Особый "калибр". Круговая оборона: на что способен фрегат «Адмирал Григорович»? Сколько ракет несет адмирал григорович

Торжественная церемония подъема Андреевского флага и передачи ВМФ России боевого корабля проекта 11356 прошла на территории Прибалтийского судостроительного завода "Янтарь", в Калининграде.

Всего на этом предприятии будет построено шесть аналогичных кораблей. Они, как планируются, будут нести службу на Черноморском флоте. "Адмирал Григорович" - первый из них, он назван именем русского адмирала, прославившегося при обороне Порт-Артура и сумевшего после Цусимы воссоздать и усилить военно-морскую мощь Империи. Интересно, что в составе ВМФ СССР к началу Великой Отечественной все линкоры, 40% крейсеров и 30% эсминцев были построены или заложены по программам, составленным Григоровичем.

Следующие фрегаты будут носить имена: "Адмирал Эссен", "Адмирал Макаров", "Адмирал Бутаков", "Адмирал Истомин", "Адмирал Корнилов".

Прежде чем стать в строй, "Адмирал Григорович" прошел полный цикл положенных испытаний. Были подтверждены все его эксплуатационные и боевые характеристики. Более пятидесяти раз на палубу фрегата садились корабельные вертолеты, отрабатывая противолодочные задачи и поисково-спасательное обеспечение.

Скоро корабль возьмет курс на Севастополь. Помимо охраны российских акваторий в Черном море он и другие фрегаты аналогичного класса будут демонстрировать Андреевский флаг в Средиземном море, а также в других акваториях мирового океана.

Фрегаты проекта 11 356 имеют небольшие размеры, хорошую мореходность и очень мощное вооружение.

Основной ударный комплекс - это 8 ракетных пусковых установок комплекса "Калибр-НК", ракеты которого предназначены для поражения в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия надводных кораблей и подводных лодок, наземных стационарных и ограниченно подвижных целей с заранее известными координатами.

Одной ракетой гарантированно уничтожаются все типы надводных кораблей вплоть до крейсера. А залп из 8 ракет может вывести из строя даже авианосец, превратив его из плавучего аэродрома в плавающую груду искореженного железа. При этом сбить боеголовку, подлетающую к цели на сверхзвуке, практически невозможно и подавить наведение силами радиоэлектронного противодействия тоже не получится. Так что всего один фрегат может стать непреодолимым препятствием для вражеской эскадры из 8 боевых кораблей и будет представлять опасность даже для авианосного ордера. Эффективность "Калибров" была продемонстрирована в прошлом году при ударах по позициям террористов-боевиков, воюющих на территории Сирии.

ПВО корабля состоит из 36 ракет зенитно-ракетного комплекса "Штиль-1", двух установок зенитного ракетно-артиллерийского комплекса "Кортик" или "Палаш". Это, пожалуй, самые мощные из малокалиберных артсистем, которые гарантированно уничтожают на подлете к фрегату все воздушные цели, включая противокорабельные ракеты. Правда, на "Адмирале Григоровиче" пока установлены две шестиствольные 30 мм установки АК-630 без дополнительных ракет.

Особо стоит сказать о 100 мм артустановке А-190. В своем калибре это самая скорострельная морская пушка в мире. Она производит 80 выстрелов в минуту и обеспечивает эффективную дальность стрельбы до 20 км с высокой вероятностью поражения. А-190 способна уничтожать высоколетящие воздушные цели, скоростные и маневрирующие катера, а также наземные объекты.

Надо отметить, что фрегат имеет очень мощную систему радиоэлектронной борьбы, которая защищает его от самых высокоточных ракет противника.

Фрегат может нести на борту противолодочный вертолет Ка-27ПЛ или вертолет дальней радиолокационной разведки Ка-31. Они позволяют осуществлять поиск и уничтожение любых вражеских субмарин, включая атомные, и засекать появление чужих боевых кораблей на удалении в сотни километров.

Максимальная скорость хода "Адмирала Григоровича" - 30 узлов, автономность плавания - 30 суток. Экипаж - 180 человек плюс 20 морских пехотинцев, которые могут находиться на борту при выполнении антипиратских операций.

Инфографика: Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов / Михаил Шилов / Сергей Птичкин

В Санкт-Петербурге на церемонии спуска на воду дизель-электрической подводной лодки «Колпино», шестой и последней в серии субмарин проекта 636.3 (проект «Варшавянка») для Черноморского флота, главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Владимир Королев сделал удивительное заявление: «Вся программа испытаний отработана на Балтийском флоте, необходимости в переходе на Северный флот нет, поэтому подлодка „Колпино“ отправится сразу к месту постоянной дислокации — порт Новороссийск».

Это выглядит странным потому, что все пять предыдущих «Варшавянок», построенных на Адмиралтейских верфях для пополнения 4-й отдельной бригады ПЛ, разворачиваемой в Новороссийске, после подъема Андреевского флага неизменно вначале совершали переход из Балтики в Баренцево море. Только там можно полноценно провести глубоководные погружения и испытательные пуски главного оружия этих кораблей — высокоточных крылатых ракет большой дальности «Калибр». В Балтийском море для этого нет совершенно никаких условий.

Дело в том, что предельная глубина погружения большинства подводных лодок, в том числе «Варшавянок», порядка 300 метров, рабочая — до 240 метров. А средняя глубина мелководной по преимуществу Балтики — всего 51 метр. Есть там, правда, несколько глубоких подводных впадин. Самая серьезная из них — Ландсордтская (470 метров, севернее острова Гогланд). Но она вытянулась узким желобом так близко от финского порта Котка, что испытывать в этом районе наши новые боевые корабли невозможно без риска внезапно очутиться в территориальных водах соседней страны.

Всех этих неприятностей легко избежать в Баренцевом море (средняя глубина 222 метра), где и расположены основные полигоны боевой подготовки Северного флота. Кроме того, в заполярных водах судоходство не столь интенсивное, как на Балтике. Поэтому куда проще закрыть от посторонних обширный район для испытательных ракетных стрельб.

Словом, неслучайно все пять предшественниц ПЛ «Колпино» первые в своей биографии дальние походы совершали именно на Север. Там погружались на предельные глубины, там били «Калибрами» по безлюдному полигону Чижи в Архангельской области. И только потом докладывали о готовности к межфлотскому переходу в Новороссийск.

Однако «Колпино», стало быть, почему-то решено вводить в строй по сокращенной программе. Что там с ее погружениями, на какие глубины она ходила — неизвестно. Но точно этот экипаж ни разу не стрелял своими крылатыми ракетами. Во всяком случае, сообщений об этом не было, а такой факт в тесном и чрезвычайно оживленном Балтийском море невозможно утаить. Как минимум — от иностранных наблюдателей. Однако и они по этому поводу пока не проронили ни слова.

Стало быть, в Новороссийск «Колпино» скоро выйдет с неиспытанным до конца ракетным комплексом. Даже если по пути в восточном Средиземноморье наши подводники нанесут удар «Калибрами» по объектам террористов в Сирии (как это в декабре 2015 года проделал экипаж проследовавшей тем же маршрутом подводной лодки «Ростов-на-Дону»), риск неудачи все равно достаточно серьезен. Но на него главкомат ВМФ просто вынужден идти. Почему? Согласитесь, эти явно необычные и даже, возможно, чрезвычайные меры требуют хоть каких-нибудь внятных объяснений.

На мой взгляд, всему этому есть единственное оправдание: самый воюющий из наших флотов сегодня на Черном море. Он всеми силами обеспечивает боевые действия на Ближнем Востоке и в восточном Средиземноморье. Но ЧФ требуется срочно пополнить. Потому что процесс его модернизации, активно начавшийся в 2015—2016 годах, внезапно опасно затормозился. Впрочем, прежде, чем поговорить о причинах этого, расскажем о результатах.

На сегодня они таковы: в распоряжении командующего Черноморским флотом остался единственный надводный корабль, вооруженный современными крылатыми ракетами «Калибр» — фрегат проекта 11356 «Адмирал Григорович». Базировавшиеся в Севастополе малые ракетные корабли проекта 21631 (проект «Буян-М») «Серпухов» и «Зеленый Дол» прослужили там на удивление недолго. Они пришли в Крым в ноябре 2015 года. А два с половиной месяца назад, прямо с боевой службы у берегов Сирии, в сопровождении буксира «Виктор Конецкий» были направлены на усиление еще более обескровленного Балтийского флота.

В Черное море успели прийти и три «Варшавянки» — «Новороссийск», «Ростов-на-Дону» и «Старый Оскол». На каждой — по четыре ракеты «Калибр». Если приплюсовать сюда восемь таких же установок «Адмирала Григоровича», то суммарный залп Черноморского флота этим оружием в самом лучшем случае составит всего 20 ракет. Существенно меньше, чем было в одном только знаменитом ударе Каспийской флотилии по целям на сирийской земле 7 октября 2015 года. Тогда, напомню, стартовали 26 крылатых ракет.

Если угодно, можно предложить и еще одно печальное для нас сравнение: один лишь американских эсминец типа «Арли Берк» способен сегодня подобным оружием (крылатыми ракетами «Томагавк») нанести удар втрое более мощный, чем пока весь ЧФ. Поскольку каждый такой корабль имеет до 56 пусковых установок для «Томагавков». А одна атомная подводная лодка типа «Огайо» несет на борту и вовсе до 154 КР «Томагавк».

Понятно, что для серьезных и продолжительных боевых действий нынешние возможности черноморцев выглядят более чем скромно. А о том, как остро необходимы нам «Калибры», говорит такой факт: всего за полгода, которые фрегат «Адмирал Григорович» успел прослужить в Севастополе, он трижды (с учетом межфлотского перехода с Балтики) нес боевую службу в составе нашего оперативного соединения в Средиземном море. То есть, корабль совершенно очевидно используется в режиме пожарной команды, без хоть сколько-нибудь значительных перерывов на ремонт, боевую подготовку и отдых экипажа.

Без сомнения, это тревожит и главкомат ВМФ, и Министерство обороны РФ. Там прикладывают просто титанические усилия, чтобы ЧФ срочно пополнить. Каков результат?

Честно говоря, результат пока не очень. Часть новых кораблей построены, но до Севастополя и Новороссийска по разным причинам никак не доберутся. Строительство других столкнулось с непредвиденными трудностями.

Вот конкретика. Собрат «Григоровича» фрегат «Адмирал Эссен» в состав ЧФ включен в июне 2016-го. Переход в Севастополь был спланирован на октябрь, однако в ходе испытаний корабль получил серьезные повреждения обоих винтов и линии вала. Был снова поставлен в док. Вышел из него, но когда начнет межфлотский переход — неизвестно.

Такой же фрегат «Адмирал Макаров» флоту до сих не передан, хотя до ума доводится уже без малого пять лет. Почти столько же, как «Адмирал Григорович». Но тот хотя бы был головным в серии, что многое объясняет. Серийные корабли обычно вводят в строй намного быстрей первенца. Спущен на воду полтора года назад, продолжает серию испытаний на Балтике. Дата перехода в Севастополь не определена.

Дизель-электрическая подводная лодка «Краснодар», четвертая в серии, в боевой состав ЧФ передана 5 ноября 2015 года. Но балтийских вод не покинула до сей поры. Причина — столкновение под водой в апреле прошлого года во время испытаний, предположительно, с польской субмариной «Ожел». Погнутые выдвижные устройства вынудили «Краснодар» встать в ремонт, которые завершен сравнительно недавно.

Пятый корабль «Великий Новгород» завершил испытания, ЧФ формально получил его в октябре 2016-го. Через месяц — еще и уже упомянутую ПЛ «Колпино». Но когда и они возьмут курс на Новороссийск, пока не объявлено.

Мечталось, что параллельно черноморцев примутся активно пополнять и кораблестроители Зеленодольска. Там для этой цели заказаны шесть патрульных кораблей (фактически — корветов с ракетами «Калибр») проекта 22160. Головной из них — «Василий Быков» — заложен почти три года назад, но неизвестно даже, когда будет спущен на воду.

В Зеленодольске же взамен ушедших на Балтику «Серпухова» и «Зеленого Дола» строят для черноморцев и четыре других малых ракетных корабля проекта «Буян-М». Первый назван «Вышний Волочек». Но его создание тянется недопустимо долго для боевой единицы столь скромного водоизмещения — уже три с половиной года. Причина — германские двигатели MTU, что на заводе успели поставить на первые «Буяны-М», попали под санкции и больше нам не поставляются.

Мы пытались оперативно исправить ситуацию собственными силами. В 2015 году генеральный директор зеленодольского завода Ренат Мистахов публично пообещал достойную замену дизельным двигателям из Германии отечественными агрегатами из Коломны и Санкт-Петербурга. Как говорится, не срослось. После долгих мытарств на новые «Буяны-М» решено ставить китайские дизели CHD622V20. По сути — те же немецкие, только сильно устаревшие, в Германии разработанные в 80-х годах прошлого века. Теперь, стало быть, они пригодились нам на новейшие малые ракетные корабли с «Калибрами». Судя по всему, флот их готов принять и такими, если других ждать не приходится. Потому что время не терпит.

Стоит ли после этого удивляться, что ракетную дизель-электрическую подводную лодку «Колпино» главком ВМФ адмирал Королев готов с распростертыми объятиями принять под свое начало даже не до конца испытанной? Лучше такое пополнение, чем никакого. Ведь войне в Сирии не видно конца.

Эксперты рассказали о его роли в операции

К сирийским берегам отправился фрегат «Адмирал Григорович». Начальник информобеспечения Черноморского флота Вячеслав Трухачев заявил, что российский корабль после совместных учений с ВМС Турции вышел в Средиземное море и взял курс на Сирию. О том, какую роль фрегат может сыграть в военной операции, мы поговорили с экспертами.

Для фрегата это будет уже не первая «командировка» к сирийским берегам. В ноябре прошлого года «Адмирал Григорович» нанес удар крылатыми ракетами «Калибр-НК» по объектам ИГИЛ (запрещена в России) на территории Сирии.

«Адмирал Григорович» - головной корабль проекта 11356 в серии из 6 фрегатов, предназначенных для отправки на Черноморский флот.

Водоизмещение фрегата составляет 4 тысячи тонн. Силовая установка на основе турбин развивает мощность до 60 тысяч лошадиных сил и обеспечивает скорость хода до 30 узлов.

Запасов на борту корабля хватит на целый месяц автономного плавания. Экипаж фрегата составляет около 200 матросов и офицеров, плюс 20 бойцов морской пехоты.

Главное оружие «Адмирала Григоровича» - ракетный комплекс «Калибр-НК», который способен поражать наземные цели на расстоянии до 300 километров. Конструкция ракет позволяет им лететь на высоте 10 метров, огибая складки местности, что существенно снижает вероятность обнаружения ракеты противником.

Помимо «Калибров» для прикрытия от воздушного противника установлены зенитно-ракетный комплекс "Штиль-1" и ракетно-артиллерийский комплекс "Палаш". В качестве вспомогательного вооружения на фрегате имеется автоматическая артиллерийская установка А-190 калибром 100 миллиметров, способная обстреливать цели на расстоянии до 21 километра. Для поиска подводных лодок и кораблей противника, а также для проведения спасательных операций на борту фрегата «Адмирал Григорович» размещен вертолет морского базирования.

Корабль по совокупности своих боевых характеристик - один из самых современных в мире, а большой спектр вооружения позволяет решать ему широкий круг задач, такие как действия в составе корабельных группировок в открытом море, так и прикрытие портов от воздушный атак и поддержка наземных войск.

По словам военного эксперта Игоря Коротченко, отправку корабля к берегам Сирии нельзя воспринимать как ответ на ракетную атаку американцев.

Ответ России, безусловно последует, но этот будет ответ более комплексный, продуманный и многофакторный. В первую очередь - усиление поддержки Сирии, что подразумевает ремонт и модернизацию тех систем противовоздушной обороны, которыми располагает Сирия. Кроме этого стоит ожидать и других мер - обучение сирийских расчетов ПВО и отправку военных советников в Сирию. В любом случае, Россия найдет чем ответить на дерзкий вызов США международному праву.

Как рассказал МК военный эксперт Прохора Тебин, американские крылатые ракеты «Томагавк», которыми был нанесен удар по Шайрату, не представляют опасности для фрегата «Адмирал Григорович», поскольку не предназначены для ударов по надводным целям, а морскую версию ракеты, над которой работают уже несколько лет пока не приняли на вооружение.

Следите за нашей онлайн-трансляцией

10.04.2017 · В мире

Новейший российский фрегат «Адмирал Григорович», вооруженный крылатыми ракетами «Калибр», по данным СМИ, в ближайшее время прибудет в пункт материально-технического обеспечения ВМФ России в сирийском Тартусе. Корабль отправился в поход после пополнения запасов в Новороссийске и участия в российско-турецких маневрах на Черном море.

В ноябре прошлого года «Адмирал Григорович» стрелял из акватории Средиземного моря крылатыми ракетами «Калибр» по террористам в Сирии. Как сообщает ТАСС, на этот раз корабль вышел из Новороссийска 7 апреля, днем он уже должен был пройти Босфор (официального подтверждения этой информации нет). Если учесть, что США нанесли удары крылатыми ракетами «Томагавк» по Сирии в 03.40 мск, можно сделать вывод, что поход российского фрегата к берегам Сирии с последними событиями первоначально был не связан. Хотя, конечно же, теперь ему могут быть поставлены новые задачи. Заметим только, что практически весь март «Григорович» также находился в Средиземном море.

«Адмирал Григорович» – головной фрегат проекта 11356. Относится к сторожевым кораблям дальней морской зоны. Заложен 18 декабря 2010 года на судостроительном заводе «Янтарь», спущен на воду 14 марта 2014 года. Прибыл к месту базирования в Севастополе в июне 2016 года.

Водоизмещение фрегатов проекта 11356- 4 тыс. тонн, скорость – 30 узлов, автономность плавания – 30 суток. На вооружении кораблей находятся крылатые ракеты «Калибр», артустановка А-190 калибра 100 мм, торпеды 533 мм, палубный вертолет Ка-27 (или Ка-31). На корабле имеется также зенитно-ракетный комплекс «Штиль-1», предназначенный для осуществления круговой обороны корабля от всех средств воздушного нападения, в том числе для отражения массированных ракетных и авиационных атак, а также для нанесения ударов по наземным и надводным целям.

Американские эсминцы класса «Арли Бёрк» не имеют одинаковой компановки. Неся универсальные пусковые установки Mark 41, они способны разместить различное вооружение, начиная от «Томагавков» и заканчивая ракетами, способными перехватывать объекты в ближнем космосе. Как бы то ни было, заострить свое внимание стоит именно на ударном вооружении. Его костяк составляют все те же «Томагавки», в количестве до 56 штук. Однако эти крылатые ракеты не способны поражать надводные цели. Также эсминцы данного класса несут до 8 противокорабельных ракет «Гарпун». Дальность их действия не превышает 280 км.

Что касается нашего «Адмирала Григоровича», то в целом он уступает по вооруженности американцу. Однако мы говорим о морском бое, и тут у российского фрегата есть большое преимущество. Все 8 пусковых ячеек «сторожевика» могу комплектоваться самыми современными на сегодняшний день ПКР П-800 «Оникс». Эта ракета способна доставить БЧ массой в 300 кг на расстояние более 500 км и со скоростью в 2,6 М. Такие характеристики «Оникса» делают его крайне опасным для американских кораблей. Фактически, перехватить эту ПКР невозможно.

За 2016 год российский флот пополнился одиннадцатью боевыми кораблями. Фактически наша промышленность выполнила больше заказов – одна подлодка ушла на экспорт.

Одиннадцать боевых надводных и подводных кораблей за год – много или мало? С одной стороны, меньше, чем в предыдущие два года. С другой – все же больше, чем строилось в начале этого десятилетия и в течение всего прошлого. Американцы за 2016-й обзавелись всего шестью новыми боевыми единицами, правда, все они серьезного водоизмещения. Китайцы спустили на воду кораблей больше, чем мы, они также заняты перевооружением и спешат заменить списанные борта.

Несмотря на наметившуюся с 2014 года тенденцию уменьшения числа построенных кораблей, 2016-й меж тем сохраняет серьезный показатель суммарного водоизмещения реализованных проектов, то есть мы спускаем на воду крупные образцы.

Посмотрим, чем именно разжился российский флот.

«Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен»

Долгожданные сторожевики дальней морской зоны или, как их начали называть на зарубежный манер, фрегаты рождались в вихре споров.

“ Мы имеем все шансы увидеть самые разнообразные боевые корабли водоизмещением до тысячи тонн с корпусами из стеклопластика ”

Изначально флот ждал на перевооружение совсем иные корабли – проекта 22350: достаточно крупные для класса фрегатов, современные, мощные. Однако, как часто бывает на любом флоте (что особенно заметно на примере американского «Замволта»), новый проект запускается в серию дольше и тяжелее, чем на это рассчитывают.

Поэтому пока наша промышленность осваивает перспективные многоцелевые фрегаты, было решено запустить в производство что-нибудь соизмеримое по боевым качествам, но более знакомое. В результате на свет появился проект 11356 – модернизированный вариант экспортного «Тальвара», который наша промышленность с успехом изготавливала для Индии. Он же в свою очередь является переработанным сторожевиком проекта 1135 «Буревестник».

Построенные «Адмиралы» взяли от предшественников лучшее, в первую очередь корпус, который снискал себе добрую славу за хорошие мореходные качества и обитаемость.

Зато вооружение и электронная начинка у корабля новые, даже надстройка трансформировалась, подчиняясь современным требованиям снижения заметности. Изменилось и предназначение корабля, теперь это многофункциональный боец, способный бороться с любыми вызовами. Его основное оружие – универсальный корабельный стрельбовый комплекс на восемь ячеек, которые могут быть заполнены ракетами славного семейства «Калибр» на выбор.

Универсальный характер корабля подчеркивает 100-мм скорострельная АУ, способная вести эффективный огонь как по морским, так и по наземным, воздушным целям. Это самая скорострельная в мире пушка такого калибра, за минуту выпускает 80 снарядов на расстояние 20 километров.

Фото: sdelanounas.ru

За ПВО средней дальности отвечает ЗРК «Штиль-1» – 36 ракет в ячейках вертикального пуска. Серьезный арсенал позволяет не мелочиться и наводить на цель до трех ракет, гарантированно приводняя все, что летает со скоростью ниже трех километров в секунду и на дальности до 70 километров.

Ближнюю ПВО берут на себя две зенитные артустановки АК-630. Шесть 30-мм стволов со скорострельностью четыре-пять тысяч выстрелов в минуту призваны искрошить цель в пыль.

Для борьбы с подлодками и торпедами имеются два 533-мм ТА и проверенная временем бомбометная установка РБУ-6000.

На корме оборудованы взлетно-посадочная площадка и ангар для корабельного вертолета.

Сторожевики оснащены новым навигационным оборудованием, двумя РЛС и радиоэлектронным вооружением.

Экипаж, кроме 180 моряков и офицеров, включает еще и 20 морских пехотинцев, что серьезно увеличивает возможности фрегатов.

При полном водоизмещении чуть больше четырех тонн корабль способен развивать скорость до 30 узлов. При запасе хода 7800 километров сторожевик обладает богатыми возможностями по работе в морской акватории.

К двум уже стоящим на страже «Адмиралам» в этом году, судя по всему, присоединится «Макаров», проходящий госиспытания.

В общем и целом весьма добротные сторожевики, способные выполнять широчайший спектр задач, при относительно скромной стоимости 13 миллиардов рублей за штуку. Жаль, что из-за срыва поставок газотурбинных энергетических установок с Украины под вопросом не только продолжение серии, но и судьба уже заложенных кораблей.

«Великий Новгород», «Колпино»

Это знаменитые «Варшавянки» доработанного проекта 636.3. Переданные флоту в прошлом году подлодки довели их черноморскую группировку до шести единиц. Мощная сила, учитывая отличные характеристики этих субмарин. На Западе они получили прозвище «Черная дыра» за крайне низкую шумность, сопоставимую с фоном моря.

«Варшавянки» способны обнаружить цель гораздо раньше, чем будут замечены сами. В четырех из шести ТА заряжены ПКР «Калибр», на борту – 18 торпед.

Подлодки имеют солидное подводное водоизмещение – почти четыре тысячи тонн. Развивают скорость 17 узлов и способны уйти на 300-метровую глубину.

Стоит каждая около 16 миллиардов рублей. Хорошая цена, особенно если учесть, насколько опасными могут быть для противника вооруженные «Калибрами» бесшумные «Варшавянки» в Черном море.

Морской тральщик «Александрит»

Головной корабль «Александр Обухов» проекта 12700 должен положить начало многочисленной серии судов различного назначения. Минные тральщики не самые интересные корабли, как может показаться. У них слабое и незначительное вооружение: одна зенитная артустановка АК-630, восемь ПЗРК «Игла» и 14,5-мм пулемет для самообороны.

Но сила этого корабля в другом. Во-первых, разнообразное радиоэлектронное вооружение. Во-вторых, цельный монолитный корпус из стеклопластика. Никто в мире корпусов такого размера делать не умеет. Нам пришлось создать новое производство для применения подобных технологий.

Корпус «Александра Обухова» немагнитный, негниющий, более прочный и легкий. Как раз то, что нужно для корабля, чья главная задача – ловить мины и не пойти от их случайного подрыва на дно.

«Александр Обухов» – представитель противоминной обороны нового поколения. При эксплуатации будут обкатаны технологии, относящиеся к тралению, изучена специфика корпуса из стеклопластика. Думается, что если все пойдет хорошо, мы имеем все шансы увидеть самые разнообразные боевые корабли водоизмещением до тысячи тонн с использованием такого материала при изготовлении корпуса.

Поскольку это головной корабль, о стоимости серийных последователей говорить рано.

«Полярная звезда»

Этот сторожевик проекта 22100 «Океан» поступил не в ВМФ, а в погранслужбу ФСБ. Но на место в нашем обзоре это не должно влиять. 2700 тонн полного водоизмещения, крейсерская скорость 20 узлов, дальность хода почти 20 тысяч километров при автономности 60 суток делают проект уникальным.

Имя головного корабля – «Полярная звезда» – говорит само за себя. Ему не страшны льды толщиной до 80 сантиметров, при этом корабль может с комфортом ходить и в тропиках.

Вооружение скромное, но универсальное: 76,2-мм артустановка АК-176М, способная вести огонь по надводным, наземным и воздушным целям, два 14,5-мм пулемета. Но, похоже, «Полярная звезда» создана не только для боя – ее взлетно-посадочная площадка и ангар позволяют принять поисково-спасательный Ка-27. На борту также имеются быстроходные катера и разведывательный беспилотник.

У проекта наверняка большое будущее.

«Проворный», «Надежный»

Сторожевики пограничной службы (проект 22460) имеют водоизмещение 630 тонн, скорость 30 узлов и впечатляющую дальность 5600 километров при экономном ходе. Ломают лед толщиной до 20 сантиметров. Добавим двухмесячную автономность плавания экипажа из 24 человек, станет понятно, что это весьма способный «Охотник».

Вооружение – зенитная АК-630, два 12,7-мм пулемета «Корд». При желании на борту размещается пусковая установка ракетного комплекса «Уран» и 57-мм АУ А-220М.

Кроме того, на сторожевике прописан разведывательный беспилотник, есть взлетно-посадочная площадка, способная принять вертолет типа «Ансат» или Ка-226, имеется слип для спуска катера.

Наша береговая охрана уже приняла девять таких кораблей, а всего запланировано 30 единиц. Каждый стоит предположительно 2,52 миллиарда рублей.

Два катера проекта 21980 «Грачонок»

«Юнармеец Заполярья» и его собрат стали первыми катерами проекта «Грачонок», вошедшими в состав Северного флота. Всего же в российском флоте уже 12 таких катеров.

Их стандартное водоизмещение – 139 тонн, а полная скорость – только 23 узла. Но выполняемая задача меж тем не становится менее важной – защищать более крупных собратьев от диверсионных атак. Из классического вооружения на катере только тумба с 14,5-мм пулеметом да четыре ПЗРК «Игла», зато хватает нестандартного: кроме разнообразного радиоэлектронного имеются два подводных аппарата для осмотра дна на глубинах до 300 метров, а также противодиверсионный десятиствольный гранатомет. Отметим и водолазный комплекс с барокамерой, а также кран-манипулятор.

Как видим, катера достаточно оборудованы, чтобы не только находить и обезвреживать диверсантов, но и выполнять широкий спектр задач.

Стоимость «Грачонка» – 911 миллионов рублей.

Сторожевой катер проекта 12200 «Соболь»

Этот участник нашего списка не имеет имени, потому как слишком мал – всего 57 тонн полного водоизмещения. Типичный быстроходный катер, развивающий скорость 50 узлов. Вооружен пулеметом 14,5 миллиметра, но также на нем может быть размещен ракетно-артиллерийский комплекс «Вихрь-К». В этом случае судно обзаведется четырьмя противотанковыми ракетами и 30-мм артустановкой АК-306 для борьбы с воздушными и надводными целями.

Из 30 запланированных 22 уже построены.

Виды на экспорт

Еще один фрегат проекта «Буревестник» – «Адмирал Бутаков» спущен на воду без силовой установки: ее отказались поставлять украинские производители. На сегодня не решено, будет ли этот корабль, как и два других, заказанных Минобороны, достраиваться для отечественного ВМФ или уйдет в Индию. Пусть «Адмирал Бутаков» и не вошел в состав флота, его все же следует записать в зачет нашей оборонной промышленности.


Стоимость кораблей для ВМФ РФ (млрд руб.)

ДЭПЛ проекта 636.1 (одна из модификаций «Варшавянки») построена для ВМС Вьетнама. 20 января этого года «Бариа-Вунгтау» доставлена в порт назначения Камрань.

Вспомогательные суда

Невооруженная морская мелочовка обычно не интересует широкую публику. Однако без вспомогательных судов флота не бывает.

Самыми большими (водоизмещение – 2000 тонн) оказались пять самоходных плавучих кранов, выполненных по проекту 02690. Чуть меньше опытовое судно «Виктор Чероков» (1900 тонн). Оно было заложено еще в 2007 году, но в 2010-м строительство приостановили из-за ошибок в проекте, вернулись к нему только в 2015-м. «Виктор Чероков» будет использоваться для испытания минно-торпедного и гидроакустического вооружения.

В 2016 году встали в строй три спасательных буксира двух проектов (около 1200 тонн). Остальные корабли водоизмещением до 300 тонн. Это рейдовый буксир, два гидрографических катера, столько же аварийно-спасательных плюс катамаран того же назначения, пограничный дебаркадер. Итого – 16 вспомогательных судов.

Модернизация

Кроме строительства новых кораблей, мы каждый год занимаемся модернизацией и ремонтом старых.

После пятилетнего отсутствия снова в строю ракетный крейсер проекта 1164 «Атлант», блистательный «Маршал Устинов». Это уже третий его ремонтный отпуск с момента принятия в состав флота в 1986-м, но, пожалуй, самый серьезный. Крейсеру привели в порядок корпус, отремонтировали винторулевые механизмы, силовую установку, общекорабельные системы, заменили электронную начинку и РЭВ. Говорят, теперь это совершенно новый корабль в том же корпусе, впрочем, с прежним набором вооружения.

Вернулся в строй и флагман Каспия, сторожевой корабль «Татарстан» (проект 11661 «Гепард»). Кроме обычного ремонта сторожевик обзавелся новой РЛС «Галс», которая серьезно повысила его боевые возможности.

АПЛ «Кузбасс» проекта «Щука-Б» мы ждали долгие семь лет. Ремонт океанского монстра водоизмещением 12 тысяч тонн несколько затянулся, но дело того стоило. По оценке американского издания National Interest, подлодки проекта «Щука-Б» входят в пятерку самого опасного российского оружия.

Ракетный подводный крейсер «Подмосковье» ушел в ремонтный док еще в далеком 1999 году, а в 2016-м вышел на испытания, но уже в качестве носителя сверхмалых подводных лодок. «Подмосковье» ждет славное опытное и научное будущее. Возможно, крейсер станет прародителем подводного флота нового поколения.

Итого – четыре модернизированных корабля с весьма серьезным совокупным водоизмещением.

Российский флот активно перевооружается, хотя, возможно, и не теми темпами, как надо бы. Жизнь корректирует планы. В нашем случае это превращение Украины во враждебное государство и как следствие – сдвиг сроков сдачи некоторых кораблей по причине разрыва контрактов на поставку труднозаменимого оборудования. Сказываются и санкции Запада: бюджет страны не резиновый, а его ресурсы в последние два года понадобились на новых, неожиданных направлениях.

Тем не менее корабли спускаются на воду, закладываются новые, возвращаются с модернизации старые. Ведь пока мы не закончим перевооружение, старичкам придется нести свою вахту.

#проект 11356 #«Замволт» #«Тальвар» #проект 636.3 #проект 12700 «Александрит»



Loading...Loading...