Академик циолковский. Литературно-исторические заметки юного техника

Ровно 80 лет назад ушел из жизни великий ученый Константин Эдуардович Циолковский – первопроходец в области изучения космоса. Он родился 5 сентября 1857 года в селе Ижевское, расположенном на территории Рязанской губернии, умер 19 сентября 1935 года в Калуге. Уникальная историческая личность – русский и советский ученый-самоучка, изобретатель и школьный учитель. Он являлся основоположником теоретической космонавтики. Обосновал использование ракет для осуществления полетов в космос, пришел к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» – прототипов многоступенчатых ракет. Циолковский верил в возможность основания человеческих поселений в космосе.

Отец Константина Циолковского, служил в лесном хозяйстве (был лесничим), а мать, Мария Юмашева, родом была из мелкопоместных дворян, и в соответствии с обычаями тех лет, вела домашнее хозяйство. В детстве в возрасте 10 лет будущий знаменитый ученый заболел скарлатиной и в результате осложнений болезни практически потерял слух. Он простудился и заболел, катаясь зимой на санках. Наступило то, что Циолковский в будущем называл «самым грустным и темным временем моей жизни». Тугоухость мальчика лишила ребенка большого числа детских забав и впечатлений, которые были доступны его сверстникам. Однако компенсацией стала тяга к творчеству, изобретательству, мастерству. Уже тогда Константин начинает самостоятельно мастерить часы, игрушки, куклы. Позднее уже в 14 лет будущий ученый самостоятельно изготовил токарный станок, а в 15 лет собственноручно изготовил воздушный шар.


В начале 1868 года семья Циолковских переехала из села Ижевское возле Рязани в город Вятку (Киров). Здесь Константин Циолковский начинает свое обучение в мужской Вятской гимназии. При этом учиться ему было достаточно трудно из-за проблем со слухом. Удивительно, но проблемы со слухом в будущем не помешали ему хорошо понимать музыку. Он даже написал работу «Происхождение музыки и ее сущность», а в семье Циолковского были фортепиано и фисгармония. В 1873 году Циолковский вынужден был прекратить обучение в гимназии из-за отчисления. При этом отсутствие законченного школьного образования не помешало ему всю жизнь посвятить занятиям точными науками. После Вятской гимназии Константин Циолковский больше нигде и никогда не учился, предпочитая заниматься самообразованием, в чем серьезно преуспел.

В возрасте 16 лет юноша отправился покорять Москву, где провел несколько лет, положив их на алтарь механики и естественных наук. На самом деле отец послал сына поступать в Высшее техническое училище (сегодня МГТУ имени Баумана), снабдив его сопроводительным письмом к своему знакомому с просьбой о помощи устроиться в столице. Однако Константин Циолковский потерял письмо, помня только адрес: Немецкая улица (сегодня улица Баумана). Добравшись до этой улицы, он снял комнату в квартире прачки.

По неизвестным сегодня причинам, Циолковский так и не поступил в училище, однако остался в Москве, где продолжил свое самообразование. При этом жил будущий великий ученый очень скромно, буквально на черном хлебе и воде. Отец присылал ему в Москву по 10-15 рублей каждый месяц. Из этих денег на еду Константин тратил самую малость. Позднее он вспоминал, что раз в три дня отправлялся в булочную, где приобретал хлеба на 9 копеек. Таким образом, в месяц он проживал на 90 копеек. Чтобы экономить деньги, по столице Циолковский передвигался лишь пешком. Все свободные денежные средства он предпочитал тратить на покупку книг, химических препаратов для опытов и приборов. Каждый день с 10 часов утра до 15 часов дня его можно было встретить в Чертковской публичной библиотеке – единственной бесплатной библиотеки российской столицы тех лет.

За три года в библиотеке Циолковский самостоятельно освоил всю гимназическую программу и большую часть университетской. Так в первый год своей жизни в Москве он изучил физику и начала математики. А затем постиг высшую алгебру, дифференциальное и интегральное исчисление, сферическую и аналитическую геометрию, астрономию, химию и механику и все это самостоятельно. Не забывал он и о более простом материале, читая также публицистику и беллетристику. Активно занимался изучением журналов, в которых публиковались публицистические и научные статьи. Увлеченно читал произведения Шекспира, Тургенева, Льва Толстого.

Однако учеба, питание и съем жилья в столице в определенный момент стали для молодого человека неподъемными в денежном отношении. Его отец плохо себя чувствовал, собирался выйти на пенсию и не мог больше высылать ему денег. Поэтому Константин Циолковский возвращается к отцу в Вятку. Вернулся домой он ослабшим, похудевшим и с испорченным от чрезмерного увлечения чтением зрением. После этого Циолковский начал носить очки. Полученный им багаж знаний позволил ему заняться частной преподавательской деятельностью, он давал уроки физики и математики. Недостатка в учениках у него никогда не было. В своей преподавательской работе он делал упор на наглядную демонстрацию: проводил многочисленные опыты на физике и делал из бумаги модели многогранников на геометрии, что нравилось и хорошо воспринималось его учениками.

В 1878 году семья Циолковских вернулась в Рязань, где осенью 1879 года Константин успешно сдает экзамен на уездного учителя математики в Первой Губернской гимназии. Как «самоучке» ему пришлось сдать «полный» экзамен – не только сам предмет, но также грамматику, богослужение, катехизис и прочие обязательные дисциплины. Данные предметы Циолковского до этого не интересовали, но он успел за короткое время подготовиться и сдать их. В 1880 году он покинул Рязань, получив направление учителем арифметики и геометрии в Боровское уездное училище Калужской губернии. Город Боровск находился на удалении 100 километров от Москвы.

Именно, работая в Боровске, он начинает свою научную деятельность. В этом городе он жил и преподавал 12 лет, завел семью, приобрел друзей, написал и опубликовал свои первые научные работы. Тогда же начались его контакты с российским научным сообществом. Началось все с казуса. Циолковский самостоятельно разработал основы кинетической теории газов и отправил результаты в Русское физико-химическое общество. Ответ от Менделеева его сильно расстроил, известный русский ученый в своем письме отметил, что кинетическая теория газов была открыта 25 лет назад. Однако расчеты проделанные Циолковским были оценены по достоинству. Причиной неосведомленности Константина Циолковского было то, что он был самоучкой, изолированным от научного общества и современной научной литературы. При этом первая неудача не остановила его, и он продолжил занятия исследованиями. В период жизни в Боровске он был принят в Русское физико-химическое общество, а его работа «Механика живого организма» получила благоприятный отзыв И. М. Сеченова.

Здесь же в Боровске, начиная с 1884 года, он начинает заниматься научным обоснованием цельнометаллического аэростата (дирижабля), поезда на воздушной подушке, обтекаемого аэроплана, ракеты для межпланетных путешествий. Занимался он и литературой. Именно в Боровске в 1887 году Циолковский написал свое первое научно-фантастическое произведение – небольшую повесть «На Луне». Живя в Боровске, он полюбил кататься на коньках и лыжах. При этом пытливый ум изобретателя и тут нашел себе применение. Он придумал ездить по замерзшей реке при помощи зонта-«паруса», вскоре по тому же принципу он создал сани с парусом. Позднее в своей автобиографии он писал: «По реке ездили крестьяне, лошади пугались мчащегося паруса, проезжие ругались матерным гласом, однако по своей глухоте я долго об этом не догадывался».

В 1892 году Константин Циолковский перебрался в Калугу, где снова начинает работу учителем физики и математики, занимаясь при этом астронавтикой и аэронавтикой. Именно в Калуге он обращается к мало изученной на тот момент теме – создания летательных аппаратов тяжелее воздуха. Здесь же в Калуге он создал тоннель, в котором проверял аэродинамику летательных аппаратов. По сути, речь идет о первой в нашей стране аэродинамической трубе. На проведенные данных работ Константин Эдуардович просил денег у Физико-химического общества, однако общество не прислало на эксперименты ни копейки. В итоге ученому-самоучке пришлось тратить на исследования собственные накопления. На собственные средства он создал, а затем тщательно протестировал примерно 100 разных моделей летательных аппаратов. Вскоре известия о проведении данных опытов все-таки заставили Физико-химическое общество выделить исследователю 470 рублей, которые тот направил на создание усовершенствованной аэродинамической трубы. А с 1896 года Циолковский начинает систематически заниматься теорией движения реактивных аппаратов, предложив несколько схем ракет дальнего действия и ракет, предназначенных для совершения межпланетных путешествий.

Циолковский продолжал много и плодотворно работать над созданием теории полета реактивных самолетов, изобретает собственный газотурбинный двигатель, первым предлагает идею «выдвигающегося внизу корпуса» шасси. Непреодолимо манил его и космос, он много писал на этот счет научных, публицистических и художественных материалов. Одной из его фундаментальных работ является «Исследование космического пространства с помощью реактивного двигателя».

XX век принес ученому множество бед. В 1902 году совершил самоубийство его младший сын Игнат (всего у него было четверо детей: дочь и три сына). А через 5 лет река Ока вышла из берегов и затопила его дом, уничтожив и находившиеся в единственном экземпляре расчеты и уникальные машины ученого. Любопытно, но стихия мешала его работе уже второй раз. В 1897 году пожар уничтожил дом ученого, в пожаре также погибли многие его модели, чертежи, рукописи, библиотека, все имущество семьи, за исключением единственной швейной машинки, которую успели выкинуть в окно. Свои мысли и переживания на этот счет Константин Эдуардович выразил в рукописи «Молитва».

Вообще первые годы XX века оказались для него самыми тяжелыми. Уже после прихода к власти большевиков, 5 июня 1919 года Совет Русского общества любителей мироведения принял его в свои ряды, назначив, как члену научного общества пенсию. По сути, это спасло ученого от голодной смерти в годы разрухи и гражданской войны, так как 30 июня 1919 года Социалистическая академия наук не избрала его в свои ряды, практически оставив без средств к существованию. А в 1923 году свел счеты с жизнью второй его сын – Александр.

При этом 17 ноября 1919 года Циолковский был арестован, после обыска в его доме его отвезли на Лубянку, где допрашивали несколько недель. По счастливой случайности за него заступился кто-то из политического руководства страны и ученого освободили. Лишь в 1921 году все исследования Циолковского в области космоса получили признание, а от новых властей он получил пожизненное денежное содержание.

Константин Эдуардович Циолковский ушел из жизни 19 сентября 1935 года. За свою жизнь он создал более 400 работ по теории ракетостроения. На следующий же день после его смерти было опубликовано постановление Советского правительства о мероприятиях, направленных на увековечение памяти великого русского ученого и о передаче его научных трудов Главному управлению гражданского Воздушного Флота. В будущем решением правительства его работы были переданы Академии Наук СССР, где была создана специальная комиссия по разработке трудов Константина Циолковского. Комиссия распределила научные труды, написанные ученым по различным разделам. Первый том включал в себя все работы Циолковского по вопросам аэродинамики; второй том – его научные труды по реактивным летательным аппаратам; третий том – работы по цельнометаллическим дирижаблям, а также по увеличению энергии тепловых двигателей и различным вопросам прикладной механики, по вопросам использования приливов и волн, обводнения пустынь и охлаждения в них жилищ человека и различные изобретения; в четвертый том вошли сочинения Константина Циолковского по астрономии, биологии, геофизике, строению вещества и иным проблемам; наконец, пятый том составили биографические материалы и переписка ученого.

Главные достижения Константина Эдуардовича Циолковского:

Трудился над обоснованием возможности совершения космических путешествий;
- Создал первую в России аэродинамическую лабораторию и аэродинамическую трубу. Создал методику исследования аэродинамических свойств летательных аппаратов;
- Создал модель цельнометаллического дирижабля, спроектировал управляемый аэростат;
- Изложил строгую теорию реактивного движения, доказал необходимость применения ракет для совершения космических путешествий;
- Предложил старт ракеты с наклонной направляющей, данный принцип был реализован в системах залпового огня;
- Создал собственную схему газотурбинного двигателя.

По материалам из открытых источников

Константин Эдуардович Циолковский — великий русский изобретатель, ученый, основоположник современной космонавтики, выдающийся мыслитель, который творил для будущего человечества, связанного с покорением просторов во Вселенной. Циолковский родился в семье лесничего в 1857 году в селе Ижевском Рязанской губернии. В возрасте десяти лет перенес скарлатину и потерял слух. В 1869—1871 годах он учится в гимназии, однако из-за глухоты вынужден был покинуть ее и с 14 лет занимается самообразованием, увлекаясь техникой и книгами. В 16-летнем возрасте он приезжает в Москву, где занимается самостоятельно в библиотеке Румянцевского музея, изучая физико-математические науки за курс средней и высшей школы. В 1876 году он возвращается к отцу, а в 1879 году сдает экзамены экстерном и становится учителем геометрии и арифметики в Боровском училище Калужской губернии. Все свое свободное время Циолковский посвящает научным исследованиям, пишет работу «Теория газов». В 1881 году он отправил работу в Русское физико-химическое общество и получил положительные отзывы. Его работа «Механика животного организма» имела также успех, получила положительный отзыв создателя русской физиологической школы, член-корреспондента Петербургской Академии наук И. М. Сеченова и Циолковского приняли в физико-химическое общество.

Труды Циолковского после 1884 года в основном были направлены на научное и техническое обоснование управляемого цельнометаллического дирижабля («Аэростат металлический управляемый» 1892 г.), идее постройки обтекаемого аэроплана и созданию ракеты для межпланетных сообщений. Однако, проект дирижабля Циолковского не был одобрен и ему отказали в средствах на постройку модели. В статье «Аэроплан или Птицеподобная (авиационная) летательная машина», вышедшей в 1894 году, он представил чертежи и описание моноплана, который предвосхитил конструкции самолетов, появившихся на целых 15 лет позже. Но работа над аэропланом также не нашла поддержки у официальных представителей науки. В 1892 году Циолковский переезжает в Калугу, где работает учителем физики и математики в гимназии и в училище. Свободное время он отдает научным исследованиям. Не имея возможностей на покупку материалов и приборов, все модели и приспособления для опытов он изготавливает сам.


Он сделал своими руками первую в России аэродинамическую трубу, разработал методику проведения в ней экспериментов. На этот раз он получил от Академии наук первую и единственную субсидию в размере 470 рублей и в 1900 году в результате проведенных опытов сумел определить коэффициент сопротивления шара, конуса, цилиндра и других тел. В этот период он делает огромные открытия в теории движения ракет. Лишь в 1903 году Циолковский сумел разместить часть статьи «Исследование мировых пространств реактивными приборами». В этой статье и последовавших других, опубликованных в 1911, 1912, 1914 годах, им были заложены основы теории ракет и жидкостного ракетного двигателя. Он первым решил проблему посадки на поверхность космического аппарата, лишенную атмосферы. В последующие годы Циолковским была разработана теория многоступенчатых ракет. Он учел влияние на полет ракеты атмосферы и рассчитал потребность в топливе, необходимом для преодоления сил сопротивления Земли ракетой.

Циолковский является основоположником теории межпланетных сообщений. Его исследования по достижению космических скоростей доказали возможность осуществлять межпланетные полеты. Он первым высказался о идее создания искусственного спутника Земли и околоземных станций для межпланетных сообщений. Циолковский был первым идеологом и теоретиком в вопросе освоения человеком космоса. Будущее человечества он представлял в переселении с Земли и заселении космического пространства. «Вселенная принадлежит человеку!» — такова суть его высказываний.

Труды этого талантливейшего изобретателя в огромной степени помогли развитию космической и ракетной техники в СССР и в мире. За выдающиеся заслуги К. Э. Циолковский был удостоен ордена Трудового Красного Знамени в 1932 году. В 1954 году была учреждена золотая медаль имени К. Э. Циолковского «За выдающиеся работы в области межпланетных сообщений». Умер великий изобретатель в 1935 году в Калуге, здесь был создан дом-музей Циолковского. Памятники великому ученому сооружены в Москве и Калуге, его именем названы Государственный музей истории космонавтики, авиационно-технический институт в Москве, школа и институт в Калуге, а также кратер на Луне.

Константин Эдуардович Циолковский, выдающийся исследователь, крупнейший ученый в области воздухоплавания, авиации и космонавтики, подлинный новатор в науке, родился 5(17) сентября 1857 года в селе Ижевском Рязанской губернии в семье лесничего Эдуарда Игнатьевича Циолковского. Он рос смышленым, любознательным и впечатлительным ребенком. Уже в эти годы формировался характер будущего ученого — самостоятельный, настойчивый и целеустремленный. «Я думаю, что получил соединение сильной воли отца с талантливостью матери», — писал впоследствии Циолковский.

В 10-летнем возрасте Циолковского постигло большое несчастье — он заболел скарлатиной и в результате осложнения почти полностью потерял слух.

Выдающиеся способности, склонность сына к самостоятельной работе и изобретательству заставили отца задуматься над его дальнейшим образованием. Циолковскому было 16 лет, когда отец решил отправить его в Москву для продолжения учебы. Три года самостоятельных целеустремленных занятий в библиотеке Румянцевского музея обогатили юношу знаниями в области математики, физики и астрономии.

После возвращения из Москвы осенью 1879 года Циолковский экстерном сдал экзамен в Рязанской гимназии на звание учителя уездных училищ и спустя три месяца получил назначение в небольшой городок Боровск Калужской губернии. В течение 12 лет Циолковский жил и работал в Боровске, преподавая арифметику и геометрию. Там же он женился на Варваре Евграфовне Соколовой, ставшей его верной помощницей и советчицей, матерью его семерых детей.

Учительствуя, Циолковский начал заниматься научной работой. Уже в 1883 году он написал работу «Свободное пространство», в которой сделал важный вывод о возможности использования реактивного движения для перемещения в мировом пространстве.

Почти всю жизнь Циолковский много занимался вопросами воздухоплавания.

Его первая научная работа по воздухоплаванию «Аэростат металлический, управляемый» увидела свет в 1892 году.

В этом же году в связи с переводом Циолковского в Калужское уездное училище семья Циолковских переехала в Калугу. Многие годы семье пришлось жить на частных квартирах, прежде чем удалось приобрести на окраине города небольшой домик.

В 1903 году в журнале «Научное обозрение» № 5 появилась первая статья Циолковского по ракетной технике «Исследование мировых пространств реактивными приборами». В этом труде ученый впервые для реального осуществления космического полета предложил проект жидкостной ракеты, обосновал теорию ее полета.

Первая часть статьи Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами» прошла незамеченной для широких научных кругов. Вторая часть, опубликованная в журнале «Вестник воздухоплавания», увидела свет в 1911-1912 годах и вызвала большой резонанс. Известные популяризаторы науки и техники В.В. Рюмин, Я.И. Перельман и Н.А. Рынин занялись распространением космических идей Циолковского, стали со временем его настоящими друзьями. Большую помощь оказывали Циолковскому и многочисленные калужские друзья: В.И. Ассонов, П.П. Каннинг, С.Е. Еремеев, а позднее А.Л. Чижевский и С.В. Щербаков. В 1914 году Циолковский издал отдельной брошюрой «Дополнение к «Исследованию мировых пространств реактивными приборами».

Научная деятельность занимала все свободное время Циолковского, но основной в течение многих лет все же была учительская работа. Его уроки вызывали у учащихся интерес, давали им практические навыки, знания. Только лишь в ноябре 1921 года в возрасте 64 лет Циолковский оставил педагогическую работу.

После Великой Октябрьской социалистической революции его научная деятельность получила поддержку государства. В 1918 году Циолковский был избран членом Социалистической академии. В 1921 году Циолковскому была назначена повышенная персональная пенсия.

Внимание правительства к научно-исследовательской работе ученого способствовало признанию работ Циолковского, росту популярности.

В 1932 году Циолковскому исполнилось 75 лет. Это событие было отмечено торжественными заседаниями в Москве и Калуге.

Правительство наградило ученого орденом Трудового Красного Знамени за «особые заслуги в области изобретений, имеющих огромное значение для экономической мощи и обороны Союза ССР». Вручение ордена состоялось в Кремле 27 ноября 1932 года. Принимая орден, Циолковский сказал: «Я могу отблагодарить Правительство за эту высокую награду только своими трудами. Благодарить словами не имеет никакого смысла».

Ученый с новыми силами взялся за работу, он по-прежнему много внимания уделял научной работе, пропаганде научных знаний, вел большую общественную работу. Циолковский встречался с рабочими, учеными, колхозниками, часто выступал перед молодежью, был консультантом научно-фантастического фильма «Космический рейс».

В августе 1935 года здоровье Циолковского резко ухудшилось. 13 сентября он продиктовал свое завещание.

19 сентября 1935 года Циолковского не стало. Похоронили его в Калуге в Загородном саду (ныне парк его имени).

Люди годами пытались найти ответы о строении Вселенной, смотрели на загадочные звезды и мечтали о покорении космоса. Константин Эдуардович Циолковский приблизил человечество к покорению воздушного пространства.

Его труды послужили стимулом к созданию мощнейших ракет, самолетов и орбитальных станций. Прогрессивные и новаторские идеи мыслителя часто не совпадали с общественным мнением, но ученый не сдавался. Гениальные исследования Циолковского прославили российскую науку в мировом сообществе.

Детство и юность

Осенью 1857 года в семье Циолковских родился мальчик. Родители ребенка жили в селе Ижевское Рязанской губернии. Константином младенца назвал священник при крещении. Эдуард Игнатьевич (отец) считался отпрыском обедневшего дворянского рода, корни которого уходили в Польшу. Мария Юмашева (мать) – татарка по происхождению, получила образование в гимназии, поэтому могла сама обучать детей грамоте.


Мама научила сына письму и чтению. Букварем Константина становятся "Сказки" Афанасьева. По этой книге смышлёный мальчик складывает буквы в слоги и слова. Овладев техникой чтения, любознательный ребенок познакомился с многочисленными книгами, которые присутствовали в доме. Старшие братья и сестры Циолковского считали малыша выдумщиком и фантазером и не любили слушать детские «бредни». Поэтому Костя вдохновенно рассказывал младшему братишке собственные размышления.

В 9-летнем возрасте ребенок заразился скарлатиной. Мучительная болезнь дала осложнение на слух. Тугоухость лишила Константина большей части детских впечатлений, но он не сдался и увлекся мастерством. Вырезает и клеит поделки из картона и дерева. Из-под рук одаренного малыша выходят саночки, часы, домики и крошечные замки. Изобрел и коляску, которая ездила против ветра, за счет пружины и мельницы.


В 1868 году семья вынуждена переехать в Киров Вятской губернии, так как отец потерял работу и направился к братьям. Родственники помогли мужчине с работой, пристроив лесничим. Циолковским достался купеческий дом – бывшее владение Шуравина. Через год подросток вместе с братом поступает в мужскую «Вятскую гимназию». Педагоги оказались строгими, а предметы сложными. Учеба дается Константину тяжело.

В 1869 погибает старший брат, который учился в Морском училище. Мама, не пережив утрату ребенка, через год скончалась. Костя, горячо любивший матушку, погружается в траур. Трагические моменты биографии отрицательно сказались на учебе мальчика, который и до этого не блистал отметками. Ученика 2 класса из-за неуспеваемости оставляют на второй год, а сверстники жестоко издеваются над глухотой.


Из 3 класса отстающего школьника отчислили. После этого Циолковский вынужденно занялся самообразованием. Находясь в домашней обстановке, подросток успокоился и вновь принялся много читать. Книги давали необходимые знания и не упрекали юношу, в отличии от педагогов. В родительской библиотеке Константин обнаружил труды именитых ученых и с упоением взялся за изучение.

К 14 годам одаренный мальчик развивает собственные инженерные способности. Самостоятельно создает домашний токарный станок, с помощью которого мастерит нестандартные вещицы: движущиеся коляски, ветряную мельницу, деревянный локомотив и даже астролябию. Увлечение фокусами побудило Константина к созданию «волшебных» комодов и ящиков, в которых таинственным образом «исчезали» предметы.

Учеба

Отец, осмотрев изобретения, поверил в талантливость сына. Эдуард Игнатьевич отправляет юное дарование в Москву, где ему надлежало поступить в Высшее техническое училище. Планировалось, что жить будет у папиного друга, которому написали письмо. По рассеянности Константин обронил листок с адресом, запомнив только название улицы. Прибыв на Немецкий (Бауманский) проезд, снял комнату и продолжил самообразование.

Из-за природной стеснительности юноша не решился на поступление, но остался в городе. Отец присылал ребенку 15 рублей в месяц, но этих денег катастрофически не хватало.


Молодой человек экономил на еде, так как тратил финансы на книги и реактивы. Из дневников известно, что умудрялся прожить на 90 копеек в месяц, питаясь только хлебом и водой.

Ежедневно с 10:00 до 16:00 сидит в Чертковской библиотеке, где изучает математику, физику, литературу, химию. Здесь Константин знакомится с основоположником русского космизма - Федоровым. Благодаря разговорам с мыслителем юноша получил информации больше, чем смог бы узнать у профессоров и педагогов. Три года понадобилось юному дарованию, чтобы полноценно освоить программу гимназии.

В 1876 тяжело заболел отец Циолковского и вызвал сына домой. Вернувшись в Киров, молодой человек набрал класс учеников. Изобрел собственную методику преподавания, которая помогала детям полноценно усваивать материал. Каждый урок демонстрировал наглядно, что облегчало закрепление изученного.


В конце года умер Игнат – младший брат Константина. Мужчина тяжело перенес это известие, так как с детства любил Игната и доверял сокровенные тайны. Спустя 2 года семейство вернулось в Рязань, планируя купить доходный дом. В этот момент между отцом и сыном происходит ссора, и молодой учитель покидает семью. На деньги, заработанные репетиторством еще на Вятке, снимает комнатку и подыскивает новых учеников.

Для подтверждения квалификации мужчина экстерном сдает экзамены в Первой гимназии. Получив свидетельство, по распределению отправляется в Боровск, к месту государственной службы.

Научные достижения

Молодой теоретик ежедневно чертит графики и планомерно составляет рукописи. Дома постоянно экспериментирует, в результате чего в комнатах гремит миниатюрный гром, блистают крошечные молнии, самостоятельно танцуют бумажные человечки.

Научный совет «РФХО» постановил включить Циолковского в ряды ученых. Сотрудники комитета поняли, что гений-самоучка внесет весомый вклад в науку.


В Калуге мужчина написал труды по космонавтике, медицине, космической биологии. Константин Циолковский известен не только изобретениями, но и удивительными размышлениями о космосе. Его «космическая философия» расширила границы жизненного пространства и открыла перед человеком дорогу в небо. Гениальный труд «Воля вселенной» доказал человечеству, что звезды гораздо ближе, чем кажется.

Список научных открытий

  • В 1886 году разработал аэростат, ориентируясь на собственные чертежи.
  • На протяжении 3 лет ученый муж прорабатывает идеи, связанные с ракетостроением. Пытается ввести в эксплуатацию металлический дирижабль.
  • Математическими чертежами и выкладками подтверждает теорию о допустимости запуска ракеты в космос.
  • Разработал первые модели ракет, стартующих с наклонной плоскости. Чертежи профессора использовались при создании артиллерийской установки «Катюша».
  • Построил аэродинамическую трубу.

  • Спроектировал двигатель с газотурбинной тягой.
  • Создал чертеж моноплана и обосновал идею двукрылого самолета.
  • Придумал схему поезда, движущегося на воздушной подушке.
  • Изобрел шасси, которое выдвигается из нижней полости летательного аппарата.
  • Исследовал виды топлива для ракет, рекомендовав смесь водорода и кислорода.
  • Написал научно-фэнтезийную книгу «Вне Земли», в которой рассказал об удивительном путешествии человека на Луну.

Личная жизнь

Свадьба Циолковского состоялась летом 1880 года. Женившись без любви, рассчитывал, что подобный брак не будет мешать работе. Супругой стала дочка вдовствующего священника. Варвара и Константин прожили в браке 30 лет и произвели на свет 7 детей. Пятеро малышей умерли еще во младенчестве, а оставшиеся двое погибли взрослыми. Оба сына совершили суицид.


Биография Константина Эдуардовича пестрит трагическими событиями. Ученого преследуют смерти родных, пожары и наводнения. В 1887 до тла выгорел дом Циолковских. В огне погибли рукописи, чертежи и модели. 1908 год не менее печален. Вышедшая из берегов Ока затопила жилище профессора, уничтожив уникальные схемы и машины.

Научные достижения гения не оценили работники Социалистической академии. От голодной смерти Циолковского спасло Общество любителей мироведения, назначив ему пенсию. Власть вспомнила о существовании талантливого мыслителя только в 1923, когда в прессе опубликовали доклад немецкого физика о космических полетах. Государство назначило русскому гению пожизненную дотацию.

Смерть

Весной 1935 года врачи диагностировали у профессора рак желудка. Узнав диагноз, мужчина составил завещание, но отказался лечь на госпитализацию. Измученный постоянными болями осенью согласился на операцию.


Медики экстренно удалили опухоль, но остановить деление раковых клеток не смогли. На следующий день в больницу доставили телеграмму от , который пожелал скорейшего выздоровления.

Великий ученый умер осенью этого же года.

  • Оглох после скарлатины,
  • Самостоятельно за 3 года изучил университетскую программу,
  • Известен, как феноменальный педагог и любимец детворы,
  • Считался атеистом,
  • В Калуге построен музей, где размещены фотографии и предметы быта ученого,
  • Мечтал о идеальном мире, где отсутствуют преступления,
  • Предлагал расчленять убийц на атомы,
  • Рассчитал протяженность полета многоступенчатой ракеты.

Цитаты

  • «Мы должны оставить все внушённые нам правила морали и закона, если они вредят высшим целям. Всё нам можно и всё полезно - вот основной закон новой морали».
  • «Время, возможно, существует, однако, мы не знаем, где его следует искать. Если время существует в природе, то оно еще не открыто».
  • «Ракета для меня только способ, только метод проникновения в глубины космоса, но отнюдь не самоцель … Будет иной способ передвижения в глубину космоса, приму и его. Вся суть – в переселении с Земли и в заселении космоса».
  • «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство».
  • «Нет бога-творца, но есть космос, производящий солнца, планеты и живых существ: нет всемогущего бога, но есть Вселенная, которая распоряжается судьбой всех небесных тел и их жителей».
  • «Невозможное сегодня станет возможным завтра».

Библиография

  • 1886 - Теория аэростата
  • 1890 - К вопросу о летании посредством крыльев
  • 1903 - Естественные основы нравственности
  • 1913 - Выделение человека из царства животных
  • 1916 - Условия жизни в других мирах
  • 1920 - Влияние разной тяжести на жизнь
  • 1921 - Мировые катастрофы
  • 1923 - Значение науки о веществе
  • 1926 - Простой солнечный нагреватель
  • 1927 - Условия биологической жизни во вселенной
  • 1928 - Совершенство вселенной
  • 1930 - Эпоха дирижаблестроения
  • 1931 - Обратимость химических явлений
  • 1932 - Возможен ли вечный двигатель?

Русский советский ученый и изобретатель в области аэродинамики, ракетодинамики, теории самолета и дирижабля, основоположник современной космонавтики Константин Эдуардович Циолковский родился 17 сентября (5 сентября по старому стилю) 1857 года в селе Ижевское Рязанской губернии в семье лесничего.

С 1868 года вместе с родителями Константин Циолковский жил в Вятке (ныне Киров), где учился в гимназии .

После перенесенной в детстве скарлатины он почти полностью потерял слух. Глухота не позволила продолжить учебу в гимназии, и с 14 лет Циолковский занимался самостоятельно.

С 1873 по 1876 год он жил в Москве и занимался в библиотеке Румянцевского музея (ныне Российская государственная библиотека), изучал химию и физико-математические науки.

В 1876 году он вернулся в Вятку и .

Осенью 1879 года Циолковский экстерном сдал экзамены в Рязанской гимназии на звание учителя уездных училищ.

В 1880 году он был назначен преподавателем арифметики и геометрии в Боровское уездное училище Калужской губернии. В течение 12 лет Циолковский жил и работал в Боровске. В 1892 году он был переведен на службу в Калугу, где преподавал физику и математику в гимназии и епархиальном училище.

Циолковский практически с самого начала трудовой деятельности совмещал преподавание с научной работой. В 1880-1881 годах, не зная об уже сделанных открытиях, он написал свою первую научную работу "Теорию газов". Вторая его работа, вышедшая в те же годы, "Механика животного организма", получила положительные отзывы крупнейших ученых и была издана. После ее публикации Циолковский был принят в Русское физико-химическое общество.

В 1883 году он написал работу "Свободное пространство", где впервые сформулировал принцип работы реактивного двигателя.

С 1884 года Циолковский работал над проблемами создания дирижабля и "обтекаемого" аэроплана, с 1886 года — над научным обоснованием ракет для межпланетных полетов. Систематически занимался разработкой теории движения реактивных аппаратов и предложил несколько их схем.

В 1892 году вышел в свет его труд "Аэростат металлический управляемый" (о дирижабле). В 1897 году Циолковский сконструировал первую в России аэродинамическую трубу с открытой рабочей частью .

Он разработал методику эксперимента в ней и в 1900 году на субсидию Академии наук сделал продувки простейших моделей и определил коэффициент сопротивления шара, плоской пластинки, цилиндра, конуса и других тел.

В 1903 году в журнале "Научное обозрение" появилась первая статья Циолковского по ракетной технике "Исследование мировых пространств реактивными приборами", в которой была обоснована реальная возможность применения реактивных приборов для межпланетных сообщений.

Она прошла незамеченной для широких научных кругов. Вторая часть статьи, опубликованная в журнале "Вестник воздухоплавания" в 1911-1912 годах, вызвала большой резонанс. В 1914 году Циолковский издал отдельной брошюрой "Дополнение к "Исследованию мировых пространств реактивными приборами".

После 1917 года его научная деятельность получила поддержку государства . В 1918 году Константин Циолковский был избран членом Социалистической академии общественных наук (с 1924 года — Коммунистическая академия).

В 1921 году ученый оставил педагогическую работу. В эти годы он работал над созданием теории полета реактивных самолетов, изобрел свою схему газотурбинного двигателя.

В 1926-1929 годах Циолковский разработал теорию многоступенчатого ракетостроения, решил важные задачи, связанные с движением ракет в неоднородном поле тяготения, посадкой космического аппарата на поверхность планет, лишенных атмосферы, рассмотрел влияние атмосферы на полет ракеты, выдвинул идеи о создании ракеты — искусственного спутника Земли и околоземных орбитальных станций.

В 1932 году он разработал теорию полета реактивных самолетов в стратосфере и схемы устройства самолетов с гиперзвуковыми скоростями.
Циолковский — основоположник теории межпланетных сообщений. Его исследования впервые показали возможность достижения космических скоростей, осуществимость межпланетных полетов и освоения человеком космического пространства. Он первым рассмотрел вопросы о медико-биологических проблемах, возникающих при длительных космических полетах. Кроме того, ученый выдвинул ряд идей, которые нашли применение в ракетостроении. Им предложены газовые рули для управления полетом ракеты, использование компонентов топлива для охлаждения внешней оболочки космического корабля и многое другое.



Loading...Loading...