Биотические взаимоотношения организмов Типы экологических взаимодействий. Систематизировать знания учащихся о типах взаимодействия живых организмов между собой; сформировать умение определять типы взаимоотношений у организмов разных

Комменсализм - сотрапезничество, форма сим­биоза, при которой один из партнеров системы (комменсал) возлагает на другого (хозяина) регуляцию своих отношений с внешней средой, но не вступает с ним в тесные отноше­ния.

Квартирантство - одна из разновидностей коммен­сализма. Между некоторыми животными существуют и такие отношения, которые полезны для одной из сторон и безвредны для другой.

Рыба-прилипала, например, при помощи присосок прикрепляется к телу и таким образом передвигается с ней и питается остатками ее добычи. В гнездах птиц, норах обитает большое число видов насекомых и других мелких животных, исполь­зующих эти убежища и находящих там пищу. Такие взаи­моотношения животных называют квартирантством или нахлебничеством .

Взаимоотношения хищников с их жертвами называют­ся хищничеством.

Хищники имеют большое значение в природе: они сдерживают чрезмерное размножение растительноядных животных и одновременно уменьшают распространение среди них различных болезней.

Конкуренция . Многие животные, населяющие одно и то же местообитание, питаются сходной пищей, занимают одинаковые участки при устройстве гнезд или нор.

В состоянии конкуренции находится большое количе­ство животных.

Внутривидовая конкуренция проявляется в борьбе за существование и проходит очень остро, так как одинаковы и экологическая ниша. Результат конкурен­ции проявляется в выделении каких-то особых признаков, позволяющих животному выделиться в среде.

Межвидовая конкуренция проявляется между особями экологически близких видов. Возникают антагонистичес­кие отношения между родственными видами, когда один вид вытесняет другой. Это приводит к увеличению эколо­гических различий между видами.

Протокооперация Взаимовыгодное, но необязательное сосуществование организмов, пользу из которого извлекают все участники. Взаимовыгодное, но необязательное сосуществование организмов, пользу из которого извлекают все участники. Примеры: Примеры: 1. Распространение муравьями семян некоторых растений леса 2. В полостях американской акации проживают муравьи, которые ревностно охраняют её листву. Муравьи способны атаковать насекомых, которые покушаются на их дерево. 3. Кустарник пайпер из Коста-Рики ведёт себя экономно и бережливо. Он образует белые мясистые питательные шарики лишь после того, как его любимцы муравьи «въедут» на его территорию. И медленно прекращают их производство, если колония вымирает. Еда только в обмен на нежную заботу.


Протокооперация 4. Копытень европейский. Это растение широколиственных и хвойно- широколиственныхлесов Это растение широколиственных и хвойно- широколиственныхлесов Семена копытня имеют мясистый придаток – ариллус Семена копытня имеют мясистый придаток – ариллус Муравьи поедают его, разносят семена и способствуют распространению растения Муравьи поедают его, разносят семена и способствуют распространению растения 5. Опыление пчёлами разных луговых растений Копытень европейский




Мутуализм Это неразделимые, взаимополезные связи 2 видов, предполагают обязательное сожительство Это неразделимые, взаимополезные связи 2 видов, предполагают обязательное сожительство Примеры: Примеры: 1. Микориза – симбиоз гифов (грибницы) гриба и корней деревьев Встречаясь в почве с мелкими боковыми корешками деревьев и кустарников, мицелий оплетает их, и на поверхности корня развивается грибной чехлик. Встречаясь в почве с мелкими боковыми корешками деревьев и кустарников, мицелий оплетает их, и на поверхности корня развивается грибной чехлик. Всасывающие волоски на корне отмирают, их функцию берёт на себя мицелий Всасывающие волоски на корне отмирают, их функцию берёт на себя мицелий Микориза или грибокорень


Мутуализм 2. Лишайник – симбиоз 1 клеточных водорослей и гифов гриба Грибниц, оплетая клетки водорослей, извлекает из них продукты фотосинтеза. Грибниц, оплетая клетки водорослей, извлекает из них продукты фотосинтеза. Водоросль получает от гриба воду и минеральные вещества Водоросль получает от гриба воду и минеральные вещества 3. Рак- отшельник и актиния Рак расширяет жизненное пространство актинии, необходимое ей для ловли добычи Рак расширяет жизненное пространство актинии, необходимое ей для ловли добычи Актиния защищает рака от хищников (стрекательными нитями) Актиния защищает рака от хищников (стрекательными нитями) Лишайник Рода Кладония


Мутуализм 4. Термиты и живущие в их кишечнике одноклеточные жгутиковые – перерабатывают клетчатку 5. Подъельник – растение не осуществляющее фотосинтез, живёт за счёт симбиоза с почвенными грибами 6. Симбиоз бобовых растений с азотофиксирующими клубеньковыми бактериями Бактерии усваивают азот воздуха и переводят его сначала в аммиак,а затем в другие соединения необходимые растению Бактерии усваивают азот воздуха и переводят его сначала в аммиак,а затем в другие соединения необходимые растению От растения – продукты фотосинтеза От растения – продукты фотосинтеза Подъельник Термиты





Нахлебничество Это потребление остатков пищи хозяина Это потребление остатков пищи хозяина Примеры: Примеры: 1. Взаимоотношения львов и гиен 2. Когда медведи вылавливают рыбу, идущую на нерест, около них нередко держатся чайки и кормятся остатками, выроненными медведями. Подобные картины наблюдаются на реках Аляски, Камчатки во время хода лососевых на нерест.


Нахлебничество 3. Сосуществование некоторых мелких рыбок с крупными актиниями (рыба – клоун). Рыбки нечувствительны к стрекательным нитям актинии и «подбирают» остатки пищи между щупальцами, а актинии невольно обеспечивают этим рыбкам защиту 4. Акулы и рыбы прилипалы Рыба – клоун и актиния


Сотрапезничество Потребление разных веществ из частей одного и того же ресурса Потребление разных веществ из частей одного и того же ресурса Примеры: Примеры: 1. Взаимодействия между разными почвенными бактериями – сапрофитами и растениями (Разные бактерии перерабатывают разные органические вещества сгнивших растений, а растения потребляют эти минеральные вещества) 2. Потребители экскрементов


Сотрапезничество 3. Насекомые и насекомоядные растения – в жидкости кувшинов насекомоядных растений обитают личинки комаров – кулицид и даже стрекоз, защищённые от переваривающего действия ферментов растения. Они питаются насекомыми, которые попадаются в ловчие кувшины Непентес


Квартиранство Это использование одними видами других (их тел или их жилищ) в качестве убежища или жилища Это использование одними видами других (их тел или их жилищ) в качестве убежища или жилища Примеры: Примеры: 1. Поселение растений – эпифитов на коре деревьев: мхи, лишайники, орхидеи 2. Рыбка горчак, откладывает икру в мантию двустворчатого моллюска 3. Мелкие рыбёшки, прячутся под зонтиками медуз, защищённые стрекательными нитями Горчакевропейский Гусмания


Квартиранство 4. Морской жёлудь использует раковину двустворчатого моллюска (мидии) в качестве субстрата Морской жёлудь – усоногий рачок. Его тело заключено в пластинчатую известковую раковину Морской жёлудь – усоногий рачок. Его тело заключено в пластинчатую известковую раковину Верхние пластинки могут раздвигаться; рак высовывает грудные ноги и загоняет ими в раковину воду с пищевыми частицами Верхние пластинки могут раздвигаться; рак высовывает грудные ноги и загоняет ими в раковину воду с пищевыми частицами Морской жёлудь















Гнездовой паразитизм Кукушка не высиживает своих яиц, а подкидывает их в гнёзда других птиц (чаще воробьиных) Кукушка не высиживает своих яиц, а подкидывает их в гнёзда других птиц (чаще воробьиных) Кукушонок, вылупляется быстрее остальных птенцов и выпихивает оставшиеся яйца из гнезда (или уже вылупившихся птенцов) Кукушонок, вылупляется быстрее остальных птенцов и выпихивает оставшиеся яйца из гнезда (или уже вылупившихся птенцов) Птицы выкармливают кукушонка Птицы выкармливают кукушонка

Природа прекрасна и многообразна. Существуя на одной планете, растения и животные вынуждены были научиться сосуществовать друг с другом. Взаимоотношение между организмами - это непростая, но интересная тема, которая поможет лучше понять окружающий мир.

Виды взаимоотношений

Есть различные виды взаимоотношений между собой. Но ученые разделяют их на три крупные группы.

В первой группе объединены все те виды взаимоотношений между организмами, которые можно назвать положительными, результат которых помогает существовать без противоречий двум организмам.

Ко второй группе относятся те виды взаимоотношений, которые называются негативными. В результате взаимодействия двух организмов выгоду извлекает только один, а второй угнетен. Порой последний может даже погибнуть в результате подобных взаимоотношений. Ко этой группе относится также и такое взаимодействие организмов, которое негативно сказывается и на первой, и на второй особи.

Третья группа считается самой малочисленной. К этой группе относятся взаимоотношения между организмами, которые не приносят ни пользы, ни вреда обеим сторонам.

Позитивные виды взаимоотношений организмов

Для того чтобы существовать в мире, нужно найти союзников и помощников. Именно этим и занимаются многие растения и животные на протяжении своего эволюционного развития. В результате появляются связи, обе стороны которых получают выгоду от взаимоотношений. Или же те отношения, которые выгодны только одной стороне, а второй они не вредят.

Позитивные взаимоотношения, которые также называются симбиозом, многообразны. В настоящее время выделяют кооперацию, мутуализм и комменсализм.

Кооперация

Кооперация - это такие взаимоотношения между живыми организмами, когда выгоду извлекают обе стороны. Чаще всего эта выгода заключается в добыче пищи. Но иногда одна из сторон получает от другой не только пищу, но и защиту. Очень интересны такие взаимоотношения между организмами. Примеры можно увидеть в животном мире в разных частях планеты.

Одним из них становится кооперация рака-отшельника и актинии. Благодаря актинии, рак обретает жилище и защиту от других обитателей водного пространства. Без рака-отшельника актиния не может передвигаться. Но рак позволяет расширить радиус поиска пищи. Кроме того, то, что не съест актиния, спустится на дно и достанется раку. А значит, выгоду от этих отношений получают обе стороны.

Другим примером стали взаимоотношения носорогов и воловьих птиц. Такие взаимоотношения между организмами позволяют одной из сторон найти пищу. Воловьи птицы едят насекомых, которые в избытке живут на огромном носороге. Носорогу также полезны соседи. Благодаря этим птичкам он может вести здоровую жизнь и не беспокоиться из-за насекомых.

Комменсализм

Комменсализм — это те взаимоотношения между организмами в экосистемах, когда один из организмов получает выгоду, а второй от этих отношений не испытывает неудобств, но и не извлекает пользу. Такой вид взаимоотношений также называют нахлебничеством.

Акулы — жуткие морские хищники. Но для рыб-прилипал они становятся шансом выжить и защитить себя от других водных хищников, которые слабы по сравнению с акулами. Рыбы-прилипалы получают выгоду от акул. Но сами не приносят им никакой пользы. В то же время нет и вреда. Для акулы такие взаимоотношения остаются незамеченными.

В норах грызунов можно найти не только детенышей, но и огромное количество разных насекомых. Нора, созданная зверьком, становится для них домом. Именно здесь они находят не только приют, но и защиту от тех животных, которые любят ими полакомиться. В норе грызуна насекомому это не страшно. Кроме того, здесь они могут найти достаточно пищи для того, чтобы вести жизнь без бед. Грызуны же не испытывают никаких трудностей от таких видов взаимоотношений.

Отрицательные виды взаимоотношений между организмами

Существуя вместе на планете, животные могут не только помогать друг другу, но и причинять вред. Непросто выучить эти взаимоотношения между организмами. Таблица поможет школьникам и студентам.

Хищничество

Что такое хищничество, каждый может рассказать без подготовки. Это то взаимоотношение между организмами, когда одна сторона получает выгоду, а вторая страдает. Для того чтобы лучше понять, кто кем питается, можно составить И тогда легко узнать, что многие травоядные животные становятся пищей других животных. В то же время и хищники тоже могут быть чьей-то пищей.

Несмотря на то, что ежей часто изображают на картинках с яблочками и грибами, они являются хищниками. Ежи питаются мелкими грызунами. Но тоже не могут чувствовать себя в безопасности. Они могут быть съедены лисами. Кроме того, лисы, как и волки, питаются зайцами.

Несмотря на кровожадных хищников, ведущих охоту за более слабыми зверьками днем и ночью, конкуренцию считают самым жестоким типом взаимоотношений между организмами. Ведь к таковым относится борьба за место под солнцем среди представителей одного вида. И средства для получения необходимого количества пищи или лучшего жилья у каждого вида свои.

В борьбе выигрывают более сильные и ловкие звери. Сильные волки получают хорошую добычу, другим же остается либо питаться другими, менее сытными животными, либо умирать от голода. Подобная борьба ведется и между растениями за то, чтобы получить как можно больше влаги или солнечного света.

Нейтральные взаимоотношения

Есть и такие типы взаимоотношений между организмами, когда обе стороны не получают ни пользы, ни вреда. Несмотря на то что они живут на одной территории, их совершенно ничто не объединяет. Если одна из сторон этих взаимоотношений исчезнет с лица планеты, то вторую сторону это напрямую не коснется.

Так, в теплых странах разные травоядные животные питаются листьями одного и того же дерева. Жирафы едят те листья, которые находятся на вершине. Они самые сочные и вкусные. А другие травоядные животные вынуждены питаться остатками, растущими ниже. Жирафы им не мешают и не отнимают еду. Ведь низкие животные не смогут дотянуться до тех листьев, которые едят высокие. А высоким нет смысла наклоняться и отнимать пищу у других.

Есть разные формы взаимоотношений между организмами. И выучить их все не так просто. Но важно помнить, что все в природе взаимосвязано. Чаще всего животные и растения влияют друг на друга положительно или отрицательно, реже не влияют никак. Но даже если они не связаны напрямую, это не значит, что исчезновение одного не сможет привести к гибели другого. Взаимоотношение между организмами - важная часть окружающего мира.

Проработав эти темы, Вы должны уметь:

  1. Дать определения: "экология", "экологический фактор", "фотопериодизм", "экологическая ниша", "среда обитания", "популяция", "биоценоз", "экосистема", "продуцент", "консумент", "редуцент", "сукцессия", "агроценоз".
  2. Приводить примеры фотопериодических реакций растений и, по возможности, животных.
  3. Объяснить разницу между местообитанием популяции и ее нишей. Привести примеры на каждое из этих понятий.
  4. Прокомментировать закон Шелфорда и уметь строить график зависимости организмов от абиотических факторов среды.
  5. Описать пример успешного биологического метода борьбы с вредителями.
  6. Объяснить причины демографического взрыва и возможные последствия, а также значение снижения рождаемости, которое, как правило, следует за снижением смертности.
  7. Построить схему пищевой цепи; правильно указать трафический уровень каждого компонента данной экосистемы.
  8. Построить схему простого круговорота следующих элементов: кислорода, азота, углерода.
  9. Описать события, происходящие при зарастании озера; после вырубки леса.
  10. Указать различия между агроценозом и биоценозом.
  11. Рассказать о значении и структуре биосферы.
  12. Объяснить, каким образом сельское хозяйство, использование ископаемого топлива и производство пластмасс способствуют загрязнению среды и предложить меры для предотвращения этого.

Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. "Общая биология". Москва, "Просвещение", 2000

  • Тема 18. "Среда обитания. Экологические факторы." глава 1; стр. 10-58
  • Тема 19. "Популяции. Типы взаимоотношений организмов." глава 2 §8-14; стр. 60-99; глава 5 § 30-33
  • Тема 20. "Экосистемы." глава 2 §15-22; стр. 106-137
  • Тема 21. "Биосфера. Круговороты веществ." глава 6 §34-42; стр. 217-290

Для ответов на задания 29-32 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (29, 30 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте четко и разборчиво.

АРИСТОТЕЛЬ - ОСНОВОПОЛОЖНИК ЗООЛОГИИ

Древнегреческого мыслителя Аристотеля, жившего в 384-322 году до нашей эры, считают «отцом всех наук».

Он был «ученейшим» человеком во всех науках своего времени. Аристотель дал верное объяснение причин появления радуги, определил звук как колебание воздуха, доказал шарообразность Луны.

Его имя навсегда осталось бы в науке, даже если бы он занимался только биологией. Огромный труд Аристотеля «История животных» состоит из десяти томов. В нем он описал 500 видов животных и впервые в науке дал их классификацию. К этому труду Аристотелем было создано приложение из семи атласов по анатомии животных.

Аристотель сделал много зоологических открытий. Он заметил развитие трутней из неоплодотворенных яиц, установил биение сердца у куриного зародыша на третий день его развития в яйце, обнаружил во внутреннем ухе животных особый орган - улитку и многое другое. В «Истории животных» Аристотель заявил, что самка гладкой акулы откладывает яйца в собственное тело, где и происходит их дальнейшее развитие. Около двухсот лет ученые-зоологи смеялись над этой «выдумкой», пока не была доказана правота «отца зоологии».

Знаменитый французский ученый Жорж Кювье (1769-1832) - основатель сравнительной анатомии и палеонтологии, создатель современной классификации животных-писал о том, что не может понять, каким образом человек мог собрать и сравнить такое множество фактов. Имеются сведения, что Аристотель был учителем Александра Македонского, который предоставил в распоряжение своего бывшего воспитателя несколько тысяч человек, которые собирали все, что могла дать охота, ловля птиц, рыболовство.

Аристотель внес в науку идею лестницы существ, на ступенях которой он расположил все природные тела: минералы, растения и животных, по мере нарастания их сложности. На вершину этой лестницы Аристотель поставил человека, отличающегося, по его мнению, от животных наличием интеллекта.

1) Как назывался главный труд Аристотеля по зоологии?

2) Кто является создателем современной классификации животных?

3) Почему Александр Македонский помогал Аристотелю в его исследованиях?

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) «История животных».

2) Жорж Кювье.

3) Аристотель был учителем Александра Македонского.

Пользуясь таблицей «Размеры яйцеклеток животных», ответьте на вопросы и выполните задание.

1) У какого организма, представленного в таблице, самая большая яйцеклетка?

2) Почему размеры яйцеклеток млекопитающих составляют только десятые доли миллиметра?

Показать ответ

Правильный ответ содержит следующие элементы:

1) У страуса.

2) Питательные вещества яйцеклетки у млекопитающих обеспечивают развитие зародыша только на начальной стадии, а затем все необходимые вещества зародыш получает из организма матери.

Рассмотрите таблицы и выполните задания 31 и 32.

Энергетическая и пищевая ценность продуктов

Энергетические затраты при различных вида физической активности

Велотурист Владислав проехал на велосипеде 3 часа со скоростью 19 км/ч.

Используя данные таблиц 1 и 2, предложите Владиславу оптимальное по калорийности меню, позволяющее ему компенсировать энергетические затраты.

При выборе учтите, что Владислав обязательно закажет любимый апельсиновый сок и шоколадное мороженое.

В ответе укажите энергетические затраты, рекомендуемые блюда, калорийность ужина и количество белков в нем.



Loading...Loading...