Годы жизни циолковского к э. Основные даты жизни и творчества к

Константин Эдуардович Циолковский, выдающийся исследователь, крупнейший ученый в области воздухоплавания, авиации и космонавтики, подлинный новатор в науке, родился 5(17) сентября 1857 года в селе Ижевском Рязанской губернии в семье лесничего Эдуарда Игнатьевича Циолковского. Он рос смышленым, любознательным и впечатлительным ребенком. Уже в эти годы формировался характер будущего ученого — самостоятельный, настойчивый и целеустремленный. «Я думаю, что получил соединение сильной воли отца с талантливостью матери», — писал впоследствии Циолковский.

В 10-летнем возрасте Циолковского постигло большое несчастье — он заболел скарлатиной и в результате осложнения почти полностью потерял слух.

Выдающиеся способности, склонность сына к самостоятельной работе и изобретательству заставили отца задуматься над его дальнейшим образованием. Циолковскому было 16 лет, когда отец решил отправить его в Москву для продолжения учебы. Три года самостоятельных целеустремленных занятий в библиотеке Румянцевского музея обогатили юношу знаниями в области математики, физики и астрономии.

После возвращения из Москвы осенью 1879 года Циолковский экстерном сдал экзамен в Рязанской гимназии на звание учителя уездных училищ и спустя три месяца получил назначение в небольшой городок Боровск Калужской губернии. В течение 12 лет Циолковский жил и работал в Боровске, преподавая арифметику и геометрию. Там же он женился на Варваре Евграфовне Соколовой, ставшей его верной помощницей и советчицей, матерью его семерых детей.

Учительствуя, Циолковский начал заниматься научной работой. Уже в 1883 году он написал работу «Свободное пространство», в которой сделал важный вывод о возможности использования реактивного движения для перемещения в мировом пространстве.

Почти всю жизнь Циолковский много занимался вопросами воздухоплавания.

Его первая научная работа по воздухоплаванию «Аэростат металлический, управляемый» увидела свет в 1892 году.

В этом же году в связи с переводом Циолковского в Калужское уездное училище семья Циолковских переехала в Калугу. Многие годы семье пришлось жить на частных квартирах, прежде чем удалось приобрести на окраине города небольшой домик.

В 1903 году в журнале «Научное обозрение» № 5 появилась первая статья Циолковского по ракетной технике «Исследование мировых пространств реактивными приборами». В этом труде ученый впервые для реального осуществления космического полета предложил проект жидкостной ракеты, обосновал теорию ее полета.

Первая часть статьи Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами» прошла незамеченной для широких научных кругов. Вторая часть, опубликованная в журнале «Вестник воздухоплавания», увидела свет в 1911-1912 годах и вызвала большой резонанс. Известные популяризаторы науки и техники В.В. Рюмин, Я.И. Перельман и Н.А. Рынин занялись распространением космических идей Циолковского, стали со временем его настоящими друзьями. Большую помощь оказывали Циолковскому и многочисленные калужские друзья: В.И. Ассонов, П.П. Каннинг, С.Е. Еремеев, а позднее А.Л. Чижевский и С.В. Щербаков. В 1914 году Циолковский издал отдельной брошюрой «Дополнение к «Исследованию мировых пространств реактивными приборами».

Научная деятельность занимала все свободное время Циолковского, но основной в течение многих лет все же была учительская работа. Его уроки вызывали у учащихся интерес, давали им практические навыки, знания. Только лишь в ноябре 1921 года в возрасте 64 лет Циолковский оставил педагогическую работу.

После Великой Октябрьской социалистической революции его научная деятельность получила поддержку государства. В 1918 году Циолковский был избран членом Социалистической академии. В 1921 году Циолковскому была назначена повышенная персональная пенсия.

Внимание правительства к научно-исследовательской работе ученого способствовало признанию работ Циолковского, росту популярности.

В 1932 году Циолковскому исполнилось 75 лет. Это событие было отмечено торжественными заседаниями в Москве и Калуге.

Правительство наградило ученого орденом Трудового Красного Знамени за «особые заслуги в области изобретений, имеющих огромное значение для экономической мощи и обороны Союза ССР». Вручение ордена состоялось в Кремле 27 ноября 1932 года. Принимая орден, Циолковский сказал: «Я могу отблагодарить Правительство за эту высокую награду только своими трудами. Благодарить словами не имеет никакого смысла».

Ученый с новыми силами взялся за работу, он по-прежнему много внимания уделял научной работе, пропаганде научных знаний, вел большую общественную работу. Циолковский встречался с рабочими, учеными, колхозниками, часто выступал перед молодежью, был консультантом научно-фантастического фильма «Космический рейс».

В августе 1935 года здоровье Циолковского резко ухудшилось. 13 сентября он продиктовал свое завещание.

19 сентября 1935 года Циолковского не стало. Похоронили его в Калуге в Загородном саду (ныне парк его имени).

Биография Циолковского интересна не только с точки зрения достижений, хотя их у этого великого ученого было немало. Константин Эдуардович известен многим как разработчик первой способной полететь в открытый космос. Кроме того, он является известным ученым в области аэроастронавтики, аэродинамики и аэронавтики. Это исследователь космоса с мировым именем. Биография Циолковского является примером упорства в достижении цели. Даже в самых тяжелых жизненных обстоятельствах он не отказался от продолжения научной деятельности.

Происхождение, детство

Циолковский Константин Эдуардович (годы жизни - 1857-1935) родился 17.09.1857 под Рязанью, в селе Ижевское. Однако он жил здесь совсем недолго. Когда ему исполнилось 3 года, у Эдуарда Игнатьевича, отца будущего ученого, начались трудности на службе. Из-за этого семья Циолковского переехала в 1860 году в Рязань.

Мать занималась начальным образованием Константина и его братьев. Именно она научила его писать и читать, а также познакомила с азами арифметики. "Сказки" Александра Афанасьева - книга, по которой выучился читать Циолковский. Его мать научила своего сына только алфавиту, а как составлять слова из букв, Костя догадался сам.

Когда мальчику исполнилось 9 лет, он простудился после катания на санках и заболел скарлатиной. Болезнь протекала с осложнением, в результате которого потерял слух Константин Эдуардович Циолковский. Глухой Константин не отчаялся, не утратил интерес к жизни. Именно в это время он начал увлекаться мастерством. Циолковский полюбил делать из бумаги различные фигурки.

Эдуард Игнатьевич в 1868 году вновь остался без работы. Семья перебралась в Вятку. Здесь братья помогли Эдуарду получить новую должность.

Обучение в гимназии, смерть брата и матери

Константин вместе с Игнатием, своим младшим братом, в 1869 году стал учиться в мужской Вятской гимназии. С большим трудом давалась ему учеба - было много предметов, а преподаватели оказались строгими. Кроме того, глухота очень мешала мальчику. К этому же году относится смерть Дмитрия, старшего брата Константина. Она потрясла всю семью, но больше всех - мать, Марию Ивановну (фото ее представлено выше), которую очень любил Костя. В 1870 году она неожиданно скончалась.

Смерть матери потрясла мальчика. И до этого не блиставший знаниями Циолковский начал учиться все хуже. Он все острее стал ощущать свою глухоту, из-за которой становился все более изолированным. Известно, что Циолковский нередко подвергался наказаниям из-за своих шалостей, даже попадал в карцер. Константин во втором классе остался на второй год. А затем, с третьего класса (в 1873 г.), он был отчислен. Больше Циолковский нигде и никогда не учился. С этого времени он занимался самостоятельно.

Самообразование

Жизнь в Москве

Эдуард Игнатьевич, поверив в способности своего сына, решил послать его в Москву, чтобы тот поступил в Высшее техническое училище (сегодня это МГТУ им. Баумана). Это произошло в июле 1873 года. Однако Костя в училище так и не поступил по неизвестной причине. Он продолжил заниматься самостоятельно в Москве. Циолковский жил очень бедно, однако упорно стремился к знаниям. Он тратил на приборы и книги все присланные отцом сэкономленные деньги.

Юноша каждый день ходил в Чертковскую публичную библиотеку, где штудировал науки. Здесь он познакомился с основоположником Этот человек заменил Константину университетских профессоров.

Циолковский в первый год жизни в Москве изучил физику, а также начала математики. За ними последовали интегральное и сферическая и аналитическая геометрия, высшая алгебра. Позднее Константин изучил механику, химию, астрономию. За 3 года он полностью освоил программу гимназии, а также основную часть университетской. Отец к этому времени уже не мог обеспечивать жизнь Циолковского в Москве. Константин возвратился домой осенью 1876 года изможденным и ослабшим.

Частные уроки

Напряженная работа и тяжелые условия привели к ухудшению зрения. Циолковский начал носить очки после возвращения домой. Восстановив силы, он стал давать частные уроки по математике и физике. Через некоторое время он уже не нуждался в учениках, поскольку показал себя отличным педагогом. Циолковский при ведении уроков применял разработанные им самим методы, среди которых главным была наглядная демонстрация. Циолковский для уроков геометрии делал модели многогранников из бумаги, проводил вместе с учениками Этим он заслужил славу педагога, понятно объясняющего материал. Ученики любили занятия Циолковского, на которых всегда было интересно.

Смерть брата, успешная сдача экзамена

Игнатий, младший брат Константина, умер в конце 1876 г. Братья были очень близки с детства, поэтому смерть его стала большим ударом для Константина. Семья Циолковских в 1878 году возвратилась в Рязань.

Константин сразу после приезда прошел медкомиссию, по результатам которой из-за глухоты был освобожден от прохождения военной службы. Для того чтобы продолжить работать учителем, требовалась подтвержденная квалификация. И Циолковский справился с этой задачей - осенью 1879 г. он сдал экзамен экстерном в Первой губернской гимназии. Теперь официально стал учителем математики Циолковский Константин Эдуардович.

Личная жизнь

Константин Циолковский летом 1880 г. женился на дочери хозяина комнаты, в которой он жил. А в январе 1881 года скончался Эдуард Игнатьевич.

Дети Константина Циолковского: дочь Любовь и три сына - Игнатий, Александр и Иван.

Работа в Боровском уездном училище, первые научные труды

Константин Эдуардович работал в Боровском уездном училище преподавателем, параллельно продолжая исследования у себя дома. Он делал чертежи, трудился над рукописями, ставил эксперименты. Первая его работа была написана на тему механики в биологии. Константин Эдуардович в 1881 году создал первый свой труд, который можно считать подлинно научным. Речь идет о "Теории газов". Однако затем он узнал от Д.И. Менделеева, что открытие этой теории произошло еще 10 лет назад. Циолковский, несмотря на неудачу, продолжил свои исследования.

Разработка конструкции аэростата

Одной из основных проблем, которая занимала его долгое время, была теория аэростатов. Через некоторое время Циолковский понял, что именно этой задаче стоит уделить внимание. Ученый разработал свою конструкцию аэростата. Результатом работы стало сочинение Константина Эдуардовича "Теория и опыт аэростата..." (1885-86 гг.). В этом труде было обосновано создание принципиально новой конструкции дирижабля, имеющего тонкую металлическую оболочку.

Пожар в доме Циолковского

Биография Циолковского отмечена трагическим событием, произошедшим 23 апреля 1887 г. В этот день он возвращался из Москвы после доклада о своем изобретении. Именно тогда в доме Циолковского произошел пожар. В нем сгорели модели, рукописи, библиотека, чертежи и все имущество семьи, кроме швейной машинки (ее успели выбросить во двор через окно). Это был очень тяжелый удар для Циолковского. Он выразил свои чувства и мысли в рукописи под названием "Молитва".

Переезд в Калугу, новые труды и исследования

Д. С. Унковский, директор народных училищ, 27 января 1892 г. предложил перевести в училище Калуги одного из "усерднейших" и "способнейших" преподавателей. Здесь Константин Эдуардович прожил до конца своих дней. С 1892 г. он работал в Калужском уездном училище преподавателем геометрии и арифметики. С 1899 г. ученый также вел занятия по физике в женском епархиальном училище. Циолковский написал в Калуге основные свои труды по теории реактивного движения, и медицине. Кроме того, продолжил заниматься теорией металлического дирижабля Константин Циолковский. Фото, представленное ниже, - изображение памятника этому ученому в г. Москве.

В 1921 году, после завершения преподавания, ему назначили пожизненную персональную пенсию. С этого времени и до самой смерти биография Циолковского отмечена погружением в исследования, реализацией проектов, распространением своих идей. Преподаванием он больше не занимался.

Самое тяжелое время

Самыми тяжелыми для Циолковского стали первые 15 лет 20 века. Игнатий, его сын, в 1902 году покончил жизнь самоубийством. Кроме того, в 1908 году его дом во время разлива реки Оки затопило. Из-за этого были выведены из строя многие машины и экспонаты, утеряны многочисленные уникальные расчеты.

Сначала пожар, затем наводнение... Создается впечатление, что Константин Эдуардович не дружил со стихиями. Кстати, вспоминается пожар 2001 года, произошедший на российском корабле. Судно, загоревшееся 13 июля этого года, - "Константин Циолковский", теплоход. К счастью, тогда никто не погиб, однако сам корабль сильно пострадал. Внутри все сгорело, как и при пожаре в 1887 году, который пережил Константин Циолковский.

Биография его отмечена трудностями, которые сломили бы многих, но только не знаменитого ученого. И жизнь его через некоторое время стала легче. Русское общество любителей мироведения 5 июня 1919 г. сделало ученого своим членом и назначило ему пенсию. Это спасло Константина Эдуардовича от голодной смерти в период разрухи, поскольку Социалистическая академия 30 июня 1919 г. не приняла его в свои ряды и оставила тем самым без средств к существованию. Значимость моделей, представленных Циолковским, не оценили также в Физико-химическом обществе. В 1923 году Александр, второй его сын, свел счеты с жизнью.

Признание партийного руководства

Советские власти вспомнили о Циолковском только в 1923 г., после сделанной Г. Обертом, немецким физиком, публикации о ракетных двигателях и космических полетах. Условия жизни и работы Константина Эдуардовича после этого кардинально изменились. Партийное руководство СССР обратило на внимание на такого видного ученого, как Константин Циолковский. Биография его уже давно была отмечена множеством достижений, однако до некоторых пор они не интересовали сильных мира сего. И вот в 1923 году ученому назначили персональную пенсию, предоставили условия для плодотворной деятельности. А 9 ноября 1921 г. ему стали выплачивать пенсию и за заслуги перед наукой. Циолковский получал эти средства до 19 сентября 1935 г. Именно в этот день умер в Калуге, ставшей ему родной, Циолковский Константин Эдуардович.

Достижения

Циолковский предложил ряд идей, нашедших применение в ракетостроении. Это газовые рули, предназначенные для управления полетом ракеты; использование компонентов топлива с целью охлаждения внешней оболочки корабля во время входа космического аппарата в земную атмосферу и др. Что касается области ракетных топлив, то и здесь проявил себя Циолковский. Исследовал множество различных горючих и окислителей, рекомендовал использовать топливные пары: кислород с углеводородами или водородом Циолковский Константин Эдуардович. Изобретения его включают в себя схему газотурбинного двигателя. Кроме того, он в 1927 году опубликовал схему и теорию поезда на воздушной подушке. Впервые предложил шасси, выдвигающиеся внизу корпуса, именно Циолковский Константин Эдуардович. Что изобрел он, вы теперь знаете. Дирижаблестроение и космические полеты - главные проблемы, которым ученый посвятил всю свою жизнь.

В Калуге действует Музей истории космонавтики имени этого ученого, в котором можно узнать очень много, в том числе и о таком деятеле науки, как Константин Циолковский. Фото здания музея представлено выше. В заключение хотелось бы привести одну фразу. Автор ее - Константин Циолковский. Цитаты его известны многим, и эту, возможно, вы знаете. "Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели," - сказал как-то Циолковский. Сегодня это высказывание находится у входа в парк им. Циолковского (г. Калуга), где похоронен ученый.

Циолко́вский Константи́н Эдуа́рдович (5 (17) сентября 1857, Ижевское, Рязанская губерния, Российская империя - 19 сентября 1935, Калуга, СССР) - русский и советский учёный-самоучка, исследователь, школьный учитель. Основоположник современной космонавтики. Обосновал вывод уравнения реактивного движения, пришёл к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» - прототипов многоступенчатых ракет. Автор работ по аэродинамике, воздухоплаванию и другим наукам.

Представитель русского космизма, член Русского общества любителей мироведения. Автор научно-фантастических произведений, сторонник и пропагандист идей освоения космического пространства. Циолковский предлагал заселить космическое пространство с использованием орбитальных станций, выдвинул идеи космического лифта, поездов на воздушной подушке. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигнет такого могущества и совершенства, что это позволит преодолевать силы тяготения и распространять жизнь по Вселенной.

Биография

Константин Эдуардович Циолковский родился 5 (17) сентября 1857 в селе Ижевское под Рязанью. Его отец, Эдуард Игнатьевич, был польским дворянином среднего достатка, а мать, Мария Ивановна Юмашева, имела татарские корни. Обычно с детьми занималась мать. Именно она научила Константина читать и писать, познакомила с началами арифметики. В возрасте девяти лет Костя Циолковский заболел скарлатиной. В результате осложнения после болезни он потерял слух. Наступило то, что впоследствии он назвал «самым грустным, самым тёмным временем моей жизни». Тугоухость лишила мальчика многих детских забав и впечатлений, привычных его здоровым сверстникам. В 1869 он поступает в гимназию. Большими успехами будущий ученый не блистал. Предметов было много, и полуглухому мальчику учиться было нелегко. А вот за шалости он неоднократно попадал в карцер. В 1870, когда Циолковскому было 13 лет, умерла его мама. Горе придавило осиротевшего мальчика. Гораздо острее ощущает он свою глухоту, делавшую его все более и более изолированным. Лишенный поддержки, мальчик учится все хуже и хуже… В 1871 году - отчисление из гимназии c характеристикой «… для поступления в техническое училище». Но именно в это время Константин Циолковский находит свое истинное призвание и место в жизни. Он занимается образованием самостоятельно. В отличие от гимназических учителей книги щедро оделяют его знаниями и никогда не делают ни малейших упреков. В это же время Константин Циолковский приобщается к техническому и научному творчеству. Он самостоятельно изготавливает астролябию (первое измеренное ей расстояние - до пожарной каланчи), домашний токарный станок, cамодвижущиеся коляски и локомотивы. Способности сына стали очевидны для Эдуарда Циолковского, и он решает послать мальчика в столицу. Константин сам находит себе квартиру и, живя буквально на хлебе и воде (отец присылал десять-пятнадцать рублей в месяц), упорно занимается. Каждодневно с десяти утра и до трех-четырех дня пополудни трудолюбивый юноша штудирует науки в библиотеке. За первый год жизни в Москве пройдены физика и начала математики. На втором Константин преодолевает дифференциальное и интегральное исчисление, высшую алгебру, аналитическую и сферическую геометрию.

Однако жизнь в Москве была достаточно дорогой, Циолковский, несмотря на все усилия, не смог обеспечить себя достаточными средствами, так что в 1876 году отец отозвал его в Вятку. Константин становится частным репетитором и зарабатывает самостоятельно, а в свободное время продолжает заниматься в городской публичной библиотеке. В 1880 году Константин Циолковский сдает экзамены на учительское звание и переезжает в Боровск, расположенный в 100 километрах от Москвы по назначению от Министерства просвещения на свою первую государственную должность. Там же он женился на Варваре Евграфовне Соколовой. Молодая чета начинает жить отдельно и молодой ученый продолжает физические опыты и техническое творчество. В доме у Циолковского сверкают электрические молнии, гремят громы, звенят колокольчики, пляшут бумажные куколки. Находясь вдали от основных научных центров России, Циолковский, оставаясь глухим, решил самостоятельно проводить исследовательские работы в интересовавшей его области - аэродинамике. Он начал с того, что разработал основы кинетической теории газов и отослал свои расчеты в Русское физико-химическое общество в Петербурге и вскоре получил ответ от Менделеева: кинетическая теория газов уже открыта… 25 лет назад. Но Циолковский пережил это известие, ставшее для него как ученого ударом, и продолжил исследования. В Петербурге заинтересовались одаренным и неординарным учителем из Вятки и пригласили его войти в состав вышеупомянутого общества.

В 1892 году Константин Циолковский был переведен учителем в Калугу. Там он также не забывал о науке, об астронавтике и аэронавтике. В Калуге Циолковский построил специальный туннель, который позволил бы измерять различные аэродинамические показатели летательных аппаратов. Поскольку Физико-химическое общество не выделило ни копейки на его эксперименты, ученому пришлось использовать семейные средства для проведения исследований. К слову, Циолковский на свои средства построил более 100 экспериментальных моделей и протестировал их - не самое дешевое удовольствие! Через некоторое время общество все таки обратило внимание на калужского гения и выделило ему финансовую поддержку - 470 рублей, на которые Циолковский построил новый, усовершенствованный туннель. В ходе аэродинамических экспериментов Циолковский все больше стал обращать внимание на космические проблемы. В 1895 году была опубликована его книга «Грезы о земле и небе», а через год вышла статья о других мирах, разумных существах с других планет и об общении землян с ними. В том же 1896 году Циолковский приступил к написанию своего главного труда «Исследование космического пространства с помощью реактивного двигателя». В этой книге были затронуты проблемы использования ракетных двигателей в космосе - навигационные механизмы, поставка и транспортировка топлива и другие.

Первые пятнадцать лет ХХ века были самыми тяжелыми в жизни учёного. В 1902 его сын Игнатий покончил жизнь самоубийством. В 1908 во время разлива Оки его дом затопило, многие машины, экспонаты были выведены из строя, а многочисленные уникальные расчеты утеряны. В Физико-химическом обществе не оценили значимость и революционность представленных Циолковским моделей. При Советской власти условия жизни и работы Циолковского радикально изменились. Ему была назначена персональная пенсия и обеспечена возможность плодотворной деятельности. Разработки Циолковского стали интересны новой власти, которая оказала ему значительную материальную поддержку. В 1918 Циолковский был избран в число членов-соревнователей Социалистической академии общественных наук (в 1923 году переименована в коммунистическую академию, а в 1936 её основные институты были переданы Академии наук СССР), а 9 ноября 1921 учёному была назначена пожизненная пенсия за заслуги перед отечественной и мировой наукой. Эту пенсию выплачивали до 19 сентября 1935 - в тот день величайший человек, Константин Эдуардович Циолковский умер в ставшем ему родным городе Калуге.

Теория Циолковского

Первые научные исследования Циолковского относятся к 1880-1881 году. Не зная об уже сделанных открытиях, он написал работу «Теория газов», в которой изложил основы кинетической теории газов. Вторая его работа - «Механика животного организма» получила благоприятный отзыв И. М. Сеченова, и Циолковский был принят в Руское физико-химическое общество. Основные работы Циолковского после 1884 были связаны с четырьмя большими проблемами: научным обоснованием цельнометаллического аэростата (дирижабля), обтекаемого аэроплана, поезда на воздушной подушке и ракеты для межпланетных путешествий. После знакомства с Николаем Жуковским, который был учеником Столетова, Циолковский стал заниматься механикой управляемого полета, в результате чего им был спроектирован управляемый аэростат (слово «дирижабль» тогда еще не придумали). Циолковский первым предложил идею цельнометаллического дирижабля, и построил его работающую модель, создал прибор для автоматического управления полетом дирижабля и схему регулирования его подъемной силы. Первым печатным трудом о дирижаблях был «Аэростат металлический управляемый» (1892), в котором дано научное и техническое обоснование конструкции дирижабля с металлической оболочкой. Прогрессивный для своего времени проект дирижабля Циолковского не был поддержан; автору было отказано в субсидии на постройку модели. Обращение Циолковского в Генеральный штаб русской армии также не имело успеха. В 1892 году он обратился к новой и мало изученной области летательных аппаратов тяжелее воздуха. Циолковскому принадлежит идея постройки аэроплана с металлическим каркасом. В статье «Аэроплан или Птицеподобная (авиационная) летательная машина» (1894) даны описание и чертежи моноплана, который по своему внешнему виду и аэродинамической компоновке предвосхищал конструкции самолётов, появившихся через 15-18 лет. В аэроплане Циолковского крылья имеют толстый профиль с округлённой передней кромкой, а фюзеляж - обтекаемую форму. Но работа над аэропланом, так же как над дирижаблем, не получила признания у официальных представителей русской науки. На дальнейшие изыскания Циолковский не имел ни средств, ни даже моральной поддержки. Много лет спустя, уже в советское время, в 1932 он разработал теорию полёта реактивных самолётов в стратосфере и схемы устройства самолётов для полёта с гиперзвуковыми скоростями. Циолковский построил в 1897 первую в России аэродинамическую трубу с открытой рабочей частью, разработал методику эксперимента в ней и в 1900 на субсидию Академии наук сделал продувки простейших моделей и определил коэффициент сопротивления шара, плоской пластинки, цилиндра, конуса и других тел. С 1896 года Циолковский систематически занимался теорией движения реактивных аппаратов. Мысли об использовании ракетного принципа в космосе высказывались Циолковским ещё в 1883, однако строгая теория реактивного движения изложена им в 1896. Циолковский вывел гениальную формулу (она получила название «формула Циолковского»), установившую зависимость между:

скоростью ракеты в любой момент
cкоростью истечения газов из сопла
массой ракеты
массой взрывных веществ

Разумеется, он ни на секунду не подозревал, сколько радости доставит впоследствии историкам находка пожелтевших и измятых листков. Ведь написав дату вычислений, Циолковский, сам того не ведая, закрепил cвое первенство в вопросах научного освоения космоса. В 1903 году он опубликовал книгу «Исследования мировых пространств реактивными приборами», где впервые доказал, что единственным аппаратом, способным совершить космический полет, является ракета. В этой статье и последовавших ее продолжениях (1911 и 1914) он заложил основы теории ракет и жидкостного ракетного двигателя. В этом пионерском труде Циолковский:

полностью доказал невозможность выхода в космос на аэростате или с помощью артиллерийского орудия,
вывел зависимость между весом топлива и весом конструкций ракеты для преодоления силы земного тяготения,
высказал идею бортовой системы ориентации по Солнцу или другим небесным светилам
проанализировал поведение ракеты вне атмосферы, в среде, свободной от тяготения
была решена задача посадки космического аппарата на поверхность планет, лишенных атмосферы.

Так на берегах Оки взошла заря космической эры. Правда, результат первой публикации оказался совсем не тот, какого ожидал Циолковский. Ни соотечественники, ни зарубежные ученые не оценили исследования, которым сегодня гордится наука. Оно просто на эпоху обогнало свое время. В 1911 году опубликована вторая часть труда «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Циолковский вычисляет работу по преодолению силы земного тяготения, определяет скорость, необходимую для выхода аппарата в Солнечную систему («вторая космическая скорость») и время полета. На этот раз статья Циолковского наделала много шума в научном мире. Циолковский обрел много друзей в мире науки. В 1926-1929 годы Циолковский решает практический вопрос: сколько нужно взять топлива в ракету, чтобы получить скорость отрыва и покинуть Землю. Выяснилось, что конечная скорость ракеты зависит от скорости вытекающих из нее газов и от того, во сколько раз вес топлива превышает вес пустой ракеты. Расчет показывает: для того чтобы ракета с людьми развила скорость отрыва и отправилась в межпланетный полет, нужно взять топлива в сто раз больше, чем весит корпус ракеты, двигатель, механизмы, приборы и пассажиры, вместе взятые. А это вновь создает очень серьезное препятствие. Ученый нашел оригинальный выход - многоступенчатый межпланетный корабль. Он состоит из многих ракет, соединенных между собой. В передней ракете, кроме топлива, находятся пассажиры и снаряжение. Ракеты работают поочередно, разгоняя весь поезд. Когда топливо в одной ракете выгорит, она сбрасывается, при этом удаляются опустошенные баки и весь поезд становится легче. Затем начинает работать вторая ракета и т. д. Передняя ракета, как по эстафете, получает скорость, набранную всеми предыдущими ракетами. В эти же годы он оценил влияние сопротивления атмосферы на полет ракеты и дополнительные затраты топлива при этом. Циолковский - основоположник теории межпланетных сообщений. Его исследования впервые показали возможность достижения космических скоростей, доказав осуществимость межпланетных полётов. Он первым изучил вопрос о ракете - искусственном спутнике Земли и высказал идею создания околоземных станций как искусственных поселений, использующих энергию Солнца, и промежуточных баз для межпланетных сообщений; рассмотрел медико-биологические проблемы, возникающие при длительных космических полётах.

Циолковский выдвинул ряд идей, которые нашли применение в ракетостроении. Им предложены: газовые рули (из графита) для управления полётом ракеты и изменения траектории движения её центра масс; использование компонентов топлива для охлаждения внешней оболочки космического аппарата (во время входа в атмосферу Земли), стенок камеры сгорания и сопла; насосная система подачи компонентов топлива; оптимальные траектории спуска космического аппарата при возвращении из космоса и др. В области ракетных топлив Циолковский исследовал большое число различных окислителей и горючих; рекомендовал топливные пары: жидкие кислород с водородом, кислород с углеводородами. Циолковский много и плодотворно работал над созданием теории полёта реактивных самолётов, изобрёл свою схему газотурбинного двигателя; в 1927 опубликовал теорию и схему поезда на воздушной подушке. Он первый предложил «выдвигающиеся внизу корпуса» шасси. Космические полеты и дирижаблестроение были главными проблемами, которым он посвятил свою жизнь. Но говорить о Циолковском только как об отце космонавтики - значит обеднить его вклад в современную науку и технику. Циолковский отстаивал идею разнообразия форм жизни во Вселенной, явился первым идеологом и теоретиком освоения человеком космического пространства, конечная цель которого представлялась ему в виде полной перестройки биохимической природы порожденных Землей мыслящих существ.

Писатель-фантаст

Научно-фантастические произведения Циолковского мало известны широкому кругу читателей. Возможно, потому, что они тесно связаны с его научными трудами. Очень близка к фантастике его ранняя работа «Свободное пространство», написанная в 1883 году (опубликована в 1954 г.). Константин Эдуардович Циолковский является автором научно-фантастических произведений: «Грезы о Земле и небе», «На Весте», повести «На Луне» (впервые была опубликована в приложении к журналу «Вокруг света» в 1893 году, неоднократно переиздавалась в советское время).

Работы по ракетоплаванию и межпланетным сообщениям

  • 1903 - «Исследование мировых пространств реактивными приборами. (Ракета в космическое пространство)»
  • 1911 - «Исследование мировых пространств реактивными приборами»
  • 1914 - «Исследование мировых пространств реактивными приборами (Дополнение)»
  • 1924 - «Космический корабль»
  • 1926 - «Исследование мировых пространств реактивными приборами»
  • 1927 - «Космическая ракета. Опытная подготовка»
  • 1928 - «Труды о космической ракете 1903-1907 гг.»
  • 1929 - «Космические ракетные поезда»
  • 1929 - «Реактивный двигатель»
  • 1929 - «Цели звездоплавания»
  • 1930 - «Звездоплавателям»
  • 1932 - «Реактивное движение»
  • 1932-1933 - «Топливо для ракеты»
  • 1933 - «Звездолёт с предшествующими ему машинами»
  • 1933 - «Снаряды, приобретающие космические скорости на суше или воде»
  • 1935 - «Наибольшая скорость ракеты»

Награды Циолковского и увековечение его памяти

За особые заслуги в области изобретений, имеющих огромное значение для экономической мощи и обороны Союза ССР Циолковский в 1932 награжден орденом Трудового Красного Знамени. Накануне 100-летия со дня рождения Циолковского в 1954 АН СССР учредила золотую медаль им. К. Э. Циолковского «3а выдающиеся работы в области межпланетных сообщений». В Калуге и Москве сооружены памятники учёному; создан мемориальный дом-музей в Калуге; его имя носят Государственный музей истории космонавтики и педагогический институт (ныне Калужский Государственный Педагогический университет), школа в Калуге, Московский авиационно-технологический институт. Именем Циолковского назван кратер на Луне.

> > Константин Циолковский

Биография Константина Циолковского (1857-1935 гг.)

Краткая биография:

Место рождения : Ижевское,
Рязанская губерния,
Российская империя

Место смерти : Калуга , РСФСР , СССР

– советский ученый и изобретатель: биография с фото, вклад в науку и культуру, первая модель ракеты, аэродинамические эксперименты.

Константин Циолковский был русским учёным, занимавшимся аэронавтикой, аэродинамикой и астронавтикой, изобрёл ракету и исследовал космос. Циолковским – разработчик первой модели ракеты для космического полёта. Но его жизнь закончилась до запуска.

Местом рождения Константина Эдуардовича Циолковского стал Ижевск. Его отца, Эдуарда Игнатьевича, знали как польского дворянина со средним достатком, а у мамы, Марии Ивановны Юмашевой было татарское происхождение. Будущему учёному досталась «гремучая смесь» генов. Девятилетнего Костю Циолковского поразила скарлатина, а её осложнения привели к глухоте.

По прошествии четырёх лет он потерял маму. Этим двум трагедиям суждено было сыграть определяющую роль в формировании жизненного сценария Константина. Будущему учёному пришлось заниматься домашним самообразованием, что привело к развитию замкнутости у ребёнка. Дружил он только с книгами. Он сильно увлёкся математикой, физикой и космосом. 16-летнему Циолковскому в Москве предстояло в течение трёх лет заниматься изучением химии, математики, астрономии и механики.

Общение с окружающими осуществлялось с помощью специального слухового аппарата. Но стоимость московской жизни была довольно высокой и Циолковскому, вопреки всем усилиям, не удалось получить достаточных средств, и в 1876 году по настоянию отца он очутился в Вятке. После сдачи экзаменов и получения учительского диплома им было начато преподавание. Боровская школа, где он работал, находилась на расстоянии ста километров от Белокаменной. В Боровске ему выпало жениться, его супругой стала Варвара Ефграфовна Соколова.

Российские научные центры были далеко, глухота не покидала, но Циолковскому это не помешало заняться самостоятельными аэродинамическими исследованиями. Сначала им была разработана кинетическая теория газов. В ответ на его послание с расчётами Русскому физико-химическому обществу Менделеев сообщил, что эту теорию уже открыли четверть века тому. Циолковскому удалось пережить этот удар, и не прекращать исследований. Петербург обратил внимание на одарённого и неординарного вятского учителя, он получил предложение членства в вышеупомянутом обществе.

С 1892 года местом работы Константина Циолковского стала Калуга. Занятия учителя наукой, астронавтикой и аэронавтикой продолжались. На новом месте Циолковским было осуществлено строительство специального туннеля для измерения различных аэродинамических показателей, которыми характеризуются летательные аппараты. Физико-химическим обществом не было выделено никаких средств на проведение экспериментов, учёный продолжал исследования с использованием семейных сбережений. Деньги Циолковского пошли на экспериментальные модели (свыше 100) и их тестирование. Когда обществом была, наконец-то, выделена финансовая поддержка калужскому гению в размере 470 рублей, Циолковским было осуществлено строительство нового, усовершенствованного туннеля.

Аэродинамические эксперименты усилили интерес Циолковского к космическим проблемам. 1895 стал годом публикации его «Грёз о земле и небе», в следующем году он опубликовал статью, посвящённую другим мирам, разумным существам, населяющим другие планеты, и их общению с землянами. Тогда же Циолковским начато написание «Исследований космического пространства с помощью реактивного двигателя». Книга, ставшая главным трудом учёного, была посвящена проблемам, связанным с использованием ракетных двигателей в космическом пространстве – навигационным механизмам, поставке и транспортировке топлива и т.д.

О первых пятнадцати годах двадцатого столетия можно сказать, как о самых тяжёлых из прожитых учёным. 1902 стал годом самоубийства сына Игнатия. В 1908 году Ока разлилась так, что произошло затопление дома, что привело к потери многих машин, экспонатов и уникальных расчётов. Физико-химическим обществом не была дана должная оценка значимости и революционности, которые были присущи железным моделям Циолковского.

Большевики, получив власть, в некоторой мере изменили ситуацию – новая власть заинтересовалась разработками учёного, что выразилось в оказании Циолковскому значительной материальной поддержки. 1919 год принёс Циолковскому избрание в члены социалистической Академии (позже ставшей Академией наук СССР), с 09.11.1921 г. учёный получал пожизненную пенсию, как человеку обогатившему отечественную и мировую науку. Эта пенсия выплачивалась до 19.09.1935 г. – дня смерти величайшего человека, Константина Эдуардовича Циолковского. Местом смерти стала уже родная учёному Калуга.

Константин Циолковский краткая биография изложена в єтой статье и может быть дополнена .

Константин Циолковский краткая биография

Родился в семье лесничего в селе Ижевское, Рязанской Губернии, в 1857 году 5 сентября. После перенесённой в детстве скарлатины почти полностью потерял слух; глухота не позволила продолжать учёбу в школе, и с 14 лет он занимался самостоятельно.

С 16 до 19 лет жил в Москве, изучал физико-математические науки по циклу средней и высшей школы. В 1879 экстерном сдал экзамены на звание учителя и в 1880 назначен учителем арифметики и геометрии в Боровское уездное училище Калужской губернии.

В течение 12 лет Циолковский жил и работал в Боровске, преподавая арифметику и геометрию. Там же он женился на Варваре Евграфовне Соколовой, ставшей его верной помощницей и советчицей.

Учительствуя, Циолковский начал заниматься научной работой.
Практически все работы этого великого изобретателя были посвящены реактивным аппаратам, самолетам, дирижаблям, а также многим другим аэродинамическим исследованиям.

Стоит особо отметить, что именно Константину Эдуардовичу принадлежала совершенно новая идея для тех времен постройки аэроплана, имеющего металлическую обшивку и каркас. К тому же в 1898 году Циолковский стал первым российским гражданином, самостоятельно разработавшим и построившим аэродинамическую трубу, которая впоследствии стала использоваться во многих летающих аппаратах.

Страсть познать небо и космос побудила Константина Эдуардовича написать более четырех сотен работ, которые известны лишь малому кругу его почитателей.

Помимо всего прочего, благодаря уникальным и продуманным предложениям этого великого исследователя, на сегодняшний день практически вся военная артиллерия использует эстакады для запуска залпового огня. Кроме этого, именно Циолковский продумал способ дозаправки ракет во время их непосредственного полета.

Научная деятельность занимала все свободное время Циолковского, но основной в течение многих лет все же была учительская работа. Его уроки вызывали у учащихся интерес, давали им практические навыки, знания. Только лишь в ноябре 1921 года в возрасте 64 лет Циолковский оставил педагогическую работу.



Loading...Loading...