Молодежь 60 х годов. Значение субкультуры стиляг

Чем занимается современная молодежь и как она предпочитает проводить свободное время? Можно выделить две условные группы: одни предпочитают просиживать за компьютерными играми и серфингом в Интернете, а другие отдыхают более активно. Как бы там ни было, наших детей окружают девайсы, которые плотно вошли в нашу жизнь.

Вспоминая советское прошлое, удивляешься, насколько всё поменялось. Раньше наши забавы были проще, но никто не жаловался на то, что ему скучно. Походы, вечерние клубы, песни под гитару, чтение книг в библиотеке, хоккей на траве. Список можно продолжать бесконечно. Были же времена… Давай ненадолго вернемся в прошлое.

В Советском Союзе молодежь всячески призывали заниматься спортом. Большинство развивало себя физически с удовольствием, 1967 год



Вечерами можно было потанцевать в молодежных клубах, 1965 год

Выступление пионервожатой на сборах, 1965 год

Джаз пришел к нам из Америки и пользовался немалой популярностью, 1969 год

В советское время профессия тракториста считалась почетной. Молодые парни массово обучались вождению тракторов, 1967 год

Кто-то пропадал на спортплощадке, а кто-то грыз гранит науки в библиотеке, 1966 год

Девушка получает свой комсомольский билет, 1969 год

Студенты Московского государственного университета готовятся к сдаче экзамена, 1963-й

Девушки и парни обучаются новомодным танцам, 1967-й

В кафе «Молодежное» на I Московском фестивале джаза, 1962 год

Грань между мужскими и женскими профессиями размылась. Девушки работали на строительстве Московского проспекта, 1965 год

Чуть ли не каждые советские юноша и девушка мечтали стать космонавтами, 1965-й

Молодые труженики на первомайской демонстрации, 1964 год

Группа велосипедистов во время зимнего велопробега, 1960-е

Студенты играют у фонтана на Выставке достижений народного хозяйства, 1967 год

Молодые люди гуляют по Ленинградскому проспекту, 1962 год

В СССР были весьма популярны спортивные походы на природу. Группа молодых людей начинает свой путь от пункта сбора, 1964 год

Счастливые выпускники празднуют защиту дипломов, 1964 год

VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве, который оказался самым массовым (34 тысячи участников из 131 страны, 1957 год

Пляжники с радиоприемником «Спидола», который мигом обрел популярность по всей стране, 1960-е

Влюбленная парочка у кинотеатра выбирает фильм для совместного просмотра, 1961 год

Радостные и задорные участники первомайской демонстрации, 1963 год

В одной из аудиторий Московского государственного университета, 1964-й

Студенты играют в «Отгадай, кто?», 1963-й

Выпускники московских школ гурьбой высыпали на Красную площадь, 1962-й

См.также:

Молодежь при любом режиме стремится к самовыражению, и поэтому периодически возникают различные направления, отличающиеся по внешнему виду и мировосприятию от всех прочих социальных групп. Такими были стиляги. Годы сталинской эпохи вызвали возникновение движения молодежи, которая отстаивала свое право на свободу при помощи одежды, слов и музыки. Они не призывали к смене режима, они только хотели иметь право на свою индивидуальность в мире серости и безликости. Расскажем о том, что это за субкультура и чем отличается образ стиляги.

Происхождение субкультуры

Такое явление, как стиляга, - это результат действия целого ряда факторов. После октябрьского переворота 1917 года СССР находился в международной изоляции, и только после Второй мировой войны возобновляются контакты с иностранными государствами. Это приводит к тому, что в стране появляется прослойка людей, регулярно бывающих за границей, и их детей. Именно дети дипломатов и торговых работников и стали основой нарождающейся социальной группы золотой молодежи. Им хотелось подчеркнуть свою особенность, и для этого они избирают особый западный внешний вид, музыку и т. п.

Также на формирование культуры стиляг влияет нарастающий внутренний протест молодежи против серости жизни и нищеты. Это чувство подхлестывали трофейные вещи, фильмы, музыкальные произведения. Молодым людям хотелось после многих лет лишений праздника, яркости, необычности. Стиль одежды стиляг, их музыкальные вкусы, танцы стали вызовом регламентированию сферы частной жизни.

Этимология названия

Изначально представители этой субкультуры называли себя штатниками, так как брали пример во всем с Соединенных Штатов Америки. Но в 1949 году в популярном юмористическом журнале «Крокодил» появился фельетон «Типы, уходящие в прошлое». В нем описывалось новое социальное явление - поклонники западной культуры - как совершенно чуждое и вредное советскому обществу, там впервые и появилось слово «стиляги». Субкультура описывалась как некое извращенное поведение, недостойное советского человека. Яркая образность и едкость текста привлекли к нему внимание широкой общественности, и слово ушло в народ.

Постепенно изначальное наименование «штатники» исчезло из лексикона газет, людей и самих представителей движения. Есть версия, что слово «стиляги» происходило от слова "стиль" как самого главного, что отличало молодых людей этого движения от всех прочих. И даже есть предположение, что такое наименование пришло из джазового сленга. Так или иначе, в начале 50-х годов новый термин прочно закрепился за этим социальным движением.

Идеология движения

Стиляга - это человек, который исповедует западные принципы свободы самовыражения. Впрочем, приписывание этой субкультуре бунтарской идеологии является ошибочным. Молодые люди хотели, чтобы им позволили слушать ту музыку, которая им нравится, и танцевать так, как им вздумается. У этой субкультуры не было никакой прозападнической идеологии, которую пытались им приписать. Но так как США официально считались враждебным государством, то и превознесение американской культуры воспринималось как На самом же деле образ стиляги - это была лишь форма отстаивания свободы на свое мнение и вкус и не более того. Главным времяпрепровождением стиляг были прогулки и вечеринки. В Москве главным местом их променада была улица Тверская - «Бродвей».

Мода и костюм стиляги

Главным признаком стиляг является их внешний вид. Типичный образ представителей этого сообщества эволюционировал и изменялся, пока не сформировался «классический» вариант. состоял из узких брюк-дудочек, приталенного пиджака с широкими накладными плечами, яркого галстука и остроносых ботинок. При этом предпочтение отдавалось ярким расцветкам как способу противопоставления серой обыденности вокруг.

Особый предмет заботы каждого стиляги - прическа. Высокий начес на голове, кок, был обязательным элементом образа. Также костюм нередко дополнялся солнцезащитными очками, абсолютно чуждыми советскому человеку.

У девушек-стиляг вариантов костюма было больше. Обычно это было платье в с узкой талией, пышной юбкой и декольте. Позже появились еще облегающие платья и юбки, подчеркивающие фигуру. Обязательным элементом образа были туфли на небольшом изогнутом каблучке и маленькая сумочка.

Расцветки также приветствовались преимущественно яркие. Девушка должна была носить чулки - предмет небывалой роскоши. Поэтому те, кто не мог себе их купить, довольствовались тем, что рисовали шов прямо по голой ноге химическим карандашом. Девушки практиковали насыщенный макияж со стрелками на глазах и яркую помаду. На голове они возводили прическу в виде венца или украшали волосы лентой, ярким платком или ободком. Также девушки обязательно носили довольно крупную бижутерию: бусы, серьги, клипсы, браслеты.

Такие яркие молодые люди, конечно, сильно выделялись на общем фоне серости и бедности и поэтому привлекали много внимания. Модную одежду можно было привезти из-за границы, что было доступно только единицам, купить у фарцовщиков или сшить самим. В этой среде формируется целый круг портных, которые обшивают стиляг.

Музыка стиляг

Главным источником вдохновения эта субкультура считала американский джаз. Культовыми произведениями считались песни из фильма «Серенада Солнечной долины» в исполнении оркестра композиции Дюка Эллингтона, Эдди Рознера, Чарли Паркера, Бенни Гудмена. В СССР дипломаты и командированные специалисты привозили записи модной американской музыки, так в стране появился Элвис Пресли, Бадди Холли и другие музыканты в стиле рок-н-ролл.

В те времена стиляга - это был человек, хорошо разбирающийся в западном искусстве, особенно американском. Слушать такую музыку можно было только на квартирах или в заведениях, работающих для иностранных граждан (например, «Коктейль-холл» в Москве). Привозимые записи тиражировались на подпольных студиях, фонограмма наносилась на рентгеновские снимки, поэтому получила прозвище «музыка на костях».

Постепенно в этой среде формируется круг собственных музыкантов, играющих джаз и рок-н-ролл. Например, известный джазмен и саксофонист Алексей Козлов вырос именно из этой культуры.

Танцы стиляг

Эта культура также выражалась в собственных танцах, которые шли вразрез с общепринятыми стилями, модными были рок-н-ролл, фокстрот, чарльстон, буги-вуги. Стиляги в умении танцевать выражали собственное отношение к существующим регламентам и ограничениям. Показать свои умения можно было на танцплощадках, в кафе и даже просто на улице, где стиляги нередко устраивали «показательные выступления». В танце проявлялся тот общественный вызов, который стиляги посылали советской уравниловке.

Лексикон

Для обозначения своей особенности стиляги выработали собственный язык, который основан на адаптации лексем английского языка и сленга джазменов. Это был жаргон, который выполнял функцию деления людей на своих и чужих. В разных городах в речи стиляг были свои слова, чаще всего топонимы, но существовал лексический массив, характерный для всей субкультуры. Так, были слова для обозначения различных мест: "Бродвей" - он был в каждом городе свой, "Кок" ("Коктейль-холл"). Немало лексем обозначало людей разного сорта: чувак, чувиха, батоны, жлоб, фазер . Для наименования танцев и музыкальных стилей использовались привычные термины: рок-н-ролл, джаз, фокстрот, буги-вуги . Стиляги много слов из английского языка приспособили для называния предметов гардероба: соксы, таёк, хэток, шузы, джакеток .

Общественное порицание

В СССР стиляга - это асоциальный элемент, его инаковость рассматривалась как угроза общественному строю и морали советского человека. В конце 40-х годов в стране началась и эта субкультура стала отличной мишенью для выступлений комсомольско-партийных активистов. Существовали дружины, которые отлавливали стиляг, срезали им коки, рвали одежду.

В прессе стиляги 50-х годов стали любимым объектом для насмешек и порицания. Появилось немало карикатур и фельетонов, высмеивающих это движение. Для широких масс эти молодые люди представлялись как пустые копии западных образцов, им было отказано в патриотизме, вкусе, морали. Огромное количество стиляг по всей стране исключались из общественных организаций, увольнялись с работы. Все это приводило к тому, что изначально аполитичные стиляги начинали ненавидеть советскую власть и их протест начал приобретать политический подтекст.

Стиляги разных лет

Внутри этой субкультуры можно увидеть формальную идеологическую эволюцию. Стиляги, субкультура которых возникла в конце 40-х годов в СССР, сначала были группой людей, увлекающихся кино и музыкой США. Но в 50-х годах происходит кристаллизация стиля и оформление начального протестного движения. К концу 50-х многие представители этой субкультуры уже негативно относились к советской власти и втайне мечтали покинуть СССР.

Позже стиляги 60-х годов теряют свою острую противопоставленность общественным настроениям. Начавшаяся оттепель привела к широкой критике советского строя периода Сталина, и поэтому самовыражение стиляг уже не было таким ярким. Прекращаются преследования молодых людей, и постепенно направление сходит на нет, его заменяют новые

Значение субкультуры стиляг

Это общественное движение оставило большой след в советском обществе. Многие стиляги, годы потратившие на изучение американского искусства, костюма, языка, в последующие годы вошли в состав творческой интеллигенции страны. Социологи отмечают, что эта субкультура была первым значительным общественным движением, которое стало началом формирования многочисленных молодежных неформальных объединений: хиппи, панки, рокеры - все они так или иначе выросли из традиций стиляг. Кроме того, это движение сподвигло российских модельеров задуматься о создании молодежного стиля, о поиске новых форм, которые помогли бы преодолеть одинаковую серость советских людей.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Колесникова Марина Ивановна. Российская молодежь 60-х и 90-х: сравнительный анализ моделей интеграции в общество: сравнительный анализ моделей интеграции в общество: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06 Ростов н/Д, 2006 174 с. РГБ ОД, 61:07-22/145

Введение

Глава 1, Теоретико-методологические основания сравнительных исследований молодежных когорт 17

1.1, Аксиологический подход к анализу молодежи как социально-демографической группы 18

1.2. Индикаторы сравнительного поколенческого анализа молодежных групп 32

Глава 2. Молодежь в контексте трансформаций социальной системы: когорты 60-70-х и 90-х гг 50

2.1. Активистские социальные позиции и ценности молодежи 60-70-х гг 51

2.2, Нигилизм и пассивность как доминирующие способы адаптации молодежи 90-х 76

Глава 3. Модели и факторы интеграции молодежи вобщество 100

3.1. Институциональная определенность и моностилизм интеграции молодежи 60-70-х годов 100

3.2. Индивидуализация и полистилизм интеграционных моделей молодежи 90-х годов 115

Заключение 141

Список литературы 148

Приложение 161

Введение к работе

Актуальность исследования. Кардинальные российские реформы приводят к изменению не только экономической и политической подсистем общества, но и к трансформации социетальной подсистемы, - как целостной совокупности духовных ценностей и норм, придающих смысл и регулирующих социальную жизнь. Обеспечивая воспроизводство социальных отношений в различных сферах, социетальная подсистема тем самым утверждает их легитимность. Период социальных трансформаций в России 90-2000-х годов характеризуется одновременным присутствием ценностей, присущих социоцен-тристскому и персоноцентристскому типам обществ. Этот процесс фиксируется в мониторинге общественного мнения, который проводится под руководством академика Н.И. Лапина.

Такая ситуация вызывает девальвацию социально-нормативного личностного образца и определяет снижение эффективности нормативно-регулятивных функций культуры, что в первую очередь затрагивает молодежь. В настоящее время российская молодежь, т.е. возрастная группа от 15 до 29 лет, составляет около 35 млн. человек, что представляет собой практически четверть населения страны. Степень интегрированности молодежи в социально-профессиональную структуру в значительной степени будет определять успешность функционирования общества. Вместе с тем, кардинальное изменение ценностных ориентиров и культурных образцов социальных взаимодействий в обществе сопровождается изменением самосознания молодежи и его социально-профессиональных установок.

В значительной степени мировоззрение молодежи определяется номинацией ее социальных позиций, которые утверждаются в общественном дис-

Лапнн Н.И. Ценности, группы шггересов и трансформация российского общества // Социс. - 1997. - № 3; Лапин Н,И, Кризисный социум в контексте социокультурных трансформаций // Мир России. - 2000. - № 3. - С. 3-7, 1 Доклад "Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года" 21.05.2004 // сайт Федеральной службы государственной статистики www,

4 курсе. Их определение обуславливается крупными историческими событиями, которые задают ракурс осмысления современности и адресуют социальную миссию молодежи, формируя тем самым определенные поколения - совокупность людей не только одного возраста (когорту), но и разделяющих значимые ценности и образцы поведения. В советский период, как известно, общество выдвигало перед молодежью масштабные социально-исторические задачи. Они определяли не только историческую миссию молодежи, но и целенаправленную политику (включая инвестиции) государства, направленную на формирование социального потенциала этой группы - качественных характеристик его здоровья и физической подготовки; профессиональной подготовки молодежи по специальностям разного уровня сложности, которые рассматривались в качестве остро актуальных; а также формирование активистских установок в сфере социально-политических отношений. Способы формирования социального потенциала выступали одновременно институциональными каналами интеграции молодежи в общество. В настоящее время ситуация кардинально изменилась, что нашло отражение в стратегиях интеграции молодежи в общество.

Для социологического анализа поколений важным представляются временные рамки социализации определенных возрастных групп, которые приходятся на особо значимые периоды 3 . С этой точки зрения уместно сопоставление возрастных когорт 1960-1970 гг. и 1980-1990 гг. Они вышли на сцену в периоды "несбывшихся надежд" (оттепели 60-х гг. и перестройки 80-х), оба поколения -свидетели расширения ориентации на потребительские практики, а также массовой и "верхушечной" коррупции 4 . Именно поэтому молодежные когорты указанных периодов можно характеризовать как поколения, понимаемые еще и с позиции социально-психологического анализа, не как "..."ступень" возрас-

Левада Ю.А. Поколения XX века: возможности исследования // Отцы и дети. Поколенческий анализ современной России. - М., 2005. - С. 41.

4 Там же.-С. 43-44.

5 Когорта определяется как "совокупность людей, переживших одновременно (в один год, период) одинаковое
событие, например, когорта родившихся, вступивших в брак, поступивших в учебное заведение или закончив
ших его... Когорта, образованная по году рождения называется поколением". (Когорта. Российская социологи
ческая энциклопедия / Под общ. ред, акад. Г.В. Осипова. - M., 1999. - С. 197).

5 тной периодизации (исторически существенно изменчивой к тому же), а как

социокультурную общность людей, сложившихся в обстоятельствах социального, политического и хозяйственного кризиса. Эта общность людей, не обязательно даже вплотную близких друг другу по возрасту, но предельно близких по формам, способам и средствам своего возрастного вхождения в социальное и социокультурное пространство своего времени"

Однако, если молодежь 60-70-х гг. в своем подавляющем большинстве использовала институциональные каналы интеграции, то поколению молодежи 80-90-х гг. приходится опираться на иные ресурсы. Разрушение советской социальной системы вызвало, в том числе, отказ государства от социально-мобилизационной роли по отношению к обществу в целом, и по отношению к молодежи, в частности. А быстрое изменение организации экономической деятельности обусловило невозможность для молодежи использовать образец жизненного пути, опыт и достижения родителей в собственной практике. Нынешнее поколение российской молодежи в отличие от предшествующих самостоятельно формирует модели интеграции в общество.

Их исследование обладает практической актуальностью, поскольку позволяет выявить многообразие практик социальных взаимоотношений и стратегий целенаправленной деятельности молодого поколения, что необходимо для постоянной корректировки молодежной политики. Наряду с этим, данный анализ позволяет преодолеть распространенные сегодня "моральные паники" по проблемам молодежи, которые вызваны различными конъюнктурными причинами - стремлением к сенсациям и популярности, использованием социального резонанса по молодежной проблематике для получения грантов на исследовательские проекты и пр.

Теоретическая актуальность заявленной проблемы определяется слабой разработанностью сравнительного анализа в отечественной ювенологии. Не-

Михайлов Ф.Т. Абстрактное и конкретное в психологин // Толстых А. Опыт конкретно-исторической психологии личности. - СПб.., 2000. - С. 12. 7 Омельченко Е. Молодежь: открытый вопрос. - Ульяновск, 2004. - С. 12-13,

многочисленные исследования в сфере отечественной поколенческой компаративистики выдвинули методологический подход, исходя из гипотезы, что судьбы поколений определяют "три точки": "Момент рождения. Момент подтверждения - "конфирмации" (самосознания, самоопределения, формирования. И наконец, момент финальный: наиболее полное самовыражение, "акме" 8 . Однако аналитические исследования по каждой из "точек", определяющих судьбу, а следовательно специфические отличия, различных поколений пока отсутствуют. Внимание к рассмотрению различий поколений 60-70-х и 80-90-х годов в "точке конфирмации" объясняется тем, что выявление специфики их стратегий интеграции в общество позволяет обнаружить степень эффективности продвижения общества по пути утверждения практики индивидуализации жизни.

Степень разработанности проблемы. Отечественная социология молодежи - ювенология - является одним из наиболее разработанных направлений социологического анализа. По мере социальной динамики менялся и предмет социологического анализа молодежной проблематики. В 60-80-е гг. в центре внимания социологов находились проблемы социализации молодежи в духе коммунистического идеала (С.Н. Иконниковой, В.Т. Лисовского, В.А. Чупро-ва), профессиональной ориентации молодежи, социального самочувствия, проблемы студенчества и молодой семьи 10 .

Разработка проблемы жизненных планов выпускников школ в сравнении с возможностями их реализации (без учета различий в социальном потенциале самой молодежи) началась с работ В.Н. Шубкина, который ввел понятия "пре-

8 Анштский А. Шестидесятники, семидмсятннки, восьмидесятники...// Литературное обозрение. - 1991.-№ 4.
-С. 10-11.

9 Иконникова С.Н. Молодёжь: социологический и социально-психологаческий анализ. - Л., 1974; Лисовский
В.Т. Эскиз к портрету: жизненные таны, интересы и стремления советской молодежи. М.: Молодая Гвардия.
1969; Об организации Института конкретных социальных исследований. - Постановление Президиума Акаде
мии наук СССР // Вестник Академии наук СССР. 1968. № 9; Урланис Б.Ц. История одного поколения: Соци
ально-демографический очерк. - M.; Мысль. 1968; Грушин Б.А. Четыре жизни России в зеркале общественного
мнения. Жизнь 1-я Эпоха Хрущева / Прогресс -Традиция. - M., 2001; Грушин Б.А. Четыре жизни России в зер
кале общественного мнения. Жизнь 2-я Эпоха Брежнева / Прогресс-Традиция. - М., 2001.

Пути и перепутья "потерянного поколения": Молодежь Запада у развалин общества всеобщего благоденствия / Отв. ред. А.А. Галкин, Т.Т. Тимофеев. - М., 1985; Шубкин В.Н. Социологические опыты. - М„ 1970; Трудящаяся молодежь: образование, профессия, мобильность / Под. ред. В.Н. Шубкина, М. 1984; Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь. - М., 1985.

7 стиж профессии", "выбор профессии", "профессиональные ожидания", "потребности общества в кадрах". В его исследованиях было установлено несоответствие между потребностями рынка труда и потенциалом самой молодежи, сложившимся в процессе образовательной подготовки, то есть противоречие между рынком труда и немобильной системой образования, формирующей завышенные ожидания молодых людей". Другой известный отечественный специалист, Ф.Р. Филлипов проанализировал социальные различия между отдельными поколениями молодежи. В центре внимания оказались различиях поколений, обусловленные социально-историческими особенностями их становления. 12 Обоснование различий между поколениями и опровержение концепции преемственности позже были осуществлены работе "Советский простой человек" (под ред. Ю.А. Левады) .

Эстонский социолог М. Титма в своих исследованиях делал акцент на региональных особенностях жизненного пути поколения в рамках разных национально-территориальных общностей, различающихся по характеру культур и уровню экономического развития регионов. Им изучались традиционные сферы жизнедеятельности одной возрастной когорты молодежи на протяжении 10 лет: семья, труд, образование, профессиональная и социальная мобильность, миграционные процессы и жизненные ценности.

Анализ тех или иных аспектов поколенческой динамики в 80-е гг. попадает в фокус внимания крупных международных, всесоюзных и общероссийских исследований. Например, в 1983 г. под руководством М.Х. Титмы был реализован межрегиональный лонгитюдный проект "Пути поколения"; 14 под руководством В.Н. Шубкина - упоминавшийся проект "Жизненные пути молодежи в социалистическом обществе"" 2 ", под руководством В.И. Чупрова в 1990 г. - проект "Со-

" Шубкин В.Н. Указ. работы.

13 Филиппов Ф.Р. От поколения к поколению. - М.: Мысль, 1989.

13 Левада Ю.А. Советский простой человек: опыт социального портрета на рубеже 90-х. - М. 1993.

14 Начало пути: поколение со средним образованием / Под ред. M.X. Титмы, Л.А. Коклягиной). - М. 1989; Жиз
ненные пути одного поколения / Под ред. М.Х. Титмы). - М„ 1992.

Чередниченко Г.А., Шубкнн В.Н. Указ.соч.

8 циальное развитие молодежи: показатели и тенденции" . В работах В.В Магун.

и М.В. Энговатова на обширном эмпирическом материале, собранном на протяжении 1985-2001 гг. было проведено исследование притязаний и жизненных стратегий российской молодежи, вступившей в раннюю юность в конце XX в. 17 Они обнаружили, что каждое последующее поколение молодежи снижает уровень собственных притязаний при повышении склонности молодых людей к мобилизации семейных ресурсов для реализации их достигательных установок, особенно в решении задач профессионального образования.

С изменением ситуации на рынке труда (90-е годы) основное внимание уделяется социально-экономическим проблемам: образованию, положению мо-

лодых на рынке труда, безработицы, бездомности, проблемам социальной защиты молодежи и молодых семей, а также молодежному потреблению, и выработке социальной политики в отношении молодежи.

Перенос исследовательского интереса на индивидуальные модели поведения связан с возрастающим многообразием канатов вхождения молодежи во "взрослое" общество: растущее многообразие форм школьного и постшкольного образования, специфический молодежный рынок труда и способы первичного трудоустройства молодежи, в том числе временная безработица; растущее многообразие форм проживания молодежи и формы семейно-брачных отношений. В результате в нашей стране в настоящее время жизненные траектории молодеж-

1S Молодежь России: социальное развитие / Отв. ред. В.И. Чупров). - М., 1989.

17 Толстых А. Опыт конкретно-исторической психологии личности. - Спб., 2000; Магун В.В., Энговатов М.В.

Межпоколенная динамика жизненных притязаний молодежи и стратегий их ресурсного обеспечения: 1985-2001

гг. // Отны и дети. Поколение с кий анализ современной России. Новое литературное обозрение. - М., 2005. - С.

Зубок Ю.А.., Чупров В.И. Молодежь в обществе риска. М., 2001; Чупров В.И., Быкова СИ. Молодежь России: на пороге рынка между бедностью и нищетой // Соиис. - 1991. - Л» 9; Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве// Социс. - 1998.-№3; Жизненные пути одного поколения/под ред. JI.A. Коклягиной, В.В. Семеновой, М. Титма. - М., 1992; Журавлев В. История жизни "бомжа" // Судьбы людей. Россия. XX в. /Под ред. E.B. Фотеевой, В.В. Семеновой. - М, 1996; Журавлев В. Почему агрессивны подростки // Соиис. -2003.- №2.

15 Магун B.C., Литвинцева А.З. Жизненные притязания ранней юности и стратегии их реализации: 90-е и 80-е гг. - М., 1993; Магун В.С, Энговатов Н.В. Межпоколенная динамика жизненных притязаний молодежи и стратегий их ресурсного обеспечения: 1985-2001 гг.

Лисовский А.В., Лисовский В.Т. В поисках идеала: диалог поколений. Мурманск, 1994; Раковская О.А. Благосостояние молодежи: достаток и достоинство // Соиис. - 1989. - № 1.

ных когорт дифференцируются, приобретают характер индивидуальных биографических траекторий, утрачивая свойства общесоциальных моделей.

Большое внимание анализу ценностных ориентации молодежи и ее субкультурных групп уделяется в работах Е. Омельченко (научный руководитель центра "Регион") и Т. Щепаньской В работах этих исследователей на большом статистическом материале, а также на материале включенного наблюдения и интент-анализа оригинальных текстов описываются различные молодежные субкультуры.

При всем разнообразии исследовательских подходов к анализу молодежной проблематики в настоящее время относительно немного сравнительных межпоколенных исследований. Отчасти, это объясняется ментальными характеристиками самого понятия "поколение", которое не совпадает с возрастными когортами, и трудно операционализируется в социологической терминологии. Отчасти, подобные трудности связаны с политической конъюнктурой, на что указывал известный литературный критик и культуролог Лев Аннинский 22 . Изучение динамики поколений сквозь призму ценностных ориентации было предпринято Гражданкиным А., Дубининым В., Толстых А.В. Этот авторский коллектив выявил ценностное различие современного населения России в зависимости от условий социализации, которые прошли разные поколения. Однако в этой и других работах 24 поколения рассматриваются преимущественно в последовательной динамике. Но не меньший интерес представляет также рассмотрение различных поколений, взятых в судьбоносные для них периоды, в частности - в периоды вхождения в социокультурное пространство общества. Реализовать этот подход позволяет опора на накопленный потенциал исследо-

Щепанская Т. Система: тексты и традиции субкультуры, - М., 2004; Омельченко Е. Молодежная культура и субкультура. - М., 2000; Ее же. Герои нашеговремени. Социологические очерки. - Ульяновск, 2000; Ее же. Молодежь: открытый вопрос. - Ульяновск, 2004; Другое поле / Под ред. Е.Л. Омельченко, С.А. Первильева. - Ульяновск, 2000.

22 Аннинский Л. Указ.соч.

23 Гражданкин А., Дубинин В„ Толстых А. Пять поколений советского общества: взгляд из 1989 года // Социо
логия образования.-Т.1, вып.. 1.-М., 1993,

24 См., напр., Толстых А.Опыт конкретно-исторической психологии личности. - Спб., 2000.

10 ваний в отечественной социологии молодежи. Рассмотренные выше работы выступают надежным методологическим фундаментом и информационной базой для более детального исследования проблем интеграции молодежи к условиям трансформирующегося общества.

Объектом исследования в работе выступают поколения российской молодежи, социализация которых происходила в условиях ценностных кризисов общества второй половины XX в.

В качестве предмета исследования выделены институциональные условия и системы ценностей поколений молодежи 60-70-х и 90-х гг., определяющие модели интеграции в социально-профессиональную структуру общества.

Целью диссертационного исследования выступает сравнительный анализ ценностного сознания и способов интеграции молодежи в российское общество в 60-70-е и в 80-90-е годы, характеризующиеся ценностным кризисом, вызванным разочарованием общества в результатах реформ.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

    обосновать методологический конструкт анализа молодежных когорт различных исторических периодов развития российского общества;

    сравнить исторический контекст, определяющий формирование социального потенциала молодежи в 60-70-е и 80-90-е гг. XX века;

    типологизировать субкультурные группы молодежи 60-70-х и 80-90-х годов, сформировавшиеся по мировоззренческому (ценностному) основанию;

    провести сравнительный анализ ценностной структуры молодежных когорт рассматриваемых временных периодов;

    сравнить основные модели интеграции в социально-профессиональную структуру общества молодежи 60-70-х и 80-90-х годов.

Теоретико-методологической основой исследования выступают общенаучные принципы: системности, историзма, социально-экономического де-

терминизма; а также методологические подходы социологической теории: принципы структурно-функционального анализа, теории социальных общностей, принципы компаративисткого подхода при анализе динамики молодежной идентичности, статистический метод и другие традиционные методы социальных исследований.

Диссертационное исследование строится на методологических идеях автора концепции поколений немецкого социолога К. Мангейма, а также работах современных отечественных ученых по проблемам молодежи: Ю.А. Левады, М.Х. Титмы, Е.Л. Омельченко, В.И. Чупрова, Ю.А. Зубок.

Эмпирическую базу диссертации составили официальные статистические данные, а также вторичный анализ эмпирических данных социологических ис-следований, проведенных в нашей стране в 1960-2000-х годах.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

г* обосновано применение к анализу социально-демографической группы молодежи понятия "поколение" и разработан методологический конструкт сравнительного анализа различных поколений молодежи, который включает в себя объективные и субъективные индикаторы, и позволяет выявить специфику интеграции молодежи, социализирующейся в периоды системных социальных трансформаций второй половины XX в.;

> показано отличие социальной аномии 90-х гг. от духовного кризиса 60-70-х гг., которое обусловило утрату молодежью потенциала к воспроизводству социально-профессиональной структуры общества индустриального типа;

Исследования, проведенные Б. Грушнным (1960-1980 гг.), которые включают изучение ценностной системы советской молодежи, ее отношения к комсомолу, исследования по изучению быта советских людей, проведению ею досуга и т.д.;Титмой M.X. (1970-1980гг.)- межрегиональный лонгитюдный проект "Пути поколения"; исследования Магун В.В. и Энговатова М.В. (1985-2001 гг.) - изучение динамики притязаний и жизненных стратегий нескольких поколений российской молодежи; нслледование "Культурные миры молодых россиян: три жизненные ситуации", проведенное в конце 90-х годов; исследование взаимоотношений между поколениями, проведенное В.Т, Лисовским в 1999 г.; исследования ценностей и социальных позиций молодежи Кабардино-Балкарии (2004 г,).

> проведена типология молодежи по мировоззренческому основанию,

которая свидетельствует об отсутствии психологической общности молодежных когорт в 60-70-е и в 80-90-е годы;

> выявлено отличие структурного "профиля" молодежных подгрупп 60-
70-х и 80-90-х годов, выделенных по мировоззренческому основанию, и пока
зана переориентация численно доминирующей подгруппы с активной жизнен
ной позицией на пассивную;

У показано различие моделей интеграции молодежи в общество в 60-70-е и в 80-90-е гг.: расширение их вариативности при сужении реальных возможностей реализации этих моделей, а также удлинение периода социального самоопределения молодежи.

На защиту выносятся следующие основные положения

    Молодежь как социально-демографическая группа, объединяющая возрастные когорты 15-29 лет, обладает не только возрастными особенностями, но общностными характеристиками, которые формируются на базе одновременного разрешения проблемы обретения социально-статусных позиций. Близость возрастных, социально-психологических и социокультурных характеристик молодежи как социально-демографической группы позволяет характеризовать ее как поколение, которому присуща внутренняя сегментированность на различные субкультуры в зависимости от мировоззренческих ориентации.

    Методологией сравнительного анализа различных поколений молодежи выступает сопоставление параметров ее объективных статусных позиции и субъективно-мировоззренческих характеристик. Индикаторами объективной социально-статусной позиций молодежи выступают: биологический возраст, единый социально-исторический контекст существования, идентичные условия и характер социализации, роль молодого поколения в социальной структуре

13 общества и возможность для реализации социального потенциала. Основными

субъективными переменными для сравнения идентичностей молодежи различных периодов выступают: система ценностей, знаковые образы, идеалы, определяющие весь жизненный путь поколения.

3. Формирование российской молодежи в 60-70-е и 80-90-е годы XX в.
происходило при сходной ситуации ценностного кризиса, однако она развора
чивалась в различных институциональных условиях. Первый период характе
ризовался стабильностью и синхронностью функционирования базовых соци
альных институтов, которая обеспечивалась безусловной поддержкой общест
вом коммунистического идеала. Процесс социализации молодежи носил целе
направленный и стандартно-нормативный характер, что обеспечивало форми
рование ее социального потенциала, необходимого для воспроизводства соци
ально-профессиональной структуры общества. Второй период характеризовал
ся девальвацией социального идеала, разрушением интегрирующей функции
идеологии, что вызвало дисфункцию всех социальных институтов российского
общества. Традиционные институты социализации - учебные заведения, армия
и трудовые коллективы - уступили доминирующие позиции семье, молодеж
ным субкультурным группировкам, СМИ. Они легитимировали стихийность
социализации, разнообразные ее траектории и сроки, что обусловило нараста
ние рискованности этого процесса, и не готовность молодежи к поддержанию
сложившейся социальной структуры общества индустриального типа.

4. Молодежь 60-70-х и 80-90-х годов характеризуется ценностно-
мировоззренческой гетерогенностью, которая проявляется в формировании
различных субкультурных групп. Типологическими признаками для их укруп
ненной группировки являются: а) позитивное (негативное) отношение к офици
альным терминальным ценностям; б) активность (пассивность) в их реализа
ции; в) выдвижение и реализация альтернативных молодежных ценностей. По
этим принципам в 60-70-е гг. выделены группы: "активистов-карьеристов" и

14 "активистов-конформистов", "фрондирующих стиляг", "пассивных конформистов", "диссидентов". В 90-е годы аналогичные группы составляют: "активисты-карьеристы", "активисты-предприниматели", "активисты-стиляги", "пассивные конформисты", "нигилисты" различных политических оттенков, молодежные субкультурные группы "Системы",

5. Мировоззренческую структуру молодежи формирует иерархическое
соотношение различных типологических молодежных групп, отличающихся по
численности и представленности в сфере публичных отношений. Для молодежи
60-70-х гг. численно доминирующей группой выступали "активные конформи
сты". Их роль официально представлялась и утверждалась в политических
структурах "активистами-карьеристами". Немногочисленные группы представ
ляли собой "пассивные конформисты", "стиляги", "диссиденты", которые не
позиционировались в сфере публичных отношений. В 90-е годы численно до
минирующей стала группа "пассивных конформистов", не сумевшая эффектив
но адаптироваться к рыночным отношениям и не представленная в сфере пуб
личных отношений. Группы "активистов-конформистов" различных модифика
ций составляют сравнительно немногочисленную, разобщенную часть молоде
жи, представители которой ориентированы на индивидуальное позиционирова
ние в публичной сфере. Субкультурные группы молодежной "Системы" немно
гочисленны и находятся на периферии общественного внимания. В публичной
сфере в качестве группового фактора социально-политических отношений по
зиционируется и воспринимаются лишь узкие группировки политически актив
ной радикальной молодежи ("скинхэды", "лимоновцы" и др.).

6. Модели интеграции молодых когорт в общество представляют типовые
способы включения молодежи в сферу социально-профессиональной деятель
ности, которые определяются социальными "фильтрами" индивидуальной мо
бильности и институтами формирования индивидуальных карьерных страте
гий. Социальная интеграция молодежи 60-70-х гг. отличалась моностилистикой

15 и определялась двумя главными "фильтрами" - отбором в систему высшего образования и в коммунистическую партию. Они задавали типовые модели интеграции, которые формировались тремя базовыми институтами: трудовыми коллективами, системой среднего технического и высшего профессионального образования и армией. Средний возраст завершения социального самоопределения молодежи составлял 27 лет. В 90-е годы доминирующими "фильтрами" социальной мобильности молодежи выступают: социальный и финансовый капитал семьи, престижность вуза. Они определяют широкую вариативность типовых моделей интеграции в социально-профессиональную структуру общества, увеличение степени индивидуальной мобильности и увеличение возрастной границы социального самоопределения до 30-35 лет. При этом трудовой коллектив и армия утратили для молодежи функцию фактора формирования индивидуальных социальных стратегий.

Практическая значимость работы определяется потребностью анализа специфики интеграции молодого поколения во "взрослое общество" в условиях социальной аномии, отличающееся девальвацией опыта старших поколений. Результаты исследования позволяют углубить теоретические знания о проблемах молодежи 90-х гг., выделить ее специфику в условиях кризисности социальной системы. Достигнутый результат позволяет обосновать комплекс мер по воссозданию и корректировке воспитательных задач, актуальных для современных институтов социализации молодежи.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при разработки лекционных курсов в высшей школе: "Социология молодежи", "Социология семьи", "Социология культуры". Их чтение ориентировано на подготовку специалистов по квалификации "специалист по работе с молодежью", "социальный педагог", "социолог".

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования докладывались на Международной конференции "Качество жизни в социо-

культурном пространстве России и Запада: методология, опыт эмпирического исследования" (Екатеринбург, 23-24 марта 2006 г.) и на Всероссийской конференции молодых ученых "Перепектива-2006" (г. Нальчик, 27-29 апреля 2006 г.). По теме диссертации было опубликовано 5 научных статей общихм объемом около 1.6 п.л.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, 3 глав (включающих по 2 параграфа), заключения, в котором формулируются основные выводы и практические рекомендации, библиографии и приложений (9 статистических таблиц и 3 схемы). Список литературы включает 184 наименований. Объем диссертации без библиографии и приложений составляет 147 страниц.

Аксиологический подход к анализу молодежи как социально-демографической группы

Изучение социально-исторического развития, особенно в периоды быстрых перемен в обществе, выдвигает на первый план в анализе социальной динамики проблему субъекта социальных изменений. В начале XX в. в этом контексте все чаще внимание стали обращать на молодежь. Место молодого поколения в обществе и качественные характеристики молодежи всегда были предметом обсуждения социальными мыслителями. Проблема молодежи рассматривается разными науками, которые используют для определения возрастной группы 15-29 лет понятие "молодое поколение".

Вместе с тем, понятие "поколение" используется в нескольких измерениях: в демографическом, историческом, социологическом, и приобретает различные смысловые коннотации. В демографической и социологической предметности поколение рассматривается как возрастная группа - совокупность лиц, родившихся в течение одного и того же периода времени. Под поколением обычно понимают интервал времени между средним возрастом родителей и их детей. С этой точки зрения в возрастной структуре общества выделяют ряд поколении, измеряемых определенным числом лет.

Иногда это понятие используют для обозначения лиц, родившихся в одном году. В этом случае понятие поколение синонимично понятию когорта -совокупность людей, переживших одновременно одинаковое событие. Таким событием выступает в первую очередь событие, определяющее индивидуальное становление представителя поколения: рождение, достижение совершеннолетия, вступление в брак и т.д.

Но понятие "поколение" всегда шире понятия "возрастная когорта", поскольку, во-первых поколение включает в себя социально-психологический компонент - общность переживаний исторических событий, в которых участвовала когорта; во-вторых включает в себя несколько возрастных когорт, именно потому, что они оказались соучастниками одних и тех же исторических событий и обладают сходным психологическим восприятием исторического времени.

В демографическом анализе различают реальное поколение, которое составляют люди, родившиеся в определенный интервал времени - они ровесники, а также совокупность современников разного возраста, образующих гипотетическое поколение (в этом значении используется в демографии для названия супружеской пары и совокупности супружеских пар по степени родства - родители, дети, внуки)7.

Социологический подход к выделению социально-демографических групп обуславливает совокупное рассмотрение различных возрастных когорт - 15-29 лет как представителей одного поколения, поскольку они в одно и то же время разрешают одинаковые возрастные проблемы, связанные с изменением социального статуса - социализацию, образование, профессиональное становление, создание собственных семей. Вместе с тем такой подход не строг с точки зрения демографии и социальной психологии, поскольку индикатором выделения поколения выступает не только факт рождения в определенном году (как у демографов), не только совместное психологическое переживание исторических событий, но и прохождение в одних и тех же условиях ступеней, изменяющих социально-статусные позиции индивида. Именно эта позиция позволяет во-первых, рассматривать разновозрастную молодежную группу (15-29 лет) как поколение, а во-вторых, применять к этой группе методологию поколенческого анализа.

Смена поколений одна из изначальных, естественных, общечеловеческих характеристик общества в XX в. стала рассматриваться как один из генетических факторов динамики исторического развития. Поколение как социальное образование реализует присущие ему функции, главной из которых является наследование и передача культурных ценностей, которые становятся наиболее актуальными именно во времена социальных преобразований, довольно часто порождая проблему "отцов и детей". Как правило, проблема преемственности и конфликтов в отношениях "отцов" и "детей" рассматривается как взаимодействие встречных потоков информации и деятельности, и как особенности передачи культурных ценностей от поколения к поколению.

Проблема взаимоотношений между поколениями существует всегда, однако содержание проблемы, острота противоречий обусловлены конкретными историческими событиями. Конфликтность в отношениях поколений чаще всего нарастает в революционные эпохи, которые характеризуются ломкой традиционных связей между поколениями отцов и детей. "Степень, в которой проблемы молодых сказываются на старших, возрастает с ростом социальной динамики" . Суть такого конфликта и способы его преодоления связаны с социальной неоднородностью общества, с идейно-духовной разобщенностью, а длительность поколенного конфликта зависит от значительности перемен, от скорости исторического обновления. Резкие перемены только усиливают межпоколенные различия. Например, в годы революций (Великой французской буржуазной, Октябрьской революции) противопоставление поколений происходило особенно резко - старшее поколение ассоциировалось с прошлым страны, которое должно было быть искоренено, а с молодежью связывались основные надежды на изменение всего социального мира и построение нового общества.

Активистские социальные позиции и ценности молодежи 60-70-х гг

Времена 60-х годов советской власти называются временем "хрущевской оттепели", которая получила свое название в результате политических шагов, предпринятых Н.С. Хрущевым: развенчанием культа И.В. Сталина, реабилитацией репрессированных в 30-40-х годах, открытостью в обществе и появлением хоть и малого, но канала взаимодействия с Западом. Это было время относительной открытости и интеллектуальной свободы.

Этот период в истории страны характеризовался значительными техническими и научными достижениями (полеты в космос, освоение новых земель, строительство и развитие промышленности и т.д.), которые усиливали психологическое восприятие монолитности общества, чувство гордости и патриотизма за свою страну. В общественном сознании того периода господствовала точка зрения, что "в строительстве коммунизма" участвует весь советский народ -и на уровне общественно-практической деятельности, и на уровне осознания ими целей своей жизни. На этом основывалась вся пропаганда советского периода.

В 60-е годы популярным средством вещания становится телевидение: если в 1961 году насчитывалось около 40 миллионов зрителей, то к 1969 году их число доросло до 124 миллионов, при том, что телевизионная сеть покрывала 70% территории СССР0 . Став частью быта большинства советских людей, телевидение имело в глазах руководства несколько функций: с одной стороны, оно сохраняло за собой "агитаторскую роль 1, закрепленную за средствами информации еще большевиками, с другой же стороны, наблюдалось желание использовать его в воспитательных и развлекательных целях.

Широкое распространение телевещания в 70-х годах произвело радикальные изменения в повседневной культурной деятельности людей, которые сохранились до сегодняшних дней и в результате которых центр духовной жизни переместился в семью, к домашнему телеэкрану. В результате средства массовой информации, наряду с институтами культуры, а на сегодняшний день даже в большей степени, оказывали решающее влияние на процесс формирования и распространения культурных символов и кодов среди молодежи.

Это было время послевоенной волны урбанизации, сокращения рабочего дня для 16-18-летних с 8 до 6 часов, новых правил получения высшего образования (приоритет был у тех, кто имел 2-летний трудовой стаж на производстве), развития сети специализированных школ, время новых программ, направленных на поднятие культурного уровня молодежи (строительство клубов, домов культуры, кинотеатров и библиотек). Значительная роль в процессе формирования и воспитания подрастающего поколения принадлежала школе, армии, комсомольской организации. Тем не менее, авторитет родителей и старшего поколения сохранял высокую социальную значимость. Он поддерживался возвеличиванием заслуг старших поколений в сфере трудовых достижений; строительстве индустрии и коллективного сельского хозяйства, их подвига в годы Великой Отечественной войны. Этот опыт являлся социально значимым, поскольку соответствовал реалиям жизни советского общества 60-х гг., и мог быть использован для конструирования собственной жизни молодежи.

Вместе с тем, духовная атмосфера 60-х гг. формировалась под влиянием переосмысления эпохи культа личности Сталина, что вызвало формирование противоположных мировоззренческих течений и разрушало миф о монолитной советской культуре, "социалистической по содержанию и национальной по форме". Наряду с либерализацией официальной идеологии, среди молодежи широкую популярность приобрело духовное течение, актуализирующее различные ценности частной жизни человека - любовь, дружбу, стремление к самореализации. Художественная литература и кинематограф, будучи наиболее яркими выразителями ценностей культуры, концентрируя в себе основные социальные ориентиры и доминирующие ценности общества, формируют социокультурное пространство социализации молодежи.

Существенное ослабление тотального контроля государства, общая демократизация управления в стране, реабилитация репрессированных деятелей культуры значительно оживили творческий процесс. Наиболее масштабно эти изменения проявились в литературе: характерной чертой эпохи стал массовый интерес к поэзии; в литературе вернулись к лирическому творчеству С. Есенина, М. Цветаевой, А. Ахматовой.

В это время появляется целая плеяда молодых авторов, чье творчество составило эпоху в русской культуре: поэты и писатели "шестидесятники" -Е.А.Евтушенко, А.А.Вознесенский, Б.А. Ахмадулина, Р.И.Рождественский, Д.А. Гранин, Ю.Н. Нагибин, Ю.П. Герман, В.П. Аксенов. Широкую популярность обрел жанр авторской песни. Официальная культура относилась к самодеятельной песне настороженно, издание пластинок или выступления по радио (на телевидении) авторов этого течения, были редкостью. Широкую доступность произведения бардов обрели в магнитофонных записях, которые тысячами расходились по стране. Настоящими властителями дум молодежи 60-70-х гг. стали Б. Окуждава, А. Галич и др. В прозе парадность сталинского соцреализма сменилась обилием новых тем и стремлением изображать жизнь во всей присущей ей полноте и сложности. В произведениях, посвященных Великой Отечественной войне, героически возвышенные образы сменились изображением тяжести военных будней. Писателей интересовал обыкновенный человек в условиях фронта: появились герои, которым знаком и страх, и боль, и душевное смятение.

Институциональная определенность и моностилизм интеграции молодежи 60-70-х годов

Жизненные стратегии советской молодежи были жестко детерминированы образовательным уровнем, который однозначно определял профессиональный и социальный статус человека, "взаимоотношениями" с властью и комсомолом, которые также предопределяли жизненный выбор человека. В советские годы интеграция молодого поколения в общественную жизнь рассматривалась через включенность молодежи в социальную жизнь и предполагала "устойчивое положение в социальной структуре, в том числе интеграцию в поселенческую, региональную, социально-классовую, политическую, семейную, образовательную и другие структуры" . При этом основными компонентами социального самоопределения являлись поселенческая (определение места жительства) и социально-классовая (достижение социального положения) структуры, В соответствии с данными аспектами самоопределения определялись и остальные компоненты, в частности профессиональное самоопределение, которое зависит от образовательного пути человека; вступление в брак и создание семьи, и общественно-политическое самоопределение, которое осуществлялось через комсомольскую организацию.

Образование, которое в советские годы рассматривалось как "эскалатор" социальной мобильности, с переходом к всеобгцности среднего образования выровняло условия включения молодежи в общественную жизнь. В начале 70-х годов численность лиц, имеющих высшее и среднее образование, составляла 95 млн. человек. В то же время различия в уровне образования советской молодежи определяли различия в жизненном самоопределе-нии, так как образование само по себе задавало социальное положение. Коэффициент корреляции образования с достигнутым социальным статусом демонстрирует наиболее тесную связь и составляет 0,58 . Это говорит о том, что образование, полученное после средней школы, детерминировало социальное положение молодежи. При этом основным мотивом при повышении своего образовательного уровня советской молодежью являлось осознание ими важности учебы на пути к избранной профессии - смысл и предназначение своей учебы они связывали с желанием получить профессию. Наряду с этим основными мотивами получения образования являлись "желание приносить пользу обществу", "способствовать развитию общества", "образование способствует развитию способностей и задатков личности", "образование дает возможность расширять свой кругозор, приобретать новые знания", и в меньшей степени связывают учебу с карьерой и с материальным достатком1 .

В середине 1960-х годов был взят курс на всеобщее среднее образование молодежи. Первоначально основная масса учащихся шла главным образом в общеобразовательную школу, и доля оканчивающих десятилетку во второй половине 1960-х быстро возрастала.

После окончания неполной средней или основной образовательной школы молодежь совершала свой первый существенный выбор. Большая часть молодежи распределяется между каналами продолжения образования - учебой в средней школе, средних специальных учебных заведениях или заведениях начального профессионального образования. Часть подростков сразу приступала к работе. На протяжении 1970-х годов, когда шла кампания по охвату средним всеобучем всего молодого поколения, к концу десятилетия практически все выпускники неполной средней школы продолжали образование в том или ином виде (в дневных или вечерних учебных заведениях разных типов). Охват молодежи средним образованием был расширен, прежде всего, за счет средних профтехучилищ. В середине 1970-х годов, в период массовизации дневной средней школы, две трети ее выпускников сразу выходили на рынок труда, не получая дополнительной профессиональной подготовки. Лишь 15,6% молодых людей попадали на учебу в дневные вузы и еще 10,8% - в дневные техникумы и средние специальные учебные заведения. Незначительное число молодых людей продолжали образование в этих учебных заведениях без отрыва от работы или поступали в профтехучилища (2,4%). Отраслевая структура высших учебных заведений на протяжении 1970-х и 1980-х годов оставалась практически неизменной. В советское время окончание среднего специального учебного заведения сопровождалось обязательным распределением на работу по специальности.

Наиболее типичным путем включения молодежи со средним образованием в социальную структуру общества 60-х годов было поступление в средние спе 103 циальные и высшие учебные заведения сразу после получения среднего образования и затем приобретения стабильного положения в составе среднего и высшего слоя специалистов (по результатам социологических исследований такой путь был характерен для 1/3 выпускников средних школ). Приобретение среднего образования в ПТУ означало завершение образовательного пути, то есть выпускники ПТУ не использовали предоставляемую им возможность повышения образования в вузе (из 30% планирующих поступить в вуз после окончания ПТУ только у 1% реализовывались планы) . Те, кто планировал получить высшее образование не шли в ПТУ, а выбирали иной путь через полное среднее образование в школе.

Среднее специальное образование обеспечивало более широкие возможности, особенно в отношении использования заочной формы обучения в вузе, но все равно не все желающие могли поступить в вуз - только 16% из 72% запланировавших133.

Выпускники средних школ редко шли в ПТУ, предпочитая вузы (планы обучения в вузе реализовывались у 46% из 64% желающих), так как высшее образование давало более широкие перспективы в выборе жизненных стратегий.

Индивидуализация и полистилизм интеграционных моделей молодежи 90-х годов

В настоящее время советские правила и порядок интеграции в общество изменены. Включение молодежи в социальные институты не происходит автоматически, во многом этот процесс зависит от интерпретации их молодежью, от содержания смыслов, какими она их наделяет. Современная молодежь социализируется в ином, чем их родители мире, их вхождение во взрослую жизнь более вариативное и не гарантированное. Социальные риски, с которыми сталкивается молодежь, преодолеваются индивидуально, что обеспечивает индивидуализацию жизненного успеха. То есть, в современном мире - молодость не является очередным этапом жизненного цикла, через который каждый проходит одним и тем же предсказуемым путем.

Современная молодежь не имеет четко детерминированных путей интеграции в общество, так как государство сняло с себя ответственность за процесс встраиваемости молодежи во "взрослую" жизнь, качество и сроки процесса адаптации. Сегодня не существует установки на обязательность и всеобщность среднего (школьного) образования, в результате чего около 25% молодых людей в возрасте от 15до 30 лет, имеют образование не более 9 классов, из которых 2,7% имеют только начальное образование, а 0,4% не имеют даже общего начального. Даже если молодежь в возрасте 15-19 лет теоретически имеет возможность повысить свой образовательный уровень, то среди 20-29 летних - 9,8 % обладающих низким уровнем образования (до 9 классов средней школы), составляет более 2 млн. человек1 ,

Современная вузовская молодежь по окончании учебного заведения сталкивается с проблемой самостоятельного трудоустройства, так как сегодня не существует системы послевузовского распределения. В создавшейся ситуации на рынке труда, при отсутствии обязательного послевузовского распределения, далеко не все выпускники вузов быстро трудоустраиваются по полученной специальности - они все чаще вынуждены искать работу самостоятельно, сталкиваясь на современном рынке труда с проблемой безработицы. Современная статистика свидетельствует о том, что и сегодня почти половина (46,3%) выпускников дневных отделений вузов получили направления на работу, Однако хорошо известно и другое: вузы показывают в отчетности справки о трудоустройстве выпускников, основное большинство которых фальсифицировано. Параллельно с этим массовые социологические опросы последнего десятилетия фиксируют установку основного большинства выпускников (за исключением юристов, экономистов, рекламистов) трудоустраиваться самостоятельно и за пределами специальности, по которой они прошли подготовку в вузе.

Полученное образование не всегда является основанием для дальнейшей профессиональной деятельности. Около половины всех видов профессий, по которым ведется подготовка, не требуются на рынке труда. 50% молодых специалистов, а по некоторым оценкам и больше, переквалифицируются, не приступая к работе по освоенной в учебном заведении профессии.

В результате сегодня реальное и символическое пространство молодости расширяется, в основном за счет увеличения сроков образования, переноса на будущее начало работы и самостоятельной жизни (уход из родительской семьи), а также за счет более раннего включения в молодежную культуру (отсут 117 ствие работы не обязательно влечет отсутствие заработка или собственных денег) или более позднего выхода из нее. Если в советские годы в среднем возраст социального самоопределения молодежи определялся 21,3-26,3 годами, то сегодня его границы заходят далеко за 30 лет.

Современные тенденции процесса образования характеризуются восстановлением значимости образования для молодого поколения, несколько утратившим свои позиции в начале 90-х годов, что было следствием первой реакции общества на рыночные отношения. В середине 90-х годов неблагоприятная тенденция изменилась к лучшему. Поднялась ценность высококвалифицированного труда, особенно в коммерческих структурах. Начиная с 1994 года начал неуклонно повышаться конкурс в вузы. Но несмотря на позитивные тенденции повышения образовательного уровня населения РФ в целом, одной их которых является увеличение доли лиц с высшим образованием, причем среди молодого поколения 20-24-летних - вдвое, расширяются слои молодежи для которых недоступно даже неполное среднее образование. В ходе переписи 2002 года зарегистрированы многочисленные группы молодежи с уровнем образования не выше начального (то есть не более 5 классов образования)-5,7% в возрасте 15-19 лет, 1,7%-в возрасте 20-24 года и 1,2% - среди 25-29 летних.

Данные переписи населения свидетельствуют о том, что происходит расширенное воспроизводство общего образования и суженное профессионального и высшего. Только 27,3% молодежи сохранили образовательный статус отца с высшим образованием, то есть воспроизводство молодежью высшего образования не носит преимущественно наследственный характер. По сравнению с 1999 г., отмечается также, пусть незначительное, но сужение социальной базы воспроизводства интеллигенции с высшим образованием152.

Так же крайне низок уровень воспроизводства молодежью профессий своих родителей - подавляющее большинство молодых людей не желает повто 118 рять профессиональный путь родителей в материальном производстве, что отражает изменение профессионального самосознания молодого поколения.

В сравнении с советским периодом произошли серьезные изменения в доступности образования для молодежи из разных социальных групп. Если с 60-х годов в РФ шел процесс выравнивания шансов на получение высшего образования выходцами из разных социальных групп, то результаты исследований, проведенных в последние годы, свидетельствуют, что в составе студентов значительно снизился процент выходцев из семей рабочих (с 32% в 1990 году до 15% в 1994 году) и заметно увеличилась доля представителей быстро формирующегося слоя предпринимателей (с 4% в 1990 году до 9% в 1994 году). То есть, происходит селекция молодежи, "отсечение" выходцев из рабочих и крестьянских семей от каналов формирования новой российской элиты153, а также перевод проблемы социальной интеграции молодежи из общественной сферы в частную, - сферу родительской семьи. Модели образовательного поведения современной молодежи, в отличие от советского периода, определяются "необязательностью" среднего образования и сильной экономической поляризацией российского общества. Если в советские годы образовательные траектории включали в себя среднее, среднее специальное и высшее образование, то сегодня возможна более детальная градация:

1) отсутствие начального образования;

2) начальное (5 классов),

3) среднее (до 10 класса),

4) среднее общее образование (11 классов),

6) среднее специальное (техникумы),



Loading...Loading...