Конспект осенней экскурсии в лес в начальных классах «Экологическая тропа. Конспект по окружающему миру "экскурсия зимой" группа наблюдала за деревьями и кустарниками

Цель экскурсии: показать, какие изменения произошли в природе с приходом весны, развесить скворечники.

Задачи:

  • Выявить изменения, происходящие с растениями в весенний период;
  • Научить наблюдать за сезонными явлениями в природе, описывать результаты наблюдений;
  • Познакомить с правилами поведения в природе.
  • Способствовать эстетическому воспитанию учащихся средствами природы и искусства.
  • Развесить скворечники под девизом: «Не оставим без дворца ни синицу, ни скворца»

Оборудование: Карандаши, блокнот, скворечники, молоток, гвозди, лестница.

Место проведения экскурсии : экосистема хвойного леса на территории школьного лесничества.

Возраст учащихся: 11-16 лет

Подготовка учителя к экскурсии:

  • Спланировать маршрут экскурсии по местам растительностью - лесной, (чтобы показать обучающихся особенности пробуждения природы экосистем).
  • Провести беседу об охране природы.
  • Провести беседу о правиле поведения в природе.
  • Договорится с Канашским лесничеством о подготовки материала для скворечников.
  • Провести беседу с детьми: о маршруте и длительности экскурсии, об одежде, о программном содержании.
  • Собрать аптечку: йод, зеленка, бинт, спирт или одеколон, жгут.

Подготовка учащихся к экскурсии:

  • Побеседовать с учащимися о различных периодах весны (погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой пробуждающейся природы, с вопросами ее охраны).
  • Ввести три новых понятия о весне.
  • Поручить учащимся подготовить сообщения как правильно развешивать скворечники.
  • Подготовить детей к восприятию природы, привлечь внимание к объектам экосистемы "Лес". Формировать умение правильно вести себя в лесу.

Ход урока

I . Ознакомление учащихся с правилами поведения в лесу

Учитель: Ребята, я вам предлагаю отправиться на экскурсию в весенний лес, но в наших краях еще лежит снег. С нами во время экскурсии будут, представители Канашского лесничества под руководством с нашим лесником Емельянов Ю.П. Назовите, какие правила нужно соблюдать, придя в лес. (Дети отвечают)

  • Нельзя разжигать костер в лесу, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.
  • Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
  • Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
  • Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.
  • О правилах поведения в зимнем лесу (нужно ходить только по уже протоптанным дорожкам; не задевать кустов, потому что зимой замерзшие ветки становятся хрупкими и легко ломаются; быть внимательными - чтобы не пропустить следов на снегу, не напугать лесных жителей, услышать голоса леса, увидеть красивые пейзажи);

Учитель: Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Итак, давайте войдем в лес другом!

II. Введение в тему урок-экскурсии (создание эмоционального настроя)

Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
А.К. Толстой

О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).

Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? (уж снег последний в поле тает).

III . Основная часть

Сегодня на уроке мы с вами находимся в сосновом лесу на территории школьного лесничества и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.

Какие признаки весны вы знаете? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни стано­вятся длиннее; становится теплее)

Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет)

- Какой весенний месяц самый холодный? (Март)

Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло)

- Теперь представим себе небо. Какое оно весной? (Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака)

Какое небо сегодня?

Какие осадки выпадают весной? (В марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)

Бывают ли весной грозы? Когда? (В мае)

Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных де­ревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).

Теперь посмотрите внимательно побеги сосны, видно ли такие признаки (Да)

Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести)

Это можно наблюдать на сегодняшний день (Нет)

- Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (Первоцветы: печеночница, хохлатка, ветреница, медуница, мать-и-мачеха)

Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежника­ми. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести)

- Почему же подснежники зацветают так рано? (Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется немного)

Какие цветы расцветают в конце весны, в мае? (Ландыши, одуванчики, фиалки)

А теперь поговорим о сроках наступления весны:

  • «календарная весна» - 1 марта;
  • «астрономическая» - 21 марта - День весеннего равноденствия на всем земном шаре (кроме приполярных областей), день равен ночи;
  • «биологическая» начало сокодвижения у клена остролистного (24 марта), а затем у березы бородавчатой (8 апреля)

Ребята, сегодня какой день объявлен по всему миру? (День леса)

Какой год объявлен в этом году? (Год экологии (Указ Президента Российской Федерации № 7 от 5 января 2016 г.) и одновременно Годом особо охраняемых природных территорий (ООПТ) (Указ Президента Российской Федерации № 392 от 1 августа 2015 г.), приуроченного к празднованию 100-летия создания первого в нашей стране государственного природного заповедника – Баргузинского.)

Физкультминутка «Похлопали – потопали»

Учитель рассказывает о деревьях.

Если он говорит правду, дети хлопают, если нет – топают.

– Деревья умеют ходить, бегать и прыгать.

– Они прочно удерживаются корнями, уходящими глубоко в землю.

– Зимой деревья одеты в зеленый наряд из листьев.

– Внутри деревьев течет сок.

– На нашем лесу много разных деревьев.

– Если все деревья вырубить, то наша Земля будет красивее.

Как правильно развешивать кормушки вам расскажет Ф.И. обучающего - мой помощник.

Вешать можно на дерево, шест, стену на высоту от 3 м с легким наклоном вперед, чтобы в леток не затекал дождь, и птицам легче было выбираться. Развешивать скворечники можно в течение всего года, но лучшее время конец марта начало апреля. Вход должен быть направлен на юг, восток, или юго-восток, чтобы ветра не задували в скворечник.

Учитель: Ребята, на сегодня скворечники делать нам помогли работники лесничества. Мы с вами тоже попробуем на кружке вместе учителями технологии сделать скворечники. Для этого вы должны знать, как правильно сделать скворечники.

Как правильно сделать скворечник расскажет лесник - Емельянов Юрий Петрович.

Итак, скворечник должен быть обязательно деревянным (любые породы деревьев, кроме хвойных). Стенки внутри скворечника оставляют необработанными, шершавыми и неровными. Это для того, чтобы птицы могли цепляться коготками за стенки. Какой материал можно использовать:

  • наструганные сухие доски лиственных пород (береза, осина, ольха и т.п.), использовать спрессованное дерево (ДСП, ДВП и т.п.) нельзя оно токсично и недолговечно;
  • гвозди или саморезы длинной 4-4,5 см;
  • краска без запаха

Размеры скворечника

  • доски должны быть толщиной не менее 2 см, чтобы стенки хорошо сохраняли тепло;
  • оптимальный внутренний размер:
    - квадратное дно 10-15 см (природное дупло 12х12 см, так что ориентируетесь на эти размеры),
    - диаметр летка (отверстия) 4,5-5 см,
    - расстояние от летка до дна 15-20 см,
    - высота скворечника 30-35 см,
    - верхний козырек должен выступать не менее чем на 5 см, чтобы защитить вход от непогоды.

Ребята, давайте начнем развешивать скворечники под руководством представителей школьного лесничества.

IV . Рефлексия

Как вы думаете, почему урок-экскурсия называется «Войди в лес другом!»

Что нового узнали?

Что дал вам этот урок для жизни?

Что вам захотелось после этого урока…?

Стали ли мы друзьями леса?

V. Заключение

Ребята, вот и выходит наше время. Я считаю, что мы с вами сегодня сделали добро для природы, особенно для леса. Давайте повернемся к лесу и скажем до свидания и спасибо…

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Терентьевская средняя общеобразовательная школа»

Прокопьевского района Кемеровской области

Конспект урока-экскурсии

«Зима»

подготовила

учитель начальных классов

Шкода Любовь Владимировна

с. Терентьевское 2012

Тип экскурсии : сезонная, исследовательская.

Тема экскурсии: Зима.

Цель: Получение учащимися знаний о зиме в ходе непосредственного наблюдения и исследования в зимней природе.


Задачи:

Образовательные: - сформировать представления о зиме как времени года, научить детей различать характерные признаки зимних явлений в живой и неживой природе;

Воспитательные: - научить проводить научные исследования в природе и правильно фиксировать результаты.

- формировать познавательный интерес через наблюдения за зимней природой;

Укреплять здоровье детей во время зимней прогулки на пришкольном участке;

Воспитывать эстетическое и нравственное отношение к родной природе;

Формировать бережное, ответственное отношение к природе.

Развивающие: - развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Оборудование: лопата, снегомерная рейка (линейка), термометр, корзина, блокнот.

Ход экскурсии:

  1. Общее введение:

М. Слово - учителя.

Учитель . Отгадайте загадку.

Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?

Ученики. Зимой.

2.Вводная беседа.

Учитель. Вы уже много знаете о самом холодном времени года. Когда гуляете, вы очень наблюдательны, присматриваетесь к окружающему миру, поэтому, сегодня мы совершим экскурсию. Наша экскурсия называется «Зима» и будет проходить по группам, их будет три. Послушайте задания к каждой инструкции, а затем мы разделимся на группы.

Инструкция 1.

Наблюдения за жизнью животных города зимой .

1.Наблюдения за птицами:

Примерный размер (в сравнении с эталонами – воробей, ворона, курица);

Цвет птицы;

Что ест;

Где сидит;

Чем занята;

Зарисовать следы птицы;

Зарисовать траекторию (путь, линию) полета.

2.Наблюдения за млекопитающими:

Назвать животное;

Чем занято животное;

Зарисовать следы.

Ребята, кто хочет поработать по этой инструкции? (Группа 6-7 человек)

Инструкция 2.

Изучение снежного покрова

1. Цвет снега.

2. Определить влажность снега (Для этого почерпните лопатой немного снега, наклоните лопату. Если снег полностью ссыпается с лопаты - он сухой; если на лопате остаются комочки снега - влажный; если с лопаты льется вода, а снег собирается комом - он сырой).

3. Определить твердость снега (Если в снег легко входит вся ладонь - он мягкий, если в снег входит только палец - он твердый, а если в снег входит только острый предмет (лопата, нож) - он жесткий).

4. Глубина снега (С помощью снегомерной рейки (линейки) определить глубину снега на разных участках парка: под деревьями, под кустарниками, на ровной поверхности; почему показатели разные?).

5. Выкопать снежный шурф (яму) до почвы, одну сторону ямы разровнять линейкой вертикально, рассмотреть слои снега.

7. Зарисовать слои снега в соответствии с их толщиной.

8. Описать особенности зимней погоды в соответствии со слоями снега (Чистый слой говорит о снегопаде, грязный слой говорит о ясной погоде, которая наблюдалась текущей зимой).

9. Определить температуру снега у поверхности почвы, у поверхности снежного покрова (Почему она разная, почему у поверхности почвы температура выше, какое значение имеет снег в живой природе?)

Инструкция 3.

Деревья и кустарники зимой.

1.Зарисовать силуэт дерева, кустарника (не менее 5).

2. Назвать растение.

3. Собрать плоды растений.

Силуэты растений можно не только зарисовать, но и сфотографировать. С каждого дерева или кустарника надо собрать плоды, для этого есть корзинка, в которую будет удобно складывать все, что вы соберете. Это могут быть крылатки клена, ясеня, коробочки жасмина и сирени, могут быть и соплодия – сережки березы, рябины и липы. Группа 6-7 человек.

Ребята, а теперь от каждой группы нужен человек, который будет ответственный за оборудование, выданной каждой группе

2 группе выдается термометр, лопатка, снегомерная рейка (линейка).

3 группе выдается корзинка.

А сейчас если каждой группе понятно задание, мы тихо пойдем на пришкольную территорию, где и будем наблюдать за природой, возьмите с собой блокноты, чтобы фиксировать данные. Через 20 минут встречаемся в классе и обсуждаем полученные данные.

3.Самостоятельная работа учащихся по инструкциям:

М. Самостоятельная работа учащихся по инструкциям.

Учитель следит за дисциплиной и если нужно помогает учащимся. Ученики исследуют природу по инструкции, записывают свои наблюдения.

4.Беседа по итогам наблюдений:

М. Беседа.

Учитель: - Ребята сейчас каждая группа поделится своими наблюдениями всему классу, потому что у каждого было своё задание.

Теперь прошу к доске представителя 1 группы.

ученик: Из млекопитающих нам встретилось только одно животное - собака: следы (Приложение 5 №1), во время наблюдений собаки играли друг с другом, то обусловлено приближением весны – у животных начинаются брачные игры.

Птицы встретились следующие:

  1. Синица: размер - с воробья; цвет- спинка черная, брюшко- зеленовато-желтое.

Учитель: А как вы думаете, почему в других городах у синиц спинка серая, а брюшко от желтого, до лимонного цвета?

ученик: Это происходит потому, что наш город загрязнен, и перышки птиц так же загрязняются. Птица в момент наблюдения ела семечки. Следы (прил.5,№2). Траектория полета волнообразная угловатая (прил.5,№2).

  1. Воробей – серо-коричневого цвета. Мы видели 5 воробьев. 2 из них ели семена деревьев, а 3 – сидели на ветке дерева очень плотно друг к другу, вероятно грелись.

Траектория полета очень похожа на синицу, но у воробья длина волны больше (прил.5,№3).

  1. Голубь. Размер - похож на ворону, цвет серый, имеют сизую шейку. Во время наблюдений сидели около урны с мусором и клевали хлеб. След (прил.5,№4). Траектория полета волнообразная, плавная (прил.5,№4).

Учитель: Хорошо, теперь послушаем о наблюдениях за снежным покровом.

ученик: - Мы изучали снежный покров. Определили, что цвет снега серый. Он влажный, так как на лопате оставались комочки снега. В снег легко входила вся ладонь значит он мягкий. С помощью линейки мы определили глубину снега на разных участках парка: под деревьями – 50 см, под кустарниками – 50 см, на ровной поверхности – 45см. Глубина разная, потому что деревья и кустарники задерживают снег, а на ровной поверхности его выдувает ветер. Мы выкопали снежный шурф до почвы и увидели, что почва покрыта коркой льда, зелёной травы не видно. Мы подсчитали количество слоев: белых – 4, серых - 3, черных – 3. Всего 10 слоев снега. Ещё мы измерили температуру снега у поверхности почвы – 1,5° С и у поверхности снежного покрова – 7° С. Температура у поверхности почвы всегда выше, так как снег сохраняет тепло исходящее от почвы. По слоям снега мы выявили следующие особенности зимней погоды в этом году: в ноябре и начале декабря были мощные снегопады, о чем говорит белой слой снега в 25 см; в конец декабря была переменная погода; новогодний снегопад составляет 3 см белого снега; до середины января стояла ясная морозная погода; конец января был бесснежным, поэтому слой снега черный и составляет 3 см; до середины феврале наблюдались снегопады, поэтому слой белого снега составляет 7 см.

Учитель: Теперь прошу к доске представителя 3 группы.

ученик: На пришкольной территории нам встретились 2 дерева и 2 кустарника.

1.Липа- дерево, которое скидывает листву на зиму. На ветках остаются ягодки (прил.1).

2. Клен - дерево, которое скидывает листву на зиму. В зимний период остаются крылатки (прил.2).

3. Пузыреплодник – кустарник скидывает листву на зиму. На ветках остаются плоды в виде коробочек (прил.3).

4. Сирень - кустарник, который скидывает листву на зиму. Зимой на ветках остаются плоды – коробочки (прил.4).

5. Подведение итогов.

Отметка и оценка деятельности школьников учителем


Тема урока: Экскурсия в парк

Класс: 2-а

Учитель: Филиппова Э.О.

Цели: учить детей наблюдать за растениями и насекомыми, за изменениями в природе; формировать у учащихся элементами экологических представлений о взаимосвязи живых организмов со средой обитания; учить наблюдать, сравнивать, готовить материал для сочинения.

Ход урока.

1. Орг. момент.

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть еще природы храм-

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свет в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,-

Входи сюда, будь сердцем чуток,-

Не оскверни его святынь.

2.Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы отправимся на экскурсию в школьный парк. На материале ваших наблюдений мы напишем сочинение.

Мы побываем в гостях у матушки природы.

Где чаще всего любят отдыхать люди?

Все мы любим природу, любим лес.

Полна чудес могучая природа!

И хороша в любое время года.

3. Изложение материала.

Как приятно не спеша побродить по лесу, вдыхая его вкусный приятный запах. Погулять по траве, услышать птичьи голоса, глазами увидеть различные краски. На природе мы укрепляем свое здоровье.

А почему полезно для здоровья совершать прогулки в лес?

А если человек умеет понимать красоту природы, он постарается не делать ей больно. А чтобы сберечь и не разрушать ее, нужно знать ряд правил поведения на природе.

1. Не рвать цветы.

2. Не шуметь в лесу.

3. Не ломать ветки.

4. Не сорить.

5.Не разорять гнезда.

6. Помогать птицам и животным где нужно.

4. Сообщение о погоде.

Теперь мы услышим сообщение дежурных о погоде и отправимся в парк.

5. Изложение материала. В парке.

Здравствуй, лес, дремучий лес

Полный сказок и чудес…

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь- мы свои.

Даже уголок школьного парка, это уголок природы- часть Родины, а значит и частичка нас самих.

Вот мы с вами на том месте, где проходила встреча с природой. Мы были зимой. – Что вы видели? – Как выглядели деревья?

Какое сейчас время года?

Какие весенние месяцы вы знаете?

Давайте вспомним о погоде марта.

(Небо пасмурное, t -5, нет солнца, осадки в виде дождя и снега, деревья серые, без листьев, слышны звуки падающей капели)

Что наблюдаем сейчас? (t +, голубое чистое небо, солнце, земля покрыта листьями, звуки шелеста листьев, жужжание насекомых)

ВЫВОД: какие изменения произошли в природе послушайте загадки.

1). Кончилось время снега и льда.

Берег реки затопляет вода.

День удлинился, ночь убывает

Как это время, скажи называют (весна, апрель)

2). Вот мотыльков зеленый рай

Деревья облепил весной.

Лишь ветерок влетает в парк,

Легко их крылышки дрожат. Что это? (листья)

3) Зеленеет даль полей,

Запевает соловей,

В белый цвет оделся сад.

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай.

Что за месяц это..май.

Назовите признаки весны в произведениях наших поэтов. Поэты эти строки посвятили весне. (Стихи читают дети)

1) Вот уж снег последний в поле тает.

Теплый пар отходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли. (А.Толстой)

2) Зимние дни миновали,ночи короткие стали,

Солнышко с неба ясней луч золотой разливает.

Влажным теплом подувает ветер с раздольных полей.(С. Дрожжин)

3) Чиста небесная лазурь.

Теплей и ярче солнце стало.

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала. (А. Плещеев)

4) Прошли дожди, апрель теплее.

Всю ночь – туман, а поутру

Весенний воздух точно млеет

И мягкой дымкою синеет

В далеких просеках в бору. (И. Бунин)

5) Только что на проталинах весенних

Показались ранние листочки,

Как из первого чудного царства воскового,

Из душистой келейки медовой

Вылетела первая пчелка. (А. Пушкин)

Какие приметы весны вы знаете?

Апрель с водою- май с травою.

В марте день с ночью мерятся, равняются.

Весенний дождь лишним не бывает.

Если ранней весной сверкает молния, а грома не слышно, лето будет сухое.

Вода на лугу – сено в стогу.

Ребята, а теперь отгадайте загадки.

1. Пушистая вата плывет куда-то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облака)

Какие виды облаков вы знаете?

А весной мы наблюдаем какие? (Кучевые)

Кучевые облака обычно видны весной, летом и ранней осенью. Ярко- белого цвета, похожие на клубы дыма, они движутся довольно быстро. Обычно кучевые облака бывают только днем. С утра собираются, днем клубятся и громоздятся друг на друга, а к вечеру исчезают. Небо, как и утром делается чистым. И всю ночь ярко мерцают над головой звезды. Иной раз кучевые облака и вовсе не появляются на протяжении дня. Все это признаки устойчивой хорошей погоды.

Когда же кучевые облака становятся темными, похожими на башни и горы, скоро надо ожидать грозы.

Назовите основные признаки весны? (изменение t, солнце ярче, долгота дня, таяние снега, зеленая растительность)

6. Деление на группы и распределение объектов наблюдения.

А сейчас разделимся на 3 группы.

1 группа- проводит обследование деревьев и кустарников парка и представит свои наблюдения.

2 группа- обследует земляной покров (почву, травы, цветы)

3 группа- понаблюдает за насекомыми и птицами.

7.Практическая работа. Каждая группа выполняет свое задание.

1 группа наблюдала за деревьями и кустарниками.

Какие деревья есть на территории нашего парка?

Как вы определили? (Верба, береза, ива, тополь, каштан, клен)

Какие кустарники? (бузина, смородина, боярышник, сирень)

Природа ожила. Первыми на весеннее тепло отзываются деревья и кустарники. Первыми в наших краях начинает наливаться соком клен. Недели через две после клена пойдет березовый сок. Деревьям нужна вода, почва, свет, тепло и воздух. Стволы деревьев и кустарников покрыты корой.

У деревьев большое разнообразие листьев, строение у них во многом сходно. Обычно лист растения состоит из листовой пластинки, которая покрыта кожицей. Кожица предохраняет лист от повреждения и высыхания. В кожице есть маленькое отверстие - устьица. Через них лист испаряет влагу, поглощает кислород из воздуха и выделяет углекислый газ. Форму и прочность листу придает многочисленные жилки- тонкие сосуды. По жилкам в лист и из листа перемещается вода и питательные вещества. Главная жилка листа соединяется со стеблем черешком.

- В парке много разнообразных деревьев и кустарников. Я загадаю загадки, а вы находите дерево.

1) Ствол белеет, шапочка зеленеет.

Стоит в белой одежке, свесив сережки.

Русская красавица, народом она славится (береза)

2) Кудри в речку опустила и о чем-то загрустила.

А о чем она грустит, никому не говорит. (ива или ветла)

3) Стоит девчонка в сторонке скромно.

Ну, а осенью, как на парад кисти красные висят. (рябина)

4) У какого дерева плоды спрятаны в зеленые ежики? (каштан)

5) Первый соком наливаюсь, насекомых приглашаю.

Пчелы, осы и шмели- опылители мои. (клен)

6) Лопаются весной почки, появляются листочки и сережки вновь висят,

Ну, а лишь пройдет апрель

Полетит пуховая метель.(тополь)

Береза. Это удивительное дерево. Стройный белый ствол, гибкие склоняющиеся ветви, изящные листочки. Береза – символ Родины. Цветки березы распускаются одновременно с листьями. Листья и почки березы используют в медицине и косметологии. Своей красотою вдохновила многих поэтов.

1) Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей.

Березка зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета

В сережках, в листве кружевной.

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Наряд ее легкий – чудесен

Нет дерева сердцу милей.

И столько задумчивых песен

Поется в народе о ней.

2) Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках.

С зелеными застежками

С веселыми сережками.

Тополь, вяз – эти неприхотливые деревья растут очень быстро. Листья улавливают, задерживают пыль, очищают воздух. Весной на тополях появляются сережки. Еще его называют – лучший пылесос.

Вяз- деревья бывают очень высокие. Листья похожи на листья орешника. Вяз – неприхотливое дерево. Он выдерживает и морозы и засуху.

Каштан конский любимое дерево горожан, парков и аллей. Бывает очень высоким. Широкая, пышная крона создает в летнюю жару прохладу. Стоишь как под зонтиком. Плоды каштана используют в медицине.

2 группа.

Разнообразны растения школьного парка. Это и травянистые растения и цветковые.

Какие травы и цветы вы заметили? (лютик, гусиный лук, спорыш, повитель, разн. лебеды, одуванчик, разнообр. клевера, пастушья сумка, полынь, пырей)

В с/х все эти травы- сорняки. А вот в народной медицине широко используют: полынь, одуванчик, спорыш, пастушья сумка). Из одуванчиков делают салаты т.к богаты витаминами.

3 группа

Ребята наблюдали за насекомыми и птицами. У них,наверное, была самая сложная задача. Их объекты быстро могут исчезнуть. Но мы ежедневно приходим на это место и будем наблюдать. Ребята расскажут о своих наблюдениях. (пчелы, шмели, муравьи, мухи, пауки, божьи коровки, солдатики)

Кто наблюдал за муравьями? Что интересного увидели?

Муравьи обитатели и санитары леса. Божья коровка уничтожает тлю. А вот мухи переносят возбудителей различных болезней. Скоро появятся комары и мошкара.

1) Он сети как рыбак готовит,

А рыбы никогда не ловит.

Восемь ног, как восемь рук,

Вышивают шелком круг.

Мастер в шелке знает толк.

Покупайте, мухи, шелк!(ПАУК)

2) Чей домишко из иголок на земле, у старых елок?

За травой не виден он, а жильцов в нем миллион.(МУРАВЬИ)

3) На большой цветной ковер села эскадрилья,

То раскроет, то закроет расписные крылья. (БАБОЧКА)

4) Черен, да не ворон, рогат, да не бык, шесть ног – без копыт,

Летит– воет, сядет– землю роет. (ЖУК)

5) Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком – он поделится медком. (ПЧЕЛА)

6) Пучеглазая нахалка может спать на потолке

Вокруг носа вьется, а в руки не дается.

Проворную цокотуху называют люди …(МУХОЙ)

7) Без рук, без ног, на брюхе ползает. (ЧЕРВЯК)

9) Летит– говорит, а сядет – молчит.

И размером мала, а на брюшке жало. (ОСА)

Почва– это сложная экосистема. В ней достаточное количество доступных питательных веществ и влаги делают этот поверхностный слой богатым. Среди этого подземного мира есть животные постоянные обитатели и временные. Постоянные: дождевые черви (появляются после дождя). Длина– до 30 см. Питание червей разнообразно. Пропуская богатую перегноем почву через кишечник, извлекают из нее питательные вещества. Они поедают полусгнившие части растений, опавшую листву. Значение дождевых червей для с/х огромно. Они снабжают почву кислородом, рыхлят ее.

Каких птиц вы услышали?

Каких перелетных птиц вы знаете?

Кто может прилететь в скворечник? Дети сделали жилище для птиц, тем самым внеся свой вклад в охрану природы.

И в конце я хочу сказать вот о чем: не трогайте, не убивайте, не обижайте живые существа. Помните: они здесь хозяева, здесь их дом, а вы всего лишь, гости. Каждый из них делает в природе свое полезное дело.

Наша экскурсия подходит к концу.

8.Д/з вам будет собрать необходимый материал для написания сочинения

9.Итог: - Какие изменения в природе произошли с приходом весны?

Как изменилась погода? Растения? Животные?

Весеннее потепление и другие изменения в неживой природе повлияли на жизнь растений и животных: распускаются листья на деревьях и кустарниках, повсюду появляется молодая трава, зацвели многие травянистые растения, проснулись насекомые, прилетели из теплых стран птицы.


Филиппова Эльмира Октаевна

Конспект

внеклассного мероприятия

«Экологическая экскурсия в лес»

Составила

Кошелева Т.И.

Учитель

начальных классов

Школы-интерната №95

Цели и задачи:

  • Продолжить формировать ценностное отношение к природе родного края у обучающихся, воспитанников;
  • закрепить опыт экологически грамотного поведения обучающихся, воспитанников в природе;
  • обобщить полученные знания о природе;
  • развивать умение работать по плану;
  • развивать речь обучающихся, воспитанников.

План мероприятия:

  1. Вводная беседа. Определение целей и задач мероприятия.
  2. Определение маршрута экскурсии.
  3. «Лесные деревья»

А)Презентации.

4. «Лекарственные травы».

5. «Лесная полянка»

А) Исправь ошибки.

Б) Закончи предложения.

В) Физкультминутка.

6. «Лесные жители»

7. Рефлексия.

8. Подведение итогов.

Ход мероприятия:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправляемся на экскурсию, прямо не выходя из кабинета, потому что экскурсия будет виртуальная , т.е. на экране мы увидим всё то, что могли бы увидеть в настоящем лесу, но на самом деле нас там не будет, мы просто пофантазируем и представим, что мы как будто там.

Экологическая экскурсия в лес! Значит, мы будем закреплять знания о правильном поведении в лесу и повторим полученные знания о природе.

Лес наш друг, помощник, а мы – друзья природы . Поэтому, отправляясь в гости, в лес, давайте вспомним правила культурного поведения. Я покажу вам знаки, а вы скажите, что они обозначают. (не рвите цветы, не шумите в лесу, не губите животных и птиц, не мусорите, не жгите костер)

Экологическая экскурсия будет проходить по определенному маршруту, который подскажут только что названные вами знаки. Как вы думаете, о чем мы будем говорить на этих остановках. 1 ост. «Лесные деревья», 2 ост. «Лекарственные травы», 3 ост. «Полянка», 4 ост. «Лесные жители»

Каждая группа получает маршрутный лист, в котором вы будете записывать выводы после каждой остановки.

Внимание на экран! (просмотр видеофрагмента «Деревья леса»)

1 остановка «Лесные деревья».

Что вы увидели в лесу? Деревья.

Для чего человеку нужны деревья? (Делают бумагу, красота, дрова, лекарство…)

Какое дерево является символом России? Береза.

Презентация детей «Люблю березку русскую…»

Вот сколько всего доброго люди получают от березы. А всегда ли по-доброму люди относятся к этому дереву? (Нет. Пожары, вырубка, сбор сока, ломают ветки на веники.)

Как мы с вами можем помочь березе? (Сажать деревья, замазать раны глиной, не ломать ветки.)

Какое дерево мы называем хвойной красавицей? (ЕЛЬ)

Презентация детей «Хвойная красавица».

Ель тоже очень полезное для человека дерево. Но всегда ли люди добры к нему? (Нет. Пожары, вырубка)

Как мы с вами можем помочь ели? (Сажать деревья, на новый год наряжать искусственную ель)

Молодцы. С заданием успешно справились. Я надеюсь, что вы будете друзьями всех деревьев.

Подводим итоги. Вспомните все, что вы сейчас говорили на 1 остановке, посовещайтесь группой и в маршрутном листе напишите вывод: чего нельзя делать в лесу. (вырубать деревья, губить деревья)

Помните, что березка каждая тоже хочет жить,

С ветерком шептаться, с ручейком дружить.

И березку каждую следует беречь,

Ну, зачем березку, резать или жечь?

Просмотр видеофрагмента «Травы леса»

Лес это не только красивые деревья, это и зеленые, сочные травы. Травы приносят огромную пользу людям. Послушайте стихотворения.

2 остановка «Лекарственные травы».

Если случится с нами беда

Лес нам поможет сразу, всегда.

Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке-

И микстура, и таблетки,


В аптеку за лекарством ходить совсем не надо,
Когда само лекарство растет с дорожкой рядом.

Приложишь подорожник, и рана заживет

Он лечит даже лучше, чем медицинский йод.

Я мать-и-мачеха - лечебная трава,

Лечу я тех, кто кашляет ужасно,

От голода весной спасаю пчел.

Но рвут и мнут меня порой напрасно.

Росла я повсеместно,

Я рано зацветала.

Теперь должна скрываться...

Ужасно я устала.

Если случится, тебе простудится

Появится кашель, поднимется жар.

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый душистый отвар

Желтые глазки в белых ресничках,

Людям на радость, пчёлкам и птичкам.

Бабочки любят их, любят букашки

Эти цветочки зовутся Ромашки.

вместе: Только, помните, если сорвете нас с корнем, мы погибнем. Кто же будет вас лечить, если мы исчезнем?

Кто знает, какими лекарственными травами можно лечить кашель (мать-и-мачеха, ромашка, тысячелистник, зверобой, ромашка), зубную боль (подорожник, шалфей, тысячелистник), насморк (ромашка, мать-и-мачеха, малина)? (слайд). Только не забывайте, что делать это самостоятельно нельзя, только под присмотром взрослых.

Берегите травы леса, они могут нас вылечить.

Подводим итоги. Вспомните все, что вы сейчас говорили на 2 остановке, посовещайтесь группой и в маршрутном листе напишите вывод: чего нельзя делать в лесу. (вырывать траву с корнем, топтать цветы)

Просмотр видеофрагмента «Полянка»

3 остановка «Полянка»

По-моему, кто-то до нас побывал на полянке. Какие ошибки допустили люди и как их можно исправить? (костер, мусор)

Оставим после себя чистую поляну иначе будет беда. Давайте продолжим предложения.

ПОМНИТЕ! Бумага перегниет через …3 года.

ПОМНИТЕ! Консервная банка разложится через …90 лет.

ПОМНИТЕ! Полиэтиленовый пакет разложится через …200 лет.

ПОМНИТЕ! Кострище не зарастёт …7 лет.

Эти памятки приклейте на маршрутный лист.

Подводим итоги. Вспомните все, что вы сейчас говорили на 3 остановке, посовещайтесь группой и в маршрутном листе напишите вывод: чего нельзя делать в лесу. (мусорить, жечь костры)

Физминутка (Дети встали в полукруг)

Игра "Это я, это я, это все мои друзья!"

Кто задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет нашу природу
От коварного огня? *

Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор? *

Кто из вас в реке купался
И на пляже загорал?
А когда домой собрался
Мусор за собой убрал? *

На привале кто в лесу
Жег засохшую сосну?
А потом так поспешил
Что костер не затушил? *

Кто, гуляя на лугу,
Зря не топчет там траву,*
Насекомых кто не ловит
И цветы совсем не рвет? *

Кто животных, птичек любит?
Кто кормушки мастерит *
Кто природу охраняет?
За порядком кто следит? *

Оставляем чистую полянку и путешествуем дальше. Посмотрите, кто-то оставил нам послание.

НЕ ГУБИТЕ НАС! ПОКОРМИТЕ НАС!

Как вы думаете, кто мог это написать? Птицы, животные – лесные жители.

Богат животный мир нашего края (просмотр видеофрагмента «Лесные жители»).

4 остановка «Лесные жители»

Какие опасности подстерегают лесных жителей? (отстрел, болезни, голод, пожар)

Как люди помогают птицам и животным?(подкормка, беречь от пожара, больных лечить в ветлечебнице, заповедники)

Что такое заповедник? (Территория, на которой запрещены все виды деятельности человека. Там природа не тронута, человек может только помогать растениям, животным, птицам)

Какие заповедники созданы в Нижегородской области? (Керженский в Семеновском районе на р. Керженец, Ичалковский в Перевозском районе на р. Пьяна).

Что такое Красная книга? Книга, в которой перечислены растения, животные, птицы, рыбы, которых нужно особенно охранять, т.к. их осталось мало, они исчезают.

Давайте посмотрим какие птицы и животные нашего края занесены в Красную книгу Нижегородской области? (Выберете из картинок тех кто занесен в Красную книгу Нижегородской области.) Запомните их и никогда не обижайте.

Подводим итоги. Вспомните все, что вы сейчас говорили на 4 остановке, посовещайтесь группой и в маршрутном листе напишите вывод: чего нельзя делать в лесу. (убивать животных, разорять гнезда)

Закончилась экскурсия. О чем мы сегодня говорили и что видели? Какие правила поведения в лесу повторили?

В заключении, давайте объективно оценим свое участие в мероприятии. Выберете листок для дерева определенного цвета.

Зеленый – отлично.

Желтый –хорошо.

Красный – нужно постараться.

Приклейте листочки на маршрутные листы. У вас получились маленькие стенгазеты – предупреждения для всех о том, что нельзя делать в лесу? Мы их доделаем и вывесим на стенд.

Всем спасибо!


Цели экскурсии:

  • развитие интереса детей к изучению природы родного края;
  • воспитание умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;
  • углубление имеющихся знаний о родном крае;
  • воспитание нового экологического сознания через природу родного края;
  • сплочение родительского и ученического коллективов.

Оборудование:

  • кормушки для птиц, изготовленные детьми на уроках труда;
  • корм для птиц;
  • красные флажки;
  • санки, ледянки.

Место проведения: лыжная база «Снежинка».

План экскурсии

1. Вводная беседа.

Учитель: Какое основное условие безопасности движения?

Дети: Знание правил ПДД.

Учитель: Как двигаемся по загородной дороге?

Дети: Если нет пешеходной дорожки, то идем по обочине навстречу движения транспорта.

Учитель: Как переходим улицы?

Дети: По пешеходным дорожкам или возле светофора, если их нет - перекрываем дорогу красными флажками.

2. Построение детей и родителей под лозунг:

Главное - вместе! Главное - дружно!
Главное - с сердцем горячим в груди!
Главное - руку подать другу, если другу трудно в пути!

3. Переход на лыжную базу.

4. Конкурс знатоков.

Учитель: Сейчас мы с вами находимся в заснеженном лесу.

Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

Лес уснул, но жизнь в нем продолжается.

Класс делится на две команды, в каждой из которых есть взрослые. Обеим командам дается задание: определить, какие деревья находятся рядом с ними и дать как можно больше информации о роли и применении их в жизни человека.

Информация для дополнения.

  • Береза - лечит, греет, освещает, светолюбивая, на Земле 120 видов берез.
    Липа - лечит, раньше обувала (делали лапти), 50 видов деревьев.
    Клен - барометр, перед дождем плачет, из древесины делают музыкальные инструменты.
    Дуб - долгожитель, боится холода, 450 видов, может прожить 1000 - 2000 лет. Священное дерево, ему поклонялись и славяне и римляне.
    Осина - столовая для зайцев, бобров, осей, белок, тетеревов, глухарей.
    Сосна - 100 видов, богата витамином «С», убивает вредные бактерии.

Учитель: Кто знает, как можно ориентироваться по деревьям в лесу?

Ответы: Муравьи возводят муравейники с южной стороны деревьев; мох на деревьях растет с северной стороны; кольца на пеньках с северной стороны уже.

Учитель: А вы знаете, ребята, что береза тоже может указать где север, а где юг. На стволах берез сгустки черных пятен выступают с севера.

Дается оценка по итогам первого конкурса.

Учитель: Лес - это не только деревья, но еще и дружная семья зверей и птиц. Сейчас мы с вами не услышим громкого пения птиц, как летом, но зато мы можем почитать страницы лесной жизни прямо на снегу. Приступим ко второму вопросу для наших знатоков.

Командам дается задание найти и запомнить следы зверей и птиц на снегу за определенное время.

Дополнительная информация:

Зимой лоси сбрасывают рога (на базе «Снежинка» можно отыскать лежбище лося).

Подводятся итоги второго конкурса.

4. Телеграмма.

Учитель: Ребята, посмотрите, на ветке висит лист бумаги - что это?

Дети читают телеграмму: «Нужна помощь! Голодно! Все семена и ягоды засыпаны снегом. Помогите нам!».

Учитель: Ребята, кто мог послать эту телеграмму? Кому в эти зимние месяцы приходится очень туго, ведь за короткий зимний день надо успеть найти пищу, чтобы продержаться всю зимнюю ночь?

Дети читают стихотворение о птицах:

Дети вместе с родителями вывешивают кормушки, засыпают корм, привязывают сало к веткам.

Дополнительная информация.

Для корма пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза. Воробьи клюют овес, пшено, крошки пшеничного хлеба. Ржаные крошки для птиц не годятся, особенно в морозы, так как закисают в зобу у птиц, что может привести ее к гибели.

Общее подведение итогов по результатам конкурсов и помощи птицам дают родители.

5. Зимние забавы.

Учитель: Есть хорошая пословица: кончил дело - гуляй смело!

Дети вместе с родителями выбирают место для скатерти-самобранки и горки для игр. Назначаются костровые, ответственные за хворост, игровики. Разжигается костер. Дети носят чистый снег для приготовления чая. Пока чай закипает, дети катаются на санках и ледянках, устраиваются эстафеты: «кто проедет дальше», «чей поезд длиннее», «лабиринт», «через туннель».

Устраивается веселое чаепитие.

Уборка места отдыха.

Сбор детей и родителей.

Напоминание правил безопасного передвижения.

6. Возвращение участников экскурсии в школу.

7. Домашнее задание : нарисовать рисунок по теме «Секреты зимнего леса».

О себе: увлекаюсь краеведением, туризмом. Имею дипломы участника Всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок», грамоты МОиН РТ педагога-консультанта поисково-исследовательских работ. Фото автора



Loading...Loading...