Наглядные методы. Наблюдения

Лидия Масагутова

В любое время года дети испытывают радость от множества ощущений, которые дает природа . Как важно предоставить им возможность полнее испытать все эти приятные, радостные ощущения. Кто как не мы-педагоги и родители поможем детям помочь в ознакомлении с окружающим природным миром .

Данный материал я сделала для оформления уголка для родителей "Наблюдение за природой ", которое обновляется в кадое время года и является подсказкой для родителей . Материал составлен для детей старшего дошкольного возраста и включает в себя разделы : "Расскажите детям", "Запомните" "Выучите с детьми стихотворения", "Народные приметы", "Загадайте загадки", "Прочитайте сказки".

Вот что у меня получилось!

ВРЕМЯ ГОДА - ЗИМА !

РАССКАЖИТЕ ДЕТЯМ!

Зима наступает после осени. Зимой вся природа замирает , засыпает.

Ночи зимой очень длинные, а дни совсем короткие.

Небо затянуто серыми тучами, из-за которых очень редко

проглядывает солнце. Говорят «зимой солнце светит, но не греет» .

Морозно, идет снег. Чем больше выпадает снега, тем лучше

для растений и животных. Снег укрывает их от мороза как одеяло.

Частые ветры, метели наметают сугробы.

Иногда появляется изморозь и гололед.

Вода в реках и прудах замерзает.

Лиственные деревья и кусты сбросили листья, но на некоторых

(калина, рябина, терн, шиповник) остались плоды. Хвойные

деревья (сосны и ели) остались зелеными, на них созрели семена.

Птицы (синицы, вороны, дятлы, снегири) слетаются к

человеческому жилью, кормятся хлебными крошками, зернышками

и семенами деревьев.

Медведи, ежи засыпают на всю зиму. Засыпают и лягушки,

ящерицы, змеи. Белки, лисы, зайцы меняют летние шубки на

зимние – другого цвета, с длинным, густым мехом.

Люди зимой убирают снег на улицах городов и сел. Задерживают снег

на полях, чтобы он закрыл от мороза озимые посевы, а весной

дал много талой воды.

Прорубают лед на реках, чтобы вода «дышала» и к речным

жителям поступал кислород.

ЗАПОМНИТЕ!

Названия зимних месяцев :

СНЕГОВИК

Снеговик, снеговик жить на холоде привык.

Вы не бойтесь за него и во мгле морозной

Оставляйте одного зимней ночью звездной.

В трубке у снеговика иней вместо табака.

И, метлой вооружен, он стоит, не дышит,

И часов домашних звон

Он сквозь стены слышит.

Морис Карем

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,

Сегодня – посмотри! –

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,

Как мел скрипуч и сух.

И ловит кошка рыжая

Веселых белых мух.

Зинаида Александрова

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ!

Если шишки на ели растут низко –

к ранним морозам, а если высоко –

к холодам в конце зимы.

Синица прилетает к дому – к скорому

наступлению зимы.

Осенью птицы летят низко –

к холодной, высоко – к теплой зиме.

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ!

Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь :

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (зимой)

С неба звёздочка упала

Белая, хрустальная.

Я рукой её поймала,

А она растаяла (снежинка)

Он всегда на что-то злится

И всегда, когда сердит,

Детворе румянит лица,

А всех старых – молодит. (мороз)

Что за нелепый человек,

Пробрался в двадцать первый век.

Морковка - нос, в руке - метла,

Боится солнца и тепла (снеговик)

Вот серебряный лужок.

Не видать барашка,

Не мычит на нем бычок,

Не цветет ромашка.

Наш лужок зимой хорош,

А весною не найдешь (каток)

ПРОЧИТАЙТЕ ДЕТЯМ ЗИМНИЕ СКАЗКИ!

«Двенадцать месяцев»

«Зимовье зверей»

«Рукавичка»

«Лиса и волк»

«По чущьему велению…»

«Морозко»

«Снежная королева»

ВРЕМЯ ГОДА - ВЕСНА !

РАССКАЖИТЕ ДЕТЯМ!

Весна наступает после зимы. Начинается весна

Погода весной неустойчивая : то тепло, то холодно.

Снег тает, сходит лед с рек и озер. Наступает половодье –

вода в реках поднимается.

День равен ночи. Солнце начинает светить ярче. Теплеет. Тает снег, повсюду бегут ручьи. Начинаются первые грозы.

Первые признаки наступления весны : на ветвях набухают почки, распускаются листья. Затем появляются зеленая трава и первоцветы (медуница, подснежник, мать-и-мачеха) . Зацветают деревья и кустарники.

Появляются насекомые. Возвращаются перелетные птицы, вьют

гнезда и откладывают яйца. Пробуждаются медведи, ежи и барсуки. Белки и зайцы меняют шубку на летнюю – другого цвета, с коротким, легким мехом.

Весной начинаются сельскохозяйственные работы : люди сеют рожь и пшеницу. Сажают деревья, кусты, цветы, огородные растения. Белят стволы плодовых деревьев – для защиты от вредителей. Обрезают

сухие ветки.

Приводят в порядок улицы, парки и скверы.

ЗАПОМНИТЕ!

Названия весенних месяцев : МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ

ГУЛЯЙ ДА ПРИСМАТРИВАЙСЯ!

Какой снег быстрее тает – чистый или грязный?

Какие съедобные грибы появляются первыми?

Зачем грачи ходят по пашне?

Чем сорочье гнездо отличается от вороньего?

Сколько крыльев у жука?

Весной или летом цветет сирень?

Какая птица прилетает первой из теплых стран?

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ!

С 9 марта начинаются утренники (утренние морозы) и продолжаются ровно 40 дней : «На Сороки – сорок утренников» .

Если утро туманное, то днем будет ясная погода .

Если много талой воды, значит, будут хорошие всходы на полях : «Апрель с водою – май с травою» .

Майские жуки громко жужжат –

к ясной погоде.

Май холодный – год хлебородный.

Если у мая начало теплое, то во второй половине будут холода.

Дождливый май – сухой сентябрь.

Если вороны купаются в лужах, значит, весна будет теплой.

ВЫУЧИТЕ С ДЕТЬМИ СТИХОТВОРЕНИЯ!

Солнце в марте ходит выше,

Горячей его лучи.

Скоро капать будет с крыши,

Закричат в саду грачи.

Рыхлый снег темнеет в марте.

Тают льдинки на окне.

Зайчик бегает по парте

И по карте на стене.

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи,

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.

Распустился ландыш в мае

В самый праздник – первый день.

Май, цветами провожая,

Распускается сирень.

С. Я. Маршак

ВРЕМЯ ГОДА - ЛЕТО !

РАССКАЖИТЕ ДЕТЯМ!

Лето начинается после весны. Летний сезон длится с

Летние дни намного длиннее ночей. Солнце светит ярко, небо синее, ясное. Жарко. Дожди идут теплые. Бывают сильные, но скоротечные грозы с градом. После дождя на небе видна радуга. По утрам

выпадает роса.

Цветут и плодоносят растения. Созревают ягоды и фрукты.

Появляются грибы. Листва на деревьях и кустарниках сочная, зеленая.

Взрослеют детеныши животных, готовятся к самостоятельной жизни. Птенцы вырастают, учатся летать. Много насекомых.

Люди заготавливают сено. Ухаживают за посевами и посадками : поливают, борются с сорняками и вредителями. Собирают урожай некоторых фруктов, ягод и овощей. Ловят рыбу.

ЗАПОМНИТЕ!

Названия летних месяцев : ИЮНЬ, ИЮЛЬ, АВГУСТ

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ!

Воробьи летают стайками – к сухой ясной погоде.

Перед ненастьем птицы сильно кричат, много и низко летают.

Ласточки низко – к дождю.

Если муравьи строят большой муравейник, значит, зима будет

долгая и холодная.

Если в первые два дня идет дождь, то месяц будет сухим.

Глухой гром – к тихому дождю, гром гулкий – к ливню.

Если июль жаркий, то декабрь будет морозным.

Если утром на восходе душно, значит, вечером будет дождь.

ВЫУЧИТЕ СТИХОТВОРЕНИЯ!

БАБОЧКА, ДАВАЙ ДРУЖИТЬ!

Бабочка, давай дружить!

Веселее в дружбе жить.

Есть в саду у нас цветы,

Полетай над ними ты.

Ну, а дождь пройдет над садом

Волноваться зря не надо!

Ни о чем не беспокойся

Под моей панамой скройся.

А. Сарсеков

ВЕСНУШКИ

Разбросало по опушке

Солнце рыжие веснушки.

Собирают девочки,

Собирают мальчики

Не малину, не грибы – одуванчики.

Прибегут домой с цветами

В золотых веснушках сами.

В. Степанов

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ!

Песен полон лес и крика,

Брызжет соком земляника,

Дети плещутся в реке,

Пляшут пчелки на цветке.

Как зовется время это ?

Угадать нетрудно - … (лето)

Я любой девчонке, прикрою волосенки,

Прикрою и мальчишке стрижки-коротышки.

От солнца я защита – для того и сшита (панама)

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе ее везет,

По соломинке ползет (улитка)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел (бабочка)

Она ярка, красива –

Насекомое такое.

Платье в горошек,

И у нее шесть ножек (божья коровка)

Над лесами, над рекой

Семицветный мост дугой.

Если б мог я встать на мост –

Я б достал рукой до звезд! (радуга)

ВРЕМЯ ГОДА - ОСЕНЬ !

РАССКАЖИТЕ ДЕТЯМ!

Осень наступает после лета. Осенью природа увядает ,

готовится к зимнему отдыху.

Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее.

На небе появляются серые тучи, идут долгие, холодные дожди, а после них остаются лужи.

На деревьях желтеют и опадают листья – начинается листопад.

Желтеет и вянет трава. Цветы отцвели, семена созрели.

Пропали насекомые, питания для птиц стало совсем мало.

Поэтому с наступлением холодов перелетные птицы улетают

на юг. Белки и мыши делают запасы на зиму.

Осенью люди собирают урожай овощей и фруктов. Заготавливают корм для домашних животных. Утепляют дома, а также

помещения для животных.

ЗАПОМНИТЕ!

Названия осенних месяцев : СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ.

ВЫУЧИТЕ СТИХОТВОРЕНИЕ!

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены

В пурпуре осеннем. Только дуб зеленый,

Утешает осень : «Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета.

З. Федоровская

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ!

Гром в сентябре предвещает теплую осень.

Если журавли летят высоко, не спеша и курлычут – будет

стоять хорошая осень.

Чем теплее и суше сентябрь, тем позднее придет зима.

Если листья начинают желтеть с верхушки – весна будет

ранняя, снизу – поздняя.

Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ!

Жаль озябшего бедняжку…

Всем ветрам и ветеркам

Он последнюю рубашку

Раздарил по лоскуткам (осенний лес)

Кто-то струны за окошком натянул.

Кто-то песню так уныло затянул,

Что слова навряд ли разберешь

Без плаща, зонта и без галош (осенний дождь)

Целый день играют в прятки

С ветром рыжие заплатки (листопад)

Изменили цвет монетки,

И к зиме слетели с ветки (листья)

Золотые, тихие

Рощи и сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды.

И не видно радуги,

И не слышен гром.

Спать ложится солнышко

Раньше с каждым днем…

Когда это бывает? (осенью)

ЛИТЕРАТУРА :

1. Илларионова Ю. Г. – Учите детей отгадывать загадки – М.: Просвещение, 1985 г.

2. – 1000 загадок – Я.: «Академия развития» , 1996 г

3. Рез З. Я., Гурович Л. М., Береговая Л. Б. – Хрестоматии для детей дошкольного возраста – М.: Просвещение, 1990 г.

4. - Журнал «Мурзилка» - 1986 г., № 5.

5. «Времена года » - дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром – ООО «Маленький Гений-Пресс» , 2000 г.

6. Шаблоны "Зима, Весна, Лето, Осень". http://forchel.ru/9378-shablony-zima-vesna-leto-osen.html

I. Словесные приемы:

2. Художественное слово.

4. Сравнение.

1. Сюрпризный момент.

2. Игровая ситуация.

3. Имитация.

5. Игровое упражнение.

1. Практические действия.

2. Практические задания.

Классификация и характеристика дидактических игр

Использование природоохранных акций и экологических праздников

В процессе воспитания детей

Экологическая акция - ряд конкретных действий, проводимых с целью
формирования экологической культуры, экологического сознания, мировоззрения
у детей и взрослых.

Акции представляют собой комплекс мероприятий, проводимых в достаточно длительный период (например, в течение месяца).

К мероприятиям акции привлекаются как взрослые, так и дети.

Акции, как правило, приурочены к определенным датам, например

В новогодние праздники проводится акция "Зеленая елочка - живая иголочка". Ее цель: показать бессмысленность вырубки елей. В акцию входит ряд мероприятий:

Цикл наблюдений за елью на участке.

Создание плакатов в защиту елей.

Новогодний утренник у искусственной елки.

Украшение живой ели на участке.

Наблюдение за выброшенными елками.

Цель экологических праздников - вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их содержание.

Праздники посвящаются временам года, уборке урожая, отдельным датам. Например: "Здравствуй, лето!", "День Рождения Земли", "Праздник зубной щетки", "Праздник Воды" и т.д.

Праздники готовятся на знакомом детям материале, но не чаще одного раза в 2 месяца.

Программа по ознакомлению с природой определяет объем сведений и представлений, которые получают дошкольники о животном мире. Эту информацию можно определить в три группы:

Внешний вид животного, его жизненные проявления

Среда обитания, характер приспособленности к условиям жизни

Приносимая польза.

При ознакомлении с животным миром особое внимание следует уделить отбору программного содержания, которое поможет расширить знания дошкольников, сформировать у них устойчивый интерес и внимательное, бережное отношение к животным.

В младшей группе нужно воспитывать интерес и бережное отношение к живым существа, желание помогать ухаживать за ними. Формировать элементарные навыки ухода за животными.

Ознакомление детей с животными и в целом с природой, осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы).

Занятия проводятся во всех возрастных группах, в младшей - 2 занятия в месяц. Дополнительно к занятиям во всех группах проводятся целевые прогулки. Целевые прогулки проводятся, начиная со второй младшей группы (с выходом за пределы участка детского сада - к водоему, на луг и т.д. На них малышей знакомят с природными явлениями (гнездование грачей и т.д.)

Целенаправленная педагогическая работа проводится не только на занятиях. Для углубления интереса детей к миру животных воспитатель использует любые моменты, которые предоставляет повседневная жизнь.

Знания о животных дети получают разными методами: наглядными (через книгу и картинку, кинофильм); практическими (игровой метод, труд); словесными (рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, беседы).

Особое значение в дошкольном детстве имеет непосредственное общение с природой - наблюдение. Правильно организованные наблюдения учат ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать.

Наблюдение - важнейший метод познания животного мира - характеризуется следующими особенностями:

Его можно организовать в обстановке, естественной для животного, где оно ведет себя свободно, непринужденно

Наблюдение позволяет отметить динамику жизни, развития и поведения животного, которое становиться объектом длительного изучения

Оно способствует непосредственному общению с животным.

Наблюдение за домашними животными с малышами должны быть не длительными. Особенно важно продумать организацию работы: посадить малышей так, чтобы всем был виден объект наблюдения; с самого начала сосредоточить внимание ребят, заинтересовать их; создать условия для животного, чтобы в его поведении проявились наиболее характерные особенности и повадки.

Малыши выражают свои переживания возгласами, жестами, смехом, часто повторяют звуки, издаваемые животными. Воспитатель должен спокойно реагировать на первые эмоциональные реакции детей, дать им возможность высказаться, а затем интересным вопросом, несложным заданием привлечь их к целенаправленному наблюдению.

Наблюдения в младшей группе должны прежде всего вызывать эмоционально-положительную реакцию ребенка, его интерес к животному, желание общаться с ним. На это нацеливаются первые вопросы и высказывания воспитателя: «Посмотрите, какой симпатичный котенок, пушистый, полосатый...», «Кто это? Щенок!». Возникновению первых эмоциональных реакций способствуют загадки, потешки, которые предшествуют началу непосредственного наблюдения. Например: «Мохнатенькая, усатенькая, молочко пьет, песенки поет».

Вопросы, задаваемые во время непосредственного наблюдения, должны направляться прежде всего на уточнение и обогащение представлений детей о внешнем виде животного (основные части тела, покров, цвет и величина) и его проявлениях (движение, питание, издаваемые звуки). Характер вопросов зависит от цели наблюдения, а последовательность часто определяется его ходом.

Детям младшего дошкольного возраста целесообразно предлагать конкретные, четко и коротко сформулированные вопросы, которые уточнят их представления о названии животного (кто это?), его проявлениях (что делает?) и внешнем виде (какое оно?), учитывая особенности возраста, иногда целесообразно задавать наводящие вопросы, в которых есть варианты ответа. Например: «Уши у кролика длинные или короткие?». Воспитатель старается связать новое с тем, что уже дети знают: «Расскажите о своей кошке», «А кто еще видел кроликов?».

Малыши быстро утомляются, поэтому педагогу не следует затягивать наблюдение длинными объяснениями. Воспитатель должен обобщать высказывания детей короткой, образной фразой: «Кролик белый, пушистый, длинноухий, прыгает ловко, любит морковку».

В связи с тем, что занятия, проводимые с детьми младшего дошкольного возраста, коротки, а живой объект вызывает у них обычно большой интерес и эмоциональную активность, при проведении наблюдения не нужно увлекаться использованием таких средств, как художественная литература и иллюстративный материал. Внимание в процессе наблюдения должно быть сосредоточено на животном, поэтому использовать указанные средства можно лишь в начале или в конце занятия.

Так, стало традиционным начинать занятие с загадки, небольшого стихотворения об этом животном, а заканчивать показом картинок с изображением животного с детенышами или его жилища, место обитания. Дети могут придумать животному кличку, послушать про него песенку или спеть ее вместе с воспитателем. Это придает занятию завершенность и вместе с тем нацеливает на продолжение разговора о наблюдаемом животном.

Среди приемов ознакомления детей с животными большое значение имеют рассказы педагога. Особая ценность рассказов в том, что они дополняют и конкретизируют имеющиеся у дошкольников представления. Их можно использовать в любой момент наблюдения, прогулки или экскурсии.

К рассказу предъявляют следующие требования:

Материал необходимо излагать доступно;

В рассказ целесообразно включать наиболее интересные сведения о жизни животного, его повадках, приспособленности к условиям жизни.

Речь педагога должна быть эмоциональной. Заинтересованность взрослого содержанием рассказа вызовет интерес и у детей.

Рассказ воспитателя о пользе, приносимой домашними животными, обычно является частью занятия по ознакомлению с ними. Так, дети младшей группы получают очень простые представления о полезности некоторых млекопитающих: корова дает молоко, овца -шерсть, собака стережет дом. Такое занятие проводится с использованием иллюстративного материала. Постепенно, группа к группе, знания углубляются и расширяются.

Интересной формой работы с детьми может быть составление рассказов по картинкам, соединенным в виде ширмы. На них изображены животные в естественных условиях обитания. Малыши с помощью воспитателя называют животное, рассказывают, где оно живет («Это зайка, он живет в лесу»).

Наряду с наблюдениями и рассказами для расширения представлений о животных используют разнообразные игры: дидактические, подвижные и т.д.

При ознакомлении детей с животными используют дидактические игры с предметами, настольно-печатные и словесные.

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Это такие игры, как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Волки и овцы». Дети, подражая действиям, имитируя звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально-положительный настрой способствует углублению их интереса к животным.

Труд в природе имеет большое воспитательное значение. Дети помогают воспитателю в уходе за животными в уголке природы. Они получают индивидуальные поручения, состоящие из 1-2 трудовых операций. Труд этот кратковременный, но воспитатель поочередно привлекает к нему всех детей.


Приемы руководства наблюдениями в разных возрастных группах учреждения дошкольного образования

Этап Цель каждого этапа Приемы Руководство
Младшая группа Средняя группа Старшая группа
Подготовительный Вызвать интерес к объекту наблюдения Показ диафильма иллюстраций - Обращение к личному опыту - Обращение к личному опыту; - Краткая беседа, ориентирующая на новое
Начало наблюдения Сосредоточить и направить внимание детей на объект, вызвать интерес к объекту наблюдения - Сюрпризный момент; - Момент ожидания; - Рассматривание иллюстраций; - Чтение стихотворения - Привлечение детей к созданию обстановки; - Сюрпризный момент; - Чтение стихотворения; - Загадывание загадки; - Привлечение прошлого опыта детей; - Рассматривание иллюстраций - Прямая постановка познавательной задачи
Основная часть Формирование точного представления об объекте наблюдения: - восприятие объекта в целом; - рассматривание отдельных особенностей внешнего вида; - наблюдением за поведением - Вопросы конкретные, констатирующие (Что? Кто? Какой? Что делает?); - Включение обследовательских действий (потрогать, посмотреть, понюхать и т.д.); - Проговаривание новых слов; - Игровые приемы; - Имитация движений, звуков; - Трудовые поручения; - Приближения объекта к детям и установление своеобразных контактов с детьми (котенок хочет, чтобы...(имя ребенка) послушал, как он мяукает); - Выделение общевитальных признаков (ты смотришь глазками, а у котика есть глаза?) - Вопросы не только конкретные, но и проблемные, поисковые (Зачем? Почему?); - Включение обследовательских действий; - Сравнение 2-х непосредственно представленных объектов; - Показ способов ухода; - Привлечение детского опыта; - Поручения поискового характера - Вопросы проблемные, поисковые; - Вопросы-задания (наблюдайте за кроликом и скажите, почему он прыгает, а не ходит); - План ответа на вопрос; - Сравнение: один объект наглядно представлен, другой - на картине; один представлен наглядно, другой - по памяти; - Дидактические игры, упражнения, игры-поручения; - Практические занятия; - Рассказ воспитателя с использованием наглядного материала (картины, слайды, диафильмы)
Заключительная часть Подведение итога, закрепление полученных знаний, поддержание интереса к объекту наблюдения - Чтение стихотворения; - Исполнение песенки; - Игра; - Обобщающий рассказ воспитателя; - Поощрение всех детей - Обобщающий рассказ детей по вопросам воспитателя; - Составление детьми загадки-описания; - Чтение стихотворения; - Игра; - Обобщающий рассказ детей; - Составление загадок детьми; - Дидактическая игра; - Дифференцированная оценка

с "пятью помощниками" (на примере одного)

В средней группе даем детям знания, что про все, что происходит вокруг, дети узнают с помощью "пяти помощников", это глаза, уши, нос, язык, руки.

Например, о помощнике "Нос" дети должны знать: у каждого человека есть нос. Носы бывают разные: большие и маленькие, длинные и курносые. Все они одинаково красивые и хорошие "помощники". Носом дышат и различают запахи. Нос имеет ноздри и крылья. Нос надо держать в чистоте, чтобы хорошо дышать и чувствовать запахи.

Для того чтобы дать детям эти сведения, используем разнообразные методы и приемы:

Рассматривание модели "Нос";

Самонаблюдение с помощью зеркала;

Заполнение альбома "Про меня" (дети рисуют на портрете свой нос);

Взаимонаблюдения, в процессе которых убеждаются, что носы бывают разные;

Рассматривание фотографий, рисунков проводится с этой же целью;

Дидактические игры "Узнай по запаху", "Найди такой же по запаху";

Опыты: дышать, зажав нос; "понюхать" ртом;

Наблюдение в природе "Чем пахнет осень?";

Художественное слово (загадки про нос).

Методические приемы руководства за наблюдениями в природе

Наблюдение - основной метод познания природы. Приемы можно условно классифицировать на словесные, игровые и практические.

I. Словесные приемы:

1. Вопросы /активизируют мышление, речь, должны ставиться в соответствии с возрастом, в четкой последовательности, быть конкретными, задаваться всем детям/.

2. Художественное слово.

3. Словесное пояснение /объяснение/.

4. Сравнение.

II. Игровые приемы - делают наблюдение интересным, сосредотачивают внимание детей; закрепление.

1. Сюрпризный момент.

2. Игровая ситуация.

3. Имитация.

4. Приближение объекта к детям.

5. Игровое упражнение.

III. Практические приемы способствуют применению и закреплению полученных в ходе наблюдения знаний.

1. Практические действия.

2. Практические задания.

Экологическая тропинка /оборудование, подбор объектов/

Экотропинка - это специально проложенный маршрут по естественным ландшафтам с целью изучения природы. Бывает двух видов: 1) на территории земельного участка д/с; 2) за ее пределами /в природном ландшафте/.

Основным критерием выбора маршрута является как можно большее количество объектов, их разнообразие и доступность.

Составляется план экотропы на бумаге. В начале тропы таблица - стенд; на каждой остановке таблички с фотографиями объекта. Вместе с детьми воспитатель придумывает название каждой остановки ("Березовая роща", "фитоогород",...).

Необходимо составить паспорта тех объектов, которые есть на тропе и рекомендуем по использованию тропинки, выбрать "хозяина" тропинки, чтобы детям было интереснее общаться с природой. /Например, хозяин - лесовичок./

Экотропинка выполняет оздоровительную, познавательную, релаксационную функции.

Большое внимание в программах по природоведению для начальных классов уделяется наблюдениям детьми окружающей природы. Многие конкретные представления у школьников формируются на основе непосредственного наблюдения и изучения природы. А. Я. Герд – один из основателей методической системы преподавания природоведения – отмечал, что все реальные знания приобретены человечеством путем наблюдений, сравнений и опытов, а никак не чтением статей. Вот почему наблюдения являются одним из основных методов приобретения природоведческих знаний в начальных классах.

Под наблюдением понимают непосредственное восприятие учащимися объектов живой и неживой природы с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков.

Наблюдения, во-первых, позволяют сформировать конкретные и образные представления и понятия об окружающей действительности и на этой основе развивать логическое мышление, устную и письменную речь младших школьников. Во-вторых, они способствуют формированию основ материалистического мировоззрения, убеждают детей в постоянном изменении и развитии природных явлений, их взаимосвязи и закономерности всего происходящего в природе, материальности мира и единства природы. Наблюдения помогают борьбе с религиозными предрассудками, способствуя, таким образом, выработке атеистических убеждений. В-третьих, наблюдения позволяют формировать одно из важнейших качеств личности – наблюдательность, которая связана с воспитанием устойчивого внимания, развитием памяти, пытливости, любознательности, умением устанавливать связи между различными природными явлениями.

Правильно организованные наблюдения помогают воспитанию таких необходимых качеств, как трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, чувство ответственности перед коллективом, бережное отношение к приборам, школьному имуществу, способствуют воспитанию воли и упорства в достижении цели, выработке у учащихся умения работать систематически, развивают инициативу и самостоятельность.

При правильной организации наблюдений у детей развиваются навыки пользования некоторыми метеорологическими приборами (термометром, флюгером); умения, необходимые при оформлении записей о погоде, составлении и чтении диаграмм и др. Все эти умения и навыки имеют большое значение в подготовке учащихся к самостоятельной практической деятельности.

Хорошо известная народная пословица гласит: «Мало смотреть, надо уметь видеть». Поэтому важно умело организовать проведение наблюдений и методически правильно их построить. Эту работу можно проводить в следующей последовательности: выбор учителем объекта наблюдений; подготовка учащихся к наблюдениям; формирование простейших представлений и понятий (в ходе занятий); четкая постановка цели наблюдений; разработка заданий и распределение их между детьми; приготовление оборудования для наблюдений; запись результатов наблюдений; обработка наблюдений и предварительные выводы из них; установление простейших причин, следствий, связей; использование наблюдений в учебной работе и практической деятельности.

Основным требованием в организации наблюдений является глубоко продуманная программа, в которой не только раскрываются содержание, последовательность наблюдений, способы их проведения, но и указываются пути практического использования результатов.

Постоянный контроль за проведением наблюдений обеспечивает систематичность и правильность их выполнения учащимися, а также закрепление умения наблюдать.

Следует проводить специальную работу по обучению учащихся наблюдать, постепенно усложняя задания. Можно выделить несколько этапов формирования таких умений: наблюдения под руководством учителя (проводят в I классе, когда учащиеся еще не имеют навыков наблюдения за окружающей природой и умения фиксировать те или иные изменения в ней); кратковременные систематические наблюдения (учащиеся проводят по заданиям учителя на экскурсиях, например во время осенней экскурсии во II классе сравнивают изменение окраски листьев, наблюдают за созреванием и распространением плодов и т. д.); длительные самостоятельные наблюдения (за прорастанием семян, появлением листьев на ветке, поставленной ранней весной в воду, и т. д.); наблюдения, связанные с исследовательской работой (за развитием растений на пришкольном участке при разных условиях ухода за ними, за развитием животных в уголке живой природы и т. п.).

Учителю необходимо овладеть структурой наблюдений, т. е. приемами их организации: постановкой перед учащимися цели наблюдения и осознанным уяснением этой цели; четким выделением круга наблюдаемых объектов; выделением основных признаков наблюдаемых природных объектов; организацией обобщений и выводов.

Жизнь в дикой природе [Инструкция по выживанию] Гриллс Беар

Глава 8 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПРИРОДОЙ Знание животных, умение различать их следы и наблюдать за ними

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПРИРОДОЙ

Знание животных, умение различать их следы и наблюдать за ними

За животными очень интересно наблюдать, и выслеживание горностая не менее трудно, чем выслеживание львов.

Лорд Роберт Баден-Пауэл, кавалер ордена Бани II степени

Местность, по которой проходит наш поход, нам не принадлежит – мы делим ее с сотней других обитателей. Но если вы не умеете наблюдать за природой, вам это простительно. Когда вы находитесь в лесу, то вам кажется, что в нем нет никаких животных, но это неправда. Если бы вы знали, кого и как надо искать, природный мир открыл бы для вас множество разных созданий. А ведь наблюдать за этими созданиями в естественных условиях обитания – самое увлекательное занятие, которое может быть на свете. Когда вам удается подобраться к дикому животному на расстояние нескольких метров и сфотографировать его так, чтобы оно этого не заметило, вас охватывает незабываемое чувство восторга!

Если вы хотите испытать этот восторг, то должны научиться наблюдать и маскироваться. Это две стороны одной и той же медали. Новобранцев в армии учат, что наблюдение – это умение раскрыть маскировку врага, а маскировка – это умение скрыться от наблюдения врага, сделать себя невидимым. Скаутам необходимо пополнить этими умениями свой богатый арсенал.

Мне довелось поучиться этому у бушменов Сана, которые живут в Намибии, в Южной Африке. Ни одно племя не умеет лучше их выслеживать зверя. Для меня было большой честью наблюдать, как они движутся и наблюдают за окружающей местностью. То, что нетренированному взгляду покажется простым кустом или зарослями, для бушмена – настоящий кладезь информации. Двигаясь, они внимательно наблюдают и, заметив что-то, тихо переговариваются, обсуждая каждый замеченный ими знак; потом они идут по следу, слушают (и часто курят!) и, наконец, приближаются, загнав зайца в его нору. Раскопав эту нору, они достают оттуда зайца, и все это делается при минимальной затрате физических усилий, но при максимальной умственной работе. Их главная задача – перехитрить животное. Конечно, для совершенствования этого умения потребовалось много поколений, и мы можем многому научиться у бушменов, чтобы стать такими же умелыми следопытами, как и они.

Из книги Думай! Бодибилдинг без стероидов! автора МакРоберт Стюарт

Наблюдение Без постороннего наблюдателя вам будет трудно сохранять правильный темп до конца сета. Даже если вы и начнете считать секунды, ваше внимание в дальнейшем переключится на выполнение самих сверхмедленных повторений. Тем более, что они очень утомительны и

Из книги Преодолей себя! Психическая подготовка в спорте автора Алексеев А В

«СЛЕДЫ» В ПАМЯТИ Представим себе поляну, покрытую свежим снегом. По ней аккуратно прошел лыжник, оставив после себя ровный след. Если, возвращаясь, он так же аккуратно пройдет по уже проложенной лыжне, она точно сохранит свой первоначальный рисунок и лишь станет несколько

Из книги Интуитивное тело. Мудрость и практика айкидо автора Палмер Венди

Глава 7. Не-знание Превращение в противоположное есть действие дао, слабость есть свойство дао. В мире все вещи рождаются в бытии, а бытие рождается в небытии. Лао-цзы, «Дао Де Цзин» На протяжении тысячелетий люди стремились понять цель жизни. Величайшие мудрецы, такие как

Из книги Дао шахмат. 200 принципов изменить вашу игру автора Курцдорфер Питер

Глава 25 УМЕНИЕ ЗАГЛЯНУТЬ ВПЕРЕД Умение визуализировать возможные в будущем положения – это одно из тех важнейших умений, к овладению которыми стоит стремиться.Принцип 121: Играйте вслепую при любом удобном случае.Игра вслепую – это игра не глядя на доску и фигуры.

Из книги Ци-бег. Революционный метод бега без усилий и травм автора Дрейер Дэнни

Из книги Жизнь в дикой природе [Инструкция по выживанию] автора Гриллс Беар

Глава 2 ПОХОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ Применение инструментов в походе и уход за ними Если вы отправились в длительный поход, вам не обойтись без хорошего ножа или даже нескольких ножей. Они понадобятся во многих случаях: при заготовке дров для костра, при расчистке дороги сквозь

Из книги Тайцзи-цюань Стиль Чэнь ПУШЕЧНЫЕ УДАРЫ автора Люсинь Гу

Глава 5 ПРИГОТОВЛЕНИЕ ЕДЫ В ПОХОДНЫХ УСЛОВИЯХ Умение запасти продукты, сохранить их свежими и приготовить из них еду Говорят, что солдаты передвигаются с помощью своих желудков, и это истинная правда. Не загрузив в себя топлива, мы, в конце концов, не сможем двигаться

Из книги Хроники Дао автора Мин Дао Ден

Умение наблюдать Перед тем как выследить кого-нибудь, надо знать, как смотреть, а чтобы научиться маскироваться, надо понимать, как другие существа воспринимают человека. Кому-то это может показаться очень простым делом – ведь мы все время смотрим на что-то, не правда ли?

Из книги Тяжелый круг автора Дедюхин Борис Васильевич

Как научиться различать следы животных и выслеживать их Умению выслеживать животных надо учиться. Для этого надо уметь не только наблюдать, но и знать, как выглядят следы того или иного животного и как по ним идти, как ведет себя это животное в природных условиях и,

Из книги Палеодиета – живое питание для здоровья автора Вулф Робб

Выслеживание животных Если вы хотите понаблюдать за животным в его естественной среде, одного умения ходить по следу будет недостаточно. Дикие животные всегда пребывают настороже, они прислушиваются и принюхиваются, не приближается ли к ним хищник. Не будешь осторожным

Из книги автора

Глава 9 ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ И СПАСЕНИЕ ПОСТРАДАВШИХ Умение оказывать медицинскую помощь в походе Умение оказывать квалифицированную первую помощь в походных условиях может спасти чью-то жизнь. В патруле спецназа, состоящем из четырех человек, один

Из книги автора

Глава 3. Особенности пушечных ударов и связанные с ними вопросы 1. Особенности пушечных ударовРассматриваемые здесь особенности «пушечных ударов» (паочуй) сопоставляются с первым комплексом. Ядром служит усилие-цзинь наматывания нити, правящей силой – внутреннее

Из книги автора

Из книги автора

Глава V, в пользу того мнения, что на ипподроме соревнуются не только скакуны, но и те, кто с ними работает В конце апреля Николай начал выводить Анилина на утренние проездки - это нам, людям, кажется «проездками» то, что делают лошади, а для них это самая главная работа и

Из книги автора

Знание – сила Поскольку я выходец из научной среды, мне порой нравятся всякие умные штучки. Вы сможете многое почерпнуть из этой книги. Возможно, вы удивитесь, но несколько фактов не сделают из вас ботаника. Вы узнаете, почему так много людей в нашем современном обществе

Из книги автора

Глава 3. Знание – сила, но ее недостаточно для того, чтобы заработал фен Я не собираюсь тратить массу времени на то, чтобы пугать вас, побуждая к действию. Но вам, возможно, понадобится усвоить немного дополнительной информации для собственного успокоения. У вас

Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей и даёт им много радостных переживаний. У ребёнка восприятие природы острее, чем у взрослого, так как он соприкасается с ней впервые. Поддерживая и развивая этот интерес, мы воспитываем многие положительные качества личности, такие как жизнерадостность, чуткое отношение ко всему живому.

Наблюдение – основное средство познания природы. Оно даёт возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Именно наблюдение помогает дошкольникам увидеть изменения, которые происходят с растениями в зависимости от условий внешней среды или созданных человеком. Наблюдение за расстояниями можно проводить с детьми, начиная с младшей группы, так как уже в этом возрасте они учатся устанавливать взаимосвязи в природе, замечают зависимость роста и развития растения от разных условий. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающих их мир. В задачи, которые я запланировала, входит научить их не только смотреть, но и видеть, какие изменения происходят в природе в течение года.

В результате наблюдения дети учатся анализировать и сопоставлять. Сопоставление имеет место лишь при условии, что образ, отражающий предыдущее состояние объекта, достаточно отчётлив, чтобы его можно было сравнить с особенностями объекта, имеющимися в данный момент. Учитывая, что процесс наблюдения растянут во времени (наблюдать можно один раз в неделю), образ предыдущего объекта в представлении ребёнка может оказаться нечётким, и это не позволит осуществить на должном уровне сопоставление и выявить характер произошедших изменений. В результате наблюдений необходимо фиксировать объект природы (рисовать или фотографировать).

В процессе сопоставления рисунков или фотографий у детей формируется представления о росте и развитии растений.

Чтобы увидеть изменения, происходящие с растениями, необходимо проводить наблюдения регулярно. Это одно из условий наблюдений. Важным также являются выбор объекта и содержание наблюдения. Объектом для нашего наблюдения я выбрала овощные культуры. Они быстро растут и набирают массу, и эти изменения хорошо видны детям. Первым овощем, за которым велись наблюдения, был лук, который легко прорастает в комнатных условиях.

Задача этого наблюдения состояла в том, чтобы показать детям влияние света, тепла, влаги и питательных веществ на рост овощей. Наблюдения проходили в 4 этапа.

  • 1 этап. Рассматривали луковицы вместе с детьми. Обратила внимание на то, что у луковицы верхняя часть узкая, а нижняя – широкая, которая называется донцем, на ней растут корешки, она должна быть в земле. Из верхней части растут зелёные перышки, она должна быть над землёй. Показывать детям, как правильно посадить луковицу в землю.
  • 2 этап. Посадка луковиц в землю. Каждый ребёнок брал одну луковицу и сажал её сам в землю. После этого я показывала детям, как полить луковицу водой. При этом объяснила детям, зачем мы полили растения (влага нужна, чтобы лук пророс)
  • 3 этап. На четвёртый день после посадки у луковиц появились маленькие зелёные пёрышки.
  • 4 этап. В процессе дальнейшего наблюдения дети заметили, что перышки лука подросли, стали длиннее на этом этапе необходимо подвести детей к тому, что для роста растений необходимы все условия: влага, свет, тепло.

Чтобы закрепить у детей понятие о том, что всем растениям для роста необходимы три условия: влага, свет и тепло, летом я проводила наблюдение за свеклой.

Задача данного эксперимента состоит в том, чтобы показать детям, что семя живое, из него вырастает новое растение. А так же показать влияние условий (тепло, свет, влага, воздух, питательные вещества) на рост и развитие растений.

  • 1 этап. Рассмотрели семена свеклы, которые намочили водой для проращивания. Через три дня посмотрели с детьми, что же произошло с семенами. Дети увидели маленькие ростки. Сделали вывод, что семечко живое.
  • 2 этап. Проросшие семена посадили в заранее подготовленную землю. После посадки хорошо полили.
  • 3 этап. Через неделю дети увидели, что в земле появились зелёные расточки. Мы вместе с детьми каждый день утром поливали их и наблюдали, что же дальше произойдёт.
  • 4 этап. Затем наблюдения проводились 1 раз в неделю, чтобы лучше были видны изменения в росте. Дети замечали, что у свеклы увеличились в размере листья. Каждый раз после наблюдения с детьми проводила беседу о том, что овощи так быстро растут потому, что они политы, земля взрыхленная, на улице тепло и светло.
  • 5 этап. Заключительный этап наблюдения. Это сравнения рисунков растений на разных этапах. В процессе наблюдений дети не только понимают взаимосвязь роста растений и природных условий, но и начинают более бережно относиться к растениям.

Аналогичную работу хочу продолжать и в будущем. В старших, подготовительных группах, провести циклические наблюдения в течение года. Так, например, наблюдать за изменениями, происходящими с рябиной в разные времена года (весной, летом, осенью, зимой) в зависимости от условий внешней среды. Весной обращать внимание детей на красоту соцветий рябины - сочетание зеленого и белого цвета. Летом следить за появлением маленьких зелёненьких ягод. А осенью необходимо обратить внимание детей на красоту осенней рябины, на яркость её наряда. Зимой обратить внимание на грозди ярко-красных ягод. Зимой дерево спит, ствол стал темнее, потому что прекратилось сокодвижение, на улице сильные морозы. Также можно провести цикл наблюдений за мать-и-мачехой в течение апреля и мая.

Таким образом, можно сказать, что при правильной организации наблюдение становится не только фактором умственного воспитания, но и нравственного: у ребёнка формируется отчетливые представления о закономерностях в росте и развитии растений, понимание взаимосвязи развития растения и факторов внешней среды, обеспечивающих его выживание. Полученные знания позволяют дошкольникам лучше понимать свойства живого организма, вырабатывать правильное отношение к растениям и животным, самостоятельно проектировать своё поведение по отношению к живому.



Loading...Loading...