Калькуляция вывоз тбо для населения. Экономическая обоснованность

Вроде же приняли поправки и расчет должен производится из количества проживающих, а не кв.м.
Владимир

Совершенно верно, по числу проживающих данные изменения вступили в силу с 01.01.2015 г

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации
баки сбора ТБО отсутствуют, машина приезжает 1 раз в неделю иногда не каждую неделю, жильцы 15 домов должны ждать мусоровоз и самостоятельно загружать ТБО в машину.
Владимир

А это уже наглость, пишите претензию в адрес УК с требованием предоставить мусорные баки, так же жалобу в жил инспекцию и прокуратуру по факту бездействий УК. Так же требуйте произвести перерасчет на основании вышеуказанного закона

Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

Свернуть

    • получен
      гонорар 50%

      Юрист, г. Рыбинск

      Общаться в чате

      Здравствуйте! Согласно ст.162 ЖК РФ

      1. Договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией , которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

      3. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:

      3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;

      То есть, Вы вправе ознакомиться с договором и если тарифы завышены обратиться с жалобой в прокуратуру. За нарушение порядка ценообразования предусмотрена ответственность по ст.14.6 КоАП РФ.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Юрист, г. Ставрополь

      Общаться в чате
      • 8,6 рейтинг
      • эксперт

      Владимир, здравствуйте!

      А вы уверены, что это сумма за вывоз ТБО, а не полностью за обслуживание жилого фонда управляющей компанией? Вы можете выложить платежный документ? Персональные данные можно скрыть.

      Просто при всем желании управляющей компании таких тарифов быть не может.

      В данной ситуации все зависит от договора, который заключен управляющей компанией с фирмой по вывозу ТБО. В практике там указывается фиксированная сумма и уже эта сумма «раскидывается» на все помещения в доме.

      Если сумма за вывоз ТБО установлена в тарифе на обслуживание дома, то нужно знакомится с данными тарифа.

      Вы вправе потребовать как расчет тарифа, так и договор на вывод ТБО у УК.

      Желаю удачи!

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Юрист, г. Москва

      Общаться в чате

      Как правильно указал Руслан Григорьев вывоз ТБО входит в плату за содержание общего имущества.

      п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме

      УТВЕРЖДЕНЫ постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 13 августа 2006 года N 491

      Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:

      д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;

      17. Собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

      34. В случае если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации.
      35. Указанные в пунктах 31-34 настоящих Правил размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
      36. В случае если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом , но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения,органы местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности .

      Таким образом Вам необходимо выяснить, кто установил размер платы за вывоз ТБО и если он не был установлен общим собранием, то обращайтесь в местную администрацию.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      В нашем случае управляющие компании меняются очень часто и наши 15 домов (в доме от 2-х до 4-х квартир) не выгодны управляющей компании. Вот и в очередной раз произошла смена компании. В данный момент в квитанции указана строчка " содержание жилья " и расчет в 769р. Касаемо текущих и капитальных ремонтов я задавал уже вопрос и получил очень хорошие ответы и озвучил их в УК (с ремонтами разобрались). Со слов директора УК (после разбора с ремонтами) в строчку " содержание жилья " включен только вывоз ТБО и больше ничего. Дело в том, что никаких договоров с УК мы не подписывали, нам никто об этом не сообщал. Ук очень часто меняются. В нынешнюю УК наши дома передала администрация нашего городского поселения, по конкурсу, видимо в довесок к " выгодным домам "и только обеспечить вывоз ТБО. И скорее всего администрация и установила тариф на вывоз ТБО. Позвонил по этому вопросу в жилищную инспекцию нашего региона. Там сказали, что расчет верный, поправки в ЖК не вступили в силу и формула расчета тариф* на кв.м верный. Т.е считается кв.м, а не количество проживающих человек. Хочу обратится в администрацию с разъяснением по поводу установленого тарифа на вывоз мусора, но скорее всего все будет покрыто мраком. Возможно ли обязать УК установить баки сбора ТБО?

      Юрист, г. Москва

      Общаться в чате

      Согласно СанПиН 2.1.2.2645-10

      8.2.4. Контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно .

      8.2.5. Для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
      Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.

      Согласно Правил и нормы технической эксплуатации жилищного фондаМДК 2-03.2003(утв. постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170)

      3.7.1. Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать:
      установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов;
      своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием;
      организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов;
      свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников;
      содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории;
      проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.

      3.7.2. Сбор бытовых отходов следует производить в:
      переносные металлические мусоросборники вместимостью до 100 л, установленные под навесом, для жилых домов с населением до 200 чел.;
      контейнеры вместимостью до 800 л - для домов с населением 200 чел. и более.
      В качестве временной меры при отсутствии металлических мусоросборников допускается устройство бункера для крупногабаритных отходов, а также деревянных съемных ящиков без дна с загрузочными люками 0,5х0,5 мм.

      3.7.3. Временные мусоросборники должны быть плотными, а стенки и крышки - окрашены стойкими красителями.
      Окраска всех металлических мусоросборников должна производиться не менее двух раз в год - весной и осенью.

      3.7.4. Мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.
      Площадки для контейнеров на колесиках должны оборудоваться пандусом от проезжей части и ограждением (бордюром) высотой 7-10 см, исключающим возможность скатывания контейнеров в сторону.

      3.7.5. Подъезды к местам, где установлены контейнеры и стационарные мусоросборники, должны освещаться и иметь дорожные покрытия с учетом разворота машин и выпуска стрелы подъема контейнеровоза или манипулятора.
      При размещении на одной площадке до шести переносных мусоросборников должна быть организована их доставка к местам подъезда мусоровозных машин.

      3.7.6. Мусоросборники необходимо размещать на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не менее 20 м, но не более 100 м от входных подъездов.

      3.7.7. Количество и емкость дворовых мусоросборников определяется в установленном порядке.

      3.7.8. Сбор твердых бытовых отходов в неканализированных домовладениях следует производить отдельно в малые (металлические) емкости, которые должны выноситься жильцами в установленное время к месту остановки мусоровоза.
      В случае трудности эксплуатации металлических мусоросборников при минусовых температурах допускается применение съемных деревянных ящиков без дна вместимостью до 1 м, устанавливаемых на бетонированной или асфальтированной площадке.
      Для сбора жидких бытовых отходов и помоев на территории неканализованных домовладений следует устраивать помойницы, как правило, объединенные с дворовыми уборными общим выгребом.

      Обратитесь с заявлением в Роспотребнадзор, прокуратуру, Жилищную инспекцию пусто проверят указанные факты и привлекут организацию к ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ - Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, -

      влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      получен
      гонорар 50%

      Юрист, г. Раменское

      Общаться в чате
      • 9,0 рейтинг

      Т.е считается кв.м, а не количество проживающих человек.
      Владимир
      Возможно ли обязать УК установить баки сбора ТБО?
      Владимир

      Да, конечно Необходимо написать заявление с требованием установить баки для ТБО, в случае отказа пишите жалобу в прокуратуру и Роспотребнадзор со ссылкой на нарушение Ваших прав как потребителей и жильцов р-на

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Простите, в интернете есть упоминание про этот пункт, а в законе никак не могу найти про расчет с количества проживающих. Подскажите, в какой статье это указано?

      Уточнение клиента

      В соответствии с Федеральным законом №458-ФЗ у нас в платежках должна появиться новая коммунальная услуга - «обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО)». Соответственно, из жилищных услуг вывоз ТБО исключается. Закон вступил в силу с 1 января 2015 года, но изменения в части Жилищного кодекса РФ начнут действовать годом позже - с 1 января 2016 года.

      Так все же норма расчета с проживающих действует или нет?

      Юрист, г. Москва

      Общаться в чате

      Хочу обратится в администрацию с разъяснением по поводу установленого тарифа на вывоз мусора, но скорее всего все будет покрыто мраком. Возможно ли обязать УК установить баки сбора ТБО?
      Владимир

      Ответ на второй вопрос я уже указала ранее. А с первым все достаточно просто, все обращения необходимо всегда делать в письменном виде и все до единой государственной и муниципальной организации Вам должны ответить в течение 30 дней. Если не ответят, то сразу обращайтесь в прокуратуру.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Юрист, г. Ставрополь

      Общаться в чате
      • 8,6 рейтинг
      • эксперт

      В данный момент в квитанции указана строчка " содержание жилья " и расчет в 769р.
      Владимир

      Вот, нужно взять расчет тарифа в УК.

      Со слов директора УК (после разбора с ремонтами) в строчку " содержание жилья " включен только вывоз ТБО и больше ничего.
      Владимир

      Ну не может быть такой тариф на вывоз мусора. Тут или директор напутал, либо вы не верно поняли.

      Возьмите в бухгалтерии расчет тарифа и все сразу станет ясно.

      Ук очень часто меняются.
      Владимир

      Вы можете собрать общее собрание и переизбрать УК.

      Что касается жилищной инспекции, то смысла нет туда по телефону обращаться, ответ будет соответствующий, напишите письменное обращение с просьбой проверить тариф.

      Желаю удачи!

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      Нет к сожалению я ничего не напутал, такой тариф и есть. Наши дома считаются частным сектором. Я был в администрации нашего городского поселения. А такой тариф установила организация, которая занимается вывозом ТБО (расчет происходит из разных составляющих таких как, зарплата сотрудников, размер машины, ГСМ и т.д и т.п). Наша УК просто посредник. Т.е поскольку наши дома никому не интересны, наша администрация выставила наши дома на конкурс в " довесок " и как выяснилось только на обслуживание по вывозу ТБО, за текущий ремонт, капитальный ремонт, плата с нас не взымается (хотя пытались) . Поскольку наша УК не имеет лицензии на вывоз ТБО она заключила договор с компанией, у которой есть все разрешительные документы и она занимается вывозом ТБО. И эта организация по договору с УК занимается вывозом мусора с наших домов по такому тарифу. На вопрос в администрации, кто занимается регулированием тарифов? Я ответа так и не получил, с их слов, регулятора нет и компания занимающаяся вывозом ТБО может ставить практически любой тариф. Касаемо расчета с человека, а не с кв.м, ответили, что эта норма вступает в силу с 1 января 2016г с момента применения поправок в ЖК.

      Касаемо установки баков сбора ТБО и оборудования площадки, в УК и в администрации я получил ответ: "да без поблемм все установим но за ваши деньги" Т.е если УК установит баки и сделает площадку, стоимость вывоза ТБО еще возрастет. Замкнутый круг какой-то. А имеется ли у нас возможность отказаться от услуги вывоз ТБО в нашей УК, но остаться закрепленными за ней, отказаться просто от услуги?

      Касаемо смены УК, другие УК не хотят заключать с нами договор, мы им не выгодны, да и наша УК, была бы счастлива от нас избавится. А тариф на вывоз ТБО с наших домов будет примерно такой-же.

      получен
      гонорар 50%

      Юрист, г. Раменское

      Общаться в чате
      • 9,0 рейтинг

      А имеется ли у нас возможность отказаться от услуги вывоз ТБО в нашей УК, но остаться закрепленными за ней, отказаться просто от услуги?
      Владимир

      А мусор как планируете вывозить?

      Вы говорите. что частный сектор, т.е. фактически вы можете сами вывозить мусор на своем транспорте (если он имеется), а у кого его нет, как они будут от мусора избавляться?

      Касаемо расчета с человека, а не с кв.м, ответили, что эта норма вступает в силу с 1 января 2016г с момента применения поправок в ЖК.
      Владимир

      Совершенно верно, я ранее указала не верную информацию, вступают данные поправки именно с 01.01.2016 г

      Плата за вывоз твердых бытовых отходов с 1 января 2016 года будет включена в коммунальные платежи - сейчас она входит в состав расходов на содержание и ремонт жилья. (ранее коллеги указывали об этом)

      На вопрос в администрации, кто занимается регулированием тарифов?
      Владимир

      Вообще тарифы устанавливает Мин-во ЖКХ для каждого региона

      в УК и в администрации я получил ответ: «да без поблемм все установим но за ваши деньги»
      Владимир
      за текущий ремонт, капитальный ремонт, плата с нас не взымается (хотя пытались)
      Владимир

      Так, если у Вас частные дома, то за что взимать то, это незаконно!

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      По поводу вывоза мусора, даже если есть транспорт, куда-вывозить то. В баки соседних домов расположенных за 2 км от нас не вариант, мы же за это не платим, лес захламлять, тоже не вариант. Самостоятельно на свалку, тоже не вариант ехать за 50 км. Мы согласны полностью оплачивать услуги, которые нам предоставляются, по разумным тарифам.

      Есть альтернативный вариант и он значительно дешевле. У нас есть организация " благоустройство города " там продаются мешки для мусора в их стоимость уже включена стоимость вывоза ТБО. По наполнению мешка-мешков по звонку приезжает машина и забирает мешки. Вот и хочется избрать этот вариант. И не платить в УК за вывоз ТБО, но полностью от них не отказываться.

      Сектор то частный, а дома считаются многоквартирные. Один дом на 2-ве квартиры или на 4-ре квартиры по этому и ремонт пытались включить.

      А... значит регулятор все же есть " Мин-во ЖКХ для каждого региона" попробую написать туда по поводу тарифов.

  • Развитие человеческого общества и его деятельность тесно связаны с возникновением огромной массы отходов и мусора. Производство и потребление растут соразмерно темпам изменения цивилизации, потому в последние десятилетия особенно остро встала такая проблема, как накопление ТБО. По приблизительным оценкам ежегодно появляется примерно 400 миллионов тонн бытового мусора. При этом предприятия по переработке или утилизации не справляются с объемом работ: например, в России есть 15 заводов, но они могут обезвредить только 6–8 % от ТБО по всей стране.

    В этой статье вы прочитаете:

    • Как государством регулируется накопление ТБО.
    • Как в 2019 году выполняется расчет накопления твердых бытовых отходов (ТБО) на одного человека.
    • Как выполняется расчет нормы ТБО для организаций и предприятий.
    • Как должно осуществляться накопление ТБО в контейнерах.
    С 1 января 2019 года

    Как государством регулируется накопление ТБО

    Для начала определим источники коммунального и бытового мусора, в основном это:

    • жилые здания;
    • торговые площади и заведения общепита;
    • помещения общественного назначения;
    • развлекательные мероприятия и участки, на которых они организованы (например, парки аттракционов, концертные залы, спортивные арены);
    • прочие источники, стимулирующие накопление ТБО.

    Для контроля и предотвращения подобных происшествий существует СУТБО – система управления твердыми бытовыми отходами. СУТБО подразумевает регламентирование и организацию сбора, перевозки, утилизации, вторичной переработки мусора.

    Для того чтобы грамотная система управления образующимся мусором была возможна, в первую очередь проводится определение норм накопления ТБО в год на 1 человека. Этот норматив рассчитывается для жилых сооружений и изменяется в зависимости от того, насколько благоустроенные здания берутся в расчет, так как это влияет на объемы формирующегося мусора:

    • Если в помещении наличествует электроэнергия, центральное отопление или для приготовления еды применяется газ, то никаких топливных отходов возникать не будет. Но в то же время люди не смогут утилизировать отработавший картон, бумагу и т. п. посредством сжигания их в печи. За счет этого падает средняя плотность мусора и растет его объем.
    • Если в здании нет канализации, то происходит накопление ТКО большей влажности и средней плотности, а также увеличивается их масса. Канализация дает возможность через сантехнические приборы утилизировать часть биологических отходов, которые в противном случае привели бы к увлажнению остального мусора, формирующегося в помещении.

    Климат и местность также важно учитывать при определении норматива накопления ТБО в связи с тем, что на объемы мусора влияет потребление жителями фруктов, зелени и овощей, уровень озеленения населенного пункта, продолжительность периода уборки тротуаров и придомовых территорий, длительность отопительного сезона.

    При определении нормативов в отношении бытового мусора государство применяет следующие принципы:

    • Сохранение экологического баланса территории, природных богатств, местной фауны и растительности. Соблюдение принципов охраны жизни и здоровья населения муниципального образования.
    • Экономическое регулирование объема ТБО и нагрузки, которой подвергаются специализированные свалки.
    • Уровень технологий, позволяющих организовать переработку мусора или безотходное производство вместо накопления ТБО.
    • Возможность комплексно перерабатывать те виды отходов жизнедеятельности человека, в которых содержится ценное сырье.
    • Научный подход к экономическим и экологическим условиям существования общества.
    • Информирование населения и предприятий в области нормативов и законов, регулирующих обращение с бытовым мусором.
    • Соответствие мировым стандартам и сотрудничество с государствами-партнерами, решающими те же экологические задачи.
    • Что такое лицензия на вывоз ТБО и как ее получить в 2018 году

    Расчет накопления твердых бытовых отходов (ТБО)

    Нормативные единицы складываются из следующих параметров:

    • типа сырья, используемого в промышленности населенного пункта;
    • размера территории, подлежащей уборке;
    • расстояния до полигона или предприятия по утилизации и технического обслуживания необходимого транспорта;
    • показателей коммунальных организаций из расчета на душу населения;
    • размещения социальных предприятий.

    В России рекомендации по определению норм накопления ТБО, а также ограничения для жилых и промышленных объектов определяются законодательством. Как составляющая государственной политики законы и рекомендации разрабатываются в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами и природоохранными принципами.

    Для формирования репрезентативной выборки при определении норматива накопления ТБО замеры проводятся на следующих группах населения:

    • 2 % жителей – в поселках и городах с населением менее 300 тыс. человек;
    • 1 % – в населенных пунктах, где проживает до полумиллиона человек;
    • 0,5 % – в городах с населением менее миллиона жителей.

    Для замеров массы бытового мусора в культурных организациях проводятся недельные наблюдения за 2–3 городскими объектами.

    Муниципальные власти организуют измерения и по итогам готовят постановление о нормах накопления ТБО. Также в их зоне ответственности оказываются сбор, транспортировка и складирование бытового мусора. Как правило, замеры проводятся с перерывами в пять лет. Согласно статистике объем ТБО ежегодно увеличивается на 0,5–1 %.

    Кроме основного документа под названием «Рекомендации по определению стандартов образования ТБО для РСФСР», нормы накопления ТБО от организаций и предприятий формулируются и определяются разнообразными приказами, постановлениями и официальными обращениями.

    Например, Правительство Российской Федерации утвердило для Москвы следующие допустимые нормы накопления ТБО в 2017 году:

    • Масса расходуемого крупногабаритного мусора не должна превышать 80 кг в год, а объем – 0,40 м³.
    • Один горожанин в столице за год накапливает не более 260 килограммов бытового утильсырья (или же не более 1,30 м³).

    Важно обратить внимание на то, что норма накопления ТБО производственными помещениями или организациями обратно пропорциональна числу коммерческих предприятий в населенном пункте.

    Для измерения массы накопившихся отходов в жилых зданиях или на предприятиях применяют простое взвешивание всего утильсырья, что загружено в мусоровоз или контейнер.

    Замер фактически накопленных бытовых отходов как для общественных, коммерческих, так и для жилых объектов проводится для каждого сезона в отдельности. Нормы по области или краю определяются замерами в самых больших городах данного региона.

    • Плата за вывоз твердых бытовых отходов: предоставление и расчет новой коммунальной услуги

    Какова норма накопления ТБО на человека

    Под нормами накопления подразумевают массу (измеряемую в килограммах) или объем (в литрах либо кубических метрах) образующегося бытового мусора на выбранную расчетную единицу: в расчете на человека, гостиничное место, квадратный метр торговых площадей и складов, на год, месяц или день.

    Нормы накопления ТБО и КГМ (крупногабаритного мусора) определяются по двум сферам:

    • сооружения общественного назначения (учебные помещения, общепит, гостиницы, развлекательные центры и т. д.);
    • жилые здания.

    Расчет норм накопления ТБО требует учета следующих факторов:

    • число этажей в зданиях;
    • благоустроенность городского жилищного фонда (центральное отопление, газопровод, электричество, канализационные коммуникации);
    • уровень общепита;
    • тип топлива, применяемый для отопления помещений;
    • благосостояние жителей;
    • развитость торговой сферы;
    • местный климат и длительность отопительного сезона;
    • употребление растительных продуктов.

    В больших городах норматив накопления ТБО для населения, как правило, выше, чем в менее густонаселенных образованиях.

    В таблицах 1.1 и 1.2 приведены укрупненные нормативы по образованию твердых бытовых отходов, которые можно применять для прогнозирования. В таблице 1.1 рассматриваются различные жилые объекты, а в таблице 1.2 – помещения общественного назначения в больших городах.

    Обратите внимание, что данные сведения следует использовать только как ориентировочные нормы накопления ТБО, так как в зависимости от населенного пункта и региона фактические и нормативные показатели разнятся в значительной мере.

    Таб. 1.1

    Норматив накопления ТБО на 1 человека

    Средний показатель плотности мусора, кг/м 3 *

    Жилой фонд

    Благоустроенные дома:

    без учета пищевого мусора

    с учетом пищевого мусора

    Неблагоустроенные здания:

    без отделения пищевых отходов

    жидкие отходы из выгребных ям у домов без канализационной системы

    Общие показатели по образованию бытового мусора для благоустроенных жилых и общественных объектов в городах более чем со 100 тысячами жителей

    Те же показатели с учетом арендаторов помещений

    *Примечание. Благоустроенные жилые объекты – дома с отопительной и канализационной системами, газо- и водопроводом.

    Неблагоустроенные дома – здания без канализации, использующие твердое топливо для прогрева.

    Общественные объекты – учебные учреждения, предприятия общественного питания, торговые площади, зрелищные сооружения, спортивные комплексы и арены.

    Как уже говорилось, для определения нормы накопления ТБО от организаций и предприятий выбирается два-три общественных сооружения, где в течение календарной недели для каждого сезона делаются замеры.

    При этом во время взвешивания контейнеров и мусоровозов, заполненных мусором, обращают внимание на заполнение машины. С этой целью загруженные отходы разравнивают, а свободное место измеряют по рейке. Важно, чтобы во время этой процедуры ТБО намеренно не уплотнялись внутри контейнера.

    В таблице 1.2 представлены ориентировочные нормы накопления ТБО для торговых, зрелищных и прочих общественных сооружений:

    Норма образования отходов

    Плотность мусора, кг/м 3

    Средний показатель за год

    Средний показатель за сутки

    Одно гостиничное место

    Одно место в учреждениях дошкольного образования

    Норматив накопления ТБО на 1 человека в средних, средних специальных и высших учебных заведениях

    Одно место в кинотеатрах и театрах

    Образование бытового мусора на одного сотрудника предприятия

    На квадратный метр промтоварного магазина

    На квадратный метр продовольственного магазина

    На квадратный метр рыночной площади

    На одно место в доме отдыха, пансионате, санатории

    На квадратный метр ж/д-, автовокзала, аэропорта

    Также стоит обратить внимание на методические рекомендации по определению нормативов накопления ТБО (материал для скачивания).

    Что нужно знать про накопление ТБО в жилых зданиях и на социальных объектах

    Нормы накопления ТБО для магазинов , жилых и прочих городских сооружений определяют массу либо объем бытовых отходов, которые образуются за временную единицу, принятую для расчета. Исходя из этого, нормы измеряются кубометрами или килограммами мусора.

    Накопление бытового мусора определяется отдельно:

    • для объектов жилого фонда;
    • культурно-бытовых, общественных, производственных и других сооружений и предприятий города.

    Норматив накопления ТБО для населения определяется для следующих видов мусора:

    • Объедки и разнообразные упаковки, пластиковая и стеклянная тара, битая посуда, мебельные обломки, металлический мусор, изношенные предметы гардероба, домашний текстиль, газеты и прочая макулатура, сор и пыль, собираемые при уборке.
    • Строительные отходы, образующиеся во время ремонта: древесная стружка, разбитые плитки, обломки покрытий.
    • Зола, пепел, шлак, обугленные остатки топлива – для домов, использующих печи для отопления.
    • Мусор, собранный на территории у дома.

    Также определяются нормативы накопления ТБО для населения в следующих случаях:

    • выброс крупного мусора – сантехники, старой мебели, новогодних елей;
    • подрезание кустов и деревьев на придомовой территории;
    • капитальный ремонт или демонтаж больших конструкций;
    • осенние листопады;
    • содержание домашнего скота (в этой ситуации расчет ведется на единицу поголовья).

    Официальная документация, устанавливающая норматив накопления ТБО на человека, определяет существенные для объема образующихся отходов факторы: уровень благоустроенности как сооружений общественного пользования, так и жилого фонда; этажность зданий; экономическое благополучие населенного пункта или района; продолжительность отопительного периода; культура потребления, принятая в регионе. В связи с этим для столиц и больших городов устанавливаются более высокие нормативы.

    В Российской Федерации 70 % нормы накопления ТБО для населения в 2017 году происходит в жилом секторе, четверть от общей массы образующегося мусора приходится на организации социальной сферы, а оставшиеся 5 % – отходы функционирования инфраструктуры. Основываясь на этой закономерности, среднегодовую норму накопления ТБО определяют отдельно для каждой категории.

    В качестве иллюстрации рассмотрим такие закономерности: в среднем на одного человека, проживающего в многоквартирном здании со всеми удобствами, приходится от 200 до 260 килограммов мусора ежегодно. Учитывая площади и виды деятельности, тот же норматив для организации будет всего 30–60 % от этого количества. Но на деле невозможно определить даже разброс чисел в качестве единого показателя по всему государству. Причиной тому, например, увеличение объема ТКО в городах-курортах в летние месяцы или необходимость вывоза льда и снега в населенных пунктах, находящихся на севере страны. Вследствие этого регионы вырабатывают свои рекомендации по нормам накопления ТБО.

    Взвешивания образующихся бытовых отходов являются единственным способом получить объективные показатели для формирования нормативов. В зависимости от размера города комиссия определяет район, число жителей которого составляет 0,5–2 % всего населения, и маркирует мусорные контейнеры. В каждый из сезонов на протяжении недели определяется масса этих контейнеров. При этом крайне важно, что содержимое запрещено уплотнять искусственно. Полученные показатели ложатся в основу нормативов и корректируются раз в пять лет.

    Уровень социального развития влияет на координацию управления ТБО и производственным мусором. Чем больше качественных и проверенных механизмов будет применяться в сфере нормирования отходов, тем эффективнее будут функционировать свалки, захоронения и предприятия по вторпереработке. А это должно привести к улучшению экологической ситуации и сделать наш мир чище и здоровее.

    • Управление ТБО и основные проблемы на пути его оптимизации

    Норма накопления ТБО для организаций

    Согласно российскому законодательству нормативные показатели для производственных предприятий обязательно должны учитывать допустимую концентрацию веществ и отходов для предотвращения отрицательных последствий для окружающей среды. И хотя реально работающие нормы накопления ТБО от организаций и предприятий устанавливаются региональными властями, лимиты для них определяются на уровне правительства государства.

    До недавнего времени от всех организаций без исключения требовалось ведение документации, связанной с образованием на их территории мусора, а также разработка проектов управления отходами. Сейчас же от этой обязанности освобожден средний и малый бизнес, что значительно упрощает работу с нормами накопления ТБО для юридических лиц и экономит им часть средств. Теперь подобные предприятия оплачивают захоронение своего мусора на полигонах, а полученная плата идет на снижение негативного влияния на окружающую среду.

    Однако от предприятий крупной промышленности все еще требуется ежегодная корректировка их проектов по управлению отходами. Эту документацию обычно готовят независимые организации либо специальные экологические подразделения. В проект включаются:

    • определение предельно допустимого объема ТБО;
    • экономически обоснованные отходы по всем направлениям деятельности, а также доступные способы обезвреживания мусора;
    • утверждение норм накопления ТБО в компании с учетом производственных мощностей, площадей, класса опасности и т. п.

    Всякий подобный проект обязан содержать также все уникальные особенности предприятия: техническую оснащенность для обеззараживания опасных отходов, число площадок для хранения мусора, уровень имеющегося на них оборудования, возможность складирования ТБО на специализированных площадках других объектов. Ко всем местам сбора мусора предъявляются требования Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

    Для расчета нормативных показателей применяются готовые формулы, подразделяющиеся на два основных типа:

    • те, что определяют нормы накопления ТБО от организаций и предприятий на единицу производимого продукта (здесь значимым становится объем выпуска в течение года);
    • те, что позволяют рассчитывать обновление и ремонт оборудования на основании взаимосвязи между количеством отходов производства и длительностью эксплуатации.

    Если на предприятии образуется сложный мусор, то для определения нормативов обращаются к опыту всей отрасли промышленности, к экспериментам и статистическим показателям.

    • Полигон ТБО: эффективная мера избавления от мусора или загрязнение окружающей среды

    Когда все нормы установлены и документы готовы, организация передает проект в подразделение Росприроднадзора, где происходит регламентация норматива.

    Накопление ТБО в контейнерах и другие способы сбора мусора

    Независимо от того, о каких территориях идет речь (спортивные, развлекательные или образовательные учреждения, торговые и производственные площади, жилой сектор или общественные здания), для сбора и уничтожения бытового мусора используется одна из следующих схем:

    • Сбор мусора без контейнеров

    Имеется в виду способ сбора бытовых отходов, при котором на придомовых территориях нет мусорных баков и нет возможности обеспечить ими территорию. В таком случае к зданию по расписанию приезжает специальная техника, а жильцы самостоятельно выносят мусор именно в этот момент. Так как накопление ТБО происходит далеко не всегда в соответствии с расписанием, а жители могут не иметь возможности встретить машину во дворе, то главным недостатком этой схемы является образование мусорных куч и стихийных свалок в районах без накопительных контейнеров.

    • Использование накопительных несменяемых контейнеров

    В противоположность предыдущему методу это самый популярный вариант сбора бытовых отходов. Как правило, рядом со зданиями находятся площадки с пластиковыми или металлическими мусорными баками. Чтобы освободить контейнеры, раз в установленный период прибывает машина с возможностью фронтальной или боковой загрузки. Плюсом этого метода является то, что горожане могут выносить свой мусор в любой момент, что защищает территорию от появления стихийных свалок. Но, к сожалению, способ имеет несколько важных недостатков: накопление ТБО в открытых баках, высыпание части содержимого во время погрузки в мусоровоз, а также отсутствие регулярного мытья контейнеров делают метод практически антисанитарным.

    • Использование сменных контейнеров

    Наиболее гигиеничным, санитарно приемлемым, но и самым дорогостоящим является метод замены мусорных баков. В этом случае вывозом с придомовой территории занимаются бункеровозы, которые загружают на себя контейнеры со всеми собранными бытовыми отходами, а на их место ставят пустые баки, привезенные с чистки и обработки. Эта схема позволяет сохранить территорию чистой, дает возможность жильцам выносить мусор в любой удобный момент, а также гарантирует удовлетворительное состояние санитарной площадки. Однако из-за дороговизны данная схема вывоза ТБО используется в России далеко не повсеместно.

    СанПиН: нормы накопления ТБО

    В санитарных правилах и нормах установлены показатели и правила относительно образующихся отходов. Например, для сбора и накопления ТБО обязательны внешние условия, оберегающие мусор от разложения, потому определены различные допустимые сроки его хранения в разные сезоны (зимой это не более трех дней; летом, в жаркий период, – всего одни сутки). Однако местные власти уполномочены самостоятельно определять частоту сбора и вывоза бытовых отходов в разных районах населенного пункта.

    Некоторые правила по условиям накопления ТБО, утвержденные СанПиНом:

    • Запрещается вынимать из накопительных контейнеров мусор для применения его в качестве вторсырья.
    • Санитарная площадка для сбора отходов, баки должны располагаться не ближе 20 метров от жилых помещений.
    • Если жилой комплекс находится в ведении определенной компании или организации, то раз в неделю ею должно осуществляться удаление отходов с территории.
    • Металлические контейнеры для накопления ТБО должны в обязательном порядке соответствовать установленному стандарту.
    • Мытье и санитарная обработка мусорных баков не может производиться реже, чем раз в десять дней.
    • Мусороприемное помещение и мусоропровод должны соответствовать Ведомственным строительным нормам (ВСН 8-72) «Указания по проектированию мусоропроводов в жилых и общественных зданиях».
    • В жилых зданиях высотой более четырех этажей по последним правилам обязательна установка мусоропроводов для организованного сбора и накопления ТБО.

    Все перечисленные правила обязательны для исполнения в соответствии с утвержденными СанПиНами. Нарушение любого из них может повлечь наказание и штраф в соответствии с российским законодательством.

    Кем производится вывоз мусора, чтобы не происходило чрезмерное накопление ТБО

    В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации собственники в многоквартирных жилых зданиях должны обеспечивать также и содержание общедомового имущества, к которому относятся и мусорные баки. Обычно проблему обслуживания и опорожнения накопительных контейнеров решают через товарищества собственников жилья либо другие объединения, занимающиеся поиском и договорами с компанией, которая организует вывоз ТБО. Однако любой из владельцев имеет право самостоятельно решить, кто и когда будет забирать мусор из его квартиры.

    При этом дела с накоплением ТБО в частных секторах, например в коттеджах, обстоят куда сложнее. Во-первых, по закону владельцы отдельных домов не обязаны подписывать договор с подрядчиком, который займется их бытовым мусором. Потому многие просто вывозят отходы на городскую свалку своими силами. Во-вторых, если хозяин коттеджа захочет выносить мусор в уличный бак, то ему придется заключить контракт. В-третьих, санитарное состояние домов и придомовых территорий входит в число вопросов, которыми занимаются местные органы управления, а значит, за загрязнение домовладельцу может грозить административная ответственность и прочие неприятности. И, в-четвертых, иногда отсутствие договора с компанией, вывозящей отходы, может быть расценено как загрязнение.

    Не только нормы накопления ТБО для юридических лиц становятся проблемой, но и организация вывоза мусора из офисов, магазинов и других помещений. Предприниматели также могут выбрать один из двух путей избавления от бытовых отходов: сбор и доставка их на свалки своими силами либо договор на обслуживание в специализирующейся на этом компании. Но все усложняется, когда муниципальное образование вводит свои требования к санитарным условиям для юридических лиц. Тогда в городе может действовать предписание всем предприятиям подписывать контракт для вывоза отходов. Единственной лазейкой в этом случае становится возможность оформить соответствующую лицензию и самим стать компанией, обслуживающей сбор, вывоз и накопление ТБО.

    Для оформления и подписания документов на вывоз бытового мусора привлекаются юристы ТСЖ, управляющей компании и фирмы, которая будет обслуживать многоквартирный дом. Для составления грамотного договора следует обратить внимание на следующие сведения:

    • полные имена либо юридические названия сторон;
    • адрес сооружения или помещения, которому необходимо обслуживание;
    • масса мусора, которую придется увозить за раз;
    • график забора ТБО (может быть прописан пунктом договора или оформляться отдельным приложением к документу);
    • тарифы, стоимость и периодичность оплаты услуг;
    • права и обязанности заказчика и исполнителя, меры ответственности за нарушение контракта.

    Так как на предприятии может происходить накопление ТБО разных видов, договор может включать перечень отходов, которыми исполнитель заниматься не будет, например: лампы и градусники, содержащие ртуть (такой мусор строго запрещено выбрасывать в обычные баки, его утилизацией занимаются специалисты), крупногабаритные или строительные отходы, листва и спиленные ветки.

    Важно сказать, что подписываемый с мусоровывозящей организацией договор является публичным, иными словами: исполнитель, если у него есть все технические ресурсы для вывоза ТБО, должен согласиться на оказание услуги и подписать договор с любым обратившимся заказчиком. С одной стороны, это может усложнять функционирование мусоровывозящих компаний, но, с другой, – дает карт-бланш на определение единых условий контракта для всех клиентов заранее (кроме отдельных льготных категорий). Так что заказчик, решающий проблему накопления ТБО на своей территории, скорее всего, не сможет получить для себя более выгодные условия, ему придется либо согласиться на имеющееся предложение, либо пытаться найти другого исполнителя.

    Договор на вывоз мусора стандартно подписывается в печатном варианте. Согласно российскому законодательству это не обязательно должно быть соглашение сторон, можно оформить его как договор присоединения (ст. 428 Гражданского кодекса): если у мусоровывозящего предприятия определены условия сотрудничества, то получаемые заказчиком квитанции или другие документы, подтверждающие оказание услуг, фиксируют его отношения с исполнителем.

    Государство устанавливает не только разного рода правила и среднегодовые нормы накопления ТБО, но и предписывает всем организациям, утилизирующим отходы, проходить лицензирование. Потому крайне важно проверять наличие лицензии у компании, вывозящей ваш мусор.

    Также стоить отметить, что законы Российской Федерации утверждают принцип свободы договора, что означает свободу заказчика в выборе организации, которой он готов поручить сбор и утилизацию своего бытового мусора. Несмотря на это, часто местные власти не только создают муниципальные унитарные предприятия, занимающиеся вывозом отходов, но и настаивают на заключении договоров именно с этими компаниями. Это частое требование по большому счету является незаконным. И так как запретить создание лицензированных частных фирм по утилизации мусора администрация не может, у заказчика всегда остается выбор.

    В связи с тем, что накопление ТБО в жилом секторе происходит с разной интенсивностью, размеры платы за вывоз могут вычисляться разными способами:

    • на основании числа жильцов;
    • на основании общей площади жилья.

    Последний вариант может сбивать с толку, так как не прослеживается никакой связи между размером квартиры и образованием на ее территории мусора – ведь он появляется в результате жизнедеятельности человека, а не квадратного метра. Но существование этого метода объясняется в Жилищном кодексе: собственник жилья обязан также содержать часть общедомового имущества (к нему относятся как баки для накопления ТБО, так и мусоропроводы), и размер доли, за которую он несет ответственность, определяется размером жилплощади. Второй причиной распространения этого способа расчетов является простота: размеры квартир в доме не меняются, а вот число жильцов может значительно колебаться даже в течение года.

    В частном секторе иной расклад: тарифы за работу мусоровоза и утилизацию отходов здесь определяет исполнитель.

    Бывают ситуации, когда мусоровывозящая компания начинает требовать дополнительную плату за оказанные услуги, например за утилизацию отходов, в то время как заказана была только транспортировка. Если обратиться к закону «О защите прав потребителей», становится ясно, что подобные требования нелегальны, так как без официального согласия клиента исполнитель не может оказывать платных услуг, кроме оговоренных в контракте. Еще одним ценным уточнением здесь будет то, что накопление ТБО в жилом секторе не представляет такой экологической угрозы как, например, производственные отходы, а потому собственники жилья должны организовать только вывоз мусора, а утилизация не их ответственность.

    Накопление ТБО и их утилизация

    В настоящее время существует несколько основных способов утилизировать бытовые отходы. Их перерабатывают во вторсырье, сжигают либо закапывают и складируют на специально организованных полигонах.

    Накопление ТБО может стать меньшей экологической проблемой, если все сырье, поддающееся переработке, будет использовано в качестве ресурса. А это от 40 до 50 % от всей массы бытового мусора:

    • любые металлические предметы;
    • макулатура;
    • полимеры;
    • стеклянные изделия;
    • текстиль и пряжа;
    • асфальт;
    • автомобильные покрышки и шины;
    • биологический сельскохозяйственный и бытовой мусор.

    Все названные виды отходов могут быть полезны как вторсырье, если станут отправляться на переработку.

    • Захоронение мусора

    На сегодняшний день во всем мире это самый популярный метод утилизации мусора. Захоронению подлежат те отходы, которые невозможно сжечь и которые горят с выделением опасных веществ.

    Накопление ТБО и их утилизация на полигонах считаются относительно безопасным для окружающей среды способом, так как полигоны, соответствующие всем требованиям, – это высокотехнологичные сооружения, способные предотвращать загрязнение грунтовых вод и воздуха, а с рядом разработок – даже преобразовывать газы от гниения в тепловую энергию. Подобные инженерные решения относительно безопасны, но, к сожалению, полигонами такого уровня владеют в основном европейские государства.

    Потому в России все еще остро стоит вопрос классического захоронения мусора, так как все отрицательные последствия накопления ТБО на одной территории не предотвращаются даже фильтрацией и очистительными системами. Ферментация, разложение и гниение отходов часто приводят к загрязнениям. Так что, несмотря на распространенность и доступность этого метода утилизации, экологи настаивают на популяризации вторичной переработки максимального количества ТБО.

    • Компостирование мусора

    Это метод обезвреживания и последующей переработки некоторых видов бытового, сельскохозяйственного, а иногда и промышленного мусора, подверженного биоразложению. Потому компостирование чаще всего используется для предотвращения накопления ТБО органического происхождения. Собранный мусор обезвреживают, уничтожая патогенные микроорганизмы, а затем перерабатывают в удобрение.

    Чаще всего компостирование производится домовладельцами частного сектора или садоводами самостоятельно, так как конечный продукт может быть полезен для удовлетворения сельскохозяйственных нужд. Однако компостирование ТБО как способ утилизации может быть организовано централизованно и осуществляться специальными предприятиями по переработке органических отходов. В данный момент в России не слишком распространен этот подход к проблеме накопления ТБО.

    • Термическая переработка мусора (ТБО)

    Бытовой мусор, как правило, в значительной степени состоит из отходов органического происхождения, потому для его переработки возможно применение термического воздействия. Метод тепловой обработки ТБО влияет на их массу и общий объем, помогает обеззараживать образовавшийся мусор и даже получать инертные материалы и разнообразные энергоносители.

    Термическая переработка ТБО обладает следующими достоинствами:

    • патогенные микроорганизмы не выживают в созданных условиях;
    • объем собранного мусора сокращается иногда почти в 10 раз;
    • накопление ТБО может приносить пользу за счет энергетического потенциала.

    Самым распространенным способом термической утилизации и переработки мусора является банальное сжигание. Причины его популярности:

    • максимально проверенная технология;
    • выпуск необходимого оборудования поставлен на поток;
    • автоматизация процесса;
    • большие эксплуатационные сроки оборудования.

    Технологии термической утилизации развиваются, и сейчас наблюдается переход от простого сжигания отходов к выработке топливной фракции из мусора и дальнейшему оптимизированному сжиганию с образованием тепловой или электроэнергии. Также на решение проблемы накопления ТБО значительно влияет использование плазменной технологии, позволяющей повысить температуру переработки мусора и получить из него обеззараженный остеклованный остаток.

    • Плазменная переработка мусора (ТБО)

    Этот метод называется также плазменной газификацией или высокотемпературным пиролизом твердых бытовых отходов. В общих чертах данная схема утилизации сводится к переработке биологической фракции мусора при помощи особенно высоких температур в газ, преобразующийся в электрическую энергию или пар.

    Пиролиз в решении задачи накопления ТБО и последующего их уничтожения может сыграть большую роль, так как является экологически чистым методом переработки, не требующим особой подготовки отходов к утилизации (не нужно сортировать, отдельно сушить мусор и т. д.). При этом плазменная газификация не только эффективно обеззараживает и обрабатывает ТБО, на выходе оставляет безвредный шлак, пригодный для дальнейшего использования, но и стоит не слишком дорого для предприятий, занятых утилизацией мусора.

    Мнение эксперта

    Накопление ТБО и их последующая утилизация – задача, которую можно решить своими силами

    Денис Дорофеев,

    руководитель отдела рециклинга полимеров завода «Осколпласт»

    Наша компания сотрудничает с местными и зарубежными предприятиями, рассматривающими экологическую ответственность как один из своих приоритетов. Для этих партнеров принципиально важно, чтобы полученное от нас сырье было результатом вторпереработки, потому «Осколпласт» задался целью получить качественные вторичные материалы. Но, к сожалению, закупка у сторонних компаний, занимающихся накоплением ТБО и их переработкой, может не оправдать ожиданий, так как многие предприятия не соблюдают даже минимальных требований к процессу (например, не моют сырье). И это чревато тем, что увеличивается процент бракованной продукции при литье, а оснастка изнашивается и требует более частой амортизации. Также проблема закупки вторички упирается в то, что не всякий поставщик может обеспечить наш завод нужным количеством сырья в установленные сроки.

    Организовать же собственное предприятие по переработке ТБО достаточно сложно и стоит больших денег. Независимо от того, на чем специализируется компания: на макулатуре, текстиле, металлическом мусоре, пластике или чем-либо еще. Во-первых, требуется регулярный источник нужного вида отходов. Во-вторых, решение всех юридических вопросов. В-третьих, помещение для завода должно быть большим, иметь высокие потолки, находиться на промышленной территории, но рядом с коллектором для сточных вод. В-четвертых, предприятию наверняка понадобятся дополнительные энергетические ресурсы и источник воды.

    Притом что проблема накопления ТБО стоит довольно остро и заводы по переработке необходимы обществу, непросто будет решить даже кадровые задачи. Специалистов в данной области найти очень трудно, а ведь это должны быть высококвалифицированные инженеры, электрики и т. д.

    Ирина, добрый вечер.

    Расчет объема регулируют следующие НПА:

    Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред.
    от 29.12.2015) «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах
    производства и потребления“, отдельные законодательные акты

    Статья 24.10. Расчет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов
    1.
    Определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов
    осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с
    твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого
    учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными
    2.
    В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и
    (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из
    нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления
    твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной
    власти субъектов Российской Федерации либо органом местного
    самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его
    соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
    3.
    Нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться
    дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской
    Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с
    твердыми коммунальными отходами, а также с учетом других критериев,
    установленных Правительством Российской Федерации.
    4. Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
    На основании какого нормативного документа производится расчет?
    Ирина

    ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ

    Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов

    По ссылке формулы, по которым происходит расчет docs.cntd.ru/document/420346598

    Может ли компания вводить дополнительные коэффициенты в этот расчет, если да, то на каком основании?
    Ирина

    Сама компания не может, это регулируется указанным выше Постановлением.

    Статья 24.9. Порядок государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами
    1.
    Государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми
    коммунальными отходами (далее также - тарифы) осуществляется органами
    исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае
    передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской
    Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном
    Правительством Российской Федерации.
    2.
    Тарифы должны компенсировать экономически обоснованные расходы на
    реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать
    экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и
    используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в
    области обращения с твердыми коммунальными отходами инвестированного
    капитала.
    3.
    Единый тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами
    устанавливается в отношении региональных операторов. Иные подлежащие
    регулированию тарифы устанавливаются в отношении операторов по обращению
    с твердыми коммунальными отходами.
    4.
    Тарифы могут устанавливаться с календарной разбивкой и
    дифференцироваться в порядке и по критериям, которые установлены
    основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными
    отходами, определенными Правительством Российской Федерации.
    5.
    Методы регулирования тарифов, в том числе на основе долгосрочных
    параметров, критерии их применения определяются Правительством
    Российской Федерации.

    Тема: Расчет экономически обоснованного тарифа на услуги по сбору и транспортировке ТБО для города

    Тип: Курсовая работа | Размер: 112.21K | Скачано: 30 | Добавлен 21.04.16 в 09:54 | Рейтинг: 0 | Еще Курсовые работы

    Год и город: Тюмень 2016


    Расчет экономически обоснованного тарифа на услуги по сбору и транспортировке ТБО для города

    Рассчитать экономически обоснованный тариф на услуги по сбору и транспортировке ТБО для города, расположенного в Западно-Сибирской части России, с населением (P t Р t ) 600тыс.чел. Норма накопляемости ТБО (N s ) 2,64 м 3 на чел. в год.

    Для вывоза ТБО в городе используются 4 модели мусоровозов (I ):

    1) МСК-6А (V a,1 грузоподъемность 6 м 3)- перевозит ТБО от мест сбора до станций перегруза, эксплуатируется одним водителем;

    2) КО-413 (V a,2 грузоподъемность 13 м 3)- перевозит ТБО от мест сбора до станций перегруза, эксплуатируется водителем и грузчиком;

    3) МСК-10 (V a,3 грузоподъемность 27 м 3)- перевозит ТБО от станций перегруза до объектов утилизации, эксплуатируется одним водителем;

    4) КО-415 (V a,4 грузоподъемность 25 м 3)- собирает ТБО по маршруту и доставляет к местам утилизации, эксплуатируется водителем и грузчиком.

    Доля ТБО, перевозимых каждой моделью мусоровозов, приведена в таблице 1. Параметры работы мусоровозов на маршруте приведены в таблице 2.

    Номер зачетной книжки - 028

    Таблица 1

    Распределение объемов перевозки ТБО между моделями мусоровозов

    Коэффициент уплотнения ТБО (K 1 ) при перегрузе принимаем равным 0,9. Коэффициент использования пробега (K 2 ) всех моделей мусоровозов в расчете принимаем равным 0,45. Коэффициент выхода из парка (K 3 ) — 0,75.

    Таблица 2

    Характеристики работы мусоровозов

    Характеристика

    Обозна-чение

    Средняя скорость движения, км/ч

    погрузку-разгрузку, мин.

    T прр

    Средняя длина полезного пробега, км

    Расход топлива при движении, л/100 км

    Расход топлива при погрузке-разгрузке, л/рейс

    С прр

    Стоимость мусоровоза (без НДС), тыс. руб.

    S авто

    Продолжительность работы мусоровозов (T d ) — 11 часов в день. Вывоз мусора осуществляется 365 дней в год.

    Эффективный фонд рабочего времени персонала (Э рв ) 1926 часов/год.

    Среднемесячная заработная плата водителей (S вод) 14 тыс.руб., грузчиков (S гр) - 9 тыс.руб. Ставка единого социального налога (K ЕСН) —26%. Коэффициент сменности водителей (K см) в расчете принимается равным 2.

    Стоимость топлива (без НДС) в расчете принимается равной:

    Бензин А-76 (S бен) для МСК-6А и КО-413 - 24 руб./л

    Дизельное топливо(S дт) для МСК-10 и КО-415 - 28 руб./л.

    Увеличение затрат на топливо с учетом зимней надбавки (K 4 ) — 1,015. Коэффициент стоимости смазочных и обтирочных материалов к стоимости топлива (K 5 ) — 18%.

    Стоимость комплекта резины (без НДС) для МСК-6А (S рез,1) и КО-413 (S рез,2) 15 500 руб./комплект. Стоимость комплекта резины (без НДС) для МСК-10 (S рез,3) и КО-415 (S рез,4) 35 000 руб./ комплект. Срок износа резины (L рез) для всех моделей мусоровозов 72 000 км/комплект.

    Норма амортизационных отчислений на мусоровозы, принимаемая в расчете (К ам) — 12,5% в год.

    Трудозатраты на технический осмотр и текущий ремонт составляют:

    1) МСК-6А (B 1 ) - 23 чел*час/ 1000 км;

    2) КО-413 (B 2 ) - 23 чел*час/ 1000 км;

    3) МСК-10 (B 3 ) - 25 чел*час/ 1000 км;

    4) КО-415 (B 4 ) - 40 чел*час/ 1000 км.

    Среднемесячная заработная плата рабочих ремонтной зоны (S рр) — 11 тыс.руб. Затраты специализированных транспортных предприятий на ремонтные материалы (S мат) в расчете принимаются равными 5 млн. руб. в месяц.

    Сбор ТБО осуществляется в контейнеры трех моделей, которые установлены на контейнерных площадках. В таблице 3 приведены характеристики контейнеров.

    Таблица 3

    Характеристики контейнеров для сбора ТБО

    V кон

    Количество контейнеров, установленных в местах сбора ТБО

    N кон

    Стоимость контейнера (без НДС), тыс. руб.

    S кон

    Срок службы

    T кон

    Цеховые и общепарковые затраты (K 6 ) в расчете принимаются равными 120% от ФОТ производственного персонала.

    НДС (K ндс) составляет 18%.

    Норма рентабельности (R ) для расчета экономически обоснованного тарифа принимается равной 10%.

    Порядок выполнения работы:

    1. Общий объем образования ТБО в городе является исходной величиной для расчета всех необходимых затрат на его сбор и вывоз.

    в целых тыс. м 3 /год :
    1. Объем вывоза ТБО за год разными моделями мусоровозов рассчитывается по формуле в целых тыс. м 3 /год :
    • для каждой модели «собирающего» мусоровоза:

    • для МСК-10:

    в час/рейс, с точностью 2 знака после запятой :

    в целых единицах (округляется до ближайшего большего):

    :

    Затраты на оплату труда производственного персонала :

    в целых штатных единицах (округляется до ближайшего большего) :

    в целых штатных единицах :

    в целых тыс. руб. в год :

    Затраты на топливо и смазочные материалы :

    в целых литрах в год :

    в целых тыс. руб. в год :

    в целых тыс. руб. в год :

    Затраты на приобретение резины :

    в целых тыс. км в год :

    в целых тыс. руб. в год :

    Затраты на амортизационные отчисления :

    в целых тыс. руб. :

    в целых тыс. руб. в год :

    Затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт:

    в целых тыс. час в год :

    в целых тыс. руб. в год :

    в тыс. руб. в год :

    Затраты на замену контейнеров :

    в целых единицах (округляется до ближайшего большего) :

    в тыс. руб. в год :

    Цеховые и общепарковые затраты :

    в тыс. руб. в год :

    Общая сумма затрат :

    в тыс. руб. в год :

    Экономически обоснованный тариф :

    в руб. и коп. в месяц :

    Ответ: экономически обоснованный тариф на сбор и вывоз ТБО на 1 человека в месяц, рассчитанный по затратному методу равен 56 руб. 12 коп.

    Чтобы полностью ознакомиться с курсовой, скачайте файл!

    Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно , а нам приятно ).

    Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

    Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

    Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

    Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

    Специалисты из Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета М. А. ЛЮБАРСКАЯ и В. С. ЧЕКАЛИН предлагают решать проблему с помощью экономических рычагов.

    - Проблема сбора и транспортировки ТБО должна рассматриваться как комплексная управленческая задача , - считают они. - Включать она должна финансово-экономические аспекты обеспечения специализированных транспортных предприятий необходимым объемом средств не только для нормального функционирования, но и для дальнейшего развития.

    Для этого необходимо обеспечить реальную оплату услуг, предоставляемых специализированными транспортными предприятиями по сбору и вывозу ТБО на основе экономически обоснованных тарифов.

    Количество отходов в городе будет только увеличиваться - это обусловлено в первую очередь увеличением числа импортных товаров. Большая часть их изготавливается из новых материалов, требующих внедрения сложных технологий для переработки отходов из этих материалов.

    Также к ухудшению экологической обстановки в стране, росту отходов ведет увеличение несанкционированных свалок. В том числе с токсичными и вредными для здоровья человека отходами. Этому способствуют слабая законодательная база и слабый контроль со стороны государства.

    Инфраструктура сбора и транспортировки твердых бытовых отходов требует постоянной модернизации, как в техническом, так и в организационном плане. А на это специализированным транспортным предприятиям нужны средства. Обращение с отходами требует также внедрения новых технологий переработки из-за появления новых материалов, которые при разложении способны выделять в окружающую среду вредные вещества.

    В общем, можно прийти к выводу, что приоритетным направлением в области обращения с ТБО является создание комплексной системы управления ими. Система должна базироваться на долгосрочном стратегическом планировании, обеспечивая гибкость, необходимую для того, чтобы быть способным адаптироваться к будущим изменениям в составе и количестве ТБО.

    Совершенствование обращения с твердыми бытовыми отходами требует четкого согласования технических, организационных и финансово-экономических мероприятий.

    Необходимо также налаживать систему оперативного контроля за вывозом твердых бытовых отходов, осуществлять мониторинг деятельности специализированных транспортных организаций, занятых сбором и вывозом ТБО. Возникает необходимость в создании благоприятных условий для сокращения объемов отходов, повышения уровня их использования и предотвращения на этой основе загрязнения окружающей среды. А для этого нужно совершенствовать правовые, экономические, организационно-управленческие и нормативно-методические аспекты деятельности. Не забывая при этом об имеющемся территориальном потенциале для переработки отходов, участии в финансировании программ, направленных на снижение образования отходов.

    Затраты и тарифы

    - Основополагающими параметрами при расчете необходимой валовой выручки организации, осуществляющей деятельность по сбору и вывозу ТБО, является общий объем ТБО, который должен быть вывезен на объекты утилизации за определенный период , - рассказывают М. А. Любарская и В. С. Чекалин . - Для этого норма накопляемости ТБО перемножается на численность населения, проживающего в жилищном фонде города.

    Так, в Санкт-Петербурге с 1 января 2004 года норма образования ТБО населением установлена на 1 человека в год в размере 1,45 куб. м (290 кг) при плотности 200 кг/куб. м.

    Сейчас применяются две основные технологические схемы сбора и вывоза ТБО.

    • В местах сбора ТБО устанавливаются контейнеры объемом 6 куб. м, которые грузятся на шасси ЗИЛ МСК-6А или ГАЗ МСК-6А.
    • В местах сбора ТБО устанавливаются контейнеры объемом 0,75 куб. м, мусор из которых перегружается в мусоровозы, аналогичные КО-413 (на шасси ЗИЛ или ГАЗ) или КО-415 (на шасси КАМАЗ или МАЗ). При данной технологической схеме необходимо включать в экипаж мусоровоза кроме водителя еще и грузчика.

    Для повышения эффективности использования транспорта внедрена схема перегруза, когда «мелкие» мусоровозы на шасси автомобилей ЗИЛ или ГАЗ перегружают ТБО в крупные контейнеры емкостью 27 куб. м, которые затем перевозятся мусоровозами МСК-10 на шасси КАМАЗ или МАЗ. В этом случае используется коэффициент уплотнения 0,95.

    С учетом применяемых технологических схем сбора и вывоза ТБО в расчет необходимой валовой выручки организации, осуществляющей деятельность по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, включены несколько статей. В их числе затраты на оплату труда производственного персонала, на приобретение топлива с учетом зимней надбавки, на смазочные и обтирочные материалы. Предусмотрено финансирование затрат на приобретение резины, амортизационные отчисления, текущий ремонт и техническое обслуживание, замену контейнеров и цеховые и общепарковые затраты.

    Проводя расчет необходимой валовой выручки организации, осуществляющей деятельность по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, особое внимание обращается на ряд моментов.

    При расчете расхода топлива и смазочных материалов используются нормы расхода топлива специализированными транспортными средствами в соответствии с утвержденными Департаментом автомобильного транспорта Минтранса РФ «Нормами расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» от 26 августа 1993 года. Так же применяются «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Р3112194-0366-03)» от 29 апреля 2003 года.

    В расчете учитываются следующие повышающие надбавки:

    • работа автотранспорта в городах с населением свыше 3,0 миллионов человек - до 25%;
    • на каждую тонну увеличения собственной массы автомобиля - увеличением до 2,0 л/100 км по автомобилям с бензиновыми двигателями, до 1,3 л/100 км - с дизельными двигателями.

    Заработная плата водителей и грузчиков специализированных автотранспортных предприятий начисляется на основании фактического уровня оплаты данных категорий работников в Санкт-Петербурге. При этом учитываются тяжелые условия труда, а также квалификация и ответственность водителей.

    В расчет также включаются затраты на приобретение новых специализированных транспортных средств (мусоровозов МСК-6А, КО-413, МСК-10 и КО-415, используемых в настоящее время). Потребность в них рассчитывается исходя из ежегодной нормы амортизации 12,5% и необходимого количества машин для вывоза нормативного объема образующихся твердых отходов при численности обслуживаемого населения 3 581 тыс. чел. и норме накопляемости ТБО 1,45 м 3 на 1 чел. в год.

    В расчеты входят и затраты на приобретение новых коммунальных контейнеров для сбора ТБО (контейнеры К-12, К-6 и КК-0,75, используемые в настоящее время). Потребность в них рассчитывается исходя из общего количества контейнеров, размещенных на территории города и предназначенных для сбора твердых бытовых отходов, образуемых населением города, и среднего срока службы контейнера - 3 года.

    Также учитывается существующий уровень цен на приобретение мусоровозов, стоимость техники и расходных материалов очищается от НДС.

    В расчет затрат на оказание услуг по вывозу мусора не включаются лизинговые платежи, возникающие у специализированных транспортных предприятий в результате нехватки средств на приобретение в собственность новой техники в предыдущие периоды, в связи с чем техника была взята в лизинг.

    При расчете учитываются следующие коэффициенты:

    • выхода из парка (0,74 - соответствует среднему уровню для автотранспортных предприятий, связан с необходимостью проведения планово-предупредительных и непредвиденных ремонтов специализированных транспортных средств);
    • использования пробега (0,42 - связан с наличием наряду с «полезным» пробегом затрат времени на пробег «из парка» и «в парк» и движением собирающих мусоровозов от контейнера к контейнеру).

    Подчеркнем, что себестоимость оказания услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов может быть существенно снижена за счет оптимизации маршрутной сети, учета прессования твердых бытовых отходов на станциях перегруза, уточнения технологических карт в части времени погрузки-разгрузки мусоровозов различных марок.

    Кроме того, уменьшению затрат на вывоз ТБО способствуют увеличение времени работы каждого автомобиля в день с учетом соответствующего увеличения коэффициента сменности водителей, использования для перевозки твердых отходов более экономичных и современных моделей специализированных транспортных средств.

    Коррективы жизни

    - Приведенный выше механизм расчета и установления экономически обоснованного тарифа на услуги по сбору и вывозу ТБО отражает существующую процедуру. Однако, как показывает практика, жизнь вносит свои коррективы и тариф на сбор и вывоз твердых бытовых отходов нуждается в периодическом пересмотре , - продолжают М. А. Любарская и В. С. Чекалин . - Например, в указанном тарифе за вывоз ТБО не был предусмотрен вывоз крупногабаритных отходов (КГО). А именно: холодильников, стиральных машин, телевизоров, а также устаревшей мебели и тому подобных отходов, крупных остатков строительного мусора, старых рам, дверей, обоев.

    Следует учесть, что в последние два года произошел всплеск потребительского кредитования, вследствие которого население купило сотни тысяч предметов длительного обихода, доставленных до квартиры в таре и упаковке, включая крупногабаритные предметы. И в относительно короткое время выбросило эту тару, упаковку и отслужившие свой срок крупногабаритные отходы (КГО) на контейнерную площадку.

    Причем объем и количество крупногабаритных отходов в настоящее время не учитывается.

    Маркетинговые исследования показывают, что объем продаж бытовой техники увеличился на 20%, и, как следствие, на столько же увеличился объем крупногабаритных отходов.

    В экспертном заключении Академии коммунального хозяйства им. К. Д. Памфилова установлено, что объем образованных населением КГО составляет не менее 0,3 куб. м на человека в год.

    При осуществлении 100%-го вывоза отходов, из расчета 1,45 куб. м на жителя в год, значительное количество отходов остается на контейнерных площадках, сжигается и сбрасывается на несанкционированные свалки. Жилищным службам просто не хватает талонов на их обезвреживание.

    В результате при существующем коэффициенте накопляемости 1,45 куб. м в год специализированные автопредприятия не могут своевременно вывезти фактически накопленные от населения отходы.

    Так что можно утверждать, что если не будет пересмотрена норма накопляемости ТБО, то разрыв между накопившимися и цивилизованно вывезенными отходами будет возрастать.

    Таким образом, уже в 2007 году по факту работы специализированных транспортных организаций средняя норма накопления отходов от населения должна составлять 1,62-1,65. Такая норма позволит городским службам обеспечить бесперебойную работу по удалению ТБО, чистоту на площадках сбора, приблизившись к европейским стандартам.

    Методика расчета

    - Предложения по установлению экономически обоснованного тарифа , - считают М. А. Любарская и В. С. Чекалин , - формируются на основании предложений по обоснованности и расчету величины затрат на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов.

    Основываются они на соблюдении следующих условий:

    • использовании нормативных данных об объемах оказания услуг по вывозу мусора;
    • использовании нормативных данных о трудозатратах на выполнение технологических операций;
    • применении действующих цен на приобретение техники и расходных материалов;
    • нормативном подходе к определению норм расхода топлива и использования расходных материалов;
    • очищении стоимости техники и расходных материалов от НДС.

    В рамках расчета составляется калькуляция основных статей затрат, которые возникают при использовании сложившихся в настоящее время технологий вывоза твердых бытовых отходов. При определении суммы каждой статьи расходов используются нормативы, утвержденные соответствующими министерствами и ведомствами, а также реальные цены на топливо, автотранспорт и расходные материалы и заработная плата работников основных категорий.

    Проводимая один раз в два года экспертиза определяет экономическую обоснованность необходимости повышения тарифа на услуги по вывозу твердых бытовых отходов. Это делается в связи с тем, что применяемый тариф на сбор и вывоз ТБО не позволяет поставщикам соответствующих услуг оказывать их по действующим технологическим схемам с нормативным уровнем качества. В частности, специализированными транспортными предприятиями осуществляются затраты только на поддержание текущей деятельности (приобретение топлива, расходных материалов, выплату заработной платы), средств на приобретение новой техники и оборудования (мусоровозов, контейнеров) не остается.

    А это снижает эффективность деятельности предприятий и увеличивает коэффициенты производственных потерь.

    Экономически обоснованный тариф определяется на основании затратного метода. То есть на основании всех видов произведенных специализированными транспортными предприятиями и официально подтвержденных расходов.

    Общий объем собираемых в зоне обслуживания специализированного автотранспортного предприятия ТБО является исходной величиной для расчета всех необходимых затрат на их вывоз.

    Подготовил Сергей Велень



    Loading...Loading...