В суровые военные годы моя бабушка. Пример сочинения ЕГЭ по тексту Г

Исходный текст:
Во время бомбёжки бабушка стояла на посту с винтовкой за плечами и со свистком в руке. Маленькая росточком, но очень полная, она как колобок выкатывалась на пост, регулируя поток запоздавших в укрытие и подбадривая отставших тонкой трелью свистка.
Зинаиду Ильиничну соседи любили за доброту и умение советом или нужным словом подбодрить человека. А мы в ней просто души не чаяли. В девичестве она была Юсуповой (своими корнями втайне очень гордилась), и восточный отблеск придавал её облику особый колорит.
Весь подьезд помнил историю с Иваном, тринадцатилетним подростком, год назад въехавшим в дом вместе с больной матерью и полуслепой бабушкой. За свою короткую жизнь он успел побывать в колонии за воровство. В подъезде звучал его отборный мат, он демонстративно курил и уже начинал выпивать. С согласия матери, бабушка взялась устроить Ивана на подработку в театр юного зрителя. Полгода она буквально за руку водила его на спектакли, горячо обсуждала с ним полученные впечатления, просила описать свои ощущения и эмоции. Потом, шаг за шагом, научила работать над собой с помощью дневника. Результат превзошёл все ожидания. Ванечка, как называла его бабушка, обладая замечательной памятью и абсолютным слухом, оказался одарён и артистическим талантом В течение года он выучил все роли и с лёгкостью подменял отсутствующих актёров. Так подросток нашёл себя. Закончив после войны режиссёрское и сценарное отделение ВГИКа, Иван впоследствии стал заслуженным артистом и режиссёром.
Для бабушки, отличавшейся редкой проницательностью в понимании людей, я всегда была загадкой. За неуёмность характера и способность всё превращать в проблему она называла меня фантастической девочкой. Будучи учительницей начальных классов, бабушка умела создать на уроках атмосферу игры, в то же время не давая ученикам уйти от главной цели - получения новых знаний. Уроки радости - таков был стиль её преподавания. И дети буквально боготворили свою Зинаиду Ильиничну. Рядом с ней и бомбёжка была не страшна. Бабушка вселяла в окружающих уверенность в близкой победе, надежду на добрые вести от родных, из горнила передовой - а иначе и быть не могло…
Шёл август 1941-го, но мы ещё никак не могли привыкнуть к руинам пылающих домов. Немцы подвергли город жестоким бомбовым атакам, буквально ровняя его с землёй.
Августовская ночь была тёмной и тёплой. Начавшийся артобстрел заставил нас очнуться от сна. "Где мой свисток, ищите!" - бабушкин крик окончательно разбудил нас с мамой. Свесив головы с кровати, мы всматривались в темноту, тщетно пытаясь помочь. Наверняка этот злосчастный свисток болтался у неё за поясом или на шее. "Твоих рук дело, Анка?" - накинулась на меня бабушка. Я всегда была причиной беспорядка в доме - бабушка прятала от меня даже свою незаряженную винтовку, заранее подозревая невесть что и оберегая от необдуманных поступков. Наконец свисток был найден - он и в самом деле оказался где-то в заднем кармане бабушкиной юбки. Невзирая на возраст и солидный вес, бабушка как вихрь помчалась на пост.
А мы ринулись в наше укрытие недалеко от дома. Эта глубокая яма, сверху прикрытая досками, и была нашим бомбоубежищем - его вырыли оставшиеся в доме жильцы. Оно, конечно, не спасло бы нас от бомбы, но здесь мы чувствовали себя защищёнными. Прижимаясь друг к другу под оглушительный рёв рвущихся снарядов и плач детей, мы старались не стучать зубами от страха и даже напевать.
Неожиданно мама начала смеяться. "Линочка, что с тобой?" - опасливо спросила соседка. Мама, буквально давясь смехом, продолжала заливаться. Напряжение, охватившее людей, ушло после того, как она рассказала про бабушкины сборы, про то, как маленькая, кругленькая Зинаида Ильинична с винтовкой за спиной в спешке расшвыривала по дому вещи, пытаясь отыскать свисток. Сцена за сценой, она так живо нарисовала картину этого яростного поиска, что улыбки на лицах присутствующих сменились смехом. Смеялись все, даже плачущие дети заулыбались. Смеялись до слёз - громким, довоенным, смехом.
Когда мы вышли из нашего убогого укрытия, вокруг пылали соседние дома. Мы бросились к нашему, каким-то чудом уцелевшему, дому. Бабушка бежала навстречу, размазывая по щекам слёзы радости, - оттого, что увидела нас живыми и невредимыми. Недалеко от её поста осколком бомбы сразило нашего давнего друга, её коллегу, семидесятилетнего соседа Ивана Петровича. Накануне он получил похоронку на единственного сына и буквально только что жаловался бабушке, что очень мёрзнет, едва двигается и совсем без сил. Бабушка обняла нас, крепко прижала к себе и как ни в чём не бывало сказала: "Кости целы, мясо наживём! Живы будем, не помрём! Вот так, мой дорогой пострел!"
С тех пор прошло столько лет, и мне уже далеко за восемьдесят. Но в минуты уныния я вдруг вспоминаю бабушку с её незаряженной винтовкой, вечными поисками свистка и несокрушимой верой в победу. И всплывает в памяти мамин рассказ, наше хлипкое убежище и общий неудержимый смех. Он гремел, как вестник надежды и веры в себя и в будущее, - смех, рвущийся из нас вопреки ужасу войны и смерти.

Сочинение:

Как нужно вести себя в экстремальных ситуациях? Над этим вопросом размышляет Г. Галлер.
Автор на примере истории, случившейся с рассказчиком, с восхищением повествует о женщине Зинаиде Ильиничне, которая в страшные годы войны не падала духом, своей «несокрушимой верой в победу», надеждой на лучшее поддерживала окружающих. В таких людях Г. Галлер и видит один из источников Великой Победы.
Позиция автора такова: в тяжелых жизненных ситуациях самое главное не теряться, не поддаваться страху, уметь найти в себе мужество, духовную силу, способную преодолеть все тяготы.
Я, безусловно, согласна с мнением писателя. Духовный стержень человека помогает ему бороться с встречающимися на пути препятствиями. Способен побороть даже смерть.
Это произошло в рассказе К.Г. Паустовского «Снег». Лейтенант Николай Потапов не хочет идти в родной дом после смерти отца, думая, что там уже живут другие люди, равнодушные к его горю. Но все оказывается совсем не так. Татьяна Петровна, поселившаяся в нем, прочитав письмо Потапова к отцу, устраивает все в доме так, как хотел герой. Эта женщина не подвластна отчаянию, полна неиссякаемой энергией жизни, которая побеждает смерть, преодолевает одиночество самой Татьяны Петровны и военного, наполняет их жизнь новым смыслом.
Одноименный герой поэмы А.Т. Твардовского Василий Теркин не случайно считается самым незаменимым человеком в роте. Он умеет шуткой скрасить фронтовые будни, подбодрить других бойцов. Все вокруг буквально «заражаются» его оптимизмом, отвлекаются от суровой действительности, что так необходимо солдатам, постоянно находящимся в психологическом напряжении.
Таким образом, человек, который в самых тяжелых обстоятельствах не позволяет себе впасть в уныние, поддаться ужасу, не только сам справляется с такими ситуациями, но и помогает другим.


Моя бабушка

В о время бомбёжки бабушка стояла на посту с винтовкой за плечами и со свистком в руке. Маленькая росточком, но очень полная, она как колобок выкатывалась на пост, регулируя поток запоздавших в укрытие и подбадривая отставших тонкой трелью свистка.
Зинаиду Ильиничну соседи любили за доброту и умение советом или нужным словом подбодрить человека. А мы в ней просто души не чаяли. В девичестве она была Юсуповой (своими корнями втайне очень гордилась), и восточный отблеск придавал её облику особый колорит.
Весь подьезд помнил историю с Иваном, тринадцатилетним подростком, год назад въехавшим в дом вместе с больной матерью и полуслепой бабушкой. За свою короткую жизнь он успел побывать в колонии за воровство. В подъезде звучал его отборный мат, он демонстративно курил и уже начинал выпивать. С согласия матери, бабушка взялась устроить Ивана на подработку в театр юного зрителя. Полгода она буквально за руку водила его на спектакли, горячо обсуждала с ним полученные впечатления, просила описать свои ощущения и эмоции. Потом, шаг за шагом, научила работать над собой с помощью дневника. Результат превзошёл все ожидания. Ванечка, как называла его бабушка, обладая замечательной памятью и абсолютным слухом, оказался одарён и артистическим талантом В течение года он выучил все роли и с лёгкостью подменял отсутствующих актёров. Так подросток нашёл себя. Закончив после войны режиссёрское и сценарное отделение ВГИКа, Иван впоследствии стал заслуженным артистом и режиссёром.
Для бабушки, отличавшейся редкой проницательностью в понимании людей, я всегда была загадкой. За неуёмность характера и способность всё превращать в проблему она называла меня фантастической девочкой. Будучи учительницей начальных классов, бабушка умела создать на уроках атмосферу игры, в то же время не давая ученикам уйти от главной цели - получения новых знаний. Уроки радости - таков был стиль её преподавания. И дети буквально боготворили свою Зинаиду Ильиничну. Рядом с ней и бомбёжка была не страшна. Бабушка вселяла в окружающих уверенность в близкой победе, надежду на добрые вести от родных, из горнила передовой - а иначе и быть не могло…
Шёл август 1941-го, но мы ещё никак не могли привыкнуть к руинам пылающих домов. Немцы подвергли город жестоким бомбовым атакам, буквально ровняя его с землёй.
Августовская ночь была тёмной и тёплой. Начавшийся артобстрел заставил нас очнуться от сна. "Где мой свисток, ищите!" - бабушкин крик окончательно разбудил нас с мамой. Свесив головы с кровати, мы всматривались в темноту, тщетно пытаясь помочь. Наверняка этот злосчастный свисток болтался у неё за поясом или на шее. "Твоих рук дело, Анка?" - накинулась на меня бабушка. Я всегда была причиной беспорядка в доме - бабушка прятала от меня даже свою незаряженную винтовку, заранее подозревая невесть что и оберегая от необдуманных поступков. Наконец свисток был найден - он и в самом деле оказался где-то в заднем кармане бабушкиной юбки. Невзирая на возраст и солидный вес, бабушка как вихрь помчалась на пост.
А мы ринулись в наше укрытие недалеко от дома. Эта глубокая яма, сверху прикрытая досками, и была нашим бомбоубежищем - его вырыли оставшиеся в доме жильцы. Оно, конечно, не спасло бы нас от бомбы, но здесь мы чувствовали себя защищёнными. Прижимаясь друг к другу под оглушительный рёв рвущихся снарядов и плач детей, мы старались не стучать зубами от страха и даже напевать.
Неожиданно мама начала смеяться. "Линочка, что с тобой?" - опасливо спросила соседка. Мама, буквально давясь смехом, продолжала заливаться. Напряжение, охватившее людей, ушло после того, как она рассказала про бабушкины сборы, про то, как маленькая, кругленькая Зинаида Ильинична с винтовкой за спиной в спешке расшвыривала по дому вещи, пытаясь отыскать свисток. Сцена за сценой, она так живо нарисовала картину этого яростного поиска, что улыбки на лицах присутствующих сменились смехом. Смеялись все, даже плачущие дети заулыбались. Смеялись до слёз - громким, довоенным, смехом.
Когда мы вышли из нашего убогого укрытия, вокруг пылали соседние дома. Мы бросились к нашему, каким-то чудом уцелевшему, дому. Бабушка бежала навстречу, размазывая по щекам слёзы радости, - оттого, что увидела нас живыми и невредимыми. Недалеко от её поста осколком бомбы сразило нашего давнего друга, её коллегу, семидесятилетнего соседа Ивана Петровича. Накануне он получил похоронку на единственного сына и буквально только что жаловался бабушке, что очень мёрзнет, едва двигается и совсем без сил. Бабушка обняла нас, крепко прижала к себе и как ни в чём не бывало сказала: "Кости целы, мясо наживём! Живы будем, не помрём! Вот так, мой дорогой пострел!"
С тех пор прошло столько лет, и мне уже далеко за восемьдесят. Но в минуты уныния я вдруг вспоминаю бабушку с её незаряженной винтовкой, вечными поисками свистка и несокрушимой верой в победу. И всплывает в памяти мамин рассказ, наше хлипкое убежище и общий неудержимый смех. Он гремел, как вестник надежды и веры в себя и в будущее, - смех, рвущийся из нас вопреки ужасу войны и смерти.
И я смеюсь… Долго, до слёз.

В помощь выпускнику.

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 6. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые тестовые задания: 10 вариантов под редакцией И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Допущено ФИПИ»

C 1 Интересный текст. Я с большим удовольствием его прочитал.

На мой взгляд, одной из проблем данного текста является проблема проявления личностных качеств человека в условиях военного времени. Галина Галлер, автор текста, утверждает, что в условиях военного времени наиболее ярко проявляются личные качества человека. Так рассказчица, повествуя о своей бабушке, Зинаиде Ильиничне, говорит, что «рядом с ней даже бомбёжка не так страшна», потому что она вселяла в окружающих несокрушимую веру в победу, надежду на скорое освобождение. Светлый оптимизм её бабушки помогал людям жить. Образ бабушки рассказчицы вызвал у меня чувство глубокого уважения, так как она проявляла доброту, внимание, заботу, самоотверженность и личное бесстрашие, за что её все очень любили.

Позиция автора мне понятна. Я с ней полностью согласен. Интересно то, как Галина Галлер доказывает свою точку зрения. Она восхищается поведением бабушки рассказчицы, которая, «невзирая на возраст и солидный вес», вихрем мчалась на свой пост и стояла на посту с незаряженной винтовкой за плечами и со свистком в руке. Меня тоже восхищает оптимизм, гуманизм, самоотверженность и бесстрашие бабушки рассказчицы, которая не утратила в суровые годы войны лучшие качества своего характера, совершая каждодневный подвиг перед лицом смертельной опасности.

В литературе немало примеров произведений, в которых поднимается эта проблема. Например, рассказ Алексея Николаевича Толстого «Русский характер». Время, изображённое в этом произведении, тоже Великая Отечественная война и поднимается та же проблема – проблема проявления личностных качеств человека в условиях военного времени. Главный герой рассказа, Егор Дрёмов, простой советский человек, проявивший личное мужество во время смертельного боя с фашистами, был тяжело ранен. Лицо его сильно обгорело, пришлось перенести восемь пластических операций. Егор Дрёмов со своим изуродованным лицом мог навсегда покинуть армию, но решил остаться в строю, чтобы продолжать бить врага. Мужество Егора Дрёмого вызвало у меня чувство глубокого уважения и восхищения. Каким сильным духом человеком нужно быть, чтобы снова вернуться в строй, всем врагам назло!

Ещё пример. Это рассказ Михаила Александровича Шолохова «Наука ненависти». Ещё один яркий пример проявления личностных качеств человека в условиях военного времени. Много пришлось пережить главному герою рассказа лейтенанту Герасимову, когда он попал в плен к фашистам: голод, унижения, смерть товарищей. Но немцам не удалось сломить силу духа этого человека! Наука ненависти помогла ему выжить! Дождавшись удобного момента, он убил лопатой часового и бежал из фашистского плена, а потом в партизанском отряде продолжал бить врага и даже открыл счёт убитых им немцев. Герой правдиво признавался в том, что ненавидел фашистов за всё, что они причинили его родине и ему самому. Он жестоко дрался с врагом, чтобы его народу не пришлось страдать под фашистским игом. Несгибаемый характер, силу духа проявил лейтенант Герасимов на войне! Благодаря личностным качествам таких людей Россия победила в Великой Отечественной войне.

Таким образом, проблема, поднятая автором текста, является важной в жизни любого человека, потому что войны, к сожалению, повторяются. Хотелось бы, чтобы личностные качества характеров литературных героев стали примером мужества и самоотверженности для живущего ныне человечества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 2. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые тестовые задания 10 вариантов под редакцией И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Допущено ФИПИ»

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 2. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые тестовые задания 10 вариантов под редакцией И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Допущено ФИПИ»...

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 3. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые тестовые задания 10 вариантов под редакцией И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Допущено ФИПИ»

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 3. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые тестовые задания 10 вариантов под редакцией И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Допущено ФИПИ»...

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 4. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые тестовые задания 10 вариантов под редакцией И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Допущено ФИПИ»

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 4. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые тестовые задания 10 вариантов под редакцией И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Допущено ФИПИ»...

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 8. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые тестовые задания: 10 вариантов под редакцией И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Допущено ФИПИ»

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 8. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые тестовые задания: 10 вариантов под редакцией И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Допущено ФИПИ»...

Views: 2163

(1)В суровые военные годы во время бомбёжки моя бабушка всегда стояла на посту с винтовкой за плечами и со свистком в руке. (2)Маленького росточка, но очень полная, она, как колобок, выкатывалась на пост и направляла людей в укрытие, подбадривая отставших тонкой трелью свистка.

(З)Зинаиду Ильиничну соседи любили за доброту и умение советом или нужным словом подбодрить человека. (4)А мы, дети, в ней просто души не чаяли. (5)В девичестве она была Юсуповой (своими корнями втайне очень гордилась), и восточный отблеск придавал её облику особый колорит.

(6)Весь подъезд помнил историю с Иваном, тринадцатилетним подростком, переехавшим в наш дом с больной матерью и полуслепой бабушкой. (7)3а свою короткую жизнь подросток успел побывать в колонии за воровство, в подъезде поначалу звучала его громкая ругань. (8)С согласия его матери бабушка взялась устроить Ивана на подработку в театр юного зрителя. (9)Полгода она буквально за руку водила его на спектакли, горячо обсуждала с ним полученные впечатления, просила описать свои ощущения и эмоции. (10)Потом, шаг за шагом, научила работать над собой с помощью дневника.

(11)Результат превзошёл все ожидания. (12)Ванечка, как называла его бабушка, обладая замечательной памятью и абсолютным слухом, оказался одарён и артистическим талантом. (13)В течение года он выучил все роли и с лёгкостью подменял отсутствующих актёров. (14)Закончив после войны режиссёрское и сценарное отделение ВГИКа, Иван впоследствии стал заслуженным артистом и режиссёром.

(15)Будучи учительницей начальных классов, бабушка умела создать на уроках атмосферу игры, в то же время не давая ученикам уйти от главной цели - получения новых знаний. (16)Уроки радости - таков был стиль её преподавания. (17)И дети буквально боготворили свою Зинаиду Ильиничну.

(18)Рядом с ней даже бомбёжка была не так страшна. (19)Бабушка вселяла в окружающих уверенность в близкой победе, надежду на добрые вести от родных, из горнила передовой - а иначе и быть не могло…

(20)Шёл август 1941-го, и немцы подвергли наш город жестоким бомбовым атакам. (21) Августовская ночь была тёмной и тёплой. (22)Начавшийся артобстрел заставил нас очнуться от сна. (23)«Где мой свисток, ищите!» - бабушкин крик окончательно разбудил нас с мамой. (24)Свесив головы с кровати, мы всматривались в темноту, тщетно пытаясь помочь. (25)Наверняка этот злосчастный свисток болтался у неё за поясом или на шее. (26)«Твоих рук дело, Анка?» - накинулась на Меня бабушка, ведь я всегда была причиной беспорядка в доме. (27)Наконец свисток был найден - он и в самом деле оказался где-то в заднем кармане бабушкиной юбки.

(28)Невзирая на возраст и солидный вес, бабушка вихрем помчалась на пост, а мы побежали в наше укрытие недалеко от дома. (29)Эта глубокая яма, сверху прикрытая досками, и была нашим бомбоубежищем - его вырыли оставшиеся в доме жильцы. (ЗО)Оно, конечно, не спасло бы нас от бомбы, но здесь мы чувствовали себя защищёнными. (31)Прижимаясь друг к другу под оглушительный грохот рвущихся снарядов и плач детей, мы старались не стучать зубами от страха и даже напевать.

(32)Неожиданно мама начала смеяться. (33)«Линочка, что с тобой?» - опасливо спросила соседка. (34)Мама, буквально давясь смехом, продолжала заливаться. (35)Напряжение, охватившее людей, ушло после того, как она рассказала про бабушкины сборы» про то, как маленькая, кругленькая Зинаида Ильинична с винтовкой за спиной в спешке расшвыривала по дому вещи, пытаясь отыскать свисток. (36)Сцена за сценой, она так живо нарисовала картину этого яростного поиска, что улыбки на лицах присутствующих сменились смехом. (37)Смеялись все, даже плачущие дети заулыбались. (38)Смеялись до слёз - громким, довоенным смехом.

(39)Когда мы вышли из нашего убогого укрытия, мы бросились к нашему, к счастью, уцелевшему, дому. (40)Бабушка бежала навстречу, размазывая по щекам слёзы радости, оттого что увидела нас живыми и невредимыми. (41)Она обняла нас, крепко прижала к себе и как ни в чём не бывало сказала:

- Кости целы - мясо наживём! (42)Живы будем - не помрём!

(43)С тех пор прошло столько лет, и мне уже далеко за восемьдесят. (44) Но в минуты уныния я вдруг вспоминаю бабушку с её незаряженной винтовкой, вечными поисками свистка и несокрушимой верой в победу.

(45) И всплывает в памяти мамин рассказ, наше хлипкое убежище и общий неудержимый смех. (46)Он гремел, как вестник надежды и веры в себя и в будущее, - смех, рвущийся из нас вопреки ужасу войны и смерти.

(По Г. Галлер)

Галина Галлер (род. в 1964 г.) - журналист, врач, научный работник.

Как незаурядный человек может повлиять на характеры людей, на их настроение и мировоззрение? Именно этой сложной проблеме посвящён текст Г. Галлер.

Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, журналист рассказывает историю о том, как сильно одна бабушка по имени Зинаида Ильинична изменила трудного подростка. Автор текста особо подчёркивает, что этот тринадцатилетний мальчик, которого звали Иван, «за свою короткую жизнь успел побывать в колонии за воровство, в подъезде поначалу звучала его громкая ругань». Автор с восхищением говорит о том, что Зинаида Ильинична, решив устроить Ивана в театр юного зрителя на подработку, полгода «горячо обсуждала с ним полученные впечатления, просила описать свои ощущения и эмоции», затем «научила работать над собой с помощью дневника», и со временем Иван сумел выучить все роли, а после войны он стал «заслуженным артистом и режиссёром». Но не только на этого мальчика сумела повлиять Зинаида Ильинична. Автор с нескрываемым уважением говорит о том, что во время военных действий эта женщина активно подбадривала людей, вселяла в них уверенность в том, что всё будет хорошо. Поэтому автор текста призывает читателей ценить таких людей, как Зинаида Ильинична.

Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателя к мысли о том, что незаурядный человек способен очень сильно повлиять на характер и мировоззрение людей, изменив их к лучшему, такой человек может вселить в окружающих надежду даже в очень трудных жизненных ситуациях.

Я разделяю точку зрения автора текста и также убеждена в том, что выдающаяся личность обладает талантом оказывать сильное благотворное влияние на систему взглядов человека на мир и его место в нём, на его характер, пробуждать в людях надежду в очень тяжёлые жизненные моменты.

Моё согласие с авторской позицией можно обосновать следующим литературным примером. Вспомним рассказ М. Горького «Старуха Изергиль». В этом произведении представлена легенда о Данко. Однажды завоеватели прогнали его племя в страшный лес, где люди стали гибнуть. Впав в отчаяние, они хотели уже сдаться врагу, но бесстрашный Данко остановил их. Он убедил своё племя идти через лес, ведь у леса есть конец, как и у всего в этом мире. Люди вдохновились его словами и отправились в путь, который был очень труден и долог. Обессилев, люди озлобились на Данко. Им стыдно было признаться в своей слабости, поэтому они во всём обвинили его. Когда Данко сказал им, что они не сумели сохранить силы на долгий путь, они взбесились ещё больше и захотели его убить. Данко понял, что они как звери. Сначала в душе его закипело негодование. Но чувство жалости, чувство любви к людям победило. В глазах его загорелись искры. Люди подумали, что он рассвирепел, и окружили его, чтобы легче было его убить. Но смелый и благородный Данко, чьи чувства были переполнены любовью к людям, крикнул: «Что сделаю я для людей?!», разорвал себе грудь и вынул оттуда горящее сердце. Люди, как зачарованные, смотрели на него. Данко сказал: «Идём!». И теперь они шли за ним, шли, не глядя ни на какие трудности. И вот наконец вышли из этого леса. Вот как сильно Данко изменил настроение своих соплеменников, вот как он вселил в них решительность и веру в светлое будущее! Таким образом, незаурядный человек способен оказывать очень благоприятное влияние на состояние окружающих, воодушевлять их, изменять их жизненные взгляды в лучшую сторону даже при очень трудных обстоятельствах.

Приведу ещё один пример, который показывает, как хорошо может харизматичная личность воздействовать на мировоззрение людей, на их настроение. Известно, что Иисус Христос, которого христиане считают сыном Божиим, проповедовал высокие духовно-нравственные ценности. В частности, он учил людей любить и ценить друг друга. И очень многие люди приняли его убеждения, стали следовать за ним. И, хотя с момента смерти Иисуса Христа прошло более двух тысяч лет, в мире по-прежнему существует огромное количество приверженцев христианства, которое на данный момент является мировой религией. Вне всяких сомнений, христианство, отвечающее на важнейшие жизненные вопросы, оказывает большое влияние на мировоззрение людей, вселяет в них надежду на вечное блаженство. Во многих ситуациях именно эта надежда поддерживает и ободряет людей в те моменты, когда они находятся в тяжёлой жизненной ситуации (например, потеряв близкого, христианин надеется на то, что сможет встретить покойного в раю, и благодаря этому он находит в себе силы жить дальше). И Иисус Христос сделал очень многое для того, чтобы христиане так относились к жизни. Следовательно, незаурядная личность имеет талант вдохновлять и подбодрять людей, оказывать благотворное влияние на их восприятие мира даже в тех случаях, когда эти люди стоят лицом к лицу с серьёзными испытаниями.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что существуют такие люди, которых мы называем незаурядными или харизматичными, и яркое отличие таких людей от других заключается в том, что они способны даже в очень непростых ситуациях крайне хорошо влиять на характер, настроение и даже мировоззрение других людей.

Какие ещё аргументы можно привести для доказательства данной точки зрения?

Моя бабушка Эмилия Васильевна Строканова записала и прислала нам воспоминания о дне начала Великой Отечественной войны, 22 июня 1941 г. Эти воспоминания, вместе с фотографиями ее родителей, Василия Степановича и Федосьи Григорьевны Первушовых (моих прадедушки и прабабушки), я размещаю сегодня в моем журнале.

В 1936 г. моего папу Василия Степановича Первушова забрали в армию по специальному набору. Он был финансистом, и ему было все равно, в каких войсках служить. Его взяли в танковые войска и до 1941 г. он состоял на службе в 22-ой легко-танковой бригаде (22-я ЛТБ), которую к 1-му января 1941 г. расформировали. Людей распределили по другим танковым частям, а папу отправили в г. Ригу, в авиационную часть (и до демобилизации он служил в авиации).

Вместе с частью мы много переезжали. Жили в Белоруссии: сначала под Лепелем, потом в г. Гродно. Потом переехали в Литву, в г. Каунас. В 1941 г. я училась в каунасской школе в 5 классе, и во время года папа переехал в Ригу без нас. Мы с мамой ждали конца года, чтобы я закончила 5 класс, и должны были к нему присоединиться.

В последних числах мая 1941 г. мы переехали в г. Ригу. Папа снял квартиру в Риге в частном доме по адресу ул. Солокас 41. Это был одноэтажный особняк, утопленный вглубь от красной линии в сад. Сад наполнен ароматом сирени. Прошло очень много лет, но и теперь, как только зацветет сирень, я тут же вспоминаю Ригу.

Дом принадлежал семье Заксов: глава семьи Отто Самойлович, супруга Анна Бернадовна, и дети – Анна, Берта, Борис (Буська) и мать хозяина дома Эмма Самойловна. Анна уже была студенткой, Берта только закончила школу, Буська - мой ровесник. Отто Самойлович работал главным инженером какого-то завода, Анна Бернардовна была домохозяйкой с двумя консерваторскими образованиями. В доме говорили по-немецки, но русский знали хорошо.

Моему папе очень понравился дом, хотя объявления о сдаче квартиры не было. Анна Бернадовна потом рассказывала маме, что она не собиралась сдавать комнаты, тем более русскому офицеру. Когда услышала звонок, то послала прислугу сказать,что она принимает ванну, на что папа ответил, что подождет. Пришлось ей замотать голову полотенцем и через какое-то время выйти в прихожую. Но поговорив с папой, она уже не могла отказать ему; ее покорило в нем все, а главное, что он обратил внимание больше на кухню и ванную с туалетом, а потом на комнаты. Нам сдали гостиную и кабинет. Люди они были очень симпатичные, в высшей степени культурные. Дом окружен был огромным садом, много сирени, и в то время она как раз цвела. В саду был еще двухэтажный дом, где жила сестра Отто Самойловича с семьей.

Вся семья Заксов и родственники погибли в октябре 1941 года в гетто.

Итак, мы живем в Риге. С июля папа должен ехать в Крым, у него уже есть путевка в санаторий. Мы с мамой планируем ехать в Брянск (на родину моих папы и мамы - они из Брянской области, из г. Карачева). С нами уже два года живет Надя, папина сестра, ей 26 лет. Работает она воспитательницей в детском саду, устроилась в Риге на работу буквально с первых дней после переезда. Она с детским садом выехала на Взморье.

В один из дней мы едем за покупками, покупаем подарки к отъезду всем брянским родным, а мне два красивых шерстяных платья: зеленое и синее. 18-го июня я с новой подружкой ушла в кино, а когда вернулась домой, мама сказала, что папа забегал с работы, забрал свой полевой чемоданчик, хотел попрощаться со мной, но не пришлось. Часть передвинулась к границе.

22-го июня мы проснулись с мамой. Мама вышла на кухню. Анна Бернардовна сказала ей, что немцы передали по своему радио о том, что они перешли границу. Наше радио молчало. И только в 12 часов после речи Молотова мы убедились, что началась Война.

Буквально через полчаса завыла тревога, появились немецкие самолеты, но их отогнали за город и бой шел там. Эти первые дни войны бомбежки Риги были только ночью, и потому начиная со второй ночи мы спали в подвале.

Семьи военных начали вывозить в тыл. 26 июня мама узнала в части, что уходит последний эшелон и мест уже нет, поэтому решили ехать на вокзал самостоятельно. Мне мама собрала рюкзак. Я очень хотела забрать своего Валерика-пупса, с которым не расставалась с раннего детства и спала с ним, но мама не разрешила (он был большой). Взяли два небольших чемодана маме и Наде. Анна Бернардовна сунула маме деньги (дома денег было очень мало, мы потратились на подарки в Брянск). Плача, она сказала: «Не отказывайтесь от того, что вам будут давать – вы теперь беженцы. Я знаю, что это такое».

Когда мы приехали на вокзал, то людей было масса, и вещей тоже. Мама ушла в очередь в кассы, а Надя, не говоря ей ничего и оставив меня сидеть в этой толпе, уехала домой, чтобы взять что-нибудь еще. Маму в очереди кто-то окрикнул – это оказался один из приятелей еще из ее юношеской компании. Он стал вместо мамы в очередь, взял нам билеты до Брянска на последний поезд из Риги (себе до Ленинграда он взять так и не смог), он и помог нам сесть в этот поезд. Без него, я думаю, мы остались бы на перроне.

Надя вернулась через пару часов с узлом каких-то вещей, а я сидела караулила два чемодана и рюкзачок и дрожала от страха среди чужих людей в толпе. Поезд уходил поздно ночью. Билеты были в купейный вагон, но в купе вместо четырех человек набилось столько, сколько влезло. Спали сидя, а меня уложили на поперечную полку вместо багажа. Утром оказалось, что станция впереди нас не принимает, пути повреждены бомбежкой, и нас опять отправили на Ригу.

Рига к тому времени уже тоже не принимала и мы опять поехали вперед. Там уже успели восстановить железнодорожное полотно, и поезд пошел по России, но вместо Брянского направления нас повезли в Горький. На какой-то станции из окна вагона мы увидели на перроне женщину с мальчиком лет 14-15 – это были Бледновы мать и сын с нашей военной части из Каунаса. В руках держали по велосипеду – это они так бежали из Каунаса. Мама выскочила к ним, потом к начальнику поезда, упросила забрать их к нам в купе, а велосипеды (это все их имущество) в багажный вагон. Так они и доехали с нами до Горького. Там поезд расформировали.

Маме в военкомате предложили должность кастелянши в госпитале, который размещался в доме отдыха под городом, там же решался вопрос с жильем. Но тут восстала Надя. Надо только ехать домой, твердила она: ей в Карачев, нам в Брянск. И мы по глупости великой поехали в Брянск, хотя бои шли уже за Смоленск.

В Брянске мы прожили всего четыре дня: семьи военнослужащих уже эвакуировали в глубь страны. По ул. Красноармейской, где стоял дом, шли беженцы из Белоруссии, шли толпами, пешком. А немцы на бреющих полетах их расстреливали. Брянск бомбили часто и сильно. Мы прятались в малине (в огороде). От чего она нас спасала - не знаю, просто она укрывала от немецких летчиков, которые гонялись за каждым человеком.

Из толпы беженцев люди просили воды: попить, умыться, что-либо из еды. Помню мужчину-кассира с портфелем, полным чужих денег. Он все спрашивал, где банк, чтобы сдать эти деньги, и радостный вернулся сказать нам, что у него наконец-то их приняли.

Бомбежки были беспорядочными, сирены не успевали за ними. По соседству снимала дом Проскурина Татьяна Васильевна – жена военного, с которым мама познакомилась в военкомате. Она предложила ехать в Саратовскую область, Хвалынский район, в поселок Алексеевка, там у нее был свой дом. Эшелон – это был поезд из товарных вагонов с нарами в два этажа- стоял на станции Брянск между двумя бронепоездами (для бомбежек прекрасная цель), на бронепоездах были установлены зенитные установки, которые во время бомбежек поражали немецкие самолеты. Спрятаться было некуда и мы весь этот ужас переживали, лежа на нарах. Эшелон стоял на станции почти сутки. В один из перерывов между бомбежками из города пешком (а это очень далеко) пришла бабушка Анюта: принесла кусок хлеба и селедку, тогда это многое значило!

Эшелон до Саратова не дошел, его расформировали в г. Хоперске. С неделю мы жили там, а потом стали ждать на вокзале какой-нибудь оказии до Саратова. Подошел товарный поезд с оборудованием какого-то завода на открытых платформах и теплушек для людей. Шел он в сторону Саратова. Ночью мы вчетвером (мама, я, Татьяна Васильевна и ее сын Юра) забрались на открытую платформу, устроились между станками и поехали, но на ближайшей станции обходчики путей нас сняли и мы опять сидели ждали чего-нибудь. Но дальше нам повезло: к какому-то поезду был прицеплен вагон (товарный), забитый узлами солдатского белья, охраняли его двое: солдат и старшина. Они сжалились над нами и взяли к себе. Это было не только тепло и удобно, но еще и кормили нас, отоваривая карточки разными продуктами. Мы доехали до Саратова, а там добрались пароходом по Волге до Алексеевки, где мы и прожили четыре года эвакуации.



Loading...Loading...