Международная обстановка накануне второй мировой войны. Накануне Второй мировой войны

Внешняя политика ведущих государств перед войной. Окончательно Версальская система пала перед началом Второй мировой войны, к которой Германия достаточно основательно была готова. Так, с 1934 по 1939 гг.

Военное производство в стране увеличилось в 22 раза, численность войск – в 35 раз, Германия вышла на второе место в мире по объему промышленного производства и т.д.

В настоящее время у исследователей нет единого взгляда на геополитическое состояние мира накануне Второй мировой войны. Часть историков (марксистов) продолжает настаивать на двухполисной характеристике. По их мнению, в мире имелись две социально-политические системы (социализм и капитализм), а в рамках капиталистической системы мировых отношений – два очага будущей войны (Германия – в Европе и Япония – в Азии), Значительная часть историков полагает, что накануне Второй мировой войны существовали три политические системы: буржуазно-демократическая, социалистическая и фашистско-милитаристская. Взаимодействие этих систем, расклад сил между ними могли обеспечить мир или сорвать его. Возможный блок буржуазно-демократической и социалистической систем был реальной альтернативой Второй мировой войне. Однако мирного альянса не получилось. Буржуазно-демократические страны не пошли на создание блока до начала войны, ибо их руководство продолжало рассматривать советский тоталитаризм как наибольшую угрозу основам цивилизации (результат революционных изменений в СССР, включая и 30-е годы), чем его фашистский антипод, открыто провозгласивший крестовый поход против коммунизма. Попытка СССР создать систему коллективной безопасности в Европе закончилась подписанием договоров с Францией и Чехословакией (1935). Но и эти договоры не были приведены в действие в период оккупации Германией Чехословакии в силу противодействующей им «политики умиротворения», проводившейся в те время большинством европейских стран в отношении Германии.

Германия же в октябре 1936 г. оформила военно-политический союз с Италией («Ось Берлин – Рим»), а через месяи между Японией и Германией был подписан Антикоминтерновский пакт, к которому через год (6 ноября 1937 г.) присоединилась Италия. Создание реваншистского альянса заставило активизироваться страны буржуазно-демократического лагеря. Однако лишь в марте 1939 г. Англия и Франция приступили к переговорам с СССР о совместных действиях против Германии. Но соглашение так и не было подписано. Несмотря на полярность трактовок причин несостоявшегося союза антифашистских государств, одни из которых перекладывают вину за необуздание агрессора на капиталистические страны, другие относят на счет политики руководства СССР и т. д., очевидно одно – умелое использование фашистскими политиками противоречий между антифашистскими странами, что и привело к тяжким для всего мира последствиям.

Еще по теме Международные отношения накануне Второй Мировой войны:

  1. Готский вопрос в Германии накануне и в годы Второй мировой ВОЙНЫ’
  2. Глава 1. Американо-германские отношения от Мюнхена до начала Второй мировой войны
  3. § 3. Великобритания накануне и в годывторой мировой войны

Международные отношения накануне Второй мировой войны. Начало войны.

Норматив по теме

(Мировой экономический кризис 1929 года и крах Версале- Вашингтонской системы, милитаризм Японии (император Хирохито) , фашизм Италии (Муссолини), нацизм Германии (Гитлер), срыв англо-франко-советских переговоров, пакт о ненападении между СССР и Германией (23 августа 1939 года), Секретные протоколы, начало Второй Мировой войны (01 сентября 1939 года), Договор о дружбе и границах с Германией (29 сентября 1939), «расширение границ СССР (советско-финляндская война 30 ноября 1939 по 12 марта 1940), исключение СССР из Лиги Наций, «сидячая война»)

Итоги Первой Мировой войны были оформлены на Парижской (Версальской) и Вашингтонской конференциях, согласно которым:

— Германия признавалась виновницей войны

— демилитаризация Рейнской зоны

Эльзас и Лотарингия возвращались Франции

— Германия теряла угольные копии Саарского бассейна

Германия признавала суверенитет Польши и отказывалась в ее пользу от Верхней Силезии и Померании и прав на город Данциг (Гданьск)

Германия признала независимость всех территорий, входивших в состав бывшей Российской империи в началу IМВ и отменила Бресткий договор 1918 года

— Германия лишалась всех своих колоний

— армия Германии сокращалась до 100 тысяч человек, был введен запрет на разработку нового вида оружия и на его производство

— была ликвидирована Австро-Венгерская монархия

— распалась Османская империя, Турция потеряла свои колонии.

По инициативе США была образована Лига Наций (в 1919 году) с целью, защиты мира во всем мире, но пацифистским надеждам не суждено было сбыться.

Антагонизм социалистической (СССР) и капиталистической (Англия, США) моделей, плюс зарождение фашистских (нацистских) режимов - поставили мир под угрозу существования.

В 1929 году разразился Великий экономический кризис, который вновь сравнял уровни развития Англии, Франции, США и Германии.

Но первой идею «мирового господства» вынашивала Япония, которая в1931-1933 гг захватывает китайскую территорию Маньчжурии и делает на ней марионеточное государство Маньчжоу - Го.

Япония выходит из Лиги Наций и в 1937 году продолжает войну против Китая.

Усложняются отношения между на советско-китайской границе. в 1938-1939 гг. между советскими и японскими войсками у реки Халхин-Гол и озера Хасан. К осени 1939 года японцы захватили большую часть прибрежного Китая.

Бенито Муссолини

А в Европе в Италии появляется фашизм с идеологическим лидером Б. Муссолини. Италия стремится захватить господство на Балканах, в 1928 году Муссолини объявляет Албанию итальянским протекторатом, а в 1939 году оккупирует ее территории. В 1928 году Италия захватывает Ливию, а в 1935 году развязывает войну в Эфиопии. Италия покидает в 1937 году Лигу Наций и становится сателлитом Германии.

В январе 1933 года А. Гитлер приходит к власти в Германии , победив на выборах в парламент (партия национал-социалистов). С 1935 года Германия начинает нарушать условия Версале-Вашингтонской мирной системы: возвращает Саарскую области, восстанавливает обязательную военную службу и начинает строительство военно-воздушных и военно-морских сил. 7 октября 1936 года немецкие подразделения перешли мосты через Рейн (нарушив Рейнскую демилитаризованную зону).

Формируется ось Берлин - Рим- Токио (Германия, Италия, Япония).

Почему Лига Наций бездействует? Нацистские режимы агрессивно воспринимали СССР, капиталистические страны (США, Англия, Франция) надеялись с помощью Гитлера и Муссолини уничтожить СССР.

СССР выступил с предложением создать систему коллективной безопасности (англо-франко-советский союз), но переговоры зашли в тупик и тогда Сталин принимает решение согласиться на предложение Гитлера и заключить Советско-германский пакт о ненападении и Секретные протоколы к нему (23 августа 1939 года)

Итак, повторим:

Италия - фашизм (Бенито Муссолини)

Германия - нацизм (Адольф Гитлер)

Причины войны:

1. Передел мира

2. Стремление Германии взять реванш за проигрыш в первой мировой войне

3. Желание капиталистических стран уничтожить СССР

Накануне войны

23 августа 1939 года был подписан пакт о ненападении между СССР и Германией

(Пакт Молотов-Риббентроп)

Согласно секретным протоколам, СССР расширил свои границы в 4-х районах:

1, отодвинул границу от Ленинграда (советско-финская война 30 ноября 39 - 13 марта 40) - за этот факт 14 декабря 1939 года СССР был исключен из Лиги Наций как страна - агрессор.

2, присоединение Латвии, Литвы и Эстонии (август 1940 г)

3, образование Молдавии в составе СССР (территории Румынии - Бессарабия и Северная Буковина) (август 1940)

4, возврат территорий Западной Украины и Западной Белоруссии («Польские» территории).(сентябрь 1939 г)

Начало второй мировой войны

28 сентября 1939 года - подписан германо-советский договор о дружбе и границе.

На западном фронте воцарилось спокойствие.

Англо-французские войска не предпринимали никаких действий. Эти события получили название в истории «сидячая война»

США заявили о своем нейтралитете.

В марте 1941 года по инициативе президента США Ф. Рузвельта американский Конгресс принял Закон о ЛЕНД-ЛИЗЕ.

9 апреля 1940 года Германия оккупировала Данию, вторглась в Норвегию, затем захватила - Бельгию, Нидерланды и Францию.

Итог:

1. Германия начинает подготовку к войне против СССР (план «Барбаросса» был подписан Гитлером еще в 18 декабря 1940 года)- блицкриг - молниеносный захват)

2. Укрепляются связи между Германией, Италией и Японией (они подписывают Тройственный пакт).

К ним присоединяются Румыния, Венгрия, Болгария.

3. Экономика Европы работала на Германию.

Введение

Вторая мировая война явилась самым крупным военным конфликтом в истории человечества. В ней участвовало более 60 государств с населением 1,7 млрд. человек. Военные действия шли на территории 40 стран. Общая численность сражавшихся армий составила более 110 миллионов человек, военные расходы - более 1384 миллиардов долларов. Беспрецедентными оказались масштабы человеческих потерь и разрушений. В войне погибло более 60 миллионов человек, в том числе 12 миллионов в лагерях смерти: СССР потерял более 26 млн., Германия - ок. 6 млн., Польша - 5,8 млн., Япония - ок. 2 млн., Югославия - ок. 1,6 млн., Венгрия - 600 тыс., Франция - 570 тыс., Румыния - ок. 460 тыс., Италия - ок. 450 тыс., Венгрия - ок. 430 тыс., США, Великобрит а ния и Греция - по 400 тыс., Бельгия - 88 тыс., Канада - 40 тыс. Материальный ущерб оценивается в 2600 миллиардов долларов. Страшные последствия войны усилили общемировую тенденцию к сплочению ради предотвращения новых военных конфликтов, потребность в созданию более эффективной системы коллективной безопасности, чем Лига Наций. Её выражением стало учреждение в апреле 1945 Организации Объединенных Наций. Вопрос о зарождении Второй мировой войны является предметом острой исторической борьбы, так как это вопрос о виновности в самом тяжком преступлении перед человечеством. Существует несколько точек зрения на этот вопрос. Советская наука по вопросу о причинах Второй мировой войны давала однозначный ответ, что виновником являются милитаристические страны "оси" при поддержке других капиталистических стран. Западная историческая наука обвиняет в разжигании войны страны: Германию, Италию, Японию. Современные исследователи этой проблемы рассматривают весь комплекс доступных сейчас документов и приходят к выводу, что обвинять только одну какую- либо страну неправомерно.

Ситуация в мире накануне Второй мировой войны

За два десятилетия после первой мировой войны в мире, особенно в Европе, накопились острые экономические, социально-политические и национальные проблемы.

Как и в XIX в., одной из главных геополитических проблем Европы было объективное стремление значительной части немцев, исторически проживавших помимо Германии: в Австрии, Чехословакии, Франции, объединиться в едином национальном государстве. К тому же Германия, пережившая после поражения в первой мировой войне, по мнению многих немецких политиков, национальное унижение, стремилась вернуть утраченные позиции мировой державы. Таким образом, создались особенно благоприятные условия для новой волны роста германского экспансионизма.

Сохранялось и соперничество других держав, их стремление к переделу сфер влияния в мире. Мировые экономические кризисы 20-30-х гг. ускорили нарастание военно-политического противостояния в мире. Понимая это, многие политические и государственные деятели в Европе, Америке и Азии искренне стремились предотвратить или хотя бы отсрочить войну. В 30-е годы шли переговоры о создании системы коллективной безопасности, заключались соглашения о взаимной помощи, о ненападении. И в то же время вновь в мире постепенно, но неуклонно складывались два противостоящих блока держав. Ядро одного из них составляли Германия, Италия и Япония, откровенно стремившиеся к решению своих внутренних экономических, социальных, политических и национальных проблем путем территориальных захватов и грабежа других стран. Второй блок, основу которого составляли Англия, Франция и США, поддерживаемые большими и малыми странами, придерживались политики сдерживания.

Из всей предыдущей истории человечества известно, что в этих условиях исторически неизбежным и нормальным в доядерную эпоху являлось разрешение конфликта интересов великих держав путем войны. В этом отношении Вторая мировая война отличалась от Первой мировой войны лишь возросшими масштабами военных действий и связанных с ними бедствий народов и нередко она представляется как еще один раунд или матч-реванш в борьбе старых геополитических противников. Однако наряду с очевидными чертами сходства между первой и второй мировыми войнами были существенные различия.

Почти все немцы полагали, что в 1919 г. с их страной поступили несправедливо. И ожидали, что, когда Германия примет "Четырнадцать пунктов" и станет демократической республикой, о войне позабудут и произойдет взаимное признание прав. Ей пришлось платить репарации; ее принудительно разоружили; часть территории она потеряла, в других частях находились войска союзников. Почти вся Германия стремилась избавиться от Версальского договора, и немногие видели разницу между аннулированием этого договора и восстановлением той господствующей роли, какую Германия играла в Европе до своего поражения. Обиду испытывала не одна Германия. Венгрия тоже была недовольна мирным урегулированием, хотя ее недовольство мало что значило. Италия, будучи вроде бы в числе победителей, вышла из войны почти с пустыми руками -- так ей, по крайней мере, казалось; итальянский диктатор Муссолини, бывший социалист, называл ее пролетарской страной. На Дальнем Востоке Япония, тоже числившаяся среди победителей, взирала все более неодобрительно на превосходство Британской империи и США. И, по правде говоря, Советская Россия, присоединившись, в конце концов, к тем, кто отстаивал статус-кво, была все же недовольна территориальными потерями, понесенными ею в конце первой мировой войны. Но главной движущей силой среди недовольных была Германия, и Адольф Гитлер стал ее выразителем, с тех пор как вышел на политическую арену.

Все эти обиды и претензии не были опасны в 20-е годы, в короткий период восстановления довоенного экономического порядка, при более или менее неограниченной внешней торговле, устойчивой валюте, частных предприятиях, в деятельность которых государство почти не вторгалось. Но это восстановление было разрушено широкомасштабным экономическим кризисом, разразившимся в 1929 г. Начался катастрофический спад внешней торговли, массовая безработица - свыше 2 млн. безработных в Англии, 6 млн. - в Германии и 15 млн. - в США. Резкий валютный кризис в 1931 г.- с отменой золотого стандарта - пошатнул священный фунт стерлингов. Перед лицом этой бури страны сосредоточили свою деятельность в пределах собственных национальных систем; и тем интенсивнее это происходило, чем более индустриально развитой являлась страна. В 1931 г. германская марка перестала быть свободно конвертируемой валютой, и страна перешла к бартерной внешней торговле. В 1932 г. Великобритания, традиционно придерживавшаяся принципа свободной торговли, установила защитные тарифы и вскоре распространила их на свои колонии. В 1933 г. только что избранный президент Рузвельт осуществил девальвацию доллара и независимо от других стран стал проводить политику оздоровления экономики.

Экономическая борьба началась в значительной степени неожиданно. Сначала это была борьба всех против всех, потом ее характер изменился и разделение мира усилилось. Советская Россия всегда была закрытой экономической системой, хотя это не уберегло ее от последствий мирового кризиса. Некоторые другие великие державы, прежде всего США, а также Британская и Французская империи, могли на худой конец обойтись внутренними ресурсами. Проиграли Германия, Япония и другие крупные индустриальные державы: они не могли себя самостоятельно обеспечить, им требовалось привозное сырье, но кризис лишил их возможности получать его нормальным путем через внешнюю торговлю. Те, кто руководил в этих странах экономикой, несомненно, ощущали, что их страны задыхаются и необходимо создать собственные экономические империи. Японцы избрали простейший путь и ввели свои войска сначала в Маньчжурию, а затем в прибрежные районы Китая. Но у Германии, еще связанной в начале 30-х годов Версальским договором, не было столь простого выхода. Ей пришлось вести борьбу экономическими средствами; это усилило ее изоляцию, автаркию, навязанную волею обстоятельств.

Сначала руководители Германии неохотно вели экономическую борьбу, затем в январе 1933 г. к власти пришел Гитлер. Он воспринял автаркию как благо. Впоследствии велись споры о том, что породило Гитлера и руководимое им движение национал-социализма. Экономическое неблагополучие страны привело Гитлера к власти, но его борьба против Версальского договора уже создала ему определенную репутацию. По его мнению, кризис в Германии был вызван поражением, и те средства, которые помогут преодолеть кризис, приведут Германию и к политической победе. Автаркия укрепит Германию для политических побед, а те в свою очередь будут способствовать дальнейшему развитию автаркии.

Здесь вплоть до второй мировой войны заключено было скрытое противоречие. США и Англия сожалели о необходимости вести экономическую борьбу, считали ее делом временным. Для японцев и немцев экономическая борьба являлась постоянным фактором и единственным способом стать великими державами. Это привело к парадоксальным последствиям. Обычно более сильная держава агрессивнее, беспокойнее, поскольку убеждена, что в состоянии захватить больше, чем имеет.

Возникновению второй мировой войны предшествовали агрессивные действия Японии, Италии и Германии в различных районах земного шара. Страны фашистско-милитаристского блока, объединенного "осью" Берлин -- Рим -- Токио, стали на путь осуществления широкой завоевательной программы. Инициативы Советского Союза, направленные на создание системы коллективной безопасности, по различным причинам не получили поддержки Англии и Франции и не привели к достижению согласованной политики сдерживания агрессии. Скрепив своими подписями в Мюнхене гитлеровский диктат, Чемберлен и Даладье вынесли смертный приговор Чехословакии (сентябрь 1938 г.).

В первые годы, так называемого мирного существования, СССР боролся за установление более или менее приемлемых дипломатических отношений с капиталистическими странами. На протяжении 20-ых, 30-ых годов внешней торговле придавалось не только экономическое, но и политическое значение.

1934 г. - СССР вступает в Лигу Наций, где выступает со своими предложениями относительно создания системы коллективной безопасности и отпора завоевателям, которые, однако, не находят поддержки. В начале 1934 г. Советский Союз выступает с конвенцией об определении нападающей стороны (агрессора), в которой подчеркивалось, что агрессией является вторжение на территорию другой страны с объявлением или без объявления войны, а также бомбардировки территории других стран, нападения на морские суда, блокада берегов или портов. Правительства ведущих держав холодно отнеслись к советскому проекту. Однако Румыния, Югославия, Чехословакия, Польша, Эстония, Латвия, Литва, Турция, Иран, Афганистан, а позднее и Финляндия подписали в СССР этот документ. В 30-ых годах советское правительство активно развивало отношения с фашистской Германией, которые переросли в активную деятельность по организации коллективного отпора агрессивным фашистским государствам. Идея создания системы коллективной безопасности и практическая работа советской дипломатии получили высокую оценку и признание прогрессивной мировой общественности. Вступление в Лигу Наций в 1934 г., заключение союзных договоров с Францией и Чехословакией в 1935г., призывы и конкретные акции в поддержку одной из подвергнувшихся агрессии держав - Эфиопии, дипломатическая и иная помощь законному республиканскому правительству Испании в период итало-германской интервенции, готовность оказать военную помощь по договору Чехословакии против фашистской Германии в 1938г., наконец, искреннее стремление выработать совместные меры опоры агрессии накануне второй мировой войны - такова краткая летопись последовательной борьбы Советского Союза за мир и безопасность.

Тема 15. Вторая мировая война и послевоенное устройство мира

1.

Международные отношения накануне Второй мировой войны. Причины неустойчивости системы международных отношений. Влияние мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. на усиление соперничества ведущих держав. Угроза мировой стабильности со стороны фашистских государств. Внешнеполитическая программа нацистской партии Германии. Причины Второй мировой войны. Начало Второй мировой войны.

2. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны

Политика создания системы коллективной безопасности. Пакт Молотова-Риббентропа и секретные протоколы о разграничении сфер влияния. Нападение Германии на Польшу. Ввод советских войск в Западную Украину и Белоруссию. Война с Финляндией.

Основные этапы Великой Отечественной войны. План «Барбаросса». Неудачи Красной Армии в начальный период войны и их причины. Перестройка жизни страны на военный лад. Оборонительные бои летом и осенью 1941 г. Разгром фашистских войск под Москвой – решающее военно-политическое событие первого года войны. Приказ № 227 от 28 июля 1942 г. «Ни шагу назад». Оборона Сталинграда. Сражения на Кавказе. Коренной перелом в ходе войны и ее победоносное завершение. Всемирно историческое значение и уроки Великой Отечественной войны.

3. Международные отношения после Второй мировой войны. Холодная война: противостояние социалистической и капиталистической систем

Итоги Второй мировой войны. Нюрнбергский трибунал. Создание ООН, ее состав, структура и функции. Причины холодной войны. Фултонская речь У. Черчилля. «Железный занавес». «Доктрина Трумэна». План Маршалла. Бомбардировка Хиросимы и Нагасаки – начало ядерной эпохи. Создание враждебных военно-политических блоков НАТО и ОВД. Гонка вооружений.

1. Вторая мировая война как проявление кризиса современной цивилизации

Зарождение фашизма. Мир накануне Второй мировой войны

Фашизм явился отражением и результатом развития главных противоречий западной цивилизации. Его идеология вобрала в себя (доведя до гротеска) идеи расизма и социального равенства, технократические и этатистские концепции. Эклектическое переплетение различных идей и теорий вылилось в форму доступной популистской доктрины и демагогической политики. Национал-социалистская рабочая партия Германии выросла из «Свободного рабочего комитета за достижение доброго мира» – кружка, основанного в 1915 г. рабочим Антоном Дрекслером. В начале 1919 г. в Германии создаются другие организации национал-социалистского толка. В ноябре 1921 г. создается фашистская партия в Италии, насчитывающая 300 тысяч членов, из них 40% рабочих. Признавая эту политическую силу, король Италии поручил в 1922 г. лидеру этой партии Бенито Муссолини

По тому же сценарию и в Германии фашисты приходят к власти в 1933 г. Руководитель партии Адольф Гитлер (1889-1945) получает должность рейхсканцлера из рук президента Германии Пауля фон Гинденбурга (1847-1934).

С первых шагов фашисты зарекомендовали себя непримиримыми антикоммунистами, антисемитами, хорошими организаторами, способными охватить все слои населения, и реваншистами. Их деятельность едва ли могла быть столь стремительно успешной без поддержки реваншистских монополистических кругов своих стран. Наличие прямых их связей с фашистами не вызывает сомнения хотя бы потому, что рядом на скамье подсудимых в Нюрнберге в 1945 г. оказались главари преступного режима и крупнейшие, хозяйственные магнаты фашистской Германии (Г.Шахт, Г.Крупп). Можно утверждать, что финансовые средства монополий способствовали фашизации стран, укреплению фашизма, призванного не только уничтожить коммунистический режим в СССР (антикоммунистическая идея), неполноценные народы (идея расизма), но и перекроить карту мира, уничтожив Версальскую систему послевоенного устройства (реваншистская идея).

Феномен фашизации ряда европейских стран еще более отчетливо продемонстрировал критическое состояние всей западной цивилизации. По существу это политическое и идейное течение представляло альтернативу ее основам путем сворачивания демократии, рыночных отношений и замены их политикой этатизма, строительства общества социального равенства для избранных народов, культивирования коллективистских форм жизни, антигуманного отношения к неарийцам и т. п. Правда, фашизм не предполагал полное уничтожение Западной цивилизации. Может быть, это в известной мере объясняет относительно лояльное в течение длительного времени отношение правящих кругов демократических стран к этому грозному феномену. Кроме того, фашизм можно отнести к одной из разновидностей тоталитаризма. Западные политологи предложили определение тоталитаризма на основе нескольких критериев, получивших признание и дальнейшее развитие в политологии. Тоталитаризм характеризуется: 1) наличием официальной идеологии, охватывающей наиболее жизненно важные сферы жизни человека и общества и поддерживаемой подавляющим большинством граждан. Эта идеология основана на неприятии существовавшего доселе порядка и преследует задачу сплочения общества для создания нового уклада, не исключая применения насильственных методов; 2) господством массовой партии, построенной на строго иерархическом принципе управления, как правило, с вождем во главе. Партии – выполняющей функции контроля за бюрократическим государственным аппаратом или растворяющейся в нем; 3) наличием развитой системы полицейского контроля, пронизывающего все общественные стороны жизни страны; 4) практически полным контролем партии над средствами массовой информации; 5) полным контролем партии над силовыми структурами, прежде всего армией; 6) руководством центральной власти хозяйственной жизнью страны.

Подобная характеристика тоталитаризма применима как к режиму, сложившемуся в Германии, Италии и других фашистских странах, так и во многом к сталинскому режиму, сложившемуся в 30-е годы в СССР. Не исключено и то, что подобная схожесть различных обличий тоталитаризма затрудняла осознание опасности, исходящей от этого чудовищного явления, политиками, находившимися во главе демократических стран в тот драматический период новейшей истории.

Уже в 1935 г. Германия отказалась от выполнения военных статей Версальского договора, за которым последовала оккупация Рейнской демилитаризованной зоны, выход из Лиги Наций, помощь Италии в оккупации Эфиопии (1935-1936), интервенция в Испании (1936-1939), аншлюсс (или присоединение) Австрии (1938), расчленение Чехословакии (1938-1939) в соответствии с Мюнхенским соглашением и т. п. Наконец в апреле 1939 г. Германия в одностороннем порядке расторгает англо-германское морское соглашение и договор о ненападении с Польшей, так возник casus belli (повод к войне).

Вторая мировая война

Внешняя политика стран перед войной. Окончательно Версальская система пала перед началом Второй мировой войны, к которой Германия достаточно основательно была готова. Так, с 1934 по 1939 г. военное производство в стране увеличилось в 22 раза, численность войск – в 35 раз, Германия вышла на второе место в мире по объему промышленного производства и т. д.

В настоящее время у исследователей нет единого взгляда на геополитическое состояние мира накануне Второй мировой войны. Часть историков (марксистов) продолжает настаивать на двухполисной характеристике. По их мнению, в мире имелись две социально-политические системы (социализм и капитализм), а в рамках капиталистической системы мировых отношений – два очага будущей войны (Германия – в Европе и Япония – в Азии), Значительная часть историков полагает, что накануне Второй мировой войны существовали три политические системы: буржуазно-демократическая, социалистическая и фашистско-милитаристская. Взаимодействие этих систем, расклад сил между ними могли обеспечить мир или сорвать его. Возможный блок буржуазно-демократической и социалистической систем был реальной альтернативой Второй мировой войне. Однако мирного альянса не получилось. Буржуазно-демократические страны не пошли на создание блока до начала войны, ибо их руководство продолжало рассматривать советский тоталитаризм как наибольшую угрозу основам цивилизации (результат революционных изменений в СССР, включая и 30-е годы), чем его фашистский антипод, открыто провозгласивший крестовый поход против коммунизма. Попытка СССР создать систему коллективной безопасности в Европе закончилась подписанием договоров с Францией и Чехословакией (1935). Но и эти договоры не были приведены в действие в период оккупации Германией Чехословакии в силу противодействующей им «политики умиротворения», проводившейся в те время большинством европейских стран в отношении Германии.

Германия же в октябре 1936 г. оформила военно-политический союз с Италией («Ось Берлин – Рим»), а через месяи между Японией и Германией был подписан Антикоминтерновский пакт, к которому через год (6 ноября 1937 г.) присоединилась Италия. Создание реваншистского альянса заставило активизироваться страны буржуазно-демократического лагеря. Однако лишь в марте 1939 г. Англия и Франция приступили к переговорам с СССР о совместных действиях против Германии. Но соглашение так и не было подписано. Несмотря на полярность трактовок причин несостоявшегося союза антифашистских государств, одни из которых перекладывают вину за необуздание агрессора на капиталистические страны, другие относят на счет политики руководства СССР и т. д., очевидно одно – умелое использование фашистскими политиками противоречий между антифашистскими странами, что и привело к тяжким для всего мира последствиям.

Начало Второймировой войны. Непосредственным предлогом к нападению на Польшу явилась достаточно откровенная провокация Германии на их совместной границе (г. Гливиц), после чего 1 сентября 1939 г. 57 немецких дивизий (1,5 млн. человек), около 2500 танков, 2000 самолетов вторглись на территорию Польши. Началась Вторая мировая война.

Англия и Франция объявили войну Германии уже 3 сентября, не оказав, впрочем, реальной помощи Польше. С 3 по 10 сентября в войну против Германии вступили Австралия, Новая Зеландия, Индия, Канада; США объявили о нейтралитете, Япония заявила о невмешательстве в Европейскую войну.

Первый этап войны. Таким образом, Вторая мировая начачалась как война между буржуазно-демократическим и фашистско-милитаристским блоками. Первый этап войны датируется 1 сентября 1939 г. – 21 июня 1941 г., в начале которого немецкая армия до 17 сентября оккупировала часть Польши, выйдя на линию (города Львов, Владимир-Волынский, Брест-Литовск), обозначенную одним из упоминавшихся тайных протоколов пакта Молотова – Риббентропа.

До 10 мая 1940 г. Англия и Франция не вели практически военных действий с противником, поэтому этот период получил название «странная война». Пассивностью союзников воспользовалась Германия, расширяя агрессию, оккупировав в апреле 1940 г. Данию и Норвегию и перейдя в наступление от берегов Северного моря до «линии Мажино» 10 мая того же года. В течение мая капитулировали правительства Люксембурга, Бельгии, Голландии. А уже 22 июня 1940 г. Франция была вынуждена подписать перемирие с Германией в Компьене. В результате фактической капитуляции Франции было создано на ее юге коллаборационистское государство во главе с маршалом А. Петеном (1856-1951) и административным центром в г. Виши (так называемый «вишистс-кий режим»). Францию сопротивляющуюся возглавил генерал Шарль де Голль ( 1890-1970).

10 мая произошли изменения и в руководстве Великобритании, главой Военного кабинета страны был назначен Уинстон Черчилль (1874-1965), чьи антигерманские, антифашистские и, конечно, антисоветские настроения были хорошо известны. Период «странной воины» закончился.

С августа 1940 г. по май 1941 г. немецкое командование организовало систематические авиационные налеты на города Англии, пытаясь заставить ее руководство выйти из войны. В результате за это время на Англию было сброшено около 190 тысяч фугасных и зажигательных бомб, а к июню 1941 г. на море была потоплена треть тоннажа ее торгового флота. Усилила натиск Германия и на страны Юго-Восточной Европы. Присоединение к Берлинскому пакту (соглашению Германии, Италии и Японии от 27 сентября 1940 г.) болгарского профашистского правительства обеспечило успех агрессии против Греции и Югославии в апреле 1941 г.

Италия в 1940 г. развивала военные действия в Африке, наступая на колониальные владения Англии и Франции (Восточная Африка, Судан, Сомали, Египет, Ливия, Алжир, Тунис). Однако в декабре 1940 г. англичане принудили итальянские войска к капитуляции. Германия поспешила на помощь союзнику.

Политика СССР на первом этапе войны не получила единой оценки. Значительная часть российских и иностранных исследователей склонна трактовать ее как пособническую в отношении Германии, на что дают основание соглашение СССР и Германии в рамках пакта Молотова – Риббентропа, а также достаточно тесное военно-политическое, торговое сотрудничество двух стран вплоть до начала агрессии Германии против СССР. На наш взгляд, в такой оценке превалирует в большей степени стратегический подход на общеевропейском, глобальном уровне. В то же время точка зрения, обращающая внимание на выгоды, полученные СССР от сотрудничества с Германией на первом этапе Второй мировой войны, несколько корректирует эту однозначную оценку, позволяя говорить об известном укреплении СССР в рамках выигранного им времени для подготовки к отражению неминуемой агрессии, что в конечном счете обеспечило последующую Великую победу над фашизмом всего антифашистского лагеря.

Масштабы войны и ее причины. Вторая мировая война стала самым крупным военным конфликтом в истории че­ловечества. Военные действия велись на территории 40 государств Европы, Азии и Африки, охватили огромные пространства четырех океанов и прилегающих к ним мо­рей. В орбиту войны оказались втянутыми 61 государство с населением 1 млрд 700 млн человек, то есть 4/5 населе­ния земного шара. Под ружье было поставлено 110 млн человек. Вторая мировая война продолжалась шесть лет, сопровождаясь гибелью массы людей и многочисленными разрушениями.

По своим глубинным истокам вторую мировую войну следует рассматривать как всплеск глобального кризиса системы международных отношений первой половины XX века. Результаты первой мировой войны, воплощенные в Версальско-Вашингтонской системе (1919-1922 гг.), а так­же победа большевиков в России не позволили восстано­вить стабильное равновесие сил на международной арене. Мир раскололся на социалистический и капиталистичес­кий лагеря, а последний - на торжествующие державы-победительницы и униженные проигравшие страны. При этом две крупнейшие и быстро восстанавливавшиеся эко­номические державы: СССР и Германия - были поставле­ны как бы вне системы цивилизованных государств, в по­ложение международных «париев». Сформировавшиеся в них тоталитарные режимы объединяло неприятие обще­человеческих ценностей, «буржуазных демократий» и Вер­сальско-Вашингтонской системы, стремление к социаль­ному (и национальному - в Германий) мессианству. «Гене­тически» их объединяло и то, что глобальный кризис сфе­ры международных отношений явился важной предпосыл­кой победы большевистского и фашистского режимов, а во многом - и условием их существования.

Разница между ними состояла, в частности, в том, что победе большевиков непосредственно способствовала пер­вая мировая война, а фашистов - ее результаты и рост влияния коммунистов. Формирование тоталитарного режи­ма в Германии заняло лишь три года по сравнению с двумя десятилетиями в Советском Союзе. Быстро решив свои внутриполитические проблемы, нацисты сделали ставку на внешнюю экспансию. Средством реализации их идео­логической доктрины, базировавшейся на тезисе о расо­вом превосходстве «арийцев» над другими народами, а также способом решения внутренних социально-эконо­мических проблем А. Гитлер открыто провозглашал вой­ну. Уже в 1933 г. Германия вышла из Лиги Наций, в 1935 г. - ввела всеобщую воинскую повинность и разор­вала свои обязательства по Версальскому договору, воз­вратила (через плебисцит) Саарскую область. В 1936 г. германские войска вступили в демилитаризованную Рей­нскую область, в 1938 г. был произведен аншлюс Авст­рии. Фашистская Италия в 1935-1936 гг. захватила Эфиопию, а в 1936-1939 гг. осуществила вооруженное вмешательство совместно с Германией в гражданскую вой­ну в Испании, где им впервые противостояли не только леводемократическая мировая общественность, но и СССР.

Обострилась обстановка и в Азии. В 1931-1932 гг. Япо­ния аннексировала Маньчжурию, а в 1937 г. начала масш­табную войну против Китая и захватила Пекин, Шанхай и другие важнейшие центры страны. Таким образом, в меж­военный период произошло до 70 региональных войн и ло­кальных вооруженных конфликтов.

Росту международной нестабильности способствовала слабость сил, заинтересованных в сохранении Версальско-Вашингтонской системы. Традиционный русско-французс­кий союз, сдерживавший Германию, исчез после 1917 г., изоляционистские настроения возобладали в США. Вер­сальская система опиралась главным образом лишь на Францию и Англию. Однако стремление этих стран сохра­нить статус-кво в Европе сводилось на нет как существо­вавшими между ними противоречиями, так и не готовностью их правящих элит к активным действиям по пресече­нию агрессоров. Пассивно-выжидательная позиция Анг­лии и Франции объяснялась не только относительной не­стабильностью их внутреннего положения, но, прежде всего, стремлением использовать Германию против большевистс­кой угрозы. Именно поэтому они проводили политику «уми­ротворения», фактически поощрявшую агрессивные дей­ствия Гитлера. Апогеем данной политики явились Мюн­хенские соглашения (сентябрь 1938 г.), которые санкцио­нировали передачу Германии важнейшей в промышлен­ном и военном отношении Судетской области, оставив тем самым Чехословакию практически беззащитной.

Мюнхен явился крупнейшим стратегическим просчетом западной демократии, открывшим дорогу вооруженной эк­спансии фашизма и приблизившим начало «большой вой­ны» в Европе. В марте 1939 г. немецкие войска оккупиро­вали Чехию и Моравию (в Словакии было создано марионе­точное государство), а затем литовский порт Клайпеду (Ме-мель). В апреле Италия захватила Албанию. В Испании гражданская война закончилась победой фашистского ре­жима Франко. Быстро росла и укреплялась немецкая ар­мия. Захваченным в Чехословакии оружием Гитлер мог вооружить до 40 своих дивизий, а заводы «Шкода» выпус­кали столько же вооружения, сколько вся Великобрита­ния. Соотношение сил в Европе стремительно изменялось.

В ответ Англия и Франция вынуждены были форсиро­вать свои военные программы, договориться о взаимопомо­щи и предоставить гарантии некоторым европейским стра­нам против возможной агрессии. В воздухе запахло войной, но значительная часть правящих элит Англии и Франции все еще не теряла надежды направить устремления Гитле­ра на Восток и после оккупации Чехословакии ожидала германо-советского конфликта.

Между тем, Германия еще не была готова к большой войне с СССР, и Гитлер избрал западный вариант. Нацис­тская стратегия экспансии предусматривала, что после оккупации Чехословакии до осени 1939 г. будет захвачена Польша, в 1940-1941 гг. настанет очередь Франции, а затем и Англии. Конечной целью провозглашалось «объе­динение» Европы и установление фашистского господства на Американском континенте. Поскольку свои собствен­ные захватниче-ские планы имели также фашистская Ита­лия и милитаристская Япония, между двумя этими стра­нами и Германией сложился союз агрессоров. Еще в ок­тябре 1936 г. был подписан итало-германский протокол о сотрудничестве, получивший название «ось Берлин-Рим». В ноябре того же года Германия и Япония заключили «Антикоминтерновский пакт». Через год к нему присое­динилась Италия. Возникла «ось Берлин - Рим - Токио». Агрессивный блок был создан с целью подготовки и развя­зывания войны за передел мира.

Ответственность за близорукую политику «умиротворе­ния» несли прежде всего правительства Англии и Фран­ции. Но не только они. Сказалась и общая недооценка фашист-ской угрозы (2 января 1939 г. американский жур­нал «Тайме» объявил Гитлера «человеком года»), и не безосновательная (в перспективе) боязнь коммунис*ичес-кой экспансии, и, наконец, известный «национальный эго­изм» ведущих европейских народов. Проведенный в ок­тябре 1938 г. во Франции опрос общественного мнения показал, что 57% опрошенных одобряли Мюнхенские со­глашения, и лишь 37% выступали против них.

Драматические перемены произошли и во внешней по­литике СССР. Весной 1939 г. советское руководство про­извело резкое изменение своей внешнеполитической стра­тегии, избрав курс на сближение с Берлином. 23 августа после трехчасовых переговоров в Москве был подписан так называемый «пакт Риббентропа-Молотова». К догово­ру о ненападении прилагался секретный протокол, пре­дусматривавший «разграничение сфер обоюдных интере­сов в Восточной Европе».

Эти документы кардинально изменили не только совет­скую внешнюю политику, но и ситуацию в Европе в це­лом. Теперь сталинское руководство превратилось в союз­ника Германии по разделу Европы. Тем самым было уст­ранено последнее препятствие для начала новой глобаль­ной войны за передел мира.

Характер боевых действий. Вторая мировая война от­личалась от первой самим характером боевых операций. Если первая была по преимуществу позиционной войной, в которой оборона была сильней атаки, то во время второй применение танков, авиации, моторизация армий и усиление их огневой мощи позволили пробивать оборону про­тивника. Война стала более маневренной, а боевые действия более динамичными, вырос их географический размах.

Для стран - фашистских государств, вставших на путь агрессии, вторая мировая война была захватнической. Эк­спансионистская политика этих стран приводила к лик­видации на оккупированных территориях демократичес­ких порядков, возникновению расового и национального угнетения. Поэтому все те народы, которые вели борьбу с агрессорами, вели войну справедливую, освободительную, вне зависимости от того, какими были мотивы этой борь­бы для каждого из ее участников. При этом нужно иметь в виду, что среди стран антигитлеровской коалиции ока­залось и тоталитарное государство - СССР. Для советско­го народа антифашистская война не стала движением к демократии, скорее наоборот, война способствовала ук­реплению тоталитаризма. Но это нисколько не умаляет той роли, которую народы СССР сыграли в войне, не уменьшает их вклад в разгром фашизма.

Периодизация войны. Хронологически вторую мировую войну можно разделить на три больших периода. Первый период продолжался с 1 сентября 1939 г. до июня 1942 г. Для него характерен расширяющийся масштаб войны при сохранении превосходства сил агрессоров. Второй период длился с июня 1942 г. по январь 1944 г. - это время перело­ма в ходе войны, в рамках которого инициатива и превос­ходство в силах постепенно оказались в руках антигитле­ровской коалиции. Третий - с января 1944 г. до 2 сентября 1945 г. - заключительный этап войны, в течение которо­го закрепилось превосходство стран антигитлеровской ко­алиции, их армиям удалось разгромить противника, а кризис режимов государств - агрессоров перерос в их крах.

В исторической литературе существует точка зрения, со­гласно которой война для Советского Союза началась задолго до нападения Германии. Ее сторонники полагают, что аннек­сия Прибалтики, захватническая война с Финляндией, при­соединение Западной Украины, Западной Белоруссии и Бесса­рабии можно также обозначить как эпизоды второй мировой войны, а значит это было прямое участие СССР в мировом конфликте. Данные исследователи ставят вопрос о правомер­ности периодизации событий 1939 - 1945 гг. на «вторую мировую» «Великую Отечественную войну». По их мнению, все, что делало советское руководство в 1939 - 1945 гг. - это вынашивание и реализация агрессивных планов «историчес­кого» реванша, именуемого в соответствии с тогдашней идео­логией «расширением» социализма. Только после 22 июня 1941 г. характер войны для Советского Союза изменился, - она стала народной, освободительной. Несмотря на это, учас­тие СССР во второй мировой войне продолжилось. По ее ито­гам советской политической элите действительно удалось рас­ширить сферу своего влияния, распространив его на некото­рые районы Центральной и Восточной Европы.

МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС 1929-1933 ГГ. ПРИХОД ГИТЛЕРА К ВЛАСТИ И НАЧАЛО ФАШИСТСКОЙ АГРЕССИИ

Одна из существенных особенностей функционирования рыноч­ной экономики - циклическая повторяемость экономических явле­ний. Речь идет в данном случае о циклических кризисах, сопровож­давших историю капитализма с начала XIX в. вплоть до настоящего времени. Сегодня ученые-экономисты располагают достаточным массивом материала, чтобы ответить на вопрос о природе этого грозного явления и что представляется наиболее существенным - выработать рекомендации по его предотвращению.

Формирование государственно-монополистическогокапитализма

Бурное развитие производства под воздействием НТР рубежа XIX-XX вв. усилило процесс его концентрации и централизации, процесс образования мо­нополистических объединений. Сращи­вание промышленного и банковского капитала привело к образо­ванию крупнейших финансовых групп, занявших ключевые пози­ции в основных отраслях хозяйственной жизни. Всемогущие кор­порации не замедлили вмешаться во внутреннюю и внешнюю по­литику своих государств, поставив ее под свой контроль. Начался процесс складывания государственно-монополистического капи­тализма, приобретший особый размах в период Первой и Второй мировых войн.

Монополии как мощнейшие субъекты хозяйства в погоне за прибылью все более активно влияли на сферу ценообразования. Это приводило не только к возникновению серьезных диспропор­ций в рамках национального хозяйства отдельных стран, но и уси­ливало международные экономические противоречия. Таким об­разом экономические кризисы XX в. связаны главным образом не с гипотетическими сбоями в сфере товарного, денежного обра­щения, а с корыстной политикой монополий. Именно это и опре­делило особенности протекания кризисов, их цикличность, мас­штабы, глубину, протяженность и последствия. Так, в первой по­ловине XX в. кризисы становятся более частым явлением по срав­нению с предыдущим периодом, в то время как стадии оживления и роста - менее продолжительными. До Первой мировой войны были отмечены два значительных кризиса: уже упоминавшийся кризис 1900-1901 гг., кризис 1907 г., а также предкризисное состояние 1913-1914 гг. В межвоенный период имели место три крупных кризиса общего перепроизводства: 1920-1921 гг., 1929-1933 гг., 1937-1938 гг. При этом на стадиях экономиче­ских подъемов в 20-30-е гг. в большинстве стран сохранялись безработица и инфляция, приобретшие постоянный, хронический характер, чего не наблюдалось ранее.

Экономический кризис 1929-1933 гг. наиболее затяжным, глубоким и всеохватывающим стал кризис 1929-

1933гг., от которого наиболее постра­дали США и Германия. Так, промышленное производство в США сократилось за эти годы на 46,2%, в Германии - на 40,2%, во Франции - на 30,9%, в Англии - на 16,2%. Кризис захватил все страны мира, причем показатели падения производства в менее развитых странах зачастую были более глубокими, чем у четверки экономических лидеров. Например, индекс промышленного про­изводства в Чехословакии снизился на 40%, в Польше - на 45%, в Югославии - на 50% и т.д. Невиданного размаха достигла без­работица. Так, только, по официальным данным, в 32 странах число безработных за три года кризиса (1929-1932) увеличилось с 5,9 млн. до 26,4 млн., происходило массовое разорение ферме­ров и т.д.

Борьба с кризисом, поиски новых методов и форм противо­действия ему определили генеральную линию политики прави­тельств всех стран. На первых порах антикризисная политика ру­ководствовалась известным либеральным подходом. Однако вскоре стало очевидным, что доктрина "невмешательства" госу­дарства в экономическую жизнь, основанная на концепции рыноч­ного саморегулирования, непригодна в современных условиях.

Варианты выхода из кризиса

В связи с этим с начала 30-х гг заметно возрастает активность государства в хозяйственной и социальной сферах,

ярко проявляется тенденция к развитию государственно-монополистического капитализма. Однако в различных странах степень вмешательства государства определялась особенностями их исторического развития, уровнем и спецификой социально-экономических и политических отношений. Тем не менее можно условно выделить три главных направления, три варианта, в рам­ках которых развивался данный феномен. Свое наиболее яркое выражение один из них (либерально-реформистский) получил в антикризисной политике " нового курса " президента Ф. Рузвель­та в США; второй (социал-реформистский) - характерен для Скандинавских стран, Франции; третий (тоталитарный) вариант государственного регулирования наиболее полно был использо­ван в Германии.

Американский вариант опирался в значительной мере на тра­диции либеральной экономической доктрины, и потому упор де­лался на косвенные методы воздействия на хозяйственную и об­щественную сферы жизни. Проведенные Рузвельтом банковская и финансовая реформы послужили исходным пунктом последую­щих преобразований. С помощью сильной бюджетной и кредитно-денежной политики государство осуществляло крупные инвести­ционные мероприятия, направленные на достижение оптимальных темпов экономического роста; устраняло социальную напряжен­ность, финансируя программы помощи безработным, организуя общественные работы и т.п. Политика государственного финан­сирования дополнялась комплексом правовых актов, умелым ре­гулированием налоговой системы, протекционистскими меро­приятиями и т.п.

Несмотря на то, что результаты этого направления ощущались не моментально, а лишь по истечении достаточно длительного срока, он оказался весьма приемлемым в обозримой перспективе. Так, к началу Второй мировой войны США практически полностью оправились от последствий кризиса, впрочем как и Великобрита­ния, так и ряд стран, применивших политику "нового курса". Сле­дует отметить, что это направление избрали страны с более высо­ким уровнем экономического развития и прочными демократиче­скими традициями.

Социал-реформистское направление характеризовалось соче­танием усиления регулирующей роли государства и "социали­зацией" экономики, т.е. переходом отдельных предприятий и от­раслей хозяйства к государству. Так, в 30-е годы в Швеции, Да­нии, Норвегии значительно вырос государственный сектор в эко­номике. Социал-демократические правительства этих стран по­ставили под контроль государства внешнюю торговлю и вывоз капитала, облегчили условия кредитования производства путем снижения ссудного процента, финансировали капитальное строи­тельство, сельскохозяйственное производство и т. д. Эти меро­приятия подкреплялись не менее сильной социальной политикой, предусматривавшей существенное улучшение пенсионного обес­печения, создание системы государственного страхования, изда­ние законов по охране материнства и детства, развитие трудового законодательства, наконец, государственное финансирование жи­лищного строительства.

Аналогичные тенденции в государственном регулировании проявились во Франции и Испании после прихода к власти в них левых антифашистских сил.

Это направление было характерно для стран, где по разным причинам буржуазия не располагала широкими возможностями социально-экономического маневрирования и в то же время были сильны позиции левых партий. Следует отметить, что этот вари­ант также не приводил к моментальным положительным результа­там. Более того, не во всех странах реформаторам удавалось со­хранить оптимальный баланс в мероприятиях, т.е. удовлетворить потребности различных социальных групп граждан, в условиях жестокого кризиса. Это создавало неустойчивость внутриполити­ческой обстановки, лишало реформы последовательности, а ино­гда и прерывало их, как это случилось в Испании и Франции с победой правых сил. Тем не менее направление государственно-монополистического капитализма оказалось весьма перспектив­ным, ибо сегодня мы имеем феномен "шведского социализма" процветающих стран Скандинавии.

Наконец, иная картина наблюдалась в странах, применивших то­талитарное направление, как Германия.

Фашизм явился отражением и результатом развития главных противоречий западной цивилизации. Его идеология вобрала в себя (доведя до гротеска) идеи расизма и социального равенства, технократические и этатистские концепции. Эклектическое пере­плетение различных идей и теорий вылилось в форму доступной популистской доктрины и демагогической политики. Национал-социалистская рабочая партия Германии выросла из "Свободного рабочего комитета за достижение доброго мира" - кружка, осно­ванного в 1915 г. рабочим Антоном Дрекслером. В начале 1919 г. в Германии создаются другие организации национал-социалистского толка. В ноябре 1921 г. создается фашистская партия в Италии, насчитывающая 300 тысяч членов, из них 40% рабочих. Признавая эту политическую силу, король Италии пору­чил в 1922 г. лидеру этой партии Бенито Муссолини (1883-1945) сформировать кабинет министров, который с 1925 г. становится фашистским.

По тому же сценарию и в Германии фашисты приходят к вла­сти в 1933 г. Руководитель партии Адольф Гитлер (1889-1945)

получает должность рейхсканцлера из рук президента Германии Пауля фон Гинденбурга (1847-1934).

С первых шагов фашисты зарекомендовали себя непримири­мыми антикоммунистами, антисемитами, хорошими организато­рами, способными охватить все слои населения, и реваншистами. Их деятельность едва ли могла быть столь стремительно успеш­ной без поддержки реваншистских монополистических кругов своих стран. Наличие прямых их связей с фашистами не вызывает сомнения хотя бы потому, что рядом на скамье подсудимых в Нюрнберге в 1945 г. оказались главари преступного режима и крупнейшие хозяйственные магнаты фашистской Германии (Г.Шахт, Г.Крупп). Можно утверждать, что финансовые средства монополий способствовали фашизации стран, укреплению фа­шизма, призванного не только уничтожить коммунистический ре­жим в СССР (антикоммунистическая идея), неполноценные наро­ды (идея расизма), но и перекроить карту мира, уничтожив Вер­сальскую систему послевоенного устройства (реваншистская идея).

феномен фашизации ряда европейских стран еще более от­четливо продемонстрировал критическое состояние всей запад­ной цивилизации. По существу это политическое и идейное тече­ние представляло альтернативу ее основам путем сворачивания демократии, рыночных отношений и замены их политикой этатизма, строительства общества социального равенства для избран­ных народов, культивирования коллективистских форм жизни, антигуманного отношения к неарийцам и т. п. Правда, фашизм не предполагал полное уничтожение Западной цивилизации. Мо­жет быть, это в известной мере объясняет относительно лояльное в течение длительного времени отношение правящих кругов де­мократических стран к этому грозному феномену. Кроме того, фашизм можно отнести к одной из разновидностей тоталитариз­ма. Западные политологи предложили определение тоталитариз­ма на основе нескольких критериев, получивших признание и дальнейшее развитие в политологии. Тоталитаризм характеризу­ется:

1) наличием официальной идеологии, охватывающей наибо­лее жизненно важные сферы жизни человека и общества и под­держиваемой подавляющим большинством граждан. Эта идеоло­гия основана на неприятии существовавшего доселе порядка и преследует задачу сплочения общества для создания нового ук­лада, не исключая применения насильственных методов;

2) гос­подством массовой партии, построенной на строго иерархиче­ском принципе управления, как правило, с вождем во главе. Пар­тии - выполняющей функции контроля за бюрократическим го­сударственным аппаратом или растворяющейся в нем;

3) наличи­ем развитой системы полицейского контроля, пронизывающего все общественные стороны жизни страны;

4) практически полным контролем партии над средствами массовой информации;

5) пол­ным контролем партии над силовыми структурами, прежде всего армией;

6) руководством центральной власти хозяйственной жиз­нью страны.

Подобная характеристика тоталитаризма применима как к ре­жиму, сложившемуся в Германии, Италии и других фашистских странах, так и во многом к сталинскому режиму, сложившемуся в 30-е годы в СССР. Не исключено и то, что подобная схожесть раз­личных обличий тоталитаризма затрудняла осознание опасности, исходящей от этого чудовищного явления, политиками, находив­шимися во главе демократических стран в тот драматический пе­риод новейшей истории.

Уже в 1935 г. Германия отказалась от выполнения военных статей Версальского договора, за которым последовала оккупа­ция Рейнской демилитаризованной зоны, выход из Лиги Наций, помощь Италии в оккупации Эфиопии (1935-1936), интервенция в Испании (1936-1939), аншлюсе (или присоединение) Австрии (1938), расчленение Чехословакии (1938-1939) в соответствии с Мюнхенским соглашением и т. п. Наконец в апреле 1939 г. Гер­мания в одностороннем порядке расторгает англо-германское морское соглашение и договор о ненападении с Польшей, так возник casus belli (повод к войне).

Следует прежде всего отме­тить, что либерально-реформистская и социал-реформистская моде­ли основывались на системе рыночных отношений, а тоталитарная по существу максимально их устраняла. Этот принципиально иной хо­зяйственный механизм, характеризовавшийся сверхцентрализа­цией, сложился в 30-40-е гг. также в Италии, Японии, Испании (после победы генерала Франко (1892-1975) и некоторых других странах. Все они пытались решить не столько задачу выхода из кризиса, сколько преследовали более дальнюю цель вооруженно­го передела мира. А точнее - сверхзадача передела мира опре­деляла путь и методы выхода из кризиса.

Главной чертой антикризисной политики таким образом ста­новится тотальная милитаризация народного хозяйства. С этой целью фашистские государства широко использовали наряду с косвенными прямые методы вмешательства. Причем последние, как правило, по мере развития государственного вмешательства,

становились преобладающими. Достаточно сказать, что в назван­ных странах наблюдается постоянное увеличение государственно­го сектора в экономике. Помимо предприятий собственно воен­ной промышленности произошло огосударствление сырьевых от­раслей, топливно-энергетической базы, транспорта и т.д. Наряду с этим проводилось принудительное картелирование (вхождение отдельных предприятий в состав крупных монопольных объеди­нений, тесно связанных с государством). На этой основе постоян­но увеличивалась доля государственного заказа, развивались элементы директивного экономического планирования.

В результате такой политики уже через год в Германии исчез­ла безработица, от которой продолжали страдать страны, из­бравшие другие модели государственно-монополистического ка­питализма. Показатели экономического роста, особенно в отрас­лях тяжелой промышленности, резко пошли вверх. Эта модель дала моментальный положительный эффект, выгодно отличаю­щий ее от остальных моделей. Следует отметить и то, что после окончания кризиса 1929-1933 гг. большинство стран, за исклю­чением Германии и Японии, находились в состоянии достаточно продолжительной депрессии, ощущая воздействие возвратных кризисных явлений.

И тем не менее, несмотря на великолепные показатели эконо­мического роста, Германия стояла на грани экономической ката­строфы: не следует забывать, что в основе ее процветания лежа­ла искусственно раскрученная военная конъюнктура, сворачива-ние рынка на основе принудительной сверхцентрализации народ­ного хозяйства. Продолжение политики милитаризации нацио­нального хозяйства не только не решало проблему восстановле­ния оптимальных хозяйственных пропорций, расширения внут­реннего и внешнего рынка, оздоровления финансовой системы, гармонизации социальных отношений и пр., но напротив, загоня­ло эти проблемы в тупик. Только развязывание внешней агрессии могло отодвинуть неотвратимую экономическую катастрофу. По­этому уже с 1935 г. Германия, другие фашизирующиеся страны все более активно втягиваются в военные конфликты и в конеч­ном счете начинают самую широкомасштабную за всю историю человечества Вторую мировую войну.

Милитаризация фашистских стран вызвала усиление процесса гонки вооружений в мире. В связи с этим в таких странах, как США, Англия, Франция и другие, проявилась перед войной тенденция к усилению государственно-монополистического капита­лизма. Однако это не изменило их хозяйственный механизм по типу тоталитарной модели.

В период Второй мировой войны, как уже отмечалось, шло быстрое развитие государственно-монополистического капита­лизма, заметно возросло вмешательство государств в экономиче­скую жизнь. Однако с ее завершением наблюдался обратный про­цесс, что свидетельствует об экстраординарности данного явле­ния. Подтверждением этого может быть отказ ряда стран от ис­пользования государственно-монополистического капитализма с централизованным хозяйственным механизмом и возвращение их к рыночной системе. Ее эффективность подтвердилась наличием довольно длительных периодов быстрого экономического роста в этих странах, получивших название немецкого, японского, италь­янского "экономического чуда".

Внешняя политика СССР накануне IIмировой войны.

1. Международная обстановка накануне второй мировой войны.

2. Международные отношения СССР с Англией, США и Францией.

3. Советско-германские отношения.

4. Развитие отношений СССР с малыми государствами.

5. Оценка внешней политики СССР 30 - 40 г.г.

6. Список литературы.

Международная обстановка накануне второй мировой войны.

За период между концом первой и началом второй мировой войны в расстановке сил в мировом сообществе произошли качественные изменения: возникновение первого социалистического государства, обострение противоречий между мировыми метрополиями и колониями, восстановление и новый быстрый экономический подъем побежденного в первой мировой войне и неудовлетворенного своим положением в мире государства - Германии. Следствием этих изменений на международной арене явилось перемена характера приближающегося конфликта. Из спора между империалистическими державами за передел мира, какой, по мнению В.И. Ленина, была первая мировая, приближающаяся война должна была превратиться в арену противодействия и сталкивания интересов как империалистических государств между собой, так и всего блока с государством иной социально-экономической формации - Советским Союзом. Именно это обстоятельство, на мой взгляд, определило политику ведущих капиталистических государств и СССР накануне второй мировой войны.

2 Международные отношения СССР с Англией, США и Францией .

В конце 30-х годов Англия и ее союзники занимали по отношению к СССР открыто враждебную позицию. Несмотря на провал мюнхенского соглашения и вынужденное вступление в войну с Германией, политика англо-французского блока и поддерживавших его соединенных штатов Америки носила резко антисоветский характер. Это проявилось и во время польских событий в сентябре 1939 г., и в различных происках на Балканах, Ближнем и Дальнем Востоке, в активной помощи реакционным правительством Финляндии и прибалтийских стран, в исключении СССР из Лиги наций за финскую войну и во многих других антисоветских действиях.

1 сентября 1939 г. Германия приступила к войне против Польши, которая и дала начало Второй мировой войне. В международных отношениях образовался сложный узел противоречий: страны демократии (Англия, Франция, США) – СССР – страны фашистского блока(Германия, Италия, Япония).

Немалая доля ответственности предвоенного политического кризиса ложится на правящие круги Англии и Франции. Та осторожность, а то и просто недоверие к внешнеполитическому курсу СССР, которые демонстрировали правительства Великобритании, Франции, США и других стран, вызывались многими причинами. Но одна из них, несомненно, была вызвана внутриполитическим положением СССР. В правящих кругах запада чувствовался страх перед непредсказуемыми решениями советского руководства во внешней политике и перед террористическим режимом, установленным Сталиным внутри страны. Трудно уйти от вывода, что именно в этот сложный момент советских руководителей покинуло также чувство реализма и выдержки. Видимо, к данной позиции Сталина и его окружения вполне применимы слова А.Н.Яковлева: «Оправдывать собственные падения грехами других – путем не к честному самопознанию и обновлению, а к историческому беспамятству».

Советское руководство не могло не знать, что мюнхенский договор – не последний внешнеполитический шаг западных держав. Оно было осведомлено о глобальных планах Гитлера. Поэтому наряду с политикой Англии и Франции сталинизм стал одной из основных причин, по которой Советский Союз не был готов к соглашению с этими странами о совместных действиях против фашизма.

Делая в реализации своих агрессивных замыслов основную ставку на военную силу, Гитлер придавал большое значение и дипломатическим средствам. На внешнеполитический аппарат фашистского рейха была возложена задача предотвращения возможности объединения против германской агрессии СССР, Франции и Великобритании. Пользуясь реакционными настроениями британских правящих кругов, нацисты стремились убедить их в том, что Германия желает жить с Великобританией в мире и дружбе и думает лишь о борьбе против Советского Союза. У значительной части британских правящих кругов эти заверения нацистского руководства вызывали доверие и находили поддержку. Они были склонны рассматривать Германию как союзника. Чемберлен верил, что сможет договориться с Гитлером о разделе сфер влияния, и германская агрессия будет направлена против СССР.

Однако Германия лишь скрывала их подлинные намерения. Задачи германской дипломатии заключались в том, чтобы в глубокой тайне, но со всей возможной решительностью «сколачивать союз против Англии».

Правительство США, шедшее на уступки внутренней реакции и старавшееся создать видимость «невмешательства» в европейские дела, фактически придерживалось политики попустительства агрессивным намерениям Германии. Правящие круги в США рассчитывали на то, что США лишь выиграют от столкновения других стран, а агрессивный курс Германии и ее союзников поможет сдерживанию коммунизма в Европе и Азии.

В условиях возрастающей военной угрозы Советский Союз 17 апреля 1939г. предложил Англии и Франции начать переговоры о взаимных обязательствах оказывать друг другу необходимую помощь, в том числе и военную, в случае агрессии в Европе против любого из договаривающихся государств. Под давлением общественного мнения Англия и Франция вынуждены были пойти на переговоры. Однако переговоры зашли в тупик.

Летом 1939 г. СССР предложил Англии и Франции военную конвенцию, предусматривающую совместные действия вооруженных сил трех государств в случае агрессии. Правящие круги Англии и Франции не откликнулись на это предложение. Над СССР нависла угроза внешнеполитической изоляции.

С приходом к власти в Англии кабинета Черчеля и особенно после разгрома Франции Германией положение стало мало-помалу улучшаться. Постепенно укрепилось убеждение, что антисоветский курс равносилен расколу потенциальных антигитлеровских сил и лишь помогает Гитлеру изолировать своих противников друг от друга. Уже в мае 1940 г. английское правительство решило послать в Москву своего “специального и чрезвычайного уполномоченного” Стаффорда Клиппса для переговоров о торговле, которые правительство Чемберлена завело в тупик.

Несколько изменился и характер американо-советских отношений. Правительство США шло на это медленно и непоследовательно. Тем не менее отношения между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки постепенно улучшались. В январе 1941 г. государственный департамент США уведомил советского посла в Вашингтоне, что «политика, изложенная в заявлении, переданном президентом представителям печати 2 декабря 1939 г., которую обычно называют “ моральным эмбарго”, больше не будет применяться к Советскому Союзу». Тем самым правительство Рузвельта отказалось от антисоветского мероприятия, введенного во время советско-финляндского конфликта.



Loading...Loading...