Как носить катану за спиной. Тати — меч по длине равный Катана

О японских мечах сложено немало легенд, зачастую не оправданных. Наверное, немало людей на вопрос о том, как называется японский меч, ответят — Катана. От части это правильно, но только отчасти. Классификация японских мечей дело непростое. Наиболее проста классификация, на мой взгляд, по длине.

Известно, что самурай носил два меча — длинный и короткий . Такая пара называлась Дайсё (букв. «больший и меньший») и состояла из Дайто («большего меча»), мы будем называть его Катана, бывшего основным оружием самурая, и Сето («меньшего меча»), в будущем Вакадзаси, служившего запасным или дополнительным оружием, применявшимся в ближнем бою, для отрубания голов или харакири, если у самурая отсутствовал специально для этого предназначенный кинжал Кусунгобу или Танто. Если ношение большого меча Катана разрешалось только войнам самураям и аристократам, то Вакадзаси имели право носить и ремесленники и торговцы.

Кусунгобу — кинжал для ближнего боя

Итак, длинный меч назывался Дайто (Катана) — 95-120 см, короткий — Сето (Вакадзаси) — 50-70 см. Рукоять Катаны рассчитана обычно на 3,5 кулака, Вакадзаси — на 1,5. Ширина лезвия у обоих мечей — около 3-х см, толщина спинки — 5 мм, в то время как лезвие имеет остроту бритвы. Рукоять обычно обтягивается акульей кожей или обматывается таким образом, чтобы рукоять не скользила в руках. Вес Катаны около 4-х кг. Гарда у обоих мечей была небольшой, лишь слегка прикрывающей руку, имела круглую, лепестковую или многогранную форму. Называлась она «цуба».

Катана и другие японские мечи хранили на специальной подставке — Катанакакэ.

Катана, имеет несколько разновидностей, одна из них — Ко-катана (кокатана) — вариант короткого катана, входящего вместе с катаной в обычный самурай-комплект холодного оружия. Рукоять кокатана прямая без дужки, клинок мало изогнутый. Описанный в отечественной литературе экземпляр имеет длину 690 мм, длину клинка 520 мм.

Кокатана разновидность катаны

Катана крепился на поясе или за спиной. Привязывался специальным шнуром Сагэо, этот шнур мог также использоваться для связывания противника. Для ношения катана за спиной использовались специальные ножны (Ватаримаки часть ножен японского клинкового оружия, касающаяся спины при ношении).На ножнах есть Муфта — кольцо, охватывающее ножны, с помощью которого и производится крепление к портупее или поясу.

Катана — это наиболее современный и совершенный вид японского холодного оружия, его производство совершенствовало веками, предшественниками катана были:

    Тати — меч, распространенный в Японии с X по XVII в, по длине равный Катана. Хотя мечи Катана также имеют приличную кривизну лезвия, в общем целом она меньше, чем у Тати. Отличается также их внешняя отделка. Она гораздо проще и строже, чем у Тати. Имеет круглую цубу. Тати обычно носился клинком вниз в паре с косигатаной.

    Танто — малый самурайский меч.

    Козука — японский боевой нож, используемый как холодное или метательное оружие. В повседневной жизни выполнял роль бытового ножа.

    Та-чи — однолезвийный меч малой кривизны, носимый за спиной. Общая длина 710 мм.

Помимо Дайсе самурай мог носить еще и Нодати — «полевой меч» с лезвием длиной больше метра и общей длиной примерно в 1,5 м., иногда его длина достигала трех метров! Таким мечем орудовало сразу несколько самураев и единственное применение его было — поражение конных войск.

Нодати

Катана — самый крепкий меч в мире

Технология производства катана очень сложна — специальная обработка стали, многослойная (многократная) ковка, закаливание и т. д. Катана — самые крепкие в мире мечи, они способны разрубать материалы практически любой твердости, будь то мясо, кости, железо. Мастера владеющие искусством ведения боя на катана в битве с воином, вооруженным обычным европейским мечом, могли разрубить этот меч на две части, сила удара самурая и сталь катана позволяли это делать (Монучи — часть лезвия клинка у японского клинкового оружия, на которую приходится основная сила удара).

Катаной можно было одинаково легко и колоть, и рубить. Длинная рукоять позволяет активно маневрировать мечом. При этом основным хватом является положение, когда конец рукояти упирается в середину ладони, а правая рука держит ее возле гарды. Одновременное движение обеих рук позволяет описывать мечом широкую амплитуду без больших усилий. И Катана, и прямой европейский меч рыцаря весят немало, но принципы выполнения ими рубящих ударов совершенно различны. Большая часть ударов наносится в вертикальной плоскости. Принятого в Европе разделения на «блок-удар» почти нет. Есть отшибающие удары по рукам или оружию противника, отбрасывающие его оружие с линии атаки и дающие возможность на следующем шаге нанести врагу поражающий удар.

Слабости катаны

Говоря же об особенностях технологии изготовления самурайского меча, стоит отметить и слабые стороны этого процесса, а именно, обретая большую твердость и мощь по оси лезвия, данный тип меча более уязвим, если бить по его плоской стороне. Таким ударом можно перешибить Катану даже короткой булавой (или окинавскими нунчаками, которые специально применялись для ломания самурайских мечей). И если европейский меч ломается обычно на расстоянии ладони или в двух пальцах от гарды, то японский — на расстоянии 1/3 или 1/2 длины клинка от гарды.

Да, правдивы и те истории когда Катаной разрубали метал. Это возможно! Документально зафиксировано, при ударе мастера таким клинком, скорость кончика меча (Кисаки) превышала скорость звука . А если учесть и то, что мечи Катана одни из самых прочных в мире, то вывод напрашивается сам.

Тати — меч по длине равный Катана

Японский длинный меч тати. Хорошо виден волнистый узор хамон на клинке.

Самые древние катана ручной работы (ножны для катана тоже ручной работы украшались орнаментом), ценятся больше всего и передаются из поколения в поколения как семейная реликвия. Такие катана стоят очень дорого, особенно если на ней можно увидеть Мэи — клеймо с именем мастера и годом изготовления на хвостовике японского клинкового оружия — какого ни будь известного мастера.

Многие мастера оружейники из разных стран пытались скопировать катана, в результате этого получились такие известные мечи как: Три — тибетский меч, копирующий самурайский; Тайцзиньцзянь (китайский меч великого предела) разновидность цзяня; Меч корейский, японское название катана в VII-XIII вв.; и др. Но, настоящие катана можно найти только в Японии, а если катана изготовлен не в Японии — это уже не катана!

Составные части катаны:

  • Примыкающее к цубе украшение, кольцо, упрочняющее ручку (муфта) - Фути (Fuchi),
  • Шнур - Ито (Ito),
  • Лезвие - Ками,
  • Верхнее кольцо (головка) рукояти - Касира (Kashira),
  • Вход в ножны - Коигути (Koiguchi),
  • Оконечность ножен - Кодзири (Kojiri),
  • Петля для завязок - Куриката (Kurikata),
  • Бамбуковый клин для фиксации клинка в рукояти - Мэкуги (Mekugi),
  • Украшение на рукояти под (или над) оплеткой - Мэнуки (Menuki),
  • Хвостовик - Накаго,
  • Завязки - Сагэо (Sageo),
  • Кожа ската на рукоятку - Самэ (Same),
  • Ножны - Сая (Saya),
  • Прокладка между гардой и кольцом (шайба) - Сэппа (Seppa),
  • Молоточек для разборки меча - Тэцу,
  • Клинок - Тосин,
  • Гарда - Цуба (Tsuba),
  • Рукоять - Цука (Tsuka),
  • Оплетка - Цукамаки,
  • Муфта для фиксации меча в ножнах - Хабаки.

Японский короткий меч вакидзаси. Клинок и меч в ножнах.

Вакидзаси - короткий традиционный японский меч.

В основном использовался самураями и носился на поясе. Длина клинка - от 30 см до 61 см. Общая длина 50-80 см. Вакидзаси похож по форме на катану. Его носили в паре с катаной, также затыкая за пояс лезвием вверх.

В паре дайсё (два основных меча самурая: длинный и короткий) вакидзаси использовался в качестве короткого меча (сёто).

Самураи использовали вакидзаси в качестве оружия тогда, когда катана была недоступна или неприменима. В ранние периоды японской истории малый меч танто носился вместо вакидзаси. А так же когда самурай одевал доспех, вместо катаны и вакидзаси обычно использовался тати и танто. Входя в помещение, воин оставлял катану у слуги или на катанакакэ. Вакидзаси всегда носился при себе и его снимали только в случае, если самурай оставался на длительный период времени. Буси часто называли этот меч «хранителем своей чести». Некоторые школы фехтования учили использовать и катану и вакидзаси одновременно.

В отличие от катаны, которую могли носить только самураи, вакидзаси был разрешён купцам и ремесленникам. Они использовали этот меч в качестве полноценного оружия, ибо по статусу не имели права носить катану.

Более правильная классификация: Hесколько условно можно произвести классификацию оружия по длине клинка. «Танто» должен иметь клинок не короче 30 см и не длиннее 40 см, «вакидзаси» — от 41 до 60 см, «катана» — от 61 до 75 см, «тати» — от 75 до 90 см. «Одати» от 3-х сяку 90,9 см. Самый большой сохранившийся до наших дней одати имеет длину 3 м 77 см.

Здесь вам будет описано как сделать ножны для меча. Но если осилите этот материал сможете сделать ножны для ножа. Если у вас есть меч, то у вас должны быть ножны для меча. Рыцари и пехотинцы носили мечи в ножнах, а не заткнув за поясом или в мешке. Тот кто мог позволить себе приличный меч - мог позволить себе и приличные ножны. В простейшем случае ножны представляли собой кожаный чехол, но такой вариант для рыцаря не подойдет. Для знатного и обеспеченного человека подойдут ножны с деревянной основой покрытые хорошо выделанной кожей и укрепленные и украшенные металлическими деталями. Вместо кожи для покрытия деревянной основы применялась и ткань, но кожа предпочтительней. Если не где или не за что купить кожу, то пустите под нож старый диван.

Инструкция и немного терминологии

Устье - верхний наконечник ножен, предохраняющий ножны от повреждений, именно в него вставляется меч. Металлические клинок и гарда могут повредить ножны, поэтому эта деталь в ранние периоды (6-11 век) часто была металлической: железной, из сплавов меди, нередко позолоченной. Но у рассматриваемого у нас варианта 13-14 век устье из выступающих кожаных лент, не так красиво и прочно, зато не стучит некстати. Эта деталь присутствует у ножен часто.

Наконечник ножен - металлическая выгнутая пластинка, а то и колпак, предохраняющий нижний конец ножен от повреждений. Устья у ножен может и не быть но наконечник присутвует почти обязательно. Наконечник также может быть богато украшен. В качестве дополнительного элемента на наконечнике может быть "башмак" - шип или выступ для дополнительной защиты ножен от протирания об землю.

Перевязь - кожаная или матерчатая петля, которой крепились ножны меча, значительная часть этой статьи посвящена перевязи для меча.

Общий вид ножен с подвесными ремнями, относящиеся к Западной Европе 1220-1320г. Необходимые материалы дерево (плотное с тонкими волокнами, но не твердое - ясень или тополь), кожа 2 мм (корова или козел), клей эффективно взаимодействующий с кожей, очень острый нож (лучше скальпель). Такая схема необходима для нужного наклона ножен. Такой тип ножен идеально подходит под меч Тип XIII. Реконструкция Эварта Окшота Подробная инструкция по изготовлению ножен. Сохраните себе на жесткий диск компьютера и распечатайте, её вполне достаточно для работы. Составлено Петром Йонссоном для My Armory, перевод мой, оригинал ссылка

Изготовление деревянной основы для ножен

Как видно из схемы ножны делаются по уже готовому клинку, а не то под готовые ножны придется делать меч. Нет необходимости использовать дуб или бук. Но и сосна не подойдет из-за своей пористости, в данном примере используется тополь. Использовался мездровый столярный клей. Периодически проходили примерки и подгонки под меч. Когда оптимальная внутренняя форма была вырезана то мастер покрыл её разбавленным клеем, для того чтоб сталь клинка не так стирала внутреннюю деревянную поверхность. Для качественного склеивания двух половинок ножен могут быть применены специальные зажимы.

Хорошая рабочая схема от Gaffer

Берем доску из ясеня или тополя. Которая должна быть на 1/4 толще и немного длиннее и шире будущего изделия. И распиливаем её по толщине на двое, а можно сразу взять сразу две доски. Делаем разметку карандашом по готовому изделию.

На следующем этапе необходимо взять стамеску и наждачную бумагу. И не спеша снимать стружку до появления необходимого углубления. После работы стамеской рыхлую поверхность ровнять наждаком. И внимание, после работы наждаком старательно стереть все оставшиеся пещинки чтобы они впоследствии не царапали клинок меча.

На самом деле не так важно когда мы будем склевать половинки ножен от меча. Куда важнее правильно обстругать доски. Тут пригодится опыт работы с деревом, хорошо если он у вас есть.
Простая схема от Gaffer

Может показаться что этот метод не столь прост, но на самом деле ножны сделать так проще. Но годится только для тупого меча без хоть сколько-нибудь выраженных лезвий, то есть под "бугуртооптимальный меч". Для этого нам потребуется доска немного толще нашего клинка, и в три раза шире его. Нам необходимо разрезать на четыре части две из которых будут немного шире клинка, и две узкие. Можно и не разрезать одну доску, а сделать её из разных досок.

Естественно: кладем клинок на доску и размечаем будущую выемку карандашом. Сплошная линия показывает нашу разметку карандашом, а пунктирная показывает где нам необходимо будет отпилить. Линия распила отступает обычно на 9 мм от разметки, но у вас волне может быть и по другому. Это индивидуально
Доска после обреза по пунктирной линии. Линия разметки клинка все еще видна. Нам необходимо сделать еще одну такую доску. Теперь нам нужно приклеить по узенькой дощечке к краям линий лезвия.
Здесь две узкие дощечки наклеены на широкую. Обратите внимание на брусок, приклеенный к кончику ножен. Теперь мы клеим верхнюю часть ножен. Постарайтесь сделать так чтоб она соответствовала нижней.
На приведенном здесь рисунке показаны все четыре склеенные части. Нужно подождать несколько часов пока клей высохнет. Далее срезаем две боковые дощечки для получения правильного прямоугольника.
Далее прямоугольник превращаем в красивый овал. Тут опять нужно работать очень осторожно чтоб не срезать слишком много дерева. Сам готовый деревянный каркас ножен показан ниже. Во избежание неприятного стука гарды ножен об устье у устья есть кусочек кожи.

Фото процесса изготовления деревянного каркаса для ножен

Деревянная основа от Aaron Schnatterly





Деревянная основа от Gaffer




Кожаное покрытие для ножен

Для идеальной гладкости дерево ножен нужно обработать нулевой наждачной бумагой или на шлифовальном станке, неровности потом выступят на коже. Опять же проследите чтоб на поверхности не осталось песчинок от наждака. Наконечник ножен несколько велик, но после того как на ножны будет одет кожаный чехол он как-раз будет по размеру.

Перед покрытием деревянного каркаса кожей, по инструкции необходимо установить шнурки. Для выяснения необходимой ширины сначала обмотайте деревянную основу ножен газетой. Оптимальную ширину все равно придется поначалу подбирать путем проб и ошибок, поэтому лучше сразу отрезать кусок по шире. Для оптимального облегания лучше обтягивать мокрой кожей - для этого прополощите отрез кожи в теплой воде, а лучше (на 1 л воды берут 50 г поваренной соли и 1 стакан столового 9%-ного уксуса). Это немного увеличит эластичность. Так кожа растянется, а потом после установки высохнет и уменьшиться. Для периодического смачивания кожи используйте распылитель



Тут нейлоновые веревочки приклеены к деревянной основе ножен. Так мы формируем стояки для ременной перевязи. Кожаное покрытие приготовлено к установке, вам понадобится 60-90 грамм (2-3 унции) кожи растительного дубления. Следите за равномерностью пробиваемых отверстий.


Первые две картинки показывают возможный брак. А именно когда между двумя краями кожи слишком большой зазор. И когда количество кожи велико она некрасиво морщится и может слезть с деревянной основы. Третья картинка показывает правильный вариант с небольшим зазором, который оптимален при использовании ножен и дает возможность в случае скажем повреждения кожи ножен намочив кожу снять её и заменить. Помните, что мокрая кожа - это почти пластилин. То есть вмятины которые вы случайно оставите на ней могут остаться на всегда. Сшивайте кожу вощеной льняной нитью или толстой капроновой, обычная швейная нить не годится из за малой прочности. Исторические примеры знают сшивание тонкой медной (а то и золотой) нитью. Поскольку самый кончик ножен будет закрывать наконечник, кожей его закрывать незачем.

Выше приведенные рисунки показывают как применяется одновременно две иглы для шитья кожи. Ни в коем случае не подумайте что одна нить должна быть синей, а другая красной. Обычно нужно брать каждой нити в 4 раза больше длины ножен и лучше начинать процесс от нижнего кончика, периодически подтягивайте нити для равномерной тугости шва, если нить заканчивается то завязывайте узел, а не ваша конструкция разлезется.
Тут выше показано как было закончено устье ножен. Если делать так - то у ножен будет законченный вид. Сначала обметайте в одну сторону, а потом в другую.

Тут "искусственные сухожилия" обернуты вокруг стояков. Так нужно сделать для выделения стояков и установки ремней. Это нужно из-за применяемого нами типа перевязи.

Подготовка и установка ремней на ножны

Ножны для ролевых игр

Тут показаны три примера подвешивания ножен. На особую историчность они не претендуют, главное тут удобство. Без страха можно применять на ролевых играх по произведениям Джона Толкиена. Для окраски использовался обычный Tandy краситель кожи. Причем ножны были окрашены при помощи опрыскивателя, а ремешки окрашены кистью. Краску предварительно лучше проверить на кусочке кожи, а то цвет указанный на упаковке может сильно отличатся от того что мы получим в итоге. После высыхания краски ножны были покрыты тремя слоями воска для кожи.

Исторически достоверный способ изготовления ременной перевязи для ножен

Вот посмотрите на два исторически достоверных экземпляра ножен. Далее будет подробная инструкция по изготовлению подобных ножен. Удобство в ношении и извлечении меча из таких ножен вас приятно удивит. Тиснения и всяких прочих украшательств по коже тут не производилось.


Ножны уже готовы теперь готовим место для перевязи. Предполагается что кожа еще влажная и хорошо растягивается и вы её не покрасили. Первое что мы хотим сделать так это двойные прорези в верхней части ножен, недалеко от устья. На рисунке и на примере ширина прорезей 5 мм, вы можете изменить её по своему усмотрению. Для разметки используйте карандаш, а не шило. Ширина прорези должна быть немного больше ремешка, в данном примере ширина ремешка 1,27 (1/2 дюйиа) и ширина прорези 1,58 см (5/8 дюйма).

Меч на поясе.
Начать стоит с того, что "меч на поясе" - весьма общее понятие, скрывающее под собой огромное количество способов крепления.
Один из самых ранних - ремень несколько раз оборачивался вокруг ножен,крепился узлом, после чего свободно (так чтобы быть на уровне бедра) вешался на талию, рядом с поясом - в это время ремень ножен и пояс были разными деталями одежды.
Наравне с ним идет второй способ, почти повторяющий его - меч вешается на портупее через плечо.
Оба способа прошли сквозь века с незначительными изменениями - к примеру, узел уступил место одному или двум кольцам, сквозь которые ремень либо свободно пропускался либо жестко крепился. Существовали и другие способы крепления ремня к ножнам, но сути они не меняли.
Кинжал и прочие нужные вещи в таком случае обычно крепились петлей к "главному", плотно завязанному на талии поясу.
Нередко "главный" пояс отсутствовал, если воин не видел в нем необходимости.
Позже появилась новая система - ножны меча при помощи двух-трех (обычно - двух) тонких ремешков или цепочек присоединялись к поясу на талии, а ножны кинжала - таким же образом с другой стороны.
Появился один из красивейших предметов гардероба средних веков - дворянский боевой пояс. Он состоял из нашитых на кожу или соединенных цепочками или ремешками (а иногда даже створчато!) пластинок из драгоценных металлов, украшенных золотом, драгоценными камнями, гравировкой и эмалью. Такой пояс до XV века (а в Англии - до 1420-х годов) стал негласным символом рыцарства. Его носили низко на бедрах, а меч и кинжал нередко крепили не ремешками/цепями, а крючком - к одной из соединительных цепочек.
Наконец, в позднее средневековье мечи начинают крепить напрямую к доспеху - ремешок для ножен напрямую прибивают заклепкой к низу кирасы или (редко) набедреннику.
С распространением длинных мечей появляется еще один ремень - идущий от середины или первой трети ножен к боку или за спину, где крепился к основному поясу - это приспособление служило для того чтобы держать слишком длинный меч наклоненным под углом и позволяло не везти ножнами по земле.
В Японии же в раннее время развился совершенно особый способ ношения меча - подвешивать к поясу горизонтально, параллельно земле. Такой способ серьезно облегчал езду верхом и позволял не заботится о том чтобы длинные тачи (тати), распространенные в ту эпоху, не задевали всю ту же многострадальную землю.
Ну и наконец, существовала манера затыкать меч прямо за пояс, ныне практически всегда ассоциирующаяся с катаной. Надо признаться - не без причин. В Японии этот способ очень любили.
Однако и в Европе им не брезговали. Речь идет, конечно, не о классических прямых обоюдоострых мечах. Во всяком случае, их изображений в таком виде история не сохранила. А вот короткие однолезвийные фальчионы - очень часто. Иногда меч засовывали за пояс обнаженным (особенно это касается так называемых "мечей с парусовидным лезвием") и на японский манер - лезвием вверх, но чаще все же пользовались ножнами, изредка пропуская их в ременную петлю.
Из последних игровых явлений такого способа ношения меча (а заодно и позднего фальчиона с едва выраженным "утиным носом") - финальный ролик игры "Ведьмак". Мутант-убийца пользуется парными фальчионами и совершенно правильно носит ножны.
Меч на поясе - классическое и универсальное крепление. Оно позволяет использовать разнообразнейшие хваты, быстро ставить защиту и столь же быстро нападать.

Меч на спине.
"Незнакомец не был стар, но волосы у него были почти совершенно белыми. Под плащом он носил потертую кожаную куртку со шнуровкой у горла и на рукавах. Когда сбросил плащ, стало видно что на ремне за спиной у него висит меч. Ничего странного в этом не было, в Вызиме почти все ходили с оружием, правда, никто не носил меч на спине, словно лук или колчан."
А. Сапковский, сборник "Последнее желание".
На форуме Руслан заметил: "Ни одно историческое боевое подразделение не носило мечи за спиной, ножны всегда были на поясе."
Если говорить о боевом ношении меча - он совершенно прав, никому бы и в голову не пришло закидывать меч за спину. Причин этому две:
1. До плеча руку тянуть дальше чем до бедра, а в бою каждая секунда критична (в принципе хватает уже и этого).
2. Даже не полностью выхваченный из поясных ножен меч может служить для защиты, чего не скажешь о мече, закрепленном на спине. Иными словами, даже уже дотянувшись до рукояти, мечник вынужден тратить больше времени на приведение меча в боевую готовность чем если он носит его на боку.
Мечи же, которые слишком велики чтобы носить на поясе, также не крепились в бою за спину. Двуручный пехотный служил основным оружием воина, поэтому сразу держался наготове, особо длинные бастарды конников - крепились на седле.
Но все это если говорить о ношении меча в условиях боевой готовности. На безопасном переходе все могло быть по другому. Меч весит прилично и заметно оттягивает бедро, при быстром шаге - болтается, вынуждая придерживать его рукой...
Поэтому ушлые пехотинцы придумали любопытное ношение меча - конец ремня обвязывался вокруг ножен и меч забрасывали на плечо, как винтовку. Нередко, впрочем, практиковалось и привязывание ножен к древку копья, алебарды и т.п. (манером, который мы можем часто видеть на японских гравюрах - только там мечи трофейные).
Больше всего похоже на нынешние изображения то, как носили в походе двуручный пехотный меч. Вот его как раз перекидывали за спину наискось (иначе придется волочить по земле). Правда, с равным успехом такие мечи таскали на плече. Но чтобы достать из ножен такой меч, его, конечно со спины снимали.
Внимание - миф: у двуручных мечей не бывает ножен. Интересно, а как тогда их хотя бы от влаги защищать? Походные ножны есть у любого меча, да и вообще практически у любого оружия, рассчитанного на длительную службу.
Японцы носили свои но-дачи абсолютно идентичным образом. Как именно - можно отлично пронаблюдать в фильме "Семь самураев", где с но-дачи таскается один из главных героев.
Отвлекусь: в переводах названий вооружений и просто слов с японского языка часто заметно чередование букв "т" и "ч" перед "и". Первый вариант - буквальный (там действительно слог "ти"), второй, на мой взгляд, правильный - "т" перед "и" по правилам грамматики японского языка читается как звук, очень близкий к "ч".
Пара слов о ниндзя.
Как правило, именно этим знаменитым диверсантам приписывают ношение меча за спиной. Причем - постоянно. Откровенно говоря, это ерунда. Основных проблем целых три:
1. Когда меч за спиной, рукоять и конец радостно цепляются за все что попало, создавая лишний шум.
2. Перекатыватся и кувыркаться с так закрепленным мечом - себе дороже. В лучшем случае будет болеть спина. В худшем - со всей дури въедешь себе гардой в висок.
3. Его долго и неудобно скидывать если понадобится куда-то пролезть.
Впрочем, в Японии способ ношения меча за спиной существовал (и далеко не в качестве секретного ноу-хау ниндзя). Вот только рукоять располагалась слева, и вовсе не торчала на полную длину из-за спины. А меч располагался не боковой стороной к телу, а спинкой , изгибом внутрь, лезвием наружу.

Меч при седле.
Один из самых простых вариантов. Способов крепления всего два.
Первый - с длинным ремнем - просто захлестнуть пояс за луку седла. Применяется с гражданским седлом.
Второй - на боевом седле делались специальные выступы для крепления ремешков.
Пользовались этим способом примерно с той же целью, что пехотинцы, когда забрасывали меч на плечо - разгрузить бедро. Либо же при излишней длине и весе, не позволяющих носить меч на бедре.
Еще одно назначение такого крепления - для дамы. Женщины, особенно путешествуя в одиночку (а в Японии это вообще единственный случай когда женщине разрешено носить длинный меч), частенько брали с собой клинок. И предпочитали вешать увесистую железку на седло.

Два меча.
Я решил выделить ношение двух клинков в отдельный пункт. Начну с двух невозможностей.
Два меча за спиной – чистая невозможность. Во-первых, они просто мешают друг другу.
Во-вторых, они слишком серьезно увеличивают габариты воина, делая его фактически прямоугольным. В-третьих, двойные ремни не дают использовать прием, хоть как-то помогающий при ношении меча за спиной – рывок второй рукой за ремень ножен.
Два меча, каждый на своем особом поясе (см. первый способ ношения меча на поясе) – при таком креплении мечи будет дико неудобно доставать. Дело в том, что меч в ножнах сидит плотно, и обнажали его в таком случае, придерживая за устье ножен. С двумя мечами это затруднительно.
Плюс три пояса за раз – это все же многовато и мешает двигаться.
Примечание : история также не сохранила изображений двух мечей при дворянском поясе, описанном выше.
Два меча на разных портупеях через плечо – уже более возможно, особенно если портупеи соединены друг с другом и не могут двигаться относительно друг друга.
Мечи по обе стороны пояса. Два клинка носят либо плотно заткнутыми за пояс, либо на хорошо затянутом на талии поясе, на достаточно коротких ремешках – чтобы они быстро натягивались и сдергивали ножны с клинка.
Мечи на одном боку - да, носили и так, причем не только классический японский комплект «дайсе». Существует даже такой феномен, как сдвоенные ножны для пары мечей, подвешенные на одном и том же ремне.
Вот здесь как раз позволяется любой способ крепления. Достаются мечи по такой схеме:
Левая рука на ножны - правая на рукоять меча - начать доставать первый меч - отщелкнуть большим пальцем левой руки (на японский манер) гарду второго меча от устья ножен – доставать левой рукой второй меч.
Почему нельзя отщелкивать гарды у мечей, висящих по разные стороны тела? Потому что тогда сначала придется опускать каждую руку на меч, предназначенный не для нее, делать движения большими пальцами и только потом тянуться к «правильным» рукоятям.
Один меч за спиной, второй – на поясе (с жестким креплением) – в принципе возможно, если допустить ношение меча за спиной - см. связанные с этим проблемы, описанные выше.
Два меча при седле - мне никогда не попадались такие изображения (как и изображений использования парных клинков с коня). Но вряд ли кто-либо стал бы вешать мечи с разных сторон седла - дело в том, что, обнажая меч, висящий при седле, наклоняешься в сторону, где этот меч висит. А наклоняться сначала в одну сторону, потом в другую...
Если же идешь рядом с конем, тогда тем более вешать оружие так, что за ним приходится тянуться через спину животного - признак явной дурачины.

Небольшая иллюстрация способов ношения меча на поясе:

С уважением,
Штыпель Андрей.

Меч — орудие убийства с налетом романтики. В руках бесстрашных воинов безмолвный свидетель страшных сражений и смены эпох. Меч олицетворял смелость, бесстрашие, силу и благородство. Его клинка боялись враги. Мечом храбрые воины посвящались в рыцари и короновались венценосные особы.

Полуторные мечи или мечи с рукояткой в полторы руки существовали с эпохи Возрождения (13 век) и до позднего средневековья (16 век). В 17-м веке мечи сменяются рапирами. Но мечи не забыты и блеск клинка до сих пор будоражит умы писателей и кинематографистов.

Типы мечей

Longsword — длинный меч

Рукоять у таких мечей на три ладони. При хвате обеими руками за эфес меча, оставалось несколько сантиметров ещё на одну ладонь. Это делало возможным сложные манёвры фехтования и удары с использованием мечей.

Бастард или «незаконнорожденный» меч (bastard sword) — классический пример среди полуторных мечей. Рукоять у «бастардов» была меньше, чем на две, но больше, чем на одну ладонь (около 15 см). Этот меч — не longsword: ни два, ни полтора — не для одной руки и не для двух, за что и получил такое обидное прозвище. Использовался бастард, как оружие самозащиты, и прекрасно подходил для каждодневного ношения.

Надо сказать, что сражались этим полуторным мечом не используя щита.

Появление первых экземпляров полуторных мечей датируется концом 13 века. Полуторные мечи были разных размеров и вариаций, но их объединяло одно имя — мечи войны. Этот клинок был моден, как атрибут к седлу лошади. Полуторные мечи всегда держали при себе в поездках и походах, чтобы в случае чего защитить себя от неожиданной атаки врага.

Боевым или тяжёлым полуторным мечом в сражениях наносили сильные, не дающих право на жизнь, удары.

Бастард, имел узкий прямой клинок и был незаменим для колющих ударов. Самым известным представителем среди узких полуторных мечей — клинок английского война и принца, участвовавшего в войне 14 века. После смерти принца, меч помещают над его могилой, где он и находится до 17 века.

Английский историк Эварт Оукшотт изучал древние боевые мечи Франции и классифицировал их. Им отмечались постепенные изменения характеристик полуторных мечей, в том числе менялась и длина клинка.

В Англии в начале 14 века появляется «большой боевой» полуторный меч, который носят не в седле, а на поясе.

Характеристики

Длина полуторного меча от 110 до 140 см., (весом 1200 г. и до 2500 г.) Из них, примерно метр меча — часть клинка. Клинки полуторным мечам ковали разных форм и размеров, но все они были эффективны при нанесении различных сокрушительных ударов. Существовали основные характеристики клинка, по которым они отличались между собой.

В средневековье клинки полуторных мечей тонкие и прямые. Ссылаясь на типологию Оукшотта: постепенно клинки вытягиваются и утолщаются в поперечном сечении, но утончаются на конце мечей. Также видоизменяются и рукояти.

Поперечное сечение клинка разделяется на двояковыпуклые и алмазообразные. В последнем варианте центральная вертикальная линия клинка обеспечивала твёрдость. А особенности ковки мечей добавляют варианты в сечения клинка.

Высокой популярностью пользовались полуторные мечи, чьи клинки имели долы. Дол — это такая полость, идущая от крестовины вдоль клинка. Заблуждение, что долы делали, как кровосток или для легкого изъятия меча из раны. На самом деле отсутствия металла в середине по центру клинка делало мечи легче и маневренней. Долы бывали широкими — почти во всю ширину клинка, до более многочисленных и тонких. Длина долл также различалась: во всю длину или на треть от общей длины полуторного меча.

Крестовина была удлинена и имела дужки для защиты руки.

Важным показателем качественно выкованного полуторного меча был его точный баланс, распределённый в нужном месте. Полуторные мечи на Руси были сбалансированы в точке поверх рукояти. Брак меча обязательно выявлялся во время сражения. Стоило кузнецам ошибиться и сместить центр тяжести полуторного меча наверх, меч, при наличии смертоносного удара, делался неудобным. Меч вибрировал от удара о мечи противника или доспехи. И это оружие не помогало, а мешало солдату. Хорошее оружие было продолжением руки война. Мастера кузнечного дела умело выковывали мечи, правильно распределяя определенные зоны. Эти зоны — узлы лезвия, при правильном расположении гарантировали качественный полуторный меч.

Щит и полуторный меч

Определенные системы борьбы и разнообразные стили делали бой с мечом сродни искусству, а не хаотичным и варварским. Различные учителя обучали техникам ведения боя с полуторным мечом. И не было эффективней оружия в руках опытного воина. С этим мечом не нужен был щит.

А все благодаря доспехам, принимавшим удар на себя. До них одевалась кольчуга, но она была не способна защитить война от удара холодного оружия. Легкие пластинчатые доспехи и латы в массовом количестве стали выковывать мастера кузнечного ремесла. Есть заблуждение, что железные доспехи были очень тяжелые и в них было невозможно двигаться. Отчасти это верно, но только для турнирной экипировки, имевшей вес около 50 кг. Военные доспехи весили меньше в два раза, в них можно было активно двигаться.

Не один клинок полуторного меча использовался для атаки, но и гарда в качестве крюка, способная сбить с ног и навершие.

Обладая искусством фехтования солдат получал необходимую базу и мог браться за другие виды оружия: копьё, древко и так далее.

Несмотря на кажущуюся легкость полуторных мечей, для сражений с ним требовалась сила, выносливость и ловкость. Рыцари, для которых война была буднями, а мечи их верными спутниками, ни дня не проводили без тренировок и оружия. Регулярные занятия не давали им потерять свои воинственные качества и погибнуть во время боя, который шёл без остановок, интенсивно.

Школы и техники полуторного меча

Наиболее популярными становятся немецкие и итальянские школы. Было переведено, несмотря на трудности, самое раннее руководство немецкой школы по фехтованию (1389 г)

В этих руководствах мечи изображались удерживаемыми двумя руками за эфес. Большую часть руководства занимал раздел с одноручным мечом, показывались методы и плюсы одноручного держания меча. Изображалась, как неотъемлемая часть схватки в доспехах, техника половины меча.

Отсутствие щита породило новые фехтовальные приёмы. Были такие инструкции по фехтованию — «фехтбухи», с руководствами от известных мастеров этого дела. Отличные иллюстрации и учебник, считающийся классическим, оставил нам в наследии не только боец, но и прекрасный художник и математик Альберт Дюрер.

Но школы фехтования и военная наука не одно и то же. Знания из фехтбухов применимы для рыцарских турниров и для судебных поединков. На войне солдат должен был уметь держать строй, меч и побеждать, стоящих напротив, врагов. Но трактатов на эту тему нет.

Простые горожане также умели держать оружие и полуторный меч в том числе. В те времена без оружия — никуда, однако меч не каждый мог себе позволить. Железо и бронза, которые шли на хороший клинок были редки и стоили дорого.

Особой техникой фехтования полуторным мечом было фехтование без какой-либо защиты в виде доспехов и кольчуги. Голова и верхняя часть туловища были ничем не защищены от удара клинка, если не считать обычную одежду.

Увеличенная защита у солдат способствовала изменению техники фехтования. И мечами старались нанести колющие, а не рубящие удары. Применялась техника «полумеча».

Особенный приём

Существовало много разных приёмов. Во время поединка они применялись и, благодаря этим приемам, выжило немало бойцов.

Но есть приём, вызывающий удивление: прием половины меча. Когда воин одной или даже двумя руками брался за клинок меча, направляя его на противника и стараясь просунуть под доспехи. Другая рука лежала на рукоятке меча, придавая необходимую силу и скорость. Как бойцы не ранили руку об острие меча? Дело в том, что мечи затачивали в конце клинка. Поэтому техника полумеча пользовалась успехом. Правда, в перчатках можно держать и заточенное лезвие меча, но, главное, крепко держать, и ни в коем случае не дать лезвию клинка «гулять» в ладони.

Позже, в 17-м веке, итальянские мастера фехтовального искусства сосредоточивают все внимание на рапире и отказываются от полуторного меча. А в 1612 году издаётся немецкое руководство с техникой фехтования полуторным мечом. Это было последнее руководство по приемам ведения боя, где использовали такие мечи. Однако, в Италии, несмотря на возросшую популярность рапиры, продолжают фехтовать на спадоне (полуторный меч).

Бастард на Руси

Западная Европа оказывала большое влияние на некоторые народы средневековой Руси. Запад влиял на географию, культуру, военную науку и оружие.

Как факт, в Белоруссии и Западной Украине есть рыцарские замки тех времён. А несколько лет назад, по телевидению, сообщили о находке в Могилёвской области рыцарского оружия образца Западной Европы, датируемых 16 веком. Мало было находок полуторных мечей в Москве и по Северной Руси. Так как там военное дело было направлено на сражения с татарами, а значит вместо тяжелой пехоты и мечей нужно было другое оружие — сабли.

А вот земли Руси западные и юго-западные — рыцарская территория. Большое разнообразие оружия и полуторных мечей, русского и европейского образца нашли там на раскопках.

Полуторный или двуручный

Типы мечей отличаются друг от друга по своей массе; разная длина эфеса, клинка. Если мечом с длинным лезвием и рукоятью, легко манипулировать одной рукой, то значит это представитель полуторных мечей. А если одной руки недостаточно, чтобы удержать полуторный меч, то скорее всего это представитель двуручных мечей. Примерно, на отметке общей длины в 140 см, наступает предел для полуторного меча. Больше этой длины сложно удержать полуторный меч одной рукой.

Как носили мечи

В течение двух столетий, между 1100-м и 1300 гг., накладки и крепления для перевязи, употреблявшиеся на мечах и ножнах, в основном были очень просты и строги, даже если речь шла об оружии особ королевского рода и знатных вельмож. Величественные позолоченные и посеребренные, украшенные драгоценностями и чернением ленты при устье ножен, оковки, поясные петли, бляхи и пряжки периода Великого переселения народов уже претерпели изменения и стали гораздо строже во времена викингов, но даже средний воин этого периода носил куда более разукрашенное оружие, чем обычный рыцарь эпохи Средневековья, у которого не только был стальной меч, но и все накладные элементы в большинстве случаев были сделаны из стали и кожи. В этом вопросе нам в основном приходится полагаться на статуи и картины, которые дают общее представление об облике средневекового воина, но для доказательства правдивости изображения у нас есть достаточно археологического материала - сохранившихся с этих времен ножен и рукоятей меча. По-видимому, в этот период строгую чистоту линий предпочитали блеску золота и драгоценных камней; и в самом деле, оружие эпохи Средневековья исключительно красиво само по себе и не нуждается в дополнительных элементах.

Как мы видим, в течение последних двух веков форма меча очень мало менялась; то же самое можно сказать о ножнах и предметах, посредством которых владелец носил свое оружие. Один из лучших показателей, дающих представление о том, как это делалось, - скульптурное изображение Дитриха фон Брена в Нюмбургском соборе, созданное приблизительно в 1265 г. (см. рис. 88). Здесь мы видим широкий пояс из кожи или оленьей шкуры (скорее последнее, поскольку она имела свойство сохранять форму и мягкость после намокания), закрепленный вокруг ножен в 5–6 дюймах от устья; владелец перекидывал его справа налево. Второй короткий, но широкий кусок кожи крепился непосредственно под устьем и шел в обратном направлении - слева направо. Свободный конец пояса разделялся надвое, а ремешок снабжался двумя разрезами. В то время как пояс обвивался вокруг бедер, два хвоста протягивались в щели в ремешке спереди и завязывались узлом. Существует множество изображений, воспроизводящих этот простой и эффективный метод крепления меча, некоторые из них относятся еще к X в. (их можно найти в Евангелии Оттона III, датирующемся 983–991 гг.). Нужно отметить, что в то время, как практически все скандинавы и германцы использовали такой стянутый пояс, по-видимому, он никогда не был популярен в Англии, Франции и на юге Европы. В этих странах ремешок с разрезами заменяла простая пряжка, а свободный конец пояса ниспадал с левой стороны рукояти (см. рис. 92 и 94). Существовало множество способов крепления ремня к ножнам, но все они были вариациями все того же принципа, который показан на рис. 119. На английских иллюстрациях и скульптурах видно, что вместо разделенных концов ремня или пряжки, благодаря которым кожаные полоски образовывали в передней части ножен диагональный крест, здесь через переднюю часть всегда шел только один кусок кожи (вниз, справа налево); другой проходил сзади. Если посмотреть на мемориальную доску сэра Роберта де Бюра из Эктона, графство Суффолк (1302 г., рис. 94), то там это очень ясно изображено. Такой метод соединения пояса и ножен обеспечивал надежное крепление, при котором меч оказывался под углом к бедру, и в то же время, если какая-либо часть пояса оказывалась не в порядке (что вполне могло случиться), ее легко можно было заменить. Диагональные ремешки между основными кожаными лентами, которые крепили концы пояса к ножнам, служили для того, чтобы он не мог соскользнуть.

Приблизительно сто лет назад в библиотеке Бамбергского собора нашли нечто вроде кожаного мяча, однако это был не совсем шар, а нечто свернутое и сшитое в единое целое. После того как предмет развернули, он оказался верхней частью ножен меча XII в. вместе с поясом (разновидность с прорезями и двухконечным ремнем). Две части пояса были тесно подогнаны друг к другу под устьем ножен, без обычных сложных переплетений веревочек и ремешков. Подобное крепление ремня можно встретить на мече X в., изображенном в Евангелии Оттона III.

Рис. 119. Схема поясного крепления. 1220–1320 гг.

Самые известные из всех средневековых ножен принадлежат мечу, который теперь хранится в королевской оружейной Турина. Столетиями его называли мечом Св. Мориса (не следует путать его с изделием под тем же названием, которое находится в Вене). Это очень красивое, прекрасно сохранившееся боевое оружие конца XII в. типа XII с навершием в виде бразильского ореха (тип А) и крестовиной, выполненной в стиле 6. Его ножны сделаны из двух плоских дощечек, повторяющих форму клинка, и покрыты пергаментом, причем он зашит по одной стороне, не в центре или сзади, как это делалось обычно. Под устьем сохранились остатки кожаных ремешков, причем некоторые из них продеты в разрезы в пергаменте. Совершенно ясно, что это остатки крепления, сделанного приблизительно по тому же принципу, который показан на рис. 119, но с вполне определенными отличиями, которым трудно дать какое-либо объяснение. Судя по всему, никогда еще не было опубликовано ни одной качественной фотографии этих ножен, хотя существует несколько весьма посредственных фотографий самого меча; но, к счастью, у меня есть абсолютно точная копия и того и другого. В свое время она была частью коллекции сэра Гая Лэкинга, и есть причины полагать, что до него ею владел знаменитый архитектор и антиквар Виолетт-ле-Дюк. Возможно, что именно для него она и была создана. На вклейке, фото 9, b, есть фотография этой копии. Я конечно же предпочел бы получить изображение самого меча, но, поскольку это невозможно, копия тоже должна подойти; тем не менее все отличия и дефекты оригинала тщательно воспроизведены на модели, поэтому она поможет получить о нем четкое представление.

Следующие два меча, которые я буду описывать, имеют величайшее значение для науки археологии. Первый известен очень мало, поскольку его нашли в 1943 г. и только в 1946 г., в Мадриде, появилось первое его описание. О втором заговорили в 1959 г., но все же он до сих пор практически неизвестен широкой публике. Оба принадлежали принцам королевского дома Кастилии и Леона.

Первый экземпляр нашли на теле Фернандо де ла Серда (старшего сына Альфонсо X Кастильского), когда в 1943 г. открыли его склеп в монастыре Лас-Хуельгас. Тело инфанта было положено в гроб в полном облачении, соответствующем его рангу, - плащ, нижняя туника и еще одна, верхняя, из золотой парчи, целиком вышитой изображениями гербов Кастилии и Леона. На голове у него была цилиндрическая шапочка (типа, часто встречающегося на скульптурах), богато украшенная теми же гербами. На ногах - чулки и башмаки, к которым прикреплены позолоченные шпоры. В руках инфант держал меч, а вокруг талии у него был обернут превосходный пояс, который, вопреки общему мнению, вовсе не предназначался для меча, - но об этом мы поговорим чуть позже.

Меч типа XII сам по себе не более примечателен, чем любой другой, поскольку его отделка проста, без каких бы то ни было украшений. Навершие (типа H) изготовлено из простой, непозолоченной бронзы, окислившейся до зелено-голубого цвета; крестовина (в стиле 2) сделана из железа, и, поскольку рука инфанта покоилась на ней почти семь столетий, очень сильно проржавела. По той же причине клинок нераздельно сросся с ножнами, веревка, обвивавшая рукоять, почти полностью исчезла, и то же самое произошло с креплениями из белой оленьей кожи (вклейка, фото 9, с). Все это сильно напоминает элементы гамбургских статуй и диаграмму на рис. 119. Однако любопытно, что сам пояс был некогда отрезан. Считалось, что причиной тому послужило присутствие другого пояса, расшитого величественными гербами, но, как я уже говорил, он предназначался не для ношения оружия. В длину этот предмет одежды составлял шесть футов, в ширину - 1ѕ дюйма, и состоял он из гибкой части, сделанной из вышитой золотой парчи и заканчивающейся бугорками позолоченного серебра - пряжка и оковка или язычок, крючок или подвеска (для кинжала или сумки; они слишком хрупкие, чтобы служить опорой для меча в ножнах, весящего четыре и более фунтов), и перекладин, расположенных по всей длине через равные промежутки. Они служили для того, чтобы поделить весь пояс на двенадцать панелей с перемежающимися узорами, вышитых сапфировыми бусинами и зернами жемчуга. В документе, опубликованном в 1955 г. Геральдическим обществом, подробно обсуждались гербы, которые занимают всю длину пояса, поэтому в рамках этой работы я подробно о них говорить не буду, однако следует упомянуть о том, что три леопарда Англии повторяются там трижды, так же как и гербы Ричарда Корнуолльского, Франции, Наварры и графства Шампань. По общему мнению, изначально этот предмет Генрих III Английский подарил графу Шампани, королю Наварры, по поводу того, что в 1257 г. Ричарда Корнуолльского провозгласили римским императором.

Вопрос только в том, каким же образом пояс попал в гроб инфанта Кастильского, и этот вопрос остается нерешенным, хотя, по-видимому, вполне возможно, что его невестка, жена графа, подарила его принцу после смерти мужа, которая последовала в 1270 г.

Рис. 120. Пояс на статуе Вильгельма фон Гройтша. Вехсельбург, 1240 г.

Я уже сказал, что этот пояс предназначался не для меча. Но почему? Во-первых, ответ заключается в том, что он очень длинен, кроме того, он не соответствует ни одному из известных поясов такого назначения; крючок или подвеска слишком изящны, чтобы выдержать вес меча - но все это только отрицательные аргументы. С другой стороны, он не только похож, но и практически идентичен длинным поясам, с изображений XIII в., из которых самым известным является фигура короля Джона на его гробнице в Ворчестерском соборе. Несмотря на то что король изображен с мечом в руке и при шпорах, доспехов на нем нет. Собственно говоря, на нем такая же одежда, как и на Фернандо, и на талии виден узкий длинный пояс, туго обмотанный, а не свисающий свободно вокруг бедер, как в случае с поясами для ношения оружия, причем свободный конец, украшенный язычком или оковкой, свисает гораздо ниже колен. На нем видны участки в форме гербового щита, где некогда выложены были гербы. Другая картина того же периода (приблизительно 1240 г.) изображает Вильгельма фон Гройтша (рис. 120) и находится в кафедральной церкви Вехсельбурга, в Германии. Он также изображен в повседневной одежде, хотя и при шпорах и со щитом, у его бедра висит меч, а рядом мы видим копье. Верхняя туника тесно обвязана на талии поясом, похожим на пояс Джона. Маленькие планки, в точности похожие на уже описанные, делят его на части. Затем, есть еще две статуи из Нюмбурга, на которых изображены пояса, носимые на талии (это изображения графа Эккехарда и Вильгельма фон Камбурга), и здесь мы снова видим секции, разделенные маленькими полосками металла.

Аналогичные предметы изображены на картинах, посвященных знатным леди; наиболее выдающимися в этом плане можно считать фигуры Изабеллы Ангулемской, жены короля Джона, и Беренгарии Наваррской, жены Ричарда I, которые можно увидеть в аббатстве Фонтевраулт. Пояс королевы Изабеллы (той же длины и надетый таким же образом, как и у ее мужа) разделен на несколько частей металлическими планками, такими же, как на поясе Фернандо, и в каждой из них расположен ромбовидный узор, также похожий на тот, который связан с его гербами. На королеве Беренгарии пояс с теми же планками, но с узором крестовидной формы, но особый интерес представляет тот факт, что здесь слева есть маленькое металлическое крепление (крючок или подвеска), в том же месте, что и у инфанта, но в данном случае с него на двух шнурах свисает кошель.

Рис. 121. Меч графа Эккехарда. Нюмбург, 1260. Ножны обернуты поясом

По моему мнению, это окончательно доказывает, что пояс из гроба Фернандо никогда не предназначался для ношения оружия, но оказался единственным сохранившимся экземпляром предмета, таким замечательным образом подчеркивающего ранг владельца, который носили знатные люди обоего пола. Тем не менее общее мнение относительно предназначения этого пояса принимается как должное; величественность и притягательность геральдики затенила его действительный смысл. В течение XIII столетия много фигур рыцарей, будь то рисунки на гробнице короля Джона или Вильгельма фон Гройтша или статуи наподобие гамбургских, изображали воинов в обычной одежде, и мечи они держат в руке так же естественно, как мы с вами держали бы свернутый зонт. В особенности сильно это проявляется в Германии, где после 1300 г. лишь на одном из десяти изображений с гробниц можно увидеть доспехи, хотя в других местах дело обстоит совсем иначе. В Средние века у знатных людей не было в обычае расхаживать в повседневном платье с мечом в руке, как это делалось с XVII в. до конца XVIII в. Бывало, что в таких случаях прикрепляли к поясу кинжал, но меч пристегивали к поясу очень редко. Если его и брали с собой по какой-либо особой причине, то либо несли в руке, обернув пояс вокруг ножен (рис. 121), либо (и это наиболее возможный вариант) поручали это дело пажу или оруженосцу.

Простота меча Фернандо де ла Сер да резко контрастирует с богатством одежды и служит для того, чтобы подчеркнуть его назначение - оружие служит для боя, а не для церемониалов. В манускриптах оружие царей - Саула, Давида, Маккавеев и их современников - редко изображают с какими-либо другими украшениями, кроме позолоченного навершия; рукояти и ножны у них так же просты, как и у самого бедного из воинов. Конечно же это полностью соответствует идеалам универсального рыцарского братства, где простой воин равен королю. Меч являлся символом этого братства, поэтому какие-либо дополнительные украшения были ему вовсе ни к чему. Тем не менее это не означает, что богато украшенных мечей не существовало: к примеру, рукоять оружия сэра Роберта де Бюра снабжена гравированным узорным навершием в том же стиле, что и фальчион Коньеров, то же самое можно увидеть на многих медных мемориальных досках. В списках имущества и завещаниях мы часто встречаем записи об инкрустированных серебром мечах. И это не было чем-то особенным, так же как и меч «со св. Георгием», т. е. с крестом св. Георгия, нарисованным или выложенным эмалью на навершии. (Это было английское оружие, принадлежавшее Хэмфри де Боуну, умершему в 1319 г. Предмет взят из описи его оружия.)

Самый лучший и самый прекрасный средневековый меч из всех, которые дошли до наших дней, - меч брата Фернандо де ла Серда, Франциско, короля Кастилии и Леона (вклейка, фото 10, а). Его нашли в главной капелле Толедского собора в 1941 г., во время поисков останков короля Санчо II (1223–1248), предпринятых по распоряжению португальского правительства. В ходе их открыли и гроб Санчо IV (Храброго). Внутри, под дорогим покровом, нашли мумифицированное тело короля. Голова его лежала на подушке, богато отделанной гербами. Убран он был (в манере, напоминающей о Джоне Английском) так, как принято хоронить францисканских монахов: на голове замечательная корона из позолоченного серебра, украшенная гербами Кастилии и Леона, древними камеями и сапфирами; на ногах пара великолепных шпор (вклейка, фото 10, b); рука покоится на рукояти меча, спрятанного в ножны.

Известно, что оружие хранится в сокровищнице Толедского собора, но, в отличие от других хорошо сохранившихся мечей приблизительно 1320 г., этот увидеть нельзя. Недавно были опубликованы некоторые предварительные заметки по поводу данного оружия, основанные на собранной информации и двух фотографиях (тех, что воспроизведены здесь, на вклейке, фото 10, b); до этого в популярном испанском журнале «АВС» появилась короткая статья о гробнице и ее содержимом. Фотографии оказались довольно-таки неудачными, но на них, по крайней мере, клинок и ножны изображены во всю длину.

Сам меч принадлежит к типу XII, навершие - к типу H, а крестовина в стиле 6; на каждом конце у нее по две зазубрины. Рукоять сделана из твердого черного дерева (возможно, эбенового), она продолговатая в сечении, со скошенными углами, в середине ее небольшая выпуклость; в верхней и нижней части к ней прикреплен узкий металлический воротничок. На каждой из внешних сторон есть три углубления в форме дисков (на одной из них два диска отсутствуют). Здесь были гербы Кастилии и Леона; описывали их как эмалевые, но на самом деле это цветное стекло. Между дисками расположены выложенные точно таким же образом квадратики с шахматным рисунком, а вверху и внизу расположены треугольники с аналогичным узором.

Все металлические части рукояти украшены гравировкой с орнаментом Mudejar, включающим в себя куфические буквы, которые, вероятно, использованы исключительно с декоративной целью. Навершие, крестовина и воротнички сделаны из железа, фон для гравировки покрыт позолотой. Они совершенно целы; очень примечателен тот факт, что соприкосновение с рукой мертвого рыцаря не заставило металл поддаться коррозии.

Лезвие несколько пострадало от ржавчины, но на некоторых его частях сохранилась полировка зеркальной чистоты. На одной стороне клинка, возле рукояти, выгравирован круговой орнамент из листочков; центральная его часть прежде располагалась на маленькой пластинке, пересекающей углубление желоба, но сейчас она утеряна. Однако отверстия для державших эту пластинку заклепок все еще можно разглядеть. В желобе на каждой стороне лезвия находится тисненая надпись, похожая на те, что делали на испанских мечах; она читается от кончика клинка к рукояти в противоположность другим, более распространенным вариантам. Эти надписи не всегда можно прочесть из-за ржавчины. Они состоят из превосходно выполненных букв ломбардского алфавита, но сейчас видно только следующее: на одной стороне «GL … IARA», на другой - «М … N?AS». Превосходно сохранившиеся ножны сделаны таким же образом, как и на туринском мече Св. Мориса: из двух тонких дощечек, в данном случае покрытых розовой кожей и украшенных двумя вытисненными линиями. Заканчивается изделие простой U-образной оковкой из серебра, похожей на ту, что изображена на портрете Уильяма Лонгспи, графа Солсбери, в Солсберийском соборе (приблизительно 1240 г.). Пояс прикреплен двумя лентами черной кожи, одна из которых находится приблизительно в дюйме от устья ножен, а другая - на три дюйма ниже первой; они тесно обернуты вокруг ножен и соединены диагональной полоской кожи. Пояс сделан из светло-зеленой парчи, с узкими обрамлениями красного шелка, украшен витым орнаментом. Как и все пояса этого типа, он состоит из двух частей различной длины, каждая из которых кожаными лентами привязана к ножнам. Пряжка и оковка пояса отсутствуют, но глазки сделаны из серебра; можно предположить, что тот же материал использовали и для создания ныне утерянных деталей.

Известно, что найденная на голове Санчо IV корона принадлежала его отцу Альфонсо X (1252–1284); возможно, что и с мечом дело обстоит так же. Он принадлежит к типу, который часто использовали в 1250–1300 гг., и, хотя само изделие не могло быть сделано позднее 1295 г., нет ничего невозможного в том, что оно относилось еще к 1260 г. В данном случае у нас есть только верхний ограничительный предел - вполне вероятно, что в действительности меч был несколько старше и перешел к будущему королю по наследству.

Как я уже сказал, в Толедском соборе есть еще один прекрасно сохранившийся и очень красивый меч более позднего периода (приблизительно 1320 г.), и он будет описан в следующей главе; другой, принадлежавший св. Фердинанду, хранится в Севильском соборе в качестве реликвии этого святого. Это меч типа XII, с рукоятью из гранатов и горного хрусталя в серебряной оправе. Навершие (тип I) выполнено из хрусталя, а рукоять и большая часть крестовины - из граната. Серебряная оправа украшена в том же мавританском стиле, что и рукоять меча Санчо IV. Острием оружие закреплено на постаменте из золота или позолоченной бронзы, так что оно стоит без поддержки, напоминая крест.

Не так давно часть ножен XIII в. была найдена в долговой яме города Ковентри и теперь хранится в городском музее. Сохранилась только верхняя часть кожаной обивки, все деревянные части рассыпались (в этом месте были отличные условия для того, чтобы кожа сохранилась). На задней стороне ножен вытиснен диагональный крест приблизительно 3,5 дюйма глубиной, находящийся между двух пар горизонтальных линий, которые напоминают следы обычного для XIII в. крепления к поясу, который, вероятно, некогда находился тут же. Подобные линии ясно видны на фотографии ножен Санчо IV. Под этими отметинами идет ряд из шести вертикальных прорезей, каждая приблизительно в 0,25 дюйма длиной. Они полностью сочетаются с методикой продевания креплений ремня сквозь покрытие ножен, принятой в то время, хотя в данном случае отметина и расположена на 4 дюйма ниже, чем это делалось обычно; ножны с таким креплением можно увидеть на изображении рыцаря в церкви Эша-на-Сандвиче в Кенте (приблизительно 1300 г.).

Мечи из соборов в Толедо и Севилье принадлежат к категории немногих оставшихся в том храме, куда их положили на хранение. В Средние века это было вполне обычным делом: мечи оставляли в церкви либо по обету (как сделала Жанна д"Арк с оружием, добытым в личной схватке с бургундским тяжеловооруженным всадником при стенах Парижа, - его повесили над колонной в Сен Дени), либо оставляли над или под склепами рыцарей, либо клали внутрь. Здесь стоит отметить, что, когда в 1797 г. открывали склеп короля Джона, его тело нашли в тех же одеждах, что были изображены на крышке, разве что на голове вместо короны оказался монашеский клобук. Слева лежал меч. Стотард так описывал тело:

«Его левая рука была прижата к груди, и рука сжимала меч точно так же, как и на надгробии. Манжета на этой руке все еще лежала на груди. Меч сильно проржавел, его обломки лежат через некоторые промежутки вдоль левой стороны тела, а ножны сохранились гораздо лучше».

Очень хотелось бы узнать, как выглядели эти ножны (поскольку на крышке гробницы их нет). Увы, реальный экземпляр пока что недоступен, поэтому можно только гадать, как он выглядел на самом деле. Стотард не говорит, что сделали с этими реликвиями (он упоминает достаточно большую часть королевских одежд, а также меч и монашеский клобук), поэтому можно сделать вывод, что они все еще находятся в гробу.

Можно надеяться, что во многих могилах воинов в Европе все еще лежат мечи, похожие на оружие короля Джона и инфанта Фернандо. Это послужит источником огромного количества археологического материала, тем более ценного, что бесчисленные мечи, некогда висевшие над средневековыми гробницами, теперь исчезли безвозвратно. Например, среди добычи Черного принца, хранившейся в Кентерберийском соборе, был интересен один, но триста лет как он утерян. В описании капеллы Генриха V в Вестминстерском аббатстве, сделанном Дартом, упоминается о мече и кинжале, которые хранились там вместе с другими «военными принадлежностями»; теперь там нет и следа какого-либо кинжала, а меч практически наверняка имелся в виду тот, что находится в хранилище рукописей.

Известно, что один или два находившихся в зоне досягаемости меча вынесли из церквей, где они хранились, и мы можем подозревать, что и остальные подверглись такому же грабежу. Мистер (а позднее сэр) Юстиниан Ишем, к примеру, в 1717 г. посетил церковь в Холденби и записал в своем дневнике: «Древняя деревянная скульптура человека, которым, по рассказам, считается сам Холденби; над ней лежат меч и шлем». Такое же изображение упомянуто Бриджем, и там говорится о «железном мече и шлеме, лежащих близ него». Ранее в этом же столетии местное предание рассказывало о том, что много лет назад (т. е. когда-то во времена Средневековья) статуя, меч и шлем забрал «джентльмен, который ради этой цели приехал в карете». Кроме того, мы знаем о судьбе шлема, который до начала XIX в. висел на крюке над гробницей сэра Ричарда Пембриджа (1371 г.) в Херфордском соборе. Тогдашний декан собора отдал его известному коллекционеру сэру Самюэлю Мейрику, который в области истории доспехов и оружия может быть назван вторым Геродотом. Из его коллекции этот предмет со временем перешел в Королевский Шотландский музей в Эдинбурге, где хранится и по сей день. До недавнего времени крюк, на котором изначально висел этот шлем, можно было увидеть в Херфордском соборе, над разграбленной гробницей сэра Ричарда .

Совершенно ясно, что в настоящее время многие из мечей, некогда хранившихся в церквах, находятся в музеях и частных коллекциях (у меня у самого два); этот вывод можно сделать, исходя из их состояния. Все сохранившиеся мечи средневекового периода делятся на. три группы: те, что были выкопаны из земли или подняты со дна рек (подавляющее большинство); предметы, хранившиеся в церквах (очень немного), и те, о которых постоянно заботились с самого дня изготовления и которым никогда не позволяли ржаветь (например, фальчион Коньеров).

Мечи из первой группы либо очень сильно повреждены, либо отлично сохранились благодаря защитному слою черного налета (как правило, он содержит основной гётит FeO(OH), который образуется на клинке благодаря взаимодействию с почвенными химикатами. Естественно, много образцов находится посередине между состоянием сильнейшей коррозии и идеальной сохранности. «Церковные» мечи легко отделить от всех остальных. Они находились на открытом воздухе и в определенной степени всегда подвергались воздействию влажности и пыли; изначально это оружие покрывали толстым слоем жира, но, скорее всего, не чистили с тех самых пор, как повесили или положили над гробницей. Ведь это оружие считалось священным; во всяком случае, его старались не трогать с того места, где оно оказалось. Очень жаль, что такое отношение не продержалось дольше - тогда у нас, возможно, было бы куда больше хорошо сохранившихся материалов для исследования путей развития средневековых мечей. На клинках их образовывалось некоторое количество патины, состоящей из очень близко расположенных друг к другу мелких углублений от ржавчины, покрытых жестким черным налетом. Эти крохотные ямки, возможно, образовались в результате воздействия слоя пыли, налипшей на предохранительный слой жира; частицы грязи задерживали влагу, которая со временем проникала сквозь защитную поверхность и окисляла поверхность металла, но не слишком сильно, благодаря все тому же жиру. В течение многих лет этот налет из пыли и сала спекался в более или менее твердую патину, на которой грязь собиралась слой за слоем, формируя свежий слой ржавчины поверх патины; таким образом, по большей части окисление, вместо того чтобы идти вовнутрь и поражать сам клинок, направлялось вовне и только увеличивало слой верхнего налета. Поверхность тех немногих экземпляров доспехов, которые еще остались на своем месте в церквах, во всех случаях выглядит именно так. Благодаря этому всегда можно определить если и не точное происхождение подобных экземпляров, то хотя бы место хранения; все же это дает исследователям некую ниточку, следуя которой иногда можно установить владельца меча и более или менее точно определить место его изготовления.

В 1939 г. мне повезло приобрести меч, хранившийся именно таким образом (вклейка, фото 9, а). Спешу добавить, что я абсолютно честно купил его на распродаже в Лондоне и что предыдущий владелец (джентльмен из Сомерсета) получил это оружие точно таким же образом за четыре года до меня. В свое время оно находилось в составе «собственности венского коллекционера», как было обозначено в списке предметов, назначенных к аукциону. Можно только гадать, в какой из церквей Австрии он его нашел. Сведений об этом не сохранилось, но благодаря тем признакам, о которых я только что подробно говорил, можно точно установить, что хранился этот предмет именно таким образом.

По счастью, никто из предыдущих обладателей не стал чистить этот меч. В 1939 г., когда я купил его, он был совершенно черным, клинок выглядел толще из-за ржавчины, деревянную рукоять покрывали слои пыли, копившейся веками, а под ними прятались немногие оставшиеся фрагменты кожаной или полотняной обтяжки. К сожалению, после снятия грязи сохранить их не представлялось возможным. Корка спеклась за века, а неизбежная сырость, возникающая даже в закрытом помещении, полностью погубила непрочную обивку рукояти. Мне даже не удалось точно определить материал, из которого она была сделана, - разрушение зашло слишком далеко.

Для того чтобы очистить всю поверхность меча, потребовались в буквальном смысле месяцы работы. Ржавчина на поверхности была рыхлой и пыльной, но ниже оказался плотный темный слой; черная патина оказалась жесткой, как кремень, и ее удалось снять только с одной стороны клинка; с более мягкого металла навершия и крестовины этот слой удалить оказалось легче, но все равно он сошел лишь частично. После войны рукоять исследовали в лаборатории Британского музея. Я немного сомневался, была ли она изготовлена одновременно с «мечом войны» типа XIII (т. е. приблизительно в 1300 г.), или это замена более позднего периода. С самого начала все говорило за то, что это оригинал, но мне очень хотелось получить научно обоснованное подтверждение этого. Естественно, у меня оказался изначальный вариант, сделанный из древесины бука.

Третья группа, т. е. мечи, о которых с самого начала постоянно заботились и тщательно чистили, исключительно мала. Таким образом хранили несколько мечей XIV в., удивительно большое количество образцов XV в., не говоря уже о таких реликтах, как два меча Св. Мориса (из Толедо и Вены), фальчион Коньеров или оружие из Толедо и Севильи.

Причина, по которой так много мечей находилось в храмах, возможно, состоит в том, что все они в некотором смысле принадлежали церкви. Во время церемонии посвящения в рыцари оружие освящали на алтаре, и предполагалось, что после смерти владельца оно туда же и вернется. Возможно, именно поэтому, а не в тщеславной погоне за бессмертной славой так много мечей и копий, шлемов и латных перчаток повешено над гробницами, так много оружия лежит внутри их. Воин закончил все свои дела на земле; он использовал (или должен был использовать) эти вещи для того, чтобы защищать и поддерживать церковь, и поэтому с его смертью их работа тоже была завершена, и они тоже нуждались в долгом отдыхе. То же самое чувство, хотя не освященное христианством, заставляло викингов и их предшественников класть оружие в могилу вместе с телом погибшего. Разница в данном случае состоит в том, что оружие викинга мог со временем получить его потомок или просто человек достаточно храбрый и умелый, чтобы оказаться его достойным, а оружие рыцаря навечно должно было остаться там, где упокоился его хозяин, - больше оно не служило уже никому.

На многих изображениях английских воинов XIII и начала XIV в., как кажется, отражено именно это. Здесь нарисовано, как лежащий на надгробии рыцарь вкладывает свой меч в ножны. Некоторые из этих фигур выглядят так решительно, что, по общему мнению, они, напротив, меч вынимают, однако это полностью противоречит идее отдыха после хорошо выполненной работы. Тем не менее правая рука многих из этих рыцарей лежит на верхней части навершия, как будто они только что финальным толчком отправили оружие на место, в ножны. Хотя это противоречит всеобщему убеждению, что здесь была сделана попытка изобразить постоянную готовность воина к сражению ради защиты Матери-Церкви даже после смерти, я считаю, что они должны были только упокоиться у нее на груди, потому что бой для них окончен навсегда.


| |

Loading...Loading...