISBN 5-09-003083-9 .
  30. Русский перевод в нашей стране впервые опубликован в книге: Я. Корчак. Педагогическое наследие. М., 1990.
  31. Полный русский перевод двух повестей о Матиуше в нашей стране впервые опубликован в книге: Януш Корчак. Король Матиуш. Перевод М. Павловой. М., 1992
  32. Издание в нашей стране: Корчак Я. Маленький бизнесмен. М., 1992
  33. На русском языке впервые издано в сборнике: [Януш Корчак.] Избранное /Сост. и ред. М.Шкловская. - Иерусалим: Б-ка-Алия, 1988. - 324 с.
  34. Русский перевод: Януш Корчак. Кайтусь-чародей. СПб., 1992
  35. Первый и четвёртый разделы на русском языке изданы в: Корчак Я. Избранные педагогические произведения. М., 1979
  36. На русском языке в 1922 году был издан второй раздел книги - «Интернат»: Как любить детей: (Интернат). /Пер. с пол. Л.Кон; предисл. Н. К. Крупской . - М.: Госиздат, 1922. - VI, 116 с. Весь цикл представлен в издании: Корчак Я. Избранные педагогические произведения. М., 1979 (первый раздел - в сокращении, полный его текст можно найти в: см. ссылку).
  37. Полный перевод на русский язык опубликован в издании: Януш Корчак . ИЗБРАННОЕ. - Библиотека-Алия. 1988. ISBN 965-320-019-4 . - C. 42 - 170. Пер. с польского Ю. Зимана.

Литература

  • Академія педагогічних наук України. Державна науково-педагогічна бібліотека України імені В. О. Сухомлинського. Серія «Видатні педагоги світу». Випуск 2. Польський педагог-гуманіст Януш Корчак (1878-1942). До 125-річчя з дня народження. Біобібліографічний покажчик. - Київ, 2003.
  • Валеева Р. А. Гуманистическая педагогика Януша Корчака: Учебное пособие. Казань: КГПИ, 1994.
  • Кочнов В. Ф. Януш Корчак: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.

Ссылки

  • Ребенок в семье - первый раздел (из четырёх) книги «Как любить ребёнка» (в электронной версии текста присутствует любопытная ошибка: над заголовком «Ребенок в семье» значится: "«АНГЕЛ ЛИ»", то есть, видимо, или "«Ангел Ли»" - с учётом того, что выше говорится о воскресении мёртвых, такое предположение не представляется совсем уж неправдоподобным, или - "«Ангел ли(?)»" - в последнем случае речь, видимо, идет о ребёнке; у Корчака, однако-ни то ни другое, а "«АНГЕЛЛИ»" - название произведения польского поэта-романтика Юлиуша Словацкого , откуда взят эпиграф)
  • Интернат - второй раздел книги «Как любить ребёнка»
  • Дом сирот - четвёртый раздел книги «Как любить ребёнка» (в сокращении)
  • Товарищеский суд - из четвёртого раздела книги «Как любить ребёнка»: «Дом сирот»
  • Наедине с Богом (избранные молитвы)
  • Король Матиуш Первый (сокращённый перевод)


Loading...Loading...