От понятия «среда обитания» следует отличать понятие «условия существования» -- совокупность жизненно необходимых факторов среды, без которых живые организмы не могут существовать (свет, тепло, влага, воздух, почва). В отличие от них другие факторы среды хотя и оказывают существенное влияние на организмы, но не являются для них жизненно необходимыми (например, ветер, естественное и искусственное ионизирующее излучение, атмосферное электричество и др.).
Экологические факторы
Экологические факторы. Элементы окружающей среды, которые вызывают у живых организмов и их сообществ приспособительные реакции (адаптации), называются экологическими факторами. По происхождению и характеру действия экологические факторы подразделяются на абиотические (элементы неорганической, или неживой, природы), биотические (формы воздействия живых существ друг на друга) и антропогенные (все формы деятельности человека, оказывающие влияние на живую природу). Абиотические факторы делят на физические, или климатические (свет, температура воздуха и воды, влажность воздуха и почвы, ветер), эдафические, или почвенно-грунтовые (механический состав почв, их химические и физические свойства), топографические, или орографические (особенности рельефа местности), химические (соленость воды, газовый состав воды и воздуха, рН почвы и воды и др.).
Антропогенные (антропические) факторы -- это все формы деятельности человеческого общества, изменяющие природу как среду обитания живых организмов или непосредственно влияющие на их жизнь. Выделение антропогенных факторов в отдельную группу обусловлено тем, что в настоящее время судьба растительного покрова Земли и всех ныне существующих видов организмов практически находится в руках человеческого общества.
Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Электронное учебное пособие для учащихся 7 -х классов естественнонаучного лицея
Основные среды жизни животных – это водная, наземно-воздушная и почвенная. Каждую из них населяют различные животные. Наземно – воздушная среда обитания.
Водная среда обитания. Условия жизни животных в ней сильно отличаются от условий наземновоздушной среды: плотность воды в 1000 раз больше, чем плотность воздуха; более сильны перепады давления; меньше кислорода.
Одни животные парят в толще воды (планктон), другие быстро плавают (нектон). Некоторые держатся у дна (бентос) или у самой поверхности водоема.
Хищничество. Взаимоотношения между животными, когда одни добывают, умерщвляют других и питаются ими, называются хищничеством. Хищники играют важную роль в природе – они выбраковывают слабых и заболевших. Сдерживают чрезмерное размножение животных.
Квартиранство. Среди животных существуют и такие отношения, которые полезны для одного вида животного и безвредны для другого. Такие взаимоотношения называются квартиранством. К примеру, в норе сурка могут поселяться различные насекомые, жабы, ящерицы. Они не приносят сурку ни вреда, ни пользы, а сурок им предоставляет свое убежище. Норка сурка с квартирантами
Симбиозом (мутуализмом) называется форма отношений между организмами двух разных видов, приносящая обоюдную пользу. Иногда симбиотические взаимоотношения настолько важны, что гибель одного организма неизбежно ведёт к гибели другого. В других случаях организмы способны существовать и отдельно друг от друга, правда, не столь успешно. Среди известных примеров симбиоза можно привести лишайники, сожительство рака-отшельника и актинии, симбиоз бактерий, переваривающих целлюлозу, и жвачных, взаимоотношения муравьев и тлей, которых они «пасут» , получая взамен сладкие продукты выделения Симбиоз. муравьи и тли
Основные среды обитания животных
- – это водная, наземно-воздушная и почвенная. Каждую из них населяют различные животные.
Наземно-воздушная.
- Ее освоили пауки, насекомые, пресмыкающиеся, птицы, звери (рис. 7, А ). Здесь встречаются животные, быстро бегающие по открытым пространствам (степям, лугам, пустыням); обитающие в лесу и лазающие по ветвям деревьев и кустарников; живущие под пологом леса.
Наземно-воздушная.
- По экологическим условиям наземно-воздушная среда – самая разнообразная. Поэтому животные, освоившие ее, отличаются сложным строением и поведением.
Водная среда обитания.
- Условия жизни животных в ней сильно отличаются от условий наземно-воздушной среды. Плотность воды почти в 1000 раз больше, чем плотность воздуха. В воде более сильные перепады давления, меньше кислорода, активнее, чем в воздухе, происходит поглощение солнечных лучей.
Водная среда обитания.
- В водной среде обитают рыбы, киты, дельфины, раки, моллюски, насекомые и др. (рис. 7, Б ). Одни животные "парят" в толще воды (планктон) , другие быстро плавают (нектон) , некоторые держатся у дна (бентос) или у самой поверхности водоема.
Почвенная среда обитания.
Тела живых организмов
Среды обитания.
- Некоторые животные освоили не одну, а сразу две среды. Так, лягушки обитают и в наземно-воздушной и в водной средах, суслики и полевые мыши – в наземно-воздушной среде и в почве.
Места обитания животных
- Животные в любой среде обитания живут не везде, а занимают наиболее благоприятные для них участки. Их называют местами обитания животных (рис. 8).
Места обитания животных
- Соловьи встречаются только в сырых затемненных участках леса у водоемов и опушек. Щуки в реках предпочитают места с медленным течением (омуты и заводи), заросшие у берегов. Хищные жуки-скакуны встречаются только на сухих песчаных участках или по обочинам грунтовых дорог.
Места обитания животных
- У крупных подвижных животных места обитания большие и просторные. Например, дельфины (см. также живут в морях и океанах. Шустрые синицы обитают в смешанных лесах, рощах и дубравах. Мелкие животные имеют небольшие участки в местах обитания. Так, тли живут на зеленых листьях или молодых побегах растений.
Места обитания животных
- Нередко одно и то же место обитания населяют разные виды животных. Места обитания, занимающие обширные площади, например моря, леса, степи, населяет наибольшее число видов животных.
Места обитания животных
- Животные хорошо приспособлены к жизни в определенных местах обитания. У степных животных длинные ноги, способствующие быстрому бегу и большим прыжкам. У лазающих по деревьям животных острые когти или присоски, у водных – плавники и плавательные перепонки между пальцами. Многие животные обладают защитной окраской или формой тела, успешно скрывающей их от врагов.
Места обитания животных.
Взаимосвязи животных в природе
Хищничество
- Взаимоотношения между животными, когда одни из них добывают, умерщвляют других и питаются ими, называются хищничеством.
- Хищники – это сокол, преследующий голубя; жук, нападающий на гусеницу; щука, ловящая плотву (рис. 9). Животные, на которых охотятся хищники, – их жертвы.
Хищничество.
- У хищников есть приспособления для охоты – это ловчая паутина паука, мощные зубы волков или тигров и острые когти сов.
Приспособления для защиты.
- У жертв существуют свои приспособления, чтобы скрыться или убежать от хищника, защититься от него. Это и быстрые ноги антилопы, и большие уши зайца, и покровительственная окраска хамелеона, и иглы ежа.
Конкурентные отношения .
- Животные, населяющие одно и то же место обитания или питающиеся сходной пищей, вступают в конкурентные отношения .
- В состоянии конкуренции находятся, например, из зверей – горностаи и хорьки , питающиеся мышами и полевками (рис. 10); из птиц – мухоловки и синицы , конкурирующие друг с другом из-за подходящих для гнездования убежищ. Каждый из пары конкурирующих видов находится в невыгодном положении.
- Кроме того, у животных существуют и взаимовыгодные отношения – симбиоз (рис. 11). Это полезно для контактирующих животных.
- Так, рак-отшельник специально пересаживает на свою раковину актинию . Она защищает рака-отшельника своими жгучими щупальцами от нападения врагов, а рак-отшельник, перемещаясь, позволяет малоподвижной актинии менять охотничьи угодья и ловить больше добычи.
Квартирантство
- Среди животных существуют и такие отношения, которые полезны для одного вида животных и безвредны для другого. Такие взаимоотношения называются квартирантством .
- К примеру, в норе сурка могут поселяться различные насекомые , жабы , ящерицы (рис. 12). Они не приносят сурку ни вреда, ни пользы, а сурок предоставляет им свое убежище.
Место и роль животных в природных сообществах.
- Животные зависят друг от друга и контактируют не только между собой, но и с растениями, и с другими живыми организмами: бактериями, грибами.
- Обитающие вместе живые организмы образуют биологические сообщества, или биоценозы.
Биоценоз.
- Биоценоз – это совокупность животных, растений, грибов и бактерий, совместно населяющих участок суши или водоема. Таковы, например, растения и животные, грибы и бактерии, обитающие в одном пруду, болоте, лесу или на лугу. Более мелкие биоценозы входят в состав более крупных.
Биоценоз.
- Основная форма взаимоотношений организмов в природном сообществе – это пищевые , или трофические , связи . В любом природном сообществе начальным пищевым звеном, создающим в нем запас энергии, являются зеленые растения, которые на свету из углекислого газа, воды и растворенных в ней минеральных солей создают органические вещества.
Цепи питания .
- Растениями питаются растительноядные животные. Их, в свою очередь, поедают животные-хищники. Так в природных сообществах возникают сложные пищевые связи – выстраиваются цепи питания .
- В любом биоценозе различаются три группы организмов: продуценты – производители органических веществ (зеленые растения), их потребители – консументы (растительноядные, хищные и всеядные животные) (рис. 13) и, кроме того,
Редуценты.
- другие живые организмы, питающиеся трупами и отходами (отмершими частями растений, телами погибших животных и их экскрементами), – это разрушители , или редуценты (рис. 14).
Редуценты.
- К ним относятся птицы и звери-падальщики, жуки-могильщики и дождевые черви, питающиеся перегнившими листьями. Эти животные, а в большей степени бактерии и грибы, доводят разложение органических веществ до минеральных, тем самым повышая плодородие почв и возвращая в природу взятые растениями минеральные вещества.
Экологическая ниша.
- Положение вида и его роль в биоценозе, определяемые его связями с другими видами и отношением к факторам живой и неживой природы (свету, влажности, температуре и т. п.), называется экологической нишей .
Экологическая ниша.
- Экосистема (биогеоценоз) – совокупность различных организмов, населяющих определенную территорию и живущих в конкретных условиях окружающей среды: температуры, давления, влажности, солености. В экосистеме живые организмы и компоненты неживой природы объединены круговоротом веществ и потоком энергии.
- Таким образом, организмы взаимодействуют не только между собой, но и с абиотической (неживой) средой обитания (почвой, атмосферой, гидросферой) и образуют экосистемы, или биогеоценозы.
1. Какие среды обитания занимают животные? Приведите примеры.
2. Чем отличается понятие "среда обитания" от понятия "место обитания"? Поясните на конкретных примерах.
Цели урока:
- познакомить обучающихся с названием среды обитания животных (наземно- воздушная, водная, почвенная);
- способствовать развитию речи школьников, их мышления;
- формировать навык работы в группах;
- прививать интерес к изучению природы родного края.
Планируемые результаты: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие навыков сотрудничества со сверстниками; овладение логическими действиями сравнения, классификации, построения рассуждения.
Тип урока: изучение нового.
Форма: коллективная и групповая работа обучающихся.
Ход урока
1. Организационный момент
“Настраиваемся на серьёзную работу”
Перед детьми лежат памятки: “Настраиваемся на серьёзную работу”.
- Принять удобную позу.
- Убрать все посторонние предметы.
- Успокоиться.
- Смотреть во время рассказа на учителя.
- Усилием воли отогнать посторонние мысли.
- Стремиться усвоить материал.
- Следить за планом.
- Задавать вопросы при непонимании.
Учитель: Что необходимо вам для того, чтобы наше общение на уроке прошло интересно, эмоционально и познавательно?
(Дети выбирают предложение из памятки, которое, на их взгляд, является настроем на дальнейшую работы на уроке. При этом обязательно, аргументируют свой выбор).
II. Повторение пройденного.
Учитель: Предлагаю поиграть в игру. Я выйду из класса, а Миша загадает любое животное (Средний по успеваемости ученик). Попробую угадать, какое животное загадал Миша. Он поделится с вами своим выбором, может прислушаться к вашим советам и изменить своё решение.
(Учитель выходит из класса на 30 секунд, затем входит в класс и начинается диалог).
Учитель: Это дикое животное?
Ответ: Нет.
Учитель: Я делаю вывод, что задумано домашнее животное?
Ответ: Да.
Учитель: Млекопитающее?
Ответ: Да.
Учитель: Это хищник?
Ответ: Да.
Учитель: Это кошка?
(Желательно подготовить картинки с разными животными для этой загадки)
Учитель: Вспомним, что узнали о животных на предыдущем уроке?
(Ответы детей сопровождаются материалом слайда 2)
Приложение. Слайд 2
IV. Физкультминутка
(Упражнение для развития мышц плечевого пояса и корпуса. Каждая строка сопровождается движением).
Этот странный дом без окон,
У людей зовётся кокон.
Свив на ветке этот дом,
Дремлет гусеница в нём.
Спит без просыпа всю зиму.
Но зима промчалась мимо -
Март, апрель, капель, весна -
Просыпайся, соня-Сонюшка!
Под весенним ярким солнцем
Гусенице не до сна -
Стала бабочкой она!
V. Ввод в новую тему.
Учитель: Друзья, нам пришло звуковое письмо. Я предлагаю всем его прослушать.
Приложение. Слайд 3
(Девочка рассказывает о подслушанном ею разговоре животных).
Уважаемые второклассники. Свидетелем вот какого интересного спора стала я, когда летом гостила у бабушки. А спорили между собой наши общие знакомые: зайчик-весельчак, крот-слепыш и хитрая щука, обитательница местного озера. О чём же они спорили?
(Ведут беседу между собой заяц, крот и щука).
Заяц. Ах, как я люблю эти летние тёплые дни. Яркое солнышко, зелёная травка, тёплый нежный ветерок. Что может быть лучше для нас, зайцев!
Крот. О чём ты говоришь, заяц. Я не понимаю тебя, и никто из моих друзей, живущих в подземном царстве, не может с тобою согласиться. Какое чудо жить в тишине и в темноте!
Щука. Не спорьте, друзья мои. Самый лучший дом- это водная стихия. Мне вас очень жалко, ведь вы не видели всех красот водного царства!
2. Идёт сравнение животных: чем похожи? Чем различаются?
3. Дети высказывают своё мнение.
Приложение. Слайд 5
(Перед детьми ставиться проблема: кто прав, а кто не прав?)
Попробуйте разобраться, кто из них прав, а кто не прав.
VI. Работа над новым материалом.
Объявление темы урока.
Учитель: Познакомимся со средой обитания животных и её названием.
(До урока подготовить каждому ребёнку карточку с названием среды обитания, тогда они смогут по описанию определить название среды обитания и помогать учителю в процессе работы).
Наземно-воздушная среда
Водная среда
Почвенная среда
1. Наземно-воздушная среда
Учитель: Шагая по лесу или лугу, вы вряд ли задумывались о том, что находитесь в наземно-воздушной среде. (Постараться, чтобы продолжили дети). Так называют тот дом для животных, который образован поверхностью земли и воздухом.
Учитель: Какие животные обитают в этой среде?
О: Те, которые передвигаются по земле, летают в воздухе.
О: (перечисление животных).
Учитель: Как, вы думаете, уютно ли жить в этом доме?
О: Да, достаточно воздуха, чтобы дышать.
О: Есть, где спрятаться от врагов.
О: Легко добывать пищу и можно незаметно подкрадываться к добыче.
Учитель: Но ведь во многих районах наземно-воздушной среды происходит смена времён года?
О: Животные приспособились к жизни: заяц меняет шубку серую на белую, медведь укладывается спать.
О: У волка быстрые ноги, поэтому даже в зимнем лесу быстро нагонит свою добычу. У лисы очень хороший нюх…
- Детям предлагается посмотреть начало фильма “
Твои весёлые друзья ЗВЕРЯТА. Львёнок Лео” и
определить, о ком пойдёт речь (на данном уроке
мною использовался диск). }