Ядерное оружие вмф ссср. VIVOS VOCO: Е.А

Как создавалось ядерное оружие ВМФ

В интересах Военно-Морского Флота ядерные боеприпасы разрабатывались для снаряжения авиационных бомб, торпед, баллистических ракет, крылатых ракет (корабельных, авиационных и береговых), противолодочных ракет, подводных ракет и глубинных бомб.

Ядерное оружие возникло на основе фундаментальных исследований свойств материи, проникновения человека в тайны ядра атома. Научным руководителем Уранового проекта по созданию в СССР ядерного оружия был академик Игорь Васильевич Курчатов. Для Военно-Морского Флота ядерное оружие создавалось в трех институтах (названия современные): Всероссийском НИИ экспериментальной физики (ВНИИ-ЭФ), Всероссийском НИИ технической физики (ВНИИТФ), Всероссийском НИИ автоматики (ВНИИА) Министерства по атомной энергии (Минатом).

Первыми боеприпасами флота была атомные бомбы. Все морские ядерные боеприпасы (ЯБП) создавались на основе перевода делящихся материалов (плутония и урана-235) в надкритическое состояние путем формирования сферической сходящейся ударной волны (эффект имплозии) за счет энергии химического взрывчатого вещества (ВВ). Достоинство метода - экономичность. Но при этом всегда существует критический размер, при уменьшении которого заряд не сработает (диаметр первой имплозивной бомбы - 1,5 м).

При обосновании новых образцов ракетного оружия всегда вставал вопрос о целесообразности оснащения их ядерными боеприпасами. Военно-морская наука выработала рекомендации на этот счет, которыми руководствовались до середины 80-х годов. Все ракеты, баллистические и крылатые, предназначенные для поражения береговых объектов, делались только в ядерном снаряжении, так как с обычными взрывчатыми веществами они были малоэффективны.

Противокорабельные ракеты ПЛ разрабатывались в двух взаимозаменяемых комплектациях боевых частей: с обычным ВВ и с ядерным зарядом. При этом по таким целям, как авианосец, залп предполагался смешанным. Противокорабельные ракеты НК в отличие от подводных лодок, не всегда создавались в двух комплектациях. По крайней мере, для ракетных катеров ядерная комплектация исключалась, а для малых ракетных кораблей допускалась и была обязательной для крейсеров. Противолодочные боевые средства оснащались ядерными боеприпасами только в том случае, если носитель не имел самонаведения или телеуправления и при явно низкой эффективности комплекса с обычными зарядами.

На заре развития ракетного оружия корабельные баллистические и крылатые ракеты рассматривались как равноценные боевые средства для нанесения ударов по береговым объектам. Например, первая крылатая ракета П-5 имела дальность в три раза большую, чем первая баллистическая ракета Р-11ФМ. Кроме принятых на вооружение ракет П-5 и П-5Д, была задумана крылатая «суперракета» П-20 с термоядерным зарядом. На подводной лодке могли разместиться только две такие ракеты. Поэтому работа закончилась эскизным проектом. Такая же участь постигла и «суперторпеду» Т-15. Невероятно, но факт: гигантомания, связанная с ядерным оружием, только тормозила развитие морских вооружений.

Научно-техническое соревнование задачу «флот против берега» решило в пользу баллистической ракеты, а «флот против флота» - крылатой.

Ядерные боевые части противокорабельных ракет отличаются от других ЯББ: развитая связь с системой управления ракетой, вплоть до подрыва ядерного заряда по ее команде; бескорпусная конструкция, то есть размещение в ракете путем монтажа заряда и автоматики; разветвленная по всей ракете система контактных датчиков подрыва; взаимозаменяемость с обычной боевой частью.

Военно-Морской Флот предъявлял к ядерным боеприпасам повышенные требования по безопасности. Нигде ЯБП так близко не соседствуют с различной техникой и людьми, как на корабле. Ядерные заряды первого поколения в случае срабатывания хотя бы одного капсюля-детонатора (в типовой конструкции их 32) могли давать неполный ядерный взрыв. Ученым и конструкторам удалось исключить в аварийных ситуациях начало цепной реакции. После этого ЯБП могли быть выданы на все корабли. Беспокойство вызывали детонаторы. В ракетных боекомплектах подводных лодок второго поколения их более полутысячи, а третьего - еще больше. Во время испытаний одной из боеголовок на глубоководное погружение (300 м) произошел удар, от которого капсюль полностью впрессовался во взрывчатое вещество. Ясно, что нужно было принимать меры, исключающие взрыв. В конце концов, конструкторам удалось создать детонаторы даже менее чувствительные к тепловым и механическим воздействиям, чем само ВВ. Электродетонаторы боятся токов наводки, а на корабле их не избежать. Была решена и эта проблема. Проверку производили на кораблях, поднося боеприпасы к радиолокационной антенне и включая станцию на полную мощность.

Холодная война. Период с 1946 по 1991 год. Сейчас мало кто задумывается о том, что мир неоднократно балансировал на грани новой ядерной войны. США и СССР к 80-м годам обладали огромным ядерным арсеналом. В мире к тому времени скопилось 1 млн 300 тыс. ядерных зарядов. На каждого жителя земли приходилось по 10 тонн взрывчатки. Чтобы полностью уничтожить планету, нужно в 10 раз меньше. Затраты на вооружение составляли 1,5 млн долл. в минуту. К тому времени, кроме СССР и США, ядерным обладали Великобритания, Китай, Индия, Пакистан. Работали над созданием атомной бомбы Аргентина, Бразилия, Египет, Израиль, Иран, Северная и Южная Корея, Мексика, ЮАР и Япония. На долю СССР и США приходилось 95% мирового ядерного запаса. Ядерное противостояние достигло наивысшего уровня и перешло в космос. В Пентагоне разрабатывались планы ограниченных локальных войн с применением как обычного, так и ядерного оружия. В развитии мировой цивилизации наступал критический момент. Это стали понимать и лидеры двух ядерных сверхдержав – СССР и США.

ПЫТАЛИСЬ ВЗЯТЬ «НА СЛАБО»


С приходом к власти Михаила Горбачева появилась реальная возможность положить конец безудержной гонке вооружений, сократив количество ядерного оружия. Начиналась эпоха разрядки международной напряженности. Делались первые шаги на пути ограничения ядерного оружия. Однако переговоры между СССР и США по «50% ограничения стратегических наступательных вооружений» зашли в тупик.

Американская сторона отказалась от ранее достигнутых договоренностей в ходе советско-американской встречи на высшем уровне в декабре 1987 года по крылатым ракетам морского базирования, поскольку, по словам официальных лиц США, «в настоящее время отсутствуют эффективные средства контроля над этим видом вооружения».

Это была попытка вывести данный вид вооружения за рамки переговорного процесса, а заодно проверить возможности научно-технического потенциала СССР. Дело в том, что крылатые ракеты морского базирования (КРМБ) типа «Томагавк» – один из самых опасных видов современного оружия, основной вид вооружения, размещаемого на подводных лодках и надводных кораблях ВМС США. КРМБ «Томагавк» в обычном или ядерном (200 кт) снаряжении может поражать с высокой точностью морские цели на расстоянии до 500 км, а наземные объекты – до 1500 км. Малая высота полета (30–300 м) и малые габариты (длина – 6,1 м, вес – 1300 кг) делают ее малоуязвимой для средств ПВО.

Видные ученые СССР и США, проявив глубокую озабоченность возникшей проблемой, заявили, что существуют технические средства контроля и обнаружения ядерного оружия. Советская сторона в лице академика Е.П. Велихова выступила с предложением провести совместный советско-американский эксперимент для проверки эффективности технических средств контроля, имеющихся в распоряжении советских и американских ученых. Проведение эксперимента было запланировано на начало июля 1989 года. По оценке аналитиков того времени, успешное проведение такого эксперимента имело поистине историческое значение. Процесс разоружения получил дальнейшее развитие, а тесное сотрудничество и дружеское взаимодействие советских и американских ученых способствовало разрядке международной напряженности.

ВСЕВИДЯЩИЙ «СОВЕТНИК»

Вполне очевидно, что процесс разоружения подразумевает наличие надежных технических средств контроля ядерного оружия. Советские ученые, инженеры и конструкторы работали над этой проблемой с 1978 года, и в 1988 году ВМФ СССР, его 6-е управление получило специальный технический комплекс для обнаружения ядерного оружия – условное название «Советник», который мог использоваться в вертолетном, корабельном и автомобильном вариантах. Одновременно для технического обслуживания и эксплуатации комплекса было начато формирование специального подразделения, первой в ВМФ СССР бригады специального технического контроля, на базе в/ч 20553 Черноморского флота.

Комплекс СТК «Советник» – разработка Института атомной энергии (ИАЭ) имени И.В. Курчатова АН СССР (в настоящее время – национальный исследовательский центр «Курчатовский институт»), отмеченная в 1987 году Государственной премией и представляющая собой современнейший компьютеризированный технический комплекс. Ученые ИАЭ, создав в 1949 году под руководством И.В. Курчатова советскую атомную бомбу, положили конец монополии США на владение атомным оружием, лишив тем самым Соединенные Штаты военного превосходства над СССР. Символично, что именно ученые этого института смогли внести свой вклад и в процесс разрядки международной напряженности, в процесс разоружения, создав эффективное средство контроля над ядерным оружием.

При подготовке к проведению эксперимента группа офицеров бригады СТК во главе с начальником бригады прошла в начале 1989 года специальную подготовку в закрытом учебном центре ВМФ. Сдав экзамен на «хорошо» и «отлично», получила допуск к работе с аппаратурой комплекса «Советник». Затем, уже на ЧФ, были произведены приемка, сборка, монтаж и практическое освоение аппаратуры СТК. Ускоренными темпами, полностью используя светлое время суток, без отдыха и выходных, были отработаны практические навыки при работе с комплексом, взаимодействие с базовым кораблем (ПСК «Апшерон») и вертолетом Ка-27 с СТК «Советник». В конце июня 1989 года начальник бригады СТК доложил начальнику 6-го отдела флота о готовности офицеров бригады, команды корабля и пилотов вертолета к использованию комплекса «Советник» по назначению.

ИНОСТРАНЦЫ В СЕВАСТОПОЛЬ НЕ ПОПАЛИ

В 1989 году Севастополь был закрытым городом. Допустить в главную базу Черноморского флота иностранцев для проведения эксперимента, то есть специалистов с электронной фото- и видеоаппаратурой, было бы верхом беспечности даже в период разрядки международной напряженности. Поэтому местом проведения эксперимента, по рекомендации КГБ СССР и по решению руководства ВМФ, была выбрана акватория морского порта Ялты, которая была открытым курортом для посещения иностранными туристами.

Для размещения участников эксперимента, представителей прессы и ТВ (120 человек) руководством флота был выделен плавучий госпиталь «Енисей», который ошвартовался у ялтинского пирса. На нем же были развернуты командный пункт и штаб эксперимента. Объектом исследования в качестве носителя ядерного оружия был назначен ракетный крейсер «Слава», в одной из восьми спаренных пусковых установок которого была размещена крылатая ракета комплекса «Базальт» с ядерной боеголовкой. Где находится ракета с ядерной боеголовкой, в какой именно ПУ, участникам эксперимента известно не было. Ее нужно было обнаружить средствами СТК. Поисково-спасательное судно «Апшерон» стало на якорь в определенном ему по плану эксперимента месте. На его борту находились вертолет Ка-27 и аппаратура комплекса «Советник», а также группа офицеров – специалистов СТК во главе с начальником бригады В.А. Медведевым. В группу входили офицеры А.М. Алябьев, Д.Н. Охотников, Ю.В. Шамлиев, С.В. Персюк, В.В. Исаев и К.Г. Кебкал.

В эксперименте также испытывались комплекс СТК «Север», расположенный на большом десантном корабле (БДК), и комплекс «Агат», размещенный на грузовом автомобиле и предназначенный для обнаружения ядерного оружия на кораблях, стоящих у пирса. Эти два комплекса – разработка Института ГЕОХИМ имени В.И. Вернадского АН СССР. Испытывался и комплекс «Роса» – разработка Института физики Земли имени О.Ю. Шмидта АН СССР.

С американской стороны были представлены комплексы контактной аппаратуры СТК в комплексе с ноутбуками для обработки информации. Руководство ВМФ СССР разрешило проводить исследования непосредственно на пусковой установке КРМБ с ядерной боевой частью, и все контактные комплексы, представленные СССР и США, были размещены на РК «Слава». Комплекс «Советник» – дистанционный комплекс СТК, он мог обнаруживать ядерное оружие на расстоянии.

О значимости совместного советско-американского неправительственного эксперимента говорит и состав его участников. С советской стороны в эксперименте участвовали видные ученые АН СССР, академики А.П. Александров, Е.П. Велихов и В.А. Барсуков (научное руководство экспериментом), а также научные сотрудники ИАЭ, ИФЗ, ГЕОХИМ АН СССР, сотрудники внешнеполитических управлений и ведомств (Главного управления внешних сношений АН СССР, Управления информации МИД СССР), замминистра иностранных дел СССР В.П. Карпов. Офицеры 6-го управления ВМФ во главе с Г.Е. Золотухиным координировали работу по подготовке и проведению эксперимента. Руководство силами и средствами Черноморского флота осуществлял начальник штаба ЧФ В.Е. Селиванов. Присутствовали представители советских СМИ, журналисты, телевизионщики, фотокорреспонденты (ТАСС, АПН, «Правда», «Москау-ньюс», «Известия», «Международная жизнь», «Красная звезда», «Флаг родины» и другие).

С американской стороны на эксперимент прибыли ученые и специалисты из Массачусетского института, Станфордского и Мэрилендского университетов, Брукхейвенской национальной лаборатории, Национальной лаборатории США (Бруклин) и группа экологов Комитета охраны природы США. Рабочая группа во главе с директором Программы национальной безопасности США У. Аркиным, видные ученые-физики во главе с Т. Корхэном, группа конгрессменов во главе с членом палаты конгресса США по делам вооруженных сил Дж. Спрэттом, представители корпорации «Циркуляр» (Филадельфия), а также иностранные журналисты, телеоператоры, фотокорреспонденты (ТВ агентства Эй-би-си, Си-эн-эн, ТВ Италии, ЭФ Испании, Кнадо-Цусин, Асаки (Япония), «Филадельфия» (США), «Нью-Йорк таймс», «Ньюс-уик», «Лос-Анджелес таймс», «Шпигель» (ФРГ), «Гуань-миньжибао» (КНР).

Суть эксперимента заключалась в том, что вертолет Ка-27 с аппаратурой комплекса «Советник», поднявшись с борта ПСС «Апшерон», пролетел в соответствии с полетным заданием над РК «Слава» и вернулся обратно. Аппаратура комплекса «Советник» в момент облета крейсера в автоматическом режиме произвела необходимые измерения радиационного поля одновременно с фото- и видеосъемкой. Сравнивая значение радиационного поля корабля с естественным радиационным фоном, «Советник» выявил аномальное, пиковое значение в районе одной из пусковых установок КРМБ по правому борту РК «Слава», в которой фактически и находилась, как оказалось, КРМБ с ядерной боеголовкой. После компьютерной обработки результатов измерений факт наличия и месторасположение ядерного оружия был задокументирован фото-, видеоматериалами и распечатками с компьютера «Советник». О результатах было доложено на ГС «Енисей», в штаб эксперимента, начальнику 6-го отдела ЧФ капитану 1 ранга А.З. Гуло.

Командирским катером, спущенным с РК «Слава», документы с результатами эксперимента были отправлены в штаб на ГС «Енисей». Участники эксперимента с американской стороны с восхищением оценили результаты работы аппаратуры СТК «Советник». Каждый из них попросил в качестве сувенира распечатку с компьютера «Советник» на память о проведенном советско-американском эксперименте на Черном море.

Результаты эксперимента, который широко освещался в отечественной и зарубежной прессе того времени, показали, что предложенные советскими и американскими учеными методы и аппаратура СТК могут быть использованы для создания надежной системы контроля ядерного оружия морского базирования. Ядерное оружие на кораблях может обнаруживаться на расстоянии 50–100 м, а затем, при необходимости, может проводиться идентификация ядерного оружия контактными СТК.

Спустя полгода у берегов Мальты на борту теплохода «Максим Горький» состоялся очередной этап переговоров на высшем уровне по ограничению развертывания КРМБ с ядерным оружием. Как говорил Михаил Горбачев: «Процесс пошел» и «Мы отвели пистолет от виска России». Так офицеры бригады СТК ЧФ внесли свой вклад в процесс разоружения и разрядки международной напряженности.

ОПАСНОСТЬ КАТАСТРОФЫ НЕ ИСЧЕЗЛА

Годы идут. Время не остановишь. Процесс разоружения сыграл свою роль в . Крылатые ракеты с ядерным оружием сняты с вооружения ВМС США, но КРМБ «Томагавк» нового поколения с обычным зарядом обладают еще большей точностью и дальностью, а снаряжение их ядерными боевыми частями не занимает много времени.

Распался Советский Союз. «Империя зла», как тогда называли его американцы, исчезла с карты мира. Флот, пережив развал и разделение, набирает свою былую мощь. РК «Слава» переименован в гвардейский ракетный крейсер «Москва» и стал флагманом Черноморского флота. Крым и Севастополь вернулись в состав России. В мире появились новые приоритеты, новые угрозы: глобальное потепление, летящие кометы, природные катаклизмы.

Но это все в будущем. А в настоящем? Исчезла ли опасность ядерной катастрофы? Отнюдь. Речь не идет о Третьей мировой (атомной) войне. Понятно, что в ней не будет ни победителей, ни побежденных, будет просто конец земной цивилизации. Апокалипсис. Но опасность локальных разборок и террористических актов с применением ядерного оружия остается и даже возрастает. К ядерному оружию рвутся исламские фанатики, различного рода экстремисты. В результате боевых действий или терактов могут быть разрушены атомные электростанции. Атом, даже мирный, всегда таит в себе глобальную опасность. Возникла опасность ядерного и радиационного терроризма. Эта опасность вокруг нас, она реально существует в реальном времени, пока существует ядерное оружие и АЭС, а значит дальнейшее развитие и совершенствование средств СТК будет продолжено.

Как ни парадоксально прозвучит, но атомный флот зародился из ядерного взрыва. Использование нового вида энергии сулило чрезвычайно лакомые возможности и в первую очередь - неограниченную дальность походов и огромную мощность плавучего средства. Поэтому после успешного испытания в 1949 году ядерной бомбы развитие флота получило новый мощный импульс. Практически сразу развитие советского атомного флота пошло по двум равноценным направлениям - военному и гражданскому.

Подводная и надводная охрана морских рубежей

Вполне естественно, что первым получил «обновку» Военно-Морской флот. 4 июля 1958 года головная атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» прошла свои первые мили на энергии ядерного реактора. На вооружении подводный страж советских рубежей, конечно, тоже нес ядерное оружие, что уже, в общем-то, не было чем-то особенным. К тому времени ракетное и ядерное оружие уверенно обосновались на ракетных и противолодочных кораблях типа «Бедовый» и «Комсомолец Украины», а также на ракетных и противолодочных крейсерах типа «Грозный» и «Москва», не говоря уже о многочисленных ракетных катерах.

Несмотря на мощь и надежность надводных кораблей, работавших на традиционной энергии, ставка была сделана на атомные подводные лодки (АПЛ). Основу ВМФ СССР составляли 33 АПЛ проекта 671РТМ и РТ и 12 - проекта 670 и 670М. Самыми мощными были семь подводных ракетных крейсеров проекта 949 и 949А «Антей». Каждый из них был способен запросто уничтожить хваленую авианосную группу Соединенных Штатов.

Фото: АПЛ проекта “Антей” https://defendingrussia.ru

Числились за советскими подлодками и другие рекорды. Так, в состав флота входили 12 АПЛ с корпусами из титановых сплавов, среди которых была самая быстроходная в мире подлодка (проект 661) и самая глубоководная (проект 685).

Фото: АПЛ проекта 661 http://vpk-news.ru

Надводный атомный военный флот развивался более медленными темпами. Лишь в 1980 году ВМФ получил новогодний подарок - 30 декабря вступил в строй крейсер «Киров». Этот корабль с ядерной установкой был оснащен новейшими ракетными комплексами, не имеющими аналогов за рубежом. По сути, «Киров» представлял собой прототип корабля «арсенального» типа, о строительстве которого только сейчас подумывают в США.

Всего было построено 4 таких корабля: «Киров», «Фрунзе», «Калинин» и «Петр Великий». Государственные испытания последнего с огромными трудностями начались в 1996 году, спустя 10 лет после закладки. Но это уже российская история атомного флота, к которой стоит вернуться чуть позже.

Уникальный ледокольный флот

«Облик отечественного ударного корабля ледового класса еще обсуждается с военными. Но уже сейчас можно сказать, что многое он возьмет от нового ледокола ЛК-110Я ″Лидер″».

Да и сейчас наши северные рубежи – не бесхозные и беззащитные. Как минимум мирный ледокол «Советский Союз» может выполнять двойную функцию и в случае необходимости участвовать в активных боевых действиях. «Гостинцы» в виде боевых модулей и компонентов частично хранятся на складах, но кое-что находится постоянно на борту.

В семействе ожидается прибавление

Ну а самое главное, что возрождаться российский атомный ледокольный флот будет не только за счет старых ресурсов и разработок военных. Сегодня в эксплуатации ФГУП «Росатомфлот» находятся семь атомных судов. И новостные ленты информагентств достаточно часто сообщают о грядущем пополнении ледокольного семейства. Так, в середине июня на воду был спущен атомный ледокол «Арктика» – самый мощный и самый большой из существующих сегодня.

Его мощность - 60 МВт, длина - 173,3 метра, ширина - 34 метра, водоизмещение - 33,54 тысячи тонн. Проектный срок службы - 40 лет. Льды почти трехметровой толщины ему нипочем.

Представитель Объединенной судостроительной корпорации Роман Черниговцев отмечает еще одну важную особенность:

«У нового атомохода отечественная система электродвижения. Ранее российские ледоколы комплектовались преимущественно зарубежным электротехническим оборудованием».

Швартовые испытания «Арктики» ожидаются уже в конце 2017 года.

Следующими подарками под елку станет первый серийный ледокол «Сибирь», заложенный в прошлом году, и второй серийный атомоход «Урал», закладка которого произошла на днях с двухмесячным опережением графика. Сданы суда будут соответственно в конце декабря 2019 и 2020 годов.

Вряд ли им придется стоять на приколе в ожидании заказов. И на Северный полюс туристов возить, может, и станут, но лишь от случая к случаю, в свободное от основной работы время. Фронт работ атомоходам предстоит обширный. Новые ледоколы должны обеспечить России лидерство в Арктике и рост грузоперевозок по Северному морскому пути, который при хорошем раскладе может стать главным конкурентом южных маршрутов через Суэцкий и Панамский каналы.

Глава «Атомфлота» Вячеслав Рукша рассказывает подробности:

«Ледоколы проекта 22220 будут способны обеспечить круглогодичные проводки по всей акватории Северного морского пути. Им предстоит обеспечивать проводку судов, транспортирующих углеводородную продукцию с месторождений Ямальского и Гыданского полуостровов, шельфа Карского моря на рынки стран Атлантического и Тихого океана».

Ну а в случае необходимости, совсем как в шуточной песне о «простом советском мирном тракторе», найдется в современной «начинке» российских атомных ледоколов и средство от потенциальных агрессоров.

Кстати, эксперты подсчитали: чтобы круглый год подводить суда к стратегическим объектам российского северного побережья, нужно дополнительно построить не менее 40 новых ледоколов различного класса. Выходит, мечта адмирала Макарова начинает сбываться :

«Россия своим фасадом обращена к Ледовитому океану, и поэтому ни одна нация не заинтересована в ледоколах более нас. Природа заковала нас во льды, и чем скорее мы сбросим эти оковы, тем раньше дадим возможность развернуться русской мощи».

Стратегический подводный флот СССР и России прошлое, настоящее, будущее

А. Б. Колдобский, МИФИ, г. Москва

К середине 50-х гг. усилия сверхдержав по созданию современного термоядерного оружия увенчались успехом и в США, и в СССР, а форсированное развитие в обеих странах атомной промышленности позволяло непрерывно увеличивать темпы накопления ядерных боеприпасов. Однако такое накопление (да, в общем, и само наличие ядерных боеприпасов) не имело смысла без средств их доставки. И с этой точки зрения позиция США была несравненно более выигрышной, нежели положение СССР.

Главным фактором, определившим с начала 50-х гг. стратегическое преимущество США, была очевидная возможность осуществить массированный авиационный ядерный удар по СССР с опорой на сеть опоясывающих его территорию американских военных баз. При этом ответного удара возмездия по собственной территории США могли не опасаться – аналогичной системы аэродромов передового базирования у СССР не было, а предельная боевая дальность единственного в то время советского носителя ядерного оружия – бомбардировщика ТУ-4А (копии американского В-29) – не превышала 5000 км. Предложения по ее «искусственному» увеличению, часто довольно экзотические (дозаправка в воздухе и на поверхности океана, создание сети ледовых аэродромов передового базирования в приполярной арктической зоне), практического развития не получили. Лишь после того как в конце 50-х гг. на вооружение советских ВВС стали поступать бомбардировщики ЗМ В.М.Мясищева и ТУ-95М А.Н.Туполева, авиационная доставка ядерного оружия к объектам в глубине территории США с последующим возвращением бомбардировщика стала практически возможной. Однако к тому времени США, с 1954 г. поставившие на вооружение стратегические бомбардировщики В-52 (которые до сих пор являются основой американских стратегических ВВС), ушли на этом направлении гонки вооружений далеко вперед. К 1960 г. сорока восьми советским ТУ-95М, каждый из которых мог нести по две водородные бомбы, США могли противопоставить одну тысячу пятьсот пятнадцать стратегических бомбардировщиков с более чем тремя тысячами ядерных бомб на борту. Впрочем, бесперспективность усилий по достижению ядерного паритета на «авиационном» направлении, вероятно, стало ясна советскому руководству еще раньше.

Ничем не могла помочь в 50-х гг. и ракетная техника сухопутного базирования. Изначальное требование достижения ракетой-носителем этого класса межконтинентальной дальности технологически означало необходимость «форсированного прыжка» через несколько ступеней технического развития, а такой путь никогда не бывает быстрым и гладким. Лишь 20 января 1960 г. в СССР была официально принята на вооружение первая в мире МБР сухопутного базирования – P-7 С.П.Королева, да и количество ее боевых стартовых позиций на обоих объектах базирования (Плесецк, Байконур) даже позже никогда не превышало шести. Пройдет еще более десяти лет, пока сотни МБР М.К.Янгеля и В.Н.Челомея станут основой стратегических ядерных сил (СЯС) СССР.

А тогда, в 50-е гг., для советского политического и военного руководства становилось все более очевидным, что для обеспечения хотя бы принципиальной возможности нанесения сколько-нибудь чувствительного ядерного удара по американской территории без военно-технического освоения океанских просторов не обойтись. Однако при этом путь строительства мощного надводного флота (в первую очередь авианосного) был заведомо тупиковым – как из-за громадных финансовых затрат и необходимости отвлечения огромных сил и ресурсов, совершенно неприемлемых для только-только поднимавшейся из военных руин страны, так и по причине колоссального преимущества американских ВМФ практически по всем количественным и качественным показателям. Это в случае начала масштабных боевых действий, несомненно, привело бы к немедленному уничтожению советского ударного флота задолго до его выхода на боевые позиции.

Оставались океанские глубины. А в описанных выше условиях бескомпромиссного политического и идеологического противостояния СССР и США, непрерывно набирающей темпы гонки вооружений, низкого порога начала военных действий в многочисленных локальных конфликтах, практически во всех случаях затрагивающих интересы сверхдержав, с этим надо было очень спешить. Кстати говоря, вне понимания этого жесткого военно-политического императива времен холодной войны логика ретроспективного анализа военно-исторических событий прошлого вообще, как правило, оказывается смещенной. Пример тому – нынешние стенания «экологов» и «демократических журналистов» по поводу «несоразмерного развития» советского атомного подводного флота «без учета негативных экологических последствий». Сходные претензии можно предъявить, например, фельдмаршалу Кутузову за экологический ущерб, нанесенный русской природе при Бородино вследствие ее обильного полива ружейным свинцом.

Первые проекты. Ядерные торпеды

В отличие от ракет боевые торпеды к началу 50-х гг., когда стали появляться первые ядерные боеприпасы, были вполне заурядным вооружением подводных лодок (ПЛ). Поэтому главным препятствием для казавшегося несложным превращения даже обычных дизельных ПЛ в носители ядерных торпед стало отсутствие достаточно компактной ядерной боеголовки.

В 1951–1952 гг. конструкторы КБ-11 (Арзамас-16) начали разработку ядерной боеголовки для морских торпед в двух вариантах: калибром 533 (Т-5) и 1550 мм (Т-15). При этом, если торпеда меньшего калибра была штатным вооружением ПЛ, то размещение торпедного аппарата для «чудовища» диаметром свыше 1, 5 м было делом весьма проблематичным даже для наиболее крупных советских ПЛ. Однако руководители советского атомного проекта уже знали то, что даже для потребителей – военных моряков – тогда, вероятно, оставалось тайной: 9 сентября 1952 г. лично И.В.Сталин подписал постанов ление Правительства СССР «О проектировании и строительстве объекта 627». Это был проект создания первой советской АПЛ "Кит" (много позже, уже после принятия на вооружение ВМФ СССР, получившей, по классификации НАТО, обозначение «November»). Именно для нее создавалась циклопическая Т-15.

Впрочем, история собственно АПЛ будет рассматриваться ниже. Здесь же отметим, что если проект «малой» ядерной торпеды Т-5 был воспринят военными моряками как минимум с пониманием, то против Т-15 руководство ВМФ возражало категорически, и на то были основания.

Дело в том, что различие калибров торпед отражало, разумеется, не только чисто технические аспекты устройства и размещения системы вооружений. Речь шла о различных концепциях использования оружия. Если вооружение ПЛ ядерной торпедой «нормального» калибра расширяло ее тактические возможности (что, разумеется, приветствовалось военными), то установка на лодку торпеды-гиганта, напротив, резко их сужало, фактически позволяя использовать корабль для выполнения лишь одной боевой задачи – нанесения ядерных ударов по портам, гаваням и приморским городам. Это совсем не нравилось морякам (как мы увидим далее, не только из тактических соображений), но было тем «окном стратегической уязвимости» потенциального противника, мимо которого не могли пройти советские военные планировщики. Слишком уж много не только военных баз, но и крупных городов имеют США и их союзники на океанских и морских побережьях, и последствия таких ядерных ударов, даже с учетом неоптимальных условий подрыва ядерного боеприпаса (нулевая высота на береговой линии), были бы для этих стран воистину катастрофическими.

Тем временем разработка Т-5 (точнее говоря, ядерного заряда для нее) шла полным ходом. 19 октября 1954 г. этот заряд (под индексом РДС-9) был испытан на Семипалатинском полигоне, и в ходе этого испытания произошел первый отказ изделия в истории советских ядерных испытаний. Потребовалась дальнейшая доработка заряда, в ходе которой были выполнены два наземных испытания на Семипалатинском полигоне и одно (21 сентября 1955 г.) – на Новоземельском. Этот взрыв, мощностью 3, 5 кт, стал первым в СССР подводным ядерным испытанием. А 10 октября 1957 г. после успешных натурных государственных испытаний (подводный взрыв мощностью 10 кт при пуске с подлодки на расстояние около 10 км) торпеда Т-5 была принята на вооружение. Она стала первым ядерным оружием ВМФ СССР и родоначальницей ядерных торпед советских и российских многоцелевых ПЛ, предназначенных для решения оперативных и тактических задач морского театра военных действий (в первую очередь для борьбы с крупными наводными кораблями и ПЛ противника). Однако для решения стратегических задач этот род ядерного оружия не предусматривался и в этой статье в дальнейшем не рассматривается.

А вопрос о «ядерной суперторпеде» типа Т-15 позже был поставлен еще раз, причем таким человеком и в таком контексте, что мысль о чрезвычайной сложности жизни приходит сама собой. Речь идет об академике А.Д.Сахарове, который после успешного испытания 30 октября 1961 г. своей «супербомбы» мощностью 58 Мт задумывался о средствах доставки таких зарядов к цели. Было ясно, что громоздкое и неуклюжее «чудовище» («супербомба» имела длину 8 м и диаметр 2 м при весе 27 т) не по силам ни самолету (в режиме реального боевого вылета), ни ракете (во всяком случае ни одной из тогда существовавших или проектируемых). И вот тогда-то… А.Д.Сахаров: «…Я решил, что таким носителем может являться большая торпеда, запускаемая с ПЛ. Я фантазировал, что можно разработать для такой торпеды прямоточный водо-паровой атомный реактивный двигатель. Целью атаки с расстояния несколько сот километров должны стать порты противника. <…> Корпус такой торпеды может быть сделан очень прочным, ей не страшны мины и сети заграждения. Конечно, разрушение портов – как надводным взрывом "выскочившей” из воды торпеды со 100-мегатонным зарядом, так и подводным взрывом – неизбежно сопряжено с очень большими человеческими жертвами. Одним из первых, с кем я обсуждал этот проект, был контр-адмирал Фомин… Он был шокирован "людоедским характером” проекта и заметил в разговоре со мной, что военные моряки привыкли бороться с вооруженным противником в открытом бою и что для него отвратительна сама мысль о таком массовом убийстве. Я устыдился и больше никогда ни с кем не обсуждал этого проекта».

МОСКВА, 19 мар — РИА Новости, Михаил Севастьянов. День моряка-подводника в год празднования 60-летия отечественного атомного подводного флота отмечается в России в условиях технического обновления подплава и усиления боевой подготовки его личного состава.

Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) РФ создает океанскую многоцелевую систему, включающую атомные подводные лодки, оснащенные самоходными аппаратами с ядерной энергетической установкой, которые способны на глубинах более километра с огромной скоростью скрытно выдвигаться к цели поражения на межконтинентальную дальность.

Главными направлениями в рамках оснащения подводных сил Военно-морского флота (ВМФ) России определены строительство субмарин четвертого и проектирование подлодок пятого атомного поколения.

Российские подводники стали значительно чаще выходить в моря и океаны на боевое дежурство и различные учения: в 2017 году общий уровень наплаванности экипажей по сравнению с 2015-2016 годами вырос более чем вдвое. В 2018 году подплав ВМФ России примет участие в пяти сотнях учений.

В России ежегодно 19 марта отмечается День моряка-подводника. 112 лет назад указом всероссийского императора Николая II в классификацию кораблей были включены подводные лодки, а в боевой состав Российского императорского флота вошли два десятка субмарин типа "Форель", "Касатка", "Сом" и "Осетр". Шесть десятилетий назад отечественный подплав получил первый корабль с ядерной энергоустановкой "Ленинский комсомол" и стал атомным. Юбилей будет праздноваться 17 декабря 2018 года.

Реальная фантастика

Президент России Владимир Путин 1 марта выступил с посланием Федеральному собранию, в котором, в частности, заявил о перспективном атомном подводном беспилотнике.

"Могу сказать, что в России разработаны беспилотные подводные аппараты, способные двигаться на большой глубине, на очень большой глубине и на межконтинентальную дальность со скоростью, кратно превышающую скорость подводных лодок, торпед и всех видов даже самых скоростных надводных кораблей — это просто фантастика", — сказал глава российского государства — верховный главнокомандующий Вооруженными силами РФ.

По словам Путина, такие необитаемые подводные аппараты могут быть оснащены как обычными, так и ядерными боеприпасами, что позволит им поражать широкий спектр целей, в том числе авианосные группировки, береговые укрепления и инфраструктуру.

В тот же день главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Королев пояснил, что "в настоящее время предприятиями оборонно-промышленного комплекса РФ проводятся работы по созданию океанской многоцелевой системы, включающей в себя атомные подводные лодки, оснащаемые самоходными подводными аппаратами".

Королев уточнил, что успешно проведены испытания основного элемента подводного аппарата — ядерной энергетической установки, наличие которой позволяет подводному беспилотнику быстро двигаться на глубине более 1 тысячи метров, оставаясь незаметным для противника.

"Проведенное нами моделирование показало, что перехватить такой аппарат будет очень сложно, практически невозможно", — подчеркнул адмирал, добавив, что необитаемые подводные аппараты будут иметь практически неограниченную дальность плавания, обладать низкой шумностью и высокой маневренностью, позволяющими им скрытно выходить к объектам поражения.

По его информации, специально создаваемая для этого оружия система наведения даст возможность подводным аппаратам осуществлять автономный выход к цели и поражать ее с высокой точностью.

"Хочу особо отметить, что все элементы системы создаются с использованием только российских комплектующих", — сказал Королев, подчеркнув, что наличие данного оружия "позволит Военно-морскому флоту решать широкий спектр задач в дальней морской зоне, в акваториях, приближенных к территории противника".

Ввод в боевой состав ВМФ России океанской многоцелевой системы, по словам Королева, будет осуществлен по завершении полного цикла ее испытаний, которые ведутся в строгом соответствии с установленными планами.

Четыре поколения за шесть десятилетий

В 10.03 мск 4 июля 1958 года первая советская атомная подводная лодка К-3 "Ленинский комсомол", разработанная под руководством главных конструкторов Николая Доллежаля, Владимира Перегудова и научного руководителя Анатолия Александрова Специальным конструкторским бюро №143 (ныне — Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения "Малахит"), дала ход под ядерной силовой установкой.

Академик Александров, находившийся в прочном корпусе субмарины, записал в журнале пульта ее главной энергетической установки: "Впервые в стране на турбину без угля и мазута был подан пар".

Атомная подлодка (АПЛ) проекта 627 "Ленинский комсомол" была построена на северодвинском заводе №402 (в настоящее время — АО "ПО "Севмаш", входит в состав Объединенной судостроительной корпорации) за три года. 17 декабря 1958 года она была принята у промышленности под гарантию устранения недостатков (Военно-морской флаг СССР поднят 1 июля 1958 года, в боевой состав Северного флота К-3 вошла 12 марта 1959 года). Эта дата в настоящее время считается днем рождения отечественных атомных подводных сил.

В создании "Ленинского комсомола" участвовали более 1 тысячи предприятий и учреждений, в том числе вновь образованных. АПЛ К-3 положила начало новой эпохе в развитии отечественного ВМФ и кораблестроения.

"В послевоенной России этот шаг был равносилен полету на Луну: новая энергетика, новые решения, новые возможности, которые открыты для ВМФ и для обороноспособности страны. Низкий поклон ветеранам, которые помнят, как это было, которые заложили основу для сегодняшнего дня, основу для создания мощного ядерного щита России", — сказал президент ОСК Алексей Рахманов в ходе встречи с ветеранами-строителями первой отечественной АПЛ, состоявшейся на Севмаше 14 марта.

К 1961 году в боевом составе ВМФ СССР действовали четыре ракетных и пять торпедных подводных атомоходов первого поколения. Всего за 60 лет верфь в Северодвинске построила 132 АПЛ трех поколений.

За последние годы в состав подводных сил ВМФ России были приняты построенные верфью новейшие атомные ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (РПКСН) проекта 955 класса "Борей" — "Александр Невский", "Владимир Мономах", "Юрий Долгорукий" и головная многоцелевая АПЛ "Северодвинск" проекта 885 "Ясень".

По действующей государственной программе вооружения всего до 2020 года должно быть построено и передано в боевой состав ВМФ России восемь "Бореев" и семь "Ясеней". По словам генерального директора Севмаша Михаила Будниченко, "до 2027 года и дальше по линии гособоронзаказа предприятие обеспечено работой".

На сегодняшний день на стапелях верфи строятся модернизированные АПЛ "Борей-А" — "Князь Олег", "Генералиссимус Суворов", "Император Александр III", "Князь Пожарский".

Новейший РПКСН "Князь Владимир" класса "Борей-А", заложенный в 2012 году на "Севмаше" при участии Владимира Путина, 17 ноября 2017 года был спущен на воду. В 2018 году, к 60-летию отечественного атомного подплава, его планируется передать ВМФ России.

РПКСН четвертого поколения "Князь Владимир" спроектирован в Центральном конструкторском бюро морской техники "Рубин". Его полное водоизмещение составляет 24 тысячи тонн. Длина — 170 метров, ширина 13,5 метра.

Главком ВМФ России Королев назвал "Борей-А", способный нести на борту до 16 межконтинентальных баллистических ракет (МБР) морского базирования Р-30 "Булава", будущим российской группировки морских стратегических ядерных сил.

На "Севмаше" также идет строительство многоцелевых атомных подводных ракетных крейсеров (АПРК) класса "Ясень-М". Так, в июле 2017 года состоялась церемония закладки АПРК "Ульяновск". Он станет шестым в линейке субмарин проекта, разработанного петербургским МБМ "Малахит".

Головной корабль — "Казань" — 31 марта 2017 года был спущен на воду и проходит заводские испытания. АПРК "Новосибирск", "Красноярск", "Архангельск", "Пермь" находятся на разных этапах строительства.

Многоцелевые атомные субмарины "Казань", "Новосибирск", "Красноярск" и "Архангельск" строятся по усовершенствованному проекту "Ясень-М" (885М). На их вооружении — мины, торпеды калибра 533 миллиметра, крылатые ракеты "Калибр" и "Оникс". Согласно российской военно-морской доктрине, в перспективе подводные крейсеры этого проекта, которые строятся большой серией, станут основными многоцелевыми АПЛ ВМФ России.

Эти корабли — атомарины четвертого поколения. Им на смену уже разрабатываются перспективные подлодки пятого поколения.

"Хаски" с "Цирконом"

Эксперт: фрегат "Адмирал Эссен" – хорошее усиление Черноморского флота Вооруженный "Калибрами" фрегат "Адмирал Эссен" взял курс на Средиземное море. Военный эксперт Борис Рожин в эфире радио Sputnik высказал мнение о том, как может быть задействован корабль.

На сегодняшний день о проекте многоцелевых АПЛ пятого поколения проекта "Хаски" имеется мало открытой информации. Известно, что эта субмарина будет носителем перспективного ракетного комплекса (РК) с гиперзвуковыми крылатыми ракетами "Циркон", впервые упомянутого в СМИ в феврале 2011 года. Предположительное обозначение РК — 3К-22, собственно ракеты — 3М22.

В августе того же года генеральный директор корпорации "Тактическое ракетное вооружение" Борис Обносов заявил, что концерн приступает к разработке ракеты, способной развивать скорость до 12-13 Маха (число Маха обозначает скорость звука). Типовые скорости современных ударных ракет ВМФ России составляют 2-2,5 Маха.

По сведениям из открытых источников, разработкой ударного корабельного РК с ракетой "Циркон" занимается "НПО машиностроения". Информация о его технических характеристиках держится в секрете, предположительно, дальность полета ракеты может составлять 300-400 километров, скорость — до 6 Маха. В марте 2016 года стало известно, что начались испытания гиперзвукового "Циркона" с наземного стартового комплекса.

Именно этим оружием, по данным источника РИА Новости в ОПК, планируется оснастить многоцелевые АПЛ "Хаски" разработки конструкторов "Малахит".

В декабре 2017 года начальник сектора робототехники МБМ "Малахит" Олег Власов сообщил РИА Новости, что "уже готов аванпроект этого корабля, и мы его представляем нашему генеральному заказчику — главкому ВМФ". Тогда же он сказал, что планируемый срок службы АПЛ "Хаски" составит более 50 лет.

Как ранее заявил заместитель главкома ВМФ России по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук, строительство АПЛ проекта "Хаски" будет заложено в госпрограмме вооружения (ГПВ) на 2018-2025 годы.

Итоги и перспективы

Первый торжественный вечер, посвященный предстоящему 60-летию атомного подводного флота России, состоялся с участием представителей нескольких поколений военных моряков и корабелов под руководством главкома ВМФ в Северной столице 12 марта. До назначенной к празднованию даты в Санкт-Петербурге, Северодвинске и пунктах базирования четырех флотов российского ВМФ пройдет еще ряд разноплановых мероприятий, посвященных юбилею отечественного ядерного подплава.

"Благодаря крепкому русскому сплаву усилий кораблестроителей и профессионализма подводников, наши подводные силы сегодня выполняют задачи в Мировом океане, не допуская даже малейших угроз безопасности государства. Возобновлены межфлотские переходы подводных лодок подо льдами Арктики, а также выполнение боевых задач дизельными подводными лодками в Атлантике и Средиземном море", — сказал Королев, выступая на торжественном вечере в санкт-петербургском Большом концертном зале "Октябрьский".

Он отметил, что в 2018 году запланировано к проведению "более 500 учений с подводными силами всех флотов".

Главнокомандующий заявил, что в ближайшей перспективе основные направления развития подводных сил российского ВМФ не изменятся. "Мы будем продолжать строительство ракетных подводных крейсеров и многоцелевых ударных подводных лодок четвертого поколения. И вместе с нашими коллегами будем продолжать проектирование кораблей пятого поколения", — сказал адмирал.

За 2017 год, как констатировал главком, общий уровень наплаванности по сравнению с 2015-2016 годами увечился более чем в два раза. "За спиной у подводников более 3 тысяч ходовых суток. Выполнено более 150 практических боевых упражнений с применением ракет, торпедного, минного оружия. Это хорошие показатели", — подчеркнул Королев.

Он отметил, что в 2017 году в учебных центрах ВМФ России прошли обучение более 30 экипажей подводных кораблей.

Главком ВМФ России также заявил, что группировки атомных подводных кораблей на Северном (СФ) и Тихоокеанском (ТОФ) флотах будут сохранены на должном уровне. "Речь идет о пополнении подводных сил новыми атомными подводными лодками четвертого поколения, а в перспективе, при переходе на строительство подлодок пятого поколения, и ими. Я имею в виду сбалансированный и эффективный по своему составу потенциал атомной составляющей подводных сил на севере и Тихом океане", — пояснил он.

Как сообщил ранее командующий ТОФ адмирал Сергей Авакянц, "есть планы по модернизации и перевооружению атомных крейсеров проекта 949А под новое оружие".

По его информации, АПРК будут адаптированы под комплекс крылатых ракет "Калибр-ПЛ", который заменит противокорабельные ракеты "Гранит"; при этом ракетный арсенал субмарин существенно увеличится. "Практические работы в этом направлении уже ведутся на заводе "Звезда" в Приморском крае, и, вероятнее всего, один из модернизированных кораблей войдет в состав сил постоянной готовности флота после 2021 года", — сказал Авакянц.

АПРК проекта 949А "Антей" водоизмещением 24 тысячи тонны имеют длину 154 метра, ширину — более 18 метров. Скорость подводного хода — до 32 узлов (1 узел — 1852 метра в час). Глубина погружения — до 600 метров. Атомарина, основным предназначением которой является уничтожение авианосцев противника, вооружена крылатыми ракетами П-700 Гранит, а также имеет шесть торпедных аппаратов.

Программу перевооружения крейсеров проекта 949А на более современные РК "Оникс" и "Калибр" разработало санкт-петербургское ЦКБ "Рубин".

Гигантские "Акулы" — "на иголки"

Как сообщил РИА Новости в начале 2018 года источник в судостроительной отрасли, две АПЛ проекта 941 (шифр "Акула") — "Архангельск" и "Северсталь" — пойдут "на иголки", то есть будут утилизированы "Росатомом" после 2020 года. Дальнейшую их эксплуатацию сочли нерентабельной, из боевого состава ВМФ России уже вывели, сказал собеседник агентства.

По мнению председателя Общероссийского движения поддержки флота (ДПФ) капитана первого ранга Михаила Ненашева, российские тяжелые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (ТРПКСН) проекта 941 "Акула" стали вершиной отечественного кораблестроения и эффективной школой подготовки подводников, но на новом технологическом уровне им на смену пришли более скрытные и эффективные РПКСН четвертого поколения класса "Борей".

"Те проекты, которые в настоящее время реализуются — "Борей" и другие атомные подлодки, — они по своей эффективности и новому технологическому состоянию более необходимы для обеспечения обороны России, нежели субмарины, нуждающиеся в дорогостоящей модернизации. Неочевидно, что даже после модернизации "Акула" получит такую скрытность, какую имеет "Борей", — заявил РИА Новости Ненашев.

Он отметил, что по скрытности, мощности новые подводные лодки — это совершенно другой уровень защиты и эффективности. "На метр внутрикорабельного пространства там можно поставить гораздо больше вооружения и техники, чем на лодках предыдущего поколения", — пояснил лидер ДПФ.

По его словам, ТРПКСН проекта 941 послужили масштабной основательной школой для подготовки подводников на другие проекты подлодок.

"В свое время строительство этих подводных крейсеров показало вершину отечественного кораблестроения. И к этой вершине не приблизился ни один военно-промышленный комплекс передовых стран. Сорок с лишним лет назад наша страна, создав подводные корабли-гиганты, реально показала высокий научный, технологический, инженерный, уровень", — подчеркнул Ненашев, добавив, что на модернизированном крейсере этого проекта "Дмитрий Донской" проводились испытания новых МБР "Булава", носителями которых затем стали "Бореи".

ТРПКСН проекта 941 — самые большие в мире атомные подводные лодки. Полное водоизмещение корабля — 49,8 тысячи тонн, длина — 172 метра, ширина — 23,3 метра. Всего было построено шесть крейсеров проекта. "Дмитрий Донской" — головной корабль в серии — заложен 30 июня 1976 года, принят в боевой состав СФ в 1981 году.

В 1996-1997 годах из-за нехватки средств три крейсера проекта 941 (ТК-12, ТК-202 и ТК-13), отслужившие всего по 12-13 лет, вывели из боевого состава ВМФ России.

ТРПКСН ТК-208 "Дмитрий Донской" более десяти лет проходил на "Севмаше" ремонт, модернизацию и переоборудование для испытаний ракетного комплекса "Булава". В настоящее время этот корабль проекта 941УМ остается последней "Акулой" в составе ВМФ России.

"Черные дыры" ДЛЯ ТОФ

Военный эксперт: ВМФ получит все корабли "адмиральской серии" В России спроектировали корабельный двигатель пятого поколения. В эфире радио Sputnik капитан 1-го ранга запаса Василий Дандыкин отметил, что это даст возможность завершить строительство еще трех кораблей "адмиральской серии".

На санкт-петербургских "Адмиралтейских верфях", где ранее была построена серия из шести неатомных подводных лодок проекта 636.3 класса "Варшавянка" для Черноморского флота под названиями "Новороссийск", "Ростов-на-Дону", "Старый Оскол", "Краснодар", "Великий Новгород" и "Колпино", 28 июля 2017 года началось строительство субмарин этого же проекта для базирования на Тихом океане. Первые дизель-электрические подлодки (ДЭПЛ) для ТОФ получили названия "Петропавловск-Камчатский" и "Волхов".

Дальневосточные "Варшавянки" будут иметь более высокие тактико-технические данные по сравнению с черноморскими. В частности, планируется модернизировать боевую информационно-управляющую систему, навигационный и гидроакустический комплексы, комплекс радиосвязи этих кораблей. Также будут улучшены условия обитаемости подлодок проекта.

Как заявил командующий Тихоокеанским флотом, "вслед за современными атомными РПКСН проекта 955 "Александр Невский" и "Владимир Мономах", которые уже несут службу в составе подводных сил ТОФ, тихоокеанцы скоро начнут осваивать новейшие ДЭПЛ проекта 636.3, в состав вооружения которых входят крылатые ракеты морского базирования "Калибр"; первая подлодка поступит к нам в 2019 году".

Большой десантный корабль "Петр Моргунов" планируют спустить на воду в мае БДК "Петр Моргунов" - первый серийный корабль проекта 11711, единственного в мире, где реализована идея неконтактной выгрузки десанта и техники из корабля на необорудованное побережье.

В ближайшие пять лет ТОФ должен получить все шесть субмарин проекта 636.3.

ДЭПЛ проекта 636 типа "Варшавянка" относятся к третьему поколению неатомных подлодок. Они имеют водоизмещение около 4 тысяч тонн, скорость подводного хода 20 узлов, глубину погружения 300 метров. Экипаж — около 50 человек.

У лодок модифицированного 636.3 проекта выше боевая эффективность. На их вооружении находятся торпеды калибра 533 миллиметра (шесть аппаратов со скоростью перезарядки 15 секунд), мины, ударный ракетный комплекс "Калибр-ПЛ". Они могут засечь цель на дистанции, в три-четыре раза превышающей расстояние, на котором их может обнаружить вероятный противник. За незаметность "Варшавянку" в НАТО называют "черной дырой в океане". Значительная огневая мощь и высокая скрытность позволили проекту стать одним из лучших в мире среди неатомных субмарин.

Неатомные воздухонезависимые

Из заявлений представителей главного командования ВМФ России и кораблестроительной отрасли отечественного ОПК, прозвучавших на Международном военно-морском салоне МВМС-2017 в Санкт-Петербурге, следует, что Россия постройкой большой серии ДЭПЛ проекта 677 класса "Лада" с воздухонезависимой (анаэробной) энергетической установкой будет активно развивать неатомные подводные силы.

Так, по словам замглавкома ВМФ России по вооружению Бурсука, подлодки типа "Лада" станут основным проектом для российского неатомного подплава; серия этих кораблей "будет очень большой"; модернизация проекта 677 предполагает оснащение подлодок анаэробными силовыми установками.

Генеральный директор санкт-петербургских "Адмиралтейских верфей", строящих субмарины класса "Лада", Александр Бузаков уточнил, что четвертая и пятая подлодки этого проекта будут построены в течение ближайших пяти лет.

Как считает председатель ДПФ Ненашев, постройка большой серии ДЭПЛ проекта 677 с анаэробной силовой установкой будет российским ответом на посыл США о развитии направления, связанного с американскими высокоточными "обычными" вооружениями.

"Если рассматривать подводную "воздухонезависимость" с геополитической точки зрения, то наши дизель-электрические ракетно-торпедные лодки — это тоже один из векторов развития неядерных вооружений", — заявил РИА Новости председатель ДПФ.

Он отметил, что в настоящее время в ВМФ России морские и океанские задачи успешно решают дизельные подлодки класса "Варшавянка" проектов 636.3 и 877, которые доказали свою эффективность, в частности, ударами ракетных комплексов "Калибр-ПЛ" по объектам международных террористов на территории Сирии, и еще долго будут служить делу обороны нашей страны и выполнять задачи по поддержанию международной безопасности.

По словам Ненашева, в ходе опытной эксплуатации на СФ головной субмарины проекта 677 "Санкт-Петербург" было внедрено много существенных изменений, связанных с понижением шумности, усилением скрытности, более точным навигационным, радиолокационным обеспечением, радиоэлектронной борьбой, киберзащищенностью, улучшением условий обитаемости.

Российские ДЭПЛ проекта 677 типа "Лада" относятся к четвертому поколению неатомных субмарин. Они предназначены для борьбы с подводными лодками, надводными кораблями, поражения береговых объектов вероятного противника, постановки минных заграждений, транспортировки подразделений и грузов специального назначения.

Субмарины проекта 677 отличаются высокой степенью автоматизации и низким уровнем шумности. Могут вооружаться крылатыми ракетами комплекса "Калибр-ПЛ", торпедами, ракето-торпедами, зенитными ракетами "Игла". Надводное водоизмещение корабля — около 1,8 тысячи тонн. Глубина погружения — до 350 метров. Максимальная скорость подводного хода — более 20 узлов. Численность экипажа подводного корабля составляет немногим более 30 человек.

Головная субмарина серии — "Санкт-Петербург" — была заложена на "Адмиралтейских верфях" в 1997 году; после передачи ВМФ России в 2010 году она находится в опытной эксплуатации на СФ. Второй корабль проекта 677 — "Кронштадт" — заложен в 2005 году, третий — "Великие Луки" — в 2006 году. Затем строительство этих подлодок в Санкт-Петербурге было заморожено и возобновлено в 2013 году.

Подлодки типа "Лада" первыми из российских неатомных субмарин планируется оснастить воздухонезависимыми энергетическими установками (ВНЭУ), главное преимущество которых — увеличение скрытности лодки. Субмарина получит возможность находиться под водой до двух недель без всплытия для зарядки аккумуляторных батарей, в то время как ДЭПЛ проектов 636 и 877 класса "Варшавянка" вынуждены подвсплывать ежесуточно.

ВНЭУ российской разработки принципиально отличается от зарубежных: в самой установке предусмотрено получение водорода в объеме потребления с помощью реформинга дизельного топлива. Иностранные субмарины загружают на борт возимые запасы водорода.

В России разработкой анаэробной установки и литий-ионной аккумуляторной батареи, значительно увеличивающих продолжительность подводного плавания неатомных субмарин без всплытия, наиболее продуктивно занимается Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин", где создают полномасштабный действующий образец — модернизированный вариант подводной лодки типа "Лада".



Loading...Loading...