Категории сложности маршрутов. Пять самых опасных туристических маршрутов россии Карелия и Кольский полуостров

Использование металлов в повседневной жизни началось на заре развития человечества, и первым металлом являлась медь, поскольку является доступной в природе и легко поддается обработке. Недаром археологи при раскопках находят различные изделия и домашнюю утварь из этого металла. В процессе эволюции люди постепенно учились соединять различные металлы, получая все более прочные сплавы, пригодные для изготовления орудий труда, а позже и оружия. В наше время продолжаются эксперименты, благодаря которым можно выявить самые прочные металлы в мире.

  • высокая удельная прочность;
  • стойкость к высоким температурам;
  • низкая плотность;
  • коррозийная стойкость;
  • механическая и химическая стойкость.

Титан применяется в военной промышленности, медицине авиации, кораблестроении, и других сферах производства.

Самый известный элемент, который считается одним из самых прочных металлов в мире, и в нормальных условиях представляет собой слабый радиоактивный металл. В природе находится как в свободном состоянии, так и в кислых осадочных породах. Он достаточно тяжел, широко распространен повсеместно и обладает парамагнитными свойствами, гибкостью, ковкостью, и относительной пластичностью. Уран применяется во многих сферах производства.

Известен как самый тугоплавкий металл из всех существующих, и относится к самым прочным металлам в мире. Представляет собой твердый переходный элемент блестящего серебристо-серого цвета. Обладает высокой прочностью, отличной тугоплавкостью, стойкостью к химическим воздействиям. Благодаря своим свойствам поддается ковке, и вытягивается в тонкую нить. Известен в качестве вольфрамовой нити накаливания.

Среди представителей данной группы считается переходным металлом высокой плотности серебристо-белого цвета. В природе встречается в чистом виде, однако встречается в молибденовом и медном сырье. Отличается высокой твердостью и плотностью, и имеет отличную тугоплавкость. Обладает повышенной прочностью, которая не теряется при многократных перепадах температур. Рений относится к дорогим металлам и имеет высокую стоимость. Используется в современной технике и электронике.

Блестящий серебристо-белый металл со слегка голубоватым отливом, относится к платиновой группе и считается одним из самых прочных металлов в мире. Аналогично иридию имеет высокую атомную плотность высокую прочность и твердость. Поскольку осмий относится к платиновым металлам, имеет схожие с иридием свойства: тугоплавкость, твердость, хрупкость, стойкость к механическим воздействиям, а также к влиянию агрессивных сред. Нашел широкое применение в хирургии, электронной микроскопии, химической промышленности, ракетной технике, электронной аппаратуре.

Относится к группе металлов, и представляет собой элемент светло-серого цвета, обладающий относительной твердостью и высокой токсичностью. Благодаря своим уникальным свойствам бериллий применяется в самых различных сферах производства:

  • ядерной энергетике;
  • аэрокосмической технике;
  • металлургии;
  • лазерной технике;
  • атомной энергетике.

Из-за высокой твердости бериллий используется при производстве легирующих сплавов, огнеупорных материалов.

Следующим в десятке самых прочных металлов в мире является хром – твердый, высокопрочный металл голубовато-белого цвета, стойкий к воздействию щелочей и кислот. В природе встречается в чистом виде и широко применяется в различных отраслях науки, техники и производства. Хром Используется для создания различных сплавов, которые используются при изготовлении медицинского, а также химического технологического оборудования. В соединении с железом образует сплав феррохром, который используется при изготовлении металлорежущих инструментов.

Бронзу в рейтинге заслуживает тантал, поскольку является одним из самых прочных металлов в мире. Он представляет собой серебристый металл с высокой твердостью и атомной плотностью. Благодаря образованию на его поверхности оксидной пленки, имеет свинцовый оттенок.

Отличительными свойствами тантала являются высокая прочность, тугоплавкость, стойкость к коррозии, воздействию агрессивных сред. Металл является достаточно пластичным металлом и легко поддается механической обработке. Сегодня тантал успешно используется:

  • в химической промышленности;
  • при сооружении ядерных реакторов;
  • в металлургическом производстве;
  • при создании жаропрочных сплавов.

Вторую строчку рейтинга самых прочных металлов в мире занимает рутений – серебристый металл, принадлежащий к платиновой группе. Его особенностью является наличие в составе мышечной ткани живых организмов. Ценными свойствами рутения являются высокая прочность, твердость, тугоплавкость, химическая стойкость, способность образовывать комплексные соединения. Рутений считается катализатором многих химических реакций, выступает в роли материала для изготовления электродов, контактов, острых наконечников.

Рейтинг самых прочных металлов в мире возглавляет именно иридий – серебристо-белый, твердый и тугоплавкий металл, который относится к платиновой группе. В природе высокопрочный элемент встречается крайне редко, и часто входит в соединение с осмием. Из-за своей природной твердости он плохо поддается механической обработке и обладает высокой стойкостью к воздействию химический веществ. Иридий с большим трудом реагирует на воздействие галогенов и перекиси натрия.

Этот металл играет важную роль в повседневной жизни. Его добавляют к титану, хрому и вольфраму для улучшения стойкости к кислым средам, применяют при изготовлении канцелярских принадлежностей, используют в ювелирном деле для создания ювелирных изделий. Стоимость иридия остается высокой из-за ограниченного присутствия в природе.

Международный стандарт оценки рек с точки зрения сплава по реке (рафтинга):

Категория IV: очень сложные. Если сплав по рекам предыдущих уровней не требовал предварительного просмотра, то линия движения при прохождении препятствий IV категории не очевидна «с наплыва». Пороги на отрезке реки такой сложности непрерывны, поток отличается мощностью. «Бочки» опасны и непредсказуемы. Необходимо постоянное маневрирование.

Категория V: чрезвычайно сложные. Здесь еще более необходима предварительная разведка препятствий, поскольку отдельные участки реки могут представлять серьезную опасность для жизни. Пороги могут включать высокие водопадные сливы, узкие проходы, очень сложные шиверы и бочки.

Категория VI: верхний предел проходимости. Препятствия данной категории сложности не прощают ошибок. Их рискуют проходить немногие. Некоторые реки так и остались непокоренными. Сплав по таким рекам без сомнения является экстремальным видом спорта.

Как правило, помимо присваивания реке определенной категории, ее отдельные участки и пороги могут также получать описание. Так, сложность отдельного порога указывается в виде индекса. Например, II3 означает, что участок в целом - второй категории сложности, но содержит порог или водопад третьей категории. Для более точной характеристики иногда используется "половина" категории: III–, III, III+, IV– и т.д., или двойное обозначение: III–IV.

Таким образом, несмотря на всю приблизительность подобных обобщений сплавных рек, в международной шкале соблюдены три простых и объективных критерия:
1. Наличие препятствий
2. Возможность определить линию движения
3. Возможность определить последствия несоблюдения линии движения.

В отечественной практике принята другая классификация препятствий, несколько отличающаяся от международной. Объединяет их, пожалуй, только количество градаций.

Согласно «Единой всероссийской квалификации маршрутов», шесть отечественных категорий сложности обозначают:

1 к.с. (Л) - "Легкое" препятствие типа перекат, быстрина, невысокие валы доступно для прохождения туристам, не имеющим опыта водных походов. Не обязателен выбор линии движения и разведки.

2 к.с. (П) "Простые" препятствия типа вал, несложная шивера, порог, «прижим». Скорость воды и уклон невелики. Линия движения видна с воды, или с наплыва.

3 к.с. (СР) Препятствие "средней" трудности представляет собой порог со спокойным участком на выходе.. В русле видны отдельные камни, завалы. Линия движения определяется с наплыва.

4 к.с. (С) "Сложное" препятствие – это протяженная шивера или порог с большим количеством камней, бочками и валами. Также к нему относится каньон и щеки с прижимами, отдельными камнями и сливами. Желательна разведка, элементы страховки, линия движения с воды не просматривается или неявно выражена.

5 к.с. (Т) "Трудное" препятствие требует обязательной страховки и разведки, так как линия движения неочевидна и пройти протяженные пороги данного уровня технически непросто и может быть опасно.

6 к.с. (ТТ) "Очень трудное", опасное препятствие. На таком участке водника ждут опасный сложный каскад препятствий или каньон с набором наиболее трудных препятствий. Отдельные препятствия переходят из одного в другое, швартовка и страховка затруднены или даже невозможны. Проходится после тщательной разведки, со страховкой и преодолевается на пределе возможностей плавсредств.

Реки для сплавов на катамаранах текут в нашей стране в изобилии. Лесные или равнинные водоемы есть во всех регионах, поэтому каждый водник найдёт рядом со своим городом хотя бы один маршрут для спокойного похода.

Рекреационные сплавы не требуют исключительного мастерства и особого снаряжения, но стоит только начать… Большинству туристов-водников всё же хочется попробовать белую воду. В этой статье есть подходящий по сложности маршрут для каждого.

Как выбрать место для водного похода

Выбор реки для сплава — нетривиальная задача для начинающих водников, поэтому без помощи в первых походах не обойтись. Для начала, обратиться можно в Туристско-спортивный союз России , специалисты которого разрабатывают категорийные маршруты для всех видов туризма. Стоит взглянуть и на основные классификации рек .

Все реки России на карте

Ориентация на опыт

Первое, что нужно принять во внимание – это опыт, причём как сплавной, так и туристический, поскольку испытания в походе бывают не только водные. Постановка лагеря, ориентировка на местности, установка страховки и оказание первой помощи – такие навыки должны быть у всех участников сплава.

Начинающим водникам стоит предпочесть несложные, но живописные маршруты Карелии и Урала. С десяток обкатанных путей есть на Кавказе, но у них есть особенности: усложнение каньонами или локальными порогами, прохождение которых по силам только подготовленной группе. Перед походом нужно узнать текущий уровень воды на планируемом отрезке пути.

Опытные туристы предпочитают Кавказ, Алтай и Саяны. В этих трёх регионах для сплава в России находятся самые трудные, легендарные реки. Но следует помнить, что на реках высшей категории сложности любая ошибка может стать роковой.

Цель и интересы похода

Вторым критерием выбора региона для водного похода на катамаране являются его цели:

  • Конкретная река . Если группа хочет пройти определённую реку, не рассматривая других вариантов, вопрос выбора региона решится автоматически.
  • Повышение категории сложности . Группа прошла, к примеру, несколько маршрутов 4 к.с. и желает повысить уровень. Реки 5 к.с. есть в нескольких местах, так что придётся выбирать между ними. Обычно предпочитают те, которые поближе, где проще с заброской и есть возможность аварийных выходов с маршрута.
  • Образовательный и созерцательный интерес . Походы дают прекрасную возможность познакомиться с различными достопримечательностями, и нередко водники выбирают реку, к примеру, в Саянах, чтобы увидеть Байкал, или в Карелии, чтобы посетить Кижи.

Приамурье

Удаленность точки сплава

Обычно на поход требуется неделя, а то и больше, но иногда столько же времени может занять путешествие на поезде туда и обратно.

Туристам часто приходится выбирать реки, до которых быстрее добраться (короткие отпуска, майские праздники). Водники из европейской части страны в мае обычно отправляются на Кавказ или в Карелию, куда можно доехать за сутки. Летом же, когда времени больше, можно съездить на Алтай или даже в Саяны.

Лучшие места для сплава на катамаранах по регионам

Есть особенно полюбившиеся реки, изученные от и до. С них и стоит начинать набираться опыта в походах на воде.

Где узнать маршруты для сплава и их категорию сложности?

Федерация спортивного туризма выпускает специальный , в котором есть раздел со списком всех водных маршрутов РФ и прилегающих регионов с присвоенной категорией (всего около 560). Для вашего удобства, самые значимые из них вынесены в таблицах ниже, под каждый регион, с остальными ознакомьтесь в документе по ссылке выше.

Карелия и Кольский полуостров

Высоких гор в этих северных краях нет, поэтому реки довольно просты (2-3 к.с.), хотя и не лишены спортивного интереса. Популярностью пользуются река Кутсайоки или связка Умба-Колвица на Кольском полуострове. Их сложность оценивается вплоть до четвёртой категории, в зависимости от уровня воды.

Регион облюбовали байдарочники, но он идеально подходит для плесовых катамаранов и всех, кто хочет просто отдохнуть на сплаве. Особого опыта и снаряжения не требуется, с заброской и выброской тоже проблем не возникает, поэтому туристы со стажем берут в походы по Карелии новичков, которым прежде не доводилось сидеть на катамаране.

Водные маршруты Кольского полуострова по категориям сложности
2 к.с Цага — Пана — Варзуга : пос. Ловозеро — р. Цага — р. Пана — р. Варзуга — пос. Усть-Варзуга
Поной : Пос. Ловозеро — Ловозеро — р. Афанасия — р. Поной — устье р. Поной
3 к.с Умба — Колвица : ст. Апатиты — р. Умба — пос. Умба — р. Колвица (обнос водопада) — дер. Колвица — г. Кандалакша
Харловка : ст. Оленегорск — Няльмозеро — оз. Вундасъявр — р. Харловка (обнос падунов) — Баренцево море
Ура — Титовка — Западная Лица : г. Мурманск — р. Ура — р. Титовка — р. Западная Лица — г. Мурманск
Иоканга- Поной : пос. Ловозеро — р. Курга — р. Ленъявр — р. Рова — р. Иоканга — р. Пуйва (или р. Лыльйок) — р. Поной — устье р.Поной
Красненькая — Кутсайоки — Тумча : ст. Кандалакша — оз. Юхямяярви — р. Красненькая — р.Кутсайоки (обнос водопадов Оба-на, Маманя) — р.Тумча — пос.Зареченск.
4 к.с Тунтсайоки — Красненькая — Тумча : ст. Кандалакша — пос. Ковдор — р. Тунтсайоки — р. Тумча — пос. Зареченск — оз. Юхямяярви — р. Красненькая — р. Кутсайоки (обнос водопадов Оба-на, Маманя) – р. Тумча- пос. Зареченск

Здесь красивая природа, можно купаться, загорать и рыбачить. Практически все пороги локального типа, что упрощает страховку, но очень много плёсовых участков со слабым течением. Иногда даже приходится пересекать озёра, что вынуждает налечь на вёсла, особенно при отсутствии попутного ветра.

В Карелию и на Кольский обычно ходят летом, так как на майские праздники здесь ещё слишком холодно. Исключение – южная Карелия. Ежегодно в начале мая Тохма , Укса , Лоймола и Коллас встречают многочисленных водников, которых не пугает снег в лесу и озёра, покрытые льдом.

Водные маршруты Карелии по категориям сложности
1 к.с Все озера Карелии
2 к.с Воньга : ст. Энгозеро — оз. Энгозеро — р. Воньга (с обносом пор.Собачий) — ст. Воньга
Калга : энгозеро — р. Калга — пос. Калгалакша — г. Кемь
Кузема : пос. Лоухи — оз. Кереть — Кумозеро — р. Кузема — ст. Кузема
Тавайоки : пос. Лоухи — оз. Таваярви — р. Тавайоки — Пяоозеро — Софпорог — г. Кемь
Поньгома : пос. Шомба — оз. Поньгома — р. Поньгома — ст. Кузема
3 к.с Охта : г. Беломорск — р. Охта — пос. Подужемье — г. Кемь
Чирка-Кемь : пос. Тикша — р. Чирка-Кемь — пос. Боровое
Муезерка — р. Чирка-Кемь : ст. Муезерская — р. Муезерка — р. Чирка-Кемь — пос.Боровое
Колласйоки — р. Уксунйоки : ст. Суоярви — мост на р. Колласйоки — р. Колласйоки — пос. Колассельга — переезд на р. Уксунйоки — р. Уксунйоки — пос. Ууксу
Шуя: Ст. Суоёки — р.Шуя — Шотозеро — Вагатозеро — р. Шуя — дер. Матросы

Обширный регион, протянувшийся от полярного круга до южных границ России. В средней и южной части большинство маршрутов имеет 2 к.с., а наибольший спортивный интерес представляют Инзер и Исеть , а точнее – их пороги Айгир и Ревун .

Ближе к Приполярью горы выше и реки постепенно становятся сложнее, на них появляются пороги вплоть до 4 к.с.


Река Белая

Для катамаранинга Урал интересен прежде всего как регион, где можно отлично отдохнуть. Красивые виды, простота заброски и выброски, отсутствие гребли по озёрам придутся по душе кому угодно. А те, кто предпочитает более экстремальный сплав, могут отправиться на реки северной части Уральских гор.

Центральный и Южный Урал водники посещают летом и на майские праздники, когда воды больше и пороги становятся мощнее, а Полярный и Приполярный только летом.

Водные маршруты Урала по категориям сложности
2 к.с Малый Инзер — Инзер : ст. Айгир — р. Малый Инзер — р. Инзер — ст. Рав-Тау
Большой Инзер — Инзер : пос. Нура — верховье Бол. Инзер (кордон заповедника) — р. Большой Инзер — р. Инзер — ст. Рав-Тау
Подчерем — Щугор : пос. Подчерье р. Подчерем — р. Тельпос — р. Щугор — пос. Усть — Щугор
Большой Нугуш — Нугуш : пос. Бретяк — р.Большой Нугуш — р.Нугуш -Пос. Сергеевка (15 мая-15 июня)
3 к.с Большой Инзер — Малый Инзер — Лемеза : пос. Нура — вверх по р.Большой Инзер (кордон заповедника) — сплав по р. Большой Инзер — пос. Карталы — ст. Айгир — р. Малый Инзер — р. Инзер — дер. Ассы/Бриштамак — пос. Искушта -сплав по р. Лемеза- ст. Урман
Манарага — Косью : ст. Кожим — верховья р.Балбанью — перевал в долину р. Манарага — сплав по р. Манарага — р. Косью — ст. Косью
Хальмер-Ю — Силова-Яха — Кара : пос. Хальмер-Ю — сплав по р. Хальмер-Ю (обнос водопада Хальмер-Ю) — р. Силова-Яха — р. Кара — пос. Усть-Кара
Лонготьеган :пос. Полярный — стац. Мраморный — сплав по р. Лонготьеган (обнос водопада) — пос. Халас-Пугор
4 к.с Хальмер-Ю — Силова-Яха — Сибирчата-Яха — Кара : пос. Хальмер-Ю — сплав по р. Хальмер-Ю (обнос водопада Хальмер-Ю) — р. Силова-Яха до устья р. Буреданью — переход на р. Сибирчата-Яха — сплав по р. Сибирчата-Яха — р. Кара — пос. Усть-Кара
Нярма-Яха — Кара : ф. Лаборовая — верховья р. Нярма-Яха — сплав по р. Нярма-Яха — р. Кара — пос. Усть-Кара

Кавказ

На Кавказе есть реки любой категории сложности. К примеру, Теберда или Зеленчук отличные варианты для тренировки и обучения новичков. Стоит помнить, что кавказские маршруты имеют весьма интенсивный фон, делающий сплав динамичнее и интереснее. Здесь же находится и река Белая , знаменитая своими каньонами 6 к.с. и ежегодными соревнованиями Интерралли.


Сплав по Большому Зеленчуку

Для водного похода на катамаранах регион хорош тем, что предлагает разнообразный выбор маршрутов. Реки на Кавказе короткие, поэтому за один поход туристы проходят две или три. Сделать это нетрудно, ведь дела с заброской и выброской обстоят отлично, а благодаря близости населённых пунктов всегда можно докупить нужные продукты или медикаменты.
Всё перечисленное наряду с тёплым климатом и красивыми видами делает Кавказ желанной целью путешествия, которая никогда не надоест.

Регион посещают летом, в майские и даже ноябрьские праздники, причём весна – излюбленное время. Дело в том, что сюда можно быстро добраться водникам европейской части страны, а альтернатив Кавказу в это время нет: ближайшие категорийные речки находятся на Алтае.

Кавказские маршруты сплавов по категориям сложности
2 к.с Большой Зеленчук — Кубань : пос. Бесленей — р. Большой Зеленчук — р. Кубань — гор. Армавир
Пшавская Арагви — Арагви : устье р. Хевсурская Арагви — р. Пшавская Арагви — р. Арагви — гор.Мцхета
Кубань : с. Учкулан — р. Кубань — Усть-Джегута; Гор. Черкеск — р. Кубань -гор. Армавир
Белая Арагви — Арагви : сел. Манасеури — р. Белая Арагви — р. Арагви — гор. Мцхета
3 к.с Пшеха — Белая : пос. Отдаленный — переход на р. Пшихашка — сплав от устья р. Пшихашка — р. Пшеха — сплав до р. Белая — пос. Белое
Бол. Зеленчук : пос. Ниж. Архыз — р. Большой Зеленчук -с. Успенское
Теберда — Кубань: пос. Теберда — р. Теберда — р. Кубань — г. Черкесск
4 к.с Андийское Койсу: сел. Эчеда — р. Андийское Койсу — ущ. Сатронское; Сел. Анцуг — р. Аварское Койсу — с.Гимры
Уруштен — Малая Лаба : р. Большая Лаба — пос. Псебай — кордон 3 рота (или выше) — кордон Черноречье — вверх по р. Уруштен (до каньона Водопадный) — стрелка с Малой Лабой — пос. Псебай — переезд в пос. Пхия — р. Большая Лаба — пос. Куржиново
5 к.с Риони — Цхенис — Цкали : с.Саглоло — р. Риони (с обносом Уцерского порога) — с. Намахвани — переезд в с. Лентехи — р. Цхенис — Цкали — с. Матходжи
6 к.с Андийское Койсу: с. Омоло — р. Андийское Койсу — с. Гимры; С. Омоло — р. Андийское Койсу — р. Шаро — Аргун
Ингури: с. Ушгули — р.Ингури — Ингурская ГЭС

Мекка водного туризма, где мечтает побывать каждый водник. Именно здесь находятся такие знаменитые реки, как Аргут, Чуя, Чулышман, Башкаус. Тут тоже легко найти простенький маршрут до 2 к.с., но обычно по ним ходят только местные туристы, все остальные предпочитают более сложные варианты.

Что касается типа рек, то они на Алтае разнообразны: от широких, полнорасходных, с мощными порогами (например, Катунь ) до узких слаломных (Шавла ). На этих маршрутах встречаются любые суда, но чаще всех – катамаран и рафт.


Река катунь

Заброситься на многие реки удаётся обычным транспортом, но иногда приходится нанимать внедорожник, а то и вовсе идти пешком.

Сплавной сезон здесь начинается с майских праздников и заканчивается осенью, то есть регион привлекателен для катамаранинга до тех пор, пока реки не замёрзнут.

Водные маршруты Алтая
2 к.с Катунь из под пор. Манжерок до моста в курорт Белокуриха
Абакан : оз. Телецкое — переход на р. Абакан — р. Абакан — гор. Абаза
Чарыш : с. Усть-Кан — р. Чарыш — с. Краснощеково или Белоглазово
Томь от истоков до г. Междуреченск
3 к.с Уба : пос. Поперечное — р. Уба — пос. Верхубенка
Сема — Катунь: с. Черга — р. Сема — р. Катунь — с. Сростки
Песчаная : с. Ильинка — р. Песчаная — с. Солонешное
Катунь (Нижняя) : устье р. Бийка — пор. Манжерок
4 к.с Чуя — Катунь : пос. Чибит — р. Чуя — р. Катунь — пос. Иня
Кумир — Чарыш — Коргон — Чарыш :пос. Усть-Кумир – переход в верховья р. Кумир — сплав по р. Кумир (с обносом пор. Большой) — р. Чарыш — переход к слиянию Горелого и Прямого Коргонов — сплав по р. Коргон — р. Чарыш — с. Чарышское
5 к.с Чаган-Узун — Чуя — Катунь : пос. Бельтир — Чаган-Узун — р. Чуя (с обносом Мажойского каскада) — р. Катунь — пос. Чемал
Башкаус — Чулышман : пос.Акташ — р.Башкаус (выше устья р.Мукурачик) — сплав до п. Усть-Улаган — переезд на р. Чулышман (выше моста у пос. Язула) — сплав по р. Чулышман (с обносом пор. Каша) — оз.Телецкое.
Чульча — Чулышман : оз. Итыкуль — р. Чульча — р.Чулышман — оз. Телецкое (с нижним ущельем 6 к.с.).
6 к.с Чуя — Катунь :с. Кокорю или Бугузанская Застава — р. Чуя — р. Катунь — пос. Иня
Чулышман : верховья р. Чулышман — оз. Телецкое
Карагем — Аргут — Катунь : верховья р. Карагем — р. Карагем — р. Аргут — р. Катунь — пос. Чемал

Живописный край высоких гор и бурных рек популярен у туристов всей страны. Даже водники из Калининграда готовы ехать через всю страну, чтобы пройти Урик , Китой , Бий-Хем или Онот .

Для приезжих туристов интересны прежде всего сложные маршруты, но в регионе есть и простые реки, где можно полюбоваться красотой природы, отдохнуть и порыбачить.

Реки и пороги здесь разнообразны: водопады Китоя, слалом Жомболока , мощные валы Оки Саянской . Такой выбор позволяет даже самым искушённым и опытным катамаранщикам спланировать маршрут, от которого удастся получить яркие впечатления.

Специфика региона – сложная заброска. Как правило, приходится ехать высоко в горы, штурмовать броды и болота, а это возможно только на специальном транспорте. Если даже трактор не выручит и придётся идти пешком, местные перевозчики предлагают нанять сопровождение с лошадьми. На них можно погрузить часть вещей, чтобы легче было идти.

Маршруты для похода на катамаранах в Саянах
2 к.с Китой : ГМС «Дабады» — р. Китой — гор. Ангарск
Уда : гор. Нижнеудинск — р. Уда — пос. Октябрьский
Хемчик — Енисей : пос. Бай-Тал — р. Хемчик — пос. Ийме
3 к.с Малая Белая : пос. Октябрьский — переход вверх по р. Китойкин до р. М.Белая — сплав по р. Малая Белая от водопада до пос. Тальники
Хамсара : пос. Орлик — р. Тисса — р. Соруг — р. Хамсара — р. Бий — Хем гор. Кызыл
Мал. Бирюса — Бирюса : пос. Покровское — р. Мал. Бирюса — р. Бирюса — пос. Соляная
4 к.с Бусейн-Гол — Кызыл-Хем — Каа-Хем : г. Кызыл — верховья р. Бусейн-Гол — сплав по р. Бусейн-Гол — р. Кызыл-Хем — р. Каа-Хем — пос. Эржей
Урик — Большая Белая : пос. Зун-Холба — устье р. Зун-Холба — р. Урик (с обносом Амбортагольских щек) — р. Большая Белая — пос. Инга
Ока : пос. Монды пос. Хоре (пос. Орлик) — р. Ока — сплав до пос. Верхнеокинский
5 к.с Жом-Болок — Ока : зим. Хадарус — р. Жом-Болок — р. Ока — пос. Верхнеокинский
Китой — Онот : пос. Самарта — верховья р. Китой — р. Китой (до пор. 45 включительно) — р. Эхе-Гол- р. Онот — пос. Онот
Урик — Даялык — Урик : пос. Самарта — верховья р. Урик — р. Урик — р.
Даялык — р. Урик — пос. Инга
6 к.с Онот : пос. Самарта — р. Арлык-Гол — р. Саган-Сайр — р. Онот — пос. Онот
Онот — Китой : пос. Монды — верховья р. Онот — сплав по р. Онот до водопада 35 — переход на р. Китой к началу Моткиных Щек — сплав по р. Китой — пос. Раздолье

Перечисленные выше места – своего рода золотой список для обязательного посещения. Маршрутов в этих краях достаточно, но если захочется чего-то эксклюзивного, то в нашей стране есть и другие, не менее интересные места для сплава на катамаранах, например, плато Путорана или реки Камчатки.

Они могут отличаться необычной природой, красивыми водопадами и другими качествами, привлекающими туристов, а если и их будет мало – подходящую реку можно найти за границей.

Рафтинг в России начал бурно развиваться после того, как была проведена рекламная кампания от Camel. Тогда идею данного вида спорта подхватили и стали включать в туристские соревнования. У большинства команд не было своих рафтов, поэтому их приходилось арендовать непосредственно на соревнованиях.

Как вид спорта внесён во Всероссийский реестр видов спорта в 2003 году (номер-код 1740001411Я).

Коммерческий сплав. Сзади сидит инструктор

Рафтинг принципиально отличается от других видов водного туризма как видом судна, на котором производится сплав, так и идеологией. Рафтинг является коммерческим видом сплава, т.е для участия в сплаве не требуется никакого предыдущего опыта. Достаточно оплатить тур, и вы в группе. Соответственно реки для рафтинга должны быть легко доступны, т.е к ним проложены дороги на старт и финиш маршрута.

Примеры классических маршрутов:

  • Мелен 3-4 к.с. - Турция;
  • Бхоте-Кости 4-5 к.с. - Непал ;
  • Марсианди 4-5 к.с. - Непал;

Для рафтинга подходят реки с обилием порогов , шивер , перекатов и водопадов . Такие реки обычно находятся в горных районах или на очень рельефной местности. Как следствие, подобные районы слабо или вообще не заселены.

Маршруты для рафтинга классифицируются по шестибалльной шкале (1-6) категорий трудности. Допускаются уточнения: например 3+ к. с. или 5- к. с. Сами препятствия так же характеризуются по семибальной шкале (0-6) категорий сложности. Аналогично маршрутам, здесь тоже допускаются уточнения: например препятствие 5++ к. с. или 4- к. с.

Рафтинг достаточно опасное увлечение, особенно, когда речь идёт о маршрутах 3-ей и выше категории трудности. Основные опасности представляют собой:

  • преодоление мощных порогов и водопадов ;
  • попадания сплавляющегося в «бочки» и завалы , подводные карманы;
  • получение травм, переохлаждение ;
  • удалённость от цивилизации и, как правило, отсутствие связи со спасательными службами ;

Самым популярным местом рафтинга в России является Алтай:

  • Катунь (1-4 категория сложности)
  • Чуя (5 категория сложности)
  • Аргут (6 категория сложности)
  • Башкаус (5-6 категория сложности)

История развития рафтинга

Сплав по рекам – занятие, известное человеку с незапамятных времен. Имеются свидетельства того, что сотни веков до нашей эры древние народы путешествовали по рекам на каноэ. С ходом развития цивилизации по рекам сплавляли лес, на различных плавательных средствах переправлялись по горным водам золотоискатели и геологи.

В экстремальном сплаве по горным рекам наиболее заметный след оставил англичанин М. Джонс, который положил начало современным представлениям о сплаве на каяке. Им были организованы первопроходы на каяках по Голубому Нилу в Африке, реке Ориноко в Южной Америке и реке Дудх-Коси в Непале. Среди советских и российских спортсменов, сделавших немало для развития движения экстремального сплава, – плотовики В. Брежнев, В. Мустафин, В. Говор, М. Колчевников, А. Краснов, Г. Леонтьев. С их именами связано большинство первопрохождений по самым сложным рекам на территории бывшего СССР. Катамаранщики С. Кириллов, А. Волков, С. Лагода, С. Черник – признанные эксперты в области первопроходов на катамаранах по водоемам с самыми сложными и опасными препятствиями .

Сами рафты, появились во время войны во Вьетнаме, где эти плавательные средства использовались для доставки грузов по водным артериям на базы американской армии.

В СССР впервые рафты увидели на Алтае во время проведения международных соревнований «Чуя-Ралли» в 1989 году. Этот представительный форум, созвавший 350 водников со всех обитаемых континентов и полторы тысячи зрителей, стал этапом зарождения российского рафтинга. В стартах приняли участие 144 экипажа судов разного класса из 14 стран мира. Экипажи из Замбии, Непала, Коста-Рики, Венесуэлы, Австрии, Новой Зеландии, США и других стран на соревнованиях выступили весьма успешно; «бронза» досталась Великобритании, «серебро» у спортсменов из Новой Зеландии, медаль высшей пробы – «золотая» у спортсменов СССР.

Удивительную особенность заметил тогда главный судья соревнований М. Ю. Колчевников, что превосходство зарубежных коллег в производстве снаряжения для сплава заключается не в идеях, а в технологии. Эти технологии позволили рафтам стать самым популярным средством сплава в мире. К середине ХХ века сплав по горным рекам стал обособляться в отдельный вид спортивного мастерства. Стали проводиться различные «водные» фестивали, в которых участники соревновались за звание лучших. К началу 90-х годов развитие международного рафт-движения стало требовать унификации правил проведения соревнований. В 1997 г. была образована Международная Федерация рафтинга (IFR), а через год – в 1998 году была создана Российская Федерация рафтинга (РФР) под руководством Алексея Викторовича Румянцева. РФР является членом Европейской ассоциации рафтинга и Международной Федерации рафтинга.

В Международной ассоциации рафтинга состоят 28 стран (ЮАР, Чили, Канада, Чехия, Норвегия, США, Аргентина, Перу, Мексика, Боливия, Австрия, Словения, Германия, Россия и др.).

Чемпионаты мира и Европы по рафтингу проходят один раз в два года.

В марте 2000 года прошел Чемпионат мира по рафтингу, проходил он в Чили на реке Футалеуфу. Россию в Чили представляла питерская команда «Нева-Тур». На соревнования приехали 14 мужских команд и 6 женских. Это были сильнейшие сборные. И тем не менее наши выиграли (капитан команды Сергей Петров (39 лет), Владимир Быкадаров (34), Илья Королев (29), Александр Левицкий (20), Дмитрий Карбутов (29) и Дмитрий Еремин (28)). По сумме всех видов программ наша команда набрала 840 очков из 1000, у немцев, которые стали вторыми – 588 очков, третье место заняла команда из Словакии, четвертое место за чехами.

В этом же году на Алтае состоялся фестиваль бурной воды Camel Ak Talai Margan ("Вызов Бурной Воды"), где приняли участие 15 команд из 11 городов России. В рамках фестиваля был проведен не имеющий аналогов в мире 70-километровый марафон на рафтах по р. Катунь. Для освещения соревнований на Алтай прибыли восемнадцать столичных журналистов, представлявших ОРТ, НТВ, Ren-TV, ТВ-6 и др.

В 2001 году команда Горно-Алтайского Государственного университета участвовала в чемпионате Camel White Water Challenge в Замбии на реке Замбези, где заняла лишь 14 место из 16 мужских команд, а команда «Нева-Тур» в 1997 году заняла на Замбези – 4 место среди 21 команды.

В 2003 году "Алтай-Рафт" выигрывает национальный отбор, который проводится на р. Чуя, респ. Алтай и представляет Россию на Чемпионате мира в Чехии на канале Липно, где занимает 6 место из-за серии ошибок. Средний возраст команды составлял менее 20 лет, и было понятно, что при грамотной работе тренерского штаба они возглавят все же пьедестал почета, что и случилось сначала на "Кубке Амазонки" по рафтингу в 2004 году, а затем и на реке Кихос в Эквадоре на Чемпионате мира в 2005 году.

На Чемпионате мира в 2005 году – в первом виде программы, параллельном спринте, наши остались только третьими, уступили чехам и канадцам. Однако этот результат нельзя было считать плохим; уровень лучших рафтеров за последние годы неимоверно вырос. Это подтверждается тем, что в квалификации параллельного спринта семь команд финишировали в одной секунде.

В слаломе наша команда стала первой, в очень сложном поединки обыграв чехов и словаков.

В длинной гонке, где разыгрывается больше очков, команда «Алтай - Рафт» заняла третье место, и для итоговой победы этого оказалось достаточно. А на Кубке мира по рафтингу, который проходил в Китае – команда из Горно-Алтайского государственного университета стала сильнейшей в экипажах четырехместных рафтов.

В 2006 году проходил Чемпионат Европы. Проходил он на р. Белая, респ. Адыгея. Соревнования проходили в трех дисциплинах: слалом, длинная гонка и параллельный спринт. На счету российских спортсменов две награды, причем обе у мужчин. По сумме трех дисциплин команда «Алтай-Рафт» заняла первое место, а спортсмены Горно-Алтайского государственного университета (ГАГУ) завоевали «бронзу».

На Чемпионате Европы в 2006 году женские команды из России заявили о себе, как о сильном сопернике. Россию здесь представляли две женские команды, из г. Красноярск и г. Санкт-Петербург. Призовых мест команды не заняли, но команда «Красноярск» в общем зачете заняла пятое место, до этого российские женские команды занимали места лишь во втором десятке.

Одержав победу на «Кубке Амазонки» в 2004 г., в Чемпионате мира 2005 г. и на Чемпионате Европы 2006 г. алтайская команда «Алтай-Рафт» первыми в истории российского рафтинга получили звание мастера спорта международного класса (МСМК), следующие спортсмены: Калинин Михаил, Шипулин Константин, Долгов Александр, Майманов Макар, Нечаев Сергей и капитан команды Меновщиков Леонид.

13-18 мая 2008 года в Австрии проходил чемпионат Европы по рафтингу. В соревнованиях участвовали команды из 22 стран, спортсмены участвовали в классах рафт-4 и рафт-6 на дистанциях: квалификация, параллельный спринт, слалом, длинная гонка. На соревнованиях было заявлено 25 команд в классе рафт-6М, 20 команд в классе рафт-4М, 22 команды в классе рафт-6Ж и 16 команд – рафт-4Ж. Среди мужских экипажей рафт-4 и рафт-6 первые места заняли российские команды («Алтай-рафт» и «ГАГУ»); российские женские команды призовых мест не заняли; женская российская команда «БЗКО» в классе рафт-4 заняла в общем итоге лишь 14 место, а в экипажах рафт-6Ж команда из г. Новосибирск заняла 20 место; команда «Красноярск» в итоге заняла 8 место - впервые подняв российский женский рафтинг в первую половину турнирной таблицы.

Рафтинг как спорт

Рафтинг – это сплав по горным рекам с прохождением естественных и искусственных препятствий на время.

Слово «рафтинг» происходит от английского слова «рафт », что в переводе означает «плот». Рафтинг – командный вид спорта и каждый участник во время сплава выполняет определенные функции, а экипаж в целом выполняет указания лидера-капитана.

Соревнования по рафтингу состоят из четырех дисциплин: Квалификационный заезд (по международным правилам - Спринт), Параллельный спринт, Слалом, Длинная гонка. Максимальное количество очков за победу в каждом виде: 100, 200, 300 и 400 соответственно. Команда, набравшая максимальное количество очков в сумме, - становится победителем в общем зачете - Многоборье.

Занятое место 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Процент очков 100% 95% 90% 85% 80% 75% 70% 65% 60% 55% 50% 45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5%

Ежегодно в России проводятся такие соревнования как: Ак Талай Маргаан, Чуя-ралли, Чемпионат России и Кубок России, куда съезжаются сильнейшие спортсмены страны. Соревнования проводятся в двух классах: Рафт-6 и Рафт-4 (с делением на мужские и женские команды).

Каждые два года проводится чемпионат Мира по рафтингу. До 2008 года в соревнованиях участвовали только экипажи состоящие из шести человек, но начиная с Чемпионата Европы проводятся также соревнования между экипажами из четырёх человек. Первыми чемпионами на рафтах-четвёрках стали россияне.

Методика рафтинга

В рафтинге существует 4 команды, за счет которых перемещается рафт.

  • Ход - вперед.
  • Малый ход
  • Табань - назад.
  • Зацеп - гребок веслами перпендикулярно оси рафта, при котором рафт смещается параллельно своему прежнему местонахождению.

Результаты международных соревнований

Чемпионаты Мира

Год Страна проведения Класс Команда Квалификация Параллельный спринт Слалом Длинная гонка Многоборье
2011 Коста-Рика R-6М Алтай-рафт 13 28 14 12 14
2011 Коста-Рика R-6Ж Красноярск 8 4 4 7 6
2010 Нидерланды R-4М ГАГУ 1 4 6 8 5
2010 Нидерланды R-4Ж Красноярск 7 2 7 9 8
2009 Босния и Герцеговина R-6М Алтай-рафт 15 3 11 3 4
2009 Босния и Герцеговина R-6Ж Красноярск 4 4 6 8 7
2007 Корея R-6М Алтай-рафт х 9 3 2 4
2007 Корея R-6Ж БЗКО х 11 13 12 12
2005 Эквадор R-6М Алтай-рафт х 3 1 3 1
2005 Эквадор R-6Ж БЗКО х 13 10 13 12
2003 Чехия R-6М Алтай-рафт х 11 5 4 6
2003 Чехия R-6Ж Женская команда х 10 9 9 9
2001 США R-6М Нева-тур х 7 2 5 4
2000 Чили R-6М Нева-тур 2 1 3 1 1
1999 Южная Африка R-6М Нева-тур 1 5 4 2 2
1998 Коста-Рика R-6М Мужская команда х 7 8 7 7

Первенства Мира

Первая категория, третья, пятая категории препятствий - что мы знаем о них? Есть международная классификация, есть русская - но и та и другая написана сухим языком технологических подробностей. А что на самом деле происходит на том или ином уровне? Что чувствует себя человек, выпавший за борт на участке второй или четвертой категории сложности? Что можно ожидать в том или другом случае?

На все эти вопросы вы получите ответы из нашей небольшой статьи, которую можно было бы озаглавить «в спасжилете по порогам».

Класс I: почти отдых

Что такое препятствие первой категории? Это быстро текущая вода со стремнинами и небольшими валами. Вряд ли вы выпадете из лодки на этом участке, но если такое все же произошло - берег легко достижим. Некоторые экстремалы считают такой заплыв даже приятным отдыхом от гребли. Практически все снаряжение остается в целости и сохранности. Правда, лодку может немного поцарапать.

Класс II: для любителей

Здесь вы встретите прямолинейные пороги с широкими, чистыми проходами, очевидными без разведки. Оказавшись за бортом, отдыхать не придется - активно собираем вещи и следим, чтобы не напороться на скользкие камни и колючий кустарник при выходе на берег. Весла, если были потеряны, придется искать далеко внизу по течению. Что-то может оказаться безвозвратно утраченным - как правило, это мелкие предметы. От ударов о подводные камни на лодке могут появиться вмятины и глубокие царапины.

Класс III: будь всегда готов!

Пороги третьей степени даже при желании бывает уже сложно обойти. Вас ожидают нерегулярные валы, вспененная вода. Здесь упасть за борт - легкое дело, и надо быть готовым к последствиям. Ноги будут периодически больно царапаться об острые подводные камни. Некоторые вещи придется добровольно отдать потоку. Трудное решение держаться за лодку может привести к неприятным моментам, когда пловец обнаруживает себя ниже по течению от судна. Весло вполне может оказаться в небольшой бочке значительно выше по течению. Все личное снаряжение уплывает от вас в разные стороны. Те, кто оказался на берегу раньше вас, дают ценные советы. На лодке реально обнаружить вмятины.

Класс IV: экстрим начинается

Четвертая категория чаще всего встречается в холодных горных реках, и чтобы не замерзнуть заранее позаботьтесь о гидрокостюме. Напряженные, мощные, но предсказуемые пороги требуют точного маневрирования при плавании в турбулентном потоке. И здесь лучше перестраховаться и либо обойти опасный участок по берегу, либо в точности соблюдать все инструкции и быть готовым ко всему. Очень страшно упасть в мощные сливы, а выбраться на сушу бывает весьма затруднительно и в некоторых случаях вовсе не рекомендуется. Про весло можно забыть совсем. Давлением воды смывает гермоупаковку со всеми ценными вещами - потом их находишь только при большом везении. И сама лодка может запросто застрять в центре порога. Даже за спасконец, который бросают более счастливые товарищи, не так-то просто ухватиться. В общем, плавать по такой воде - удовольствие не для слабонервных, и избежать его намного проще, чем преодолеть.

Класс V: только для спецов

Прохождение препятствия пятой категории без сплавсредства - это даже не для экспертов, а для героев. Вода, как правило, имеет температуру около 5 градусов Цельсия и, сами понимаете, долго находиться в ней без серьезного вреда здоровью не получится. Слово плыть - здесь более чем не уместно, потому что от вас тут почти ничего не зависит. Можно застрять в бочке, и даже попытки свернуть быстрее на берег не удаются, так как пороги данного класса имеют протяженность километр или более. Давлением воды с вас, как правило, смывает все, что можно смыть, за первые несколько секунд (обувь, перчатки, солнцезащитные очки и т.п.). Про то, что было в лодке и говорить нечего: большая часть снаряжения безвозвратно утрачивается за несколько минут, а то и вовсе - секунд. Если лодку удается спасти, она, как правило, требует трехдневного ремонта. Без травм вы на сушу не выберетесь, - переломы, переохлаждение и сотрясения мозга вам почти гарантированы. В общем, умный в порог пятой категории не пойдет, умный его обойдет!

Класс VI: не для пловцов



Loading...Loading...